Смертоносная звезда сюрикэн: история, классификация, особенности применения. Сюрикэн — «лезвие, скрытое в руке Как называются звездочки для метания

Привет всем самодельщикам!

В своей предыдущей статье, я писал про изготовление небольшого ножа из полотна от ножовки по металлу (смотри мою статью « »). Причем за основу этого ножа, я взял нож со сломанным кончиком из коллекции ножей, изготовленных в свое время моим братом.

Вообще, надо сказать, что мой брат, будучи в то время подростком увлекался, не только изготовлением ножей, но и изготовлением многих других самоделок, в том числе различных метательных устройств, например, сюрикэнов или звездочек ниндзя.

И действительно, перебирая его ножи, я нашел в коробке вот такую звездочку.

Эта звездочка была уже значительно потрепана, а ее лучи были несколько погнуты.

По сути, эта звездочка представляет собой «игрушечный» образец сюрикэна. Она вырезана из куска оцинкованного железа толщиной всего 1 мм. То есть, такую звездочку может вырезать любой желающий, используя обычные ножницы по металлу.

Кстати, насколько я помню, у брата было около десятка таких звездочек с разным количеством лучей. Но в данном случае я нашел только одну с четырьмя лучами.

Сама по себе эта звездочка ничем особым не интересна, но когда я ее нашел, меня заинтересовал вопрос, а насколько вообще эффективно подобное оружие?

Я в свое время много читал о японских ниндзя и об их оружии, но по большей части у меня было достаточно скептическое отношение ко многим видам такого оружия, в том числе и к сюрикэнам.

И вот, пользуясь случаем, я решил провести испытание найденной звездочки.
Для начала я решил ее подправить, для чего мне понадобились молоток с наковальней, ножницы по металлу и абразивный брусок.

С помощью молотка я выпрямил звездочку и заодно немного упрочнил ее.

Затем ножницами по металлу несколько подправил ее контуры.

И подточил ее на бруске (особенно кончики лучей).

И вот получилась готовая к применению звездочка.

Затем я приступил к испытаниям.
Зажав звездочку обычным хватом между большим и указательным пальцами, я стал метать ее сначала в мастерской, с расстояния 3-3,5 метров в дощечку шириной 12 см.

В результате оказалось, что звездочка летит стабильно, не отклоняется и довольно точно попадает в доску.

Кстати, примерно из 30 раз, что я ее метнул, я промахнулся мимо доски всего два раза, да и то, потому, что плохо прицелился.

Кроме того и сила с которой втыкалась в доску данная звездочка, была довольно приличной. Так при попадании в доску одним лучом, при условии сильного броска, она втыкалась в доску на сантиметр, а то и на полтора.

Если же звездочка втыкалась в доску одновременно двумя лучами, то результаты были скромнее, вследствие того, что нагрузка распределялась на два луча.

После этого, я решил продолжить испытания на улице и стал метать звездочку в пень с расстояния в 5-6 метров.
При этом точность, конечно же, снизилась, но сила втыкания звездочки по-прежнему оставалась достаточно ощутимой. Достаточно сказать, что несколько раз мне пришлось ее вытаскивать из пня с огромным трудом, и я даже хотел использовать для этого пассатижи.

В общем, по результатам испытаний, могу сказать, что метательные звездочки или сюрикэны, во многом реабилитировались в моих глазах и показали достаточную эффективность.

Оказалось, что даже такая легкая и по сути «игрушечная» звездочка, достаточно точно попадает в мишень и втыкается с приличной силой. А представьте, какие результаты сможет показать звездочка, если ее сделать чуть побольше и потяжелее, из хорошей закаленной стали толщиной в 3-4 мм, да еще и хорошо заточить!

Правда, нужно конечно оговориться, что подобные звездочки, навряд ли могут служить летальным оружием (если конечно не попасть противнику точно в горло).

Но дело в том, что японские ниндзя никогда и не использовали сюрикэны как летальное оружие. Они обычно использовали сюрикэны различного вида, именно как вспомогательное оружие, для того, чтобы нанеся им противнику ранение в виде глубокого пореза или прокола, и таким образом, нейтрализовав его на несколько секунд, быстренько убежать или, в крайнем случае, применить основное оружие, допустим, меч, кинжал или копье!

Ну и на этом у меня все! Всем пока и интересных экспериментов!

Удивительно, но среди огромного разнообразия японского холодного оружия наибольшую (можно сказать, мировую) известность получили два его вида: традиционный меч катана и метательные звезды сюрикэны. И если популярность катаны не вызывает особых вопросов, то громкая слава «летающих звездочек» кажется немного неадекватной. Сюрикэны получили свою известность благодаря огромному количеству голливудских фильмов, рассказывающих западному обывателю о непобедимых японских воинах-шпионах ниндзя, без промаха бросающих «звезды» в своих противников.

На самом же деле, все не так однозначно: сюрикэн никогда не был исключительно оружием ниндзя. Кроме того, в средневековой Японии существовало огромное количество различных видов этого оружия, иногда весьма непохожих на те, что были растиражированы кинематографом.

Сюрикэн – это довольно обширная группа (известны десятки разновидностей) холодного метательного оружия, которое предназначено в первую очередь для скрытого ношения. Причем его можно не только метать в противника, но и с большим успехом использовать в ближнем бою, нанося противнику колющие или режущие удары. Недаром, что само название «сюрикэн» переводится с японского, как «лезвие, скрытое в руке». В Японии владение сюрикэнами развилось в отдельное воинское искусство – сюрикэн-дзюцу, оно изучалось (и изучается) в крупнейших школах единоборств. Хотя, надо отметить, что в арсенале японского воина это метательное оружие всегда было второстепенным, своеобразным дополнением к мечу или копью.

Ниндзя действительно часто использовали сюрикэны, но не меньшей популярностью это оружие пользовалось и у самураев.

Сюрикэны можно разделить на два вида:

  • сякэны;
  • бо-сюрикэны.

Хорошо всем известные «звездочки» относятся к сякэнам – к обширной группе метательного оружия, в которую входят плоские металлические диски различной формы с острой режущей кромкой.

В Европе практически не существовало аналогов японскому сюрикэну. Исключением может быть разве что так называемый немецкий метательный крест, который еще называли метательной секирой. Он был в обиходе весьма длительное время, с XII-XVII столетие. Несмотря на это, данное оружие практически неизвестно широкой публике, более того, о нем не упоминается ни в одном художественном произведении. Считается, что это оружие было «неблагородным», то есть, его не использовали рыцари, поэтому после окончания Средних веков оно было основательно забыто.

Сюрикэны нынче стали модной игрушкой в США и Европе, их легко можно купить в любом оружейном магазине. Не представляет труда сделать это оружие самостоятельно, в интернете достаточно материалов по этой теме. Однако не следует забывать, что сюрикэн – это довольно опасное оружие и относиться к нему следует соответственно. По российскому законодательству, если длина луча «звезды ниндзя» превосходит 8 мм, то сюрикэн уже считается холодным оружием и у его владельца могут быть серьезные проблемы. В некоторых странах продажа сюрикэнов вообще запрещена законом.

История

В Японии, в отличие, например, от средневековой Европы или античного мира, метательное оружие не было очень распространено. В средневековых трактах описано, как воины поражали противников, метая в них самые разнообразные предметы: стрелы для лука или короткие мечи вакидазаси.

В древнейшем японском письменном трактате «Кодзики» описывается, как правильно бросать камни в неприятеля, в другихстаринных источниках можно найти наставления о метании стрел. Первое упоминание о сюрикэне встречается в «Военной повести замка Осака». Один из героев данного произведения, воитель Тадамаса, позже стал основоположником искусства метания сюрикэнов – сюрикэн-дзюцу.

В ранние периоды японской истории наиболее популярными метательными снарядами были обычные камни. В противника их бросали просто руками или используя традиционную японскую пращу исихаджики. Причем речь идет не только об индивидуальных поединках. В старинных хрониках можно часто встретить описание использования камней в довольно значительных битвах. В японских армиях существовали специальные отряды камнеметчиков, а использование этого простейшего метательного снаряда называлось «индзи-ути», что означает «камнемётный бой». Воины, использующие камни для поражения противника, именовались «передовыми камнеметчиками» (мукаи цубутэ-но моно). По всей видимости, они шли впереди войска и обстреливали вражескую пехоту (как пращники у римлян).

Позже – примерно с XIII столетия – простые камни стали дополняться специальными металлическими метательными снарядами, которые назывались индзи-яри, а по своей форме напоминали наконечник копья. Вероятно, что баллистические и пробивные характеристики нового оружия были значительно выше, чем у обычных булыжников. Примерно в XVI столетии появился еще один тип японского метательного оружия – цубутэ, которое представляло собой заточенные металлические пластины квадратной или многоугольной формы.

Цубутэ было весьма популярным оружием, упоминается о нем и в так называемых трактатах ниндзя. Убить с его помощью было тяжело, особенно одоспешенного противника, но нанести рану, попав в незащищенный участок тела или просто отвлечь противника – запросто.

Существует предположение, что именно индзи-яри стали предшественниками бо-сюрикэнов, а от пластинок цубуте«произошли» звезды-сякэны. Такое предположение подтверждает даже сам перевод слова «сюрикэн» - «лезвие, скрытое в руке». Вероятно, что первые сюрикэны, скорее, напоминали удлиненное лезвие, чем многоугольную заточенную звезду.

Есть и другая версия происхождения сюрикэнов. Согласно ей, это оружие произошло от обычных бытовых предметов, которые додумались использовать для защиты или нападения. В подтверждение этой гипотезы можно привести тот факт, что многие виды сюрикэнов сохранили в названиях имена своих «прародителей»: куги-гата (в форме гвоздя), ари-гата (в форме иглы), танго-гата (в форме ножа).

Так или иначе, но уже к середине Эпохи Эдо сюрикэн-дзюцу – или метание сюрикэнов – стало довольно популярным и развитым боевым искусством. Где и как оно зародилось до сих пор остается загадкой для историков.

Популярность сюрикэнов в Средневековой Японии объяснить несложно, ибо это оружие было сравнительно простым, очень дешевым и при этом довольно эффективным. Кроме того, сюрикэны прекрасно подходили для скрытного ношения (не зря же их так полюбили ниндзя-синоби), поэтому с помощью сюрикэна всегда можно было неприятно «удивить» противника. Для изготовления этого оружия подходила сталь среднего качества, да и квалификация кузнеца могла быть не самой высокой. Кроме того, сюрикэны можно применять и в ближнем бою, когда других вариантов уже не оставалось.

Иногда на поверхность сюрикэнов наносились различные знаки, обычно они носили мистический характер и предназначались для более эффективного использования этого оружия.

Описание оружия, его классификация и особенности применения

Дать описание какому-нибудь «усредненному» сюрикэну довольно сложно, ибо это оружие очень многолико. Кроме широко известных «звездочек», существовали и другие формы сюрикэнов, напоминающие клинки, стрежни, иглы и др. Как уже было сказано выше, сюрикэны можно разделить на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны – это метательное оружие, формой напоминающее стержень, который мог иметь круглое, четырехгранное или многогранное сечение. Они изготавливались из стали и могли затачиваться с одного или двух сторон. Существовали также бо-сюрикэны, форма которых напоминала наконечник копья или небольшой нож. Длина бо-сюрикэнов варьировалась от 10 до 25 см, а вес – от 25 до 150 гр. В настоящее время известны более 50 разновидностей этого оружия.

Бросали бо-сюрикэны по-разному. Это искусство изучалось во многих самурайских школах, каждая из которых имела собственные особенности применения этого оружия. Однако общая техника была схожей. Заостренный стержень бо-сюрикэна зажимали между большим и указательным пальцем так, чтобы его тупой конец упирался в ладонь, и резко выбрасывали руку в направлении противника. Идеальная траектория для такого броска – прямая линия. Иногда оружие подкручивали. Стержни, заостренные с двух концов, метать было проще. Метать оружие можно было из-за головы, от груди, сбоку или снизу. Считается, что подобный боевой стержень можно было бросить метров на семь-восемь.

Следует отметить, что бо-сюрикэны были более популярны у самураев, а звездочками-сякэнами действительно больше пользовались ниндзя.

Сякэны – это плоские диски с заостренным краем, которые также могли иметь самую разную форму и размеры. Вторым японским названием этого метательного оружия является курума-кэн, что можно перевести, как «меч-колесо». Толщина сякэнов могла быть разной: от незначительной (около 1 мм) до весьма приличной (до 3 мм). Пластины меньшей толщины и диаметра бросать было проще, соответственно их «скорострельность» была выше. Однако по сравнению с более тяжелыми сякэнами они имели меньшую дальность полета и пробивную способность. Лучшие сякэны имели разную толщину, она уменьшалась от центра к краям. Такая «звезда» имела лучшую баллистику, но изготовить ее было сложнее. Очень часто в центре сякэнов делали отверстие, которое улучшало баллистические свойства этого оружия, а также позволяло переносить их на веревке и облегчало вытаскивание из каких-либо предметов (например, из дерева или головы противника).

В полете сякэну придавали вращательное движение, что улучшало точность и дальность броска. Кстати, по своим боевым характеристикам сякэны превосходили бо-сюрикэны, дальность полета звездочек достигала пятнадцати метров.

Сегодня известно более пятидесяти видов сякэнов. Форма этого оружия могла быть самой разной, начиная от заточенных металлических квадратов, до сложных многолучевых звезд. Сякэны обычно метали сериями, стараясь нанести противнику сразу несколько ранений. Согласно старинным источникам, мастер за 10-15 секунд мог бросить в противника до пяти «звезд». Если учитывать максимальную дальность полета этого оружия, то у воина обычно было всего лишь несколько секунд до момента, когда противник приблизится на дистанцию удара клинковым оружием. Нередко режущую кромку сякэнов обмазывали ядом, особенно любили использовать такой прием ниндзя.

Кстати, в трактатах по ниндзюцу практически нет описаний техник владения сюрикэнами. Исследователи не могут объяснить этот факт. Либо это оружие было настолько секретным, что информацию о нем боялись доверить бумаге, либо каждый мастер имел свою уникальную технику метания «звезд» и лично передавал ее ученикам. Ну а то, что ниндзя мастерски владели сюрикэнами не вызывает сомнения. Воины-тени могли бросать их из любых положений: стоя, лежа, с колена, по любым траекториям.

Сюрикэн (яп. 手裏剣дословный перевод:лезвие, скрытое в руке») — японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.

Внешний вид сюрикэнов отражает интерес японцев к мистицизму. то различные знаки наносились и на поверхность самого оружия, так как и мастера, которые изготавливали оружие, и те, кто им пользовался, верили в то, что таким образом можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы

Ниндзя известные мастера метания сюрикенов, или как их ещё называют, «звёздочек». Метать их намного проще, чем ножи, но без отработки правильной техники и тут не обойтись. Многие в детстве делали сюрикены из металлических пластин или граммофонных пластинок, так что они знают, какой непредсказуемой может быть траектория полёта плоского метательного предмета.

Поэтому сюрикены должны быть компактного размера и достаточно тяжёлыми, чтобы лететь прямо и не отклоняться от своей цели. В Японии существовало огромное количество техник бросков сюрикенов. Каждая школа боевых искусств свято хранила свои секреты и делилась ими только за большие деньги.


Причём у японцев любые приёмы в средневековые времена показывались только один раз. Мастер брал деньги, показывал приём и уходил довольный. А запомнил ты его или нет - это уже твои личные проблемы. Только могущественный японский дайме мог позволить себя нанять постоянного учителя. Сейчас мы расскажем вам основные моменты метания «звёздочек» и «боевых стрелок», сякенов и бо-сюрикенов, если по-научному.

Особенности техники метания сюрикенов

Все бо-сюрикены метаются за счёт оборотной или безоборотной техники. Безоборотная использовалась на коротких дистанциях до 3-5 метров, оборотная - до 10 метров. При этом нужно давать себе отчёт, что бо-сюрикен достаточно лёгкий, и его поражающие способности зависят напрямую от расстояния. Более тяжёлые модели будут лететь дальше и наоборот.

Техника метания бо-сюриков выглядит так:


  • Сначала оружие нужно положить на ладонь и зажать между указательным и большим пальцем. При этом тупой конец должен упереться в основание ладони;
  • Потом нужно тщательно прицелиться в противника;
  • При броске рука должна остановиться чуть выше той точки, в которую вы прицелились, а вы как бы следуете вперёд за метательным снарядом, когда он срывается с ладони.

Для оборотной техники часто затачивали два конца бо-сюрикена, но метали его так же, как и тот, что был с одним заточенным концом. Не знаю, как там древние японцы, а у нас во дворе всегда метали куски заточенной арматуры своим методом. Для этого метательный снаряд просто брался между большим и указательным пальцем, и мощным движением посылался в цель. Летел он очень хорошо, и втыкался в дерево даже не заточенный.

Для того чтобы увеличить шансы попадания арматуры в цель, я соединял два куска крест-накрест, скрепляя их проволокой. Чтобы они не разваливались, приходилось напильником выбирать пазы посередине. Тогда процент втыкания возрастал до 95 %!Сякены или «звёздочки» метались тоже разными методами. На короткой дистанции их бросали прямо, с лезвиями направленными в землю. Тогда бросок получался быстрым и мощным. Только с меткостью на дальних дистанциях в этом случае было слабовато. Другой способ метания сякенов - это когда он бросается плашмя. Кисть в момент броска должна закрутить боевую «звёздочку», чтобы полёт был более эффективным. Сюрикен в этом случае как бы опирается плоскостью на воздух и летит значительно дальше. Правда, поражающая способность оружия будет значительно меньше. Но так как сюрикены затачивались очень тщательно, и бросались чаще всего в лицо, то и этого хватало, чтобы заставить противника отказаться от преследования или нападения.

В японских наставлениях по сюрикен-дзюцу можно найти информацию, что опытный воин должен метнуть пять метательных ножей или звёзд за время стандартного цикла вдоха/выдоха. Согласно другому старинному источнику, пять ножей должны были метаться за 10-15 секунд.

Из своей скромной практики занятий ниндзюцу я замечу, что метать сякены-звёзды гораздо проще и быстрее. Берётся стопка «звёздочек», кладётся на левую ладонь, а правая рука их метает. При должной сноровке «скорострельность» весьма впечатляет. Получивший серию звёзд противник точно уже не захочет нападать. Кстати, в фильмах можно часто увидеть, как сякены втыкаются прямо в лоб противника. Это ничего общего с реальностью не имеет. Лобную кость пробьёт не каждый нож, а про «звёздочки» и говорить нечего. Но, несмотря на это, их всё же часто метали в лоб, чтобы нанести кровоточащие раны. Объясняется это очень просто - кровь будет заливать глаза, перекрывая противнику обзор. Вообще, метая сюрикены в лицо, старались попасть противнику в глаз.

Ниндзя и боевые «звёздочки»


Сякены были вспомогательным и отвлекающим оружием ниндзя. Главным оружием был, конечно, меч. Но, иногда, самураи использовали кусарикаму, хотя звёзды действительно пользовались популярностью именно у средневековых японских шпионов. Вот только применять любое оружие ниндзя вовсе не стремились. Их главной задачей была разведка и шпионаж, часто убийство определённого человека. В любом случае, шпиону было выгоднее отравить жертву, чем устраивать кровавую мясорубку, что обязательно привлекло бы внимание воинов.

Современные школы ниндзя говорят о том, что настоящий воин-тень должен метать сякены из любого положения, неважно, стоит он или бежит по пересечённой местности. Кроме метания, сюрикены использовались для ближнего боя, в качестве колюще-режущих приспособлений, с их помощью прорезали стены в традиционных японских домах, подковыривали гвозди или делали отверстия для наблюдения. Сюрикены часто прятались в складках на одежде ниндзя, особенно популярным считался способ их ношения за отворотами рукавов. Как любое боевое искусство, метание сюрикенов требует концентрации и терпения.


Загадочная страна Япония дала миру множество интересных и полезных вещей – отличные автомобили, бытовую технику, роботов (которые в ближайшем будущем станут на одну ступень с человеком). Культура Японии многообразна, и в этом ее привлекательность – она не похожа на традиции и обычаи других стран (справедливости ради заметим, что в принципе все страны различны между собой – это и является уникальным).

Многие постоянно ездят в страну Восходящего солнца, знакомятся с ней, проникаются любовью и уважением к тысячелетним традициям. В отличие от западных стран, до нас дошли в большинстве своем обычаи Японии почти в первозданном виде. Особое внимание приковано к оружию – традиционному, непохожему ни на одно в мире. Безусловно, самым знаменитым является меч катана – в наши дни предмет коллекционирования (а когда-то меч самураев). Но Япония придумала и другие типы вооружений-не менее страшные и смертельные, требующие ловкости, точности. К таким относится сюрикен. Расскажем подробнее, что это за вид.

Рука, бросающая лезвие

Данный вид оружия был частью экипировки ниндзя – японских наемников, обладавших отличными навыками борьбы, почти сверхъестественной реакцией, скоростью. В японском языке слово «сюрикен» состоит из нескольких – сю (рука), ри (выпустить, отпустить), кен (лезвие, острие). Таким образом, данное слово можно перевести, как рука, бросающая лезвие.

Действительно, сюрикен требовал превосходных навыков и удивительной точности и меткости. В наши дни этим словом обозначают все метательное оружие небольших размеров, которые можно скрыть в одежде.

Разделяют два типа сюрикенов – сякен (те самые знаменитые звезды) и бо-сюрикен (метательные стрелы). Внешний вид различный, но похожий друг на друга – звезды, иглы, ножи и так далее. Читатель может поинтересоваться – а почему именно в такой «звездной» форме делали это оружие? Ответ довольно прост – японцы (и ниндзя особенно) верили в мистику. Некоторые знаки наносились на одежду (как кресты на плащи тамплиеров), на оружие. Чего проще было сделать само оружие в виде знаков? Таким образом, воины верили, что на их стороне могущественные силы, которые помогут им в бою.

История происхождения

Проследить историю происхождения уникального метательного оружия ниндзя очень трудно (ведь согласитесь, ниндзя не рассказывают никому о своих секретах). К тому же, метание сюрикенов, как вид боевого искусства, был тайным – ему обучались лишь избранные. Тем не менее, есть некоторые факты о создании тех или иных видов сюрикена, которые изготавливались для определенных семей ниндзя.

Существовали различные формы, размеры – 4-угольные, 8-угольные, были даже в форме треугольника. Первые упоминания о сюрикенах относятся к 16 веку – именно тогда в японских трактатах впервые упоминается некий метательный снаряд, сделанный из металла, с заточенными острыми краями. До этого периода японцы в бою бросали камни (причем довольно метко), затем наступил черед маленьких копий (размером с наконечник). Но именно сюрикену досталась вся слава метательного японского оружия.


Сразу отметим, что сразу убить с помощью этого оружия, конечно, трудно – размеры не позволяют (не идет речь о повреждении жизненно важных органов, например, применении сюрикена на горло противника). Однако, нанести существенные и болезненные травмы не составляло большого труда. Воины ночи – ниндзя – чаще всего неожиданно ранили противника стальной «звездой».

Можно было рассечь что-либо или колоть в ближнем бою (тут смерть наступит наверняка – от множества мелких и точных ран). В мирное время сюрикены использовались в быту – например, при лазании по деревьям.

Слава сюрикена

Но не только в этом заключался успех использования сюрикена. Ведь в талантливых руках любое оружие будет смертельным. В чем же заключалась слава сюрикена? В технике метания. Даже здесь были свои правила, которым воины неукоснительно следовали. Например, бо сюрикен кидали с полуоборотом и без него – этой технике будущие ниндзя учились долго, по деталям отрабатывая каждое движение.

Еще труднее обстояло дело с метанием сякена – тут нужно было учитывать форму оружия. Здесь необходима подкрутка, которая обеспечивает более четкое и точное движение и меткое попадание в цель.

Ее можно добиться, держа сюрикен за края по направлению движения кисти. Последний тип оружия бросали один за другим на высокой скорости. Всего у воина могло быть до 30 метательных пластин, которые он пускал в ход.

К сожалению, с появлением огнестрельного оружия в Японии (а вместе с ней и сюрикен) перестали пользоваться повсеместно. После начала многие мастера боевых искусств ушли на фронт. Не всем повезло вернуться с поля боя. Некому стало обучать тонкостям метания сюрикена.

Казалось бы, эти традиции были обречены на вымирание. Но интерес Запада к японской культуре и традициям снова возродил интерес народа к метательному оружию.

Повсеместно начали появляться новые школы боевых искусств, где молодые люди имеют возможность прикоснуться к тайне сюрикена. И конечно, не в последнюю очередь, сюрикен получил второе «рождение» благодаря кинофильмам о ниндзя – непобедимых воинах ночи, выпускающих свои смертельные «звезды».

Отважный ниндзя, весь в черном, сражается с врагами. Он искусно владеет катаной и отражает все атаки, но противников не становится меньше, битва в самом разгаре. И вот, ниндзя загнан в угол, его прекрасный меч выбит из рук, а самый сильный и злой воин собирается его убить. Что же дальше? Не может же крутой ниндзя просто так умереть! Но настает тот самый момент - звездный час сюрикэна. Ниндзя кидает сюрикэн в шею плохому парню, все враги в шоке, он добирается до катаны и побеждает.

Знакомый сюжет, правда? Сюрикэн, судя по многим голливудским фильмам и анимэ, штука ну очень полезная и выручает всегда и всех. Но это оружие использовали не только ниндзя. Каждый воин в Японии имел минимум 8-10 сюрикэнов в дополнение к катане или копью яри.

Метать в противника разные предметы японцы начали еще в XII веке. Судя по старинным летописям, японские бойцы сходились, как говорится, «стенка на стенку» и закидывали друг друга камнями. В армиях существовали особые вспомогательные отряды воинов, призванные осыпать врагов камнями, называлось это действо «индзи-ути», что в переводе означает «метание камней». Воинов, которые участвовали в таких камнеметных боях, называли «мукаи цубутэ-но моно» - «передовые камнеметчики», а их командиров именовали «индзи-но кандзя» - «предводители камнеметчиков».

Такой вид боев еще долго просуществовал в Японии, а параллельно он развивался еще и в своеобразную «забаву» с тем же названием «индзи-ути». Устраивались такие битвы во время праздников. При чем, даже в ходе «игровой» битвы кидать в противника можно было не только булыжниками, но и кувшинами с горючей смесью. Весело было на городских праздниках в Японии, ничего не скажешь.

Военное искусство менялось, и в начале эпохи Сэнгоку, это середина XIII - вторая половина XIV веков, в бой пошли другие снаряды. По форме они напоминали наконечники копий. Назывались «индзи-яри» - «камни-копья». Это и был первый прототип сюрикэнов, а именно их подвида бо- или бодзе-сюрикэнов.

В эпоху Эдо (1603-1867гг.) использовали стальные пластины, которые назывались «метательные камни». Делали их из каленой стали округлой или восьмиугольной формы диаметром 4-5 см и толщиной в 1 см. Описание цубутэ, так их название звучит на японском, встречаются даже в тайных наставлениях ниндзя. Основным оружием они не были, их метали в лицо или другие участки тела, которые не были защищены, или чтобы просто отвлечь соперника. Цубутэ, возможно, были прототипом для другого вида сюрикэнов - сякен.

К середине эпохи Эдо уже появился такой вид искусства, как сюрикэндзюцу. Он образован от более древнего будзюцу - метание копий. Вообще, «сюрикэн» дословно переводится как «лезвие, скрытое в руке». Так что самих сюрикэнов, каковыми мы видим их сейчас, еще не было.

Появились они немного позже, откуда, кстати, не известно. Многие ученые вообще сомневаются, что сюрикэны родом из Японии. Это связано с тем, что искусство владения сюрикэном держится в секрете, как и более точная и подробная информация о школах сюрикэндзюцу. Сохранившиеся до наших дней экземпляры японского происхождения и датированы XVII веком, они принадлежат школе Ганрицу Рю, это первая школа сюрикэндзюцу, которая была упомянута в древних документах.

Плюс этого оружия в том, что оно не занимает много места, легкое по весу, его можно носить с собой в большом количестве и метать на приличные расстояния. Некоторые ниндзя даже прятали сюрикэны на себе, оборачивая их в ткань. Кстати, использовали стальные пластины не только в метании, но и ближнем бою как кастет.

Сюрикэны - это не только привычные всем «звездочки» ниндзя. Это целый класс оружия, его обычно делят на два подкласса: бо- или бодзё-сюрикэн и сякен.

Бо означает «игла», а бодзё - «палка». Сразу понятно, что сюрикэны этого семейства вытянутые. В длину они от 12 до 21 см. Бодзё-сюрикэны бывают самые разные. Название зависит либо от прародителя, например, куги-гата (гвоздь), ари-гата (игла), танго-гата (нож), либо от предмета, на который сюрикэн похож: хиси (палочки для еды), око-гата (копье), мацуба-гата (сосновая иголка). Они бывают и винтовые, и пластинчатые, и клинообразные, в общем, смотря какой мастер и для кого делал это оружие.

У сякен тоже много разновидностей, переводится это название как «меч-колесо». Название каждого вида сякен появилось от вида стали, из которой делали те или иные предметы. Например, монета (хиси ган) или плотницкие инструменты (куги-нуки). Это стальные пластины с отверстием в середине. Во-первых, оно придает полету аэродинамический эффект, а, во-вторых, так просто удобнее носить сюрикэны с собой, как связку ключей. Различают их еще и по количеству лезвий, они бывают крестообразные, трехлучевые, шестиконечные, свастикообразные, «ежики» - в общем, на любой вкус.

Но и это еще не все. Особо выделяется сэмбан-сюрикэн. Это сюрикэн почти квадратной формы с вогнутыми гранями. Его можно назвать близнецом прокладочной шайбы стяжных штырей замковых или крепостных ворот. Ношение сэмбан было менее рискованным, если бы его обнаружили у ниндзя, он мог просто сказать, что идет к соседнему князю ремонтировать ворота как честный работник.

Древние легенды и сказания донесли до нас описание сюрикэнов, а вот точной инструкции или руководства по технике владения этим оружием нет. Каждая школа сюрюкендзюцу учит по-своему, и каждый, кто этим искусством владеет, создает свой собственный стиль. Даже у маленького кусочка стали есть своя философия.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: