Основные ттх боевые возможности пла лос анджелес. Тактико-технические характеристики атомной подводной лодки типа «Лос-Анджелес. класса «Los Angeles»
две турбины, два ДГ «Fairbanks-Morse»
7 лопастный винт
минное вооружение
«Лос-Анджелес» - серия многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США . В настоящее время в составе ВМС США насчитывается 46 из 62 построенных АПЛ типа «Лос Анджелес. Первая АПЛ серии вступила в строй в г., последняя - USS «Cheyennе» была закончена в г. Корабли строились компаниями Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг (Newport News Shipbuilding) и Дженерал Дайнемикс Электрик Бот Дивижн (General Dynamics Electric Boat Division).
Девять АПЛ типа «Лос Анджелес» были задействованы во время войны в Персидском заливе (1991 г.), во время которой производились пуски КР «Томагавк» с двух из них.
Ссылки
- ship.bsu.by Энциклопедия кораблей / Многоцелевые ПЛ /Лос Анджелес.
Атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес» | ||
---|---|---|
Подсерия I |
Los Angeles Baton Rouge Philadelphia Memphis Omaha Cincinnati Groton Birmingham New York City Indianapolis Bremerton Jacksonville Dallas La Jolla Phoenix Boston Baltimore City Of Corpus Christi Albuquerque Portsmouth Minneapolis-St. Paul Hyman G. Rickover Augusta San Francisco Atlanta Houston Norfolk Buffalo Salt Lake City Olympia Honolulu |
|
Подсерия II. АПЛ «Лос-Анджелес» VLS |
||
Подсерия III. «Усовершенствованный Лос-Анджелес» |
San Juan Pasadena Albany Topeka Miami Scranton Alexandria Asheville Jefferson City Annapolis Springfield Columbus Santa Fe Boise Montpelier Charlotte Hampton Hartford Toledo Tucson Columbia Greenville Cheyenne |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Лос-Анджелес (ПЛ)" в других словарях:
- (Los Angeles), город и порт на юге Тихоокеанского побережья США, штат Калифорния. 3,5 млн. жителей (1994, с пригородами свыше 7 млн. жителей). Лос Анджелес вытянут с севера на юг более чем на 80 км. Международный аэропорт. Главный экономический… … Энциклопедический словарь
В ВМС США насчитывается 51 АПЛ типа "Лос-Анджелес", шестнадцать из них дислоцируются на Тихом океане и тридцать две - в Атлантике. Первая АПЛ серии вступила в строй в 1976г., последняя - USS "Cheyennе" была закончена в 1996г. Корабли строились компаниями Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг (Newport News Shipbuilding) и Дженерал Моторс Дайнемикс Электрик Бот Дивижн (General Dynamics Electric Boat Division).
Девять АПЛ типа "Лос-Анджелес" были задействованы во время войны в Персидском заливе (1991г.), во время которой производились пуски КР "Томагавк" с двух из них.
АПЛ типа "Лос-Анджелес" являются ударными подводными лодками, оснащёнными также средствами для борьбы с ПЛ противника, ведения разведывательных действий, специальных операций, переброски спецподразделений, нанесения ударов, минирования, поисково-спасательных операций.
Ракетное вооружение
АПЛ типа "Лос-Анджелес" построенные после 1982г. оборудованы 12 вертикальными ПУ для пуска ракет. АПЛ оснащены боевой информационной системой CCS Msrk 2.
Ракетное вооружение составляют КР "Томагавк" в вариантах для атаки наземных и надводных целей. КР "Томагавк" в варианте для атаки береговых объектов имеет дальность 2500 км. Система TAINS (Tercom Aided Inertial Navigation System - Полуавтоматическая инерциальная навигационная система Терком) управляет полётом ракеты к цели на дозвуковой скорости на высоте от 20 до 100м. "Томагавк" может оснащаться ядерной боевой частью. Противокорабельный вариант КР "Томагавк" оснащается инерциальной системой наведения, а также активной противорадиолокационной головкой самонаведения. дальность составляет до 450 км.
В состав вооружения АПЛ типа "Лос-Анджелес" также входит противокорабельная ракета "Гарпун". ПКР "Гарпун" в модификации для подводных лодок оснащается активной радиолокационной головкой самонаведения и имеет 225 килограммовую БЧ. Дальность составляет 130 км. при околозвуковой скорости полёта.
Торпеды
АПЛ имеют четыре 533мм ТА расположенных в средней части корпуса а также систему управления торпедной стрельбой "Марк 117". Боезапас включает 26 торпед или ракет запускаемых из торпедных аппаратов, включая КР "Томагавк", ПКР "Гарпун" и торпеды "Марк 48 ADCAP". Торпеды "Gould Марк 48" предназначены для поражения как надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Торпеда управляется как с передачей команд по проводу, так и без него и использует активную и пассивную систему самонаведения. Кроме того эти торпеды оборудованы системой многократной атаки, которая применяется при потере цели. Торпеда осуществляет поиск, захват и атаку цели.
АПЛ также может принимать мины моделей "Mobile Mark 67" и "Captor Mark 60".
Средства РЭБ
Средства РЭБ АПЛ включают поисковую систему BRD-7, системы обнаружения WLR-1H и WLR-8(v)2 и систему обнаружения РЛС WLR-10. Проходят испытания системы акустического обнаружения и противодействия AN/WLY-1 для замены существующей системы акустического обнаружения WLR-9A/12. АПЛ оборудована системой торпедных ловушек "Mark 2".
Гидролокаторы и датчики
АПЛ типа "Лос-Анджелес" оснащены большим набором гидролокационного оборудования и датчиков: пассивная буксируемая антенна ТВ-23/29, боковая антенна BQG 5D, низкочастотный пассивный и активный гидролокатор BQQ 5D/E, высокочастотный активный гидролокатор ближнего действия Ametek BQS 15 используемый также для обнаружения льдов, высокочастотный активный гидролокатор MIDAS (Mine and Ice Detection Avoidance System - Система обнаружения и избегания мин и льдов), активный поисковый гидролокатор Raytheon SADS-TG.
АПЛ оборудованы водо-водяными реакторами GE PWR S6G, мощностью 26 МВт, разработки Дженерал Электрик. Имеется вспомогательный двигатель мощностью 242 кВт. Срок службы топливных элементов реактора около 10 лет.
История атомных киллеров типа «Лос-Анджелес» началась в 1906 году, когда в зал Иммиграционной службы острова Эллис (Нью-Йорк) вошла семья эмигрантов из Российской Империи – Авраам, Рахиль и их шестилетний сын Хаим. Малец оказался не промах – когда подрос, поступил в Военно-морскую академию и стал четырехзвездочным адмиралом ВМС США. Всего Хайман Риковер прослужил на флоте 63 года и служил бы еще, не попадись на получении взятки в 67 тыс. долларов (сам Риковер до конца отпирался, заявляя, что эта «ерунда» никак не влияла на его решения).
В 1979 году после крупной аварии на атомной электростанции «Три-Майл-Айлэнд» Хайман Риковер, как эксперт, был вызван в Конгресс для дачи свидетельских показаний. Вопрос звучал прозаически: «В глубине океанов движутся сто атомных субмарин ВМС США – и ни одной аварии с активной зоной реактора за 20 лет. А у тут развалилась стоящая на берегу новая АЭС. Может быть адмирал Риковер знает какое-то волшебное слово»?
Ответ престарелого адмирала был прост: никаких секретов нет, нужно всего лишь работать с людьми. Лично общаться с каждым специалистом, дураков сразу отстранять от работы с реактором и выгонять с флота. Всем высоким чинам, кто по каким-то причинам мешает готовить личный состав в соответствии с этими принципами и саботирует выполнение моих инструкций, объявлять беспощадную войну и тоже выгонять их с флота. Безжалостно «грызть» подрядчиков и инженеров. Безопасность и надежность – вот основные направления работы, иначе даже самые мощные и современные субмарины будут топиться пачками в мирное время.
Принципы адмирала Риковера (безопасность и надежность превыше всего) легли в основу проекта «Лос-Анджелес» - самой многочисленной серии в истории атомного подводного флота, состоящей из 62 многоцелевых атомных подлодок. Назначение «Лос-Анджелесов» (или «Лосей» - прозвище лодок на советском флоте) – борьба с надводными кораблями и субмаринами противника, прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Скрытное минирование, разведка, специальные операции.
Если брать за основу только табличные характеристики: «скорость», «глубина погружения», «количество торпедных аппаратов», то на фоне отечественных «Тайфунов», «Антеев» и «Щук», «Лос-Анджелес» выглядит как бездарное корыто. Однокорпусный стальной гроб, разделенный на три отсека – любая пробоина станет для него смертельной. Для сравнения, прочный корпус отечественной многоцелевой АПЛ пр. 971 «Щука-Б» разделен на шесть герметичных отсеков. А у гигантского ракетоносца проекта 941 "Акула" их вообще 19!
Всего четыре торпедных аппарата, расположенные под углом к диаметральной плоскости корпуса. В результате «Лось» не может стрелять на полном ходу – иначе торпеду попросту сломает набегающим потоком воды. Для сравнения, «Щука-Б» имеет 8 носовых ТА и способна применять свое оружие во всем диапазоне рабочих глубин и скоростей.
Рабочая глубина погружения «Лос-Анджелеса» всего 250 метров. Четверть километра – неужели этого мало? Для сравнения, рабочая глубина погружения «Щуки-Б» - 500 метров, предельная – 600!
Каноническое изоображение АПЛ типа "Лос-Анджелес"
Скорость лодки. Удивительно, но здесь у американца все не так плохо – в подводном положении «Лось» способен разгоняться до 35 узлов. Результат более чем достойный, всего на шесть узлов меньше, чем у невероятной советской «Лиры» (проект 705). И это без использования титановых корпусов и страшных реакторов с металлическим теплоносителям!
С другой стороны, высокая максимальная скорость никогда не была самым важным параметром подводной лодки – уже на 25 узлах акустики лодки перестают что-либо слышать из-за шума набегающей воды и субмарина становится «глухой», а на 30 узлах лодка грохочет так, что ее слышно на другом конце океана. Высокая скорость – полезное, но не слишком важное качество.
Главное оружие любой субмарины – скрытность. В этом параметре заключен весь смысл существования подводного флота. Скрытность определяется в первую очередь уровнем собственных шумов подлодки. Уровень собственных шумов АПЛ типа «Лос-Анджелес» не просто соответствовал мировым стандартам. Подлодка типа «Лос-Анджелес» сама задавала мировые стандарты.
Причин исключительной малошумности «Лосей» было несколько:
Однокорпусная конструкция. Уменьшалась площадь смачиваемой поверхности, и, как следствие, шум от трения о воду при движении лодки.
Качество изготовления винтов. К слову, качество изготовления винтов советских АПЛ третьего поколения тоже возросло (а их шумность уменьшилась) после детективной истории с покупкой высокоточных металлорежущих станков фирмы Toshiba. Узнав о тайной сделке между СССР и Японией, Америка закатила такой скандал, что бедная Toshiba чуть не лишилась доступа на американский рынок. Поздно! На просторы Мирового океана уже вышли «Щуки-Б» с новыми винтами.
Некоторые специфические моменты, такие, как рациональное размещение оборудования внутри лодки, амортизация турбин и силового оборудования. Контуры реактора имеют большую степень естественной циркуляции теплоносителя – это позволило отказаться от насосов большой производительности, а, следовательно, снизить шумность «Лос-Анджелеса».
Подлодке мало быть быстрой и скрытной – для успешного выполнения задач необходимо иметь конкретное представление об окружающей обстановке, научиться ориентироваться в толще воды, находить и опознавать надводные и подводные цели. Долгое время, единственными средствами внешнего обнаружения были перископ и гидроакустический пост с анализатором в виде уха матроса-акустика. Ну еще гирокомпас, показывающий, где же Север под этой чертовой водой.
У «Лос-Анджелеса» все намного интереснее. Американские инженеры сыграли ва-банк – из носовой части лодки демонтировали все оборудование, включая торпедные аппараты. В результате, всю носовую часть корпуса занимает сферическая антенна гидроакустической станции AN/BQS-13 диаметром 4,6 метра. Также, в состав гидроакустического комплекса подлодки входит конформная антенна бокового обзора, состоящая из 102 гидрофонов, активный высокочастотный гидролокатор для обнаружения естественных препятствий (подводных скал, ледяных полей на поверхности воды, мин и т.д.), а также двумя буксируемыми пассивными антеннами длиной 790 и 930 метров (с учетом длины троса).
Другие средства сбора информации включают в себя: аппаратуру измерения скорости звука на различных глубинах (совершенно необходимое средство для точного определения расстояния до цели), радиолокатор AN/BPS-15 и систему радиотехнической разведки AN/WLR-9 (для работы на поверхности), перископ общего обзора (тип 8) и перископ атаки (тип 15).
Впрочем, никакие крутые датчики и гидролокаторы не помогли АПЛ «Сан-Франциско» - 8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу. Один моряк погиб, еще 23 получили ранения, а шикарная антенна в носовой части оказалась разбита вдребезги.
USS San Francisco (SSN-711) после столкновения с подводным препятствием
Слабость торпедного вооружения «Лос-Анджелесов» в некоторой степени компенсируется широким ассортиментом боеприпасов – всего на борту лодки 26 дистанционно управляемых торпед Mk.48 (калибр 533 мм, масса ≈ 1600 кг), противокорабельных ракет SUB-Гарпун, противолодочных ракетоторпед SUBROC, крылатых ракет «Томагавк» и «умных» мин «Кэптор».
Для увеличения боевой эффективности, в носовой части каждого «Лос-Анджелеса», начиная с 32-ой по счету лодки, стали устанавливать еще 12 вертикальных пусковых шахт для хранения и запуска «Томагавков». Кроме того, часть подлодок оснащены контейнером Dry Deck Shelter для хранения снаряжения боевых пловцов.
Модернизация проводилась не «для галочки», а исходя из реального боевого опыта – «Лос-Анджелесы» регулярно привлекаются для нанесения ударов по береговым целям. «Лоси» в крови по самые рога – в списках уничтоженных целей Ирак, Югославия, Афганистан, Ливия…
USS Greeneville (SSN-772) с закрепленным на её корпусе Dry Deck Shelter
Последние 23 лодки строились по измененному проекту «Улучшенный Лос-Анджелес». Субмарины этого типа были специально приспособлены для действий в высоких широтах под ледовым куполом Арктики. У лодок демонтировали рубочные рули, заменив их убираемые рули в носовой части. Винт был заключен в профилированную кольцевую насадку, что еще больше снизило уровень шумов. Частичной модернизации подверглась радиоэлектронная «начинка» лодки.
Последняя лодка серии «Лос-Анджелес», получившая название «Шайенн», была построена в 1996 году. В то время, когда достроились последние лодки серии, первые 17 единиц, отслужив положенный срок, уже отправлялись на слом. «Лоси» до сих пор составляют основу подводного флота США, на 2013 год в строю все еще находятся 42 подлодки этого типа.
Возвращаясь к нашему изначальному разговору – что же все-таки получилось у американцев –никчемная жестяная «лохань» с заниженными характеристиками или высокоэффективный подводный боевой комплекс?
Чисто с точки зрения надежности, «Лос-Анджелесы» установили до сих пор никем не побитый рекорд – за 37 лет активной эксплуатации на 62 лодках этого типа не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с повреждением активной зоны реактора. Традиции Хаймана Риковера живы до сих пор.
Что касается боевых характеристик, создателей «Лосей» можно немножко похвалить. Американцам удалось построить в целом удачный корабль с упором на важнейшие характеристики (скрытность и средства обнаружения). Лодка, несомненно, была лучшей в мире в 1976 году, но к середине 1980-х, с появлением в составе ВМФ СССР первых многоцелевых АПЛ проекта 971 «Щука-Б», американский подводный флот вновь оказался в положении «догоняющего». Осознавая некоторую ущербность «Лося» перед «Щукой-Б», в Штатах началась разработка проекта «СиВулф» - грозного подводного крейсера по цене $3 млрд. долларов за штуку (всего осилили постройку трех «СиВулфов»).
В целом, разговор о лодках типа «Лос-Анджелес» это не столько разговор о технике, сколько разговор об экипажах этих субмарин. Человек – мера всему. Именно благодаря подготовке и тщательному обслуживанию техники, американским морякам удалось за 37 лет не потерять ни одной лодки этого типа.
Post scriptum. В апреле 1984 года отставной адмирал Хайман Риковер получил на свое 84-летие классный подарок – названный в его честь 7000-тонный боевой подводный корабль типа «Лос-Анджелес».
Город Лос-Анджелес - это не только пальмы, пляжи и «Hollywood », это еще название многоцелевых атомных подводных лодок США .
Американская субмарина класса « Los Angeles » в период «холодной войны» была передовой среди подводных лодок мира, да и сейчас руководство ВМС США не снижает своей активности по их совершенствованию. За последние двадцать лет было построено 62 современные подводные лодки типа « Los Angeles ». Они стали самой количественной серией субмарин . На первый взгляд число может показаться не очень большим, но подводная лодка изделие штучное и достаточно дорогое. Соотношение цены истребителя и современной подводной лодки , такое же, как у скромной малолитражки и лимузина. Атомные подводные лодки США типа « Los Angeles » - самые многочисленные атомоходы в мире.
Разработки по проекту начались в конце 60-х годов. В те годы, Вооруженные Силы СССР быстро наращивали подводный флот, он становился глобальной силой и все чаще оттеснял американцев в мировых водах. Усиление страны советов было вызовом, на который ВМС США не могло не ответить. Их беспокоило быстрое развитие атомных подводных лодок и . С помощью советских подводных лодок флот СССР мог перекрыть коммуникации и этим изолировать США и превратить страну в остров. Американцы решили ответить качеством и количеством. Новые атомные подводные лодки США должны были стать чемпионами в бесшумности на долгие годы. Технологий подобных американским у СССР тогда не было. Кроме того, новая серия проектировалась под передовое оружие - крылатые ракеты типа «Tomahawk ».
атомная подводная лодка
класса «Los Angeles»
USS Los Angeles»
атомная подводная лодка США « USS Los Angeles»
атомная подводная лодка «USS Dallas»
атомная субмарина « USS Honolulu»
атомная подводная лодка « USS Tucson»
атомная подводная лодка США « USS Providence» на перископной глубине
Строительство современных подводных лодок развернули на двух верфях «Newport News shipbuilding » в Норфолке и «Electric Boat ». Первая подводная лодка под названием «Los Angeles» была спущена на воду 12 ноября 1976 года . Через девять лет была построена уже двадцатая субмарина «Honolulu» (SSN 718). АПЛ оснащались различными типами торпед, предназначенные для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями , а также вооружались противокорабельными ракетами типа «Harpoon ».
Ракеты «Tomahawk », находящиеся на борту американской подводной лодки типа «Los Angeles » были нескольких типов и отличались между собой дальностью поражения: одни с дальностью до 400 км для борьбы с надводными кораблями, другие - до 2000 км с ядерным боезапасом. Это было революцией среди подводных лодок мира. Впервые многоцелевые подводные лодки получили ракеты большой дальности. Причем их запуск осуществлялся через четыре торпедных аппарата.
С появлением подводной лодки США «Providence » (SSN 719) субмарины типа «LOS ANGELES » начали строить с отдельными вертикальными шахтами для ракет «Tomahawk ». Инженерам-судостроителям удалось разместить до двенадцати пусковых установок на борту подлодки .
В конце 80-х годов современные подводные лодки СССР, вплотную приблизились к американским подводным лодкам по уровню скрытности, глубине погружения, скорости хода, а также по некоторым видам оружия даже превзошли их. Преимущество иссякло, и руководство приняло решение модернизировать атомные подводные лодки США класса «Los Angeles ». Начиная с субмарины «San Huan », которая стала сороковой по счету, и до последней в серии, завершенной в 1996 году, эти атомоходы получили более тихий ход за счет улучшения поверхности. Разумеется, их оборудовали современной электроникой. типа «Los Angeles » неоднократно участвовали в операциях в Персидском заливе. Некоторые из них останутся в строю в течение 20 лет. Самую количественную серию подводных лодок заменило поколение
Первые лодки ВМС США, получившие комплекс АСБУ, тогда ещё AN/BSY-1.
Ракетное вооружение
АПЛ типа «Лос-Анджелес», построенные после 1982 года, оборудованы 12 вертикальными пусковыми установками для крылатых ракет. АПЛ оснащены боевой информационной системой CCS Mark 2.
Ракетное вооружение составляют КР «Томагавк» в вариантах для атаки наземных и надводных целей. К 1991 году 3/4 лодок типа «Лос-Анджелес» были вооружены КР «Томагавк». Сохранена возможность пуска ПКР через торпедные аппараты. КР «Томагавк» в варианте для атаки береговых объектов имеет дальность 2500 км (с ядерной боеголовкой), 1600 км с обычной. Система TAINS (Tercom Aided Inertial Navigation System - Полуавтоматическая инерциальная навигационная система «Терком ») управляет полётом ракеты к цели на дозвуковой скорости на высоте от 20 до 100 м. «Томагавк» может оснащаться ядерной боевой частью. Противокорабельный вариант КР «Томагавк» оснащается инерциальной системой наведения, а также активной противорадиолокационной головкой самонаведения, дальность пуска составляет до 450 км. [ ]
В состав вооружения АПЛ типа «Лос-Анджелес» также входит противокорабельная ракета «Гарпун». ПКР «Гарпун » в модификации для подводных лодок оснащается активной радиолокационной головкой самонаведения и имеет 225 килограммовую БЧ. Дальность составляет 70 км при околозвуковой скорости полёта. [ ]
Типичный вариант боевой загрузки (последних модификаций) - 12 ПКР «Томагавк» , 6-8 ПКР «Гарпун» , 16 торпед Mk 48 ADCAP. [ ]
Торпедное вооружение
АПЛ «Лос-Анджелес» имеют четыре 533-мм торпедных аппарата, расположенных в средней части корпуса и позволяющих вести стрельбу на полной скорости хода, а также систему управления торпедной стрельбой «Mark 113», а начиная с SSN-700 - «Марк 117». Боезапас включает 26 торпед или ракет, запускаемых из торпедных аппаратов, включая КР «Томагавк», ПКР «Гарпун» и торпеды «Mark 48 ADCAP ». Торпеды «Gould Марк 48» предназначены для поражения как надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Торпеда управляется как с передачей команд по проводу, так и без него и использует активную и пассивную систему самонаведения. Кроме того эти торпеды оборудованы системой многократной атаки, которая применяется при потере цели. Торпеда осуществляет поиск, захват и атаку цели. [ ]
АПЛ «Лос-Анджелес» также может принимать мины моделей «Mobile Mark 67» и «Captor Mark 60». [ ]