Валя валентина он тебя не съест. Почему нельзя читать вслух стих смерть пионерки

Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Валенька, Валюша!
Тягостно в избе.
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.

Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.
Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

На щеке помятой
Длинная слеза.
А в больничных окнах
Движется гроза.

Открывает Валя
Смутные глаза.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.

Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.
Молнии, как галстуки,
По ветру летят.

В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

Рухнула плотина,
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.

Трубы. Трубы. Трубы.
Подымают вой.

Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина.
А внизу склоненная
Изнывает мать:

Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спаленных
Губ не освежить.
Валентине больше
Не придется жить.

Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,
Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла,-
Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу -
Как пойдешь к венцу!
Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

Пусть звучат постылые,
Скудные слова -
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом,-
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь - на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
`Валя, будь готова!` -
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

`Я всегда готова!` -
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.

И потом бессильная
Валится рука -
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И, припав к постели.
Изнывает мать.
За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все!

Но песня
Не согласна ждать.

Возникает песня
В болтовне ребят.
Подымает песню
На голос отряд.

И выходит песня
С топотом шагов
В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.
________________________________________ ___________________________________

Когда это произведение втюхивали нам в школе, классе примерно в третьем, у меняоно вызывало совершенно не те чувства, которые предполагала ленинская партия в лице учителя.

Мне было очень жалко мать. Девчонка мне казалась скверной и непослушной. Прямо наглой. Мама просит поцеловать маленький и к тому же золоченый крестик, а эта дура отказывается. Не говоря о том, что помереть решила нис того ни с сего. Слово скарлатина нам ни о чем не говорило, а в жизни чтобы дети умирали я не видела . Упорство, с которым девица гнула свое и вскидывала рукупионерском салюте меня на подвиги не вдохновляло. Я была послушным ребенком и зачем так себя вести мне было совершенно непонятно.

В общем весь пафос произведения был растрачен напрасно.

Что касается качества произведения, то, перечитывая его сегоднявижу, что тут много совершенно идиотских оборотов. Просто чудовищных.

Возникай содружество
Ворона с бойцом,-
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом

Возможно, время требовало такой чудовищной патетикивредящей смыслу, но трудно сегодняэто оправдать. Как трудно оправдать тех, кто включил этот ужас в школьную программу. Да еще начального обучения.

Грозою освеженный,
Подрагивает лист.
Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист!

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.

Говорить не можешь -
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Валенька, Валюша!
Тягостно в избе.
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.
Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.
Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

На щеке помятой
Длинная слеза...
А в больничных окнах
Движется гроза.

Открывает Валя
Смутные глаза.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.

Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.
Молнии, как галстуки,
По ветру летят.

В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

Рухнула плотина -
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.

Трубы. Трубы. Трубы
Подымают вой.
Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина.

А внизу, склоненная
Изнывает мать:
Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спаленных
Губ не освежить -
Валентине больше
Не придется жить.

Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,
Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла,-
Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу -
Как пойдешь к венцу!
Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

Пусть звучат постылые,
Скудные слова -
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь - на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
"Валя, будь готова!" -
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

"Я всегда готова!" -
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.
И потом бессильная
Валится рука
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И, припав к постели.
Изнывает мать.

За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все!

Но песня
Не согласна ждать.

Возникает песня
В болтовне ребят.

И выходит песня
С топотом шагов

В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.

Новость отредактировал Humanoid Girl - 1-03-2013, 15:37

Про девочку из Алеппо уже подзабыли - новые события произошли.

Но я не к тому, что девочку не жалко, а к тому, что на детях уже давно и удачно спекулируют...

Вот пример из моего советского детства - стихотворение "Смерть пионерки":

СМЕРТЬ ПИОНЕРКИ

Грозою освеженный,
Подрагивает лист.
Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист!

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.

Говорить не можешь -
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Валенька, Валюша!
Тягостно в избе.
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.
Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.
Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

На щеке помятой
Длинная слеза...
А в больничных окнах
Движется гроза.

Открывает Валя
Смутные глаза.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.

Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.
Молнии, как галстуки,
По ветру летят.

В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

Рухнула плотина -
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.

Трубы. Трубы. Трубы
Подымают вой.
Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина.

А внизу, склоненная
Изнывает мать:
Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спаленных
Губ не освежить -
Валентине больше
Не придется жить.

Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,
Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла,-
Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу -
Как пойдешь к венцу!
Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

Пусть звучат постылые,
Скудные слова -
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь - на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
"Валя, будь готова!" -
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

"Я всегда готова!" -
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.
И потом бессильная
Валится рука
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И, припав к постели.
Изнывает мать.

За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все!

Но песня
Не согласна ждать.

Возникает песня
В болтовне ребят.

И выходит песня
С топотом шагов

В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.
1932
Э.Г.Багрицкий.

Проникновенное стихотворение. Мы его помню, в школе учили. Слава Богу, с 1990-х, говорят не мучают детей этой поэзией.

Кстати, тогда говорили нам, что стихотворение основано на реальном факте - смертьи 13-летней дочери хозяина дома, в котором жил Багрицкий в Кунцеве, тогда еще это Подмосковье. Звали девочку Валя Дыко, но на самом деле девочка умерла позже, когда Багрицкий уже не жил в Кунцеве и о ее смерти не знал. А уж история с крестом, переданная в стихотворении - фантазия - целиком на совести автора...
Вот, так советские люди учили историю. Тут и 28 панфиловцев и Зоя Космодемьянская - все из одной оперы, так сказать.
В 1960 г., когда Кунцево вошло в состав Москвы улица Монастырская, где жил Багрицкий была переименована в Пионерскую...

Вообще в стихотворении отражены настроения советских "мещан" из предместий городов, быт, ментальность которых никак не изменились после революции 1917 г. Им противопоставлена мифическая Валя, которая полностью "отреклась от старого мира"...

Однако Багрицкий не случайно "убивает" Валю... По идее она должна была выздороветь. А тут умирает... Это говорит о том, что "ростки нового" довольно слабые... И эта самая Валя, скорее исключение, нежели правило...

Больше всего из стихотворения известен его фрагмент - песня.

"Нас водила молодость"
Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Помню в детстве, когда учили этот "горячечный бред" уже многим было непонятно, например, зачем молодость бросала "на кронштадский лед". Это несколько позже узнал, что речь шла о знаменитом подавлении большевиками Кронштадского восстания в 1921 г. Как в одной песни пелось о 27-й дивизии: "её видали мятежным мартом/На льду залива/Форты Кронштадта"...

Вспомнилось: один пионер декламировал на уроке стих и сказал: "нас бросала молодость ГОЛОВОЙ об лед"... Что там началось...

Кстати, много и других моментов труднопонимаемых теперь,
эпиграф:

Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист

или:
"базовое знамя вьется на юру...".

Ну да ладно. Это к вопросу о том, нужна ли нам "наша классика"...

Однако песню исполняли и исполняют даже сейчас.

В советских фильмах она звучит.
На мотив написана «Песня о Щорсе» М. Голодного «Шёл отряд по берегу, шёл издалека»

Кто-то говорит, что граждане страны уже докатились до безграмотности. Они верят в дикие суеверия, забивают себе головы ненужными, сомнительными проблемами. А кто-то говорит, что мы живем уже в 21 веке, зато действуем как в средние века. Так говорят люди, прочитавшие стих Эдуарда Багрицкого о пионерке.

Некоторых после чтения преследуют антинаучные взгляды. Само стихотворение физически ничего человеку сделать не сможет. Это простая угроза фанатичной бабушки, которая пытается девочку запугать. Раз она осмелилась поступить по-своему без разрешения. Но это случилось в прошлом веке! Тогда девочка могла бы увидеть, как надо правильно отстаивать личные убеждения, бороться за идею, не боясь смерти. Но кто-то убеждает, что в стихе «Смерть пионерки» содержится текст заклинания.

Из-за этого многие не рекомендуют читать его полностью. Не стоит читать это страшное стихотворение вслух целиком, хотя оно относится к школьной программе. Этот страшный стишок нельзя вытравить из памяти советского пионера. Настолько он цепкий. Смерть Вали-Валентины многих потрясла. Молодой, незамутненный верой мозг запоминает стих после первого чтения. А по-моему обыкновенная житейская история тех времен.

Конечно, трагедия, что мать жила, мечтала, что у девочки будет законопослушное поведение. На ее взгляд! А получилось «как всегда», я бы сказала. Но вообще-то отброшенный крестик значение имеет. Так говорят старые люди. Им можно верить. Они на своем веку повидали немало. Кто-то из детей после прочтения стиха плачет и расстраивается. Кто-то относится к ситуации спокойно, не применяет ее к себе. Именно подробное описание смерти шокирует. «Страшная болезнь, черная трава, воздух воспаленный» - эти слова кого угодно повергнут в шок. Особенно если человек восприимчивый к негативным ситуациям.

Идеалы коммунизма встретились с действительностью. Было много непонятного и неизведанного. Правдивость ребенка не смогла пережить столкновение. И вот финал! От восприимчивости непонятной ситуации ребенок может даже заболеть. В стихе не все ему будет понятно. И все-таки! Раз не советуют стих читать. Значит до конца его читать не надо! Предполагают, что в них есть определенные заклинания. Не зря же мы видим много предостережений от старых людей. Смотрим расследования экстрасенсов и предсказания. Они есть даже в передаче «Давай поженимся».

Есть какие-то силы, которые нам неведомы и непонятны. Или вот случай из детства одной девочки. Она выросла в семье, где было четверо детей. Родители постоянно были на работе, детьми оставалась бабушка. Жили небогато. Порой до прихода родителей они оставались голодными. Родители приносили еду. Однажды младший брат так захотел есть, что заплакал. Бабушка дала кусок черного хлеба ему, второй - девочке! Та обрадовалась и начала есть. А брат разозлился и сказал, что он никогда не будет есть один хлеб.
И бросил хлеб на пол. Над ним висела икона. Она упала, ударила его по голове! Он заплакал и запрыгал, стал истеричным. Бабушка хлеб подняла, вновь молча дала ему, он снова его бросил. Уже повешенная икона вновь упала, ударила в то же место, и перелетела на пол! Бабушка ему сказала: «Голова твоя будет болеть всегда!» Сказала зло! Слова запомнились на всю жизнь. Этот мальчик, будучи уже взрослым, застрелился от головной боли. Боли были невыносимые! Так вот это что.?



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: