Понятие воздух для детей. НОД для детей старшего дошкольного возраста «Что такое воздух? Из чего состоит воздух

Алия Шамсиева
Конспект ОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?» Видео

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№10 «РАДУГА» Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект

образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности

Тема : Что такое воздух ?

Разработала :

Шамсиева А. Р.

Бугульма 2016г.

Цель : развивать у детей представления о свойствах воздуха , путём экспериментирования.

Задачи : - учить детей слушать , отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать;

Развивать познавательную активность , любознательность, внимание, наглядно – образное мышление;

Обогащать словарь детей : соломинка, невидимый, упругий, лёгкий.

Интеграционные области : познание , здоровье, социализация, труд, коммуникация.

Методические приёмы : игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.

Материал : вода.

Оборудование : полиэтиленовые пакеты, ёмкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинами, трубочки для коктейля, воздушные шары , акварель, кисточки, листы белой бумаги.

Методы и приёмы :

1. Наглядные :

Наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения рисования, зрительные ориентиры) .

2. Словесные :

Объяснения, пояснения;

Вопросы к детям и поиск ответов;

Словесная инструкция.

3. Практические :

Выполнение опытов;

Самостоятельное выполнение рисования нетрадиционным способом.

Аппаратное обеспечение : проектор.

Предметно-развивающая среда : группа оформлена под лабораторию.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов :

реализация УМК по обучению дошкольников двум государственным языкам РТ.

Ход совместной деятельности:

Дети стоят полукругом.

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же, без него мы жить не можем.

Дети : Воздух .

Воспитатель : Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего нужен ?

Дети : Чтобы дышать и жить.

Воспитатель : Правильно, воздух нам необходим для жизни, а ещё растениям и животным. Сегодня мы узнаем много нового о воздухе .

Опыт №1. «Без воздуха не прожить » .

Воспитатель : Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем?

Дети : Мы себя чувствуем плохо. Не хватает воздуха .

Воспитатель : Значит, для чего нужен воздух ?

Дети : Чтобы дышать.

Воспитатель : Правильно. Почему мы проветриваем группу , раздевалку, музыкальный зал?

Дети : Чтобы мы могли дышать свежим воздухом .

Воспитатель : А как вы думаете, где живёт воздух ? (ответы детей ) . Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, лёгкий.

А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас ?

Дети : Мы должны его почувствовать.

Опыт №2. «Почувствуй воздух » .

Воспитатель : Подуем на ладошку, что мы чувствуем?

Дети : Холод.

Воспитатель : А теперь возьмите опавшие листочки под деревом и подуйте на него. Что с ним происходит?

Дети : Шевелится, колышется. Как будто от ветра.

Воспитатель : Значит, чтобы почувствовать воздух , надо привести его в движение. Так что же происходит в природе, когда движется воздух ?

Дети : Ветер.

Опыт №3. «Воздух внутри нас » .

Воспитатель : А сейчас, ребята, я вам предлагаю пройти в лабораторию. А мы с вами будем юными исследователями.

Что вы видите на столе?

Дети : стаканчики с водой и коктейльные трубочки.

Воспитатель : Возьмите трубочки и подуйте в воду. Что происходит?

Дети : Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри . Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух , а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.

Опыт №4. «Воздух есть в любых предметах» .

Воспитатель : А теперь положите горошинку в стакан. Что происходит?

Дети : от них идут пузырьки.

Воспитатель : Это значит, что в горошинках есть воздух .

А теперь, можете оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины? Что нам может помочь?

Дети : Воздух .

Воспитатель : Правильно, воздух . Что нам надо для этого сделать?

Дети : Подуть в трубочки.

Воспитатель : Что происходит?

Появились пузырьки – это воздух . Мы снова его увидели .

А что же делают наши горошины?

Дети : Они двигаются.

Воспитатель : Что же нам помогло оживить горошины?

Дети : Воздух .

Воспитатель : Да, конечно же, воздух .

Мы не только его нашли, но и увидели , как он заставил горошины двигаться. Молодцы!

Физминутка.

Я с утра сегодня встал (потянуться)

С полки шар воздушный взял (вверх хватательные движения)

Начал дуть я и смотреть (сделать руки в трубочку и дуть)

Стал мой шарик вдруг толстеть (раздвигать руки в сторону)

Я всё дую – шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок (развести руки в стороны и хлопнуть)

Лопнул шарик, мой дружок.

Опыт №5. «Поймай воздух » .

Воспитатель : Ребята, пройдёмте к следующему столу. Что мы видим на столе?

Дети : Полиэтиленовые пакеты.

Воспитатель : Возьмите эти пакеты в руки. Какие они?

Дети : Пустые, мятые.

Воспитатель : Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся.

Какой стал пакет?

Дети : Толстый, надутый.

Воспитатель : Почему он стал таким? Что заполнило пакет?

Дети : Воздух .

Воспитатель : Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели , что он может заполнять ёмкости.

Опыт №6. «Увидеть воздух » .

Воспитатель : А теперь пройдёмте к следующему столу. Что вы видите на столе?

Дети : Пустую банку и ёмкость с водой.

Воспитатель : Как вы думаете, есть ли воздух в пустой банке ? (ответы детей ) .

Можно ли это доказать?

Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать её ровно вода в неё не попадает.

Что же не пускает воду в банку?

А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды.

Что появилось?

Дети : Пузыри.

Воспитатель : Как вы думаете, почему они появились? (ответы детей ) .

Вода вытеснила воздух из банки , заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей .

Рисование. Нетрадиционный способ рисования – кляксография.

Воспитатель : А вы знали, ребята, что при помощи воздуха можно и рисовать ? Посмотрите на мой рисунок, я это нарисовала при помощи воздуха и вот , что у меня вышло (показываю рисунок) . Что вы видите на рисунке? (ответы детей ) . Верно, мои кляксочки похожи на дерево и веточки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами научимся при помощи воздуха , красок и трубочки рисовать чудесные картины. Смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показываю технику кляксографии : капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Проговорить несколько раз с детьми название техники).

Молодцы ребята! Получились очень красивые картины.

Рефлексия.

Воспитатель : О чём мы сегодня говорили? воздухе ) . Что интересного мы с вами узнали о воздухе ? Какой он? (невидимый, прозрачный, лёгкий, нужный для жизни) . Что вам понравилось больше всего?

Знаю, что вы все эти фокусы покажите друзьям. А я вам приготовила сюрприз. Но чтобы получить сюрприз надо отгадать загадку.

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Правильно! Это воздушный шар ! Держите ваш сюрприз и поиграйте.

Публикации по теме:

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами живой природы. Задачи: - Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Воздух-невидимка» Задачи: 1. Формировать у детей представление.

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный воздух» для детей с ОНР подготовительной группы Конспект ООД по экспериментально - исследовательской деятельности «Волшебный воздух» для детей с ОНР в подготовительной группе Инна Николаевна.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Превращение» Конспект по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы. Подготовила Сочкова. Н. П. Тема: «Превращение» Интеграция.

Что такое воздух?

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная.

Интеграция образовательной деятельности: " Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы","Социализация", "Физическая культура".

Цель: познакомить детей с понятиями воздух, воздушное пространство, со свойствами воздуха, влиянием на здоровье человека; развивать исследовательские способности, любознательность, наблюдательность.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребёнок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Предварительная работа: запустить с детьми бумажные самолёты, надуть воздушные шары и поиграть с мыльными пузырями.

Материал и оборудование: мыльная и простая вода, резиновые шарики, мячи на каждого ребёнка, бумага.

Ход занятия

1. Игровая мотивация.

Воспитатель (показывает детям волшебный ящик в котором что-то есть, и загадывает загадку).

В ящике есть то, без чего нельзя прожить, но мы его не видим... Что это такое?

Дети. Воздух.

2. Беседа о воздухе.

Воспитатель. Что такое воздух?

Предложения детей.

Воспитатель. Воздух- это смесь невидимых веществ, которые называют газами.

Как можно увидеть воздух?

Дети. Воздух увидеть нельзя...

Воспитатель. Верно. Но мы его ощущаем.

Каким бывает воздух в морозную погоду? В дождливую? В засуху? При пожаре?

Дети.

Во время дождя самый чистый воздух.

Морозный воздух тоже приятный.

Воздух от пожара вредный, им тяжело дышать.

3. Исследования.

Воспитатель. Хотите увидеть воздух?

Проведём опыт(поджигаем кусочек ваты, появляется дым и едкий запах).

Подуйте на дым. Наблюдаете движение воздуха?

Можно ли при этом находится в помещении?

Дети. Нельзя дышать таким воздухом, это опасно для жизни: заболит голова и человек задохнётся.

Воспитатель. Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова "Рассказ о неизвестном герое"

Много столпилось людей на панели.

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Там, из окошка, сквозь огненный дым,

Руки ребёнок протягивал к ним...

Нам всем известен запах дыма.

Когда мы его чаще ощущаем?

Дети. Когда горит костёр.

Воспитатель . Верно. Воздух бывает холодным и тёплым. Тёплый воздух лёгкий, холодный - более тяжёлый. Поднимите руку вверх.

Какой там воздух?

Дети. Тёплый.

Воспитатель. Теперь присядьте. Воздух такой же тёплый?

Дети. Нет, более прохладный.

(Воспитатель открывает форточку, дети наблюдают, как проникает в тёплое помещение холодный воздух).

Воспитатель. Когда холодный воздух встречается с тёплым, мы его видим в виде пара, он стелется по полу.

Посмотрите на свет. В его лучах видны мельчайшие частички пыли.

В воздухе, как и в воде, живут микроорганизмы, они подвижны.

Чем это нам грозит?

Дети. Можно заболеть.

Воспитатель. Да. Через воздух можно заразиться от другого человека гриппом, ветрянкой, корью и другими вирусными заболеваниями.

Что надо сделать для того, чтобы уничтожить вредные микробы в воздухе?

(Предположения детей).

Воспитатель. Надо проветривать помещение, делать влажную уборку, поливать улицы в сухую погоду.

4. Игры с воздухом.

1. Дети надувают шарики, отпускают его, подбрасывают вверх.

Почему он летает? (Шарик лёгкий, так как в нём находиться теплый воздух).

2. Дети пускают мыльные пузыри.

Как они появляются?

Почему они летают?

3. Лист бумаги надо на него подуть.

Что с ним происходит?

4. Сделать самолет из бумаги.

Итог занятия.

1. Воздух - это невидимый газ.

2. Необходимо избегать тех мест, где загрязнён воздух, и оберегать органы дыхания.

3. Человек должен следить за чистотой воздуха.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №59 «Колокольчик» г. Мытищи

Конспект открытой образовательной деятельности

Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух и его свойства»

Образовательная область «Познание»

воспитатель 2 квалификационной категории

2013г.

Программное содержание:

Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи :

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

Развивать навыки проведения опытов;

Расширять и активизировать словарь детей;

Поощрять выдвижение гипотез;

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Развивать психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь), мыслительные операции, познавательные интересы, наблюдательность, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление;

Развивать умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.

Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Гипотезы:

Воздух постоянно нас окружает;

Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Воздух легче воды;

Воздух есть внутри предметов;

Воздух есть внутри людей;

Без воздуха не возможна жизнь;

Воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

Ветер - движение воздуха.

Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы, показ презентации « Свойства воздуха».

Словарная работа: бесцветный, газ, невидимый. Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями, участвовать в диалоге.

Взаимосвязь с другими областями: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Материалы к занятию:

Баночки с «запахом»;

Фольга (по количеству детей);

Спасательные нарукавники;

Миска (желательно стеклянная) 2 шт;

Стакан;

Игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

Сундучок;

Стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

Чеснок, чеснокодавилка;

Веера по количеству детей;

Песочные часы;

Воздушные шары по количеству детей;

Кружки из бумаги по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка ;

Фонограмма «Шум моря».

Использованная литература:

  1. Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» , М., «Вако», 2007
  2. Каменева Л.М. « Как знакомить дошкольников с природой», М., «Просвещение»,1978
  3. Иванова А.И. «Экологические эксперименты и наблюдения в детском саду», М., «Сфера», 2004
  4. www.pedagoginfo.com
  5. www.wiki.rdf.ru

Ход ООД.

Воспитатель : Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

Интересно, а кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: воздух прозрачный, через него все видно, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Ребята, а давайте докажем, что воздух всё-таки есть!

Воспитатель показывает стакан. Как вы считаете этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?

А сейчас мы это проверим.

Опыт « Пузырьки воздуха»

Воспитатель: каждый возьмите стакан и проделайте тоже самое. Стакан держите прямо и опускайте медленно. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан?

Давайте сделаем вывод: в стакане есть воздух, это он не пускает туда воду.

А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они появились? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)

А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный)

Именно поэтому воздух называют невидимкой.

А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в группе (стекло, лампочка)

Воспитатель: чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт. «Поиск воздуха» (с воздушными шарами).

Воспитатель : Возьмите воздушный шарик. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в шарик воздух и закручиваем его. Шар полон воздуха. Воздух занял всё место в шарике. Можно сделать вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в шарике. Предлагаю вам еще и услышать его. А для этого спустите наши шарики.

Опыт. «Образование звука».

Воспитатель : а теперь возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на нее так, чтобы получился звук. Как можно услышать звук? Что происходит?

Дети: мы вдыхаем струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.

Воспитатель: можно сделать вывод, что звук возникает, когда дрожит воздух.

Опыт с нарукавниками.

Воспитатель: летом я видела, как люди используют такой «запертый», пойманный воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать. Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? (Достает сундучок).

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).

Воспитатель: молодцы, ребята! Помогли! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. А теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).

Теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?

Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт. «Воздух в человеке» .

Воспитатель : Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети : Через нос.

Воспитатель : Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети : Нет.

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Давайте, лучше зажмем носики, и не будем дышать.

Опыт «Не дышу».

Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать

Воспитатель : вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Ребята, как вы думаете, почему?

Дети: всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Воспитатель: а давайте, избавимся от запаха чеснока. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

Дети: проветрить комнату.

Воспитатель: ребята, хотите устроить ветер?

Дети: Да.

Опыт «Ветер».

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: значит, когда воздух движется, получается ветер.

А как вы думаете, что это такое ветер? (Ветер - это движение воздуха в природе) Вам приходилось его чувствовать? Какой бывает ветер?

Дети: Слабый ветерок называется - бриз. Ветер посильнее, когда на море волны поднимаются, такой ветер называется шторм. А очень сильный ветер, когда в море переворачиваются корабли, такой ветер называется - ураган.

Релаксация «На берегу моря»

Закройте глаза, мы с вами отдохнем.

Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышется трава на лугу. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.

Воспитатель: итак, воздух окружает нас. Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух, если он чистый, запаха не имеет. Но он хорошо присваивает чужие запахи.

Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.). Предлагаю в этом убедиться.

Опыт «Есть ли вкус и запах у воздуха?»

Воспитатель: в баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.

Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Ребята, скажите, а воздух имеет вкус? Мы можем его попробовать? Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете?

Дети: нет.

Воспитатель: какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?

Дети: воздух не имеет вкуса.

Воспитатель: как много мы сегодня узнали о воздухе!

Что воздух постоянно нас окружает;

Что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Что воздух легче воды;

Что воздух есть внутри предметов;

Что воздух есть внутри людей;

Что без воздуха не возможна жизнь;

Что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

Что ветер - движение воздуха.

Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка: один красный и один синий. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите синий кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Воздух имеет свой вкус.

Чистый воздух не имеет запаха.

Человек может жить без воздуха.

Ветер- это движение воздуха.

Ребята, я благодарю вас за внимание. На память вы можете взять себе воздушный шар, чтобы дома поймать нашего нового знакомого невидимку.

И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!


Задачи :
Образовательная:
❖ обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека;
❖ продолжать учить детей пользоваться нестандартным оборудованием;
❖ формировать ретроспективный взгляд на предметы, формировать навыки запоминания, используя символику.
Развивающая:
❖ развивать мышление, творческое воображение;
❖ развивать навыки творческой, исследовательской работы. Воспитательная:
воспитывать любознательность,
чувство взаимопонимания, умение работать в парах.

Методы и приёмы
:
❖ словесные (беседа, рассказ);
❖ наглядные (показ карточек-схем, предметов-заменителей)
❖ практические (проведение опытов, конструирование из бумаги);
❖ игровые.

Оборудование :
баночки, тазики с водой, целлофановые пакеты, теннисные мячики, сосуд со льдом, сосуд с горячей водой, кассета с записью мелодии, карточки- символы свойств воздуха, листы цветной бумаги, ножницы, коктейльные трубочки, флажки-фишки, салфетки.

Ход занятия .

В.: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наш разговор о неживой природе.
О чем именно, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Он через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Ответы детей)

В.: Что вы знаете о воздухе? (Невидимый, прозрачный, бесцветный) /На доске вывешиваются карточки-символы этих свойств воздуха/

В.: Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? (Ответы: если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать).

В.: Молодцы! А сейчас, давайте представим, что мы с вами ученые, работающие в лаборатории.
Перед нами (учеными) будет стоять задача: постараться с помощью опытов доказать, что воздух всюду находится вокруг нас.

ОПЫТ 1 . (С пустыми баночками)

В.: - Перед каждым из вас стоят баночки. Что в них? /Пустые/
- Давайте проверим так ли это? /Дети опускают баночки вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклоняют в сторону/.
- Что происходит? / Выходят пузырьки воздуха/ Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

ОПЫТ 2 . (С целлофановым пакетом)

В.: Возьмём целлофановый мешочек, взмахнём им и начнём скручивать со стороны отверстия. - Что происходит? / Мешочек надувается и становится выпуклым/
- О чём это говорит? / Ответы детей/
- Если мы сожмём и разожмём пакетик, он принимает свою первоначальную форму. О чём это говорит? / Ответы детей/
- Это же свойство мы можем продемонстрировать на воздушном шарике. Вывод: воздух - упругий. /Карточка - символ «Пружина»/

В.: Ребята, а что вы можете сказать о форме воздуха? Воздух имеет форму? /Нет, он принимает форму того предмета или объекта, который заполняет/
В.: А что мы можем сказать о запахе? / Вы замечали, что в разных местах пахнет по -разному. В столовой, в парикмахерской, в аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет. (Карточка- символ «Перечёркнутый нос»/

ОПЫТ 3 .
В.: А сейчас мы узнаем с вами ещё об одном свойстве воздуха. На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т.е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т.е. воздух внутри - сжался.
Вывод: при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.

ОПЫТ 4 . (С теннисным шариком)
В.: возьмём теннисный шарик. И опустим в воду. Что происходит? Почему шарик не тонет? / Ответы детей/ Вывод: Воздух легче воды.
/Карточка – символ «Летящий воздушный шарик»/

В.: - Вы много узнали о воздухе. Прошу ученых навести порядок в лабораториях и занять свои места за столами. / Дети наводят порядок на столах, убирают все на отдельный стол, садятся/.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!

В.: Сейчас, прикройте глаза, послушайте музыку (звучит запись «Гроза» Вивальди), скажите, что вы себе представляете, слушая эту мелодию? Что она вам напоминает? (Дождь, гром, ветер)

Летит, рычит Ветки ломает Пыль поднимает
Слышишь его, а не видишь его. (ветер)
В.: Откуда взялся дождь? (Из тучи, а тучи принёс ветер)
В.: А Что такое ветер? {Это движение воздуха)
В.: Покажите ладонью, как можно почувствовать ветер? (Дети машут) Что вы при этом ощущаете? {Прохладу, свежесть) Какое приспособление придумали люди для обмахивания? (Веер,
опахало)

В.: Ветер в сказках наделялся волшебной силой, его сравнивали с богатырем, ласково называли озорником, часто обращались за помощью именно к ветру.
Давайте вспомнить стихи поэтов о ветре /дети читают стихи/:

Ветрено, ветрено
Вся земля
Проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету... (И. Токмакова)

Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути. (Я. Аким)

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе... (А.С.Пушкин)

Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой, повозился и уснул. (Г.Ладзынь)

Игра «Чудесный сундучок»

В.: Ребята, а теперь поиграем в игру « Чудесный сундучок».
/В сундучке лежат иллюстрации и игрушки-предметы: мельница, фен, веер, велосипед, утюг, фотоаппарат, ложка, вертолёт, парусник, телефон, книга, мячик, свистулька и др./
В.: Правила игры: я загадываю загадку о том, что лежит в сундучке (предмет или картинка)? Вы должны отгадать загадку и ответить на вопрос используется ли воздух (или его свойства) при работе этого предмета? Кто больше даёт правильных ответов, тот выиграл. (За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку)

Загадки .

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился (парашют)

Маленький, удаленький
Громко кричит... (свисток)

Кинешь в речку - не тонет,
Бьешь о стенку - не стонет,
Будешь о земь кидать-
Станет кверху летать. (мяч)

На что взглянет этот глаз -
Всё картинке передаст. (фотоаппарат)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем.
Только лучше правь рулем, (велосипед)

Что всегда идет, а с места не сойдет? (часы)

Плывет белый гусь- Брюхо деревянное
Крыло полотняное. (парусник)

Без разгона в высь взлетает
Стрекозу напоминает
Отправляется в полет
Наш военный... (вертолет)

Он с хоботом резиновым
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор. (пылесос)

Он горяч, как сковородка.
Так и пышет жаром.
На рубашке разровняет
Складки влажным паром. (утюг)

Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (ветряная мельница)

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга)

Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует?
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди... (Фен)
/ Подводятся итоги игры/

Конструирование .

В.: А сейчас каждый из вас изготовит для себя подарок- игрушку-вертушку. На прогулке мы опробуем с вами как они работают.

Дети изготавливают вертушки. По ходу работы воспитатель помогает каждому закрепить её на трубочке.

Итог занятия:

В.: Ребята, о чём мы сегодня говорили с вами на занятии? /Ответы детей/ Какие свойства вы запомнили? Посмотрите на карточки-символы.

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД : Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

(ответы детей)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

  • Воздух повсюду.
  • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  • Легче воды.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

НАБЛЮДЕНИЕ 6.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Литература:

  1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
  6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
  7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: