Занятие ягоды в подготовительной группе. Тема «Сад-огород. Ягоды». Старшая группа. Составление конспекта занятия по рисованию на тему «Грибы и ягоды»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Малыш»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Коммуникация»

для детей подготовительной к школе

Логопедической группы с ОНР

Тема «Грибы и ягоды»

Выполнила учитель-логопед

МБДОУ комбинированного вида детский сад «Малыш»

Силантьева Наталья Николаевна

г.Удомля

2013г.

Цели

Коррекционно- образовательные:

Закреплять и систематизировать представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их произрастания;

Обогащать активный словарь (гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка, сыроежка, белый, ножка, шляпка, куст, ягода, клюква, брусника, малина, морошка, черника); формировать глагольный словарь (искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, сушить, жарить, мариновать, заготавливать, найти, сорвать,…)

Развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными) ;

Тренировать навык составления предложения с пространственными предлогами (в, на, из, под, из-под); учить выделять предлоги из словосочетаний и предложений; формировать навык правильного их употребления.

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное и слуховое внимание, общую, тонкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать активность, инициативность, навыки самостоятельности, взаимодействия и сотрудничества; любви и бережного отношения к природе.

Материал: мяч, иллюстрации с изображением грибов и ягод, карточки с изображением схемы предлогов на, под, в, из. Разрезные картинки «грибы».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей на занятие, организует приветствие и предлагает отгадать загадки:

Под осинкой у тропинки У девчонки – тонконожки

Кто стоит среди травы? Ярко-красные серёжки.

Ножка есть, но нет ботинка. Под листочек загляни-ка,

Шляпка есть, нет головы Там краснеет ….

Л. Отлично. Вы отгадали загадки и сразу догадались, что сегодня мы начнем с вами разговор о грибах и лесных ягодах, о том, что дарит нам лес осенью.

Логопед рассыпает на ковре плоскостные изображения грибов и ягод и предлагает детям сесть на ковер, представив, что это лесная полянка.

Мы с друзьями в лес пойдем,

Ягоды, грибы найдем.

Их в корзинки соберем

И домой их принесем.

Л. Перед вами картинки с изображением грибов и ягод. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы и возьмите нужную картинку.

Зачем ты пойдешь в лес?

Какой гриб ты нашла?

Что у тебя в корзине?

Что ты принесла из леса?

Какую ягоду ты собрал?

Что висело на кустике?

Из чего ты приготовишь морс?

Какой гриб лучше посолить?

Из каких ягод ты любишь варенье?

Из каких грибов ты сваришь грибной суп?

Какой гриб ты не положишь в корзинку?

Л. Молодцы. Вы правильно ответили на мои вопросы и выбрали картинки и мы можем перейти к следующей игре.

Игра с мячом « Что делают?» (обогащение речи детей глаголами)

Что можно делать с грибами и ягодами? (искать, собирать, перебирать, срезать, мыть, чистить, варить, сушить, жарить, мариновать, заготавливать, найти, сорвать,…)

Логопед приглашает детей сесть за столы. Когда вы отвечали на мои вопросы, вы использовали маленькие, но очень важные слова. Они помогают нам узнать, где находится предмет. Рассмотрите схемы и ответьте, где находится кружок, и догадайтесь, какие предлоги они обозначают.

на под в из

Придумайте предложения с этими предлогами. А помогут вам справиться с заданием схемы и картинки. (Подосиновик растет под осиной. Земляника зреет на солнце. Клюква растет на болоте. Мальчик принес из леса целую корзину грибов. и т.д.)

Л. Вы справились с этим трудным заданием. Давайте отдохнем.

Зрительное упражнение «По ягоды»

Справа зреет земляника,

Слева – сладкая черника,

Справа красная брусника, движения глазами влево - вправо

Слева спеет голубика

Ягоды все соберем сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд,

Отдохнем, домой пойдем. повторить 6-8 раз

Л. Я тоже приготовила для вас небольшой рассказ о ягодах и грибах. Послушайте, что у меня получилось.

Грибы и ягоды растут из леса. Подосиновики в осине, подберезовики на березе. Ягоды – черники и малина под кустиками. Соберу грибы из корзины, а ягоды под банку и принесу домой. Дома из клюквы сварю вкусный грибной суп, а из белых грибов освежающий, полезный морс.

Кто заметил ошибки в моем рассказе? Исправьте их и повторите мой рассказ правильно.

Физкультминутка « За грибами»

Мы в лес пойдем,

Мы гриб найдем,

Ау, Ау! Никто не отзывается.

Лишь эхо откликается.

Л. Богаты наши леса грибами и ягодами. Интересно, почему у грибов и ягод такие интересные названия?

Упражнение « Почему так называется?»

Как вы думаете, почему так назвали: подберезовик, подосиновик, сыроежка, рыжик, белый, черника, земляника, голубика.

Л. Вы правильно объяснили, почему эти грибы и ягоды так назвали. А сейчас я предлагаю вам собрать изображения грибов из разрезных картинок.

Разрезные картинки « Грибы».

Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать, а потом оценивает их работу.


Беседа «Гигиена рук» (формировать у детей культурно - гигиенические навыки, обсудить необходимость мытья рук после посещения туалета, перед едой, поговорить об опасностях, связанных с грязными руками. Выяснить, кто из ребят всегда помнит о необходимости мыть руки, придумать для остальных «рисунки - напоминалки»)

Д/и. «Отгадай, что на моей картинке» (формировать у детей умение зрительно обследовать предмет и давать словесное описание формы предметов. Развивать зрительное восприятие. Речь. вербальное воображение)

Песенное творчество: работа с попевкой «Песенка осеннего дождя» (учить детей придумывать текст и мелодии на заданную тему по образцу, развивать музыкально-слуховые представления, эмоциональную отзывчивость на музыку)

Развивающая игра «Сложи узор» (развитие творчества, памяти, воображения)

Работа в уголке природы: посадка черенков (закрепить представления детей о размножении растений черенкованием. Формировать соответствующие трудовые умения, развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе, поощрять желание участвовать в совместной деятельности).

Прогулка (утро):

1.Наблюдение за сезонными изменениями (формировать понятия о явлениях природы, закреплять знания о солнце)

2.Трудовая деятельность: уборка мусора на участке (воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы)

3.П/и. «Ловишки» (упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга).

4.Индивидуальная работа: упражнение на развитие равновесия (учить вбегать на горку и сбегать с неё).

2 половина дня:

Д/и. «Угадай, что в мешочке» (учить детей последовательно осуществлять обследование ягод при помощи осязания, определить их форму. Качество поверхности. Формировать умение рассказывать о ходе работы, обобщать, и оценивать её результаты.)

Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» (учить детей понимать.чувствовать образный язык стихотворения, выразительно декламировать его. Развивать поэтический слух, литературную речь.)

С/р.и. «Путешествие в лес». Сюжет «По ягоды» (развивать умение детей распределять роли, развитие навыков сотрудничества).

Развивающая игра Собиралка «Полное лукошко» (учить запоминать названия ягод, набрать из лесного плетёного лукошка как можно больше съедобных ягод)

Прогулка (вечер):

1.Набдюдение за пешеходом (закрепить знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения)

2.) П/и. «Светофор» (развивать ловкость. закреплять знания о значении светофора).

3. Трудовая деятельность:сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев).

4.Индивидуальная работа: развитие движений (закреплять навыки метания предметов) .

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Лес. Ягоды»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, учить состав­лять предложения; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить употребление предлогов;

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями ягод, картинки с изображением ягод, тетради, цветные карандаши, мяч.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет названия грибов.

– Где растут грибы?

– А что еще в лесу растет?

– О чем мы сегодня будем говорить?

2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.
3. Введение в тему. Игра «Прогулка в лес»

– Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. «Кого ты увидишь в лесу?» или «Что ты увидишь в лесу?»
Дети отвечают: «Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды».
Дети называют лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, земляника.

4. Упражнение «Скажи какая ягода»

Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.

Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

5. Упражнение «Эхо»

– Мы с вами заблудились в лесу. Давайте покричим «АУ!»

Девочки кричат громко, а мальчики тихо.

6. «Чего не стало?»

– Посмотрите на картинки, внимательно.

Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?
7. Игра «Большой – маленький»

ягода- ягодка малина – малинка
земляника – земляничка черника – черничка

куст- кустик клюква – клюковка
лист- листочек птица- птичка
цветок- цветочек ветка- веточка

8. Игра «Один – много» (с мячом)
Гриб – грибы ягода – ягоды
Дерево – деревья куст – кусты
Лист – листья птица – птицы
Цветок – цветы ветка – ветки

9. Физкультминутка «Сбор ягод»

С веток ягоды снимаю Действия выполнять по тексту.

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

А потом еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

10. Игра «Что приготовим?»
Из грибов – грибной суп.
Из малины – малиновое варенье.
Из черники – черничное варенье.
Из земляники – земляничное варенье.
Из клюквы – клюквенный морс.
Из брусники – брусничное варенье.

11. Игра «Что это?» (закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Малина, черника, земляника – это…(ягоды)
12. Игра «Придумай предложение о ягодах»

Ребята. Посмотрите на картинки. Каждый из вас выберет себе ягодку и придумает о ней предложение. Я помогу вам:

Мы собрали много клюквы.

В лесу растет много земляники.

На кустиках поспевает черника.

Мама сварила варенье из малины.

Папа привез из леса много брусники.

13. Итог занятия.

Вспомнить о чём говорили.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному);

Рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;

Дидактическая игра «Узнай ягоду на вкус»; в качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают.

Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.

Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

В сенокос - горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка? (Калина)

Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая - чернеет. (Красная и черная смородина)

На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника)

Задание 3. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какова на вкус?

Что из нее готовят?

Задание 4. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных): сок из малины - малиновый; сок из вишни - ...; варенье из малины - малиновое, варенье из вишни - ....

Задание 5. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).

Клубника, смородина, черника, вишня. (Черника - растет в лесу.)

Клюква, малина, клубника, брусника. (Малина - растет на кусте.)

Задание 6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах.

Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.

фрукты: лимон, огурец, банан, персик.

Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.

Задание 8. Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?» Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают.

Задание 9. Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте: картошка растет на болоте.

Задание 10. Ответить на вопросы.

Про какой овощ можно сказать «твердый»?

Про какой фрукт можно сказать «сочный»?

Про какую ягоду можно сказать «кислая»?

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак»: лимон (какой?) ...; клубника (какая?) ...; помидор (какой?) - ....

Задание 12. Пересчитать предметы овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти): первое яблоко, второе яблоко...; первый помидор, второй помидор...; первая картошка, вторая картошка... .

Задание 13. Вырезать картинки с изображением ягод и вклеить их в альбом.

Светлана Агафонова
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Лесные ягоды»

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Лесные ягоды "

Задачи :

Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах , местах их произрастания;

Активизация и актуализация словаря по теме «Ягоды » .Лес осенью»(лес,болото,ягода ,клюква,брусника,черника,морошка,ежевика,малина)

Воспитание бережного отношения к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент

Шаровидную форму,

Ягоды имеют ,

На болотах осенью,

Дозревать умеют! (клюква)

Много ягоды в лукошках ,

Тут черника, и морошка.

Вот чернеет ежевика,

Рядом - красная. (брусника)

В :- О чем я загадала загадку?

Д :-о ягодах

В :- Сегодня мы поговорим о поздних ягодах . Клюква поспевает на болотах поздней осенью. Она растет на кочках, ягоды лежат прямо на мху . Ягоды видны издалека , а стебельки незаметны. Но если присмотришься, увидишь, что на моховой подушке протянулись тоненькие нити, а на них –жесткие блестящие листочки.

Ягодка черненька , маленька, сладенька, ребятишкам миленька»-так говорят в народе о чернике. Растут черничные кустики на торфяных болотах.

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка-ягодка (морошка)

Это крупная, сочная,красивая ягода .

Растет на севере. Встречается на моховых болотах, по берегам рек и озер, на лесных полянах . Является лечебным средством.

Брусника –мелкий стелющийся кустарник. По вкусу ягоды напоминают бруснику . Из ягод варят варенье , а из листьев делают лекарство.

Ежевика напоминает малину. Ягоды на вид черные , но на самом деле черными эти ягоды только кажутся , окрашены они в густой темно-фиолетовый цвет. Из ягод ежевики получают очень вкусное варенье, джем, желе. Поздней осенью в лесу можно собирать только клюкву, бруснику и рябину. Остальные ягоды в это время уже не встретишь.

2. Физминутка «По ягоды »

В :- А теперь я предлагаю вам отправиться в лес за ягодами . А с собой мы возьмем корзиночки для сбора ягод .

Мы к лесной лужайке вышли ,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал-

Не споткнулся,не упал.

Вот мы и пришли на полянку.

(Дети идут друг за другом, наклоняются, изображая сбор ягод ).

Собираем мы в лесу

Клюкву и бруснику, (На ковре разложены картинки с изображением ягод )

И домой мы понесем Дети собирают только ягоды .)

Полную корзинку.

2. «Какой вкус?»

У черники -сладкий, у клюквы - кислый, у брусники - горько-кислый, у морошки- сладкий, у ежевики- кисло-сладкий, у рябины-горький.

3. Игра «Четвертый лишний»

В :- Когда ягоды приносят из леса , их обычно перебирают,очищают от листочков, незрелых ягод , разного лесного мусора , который мог попасть в корзинку.

Брусника, черника, палочка, морошка;

Ежевика, рябина, клюква, листочек;

Клюква, морошка, цветочек,брусника;

Черника, клюква, веточка, ежевика.

4. Игра с мячом «Вот какие повара»

В :- Есть черника, земляника, ежевика и брусника.

Стоит лишь поговорить,что из ягод нам сварить .

Я буду бросать вам мяч и начинать предложение. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение.

В :-Из черники можно приготовить ….

Д :-Черничное варенье.

В :-Из клюквы можно приготовить …

Д :- Клюквенный компот.

В :- Из брусники можно приготовить …

Д :- Брусничный джем.

В :- Из морошки можно приготовить …

Д :- Вкусный морс.

В :-Что еще можно приготовить из ягод ?

Д :- Вкусный пирог,торты, пирожные.

6. Подведение итогов занятия

В :-Кому нужны ягоды ?

Д :-Животным, птицам, насекомым, людям.

В :- «Какая от ягод польза

Д :- В них много витаминов, полезных для человека. Из них готовят лечебные отвары, морсы.

В :- В народе говорят : «Возле леса жить- голодным не быть. Почему так говорят?

Д :-Лес-это наше богатство, его надо беречь и охранять.

Список литературы :

1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. -СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс» ,2013.-624с.

2. Лозбякова М. И. Учимся правильно и чётко говорить : Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М.: Вентана - Графф, 2003. - 304 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Космическое путешествие» Космическое путешествие. Цель: Развитие патриотизма. Социализация. Показать, что мечты людей сбываются (полет в космос). Задачи: 1. Воспитательная.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Космос» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Космос» Задачи: -Формирование представлений о космосе,освоении космоса людьми,работе.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Домашние животные» Тема: «Домашние животные» Задачи: Познакомить детей с такими понятиями как «домашние животные» и их «детеныши». Развивать внимание,.

Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: