Получение лицензии на продажу оружия. Лицензия на продажу оружия и боеприпасов. V. Передача оружия и патронов

Финансовое состояние, коллекционный интерес или отстуствие необходимого образца на рынке первичного оружия могут вынудить обратить свой взор на вторичный рынок. Покупка оружия «с рук» на вторичном рынке, бывшего в употреблении или в минтовом состоянии – это всегда неповторимый колорит, визуальный контакт и минимальные дистанции (во всех смыслах слова) между продавцом и покупателем. Плюсов у такого варианта приобретения действительно много – это и возможность лично оценить и проверить оружие, услышать мнение владельца, да и экономно это (в сравнении с ценами на новое оружие), в конце концов.

Сам процесс покупки при этом, казалось бы, прост – есть спрос, есть предложение. Встречаются два владельца оружия, производится оценка и апробация продаваемого изделия; если всё всех устраивает – производится обмен денежных средств на оружие. И все, казалось бы, довольны. Один владелец оружия, теперь уже бывший – получил деньги. Второй, теперь уже нынешний – получил оружие. Казалось бы, на этом всё и заканчивается. Но нет. Всё необходимо узаконить.

Делается это тоже достаточно просто, быстро и без лишней волокиты (при наличии необходимых документов). Покупатель с Продавцом должны обратиться в отделение ЛРО, где было зарегестрировано оружие, выдано разрешение на его хранение и ношение – и написать заявление рукой Продавца о перерегистрации оружия в связи с продажей. Всё предельно просто – в отделениях ЛРО сидят достаточно компетентные люди, которые сразу поймут суть вопроса и предоставят необходимые бланки заяв к заполнению Продавцу, примут их и начнут обрабатывать. Главное при этом – иметь помимо само-собой разумеющихся удостоверений личности разрешение на оружие (Продавцу) и лицензию на покупку (Покупателю) оружия.

Никаких иных документов при этом, не потребуется. Договора купли-продажи при этом, также может не быть – так как он, согласно законодательству, может быть заключён и в устной форме. Однако всё же мы рекомендуем заключить договор купли-продажи оружия .

После заполнения и обработки необходимой документации (процес может несколько затянуться – в зависимости от загрузки отделения ЛРО, заполнение и обработка необходимых бланков заявлений может длиться до недели), объёкт продажи вписывают в лицензию Покупателя, заполняя необходимые контрольные корешки. При этом у Продавца изымается разрешение на объект продажи, после чего Покупатель фактически становится владельцем оружия.

После этого, Покупатель обязан в двухнедельный срок явиться с купленным оружием и лицензией в своё отделение ЛРО (где ему была выдана лицензия) для оформления разрешения на оружия. После оформления последнего, он становится полноправным владельцем оружия.

Указанные выше манипуляции описаны для гладкоствольного оружия. В случае с оружием, имеющим нарезной ствол, всё несколько сложнее. В вышеуказанные процедуры добавляется операция обязательного отстрела нарезного оружия (перед операцией переоформления) с получением направления на отстрел. В остальном же – всё так же аналогично, просто и доступно.

Как видите, операция покупки оружия «с рук» проста и интуитивно понятна. При этом, не обязательны покупки через комиссионные отделы, не требуется серьёзного багажа документов и сложностей продажи. Стать владельцем оружия, таким образом, предельно просто - были бы деньги и желание, да корректное предложение к продаже, которое устроило бы.

perstkov 11-11-2007 20:58

перемещено из Юридическая консультация

Уважаемые форумчане возможно у кого-то из вас есть практический опыт получения лицензии на (для ор. магазина)торговлю боеприпасами (патроны порох нарезное гладкоствол) и охотничьим оружием:

Мы имеем в наличии ор.маг с стажем работы более 3 лет помещение оснащено решетками на окнах и в стенах, имеется так-же решетка в стене из прутка как написано в ЗОО и помещение охраняется вневедомственной охраной
у продавцов имеются разрешения РОХа (все сами охотники)

Подскажите какой нужен пакет документов для подачи на получение разрешения(лицензии)и где можно получить необходимые бланки у нас в городе оформляют только разрешения на ГС и СО, а нарезное оформляют только в областном центре Так-же интересует стоимость такой лицензии и срок её действия,а так-же срок оформления если кто знает

Буду всем очень признателен

Владимир

D_mon 12-11-2007 12:44

Лицензию на торговлю оружием выдает УВД субъекта, так что придется Вам ехать в областной ОЛРР.

Список документов следующий:

1) заявление (установленной формы);
2) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица (т.е. копия Устава, решения о создании ООО, свидетельства о гос. регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписки из единого государственного реестра юридических лиц);
3)свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (т.е. документ, подтверждающий право владения помещением, либо договор аренды/субаренды);
4)акт комиссионного обследования помещений, предназначенных для хранения и размещения оружия и патронов;
5)акты составленные подразделением вневедомственной охраны о соответствии оборудования мест хранения оружия и патронов, торговли ими (закрытых витрин залов экспонирования) требованиям МВД Росси;
6)копия приказа юридического лица о назначении ответственного за хранение и выдачу оружия и патронов;
7)копии приказа юридического лица о назначении работников, допущенных к продаже, хранению, выдаче и проведению разрешенных видов работ с оружием и патронами (на всех данных работников в местном ЛРО оформляется также допуск).

Срок рассмотрения заявления - 45 рабочих дней. Лицензионный сбор - 150 МРОТ (15 тысяч рублей), лицензия выдается на 3 года, затем продляется каждые 5 лет (при этом за продление - 10 тысяч рублей)

Советовал бы Вам также предварительно уточнить требуемые документы в Вашем областном ОЛРР, так как у них могут быть какие-либо другие моменты.

perstkov 07-12-2007 18:39

Можно ещё один вопросик?

Изучал сегодня ОКВД (классификатор видов деятельности)и не нашёл там такого вида деятельности как розничная Торговля боеприпасами к охотничьему нарезному и гладкоствольному оружию или я торможу или там это отнесено к прочим видам торговли не перечисленных в разделах.

может кто нинбудь знает какой ОКВД должен быть вписан в виды деятельности (применительно к такому виду торговли?

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

О лицензировании торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия;

О лицензировании торговли патронами к оружию.

Положение
о лицензировании торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия (далее - оружие), осуществляемой юридическими лицами.

2. В настоящем Положении под торговлей оружием понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с оптовой и (или) розничной торговлей оружием.

3. Лицензирование торговли оружием осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

5. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении торговли оружием являются:

а) наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, отвечающих установленным требованиям к приему, учету, хранению и предпродажной подготовке оружия, обеспечению условий сохранности учетной документации, исключению доступа к оружию и (или) учетной документации посторонних лиц;

б) наличие в штате лицензиата работников, ответственных за сохранность, учет, оценку и хранение оружия, а также выполняющих функции, связанные с продажей, предпродажной подготовкой, передачей, транспортированием оружия и выполнением разрешенных видов работ (оказанием услуг) с оружием;

в) соблюдение лицензиатом требований, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим оборот оружия.

а) несоблюдение положений, установленных пунктами 1, 3, 4 и 7 статьи 6, частью первой статьи 7, частями второй и третьей статьи 17, частями второй-четвертой статьи 18, частями первой и третьей статьи 22 Федерального закона "Об оружии";

б) хранение оружия в местах, не указанных в разрешении на хранение оружия, выдаваемом органами внутренних дел, продажа оружия государственным военизированным организациям по документам неустановленного образца, осуществление торговли оружием в местах, не указанных в лицензии, оптовая продажа оружия физическим лицам, осуществление развозной, разносной или посылочной торговли оружием, организация самообслуживания в торговых помещениях (залах) для его продажи.

а) копии документов, подтверждающих наличие у руководителя и работников высшего либо среднего профессионального (технического) образования, профессиональной подготовки и (или) стажа работы в области лицензируемой деятельности;

в) копии приказов соискателя лицензии о назначении работников, ответственных за сохранность, учет, оценку, хранение, предпродажную подготовку оружия и выполнение разрешенных видов работ (оказание услуг) с оружием, а также копии документов, удостоверяющих личность этих работников;

г) копии договоров об охране магазина, помещения и склада, используемых для размещения и хранения оружия при осуществлении торговли;

е) схемы размещения магазина, помещений и складов, используемых для размещения и хранения оружия при осуществлении торговли и предпродажной подготовки, а также мест хранения учетной документации.

8. В заявлении о предоставлении лицензии в качестве адресов мест осуществления торговли оружием соискатель лицензии указывает адреса магазинов, помещений и складов, используемых для размещения и хранения оружия при осуществлении торговли и предпродажной подготовки, а также для хранения учетной документации.

10. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных в соответствии с настоящего Положения заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

11. Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится в том числе в форме обследования мест торговли оружием и проверки условий, созданных для обеспечения сохранности оружия, учетной документации и исключения доступа к нему посторонних лиц.

16. 3а рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и за ее предоставление, а также за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Положение
о лицензировании торговли патронами к оружию
(утв. Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 482)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования торговли патронами к оружию, осуществляемой юридическими лицами.

2. В настоящем Положении под торговлей патронами к оружию понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с оптовой или розничной торговлей патронами.

3. Лицензирование торговли патронами осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

4. Лицензия на торговлю патронами к оружию (далее - лицензия) предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

5. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении торговли патронами к оружию являются:

а) наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, отвечающих установленным требованиям к приему, учету, хранению и предпродажной подготовке патронов, обеспечению условий сохранности учетной документации, исключению доступа к патронам и (или) учетной документации посторонних лиц;

б) наличие в штате у лицензиата работников, ответственных за сохранность, учет, оценку и хранение патронов, а также выполняющих функции, связанные с продажей, предпродажной подготовкой, передачей, транспортированием патронов и выполнением разрешенных видов работ (оказанием услуг) с патронами;

в) соблюдение лицензиатом при торговле патронами требований, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим оборот патронов.

6. Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:

а) несоблюдение положений, установленных пунктами 1 и 7 статьи 6, частью первой статьи 7, частями второй-четвертой статьи 18, частью первой статьи 22 Федерального закона "Об оружии";

б) хранение патронов в местах, не указанных в разрешении на хранение патронов, выдаваемом органами внутренних дел, продажа патронов государственным военизированным организациям по документам неустановленного образца, осуществление торговли патронами в местах, не указанных в лицензии, оптовая продажа патронов физическим лицам, осуществление развозной, разносной или посылочной торговли патронами, организация самообслуживания в торговых помещениях (залах) для их продажи.

7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы, указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у руководителя, специалистов и работников высшего либо среднего профессионального (технического) образования, профессиональной подготовки и (или) стажа работы в области лицензируемой деятельности;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) копии приказов соискателя лицензии о назначении работников, ответственных за сохранность, учет, оценку, хранение, предпродажную подготовку патронов и выполнение разрешенных видов работ (оказание услуг) с патронами, а также копии документов, удостоверяющих личность этих работников;

г) копии договоров об охране магазина, помещения и склада, используемых для размещения и хранения патронов при осуществлении торговли;

д) копии решений руководителя юридического лица - соискателя лицензии об организации внутриобъектового режима;

е) схемы размещения магазина, помещений и складов, используемых для размещения и хранения патронов при осуществлении торговли и предпродажной подготовки, а также мест хранения учетной документации.

8. В заявлении о предоставлении лицензии в качестве адресов мест осуществления торговли патронами соискателем лицензии указываются адреса магазинов, помещений и складов, используемых для размещения и хранения патронов при осуществлении торговли и предпродажной подготовки, а также для хранения учетной документации.

9. Копии документов, указанных в настоящего Положения, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

10. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с настоящего Положения заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

11. Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится в том числе в форме обследования мест торговли патронами и проверки условий, созданных для обеспечения сохранности патронов, учетной документации и исключения доступа к нему посторонних лиц.

12. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган выдает его дубликат на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней со дня получения заявления.

Дубликат оформляется в 2 экземплярах (на каждом проставляется пометка "дубликат"), один из которых направляется (вручается) лицензиату, а другой хранится в лицензионном деле лицензиата.

В случае необходимости лицензирующий орган выдает заверенную им копию документа, подтверждающего наличие лицензии, на основании письменного заявления лицензиата и оригинала указанного документа в течение 10 дней со дня получения заявления.

13. Информация, отнесенная к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и доступ к которой неограничен, размещается в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

14. Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

15. Принятие лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, продлении срока действия лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия, а также ведение реестра лицензий и предоставление содержащихся в нем сведений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

16. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и за ее предоставление, а также за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 482 “Об утверждении Положения о лицензировании торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия и Положения о лицензировании торговли патронами к оружию”

Обзор документа

Установлено, как юрлицам выдаются лицензии на торговлю оружием, патронами к нему, основными частями огнестрельного оружия.

Лицензирующим органом выступает МВД России.

Определены лицензионные требования и условия. Так, нужно иметь помещения и оборудование, необходимые для соответствующей деятельности. В штате должны быть работники, ответственные за сохранность, учет, оценку оружия (патронов), а также выполняющие функции, связанные с продажей, предпродажной подготовкой, передачей, пересылкой, транспортированием данных объектов. Лицензиат обязан соблюдать требования, регламентирующие оборот оружия (патронов).

Лицензия предоставляется на 5 лет.

Закреплен перечень документов, направляемых соискателем.

За рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, за выдачу последней, а также за переоформление документа, подтверждающего ее наличие, уплачивается госпошлина.

В торговле никогда без прибыли не останешься.

Торговля оружием — дело очень интересное и заманчивое.

Многие считают, что лицензию получить в этом случае — запредельно сложно. Насколько это правда?

    Лицензия на продажу: что это такое?

    Разрешение на продажу оружия и боеприпасами – это своего рода «ярлык» от государства на продажу оружия и патронов к нему.

    Бизнес этот требует получения лицензии , точно так же, как и торговля алкоголем, продуктами, пиротехникой и т.д. (Федеральный закон №99-ФЗ, «О лицензировании отдельных видов деятельности).

    Без этого разрешения запрещено продавать как холодное оружие (вообще все виды), так и «огнестрелы» и даже пневматику калибром свыше 4,5 мм.

    Процедура получения описана в ст. 18 Федерального закона №150-ФЗ «Об оружии». Согласно ему, реализовывать в РФ такие серьезные средства самозащиты, могут только юр. лица — производители оружия, а также те, которые получили соответствующую лицензию на продажу.

    Согласно все тому же закону, продавать нельзя :

  1. Экземпляры, представляющие культурную и историческую ценность;
  2. Раритеты, копии и реплики и даже похожие на них экземпляры;
  3. Оружие и патроны без номера и заводского клейма.

Для того, чтобы реализовывать их, необходимо иметь на руках сертификат (декларацию) соответствия.

Как получить лицензию на торговлю оружием и боеприпасами?

Шаг 1 – Подготовка помещения

Для начала, определитесь, где будет находиться ваш будущий магазин.

Требования к помещению довольно жесткие.

Мало того, что оно должно иметь подключение к пульту УВО МВД, средства пожаротушения, а также дополнительный источник питания, если вдруг «полетит» основная сеть.

Помимо этого, необходимы:

  • Решетки из стали на всех окнах и вентиляционных ходах;
  • Отдельное помещение без окон — это будет оружейная;
  • Площадь магазина — минимум 120 квадратных метров.

Отдельно пару слов стоит сказать об оружейной комнате. В ней не должно быть каких бы то ни было окон , как уже говорилось — это настоящий «бетонный мешок» с толстыми стенами. И не просто толстыми — они, как и пол и потолок, должны быть не менее 36 см . Если используются стеновые блоки из бетона, то допустимая их толщина — от 20 см , а железобетонные — 18 .

Закон не устанавливает жестких норм ни по величине оружейной, ни по требованиям к витринам.

Шаг 2 – Подготовка пакета бумаг

На продажу огнестрельного оружия, а также оружия самообороны вам понадобится:

  1. Заявление;
  2. ОГРН;
  3. Учредительные документы (копии);
  4. Выписка из ЕГРЮЛ;
  5. Правоустанавливающие документы на помещения (собственность, либо аренда);
  6. Акты освидетельствования УВО МВД, ОЛРР МВД, надзорных служб (включая архитектурный надзор), СЭС;
  7. Договор с охранной организацией;
  8. Схемы расположения залов магазина;
  9. Распоряжение директора о внутреннем режиме;
  10. Приказы о назначении ответственного за хранение оружия и патронов, а также работников магазина;
  11. Мини-«досье» на сотрудников — копии удостоверений личности, какое образование и стаж работы имеют;
  12. Важно! На эту должность не может быть назначено лицо с судимостью или которому запрещено заниматься подобной работой;

  13. Квитанция госпошлины.

Причем учтите, что даже если вы создали такую организацию — это не значит, что одновременно вашему филиалу тоже можно будет продавать оружие.

Шаг 3 – Посетите МВД, передайте документы .

Срок ожидания обычно месяц.

Процедуру похода по инстанциям и сбору бумаг можно передоверить юридической конторе, они справятся с этим быстрее.

Шаг 4 – Получите лицензию

Кто может получить отказ?

Да, МВД может и отказать в выдаче лицензии на торговлю оружием. И вот по каким причинам:

  • Вы не являетесь предпринимателем;
  • У вас судимость или вам запрещено заниматься деятельностью, связанной с оружием (или это выявлено в отношении кого-то из коллектива);
  • Недокомплект документов;
  • Документы просрочены или оформлены с нарушениями;
  • Помещение не соответствует установленным требованиям;
  • Параллельно с продажей оружия в том же помещении планируется реализация другого товара (за исключением категории «охотник-рыболов» и спорттоваров).

Продажа огнестрельного оружия без лицензии

Сбытом оружия называется его безвозвратная передача в пользу третьих лиц в результате возмездной сделки (Постановление Пленума Верховного Суда РФ №5 от 12 марта 2002).

Уголовный кодекс (ст. 222) говорит, что ничего хорошего, а именно лишение свободы на срок до четырех лет (или на 8 — если деяние совершила организованная группа). За холодное и газовое оружиедо двух лет .

Правда, есть одна существенная оговорка — если нарушитель вовремя одумается и сдаст властям нелегальный товар добровольно, то он освобождается от уголовной ответственности (Примечание к ст. 222 УК).

Как получить лицензию на производство оружия?

Выдается регистрирующим органом — Минпромторг РФ юридическим лицам. Если вся процедура будет соблюдена и все документы в порядке, то ждать лицензии придется недолго — до сорока пяти дней (обычно меньше, месяца хватает).

Смотрите также видео о новых правилах продажи оружия в России.

Как и кандидату в продавцы оружия, претенденту нужно будет собрать немалое количество бумаг. Это:

  1. Заявление;
  2. Учредительные документы;
  3. ОГРН;
  4. Выписка ЕГРЮЛ;
  5. Коды Госкомстата;
  6. Документы, подтверждающие, что у кандидата есть соответствующее нормативам здание, оборудование, техника (и лицензия на нее), также система учета и хранения техническая документация для производства оружия, система охраны производства;
  7. Бумаги о номенклатуре оружия;
  8. Документы о том, кто будет осуществлять надзор за производством;
  9. Характеристики тех, кто будет заниматься заявленными работами;
  10. Квитанция госпошлины.

Лицензия на работу с оружием бессрочная

Можно посетить лицензирующий орган самому, а можно доверить эту процедуру юридической конторе.

За небольшие деньги посредники быстро и оперативно соберут все бумаги и сами же предоставят их в Минпромторг, а вам останется только придти по указанному адресу и забрать лицензию.

Иными словами, статус производителя или продавца оружия получить очень непросто. Придется проявить недюжинное терпение и настойчивость, которые при правильном ведении бизнеса многократно окупятся.

Обратите внимание!

Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) не подлежит налогообложению реализация:

«услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается , все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)».

Пример 1.

Магазин «Оружие» получил лицензию на торговлю оружием в декабре. За рассмотрение заявления соискателем лицензии было уплачено 300 рублей (НДС не облагается) и за получение лицензии 1000 рублей (НДС не облагается). В бухгалтерском учете организации бухгалтер отразил получение лицензии следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Перечислено лицензирующему органу за рассмотрение заявления и за получение лицензии

Затраты на получение лицензии отражены в составе расходов будущих периодов

Так как срок действия лицензии составляет 60 месяцев, то каждый месяц бухгалтер организации будет включать в состав расходов на продажу величину равную 1300 рублей: 36 месяцев:

Отнесена на расходы часть лицензионных затрат за текущий месяц

Окончание примера.

Налоговый учет.

Под расходами в главе 25 НК РФ понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) организацией для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 252 НК РФ). Торговая организация не может осуществлять деятельность, связанную с получением дохода без наличия лицензии, то есть, как видим, в отношении лицензионных расходов, все требования, выдвигаемые налоговым законодательством, выполняются. Поэтому организация в целях налогового учета учитывает такие расходы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Дата возникновения расходов по лицензированию зависит от применяемого налогоплательщиком метода признания доходов и расходов в целях налогообложения: метод начисления или кассовый метод.

Если организация использует метод начисления, то на основании пункта 1 статьи 272 НК РФ, затраты на лицензию необходимо относить на расходы, учитываемые для налогообложения равными частями в течение срока действия лицензии. Поскольку для целей налогообложения прибыли расходы на лицензирование учитываются так же, как и в бухгалтерском учете, различий между бухгалтерской прибылью и налогооблагаемой базой по налогу на прибыль не будет.

Если организация использует кассовый метод, то расходы на лицензию можно учесть в составе расходов единовременно, после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

Есть еще один момент, на который хочется обратить внимание организации, получающей лицензию. Как правило, в период получения лицензии организация несет затраты, связанные непосредственно с предлицензионной подготовкой, это могут быть консультационные услуги, обследование помещений органами пожарного, санитарно-эпидемиологического надзора и тому подобное Часть оказанных организации услуг по предлицензионной подготовке, может содержать «входной» НДС. НДС, уплаченный сторонним организациям за оказанные ими услуги, НДС имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ.

При использовании права на вычет, как правило, у бухгалтера возникает вопрос: можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму «входного» НДС или же это нужно делать частями по мере отнесения части стоимости лицензии на расходы?

Нужно сказать, что по этому вопросу существует две точки зрения: одна - принять к вычету «входной» НДС по таким услугам можно сразу, вторая – сумма «входного» налога возмещается поэтапно.

Мы приведем обе точки зрения, а какую из них выбрать, организация решает сама.

НДС возмещается поэтапно.

Организация, получившая лицензию, первоначально отражает затраты, связанные с ее получением, на счете 97 «Расходы будущих периодов» . В соответствии со статьей 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы (налога на прибыль) организации.

Это означает, что по дебету счета должны быть учтены суммы расходов будущих периодов за минусом НДС (при наличии соответствующих счетов - фактур). НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» .

Списываются расходы будущих периодов на издержки производства и обращения равными частями в течение срока действия лицензии. Следовательно, и суммы НДС должны приниматься к вычету аналогичным образом. Такая точка зрения высказывается налоговыми органами.

НДС возмещается единовременно.

Текст главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не содержит прямого указания, что принимать к вычету НДС по расходам будущих периодов следует только в момент списания таких расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), то есть поэтапно. Налоговое законодательство предъявляет четыре требования, которые обязан выполнить налогоплательщик НДС, претендующий на вычет:

· приобретенные товары (работы, услуги) должны использоваться налогоплательщиком для осуществления налогооблагаемых операций;

· должны быть приняты налогоплательщиком к учету;

· приобретенные товары (работы, услуги) должны быть оплачены;

· на руках у налогоплательщика должны быть документы, оформленные надлежащим образом.

В случае получения налогоплательщиком лицензии, что мы имеем:

· лицензия требуется организации, для осуществления налогооблагаемой деятельности;

· услуги, учтенные в стоимости лицензии, оказаны налогоплательщику (на основании подписания акта выполнения услуги);

· налогоплательщик принял лицензию к учету (отразил на балансе в составе расходов будущих периодов);

· на руках у организации имеется счет-фактура на оказание услуг по предлицензионной подготовке и документы об оплате.

То есть, у организации – налогоплательщика выполнены все требования, поэтому можно поставить к вычету весь «входной» НДС единовременно.

Некоторые специалисты могут поставить под сомнение вообще отражение расходов по предлицензионной подготовке на счете 97 «Расходы будущих периодов» , однако такая позиция нарушает правила бухгалтерского законодательства. Вспомним правила бухгалтерского стандарта ПБУ 10/99. Пункт 19 указывает, что:

«Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:

с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);

путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;

независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;

когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов».

Лицензия выдается сроком на 5 лет, а расходы по предлицензионной подготовке непосредственно связаны с ее получением, следовательно, их необходимо классифицировать как расходы, обуславливающие получение доходов в течение нескольких отчетных периодов. Поэтому единовременное списание таких расходов в бухгалтерском учете может быть расценено как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Конечно, налоговые органы вряд ли смогут наложить штраф на налогоплательщика по статье 120 НК РФ, так как налоговое законодательство под грубым нарушением правил учета доходов и расходов понимает систематическое неверное отражение операций на счетах бухгалтерского учета. А вот штрафа по статье 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избежать вряд ли удастся. Напомним, что данная статья относит к грубым нарушениям правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности:

«искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;

искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов».

Единовременное списание расходов по предлицензионной подготовке приведет к искажению показателей строки бухгалтерского баланса «Расходы будущих периодов».

Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Обратите внимание!

Приведенные аргументы в части НДС можно использовать только в отношении расходов будущих периодов, представляющих собой расходы организации на лицензирование, сертификацию и тому подобное

В отношении, например, арендных платежей, уплаченных вперед (они также отражаются налогоплательщиком в составе счета 97 «Расходы будущих периодов) возможен только поэтапный вычет НДС, так как услуги считаются полученными налогоплательщиком по истечении каждого месяца на основании акта оказания услуг.

Обратите внимание!

Использование второй точки зрения, может привести к судебному разбирательству, аргументы, которые помогут налогоплательщику отстоять свою правоту, мы привели. Если Вы не готовы вступить в спор с налоговым органом, воспользуйтесь первой точкой зрения.

Более подробно с вопросами, касающимися учета и налогообложения в торговых организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Торговая деятельность».



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: