Братья легат биография и их дети. Легат, сергей густавович. «Дядя Коля, пойдемте в ресторан!»

Педагог-репетитор Татьяна Легат - об императорском балете, русских руках и американских стопах - http://izvestia.ru/news/568853
Фото: mikhailovsky.ru
"У заслуженной артистки России, педагога-репетитора Михайловского театра Татьяны Легат - юбилей. Представительница легендарной балетной династии олицетворяет неразрывную связь современного театра с традициями императорской сцены. С Татьяной Николаевной встретилась корреспондент «Известий».

На какую-то другую профессию, небалетную, судьба давала вам шанс? Или все было предопределено самим фактом рождения, историей семьи?

Как мне рассказывала бабушка (маму я не помню, она в блокаду умерла), уже в раннем детстве я всё время танцевала и пела, даже в блокаду в детском саду. В балетную школу меня привела бабушка в 1943-м. Когда Агриппина Яковлевна Ваганова (директор Ленинградского хореографического училища (ЛХУ). - «Известия») вернулась из Перми, где школа была в эвакуации, помню, как она обнимала нас с бабушкой, как плакала. Она никак не думала, что мы выжили.

Не сложилась бы жизнь по-другому. Всю жизнь работала в театре: в Мариинском театре 30 лет, около 10 лет в Москве, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, потом почти 20 - в Бостоне: все время с балетом, у меня даже перерыва не было. Потом вдруг звонок от Михаила Григорьевича Мессерера (главный балетмейстер Михайловского театра. - «Известия»). А я его особенно не знала, только издалека, но сразу стремглав приехала, через месяц вернулась насовсем. В Петербург, в Михайловский театр - как будто в свой дом.

- Расскажите о балетной династии Легатов. Каково это - представлять такую фамилию?

Сейчас я понимаю, что когда я была маленькая, надо было больше спрашивать бабушку. Многое уже не восстановить. Мама, Мария Николаевна, умерла совсем молодой. Мой дедушка - Николай Густавович Легат. Бабушка тоже танцевала, её девичья фамилия - Чумакова. Вот мы сейчас репетируем «Баядерку» - так она в «Баядерке» танцевала вместе с Вагановой и Трефиловой трио теней, её была первая вариация. Я знаю, что у моего дедушки была бабушка Констанция Лиде - француженка, она танцевала в Париже, в Гранд-опера.

А прапрадед был швед. Как они встретились? Я думаю, танцевали вместе - прапрабабушка и прапрадедушка. А уже прадедушка Густав Иванович закончил здесь, в Петербурге, Театральное училище, потом его послали с женой, Марией Гранкен, в Москву - поднимать Большой театр и московскую балетную школу. Тогда образование было в Петербурге, и посылали отсюда, а не сюда. Хотя я уверена, что до сих пор школа наша уникальная, и у нас хорошие педагоги.

- Итак, родоначальником русской балетной династии был Густав Иванович Легат?

Да, у моих прадедушки и прабабушки было 13 детей. Мой дедушка Николай, его братья Сергей, Иван, сестры Вера (потом она стала графиней Шуваловой) и Евгения - все они работали в Мариинском театре. Видела там костюмы подписанные: Легат 1, Легат 2, Легат 4. Даже перчатки попадались. Много свидетельств дед увез с собой в Лондон. Он уехал из России в 1922 году, сначала был у Дягилева, вел уроки вместе с Чекетти, но ему там было трудно, очень разноплановая труппа, и он уехал в Лондон. Там создал свою студию, позже она превратилась в школу, где учились все балетные гранды, которые потом сами открыли свои школы: Нинетт де Валуа, Алисия Маркова, Антон Долин. Там он и умер, в Лондоне его могила, я была там.

- Когда вы поняли, что сами можете и хотите учить?

Всё сделали преподаватели. Может, оттого, что я внучка Николая Густавовича, ко мне бережно относились. Я же была в интернате, это как детский дом; Лидия Михайловна Тюнтина (педагог ЛХУ. - «Известия») меня очень опекала. Она была тогда заведующей производственной практикой с маленькими детьми, везде меня пихала, и я растанцевалась. Она и платьица мне шила на экзамен. Мы ходили в коричневых фланелевых платьицах. На улицу зимой не выходили, потому что на ноги было нечего надеть. Трудное время, но всё равно очень хорошее; педагоги были, наверное, тоже одержимые, поэтому научили дисциплине, любви к нашему делу, которые мы сейчас хотим привить новому поколению.

Вы - уже в качестве педагога - долгое время работали в Бостонском балете. Какие сильные стороны у наших артистов и у американских?

Едешь на конкурс, видишь - руки хорошие: наверное, русская школа или педагог из русских. В Америке не очень хорошее балетное образование. Там следят за стопами, за аккуратностью, но не за стилем. Не возятся, как у нас, чтобы сделать образ, - там скорее «сборка». Но здание в Бостоне шикарное. Брюс Марс, надо отдать ему должное, создал там все условия.

Я начала работать, когда Сергеев и Дудинская переносили туда «Лебединое», «Спящую», «Дон Кихот», «Баядерку». И я тогда была занята одновременно в школе и в театре и вообще из этого здания не выходила. Здесь я тоже не выхожу, стараюсь, чем возможно, помочь. Трудно уже, но этим я живу. Муж был балетный (народный артист СССР Юрий Соловьев. - «Известия»), дочка балетная, муж у дочери тоже балетный. Внуки не балетные, им надо еще сообразить, как найти себя в жизни.

- Что принципиально изменилось в балетном мире за последнее время?

Мы долгое время не имели никаких поездок, но нам хватало всего. Самое главное - была работа. За годы работы в театре кого я только не видела. А сейчас, когда я девочкам говорю: Любовь Войшнис - они даже не знают, кто это. Ну, Шелест знают, Дудинскую. А я успела застать и как танцевала Татьяна Вечеслова, и помню Фею Ивановну Балабину. Я даже с Чабукиани и Дудинской станцевала в «Лауренсии» - это счастье же, девчонке попасть в такой состав. С Нуреевым мы тоже станцевали в «Лауренсии», но уже в Вене. И Мише Барышникову я тоже помогала: на его творческом вечере в 1974 году танцевала Чертовку из «Сотворения мира».

Одной из ваших коронных партий была Злюка в «Золушке» в постановке Константина Сергеева. Ваши ученицы могут представить вас в такой роли? Вы ведь относитесь к своим «девочкам» с редкой добротой.

Репетирую весь кордебалет. Это самое трудное, все это знают, и никто этого не хочет. Потому что надо и держать линию, и в это время успеть точно открыть ножку, и в нужный угол, и всё сделать музыкально. И каждый день одно и то же. Очень трудная работа кордебалетной танцовщицы, но необходимая. Если нет кордебалета, то и театра нет.

Думаю, у нас более или менее кордебалет начинает проявляться. Девочки такие тоненькие, стройные и такие шагастые! Хорошая форма у наших девушек. Стараюсь, как могу: не кричу, подойду, уговорю, расскажу, как сама танцевала. И чувствую - идут, идут уже за мной. Строгость строгостью, но надо их любить.
=
11 апреля 2014, 15:05 | Культура | Софья Станковская |

ЛЕГАТ Николай Густавович , артист, педагог, балетмейстер. Был ведущим классич. танцовщиком. Танцевал с А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, Т. П. Карсавиной, О. И. Преображенской. Обладал безукоризненной техникой, хорошими сценич. данными, актёрским дарованием. Партии: Зигфрид, Дезире, Альберт, Жан де Бриен, Базиль; Арлекин («Арлекинада»), Лука («Волшебная флейта»), Франц; Гренгуар («Эсмеральда»). Гастролировал (с 1907) в Париже, Берлине, Лейпциге, Вене, Праге, Варшаве. С 1902 пом. балетм., с 1905 2-й балетм., с 1910 гл. балетм. Мариинского театра. Пост.: «Фея кукол» (1903, совм. с С. Г. Легатом), «Кот в сапогах» А. Н. Михайлова (1906), «Аленький цветочек» Ф. А. Гартмана (1907); возобновил балеты, пост. М. И. Петипа: «Времена года» (1907); «Талисман» Р. Е. Дриго (1909), «Синяя Борода» П. П. Шенка (1910). В 1922 уехал за границу. Преподавал в труппе Русский балет Дягилева (1925-26). Открыл школу в Лондоне (1923), которую с 1926 возглавила его жена - Н. А. Николаева-Легат.

ЛЕГАТ Сергей Густавович , артист, педагог. Исполнял партии в балетах, пост. М. И. Петипа: Таор («Дочь фараона»), Люсьен («Пахита»), Жан де Бриен; Пьер («Привал кавалерии»), Артур («Синяя Борода»). Др. партии: Ацис («Ацис и Галатея»), Колен; Вестрис («Камарго»). Л. был партнёром мн. известных балерин. В 1902-03 вместе со своей постоянной партнёршей по характерным и комедийным номерам - М. М. Петипа гастролировал в Вене, Париже, Монте-Карло, Будапеште. Совм. с братом Н. Г. Легатом пост. в 1903 балет «Фея кукол». С 1896 преподавал в Петерб. театр. училище искусство мимики и поддержки. С 1898 репетитор балетной труппы Мариинского театра.

ПЕТИПА Мариус Иванович , русский артист, балетмейстер. В 1847 был приглашён в Петербург на амплуа "танцора-мима": танцевал до 1869 в партиях Люсьена д"Эрвильи ("Пахита"), Фабио ("Сатанилла, или Любовь и ад" Ребера и Бенуа, инструментовка Лядова). Графа ("Своенравная жена" Адана), Феба; Фауста ("Фауст" Пуньи), Конрада и др. С 1862 штатный балетмейстер, а в 1869-1903 гл. балетмейстер петерб. балетной труппы. Всего поставил св. 60 балетов.

ПЕТИПА Мария Мариусовна , русская артистка. Дочь Мариуса Ивановича П. Была ведущей характерной танцовщицей петерб. сцены: венгерка ("Лебединое озеро", "Коппелия"), испанка ("Раймонда"), итальянка ("Наяда и рыбак" Пуньи) и др. Среди партий: Катти и Низия ("Маркитантка" и "Царь Кандавл" Пуньи). Окончив сценич. деятельность в 1907, до 1912 эпизодически выступала в Мариинском и частных театрах.

КШЕСИНСКАЯ Матильда (Мария) Феликсовна , русская артистка, педагог. В балетах, пост. М. И. Петипа, исполнила партии: Мариетта-Драгиниацца, Млада ("Калькобрино", "Млада" Минкуса), Колос ("Времена года"), Одетта - Одиллия. Её крупнейшие роли - Аврора (1893) и Эсмеральда (1899), Тереза ("Привал кавалерии" Армсгеймера), Лиза; Аспиччия ("Дочь фараона"), Никия; Фенелла (опера "Немая из Портичи" Обера). К. обладала яркой артистич. индивидуальностью. Её танец отличался бравурностью, жизнерадостностью, кокетливостью, женственностью, виртуозной "колоратурностью" и в то же время классич. законченностью. В нач. 1900-х гг. танцевала в балетах, пост. М. М. Фокиным: "Евника" Щербачёва (Евника), "Шопениана", "Эрос" на муз. Чайковского.
Гастролировала в Вене (1903), Париже (1908, 1909), Варшаве (1909), в 1911-1912 в антрепризе Дягилева. В 1920 уехала во Францию. В 1929 открыла студию в Париже.

ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна) , русская артистка. С 1899 танцовщица Мариинского театра. В 1906 переведена в разряд балерин. В 1910 перешла на положение гастролёрши. На сцене Мариинского театра последний раз выступила в партии Никии в 1913, последняя гастроль в России - концерт в Москве в Зеркальном театре сада "Эрмитаж" (1914).
С 1908 гастролировала за рубежом. С 1909 - виднейшая участница Русских сезонов в Париже, положивших начало её всемирной известности. В 1910 создала собственную труппу, которая с триумфальным успехом выступала во мн. странах. П. сохраняла в гастрольном репертуаре балеты Чайковского и Глазунова, "Тщетную предосторожность", "Жизель", "Коппелию", "Пахиту" и др. значит. произв., а также концертные номера.

ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна , артистка, педагог, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1934). В 1897 окончила училище и была принята в кордебалет Мариинского театра, выступала в партиях корифеек и солисток. Критика называла В. "царицей вариаций", признавая её непревзойдённой в вариациях в "Коппелии", в партиях Царицы вод ("Конёк-Горбунок"), Повелительницы дриад ("Дон Кихот") и др. Среди гл. партий: Наила ("Ручей" Делиба), Одетта - Одиллия; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Жизель. В 1916 оставила сцену. Педагогич. система В., сложившаяся в процессе преподавания классического танца в Ленингр. хореографич. училище (в 1957 присвоено имя В.; преподавала с 1921, с 1946 проф.), дала новое развитие исполнит. принципам. Методика В. изложена в её книге "Основы классического танца" (1934).

КАРСАВИНА Тамара Платоновна , русская артистка. Дебютировала в партии Жемчужины ("Жавотта" Сен-Санса). Среди первых партий: Изумруд ("Синяя борода"), цветочница Пикилия ("Дон Кихот"), подруга Сванильды ("Коппелия"), Испанка ("Фея кукол"), вариации, па-де-де, па-де-труа ("Жизель", "Баядерка" и "Лебединое озеро"). Затем стала выступать в осн. партиях классич. репертуара: Жизель, Одетта - Одиллия, Раймонда, Никия, Аврора, Медора; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Пахита, Лиза и др. Постоянная партнёрша М. М. Фокина... Для К. Фокин пост. балеты: "Исламей" на муз. Балакирева, "Прелюды" на муз. Листа и "Сон" на муз. Глинки. К. была первой танцовщицей труппы С. П. Дягилева, участвовала в Русских сезонах. Исполняла партии в балетах Фокина - Жар-птица и Балерина ("Жар-птица" и "Петрушка"), Зобеида ("Шехеразада"), нимфа Эхо ("Нарцисс" Черепнина), Тамара ("Тамара" на муз. Балакирева), Синий бог ("Синий бог" Ана), Шемаханская царица ("Золотой петушок" на муз. Римского-Корсакова), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"); в пост. Л. Ф. Мясина - Мельничиха ("Треуголка"), Соловей ("Песня Соловья" Стравинского), Пимпинелла ("Пульчинелла"), С 1918 жила за границей. В 1930 выступала в труппе "Балле Рамбер". В 1931 оставила сцену. Преподавала, консультировала балетмейстеров, возобнов- лявших балеты Фокина. В 1930-55 вице-президент англ. Королевской академии танца.

ФОКИН Михаил Михайлович , русский артист, балетмейстер, педагог. Ф. был изящным и элегантным танцовщиком с лёгким высоким прыжком, благородной грациозной манерой исполнения. В классич. репертуаре исполнял роли: Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Люсьен ("Пахита"), Базиль; Солор ("Баядерка"), Зигфрид, Жан де Бриен, Дезире и др. Выступал также в характерных танцах. Позднее часто исполнял партии в собственных постановках: Ренэ де Божанси ("Павильон Армиды"), Юноша ("Шопениана"), Пьеро и Арлекин ("Карнавал"), Амун ("Египетские ночи"), Иван-царевич ("Жар-птица"), Негр ("Исламей" на муз. Балакирева), Эрос ("Эрос" на муз. Чайковского) и др. Как балетмейстер дебютировал спектаклями Петербургского театр. училища: "Ацис и Галатея" Кадлеца (1905), "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона (1906), а также поставил в Мариинском театре "Евнику" Щербачёва (1907), "Египетские ночи", "Шопениану" (1908). В работе над спектаклями сотрудничал с художниками А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, Н. К. Рерихом, А. Я. Головиным, М. В. Добужинским, Б. И. Анисфельдом, Н. С. Гончаровой, А. Дереном, С. Ю. Судейкиным, с комп. И. Ф. Стравинским, Н. Н. Черепниным, Р. Штраусом, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, часто ставил спектакли и на музыку, не предназначающуюся для балета.
В 1909-12 и 1914 художеств. руководитель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева. В 1901-11 преподавал в Петерб. театр. училище. Его ученики: Е. П. Гердт, Л. В. Лопухова, Е. А. Смирнова, Е. М. Люком, Л. П. Чернышёва, П. Н. Владимиров, Н. П. Ивановский, А. В. Лопухов и др. В 1918 уехал на гастроли в Швецию. С 1921 жил в США, до 1933 изредка выступал как исполнитель. В 1934-35 работал в парижской Опере, в 1936-39 в труппе "Балле рюс де Монте-Карло". В 1923-42 руководил студией в Нью-Йорке (в числе учеников - Ж. Берлин, П. Бауман, Л. Кёрстайн, Х. Тамирис).

ЛЕНЬЯНИ (Legnani) Пьерина (1863-1923), итальянская артистка. С 1892 ведущая солистка "Ла Скала". В 1893-1901 прима-балерина Мариинского театра (Петербург), где выступала в партии Сандрильоны ("Золушка" Шелля, балетм. М. И. Петипа, Э. Чеккетти, Л. И. Иванов). Была первой исполнительницей партии Одетты - Одиллии (1895, Мариинский театр, балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа). Исполняла ведущие роли в балетах Петипа: "Талисман" Дриго, "Испытания Дамиса" Глазунова, "Синяя борода" Шенка, "Привал кавалерии" Армсгеймера, "Прелестная жемчужина" Дриго, "Камарго" Минкуса и др. Среди др. ролей: Раймонда, Медора, Сванильда. В партиях Эммы ("Гарлемский тюльпан" Шелля, балетм. Петипа, Л. И. Иванов) и Одетты - Одиллии впервые в России выполнила 32 fouette. Л. - одна из последних представительниц виртуозного стиля, характерного для итал. школы 2-й пол. 19 в. Её танец отличался необычайно высокой техникой в ущерб актёрским задачам и одухотворённости создаваемых ею образов. Вернувшись на родину, оставила сценич. деятельность.

ИВАНОВ Лев Иванович , артист, балетмейстер...В 1882 назначен режиссёром петерб. балетной труппы, возобновлял старые спектакли и ставил танцы в операх. С 1885 второй балетмейстер театра... В 1887 пост. в традициях романтич. балета «Очарованный лес» Р. Е. Дриго и (совм. с Петипа) «Гарлемский тюльпан» Б. А. Шеля, в которых сочетал мотивы фантастики и фольклора. В Красном Селе (под Петербургом) показал балеты «Севильская красавица» (на сб. муз., 1888), «Шалость амура» (1890, перешёл затем на сцену Мариинского театра) и «Праздник лодочников» А. А. Фридмана (1891). В 1890 пост. «Половецкие пляски» для премьеры оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», в 1892 славянские танцы для 1-го и 2-го актов оперы-балета «Млада» Н. А. Римского-Корсакова. В 1892 пост. «Щелкунчик», где самобытно воплотил в танце поэзию зимней природы (танец снежных хлопьев). Задуманную И. пост. «Египетских ночей» А. С. Аренского осуществил М. М. Фокин. Б. В. Асафьев назвал И. Душой русского балета».

ШИРЯЕВ Александр Викторович , артист, педагог, балетмейстер. Засл. арт. Республики (1921). В 1877-81 исполнял роли детей в спектаклях Александрийского театра. С 1885, по окончании балетного отделения Петерб. театр. училища (педагоги Л. И. Иванов, М. И. Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин), в труппе Мариинского театра. Выдвинулся как характерный танцовщик в комедийных и гротесковых партиях. На премьере "Щелкунчика" (1892) исполнил партию Шута, проявив виртуозную акробатич. технику. Такой же характер имело исполнение партии Шута в балете "Млада" Минкуса. Актёрское дарование Ш. проявилось в ролях "злодеев" и комедийных: фея Карабос, Абдерахман; Марселина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Кассандр ("Арлекинада") и др. С 1896 Ш. фактически был помощником балетмейстера, в 1901, после смерти Л. И. Иванова, занял его место. Пост. балет "На перепутье" Армсгеймера (1904). В 1902 возглавил гастроли труппы рус. танцовщиков в Монте-Карло, затем неоднократно выступал как балетмейстер за рубежом. Гл. заслуга Ш. в истории рус. балета - создание класса характерного танца. В 1905 Ш. был уволен из театра, что вызвало протест балетной труппы Мариинского театра. Вернулся в театр только после Окт. революции. С 1918 вёл класс характерного танца в Ленингр. хореографич. училище (имя Ш. присвоено учебному театру этого училища).

ОБУХОВ Михаил Константинович , русский артист, педагог. С 1898, по окончании Петерб. театр. училища (ученик Э. Чеккетти), в Мариинском театре. Танцовщик академич. стиля, О. обладал виртуозной техникой. Среди партий: Зигфрид, Франц, Колен; Мутча ("Конёк-Горбунок"). С 1900 преподавал в Петерб. театр. училище. Среди его учеников: В. Ф. Нижинский, Г. А. Розай, В. А. Семёнов, А. Н. Обухов, П. Н. Владимиров.

ЧЕККЕТТИ (Cecchetti) Энрико (21.6.1850, Рим, - 12.11.1928, Милан), итальянский артист, балетмейстер, педагог. В 1887 гастролировал с собственной труппой в петербургском летнем театре "Аркадия", где были показаны балеты Ч.: "Сила любви", "Мечта художника" (по Ж. Перро), сокращённые версии балетов "Эксцельсиор" и "Сиэба" (пост. Манцотти). Как танцовщик с большим успехом выступил в балете "Гарлемский тюльпан" Шеля (балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа). В этом же году стал первым танцовщиком, с 1890 - балетмейстером и с 1892 - репетитором Мариинского театра. Ч. был танцовщиком-виртуозом, первым исполнителем партий: Голубая птица ("Спящая красавица", 1890), Бог ветра Вайю ("Талисман" Дриго, 1889). В 1892-1902 преподавал в Петерб. театр. училище (с 1893 - педагог мимики, с 1896 - классич. танца). Был постановщиком (совм. с Петипа и Ивановым) танцев 1-го и 3-го действий балета "Золушка" Шеля (1893, Мариинский театр). Из-за конфликта с дирекцией императорских театров уехал в Варшаву, где с 1902 руководил школой при варшавской Опере. В 1906 вернулся в Петербург, где открыл школу. В 1911-21 гл. педагог-репетитор Русского балета Дягилева, исполнял также мимич. роли: фея Карабос ("Спящая красавица"), Фокусник ("Петрушка"), Кащей ("Жар-птица"), Евнух ("Шехеразада") и др. Ч. был учителем А. П. Павловой, сопровождал её в турне по США (1913). В 1918 основал школу в Лондоне, в 1923 возвратился в Италию, открыл в 1925 школу в Милане. Последние выступления Ч. состоялись в 1922 в Лондоне (Русский балет Дягилева), в 1926 в Милане.

ИОГАНСОН Христиан Петрович , артист и педагог. По национальности швед. Хореографич. образование получил в Театр. училище Стокгольма. После дебюта в 1836 на сцене стокгольмского Королевского театра совершенствовался в Копенгагене у А. Бурнонвиля. С 1841 работал в Петербурге. Виртуозный классич. танцовщик и великолепный партнёр, И. отличался подчёркнутым изяществом манер и позировок. С кон. 40-х гг. стал исполнять и пантомимные роли, обнаружив незаурядное актёрское дарование (Пьер Гренгуар - "Эсмеральда", художник Сальватор Роза - "Катарина, дочь разбойника"). И. многое перенял из опыта рус. исполнителей и стал подлинно рус. художником. Был замечательным педагогом классического танца. Преподавал в Петерб. театр. училище с 1860 (официально с 1869). Среди учеников - П. А. Гердт, Н. Г. Легат, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина.

ДРИГО (Drigo) Риккардо (Ричард Евгеньевич) (30.6.1846, Падуя, - 1.10.1930, там же), композитор и дирижёр. По национальности итальянец. С 1878 дирижёр Итал. оперы в Петербурге, с 1886 дирижёр и композитор балета Мариинского театра. В России жил св. 40 лет. Участвовал в первых пост. в Петербурге балетов П. И. Чайковского ("Спящая красавица", 1890, балетм. М. И. Петипа, "Щелкунчик", 1892, балетм. Л. И. Иванов) и А. К. Глазунова ("Раймонда", 1898, балетм. Петипа). После смерти Чайковского Д. редактировал музыку "Лебединого озера" (совм. с М. И. Чайковским), инструментовал для петерб. пост. (1895) ряд фортепьянных пьес Чайковского, включённых в балет. Эта редакция балета получила всеобщее признание. Д. в своём творчестве испытал влияние Л. Делиба. Музыка лучших балетов Д. изящна, мелодична, удобна для танца. Особенно популярен его балет "Арлекинада" (1900, Эрмитажный театр, затем Мариинский театр, балетм. Петипа), ставящийся во мн. странах мира. Ему принадлежит музыка балетов "Очарованный лес" (1887, Мариинский театр, балетм. Л. И. Иванов), "Талисман" (1889, там же, балетм. Петипа), "Волшебная флейта" (1893, там же, балетм. Иванов), "Пробуждение Флоры" (1894, там же, балетм. Петипа), "Прелестная жемчужина" (1896, Большой театр, Москва, балетм. Петипа), "Роман розы и бабочки" ("Роман бутона розы", 1919, Мариинский театр, балетм. А. И. Чекрыгин), вставные номера к балетам др. авторов. В 1920 Д. возвратился в Италию.

Федор Шаляпин

Для самого Сергея Легата создание "Русского балета в карикатурах" оказалось одним из последних дел в жизни. Как вспоминает тот же Лешков: "М.М. Петипа женила его на себе, когда ему было 27, а ей 50 лет, когда она уже испытала все розы жизни. Очень красивая в молодости, блестящая характерная танцовщица, М.М. прожила бурную молодость, имела десяток любовников, до градоначальника Грессера включительно, а к старости держала Сергея Легата под своим «характерным» башмаком, а он подчинялся безропотно, как овца, но не выдержал и осенью этого памятного 1905 года, запершись в кабинете, перерезал себе горло бритвой с такой силой, что голова держалась лишь на позвонках. Дверь взломали и нашли его в луже крови мертвым. Эта жуткая трагедия облетела в какой-нибудь час весь город. Похороны его были торжественным и многолюдны… "
.

Он всю свою долгую жизнь в балете неизменно отстаивал принцип верности классическим традициям и внес огромный вклад в балетную педагогику - научил преподавать Агриппину Ваганову, а Ваганова - несколько поколений танцовщиц с мировой славой.

Николай Легат родился 15 (27) декабря 1869 года. Его дед, швед по национальности, был театральным машинистом. Мать, Мария Семеновна, урожденная Гранкен, и отец, Густав Иванович, – выпускники Петербургского театрального училища, они занимали ведущее положение в петербургской и московской труппах: мать как характерная танцовщица и пантомимная актриса, отец – как первый танцовщик и балетмейстер. Своих пятерых детей родители также отдали учиться балету.

Когда Николаю исполнилось восемь лет, он уже начал осваивать азы балетной техники под руководством отца, в то время преподавателя классического танца в Московском театральном училище (эти домашние уроки продолжались у Легата до двадцати лет).

В возрасте одиннадцати лет Николай Легат поступил в Петербургское хореографическое училище. Некоторое время спустя он стал любимым учеником Христиана Иогансона. Именно под его руководством Легат осознал, в чем состоит его призвание и чем является для него классический танец. Младший брат Николая, Сергей, тоже впоследствии занимался в классе Иогансона.

Их называли «братья-неразлучники» – разница в шесть лет их не смущала, они вместе занимались акробатикой, плаванЬем, греблей, борьбой, играли на балалайках в оркестре и рисовали. Особенно им удавались карикатуры – вся труппа попала «на карандаш». Братья Легаты вошли в историю балета как авторы альбома «Русский балет в карикатурах», изданного ими в 1903 году. В сущности, это были беззлобные шаржи, в которых чувствуется симпатия к портретируемым – особенно симпатичен Энрико Чекетти в образе зеленого кузнечика с крошечной скрипкой. Только одну карикатуру можно назвать злой – это «портрет» Матильды Кшесинской с козой.

Дебют Николая Легата в сольной партии Гения леса в па-д-аксьон балета Льва Иванова «Очарованный лес» состоялся на сцене Мариинского театра в 1887 году. Предвыпускной ученик блеснул в сложных силовых поддержках, что объяснялось хорошей атлетической подготовкой. В 1888 году он был принят в труппу Мариинского театра сразу корифеем.

Легат был невысок, коренаст, мускулист, и при этом балетные критики отмечали его изящество и техничность. Он был далек от идеала ведущего классического танцовщика, но сила и ловкость делали его великолепным партнером. Вот почему Легат получал одну за другой партии балетных героев, хотя они не очень соответствовали его внешним данным. К тому же солидный возраст бессменного премьера Павла Гердта и виртуозного солиста Энрико Чекетти вынуждал их отказываться от части репертуара; заменить их поручали молодому артисту.

В первых своих партиях он должен был именно блистать техникой, не обременяя себя актерским мастерством. Первую роль, в которой оно потребовалось, Легат получил только два года спустя – это был Оливье в балете «Калькабрино». Редкие выступления в образах романтических героев удачными не были – сама суть романтического героя не соответствовала индивидуальности исполнительского мастерства Николая Легата. Заменяя блистательного и красивого Гердта, Легат явно проигрывал на его фоне, как и на фоне своего необычайно одаренного младшего брата Сергея.

Наиболее удачными в исполнительском репертуаре Николая Легата были партии комедийного характера – Колен из «Тщетной предосторожности», Лука из «Волшебной флейты» и Базиль из «Дон Кихота». Но все же его драматическому дарованию суждено было раскрыться. Настоящим шедевром стала партия Гренгуара в балете «Эсмеральда». Первое исполнение в 1904 году разительно отличалось от новой версии, которую зрители увидели тремя годами позже. Легат будто преобразился, показав зрителям не только и не столько высочайшую степень владения классической техникой, но и глубину драматического проникновения в образ.

Мариус Петипа понемногу вводил Легата в сферу своей балетмейстерской деятельности, обратив внимание на первые попытки – в частности, для 25-летнего бенефиса Марии Петипа, гражданской жены Сергея Легата, Николай Легат сочинил и исполнек с Ольгой Преображенской «Вальс-каприз» Антона Рубинштейна, а для Матильды Кшесинской поставил па-де-де.

Одним из его первых хореографических опытов стала постановка танца эльфов из балета «Сон в летнюю ночь», премьера которой состоялась в 1901 году. Спустя некоторое время, в сентябре 1902 года, Николай Легат был назначен официальным помощником Мариуса Петипа в постановке балета «Дон Кихот». Однако помощник сразу проявил себя как талантливый и способный конкурент.

Пригласив в помощники младшего брата, Легат поставил балет «Фея кукол» в оформлении Льва Бакста, который публика сразу полюбила, и он много лет продержался на сцене. Премьера состоялась 16 февраля 1903 года.

В 1905 году произошло трагическое событие – Сергей Легат покончил с собой. Во время событий 1905 года была составлена петиция балетных актеров, под которой оба брата поставили свои подписи. Трагедия 9 января, расстрел мирной демонстрации взбудоражила артистов труппы. Однако Николай и Сергей Легаты в числе других членов балетной труппы вынуждены были снять свои подписи. Считается, что именно это событие спровоцировало вспышку душевной болезни у Сергея Легата, в результате которой он и совершил роковой шаг.

Вскоре после трагической смерти брата Николай Легат приказом от 25 ноября 1905 года был назначен вторым балетмейстером труппы, а поскольку место первого балетмейстера оставалось незанятым, то фактически он стал хозяином положения в театре. Легат стремился к тому, чтобы осуществить свои идеи на сцене, но сделать это было непросто: переворот, совершенный Фокиным в русском балете, сильно осложнял ситуацию, и приверженность Легата к классике выглядела пережитком прошлого.

Состоявшаяся в декабре 1906 года премьера балета «Кот в сапогах» стала первой самостоятельной работой Николая Легата. Постановка имела успех и отдаленно напоминала «Фею кукол», хотя, безусловно, не имела всех достоинств своей предшественницы. Однако жизнь этого балета была недолгой. Вторым крупным опытом и второй неудачей Легата-балетмейстера стал одноактный балет «Времена года». Третий спектакль, «Аленький цветочек», был нещадно изруган всеми – сторонники традиционализма обвиняли его в мнимом новаторстве, авангардисты – в отсутствии фантазии. То же произошло и с балетом «Талисман».

Борьба старого и нового в петербургском балете была в то время противостоянием двух балетмейстеров – Николая Легата и Михаила Фокина. У Фокина было гораздо больше сторонников, однако Легат имел и свое неоспоримое преимущество, а именно: поддержку Матильды Кшесинской, что в то время означало ни больше ни меньше как поддержку двора. Именно поэтому дирекция театра не могла даже речи вести о том, чтобы заменить Легата на посту театрального балетмейстера.

Последней крупной работой Легата в Мариинском театре стала постановка балета «Синяя борода», которую он подготовил специально к пятидесятилетнему юбилею Гердта. Постепенно Легат начинал тяготиться должностью главного балетмейстера, уступая свои позиции Фокину. В феврале 1914 года он был награжден званием заслуженного артиста императорских театров. Награждение было приурочено к двадцатипятилетию его сценической деятельности. Тем не менее контракт с ним продлен не был. С Мариинским театром пришлось распрощаться.

Тогда Легат всю свою энергию перенес на педагогическую деятельность. Опыт его в этой области был огромен. Находки отца, педагогов, с которыми Легат работал в училище, позднее дополнились уроками Христиана Иогансона в театре. Сам он сначала преподавал в театральном училище, затем вел класс усовершенствования в Мариинском театре. В числе учеников Легата были Кшесинская, Трефилова, Карсавина, Ваганова, Фокин, Седова, Нижинский, Лопухов. По его инициативе был впервые создан класс поддержки в Мариинской труппе, в котором он передавал собственный богатейший опыт дуэтного танца другим артистам.

В то время, когда внимание публики привлекали новаторы и авангардисты, Легат старался сохранить традиции балета и много работал над методикой преподавания классического танца и поддержки.

Вскоре после революционных событий Николай Легат оставил Петербург, переехав в Москву. Но здесь ему не удалось найти общего языка с «академистами» московской школы. Осенью 1922 года Николай Легат покинул родину, переселившись в Лондон, где в 1923 году открыл собственную балетную студию, а в 1925–1926 годах преподавал в дягилевской труппе, сменив на этом посту прославленного Энрико Чекетти. Во время одной из гастрольных поездок между Николаем Легатом и Сергеем Дягилевым произошел конфликт, в результате которого Легат был вынужден оставить труппу.

Студия, которую открыл в Лондоне Николай Легат, со временем переросла рамки простой лондонской балетной школы, став «академическим центром балетного мира». В нее съезжались танцовщики из разных стран. В разное время здесь совершенствовали свое мастерство Нинетт де Валуа, Марго Фонтейн и многие другие танцовщики с мировым именем.

Д. Трускиновская

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Основатель династии Легатов - Густав Иванович Легат - был технически очень сильным танцовщиком, прославившимся ярким исполнением характерных классических танцев. Всю свою жизнь он отдал балету, 12 лет выступал в Петербургской балетной труппе, и еще 6 лет в Большом театре в Москве, а затем стал известным балетмейстером и педагогом, и мать, Мария Семеновна, - выпускники Петербургского театрального училища; занимали ведущее положение в петербургской и московской труппах: мать как характерная танцовщица и пантомимная актриса, отец - как первый танцовщик и балетмейстер. Своих пятерых детей родители также отдали учиться балету. С 8-летнего возраста Легат занимался танцем с отцом, в то время преподавателем классического танца в Московском театральном училище.

«Два брата, Николай и Сергей Легаты, были первыми танцовщиками, -- вспоминает Тамара Карсавина, -- талантливые актеры, они прекрасно рисовали и выпустили свой альбом карикатур. Особенно язвительный был карандаш у Николая, и некоторые его неопубликованные карикатуры были крайне злыми, но он, как говорится, не любил «сор из избы выносить», за что его и уважали многие артисты. В перерывах между репетициями мы всегда усаживались в каком-нибудь дальнем уголке. Я очень подружилась с обоими братьями. Николай пользовался каждой свободной минутой, чтобы порисовать, а Сергей -- чтобы рассказать один из своих бесчисленных анекдотов». Амиргамзаева О.А., Усова Ю.В. "Самые знаменитые мастера балета России. - М.: Вече,2002. с.206.

Их называли «братья-неразлучники» -- разница в шесть лет их не смущала, они вместе занимались акробатикой, плаваньем, греблей, борьбой, играли на балалайках в оркестре и рисовали. Особенно им удавались карикатуры -- вся труппа попала «на карандаш». Братья Легаты вошли в историю балета как авторы альбома «Русский балет в карикатурах», изданного ими в 1903 году. В сущности, это были беззлобные шаржи, в которых чувствуется симпатия к портретируемым -- особенно симпатичен Энрико Чекетти в образе зеленого кузнечика с крошечной скрипкой. Только одну карикатуру можно назвать злой -- это «портрет» Матильды Кшесинской с козой.

1. Сергей Легат

Сергей Легат много сотрудничал со старшим братом, Николаем. В 1903 году они вместе поставили балет "Фея кукол” Байера, в том же году создали альбом "Русский балет в карикатурах”, представляющий собой серию рисованных карикатур на деятелей петербургского балета: Э. Чекетти, А.Я. Ваганову, М.К. Обухова, М.М. Петипа, А.В. Ширяева, Т. Карсавину, М.М. Фокина, М.Ф. Кшесинскую и многих других, включая самих себя.

О Сергее Легате говорили как об удивительном человеке, о его щедрой душе. Мера его таланта была неисчерпаема -- как и старший брат, Сергей был прекрасным музыкантом, художником и танцовщиком.

Окончив школу, через два года он уже был переведен из кордебалета в корифеи, а в возрасте двадцати трех лет репетировал в балетной труппе. Он работал в Мариинском театре почти одиннадцать лет, исполняя различные партии в постановках Мариуса Петипа.

Блистательные образы, созданные на сцене Сергеем Легатом -- Ацис («Ацис и Галатея»), Таор («Дочь фараона»), Люсьен («Пахита»), Жан де Бриен («Раймонда»), Люсьен («Пламя Парижа») и многие другие вызывали гораздо менее сдержанные отзывы в прессе, чем многие выступления его старшего брата.

2. Николай Легат

Николай Густавович Легат - значительная фигура в истории русского балета. Деятельность его многогранна: артист, педагог, балетмейстер, "главнокомандующий Петербургского балета", который всю свою долгую жизнь в балете неизменно отстаивал принцип верности классическим традициям, после ухода Мариуса Петипа став ревностным стражем балетных принципов старо петербургской школы. Его деятельность в сфере балета настолько значительна, что ее можно рассматривать в масштабах целого столетия - она повлияла на судьбу не только современного Легату балетного театра, но и на русский балет в целом. Амиргамзаева О.А. , Усова Ю.В. "Самые знаменитые мастера балета России. - М.: Вече,2002. с.203.

По окончании училища в 1888 году Николай был зачислен в труппу Мариинского театра и предстал перед искушенной петербургской публикой. Зрители увидели на сцене невысокого, коренастого танцовщика с большой головой и несколько грубоватыми чертами лица. Первый спектакль с его участием -- «Приказ короля» -- был показан 4 ноября 1888 года. Молодой артист подает надежды -- таков был вердикт балетной критики, которая отметила его изящество и неплохие задатки классической школы. Первые выступления Легата, проходящие под руководством Мариуса Петипа, носили чисто танцевальный характер с минимумом драматичности. Аполлон из балета «Весталка», Голубая птица из «Спящей красавицы», Зефир («Талисман»), Гений леса («Очарованный лес»), Феникс («Капризы бабочки) и некоторые другие малозначительные партии Легат исполнял с высокой степенью техничности. Через два года после вступления на сцену Николай Легат получил свою первую серьезную роль -- партию Оливье в балете «Калькабрино». В течение последующих сезонов ему доставались различные партии, рассчитанные прежде всего на его блестящие способности партнера, на технику, но никак не на драматический талант. Редкие выступления в образах романтических героев принимались в балетной среде более чем сдержанно. И это было неудивительно, потому что сама суть романтического героя не соответствовала индивидуальности исполнительского мастерства Николая Легата. Заменяя блистательного и красивого Гердта, Легат явно проигрывал на его фоне, как и на фоне своего необычайно одаренного младшего брата Сергея.

Наиболее удачными в исполнительском репертуаре Николая Легата были партии комедийного характера -- Колен из «Тщетной предосторожности», Лука из «Волшебной флейты» и Базиль из «Дон-Кихота». Но все же его драматическому дарованию суждено было раскрыться. Настоящим шедевром балетного мастерства Николая Легата стала партия Гренгуара в балете «Эсмеральда». Первое исполнение в 1904 году разительно отличалось от новой версии, которую зрители увидели тремя годами позже. Легат будто преобразился, показав зрителям не только и не столько высочайшую степень владения классической техникой, но и глубину драматического проникновения в образ. Партия Гренгуара стала вершиной исполнительского мастерства Николая Легата, которое было оценено по достоинству. Амиргамзаева О.А. , Усова Ю.В. "Самые знаменитые мастера балета России. - М.: Вече,2002.

Николай Легат преподавал в Петербургском театральном училище, проповедуя сугубо индивидуальный подход к каждому ученику. Преподавательская деятельность Николая Легата - одна из значительных страниц в истории русского балета. Двадцать лет в Петербургском хореографическом училище Легат неотступно следовал классическим традициям Иогансона.

«Легат был незаурядно талантливым человеком, стоявшим намного выше окружавших его людей. Он обладал особым талантом проникновения в образ», - так отзывался о Николае Легате Федор Лопухов, один из его учеников. Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. -М., 1966 г.

Николай Легат, занимаясь с учениками не забывал о своих упражнениях, он уединялся для того чтобы попрактиковаться и когда ему не удавалась позаниматься достаточно, расстраивался. Тамара Красавина в своем "Семейном альбоме" пишет: "Его уроки были прежде всего практическими. Не знаю, подвела меня здесь память или мое воспоминание в общем правильно, но из его уроков помню прежде всего enchainements, с многочисленными глубокими glissades и chasses, заканчивающиеся в pose fondue. В целом режим занятий был довольно сумбурным." Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XXв. Исторический альманах. Вып. 2/Под редакцией В.В. Иванова. М.: Эдиториал УРСС, 2000, с.12

Одним из его первых хореографических опытов Николая Легата стала постановка танца эльфов из балета «Сон в летнюю ночь», премьера которой состоялась в 1901 году. Спустя некоторое время, в сентябре 1902 года, Николай Легат был назначен официальным помощником Мариуса Петипа в постановке балета «Дон Кихот». Однако помощник сразу проявил себя как талантливый и способный конкурент.

Пригласив в помощники младшего брата, Легат поставил балет «Фея кукол», который публика сразу полюбила, и он много лет продержался на сцене. Премьера состоялась 16 февраля 1903 года.

Хореография была полна наивности, напоминающей о радостях детства, и в то же время остроумна. Основной номер, pas de trois Феи кукол с двумя Пьеро, содержал много смелых технических новинок, подчеркиваемых притворной неловкостью и чудесным бурлеском братьев Легат. Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XXв. Исторический альманах. Вып. 2/Под редакцией В.В. Иванова. М.: Эдиториал УРСС, 2000, с.13

В1905 году произошло трагическое событие -- Сергей Легат покончил с собой.

Вскоре после трагической смерти брата Николай Легат приказом от 25 ноября 1905 года был назначен вторым балетмейстером труппы, а поскольку место первого балетмейстера оставалось незанятым, то фактически он стал хозяином положения в театре. Легат стремился к тому, чтобы осуществить свои идеи на сцене, но сделать это было непросто: переворот, совершенный Фокиным в русском балете, сильно осложнял ситуацию, и приверженность Легата к классике выглядела пережитком прошлого.

Состоявшаяся в декабре 1906 года премьера балета «Кот в сапогах» стала первой самостоятельной работой Николая Легата. Постановка имела успех и отдаленно напоминала «Фею кукол», хотя, безусловно, не имела всех достоинств своей предшественницы. Однако жизнь этого балета была недолгой. Вторым крупным опытом и второй неудачей Легата-балетмейстера стал одноактный балет «Времена года». Третий спектакль, «Аленький цветочек», был нещадно изруган всеми -- сторонники традиционализма обвиняли его в мнимом новаторстве, авангардисты -- в отсутствии фантазии. То же произошло и с балетом «Талисман».

Борьба старого и нового в петербургском балете была в то время противостоянием двух балетмейстеров -- Николая Легата и Михаила Фокина. У Фокина было гораздо больше сторонников, однако Легат имел и свое неоспоримое преимущество, а именно: поддержку Матильды Кшесинской, что в то время означало ни больше ни меньше как поддержку двора. Именно поэтому дирекция театра не могла даже речи вести о том, чтобы заменить Легата на посту театрального балетмейстера.

Не отличаясь ни особой виртуозностью, ни блеском исполнения, Легат, однако, обладал природной грацией, естественностью, четкостью выполнения движений и классической простотой. Ярый противник танца, ради танца, он включился в борьбу с итальянцами за главенство русской школы балете. Бахрушин Ю.А. История русского балета. Издательство М.: "Просвещение". 1977г., с.207.

Легат стремился к тому, чтобы осуществить свои идеи на сцене, но сделать это было непросто: переворот, совершенный Фокиным в русском балете, сильно осложнял ситуацию, в рамках которой приверженность Легата к классике выглядела пережитком прошлого. Его первые постановки нельзя отнести к числу успешных, потому что в них он не проявил своей индивидуальности, а всего лишь повторил Мариуса Петипа.

Последней крупной работой Легата в Мариинском театре стала постановка балета «Синяя борода», которую он подготовил специально к пятидесятилетнему юбилею Гердта. Постепенно Легат начинал тяготиться должностью главного балетмейстера, уступая свои позиции Фокину. В феврале 1914 года он был награжден званием заслуженного артиста императорских театров. Награждение было приурочено к двадцатипятилетию его сценической деятельности. Тем не менее, контракт с ним продлен не был. С Мариинским театром пришлось распрощаться.

Тогда Легат всю свою энергию перенес на педагогическую деятельность. Опыт его в этой области был огромен. Находки отца, педагогов, с которыми Легат работал в училище, позднее дополнились уроками Христиана Иогансона в театре. Сам он сначала преподавал в театральном училище, затем вел класс усовершенствования в Мариинском театре. В числе учеников Легата были Кшесинская, Трефилова, Карсавина, Ваганова, Фокин, Седова, Нижинский, Лопухов.

3.Педагогическая деятельность Николая Легата

Преподавательская деятельность Николая Легата -- одна из значительных страниц в истории русского балета. Двадцать лет в Петербургском хореографическом училище Легат неотступно следовал классическим традициям Иогансона. Основным принципом его работы был индивидуальный подход к каждому танцовщику.

Н.Г. Легат - преемник иоганистических традиций, он обладал тонким педагогическим даром и сумел внедрить в учеников свои знания, передавать их дальше. Построение урока у Легата отличалось глубоким знанием. Легат менял свой урок ежедневно в связи с текущим заданием. Урок был задуман по определенному плану с начала до конца - как отражение продуманных уроков Чекетти. То, что делалось "у палки", подготовляло к тому, что будет делаться в адажио, а аллегро разрешало все это напряжение. Поэтому урок протекал легко, одно движение вызывало другое, и ученик не ощущал, что работает с большим мускульным напряжением, вкладывает много энергии. Никаких особых приемов для изучения туров, прыжков, заносок у Легата не было. Он постепенно подводил к движению.

Педагогическая практика Легата опиралась на русскую школу классического танца. Но он не оставил после себя зафиксированную на бумаге методику. Ф.В. Лопухов заметил: "Если бы Легат вел записи своих уроков, если бы он сумел рассказать, как подходить к ученикам, почему он требует от одного то, а от другого это, мы обладали бы сегодня неоценимым пособием для преподавания классического танца и воспитания талантливых артистов балета." Вестник МГУКИ 2010г. №6, с. 153.

«Он умел понять и видеть, что у занимающегося в его классе есть и что ему надо дать для совершенства. Чего другие достигали как педагоги в год, он делал в месяц. Он умел одним жестом показать, что нужно делать. Он как будто совсем не думал о том, что развивает мышцы, но от его замечаний, если им усердно следовали, развивалась именно та мышца, которая нужна данному актеру», - вспоминал Федор Лопухов. Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. -М., 1966 г.

«Когда Легат приходил на урок, он сразу располагал учеников к занятиям всем своим существом, улыбкой, шуткой. Легат не усугублял напряжения, не подчеркивал трудностей, а, наоборот, создавал настроение легкости», - делился своими воспоминаниями Борис Шавров. Борис Шавров "Музыка хореография современного балета". Ленинград 1974г. Выпуск 2.

В основе работы Легата лежала тонкая работа с методиками русских, французских, и итальянских мастеров. Все комбинации стоились очень просто. Небольшим было и количество па. сложность заключалось в том, что все прыжки и вращения выполнялись "в обе стороны". Сначала комплекс движений выполнялся с правой ноги, а затем с левой. Продуманность работы в классе сказывалась на танце учеников: формировала аккуратность позиций, строгость поз, чистоту связующих па.

У Легата учились Кшесинская, Трефилова, Карсавина, Ваганова, Седова, Фокин, Нижинский и другие мастера русской сцены.

Николай совместно с братом часто экспериментировали с поддержками, так "подопытным кроликом" стала балерина Лидия Нестеровская. Тамара Карсавина вспоминает: "Один из таких экспериментов чуть было не привел к катастрофе. Я видела, как они упражняются с "летящей балериной". Легаты, без сомнения ободренные успехом их первой попытки, начали расходиться на более дальнее расстояние. В конце концов они не рассчитали, и балерина растянулась на полу. К счастью, исход не был роковым, но в результате этого несчастного случая Нестеровская потерпела серьезные внутренние травмы. Без сомнения, Легаты расширили масштаб работы и трио." Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XXв. Исторический альманах. Вып. 2/Под редакцией В.В. Иванова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. с 12.

По его инициативе был впервые создан "класс поддержки" в Мариинской труппе, в котором он передавал собственный богатейший опыт дуэтного танца другим артистам. В то время, когда внимание публики привлекали новаторы и авангардисты, Легат старался сохранить традиции балета и много работал над методикой преподавания классического танца и поддержки.

Анализ и систематизация приемов дуэтного танца оказались важны в пору отрицания старых форм. Нововведенная дисциплина помогала отбирать, формировать и закреплять эти приемы. В.М. Красовская "История русского балета" 3-е изд., стер.- СПБ.: Издательство "Планета музыки"; Издательство "Лань", 2010г. с. 240.

Вскоре после революционных событий Николай Легат оставил Петербург, переехав в Москву. Но здесь ему не удалось найти общего языка с «академистами» московской школы. Осенью 1922 года Николай Легат покинул родину, переселившись в Лондон, где в 1923 году открыл собственную балетную студию, а в 1925--1926 годах преподавал в Дягилевской труппе, сменив на этом посту прославленного Энрико Чекетти. Во время одной из гастрольных поездок между Николаем Легатом и Сергеем Дягилевым произошел конфликт, в результате которого Легат был вынужден оставить труппу.

Студия, которую открыл в Лондоне Николай Легат, со временем переросла рамки простой лондонской балетной школы, став «академическим центром балетного мира». В нее съезжались танцовщики из разных стран. В разное время здесь совершенствовали свое мастерство Нинетт де Валуа, Марго Фонтейн и многие другие танцовщики с мировым именем.

Заключение

легат хореография балетный танец

Историческая роль блюстителей наследия заключалась в том, что они сохраняли основу основ - классический танец для тех, кто найдет ему применение в русле творческих идей завтрашнего дня. В.М. Красовская "История русского балета" 3-е изд., стер.- СПБ.: Издательство "Планета музыки"; Издательство "Лань", 2010г. с. 240.

Именно потому Легат принес особую пользу как учитель нескольких поколений танцовщиц и танцовщиков. Именно в его классе сохранилось то, что отрицала тогдашняя сценическая практика.

Его деятельность - важное звено в цепи предшественников русской школы классического танца настоящего времени. В педагогике Легата превалировал не стихийный талант "ваятеля" балетных артистов, но труд педагога, осмысливающего накопленное коллегами, учителями, а также свой личный опыт танцовщика.

Сила Легата как педагога была том, что он понимал важность овладения азбукой искусства. Поэтому его поиски были направлены на выработку техники танца, а также приемов самого обучения. Вестник МГУКИ 2010г. №6, с. 153.

Балетную династию Легатов в XX веке продолжила Татьяна Николаевна Легат, внучка Николая Легата. Заслуженная артистка РСФСР, она более тридцати лет выступала в Ленинградском Кировском театре, была первой исполнительницей многих балетных партий. В 1979-1985 годах она была педагогом-репетитором театра имени Кирова, а в 1985-1990 годах - театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, где проявила себя как талантливый балетмейстер. С 1992 года работает за рубежом, в Лондоне, Бостоне.

Список используемой литературы

1. Амиргамзаева О.А., Усова Ю.В. "Самые знаменитые мастера балета России. - М.: Вече,2002.

2. Бахрушин Ю.А. История русского балета. Издательство М.: "Просвещение". 1977г.

3. Борис Шавров "Музыка хореография современного балета". Ленинград 1974г. Выпуск 2.

4. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987.

5. Вестник МГУКИ 2010г. №6

6. Красовская В.М. "История русского балета" 3-е изд., стер.- СПБ.: Издательство "Планета музыки"; Издательство "Лань", 2010г.

7. Кшесинская М., Воспоминания.-М:.1992 г.

8. Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. -М., 1966 г.

9. "Музыка хореография современного балета". Ленинград 1974г. Выпуск 2.

10. Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XXв. Исторический альманах. Вып. 2/Под редакцией В.В. Иванова. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

11. Театральный Ленинград, 1960 №5.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Успех первого "русского сезона" группы артистов балета императорских театров Петербурга и Москвы в мае 1909 г. Балетные постановки Фокина в Мариинском театре. Создание им абсолютно нового вида спектакля, новые подходы к постановке классического танца.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2016

    Танцевальные движения в классическом танце. Творческая биография Леонида Михайловича Лавровского. Специфические особенности стиля советских балетмейстеров. Хронология получения призов, наград и сталинских премий за постановку балетных спектаклей.

    реферат , добавлен 07.12.2012

    История русского изобразительного искусства. Передача изысканных жестов и поз натурщиков. Творчество братьев Никитиных, Ф. Черкасова, М. Захарова. Вклад в развитие портретной живописи художников-передвижников Василия Перова, Ивана Крамского, Николая Ге.

    презентация , добавлен 19.12.2013

    История возникновения классического танца. Методы преподавания, структура занятий. Выработка осанки и устойчивости. Проверка музыкальности, ритмичности, координации движений. Правила выполнения preparation у станка. Анализ исполнения и исправление ошибок.

    дипломная работа , добавлен 18.05.2015

    Зарождение и расцвет искусства хореографии. Создание академии танца во Франции. Становление танцевальной культуры в России. Балетное искусство как самостоятельная отрасль. Техника классического танца, его влияние на развитие детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2014

    Краткий очерк жизни и творческий путь А.Я. Вагановой как первого профессора в сфере хореографии. "Основы классического танца" как итог педагогической ее деятельности. Открытие Академии Русского балета, создание системы обучения и ее современность.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2015

    Русский танец как историческое явление. Национальные истоки танцев славян. Влияние прикладных искусств на возникновение и развитие славянской хореографии. Богатство форм русской хореографии. Специфические особенности русского народного танца Сибири.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Анализ творческого наследия Николая Павловича Акимова как художника, мастера театрально-декорационного искусства, в частности театральных афиш. Его деятельность в качестве режиссера и постановщика спектаклей. Принципы деятельности Акимова-плакатиста.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2014

    История всемирной классической хореографии. Открытие Королевской Академии танца и создание балетных реформ. Развитие балетной школы России начиная с Юрия Григоровича до сегодняшних дней. Мариус Иванович Петипа: его постановки в тандеме с Чайковским.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Жизнь и творчество Виктора и Аполлинария Васнецовых. Влияние художника Николая Александровича Чернышева. Организационная деятельность братьев Васнецовых в Вятке. Участие в 1910 году в хлопотах по созданию в Вятке Художественно-исторического музея.

ЛЕГАТ НИКОЛАЙ ГУСТАВОВИЧ

Легат, Николай Густавович - артист и балетмейстер петроградской Императорской балетной труппы. Родился в 1869 г. Дебютировал в Мариинском театре в 1888 г.; участвовал с тех пор в качестве протагониста во всех почти пьесах балетного репертуара. Начиная с 1904 г., сочинил и поставил ряд балетов ("Фею кукол", совместно с братом Сергеем; "Времена года", "Аленький цветочек"), возобновил балет "Талисман"; ему же принадлежит множество вставных номеров, включенных в старые балеты. Как балетмейстер, Легат является продолжателем Мариуса Петипа, сторонником и знатоком так называемого "классического танца"; как исполнитель, отличается скорее грацией и чутьем стиля, нежели виртуозным блеском; как преподаватель танцев, оказал большое влияние на всех выдающихся современных балерин и танцовщиков. Он покинул казенную сцену в 1914 г.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛЕГАТ НИКОЛАЙ ГУСТАВОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛЕГАТ в Однотомном большом юридическом словаре:
    (лат. legatum) 1) (папский, апостолический) представитель римско-католической церкви (города-государства ватикан) в других странах. различают л. с временной, чрезвычайной и …
  • ЛЕГАТ в Словаре экономических терминов:
    (лат. legatus) - 1) папский, апостолический - официальный представитель римско-католической церкви в других странах. Правовой статус Л. определяется нормами дипломатического …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • ЛЕГАТ в Словаре военно-исторических терминов:
    (лат. legatus, legatus legionis) - римский офицер командир …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • НИКОЛАЙ
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • ЛЕГАТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (лат. legatus) 1) в Др. Риме назначавшийся сенатом посол или уполномоченный. 2) Легат папский - титул высших дипломатических представителей Ватикана. …
  • ЛЕГАТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (лат. legatus - посол, от lego - посылаю), 1) в Древнем Риме назначаемый сенатом посол или уполномоченный, выполнявший политическое поручение. …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • ЛЕГАТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • НИКОЛАЙ
  • ЛЕГАТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • ЛЕГАТ в Энциклопедическом словарике:
    (от латинского legatus), 1) в Древнем Риме назначавшийся сенатом посол или уполномоченный. 2) Легат папский - титул высших дипломатических представителей …
  • ЛЕГАТ в Энциклопедическом словарике:
    I а, м., одуш. 1. ист. У древних римлян: посол, выполняющий политические поручения. | В период поздней респуб-лики л. являлся …
  • ЛЕГАТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. В Древнем Риме: посол, а также наместник императора в провинции. 2. В католической церкви: дипломатический представитель …
  • НИКОЛАЙ
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • ЛЕГАТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕЃАТ Ник. Густавович (1869-1937), артист балета, педагог, балетмейстер. В 1888-1914 в Мариинском т-ре (С.-Петербург). Ведущий танцовщик Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире …
  • ЛЕГАТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕЃАТ (лат. legatus), в Др. Риме назначавшийся сенатом посол или уполномоченный. Л. папский - титул высш. дипл. представителей Ватикана. Завещательный …
  • ЛЕГАТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ЛЕГАТ в Словаре Кольера:
    (лат. legare - посылать), в Римской республике, посланник сената. Позднее так называли императорского наместника в римской провинции. В каноническом праве …
  • ЛЕГАТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    лега"т, лега"ты, лега"та, лега"тов, лега"ту, лега"там, лега"та, лега"тов, лега"том, лега"тами, лега"те, …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • ЛЕГАТ в Новом словаре иностранных слов:
    I. (лат. legatus посол) 1) у древних римлян - посол, выполняющий политические поручения; в период республики - помощник полководца …
  • НИКОЛАЙ
    имя, …
  • ЛЕГАТ в словаре Синонимов русского языка:
    наместник, посол, …

Николай Густавович Легат - значительная фигура в истории русского балета. Деятельность его многогранна: артист, педагог, балетмейстер, "главнокомандующий Петербургского балета", который всю свою долгую жизнь в балете неизменно отстаивал принцип верности классическим традициям, после ухода Мариуса Петипа став ревностным стражем балетных принципов старо петербургской школы. Его деятельность в сфере балета настолько значительна, что ее можно рассматривать в масштабах целого столетия - она повлияла на судьбу не только современного Легату балетного театра, но и на русский балет в целом. Амиргамзаева О.А. , Усова Ю.В. "Самые знаменитые мастера балета России. - М.: Вече,2002. с.203.

По окончании училища в 1888 году Николай был зачислен в труппу Мариинского театра и предстал перед искушенной петербургской публикой. Зрители увидели на сцене невысокого, коренастого танцовщика с большой головой и несколько грубоватыми чертами лица. Первый спектакль с его участием -- «Приказ короля» -- был показан 4 ноября 1888 года. Молодой артист подает надежды -- таков был вердикт балетной критики, которая отметила его изящество и неплохие задатки классической школы. Первые выступления Легата, проходящие под руководством Мариуса Петипа, носили чисто танцевальный характер с минимумом драматичности. Аполлон из балета «Весталка», Голубая птица из «Спящей красавицы», Зефир («Талисман»), Гений леса («Очарованный лес»), Феникс («Капризы бабочки) и некоторые другие малозначительные партии Легат исполнял с высокой степенью техничности. Через два года после вступления на сцену Николай Легат получил свою первую серьезную роль -- партию Оливье в балете «Калькабрино». В течение последующих сезонов ему доставались различные партии, рассчитанные прежде всего на его блестящие способности партнера, на технику, но никак не на драматический талант. Редкие выступления в образах романтических героев принимались в балетной среде более чем сдержанно. И это было неудивительно, потому что сама суть романтического героя не соответствовала индивидуальности исполнительского мастерства Николая Легата. Заменяя блистательного и красивого Гердта, Легат явно проигрывал на его фоне, как и на фоне своего необычайно одаренного младшего брата Сергея.

Наиболее удачными в исполнительском репертуаре Николая Легата были партии комедийного характера -- Колен из «Тщетной предосторожности», Лука из «Волшебной флейты» и Базиль из «Дон-Кихота». Но все же его драматическому дарованию суждено было раскрыться. Настоящим шедевром балетного мастерства Николая Легата стала партия Гренгуара в балете «Эсмеральда». Первое исполнение в 1904 году разительно отличалось от новой версии, которую зрители увидели тремя годами позже. Легат будто преобразился, показав зрителям не только и не столько высочайшую степень владения классической техникой, но и глубину драматического проникновения в образ. Партия Гренгуара стала вершиной исполнительского мастерства Николая Легата, которое было оценено по достоинству. Амиргамзаева О.А. , Усова Ю.В. "Самые знаменитые мастера балета России. - М.: Вече,2002.

Николай Легат преподавал в Петербургском театральном училище, проповедуя сугубо индивидуальный подход к каждому ученику. Преподавательская деятельность Николая Легата - одна из значительных страниц в истории русского балета. Двадцать лет в Петербургском хореографическом училище Легат неотступно следовал классическим традициям Иогансона.

«Легат был незаурядно талантливым человеком, стоявшим намного выше окружавших его людей. Он обладал особым талантом проникновения в образ», - так отзывался о Николае Легате Федор Лопухов, один из его учеников. Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. -М., 1966 г.

Николай Легат, занимаясь с учениками не забывал о своих упражнениях, он уединялся для того чтобы попрактиковаться и когда ему не удавалась позаниматься достаточно, расстраивался. Тамара Красавина в своем "Семейном альбоме" пишет: "Его уроки были прежде всего практическими. Не знаю, подвела меня здесь память или мое воспоминание в общем правильно, но из его уроков помню прежде всего enchainements, с многочисленными глубокими glissades и chasses, заканчивающиеся в pose fondue. В целом режим занятий был довольно сумбурным." Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XXв. Исторический альманах. Вып. 2/Под редакцией В.В. Иванова. М.: Эдиториал УРСС, 2000, с.12

Одним из его первых хореографических опытов Николая Легата стала постановка танца эльфов из балета «Сон в летнюю ночь», премьера которой состоялась в 1901 году. Спустя некоторое время, в сентябре 1902 года, Николай Легат был назначен официальным помощником Мариуса Петипа в постановке балета «Дон Кихот». Однако помощник сразу проявил себя как талантливый и способный конкурент.

Пригласив в помощники младшего брата, Легат поставил балет «Фея кукол», который публика сразу полюбила, и он много лет продержался на сцене. Премьера состоялась 16 февраля 1903 года.

Хореография была полна наивности, напоминающей о радостях детства, и в то же время остроумна. Основной номер, pas de trois Феи кукол с двумя Пьеро, содержал много смелых технических новинок, подчеркиваемых притворной неловкостью и чудесным бурлеском братьев Легат. Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XXв. Исторический альманах. Вып. 2/Под редакцией В.В. Иванова. М.: Эдиториал УРСС, 2000, с.13

В1905 году произошло трагическое событие -- Сергей Легат покончил с собой.

Вскоре после трагической смерти брата Николай Легат приказом от 25 ноября 1905 года был назначен вторым балетмейстером труппы, а поскольку место первого балетмейстера оставалось незанятым, то фактически он стал хозяином положения в театре. Легат стремился к тому, чтобы осуществить свои идеи на сцене, но сделать это было непросто: переворот, совершенный Фокиным в русском балете, сильно осложнял ситуацию, и приверженность Легата к классике выглядела пережитком прошлого.

Состоявшаяся в декабре 1906 года премьера балета «Кот в сапогах» стала первой самостоятельной работой Николая Легата. Постановка имела успех и отдаленно напоминала «Фею кукол», хотя, безусловно, не имела всех достоинств своей предшественницы. Однако жизнь этого балета была недолгой. Вторым крупным опытом и второй неудачей Легата-балетмейстера стал одноактный балет «Времена года». Третий спектакль, «Аленький цветочек», был нещадно изруган всеми -- сторонники традиционализма обвиняли его в мнимом новаторстве, авангардисты -- в отсутствии фантазии. То же произошло и с балетом «Талисман».

Борьба старого и нового в петербургском балете была в то время противостоянием двух балетмейстеров -- Николая Легата и Михаила Фокина. У Фокина было гораздо больше сторонников, однако Легат имел и свое неоспоримое преимущество, а именно: поддержку Матильды Кшесинской, что в то время означало ни больше ни меньше как поддержку двора. Именно поэтому дирекция театра не могла даже речи вести о том, чтобы заменить Легата на посту театрального балетмейстера.

Не отличаясь ни особой виртуозностью, ни блеском исполнения, Легат, однако, обладал природной грацией, естественностью, четкостью выполнения движений и классической простотой. Ярый противник танца, ради танца, он включился в борьбу с итальянцами за главенство русской школы балете. Бахрушин Ю.А. История русского балета. Издательство М.: "Просвещение". 1977г., с.207.

Легат стремился к тому, чтобы осуществить свои идеи на сцене, но сделать это было непросто: переворот, совершенный Фокиным в русском балете, сильно осложнял ситуацию, в рамках которой приверженность Легата к классике выглядела пережитком прошлого. Его первые постановки нельзя отнести к числу успешных, потому что в них он не проявил своей индивидуальности, а всего лишь повторил Мариуса Петипа.

Последней крупной работой Легата в Мариинском театре стала постановка балета «Синяя борода», которую он подготовил специально к пятидесятилетнему юбилею Гердта. Постепенно Легат начинал тяготиться должностью главного балетмейстера, уступая свои позиции Фокину. В феврале 1914 года он был награжден званием заслуженного артиста императорских театров. Награждение было приурочено к двадцатипятилетию его сценической деятельности. Тем не менее, контракт с ним продлен не был. С Мариинским театром пришлось распрощаться.

Тогда Легат всю свою энергию перенес на педагогическую деятельность. Опыт его в этой области был огромен. Находки отца, педагогов, с которыми Легат работал в училище, позднее дополнились уроками Христиана Иогансона в театре. Сам он сначала преподавал в театральном училище, затем вел класс усовершенствования в Мариинском театре. В числе учеников Легата были Кшесинская, Трефилова, Карсавина, Ваганова, Фокин, Седова, Нижинский, Лопухов.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: