Боевой железнодорожный ракетный комплекс "скальпель". Железнодорожные ракетные комплексы – надёжная защита России Российский ядерный поезд

БЖРК на маршруте патрулирования / Фото: Пресс-служба РВСН

В 2020 году вооруженные силы России получат новое поколение поездов с пусковыми установками баллистических ракет. Боевой ракетный железнодорожный комплекс «Баргузин» вооружат шестью ракетами РС-24 «Ярс» против трех МБР «Скальпель» у предшественника, БЖРК «Молодец».

Засечь поезд будет невозможно - помимо современных средств маскировки, его оснастят системами радиоэлектронной борьбы и другими устройствами, повышающими скрытность. Дивизионный комплект БЖРК будет состоять из пяти поездов, каждый из которых приравняют к полку.

Бывший начальник Главного штаба РВСН Виктор Есин / Фото: Пресс-служба РВСН


"Создание "Баргузина" является российским ответом на развертывание американцами глобальной системы ПРО", - считает бывший начальник Главного штаба РВСН Виктор Есин.

Ранее командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев говорил о принятии «Баргузина» на вооружение в 2019 году, однако сроки работ по созданию поезда сдвинуты на год из-за сложной финансовой ситуации. Эскизный проект БЖРК создан, ведется разработка конструкторской документации. В 2017 году Владимиру Путину представят подробный доклад по теме и план развертывания ракетных поездов.

БЖРК «Баргузин» вооружат шестью ракетами РС-24 «Ярс» против трех МБР «Скальпель» у предшественника, БЖРК «Молодец» / Изображение: oko-planet.su


"Новые БЖРК будут значительно превосходить своего предшественника «Молодец» по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам. Это позволит данному комплексу на долгие годы, как минимум до 2040 года, находиться в боевом составе РВСН. Таким образом, войска возвращаются к трехвидовой группировке, содержащей комплексы шахтного, подвижного и железнодорожного базирования", - рассказал С. Каракаев.

Сергей Каракаев / Фото: Пресс-служба РВСН


Из 12 советских ракетных поездов 10 были уничтожены в соответствии с договором СНВ-2, два переданы в музеи. На смену им пришли подвижные грунтовые комплексы ракет "Тополь-М", значительно проигрывающие поездам в мобильности и неуязвимости. При этом восстановить систему БЖРК несложно: сохранились уникальные технические решения и конструкторские наработки, наземная инфраструктура - в том числе скальные тоннели, где поезд не найдет ни одна разведка и не достанет ядерный удар.


Неуловимый "Молодец"

Согласно легенде, идею использовать для запуска баллистических ракет поезда Советскому Союзу подбросили американцы. После того как в США создание железнодорожных ракетных комплексов сочли проектом дорогим, трудновыполнимым и нецелесообразным, ЦРУ предложило дезинформировать советскую разведку: дескать, в Америке такие поезда создаются - и пусть русские вбухивают миллиарды в утопию.

Операция была проведена, но результат ее оказался неожиданным - Советский Союз создал ракетные поезда "Молодец", немедленно ставшие головной болью Пентагона. Для слежения за ними на орбиту вывели группировку спутников, а в конце 80-х - когда БЖРК уже вышли на маршруты, - из Владивостока в Швецию по железной дороге под видом коммерческого груза был отправлен контейнер со следящей аппаратурой. Советские контрразведчики контейнер быстро "вычислили" и сняли с поезда. Американский генерал Колин Пауэлл как-то признался создателю БЖРК академику Алексею Уткину: "Искать ваши ракетные поезда - все равно что иголку в стоге сена".


Фото: vk.com

Действительно, вышедшие на боевое дежурство БЖРК мгновенно пропадали среди тысяч составов, колесящих по разветвленной железнодорожной сети Советского Союза. Внешне "Молодец" был замаскирован под обычный смешанный состав: пассажирские вагоны, почтовые, серебристые рефрижераторы.

Правда, у некоторых вагонов было не четыре пары колес, а по восемь - но со спутника их не пересчитаешь. В движение БЖРК приводился тремя тепловозами. Чтобы это не бросалось в глаза, в конце 80-х большие грузовые поезда стали водить трехсекционные локомотивы. К 1994 году на вооружении находилось 12 БЖРК с тремя ракетами в каждом.

Складная ракета

В ходе создания "Молодца" пришлось решить массу сложных проблем. Длина вагона с пусковой установкой не должна превышать 24 метра - иначе он не впишется в железнодорожную инфраструктуру. Таких коротких баллистических ракет в СССР не делали. Самая компактная МБР весит свыше 100 тонн. Как сделать, чтобы состав с тремя пусковыми установками не раздавил железнодорожные пути? Как спасти поезд от адского пламени стартующей ракеты? Над рельсами контактная сеть - как ее обойти? И это далеко не все возникшие перед конструкторами вопросы.

Созданием БЖРК занимались знаменитые братья-академики Алексей и Владимир Уткины. Первый делал поезд, второй - ракету для него. МБР впервые в СССР сделали твердотопливной, с разделяющейся головной частью. РТ-23 (по классификации НАТО SS-24 Scalpel) состояла из трех ступеней и забрасывала на 11 тысяч километров 10 термоядерных боеголовок мощностью по 500 килотонн. Чтобы "Скальпель" уместился в железнодорожном вагоне, сопла и обтекатель сделали выдвижными.


Выдвижные сопла ракеты / Фото: vk.com


Пока Владимир Уткин придумывал складную ракету, его брат Алексей колдовал над раздвижным поездом. В КБ специального машиностроения спроектировали пусковую установку грузоподъемностью 135 тонн на четырех двухосных тележках. Часть ее тяжести передавалась на соседние вагоны. Замаскирован вагон был под рефрижератор с фальшивыми сдвижными дверями на боках. На самом деле открывалась крыша, а из-под днища выходили мощные гидравлические домкраты, упиравшиеся в бетонные плиты по бокам железнодорожного полотна. БЖРК оснастили уникальными выдвижными устройствами, отводившим в сторону контактный провод. Вдобавок участок, на котором происходил пуск, обесточивался.

Старт ракеты был минометным: пороховой заряд выбрасывал "Скальпель" из пускового контейнера на высоту 20 метров, корректирующий заряд отводил сопла в сторону от поезда, включался двигатель первой ступени и с характерным для твердотопливных ракет дымным следом SS-24 уходила в небо. Невидимый и неуязвимый К 1991 году были развернуты три ракетные дивизии с 12 БЖРК: в Красноярском крае, Костромской и Пермской областях. В радиусе 1500 километров от мест дислокации соединений было модернизировано железнодорожное полотно: деревянные шпалы заменили на железобетонные, уложили тяжелые рельсы, насыпи укрепили более плотной щебенкой.

Вне боевого дежурства БЖРК находились в укрытии. Затем выдвигались в определенную точку железнодорожной сети и делились натрое. Локомотивы отводили пусковые установки к местам старта - обычно они располагались вокруг точки треугольником. В составе каждого поезда была цистерна с топливом (также замаскированная под рефрижератор) и система трубопроводов, позволявшая заправлять локомотивы на ходу. Были там и спальные вагоны для расчета, запасы воды и продуктов. Автономность ракетного поезда составляла 28 суток.

Отработав пуск ракет в одной точке, состав отправлялся на следующую - их в Советском Союзе было более 200. За сутки БЖРК мог пройти свыше тысячи километров. Из соображений секретности маршруты прокладывали мимо крупных станций, а если миновать их было никак нельзя, ракетные поезда проходили их без остановок и на рассвете, когда людей поменьше. Железнодорожники называли БЖРК «поезд номер ноль».

Поскольку ракетный поезд планировался как оружие ответного удара, в 1991 были проведены эксперименты "Сияние" - на воздействие электромагнитного излучения, - и "Сдвиг". Последний имитировал ядерный взрыв килотонной мощности. На полигоне в Плесецке в 650 метрах от БЖРК взорвали 100 тысяч противотанковых мин, вывезенных со складов в восточной Германии и уложенных 20-метровой пирамидой. На месте взрыва образовалась воронка диаметров 80 метров, уровень звукового давления в обитаемых отсеках БЖРК достиг болевого порога (150 децибел). Одна из пусковых установок показала снятие с готовности, но после перезагрузки бортового вычислительного комплекса запустила ракету.

БЖРК, или боевой железнодорожный ракетный комплекс "Баргузин" - это новое поколение поездов, вооруженных баллистическими ракетами. Разрабатывается в Российской Федерации. В 2020 году планируется принят на вооружение.

Что представляет собой ядерный поезд? Каким было первое поколение ракетных поездов СССР? Почему у США так и не получилось создать поезд-призрак? На эти и многие другие вопросы вы получите ответы в данной статье.

Что такое "БЖРК"?

БЖРК (или поезд-призрак) – боевой железнодорожный ракетный комплекс стратегического назначения. Комплекс располагается на базе железнодорожного состава, состоящего из тепловоза и грузовых вагонов. Снаружи ничем не отличается от обычных товарных поездов, которые тысячами курсируют по России. Однако, имеет совсем непростую начинку. Внутри размещаются межконтинентальные ракеты, командные пункты, технические системы обслуживания, технологические модули, обеспечивающие функционирование комплекса и жизнедеятельность личного состава. При этом поезд автономен.

БЖРК создавался в первую очередь как основная ударная мощь для нанесения ответного ядерного удара по потенциальному противнику, поэтому обладал качествами мобильность и живучесть. По замыслам командования должен был уцелеть после нанесения по нему удара межконтинентальной баллистической ракетой потенциальным противником.

БЖРК "Скальпель" - предыдущие поколение ядерных поездов

Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.

При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна - заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге - результат превзошел все ожидания.

13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.


Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.

  • Во-первых, масса поезда - огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
  • Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
  • В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.

В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 "Скальпель"). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.

Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.

Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.

Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение - минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.

Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.

20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ "Молодец" заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.

Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.

БЖРК "Молодец" были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.

После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.

Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.

Попытки США создать поезд-призрак

США также предпринимали попытки по созданию ракетных комплексов на железнодорожной платформе. Начало их разработок пришлось на 1960-е годы, так как примерно в это же время ученые Пентагона впервые создали баллистическую ракету «Минитмен» на твердом топливе, которая по своим техническим параметрам могла запускаться с малых площадок и в условиях железнодорожной тряски. Разработке дали название "Minitman Rail Garrison".

Изначально планировалось, что поезд-призрак начиненный ракетами будет курсировать по заранее определенным позициям, для чего на указанных местах дислокации будет проводиться работа по созданию условий с целью упрощения запуска и подстройки навигационной системы ракеты под указанные точки запуска.


Первые мобильные ракеты «Минитмен» на железнодорожной платформе должны были поступить в армию США уже к середине 1962 года. Но американская администрация не выделила необходимой суммы для подготовки инфраструктуры и запуска производства прототипов, а программа была отброшена в долгий ящик. И созданные транспортировочные вагоны использовались для доставки «Minitman» в место боевой дислокации – пусковые шахты.

Однако после успехов Советского Союза в разработке аналогичных проектов, США вспомнили о пылившейся с 60-х годов технологии и в 1986 году создали новый проект с использованием старых наработок. Для прототипа была выбрана уже существующая тогда ракета LGM-118A «Peacekeeper». Планировалось, что ее тягу будут обеспечивать четырехосные тепловозы, а каждый состав будет обеспечен двумя вагонами охраны. 2 вагона будет выделяться на пусковую установку с уже заряженной ракетой в пусковом контейнере, в еще одном будет расположен пункт управления, и остальные вагоны займут топливо и детали для проведения текущего ремонта.

Но "Peacekeeper Rail Garrison" так и не суждено было встать на рельсы. После официального окончания Холодной войны власти США отказались от разработок ракетных комплексов на железнодорожной платформе и перенаправили денежные потоки на другие проекты военной индустрии.

В США ракетный комплекс железнодорожного базирования так и не был введен в эксплуатацию – его история закончилась после неудачных испытаний в 1989 году.

Новый железнодорожный ракетный комплекс РФ

В настоящее время по разным причинам на вооружении ни одной из армий мира не стоят железнодорожные пусковые установки. Российская Федерация единственная, кто с 2012 года ведет работы по созданию указанного вида вооружения, и к настоящему времени разработала предварительные проекты железнодорожной пусковой установки, отвечающей всем современным требованиям, предъявляемым к стратегическому вооружению.

Известно, что проектное название нового БЖРК - «Баргузин». Проектная документация свидетельствует о том, что «Баргузин» будет собран из двух основных частей: железнодорожной пусковой установки и боевой ракеты.

Железнодорожная пусковая установка будет располагаться на железнодорожной платформе, к которой присоединена специальная балка с подъемной стрелой и механизмом управления. На железнодорожную стрелу крепится подъемная рама с возможностью продольного перемещения. ТПК (торпедный корпусный перфоратор) с ракетой будет держаться за счет опор, которые крепятся на опорных плитах и снабжены поворотными тягами.

Ракета приводится на старт из ТПК, команды на который подаются из специального вагона в составе БЖРК с выведенными к нему системами управления. При пуске ракеты крыша вагона раскрывается (откидывается), за счет чего образуется необходимое для производства запуска расстояние.

Сравнительные характеристики

Параметр БЖРК "Баргузин" БЖРК "Молодец"
Дата принятия на вооружение 2009 1989
Длина ракеты, м 22,7 22,6
Стартовая масса, т 47,1 104,5
Максимальная дальность, км 11000 10 100
Количество и мощность боевых блоков, Мт 3-4 X 0.15; 3-4 X 0.3 10×0,55
Количество локомотивов 1 3
Количество ракет 6 3
Автономность, суток 28 28

Преимущества нового БЖРК:

  1. Меньший вес поезда
  2. Современные навигационные системы
  3. Большая точность попадания ракет

Ракеты

На стадии разработки проектной документации, перед разработчиками и командованием стоял выбор – какую из современных ракет, состоящих на вооружении в российской армии, использовать в качестве снаряда на БЖРК «Баргузин». После многочисленных обсуждений были выбраны ракеты системы Ярс и Ярс-М. Данная ракета является твердотопливной баллистической ракетой шахтного и мобильного базирования с отделяющейся головной частью, максимальная дальность полета которой составляет 11 000 километров, а мощность заряда в тротиловом эквиваленте составляет от 150 до 300 килограммов. Указанная баллистическая ракета великолепно проявила себя в ходе предварительных испытаний.

Существует ли БЖРК сейчас?

После подписания международного договора СНВ-2 в январе 1993 года Россия лишилась своих боевых железнодорожных ракетных комплексов. Сейчас большинство из них уничтожено, а оставшаяся часть превратилась в экспонаты, стоящие на запасных путях железнодорожных депо. Поэтому фактически до 2006 года наше государство оставалось без ударной группировки для нанесения ответного удара с колоссальными мобильными возможностями. Но в 2002 году Россия отказалась ратифицировать договор СНВ-2, что означало возможность восстановления баллистического ракетного потенциала.

Как было сказано выше, ни у одной из мировых держав в настоящее время не имеется ни одного рабочего БЖРК, состоящего на боевой службе. Единственной страной, предпринимающей шаги по созданию БЖРК, является Россия, и в процессе создания комплекса прошло уже несколько этапов.

Современная ситуация

В 2006 году в войска взамен БЖРК стали поступать наземные мобильные ракетные комплексы «Тополь-М», вооруженные ракетами Ярс. В настоящее время на вооружении российской армии состоит более сотни боевых комплексов «Тополь-М», которые частично могут заполнить брешь, оставшуюся после списания БЖРК.

Современная ситуация дает поводы для оптимизма – все мы надеемся, что к 2020 году в серийное производство поступят БЖРК «Баргузин», которыми будет укомплектована наша армия.

Опытные конструкторские работы (ОКР) над проектом «Баргузин» начаты Московским Институтом теплотехники в 2012 году. Окончание ОКР планируется к 2020 году, и средства на их проведение выделяются уже сейчас. В 2014 году было завершено эскизное проектирование комплекса, а к началу 2015 года проектировщики приступили к первому этапу опытных конструкторских работ по созданию железнодорожной пусковой установки. Разработка конструкторской документации идет полным ходом с 2015 году. Сроки создания отдельных элементов «Баргузин», его сбора и предварительных испытаний станут известны к 2018 году. Начало развертывания комплекса и его поступление в армию планируется к 2020 году.

В России готовится к финальному этапу испытаний новое ядерное оружие – боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин», создаваемый на основе его предшественника, БЖРК «Молодец» (SS-24 Scalpel), который стоял на боевом дежурстве с 1987 по 2005 год и был снят с вооружения по договоренности с США от 1993 года. Что вынудило Россию снова вернуться к созданию этого оружия?

Когда в очередной раз в 2012 году американцы подтвердили развертывание своих объектов ПРО в Европе, президент России Владимир Путин довольно жестко сформулировал на это ответную позицию России. Он официально заявил, что создание американской ПРО фактически «обнуляет наш ракетно-ядерный потенциал», и объявил, что нашим ответом будет «развитие ударных ракетно-ядерных комплексов».

Одним из таких комплексов стал БЖРК «Баргузин», что особенно не понравилось американским военным, вызвав их серьезное беспокойство, так как его принятие на вооружение делает практически бесполезным наличие ПРО США как таковой.

Предшественник «Баргрузина» «Молодец»

БЖРК до 2005 года уже стоял на вооружении РВСН. Головным его разработчиком в СССР было КБ «Южное» (Украина). Единственным производителем ракет – Павлоградский механический завод. Испытания БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО – SS-24 Scalpel) в железнодорожном варианте начались в феврале 1985 года и завершились к 1987 году. БЖРК выглядели как обычные железнодорожные составы из рефрижераторных, почтово-багажных и даже пассажирских вагонов.

Внутри каждого состава находилось три пусковые установки с твердотопливными ракетами «Молодец», а также вся система их обеспечения с командным пунктом и боевыми расчетами. Первый БЖРК был поставлен на боевое дежурство в 1987 году в Костроме. В 1988 году было развернуто уже пять полков (всего 15 пусковых установок), а к 1991 году – три ракетные дивизии: под Костромой, Пермью и Красноярском – каждая состояла из четырех ракетных полков (всего 12 составов БЖРК).

Каждый состав состоял из нескольких вагонов. Один вагон – командный пункт, три других – с открывающейся крышей – пусковые установки с ракетами. Причем запустить ракеты можно было как с запланированных стоянок, так и с любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальным устройством в стороны отводилась контактная подвеска электропроводов, пусковой контейнер ставился в вертикальное положение, и ракета стартовала.

Комплексы стояли на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных укрытиях. В радиусе 1500 километров от мест их базирования вместе с железнодорожниками были проведены работы по укреплению полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, насыпи завалены более плотной щебенкой.

Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было под силу лишь профессионалам (пусковые модули с ракетой имели по восемь колесных пар, остальные вагоны обеспечения – по четыре). За сутки состав мог пройти порядка 1200 километров. Время его боевого патрулирования составляло 21 день (благодаря запасам на борту он мог автономно работать до 28 суток).

БЖРК придавалось большое значение, даже офицеры, служившие на этих поездах, имели звания выше, чем их коллеги на аналогичных должностях шахтных комплексов.

Советский БЖРК – шок для Вашингтона

Ракетчики рассказывают то ли легенду, то ли быль о том, что к созданию БЖРК наших конструкторов якобы подтолкнули сами же американцы. Говорят, однажды наша разведка получила информацию, что в США работают над созданием железнодорожного комплекса, который сможет передвигаться по подземным туннелям и в случае необходимости появляться из-под земли в определенных точках, чтобы неожиданно для противника пустить стратегическую ракету.

К докладу разведчиков даже прилагались фотографии этого поезда. Видимо, эти данные произвели сильное впечатление на советское руководство, так как было сразу же решено создавать нечто подобное. Но наши инженеры подошли к этому вопросу более творчески. Они решили: зачем загонять поезда под землю? Можно пустить их по обычным железным дорогам, замаскировав под товарные составы. Это будет проще, дешевле и эффективнее.

Позже, правда, выяснилось, что американцы провели специальные исследования, которые показали, что в их условиях БЖРК будут недостаточно эффективны. Нам же они просто подсунули дезинформацию, чтобы в очередной раз тряхнуть советский бюджет, вынудив нас, как им тогда казалось, к бесполезным тратам, а фото сделали с небольшого натурного макета.

Но к моменту, когда все это выяснилось, отрабатывать назад советским инженерам было уже поздно. Они, причем не только в чертежах, уже создали новое ядерное оружие с ракетой индивидуального наведения, дальностью десять тысяч километров с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и серьезным комплексом средств преодоления ПРО.

В Вашингтоне такая новость вызвала настоящий шок. Еще бы! Как определишь, какой из «товарняков» уничтожать в случае ядерного удара? Если же палить по всем сразу – никаких ядерных боеголовок не хватит. Поэтому, чтобы отслеживать перемещение этих поездов, которые с легкостью ускользали из поля зрения систем слежения, американцам приходилось чуть ли не постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов, что обходилось им весьма дорого. Особенно если учесть, что разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования.

Поэтому, как только в начале 90-х политическая ситуация позволила, США тут же постарались избавиться от этой головной боли. Поначалу они добились от российских властей, чтобы БЖРК не катались по стране, а стояли на приколе. Это позволило им постоянно держать над Россией вместо 16–18 спутников-шпионов всего три-четыре. А потом уговорили наших политиков окончательно уничтожить БЖРК. Те согласились официально под предлогом якобы «истечения гарантийных сроков их эксплуатации».

Как резали «Скальпели»

Последний боевой состав был отправлен на переплавку в 2005 году. Очевидцы рассказывали, что, когда в ночных сумерках по рельсам застучали колеса вагонов и ядерный «поезд-призрак» с ракетами «Скальпель» отправился в последний путь, не выдержали даже самые крепкие мужики: слезы катились из глаз и седых конструкторов, и офицеров-ракетчиков. Они прощались с уникальным оружием, по многим боевым характеристикам превосходящим все, что имелось и даже планировалось принять в ближайшее время на вооружение.

Все понимали, что это уникальное оружие в середине 90-х стало заложником политических договоренностей руководства страны с Вашингтоном. Причем небескорыстных. Видимо, поэтому каждый новый этап уничтожения БЖРК странным образом совпадал с очередным траншем кредита Международного валютного фонда.

Отказ от БЖРК имел и ряд объективных причин. В частности, когда в 1991 году Москва и Киев «разбежались», это сразу же больно ударило по российской ядерной мощи. Почти все наши ядерные ракеты во времена СССР делались на Украине под руководством академиков Янгеля и Уткина. Из 20 типов, стоящих тогда на вооружении, 12 было спроектировано в Днепропетровске, в КБ «Южное», и выпущено там же, на заводе «Южмаш». БЖРК тоже делали в украинском Павлограде.

Но каждый раз договариваться с разработчиками из Незалежной о продлении их сроков службы или модернизации становилось все трудней. В результате всех этих обстоятельств нашим генералам приходилось с кислой миной рапортовать руководству страны, как «в соответствии с плановым сокращением РВСН снят с боевого дежурства еще один БЖРК».

Но что делать: политики пообещали – военные вынуждены выполнять. При этом они прекрасно понимали: если резать и снимать по старости с боевого дежурства ракеты такими же темпами, как в конце 90-х, то всего через пять лет, вместо имеющихся 150 «Воевод» у нас не останется ни одной из этих тяжелых ракет. И тогда никакие легкие «Тополя» погоды уже не сделают – а на тот момент их вообще было всего порядка 40 штук. Для американской ПРО это пустяки.

По этой причине, как только Ельцин освободил кремлевский кабинет, ряд людей из военного руководства страны по требованию ракетчиков стали доказывать новому президенту необходимость создания ядерного комплекса, аналогичного БЖРК. И когда стало окончательно ясно, что от планов создания своей ПРО США отказываться не собираются ни при каких условиях, работы по созданию этого комплекса реально начались.

И вот теперь уже в самое ближайшее время Штаты снова получат свою прежнюю головную боль, теперь в виде БЖРК нового поколения под названием «Баргузин». Причем, как говорят ракетчики, это будут суперсовременные ракеты, в которых все недостатки, имеющиеся у «Скальпеля», устранены.

«Баргузин» – главный козырь против ПРО США

Главный из недостатков, который отмечали противники БЖРК, – это ускоренный износ железнодорожных путей, по которым он передвигался. Их приходилось часто ремонтировать, по поводу чего у военных с железнодорожниками возникали вечные споры. Причиной тому были тяжелые ракеты – весом в 105 тонн. Они не умещались в одном вагоне – их требовалось размещать в двух, усиливая на них колесные пары.

Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна в случае, если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.

Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжелых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более легкими ракетами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.

Правда, РС-24 имеют всего четыре боеголовки, а на старых ракетах их был десяток. Но тут надо учитывать, что сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, как было раньше, а уже вдвое больше. Это, конечно, все равно – 24 против 30. Но не следует забывать, что «Ярсы» – практически самая современная разработка и вероятность преодоления ПРО у них гораздо выше, чем у их предшественников. Обновлена и система навигации: теперь не надо задавать заранее координаты целей, все можно будет менять оперативно.

За сутки такой передвижной комплекс может преодолевать до 1000 километров, курсируя по любым железнодорожным веткам страны, неотличимый от обычного состава с вагонами-рефрижераторами. Время «автономки» – месяц. Нет никаких сомнений, что новая группировка БЖРК станет куда более эффективным ответом на ПРО США, нежели даже развертывание у границ Европы наших оперативно-тактических ракет «Искандер», которых так боятся на Западе.

Также не вызывает сомнений и то, что американцам идея с БЖРК явно не понравится (хотя теоретически их создание не нарушит последних российско-американских договоренностей). БЖРК в свое время составляли в РВСН основу группировки ответного удара, поскольку обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара. США боялись его ничуть не меньше легендарной «Сатаны», так как БЖРК был реальным фактором неминуемого возмездия.

До 2020 года запланировано принятие на вооружение пяти полков БЖРК «Баргузин» – это соответственно 120 боеголовок. Судя по всему, БЖРК станет самым сильным аргументом, фактически нашим главным козырем в споре с американцами относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРО.

Поезд особого назначения

Еще несколько лет назад по сети Российских железных дорог ходили секретные составы . Внешне они почти ничем не отличались от привычных глазу пассажирских поездов. Вот только диспетчеры старались составить график их движения таким образом, чтобы оживленные и людные вокзалы больших городов они проезжали ночью либо на рассвете. Они не должны были попадаться на глаза обывателям. Поезда-призраки , или БЖРК - боевые железнодорожные ракетные комплексы , - несли боевую вахту в сибирской тайге, на Севере и Дальнем Востоке с ядерным оружием. И наряду с атомоходами, авиацией и Ракетными войсками они поддерживали и поддерживают стратегический баланс в мире.

Мало кто знает, что военные "бронепоезда" создавались и существовали и после Великой Отечественной войны. Каждый "спецпоезд" приравнивался к ракетному полку (!) и включал в свой состав три тепловоза "М62", три с виду обычных железнодорожных вагона-рефрижератора (отличительный признак - восемь колесных пар), командный вагон, и вагоны с автономными системами энергоснабжения и жизнеобеспечения и для размещения личного состава дежурной смены. Итого, в общей сложности - 12 вагонов.

Причем, каждый из "рефрижераторов" был способен выполнять пуск ядерной ракеты как в составе поезда, так и в автономном режиме. Следует сказать, что такой вагон сегодня можно увидеть в музее МПС - в городе Санкт-Петербурге.

Часто после "ночного гостя" рельсы железнодорожных путей так сплющивало, что приходилось чинить пути капитально, хотя на вагонах была надпись "для перевозки легких грузов" (по принципу "противника следует вводить в заблуждение").

Именно благодаря этим "спецпоездам" Министерство путей сообщения и было вынуждено реконструировать многие тысячи километров железнодорожных магистралей по всему СССР в кратчайшие сроки. Что послужило вообще толчком к развитию подобного рода военной техники.

Информация о создании американцами ракеты "MX" , - МБР нового поколения стала причиной для волнения советского руководства, после чего был отдано распоряжение о создании новых МБР и ускорены работы по ряду реализуемых проектов.

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и мог уцелеть после нанесения противником первого удара.

– материализация страхов самых мрачных времен «холодной войны». К середине 70-х годов прошлого века ни у Москвы, ни у Вашингтона не было сомнений, что содержимого их арсеналов вполне достаточно, чтобы уничтожить все живое на территории потенциального противника. Причем неоднократно. Количество американских стратегических и тактических боезарядов именно тогда достигло пика и приближалось к 30 тысячам, Советский Союз стремительно догонял Штаты (а к концу 70-х даже и благополучно перегнал).

Казалось бы, баланс страха, который держится на «гарантиях взаимного уничтожения», достигнут. Однако военные доказывали политическому руководству, что, уничтожив стратегические силы противника внезапным первым ударом, агрессор имел-таки шансы уйти от ответа. Поэтому-то в ядерном противостоянии двух сверхдержав главной задачей на этом этапе стала разработка систем вооружения, которые гарантированно смогут уцелеть после первого удара. С тем, чтобы в ответ уничтожить противника, даже если уже не существует самой страны, которую они охраняют. БЖРК стал одной из самых удачных систем вооружения, созданных для нанесения «удара возмездия» .

Нельзя сказать, что само по себе размещение боевой баллистической ракеты на железнодорожной платформе – сугубо российское ноу-хау. Впервые с чемто подобным советские ракетчики столкнулись, еще когда разбирались с трофеями, доставшимися им после победы над Германией. В конце войны немцы экспериментировали с мобильными стартовыми комплексами своей ФАУ-2, в том числе пытались ее размещать как на открытых платформах, так и непосредственно в железнодорожных вагонах. В 50-60-х годах над проектами боевых железнодорожных комплексов работали самые известные наши ракетные конструкторы того времени – Семен Лавочкин, Михаил Янгель, Сергей Королев.

Правда, ничего путного из этого не вышло: имеющиеся на тот момент жидкотопливные ракеты были слишком громоздки и ненадежны. Даже после того, как с середины 70х годов армия и флот начали перевооружаться твердотопливными межконтинентальными баллистическими ракетами, создание БЖРК продолжало оставаться крайне сложной технической задачей. В итоге с момента выхода в январе 1969-го первого правительственного постановления о начале разработки железнодорожного ракетного комплекса РТ-23 до окончательного принятия БЖРК на вооружение в ноябре 1989-го прошло больше двух десятков лет.

В середине 80-х годов в СССР был построен поезд-ракетоносец, который, видимо, останется в истории человечества единственным и неповторимым. По признанию специалистов, это самое грозное оружие, которое когда-либо существовало на земле. Его создали коллективы, руководимые братьями академиком РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным.

Родились братья на Рязанщине, в поселке Лашма на берегу Оки. В семье было еще два брата. Вклад этой семьи в оборону страны трудно переоценить. В 1941 году, окончив школу в городе Касимов , Владимир ушел на фронт и воевал всю войну от первого до последнего дня. Был связистом, и эта военная специальность привила ему особую ответственность. В войну он чудом остался жив. Закончилась она для Владимира Уткина в октябре 1945 года. А осенью 1946-го, по примеру братьев Николая и Алексея, поступил в Ленинградский Военмех. Жили братья дружно, но трудно, подрабатывали на железнодорожной станции. Разгружали уголь и не думали о том, что когда-нибудь им придется загружать вагоны стратегическими ракетами.

После окончания института Владимир Уткин был направлен в военную промышленность, где требовались новые, свежие умы. Ведь теперь, с приходом “холодной войны”, линия фронта проходила через “Южмаш”, Байконур , Арзамас-17 и другие предприятия ВПК. В октябре 1961 года с трибуны XXII съезда КПСС вдруг неожиданно, в характерной для него эмоциональной манере Н.С. Хрущев обрушил на весь мир сокрушительное сообщение: СССР испытал на Новой Земле водородную бомбу мощностью 50 миллионов тонн тротила – это больше, чем было взорвано тротила за шесть лет Второй мировой войны всеми ее участниками.

Этим сообщением был дан сигнал американцам: хотя вы и превосходите нас в 10 раз по носителям ядерного оружия , но одна только такая бомба, доставленная до территории США, обеспечит неизбежность возмездия. Это все так, но при всех своих преимуществах ракетно-ядерное оружие было все-таки уязвимо, и нашим потенциальным противникам давно были известны стартовые площадки межконтинентальных ракет. Взорвись водородная бомба над районом ракетного базирования или над аэродромами стратегической авиации, и от былого ядерного могущества мало бы что осталось. Доктрина неотвратимости возмездия затрещала по всем швам. И тогда гонка вооружения началась на новом уровне: созданием шахт для ракет, которые могли бы нанести ответный удар, перенос их на подводные лодки, на борт стратегических бомбардировщиков.

Американцы прятали в шахты свои "Титаны-2" , мы – "Р-16" . Но очень скоро стало ясно, что точно наведенная межконтинентальная ракета может достать цель и в шахте. Ракета "Першинг-2" способна была долететь к нам из Европы за 6-8 минут. Ровно столько времени требовалось, чтобы открыть 200-тонный люк нашей ракетно-ядерной шахты. Мы вовремя отвечали американцам, но они уже завершали создание ракет четвертого поколения «Трайдент-2?, и никакая инженерная защита не помогла бы выжить ракетным системам в случае ракетного нападения. Поэтому было принято решение о создании мобильных ракетных систем.

В Кремле понимали: нужны принципиально новые технические решении. В 1979 году министр общего машиностроения СССР Сергей Александрович Афанасьев поставил перед конструкторами Уткиными фантастическую задачу. Вот что сказал незадолго до смерти Владимир Федорович Уткин:

«Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Да, вопросов было много, но решать их было необходимо. Алексей Уткин взял на себя стартовый поезд, а старший Уткин – саму ракету и ракетный комплекс в целом. Возвращаясь в Днепропетровск, он мучительно думал: «А выполнима ли эта задача? Вес до 150 тонн, почти мгновенный запуск, 10 ядерных зарядов в головной части, система преодоления противоракетной обороны, как вписаться габариты обычного вагона, а в каждом поезде три ракеты?!» Но как часто бывает, сложные задачи всегда находят гениальных исполнителей. Так в конце 70-х Владимир и Алексей Уткины оказались в самом эпицентре «холодной войны», и не просто оказались, а стали ее главнокомандующими. В Днепропетровске, в КБ «Южное» Владимир Уткин заставил себя забыть о сомнениях: такую ракету можно и нужно построить!

Двигатель решили сделать на твердом топливе, но подобных разработок в КБ тогда не было. Несмотря на колоссальные трудности, такой двигатель был создан. Далее: ракета с ТПК должна весить не более 130 тонн, иначе железнодорожное полотно не выдержит, а значит, нужны новые материалы; ракета не может быть длиннее обычного вагона-рефрижератора, но таких коротышек в КБ не создавали. Тогда решили убрать сопла в сами двигатели, хотя мировая практика ракетостроения не знала таких решений. С другого конца вагона высовывается головной обтекатель, без него нельзя – точности не будет, сперва сделали его надувным, но, по расчетам, он не смог бы преодолеть заслон ядерных взрывов противоракетной обороны . Тогда сконструировали металлический складывающийся обтекатель!

А ведь в составе «ракетного поезда» имеется еще и уникальный командный модуль, особенностью которого стала повышенная защита от мощного электромагнитного излучения контактной сети. Для него разработаны уникальные антенны спецсвязи, которые гарантированно обеспечивают прием сигналов боевого управления через радиопрозрачные крыши вагонов. Наружу-то их выводить было никак нельзя, поскольку БЖРК должен во всем походить на обычный поезд.

Наконец, надо было обеспечить полную автономность «ракетного поезда» во время его выходов на маршруты боевого патрулирования, протяженность которых достигает 1,5-2 тыс. км.

А тем временем в КБ специального машиностроения Алексей Уткин с коллегами уже проектировал уникальный космодром на колесах . На полигоне под Ленинградом начались испытания узлов и агрегатов будущего ракетоносца . Вопросов стояла масса: как отвести контактные провода на электрифицированных участках, как поднять ракету в вертикальное положение за считанные секунды, как обеспечить старт через две минуты после остановки поезда? И главное – старт. Как сделать, чтобы огненный хвост ракеты не сжег, как спички, шпалы, не оплавил бы рельсы своей адской температурой? И как решить эти вопросы? Решили!

Пороховой двигатель выталкивает ракету на небольшую высоту, включается двигатель маневра ракеты, и газовая струя маршевого двигателя ракеты проходит мимо вагонов, контейнера и железнодорожного полотна. Нашлось-таки главное решение, которое венчало все остальные и обеспечивало запас инженерной прочности на много лет вперед. Ведь к тому моменту никто в мире не смог создать ничего подобного. «Я горжусь тем, что наши коллективы решили эту фантастически сложную задачу , – позже сказал Владимир Федорович. – Мы должны были сделать этот ракетный поезд и мы сделали его! » Первый ракетный состав был принят на вооружение в 1987 году, последний – 12-й – сдан в 1992-м.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто 7 полков (всего около 20 пусковых установок, все в районе Костромы). Составы находились на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.

К 1991 году развернуто три ракетные дивизии , вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (в Костромской области, Пермской области и Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения России мероприятия по модернизации железнодорожного полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебенкой.

Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.

В 1988г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения (”Сияние”) и молниезащиту (”Гроза”). В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны (”Сдвиг”). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) – на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) – на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.

По словам же тех, кому приходилось участвовать в его учебных запусках с северного полигона «Плесецк» , это феерическое зрелище. Получив приказ на запуск, «ядерный поезд» останавливается и фиксирует себя на железнодорожном полотне. Над составом поднимается специальное устройство, которое отводит в сторону контактную сеть. В это время в боеголовки ракет уже загружается полетное задание с уточненными координатами места старта и цели (ракета может стартовать с любой точки маршрута боевого патрулирования, в которой поезд находится в момент получения приказа).

Распашные крыши вагонов, в которых находятся в своих транспортно-пусковых контейнерах (ТПП) ракеты, отходят в сторону. Мощные домкраты поднимают ТПП в вертикальное положение. Получив команду на запуск, ракета выбрасывается из контейнера на 20-30 м пороховым аккумулятором давления, импульсы коррекции уводят ее чуть-чуть в сторону от пусковой, а потом включается маршевый двигатель, который с ревом уносит «Молодца» в небо, оставляя за собой густой шлейф дыма, характерный для твердотопливных ракет.

Стали постоянной головной болью американцев. Пентагон тратил на их отслеживание больше средств, чем братья Уткины на создание. Двенадцать спутников-разведчиков искали их по всей нашей стране и даже из космоса не могли отличать эти поезда-призраки от обычных рефрижераторов. Еще в 60-х годах прошлого столетия американцы начали разработку аналогичных комплексов, но дело не шло. И уже после выхода ракетных поездов на пути МПС они предприняли беспрецедентную акцию: под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии транзитом ими были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой для радиоперехвата, анализа радиационной обстановки и даже киносъемки через потайную мембрану в корпусе контейнера-шпиона. Но после отхода поезда из Владивостока контейнер был вскрыт нашими контрразведчиками. Задумка американцев провалилась.

Но времена изменились, в начале 90-х годов наши потенциальные противники превратились едва ли не в приятелей, правда, тоже потенциальных. Мы взрывали шахты, резали ракеты. А сейчас приглядываются к тому, как можно будет обезглавить наш «Скальпель». Ракетные железнодорожные космодромы гонять по всей стране было признано нецелесообразным, принято решение о переводе «Скальпелей» на дежурство в закрытых зонах. Теперь, к радости американцев, все они там и находятся, и охраняют их разве что от грибников…

Да, американцы многого добились, они поставили условием на переговорах по разоружению уничтожение именно ракет СС-18 , «ласково» ими называемых «Сатана», и уникальный ракетный поезд «Скальпель» . Пришедший к власти Горбачев сразу же согласился, Ельцин последовал его примеру. Американцы поспешно выделили деньги на уничтожение ненавистных им ракет и даже предоставили новейшие режущие аппараты. Один за другим ракетные комплексы превращались в металлолом. Хотя на тех ракетах можно было запускать спутники, пригодные в народном хозяйстве. Ведь непростительно глупо уничтожать комплексы, над созданием которых трудился весь цвет отечественной науки в разных отраслях.

Назначенный директором головного института «ЦНИИМАШ» Владимир Уткин навсегда оставляет конструкторскую работу по созданию боевых ракетных комплексов, и судьба вновь сводит его с американцами, но теперь астронавтами. Встречаясь с ними, Владимир Федорович сказал: «Космос – это поле, где мы должны сеять только мирные семена и не лезть в этот космос ни с чем другим. И оттуда научиться жить на Земле так хорошо, чтобы вы видели и думали: «Чего они там, на маленькой Земле, делают?» И эти слова – не отступление от прежних позиций, а понимание того, что все свои работы по разработке ракетных комплексов он создавал вынужденно, в ответ на угрозу со стороны противной стороны, в интересах защиты Родины. Создавал паритет, который в конечном итоге помог и помогает сохранить мир от термоядерной войны.

Владимир Федорович Уткин, дважды Герой Социалистического Труда, академик, лауреат Ленинской и Государственной премий, к сожалению, не дожил до своего 80-летия. В городах Рязани и Касимове, а также на Троекуровском кладбище Москвы, где похоронен Владимир Федорович, ему установлены памятники.

Да, он был великим конструктором, но о нем знал лишь узкий круг людей. Владимир Уткин создал ракету СС-18 – самую мощную и надежную в мире, которая несет 10 ядерных боеголовок и 40 ложных целей. До сегодняшнего дня американцы не могут сделать ничего подобного.

С созданием ракетного комплекса железнодорожного базирования «Скальпель» жизнь братьев Уткиных превратилась в легенду. Они удивительно талантливо, с невероятной изобретательностью выполнили порученное им страной дело.

Как это работало.

Выходил состав с "рефрежераторами", которые по внешнему виду ничем не отличались от настоящих. В каждом составе - три модуля. В каждом модуле - три вагона и маневровый мотовоз, тоже закамуфлированный под холодильник на колесах. На ходу или на любой стоянке пуски из этого состава не проводились, как сегодня пишут в российских изданиях. Поезд приходил в определенную точку железной дороги - места базирования. Модули отцеплялись от главного локомотива, и при помощи маневровых тепловозов "разбегались" по железнодорожным веткам в радиусе 80-120 километров. Обычно это был треугольник. На каждой его вершине, где находились бетонные тумбы, в течение 12 часов или сутки несли боевое дежурство эти ракетные комплексы. Затем обратно "сбегались" к тяговому тепловозу и двигались на следующую точку. А их на территории Союза было 200. Кстати, вагоны модуля были не расцепляемые: как их состыковали в Павлограде, так они и катались по необъятным просторам нашей бывшей огромной Родины. К тому же, они были полностью автономны. Кроме пускового вагона, в состав модуля входила 60-кубовая цистерна для топлива, изготовленная из нержавеющей стали. От нее уходили трубопроводы, что позволяло заправлять маршевые тепловозы прямо на ходу.

Пуск

Две трехметровые телескопические "лапы" выходили из-под днища вагона и опирались на специальные железобетонные тумбы, жестко фиксируя стартовый вагон. В самом вагоне имелась еще и платформа прицеливания, которая при фиксации вагона плотно упиралась в железнодорожное полотно, считывая координаты нахождения модуля. Таким образом, на каждой точке боевого дежурства каждая ракета получала четкую программу и заданную траекторию полета к реальной цели вероятного противника.

Когда пусковой вагон уже зафиксирован в определенной точке железной дороги, по команде оператора гидравлические домкраты заштыривания, освобождают его крышу. Затем синхронно срабатывают торцевые гидродомкраты, и вагон раскрывается словно сундук, только на две половины. В те же секунды начинает активно работать главный гидронасос главного гидродомкрата, и огромная "сигара" ТПК плавно становится в вертикальное положение и фиксируется боковыми кронштейнами. Все! Ракета к пуску готова!

Ракета несет разделяющуюся головную часть индивидуального наведения типа "MIRV" с 10 боеголовками мощностью по 500 кт. (На Хиросиму была сброшена атомная бомба мощностью 10 кт.). Далность полета 10 тысяч километров.

Мариупольские машиностроители комплектовали эти поезда очень надежными системами ТВР (температурного и влажностного режима) и системами пожаротушения. Летные испытания ракеты производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года. Всего было произведено 32 пуска.

Кстати, за успешное проведение испытаний "Скальпеля" в Плесецке, группа ведущих украинских конструкторов и машиностроителей была представлена к высоким правительственным наградам. В основном награждали медалью "За трудовую доблесть", но вскоре им должны были присвоить почетные звания "Заслуженный работник транспорта СССР". Хотя по действовавшему тогда положению "дистанция" от награды к награде - не менее трех лет. Потребовалось особое ходатайство отраслевого министра о досрочном присвоении "заслуженных".

В 1991 году список положили на стол Михаилу Горбачеву, которому через неделю-две предстояло расстаться с президентским креслом главы сверхдержавы. Что тогда думал Михаил Сергеевич, - одному ему известно. Но с кандидатами в "заслуженные" он поступил в свойственном ему духе принятия непредсказуемых решений. Горбачев решил: последним гражданином, трещавшего по швам, Советского Союза, кому он присвоит это высокое звание "заслуженного", будет … Алла Борисовна Пугачева. Подпись - Президент СССР…

16 июня 2005 года предпоследний из ракетных комплексов железнодорожного базирования “Скальпель” был отправлен из Костромского соединения ракетных войск на базу хранения для последующей ликвидации. Последний из них запланировано уничтожить в сентябре 2005 года. Официальной причиной, по которой “Скальпели” снимается с вооружения называется истечение сроков эксплуатации, хотя если принять во внимание, что взяты на вооружение они были в 91-94 годах, этот срок должен истечь только к 2018 году при условии, что будет проводится регулярное обслуживание заводом-изготовителем. Но завод в Павловграде (Украина) теперь вместо ракет делает троллейбусы. А Украина, став безъядерной державой, по условиям соглашения не может ни иметь, ни производить или обслуживать ядерное оружие, особенно теперь, когда новыми украинскими властями взят курс на запад. А оборудование для производства ракет, стоящих на вооружении у России пускается на переплавку.

Было время, уникальные железнодорожные составы ходили по нашей стране. Внешне они напоминали привычные поезда. Но отличались от них тем, что никогда не останавливались на станциях, предпочитали глухие полустанки, а оживленные вокзалы городов, если уж их заносила туда судьба (или приказ!), старались проскакивать на рассвете, когда там людей поменьше.


Еще несколько лет назад по сети Российских железных дорог ходили секретные составы. Внешне они почти ничем не отличались от привычных глазу пассажирских поездов. Вот только диспетчеры старались составить график их движения таким образом, чтобы оживленные и людные вокзалы больших городов они проезжали ночью либо на рассвете. Они не должны были попадаться на глаза обывателям. Поезда-призраки, или БЖРК - боевые железнодорожные ракетные комплексы, - несли боевую вахту в сибирской тайге, на Севере и Дальнем Востоке с ядерным оружием. И наряду с атомоходами, авиацией и Ракетными войсками они поддерживали и поддерживают стратегический баланс в мире.



Главными конструкторами БЖРК были академики братья Владимир и Алексей Уткины. Старший - Владимир Федорович - уже ушел из жизни. Правой рукой Владимира Федоровича в работах по созданию ракетного поезда был его брат Алексей.
Как родилась идея создания ракетных поездов? По одной из версий, ее нам подбросили американцы. Советские разведчики добыли информацию: американский ВПК готовится к созданию железнодорожного состава, способного производить пуски баллистических ракет. Якобы в руки разведслужб даже попала его фотография.



Будто бы на снимке был искусно запечатлен маленький макет ракетного поезда, которого не существовало в природе. Мол, заокеанские "ястребы" сначала действительно собирались делать ядерный поезд, но потом отказались от этой затеи. Почему? Железнодорожная сеть у них не столь уж разветвленная, да и стоимость проекта получалась баснословной. Чтобы направить наших ученых по дороге, которая ведет в тупик, смастерили и подбросили "липу" русским. Пусть поломают голову! А политическое руководство "клюнуло" на нее и приняло волевое решение: "догнать и перегнать" заокеанских стратегов.


Как было реально? После того, как американцы разместили свои ракеты "Першинг" в Германии, необходимо было адекватно ответить на новые угрозы безопасности нашего государства. Вот и вернулись к идее ракетных поездов. Отечественные ученые думали над этим проектом еще раньше, но до поры не брались за его решение из-за высокой стоимости и трудоемкости. К тому же имеющегося оборонительного потенциала вполне хватало, чтобы адекватно отвечать американцам. Кстати, изначально его рассматривали как оружие возмездия. В чем же его преимущество?


В неуловимости. В отличие от ракет шахтного базирования, где заранее известны координаты целей. С БЖРК у наших противников возникла масса вопросов, на которые они так и не смогли найти ответы. Для их отслеживания в начале девяностых американцы даже создали группировку военных спутников. Но и из космоса обнаружить их следы было не так-то просто. Поэтому даже самая современная техника часто теряла их из виду. Они были неуловимы благодаря прекрасно развитой сети железных дорог Советского Союза. Много лет спустя американский генерал Пауэлл признался академику: "Искать ваши ракетные поезда - все равно что иголку в стоге сена".

Американцы даже придумали спец вагон который был оснащен новейшим оборудованием.Просуществовал не долго......

Над созданием боевых ракетных поездов работали 30 министерств и ведомств и свыше 130 оборонных предприятий. На первый взгляд, простая идея, предложенная проектантами, - поднять шахту из земли и положить ее на колеса - включала огромное количество организационно-технических проблем.

В чем заключалась одна из главных проблем? Взять стрельбу. Когда ее ведут из ракетной шахты, то известны и азимут, и высота, и точка старта. Определение своего местоположения - это одна из сложнейших проблем. Кроме того, обязательно надо знать нагрузку на рельсы в конкретном месте. А грунты, как известно, бывают разные. Одинаковых условий в природе вовсе не существует. Так вот, чтобы вагоны не упали рядом с железной дорогой, придумали специальный "минометный старт". Если не вдаваться в подробности, то суть его в том, что ракета сначала выбрасывается на высоту, а уже затем стартует.

Как прицеливаться? Прежде чем это сделать, необходимо остановить поезд, запустить гироскопы, определить север и юг и куда стрелять. Не забывайте, что нужно еще принять приказ и команды "сверху". Чтобы пустить

ракету в точно назначенное время и подчиниться своему командиру в любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах современного боя, в условиях применения высокоточного оружия, надо эту команду получить. Так что ракетный поезд - это сложнейший комплекс. И когда американцы эту идею прорабатывали, то натолкнулись на ряд технических сложностей, а потому, скорее всего, и отказались от наукоемкого проекта.

А если прямо над головой расположены высоковольтные провода. - Был изобретен специальный отвод проводов, и плюс к этому автоматически снималась подача электроэнергии на подстанции.Что же касается нагрузки на ось, то она не должна быть больше 25 тонн. А ракета с пусковым контейнером весит свыше 100 тонн да плюс сам вагон, вот и получается около 200 тонн. Придумали разгрузить стартовый комплекс за счет других вагонов.

Надо учитывать и тот факт, что в движении поезд подвержен сильной вибрации. Значит, надо не только остановить поезд, но и "выключить" рессоры - не ждать же, пока они успокоятся!

Не забывайте и о том, что в поезде - офицеры и солдаты. Им нужны спальни, туалеты, столовая, комнаты отдыха... И запасы продовольствия, горючего, воды тоже необходимы! Так что комплекс сложнейший...
- На первый взгляд могло показаться, что страна у нас большая и в ней полно "медвежьих углов", где ракетные комплексы могли надежно укрыться.

У наших потенциальных противников ракеты становились все точнее, и они уже сравнительно легко могли "накрывать" шахты. Поэтому надо было принимать меры для обеспечения надежности превентивного удара. Конечно, "Першинги" были хорошими ракетами. Хотя некоторые специалисты несколько преувеличивали их возможности. Говорили даже о том, что они могут попасть точно в забитый в землю кол за тысячу километров.

Ответом стала ракета "Скальпель". Он "укладывался" в рамки договора с американцами. Его сделали в двух вариантах: шахтном и для базирования на железной дороге. Трудно представить, сколько необходимо было выпустить "Першингов", чтобы уничтожить ракетный поезд.

Это схватка не один на один, как при шахтном варианте, здесь соотношение сил совсем иное... А потому такой боевой комплекс, конечно же, уникален. И все-таки главная идея развития боевых ракетных комплексов - это повышение возможности сдерживания, чтобы никто даже не думал, что может безнаказанно нажать кнопку!

История свидетельствует, что не мы были инициаторами гонки вооружений. Мы все время вынуждены были догонять и делали это так, чтобы ни у кого не было иллюзий, что появилось преимущество. Эффект сдерживания постоянно определял состояние дел в нашей оборонной отрасли, и, пока мы сможем оставаться на должном уровне, никакой ядерной войне не бывать.

У нас сразу готовилось четыре комплекса. Если с одной машиной возникают проблемы, создается комиссия, которая выясняет причины аварии. Задача генерального конструктора заключается в том, чтобы убеждать заказчика, доказывать, что все необходимые испытания проведены. Нужно сдвинуть "вагон" с места, а дальше он уже сам пойдет... А в это время в Плесецке первый пуск с ракетного поезда, и естественно, едешь туда. На второй, третий пуск может поехать и заместитель по испытаниям, но, как правило, он там сидит почти постоянно...

Первый поезд ушел с завода в 1987 году, а последний - двенадцатый - в 1991-м. Гарантийный срок - десять лет. Но обычно затем он продлевался, все зависело от тех идей, что заложены в комплекс. Они выдержали испытание временем.

В 1991 году ракетные поезда поставили на прикол. Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев вошел в положение американцев и пришел к выводу, что для укрепления взаимопонимания между двумя странами БЖРК лучше не выпускать на просторы России. Иначе американским налогоплательщикам пришлось бы выложить кругленькую сумму на развертывание Пентагоном дополнительной группировки разведывательных спутников. Ведь каждый ракетный поезд за сутки проходит более 1000 километров, и, чтобы выявить среди сотен составов, курсирующих по всей России, только один БЖРК, а затем отследить маршрут его передвижения, пришлось бы в десятки раз увеличивать группировку спутников слежения. Осуществить подобный проект даже в столь богатой и технически развитой стране, как США, оказалось не под силу.

Неизвестно, какими аргументами заокеанским друзьям удалось убедить Михаила Горбачева. Известно другое: не так давно внучка бывшего президента Союза Ксения Вирганская щеголяла на балу самых богатых людей планеты в Париже в платье от Диора, которое стоит 22 тысячи долларов.

А грозные ракетоносцы на рельсах дальше технической территории части выйти не могут. Нет денег.
Правда, один ракетный поезд покидал пределы охранного периметра - требовалось провести ремонтные работы в заводских условиях. Все остальные перемещения экипажам БЖРК приходится проводить в границах территории части. Но, как оказалось, "маневры местного значения" ни в коей мере не снижают общей боеготовности экипажей БЖРК.

Для подготовки офицеров-машинистов подвижного состава регулярно проводятся тренировки на маршрутах следования БЖРК. Им важно визуально представлять ландшафт вдоль железнодорожного пути, знать все повороты и разветвления дороги, практически каждый телеграфный столб на пути следования. Все это в итоге позволяет грамотно управлять боевым составом.

Решать эту проблему удается благодаря расположению к ракетчикам со стороны руководства железных дорог России, их государственному подходу и пониманию, что это делается во имя обороны страны. В принципе, военнослужащие могли бы использовать для обучения собственный учебный поезд, имитирующий БЖРК, но сказывается недостаток средств. Сегодня важнее тратить деньги на поддержание в рабочем состоянии тех локомотивов, которые находятся в постоянной боевой готовности.
Сейчас БЖРК никуда не нацелен. На языке ракетчиков это называется "нулевым полетным заданием". Сложность же в том, что с 1991 года ракетные части ни разу не стреляли из своих комплексов. Задачи боевого применения оружия в последнее время им приходилось отрабатывать лишь на тренажерах. Правда, в 1998 году было одно исключение. Боевой расчет БЖРК произвел пуск штатного "Скальпеля", снятого с поезда, используя пусковую установку на полигоне Плесецка.

Под руководством В. Ф. Уткина и при его непосредственном участии создано большинство ракет, на которых основывается ракетно-оборонный щит страны.

С 1970 по 1990 год В.Ф.Уткин возглавлял КБ "Южное" сначала в качестве главного, а затем генерального конструктора. За это время разработаны и сданы на вооружение четыре стратегических ракетных комплекса, создано несколько ракет-носителей. В их числе - высокоэффективная, экологически чистая ракета-носитель "Зенит"; твердотопливная ракета СС-24; не имеющая аналогов высокоэффективная стратегическая ракета СС-18.

В области космических исследований были реализованы различные спутники оборонного и научного назначения. Всего на орбиты было выведено более трехсот аппаратов семейства "Космос" разработки КБ "Южное", составляющих значительную часть от общего числа спутников этой серии.

Характерный принцип работы В.Ф.Уткина - применение оборонных научно-технических разработок в интересах науки и народного хозяйства. Так, на базе боевой машины СС-9 была создана конверсионная ракета-носитель

"Циклон", предназначенная для выведения на орбиту средних полезных нагрузок. Спутник "Космос-1500" использовался при выводе караванов судов, затертых льдами в Восточно-Сибирском море. "Космос-1500" стал также родоначальником широко известной серии спутников "Океан", обеспечивающих значительное повышение безопасности и эффективности мореплавания.

С 1990 года В.Ф.Уткин - директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмос). При непосредственном участии Владимира Федоровича разработана федеральная космическая программа России.

Под его руководством как генерального конструктора проводились НИОКР с целью создания экспериментальных аппаратов специального назначения, обеспечивалось научно-техническое "сопровождение" ключевых проблем, связанных с Международной космической станцией (МКС). Владимир Федорович возглавлял координационный научно-технический совет Росавиакосмоса и РАН по исследованиям и экспериментам на пилотируемой станции "Мир" и российском сегменте МКС. В.Ф.Уткин - автор свыше 200 научных трудов и большого числа изобретений, кавалер 11 орденов и 14 медалей.

Первый серийный поезд отправился на боевое дежурство в 1987 году. Его поставили на специальную площадку. Американцы зафиксировали из космоса
местоположение боевой единицы. Это было сделано специально, чтобы они могли этот поезд учесть. В двустороннем договоре эта процедура была детально прописана. А потом его след затерялся. Испытывали поезд в Плесецке. У него было три боевых модуля, "жилая зона", свой командный пункт.

Главные вагоны БЖРК - это те, в которых располагаются ракетный комплекс PC-22 (по западной классификации "Скальпель") и командный пункт боевого расчета. "Скальпель" весит более ста тонн и "достает" на дальность в 10 тысяч километров. Ракеты твердотопливные, трехступенчатые, с десятью полумегатонными ядерными блоками индивидуального наведения на каждой. В Костромской дивизии несколько таких поездов, и на каждом из них по три пусковые установки: двенадцать ракет, сто двадцать ядерных боеголовок. Можно представить разрушительную мощь этих достаточно безобидных с виду эшелонов! Кроме Костромы, БЖРК дислоцированы еще в двух местах.

И бороздили просторы страны такие поезда, которые можно было увидеть лишь случайно, несли боевую вахту на Севере и Дальнем Востоке, среди тайги и в горах... А за ними внимательно следили за океаном, посылая специальные спутники, чтобы обнаружить их, и ежечасно, ежеминутно пытаясь определить, где они находятся. Но сделать это, невзирая на все совершенство современной техники, не всегда удавалось - ракетные поезда «прятались» под обычные, и попробуй определи, где идет этот ракетный комплекс, а где - скорый Новосибирск-Москва»...

Пуск

Две трехметровые телескопические "лапы" выходили из-под днища вагона и опирались на специальные железобетонные тумбы, жестко фиксируя стартовый вагон. В самом вагоне имелась еще и платформа прицеливания, которая при фиксации вагона плотно упиралась в железнодорожное полотно, считывая координаты нахождения модуля. Таким образом, на каждой точке боевого дежурства каждая ракета получала четкую программу и заданную траекторию полета к реальной цели вероятного противника. Когда пусковой вагон уже зафиксирован в определенной точке железной дороги, по команде оператора гидравлические домкраты заштыривания, освобождают его крышу. Затем синхронно срабатывают торцевые гидродомкраты, и вагон раскрывается словно сундук, только на две половины. В те же секунды начинает активно работать главный гидронасос главного гидродомкрата, и огромная "сигара" ТПК плавно становится в вертикальное положение и фиксируется боковыми кронштейнами. Все! Ракета к пуску готова!

Ракета несет разделяющуюся головную часть индивидуального наведения типа "MIRV" с 10 боеголовками мощностью по 500 кт. (На Хиросиму была сброшена атомная бомба мощностью 10 кт.). Далность полета 10 тысяч километров.
Мариупольские машиностроители комплектовали эти поезда очень надежными системами ТВР (температурного и влажностного режима) и системами пожаротушения. Летные испытания ракеты производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года. Всего было произведено 32 пуска.
Кстати, за успешное проведение испытаний "Скальпеля" в Плесецке, группа ведущих украинских конструкторов и машиностроителей была представлена к высоким правительственным наградам. В основном награждали медалью "За трудовую доблесть", но вскоре им должны были присвоить почетные звания "Заслуженный работник транспорта СССР". Хотя по действовавшему тогда положению "дистанция" от награды к награде — не менее трех лет. Потребовалось особое ходатайство отраслевого министра о досрочном присвоении "заслуженных".
В 1991 году список положили на стол Михаилу Горбачеву, которому через неделю-две предстояло расстаться с президентским креслом главы сверхдержавы. Что тогда думал Михаил Сергеевич, — одному ему известно. Но с кандидатами в "заслуженные" он поступил в свойственном ему духе принятия непредсказуемых решений. Горбачев решил: последним гражданином, трещавшего по швам, Советского Союза, кому он присвоит это высокое звание "заслуженного", будет … Алла Борисовна Пугачева. Подпись — Президент СССР…

16 июня 2005 года предпоследний из ракетных комплексов железнодорожного базирования “Скальпель” был отправлен из Костромского соединения ракетных войск на базу хранения для последующей ликвидации. Последний из них запланировано уничтожить в сентябре 2005 года. Официальной причиной, по которой “Скальпели” снимается с вооружения называется истечение сроков эксплуатации, хотя если принять во внимание, что взяты на вооружение они были в 91-94 годах, этот срок должен истечь только к 2018 году при условии, что будет проводится регулярное обслуживание заводом-изготовителем. Но завод в Павловграде (Украина) теперь вместо ракет делает троллейбусы. А Украина, став безъядерной державой, по условиям соглашения не может ни иметь, ни производить или обслуживать ядерное оружие, особенно теперь, когда новыми украинскими властями взят курс на запад. А оборудование для производства ракет, стоящих на вооружении у России пускается на переплавку.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: