Новые русские гиперзвуковые ракеты. Современная ракета «Циркон»: технические характеристики и особенности. Американский телеканал CNBC сообщил: испытания гиперзвуковой ракеты «Циркон» прошли удачно

Презентация новейшей российской крылатой ракеты 3М22 «Циркон»17 марта 2016 года, несмотря на молчание большинства СМИ, не осталась незамеченной для экспертного сообщества и военных. Сразу появились предположения относительно тактико-технических характеристик нового детища Рособоронпрома. Предварительные данные испытаний дали основание считать, что в скором времени на вооружение российского Военно-Морского флота и морской авиации может поступить совершенно новое и мощное оружие. Этими ракетами предполагается перевооружить ТАРКР проекта 1144 типа «Орлан», оснастить строящиеся крейсера проекта «Лидер» и субмарины типа «Хаски».

История создания новейшей ракеты

Данные, полученные в ходе испытаний, свидетельствуют о том, что российская оборонка сумела создать боевую крылатую ракету, достигшую гиперзвуковой скорости (выше скорости звука в 5-6 раз). Гиперзвуковая крылатая ракета 3М22 «Циркон» превращает современные системы ПВО в груду ненужного хлама.

Появление новейшего супероружия имеет свою предысторию, состоящую из цепочки важных фактов. Работы над созданием ракеты, способной летать на гиперзвуковых скоростях, велись в СССР еще в середине 70-х годов. Дубненское конструкторское бюро «Радуга» еще в 70-е годы разрабатывало крылатую ракету Х-90, способную развивать в полете скорость до 3-4 М. Однако с развалом Союза из-за отсутствия финансирования работы были свернуты. Только спустя 20 лет снова вернулись к этой теме, но уже на базе новых технологий.

Первые сведения о разработке нового противокорабельного комплекса, оснащенного крылатыми оперативно-тактическими ракетами, появились в конце 2011 года.

Разработкой прототипа гиперзвуковой ракеты занимался Центральный Институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) в городе Лыткарино Московской области.

Представленный на выставочных стендах макет ПКР разительно отличался своей формой от привычных всем сигарообразных крылатых ракет. Он представлял собой коробчатый корпус с расплющенным лопатовидным обтекателем. На авиасалоне впервые было озвучено и название необычного ракетного комплекса — «Циркон».

Параллельно этому разрабатывались новейший радиовысотомер и автоматический радиокомпас. Научно-производственное предприятие «Гранит-Электрон» активно занимался созданием навигационного оборудования и систем автопилотирования.

Головное предприятие ПО «Стрела», выпускающее ударные противокорабельные комплексы «Оникс», заявило о начале подготовки производственной базы для выпуска новейшей крылатой ракеты. По данным многих источников, новейшая система вооружения сможет кардинально изменить ситуацию на море. Однако после авиасалона «МАКС» почти вся информация о продвижении прогресса по теме «Циркон» исчезла из публичных информационных ресурсов.

Скудная информация, просачивающаяся в СМИ, была явно недостаточна. И только по масштабам вовлеченности в проект «Циркон» крупнейших профильных предприятий можно было судить о свойствах этого проекта.

Чем удивили мир

После первых испытаний стало ясно, что новая ракета способна лететь в два раза быстрее, чем новейшая британская крылатая ракета морского базирования «Sea Ceptor». Стоящие сегодня на вооружении флотов НАТО противоракеты способны успешно бороться с ПКР «Гранит» и аналогичными воздушными аппаратами, скорость которых достигает 2000-2500 км/ч. Против новейшей российской разработки западные противоракеты бессильны. Дальность полета российской ПКР составит ориентировочно 300-400 км, что вполне достаточно для эффективного уничтожения кораблей вне зоны установления радиоконтакта.

Как позже стало известно, ракеты «Циркон» стали модернизированной версией индийской крылатой ракеты морского базирования «Bramos», которая создавалась совместно двумя странами. Основой для разработки новейшего оружия стал противокорабельный комплекс П-800 «Оникс». Акцент при разработке ракеты делался на ее высокой скорости. По мнению экспертов, высокоскоростные противокорабельные ракеты нового поколения представляют большую проблему для систем ПВО. Времени на обнаружение летящего к цели снаряда крайне мало для того, чтобы не только квалифицировать тип угрозы, но и предпринять адекватные меры противодействия.

Российские атомные крейсера проекта 1144, переоснащенные новейшими крылатыми ракетами, снова станут реальной угрозой владычеству американского флота на морях. Первоначально планируется оснастить новыми ракетными комплексами модернизируемый ТАРКР «Адмирал Нахимов» . Позже такая же участь ждет флагман Северного флота ТАРКР «Петр Великий» . В планах — постройка атомных ударных субмарин типа «Хаски», вооруженных гиперзвуковыми крылатыми ракетами, это кардинально сместит баланс мировых военно-морских сил в сторону российского флота.

Основные технические тонкости и нюансы в создании ракеты нового поколения

Потребность в новой противокорабельной ракете возникла не сразу. Имевшиеся на вооружении флота ракетные комплексы П-600 «Гранит» и П-800 «Оникс» продолжают оставаться на сегодняшний день грозной силой. Однако не тратят времени даром и разработчики суперсовременных средств корабельных ПВО. По мнению специалистов в области оперативно-тактического оружия, через пару лет боевые возможности крылатых ракет морского базирования будут исчерпаны ввиду эффективности противоракетной обороны кораблей.

В связи с этим и возникла идея существенной модернизации ВМФ России новыми видами вооружения. Одним из направлений процесса стала разработка нового противокорабельного комплекса с высокоскоростными крылатыми ракетами. Наличие такого вооружения на больших и малых кораблях флота станет эффективным инструментом сдерживания на море. Новая ракета 3М22 имеет уникальные тактико-технические характеристики, однако точных данных о них пока нет. Даже предварительные данные говорят, что новое оружие является серьезным шагом к появлению новых видов и типов вооружений.

Почему новая российская ракета называется гиперзвуковой? Дело в том, что сегодня ударные ракеты имеют скорость полета в среднем 2-2,5 МАХа. Новая разработка должна летать со скоростью не менее 4500 км/ч, превышая в 5-6 раз звуковой барьер. Создать такой стремительный снаряд — задача непростая. Еще на стадии проекта возникли трудности с тем, как добиться необходимого разгона ракеты. Использование для этих целей традиционных ракетных двигателей должно эффекта не даст.

Аппараты, летающие со сверхзвуковой скоростью, принципиально отличаются от аппаратов, летающих на гиперзвуковой скорости. Обычный турбореактивный двигатель после тройного превышения скорости звука теряет тягу — основной показатель эффективности работы авиационного двигателя. К такому виду вооружений, как крылатые ракеты, не подходят ни жидкостный, ни твердотопливный реактивный двигатель. Ракета выполняет во время полета определенные эволюции, которые не могут обеспечить работающие маршевые ЖРД И ТРД с постоянной тягой.

Результатом научно-технических поисков стал прямоточный ракетный двигатель, способный работать в условиях сверхзвукового горения. Для этих целей даже было разработан новый вид ракетного топлива «Децилин-М» с повышенной энергоемкостью.

Во время полета ракеты в воздушном пространстве на высоте 50-200 метров корпус снаряда нагревается до высоких температур, поэтому при изготовлении изделия были использованы новые жароустойчивые сплавы.

Для справки: Первый американский гиперзвуковой самолет «Валькирия» развивал скорость до 3200 км/ч. Планер самолета был изготовлен из титана. Использовать такой дорогой металл для серийного производства ракет было нецелесообразно и дорого.

Не менее трудно было решить проблему самонаведения ракеты на больших скоростях. В отличие от известных аэробаллистических боевых комплексов, способных летать на гиперзвуковых скоростях и на высотах до 100 км, крылатая ракета имеет иную область применения. Основной полет ракеты происходит в плотных слоях атмосферы. В отличие от баллистических ракет, КР имеет пологую траекторию полета и меньшую дальность. Все эти требования ставят перед разработчиками вооружения новые задачи.

В полете на гиперзвуковой скорости из-за возникновения вокруг летящего снаряда облака плазмы, появляется естественное искажение параметров целеуказания. На новую ракету было решено установить совершенное радиоэлектронное оборудование, способное вести снаряд к цели на высокой скорости, не взирая на противодействие мощных электромагнитных полей.

Планы Высшего военно-морского руководства относительно боевых возможностей новой ракеты

Впервые ракета была запущена на летно-испытательном полигоне в Актюбинске в 2012 году. Пуск был осуществлен с борта стратегического ракетоносца «Ту-22М3». Дальнейшие пуски проводили с наземных пусковых установок. Комплекс основных испытаний уже подходит к концу. Остаются еще недоработки в работе двигательной установки и системы наведения, однако это, по мнению создателей ракеты, можно устранить в течение ближайшего времени. Идет подготовка запуска нового вооружения в серию.

Высшее военно-морское командование считает, что один ТАРКР «Петр Великий», вооруженный гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон», сможет в одиночку противостоять целому боевому соединению кораблей вероятного противника. На прибрежных морских театрах российские боевые корабли малого и среднего класса, оснащенные новейшей ракетой, будут в состоянии контролировать всю акваторию. По дальнобойности и по скорости российской ракете нет аналогов ни в турецких ВМС, ни во флотах странах Балтийского бассейна.

Аналогично обстоит ситуация с переоснащением кораблей Тихоокеанского флота. Новое вооружение существенно усилит оперативно-тактические возможности кораблей ТОФ на Тихом океане. Это в некотором роде создаст надежный плацдарм для укрепления обороноспособности дальневосточных рубежей перед реальной угрозой.

В заключение

Последние разработки российских конструкторов поставили в тупик оборонные ведомства США, Великобритании и Китая, которые оценивают появление новейшей гиперзвуковой ракеты как потенциальную угрозу своим ВМС. На сегодняшний день техническая оснащенность российского флота оперативно-тактическим оружием находится в удовлетворенном состоянии, однако постоянный технологический прогресс приводит к быстрому устареванию боевого потенциала современного флота. Еще вчера мощные крылатые ракеты «Гранит» пугали американских адмиралов, но сегодня ракетное вооружение российских кораблей уже нуждается в усовершенствовании.

Гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон» по своим параметрам значительно опережает время. Технологии, которые легли в конструкцию промышленного образца, на годы опережают технологический уровень вооружения и оснащенности флота. Новые подводные лодки, проектируемые в КБ «Малахит», разрабатываются в качестве боевых платформ под вооружение нового поколения.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что новые фрегаты и корветы, представляющие на сегодняшний день основу отечественного ВМФ, будут в дальнейшем вооружаться гиперзвуковыми ракетами.

В Китае подобные разработки также двигаются быстрыми темпами. Последняя китайская противокорабельная ракета DF-21 с дальностью полета до 3000 км, может поступить на вооружение ВМС НОАК в течение 2-3 лет. Американцы стараются не отставать от России и Китая, работая над проектом Х-51А X-51 Wave Rider. Эта гиперзвуковая ракета должна не уступать российской и китайской разработке.

До реального полета американского детища дело не дошло. Китай только планирует завершить работы к 2020 году. На оперативно-тактическом уровне российская гиперзвуковая ракета уже имеет реальные очертания в металле, прошла испытания и готовится к серийному выпуску. Какова будет дальнейшая судьба новейшего оружия, покажет время. Тем не менее, модернизации российского флота и перевооружение кораблей начнутся в ближайшее время.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Полеты “трёхмаховых” летательных аппаратов сопровождались бешеным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо. При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.


Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разреженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.

За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий...

Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по-прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.

Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.

На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.

Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!

Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять “планку” в 3 Маха.

Среди всего многообразия противокорабельного ракетного во всем мире лишь четыре ПКР могут летать вдвое быстрее скорости звука на уровне моря. Среди них:

ЗМ80 “Москит” (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 километров - 2,8М, на уровне моря - 2М).

ЗМ55 “Оникс” (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км - 2,6М).

ЗМ54 “Калибр”.

И, наконец, российско-индийский “БраМос” (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).

Наиболее близко к заветным 3М подобрался перспективный “Калибр”. Благодаря многоступенчатой компоновке его отделяемая боевая часть (которая сама же и является третьей ступенью) способна развить на финише скорость 2,9М. Впрочем, ненадолго: отделение и разгон БЧ производится в непосредственной близости от цели. На маршевом участке ЗМ54 летит на дозвуке.

Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми “Калибрами”, устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).

Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле еще только завтрашний день.

Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета (“Москит”, “Оникс”, “Брамос”), отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.

Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат - число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.

На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.

ЗМ22 “Циркон” - гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?

Ракета о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний. Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос: насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?

Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.

Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.


Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 - 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства “Калибр”. Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой - 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе - до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных “Орланах”.

Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.

Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5М - следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одно индекса, чтобы понять о чем идет речь.

Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ “Форт”

Длина и диаметр корпуса - стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м. Стартовая масса 1,9 тонны.

Боевая часть - осколочно-фугасная весом 180 кг.

Расчетная дальность поражения ВЦ - до 200 км.

Скорость - до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).


ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 “Фаворит”

Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?

Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК. Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988). Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.

Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы не создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей?

Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука. Основным недостатком - высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.

Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?

Система наведения.

Для обнаружения целей за горизонтом противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.

Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН. Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 - зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.

В то же время обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).

Двигатель.

Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями. Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 километров (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.

Противокорабельное оружие, напротив, оснащается турбореактивными двигателями - для длительного, в течение десятков минут, полета в плотных слоях атмосферы. С гораздо меньшей скоростью, чем принято у зенитных ракет.

Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.

Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой. Для примера: американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.

Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории). После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!

Примечательно, что Стандарт-3 является относительно легким компактным оружием, со стартовым весом ~ 1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.

Противоракета не имеет боевой части. Главным и единственным поражающим элементом является её четвертая ступень (инфракрасный датчик, компьютер и комплект двигателей), врезающаяся на полной скорости в противника.

Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.

Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет - наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.

А) Стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.
Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.

Б) Из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота. Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы - в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.

В) Выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.)

В то же время негативными моментами станут:

1. Высотная траектория полета. Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.

Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.

Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.

Вторая проблема - слабая боевая часть. Кто-то скажет, что при таких скоростях можно обойтись без неё. Но это не так.


Зенитная ракета “Талос” без боевой части едва не разрубила цель пополам (учения у берегов Калифорнии, 1968 г.).

Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.

Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000-10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочисленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.

Противокорабельной ракете “Циркон” необходима боевая часть. Однако, ввиду необходимости обеспечения скорости 4,5М и ограниченных массогабаритов при размещении в УВП, масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана исходя из примеров существующих ракет).

Тема «военного» гиперзвука не сходит с первых страниц ведущих мировых изданий вот уже несколько десятилетий. Причём затрагивают этот вопрос не только профильные СМИ, а и таблоиды, посвящённые международным отношениям, экономике, финансам…

Причина столь пристального внимания - вероятная смена «планетарного гегемона», ведь страна, которая сможет поставить на поток производство гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА) раньше потенциальных противников, обретёт настоящую свободу во внешней политике. Новое наступательное оружие окажется недосягаемым для современных систем защиты, а значит, останется в прошлом и привычная риторика «исторического паритета» в соперничестве Запада и Востока.

Как отмечают эксперты, Москва и Вашингтон в очередной раз стали участниками необъявленной дуэли: ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что гиперзвуковые ракеты России и США будут иметь диаметрально противоположные цели - загадка лишь в том, кто кого «возьмёт на прицел»…

Оружие под грифом «Совершенно секретно»

Сегодня об «абсолютном оружии» говорят буквально на каждом углу. Газеты, журналы, телевизионные передачи - везде трубят о скором приближении «устрашающей перспективы». И в то же время поток по-настоящему полезной информации столь скуден, что порой создаётся впечатление, будто гиперзвуковые крылатые ракеты - это не что иное, как плод воображения фантастов.

Почему так происходит? Да потому, что, придав огласке результаты отдельных наработок, военные не спешат раскрывать все карты, ведь на кону - будущее страны, её способность адекватно реагировать на мировые угрозы и вызовы потенциальных противников. К тому же многие проекты имеют статус государственной тайны, и это не только усложняет профессиональную деятельность журналистов, но и "склоняет к молчанию" тех, кто мог бы что-то поведать о сдвигах и прорывах в указанном направлении. Тем не менее собранные по крупицам данные наводят на мысль о том, что российские ракетные войска стоят на пороге качественного перерождения, что ещё год-два - и секретные системы заступят на боевое дежурство…

Акцент на гиперзвук не случаен - цель, движущаяся со скоростью три-четыре километра в секунду, перестаёт быть уязвимой для подавляющего большинства систем ПРО. Сейчас подобными тактико-техническими показателями могут похвастаться разве что баллистические ракеты межконтинентального действия. Однако их «крейсерский разгон» реализуем исключительно в безвоздушном пространстве (на огромных высотах). Как известно, материальное тело, находящееся в космосе, лишается аэродинамического маневрирования, то есть неуязвимости.

Гиперзвуковая крылатая ракета (России ещё предстоит провести ряд испытаний, прежде чем модернизированный образец «Коалы», а именно так называют отечественную Х-90 в армиях НАТО, станет серьёзным фактором сдерживания в отношениях с «зарвавшимся гегемоном») - это сверхточное оружие с радиусом поражения в несколько десятков тысяч километров. По сути, такая боевая единица - воплощение мечты военных, ибо, помимо скорости и «избирательности», она будет обладать абсолютной неуязвимостью.

Не так давно в прессу просочились откровения Бориса Обносова - руководителя «ТРО». Директор корпорации заявил, что в 2013 году на полигоне в Ахтубинске уже была опробована одна «мечта», способная развивать скорость в 5 тыс. км/час. И хотя в воздухе ракета смогла продержаться всего несколько десятков секунд, конструктор недвусмысленно намекнул, что окончательный успех близок, и что американский продукт - пресловутая X-51A - по многим техническим параметрам значительно уступает российскому.

Гиперзвуковые крылатые ракеты: «холодная» война, которая никогда не заканчивалась

Роль, которую США отводят «гиперзвуку», безусловно, колоссальна. По сведениям разведки, практическая реализация идеи - это часть общей стратегии, направленной на «принуждение» Москвы к геополитической капитуляции. Другими словами, Пентагон вновь взял курс на выстраивание диалога с позиции силы.

До 2025 года - момента, когда, согласно официальной доктрине, новые гиперзвуковые ракеты России должны будут «стать в строй», Вашингтон обязательно попытается «ликвидировать русскую угрозу». Тем более что политико-экономических возможностей для влияния на внутригосударственные процессы у него предостаточно. Однако нельзя исключать и вероятность прямого противостояния. Не случайно же численность КРБД (крылатых ракет большой дальности) в армии США доводится до 7 тыс. единиц - невиданного показателя со времён активной фазы «холодной» войны.

Скрытые угрозы, или Что стоит за космическими программами НАСА?

Программа мирного освоения космоса под эгидой НАСА на самом деле не столь дружелюбна. В числе прочего она подразумевает, что к 2020 году агентство должно получить в своё распоряжение гиперзвуковой носитель (якобы для вывода на орбиту тоннажных грузов). Испытания же, проведённые прошлым летом - речь идёт о запуске Х-43А с полигона Кодьяк, штат Аляска, - показали, что истинные намерения «астронавтов» совершенно иные (перед пуском была поставлена задача: поразить цель, находящуюся на тихоокеанском атолле, на скорости не менее 6,5 тыс. км/сек.). По сути, имело место быть «показательное выступление» с участием боевого прототипа. Итогом же «мирных» исследований наверняка станет гиперзвуковая ракета с кинетической боеголовкой.

Схожие проекты воплощаются в жизнь сухопутными и военно-морскими силами США. В ВВС же Америки параллельно ведётся работа по изучению потенциала Falcon HTV-2: в ходе последнего «калифорнийского эксперимента» аппарат превзошёл все ожидания и развил скорость в 20 Мах (около 23 000 км/ч). Впрочем, об удачном старте говорить не приходится - образец потерял управляемость и рухнул, так и не долетев до пункта назначения. Причины потери связи с ракетой остаются невыясненными.

Каким будет ответ России?

Надо понимать, что «военный» гиперзвук для России - тема не новая. Первые попытки создать «нечто маневренное и сверхбыстрое» были предприняты в СССР ещё в 70-х годах прошлого века (имеется в виду опытная модель с раздвоенным зарядом и дальностью полёта до 3000 км; впоследствии она «вошла в серию» и получила название «Холод»), а их результаты легли в основу технологии производства «неуловимых» боеголовок. «Тополь-М», «Булава», «Лайнер» - для этих модификаций межконтинентальных баллистических ракет свойственно менять курсовую направленность и высоту полёта на финальном отрезке пути. И это не секрет. Но вот что касается наличия «воздушно-космических самолётов» - здесь всё окутано пеленой таинственности.

Американцы, к примеру, делают ставку на «Фалкон» и Х-51А. Как предполагают, летательный аппарат нового класса сможет постоянно «висеть» на орбите, а при необходимости запускать смертоносные ракеты, способные поразить цель за считанные минуты. О российских аналогах информации почти не поступает. Однако спокойствие, демонстрируемое руководством страны, указывает на то, что у Кремля ещё есть пара-тройка козырей в рукаве.

"Ю-71" как инструмент ограничения эффективности заокеанской противоракетной обороны

До февраля текущего года достоверные сведения об Объекте 4202 отсутствовали. Нигде не всплывала и информация о боезаряде "Ю-71" (Yu-71). Но после запуска прототипа с Домбаровского полигона, что под Оренбургом, все точки над «и» были окончательно расставлены. Судя по официальному докладу, к 2025 году местный полк РВСН получит более 20 специальных установок, каждая из которых сможет работать с «неуязвимыми зарядами». За этой формулировкой скрывается то, о чём так давно говорят - гиперзвуковые ракеты России новейшего образца.

Отдельные аналитики утверждают, что февральские испытания прошли не совсем гладко - мол, носителем выступала «осовремененная» УР-100Н (УТТХ), и она не справилась с поставленной задачей. Однако достигнутый показатель ускорения - порядка 5,2 Мах - это уже огромный прорыв. Осталось «подтянуть гайки» да «закрутить болты».

Данные, поступающие из открытых источников, свидетельствуют: за реализацией проекта «4202» стоят конструкторы «НПО Машиностроения» (г. Реутов), причём работают они в указанном направлении начиная с 2009 года. То есть с соблюдением режима секретности в военном ведомстве дела обстоят хорошо.

Независимые эксперты полагают, что новая гиперзвуковая крылатая ракета России - это некий «гибрид», способный действовать как самостоятельно, так и в составе системы межконтинентального баллистического запуска. Вероятно, речь идёт о нескольких модификациях, которые будут обладать совместимостью и с лёгкими «Тополями», и с более тяжёлыми «Сарматами» (дебют последних ожидается на рубеже 2019-2020 гг.).

Коридор 25-140 км - не единственное актуальное направление для исследований. Москва ударными темпами осваивает технологию, позволяющую выводить объекты на немыслимые траектории на сверхмалых высотах при ускорении в 3-4 Мах. Являясь аэродинамическими целями для систем ПРО, такие крылатые ракеты смогут опережать заряды-перехватчики и поражать цели вне зависимости от насыщенности оборонительного щита.

Готов ли Пентагон к встрече с «Цирконом»?

Гиперзвуковые ракеты России - тема «закрытая». То, что попадает в печать - это, как правило, «намеренный слив». Поэтому точных сведений о «Цирконе» нет даже сейчас - спустя три года после того, как должны были состояться официальные «смотрины». Но если взять во внимание тот факт, что прошлым летом военные чины утвердили программу развития гиперзвуковых технологий сразу на 6 лет вперёд, то напрашивается вывод: ракета-фантом достойно выступила в ходе очередных учений, её появление в составе ВС - вопрос решённый.

Высказывается предположение, что «Циркон» станет элементом оперативного назначения на дистанции от 300 до 400 км. Но как будет в действительности, пока неизвестно. И эта неопределённость сильно настораживает Пентагон - там привыкли считать, что гиперзвуковые ракеты России и США по своим тактико-техническим характеристикам очень похожи. Рождение же «восточного Феникса», обладающего незаурядными способностями - серьёзный повод для беспокойства натовских генералов.

Опять же, неясен механизм доставки «Циркона» к цели. И американцы уже сегодня вынуждены ломать голову над тем, какие именно изменения им следует внести в их «многострадальную» ПРО, дабы минимизировать потенциальный ущерб от «посылки».

Гиперзвуковая ракета и борт дальней авиации: гремучая смесь

Руководитель «ТРО» допускает, что первые гиперзвуковые ракеты России всё же будут базироваться не на наземных станциях с МБН, а в воздухе - на бортах судов дальней и средней авиации. Причиной таких изменений может послужить необходимость придания боевым элементам начальной скорости (практические испытания показали, что при «стационарном пуске» прямоточный двигатель не активизируется вплоть до момента старта снаряжённого боезаряда, а это негативно отражается на динамике ускорения).

При дополнительном «толчке» со стороны воздушного судна российская гиперзвуковая крылатая ракета сможет запросто перешагнуть порог в 6 Мах. По словам Обносова, в перспективе (не ранее 2030 года) на вооружении появятся «профильные ракетоносители» - пилотируемые аппараты, разгоняющиеся до 4-8 Мах.

Американская Х-51А Waverider и отечечственный «Москит»: от неудач никто не застрахован

Заокеанские «партнёры» воспринимают гиперзвуковые ракеты России как страшный сон. Поэтому ежегодно из федерального бюджета США выделяются огромные суммы на развитие военно-воздушных сил. Один из таких полусекретных проектов известен под кодовым названием X-51A Waverider.

Первые и, по сути, единственные «открытые» испытания носителя состоялись в 2010 году. Тогда разгонная ступень Х-51 завела по крутой траектории ракету на высоту в 19,8 км, а включившийся сверхзвуковой двигатель спровоцировал ускорение прототипа до 4,8 Мах. Но после того как опытный образец сумел подняться ещё на 1500 метров над землёй и разогнаться до 5 Мах (более 5,5 тыс. км/ч), начались перебои в телеметрии. Поскольку сигнал от объекта был неустойчивым, дело дошло до принудительной ликвидации. Кстати, по аналогичному сценарию, за месяц до описанных событий, проходили испытания FHTV-2 - летательного аппарата, сконструированного концерном Boeing. Получается, что причиной крушения Falcon стал всё тот же обрыв связи (маршрут пролегал над несудоходным районом Тихого океана, поэтому взрывать прототип не стали).

Надо сказать, что и Россия обладает гиперзвуковыми ракетами не благодаря «счастливому случаю» - этому событию предшествовали десятки неудачных запусков и отложенных стартов. Чего только стоит «эпопея» с введением в строй противокорабельного «Москита» (П-270)? А ведь там речь шла «всего лишь» о скорости в 4 Max!

Близкое знакомство с «Коалой»: гиперзвуковая ракета России «Х-90»

История создания «Х-90» своими корнями уходит в теперь уже далёкий 1971 год. Дело касалось стратегического носителя среднего класса, применимого на малых высотах. Однако руководство СССР отнеслось к инициативе конструкторов НПО «Радуга» весьма прохладно, и до 1976 года о проекте не вспоминали. В 80-е опытные образцы уже ускорялись до 4 Мах; тогда же воплотили в жизнь и идею о «раздвоенности» боеголовки (каждый заряд мог наводиться на отдельную цель, при условии, что расстояние до неё от точки «распада» не превышало 100 км). В 1992 году по понятным причинам все наработки «законсервировали».

Спустя пять лет российская гиперзвуковая ракета с индексом «Х-90» трансформировалась в «экспериментальный летательный аппарат, работающий на сверхскоростях». В НАТО проект тут же окрестили AS-19 Koala. Стоит отметить, что официально Москва настаивает на том, что «Коала» и «Х-90» сборки 70-х не имеют ничего общего, хотя специалисты, все как один, говорят об обратном.

Заявленная конструкторами скорость гиперзвуковой ракеты образца 1997 года - 5 Мах, радиус действия - 3500 км. После отсоединения от ТУ-160М (на высоте 7-20 км), происходит активизация крыльевого механизма. Далее следует пуск твёрдотопливного ускорителя, который выводит боевую единицу на сверхзвуковой рубеж, и только потом включается маршевый двигатель.

Современные «Тополя» и «Стилеты» - это новая ступень в эволюции «Х-90». Масштабные военные учения 2004 года подтвердили, что 5000 м/с - далеко не предел для гиперзвуковой боеголовки.

Москва и Дели: рождение «БраМос-2»

Безусловно, испытание гиперзвуковой ракеты России стоило дорого. И речь даже не о деньгах, коих на военные нужды за последние двадцать лет было истрачено немало. Политическое, а порой и экономическое давление Запада вынудило Кремль к «активной обороне», к поиску новых стратегических партнёров...

Не так давно завершились испытания «БраМос». Совместный российско-индийский проект ознаменовался рождением «крылатой бестии», которой под силу двигаться со скоростью 650 м/с. Но останавливаться на достигнутом никто не собирается. Следующая ступень сотрудничества - «БраМос-2» с показателями 6,5-7 Мах. Если удастся воплотить задуманное, то Москва и Дели смогут разделить лавры победителя, ведь об оружии с подобными характеристиками можно только мечтать.

Что интересно: высокопоставленный чиновник Пентагона в одном из интервью, отвечая на вопрос журналиста о том, есть ли в РФ гиперзвуковые ракеты, предпочёл сохранить молчание. Хотя каких-то 15 лет назад иностранные специалисты категорически заявляли, что ожидания Кремля в этой сфере тщетны, и что 7 Мах - недостижимый предел (по неофициальным данным, ГПВРД, созданный отечественными конструкторами, успешно «сдал тест» ещё в 1998 году).

Гиперзвуковые ракеты, созданные для прорыва оборонительных систем, — новинка в давней гонке вооружений. Российская ракета «Циркон» может быть принята на вооружение уже в 2018 году. Несмотря на многочисленные газетные заголовки, об этой ракете пока известно не так много для того, чтобы можно было определенно сказать, представляет ли она непреодолимую угрозу для кораблей на море.

«Спутник», принадлежащее российскому государству новостное агентство, расхваливает возможности этой ракеты и отмечает, что «британские авианосные ударные группировки вынуждены будут находиться вне радиуса действия ракеты «Циркон», а у палубных самолетов не окажется достаточно топлива для того, чтобы преодолеть необходимую дистанцию».

Угрожающая авианосцам ракета представляет собой дешевое средство для противодействия смертельной угрозе, однако угроза эта хорошо известна. В течение многих лет военные планировщики вводили в состав авианосных ударных группировок другие корабли, оснащенные системами противоракетной обороны и использующие свои собственные радары и ракеты-перехватчики для защиты массивных авианосцев от известных в настоящее время реактивных снарядов. Серьезной угрозой гиперзвуковые крылатые ракеты делает не только скорость.

Скорость — это только средство, а не самоцель. Сложными для перехвата ракеты делает то, что они способны сделать со своей скоростью. «На мой взгляд, вопрос относительно ракеты «Циркон» состоит в ее характеристиках — того, можно ли ее обнаружить на дальнем расстоянии и от того, на какой скорости она способна маневрировать в конечной фазе. Это более интересные вопросы, чем просто скорость», — отметил Джеймс Эктон (James Acton), один из директоров программы по ядерной политике (Nuclear Policy Program) Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace).

Контекст

Российские ракеты не остановить

Il Giornale 23.02.2017

«Сармат» - убийца американской ПРО?

The National Interest 16.02.2017

Новая российская ракета - это важно

The National Interest 01.02.2017 Одной скорости еще недостаточно, потому что существующие системы противоракетной обороны созданы как раз для того, чтобы сбивать значительно более быстрые цели.

«Это на самом деле высокая скорость для крылатой ракеты, однако она не особенно высока, если вспомнить о баллистических ракетах», — подчеркнул Дэвид Райт (David Wright) из Союза обеспокоенных ученых (Union of Concerned Scientists).

Системы противоракетной обороны, призванные перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты, только начинают демонстрировать некоторые успехи в борьбе против учебных мишеней. Против менее крупных баллистических ракет используются комплексы Patriot, и они стоят на вооружении многих стран-членов НАТО, в том числе Соединенных Штатов. Ракеты комплекса Patriot обладают скоростью примерно в 4 Маха. Этого более чем достаточно для того, чтобы поразить существующие крылатые ракеты и самолеты. Кроме того, ракеты комплекса Patriot продемонстрировали определенный успех в борьбе с баллистическими ракетами, летящими по предсказуемой траектории.

Перехват осуществляется за счет скорости и обнаружения.

Самая высокая скорость межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III составляет 20 Махов. Это в три или в четыре раза быстрее, чем предполагаемая скорость ракеты «Циркон». Однако баллистические ракеты летят по довольно ясной траектории — сначала вверх, потом вниз, и все это в открытом небе, где радары и спутники легко могут проследить за всем их полетом.

«Другой способ обойти радар — по крайней мере, в определенной степени — состоит для ракеты в возможности низкого полета. Профиль полета очень важен для того, чтобы осложнить обнаружение, — подчеркнул Эктон. — Даже если ракету заметят, ее вряд ли перехватят, если она способна на маневры для уклонения от удара». Ракеты в буквальном смысле слова уворачиваются от противоракет, пытающихся их перехватить.

То, как именно будет летать ракета «Циркон», скажет в конечном итоге значительно больше о ее возможностях, чем просто данные о ее скорости. Если эта ракета сможет двигаться по низкой траектории, а затем после внезапного и неожиданного маневра уже в самом конце своего полета поразит корабль, то тогда она будет именно такой смертоносной, как все трубят. Если же она не будет способна на подобный маневр, то, возможно, существующие системы противоракетной обороны смогут ее перехватить. Хотя маловероятно, что конструкторы и военные планировщики не наделили ее такими возможностями. Однако такого рода информация сейчас недоступна, и поэтому, в любом случае, еще слишком рано определенно говорить о том, обеспечит ли ракета «Циркон» огромное преимущество России в морских сражениях.

«Я очень серьезно отношусь к тому, что говорят о ракете «Циркон», а также к тому факту, что она может представлять угрозу для американских кораблей, — отметил Эктон. — Однако одна лишь скорость не является единственным важным фактором. По данным средств массовой информации, ее скорость составляет 6 Махов, и якобы именно поэтому ее нельзя будет остановить. На самом деле это довольно безграмотное предположение».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Дальность первой модификации «Циркона» составляла около 500 км при скорости 2,5 км/сек. Другими словами, скорость ракеты почти в восемь раз превышает скорость звука. А это означает лишь одно: никакими средствами противовоздушной обороны ее не сбить. Для примера, время реакции ракетного комплекса ПВО США системы Aegis составляет порядка 8–10 сек. «Циркон» при скорости 2,5 км/сек за это время пролетит 20-25 км. Ракеты-перехватчики наземного базирования просто не успеют его догнать.

Уже есть информация, что первыми кораблями, которые будут вооружены ЗК22, станут тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» и атомный крейсер «Петр Великий». Каждый из них имеет 20 пусковых установок ПКР «Гранит», в каждой установке сможет разместиться по три «Циркона». То есть 60 новейших ракет вместо 20.

Как отметил военный эксперт Константин Сивков, принятие «Циркона» на вооружение приведет к тому, что роль авианосных сил США будет сильно ослаблена в пользу российских атомных крейсеров.

Американский конгрессмен Тренд Френкс так прокомментировал российскую военную новинку: «Приближается гиперзвуковая эра. Вражеские разработки коренным образом меняют фундаментальные законы войны». Конгрессмен прав. Появление «Циркона» с ядерными боеголовками делает бессмысленной любую систему ПРО на ближайшие лет тридцать. Америка уже начала переписывать свой главный милитаристский документ - военную доктрину, так как приёмы и сценарии, указанные в текущем варианте, утратили актуальность. В частности, Западу придется кардинальным образом обновить защитное вооружение. Как это сделать, они ещё не придумали, но налогоплательщикам США это влетит в копеечку.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: