Жизненный и творческий путь К.Д. Бальмонта. Детские годы и юность константина бальмонта

Константин Бальмонт

Александр Блок называл Константина Бальмонта «поэтом с утренней душой». Бальмонт в детстве любил гулять с отцом по лесу, наслаждаться красотой полей, лугов, болот и цветов. Это ощущение прекрасного отразилось и на его поэзии. Первые детские стихотворения Константин Дмитриевич писал для своей дочери Нины. В сборнике «Фейные сказки», который в 1905 году издал Бальмонт, стихи для детей наполнены очаровательными персонажами. Здесь живет нежная фея, эльфы, мошки, блошки и росинки на ромашках. Эта фея решает любые споры и ведет с муравьями войну. Процитируем его стихотворение «Наряды феи»:

Еще ей платье подвенечное
Дал колокольчик полевой,

Поэзия, адресованная юным читателям, для Константина Дмитриевича была основной, он очень охотно писал для детей. Цикл «Фейные сказки» связан не только с мифологией, а и с фольклорами разных народов. Автор пытался создать в них идеальный мир, поэтому его строки зачаровывают детей. Также в сборнике у Бальмонта можно встретить Кощея, Бабу Ягу, серенького козлика и других сказочных персонажей:

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде: сидит Яга -
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Еще Бальмонт стихи для детей посвящал любимой природе. Любовь ко всему живому нашла отражение в его детской поэзии.
Приведем пример таким стихотворением:

Береза родная, со стволом серебристым,
О тебе я в тропических чащах скучал.
Я скучал о сирени в цвету, и о нем, соловье голосистом,
Обо всем, что я в детстве с мечтой обвенчал.

Детство поэта было самой лучшей порой его жизни. Он был созерцательным ребенком, обожал природу, поскольку десять лет жил в деревне Константин Бальмонт. Стихи для детей этого поэта наполнены ощущением радости к жизни, гармонией мира и красотой. Константина Дмитриевича можно назвать последователем Василия Жуковского, так как его стихотворения имеют сказочное повествование. Бальмонт стихи для детей старался сочинять так, чтобы они могли фантазировать, радоваться веселиться, не думая о тревогах и негативе. Волшебство мы можем почувствовать и в стихотворении «Золотая рыбка». Здесь в парке возле пруда живут насекомые, птицы, растут маргаритки и одуванчики. Ребенок, читая это стихотворение, отправляется в путешествие к липовой аллее и пруду, где бьют подземные ключи, и обитает золотая рыбка:

В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.

И кружились под Луной,
Точно вырезные,
Опьяненные Весной,
Бабочки ночные.

Произведение очень музыкально и лирично. В нем есть поэтическая взволнованность, эмоциональная окрашенность и душевность. Бальмонта стихи для детей всегда делают настроение радостным и приподнятым. Похожа ли бальмонтовская золотая рыбка на пушкинскую? Скорее нет, чем да. У Александра Сергеевича она тоже творила чудеса, но это были материальные блага, а у Константина Дмитриевича – духовные. В этом и различие. У Константина Бальмонта стихов для детей придумано огромное множество, его поэзия близка к живописи и музыке. Звуки и мелодичность играют главную роль в детской поэзии Константина Дмитриевича, именно поэтому более 600 его стихотворений легло на музыку различных композиторов.

ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ

ПОСВЯЩЕНИЕ
Солнечной-Нинике, с светлыми глазками -
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После блеснешь мне зелеными глазками, -
В них не хочу я росинок.
Вечер далек, и до вечера встретится
Много нам, гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, - а если засветятся
Слезки, пожалуюсь Фее.

ФЕЯ
Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит лилея
Много снов и аромата, -
Все ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.
Да, иначе быть не может,
Потому что все в ней нежно,
Ей сама Луна поможет,
Ткань паук сплетет прилежно
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.

НАРЯДЫ ФЕИ
У Феи - глазки изумрудные,
Все на траву она глядит.
У ней наряды дивно-чудные,
Опал, топаз и хризолит.
Есть жемчуга из света лунного,
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя струнного
Из ярких солнечных лучей.
Еще ей платье подвенечное
Дал колокольчик полевой,
Сулил ей счастье бесконечное,
Звонил в цветок свой голубой.
Росинка, с грезой серебристою,
Зажглась алмазным огоньком.
А ландыш свечкою душистою
Горел на свадьбе с Светляком.

ПРОГУЛКА ФЕИ
Фея в сад гулять пошла,
Так нарядна и светла,
Говорит с цветами,
Ей цветы: Будь с нами.
Фея, будь, как мы, цветок,
Развернись, как лепесток,
Будь рябинкой дикой,
Или повиликой.
Будь анютиным глазком,
Или синим васильком.
Иль еще малюткой,
Синей незабудкой.
Прилетит на лепесток
Желтокрылый мотылек,
Хоботком коснется,
Фея улыбнется.
Прилетит к тебе пчела,
Прожужжит: не бойся зла,
Я лишь пыль сбираю,
Мед приготовляю.
Покачнув на тыне хмель,
Прогудит мохнатый шмель:
Ну-ка поцелую Фею молодую.
А когда придет закат,
Все цветы проговорят:
В росах умываться,
Спать приготовляться.
Фея слушала цветы,
Фея нежила листы,
Но, сама причуда,
Прочь пошла оттуда.
Или я на мотылька
Променяю светлячка?
Не хочу меняться.-
И давай смеяться.
Скрылась в замок под листком,
Забавлялась с светляком,
Цветиком не стала,
Звонко хохотала.

ФЕЯ ЗА ДЕЛОМ
К Фее в замок собрались
Мошки и букашки.
Перед этим напились
Капелек с ромашки.

И давай жужжать, галдеть,
В зале паутинной,
Точно выискали клеть,
А не замок чинный.

Стали жаловаться все
С самого начала,
Что ромашка им в росе
Яду подмешала.

А потом на комара
Жаловалась муха,
Говорит, мол, я стара,
Плакалась старуха.

Фея слушала их вздор,
И сказала: Верьте,
Мне ваш гам и этот сор
Надоел до смерти.

И велела пауку, -
Встав с воздушных кресел, -
Чтобы тотчас на суку
Сети он развесил.

И немедля стал паук
Вешать паутинки.
А она пошла на луг
Проверять росинки.

РЕШЕНИЕ ФЕИ
Солнце жаворонку силу петь дает,
Он до Солнца долетает и поет.
Птичка жаворонок - певчим птичкам царь
На совете птиц давно решили, встарь.

Но решенье птиц не принял соловей,
Он с обидой дожидается ночей.
И как только означается Луна,
Соловьиная баллада всем слышна.

Фея молвила: Чего же спорить им?
Ну и глупые с решением своим.
После утра есть вечерняя заря,
В дне и ночи пусть нам будут два царя.

ВЕТЕРОК ФЕИ
В сказке Фейной, тиховейной,
Легкий Майский ветерок
Колыхнул цветок лилейный,
Нашептал мне пенье строк.
И от Феи лунно-нежной
Бросил в песни мне цветы.
И умчался в мир безбрежный,
В новой жажде красоты.
А еще через минутку
Возвратился с гроздью роз:
"Я ушел, но это в шутку,
Я тебе цветов принес".

ЧАРЫ ФЕИ
Я шел в лесу. Лес темный был
Так странно зачарован.
И сам кого-то я любил,
И сам я был взволнован.

Кто так разнежил облака,
Они совсем жемчужны?
И почему ручью река
Поет: мы будем дружны?

И почему так ландыш вдруг
Вздохнул, в траве бледнея?
И почему так нежен луг?
Ах, знаю! Это Фея.

ФЕЯ И СНЕЖИНКИ
Катаясь на коньках,
На льду скользила Фея.
Снежинки, тихо рея,
Рождались в облаках.

Родились - и скорей,
Сюда, скорей, скорее.
Из мира снежных фей
К земной скользящей Фее.

ТРИ ПЕСЧИНКИ
"Что можно сделать из трех песчинок?"
Сказала как-то мне Фея вод.
Я дал букетик ей из былинок,
И в трех песчинках ей дал отчет.

Одну песчинку я брошу в Море,
Ей будет любо там в глубине.
Другая будет в твоем уборе,
А третья будет на память мне.

ДЕТСКИЙ МИР
Белки, зайки, мышки, крыски,
Землеройки и кроты,
Как вы вновь мне стали близки.
Снова детские цветы.

Незабудки расцветают,
Маргаритки щурят глаз,
Подорожники мечтают -
Вот роса зажжет алмаз.

Вплоть до самой малой мошки,
Близок стал мне мир живых,
И змеистые дорожки
Повели к кустам мой стих.

А в кустах, где все так дико,
Притаился хмурый еж.
Вон краснеет земляника,
Сколько ягод здесь найдешь.

Все цветы на зов ответят,
Развернув свои листки.
А в ночах твой путь осветят
Между травок светляки.

ЗАИНЬКА
Заинька беленький хвостиком моргал,
Заинька в садике вкусного искал.
Заиньку в садике садовник увидал,
Выстрелил в заиньку, выстрел не попал.

Заинька прочь ушел, пошел он в огород,
В грядках капустных стал сильный недочет.
Заиньку отдали амке под надзор,
Амкает амка, но зайка ловкий вор.

Заиньку белого вьюга бережет,
Заиньку полночь в обиду не дает.
Заиньку белого ежели убьют,
Что же нам песенки веселые споют!

КОШКИН ДОМ
Мышка спичками играла,
Загорелся кошкин дом.
Нет, давай начну сначала,
Мышка спичками играла,
Перед Васькой, пред котом.
Промяукнул он на мышку, -
А она ему: "Кис-кис".
"Нет", сказал он, "это - лишку",
И за хвостик хвать плутишку,
Вдруг усы его зажглись.
Кот мяукать, кот метаться,
Загорелся кошкин дом.
Тут бы кошке догадаться,
А она давай считаться,
Все поставила вверх дном.
Погубила ревность злая,
Кошкин дом сгорел до тла.
"Этой мышке помогла я",
Спичка молвила, пылая.
Мышка до сих пор цела.

ДЕТСКАЯ ПЕСЕНКА
Одуванчик вздумал взять
Замуж маргаритку.
А червяк, чтоб не отстать,
Замуж взял улитку.

И ликуют два цветка,
Счастливы друг другом.
И улитка червяка
Назвала супругом.

Но мгновенно улетел
Одуванчик белый.
Маргаритке был удел
Стать вдовой несмелой.

А с улиткой каблуком
Вмиг была расправа.
Что же стало с червяком,
Я не знаю, право.

Величайший представитель поэзии начала ХХ века Константин Дмитриевич Бальмонт появился на свет 3 июня 1867 г. в поселке Гумнищи Владимирской губернии. Его отец значился судьей в городском земстве, а мать занималась литературой. Она часто проводила литературные вечера, появлялась в любительских спектаклях.

Именно мать познакомила Бальмонта с литературой, историей, музыкой и словесностью, повлияв на восприятие мальчика. Как поэт писал позднее, от матери он почерпнул необузданность и страстность натуры, ставшие основой всей его тонкой души.

Детские годы

У Константина было 6 братьев. Когда пришла пора обучать старших, семья обосновалась в городе. В 1876 г. маленький Бальмонт пошел в гимназию. Учеба мальчику скоро наскучила, и все свои дни он проводил за запойным чтением. Причем немецкие и французские книги читались в оригинале. Прочитанное настолько вдохновило Бальмонта, что в 10 лет он впервые написал стихи.

Но, как и многие мальчики того времени, маленький Костя подвергся бунтарским революционным настроениям. Он познакомился с революционным кружком, где активно участвовал, из-за чего и был отчислен в 1884 г. Доучивался во Владимире, и кое-как закончил гимназию в 1886 г. Затем юношу отправляют в Московский университет учиться на юриста. Но революционный настрой никуда не делся, и спустя год студента выгоняют за проведение студенческих беспорядков.

Начало творческого пути

Первый поэтический опыт 10-летнего мальчика был жестоко раскритикован матерью. Задетый за живое мальчик забывает о поэзии на 6 лет. Первое опубликованное произведение датируется 1885 годом, и появилось оно в журнале «Живописное обозрение». С 1887 по 1889 гг. Константин вплотную занялся переводами книг с немецкого и французского. В 1890 г. из-за нищеты и печального брака новоиспеченный переводчик выбрасывается из окна. С сильными травмами он около года проводит в больнице. Как писал сам поэт, проведенный в палате год повлек за собой «небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности». За этот год Бальмонт издал свою дебютную книгу стихов. Признания не последовало, и, уязвленный безразличием к своему творчеству, он уничтожает целый тираж.

Расцвет поэта

После неудачного опыта с собственной книгой Бальмонт занялся саморазвитием. Он читает книги, совершенствует языки, проводит время в разъездах. С 1894 по 1897гг. занимается переводами «Истории скандинавской литературы» и «Истории итальянской литературы». Появляются новые, теперь уже удачные, попытки издания стихов: в 1894 г. вышла книга «Под северным небом», 1895 г. - «В безбрежности», 1898 г. - «Тишина». Произведения Бальмонта появляются в газете «Весы». В 1896 г. поэт снова женится, и уезжает с женой в Европу. Путешествия продолжаются: в 1897 г. он проводит в Англии уроки о русской литературе.

Новая книга стихов вышла в свет в 1903 г. с заголовком «Будем как солнце». Она возымела небывалый успех. В 1905 г. Бальмонт опять покидает Россию, и отправляется в Мексику. Революцию 1905-1907 гг. путешественник встретил неистово, и принял в ней прямое участие. Поэт регулярно находился на улице, имел при себе заряженный револьвер и читал речи студентам. Страх перед арестом заставляет революционера уехать в 1906 г. во Францию.

Обосновавшись в глубинке Парижа, поэт все же проводит все время вдалеке от дома. В 1914 г., посетив Грузию, он переводит поэму Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В 1915 г. возвращается в Москву, где читает студентам лекции по литературе.

Творческий кризис

В 1920 г. Бальмонт снова уезжает в Париж с третьей женой и дочерью, и уже не покидает его пределы. Во Франции выходит еще 6 сборников со стихами, в 1923 году издаются автобиографии «Под новым серпом» и «Воздушный путь». Константин Дмитриевич очень скучал по Родине, и частенько жалел о том, что покинул ее. Страдания выливались в стихи того периода. Ему становилось все сложнее, и вскоре у него обнаружили серьезное нарушение психики. Поэт перестал писать, и все больше времени посвящал чтению. Конец жизни он провел в приюте «Русский дом» во французской глубинке. Великий поэт скончался 23 декабря 1942 г.

Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. Растроганный отец подарил Константину по этому случаю первую книжку, «что-то о дикарях-океанийцах». Мать познакомила сына с образцами лучшей поэзии. «Первые поэты, которых я читал, были народные песни, Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Из всех стихов в мире я больше всего люблю „Горные вершины“ Лермонтова (не Гёте, Лермонтова)», - писал позже поэт. Вместе с тем, - «…Моими лучшими учителями в поэзии были - усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», - вспоминал он в 1910-х годах. «Красивое малое царство уюта и тишины», - так писал он позже о деревушке с десятком изб, при которой находилась скромная усадьба - старый дом, окруженный тенистым садом. Гумнищи и родной край, где прошли первые десять лет его жизни, поэт вспоминал всю свою жизнь и всегда описывал с огромной любовью.

Когда пришло время отдавать старших детей в школу, семья переехала в Шую. Переезд в город не означал отрыва от природы: дом Бальмонтов, окружённый обширным садом, стоял на живописном берегу реки Тезы; отец, любитель охоты, часто выезжал в Гумнищи, и Константин сопровождал его чаще других. В 1876 году Бальмонт поступил в подготовительный класс Шуйской гимназии, которую позже называл «гнездом декадентства и капиталистов, чьи фабрики портили воздух и воду в реке». Сначала мальчик делал успехи, но вскоре ученье ему наскучило, и успеваемость снизилась, зато наступило время запойного чтения, причём французские и немецкие произведения он читал в подлиннике. Под впечатлением от прочитанного он в возрасте десяти лет сам начал писать стихи. «В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете», - вспоминал он. Эти поэтические начинания, однако, были раскритикованы матерью, и мальчик не пытался повторить свой поэтический эксперимент в течение шести лет.

Из седьмого класса в 1884 году Бальмонт вынужден был уйти из-за принадлежности к нелегальному кружку, который состоял из гимназистов, заезжих студентов и учителей, а занимался тем, что печатал и распространял в Шуе прокламации исполнительного комитета партии «Народная воля». Подоплёку этого своего раннего революционного настроя поэт впоследствии объяснял так: «…Я был счастлив, и мне хотелось, чтобы всем было так же хорошо. Мне казалось, что, если хорошо лишь мне и немногим, это безобразно».

Усилиями матери Бальмонт был переведён в гимназию города Владимир. Но здесь жить ему пришлось на квартире у учителя греческого языка, который ревностно исполнял обязанности «надзирателя». В конце 1885 года состоялся литературный дебют Бальмонта. Три его стихотворения были напечатаны в популярном петербургском журнале «Живописное обозрение» (2 ноября - 7 декабря). Это событие не было замечено никем, кроме наставника, который запретил Бальмонту печататься вплоть до завершения учёбы в гимназии. К этому времени относится знакомство юного поэта с В. Г. Короленко. Известный писатель, получив от товарищей Бальмонта по гимназии тетрадь с его стихами, отнёсся к ним серьёзно и написал гимназисту обстоятельное письмо - благожелательный наставнический отзыв. «Он писал мне, что у меня много красивых подробностей, успешно выхваченных из мира природы, что нужно сосредоточивать своё внимание, а не гоняться за каждым промелькнувшим мотыльком, что никак не нужно торопить своё чувство мыслью, а надо довериться бессознательной области души, которая незаметно накопляет свои наблюдения и сопоставления, и потом внезапно всё это расцветает, как расцветает цветок после долгой невидной поры накопления своих сил», - вспоминал Бальмонт. «Если вы сумеете сосредоточиться и работать, мы услышим от вас со временем нечто незаурядное», - так заканчивалось письмо Короленко, которого поэт называл впоследствии своим «крестным отцом». Курс Бальмонт окончил в 1886 году, по собственным словам, «прожив, как в тюрьме, полтора года». «Гимназию проклинаю всеми силами. Она надолго изуродовала мою нервную систему», - писал впоследствии поэт. Подробно детские и юношеские годы были описаны им в автобиографическом романе «Под новым серпом» (Берлин, 1923). В семнадцатилетнем возрасте Бальмонт испытал и первое литературное потрясение: роман «Братья Карамазовы», как вспоминал он позже, дал ему «больше, чем какая-либо книга в мире».

В 1886 году Константин Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета, где сблизился с П. Ф. Николаевым, революционером-шестидесятником. Но уже в 1887 году за участие в беспорядках (связанных с введением нового университетского устава, который студенты считали реакционным), Бальмонт был исключён, арестован и посажен на трое суток в Бутырскую тюрьму, а затем без суда выслан в Шую. Бальмонт, который «в юности больше всего увлекался общественными вопросами», до конца своей жизни считал себя революционером и бунтарём, мечтавшим «о воплощении человеческого счастья на земле». Поэзия в интересах Бальмонта возобладала лишь позже; в юные годы он порывался стать пропагандистом и «уйти в народ».

Необычная для России шотландская фамилия досталось ему благодаря дальнему предку - моряку, бросившему навсегда свой якорь у берегов Пушкина и Лермонтова. Творчество Бальмонта Константина Дмитриевича в советское время было предано забвению по понятным причинам. Стране серпа и молота не нужны были творцы, работавшие вне социалистического реализма, строки которых не вещали о борьбе, о героях войны и труда... Меж тем этот поэт, имеющий действительно могучий талант, чьи исключительно мелодичные стихотворения продолжали традицию чистой не для партий, а для людей.

«Творить всегда, творить везде…»

Наследие, которое оставил нам Бальмонт, достаточно объемно и впечатляюще: 35 сборников стихов и 20 книг прозы. Его стихи вызывали восхищение соотечественников легкостью слога автора. Константин Дмитриевич писал много, однако он никогда не «вымучивал из себя строк» и не занимался оптимизацией текста многочисленными правками. Его стихотворения всегда писались с первой попытки, в один присест. О том, как он создавал стихи, Бальмонт рассказал совершенно оригинально - стихотворением.

Вышесказанное не является преувеличением. Михаил Васильевич Сабашников, у которого поэт гостил в 1901 году, вспоминал, что десятки строк у него складывались в голове, и на бумагу он писал стихи сразу, без единой правки. На вопрос же о том, как ему это удается, Константин Дмитриевич отвечал с обезоруживающей улыбкой: «Ведь я же - поэт!»

Краткая характеристика творчества

Литературоведы, знатоки его творчества, говорят о становлении, расцвете и спаде уровня произведений, которые творил Бальмонт. Краткая биография и творчество указывают нам, впрочем, на удивительную работоспособность (писал он ежедневно и всегда по наитию).

Наиболее популярными сочинениями Бальмонта являются сборники стихотворений зрелого поэта «Только любовь», «Будем как солнце», «Горящие здания». Среди ранних произведений выделяется сборник «Тишина».

Творчество Бальмонта (кратко цитируя литературоведов начала XX века) при последующей общей тенденции к затуханию таланта автора (после трех вышеупомянутых сборников) имеет также ряд «просветов». Заслуживают внимания «Фейные сказки» - милые детские песенки, написанные в стиле, позже перенятом Корнеем Чуковским. Также интересны «чужестранные стихи», созданные под впечатлением от увиденного в путешествиях по Египту и Океании.

Биография. Детство

Его отец, Дмитрий Константинович, был земским врачом, а также владел поместьем. Мать, (в девичестве Лебедева), натура творческая, по признанию будущего поэта «сделала больше для воспитания любви к поэзии и к музыке», чем все последующие педагоги. Константин стал третьим сыном в семье, где всего было семеро детей, причем все - сыновья.

У Константина Дмитриевича было свое, особенное дао (восприятие жизни). Не случайно жизнь и творчество Бальмонта тесно связаны между собой. В него с детства было заложено мощное творческое начало, которое проявлялось в созерцательности миропонимания.

Ему с детства претило школярство и верноподданичество. Романтизм часто брал верх над здравым смыслом. Школу (Шуйскую мужскую Наследника Цесаревича Алексея гимназию) он так и не закончил, будучи отчисленным из 7 класса за участие в революционном кружке. Последний же школьный курс он закончил во Владимирской гимназии под круглосуточным надзором преподавателя. Лишь двух преподавателей он потом вспоминал с благодарностью: учителя истории и географии и учителя словесности.

Отучившись год в Московском университете, также был исключен за «организацию беспорядков», затем его отчислили и из Демидовского лицея в Ярославле…

Как видим, нелегко начинал свою поэтическую деятельность Константин и творчество его до сих пор являются предметом споров между литературоведами.

Личность Бальмонта

Личность Константина Дмитриевича Бальмонта достаточно сложна. Он не был «таким как все». Эксклюзивность… Ее можно определить даже по портрету поэта, по его взгляду, по осанке. Сразу становится понятным: перед нами не подмастерье, а мэтр от поэзии. Его индивидуальность была ярка и харизматична. Это был удивительно органичный человек, жизнь и творчество Бальмонта похожи на единый вдохновенный порыв.

Стихотворения он начал писать в 22 года (для сравнения, первые сочинения Лермонтова были написаны в 15 лет). До этого, как мы уже знаем, было незаконченное образование, а также неудачный брак с дочерью шуйского фабриканта, закончившийся попыткой самоубийства (поэт выбросился из окна 3 этажа на мостовую.) К Бальмонта подтолкнула неустроенность семейной жизни и смерть первого ребенка от менингита. Его первая жена Гарелина Лариса Михайловна, красавица боттичеллиевского типажа, истязала его ревностью, неуравновешенностью и пренебрежением к мечтам о большой литературе. Свои эмоции от разлада (а позже - от развода) с супругой он выплескивал в стихах «Дышали твои ароматные плечи…», «Нет, мне никто не сделал столько зла…», «О, женщина, дитя, привыкшее играть..».

Самообразование

Как же молодой Бальмонт, став из-за верноподданичества системы образования изгоем, превратился в образованнейшего человека, идеолога нового Цитируя самого же Константина Дмитриевича, его разум однажды «зацепился» за одно чисто британское словцо - selfhelp (самопомощь). Самообразование. Оно и стало для Константина Дмитриевича трамплином в будущее…

Являясь по своему характеру настоящим тружеником пера, Константин Дмитриевич никогда не следовал никакой внешней системе, навязанной ему извне и чуждой его природе. Творчество Бальмонта полностью основывается на его страсти к самообразованию и открытости для впечатлений. Его привлекала литература, филология, история, философия, в которых он был настоящим специалистом. Он обожал путешествовать.

Начало творческого пути

Присущий Фету, Надсону и Плещееву, не стал для Бальмонта самоцелью (в 70-80-х годах XIX века многие поэты создавали стихотворения с мотивами грусти, печали, неприкаянности, сиротливости). Он превратился для Константина Дмитриевича в проложенную им дорогу к символизму. Об этом он напишет несколько позже.

Нешаблонность самообразования

Нешаблонность самообразования определяет особенности творчества Бальмонта. Это был действительно человек, творящий словом. Поэт. И мир он воспринимал так же, как это может видеть поэт: не с помощью анализа и рассуждения, а полагаясь лишь на впечатления и ощущения. «Первое движение души - самое верное», - это правило, выработанное им самим, стало непреложным для всей его жизни. Оно его подняло в высь творчества, оно же и сгубило его талант.

Романтический герой Бальмонта в ранний период его творчества привержен христианским ценностям. Он, экспериментируя с сочетаниями различных звуков и мыслей, возводит «заветную часовню».

Впрочем, очевидно, что под влиянием своих путешествий 1896-1897 гг., а также переводов зарубежной поэзии Бальмонт постепенно приходит к иному миропониманию.

Следует признать, что со следования романтическому стилю русских поэтов 80-х гг. началось творчество Бальмонта, кратко оценивая которое, можно сказать, что он действительно стал основоположником символизма в русской поэзии. Знаковыми для периода становления поэта считаются стихотворные сборники «Тишина» и «В безбрежности».

Свои взгляды на символизм он изложил в 1900 году в статье «Элементарные слова о символической поэзии». Символисты, в отличие от реалистов, по мнению Бальмонта, - это не просто наблюдатели, это мыслители, глядящие в мир сквозь окно своей мечты. При этом Бальмонт считает в символической поэзии важнейшими принципами «скрытую отвлеченность» и «очевидную красоту».

По своему характеру не серой мышкой, а лидером был Бальмонт. Краткая биография и творчество подтверждают это. Харизма и природное стремление к свободе… Именно эти качества позволили ему на пике популярности «стать центром притяжения» для многочисленных обществ бальмонтистов России. По воспоминаниям Эренбурга (это было уже горадо позже), личность Бальмонта впечатляла даже заносчивых парижан из фешенебельного района Пасси.

Новые крылья поэзии

Бальмонт влюбился в свою будущую вторую жену Екатерину Алексеевну Андрееву с первого взгляда. Этот этап в его жизни отражает сборник стихов «В безбрежности». Посвященные ей стихи многочисленны и оригинальны: «Черноглазая лань», «Отчего нас всегда опьяняет луна?», «Ночные цветы».

Влюбленные длительное время прожили в Европе, и затем, возвратясь в Москву, Бальмонт в 1898 г. выпускает в издательстве «Скорпион» собрание стихов «Тишина». В сборнике стихам предшествовал эпиграф, выбранный из сочинений Тютчева: «Есть некий час всемирного молчанья». Стихи в нем сгруппированы в 12 разделов, названных «лирическими поэмами». Константин Дмитриевич, вдохновленный теософским учением Блаватской, уже в этом собрании стихов заметно отходит от христианского миропонимания.

Понимание поэтом своей роли в искусстве

Сборник «Тишина» становится гранью, отличающей Бальмонта как поэта, исповедующего символизм. Развивая далее принятый вектор творчества, Константин Дмитриевич пишет статью, названную «Кальдероновской драмой личности», где косвенно обосновал свой отход от классической христианской модели. Это было сделано, как всегда, образно. Земную жизнь он считал «отпадением от светлого Первоисточника».

Иннокентий Федорович Анненский талантливо презентовал особенности творчества Бальмонта, его авторский стиль. Он считал, что «Я», написанное Бальмонтом, принципиально не указывает на принадлежность к поэту, оно - изначально обобществлено. Поэтому стих Константина Дмитриевича уникален своей проникновенной лиричностью, выраженной в ассоциировании себя с другими, которую читатель неизменно ощущает. Читая его стихи, кажется, что Бальмонт переполнен светом и энергией, которой он щедро делится с другими:

То, что Бальмонт презентует как оптимистическую самовлюбленность, на самом деле более альтруистично, чем феномен публичной демонстрации гордости поэтов своими заслугами, а также столь же публичного навешивания ими лавров самими себе.

Творчество Бальмонта, кратко говоря словами Анненского, насыщено заложенным в нем внутренним философским полемизмом, определяющим цельность мировосприятия. Последнее выражается в том, что Бальмонт хочет представить своему читателю событие всесторонне: и с позиций палача, и с позиций жертвы. У него нет однозначной оценки чего-либо, ему изначально характерен плюрализм мнений. Он пришел к нему благодаря своему таланту и трудолюбию, на целый век опередив то время, когда для развитых стран это стало нормой общественного сознания.

Солнечный гений

Творчество поэта Бальмонта уникально. По сути, Константин Дмитриевич чисто формально примыкал к различным течениям, дабы ему было удобней продвигать свои новые поэтические идеи, недостатка в которых он никогда не испытывал. В последнее десятилетие XIX века с творчеством поэта происходит метаморфоза: меланхоличность и мимолетность уступают место солнечному оптимизму.

Если в более ранних стихах прослеживались настроения ницшеанства, то на пике развития таланта творчество Константина Бальмонта стало отличаться специфическим авторским оптимизмом и «солнечностью», «огненностью».

Александр Блок, являющийся также поэтом-символистом, представил яркую характеристику творчества Бальмонта того периода весьма лаконично, сказав, что оно столь же ярко и жизнеутверждающе, как и весна.

Пик творческих сил

Поэтический дар Бальмонта зазвучал впервые в полную силу в стихах из сборника «Горящие здания». В нем 131 стихотворение, написанное во время пребывания поэта в доме у Полякова С. В.

Все они, как утверждал поэт, были сочинены под влиянием «одного настроения» (по-другому и не мыслил Бальмонт творчество). «Стихотворение более не должно быть минорным!» - решил Бальмонт. Начиная с этого сборника, он окончательно отошел от декадентства. Поэт, смело экспериментируя с сочетаниями звуков, красок и мыслей, создавал «лирику современной души», «души разорванной», «убогой, уродливой».

В это время он находился в тесном общении с петербургской богемой. знала одну слабость за своим супругом. Ему нельзя было пить вино. Хотя Константин Дмитриевич был крепкого жилистого телосложения, его нервная система (очевидно, надорванная в детстве и в молодости) «срабатывала» неадекватно. После вина его «несло» по публичным домам. Однако в результате он оказывался в совершенно жалком состоянии: валяющимся на полу и парализованным глубокой истерикой. Это не раз случалось во время работы над «Горящими зданиями», когда он был в компании с Балтрушайтисом и Поляковым.

Нужно отдать должное Екатерине Алексеевне, земному ангелу-хранителю своего супруга. Она понимала сущность своего мужа, которого считала честнейшим и искреннейшим и у которого, к ее огорчению, случались романы. Например, как с Дагни Кристенсен в Париже, ей посвящены стихи «Солнце удалилось», «Из рода королей». Показательно, что роман с норвежкой, которая работала петербуржским корреспондентом, закончился со стороны Бальмонта так же резко, как и начался. Ведь сердце его все-таки принадлежало одной женщине - Екатерине Андреевне, Беатриче, как он ее называл.

В 1903 году Константином Дмитриевичем с трудом был издан сборник «Будем как солнце», написанный в 1901-1902 годах. В нем чувствуется рука мастера. Заметим, что сквозь цензуру не прошло порядка 10 произведений. Творчество поэта Бальмонта, по мнению цензоров, стало излишне чувственным и эротичным.

Литературоведы же считают, что это собрание сочинений, представляющее читателям космогоническую модель мира, является свидетельством нового, наивысшего уровня развития поэта. Находясь на грани психического излома, работая над предыдущим сборником, Константин Дмитриевич, похоже, понял, что «бунтом жить» невозможно. Поэт ищет истину на стыке индуизма, язычества и христианства. Он выражает свое поклонение стихийным объектам: огню («Гимн огню»), ветру («Ветер»), океану («Воззвание к океану»). В том же 1903 году издательством «Гриф» издан третий сборник, венчающий пик творчества Бальмонта, «Только любовь. Семицветник».

Вместо заключения

Неисповедимы Даже для таких поэтов «милостию божьей», как Бальмонт. Жизнь и творчество кратко характеризуются для него после 1903 года одним словом - «спад». Поэтому Александр Блок, по сути ставший следующим лидером российского символизма, по-своему оценил дальнейшее (после сборника «Только любовь») творчество Бальмонта. Он представил ему убийственную характеристику, сказав, что есть великий русский поэт Бальмонт, а «нового Бальмонта» - нет.

Однако не будучи литературоведами прошлого века, мы все-таки познакомились и с поздним творчеством Константина Дмитриевича. Наш вердикт: читать стоит, там много интересного… Впрочем, у нас нет мотивов, чтобы отнестись с недоверием к словам Блока. Действительно, с точки зрения литературоведения Бальмонт как поэт - знамя символизма, после сборника «Только любовь. Семицветник» исчерпал себя. Поэтому логично с нашей стороны на этом и завершить краткий рассказ про жизнь и творчество К. Д. Бальмонта, «солнечного гения» русской поэзии.

Константин Бальмонт - известный русский поэт-символист, переводчик, член Общества любителей российской словесности.

Детство

Отец Бальмонта, Дмитрий Константинович, служил и коллежским регистратором, и мировым судьёй, и председателем земской управы в родном уезде. Мать, Вера Николаевна (в девичестве Лебедева), бела генеральской дочкой, любила литературу, печаталась в местной прессе, была устроительницей литературных вечеров и любительских спектаклей. Именно она оказала влияние на мировоззрение маленького Константина, знакомя его с ранних лет с музыкой, словесностью, историей. В семье росло 7 братьев, третьим из которых был будущий поэт.

Образование

В 1876 году Бальмонта отдают в Шуйскую гимназию. В 1884 году его исключают из 7 класса за участие в сомнительном кружке, который поддерживал народовольцев. Мать перевела его во Владимирскую гимназию, которую он заканчивает в 1886 году. В этом же году Бальмонт становится студентом юридического факультета Московского университета, но уже через год за участие в революционных кружках был не только исключён, но и выслан в Шую. В 1889 году он восстановился в университете, но учиться там не смог из-за нервного истощения. Из ярославского Демидовского лицея юридических наук он тоже был отчислен в 1890 году.

Творческий путь

Первый литературный дебют Бальмонта как поэта состоялся в 1885 году, когда он заканчивал гимназию. Однако его стихотворения, напечатанные в известном петербургском журнале «Живописное обозрение», не были замечены. В 1890 году на собственные средства Бальмонт издаёт собственный сборник стихов, который также не имел никакого успеха.

К тому времени Бальмонт уже был женат, из-за женитьбы серьёзно рассорился с родителями и оказался без средств существования. В марте 1890 года он пытался покончить жизнь самоубийством, выкинувшись из окна третьего этажа. Он остался жив, но получил множество ушибов и травм, которые приковали его к постели на целый год.

После долгой болезни ему помогли встать на ноги писатель В. Г. Короленко и профессор Московского университета Н. И. Стороженко. Он начал работать переводчиком. В 1894–1895 годах публикуются его переводы «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «История итальянской литературы» Гаспари, на гонорары от которых он живёт безбедно несколько лет.

В 1892 году Бальмонт знакомится в Петербурге с Мережковским и Гиппиус, а в 1894 - с Брюсовым, который становится его самым близким другом. В 1894 году выходит сборник стихов Бальмонта, который стал отправным пунктом его творчества - «Под северным небом». Поэтические поиски продолжаются и в следующем сборнике поэта, «В безбрежности», который вышел в свет в 1895 году.

В 1896 году со своей новой супругой Бальмонт отправляется в путешествие по Западной Европе.

Он становится популярным. В 1899 году его избирают членом Общества любителей российской словесности.

Благодаря сборнику 1900 года «Горящие здания» Константин Дмитриевич приобретает всероссийскую известность и становится одним из лидеров символизма. Упрочил позиции поэта сборник 1902 года «Будем как Солнце».

В 1901 году у Бальмонта случился конфликт с властью. Он прочитал на одном из вечером стихотворение, направленное против Николая II и был за это выслан из столицы.

В 1905 году Бальмонт возобновил свою революционную деятельность, что повлекло за собой первую эмиграцию в Париж с 1906 по 1913 год, где вышли сборники «Стихотворения» и «Песни мстителя». Возвращение на Родину в 1913 году не стало для поэтом успокоением. Он продолжает путешествия по заграницам, активно участвует в революционном движении.

Революцию, как ни странно, Бальмонт не принимает из-за её кровавых методов. В 1920 году он уезжает с семьёй в Париж. Жизнь в эмиграции не складывается: мизерные гонорары, преследования со стороны советских властей изматывают его душевные силы. С 1932 года становится известно, что поэт страдает серьёзным психическим заболеванием.

Личная жизнь

Женился Бальмонт в 1889 году на дочери шуйского фабриканта, Ларисе Гарелиной. Родители брак не поддержали и оставили сына без всякой финансовой поддержки. Это привело его к попытке самоубийства, которая стала точкой в отношениях Константина с женой. Они разошлись.

В 1896 году Бальмонт вступает в новый брак, с переводчицей Екатериной Алексеевной Андреевой, которая родила ему дочь Нину.

Третьей женой, гражданской, стала Елена Константиновна Цветковская, поклонница его поэзии. У них была дочь Мирра. Бальмонт не бросал первую семью и жил то с одной, то с другой, разрываясь меж двух огней.

Смерть

23 декабря 1942 года Бальмонт, измученный душевной болезнью, умер от воспаления лёгких в местечке Нуази-ле-Гран под Парижем.

Основные достижения Бальмонта

Бальмонт был одним из самых активных поэтов-символистов Серебряного века: ему принадлежат 35 опубликованных поэтических сборников и 20 книг прозы. Писал абсолютно во всех жанрах: его перу принадлежат стихи, проза, автобиографии, мемуары, филологические трактаты, историко-литературные исследования, критические эссе.

Он был уникальным переводчиком: переводил испанские песни; югославскую, болгарскую, литовскую, мексиканскую, японскую поэзию; а также словацкий, грузинский эпос.

Важные даты биографии Бальмонта

1876–1884 года - обучение в Шуйской гимназии.

1884 год - исключение из Шуйской гимназии.

1884–1886 года - обучение во Владимирской гимназии.

1885 год - напечатаны первые стихотворения.

1886 год - поступление в Московский университет.

1887 год - исключение из университета.

1889 год - женитьба на Гарелиной.

1890 год - первый сборник стихов, попытка самоубийства.

1892 год - знакомство с Мережковским и Гиппиус.

1894 год - знакомство с Брюсовым, сборник «Под северным небом».

1895 год - сборник «В безбрежности».

1896 год - женитьба на Андреевой, путешествие за границу.

1900 год - сборник «Горящие здания».

1901 год - выслан из столицы за антиправительственные стихи.

1902 год - сборник «Будем как Солнце».

1906–1913 года - первая эмиграция в Париж.

1913–1920 года - возвращение в Россию.

1920 год - вторая эмиграция в Париж.

1932 год - диагноз серьёзного психического заболевания.

1942 год - смерть.

Многие биографы поэта считают судьбоносным для него число 42: в 1942 году умерла его первая жена, Лиза Гарелина; в 42 года Бальмонт посетил Египет, о котором он мечтал с детства; в 42 года он пережил творческий кризис; он родился через 42 года после восстания декабристов и всю жизнь жалел, что не оказался с ними на Сенатской площади.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: