Метание ножей. Основные способы и стойки. Техника метания ножей. Как научиться метать нож

Техника метания ножей только на первый взгляд сложная, но прочитав эту статью целиком, вы поймете что это совсем не так. И так, перейдем от слова к делу и разберем всё по порядку.

Рассмотрим самые известные приемы метания.

Сверху

  1. Встаньте левой стороной к мишени.
  2. Поставьте ноги на ширину плеч, держа нож в правой руке.
  3. Левая рука выпрямлена в сторону объекта.
  4. Замахнувшись правой рукой, держите нож чуть выше головы или на ее уровне. Важно: держать клинок на одной оси с предплечьем, зафиксировав лучезапястный сустав. При невыполнении этого требования нож будет хаотично вращаться.
  5. Затем мощным взмахом кидаем оружие в мишень (плечи расположены перпендикулярно линии полета, толчок – правой ногой.) Метание производится на выдохе.

Для развития навыков метания необходимо «пристреляться».

Безоборотное (волновое)

При этом способе метания основную роль играет движение кисти и бедер, т.к. используется принцип волнового движения. Этот метод можно использовать и при поврежденной руке, рука абсолютно не травмируется. При захвате ножа за ручку, метание осуществляется без оборота. Вполоборота — в случае хвата оружия за лезвие. Поражающая способность при этом очень высока!

Привязка к дальности в волновой метательной технике не важна. На расстояние 15-20 метров нож кидается вполоборота, без оборота – до 10 метров. В полете клинок поражает все, что находится на его траектории. Вообще эта техника у меня почему то ассоциируется с .
Существует несколько основных параметров метания: тип, замах, расстояние до мишени. А самое главное – вид ножа.

Как метать

Если Вы не хотите тратить около шести тысяч рублей на метательный нож, а просто решили метнуть обычный перочинный или кухонный, то этот способ метания подойдет Вам более всего.

  1. Поверните влево вытянутую перед собой ладонь правой руки.
  2. Положите нож на ребро ладони рукояткой от себя.
  3. Определите точку равновесия клинка (в точке соединения рукоятки с лезвием), осторожно схватите нож за лезвие (так же как он был в уравновешенном состоянии).
  4. Сделайте замах. Нож должен сделать полукруг (лезвие поворачивается в сторону объекта для метания).
  5. Дистанция при этом методе метания невелика и зависит от приложенной Вами силы. При сильном замахе нож летит дальше и не переворачивается.

Немного потренировавшись вы «почувствуете» нож и освоите этот простой способ метания.

Осторожно!

Самое главное помните – любой клинок опасен, особенно при метании! Выберите безопасное для себя и окружающих место для метания!

О том как метать ножи Вам рассказал мужской блог Mensclubonline, тренируйтесь и помните предыдущее предупреждение!

Впереди еще много интересного!

Мутная волна перестройки, да и после перестроечный период, негативнейшим образом отразились на политической и общественной жизни России, особенно это ударило по состоянию и положению армии. Правящая верхушка всегда боялась подготовленной армии, продолжается это и сейчас. Еще с середины сороковых годов армию практически ничему не обучали кроме трех упражнений: «шагистика, метла и лопата». Как у плохого хозяина - «как на охоту ехать, так собак кормить» - наша армия обучалась, как правило, только в экстремальных условиях, что приводило к колоссальным потерям, которых могло бы и не быть.

Ножи Форма, заточи*, размеры, сталь, балансировка, вес

*заточи - система заточки ножей и другого холодного оружия.

Перекопав и изучив массу литературы по холодному оружию, я ни в одном источнике не нашел материала, правильно или грамотно, а, вернее, профессионально, освещающего раздел «метание ножей». Немногочисленные авторы по-дилетантски пытались раскрыть эту тему. В книгах Виктора Попенко и Анатолия Тараса была показана масса ножей, формы которых пришли к нам из далекой древности и, естественно, от разных народов. Всели эти ножи пригодны для метания, очень сомневаюсь, но я далек от мысли обидеть упомянутых авторов, очевидно, это произошло в силу каких-то объективных причин. Едва ли вышеуказанные авторы видели, как это делается, и думаю, что они не пробовали делать это сами, хотя при определенном желании и навыке, как я сам убедился в прошлом, любой предмет в руке профессионала может стать грозным оружием (ножи, пластины, иголки, топоры, обыкновенные тарелки и даже шляпы).

Но все-таки у меня есть желание перейти к тому, что я видел, испытал сам, что умею и чему могу научить.

Форма ножа

За долгие 30 лет, стоя у руководства Школой боевых искусств СЭН"Э (путь жизни, дорога жизни, дело всей жизни), мне пришлось перепробовать и позаниматься со многими видами оружия, в том числе и метательными. Как-то так само собой получилось, но скорее под воздействием А. А. Харлампиева, что за эти годы у меня выработалась своя методика владения ножом, ее каноны. Форма должна быть крайне утилитарна и функциональна. То есть только так и никак иначе. Опираясь на опыт Учителя, и далее на свой личный, я пришел к выводу, что метательный предмет, а именно нож, должен напоминать силуэт плывущей акулы (рис. 1). Такой нож не только удобно метать, но им также удобно работать в ближнем бою и фехтовать на дальней дистанции.

Рис. 1

Единственно, чем нож «плывущая акула» отличается от ножей последующих форм, так это тем, что нижний режущий край более полого заточен относительно верхнего, напоминая в профиль переход от верхней челюсти у акулы к нижней.

Как ни странно, но оказалось трудным заказать ножи такой формы даже в «оборонке», так как токари и фрезеровщики, потеряв квалификацию за годы перестройки в изготовлении холодного оружия, никак не могли понять, чего я от них хочу. Тогда я еще более упростил форму ножа, и сама рабочая часть, та, что входит в мишень, а в бою в тело противника, стала напоминать пулю. И вообще нож в профиль напоминал большую пулю, так как был обтекаем, удобен и не имел ничего лишнего.

Рис. 2. Размеры ножа.

Выработались также два размера ножа, так сказать, две его длины: одна - 25 см = 250 мм, другая - 30 см = 300 мм (рис. 2). Но у себя в Школе мы как-то больше привыкли к первому размеру. Итак, поскольку мы уже определились, какой формы должен быть метательный нож, то назовем и остальные его параметры. Длина = 250 мм, ручка = 100 мм, лезвие = 150 мм, т. е. лезвие полторы длины ручки, ширина = 25-28 мм. При изготовлении толщина заготовки должна быть от 2,2 мм до 2,5 мм. Толщина накладок ручки по 2 мм. Заклепок, держащих ручку с каждой стороны, можно делать 3, но обычно делается по 2 заклепки. Ширина заклепки - 5 мм.

Сталь На заготовку идет сталь 4x13 55 ед. жесткости по шкале Роквелла. Если взять 60 ед. жесткости, то при обучении нож, попадая в стенд плашмя, будет ломаться, т. к. сталь практически будет хирургической, а при 50 ед. жесткости нож, попадая в стенд, будет сильно гнуться. Взята середина шкалы. Если нет вышеуказанной стали, можно брать рессорную сталь от автомобиля ГАЗ-21 и клапанную сталь от автомобильного двигателя.

Заточи

Сама заготовка ножа должна фрезероваться или затачиваться таким образом, чтобы режущая часть ножа была только с одной стороны. Заточи самой режущей кромки могут быть четырех видов, как показано на рис. 3.

Рис. 3. Нож в разрезе

Заточ заготовки производится по середине длины ножа и проходит от жала ножа до начала рукоятки (рис. 3в). Делать заточ нужно, естественно, 150 мм в длину, совершенно не затрагивая ту часть, которая будет рукояткой. В противном случае это сильно отразится на балансировке ножа.

Итак, заточи могут быть двусторонние, со скосом в одну сторону и полусферой. Что же лучше? Опыт показывает, что если нужно высокоточное попадание в цель, то используется нож с двусторонним заточем. После изготовления заготовки переходим к рукоятке.

Рукоятка должна состоять из двух отдельных накладок из дюралюминия. Другие материалы - винипласт, дерево, резина быстро приходят в негодность от нечаянных попаданий ножом в нож и от ударов о стенд и пол. Часть ножа, предназначенная для рукоятки, не фрезеруется. В ней сверлятся два отверстия по 5 мм под две заклепки из быстрорежущей стали, которая хорошо обрабатывается и отлично держит. Оба отверстия под заклепки сверлятся в 20 мм от конца рукоятки от лезвия ножа. Причем обе накладки рукоятки у ближней заклепки стачиваются наискось (рис. 4) к лезвию, чтобы рука метателя не встречала никаких углов и плоскостных перепадов при отпуске ножа в броске.

Рис. 4

Вес ножа и балансировка

Вес ножа должен быть 200 г. Его балансировка проверяется таким образом: в то место, где рукоятка начинается от лезвия, ставится указательный палец, скажем, правой руки, а указательный палец левой руки слегка удерживает нож в горизонтальном положении у жала. При отпускании пальца левой руки рукоятка ножа, как бы задержавшись, ровно и безусловно должна потянуть нож к полу (рис. 5). Если рукоятка ножа будет значительно тяжелее лезвия, то нож тут же упадет на пол в сторону рукоятки. Поэтому такую рукоятку просто необходимо облегчить.

Рис. 5

Несколько слов о наших армейских ножах Кинжальный прямой штык от автомата АКМ с ложбинкой для кровостока для метания был бы удобен, если бы не имел кольца для насадки на ствол и чрезмерно загнутого и утяжеленного конца ручки. Когда я снимал все эти причиндалы, то прекрасно пользовался этим штыком, как это было, например, на съемках фильма «В зоне особого внимания». Штык, напоминающий финку от автомата АК, еще труднее использовать, т. к. жало смещено в сторону, а рукоятка очень тяжелая, со многими изгибами и углами. Мешает также односторонняя пила, которой можно поранить руку. Надо быть хорошо подготовленным бойцом, чтобы иметь определенный результат при бросках такого штыка. Но в общем его можно использовать для армии. Расстояние должно быть 4,5-5,5 м, в зависимости от роста бойца и длины его руки. Есть еще армейский кинжальный штык с ромбовидным заточем с обеих сторон лезвия, но с таким же недостатком - у него тоже неудобная ручка. Одним словом, наши отечественные штыки за ручку не кинешь. Очевидно, ученые из Министерства Обороны экспериментировали с этими ножами в кабинетах. Цвет метательного ножа должен быть черным, чтобы практически не был виден в руке, и тем более в полете.

Площадки и стенды для метания ножей (специальные устройства)

Обучение метанию ножей проводится как на открытых площадках, так и в помещениях. Для этого нужно очистить от разного мусора небольшой участок в лесу или в саду, равный, примерно, 10х4 м, утрамбовать площадку, слегка посыпать песком и поставить стенды так, чтобы возле них или за ними было исключено появление людей. Площадку надо разметить на специальные дистанции (о них я буду говорить в следующей главе). В одном конце площадки будет стоять стенд, в другом - стол или лавка для метательных ножей (рис. 6).

Рис. 6. Открытый участок

В процессе обучения есть опасность разлетания и разбрасывания ножей по площадке и за площадку, поэтому стенд просто необходимо огородить мелкой сеткой или деревянными щитами. На землю возле стенда нужно насыпать побольше песку или положить резиновые дорожки. Это сохранит ножи от возможных поломок при ударах о землю, а ученику не придется бегать за стенд искать улетевшие туда ножи. В помещении для этих же упражнений площадка должна быть точно такой же, но больше внимания следует уделить звукоизоляции, для чего стенд нужно окружить войлочными листами или резиновыми дорожками. Если же в помещении, где проводится метание, есть окна, то их следует загородить мелкой сеткой (рис. 7).

Рис. 7. Помещение (вид сверху)

Стенды должны быть хорошо освещены: над ними или сбоку должны находиться лампочки, загороженные чехлами, так как при подготовке метателя будут упражнения в полумраке и в полной темноте на вспышку света. Все разговоры о том, что площадка для метания ножей должна быть большей, не имеют реального смысла, потому что результативно метать ножи далее 12 м просто невозможно, а рассказы о том, что кто-то видел или сам метал ножи с дистанций 15, 20 и 30 м - чистопородное вранье. Стенды для метания могут быть разных типов. Если Вы находитесь в таком регионе, где трудно отыскать дерево, то в одной стороне площадки на открытом воздухе насыпается земляной вал, утрамбовывается лопатами, размечаются разные фигуры, после чего стенд готов для тренировок (так делали, к примеру, турецкие янычары (гвардия) для быстрого обучения большого количества воинов).

Если есть возможность подобрать для упражнений дерево, то лучше, если это будет тополь, т. к. его древесина более мягкая, хорошо поглощает звук от удара ножа и хорошо вбирает в себя нож при втыкании. Тополь пилится на тридцатисантиметровые кругляшки, кора снимается, после чего топором обкалываются стороны так, чтобы получился квадрат, затем обозначается любой порядковый номер, и готовые квадраты тополя ставят в раму стенда (рис. 8).

Рис. 8

Крышку рамы или верхнюю планку опускают так, чтобы квадраты тополя не двигались, и застегивают или завязывают сбоку, чтобы все крепко держалось (рис. 9).

Рис. 9

Спереди на квадратах могут быть обозначены номера, а сзади нарисованы различные фигуры. Когда передняя поверхность разрушается в результате упражнений, то меняется сторона или квадрат полностью выбрасывается. Желательно, чтобы древесина тополя постоянно была сырой. Для этого, уходя с тренировки, надо побрызгать на стенд водой и, если есть возможность, загородить стенд влажной тряпкой. Мокрая древесина лучше воспринимает «залипание» ножа. При обучении метанию важным обстоятельством является тот факт, что ножи метаются в торец чурбака, а никак не сбоку в древесину. Много позже, когда придет опыт, можно будет метать ножи и в стоящее дерево, но, естественно, в сухое, а не цветущее, в ДСП, фанеру. Правда, подобное упражнение сильно портит ножи. Опытные метатели делают качающиеся на цепях мишени, хотя попасть в них, повторяю, можно только при очень длительной и постоянной практике.

Дистанции метания ножей

Говоря о дистанции, я сразу же хотел бы заострить внимание на очень близком расстоянии до мишени, а в боевой ситуации - до противника. В процессе тренировок выявилось четыре таких дистанции. Это 1,25 м, 1,50 м, 1,75 м и 2 м. Я пока не говорю о методах метания и об очень важном разделе - как держать нож (это будет сделано в следующей главе). Обучаясь, ученик должен нарастить квалификацию на этих расстояниях, и только после этого тихонько отодвигаться, удаляясь от мишени. Это реальные дистанции как для обучения, а также в боевой ситуации, дающие возможность быстро разобраться с противником. Затем идет очень реальная дистанция 2,5 и 3 м. Затем 4-4,5 м. Самая результативная для меня. Соответственно 5 м, 6 м, 7 и 8 м. Когда метатель отходит на такую дистанцию, то чувствует, что досужие разговоры даже о 12 м, а тем паче 15,20,30 м - это чистый вымысел и блеф. В смысле методики, освоив несколько из перечисленных дистанций, в конце тренировки надо пробовать приближаться и уходить от мишени. Такая практика дает положительный результат в бою, когда дистанцию будет трудно определить на глаз в силу различных погодных или иных обстоятельств. Вообще, для того, чтобы ближе подобраться к противнику и реализовать свои действия, очень хороша дистанция в 6-8 м. К тому же надо быть очень хорошим метателем, иначе - проигрыш.

Способы держания ножа в руке Стойки и способы метания

Памятуя, что в предыдущей главе мы обозначили четыре близких дистанции, сразу же хочу сказать, что поражать мишень и противника с этих дистанций надо, держа нож за рукоятку. Нож держится в руке таким образом: лезвие направлено в сторону стенда или противника, рукоятка находится в ладони, четыре пальца удерживают рукоятку снизу, являясь как бы направляющей дорожкой для вылета ножа из руки. Большой палец, с обязательно согнутой под углом 45° фалангой, лежащей на ноже, никогда не должен выходить за линию согнутого указательного пальца и плоско лежать на ноже (рис. 10).

Рис. 10

Никто из авторов работ по метанию ножа не сказал об этом ни слова. Что дает такой способ держания ножа? Правильно положенный на рукоятку, да и на лезвие (это мы разберем чуть позже), большой палец руки дает возможность правильно прицельно метнуть нож. От положения большого пальца на ноже зависит, начнет ли кувыркаться нож в броске или нет. Точно так же большой палец играет важную роль, попадет ли нож в цель горизонтально или вертикально. Я нигде не встречал, чтобы этот момент был бы кем-либо затронут и освещен. Большой палец как бы подкручивает нож при отпускании из руки, направляя в точку, горизонтально или вертикально. Но, правда, может быть, это секреты мастеров. За лезвие нож держится точно так же с учетом того, что одна сторона его острая и должна несколько миллиметров выглядывать из ладони наружу. Метая нож за рукоятку с дистанций до 2 м, это делается одним взмахом руки. Нож, никуда и никак не переворачиваясь, входит в мишень. Но, начиная с 2 м, нож удобней метать за лезвие, и вот тут при отпуске ножа из руки следует как бы слегка подсечь лезвие снизу вверх согнутым указательным пальцем. Тогда нож, сделав всего пол-оборота, жалом воткнется в мишень.

Надо помнить правило, что, метая нож за лезвие с 2 м или 12 м, нож должен сделать всего лишь полоборота (рис. 11). Метая нож за рукоятку с 5 м и далее, нож должен сделать полный оборот (рис. 12).

Когда ученик, держа нож за лезвие, начинает пробовать дистанцию 5,5-6 м, то нож буквально по несколько миллиметров должен уходить в ладонь, но в этих случаях все равно ладонью должно быть захвачено не более половины рукоятки.

Нож надо держать не сильно или крепко, а плотно зажав его пальцами указанным хватом. Очень важным обстоятельством является положение кисти при броске ножа, в самой его конечной фазе отпускания (рис. 13).

Рис. 13

На рис. 14 показан вариант правильного и неправильного положения кисти.

Рис. 14

При правильном положении кисть как бы наносит удар, а нож по диагонали, где-то под углом 45° смотрит вверх, при неправильном положении кисть завалена вниз, и обычно нож начинает кувыркаться, и попадает в землю. При метании ножа рука должна быть абсолютно расслаблена. И только в конце, при отпускании ножа, она, как бы останавливаясь, имитирует удар. Глаза ученика смотрят в ту точку, куда он хочет попасть, наблюдая за своей рукой нижним или боковым периферическим зрением, направляя и останавливая свою руку там, куда смотрят его глаза.

Классическим примером из всех перечисленных действий является дистанция 3 м , когда ученик, держа нож за лезвие, слегка большим пальцем касаясь рукоятки и не вылезая своим большим пальцем за зону согнутого указательного пальца, посылает нож в цель (рис. 15).

Рис. 15

Такая манера метания годится для дистанций от 2,5 до 4 м. На дистанции от 1,75 до 2,5 м ладонь кладется на нож до середины лезвия.

Теперь же, когда уже многое объяснено, хочется сказать о нужности заточей на лезвиях ножей. Конечно же, мастер - он всегда мастер, метнет нож и без заточа, т. е. гладкий. Но уж если говорить о высоком искусстве метания, то мастера употребляют форму ножа, близкую сердцу и чувству. Ученику же, когда от него требуется разучить то или иное упражнение, важно иметь какую-то нужную деталь, которая повысит его понимание происходящего и квалификацию. Так вот, когда речь идет о приходе ножа в цель горизонтально или вертикально, вот тут-то и надо сказать, что заточ мешает или помогает результату.

Как уже говорилось или показывалось выше, заточи бывают разные. Я еще раз вернулся к этой теме, чтобы показать, как большой палец ладони перед броском лежит на ноже (рис. 16).

Рис. 16 (в разрезе)

Многое из показанного выше даже не об" нишь, это на грани интуиции. Но, упражняясь ученик приходит к тому, что начинает чувствовать дистанцию, нож и ложбинку заточа своим пальцем, т.е. рождается чувство понимания ощущения ножа: когда нужно слегка надавить когда отпустить, чтобы нож пришел в цель горизонтально или вертикально. Еще раз повторюсь, сказав, что заточ играет очень важную роль в приходе ножа в цель, а большой палец при запускании ножа из руки как раз эту роль и выполняет.

Стойки и способы метания

Эти два понятия тесно связаны между собой, потому что не может быть способов метания без стоек. Мне также придется обозначать некоторые стойки и способы метания, напоминающие удары, языком терминов каратэ и рукопашного боя.

Говоря о способах метания, опять придется вернуться к двум предыдущим главам о дистанциях и манере держания в руке ножа, так как все эти понятия будут связаны в этой главе воедино. Вспомним те первые, близкие к мишени четыре дистанции. Так вот, метание ножей по ним производится из высоких стоек, когда ученик стоит на ногах, расставленных на ширине плеч. И только в момент посыла ножа в цель выходит то левой, то правой ногой вперед. Здесь опять надо упомянуть о росте и длине рук обучающегося.

Итак, рассмотрим один из способов метания с близкого расстояния (рис. 17): ученик стоит, слегка развернувшись к мишени левым боком или даже фронтально. Оставаясь на месте, нож держит в правой руке. Подняв на уровне головы правую руку с ножом, согнутую в локте так, чтобы получился угол в 90°, быстрым и резким движением руки посылает нож в цель.

Это же движение ученик может сделать, вышагнув на указанную дистанцию в стойку хидари-зенкутцу-дачи (передняя левосторонняя стойка), при броске ножа правой рукой. Можно также вышагнуть правой ногой в стойку миги-зенкутцу-дачи (передняя правосторонняя стойка) и также метнуть нож правой рукой (рис. 18).

Можно атаковать мишень из стойки киба-дачи (позиция всадника), заняв уже сразу неподвижную позицию или вышагнув на уже известную дистанцию одновременно с броском ножа (рис. 19).

Это движение будет напоминать удар тетсуи-учи (рука молот) снаружи внутрь. Можно маховым движением правой руки горизонтально из стойки киба-дачи, находясь левым боком к мишени, послать нож в цель и из высокой стойки с места. Что касается боевой ситуации, когда противник перед Вами и не знает, кто Вы, думая, что Вы будете как минимум фехтовать или делать какие-то приемы, то если Вы научились метать нож, это должно упростить Ваше положение.

Дистанции 3-4 м являются как бы классическими. С этих дистанций хорошо идет обучение и достигается максимальная результативность (личный опыт автора). Можно уже занять позицию в хидари или миги-зенкутцу-дачи, а можно вышагнуть на рубеж метания из стойки неко-аши-дачи, (т. е. из кошачьей стойки), как показано на рис. 20.

Рис. 20

Можно на этой дистанции метать нож из стойки киба-дачи (позиция всадника) как бы имитируя удар тетсуи-учи, метая правой рукой, а замахиваясь на бросок от левого уха или плеча.

Хочу еще раз напомнить ученикам: метаете ли Вы нож фронтально с места или в переходе из неко-дачи в любую из стоек зенкутцу-дачи, ваш большой палец, лежащий на лезвии ножа, должен слегка касаться рукоятки, если Вы метаете за лезвие, и ни в коем случае не должен выходить за линию согнутого указательного пальца, поддерживающего рукоятку ножа снизу. Причем, как уже говорилось, фаланга большого пальца, упирающегося в нож, должна быть согнута под углом 45°. А также необходимо указать на то, что при боковом метании ножа из стойки киба-дачи (позиция всадника) со средних и дальних дистанций, будет обязательно происходить разбрасывание (рассеивание) ножа по горизонтали, так как движение руки будет сильно маховым и руку трудно будет сначала удержать в какой-то одной точке (рис. 21).

Рис. 21. Вид спереди и сзади

Поэтому на стенде черной краской рисуется примерно метровая щель шириной 30-40 см, а по середине этой щели наносится жирная черная вертикальная полоса, которая ученику хорошо будет видна даже периферическим (боковым) зрением, и он должен будет при броске ножа стараться остановить руку сначала именно до этой полосы (рис. 22). А затем, когда придет навык, метать по всей этой щели и далее.

Рис. 22

В экстремальной ситуации с 3 и 4 м, можно метать нож из-за головы, когда противник требует, что бы Вы подняли руки. Нож вертикально прячется за воротником в потайной карман, если одежда напоминает костюм ниндзя, и метатель стоит фронтально, но широко расставив ноги или в позиции всадника - киба-дачи (рис. 23).

Рис. 23. Вид сзади

Из этих же стоек можно метать ножи с двух рук, но все-таки попадания левой рукой будут хуже (будет больший разброс по мишени). Уже с 5 м нож можно метать, держа как за лезвие, так и за рукоятку. Ученик должен помнить, что, метая нож за лезвие, он делает всего лишь пол-оборота при входе в мишень. Метая нож за рукоятку, нож делает полный оборот. Отсюда у метателя рождается особое чувство броска. Просто кинуть нож вперед ничего не получится. При броске ножа за рукоятку надо заставить нож пролететь расстояние в 4/5 пути острием вперед. И только на этой самой 1/5 пути сделать полный оборот и острием войти в мишень. Это словами трудно объяснить, здесь просто необходим показ и - практика, практика, практика.

С расстояния 6, 7, 8 м можно метать нож как из высокой стойки (ноги на ширине плеч) с переходом в переднюю лево- или правостороннюю стойку (хидари- или миги-зенкутцу-дачи), так и из кошачьей стойки (неко-аши-дачи) с резким переходом в одну из вышеуказанных стоек, почти одновременно с мощным движением руки, посылающей нож в цель. Но все-таки любая нога, которая вышагивает на позицию, должна замереть чуть-чуть раньше, чем рука выпустит нож в полет. Метать ножи с более дальних дистанций мне кажется нецелесообразным. За долгие годы я не встречал подобных практиков.

В заключение этой главы необходимо дать ученикам несколько практических советов. Если Вас действительно захватило это искусство (метание ножей), если Вы хотите всегда быть в форме и чтобы рука не теряла чувства метания, - носите в кармане пакетик или кулек с мелкими камешками. Время от времени движением метания бросайте эти камешки в разные стороны (так поступали мастера-китайцы). В экстремальных ситуациях, где Вы обличены важным заданием, где ставка - жизнь, Вы должны помнить, что нож в разную погоду летит по-разному, поэтому тренируйтесь на улице в любую погоду, особенно в холод и дождь. Мокрый нож, совершенно по-разному вылетает из руки. Если есть возможность перед броском протереть его, то сделайте это обязательно. Старайтесь тренироваться в тонких кожаных перчатках (черных, как и вся ваша одежда). Нож - бесшумное оружие, но остается в теле противника, постарайтесь не оставлять улик. Три ваших пальца от силуэта противника внутрь - это очень тяжелая травма при попадании ножа, или летальный исход.

Начинающему ученику для практики достаточно иметь не более 5-10 ножей. По мере роста квалификации постепенно увеличивать их количество. Но это мы говорили об учебе и о тренировочных ножах, продвинутый мастер должен иметь пояс с набором ножей, расположенных на нем, как показано на рисунке 24.

Рис. 24

Ножи на поясе должны быть расположены так, чтобы их было удобно не только выхватывать, но чтобы они не стесняли движения при ходьбе и падениях. Ведь самое главное предназначение этого пояса - создание удобства для работы и тренировки. Пояс делается только под индивидуального владельца. Ножи должны быть небольшие, не более 15 см в длину. Все остальные параметры - вес, ширина, толщина, соотношение лезвия к рукоятке - подбираются мастером тоже индивидуально. Пояс должен быть прикрыт курткой или накидкой. Даже мастер должен потратить достаточно много времени на мгновенное выхватывание ножа и его быстрое убирание в ячейку, как это делают самураи с катаной (средний меч). Тренировки на выхватывание и убирание оружия постоянно в течение всей жизни сопровождают мастера. Тренироваться надо практически каждый день - от 30 минут до 4 часов. Но. естественно, надо четко знать задачу, которую Вы себе или Вам поставили. Вы должны следовать принципу: «лучше понемногу, но каждый день, чем 4 часа, но один раз в неделю».

Если по каким-либо причинам невозможно сделать пояс и носить его постоянно, то мастер-метатель должен приспособить хотя бы по ножу на каждой руке, на каждой ноге и, как уже говорилось выше, за воротником на спине. Кстати, для этого желательно иметь ножи очень хорошо гнущиеся, даже обхватывающие руку и защищающие ее в рукопашной схватке, с резиновой ручкой, хорошо отбалансированные.

И последнее. В процессе тренировок ножи обязательно будут тупиться. На лезвиях и рукоятках появятся заусенцы, зазубрины, которые необходимо убирать. Для этих целей можно использовать напильник, шлифовальный камень и т.п.

Так вот, сколько раз вы проведете указанными инструментами по лезвию ножа, доводя его до первоначальной кондиции, столько же раз вам придется этими же инструментами пройтись и по рукоятке ножа, чтобы соотношение веса и балансировки (лезвия к рукоятке) осталось прежним.

Изредка наблюдая за баталиями в социальных сетях вокруг темы самой лучшей и правильной техники метания, я обнаружил, что спорящие весьма вольно трактуют особенности различных техник. В результате таких передергиваний человек, слабо знакомый с метанием, получает дополнительную порцию каши в голову. Поэтому всегда, когда возникают вопросы об отличии оборотки и безоборотки есть серьезное подозрение, что спрашивающий ножа в руках не держал и теперь уточняет, за какой его конец хвататься в принципе. Чтобы иметь базовый мануал, куда потом можно отсылать новичков, я попробовал коротко обозначить, чем одна техника метания отличается от другой.

Количество оборотов, которые делает нож при метании в полете учитывать достаточно важно в первую очередь для понимания самим метателем, как он управляет ножом. Если нож держать за рукоять, то он делает в полете целое число оборотов. 0, 1, 2, 3 и т.д. Я могу даже представить бросок в "-1" оборот, когда нож вращается против часовой стрелки, если наблюдатель стоит справа от метателя. Можно и так бросить. Если нож держать за клинок, то он может сделать только дробное количество оборотов: 0.5, 1.5, 2.5 и т.д. Броски в 1, 2 и более оборотов, а также 1.5, 2.5 и более оборотов между собой по технике исполнения отличаются незначительно. Бросок тот же, чем больше дистанция, тем больше оборотов может совершить нож. Поэтому такое метание называют просто оборотным или многооборотным. Техники метания, при которых нож делает 0 оборотов и 1/2 оборота существенно отличаются как от многооборотки, так и друг от друга. Поэтому каждую из них выделяют в отдельную категорию. Есть и более тонкие отличия, и различная экзотика.

Техника броска плашмя за клинок является наиболее распространенной, хорошо знакома всем по фильмам и собственным попыткам поразить дерево. Это бросок в пол-оборота.

Подготовленный метатель, бросая плашмя за клинок, может уйти на дальности свыше 10 метров. В технике плашмя можно метать не только за клинок, но и за рукоять. Если вам понадобится метнуть нож с 5 метров в один оборот, такой бросок легко и естественно можно сделать, взяв нож плашмя за рукоять. Как я понимаю, в свое время эксперименты с затягиванием броска на дальних дистанциях в итоге привели к появлению безоборотного метания, а попытки переворачивать нож в зависимости от дистанции стали впоследствии многооборотной техникой.

Многооборотная, самарская, спортивная - названия одной техники метания ножа. Она характеризуется тем, что нож обращен к мишени ребром.

Бросок в один оборот. На картинке показано, что реально нож выходит из руки на 1/8 оборота раньше.

Для спортивного метания такая техника имеет значительные преимущества:

Оборотная техника проста в освоении. За первый же час занятий можно научить новичка стабильно втыкать нож на дистанции 3+ метров (к технике плашмя это тоже относится).

Броски в оборотной технике точнее, чем плашмя или без оборота. Это многократно проверено экспериментально. Многооборотчик среднего уровня стабильно обыгрывает на мишени хорошо подготовленного безоборотчика.

Нож, брошенный по ребру, воткнется в мишень за счет режущей кромки, даже если он, пришел с большим отклонением от нормали. При броске плашмя, если нож приходит в мишень под углом больше +/-30 0 от перпендикуляра, он, скорее всего, отскочит.

Недокрут и перекрут

В стрессовых условиях соревнований метатель в оборотной технике выступает стабильнее безоборотчика. Движение проще, в броске участвует меньше групп мышц, поэтому легче контролировать зажимы.

Ключевым недостатком оборотной техники является ее высокая чувствительность к изменению дистанции. Из-за быстрого вращения ножа роль играют даже 20-30 сантиметров. Успешный бросок с 5 метров может оказаться не результативным на дистанции 4.70-4.80 - нож просто не воткнется. Еще есть определенные сложности при работе многооборотной техникой за клинок остро заточенного ножа, но при определенном навыке они преодолимы.

Техника метания без оборота подразумевает, что нож ни на каком участке траектории своего полета не поворачивается к мишени рукоятью. Это более сложная для освоения техника, требующая от метателя отличной координации.


Разница между оборотным и безоборотным метанием на самом деле не так велика, как об этом рассказывают. Любой предмет, брошенный рукой, стремиться вращаться. Но есть техники, как этому воспрепятствовать. Например, надавливая указательным пальцем на рукоять ножи при сходе. Или удерживая нож настолько свободно, что он соскальзывает по пальцам, как по направляющим. При просмотре замедленного видео легко понять, что при безоборотном метании нож все-таки вращается, хотя и медленнее обычного. В идеале за весь полет нож не должен поворачиваться более чем на 90 градусов. На практике это достаточно сложно отследить, поэтому часто можно наблюдать ситуации, когда нож сходит с руки острием указывая назад, а приходит с перекрутом.


На соревнованиях и показательных выступлениях такой бросок будет признан безоборотным из-за техники выполнения. Хотя по факту нож делает половину оборота.

Это основные техники, если говорить о реальном метании. В зависимости от индивидуальных особенностей и стоящих задач метатели комбинируют их между собой, получая собственные неповторимые стили.

Есть еще техники метания фантазийного, например, бесконечные споры о боевой технике метания. Что это такое, мне сказать внятно никто не может. В качестве техники боевого метания обычно подается любое метание ножа без оборота. Специально сбалансированным ножом. Силами адептов безоборотного метания в головах у людей начинает закрепляться эта связь. И мы с полей боевых действий переносимся в город, наполненный негодяями, желающими зла метателю. Такой подход имеет чисто коммерческую основу - за боевую применимость и секретность начинающий метатель готов платить в разы больше. Этот же подход в среде опытных метателей вызывает массу негатива, т.к. использование метательного ножа в качестве оружия противоречит законодательству, и мешает организовывать площадки для массового спортивного метания. Что касается боевого метания, то самый лучший нож для него - это саперная лопатка. Страшны по последствиям и удар ею, и бросок. Но из этого очевидного тезиса следует, что боевой безоборотный бросок не нужен: лопатка, как и топор, метаются многооборотной техникой. 

Если вам понравилась эта статья, вы можете разместить ее на любом ресурсе, посвященном короткому клинку со ссылкой на раздел сайта

Форма, заточи*, размеры, сталь, балансировка, вес

Перекопав и изучив массу литературы по холодному оружию, я ни в одном

источнике не нашел материала, правильно или грамотно, а, вернее,

профессионально, освещающего раздел "метание ножей". Немногочисленные

и Анатолия Тараса была показана масса ножей, формы которых пришли к нам из

далёкой древности и, естественно, от разных народов. Все ли эти ножи

пригодны для метания, очень сомневаюсь, но я далек от мысли обидеть

что они не пробовали делать это сами, хотя при определенном желании и

навыке, как я сам убедился в прошлом, любой предмет в руке профессионала

может стать грозным оружием (ножи, пластины, иголки, топоры, обыкновенные

тарелки и даже шляпы).
Но все-таки у меня есть желание перейти к тому,

что я видел, испытал сам, что умею и чему могу научить.
* заточи -

система заточки ножей и др. холодного оружия.

Форма ножа
За долгие 30 лет, стоя у

руководства Школой боевых искусств Сэн"э (путь жизни, дорога жизни, дело

всей жизни), мне пришлось перепробовать и познакомиться со многими видами

оружия, в том числе и метательными. Как-то так само собой получилось, но

скорее под воздействием А.А.Харлампиева, что за эти годы у меня

выработалась своя методика владения ножом, её каноны. Форма должна быть

крайне утилитарна и функциональна. То есть только так и никак иначе.

метательный предмет, а именно нож, должен напоминать силуэт плывущей акулы

(рис.1). Такой нож не только удобно метать, но им также удобно работать в

ближнем бою и фехтовать на дистанции.

Единственное, чем нож "плывущая акула" отличался от ножей

последующих форм, так это тем, что нижний режущий край более полого

заточен относительно верхнего, напоминая в профиль переход от верхней

челюсти у акулы к нижней.
Как ни странно, но оказалось трудным

заказать ножи такой формы даже в "оборонке", так как токари и

фрезеровщики, потеряв квалификацию за годы перестройки в изготовлении

холодного оружия, никак не могли понять, чего я от них хочу. Тогда я еще

более упростил форму ножа, и сама рабочая часть, та, что входит в мишень,

а в бою в тело противника, стала напоминать пулю. И вообще нож в профиль

напоминал большую пулю, так как был, обтекаем, удобен и не имел ничего

лишнего.
Выработались также два размера ножа, так сказать, две его

длины: одна - 25 см = 250 мм, другая - 30 см = 300 мм. Но у себя в Школе

мы как-то больше привыкли к первому размеру. Итак, поскольку мы уже

определились, какой формы должен быть метательный нож, то назовем и

остальные его параметры.
Длина = 250 мм, ручка = 100мм, лезвие = 150

мм, т.е. лезвие полторы длины ручки, ширина = 25-28 мм. При изготовлении

толщина заготовки должна быть от 2,2 мм до 2,5 мм. Толщина накладок ручки

по 2 мм. Заклепок, держащих ручку с каждой стороны, можно делать 3, но

обычно делается по 2 заклепки. Ширина заклепки - 5 мм.

Сталь
На заготовку идет сталь 4х13 55 ед.

жесткости по шкале Роквелла. Если взять 60 ед. жесткости, то при обучении

нож, попадя в стенд плашмя, будет ломаться, т.к. сталь практически будет

хирургической, а при 50 ед. жесткости нож, попадая в стен, будет сильно

гнуться. Взята середина шкалы. Если не т вышеуказанной стали, можно брать

рессорную таль от автомобиля ГАЗ-21 и клапанную сталь от автомобильного

двигателя.

Заточи Сама заготовка ножа должна фрезероваться

или затачиваться таким образом, чтобы режущая часть ножа была только с

одной стороны. Заточи самой режущей кромки, могут быть 4-х видов, как

показано на рис.2.

Заточ заготовки производится по середине длины ножа и

проходит от жала до начала рукоятки. Делать заточ нужно, естественно, 150

мм в длину, совершенно не затрагивая ту часть, которая будет рукояткой. В

противном случае это сильно отобразится на балансировке ножа.
Итак,

заточи могут быть двусторонние, со скосом в одну сторону и полусферой. Что

же лучше? Опыт показывает, что если нужно высокоточное попадание в цель,

то используется нож с 2-х сторонним заточем. После изготовления заготовки

переходим к рукоятке.
Рукоятка должна состоять из 2-х отдельных

накладок из дюралюминия. Другие материалы - винипласт, дерево, резина

быстро приходят в негодность от нечаянных попаданий ножом в нож и от

ударов о стенд и пол. Часть ножа, предназначенная для рукоятки, не

фрезеруется. В ней сверлится 2 отверстия по 5 мм под две заклепки из

быстрорежущей стали, которая хорошо обрабатывается и отлично держит. Оба

отверстия под клепки сверлятся в 20 мм от конца рукоятки от лезвия ножа.

Причем обе накладки рукоятки у ближней заклепки стачиваются наискось

(рис.3) к лезвию,

чтобы рука метателя не встречала никаких углов и

плоскостных перепадов при отпуске ножа в броске.

Вес ножа и балансировка
Вес ножа должен быть

200 г. Его балансировка проверяется таким образом: в то место, где

рукоятка начинается от лезаия, ставится указательный палец, скажем, правой

руки, а указательный палец левой руки слегка удерживает нож в

горизонтальном положении у жала. При отпускании пальца левой руки рукоятка

ножа, как бы задержавшись, ровно и безусловно должна потянуть нож к полу

Если рукоятка ножа будет значительно тяжелее лезвия, то

нож тут же упадет на пол в сторону рукоятки. Поэтому такую рукоятку просто

необходимо облегчить.

Несколько слов об армейских ножах
Кинжальный

прямой штык от автомата АКМ с ложбинкой для кровостока для метания был бы

удобен, если бы не имел кольца для насадки на ствол и чрезмерно загнутого

и утяжеленного конца ручки. Когда я снимал все эти причиндалы, то

прекрасно пользовался этим штыком, как было например, на съемках фильма "В

зоне особого внимания". Штык напоминающий финку от автомата АК, еще

труднее использовать, т.к. жало смещено в сторону, а рукоятка очень

тяжелая, со многими изгибами и углами. Мешает также односторонняя пила,

которой можно поранить руку. Надо быть хорошо подготовленным бойцом, чтобы

иметь определенный результат при бросках такого штыка. Но в общем его

можно использовать для армии. Расстояние должно быть 4,5-5,5 м, в

зависимости от роста бойца и длины его руку. Есть еще армейский кинжальный

штык с ромбовидным заточем с обеих сторон лезвия, но с таким же

недостатком - него тоже неудобная ручка. Одним словом, наши отечественные

штыки за ручку не кинешь. Очевидно, ученые из Министерства обороны

экспериментировали с этими ножами в кабинетах. Цвет метательного ножа

должен быть черным, чтобы практически не был виден в руке, и тем более в

Площадки и стенды для метания ножей (специальные

устройства)
Обучение метанию ножей производится как на открытых

площадках, так и в помещениях. Для этого нужно очистить от разного мусора

небольшой участок в лесу или в саду, равной, например, 10х4 м, утрамбовать

площадку, слегка посыпать песком и поставит стенды так, чтобы возле них

или за ними было исключено появление людей. Площадку надо разметить на

специальные дистанции (о них я буду говорить в следующей главе). В одном

конце площадки будет стоять стенд, в другом - стол или лавочка для

метательных ножей. В процессе обучения есть опасность разлетания и

разбрасывания ножей по площадке, поэтому стенд просто необходимо огородить

мелкой сеткой или деревянными щитами. На землю возле стенда нужно насыпать

побольше песку или положить резиновые дорожки. Это сохранит ножи от

возможных поломок при ударах о землю, а ученику не придется бегать за

стенд искать улетевшие туда ножи. В помещении для этих же упражнений

площадка должна быть точно такой же, но побольше внимания надо уделить

звукоизоляции, для чего стенд нужно окружить войлочными листами или

резиновыми дорожками. Если же в помещении, где проводятся метание, есть

окна, то их следует загородить мелкой сеткой. Стенды должны быть хорошо

освещены: над ними или сбоку должны находиться лампочки загороженные

чехлами, так как при подготовке метателя будут упражнения в полумраке и в

полной темноте на вспышку света. Все разговоры о том, что площадка для

метания ножей должна быть большей не имеют смысла, потому что

что кое-кто видел или сам метал ножи с дистанции 15, 20 и 30 м -

чистопородное вранье. Если Вы находитесь в таком регионе, где трудно

отыскать дерево, то в одной стороне площадки на открытом воздухе

насыпается земляной вал, утрамбовывается лопатами, размечаются разные

фигуры, после чего стенд готов для тренировок (так делали, к примеру,

турецкие янычары (гвардия) для быстрого обучения большого кол-ва воинов).

Если есть возможность для упражнения подобрать дерево, то лучше, если

это будет тополь, т.к. его древесина более мягкая, хорошо поглощает звук

от удара ножа и хорошо вбирает в себя нож при втыкании. Тополь пилится на

30-тисантиметровые кругляшки, кора снимается, после чего топором

обкалываются стороны так, чтобы получился квадрат, затем обозначается

любой порядковый номер, и готовые квадраты тополя ставят в раму стенда

Крышку рамы или верхнюю планку опускают так, чтобы

квадраты тополя не двигались, и застегивают или завязывают сбоку, чтобы

все крепко держалось (рис.6).

Спереди на квадратах могут быть разные номера, а сзади

нарисованы различные фигуры. Когда передняя поверхность разрушается в

результате упражнений, то меняется сторона квадрата или квадрат полностью

выбрасывается. Желательно, чтобы древесина тополя постоянно была сырой.

Для этого, уходя с тренировки, надо побрызгать на стенд водой и, если есть

возможность, загородить стенд влажной тряпкой. Мокрая древесина лучше

воспринимает "залипание" ножа. При обучении метанию важным обстоятельством

является тот факт, что ножи метаются в торец чурбака, а никак не сбоку в

древесину. Можно позже, когда придет опыт, можно будет метать и в стоящее

дерево, но, естественно, в сухое, а не в цветущее, в ДСП, фанеру. Правда,

подобные упражнения сильно портят ножи.
Опытные метатели делают

качающиеся на цепях мишени, хотя попасть в них, повторяю, можно только при

очень длительной и постоянной практике.

Дистанция метания ножей
Говоря о дистанции, я

сразу же хотел бы заострить внимание на очень близком расстоянии до

мишени, а в боевой ситуации - до противника. В процессе тренировок

выявилось четыре таких дистанции. Это 1.25 м, 1.50 м, 1.75 м, и 2 м. Я

пока не говорю о методах метания и об очень важном разделе - как держать

нож (это будет сделано в следующей главе). Обучаясь, ученик должен

нарастить квалификацию на этих расстояниях, и только после этого тихонько

отодвигаться, удаляясь от мишени. Это реальные дистанции как для обучения,

а также в боевой ситуации, дающие возможность быстро разобраться с

противником. Затем идет очень реальная дистанция 2.5 и 3 м. Затем 4-4.5 м.

Самая результативная для меня. Соответственно 5 м, 6 м, 7 и 8 м. Когда

метатель отходит на такую дистанцию, то чувствует, что досужие разговоры

даже о 12 м, а тем паче 15, 20, 30 м - это чистый вымысел и блеф. В смысле

методики, освоив несколько из перечисленных дистанций, в конце тренировки

надо пробовать приближаться и уходить от мишени. Такая практика дает

положительные результаты в бою, когда дистанцию будет трудно определить на

глаз в силу различных погодных или иных обстоятельств. Вообще, для того,

чтобы ближе подобраться к противнику и реализовать свои действия, очень

хороша дистанция в 6-8 м. К тому же надо быть очень хорошим метателем,

иначе - проигрыш.

Способы держания ножа в руке
Памятуя, что в

предыдущей главе мы обозначили четыре близких дистанции, сразу же хочу

сказать, что поражать мишень и противника с этих дистанций надо, держа нож

за рукоятку. Нож держится в руке таким образом: лезвие направлено в

сторону стенда или противника, рукоятка находится в ладони, четыре пальца

удерживают рукоятку снизу, являясь как бы направляющей дорожкой для вылета

ножа из руки. Большой палец, с обязательно согнутой под углом 45"

фалангой, лежащей на ноже, никогда не должен выходить за линию согнутого

указательного пальца и плоско лежать на ноже (рис. 7).

ни слова. Что дает такой способ держания ножа? Правильно положенный на

рукоятку, да и на лезвие (это мы разберем чуть позже), большой палец руки

дает возможность правильно прицельно метнуть нож. От положения пальца на

ноже зависит, начнет ли кувыркаться нож в броске или нет. Точно так же

большой палец играет важную роль, попадет ли нож в цель горизонтально или

вертикально. Я нигде не встречал, чтобы этот момент был бы кем-либо

затронут и освещен. Большой палец как бы подкручивает нож при отпускании

из руки, направляя в точку, горизонтально или вертикально. Но, правда,

может быть, это секреты мастеров. За лезвие нож держится точно так же с

учетом того, что одна сторона его острая и должна несколько мм-ов

выглядывать из ладони наружу. Метая нож за рукоятку с дистанции до 2 м,

это делается одним взмахом руки. Нож, никуда и никак не переворачиваясь

входит в мишень. Но, начиная с 2 м, нож удобней метать за лезвие, и вот

тут при отпуске ножа из руки следует как бы слегка подсечь лезвие снизу

вверх согнутым указательным пальцем. Тогда нож, сделав всего пол-оборота,

жалом воткнется в мишень. Надо помнить правило, что, метая нож за лезвие с

2 м или 12 м, нож должен сделать всего лишь пол-оборота (рис. 8).

полный оборот (рис. 9). Когда ученик, держа за лезвие, начинает пробовать

дистанцию 5,5-6 м, то нож буквально по несколько мм-ов должен уходить в

ладонь, но в этих случаях все равно ладонью должно быть захвачено не более

половины рукоятки.

Нож надо держать не сильно или крепко, а плотно зажав его

пальцами указанными хватом. Очень важным обстоятельством является

положение кисти при броске ножа, в самой его конечной фазе отпускания

На рис. 11 показан вариант правильного и неправильного

положения кисти.

При правильном положении кисти как бы наносит удар, а нож

по диагонали, где-то под углом 45" смотрит вверх, при неправильном

положении кисть завалена вниз, и обычно нож начинает кувыркать, и попадает

в землю. При метании ножа рука должна быть абсолютно расслаблена. И только

в конце, при отпускания ножа, она, как бы останавливаясь, имитирует удар.

Глаза ученика смотрят в ту точку, куда он хочет попасть, наблюдая за своей

рукой нижним или боковым переферическим зрением, направляя и останавливая

свою руку там, куда смотрят его глаза.
Классическим примером из всех

перечисленных действий является дистанция 3 м, когда ученик, держа нож за

лезвие, слегка большим пальцем касаясь рукоятки и не вылезая своим большим

пальцем за зону согнутого указательного пальца, посылает нож в цель

Такая манера метания годится для дистанции от 2,5 до 4 м.

На дистанции от 1,75 до 2,5 м ладонь кладется на нож до середины лезвия.

Теперь же, когда уже многое объяснено, хочется сказать о нужности

заточей на лезвиях ножей. Конечно же, мастер - он всегда мастер, метнет

нож и без заточа, т.е. гладкий. Но уж если говорить о высоком искусстве

метания, то мастера употребляют форму ножа, близкую сердцу и чувству.

Ученику же, когда от него требуется разучить то или иное упражнение, важно

иметь какую-то нужную деталь, которая повысит его понимание происходящего

и квалификацию. Так вот, когда речь идет о приходе ножа в цель

горизонтально или вертикально, вот тут-то и надо сказать, как заточ мешает

или помогает результату.
Как уже говорилось или показывалось выше,

заточи бывают разные. Я еще раз вернулся к этой теме, чтобы показать, как

большой палец ладони перед броском лежит на ноже (рис. 13).

Многое из показанного выше даже не объяснишь, это на

грани интуиции. Но, упражняясь, ученик приходит к тому, что начинает

чувствовать дистанцию, нож и лобжинку заточа своим пальцем, т. е.

рождается чувство понимания и ощущения ножа: когда нужно слегка надавить,

когда отпустить, чтобы нож пришел в цель горизонтально или вертикально.

Еще раз повторяюсь, сказав, что заточ играет очень важную роль в приходе

ножа в цель, а большой палец играет при отпускании ножа из руки как раз

эту роль и выполняет.

«Твоя первая встреча с Ножом - это 12-13 лет. Нож Белочка. Игра в круг, первое метание. Метание в пол оборота и в оборот с подбором дистанции, попытки безоборотного метания нижним хватом. Надо сказать безуспешные, но очень веселые.

Дальше уже после окончания университета мелькает мысль «А не купить ли метательные ножи?», но мысль скорее мимолетная, чем осознанная. Через несколько лет мысль возвращается, ты уже знаешь с кем советоваться по покупке, но почему-то не советуешься, ты начинаешь смотреть ножи в интернет магазинах, но почему-то не покупаешь, начинаешь смотреть ролики, но сам не метаешь. Мысль становится стабильной, но не реализованной.

И вот в один прекрасный момент самый близкий человек делает подарок. Это квинтэссенция того, о чем ты думал так долго и к чему так мучительно не подходил. Это - первые метательные ножи. И время перевернулось. Оно катастрофически ускорилось. Стенд и площадка для метания ножа появляются в течении двух дней, вспоминаются все просмотренные ролики, и возникает какое-то волшебное абсолютно необъяснимое чувство - ощущение ножа, радость от втыка, необъяснимый эмоциональный подъем. Чувство стабильно! Ты метаешь почти каждый день, но чувство не уходит, не притупляется, оно обостряется.

После первого удовольствия, приходит понимание, что надо учиться и учиться надо серьезно. Просмотр сотен роликов, сопоставление разных авторов, создание первого плана тренировок, выбор метателей на которых хотелось бы ровняться. Начинается работа, настоящая работа. Стараешься что-то достичь, что-то получается, но потом все разваливается. Уходишь на дистанцию, возвращаешься к стенду. Все это напоминает волны. То взлет, то падение. Но ты видишь прогресс. Ты меняешь автора роликов, ты начинаешь проходить с нуля, то что проходил раньше и тебе постоянно хочется большего.

Но все это время ты один. Твое чувство, твой труд, твои переживания - это только твои чувства, труд и переживания. Ты сам в себе.

И вот однажды ты читаешь сообщение о семинарах. Учитель, о которым ты много читал, видео с которым много раз смотрел, но считал, что это не твой путь. Но надо ведь с чего-то начинать. Семинары в твоем городе. Есть занятия для новичков и есть для тех кто что-то умеет. Ты волнуешься, считаешь, что ничего не умеешь, но записываешься на семинар для продвинутых. Приходишь, видишь своего Учителя и понимаешь, что Стиль это именно твой путь. Все что говорится ложится в благодатную, подготовленную и сильно тоскующую по новому витку развития почву. Ты видишь, что метаешь не хуже, а иногда и лучше других. Складываются вещи, которые раньше не складывались. Стиль ложится в твою душу, так как будто он там всегда был и его просто взяли оттуда на время.

Дальше ты отрабатываешь все чему учили. Если пазл не сходится и возникают вопросы, то ты сам находишь ответы. И хоть мелькает мысль, что это могут быть не те ответы, тебя это не останавливает. Ты метаешь в Стиле. Ты знаешь чего ты хочешь. Или думаешь, что знаешь.

А дальше тебе приходит сообщение, которое меняет твою жизнь. Учитель создает чат со всеми своими учениками. Обучение с нуля, чему ты безусловно очень рад. Начинается работа. При этом, то что ты называл работой раньше оказывается была вовсе не работа, а развлечения. Занятия четыре-пять раз в неделю по часу-полтора. Четкие упражнения, смысл которых не очень понятен, постоянные видео-отчеты. Ты ждешь одобрение Учителя, сравниваешь себя с другими участниками чата, но не экспериментируешь и делаешь только то, что говорит Учитель. Стиль становится твоим единственным и безоговорочным способом метнуть нож. Волны как были так и остались. То ты на подъеме и летит так, что сам просто поражаешься, то все разваливается. Амплитуда волн не уменьшается, то все хорошо, то все плохо. Находясь на дне радуешься последующему взлету, находясь на гребне готовишься к падению.

Тренировки начинают влиять на твою жизнь в целом. Физика, психика и что-то уж совсем высокое и непонятное. Ты учишься расслабляться в сложных жизненных ситуациях, ты понимаешь, что надо контролировать и на чём надо концентрироваться чтобы выйти из эмоционального штопора в повседневной жизни. И в один момент приходит осознание, того что Стиль это не только про метание ножа, и даже не про то, что несёт за собой метание ножа. Стиль вообще не про метание. Он совсем про другое. Он про тело, душу, контроль, гармонию, баланс, просто про жизнь. Занимаясь, ты работаешь не над втыком ножа и не над попаданием ножа в цель. Ты работаешь над собой. И это понимание открывает ворота в совсем другой, неизвестный мир, полный интересных открытий.»

«Своё обучение метанию ножей я начал самостоятельно за несколько лет до знакомства с Наилем. За пару лет освоил оборотную технику метания. Особых задач перед собой не ставил, так как изначально было желание просто научиться метать и привести в порядок спину, так как метание ножа хорошо сказывается на мышцах спины и позвоночнике в целом. Со временем мастерство росло, меня увлекла техника метания ножей Кукри, которую практиковала народность Гурки, проживающая в Непале.

Как любой метатель, достигший определённого уровня, я задумался об участии в соревнованиях. Зашёл в интернет, просмотрел множество роликов, все они были схожи по своему содержанию, кроме одного, где Наиль демонстрировал безоборотную технику метания ножа, при этом он постоянно находился в движении, менял дистанции у гол атаки, то отходил то подходил к цели, при этом все ножи летели точно в цель. Со стороны казалось, как будто ему вообще нет дела до того втыкается нож или нет, он был как бы самом процессе. Такая с одной стороны отрешённость, с другой - предельная концентрация на движениях сразу вызвала у меня интерес. Во первых, мне понравилась динамика процесса, когда нет ограничений в расстоянии до цели, во вторых расслабленность и лёгкость, с которыми Наиль метал ножи. Как это так получается, что профессиональные спортсмены стоят на месте и не всегда попадают в 20 сантиметровую область, а тут человек постоянно перемещается в пространстве при этом не теряет ни в скорости схождения ножа, ни в кучности, ни в балансе тела.

Я позвонил Наилю, договорился на следующий день начать обучение. Мне очень повезло, что на тот момент я был фактически единственный студент, остальные посетители клубы были уже продвинутые НоуСпинеры «метатели безоборотным стилем», по этому Наиль уделял мне максимум учебного времени.

На первом же занятии, стало понятно, что все мои навыки в оборотном метании можно смело забыть, и начать обучение снова. К слову сказать, я действительно научился метать безоборота меньше чем за час, как и обещал Наиль и счастью моему не было предела, но пакет теоретических знаний, которые мне дал за время занятия Наиль, скорее мешали чем помогали. Вот же я метаю, нож втыкается, зачем мне расслаблять тело, зачем мне контролировать точку схода ножа, зачем мне трясти телом перед серией бросков, если и так всё работает. Вот они 2 метра, вот уже три….. кажется еще 2-3 занятия и можно будет смело идти на соревнования.

Но банальная смена формы ножа показала на сколько я заблуждался. Наиль дал мне нож, который можно было метнуть только следуя его рекомендациям. Нож имел 1,5 сантиметровый хвостовик выполненный в виде небольшого крюка, который цеплялся за нижнюю часть кисти и его было просто не удобно метать ни с метра, ни с 2 вообще никак. Тогда то и стало понятно, что нужно хотя бы постараться понять суть теоретических знаний, которые дал Наиль. На это у меня было пару дней. У меня не укладывалось в голове как можно держать во внимании сразу несколько моментов - точку схода ножа, хват ножа, следить чтобы рука была расслаблена, а кисть в определённых местах напряжена, как мне расслабить тело при этом ощущать как у меня напрягаются и скручиваются поясничные мышцы, как со всем этим букетом не думать о том, что нож воткнётся, а довериться своему телу?! И вообще как доверять телу, если оно на следующий день болит в таких неожиданных местах, как будто ты не ножи метал а занимался весь день становой тягой.

Следующие несколько занятий заложили фундамент дальнейшему развитию моих навыков.

Большую часть времени я просто совершал броски, а Наиль спрашивал меня почему тот или иной бросок был нерезультативный. По началу это вводило в ступор, как понять, что я делаю не так. В очередной неудачный раз мне был задан такой вопрос - «ты сейчас о чём думаешь - о пальце? о стойке? о положении ножа?», пока я пытался определить о чём я думаю, тут же услышал следующую фразу - «теперь не думай, выкинь вcё из головы, весь мусор, просто подойди ближе к стенду, и вытряхни нож из руки как будто это градусник и ты обнуляешь его столбик». При этом Наиль подошёл ко стенду в плотную встал спиной к нему и сказал - «давай, не думай, просто стряхни». К «Бразильской системе» я был вообще не готов, но мозг от нестандартности ситуации и в правду затих, нож вылетел из руки и воткнулся. Тишину нарушила очередная реплика - «давай еще раз, не думай, просто встряхни нож», 2-я попытка оказалась не менее результативной. После третей попытки, Наиль попросил меня объяснить почему сейчас получилось, а до этого десятки раз не получалось. Ответ напрашивался сам собой, в тот момент, я не думал не пытался принимать решения, просто расслабился и следовал указаниям учителя.

Расслабление и доверие телу.

Мы привыкли к тому, что любое действие требует усилия. И чем тяжелей передвигаемый предмет, тем усилий нужно прикладывать больше. Техника, которую даёт Наиль в корне отличается от большинства известных техник метания. Когда меня Наиль попросил на одной из тренировок сделать всё то же самое, что я делаю обычно (стойка, плечи, замах), но медленно и резко вытряхнуть нож, первые разы я не смог воткнуть ни разу. У меня просто в голове не укладывалось как можно расслабленным метнуть нож. Но когда я пришёл домой и начал анализировать работу своего тела, то обнаружил для себя, что многие участки спины просто зажаты, и не могут расслабиться, и тянуть за собой остальное тело. Данную проблему мне помогли решить практики Йоги и медитаций, а так же упражнения, которые мне поручил делать Наиль.

С расслаблением мышц тело стало само выполнять нужные движения, нужно было только сконцентрироваться на определённых участках, и нож сам вырывался из руки, стоило только всё правильно сделать.

Когда я рассказал о своих ощущениях Наилю и схожесть упражнений и йоговскими практиками, он ответил, что у него даже есть курс - метание для релаксации.

И в правду схожесть есть, например, я заметил такую особенность, когда ты сконцентрирован, мыслительный поток резко сокращается, образуется пустотность, осознанность, можно по разному это называть, состояние при котором вы погружены в процесс, вы являетесь процессом, мгновением в котором происходит процесс. В этом состоянии вы очень чётко контролируете свои действия и движения. Несколько раз за тренировку я ловил такие моменты и именно тогда ножи заходили особенно легко и очень глубоко. Но естественно, получив кучу эмоций от результативного броска тут же растерял состояние, попытавшись повторить успех.

И каждый раз когда мне не удавалось повторить я слышал один и тот же вопрос от Наиля: «что сейчас ты сделал не так» - мне каждый раз приходилось анализировать свои движения, и исправлять ошибки. Но это не всегда помогало. Наиль не зря спрашивал меня почему я так делаю, каждый раз я давал разные ответ, то я забыл тут зажать, то забыл здесь расслабить, тут напрягся, там задумался….. ответ был на поверхности - всё это время я думал о чём угодно, кроме как о том на сколько я расслаблен и слушаю себя и контролирую свои движения.

Я не раз замечал за собой, что добившись определённого результата, хочется больше. Метнул кучно на 3-х метрах, надо отойти я же такой продвинутый уже. О! у меня и с 5 не плохо получается….может еще отойти. Все эти действия порождают активность ума, и следовательно череду неосознанных действий, приводящих к допущению многих ошибок, как в плане техники метания, так и на физическом уровне.

«За каким результатом ты гонишься?» спросил меня Наиль через какое-то время. Соревнования? Научиться просто метать? или осознанно?

Что значить осознанное метание? спросил я.

«Осознанное - это когда ты не задумываешься о силе броска, о расстояние, о том попадёшь ты или не попадёшь. Ты просто знаешь, что правильно совершив определённые действия, нож воткнётся туда куда тебе нужно».

Да хочу так, ответил я.

«Тогда бери ножи и твоя дистанция на сегодня 2 метра, получи удовольствие от этой дистанции сначала. Добейся хотя бы 90% результативности не задумываясь, и делай всё медленно».

В близкой дистанции есть действительно много преимуществ.

Во первых вы не напрягаетесь!!! (вспоминаем про расслабление)

Во вторых - можно отрабатывать точность не в ущерб расслабленности

В третих - можно прочувствовать нож на кончике указательного пальца.

С того момента, по совету учителя, я начинал каждую тренировку с минимальной дистанции 1 метр. Бывали случаи, когда я подходил еще ближе к стенду, чтобы прочувствовать сход ножа на коротких или сверхкоротких дистанциях.

Хорошо - это хорошо! Плохо - тоже хорошо!

Я думаю каждый из тех, кто начинал заниматься метанием ножа, рано или поздно начинал оценивать качество своих тренировок. Сюда можно отнести прежде всего результативность метания. Много раз попал в цель - хорошо, кучно все ножи пошли - тоже хорошо. А когда ножи падают и не втыкаются - это плохо. Вроде очевидный факт?!

Однако все не так однозначно. Почему в один день всё ножи летят как будто сами и хорошо втыкаются, а в другой день ну вообще не идут?

Как мне объяснил Наиль - это связанно с тем, что моё внимание было не в моих движениях, дыхании, расслаблении, ощущении ножа, а в том воткнётся нож или нет. Обычное заучивание определённых движений в данном случае не работает.

Если делать упражнение правильно, а именно перед броском мысленно отслеживать всю механику броска, от ног до плечей, и при этом перенести своё внимание с факта втыкания ножа, на ощущение тела, его движений и главное на сколько слаженно все это работает, тогда даже если нож не воткнулся или упал, вы в первую очередь отслеживаете свои действия.

Отследил - понял свою ошибку - это уже результат.

Не получается метать на 5 метрах, не страшно - можно подойти ближе, к примеру на 3 метра и на этой дистанции добиться 100% попадания. Нет ничего зазорного в том, чтобы уменьшить дистанцию, куда важнее на выбранной дистанции максимально прочувствовать бросок, привыкнуть к движениям тела и ощущениям.

Даже если это кажется просто, попробуйте делать всё тоже самое, но стоя на одной ноге. Или стоя 2-мя ногами но на полене. Держать равновесие и одновременно результативно метать с того же расстояния сразу не получится. Это простое упражнение вносит новое качество в тренировку, теперь нужно еще и держать внимание на балансе.

Наше внимание работает как мышцы, чем чаще мы его качаем, тем выше становится осознанность в наших действиях. Прибавление дополнительного объекта внимания даёт нам возможность в будущем предыдущий опыт реализовывать с большей лёгкостью, мы не задумываемся уже как нам закинуть руку, или какую стойку принять, всё происходит само собой.

Со временем появляется некоторая уверенность в себе, ты уже можешь отходить от цели, подходить к ней, совершать бросок ножа в движении, сидя, лёжа - тело само подстраивается под нужный импульс.

Примерно с этого момента я начал получать удовольствие в метании на любой дистанции. Сегодня не сложился день, не идут ножи с дальнего расстояния - отлично, буду на 3х метрах ходить и метать, наблюдать за точностью броска, отрабатывать баланс тела на одной ноге или любые другие упражнения, букетом которых, меня щедро одарил Наиль.

Таким образом любая тренировка приносит свои положительные плоды. Ум больше не хочет «больше выше сильнее» вы успокаиваетесь и просто делаете, то, что хорошо получается.

Мне нравится тезис Наиля о том, что метание - это больше чем спорт, это философия. Определённая форма практики, постигая элементы которой, ты меняешь себя. На физическом плане - это конечно ощущение своего тела, на уровне психики - это расслабление и самоконтроль. В сумме всё это отражается и в быту, многие вещи даются проще, появляется уверенность, что я могу реализовать многие сложные задачи, которые раньше мне казались неосуществимыми.

Благодаря навыкам, полученным от Наиля, я осваиваю и другие способы и методы метания, например метание обратным хватом. Принципы, заложенные Наилем, позволяют за достаточно короткое время не только усваивать новый материал, но достаточно быстро добиваться результатов.»

"Стиль Ахмаду, в моем понимании - это не только безоборотное метание ножа. Стиль Ахмаду, больше, чем просто процесс - это путешествие, стремление построить себя. Мысли, отношения, эмоции, самоконтроль, страсть и терпение - всё это начинает осознаваться во время обучения.

На момент начала отработки этой техники, метателю нужно изменить мышление, метание ножа на 80% психологический процесс и только на 20% физический. Чем больше вы хотите воткнуть нож, тем более хаотичнее нож летит.

В стиле Ахмаду всё противоречит привычкам. В повседневной жизни приходиться разжимать пальцы, чтоб освободится от предметов, а в технике Ахмаду, студенты должны уметь делать сход ножа из сжатых пальцев. Одним из ключевых в этой технике является то, что вы должны расслабиться... ваш ум расслабиться и ваше тело также расслабиться, тогда вы сможете контролировать свой ум и свое тело.

Обучение проходит этап за этапом, тогда это лишь вопрос времени. Нужно развивать способность - преодоление разочарования - это очень важно.

После начала обучения, с освоением некоторых этапов техники Ахмаду, следующим препятствием будет чувство удовлетворения, или уверенность в избытке уже освоенного.

Даже обладая ножом инструктора школы Ахмаду, я нахожусь в начале пути, вижу как развиваться дальше. Полученное звание инструктора Школы Ахмаду - это всего лишь знак о понимании основных правил и основного принципа метания ножа в стиле Ахмаду, это то что помогает обучить основам техники других студентов. Это не конец путешествия. Еще есть лестница, которую нужно пройти, и есть глубина для погружения. Достижениям нет конца и они различные. По моему мнению, стиль Ахмаду - это физическая активность, которая может стать путем саморазвития любого студента. Цель этой техники не просто научить воткнуть нож, а формирование самости, делать людей добрее и научить использовать свой потенциал."

«Лично для меня стиль Ахмаду - это больше даже сам Наиль и его подход к жизни, его мировоззрение, чем движения тела и мысли при метании ножа. Мне очень повезло учиться лично у создателя стиля. Поэтому я не могу представить, как бы выглядел этот стиль отдельно от Мастера. Я горжусь своим дипломом и тем, что получил почетное звание Инструктора школы боевых искусств.
Во-первых, я нашел применение своей страсти к ножам. Простое коллекционирование или собирательство перестало быть интересным, я стал интересоваться историей и философией боевых искусств.
Во-вторых, я нашел много единомышленников. Как ни странно, через метание ножа я научился контролировать взрыв эмоций. Я научился сбрасывать напряжение мышц. В течение дня замечаю, что какие-то мышцы слишком забиты и моментально их привожу в порядок только подумав про это или обратив на это внимание. Стал немного разбираться со своей "кукушкой" (работой мозга). Например, стал контролировать напряжение запястья при работе с компьютерной мышкой и электронным пером, чтобы избежать профессиональных заболеваний суставов.
Даже в "дизайне" я перерос агрессивную подачу материала и пришел к неагрессивному стилю.
Занимаясь метанием ножа, я сконструировал несколько ножен, облегчающих хранение, транспортировку и пользование метательными ножами. Так же я сконструировал свою модель метательного ножа, которую одобрил Мастер, так же научился кастомизировать и точить ножи, обрабатывать сталь, что немаловажно для домашнего хозяйства.»

"Обучение в стиле Ахмаду это не просто втыкание железяки в деревяшку. В углубленном изучении стиля мне больше нравиться работать над своей психикой, сознанием, как говорит Наиль - «кукушкой». От психического состояния зависит 90% результата. Увеличение дистанции метания полностью зависит от психики. Для метания в стиле Ахмаду нужно войти в так называемое состояние нуля, не отвлекаться на раздражители из вне и внутри себя, от этого так же зависит точность и стабильность втыков ножа. Во время обучения нужно постоянно концентрировать внимание, контролировать свои действия, сдерживать едва уловимые желания, анализировать каждый бросок и работать над ошибками. Тренировка обеих рук очень важна для того чтоб мышцы тела развивались симметрично. Интересна работа над сложно-координационными действиями, кажется что это невозможно, но благодаря специальным упражнениям становится достижимым. Укрепились и растянулись мышцы, моё тело стало намного гибче. Мне нравиться что есть много упражнений, которые я могу выполнять без ножа, не находясь в спортзале и не привлекая внимания окружающих, это даёт мне возможность больше времени уделять своему увлечению.

"Метание ножа в стиле Ахмаду - это искусство, стиль метания номер 1 в мире, красивый, яркий.

Метать нож в стиле невозможно научиться в одночасье, проверено на себе, важна последовательность. Это сочетание ума и тела, умение управлять своим состоянием, умение контролировать эмоции, умение вовремя расслабить или напрячь ту или иную мышцу для того что бы пазл сложился и нож выстрелил как пуля из ствола пистолета.

Очень много психических моментов с которыми надо работать, например уход на дистанцию, нож перестаёт втыкаться когда ты отходишь буквально на несколько сантиметров назад. Заставляешь себя анализировать, и только с помощью профессионального наставника ты сможешь за короткий срок овладеть этой техникой.

Ты находишься здесь и сейчас, в осознанном состоянии.

Это особый навык, с одной стороны, а с другой стороны, научиться метать нож может каждый.

Метание ножа в стиле Ахмаду требует постоянной концентрации внимания.

Безусловно духовная составляющая, я стал практиковать медитацию, хотя меня этому никто не учил, моё тело, мозг к этому адаптировалось, порой сам удивляюсь, в течении дня уединяюсь, расслабляюсь думая о метании ножа.

Прежде всего любовь, бывает такое что с ножом и днём и ночью не расстаёшься.

Метание ножа успокаивает, а в сочетании с природой, ты просто воссоединяешься, ловишь кайф, и это наверно только можно сравнить когда ты с любимой женщиной, ты весь в процессе.

Если говорить что метание мне дало в физической составляющей, так это гибкость тела, лёгкость.

Ещё я нашёл подтверждение тому что существует связь ученика и учителя. Важно уметь слышать, следовать системе.

Будешь изобретать велосипед, увы, будешь идти долгим и мучительным путём."



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: