Биография агашиной. Маргарита Константиновна Агашина: биография. Моя живая книжка

© Агашина М. К., наследница, 2014

© Каплер А. Я., наследница, 2014

© Агашина Е. В., составление, 2014

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Маргарита Агашина – о себе

Я родилась 29 февраля 1924 года в Ярославле. У нас, на левом берегу Волги, не было высоких городских зданий. Деревянные домики с палисадниками, со скамеечками у ворот, дворы, заросшие густой муравой, – раздолье ребятишкам. Отец мой тогда ещё учился в медицинском институте в Ленинграде. Мама работала, каждое утро уезжала за Волгу на маленьком пароходике «Пчёлка».

Помню первую песню, которую услышала: я лет до трёх без песен не засыпала, и вот бабушка, не имевшая никакого музыкального слуха, укачивала меня одной-единственной песней:

Все платочки приносила,

одна шаль осталася.

Всех хороших прилюбила,

одна шваль осталася.

Такой же бесслухой была и мама, но она же научила нас с сестрой взрослой песне:

Спускается солнце за степи,

вдали золотится ковыль…

Вспоминаю первые стихи, над которыми горько плакала, – «Орина, мать солдатская». Я ещё не умела читать и только слушала. И вот мама доходила до строк:

Мало слов, а горя реченька,

горя реченька бездонная…

И тут я каждый раз заливалась слезами. Некрасова дома читали много. Все любили его и даже тихо гордились тем, что мы, как и он, ярославские: мы же происходили оттуда, из некрасовских мест, отцовская деревня Бор – рядом с Грешневом. О Некрасове и его стихах у нас всегда говорили с восторгом, нежностью. Я благодарна за это своей семье и судьбе. Потому что уверена: если бы в детстве я вот так же сильно полюбила другого поэта, я писала бы потом совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала…

Оба моих полуграмотных деда стихов не писали, но были, по-моему, поэтами. Дед по матери – Иван Большаков, по деревенскому прозвищу Ванька Мороз, был весёлым, лихим парнем. Отслужив службу в царской армии, он вернулся в родные места только затем, чтобы жениться, и сразу уехал в Москву. Бабушка, кстати, говаривала, вспоминая: «Я и замуж-то вышла не за Ваньку Мороза, а за Москву». Дед служил дворником, рассыльным, кондуктором на железной дороге. Однажды, получив новую форму, на изнанке фуражки он написал: «Не тронь, дурашка, – не твоя фуражка!» Дед по отцу – Степан Агашин – в сосновый порог своего дома вбил подкову – верил, наверное, что принесёт она счастье его детям. Детей было восемь, и на всех одни валенки.

Я думаю: вот от той озорной фуражки и от печальной этой подковы и пошла моя судьба.

Дед Иван в своё время всеми правдами и неправдами сумел добиться, чтобы его дочь – моя мама – бесплатно окончила гимназию и стала учительницей. Отец же, врач, получил высшее образование один из всех своих сестёр и братьев и, конечно, при Советской власти. Он прошёл в своей жизни четыре войны: рядовым солдатом – Гражданскую, был ранен в 19-м году в местечке Гнилой Мост под Витебском, потом, уже военным хирургом, Финскую и Отечественную – от июля 41-го и до окончания войны с Японией.

Привольное было у меня детство, хоть и в городе я родилась. Каждое лето ездили мы в Бор. И как же всё это помнится! Воблой и рогожей пахли пристани, на Бабайках покупали нам землянику – от неё белое молоко в тарелке становилось то голубым, то розовым. Пароходик шлёпал колёсами; у берегов, по колено в воде, стояли коровы – белые морды, чёрные очки. А там – Красный Профинтерн, четыре версты до Бора. Отцовский дом, огород, чёрная баня, за огородом луг – ромашка, иван-да-марья, колокольчики, а по лугу – речка Ешка, полтора метра шириной…

Потом мы перебрались на Среднюю Волгу, в теперешнюю Пензенскую область. И опять рядом красота: поляны незабудок, дубовые леса и осинники, полные грибов, заросли папоротника, а в них, под каждым кружевным листом, земляника, – не ягодка-две, а сразу пригоршню наберёшь.

Затем жили мы далеко в Сибири, в тайге, в центре Эвенкийского национального округа, на фактории Стрелка Чуни. Отец зиму и лето кочевал по тайге с охотниками и оленеводами. Мама учила эвенкийских ребят в первой, только что открытой, школе. Над входом в школу – там, где теперь обычное «Добро пожаловать!», – висел плакат: «Рыба, пушнина, финансы, ликбез – вот четыре боевых задачи второго квартала». Запомнились наши дороги – зимой, на оленях через всю тайгу, от Стрелки до Туры. Ехали недели. Везли мешки мороженых пельменей. Ночевали в палатке.

В те детские годы много я видела красоты – и среднерусской, и северной, таёжной. И люди рядом были прекрасные – простые, добрые, верные. Твёрдо знаю: там, на Севере, я впервые была счастлива оттого, что все были вместе. Всё это и сейчас помню.

Но как-то так шла судьба и складывался характер, что не вся эта разная, счастливая, щедрая красота и даже не экзотика толкнули к первым стихам.

Первые, серьёзные по чувству, стихи написала я, когда отец вернулся с Финской войны. Стихи были об этом. Их напечатали в областной пионерской газете и даже грамоту какую-то мне за них прислали. Это произошло уже в маленьком городе Тейкове Ивановской области, где я кончала среднюю школу и где нашу семью застала Великая Отечественная война…

Сначала мы проводили на фронт отца и учителей. Потом ребят-старшеклассников. Я окончила курсы сандружинниц и работала в госпитале. Училась в девятом классе в третью, вечернюю, смену. В Тейкове и окрестных лесах и сёлах стояли тогда, как и везде, воинские части. В каждом тейковском доме жили лётчики и десантники. И, конечно, у каждой тейковской девчонки был свой десантник. Они приходили к нам на школьные вечера, а мы – к ним в землянки, в пригородный лес, с самодеятельными концертами. И я читала свои стихи:

Когда штурвал сожмёт рука пилота,

окутав поле дымкой голубой,

вас унесут стальные самолёты

в далёкий путь, в суровый трудный бой…

О поэтических достоинствах стихов лучше промолчать. Но мне в последующей жизни довелось выступать, пожалуй, больше чем надо. И ни одна аудитория не принимала меня так горячо.

К этому времени я уже знала, что есть в Москве Литературный институт, и, конечно, мечтала в нём учиться. Но шла война, и вызов в Москву давали только технические вузы. Мне было всё равно – какой технический, и я выбрала просто институт с красивым названием: Институт цветных металлов и золота. Два года училась на горном факультете, сдавала, с грехом пополам, всякие технические сложности, вроде сопромата и теоретической механики, но весной 45-го, не окончив второго курса, ушла в Литературный институт имени Горького.

Маргарита Константиновна Агашина (29 февраля 1924, Ярославль - 4 августа 1999, Волгоград) - известная российская поэтесса.

Маргарита Агашина родилась в деревне Бор Ярославской области. Детство поэтессы прошло на фактории «Стрелка» на севере Красноярского края. Отец поэтессы был по профессии врач, по роду своей деятельности ему приходилось кочевать по тайге вместе с эвенками-охотниками. Мать Маргариты учила эвенкийских детей в школе.

В начале 1930-х семья Агашиных перебралась в город Тейково, Ивановской области. Маргарита пошла учиться в среднюю школу № 4, в которой её мать Елизавета Ивановна, преподавала немецкий язык. Окончила школу в 1942 году (на здании школы сейчас установлена мемориальная доска).

После окончания школы поступила в Московский институт цветных металлов и золота, но, не окончив второго курса, ушла в Литературный институт им. Горького. Училась на семинарах у В. Звягинцевой, В. Луговского .

После окончания Литинститута с 1951 года жила в Волгограде. Здесь она прожила до конца своей жизни, основную часть своего творчества посвятив городу на Волге, который стал для неё по-настоящему родным.

В 1952 за поэму «Моё слово» принята в Союз Писателей. Настоящая известность к Маргарите Агашиной пришла после исполнения Людмилой Зыкиной песни на её стихи.

Награждена орденом Трудового Красного знамени. Почётный гражданин города героя-Волгограда.

М. Агашина - первый лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград», учреждённой Союзом писателей России, Волгоградской областной администрацией и Волгоградской писательской организацией (1996).

Маргарита Агашина скончалась в 1999 году в возрасте 75 лет. Похоронена на Центральном (Димитриевском) кладбище Волгограда.

Печаталась как поэт с 1949 года. Основная часть творчества поэтессы посвящена Волгограду, его славной истории. Всего поэтесса выпустила 37 сборников стихов в издательствах Москвы и Волгограда. Многие стихи были положены на музыку и стали известными песнями.

Маргарита Агашина - о себе

Я родилась 29 февраля 1924 года в Ярославле. У нас, на левом берегу Волги, не было высоких городских зданий. Деревянные домики с палисадниками, со скамеечками у ворот, дворы, заросшие густой муравой, - раздолье ребятишкам. Отец мой тогда ещё учился в медицинском институте в Ленинграде. Мама работала, каждое утро уезжала за Волгу на маленьком пароходике «Пчёлка».

Помню первую песню, которую услышала: я лет до трёх без песен не засыпала, и вот бабушка, не имевшая никакого музыкального слуха, укачивала меня одной-единственной песней:

Всё платочки приносила, Одна шаль осталася. Всех хороших прилюбила, Одна шваль осталася.

Такой же бесслухой была и мама, но она же научила нас с сестрой взрослой песне:

Спускается солнце за степи, Вдали золотится ковыль…

Вспоминаю первые стихи, над которыми горько плакала, - «Орина, мать солдатская» . Я ещё не умела читать и только слушала. И вот мама доходила до строк:

Мало слов, а горя реченька, Горя реченька бездонная…

И тут я каждый раз заливалась слезами. Некрасова дома читали много. Все любили его и даже тихо гордились тем, что мы, как и он, ярославские: мы же происходили оттуда, из некрасовских мест, отцовская деревня Бор - рядом с Грешнёвом. О Некрасове и его стихах у нас всегда говорили с восторгом, нежностью. Я благодарна за это своей семье и судьбе. Потому что уверена: если бы в детстве я вот так же сильно полюбила другого поэта, я писала бы потом совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала…

Оба моих полуграмотных деда стихов не писали, но были, по-моему, поэтами. Дед по матери - Иван Большаков, по деревенскому прозвищу Ванька Мороз, был весёлым, лихим парнем. Отслужив службу в царской армии, он вернулся в родные места только затем, чтобы жениться, и сразу уехал в Москву. Бабушка, кстати, говаривала, вспоминая: «Я и замуж-то вышла не за Ваньку Мороза, а за Москву». Дед служил дворником, рассыльным, кондуктором на железной дороге. Однажды, получив новую форму, на изнанке фуражки он написал: «Не тронь, дурашка, - не твоя фуражка!» Дед по отцу - Степан Агашин - в сосновый порог своего дома вбил подкову - верил, наверное, что принесёт она счастье его детям. Детей было восемь, и на всех одни валенки.

Я думаю: вот от той озорной фуражки и от печальной этой подковы и пошла моя судьба. Дед Иван в своё время всеми правдами и неправдами сумел добиться, чтобы его дочь - моя мама - бесплатно окончила гимназию и стала учительницей. Отец же, врач, получил высшее образование один из всех своих сестёр и братьев и, конечно, при Советской власти. Он прошёл в своей жизни четыре войны: рядовым солдатом - гражданскую, был ранен в 19-м году в местечке Гнилой Мост под Витебском, потом, уже военным хирургом, финскую и Отечественную - от июля 41-го и до окончания войны с Японией.

Привольное было у меня детство, хоть и в городе я родилась. Каждое лето ездили мы в Бор. И как же всё это помнится! Воблой и рогожей пахли пристани, на Бабайках покупали нам землянику - от неё белое молоко в тарелке становилось то голубым, то розовым. Пароходик шлёпал колёсами; у берегов, по колено в воде, стояли коровы - белые морды, чёрные очки. А там - Красный Профинтерн, четыре версты до Бора. Отцовский дом, огород, чёрная баня, за огородом луг - ромашка, иван-да-марья, колокольчики, а по лугу - речка Ешка, полтора метра шириной…

Потом мы перебрались на Среднюю Волгу, в теперешнюю Пензенскую область. И опять рядом красота: поляны незабудок, дубовые леса и осинники, полные грибов, заросли папоротника, а в них, под каждым кружевным листом, земляника, - не ягодка-две, а сразу пригоршню наберёшь.

Затем жили мы далеко в Сибири, в тайге, в центре Эвенкийского национального округа, на фактории Стрелка Чуни. Отец зиму и лето кочевал по тайге с охотниками и оленеводами. Мама учила эвенкийских ребят в первой, только что открытой, школе. Над входом в школу - там, где теперь обычное «Добро пожаловать!», - висел плакат: «Рыба, пушнина, финансы, ликбез - вот четыре боевых задачи второго квартала». Запомнились наши дороги - зимой, на оленях через всю тайгу, от Стрелки до Туры. Ехали недели. Везли мешки мороженых пельменей. Ночевали в палатке.

В те детские годы много я видела красоты - и среднерусской, и северной, таёжной. И люди рядом были прекрасные - простые, добрые, верные. Твёрдо знаю: там, на Севере, я впервые была счастлива оттого, что все были вместе. Всё это и сейчас помню.

Но как-то так шла судьба и складывался характер, что не вся эта разная, счастливая, щедрая красота и даже не экзотика толкнули к первым стихам.

Первые, серьёзные по чувству, стихи написала я, когда отец вернулся с Финской войны. Стихи были об этом. Их напечатали в областной пионерской газете и даже грамоту какую-то мне за них прислали. Это произошло уже в маленьком городе Тейкове Ивановской области, где я кончала среднюю школу, и где нашу семью застала Великая Отечественная война…

Сначала мы проводили на фронт отца и учителей. Потом ребят-старшеклассников. Я окончила курсы сандружинниц и работала в госпитале. Училась в девятом классе в третью, вечернюю, смену. В Тейкове и окрестных лесах и сёлах стояли тогда, как и везде, воинские части. В каждом тейковском доме жили лётчики и десантники. И, конечно, у каждой тейковской девчонки был свой десантник. Они приходили к нам на школьные вечера, а мы - к ним в землянки, в пригородный лес, с самодеятельными концертами. И я читала свои стихи:

Когда штурвал сожмёт рука пилота, окутав поле дымкой голубой, вас унесут стальные самолёты в далёкий путь, в суровый трудный бой…

О поэтических достоинствах стихов лучше промолчать. Но мне в последующей жизни довелось выступать, пожалуй, больше, чем надо. И ни одна аудитория не принимала меня так горячо. К этому времени я уже знала, что есть в Москве Литературный институт, и, конечно, мечтала в нём учиться. Но шла война, и вызов в Москву давали только технические вузы. Мне было всё равно - какой технический, и я выбрала просто институт с красивым названием: Институт цветных металлов и золота. Два года училась на горном факультете, сдавала с грехом пополам всякие технические сложности вроде сопромата и теоретической механики, но весной 45-го, не окончив второго курса, ушла в Литературный институт имени Горького.

Нас на курсе числилось двенадцать человек, и только один был прозаиком - остальные писали стихи! Сначала я попала в семинар Веры Звягинцевой. Был такой «девичий» семинар, который как-то тихо, сам по себе, распался. Меня вызвали на творческую кафедру и предложили - на выбор - два семинара: Михаила Светлова и Владимира Луговского . Светлова я, конечно, знала - «Гренаду» , «Рабфаковку» , «Двадцать лет спустя» … Мне стало страшно. Боже мой, я - к Светлову?.. И я не сказала, а выдохнула:

Уж лучше к Луговскому!

Словно это было меньше, проще, чем Светлов . Но я тогда просто не знала ни стихов, ни даже имени Луговского .

Владимир Александрович Луговской - это было то, что нужно моему характеру, моей вечной застенчивости. На его шумных семинарах, где доброжелательные, но безжалостные собратья по перу громили друг друга, не выбирая выражений, особенно доставалось авторам «тихих» стихов. А тише меня была только Танечка Сырыщева. Владимир Александрович сам читал наши тихие стихи, громко читал. И подчёркивал голосом то, что этого заслуживало.

Много раз потом, после института, я встречала его в Центральном доме литераторов, в издательствах. Каждый раз замирала, как на семинарах. И так ни разу и не сказала, как я ему тогда была благодарна.

Да и только ли ему?.. В те счастливые времена нам преподавали Павел Антокольский , Константин Паустовский, Михаил Светлов , Александр Яшин , Константин Федин, Лев Кассиль. Нас учили лучшие профессора Московского университета. Конечно, это было счастье! И единственное, о чём я всю жизнь жалею, это то, что большую половину этого счастья я пропустила мимо ушей: я никогда не была прилежной ученицей.

Но - общежитие! Этот послевоенный холодный, голодный полуподвал знаменитого дома Герцена, где круглые сутки, в будни и в праздники - на подоконниках, в углах, на лестнице, за столами - громко и вдохновенно, не сомневаясь в своём божьем даре, молодые восторженные личности читали, подвывая, свои стихи, - это был ещё один институт! Добровольные слушатели тут же громили только что рождённый шедевр, и ты отходил, убитый, думая о том, что у тебя не так, и что же тебе делать дальше. Да, это была великая школа. И пройти её было не так легко…

Первое доброе слово от институтских ребят - такое долгожданное и строгое - я услышала осенью 1947 года на нашем традиционном вечере одного стихотворения. Я читала тогда . Конечно же, памятна и дорога по-светловски неповторимая похвала, несколькими годами позже данная Михаилом Аркадьевичем двум моим стихотворениям:

Всегда пишите и ! И я буду вас нежно любить и подавать вам пальто…

В 1950 году я окончила институт. Дипломная работа - поэма «Моё слово» - получила отличную оценку и в 51-м была напечатана в журнале «Октябрь». Тогда же её перевели в Болгарии, а потом в Корее. За эту поэму в 1952 году меня приняли в Союз писателей. И до сих пор получаю добрые письма читателей об этой своей первой, по сути, работе и удаче.

С 1951 года я живу в Волгограде. Его судьба, его люди, его матери и вдовы, его стройки, дороги, его необъятные, нелёгкие поля - всё это учило и учит меня жить, быть там, где все, горевать и радоваться вместе со всеми, не жалеть себя, оставаться самой собой. Благодарю судьбу за все годы, прожитые в этом городе, дорогом и любимом. За все, выпавшие мне, встречи. За все добрые слова, сказанные мне моими земляками.

…Если бы я жила в другом городе, я писала бы совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала.

Маргарита Агашина. Избранное. М., Худ. лит., 1986

АГАШИНА, Маргарита Константиновна (р. 1.III.1924, деревня Бор Ярославской области) - русская советская поэтесса. В 1950 окончила Литературный институт им. М. Горького. В 1949 опубликовала первые стихи, в 1951 - поэму «Моё слово» - лирический монолог матери, осуждающей войну. В 1953 вышел сборник лирических стихов «Моё слово», в 1956 - «Бабье лето», в 1959 - «Сорок трав». Агашина пишет также стихи для детей («У Алёнушки дела», 1959, и др.).

Лит.: Алигер М. , Первый разговор, «Лит. газета», 1952, 5 янв., № 3; Огнев В., Искреннее слово поэта, «Знамя», 1952, № 2; Калитин Н., Творчество молодых, «Октябрь», 1955, № 9.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1962

Имя Маргариты Агашиной в поэзии традиционно называют негромким. Так оно и есть. По всей России поют «Что было, то было», «А где мне взять такую песню…», «Подари мне платок», «Растет в Волгограде березка» и зачастую знать не знают, что эти прекрасные песни композитор Григорий Пономаренко написал на ее стихи. Нет для поэта награды выше! Негромкий голос Агашиной, впрочем, хорошо знаком любителям поэзии. Она – автор более двадцати стихотворных сборников, и, пишет ли о военной судьбе своего поколения или о трудной женской судьбе, – ее строгая, сдержанная лирика неизменно находит путь к читательским сердцам.

Из серии: Народная поэзия

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бабья доля (сборник) (Маргарита Агашина, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© Агашина М. К., наследница, 2014

© Каплер А. Я., наследница, 2014

© Агашина Е. В., составление, 2014

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru )

Маргарита Агашина – о себе

Я родилась 29 февраля 1924 года в Ярославле. У нас, на левом берегу Волги, не было высоких городских зданий. Деревянные домики с палисадниками, со скамеечками у ворот, дворы, заросшие густой муравой, – раздолье ребятишкам. Отец мой тогда ещё учился в медицинском институте в Ленинграде. Мама работала, каждое утро уезжала за Волгу на маленьком пароходике «Пчёлка».

Помню первую песню, которую услышала: я лет до трёх без песен не засыпала, и вот бабушка, не имевшая никакого музыкального слуха, укачивала меня одной-единственной песней:

Все платочки приносила,

одна шаль осталася.

Всех хороших прилюбила,

одна шваль осталася.

Такой же бесслухой была и мама, но она же научила нас с сестрой взрослой песне:

Спускается солнце за степи,

вдали золотится ковыль…

Вспоминаю первые стихи, над которыми горько плакала, – «Орина, мать солдатская». Я ещё не умела читать и только слушала. И вот мама доходила до строк:

Мало слов, а горя реченька,

горя реченька бездонная…

И тут я каждый раз заливалась слезами. Некрасова дома читали много. Все любили его и даже тихо гордились тем, что мы, как и он, ярославские: мы же происходили оттуда, из некрасовских мест, отцовская деревня Бор – рядом с Грешневом. О Некрасове и его стихах у нас всегда говорили с восторгом, нежностью. Я благодарна за это своей семье и судьбе. Потому что уверена: если бы в детстве я вот так же сильно полюбила другого поэта, я писала бы потом совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала…

Оба моих полуграмотных деда стихов не писали, но были, по-моему, поэтами. Дед по матери – Иван Большаков, по деревенскому прозвищу Ванька Мороз, был весёлым, лихим парнем. Отслужив службу в царской армии, он вернулся в родные места только затем, чтобы жениться, и сразу уехал в Москву. Бабушка, кстати, говаривала, вспоминая: «Я и замуж-то вышла не за Ваньку Мороза, а за Москву». Дед служил дворником, рассыльным, кондуктором на железной дороге. Однажды, получив новую форму, на изнанке фуражки он написал: «Не тронь, дурашка, – не твоя фуражка!» Дед по отцу – Степан Агашин – в сосновый порог своего дома вбил подкову – верил, наверное, что принесёт она счастье его детям. Детей было восемь, и на всех одни валенки.

Я думаю: вот от той озорной фуражки и от печальной этой подковы и пошла моя судьба.

Дед Иван в своё время всеми правдами и неправдами сумел добиться, чтобы его дочь – моя мама – бесплатно окончила гимназию и стала учительницей. Отец же, врач, получил высшее образование один из всех своих сестёр и братьев и, конечно, при Советской власти. Он прошёл в своей жизни четыре войны: рядовым солдатом – Гражданскую, был ранен в 19-м году в местечке Гнилой Мост под Витебском, потом, уже военным хирургом, Финскую и Отечественную – от июля 41-го и до окончания войны с Японией.

Привольное было у меня детство, хоть и в городе я родилась. Каждое лето ездили мы в Бор. И как же всё это помнится! Воблой и рогожей пахли пристани, на Бабайках покупали нам землянику – от неё белое молоко в тарелке становилось то голубым, то розовым. Пароходик шлёпал колёсами; у берегов, по колено в воде, стояли коровы – белые морды, чёрные очки. А там – Красный Профинтерн, четыре версты до Бора. Отцовский дом, огород, чёрная баня, за огородом луг – ромашка, иван-да-марья, колокольчики, а по лугу – речка Ешка, полтора метра шириной…

Потом мы перебрались на Среднюю Волгу, в теперешнюю Пензенскую область. И опять рядом красота: поляны незабудок, дубовые леса и осинники, полные грибов, заросли папоротника, а в них, под каждым кружевным листом, земляника, – не ягодка-две, а сразу пригоршню наберёшь.

Затем жили мы далеко в Сибири, в тайге, в центре Эвенкийского национального округа, на фактории Стрелка Чуни. Отец зиму и лето кочевал по тайге с охотниками и оленеводами. Мама учила эвенкийских ребят в первой, только что открытой, школе. Над входом в школу – там, где теперь обычное «Добро пожаловать!», – висел плакат: «Рыба, пушнина, финансы, ликбез – вот четыре боевых задачи второго квартала». Запомнились наши дороги – зимой, на оленях через всю тайгу, от Стрелки до Туры. Ехали недели. Везли мешки мороженых пельменей. Ночевали в палатке.

В те детские годы много я видела красоты – и среднерусской, и северной, таёжной. И люди рядом были прекрасные – простые, добрые, верные. Твёрдо знаю: там, на Севере, я впервые была счастлива оттого, что все были вместе. Всё это и сейчас помню.

Но как-то так шла судьба и складывался характер, что не вся эта разная, счастливая, щедрая красота и даже не экзотика толкнули к первым стихам.

Первые, серьёзные по чувству, стихи написала я, когда отец вернулся с Финской войны. Стихи были об этом. Их напечатали в областной пионерской газете и даже грамоту какую-то мне за них прислали. Это произошло уже в маленьком городе Тейкове Ивановской области, где я кончала среднюю школу и где нашу семью застала Великая Отечественная война…

Сначала мы проводили на фронт отца и учителей. Потом ребят-старшеклассников. Я окончила курсы сандружинниц и работала в госпитале. Училась в девятом классе в третью, вечернюю, смену. В Тейкове и окрестных лесах и сёлах стояли тогда, как и везде, воинские части. В каждом тейковском доме жили лётчики и десантники. И, конечно, у каждой тейковской девчонки был свой десантник. Они приходили к нам на школьные вечера, а мы – к ним в землянки, в пригородный лес, с самодеятельными концертами. И я читала свои стихи:

Когда штурвал сожмёт рука пилота,

окутав поле дымкой голубой,

вас унесут стальные самолёты

в далёкий путь, в суровый трудный бой…

О поэтических достоинствах стихов лучше промолчать. Но мне в последующей жизни довелось выступать, пожалуй, больше чем надо. И ни одна аудитория не принимала меня так горячо.

К этому времени я уже знала, что есть в Москве Литературный институт, и, конечно, мечтала в нём учиться. Но шла война, и вызов в Москву давали только технические вузы. Мне было всё равно – какой технический, и я выбрала просто институт с красивым названием: Институт цветных металлов и золота. Два года училась на горном факультете, сдавала, с грехом пополам, всякие технические сложности, вроде сопромата и теоретической механики, но весной 45-го, не окончив второго курса, ушла в Литературный институт имени Горького.

Нас на курсе числилось двенадцать человек, и только один был прозаиком – остальные писали стихи! Сначала я попала в семинар Веры Звягинцевой. Был такой «девичий» семинар, который как-то тихо, сам по себе, распался. Меня вызвали на творческую кафедру и предложили – на выбор – два семинара: Михаила Светлова и Владимира Луговского. Светлова я, конечно, знала – «Гренаду», «Рабфаковку», «Двадцать лет спустя»… Мне стало страшно. Боже мой, я – к Светлову?.. И я не сказала, а выдохнула:

– Уж лучше к Луговскому!

Словно это было меньше, проще, чем Светлов. Но я тогда просто не знала ни стихов, ни даже имени Луговского.

Владимир Александрович Луговской – это было то, что нужно моему характеру, моей вечной застенчивости. На его шумных семинарах, где доброжелательные, но безжалостные собратья по перу громили друг друга, не выбирая выражений, особенно доставалось авторам «тихих» стихов. А тише меня была только Танечка Сырыщева. Владимир Александрович сам читал наши тихие стихи, громко читал. И подчёркивал голосом то, что этого заслуживало.

Много раз потом, после института, я встречала его в Центральном доме литераторов, в издательствах. Каждый раз замирала, как на семинарах. И так ни разу и не сказала, как я ему тогда была благодарна.

Да и только ли ему?.. В те счастливые времена нам преподавали Павел Антокольский, Константин Паустовский, Михаил Светлов, Александр Яшин, Константин Федин, Лев Кассиль. Нас учили лучшие профессора Московского университета. Конечно, это было счастье! И единственное, о чём я всю жизнь жалею, это то, что большую половину этого счастья я пропустила мимо ушей: я никогда не была прилежной ученицей.

Но – общежитие! Этот послевоенный холодный, голодный полуподвал знаменитого дома Герцена, где круглые сутки, в будни и в праздники – на подоконниках, в углах, на лестнице, за столами – громко и вдохновенно, не сомневаясь в своём божьем даре, молодые восторженные личности читали, подвывая, свои стихи, – это был еще один институт! Добровольные слушатели тут же громили только что рождённый шедевр, и ты отходил, убитый, думая о том, что у тебя не так и что же тебе делать дальше. Да, это была великая школа. И пройти её было не так легко…

Первое доброе слово от институтских ребят – такое долгожданное и строгое – я услышала осенью 1947 года на нашем традиционном вечере одного стихотворения. Я читала тогда «Хлеб 47-го». Конечно же, памятна и дорога по-светловски неповторимая похвала, несколькими годами позже данная Михаилом Аркадьевичем двум моим стихотворениям:

– Всегда пишите «Варю» и «Юрку»! И я буду вас нежно любить и подавать вам пальто…

В 1950 году я окончила институт. Моя дипломная работа – поэма «Моё слово» – получила отличную оценку. Она была напечатана в журнале «Октябрь» в 1951 году. Тогда же её перевели в Болгарии, а потом в Корее. За эту поэму в 1952 году меня приняли в Союз писателей. И до сих пор я получаю добрые письма читателей об этой своей первой, по сути, работе и удаче.

Первая книга – сборник стихов «Мое слово» – вышла в 1953 году в издательстве «Молодая гвардия». Потом – «Бабье лето» (1956), «Сорок трав» (1959), «Стихи о моем солдате» (1963), «Девичник» (1972), «Песня» (1974), «Платок» (1975), «В каждой песне – береза…» (1984) и другие в разные годы, в издательствах Москвы и Волгограда.

С 1951 года я живу в Волгограде. Его судьба, его люди, его матери и вдовы, его стройки, дороги, его необъятные, нелёгкие поля – все это учило и учит меня жить, быть там, где все, горевать и радоваться вместе со всеми, не жалеть себя, оставаться самой собой. Благодарю судьбу за все годы, прожитые в этом городе, дорогом и любимом. За все выпавшие мне встречи. За все добрые слова, сказанные мне моими земляками.

…Если бы я жила в другом городе, я писала бы совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала.

Агашина Маргарита Константиновна (1924 – 1999). Известная российская поэтесса. Родилась 29 февраля 1924 г. в деревне Бор Ярославской области. Детство прошло в г. Тейково Ивановской области, где училась она в средней школе № 4. Окончила Литературный институт в 1950 г. С 1951 г. жила в Волгограде.

Автор многочисленных сборников стихов и книг для детей, в том числе таких известных, как “Не просто женщине живётся”, “Растёт в Волгограде берёзка”, “Платок”, “Стихи о моём солдате”, “Сорок трав”, “Бабье лето”, “У Алёнушки дела” и мн. другие.

Награждена орденом Трудового Красного Знамени, орденом “Знак Почёта”; Лауреат премии “Сталинград”.

Основная часть творчества Маргариты Константиновны посвящена Волгограду, его славной истории.

Звание “Почётный гражданин города – героя Волгограда” присвоено Маргарите Константиновне Агашиной решением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 19 октября 1993 г. за выдающиеся заслуги в области литературы, значительный творческий вклад, получивший признание волгоградцев и всей России.

Детство и юность М. Агашиной прошли в городе Тейково Ивановской области, начиная с 1936 года. О жизни в раннем детстве нам расскажет её автобиография:

“Дом в Ярославле, в котором я родилась, стоял на левом берегу Волги. В одну из весен река так разлилась, что к нам во двор заходили лодки, заплывали гуси. В детстве жила я и в пензенских краях, в посёлке Верхозим. За поселковой речкой Карадой создавался первый колхоз. Любимой нашей песней была “Мы шли под грохот канонады”. Любимой игрой – “Двенадцать палочек”. Любимым делом – ходить в лес и луга за рекой, где всего было много, что забыть невозможно! Незабудок – так уж целый берег. Земляники – так целые поляны! Грибов – так не проедешь: в колее маслята семьями, давить жалко. И – тоже семьями – подснежники на пушистых серых ножках. Потом жили мы на севере Красноярского края, на фактории Стрелка. Отец у меня врач, он кочевал вместе с эвенками – охотниками: зимой – на оленьих нартах, летом – верхом. Мама учила эвенкийских ребятишек в школе, которую недавно открыли. Там на Стрелке я научилась “колупать серу с лиственниц” (мы её жевали), разыскивали бурундучьи норы, полные сладкой брусники, ставили плахи на горностаев. Жили люди на Стрелке просто и дружно, много работали, собирались все вместе на праздники 1Мая, 7 ноября, в День Красной Армии. Прошло много лет. Но я всё помню и твёрдо знаю, что там, на Стрелке, я впервые была счастлива оттого, что все были вместе!”

Маргарите было 12, когда их семья переехала в Тейково. Отец Константин Степанович был хирургом во 2-ой городской больнице. Мать Елизавета Ивановна учила ребят немецкому языку в новой тогда средней школе № 4, куда приходила вместе с дочерьми Калерией и Маргаритой, ученицами 5-ого и 4-ого классов. В Тейкове в их семье родился сын Феликс.

В школе все любовались аккуратно одетыми, скромными белокурыми девочками с наглаженными лентами в косах и красными галстуками. Привлекали их вежливость, уважение к окружающим, общительность и серьёзность. Скоро стали они примерными ученицами, активными общественницами, пионервожатыми в младших классах. Маргарита была очень энергичной, живой, упорной в любом деле. Участвовала в проведении вечеров, диспутов, соревнований, различных походов и экскурсий. Любила она все общественные дела, имела много друзей и подруг. Училась Рита только на 5, во всём была примером для ребят.

Ещё она очень любила стихи, писала интересные литературные сочинения, которыми гордилась её учительница Марфа Степановна Чеснокова. Часто Риту замечали задумчивой, мечтательной, склонившей на бок голову. В эти минуты рождались её стихи, которые печатали и местная “Большевистская трибуна” и областная газета “Всегда готов”. Первое стихотворение Маргариты было “Моя сестрёнка”, которое вскоре напечатали в местной газете. Рита выступала на конкурсах чтецов в школе, городе, а на областном получила грамоту за собственное стихотворение “Отвечу”.

1938 – 1939 учебный год. 7 класс с преподавателями (6-ая слева снизу - Маргарита Агашина)

В школе был создан драматический кружок, которым руководила мама Маргариты Агашиной – Елизавета Ивановна. Это было ядро коллектива из способных ребят, вокруг которого объединялись другие. Особенно одарёнными оказались В. Изосимов, М. Алфеева, Л. Умникова, сёстры Агашины, Г. Липин, А. Офицерова, В. Парийский. Кружковцы выступали не только на школьной сцене, но и в городских и сельских клубах. Платные постановки укрепляли материальную базу: так были приобретены музыкальные инструменты для своего оркестра. Выступления юных актёров в школе были незабываемым праздником.

С каждым днём крепла дружба. Зарождалась любовь к сценическому искусству, о служении которому мечтали многие. Но планы выпускников, как и всех советских людей, перечеркнула Великая Отечественная война. В автобиографии Маргарита Константиновна написала об этом так: “Первое в жизни горе я увидела почти взрослой, шестнадцатилетней, когда началась война. Сначала мы проводили отца и учителей, потом одноклассников. Мы работали в колхозе и госпитале, пилили лес, были донорами и учились в школе. Это было уже в городе Тейково Ивановской области. Там я окончила среднюю школу. В горе люди были тоже вместе. И если бы это было не так, я написала бы потом совсем другие стихи”.

С началом войны прибавилось у Маргариты дел и забот: она приняла обязанности комсорга школы. Организовала проводы добровольцев на фронт, помощь сандружинам, дежурства в госпитале, работы на лесозаготовках и торфоразработках, помощь колхозу в сушке сена и заготовках овощей. Рита помогала собирать посылки на фронт, писать письма, готовила концерты для раненых. В районной газете “Большевистская трибуна”, 31 августа 1941 года была напечатана заметка секретаря комитета ВЛКСМ средней школы № 4 Риты Агашиной “Уверенно шагаем в жизнь”. В статье говорилось:

“Всё для фронта” – с этим лозунгом в сердце работают в горячие дни Великой Отечественной войны комсомольцы нашей школы

17 августа – Всесоюзный комсомольский воскресник. Несколько бригад из учащихся работало в лесу на пилке брёвен. Домой возвращались к вечеру. Долго не смолкала боевая песня:

За вечный мир в последний бой

Летит стальная эскадрилья

Мы твёрдо знаем, что потребуется ещё много выдержки и стойкости, потребуется готовность к серьёзным жертвам, но мы верим в будущее – кровавый фашизм будет разбит!”

Но Родина звала туда, где было трудно. Один за другим уходили ребята, которые служили танкистами, лётчиками, моряками, разведчиками. Многие были командирами отделений, взводов и рот. Девчата служили сёстрами, санитарами, связистами, машинистками и даже шоферами. Воевали комсомольцы на разных фронтах, но держали связь со школой, учителями и товарищами. У каждого хранилась у сердца стихотворная памятка Риты:

В холодной землянке, заснеженном поле,

В учебе, бою, напряженной борьбе

Ты вспомни о Тейкове, вспомни о школе,

И станет теплее и легче тебе.

Стихи помогали преодолеть трудности боевой службы, дойти до Победы, помнить погибших друзей и работать за себя и того, кто погиб в бою. Выручали память о школьной дружбе, связь с учителями Е. И. Агашиной, М. В. Киселёвой, Ф. И. Антиповой, встречи с Маргаритой, много ездившей по стране, как поэтесса.

После окончания школы Маргарита Агашина поступила в Московский институт цветных металлов и золота. Но вскоре девушка поняла, что это не её и, даже не окончив второго курса, в 1945году ушла в институт своей мечты – Литературный институт имени Горького. А там Паустовский, Лев Кассиль, Федин – её кумиры, которые стали её учителями.

В послевоенном Литинституте на всех пяти курсах учились одновременно чуть более ста человек. То есть все друг друга хорошо знали. Ребята были в основном с фронта, из школ – единицы. Девушек совсем мало. Больше всего среди них выделялись две молоденькие девушки, которые всегда держались вместе – это Инна Гофф и Маргарита Агашина. Обе писали стихи. Правда, Инна уже переходила на прозу – из семинара Светлова к Паустовскому. В институте процветали вечера, капустники. Сами стены были буквально пропитаны стихами, пародиями, частушками. И подружки тоже приложили руку ко всему этому. Вот одна их коллективная частушка:

Студенческая жизня –

Занятья, голод, мрак.

Основы ленинизма

Не лезут натощак.

Ничего себе! “Основы ленинизма” – так называлась главная книга Сталина. Нет, они были идеологически правильными девочками и не собирались выступать против режима. Они просто сочиняли небылицы о своём житье – бытье, не думая о последствиях. А ведь за такое можно было схлопотать ох какой срок! Но, хорошо, что ничего не случилось. То ли никто не “стукнул”, то ли их просто пожалели. Инна и Маргарита остались ближайшими подругами на всю жизнь, что случается не так часто. У них была поразительная, неслабеющая потребность в общении друг с другом. После окончания института они не редко встречались, подолгу гуляли, вспоминали о себе, юности, товарищах.

Дальнейший жизненный путь Маргариты прост и ясен: вышла замуж, в 1951 году приехала в Волгоград, и с тех пор это её любимый и родной город. Здесь росли её дети, здесь нашла она верных друзей. Не случайно в одном из своих стихотворений она написала:

Я люблю тебя, как человека, праздник мой – город мой, Волгоград!

Именно здесь, в Волгограде, выпустила она свой первый труд, поэму “Моё слово”, - монолог матери, осуждающей войну:

Пускай оно несётся, слово это,

За сотни гор, за тысячи морей.

Его во всех частях и странах света

Услышат миллионы матерей.

Мы не хотим, чтобы на поле боя

Опять шагали тысячи бойцов,

Чтоб стало чёрным небо голубое,

Чтоб дети оставались без отцов

За эту поэму Маргарита Агашина была принята в Союз Писателей. Впоследствии ею было выпущено 36 сборников стихов. Немало из них были положены на музыку, став всенародно-известными песнями. Одна из таких – “Растёт в Волгограде берёзка”, прозвучавшая на всю страну в исполнении знаменитой Людмилы Зыкиной.

Ты тоже родился в России – краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне – берёза, берёза – под каждым окном.

На каждой весенней поляне их белый живой хоровод.

Но есть в Волгограде берёзка – увидишь, и сердце замрёт.

Её привезли издалёка в края, где шумят ковыли.

Как трудно она привыкала к огню волгоградской земли, как долго она тосковала о светлых лесах на Руси, – лежат под берёзкой ребята – об этом у них расспроси.

Трава под берёзкой не смята – никто из земли не вставал.

Но как это нужно солдату, чтоб кто-то над ним горевал.

И плакал – светло, как невеста, и помнил – навеки, как мать!

Ты тоже родился солдатом – тебе ли того не понять

Ты тоже родился в России – берёзовом, милом краю.

Теперь, где ни встретишь берёзу, ты вспомнишь берёзку мою, её молчаливые ветки, её терпеливую грусть.

Растёт в Волгограде берёзка!

Попробуй её позабудь.

После премьеры песни Маргарите Константиновне со всей страны стали приходить благодарственные письма с лаконичным адресом “Волгоград, М. Агашиной”.

Самыми знаменитыми стихами Маргариты Агашиной стали: “Солдату Сталинграда”, “Перекрёсток”, “Вечер”, “Сын”, “Девичник” и др.

Она умела дружить со своими читателями, и особенной её любовью пользовались работницы “Металлургстроя”: “Кто бы знал, как я рада бываю, приглашеньем тем дорожу, всё, что есть помодней, надеваю, раз в году маникюр навожу”.

Агашина бывала за границей, где с огромным вниманием вслушивались в ритмику её поэтических строк. Она – тонкий лирический поэт: “Подойду к красавице рябине, руку ей на ветку положу, по какой единственной причине я грущу сегодня, расскажу”. Лирика её мягкая, задушевная и нежная: “Человек становится счастливей, если видит: вишня зацвела”. “Выйду к речке, тонкой веткой хрустну, оборву тенет тугую нить. Осенью всегда бывает грустно, даже если не о чем грустить!”

Но вершина её творчества – это гражданская лирика, высокопатриотичная и возвышенная: “Вот мы берём, как когда-то, горсть сталинградской земли. Мы победили, ребята, мы до Берлина дошли”, “Сто лет пройдёт и сто метелиц, а мы перед ними все в долгу. Февраль-февраль, солдатский месяц. Горят гвоздики на снегу”.

Решающей в жизни Маргариты Агашиной стала её встреча с Григорием Пономаренко. Это было в 1963 году в Волгограде. Композитор удивился простоте и душевной прелести стихов Маргариты. Песни “Что было, то было”, “Растёт в Волгограде берёзка”, “Подари мне платок” сделались всеобщим достоянием, обрели всенародную любовь. Потом Пономаренко переехал из Волгограда. Агашина даже написала стихи “Не уезжай, Пономаренко”. Но он убыл, и новые их песни перестали появляться.

Сейчас Маргариты Константиновны Агашиной с нами нет. Она скончалась 4 августа 1999 года. Но наша страна помнит верную, талантливую дочь России, высоко оценен её труд и вклад в литературу. Она имеет награды: орден Трудового Красного Знамени, медаль “За доблестный труд”, отмечена Государственной премией имени Горького, удостоена звания Почётного гражданина Волгограда, её именем названа улица в Волгограде, а на доме, в котором она жила, установлена мемориальная доска. 11 ноября 2006 года на родной школе М. Агашиной – школе № 4 г. Тейково также была установлена мемориальная доска в честь памяти великой поэтессы.

Но самой высокой наградой для неё была и остаётся народная любовь и восхищение её творчеством. Вместе со стихами и бессмертными песнями Маргариты Агашиной с нами продолжает биться, словно живое, её открытое людям доброе сердце.

1924 | рыбы
Место рождения: Бор, Ярославская губерния, СССР (Россия)
Дата смерти: 4 августа, 1999 | 75 лет
Место смерти: Волгоград, Россия
Карьера: Поэтесса
Жанр: стихотворения ,поэзия

Биография

Маргарита Константиновна Ага́шина (1924 - 1999) - известная российская поэтесса, автор текста многих известных песен.

Ранние годы

Маргарита Агашина родилась в деревне Бор Ярославской области. Детство поэтессы прошло на фактории «Стрелка» на севере Красноярского края. Отец поэтессы был врач по профессии. По роду своей деятельности ему приходилось кочевать по тайге вместе с эвенками-охотниками. Мать Маргариты учила эвенкийских детей в школе. Впоследствии Маргарита Агашина так вспоминала о своём детстве: Жили люди на Стрелке просто и дружно, много работали, собирались все вместе в праздники 1 Мая, 7 Ноября, в День Красной Армии. Прошло много лет. Но я все помню и твердо знаю, что там, на Стрелке, я впервые была счастлива оттого, что все были вместе!

В начале 1930-х семья Агашиных перебралась в город Тейково Ивановской области. Маргарита пошла учится в среднюю школу № 4, в которой преподавала немецкий язык её мать Елизавета Ивановна. Окончила её в 1942 (на здании школы сейчас установлена мемориальная доска).

Учёба

После окончания школы Маргарита Агашина поступила в Московский институт цветных металлов и золота, но, не окончив второго курса, ушла в Литературный институт им. Горького. Училась на семинарах у Веры Звягинцевой, Владимира Луговского. Окончила Литературный институт в 1950 году.

Волгоград

С 1951 года, после окончания института, Маргарита Агашина жила в Сталинграде (Волгоград). Здесь она прожила до конца своей жизни, основную часть своего творчества посвятив городу на Волге, который стал для неё по-настоящему родным.

В 1952 году за поэму «Моё слово» Маргарита Агашина была принята в Союз писателей СССР. Настоящая известность к Маргарите Агашиной пришла после исполнения Людмилой Зыкиной песни «Растёт в Волгограде берёзка» на её стихи. 1957-1959, 1967-1969 - депутат городского Совета депутатов трудящихся, 1963-1965 - депутат районного Совета депутатов трудящихся, 1971-1975 - депутат областного Совета депутатов трудящихся.

В 1993 году «за выдающиеся заслуги в области литературы, значительный творческий вклад, получивший признание волгоградцев и всей России» Маргарите Константиновне Агашиной решением Волгоградского городского Совета народных депутатов было присвоено звание Почётный гражданин города-героя Волгограда.

Маргарита Агашина скончалась в 1999 году возрасте 75 лет. Всего поэтесса выпустила 36 сборников стихов в издательствах Москвы и Волгограда. Многие стихи были положены на музыку и стали известными песнями.

Библиография

Сборники стихов

1993 Стихотворения
1986 Избранное
1985 Что было, то было
1984 В каждой песне береза
1983 Девичник
1980 Детям Волгограда
1980 Стихи о моем солдате
1978 Хлеб Поволжья
1977 Стихи
1975 Платок
1974 Новые стихи
1974 Песни
1973 Где ж ты раньше-то была?
1972 Девичник
1971 Поздний август пришёл без оглядки
1969 Стихи
1969 Избранная лирика
1968 Не просто женщине живется
1967 Огонешка
1967 Волжаночка
1963 Песня
1963 Стихи о моем солдате
1961 Я люблю тебя, Корея!
1959 Сорок-трав
1959 У Аленушки дела
1957 Пять-шестой
1956 Бабье лето
1956 Юрка. Актриса
1955 Интересная игра
1955 Варя
1954 Стихи
1954 Сад на улице Мира
1953 В новом доме
1953 Моё слово
1953 Наша Аленушка
1952 Мечта. Бабье лето

Песни на стихи Агашиной

А где мне взять такую песню (комп. Григорий Пономаренко)
Бабья доля (комп. Григорий Пономаренко)
Голубой платок (комп. Григорий Пономаренко)
Песнь о солдате (комп. Владимир Мигуля)
Песня о моём солдате (комп. Евгений Жарковский)
Подари мне платок (комп. Григорий Пономаренко)
Скажи, подруга (комп. Евгений Птичкин)
Волгоградское танго (комп. Михаил Чуев)
Что было, то было (комп. Григорий Пономаренко)
Растёт в Волгограде берёзка (комп. Григорий Пономаренко)

Награды и премии

Орден Трудового Красного Знамени
Орден Знак Почёта
1996 Лауреат Всероссийской литературной премии Сталинград
1993 Почётный гражданин Волгограда
1974 Почетнная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: