Шаферан игорь давыдович биография. Песенная стихия шаферана. Игорь Давыдович Шаферан: биография

,
песня

И́горь Давы́дович Шафера́н (настоящая фамилия Шаферман ; 13 февраля , Одесса - 14 марта , Москва) - советский поэт -песенник. Окончил (), учился у Михаила Светлова , который познакомил Шаферана с композитором Аркадием Островским (документальный фильм «Не найти нам друга ближе ни сегодня,ни потом»).

Автор стихов песни из мультфильма «Зимняя сказка» («Елочка, елка, лесной аромат…») и множества других известных стихов для детей. Три песни на его стихи («То ли еще будет», «Я у бабушки живу», «Всё не так у взрослых») написаны от лица ребёнка и исполнялись женщинами (первая - Аллой Пугачёвой). Песня «Созвездье Гончих Псов» вдохновлена детской повестью Лилии Неменовой «Щен из созвездия Гончих Псов», но приобрела более широкий характер.

Недаром она заинтересовала руководителя и солиста группы «Диалог» Кима Брейтбурга , уже написавшего арт-роковые сюиты на стихи Семена Кирсанова и Юстинаса Марцинкявичуса , песни на стихи Арсения Тарковского и Евгения Евтушенко . «Созвездье Гончих Псов» вошло в первую пластинку «Диалога». Брейтбург также попросил Шаферана переделать песню «Маргарита», написанную на слова своего приятеля, поэта-любителя. Игорь Давыдович сделал это очень талантливо (осталось только имя Маргарита, и совершенно изменился, стал гораздо глубже смысл - это при том, что песня довольно короткая) .

Пожилой Игорь Шаферан сотрудничал с такими известными рок-группами, как «Круиз» , «Карнавал» , «Альфа» . Его песни записывали «Машина времени» , СВ Алексея Романова и Вадима Голутвина .

Почти двадцать лет Игорь Шаферан сотрудничал с Давидом Тухмановым . С песней Тухманова на стихи Шаферана «Ненаглядная сторона» впервые выступил на телевидении Валерий Леонтьев . Началось же сотрудничество с песни «Вальс» («С полуслова…»), которую исполняли в начале 1970-х «Веселые ребята» , а на юбилейном концерте, посвященном 60-летию Тухманова, спел Александр Градский . Закончилось сотрудничество в конце 1980-х песней «Ты замуж за него не выходи», которую исполнила продюсируемая Тухмановым популярная группа «Электроклуб» .

Известный спортивный журналист Игорь Рабинер , автор нашумевшей книги "Как убивали «Спартак», является племянником поэта. Шаферан был болельщиком именно московского «Спартака» .

Посвященной Шаферану главе Танич дал в своей книге заглавие «Красно солнышко».

Песни на стихи И. Шаферана

  • «А самолеты сами не летают» (муз. Я. Френкеля) - исп. Марк Бернес , Ян Френкель
  • «А я в милиции служу» (муз. Б. Терентьева) - исп. Олег Анофриев
  • «А я говорю…» (муз. О. Фельцмана) - исп. Мария Лукач
  • «А я смеюсь» (муз. С. Томина) - исп. Ирина Бржевская
  • «А я тебя помню» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник, группа «Белый орел»
  • «Али-Баба» (муз. Ю. Маликова и В. Преснякова) - исп. ВИА «Самоцветы» (солист - Андрей Сапунов)
  • «Багги» (муз. И. Якушенко) - исп. группа «Машина времени» (солист - Александр Кутиков), ВИА «Самоцветы» (солист - Александр Нефёдов)
  • «Барабан» (муз. Л. Лядовой) - исп. Эдуард Хиль, ВИА «Сибирью рожденные»
  • «Белая лебедушка» (муз. В. Гамалия) - исп. вокальный квартет «Аккорд»
  • «Белка в колесе» (муз. В. Кретова - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) - исп. Анатолий Киселёв, ВИА «Лейся, песня» (солист - Борис Платонов)
  • «Белый пароход» (муз. П. Аедоницкого) из к/ф «Опекун» - исп. Лариса Мондрус
  • «Белый свет» (″На тебе сошёлся клином белый свет…″) (муз. О. Фельцмана - сл. И. Шаферана и М. Танича) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Иосиф Кобзон , Фрида Боккара , Капиталина Лазаренко, Ольга Воронец , Ирина Аллегрова
  • «Белый танец» (муз. Д. Тухманова) - исп. Татьяна Сашко, Светлана Резанова, Ольга Вардашева и Людмила Невзгляд
  • «Биополе» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник
  • «Боксеры» (муз. А. Морозова) - исп. группа «Форум» (солист - Виктор Салтыков)
  • «Болельщик» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Бродячие артисты» (муз. Л. Варданяна) - исп. ВИА «Весёлые ребята » (солист - Алексей Глызин)
  • «Будь со мною строгой» (муз. М. Фрадкина) - исп. Леонид Утесов
  • «Была любовь» (муз. В. Добрынина) - исп. ВИА «Весёлые ребята » (солист - Игорь Гатаулин)
  • «В первый раз» (муз. Я. Френкеля) - исп. ВИА «Метроном»
  • «В море ходят пароходы» (муз. И. Крутого) - исп. ВИА «Синяя птица» (солист - Сергей Дроздов)
  • «Вальс» («С полуслова, с полувзгляда…») (муз. Д. Тухманова) - исп. ВИА «Весёлые ребята » (солист - Леонид Бергер), Александр Градский
  • «Великий секрет» (муз. М. Аничкина) - исп. группа «Круиз» (солист - Александр Монин)
  • «Верю» (муз. О. Фельцмана) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба»
  • «Вечер при свечах» (муз. Т. Петриненко) - исп. группа «Маки» (солист - Тарас Петриненко), ВИА «Весёлые ребята» (солист - Алексей Глызин)
  • «Вечная весна» (муз. Д. Тухманова) - исп. Валерий Ободзинский, ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Барыкин)
  • «Вот возьму и уеду» (муз. В. Добрынина) - исп. Тынис Мяги и группа «Мюзик Сейф »
  • «Вот увидишь» (муз. В. Добрынина) - исп. ВИА «Лейся, песня» (солист - Владислав Андрианов)
  • «Всё бывает» (муз. И. Якушенко) - исп. Евгений Головин
  • «Всё было так давно» (муз. В. Добрынина) - исп. Лев Лещенко
  • «Всё не так у взрослых» (муз. И. Крутого) - исп. ВИА «Синяя птица» (солистка - Светлана Лазарева)
  • «Возможно» (муз. А. Островского) - исп. Майя Кристалинская
  • «Всё, что было» (муз. В. Добрынина и В. Кретова) - исп. ВИА «Красные маки» (солист - Александр Лосев)
  • «Всё потому» (муз. П. Аедоницкого) - исп. Майя Кристалинская, ВИА «Лада»
  • «Вундеркинд» (муз. К. Мая) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба»
  • «Вчера, ещё вчера» (муз. И. Якушенко) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Вчерашние дети» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Вы мне нравитесь» (муз. Э. Колмановского) - исп. Светлана Резанова, Людмила Сенчина
  • «Выпускаю синицу» (муз. А. Мажукова) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Вы хотели мне что-то сказать?» (муз. Е. Птичкина) - исп. Анна Герман
  • «Вьюга белая» (муз. О. Иванова) - исп. Лев Лещенко
  • «Где и когда» (муз. Е. Крылатова) - исп. ВИА «Поющие сердца»
  • «Главные слова» (муз. В. Добрынина) - исп. Нина Бродская, ВИА «Лейся, песня»
  • «Гляжу в озера синие» (муз. Л. Афанасьева) из т/ф «Тени исчезают в полдень» - исп. Ольга Воронец , Екатерина Шаврина
  • «Горько» (муз. В. Добрынина - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) - исп. ВИА «Синяя птица» (солист - Сергей Дроздов)
  • «Гуси, гуси» (муз. Б. Рычкова - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) - исп. София Ротару
  • «Давайте праздновать любовь» (муз. В. Добрынина) - исп. ВИА «Лейся, песня»
  • «Двадцатый век» (муз. В. Добрынина - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) - исп. Ренат Ибрагимов, ВИА «Лейся, песня»
  • «Двадцать три часа полета» (муз. Д. Тухманова) - исп. Олег Ухналёв
  • «Две мечты» (муз. Ю. Саульского) - исп. Лариса Долина, София Ротару, Ольга Пирагс
  • «Две печали» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. Анне Вески
  • «Двое» (муз. О. Фельцмана) - исп. Анна Герман, Аида Ведищева
  • «Девчонка» (муз. О. Фельцмана) - исп. Раиса Неменова
  • «Дети спят» (муз. Ю. Саульского) - исп. ВИА «Ариэль», Людмила Сенчина
  • «Для тебя» (муз. Я. Френкеля) - исп. Майя Кристалинская , Ян Френкель
  • «Добрый ветер» (муз. Б. Рычкова) - исп. ВИА «Лейся, песня»
  • «До свадьбы заживет» (муз. Ю. Антонова) - исп. ВИА «Синяя птица» (солист - Сергей Дроздов)
  • «Дрессировщик» (муз. Ю. Маликова и В. Преснякова) - исп. Михаил Боярский
  • «Если б не было войны» (муз. М. Минкова) - исп. Валентина Толкунова
  • «Если ты не судьба» (муз. В. Добрынина) - исп. Тынис Мяги и группа «Мюзик Сейф »
  • «Жду» (муз. А. Мажукова) - исп. Людмила Гурченко
  • «Желтый лист» (″Листья желтые над городом кружатся…″) (муз. Р. Паулса - сл. Я. Петерса, перевод И. Шаферана) - исп. Нора Бумбиери и Виктор Лапчёнок
  • «Жил в Африке слон» (муз. В. Матецкого и П. Слободкина) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солисты - Александр Буйнов и Алексей Глызин)
  • «Журавленок» (муз. Э. Колмановского) - исп. Владимир Трошин, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Александр Чепурной
  • «Забеги на пять минут» (муз. Э. Колмановского) - исп. Вадим Мулерман
  • «Застольная» (муз. Э. Ханка) - исп. Эдуард Ханок
  • «Зачем вы, девушки, красивых любите?» (муз. Е. Птичкина) из к/ф «Моя улица» - исп. Ольга Воронец, Нина Пантелеева
  • «Зачем слова?» (муз. К. Портера) - исп. Нина Пантелеева
  • «Зачем ты плачешь?» (муз. О. Фельцмана) - исп. ВИА «Поющие сердца»
  • «Звездочка» (муз. С. Беликова) - исп. Сергей Беликов
  • «Звякнула монета» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. Александр Кальянов
  • «Здравствуй и прощай» (муз. В. Гамалия) - исп. Николай Гнатюк
  • «Здравствуй, песенка» (муз. Б. Терентьева) - исп. ВИА «Синяя птица» (солист - Юрий Метёлкин)
  • «Зеленая ветка» (муз. Д. Тухманова) - исп. Татьяна Анциферова, ВИА «Надежда»
  • «Зеленый крокодил» (муз. С. Дьячкова - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) - исп. ВИА «Голубые гитары»
  • «Земная дружба» (муз. Ю. Саульского) - исп. Лев Лещенко
  • «Земля цветов» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов, ВИА «Надежда»
  • «Золотой ключик» (японская народная песня, перевод И. Шаферана) - исп. Тамара Миансарова
  • «И все-таки море» (муз. Я. Френкеля) - исп. Эдуард Хиль, Ян Френкель
  • "И зовет нас в дорогу «Спутник» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. ВИА «Пламя»
  • «И не то, чтобы „Да“» (муз. Д. Тухманова) - исп. Олег Ухналёв, Давид Тухманов, Николай Трубач
  • «Как же это так» (муз. Ю. Антонова - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) - исп. Валерий Ободзинский
  • «Как мы любили» (муз. В. Добрынина) - исп. ВИА «Самоцветы», ВИА «Лейся, песня»
  • «Как счастливым быть» (муз. В. Добрынина) - исп. ВИА «Добры молодцы»
  • «Каникулы» (муз. Ю. Антонова) - исп. Юрий Антонов
  • «Ключик золотой» (музыка народная) - исп. Тамара Миансарова
  • «Когда мы влюблены» (муз. А. Барыкина) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин)
  • «Колосок золотой» (муз. В. Шаинского) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Конь мой, конь» (муз. И. Николаева) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Котенок» (муз. Л. Олаха) - исп. квартет «Аккорд»
  • «Край отцовский» (муз. Э. Колмановского) - исп. Геннадий Белов
  • «Красно солнышко» (муз. П. Аедоницкого) - исп. Людмила Зыкина
  • «Крыши» (муз. О. Фельцмана) - исп. Анатолий Королёв
  • «Ласточка» (муз. С. Березина) - исп. ВИА «Лейся, песня»
  • «Листопад» (муз. О. Мильштейна) - исп. ВИА «Оризонт»
  • «Листопад» (муз. И. Саруханова) - исп. Игорь Саруханов
  • «Лишь вчера» (муз. Я. Френкеля) - исп. Валерий Ободзинский
  • «Любовь» (муз. А. Зацепина) из к/ф «Спортлото-82» - исп. Ксения Георгиади
  • «Мальчишки» (муз. А. Островского) - исп. Олег Кротов (Большой Детский хор Гостелерадио), Иосиф Кобзон и В. Кохно, Эдуард Хиль, Владимир Трошин
  • «Мамина пластинка» (муз. С. Дьячкова - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) - исп. ВИА «Синяя птица» (солисты - Сергей Дроздов и Виктор Рябков), ВИА «Весёлые ребята » (солист - Игорь Гатаулин)
  • «Маргарита» (муз. К. Брейтбурга) - исп. группа «Диалог» (солист - Ким Брейтбург), Александр Серов
  • «Милая моя» (муз. Ю. Антонова) - исп. Юрий Антонов
  • «Мне бы только знать» (муз. Е. Птичкина) - исп. Владимир Макаров
  • «Молодо-зелено» (муз. С. Томина) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Море, море» (муз. А. Островского - сл. И. Шаферана и М. Танича) - исп. Эдуард Хиль
  • «Море с четырех сторон» (муз. П. Аедоницкого) - исп. Эдуард Хиль
  • «Московская серенада» (муз. Э. Колмановского - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) из к/ф «Три дня в Москве» - исп. Павел Кравецкий, Леонид Серебренников, Леонид Сметанников
  • «Мы желаем счастья вам» (муз. С. Намина) - исп. группа Стаса Намина (солист - Александр Лосев)
  • «Мы ловили журавля» (муз. В. Матецкого) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Михаил Файбушевич,Алексей Глызин)
  • «Мы найдем слова» (муз. М. Минкова) из к/ф «Ар-хи-ме-ды » - исп. ВИА «Поющие сердца»
  • «Мы так любили ″Битлз″» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник
  • «Наверно, не судьба» (муз. Ю. Маликова и В. Преснякова) - исп. Татьяна Анциферова и ВИА «Самоцветы»
  • «На память» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Настоящие мужчины» (муз. Я. Френкеля, сл. И. Шаферана и В. Владимова) - исп. Марк Бернес, Лев Барашков
  • «На улице Каштановой» (муз. Ю. Антонова) - исп. Юрий Антонов
  • «Наша жизнь» (муз. А. Мажукова) - исп. София Ротару
  • «Наши мамы» (муз. Э. Колмановского) - исп. Майя Кристалинская, Владимир Трошин, Иосиф Кобзон
  • «Наши любимые» (муз. Д. Тухманова) - исп. ВИА «Песняры», квартет «Аккорд»
  • «Наши младшие сестрёнки» (муз. О. Фельцмана) - исп. Вадим Мулерман и Вероника Круглова
  • «Невеста» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов
  • «Не было печали» (муз. О. Фельцмана) - исп. Майя Кристалинская, Эдуард Хиль
  • «Не волнуйся, мама» (муз. П. Аедоницкого) - исп. Эдуард Хиль
  • «Не в этом я родился году» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Не ищи покоя, сердце» (муз. З. Бинкина) - исп. ВИА «Синяя птица» (солисты - Сергей Лёвкин и Сергей Дроздов)
  • «Нейлоновое сердце» (муз. Я. Френкеля) - исп. Лев Барашков, Владимир Макаров
  • «Ненаглядная сторона» (муз. Д. Тухманова) - исп. Валерий Леонтьев, Сергей Мазаев
  • «Не обещай» (муз. Б. Рычкова) - исп. Алла Пугачёва, ВИА «Здравствуй, песня»
  • «Нет земли родней» (муз. П. Аедоницкого) - исп. ВИА «Верные друзья»
  • «Нет, не я» (муз. Ю. Антонова) - исп. Юрий Антонов
  • «Никуда не денешься» (муз. М. Минкова) из к/ф «Ар-хи-ме-ды » - исп. ВИА «Поющие гитары»
  • «Ни тепло, ни холодно» (муз. И. Гранова) - исп. синтез-труппа Игоря Гранова
  • «Новогодний вальс» (муз. Э. Колмановского - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) из к/ф «Три дня в Москве» - исп. Нина Бродская и Павел Кравецкий
  • «Ну чем она лучше?» (муз. А. Зацепина) из т/ф «Актриса из Грибова» - исп. Татьяна Анциферова
  • «Обида» (муз. Б. Рычкова) - исп. Светлана Резанова
  • «Обидно за осла» (муз. В. Преснякова-старшего) - исп. группа «Провинция»
  • «Облака» (муз. А. Кублинского) - исп. Лариса Мондрус
  • «Обо всем не скажешь в песне» (муз. А. Экимяна) - исп. Вахтанг Кикабидзе
  • «Обычная история» (муз. Ю. Саульского) - исп. София Ротару
  • «Околоспортивная песенка» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Окна светятся» (муз. В. Гамалия) - исп. Аида Ведищева
  • «Откровенная песня» (муз. П. Аедоницкого - сл. И. Шаферана и М. Танича) - исп. Лариса Мондрус
  • «От крутого бережка» (муз. М. Болотного) - исп. ВИА «Синяя птица» (солист - Сергей Дроздов)
  • «Парус на волне» (муз. Ю. Саульского) - исп. ВИА «Оризонт»
  • «Первое апреля» (муз. В. Мигули) - исп. Валерий Ободзинский
  • «Песенка без конца» (″Смотрит в зеркало девчушка лет пяти…″) (муз. Э. Колмановского) - исп. Валентина Толкунова
  • «Песенка находит друзей» (муз. П. Аедоницкого) - исп. Лариса Мондрус
  • «Песенка про моржей» (муз. В. Шаинского) - исп. Анатолий Папанов
  • «Песня о друге» (муз. И. Якушенко) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Песня о дублерах» (муз. О. Фельцмана) - исп. Мария Лукач и Иосиф Кобзон
  • «Письма с фронта» (муз. И. Якушенко) - исп. Геннадий Белов
  • «Письмо без адреса» (муз. О. Фельцмана) - исп. Нина Бродская
  • «Победа остается молодой» (муз. И. Якушенко) - исп. Геннадий Белов
  • «Поезд № 38» (муз. В. Добрынина) - исп. Ксения Георгиади
  • «Поезд из детства» (муз. А. Мажукова) - исп. Николай Гнатюк
  • «Поймем потом» (муз. Б. Рычкова) - исп. группа «Диалог» (солист - Ким Брейтбург)
  • «Полоса невезения» (муз. Д. Тухманова - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Барыкин)
  • «Праздничные хлопоты» (муз. В. Шаинского) - исп. Вадим Мулерман
  • «Признание» (муз. П. Аедоницкого) - исп. Ирина Карелина
  • «Приходи» (муз. О. Фельцмана - сл. И. Шаферана и В. Харитонова) - исп. Иосиф Кобзон
  • «Пришла любовь» (муз. Б. Зубкова) - исп. О. Гринбергс и М. Вилцане
  • «Прости меня» (муз. Э. Колмановского - сл. И. Шаферана и М. Пляцковского) - исп. Алла Иошпе, Владимир Трошин
  • «Прошу тебя» (муз. Б. Рычкова) - исп. Алла Пугачёва, ВИА «Поющие гитары» (солистка - Антонина Жмакова)
  • «Пусть я ошибусь» (муз. В. Кретова) - исп. ВИА «Синяя птица» (солист - Сергей Дроздов)
  • «Радио - лучше всего» (муз. В. Матецкого) - исп. ВИА «Лейся, песня» (солисты - Валерий Кипелов, Николай Расторгуев, Борис Платонов)
  • «Разговор» (″Мама, ты же сама молодою была…″) (муз. В. Шаинского) - исп. Ирина Уварова, Екатерина Семёнова
  • «Раздумье» (муз. П. Аедоницкого) - исп. Людмила Зыкина, Лев Барашков
  • «Разрешите пригласить» (муз. Ю. Стржелинского) - исп. Мария Лукач
  • «Рано прощаться» (муз. Б. Тимура) - исп. Наталья Ступишина
  • «Ребята нашего двора» (муз. О. Фельцмана) - исп. Иосиф Кобзон, вокальный квартет «Аккорд»
  • «Река родная» (муз. П. Аедоницкого) - исп. Лев Лещенко, ВИА «Акварели»
  • «Сама любовь» (муз. Д. Тухманова) - исп. Яак Йоала , Лариса Долина
  • «Сами с усами» (муз. М. Минкова) из к/ф «Ар-хи-ме-ды » - исп. ВИА «Поющие гитары»
  • «Сердце любить должно» (муз. Д. Тухманова) - исп. Янина Бразайтене, Татьяна Сашко
  • «Серебряные свадьбы» (муз. П. Аедоницкого) - исп. Ольга Воронец
  • «Сколько видано» (муз. Я. Френкеля) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Ян Френкель
  • «Слушай, сердце» (муз. А. Островского) - исп. Муслим Магомаев
  • «Снова мамин голос слышу» (муз. Я. Френкеля) - исп. Анна Герман, Валентина Толкунова
  • «Созвездье Гончих Псов» (муз. И. Якушенко) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Алексей Глызин), группа «Диалог» (солист - Ким Брейтбург)
  • «Соленое море» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник
  • «Спасибо, любовь» (муз. Д. Тухманова) - исп. Валерий Леонтьев, Яак Йоала
  • «„Средний“ ученик» (муз. В. Добрынина) - исп. ВИА «Лейся, песня»
  • «Стань человеком» (муз. О. Фельцмана) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба»
  • «Сто свадеб» (муз. М. Муромова) - исп. Михаил Муромов
  • «Судьба» (муз. Ш. Секунды) - исп. Эмиль Горовец
  • «Счастье» (муз. А. Эллштейна) - исп. Эмиль Горовец
  • «Счастливый четверг» (муз. Я. Френкеля) - исп. ВИА «Надежда»
  • «Тает снег» (муз. Э. Колмановского - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) из к/ф «Три дня в Москве» - исп. Нина Бродская, Валентина Толкунова
  • «Такая красивая» (муз. Дж. Румшинского) - исп. Эмиль Горовец
  • «Такая молодость пора» (муз. О. Сорокина) - исп. Ксения Георгиади, ансамбль «Девчата»
  • «Так уж бывает» (муз. Я. Френкеля - сл. И. Шаферана и М. Танича) - исп. Эдуард Хиль, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Эдуард Хиль, ВИА «Здравствуй, песня»
  • «Твоя судьба» (муз. Ю. Антонова - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) - исп. Арташес Аветян, Лев Лещенко
  • «Телефонный звонок» (муз. Ю. Акулова) - исп. Майя Кристалинская
  • «Тем, кто верил» (муз. П. Бюль-Бюль оглы) - исп. Полад Бюль-Бюль оглы
  • «Тихие города» (муз. Ю. Саульского) - исп. Мария Пахоменко
  • «То ли дождик» (муз. П. Аедоницкого) - исп. квартет «Лада»
  • «То ли еще будет» (муз. Э. Ханка) - исп. Алла Пугачёва
  • «Только держись» (муз. М. Минкова) из к/ф «Ар-хи-ме-ды!» - исп. ВИА «Поющие гитары»
  • «Только так» (муз. О. Фельцмана) - исп. Олег Анофриев
  • «Тонкий лед» (муз. В. Матецкого) - исп. ВИА «Веселые ребята» (солист - Алексей Глызин)
  • «Только бы знать» (муз. В. Матецкого) - исп. Анне Вески
  • «Только любовь» (муз. А. Хаславского) - исп. ВИА «Здравствуй, песня»
  • «Тот, кто любит» (муз. П. Бюль-Бюль оглы) - исп. Полад Бюль-Бюль оглы
  • «Тот, кто умеет прощать» (муз. А. Двоскина) - исп. Вадим Мулерман
  • «Третья сторона» (муз. И. Гранова) - исп. синтез-труппа Игоря Гранова
  • «Ты» (муз. И. Крутого) - исп. Александр Серов
  • «Ты говоришь мне о любви» (″Одна снежинка ещё не снег…″) (муз. Э. Колмановского - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) из к/ф «Три дня в Москве» - исп. Нина Бродская, Наталья Вавра, Светлана Резанова
  • «Ты замуж за него не выходи» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Электроклуб» (солист - Виктор Салтыков)
  • «Ты из Вологды, а я из Костромы» (муз. Э. Ханка) - исп. Геннадий Каменный, ВИА «Пламя»
  • «Ты не со мной» (муз. А. Эллштейна) - исп. Эмиль Горовец
  • «Ты - радость моя» (муз. А. Олшанецкого) - исп. Эмиль Горовец
  • «Ты рядом, ты здесь» (муз. Ю. Саульского) - исп. Евгений Головин, ВИА «Верные друзья»
  • «Ты одна» (муз. М. Болотного) - исп. ВИА «Синяя птица» (солист - Сергей Дроздов)
  • «Ты с любовью не играй» (муз. В. Добрынина) - исп. Нина Бродская
  • «Ты погоди» (муз. П. Аедоницкого) - исп. Лариса Мондрус , квартет «Лада», Олег Анофриев и Зоя Харабадзе
  • «У берёз и сосен» (муз. Ю. Антонова) - исп. Юрий Антонов и оркестр «Современник», Анатолий Королёв
  • «Утренняя песня» (муз. М. Минкова) из к/ф «Ар-хи-ме-ды » - исп. ВИА «Поющие гитары»
  • «Ходит песенка по кругу» (муз. О. Фельцмана - сл. И. Шаферана и М. Танича) - исп. Эдуард Хиль, Нина Дорда
  • «Хочу в Америку» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. Георгий Мовсесян
  • «Хуанита» (мексиканская народная песня, перевод И. Шаферана) - исп. ансамбль «Орэра»
  • «Человек за рулём» (муз. П. Аедоницкого) - исп. Эдуард Хиль
  • «Чем не жених?» (муз. Я. Френкеля) - исп. ВИА «Здравствуй, песня»
  • «Чужая свадьба» (муз. В. Добрынина) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Чья здесь вина?» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Цунами» (муз. С. Сарычева) - исп. группа «Альфа» (солист - Сергей Сарычев)
  • «Эверест» (муз. В. Матецкого) - исп. группа «Диалог» (солист - Ким Брейтбург), группа «Земляне» (солист - Сергей Скачков)
  • «Эверест» (муз. И. Якушенко) - исп. группа СВ (солист - Алексей Романов)
  • «Это, может быть, бывало» (муз. В. Шаинского) - исп. Вадим Мулерман
  • «Это здорово» (муз. А. Броневицкого) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба»
  • «Это Москва» (муз. Д. Тухманова - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Лерман), Юрий Антонов и ВИА «Магистраль»
  • «Это ошибка» (муз. Я. Френкеля) - исп. ВИА «Синяя птица» (солист - Сергей Дроздов), ВИА «Метроном»
  • «Этот парень смелый» (муз. И. Тамарина) - исп. ВИА «Поющие сердца»
  • «Я жду почтальона» (муз. В. Матецкого) - исп. Яак Йоала
  • «Я знаю» (муз. Б. Рычкова) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Я к тебе не подойду» (муз. Д. Тухманова - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Лерман), Анна Герман, группа «Челси»
  • «Я к тебе со всею душой» (муз. Н. Богословского) - исп. Валерий Золотухин
  • «Я приглашаю вас» (муз. Ш. Секунды) - исп. Эмиль Горовец
  • «Я твой нелюбимый» (муз. В. Добрынина - сл. И. Шаферана и Л. Дербенёва) - исп. ВИА «Калинка»
  • «Я у бабушки живу» (муз. Э. Ханка) - исп. ВИА «Верасы»

«И если б не было Одессы - что б я делал?..»

В далеком, теперь уже 64-м году по телевизору показывали очередной «Голубой огонек». Известный композитор Аркадий Островский присел к роялю и с хитринкой переспросил: «А можно… возможно?». Кажется, так. После чего напел незатейливую песенку под названием «Возможно». Песенку, конечно, о любви и о том, что для влюбленных все возможно и «ничего невозможного нет». Именно поэтому:

… И очень возможно пути их сойдутся,
Что часто бывает на этой земле.
Возможно в Одессе, возможно в Иркутске,
Возможно в Тамбове, возможно в Орле…

Внезапно услышав с экрана слово «Одесса», я вздрогнул от неожиданности. Не так-то часто из Москвы, да еще по Центральному телевидению (!), упоминали Одессу. Тогда конечно, я не задумывался, кто автор слов песенки «Возможно», ставшей весьма популярной, особенно в исполнении Майи Кристалинской, и как, собственно, туда попала именно Одесса?! Иркутск и Орел, понятно, были упомянуты исключительно из-за рифмы…

Так состоялось первое знакомство с замечательным поэтом-песенником, коренным одесситом Игорем Шафераном. Вот почему Одесса (его Одесса!) была тогда на слуху всего Союза.

Наверняка, нынешнему поколению одесситов, да не только одесситов, фамилия Шаферан ни о чем не говорит. И все же. Достаточно перечислить лишь некоторые произведения, созданные Игорем Шафераном, чтобы составить представление о его вкладе в отечественную культуру. Зачастую, напевая те или иные слова, запавшие в душу, мало кто догадывается, что написаны они Игорем Шафераном. Вот только небольшое перечисление его песен:

«А самолеты сами не летают» (муз. Я. Френкеля) — исп. Я.Френкель
«Белый танец» (муз. Д. Тухманова) — исп. К.Орбакайте
«Бродячие артисты» (муз. Л. Варданяна) — исп. А.Буйнов
«Будь со мною строгой» (муз. М. Фрадкина) — исп. Л.Утесов
«Вечная весна» (муз. Д. Тухманова) — исп. В.Ободзинский
«Для тебя» (муз. Я. Френкеля) — исп. М.Кристалинская
«Если б не было войны» (муз. М. Минкова) — исп. В.Толкунова
«Желтый лист» (муз. Р. Паулса) — исп. Л.Вайкуле
«Журавленок» (муз. Э. Колмановского) — исп. В.Трошин
«И все-таки море» (муз. Я. Френкеля) — исп. Э.Хиль
«И не то, чтобы Да» (муз. Д. Тухманова) — исп. О.Ухналев
«Море, море» (муз. А. Островского) — исп. Э.Хиль
«Мы желаем счастья вам» (муз. С. Намина) — анс. «Самоцветы»
«Настоящие мужчины» (муз. Я. Френкеля) — исп. М.Бернес
«Наши мамы» (муз. Э. Колмановского) — исп. М.Кристалинская
«Наши любимые» (муз. Д. Тухманова) — анс. «Песняры»
«Нейлоновое сердце» (муз. Я. Френкеля) — из к/ф «Мужской разговор»
«Обычная история» (муз. Ю. Саульского) — исп. С.Ротару
«Песня десантников» (муз. М. Минкова)
«Ребята нашего двора» (муз. О. Фельцмана)
«Серебряные свадьбы» (муз. П. Аедоницкий)
«Сколько видано» (муз. Я. Френкеля) — исп. А.Викторов
«Стань человеком» (муз. О. Фельцмана) — исп. Э.Пьеха
«То ли еще будет» (муз. Э. Ханка) — исп. А.Пугачева
«Я у бабушки живу» (муз. Э. Ханка) — анс. «Верасы»

Песни на стихи Игоря Шаферана пели самые известные исполнители - И. Кобзон, Л.Лещенко, М. Магомаев, Л. Зыкина, Э. Пьеха, В. Толкунова, М. Бернес, В. Кикабидзе, В. Ободзинский, М. Кристалинская, А. Герман, С. Ротару.

Игорь Шаферан работал много и плодотворно. Когда же возникали определенные творческие паузы, народ начинал беспокоиться. В те годы Шаферан даже удостоился распространённой в Москве частушке:

«… Опечален шах Ирана:
Нету песен Шаферана…»

Мол, даже далекий и невозмутимый шах Ирана(!) тоже как-то переживает…

Это, конечно, шутка, но наряду с Леонидом Дербеневым и Михаилом Таничем, Игорь Шаферан по праву входил в тройку лучших поэтов-песенников страны.

Творчество - творчеством, а что сегодня известно о жизни Игоря Шаферана?

Как все складывалось? Какими путями-дорогами шел этот одесский паренек, чтобы занять свое место на человеческом и творческом олимпах?

Увы! Сведения, приведенные в различной литературе, тем более в интернет-изданиях, как правило, изобилуют значительными ошибками и неточностями, порой обидными…

Начнем с самого начала.

Согласно справки ЗАГС Правительства Москвы, в мае 1960 г. фамилия и имя изменены на Игорь Шаферан (запись №26 от 17.05.1960 г.).

Итак, Гарик Шаферман родился в Одессе, на Малой Арнаутской, 87, кв. 12 (тогда ул. Воровского). Учился в школе №118 (ул. Малая Арнаутская, угол Преображенской), в 1950 г. окончил школу рабочей молодежи №11 (теперь здание Института усовершенствования учителей, Барятинский пер., 8). Кстати, в те же годы, с «разницей в два класса», в школе №118 учился и Михаил Михайлович Жванецкий (1934 г.р.). Однако, в то время с Гариком Шаферманом он знаком не был, познакомились они уже в Москве.

Широко распространённая легенда о том, что Игорь Шаферан плавал механиком на китобойной флотилии «Слава» тоже не подтверждается. Как следует из автобиографии, в 1948 г. он поступил на работу в объединение «Совтанкер» Черноморского Государственного морского пароходства. Однако, ни в одной судовой роли фамилия Шаферман не упоминается, т.е. в плавсоставе «Совтанкера» он не значился, а, очевидно, занимал какую-то «береговую» должность в самом управлении.

Но море и все морское притягивало его всю жизнь. Забегая вперед, у Игоря Шаферана множество стихов на морскую тематику. А одни из самых-самых первых - «Будни» и «Матросы» - давнишние публикации в журнале «Юность», №7, 1958г. Вот эти два, увы, уже забытые стихотворения, написанные со знанием дела, с глубоким проникновением в морскую специфику.

МАТРОСЫ

Тяжело приходилось бывало
В первый год, в самый памятный год
Нас качало, мотало, швыряло
У далеких ревущих широт
Так проходят морскую закалку
… А вернулись домой корабли
По земле мы пошли вперевалку,
Словно пробую прочность земли.

БУДНИ

Мальчишкой мне казалось, что на судне
Лишь ураганы встретятся в пути.
Я плохо знал, что есть на судне будни,
Которые трудней перенести.
Я палубу перемывал три раза,
Чтобы она сверкала, как желток,
И до меня дошло совсем не сразу,
Что боцман справедлив, а не жесток.
А в аппетитном царстве щей и каши,
Где даже в холод жарче, чем в Крыму,
Передо мною кок стоял, как маршал,
Когда я в помощь придан был ему.
Узлы вязал, покраску вел умело,
От шлака очищал колосники
И даже не заметил среди дела,
Как постепенно вышел в моряки.

А где-то очень смелые на судне
Встречали ураганы лишь в пути.
Плывут мальчишки, забывая будни,
Которые трудней перенести.

Да, «выйти в моряки» не получилось, хотя и на берегу трудностей было предостаточно.

В августе 1951 г. Гарик Шаферман поступает в Одесский сельскохозяйственный институт, на зоотехнический факультет. Почему именно в сельскохозяйственный институт? Вряд ли это говорит о его призвании. Скорее всего, в те годы с такой анкетой в Одессе других вариантов почти не просматривалось… Тем не менее, учился хорошо, активно занимался спортом - волейболом и боксом.

В сентябре 1952 г. отчислен из института «в виду перевода в другое учебное заведение». Другое учебное заведение - некая Военная академия (?!). Возможно, «фокус» с Военной академией был придуман, чтобы наверняка отпустили из Одесского сельхозинститута. По некоторым данным, его, как хорошего волейболиста, переманили во Фрунзенский сельхозинститут, пообещав, что будет включен в сборную Киргизии для участия в Спартакиаде народов СССР. Так что, после Одессы он, очевидно, учился (числился?) во Фрунзенском сельхозинституте. Оттуда уже и переехал в Москву, где пытался поступить в Литературный институт им. А.М. Горького. С первого раза не получилось, год отучился в Тимирязевской академии.

В 1956 г. все же поступил в Литературный институт. На свой курс его взял сам Михаил Светлов! Кстати, по некоторым данным, возможно Светлов и предложил несколько подкорректировать фамилию, выбросив одну единственную «принципиально лишнюю» букву. Надо сказать, что Игорь Шаферан боготворил Светлова, в рабочем кабинете всегда висел его портрет.

В 1962 г. Шаферан окончил Литературный институт по специальности «литературная работа» (диплом С №214036). Жилось довольно трудно, поэтому, в 1972г., на всякий случай, он получил аттестационное удостоверение №7334 о том, что Министерство культуры РСФСР считает его «артистом разговорного жанра
I категории с разовой ставкой 9руб. 50коп». Для того времени приработок, в принципе, неплохой.

… Именно Михаил Светлов разглядел в Игоре Шаферане талант поэта-песенника, настоятельно предложив его «услуги» композитору Аркадию Островскому. Их творческое знакомство началось с песни «Мальчишки, мальчишки», которую с огромным успехом исполнил Иосиф Кобзон в Москве, в Колонном зале Дома Союзов (!).

…Плывут в океанах, летят высоко в небесах
Солидные люди с мальчишеской искрой в глазах.
Мальчишки, мальчишки, пускай пролетают года,
Мальчишки, мальчишки, для нас вы мальчишки всегда…

Вот с этой песней и пришла к Игорю Шаферану её величество «ИЗВЕСТНОСТЬ».

Дальше были замечательные стихи, глубокие и продуманные, проникновенные и лирические, берущие за живое каждого. А его слова к песне «Гляжу в озера синие…» (к кинофильму «Тени исчезают в полдень», муз. Л. Афанасьева) едва не стали государственным гимном России:

…Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву…
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой,
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой…

И еще один парадокс. У абсолютного большинства слушателей не могло быть малейших сомнений в том, что «Ромашки спрятались, поникли лютики» - слова народные. Кому могло прийти в голову, что написаны они одесситом с Малой Арнаутской?!!!

Ромашки спрятались, поникли лютики.
Когда застыла я от горьких слов.
Зачем вы, девочки, красивых любите,
Непостоянная у них любовь.

Ведь даже сегодня, наверное, ни одни сельские или другие посиделки не обходятся без надрывного исполнения этой, действительно, ставшей народной песни.

А песенка «Сколько видано» (муз. Я. Френкеля) стала чуть ли не морским гимном, когда простыми словами, без высокой патриотической ноты, переданы чувства моряков, которых, куда бы не заманивали, а все равно «только тянет домой»

..И в Италии, и в Бразилии
Побывали с тобой.
Солнца вроде бы изобилие,
Только тянет домой!
Эх, сколько видано,
Эх, перевидано!
Солнца вроде бы изобилие,
Только тянет домой.
Не туристы мы, но на пристани
Мы подолгу стоим.
Воздух. родины - он особенный,
Не надышишься им.
Эх, сколько видано,
Эх, перевидано!
Сколько видано, перевидано
Не надышишься им…

Мало кто знает, что к юбилейному вечеру Аркадия Райкина на слова Шаферана написана замечательная песенка «Добрый зритель в девятом ряду» (муз. Я Френкеля).

Вот несколько строк:

…Скрипки пробуют голос несмело,
Заполняется публикой зал…
Может, Гамлета или Отелло
Я бы с большей охотой сыграл,
Или, скажем, читал бы сонеты,
Тихо жил бы со всеми в ладу,
Только как же посмотрит на это
Добрый зритель в девятом ряду?…
….
Может, всё бы забросить под старость,
На скамейке сидеть бы в саду,
Только как же я с вами расстанусь,
Добрый зритель в девятом ряду…

После её исполнения Аркадием Райкиным в зале не скрывали слез. И всякий раз это повторялось. Потому, что, наверное, у каждого был свой добрый зритель в каком-то жизненном ряду…

А что Одесса в творчестве Игоря Шаферана?

В 1985 г., для кинофильма «Подвиг Одессы» (реж. В. Стрелков), написана песня об Одессе «Я дома» (муз. Я Френкеля), ставшая стержнем этой киноленты:

Немало есть мест, где каштаны цветут,
Где плещется море и солнца не ждут словно милость,
Но именно тут,
Понимаете, именно тут
Я вырос, я вырос…
Мне город любимый от сердца всего
Безбрежную даль подарил на Приморском бульваре,
Ведь я для него,
Понимаете, я для него
Свой парень, свой парень…
Конечно, весь свет повидал я не весь,
И мне из морей только Черное море знакомо,
Но именно здесь,
Понимаете, именно здесь
Я дома, я дома…

Нуждаются ли эти слова в каких-либо комментариях, если каждая строчка - это признание в любви к Одессе! Признание не формальное, признание трогательное и трепетное… Потом эту песенку пел и Андрей Миронов и, сам Ян Френкель, и многие другие, всякий раз перетягивая «музыкальное одеяло» на себя, «приписывая» эту любовь уже к своим родным местам.

И еще одна выдержка из письма:

«Знаете ли Вы о песне об Одессе, которую Шаферан написал с композитором Марком Минковым? Был вариант, что ее споет Пугачева, но что-то не срослось, и, что называется, в широкие массы она не пошла. Хотя песня, на мой взгляд, великолепная, я ее обожаю на гитаре играть».

А вот и оригинал текста упомянутой песни «Старая Одесса»:

Наши детские мечты,
Слава, музыка, цветы,
Где они?
Но гляди с надеждой вдаль,
И улыбкою печаль
Разгони.
Что не знаешь ты забот,
Что душа твоя поёт
Сделай вид!
Впрочем, что мы говорим
Разве мне быть другим Одессит.
И все-таки Одесса,
Одессой остаётся,
И нет такого места,
Где есть такое солнце,
Где есть такое море,
А в море - парус белый.
И если б не было Одессы
Что б я делал?
Жизнь несётся как волна,
И швыряет нас она
Вверх и вниз.
Всё на свете может быть.
Только как же не любить
Эту жизнь?
И уже не меркнет свет,
И уже печали нет,
Нет обид.
Впрочем, что мы тратим пыл,
Где ты видел, чтобы ныл Одессит?

Слова эти можно отнести и к самому Игорю Шаферану. Это его жизнь (а не слепая привязанность к жизни), его чувства, его одесская точка опоры…

И ещё одно утверждение:

«…Конечно, вы помните прекрасную песню Юрия Антонова «На улице Каштановой»:

Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную,
И на Тенистой улице я постою в тени.
Вишневые, Грушевые, Зеленые, Прохладные -
Как будто в детство давнее ведут меня они…

Жители сразу нескольких городов утверждают, что эта песня посвящена именно их малой родине. Я же ставлю на Одессу. Родом отсюда был автор текста Игорь Шаферан. А если вы вооружитесь картой Одессы, то без труда найдете и Абрикосовую, и Виноградную, и Вишневую».

И я тоже ставлю на Одессу! Без сомнения, Игорь Шаферан срисовывал и подсмотрел это в своей Одессе, потому что в памяти навсегда «застряли» улицы из «раньшего времени».

Теперь о слухах.

…Спасая в кровь израненную шкуру
Из наших мест недавно и давно
Бежали Врангель, Гитлер и Петлюра,
И прочее подобное… Махно.
И не спроста врагам Советской власти
У нас в родной Одессе говорят:
«НЕМА делов, где сели, там и слазьте».
У нас в Одессе это не едят…

Хорошо, что сегодня такие призывы, к счастью, в прошлом. И, Слава Богу, что всё это давно уже «съели». Короче, уже давно «НЕМА делов»… По воспоминаниям народного артиста Украины Михаила Ильича Бакальчука, где-то в конце 60-х годов, Игорь Шаферан дописал эти несколько куплетов для программы известного одесского конферансье Аркадия Астахова. Так это или не так? В Одессе всё может быть…

А, собственно, из какой семьи Игорь Шаферан? Его ближайшие родственники - обычные одесситы, обычной одесской национальности:

«Отец - Шаферман Давид Исаакович, мать - Шаферман Мирель Копелевна. Бабушки: Карп Двойра Гител, Шаферман Шендл. Дедушки: Фальбаум Копель, Шаферман Мендель.

В 1954г. с того же адреса (Одесса, ул. Воровского, 87, кв. 12) родители переехали в Москву, чтобы быть вместе с сыном, когда он получил работу. Родной дядя со стороны матери - Григорий (Гирш) Копелевич Фальбаум, проживал в Одессе. Родной дядя со стороны отца - Майор (Меир) Исаакович Шаферман, проживал в Одессе.

Родная сестра: Полина Давидовна Шаферман (Рабинер), в 1996г. с мужем переехала в США. Племянник: Игорь Рабинер (1973 г.р.) - известный спортивный журналист, живет в Москве».

…В декабре 1964 г. Игорь Шаферман женился на Виталии Виленской - дочери известного советского архитектора Бориса Виленского. Их дочь: Анна Шаферан (1965 г.р.) - окончила винодельческое отделение факультета биотехнологий Московского пищевого института. Живет в Москве.

Внучка: Милаша Шаферан (1990 г.р.) - живет в Москве.

…Игорь Шаферан бывал в Одессе не так часто, как хотелось.

«Останавливался у многочисленных родственников. Приезжал в Одессу: 1970 г. - круиз по Черному морю;

1976 г. - с композитором Марком Минковым; 1983 г. - на похороны дяди Гриши, ещё позже на похороны дяди Майора».

…Хотя времена не выбирают, но жить в эпоху перемен не просто. И Игорь Шаферан жил по старым правилам, выверенным всей прошлой жизнью. Его же словами из песни «Нейлоновое сердце» (1968 г.):

Говорят, что будет сердце из нейлона
Говорят что двести лет стучать ему,
Может это, по науке, и резонно,
А по нашему,ребята ни к чему

…Нет ребята, не для нас определенно,
Жить не видя и не слыша ничего,
Даже если будет сердце из нейлона-
Мы научим беспокоиться его

А по другому он не мог.

В одной из публикаций Анна Шаферан вспоминала:

«Приход капитализма оказался для него страшным психологическим ударом. Ничем другим, кроме поэзии, он не занимался. И у него было ощущение своей ненужности. На почве стресса он заболел. Лежал в онкологическом центре. Но врачи не смогли ничего сделать и, поняв это, попросту выпихнули умирать домой».

…Заметно и незаметно пробежало время.

Сейчас об Игоре Шаферане - большом художнике, который помогал жить и чувствовать, подталкивал идти в ногу со временем, чьи мысли стали ориентирами для целого поколения - сейчас о нем вспоминают постольку-поскольку… В подтверждение — слова Анны Шаферан:

«К сожалению, папа не отличался деловой хваткой. Поэтому многие из его стихов до сих пор остались невостребованными. Я была бы рада, если кто-то написал на них песни. Но никто не проявляет интереса. Хотя найти нас проще простого. Телефон у нас остался тот же, что и много лет назад…»

В 2002г., к 70-летию Игоря Шаферана усилиями семьи «пробили» в Москве, в Доме композиторов, благотворительный вечер его памяти. Внучкой Милашей Шаферан был подготовлен документальный фильм «Не найти нам друга ближе ни сегодня, ни потом».

И это всё. До обидного всё…

Перенося акцент на Одессу, в письме Милаши Шаферан отмечается:

«Никакого одесского материала у нас больше нет. Моей маме он лишь всегда говорил, что любил Одессу, что это его любимый город, который он никогда не забывал…»

Никогда не забывал Одессу…

А Одесса?

Одесса забыла. А помнила ли?!

Забыла истинного одессита. Одессита, никогда не кичившегося ею. Одессита, никогда не отказывавшегося от неё в угоду заманчивым столичным ценностям. Одессита не кричащего, не делавшего, как иные, бизнес на Одессе - признанном мировом бренде.

А ведь не так уж много настоящих ЛИЧНОСТЕЙ дала Одесса миру - личностей, унаследовавших от её первостроителей прежде всего честь и достоинство, сочетающимися с неизменным талантом.

…С некоторых пор улица Малая Арнаутская в Одессе известна не только тем, что именно здесь делалась (и делается!) вся контрабанда.

Здесь жили многие заметные и незаметные одесситы, составившие наш неприкосновенный запас. Запас, замешанный на своем восприятии окружающего мира.

Здесь в 51-м номере, всю жизнь прожил незабвенный Саша Розембойм - писатель и историк Одессы.

Здесь 87-м номере родился и жил Игорь Шаферан, память о котором в Одессе не должна быть короткой. Проходя мимо этого старого кирпичного дома приостановитесь, поднимите голову. Отсюда начинался путь в большую жизнь Гарика Шафермана - обычного одесского паренька, ставшего гордостью и славой нашего города.

А в заключение рекомендую посмотреть небольшой десятиминутный фильм об Игоре Давыдовиче Шаферане:

Шаферан Игорь Давыдович родился в Одессе. Стихи начал писать ещё в школе. В 1948 поступил на работу в объединение «Совтанкер» Черноморского пароходства. В 1951 Гарик Шаферман поступил в Одесский сельскохозяйственный институт, на зоотехнический факультет. С 1952 учился во Фрунзенском сельхозинституте. Один год отучился в Тимирязевской академии в Москве.

В 1956 поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, на семинар поэта М. А. Светлова . Окончил Литературный институт в 1962 году по специальности «литературная работа».

Учась в институте, написал вместе с композитором Э. С. Колмановским свою первую песню «Береговые огоньки» . Песня Шаферана на музыку А. И. Островского, впервые исполненная И. Кобзоном в Колонном зале Дома Союзов в Москве, стала своеобразным эпиграфом ко всему творческому пути поэта.

Песни на стихи Шаферана сочетают искреннюю поэтическую приподнятость и мудрую афористичность, глубокое лирическое начало в сочетании с гражданственностью и яркую эмоциональность. Многие песни (, «Для тебя» , «Эх, сколько видано» , «И всё-таки море» , , , , , «Красно солнышко» и др.) настолько полюбились нашим соотечественникам, что как бы утратили авторство и стали народными. Песня предлагалась даже как вариант нового государственного гимна.

С Игорем Шафераном работали такие композиторы, как: Давид Тухманов, Евгений Птичкин, Валерий Петров, Людмила Лядова, Павел Аедоницкий, Оскар Фельцман, Марк Фрадкин, Вячеслав Добрынин, Юрий Антонов, Аркадий Островский, Эдуард Колмановский, Виктория Филатова, Леонид Афанасьев, Алексей Мажуков, Игорь Якушенко, Евгений Крылатов, Ян Френкель, Михаил Чуев, Марк Минков, Борис Терентьев, Вадим Гамалея, Евгений Мартынов, Сергей Томин, Георгий Мовсесян, Юрий Левитин, Юрий Саульский, Раймонд Паулс, Владислав Казенин, Зиновий Бинкин, Владимир Мигуля и многие другие популярные и известные композиторы.

В свой репертуар песни на его стихи включали самые популярные и известные певцы бывшего Советского Союза и России, среди них: Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Михаил Чуев, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, Вахтанг Кикабидзе, Ольга Воронец, Геннадий Белов, Валерий Ободзинский, Валерий Леонтьев, Юрий Гуляев, Майя Кристалинская, Владимир Романов, Александр Чепурной, Анна Герман и многие другие исполнители.

Лауреат Всесоюзных и Всероссийских конкурсов песни.

Автор пьесы в 2-х частях «Как стать главным инженером» (по повести Дж. Лондона). Печатался в журналах «Неделя», «Крокодил», «Сельская жизнь» и др. Работал в Российской государственной библиотеке библиотекарем отдела национальной литературы.

Автор слов песни « » и многих-многих других Игорь Давыдович Шаферан родился 13 февраля 1932 года в Одессе. В юности будущий поэт ходил в море на китобойной флотилии «Слава». В 1960 году Игорь поступает в Литературный институт, в это же время начинает публиковать свои стихи. Так начинался творческий путь будущего советского поэта-песенника.

Первым музыкальным произведением, написанным на стихи Шаферана, стала песня «Береговые огоньки». И вскоре уже ни один сколько-нибудь серьезный концерт не обходился без песен на стихи популярного автора. Его песни стали исполнять известные певцы и коллективы такие, как Майя Кристалинская, Людмила Сенчина, Иосиф Кабзон. Многие песни пошли в народ с киноэкрана. Сейчас некоторые фильмы, где песни со словами Игоря прозвучали впервые, уже давно забыты, однако эти песни исполняются до сих пор.

В творчестве Игоря Шаферана было довольно много патриотических стихов, которые в то время были, безусловно, конъюнктурными. Но, несмотря на это, большинство из них были и очень талантливыми, что доказывает время. Сейчас, когда прошел угар перестройки, когда люди наслушались и рока, и джаза и откровенно бездарной «попсы», добрые стихи Шаферана западают прямо в душу.

В смутное время, когда у страны не было гимна, одним из вариантов главной песни страны предлагалась песня «Гляжусь в озера синие», и это был достойный вариант. Хотя патриотические песни на стихи поэта исполнялись на всех официальных мероприятиях, слушателям наиболее близкими всегда были лирические композиции на его слова, такие как «Журавленок», «Белый танец». Простота и настроение текстов нравились людям. Народ пел « », « », «Ходит песенка по кругу» на праздниках, в гостях и дома.

Доверительность, искренность песенных текстов, как будто автор обращается к лучшему другу, принесли ему долголетнюю любовь советской публики. Вечные темы человеческих взаимоотношений, любовь, преданность, нежность делают эти песни актуальными и в наше время, когда испытывается дефицит именно этих понятий.

Умер Игорь Давыдович Шаферан 14 марта 1994 года, но его тексты песен останутся в народной памяти навсегда!

Не столь давно мне довелось послушать почти забытую, да и в свое время прошедшую по периферии общественного сознания, очень тонкую и трогательную песню Е. Крылатова «Ласточка». В исполнении популярной в конце 1980-х годов певицы О. Зарубиной вместе с Большим детским хором Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

Пусть её несут к далям золотым,
Но далёкий край не назвать родным.
На её пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя.

Поиск и познание их приведет нас к подлинным открытиям, поскольку, как, например, в случае с И. Шафераном, мы обнаружим десятки популярных песен, написанных такими известными композиторами советской эстрады, как О. Фельцман, М. Фрадкин, П. Аедоницкий, Л. Лядова, В. Добрынин, А. Мажуков, Е. Мартынов, Г. Мовсесян, Ю. Саульский, В. Мигуля.

Среди исполнителей песен Шаферана - самые популярные и известные певцы Советского Союза: И. Кобзон, Л. Лещенко, М. Магомаев, Л. Зыкина, О. Воронец, Ю. Гуляев, М. Кристалинская, Г. Белов, польская певица А. Герман и многие другие.

Эти песни выдержали проверку временем. Многие из них не уходили из поля зрения и слуха сограждан большой Советской страны, а некоторые, словно поднырнув под волну безвременья, предстают пред нами снова и опять звучат свежо и пронзительно.

Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву.
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.

Спроси, переспроси меня:
Милее нет земли.
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли.….

Красу твою не старили
Ни годы, ни беда.
Иванами да Марьями
Гордилась ты всегда.

Не все вернулись соколы,
Кто жив, а кто убит,
Но слава их высокая
Тебе принадлежит.

Совсем неслучайно написанная Л. Афанасьевым песня на слова И. Шаферана «Гляжу в озера синие» из очень популярного телесериала «Тени исчезают в полдень» (1971) предлагалась в новейшие времена в качестве государственного гимна России.

Еще в 1964 г. А. Эйзен исполнил трогательную песню Э. Колмановского на стихи Шаферана «Журавлёнок».

Он рвется в облака,
Торопит вожака,
Но говорит ему вожак сурово:
«Пусть та земля теплей,
А родина - милей,
Милей - запомни, журавленок, это слово!»
….
У нас лежат снега,
У нас гудит пурга,
И голосов совсем не слышно птичьих,
Но где-то там, вдали,
Курлычут журавли,
Они о родине заснеженной курлычут...

Не раз и не два Игорь Шаферан возвращался к этой образности, к теме носимого в сердце большого Отечества. Были еще «И светла от берез Россия...», «Раньше думай о Родине» О. Фельцмана (1968).

А когда под снарядами

Запылал небосвод,

Если мёртвые падали,

Шли живые вперёд.

Есть традиция добрая

В комсомольской семье:

Раньше думай о Родине,

А потом о себе.

Завистники называли Шаферана конъюнктурщиком, умеющим пробиться и устроиться в жизни. Можно, можно принудительно навязать слуху какие-то официозные сочинения к определенной дате, но нельзя насильственно войти в народную память и сердце. А песенные стихи Шаферана - вошли.

С тем же Леонидом Афанасьевым Шаферан написал также памятную песню «Родимая земля» к телефильму «Вечный зов» (1979).

Земля, родимая земля,
Твой зов мы слышим днем и ночью.
Ты почернела от огня,
Твои поля фашисты топчут.
И смерть в бою нам не страшна,
И нет у нас пути другого.
Мы возвратить, земля, сполна,
Мы возвратить сполна,
Тебе свой долг готовы.

Росинок россыпь на полях

В твоем названии, Россия...

В 1981 г. к нам пришла лирическая и грустная песня М. Минкова «Мой милый, если б не было войны...», прозвучавшая в кинофильме «Приказ: огонь не открывать» в исполнении В. Толкуновой. Песня сразу стала популярной.

К кинофильму «В зоне особого внимания» (1977) Шаферан с М. Минковым напишет песню воздушных десантников о «продуваемых всеми ветрами войсках». Кто-то скажет, что это фильм пропагандистски-воспитательный, а мы и не станем спорить, как и невозможно отрицать, что он был чрезвычайно популярен и что многие молодые люди выбрали себе путь в жизни и военную профессию благодаря этому фильму и этой песне.

«Как быстро бы года ни пролетали, / От нас не отдаляется она. / И ей к лицу солдатские медали, \ К лицу ей боевые ордена» - строки Шаферана в песне И. Якушенко «Проходят победители седые, Победа остается молодой...» (1980).

Песни на стихи Шаферана пели и помнили миллионы людей, зачастую не задаваясь вопросом, а кто же автор текстов. Это и есть высшая форма признания, когда произведения становились именно народными, по сути.

Как, например, песня Э. Колмановского:

Та весна, казалось, будет вечной —

И глядят из рамочек со стен

Наши мамы в платьях подвенечных,

Наши мамы, юные совсем.

Брови разлетаются крылато,

Ни одной морщинки возле глаз.

Кто теперь поверит, что когда-то

Наши мамы были младше нас?

…..

Можете объехать всю Россию,

Провести в дороге много дней,

Никого не встретите красивей,

Никого не встретите родней.

Это ведь Шаферан с Колмановским, еще учась в Литинституте, написал свою первую песню «Береговые огоньки».

А взять шлягер Р. Паулса «Листья желтые над городом кружатся». Он пришел к нам в переводе Шаферана, поработавшего с оригинальным текстом Я. Петерса.

Шаферану принадлежат тексты хитов Д. Тухманова «И не то чтобы да, и не то чтобы нет» (1971), лирической песни 1974 года - «Вечная весна», исполненные «золотым» голосом В. Ободзинского. Ансамбль «Песняры» исполнял песню «Наши любимые», ансамбль "Веселые ребята" - «Я к тебе не подойду».

* * *

Игорь Давыдович Шаферан (настоящая фамилия - Шаферман, одну букву он выбросит потом, для творческого благозвучия) родился 13 февраля 1932 г. в Одессе.

Говорят, что стихи начал писать еще в школе. Успел хлебнуть рабочей жизни на море: механиком ходил в китобойной флотилии «Слава».

В Литинститут им. Горького с первого раза не поступил, поступил в Тимирязевскую академию. Пришел в знаменитое литобъединение «Магистраль», которым тогда руководил Г. Левин, посещал его вместе Б. Окуджавой, В. Леоновичем, А. Ароновым, В. Войновичем.

Потом в Литинституте был принят в семинар М. Светлова, которого боготворил, по чьему совету и начал писать песни. Возможно, это учительство отчасти приоткроет нам тайну генезиса песенности и патриотичности И. Шаферана. Но следует помнить: без дарования успехам в творчестве не помогут ни покровительство, ни протекция, ни учителя. Но без труда - пропадет и дарование.

Шаферан окончил Литературный институт в 1960 г. Считают, что своеобразным эпиграфическим прологом ко всему творческому пути для Шаферана стала его песня «Мальчишки» («Рисует узоры мороз на оконном стекле», 1961 г.) с музыкой А. Островского, впервые исполненная И. Кобзоном.

Когда протрубили
Тревогу в любимом краю,
Застыли мальчишки
В суровом солдатском строю.
Мальчишки, мальчишки,
Вы первыми кинулись в бой,
Мальчишки, мальчишки,
Страну заслонили собой!/

Мальчишки, мальчишки,
Пускай пролетают года,
Мальчишки, мальчишки,
Для нас вы мальчишки всегда!

Рассказывают, что этот улыбчивый и грустный одессит учился в одном классе с М. Жванецким, который был на два года моложе. И именно Шаферан сподвиг его пойти по стезе юмориста. Есть мягкие юмористические мотивы в стихах Шаферана. «У меня братишки нет, у меня сестренки нет» - пели «Верасы», «То ли еще будет, ой-ёй-ёй...» («Песня первоклассника») звучало в исполнении А. Пугачевой.

В школу Игорь пошел перед войной, а в 1941 году семья эвакуировалась из героической Одессы. Это о ней, родной Одессе, он потом напишет, а мы услышим в исполнении Ю. Антонова:

Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную,
И на Тенистой улице я постою в тени.
Вишнёвые, Грушёвые, Зелёные, Прохладные,
Как будто в детство давнее ведут меня они.

«И все-таки море останется морем, и чем-то похоже оно на тебя», - пели то автор музыки Ян Френкель, то ленинградский певец Эдурд Хиль.

Шаферан много напишет о море: «Моряк вразвалочку сошел на берег», «Белый пароход», «Море с четырех сторон».

Песни на стихи Шаферана - «Для тебя», «Эх, сколько видано», «Ходит песенка по кругу» - настолько полюбились, что словно утратили авторство.

Строки стихов Шаферана повсеместно цитировались, переходя из песен в повседневную жизнь. «На тебе сошелся клином белый свет», «Кто-то теряет, а кто-то находит...», «Одна снежинка - ещё не снег», «Вот увидишь», «Разрешите пригласить», «Река родная», «Дети спят» - эти популярнейшие песни пропеты представителями звезд эстрады разных поколений.

Редкое застолье и сегодня обходится без песен Шаферана «Мы желаем счастья вам». Или - «Ромашки спрятались, поникли лютики» Е. Птичкина, из кинофильма «Моя улица».

Ромашки спрятались, поникли лютики,

Когда застыла я от горьких слов.

Зачем вы, девочки, красивых любите? —

Непостоянная у них любовь.

Эстрадный композитор В. Матецкий вспоминает: «Вообще, в то время у нас существовала песенная элита, в которую входили поэты Игорь Шаферан, Игорь Кохановский, Михаил Танич. Кстати, Шаферан был и в худсовете «Мелодии». Это было действительно консервативное время, и молодым музыкантам было очень трудно пробиться на пластинки. И наши поэты уже тогда понимали, что позиция членов Союза композиторов была достаточно тупиковой, поэтому искали молодых соавторов, и находили их среди музыкантов существующих групп. Все эти поэты были настроены крайне прогрессивно, и порой небескорыстно, потому что понимали, что в случае успеха, эти песни могли бы принести им солидные авторские гонорары. И они явились своего рода крестными отцами молодых авторов. Например, Танич сильно помог композитору И. Николаеву в его начальной карьере. И Шаферан также многим помог».

Игорь Давидович был домоседом. От выступлений отнекивался до последнего, говорил, что он не артист. Говорят, коллекционировал авторучки.

Женат Шаферан был на дочери известного архитектора Б. Виленского, автора проектов станций московского метрополитена «Красносельская», «Аэропорт», «Измайловский парк». Был страстным, до анекдотичности, футбольным болельщиком. Рассказывают, что когда у него родилась дочь, он сокрушался, поскольку ждал сына - «продолжателя болельщицкого рода».

Шаферан издал несколько поэтических сборников: «Слушай сердце!» (1971), «Красно солнышко» (1973), «Для тебя» (1985).

Шаферан с дочерью и внучкой

По мнению дочери Шаферана Анны, ее отца «убил капитализм». Поэт, как и многие другие советские люди, не смог «перестроиться», приспособиться к новым реалиям. Иного вида деятельности для себя, кроме написания стихов и песен, не представлял, а потому попал в трагичную цифирь, в те десятки миллионов, что не смогли пережить новые времена распада великой страны. 14 марта 1994 г. Игорь Давыдович скончался у себя дома после безуспешного лечения в онкологическом центре.

Его нет, но его песни живы.

Снежную люблю, люблю в цвету,

Лишь одну тебя зову родной,

Стану я, земля, уйду, когда

Твоей листвой, твоей травой.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: