Вспомогательный двигатель внутри танка м3 грант. Medium Tank M3 Средний танк М3 Ли (Грант). Оборудование, экипаж и снаряжение

Северная Африка.

Верные своим обязательствам США ещё в 1941 г. прорабатывали возможность совместной высадки с силами Британского Содружества в Северной Африке, где предполагалось открыть «Второй фронт» и окончательно решить проблему с итало-немецким присутствием на этом континенте и вывести из войны Францию. Окончательный вариант был одобрен несколькими месяцами позднее – целью стал алжирский порт Оран, где 8 ноября 1942 г. был высажен крупный десант союзных войск в составе Центральной оперативной группы. Американские бронетанковые силы на этом участке фронта были представлены несколькими соединениями, среди которых самым крупным была 1-я бронетанковая дивизия (1th Armored Division). Планы союзников действительно оправдались, но далеко не сразу. Средними танками М3 было оснащено только одно подразделение – это был 13-й танковый полк, сформированный 15 июля 1940 г. на базе 13-го кавалерийского полка 7-й кавалерийской бригады.

Разумеется, в сражения американцы вступили не сразу. После серии локальных боёв с французскими войсками, капитулировавшими спустя сутки, наступила продолжительная пауза, пока союзники проводили перегруппировку. Боевое крещение американские танки из состава 2-го батальона приняли 26-го ноября, когда батальон легких танков М3 вступил в бой с немецкими танками из состава 190 Pz.Abt.

Далее, 28 ноября американцам была поставлена задача «поддержать огнем и маневром» Нортхэмптонширский полк английской пехоты, атаковавший позиции противника у Джедейи. Не имевшие никакого боевого опыта американцы показали себя не с лучшей стороны – часть танков была расстреляна несколькими замаскированными противотанковыми орудиями немцев, а остальным пришлось отойти на исходные позиции. Следующие столкновения с немцами для 13-го полка также ничем хорошим не закончились. Достаточно сказать, что уже к декабрю 1942 г. общие потери составили 84 легких танков обоих батальонов и 40 средних танков 2-го батальона. В тот же период началось постепенное переоснащение этот батальона на танки М4, но ими успели оснастить только одну роту. Даже сами американские танкисты признавали, что средние М3 явно слабее немецкого Pz. IV с любым орудием.

Настоящий разгром был учинен 1-й бронетанковой дивизии в ходе Кассеринского сражения, где ей противостояли подразделения 10-й и 21-й немецких танковых дивизий. Только в течение 14 - 15 февраля 1943 г., в ходе боёв у Сбейтлы (Sbeitla), немцам удалось уничтожить практически все средние танки М4 обоих батальонов 1-го танкового полка и М3 из 3-го батальона 13-го танкового полка. Относительно повезло 3-му батальону, который до этого оставался в арьергарде. Поставленные в засаду танки М3 в ходе боя 17 февраля подбили 5 немецких Pz. III и Pz. IV. Спустя четыре дня батальон, при поддержке британских частей, был брошен для отражения атак противника под Джабель-эль-Хамру.

Несмотря на жестокие (по американским меркам) потери использование танков М3 продолжалось вплоть до мая 1942 г., пока в Тунисе не капитулировали остатки итальянских и немецких войск. По состоянию на начало месяца 1-й дивизии ещё оставался 51 средний танк М3 и 178 М4. «Ли» находились в составе только трех танковых батальонов и, небольшое количество, во 2-м батальоне 13-го полка. Последняя крупная операция с их участием состоялась в марте 1943 г., во время штурма Бизерты – здесь танки М3 подержали наступление 34-й дивизии. Оставшиеся машины впоследствии передали частям Свободной Франции.

Тихий океан.

Совсем немного послужили танки М3 на Тихом океане. Первыми и последними «понюхали пороху» танкисты 193-го танкового батальона 27-й пехотной дивизии, участвовавшие 20 - 23 ноября 1943 г. в боях за атолл Тарава и близлежащие острова архипелага Гилберта. Собственно, подразделения батальона атаковали не саму Тараву, а атолл Мэкин (Makin), располагавшийся рядом с ней. Операция была спланирована очень тщательно, поскольку десанту предстояло преодолеть широкую песчаную отмель, где танки и солдаты были как на ладони перед японскими пулеметными гнездами и артиллерией.

Средние танки роты А (Company A) входили во вторую волну десанта и должны были огнем своих 75-мм орудий поддержать атакующую японские укрепления пехоту, а также прикрыть огнем амфибийные машины LVT. Японцы были готовы к нападению и задолго до прибытия американцев успели возвести целую сеть оборонительных сооружений. Наиболее мощным из них являлся Западный Танковый Барьер (West Tank Barrier), практически непреодолимый для легких «стюартов». Впрочем, 193-й батальон располагал машинами обеих типов.

Утром 23-го ноября 1943 г. в бой пошли средние танки модификации М3А5, достаточно быстро сломившие сопротивление японских войск, хотя операция прошла не совсем так, как планировали американцы. Первыми, между 09:10 и 09:23, на берег выгрузили два средних танка с транспорта «Belle Grove» – им предстояло обеспечить огневое прикрытие для легких танков, амфибий и пехоты, уже успевших выгрузиться с первого транспортного судна. В скором времени подоспел и третий транспорт с 16 амфибиями. Первая волна нападавших залегла, не пройдя и 100 метров – положение для танкистов осложнялось типом местности – по сути, танки двигались по залитому водой ровному пляжу. В то же время LVT смогли продвинуться немного дальше и средние танки роты А оказались между ними. Несмотря на то, что атакующая группа двигалась по мелководью, два М3 попали в воронки от снарядов, которые были неразличимы в мутной воде, и заглохли. Экипажи попытались выбраться из остановившихся машин, но тут же были скошены огнем из пулеметов. Остальные танки старались маневрировать среди рифов, находясь под постоянным обстрелом 37-мм противотанковых орудий японцев. Командир батальона капитан Роберт С. Браун впоследствии признавал, что в тот момент бой вошел в критическую стадию. Ситуация осложнялась также тем, что танкисты вели огонь по японским укреплениям в буквальном смысле сквозь нестройные ряды LVT и часть амфибий получила повреждения от танковых орудий. Впрочем, оборону всё же смогли прорвать в нескольких местах. Экипажу одного из М3 удалось-таки миновать полосу обстрела из противотанковых пушек и, избежав подрыва на минном поле, подавить одно пулеметное гнездо. По оценке командира танка всего было выпущено 100 снарядов, из которых не менее 30 легли в цель, убив немало солдат противника. Как только ситуация стабилизировалась экипажи LVT и М3 приступили к тотальной зачистке пляжа. Фактически, между 10:58 и 11:30 американцы уже овладели контролем над ситуацией и дальше, как говориться, было делом техники. Спустя час кольцо вокруг Барьера было сомкнуто, в чем немалую роль сыграл своевременный подход легких танков «стюарт».

После 12:00 японцы начали отступать в лесной массив, оставляя на передовой только небольшие группы солдат и снайперов. В это время танки рот А и F предприняли выдвижение вглубь острова, не вступая в бой с противником. Примерно в 12:30 танковая группа попала под обстрел 37-мм противотанковых орудий и командир роты F запросил поддержки. Вперед выдвинулось пять средних М3, начавших методично зачищать местность от пулеметных точек. Спустя час танки достигли южного конца острова, где встретили сильное сопротивление японской пехоты. В это де время рота G, при поддержке трех средних М3, продвигалась вдоль дороги – здесь японцы оборудовали две долговременные огневые точки с тяжелыми пулеметами и ещё предназначалась для 37-мм пушки, но была оснащена только пулеметами. Два первых ДОТа удалось уничтожить достаточно быстро, а вот с третьим возникли проблемы. Тем не менее, к 16:00 «коробочка» захлопнулась. Две американские группы зажали японские войска без всякой возможности на прорыв, а финальным аккордом стала атака четырех средних танков М3, огнем своих 37-мм и 75-мм пушек подавивших последние крупные очаги сопротивления. Другие четыре М3 не менее успешно действовали на восточной стороне острова, причем активную поддержку им оказали 105-мм полевые орудия, выгрузившиеся вслед за десантниками.

В общей сложности, к 17:00 сопротивление японцев на Мэкине стало носить очаговый характер и к исходу дня остатки оборонявшихся начали сдаваться в плен. Действия танкистов 193-го танкового батальона можно было оценить как успешные, однако, на острове не хватало мощных противотанковых средств, а японских танков там не было совсем. После этого американская армия средние танки М3 в боях не использовала (если не считать машин на их базе), поскольку в 1943 г. основы танковых сил США составляли более новые М4 «Sherman».

М3 был первым средним танком, начавшим поступать на вооружение формирующихся бронетанковых частей и соединений американской армии. Его особенностью является расположение вооружения в три яруса. В нижнем ярусе, в спонсоне, установлено 75-мм орудие с углом горизонтального наведения 32 градуса. Второй ярус представляет собой башню кругового вращения с установленным в ней 37-мм орудием и спаренным с ним пулеметом. В третьем ярусе, в башенке, размещен пулемет, из которого можно вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Для поворота башни с 37-мм пушкой, кроме механического привода может, использоваться и гидравлический. Наведение орудия по вертикали осуществлялось механическим приводом. Использовались перископические прицелы и призменные приборы наблюдения. Башни и корпус изготовлялись литыми, сварными и клепаными. В частности, носовая часть, спонсон и башня изготовлялись методом литья. Конструкция машины в целом была неудачной: недостаточная толщина брони, слишком большая высота, вызванная отчасти применением звездообразных авиационных двигателей, отчасти неудачным размещением вооружения, невысокая огневая мощь, несмотря на большое число единиц вооружения. Тем не менее танк выпускался крупными сериями с 1939 по 1942 год, когда его сменил в производстве более совершенный М4. Всего было выпущено 6258 M3 в шести модификациях, отличающихся друг от друга в основном маркой двигателя и технологией изготовления отдельных деталей корпуса и башни.

Быстрота, с которой разработали и запустили в производство M3, возможно, не имеет аналогов в истории бронетехники. Решающую роль в развертывании массового производства сыграло строительство Детройтского танкового арсенала (в Мичигане, Центр Лайн), который быстро сориентировали на производство. В сентябре 1939 года, когда началась война в Европе, артиллерийско-техническая служба запланировала выдачу контрактов на массовое производство боевых машин предприятиям тяжелого машиностроения, и фактически первым из них легкий М2А4 начал выпускаться фирмой "Америкэн Кар энд Фаундри".

События мая-июня 1940 г. в Европе, заставившие принять новую американскую национальную программу вооружения, показали, что танки - особенно средние - понадобятся в значительно большем количестве, чем предполагалось еще в октябре 1939 г. Фактически в соответствии с потребностью Армии США требовалось выпустить около 2000 машин в течение следующих 18 месяцев, для сравнения имевшийся заказ на 400 легких машин выглядел ничтожным. Президент "Дженерал Моторз Компани" Уильям С. Надсен, будучи членом Совещательной комиссии по национальной обороне, отвечавшей за координацию работ американской оборонной промышленности, считал, что предприятия тяжелой индустрии, производившие в сравнительно небольших количествах продукцию, не могли поставлять танки в возрастающем количестве, чего требовала обстановка, сложившаяся к июню 1940 г.

С точки зрения Надсена, танковая промышленность была аналогична автомобильной, за исключением производства брони. Хотя АТС не соглашалась с такой позицией, она признала необходимость дальнейшего расширения танкового производства и использования опыта специалистов автомобильной промышленности в организации массового производства. Британскую танковую комиссию направили в США в июне 1940 г., когда англичанам катастрофически не хватало танков, для выбора американских машин для британской армии и приспособления британской бронетехники для производства в США.

Консультативный комитет национальной обороны отказался от производства английских боевых машин из-за отсутствия производственных мощностей, необходимых для реализации американской танкостроительной программы. Тогда Британская комиссия ограничилась только выбором M3. В октябре 1940 года англичане заключили контракт с "Болдуин", "Лима" и "Пульман" на производство M3. Эти танки, строившиеся и оплачивавшиеся британцами по первоначальному контракту, получили литые башни, радиостанции, установленные в корме башни, а не в корпусе, как в американском варианте. Башни были длиннее американских, стоявших на M3 за счет кормовой ниши и имели лючки для стрельбы из личного оружия.

Командирскую башенку убрали, да и сама башня была ниже, что уменьшило высоту танка. Эта модификация получила британское обозначение "Грант" (в честь американского генерала Улисса С. Гранта, командовавшего войсками северян в годы гражданской войны. Читайте также - "Танк М24 "Чаффи"), и все 200 заказанных машин с начала 1942 г. поставили 8-й Армии в Западной пустыне. Во время большого сражения у Газалы 27 мая 1940 г. 167 "Грантов" составили основную силу 4-й бронетанковой бригады. Первое время британская армия получала танки, превосходившие по огневой мощи все германские, имевшие 75-мм пушку, способных стрелять бронебойными и фугасными снарядами. M3 "Грант" значительно подняли моральный дух британских танкистов, помогли повернуть колесо Фортуны в пользу британских сил, кроме того, под их впечатлением в Великобритании началась разработка пушки "двойного назначения" для британских машин.

11 марта 1941 г. был утвержден закон о ленд-лизе. В Великобританию стали поставлять и стандартные средние танки M3, которые получили обозначение "Ли" (еще один пример британского юмора - во время гражданской войны генерал Роберт Э. Ли был главнокомандующим армий южан).

К июню 1942 г. 8-я Армия в Египте получила еще 250 M3 , и к началу сражения под Эль-Аламейном в октябре 1942 г. было поставлено около 600 этих машин. С июня 1942 г. в ремонтном парке возле Каира американский персонал переучивал британские экипажи на средние танки M3 (позднее - М4).

Небольшое количество M3 доставили в Великобританию для обучения и использования в качестве специальных машин, но основная часть в британской армии применялась на Ближнем Востоке.

Когда М4 сменили M3, последние перебросили в Бирму британским частям, оснащенным тогда "Матильдами", "Стюартами", и "Валентайнами". Часть их передали Австралии.

Модификации


Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

5640 мм

ширина

2720 мм

высота 3125 мм
Экипаж
5 лет и 5 месяцев назад Комментарии: 2

Здравствуйте, вы решили, что будете выкачивать тяжелые американские танки, обладающие отличными орудиями крепкими башнями? Что ж, сначала вам придется пройти некоторые спорные машины, чтобы приобрести высокоуровневых тяжей. Первым танком, который придется пройти, является M3 Lee. Довольно неоднозначный танк, и да, кстати, это вовсе не средний танк. Но об этом позже. А гайд состоит из 6 частей:


1. Знакомство с машиной
2. ТТХ (Тактико-Технические Характеристики)
3. Плюсы и Минусы
4. Тактика и Применение в бою
5. Оборудование, экипаж и снаряжение
6. Вывод

Знакомство с машиной

Вы исследовали этот танк и купили его. Что же видите в ангаре? Танк, у которого нет башни, а орудие расположено сбоку. Необычно для среднего танка. По документам он средний танк 4 уровня, но на самом деле это ПТ САУ, с орудием, отличающимся высоким уроном в минуту . Что ж рассмотрим М3 подробнее.

ТТХ (Тактико-Технические Характеристики)


По традиции, начнем с орудия. А пушка у М3 Ли отличная, недолгое время сведения, приличный разовый урон, и главное, один из самых высоких ДПМ на уровне и даже выше. Без дополнительного оборудования ДПМ равен 2200 единиц прочности, прекрасные показатели для танка 4 уровня, возможно, лишь су-85Б имеет больший ДПМ, но это ПТ САУ, как по документам, так и по характеристикам. Стоит отметить, что , премиумного тяжелого танка 8 уровня без доп. оборудования, равен 1600 хп. Важно реализовывать наш высокий урон в минуту. Пушка подводит лишь точностью и нехваткой бронепробиваемостью, особенно, если вам кинуло в команду, где половина 6 уровни.

Подвижность у нас довольно приятная. Динамика, уверенный набор скорости. Удельная мощность составляет 15.65 л.с. на тонну. Что вполне достаточно для занятия удобных позиций. Шанс возгорания 20%, еще и трансмиссия спереди, а это значит, что вас могут поджечь в лоб. Это отразится на выбираемом снаряжении.
Радиостанция устанавливается на многие американские машины. Выкачиваете в последнюю очередь.

Она вроде бы есть, но если вы не в топе списка, то она испаряется, даже если мы в верхних строчках списка, у нас много уязвимых зон.

Плюсы и Минусы

Плюсы:

Орудие, у которого только 2 недостатка, один из ярких - пробитие
Неплохая подвижность
Приличный обзор, как для 4 уровня, тем более для СТ – среднего танка
Возможность маской из-за укрытия

Минусы:

Большие размеры, особенно выпирающая башня, которую все пробивают
Нехватка пробиваемости орудия, если вы находитесь внизу списка
Высокий шанс пожара
Из-за большого корпуса у нас плохая маскировка
Довольно часто критуют членов экипажа

Тактика и Применение в бою

Этот танк лучше проявляет себя как ПТ САУ, т.е. может неплохо работать на средней и дальней дистанции. Находясь в топе, вы почувствуете себя средним танком или же тяжелой ПТ САУ, там вам следует вести более агрессивные действия. Однако, не забываем о том, что хетцеры с фугасницей могут уничтожить М3 Ли с одного выстрела. В начале можно поотсреливать противников с дальней или средней дистанции, а потом уже сближаться. Также в городских условиях лучше всего выезжать слева, чтобы крепкая маска отбила снаряд, т.к. неопытных игроков в боях 4 уровня много, то стрелять будут в основном туда.


Если мы среди 5 уровней, тут можно пострелять со средних дистанций, главное, избегать засвета, иначе вас быстро уничтожат. Такие бронированные цели как пробиваются подкалиберными снарядами, т.е. голдовыми. Тут чувствуется нехватка бронепробития пушки. На более ближних дистанциях можно пробивать обычными бронебойными снарядами в щель мехвода или в пулемет. Выцеливать все-таки придется.

Если же вас кинуло к 6 уровням, тут все печально. Но если вы не поскупитесь на голдовые снаряды, то можно весело пробивать тяжей в борт.

Кстати, осторожнее с артиллерией, она может и пробить нас, отправив М3 Ли в ангар.

Оборудование, экипаж и снаряжение

Так как танк проходной, и вы вряд ли оставите его надолго, то про навыки экипажа говорить нету особого смысла.

Снаряжение стандартное: ремкомплект, аптечка, огнетушитель. Уже с 4 уровня стоит возить снаряжение.

Дополнительное оборудование , опять же из-за того, что танк проходной, лучше возить съемное. Стереотруба + Маскировочная сеть . А тратить пару-другую сотен серебра на оборудование не стоит.

Вывод

Не зря многие игроки не любят данный танк, все же недостатки сильно мешают играть. Если бы у М3 Ли не было той картонной башенки, чуть повыше бронепробитие, то танк действительно был бы неплохим. Эти яркие недостатки, к сожалению, делают танк проходным. Но не отчаивайтесь, после этой неоднозначной машины вас ждут прекрасные танки. Желаю нагиба вам.

Подготовил: RasSm

«Трехэтажный» американец Сталина [Танк М3 «Генерал Ли»/«Генерал Грант»] Барятинский Михаил

Прожекторный танк CDL

Прожекторный танк CDL

Наименее известной специальной модификацией танка М3 был ПРОЖЕКТОРНЫЙ ТАНК. В 1940 году англичане разработали концепцию прожекторных танков системы CDL (Canal Defence Light - прожектор обороны канала), названной так главным образом в целях дезинформации противника, поскольку пролив Ла-Манш, именуемый в Британии каналом, никто освещать не собирался. Первой машиной, созданной в рамках этой системы, стала «Матильда».

Вместо штатной на танк устанавливалась специальная башня из 65-мм брони, с расположенной внутри электродуговой лампой мощностью 8 млн. Вт. С помощью системы зеркал луч света фокусировался и направлялся сквозь узкую вертикальную щель в лобовом листе башни. В левой ее половине, за перегородкой, размещался оператор, управлявший прожектором, менявший электроды, а также, при необходимости, использовавший вооружение - пулемет BESA. Второй член экипажа - механик-водитель - по совместительству выполнял функции радиста.

Испытания танков CDL производились в Англии в 1941 году в условиях строгой секретности. Тогда же отрабатывалась и тактика их применения: танки выстраивали в линию на расстоянии примерно 100 ярдов (чуть более 90 м) друг от друга, и на дистанции около 300 ярдов от танковой шеренги лучи света пересекались, создавая сплошную освещенную зону.

В октябре 1942 года танки CDL продемонстрировали представителям высшего американского командования, среди которых были генералы Эйзенхауэр и Кларк, а также генерал Беренс из Департамента вооружения. По возвращению в США последний стал инициатором разработки технических требований к американскому варианту прожекторного танка. В качестве базы принимался средний танк М3, конструкция которого позволяла при установке прожекторной башни сохранить 75-мм пушку в спонсоне.

Американский вариант прожекторного танка М3А1 CDL.

Британский вариант прожекторного танка Grant Mk I CDL.

С целью соблюдения секретности танки системы CDL получили в США довольно странное кодовое обозначение Leaflets (листовки). Шесть комплектных английских прожекторных башен в конце 1942 года были доставлены в Абердин, где их смонтировали на танки М3. Пять из затем отправили в Форт-Нокс для прохождения испытаний, а один использовали для демонстрации военным и производственникам.

Прожекторная башня американской конструкции отличалась от английской деталями. В частности, британцы помимо пулемета BESA часто вооружали свои башни макетом 37-мм пушки. У американских башен макетов не было, да и пулемет был свой - Browning М1919А4. Кроме того, прожекторные танки на базе М3 оснащались более мощными лампами - в 13 млн Вт. Экипаж танка состоял из пяти человек. Привод на генератор мощностью 10 кВт осуществлялся от двигателя танка.

Башня танка Grant Mk I CDL, находящегося ныне в Королевском танковом музее в Бовингтоне. У этой версии отсутствует макет 37-мм пушки.

Прожекторный танк Grant Mk I CDL.

В Великобритании по системе CDL переоборудовали 1850 танков Lee и Grant. Все они получили обозначение Grant CDL. В США контракт на переделку танков М3 в прожекторные был подписан с компанией American Locomotive. В интересах все той же секретности они именовались Shop Tractor Т10. Башни изготавливались на заводе фирмы Pressed Steel Саг Company, в документации которой именовались как башни типа «S» для береговой обороны. Окончательный монтаж танков осуществлялся в арсенале Рок-Айленд. Первый американский танк системы CDL был готов в июне 1943 года. До конца же года на шасси танков М3 и МЗА1 изготовили 355, а в следующем, 1944 году, еще 142 боевых машины этого типа.

В США сформировали две танковые группы, вооруженные танками М3 CDL - 9-ю и 10-ю. В обстановке строжайшей секретности они проходили боевую подготовку на отдаленном полигоне на границе штатов Калифорния и Аризона.

10-я танковая группа высадилась на Европейском континенте 24 августа 1944 года, однако в боевых действиях толком участия не принимала. Командиры линейных танковых частей, которым придавались подразделения М3 CDL, просто не знали что им делать с этой техникой - чрезмерная секретность сыграла с американцами злую шутку. В итоге прожекторные танки несли большие потери. Вскоре батальоны 10-й группы переформировали в обычные танковые и вооружили «Шерманами». Несколько раньше такая же судьба постигла батальоны 9-й танковой группы.

Последние 64 танка М3 CDL в марте 1945 года принимали участие в форсировании Рейна. Причем экипажи для них пришлось отзывать из расформированных ранее прожекторных танковых батальонов. Во время обороны захваченных мостов через Рейн в районе Ремагена применение танков М3 CDL оказалось не слишком эффективным.

Ночная демонстрация прожекторного танка Grant Mk I CDL.

Из книги От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада на трагические страницы истории второй мировой войны автора Лиддел Гарт Бэзил Генри

Невероятный русский танк Т-34 В надвигавшейся схватке на Курской дуге русские полагались на два основных танка - средний Т-34 и тяжелый КВ-1. Оба танка имели одинаковый двигатель, но ввиду разницы в весе Т-34 имел максимальную скорость 51 км ч, тогда как КВ-1 развивал скорость

Из книги …Para bellum! автора Мухин Юрий Игнатьевич

Танк – что это? Но вернёмся к танку. Исходя из общей философии наземного боя, какими качествами должен обладать танк? Танк, а не дорогостоящий трофей, за которым нынешние стрелки начинают охоту уже с 3000 м.Танк слеповат, и храбрый пехотинец всегда улучит момент, чтобы

Из книги Скелеты в шкафу истории автора Вассерман Анатолий Александрович

Из книги Военная мысль в СССР и в Германии автора Мухин Юрий Игнатьевич

Танк – что это? Но вернемся к танку. Исходя из общей философии наземного боя, какими качествами должен обладать танк? Танк, а не дорогостоящий трофей, за которым нынешние стрелки начинают охоту уже с 3000 метров.Танк слеповат, и храбрый пехотинец всегда улучит момент, чтобы

Из книги Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград автора Мощанский Илья Борисович

«Танк-агитатор» С нападением Германии на СССР мы сразу стали вести с немцами пропагандистскую войну. Этим занимались многие государственные ведомства и общественные организации Советского Союза: ГлавПУРККА, Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), исполнительный

Из книги КВ. «Клим Ворошилов» - танк прорыва автора Коломиец Максим Викторович

Из книги Великие летчики мира автора Бодрихин Николай Георгиевич

Курт Танк (Германия) Курт Танк родился 24 февраля 1898 г. в городе Бромберг-Шведенхое. Участвовал в Первой мировой войне как командир роты на Западном фронте. Закончил войну капитаном, с ранением и нескольким наградами за храбрость.С 1920 г. обучался в Берлинской

Из книги Жестокие раунды автора Шатков Геннадий Иванович

Из книги Маневренные танки СССР Т-12, Т-24, ТГ, Д-4 и др. автора Коломиец Максим Викторович

«ТАНК ГРОТТО» Т-12 и Т-24 являлись не единственными маневренными танками, которые разрабатывались в Советском Союзе на рубеже 1920-1930-х годов. Еще одной боевой машиной данного класса был танк конструкции инженера Гроте - ТГ.В 1920-х годах между Советским Союзом и Германией

Из книги Мировая закулиса против Путина автора Большаков Владимир Викторович

«Думающий танк» Юргенса В США оказывали всяческую поддержку Институту современного развития (ИНСОР). Он был создан группой истинных «гайдаровцев» незадолго до президентских выборов 2008 г. по типу «думающего танка», такого, как американская корпорация «РЭНД». Ему и

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Танк со стола Сталина Таких, как Говоров, военачальников с высшим образованием, да еще выпускников царской академии высшей квалификации в Красной армии было не слишком много. Особенно после беспощадных сталинских чисток накануне войны. Непонятно, как Говоров в них

Из книги Первые «Пантеры». Pz. Kpfw V Ausf. D автора Коломиец Максим Викторович

ТАНК «ПАНТЕРА» Ausf. D Прежде чем перейти к рассказу о производстве танков «Пантера» первой модификации - Ausf. D, сделаем небольшое отступление, посвященное буквенным обозначениям «пантер». Многие авторы пишут, что первые серийные машины (как правило, говорят о 20 единицах)

Из книги Противоборство автора Ибрагимов Даниял Сабирович

Танк прорыва В постановлении, принятом в июле 1942 года, ГКО обязал ЧКЗ все внимание конструкторов сосредоточить на выпуске тридцатьчетверок. Но появление у противника под Мгой в сентябре 1942 года «тигров» не давало покоя главному конструктору завода Ж. Я. Котину и его

Из книги «Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 автора Коломиец Максим Викторович

«ТАНК МОЛОТОВА» (ТМ) Этот танк разрабатывался на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) с весны 1936 года как альтернативный танку Т-38. Дело в том, что в 1935 году ГАЗ получил задачу организовать выпуск танков Т-37А, однако по ряду причин план в 50 машин так и не был выполнен. По

Из книги Самые первые танки автора Федосеев Семён Леонидович

«ДЕСАНТНЫЙ ТАНК» МК IX Мысль о том, что пехоту, наступающую с танками, необходимо саму снабдить защитой или посадить на транспортеры, высказывалась еще в начале разработки первых танков - тут можно вспомнить и идею Этьена о бронированных прицепах, и предложения Черчилля о

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

М3 был первым средним танком, начавшим поступать на вооружение формирующихся бронетанковых частей и соединений американской армии. Его особенностью является расположение вооружения в три яруса. В нижнем ярусе, в спонсоне, установлено 75-мм орудие с углом горизонтального наведения 32 градуса. Второй ярус представляет собой башню кругового вращения с установленным в ней 37-мм орудием и спаренным с ним пулеметом. В третьем ярусе, в башенке, размещен пулемет, из которого можно вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Для поворота башни с 37-мм пушкой, кроме механического привода может, использоваться и гидравлический. Наведение орудия по вертикали осуществлялось механическим приводом. Использовались перископические прицелы и призменные приборы наблюдения. Башни и корпус изготовлялись литыми, сварными и клепаными. В частности, носовая часть, спонсон и башня изготовлялись методом литья. Конструкция машины в целом была неудачной: недостаточная толщина брони, слишком большая высота, вызванная отчасти применением звездообразных авиационных двигателей, отчасти неудачным размещением вооружения, невысокая огневая мощь, несмотря на большое число единиц вооружения. Тем не менее танк выпускался крупными сериями с 1939 по 1942 год, когда его сменил в производстве более совершенный М4. Всего было выпущено 6258 M3 в шести модификациях, отличающихся друг от друга в основном маркой двигателя и технологией изготовления отдельных деталей корпуса и башни.

Быстрота, с которой разработали и запустили в производство M3, возможно, не имеет аналогов в истории бронетехники. Решающую роль в развертывании массового производства сыграло строительство Детройтского танкового арсенала (в Мичигане, Центр Лайн), который быстро сориентировали на производство. В сентябре 1939 года, когда началась война в Европе, артиллерийско-техническая служба запланировала выдачу контрактов на массовое производство боевых машин предприятиям тяжелого машиностроения, и фактически первым из них легкий М2А4 начал выпускаться фирмой "Америкэн Кар энд Фаундри".

События мая-июня 1940 г. в Европе, заставившие принять новую американскую национальную программу вооружения, показали, что танки - особенно средние - понадобятся в значительно большем количестве, чем предполагалось еще в октябре 1939 г. Фактически в соответствии с потребностью Армии США требовалось выпустить около 2000 машин в течение следующих 18 месяцев, для сравнения имевшийся заказ на 400 легких машин выглядел ничтожным. Президент "Дженерал Моторз Компани" Уильям С. Надсен, будучи членом Совещательной комиссии по национальной обороне, отвечавшей за координацию работ американской оборонной промышленности, считал, что предприятия тяжелой индустрии, производившие в сравнительно небольших количествах продукцию, не могли поставлять танки в возрастающем количестве, чего требовала обстановка, сложившаяся к июню 1940 г.

С точки зрения Надсена, танковая промышленность была аналогична автомобильной, за исключением производства брони. Хотя АТС не соглашалась с такой позицией, она признала необходимость дальнейшего расширения танкового производства и использования опыта специалистов автомобильной промышленности в организации массового производства. Британскую танковую комиссию направили в США в июне 1940 г., когда англичанам катастрофически не хватало танков, для выбора американских машин для британской армии и приспособления британской бронетехники для производства в США.

Консультативный комитет национальной обороны отказался от производства английских боевых машин из-за отсутствия производственных мощностей, необходимых для реализации американской танкостроительной программы. Тогда Британская комиссия ограничилась только выбором M3. В октябре 1940 года англичане заключили контракт с "Болдуин", "Лима" и "Пульман" на производство M3. Эти танки, строившиеся и оплачивавшиеся британцами по первоначальному контракту, получили литые башни, радиостанции, установленные в корме башни, а не в корпусе, как в американском варианте. Башни были длиннее американских, стоявших на M3 за счет кормовой ниши и имели лючки для стрельбы из личного оружия.

Командирскую башенку убрали, да и сама башня была ниже, что уменьшило высоту танка. Эта модификация получила британское обозначение "Грант" (в честь американского генерала Улисса С. Гранта, командовавшего войсками северян в годы гражданской войны. Читайте также - "Танк М24 "Чаффи"), и все 200 заказанных машин с начала 1942 г. поставили 8-й Армии в Западной пустыне. Во время большого сражения у Газалы 27 мая 1940 г. 167 "Грантов" составили основную силу 4-й бронетанковой бригады. Первое время британская армия получала танки, превосходившие по огневой мощи все германские, имевшие 75-мм пушку, способных стрелять бронебойными и фугасными снарядами. M3 "Грант" значительно подняли моральный дух британских танкистов, помогли повернуть колесо Фортуны в пользу британских сил, кроме того, под их впечатлением в Великобритании началась разработка пушки "двойного назначения" для британских машин.

11 марта 1941 г. был утвержден закон о ленд-лизе. В Великобританию стали поставлять и стандартные средние танки M3, которые получили обозначение "Ли" (еще один пример британского юмора - во время гражданской войны генерал Роберт Э. Ли был главнокомандующим армий южан).

К июню 1942 г. 8-я Армия в Египте получила еще 250 M3 , и к началу сражения под Эль-Аламейном в октябре 1942 г. было поставлено около 600 этих машин. С июня 1942 г. в ремонтном парке возле Каира американский персонал переучивал британские экипажи на средние танки M3 (позднее - М4).

Небольшое количество M3 доставили в Великобританию для обучения и использования в качестве специальных машин, но основная часть в британской армии применялась на Ближнем Востоке.

Когда М4 сменили M3, последние перебросили в Бирму британским частям, оснащенным тогда "Матильдами", "Стюартами", и "Валентайнами". Часть их передали Австралии.

Модификации


Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

5640 мм

ширина

2720 мм

высота 3125 мм
Экипаж


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: