Аргументы к сочинению по проблеме влияния природы на человека. Проблема влияния природы на человека Проблема человека и природы

Сочинение ЕГЭ по тексту: "Поездка в Олепин подарила мне незабываемые ощущения. Утро застало меня не в постели, не в избе или городской квартире, а под стогом сена на берегу реки Колокши…" (по В.А. Солоухину) .

Полный текст

(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня - скорее всего как раз непохожестью - раздражавший. (3) «Ха… Орет как жеребец!» — сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался. (5) Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком. (6) …Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (7) Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (8) Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению. (9) Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли - уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (10) Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно - нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах. (11) Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем. (12) Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве… (13) Но жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает. (14) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей - великая Надежда Обухова, - стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее. (15) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16) Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале, … когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках. (17) Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: « (18) Люди, помогите мне! (19) Помогите!.. (20) Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»

Любим ли мы родные места, где прошло наше детство? Хочется ли еще раз нам окунуться в атмосферу детства? И сразу можно утвердительно ответить: «Кажется, да!». Проблему влияния природы на человека, восприятие природы поднимает В.А. Солоухин в своей статье.

Поездка Олепин подарила ему незабываемые ощущения. Такие ощущения он испытывал на рыбалке и никогда так больше в жизни он их не испытывал. Автор пишет, что не может не очаровать такая вот ночь: «…если не очарует, значит, виноват уж сам человек». Чтобы так говорить нужно так сильно любить свою родину, свои родные места, и не только любить, но и еще уметь видеть эту красота.

Позиция автора чётко выражена в содержании всего текста. Так описывать то состояние, в котором находился автор, может только человек сильно чувствующий красоту природы. Автор пишет о том, насколько важны детские впечатления, потому что они сохраняют радостное восприятие мира, они самые яркие и незабываемые.

Я полностью согласен с автором статьи. Все, что нас окружает, полно значения и смысла, каждый момент жизни неповторим. Нужно ценить эти моменты. И,находясь на природе, человек учится искренне радоваться окружающему миру. И этот мир особенно нам дорог тогда, когда мы помним его с детства.

В литературе немало примеров, где поднимается эта проблема. В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» огромное место занимают описания природы. Мы видим, с какой огромной любовью описывает автор свои родные места, где он любил охотиться. Весь его цикл рассказов объединен в одну большую книгу «Записи охотника». Здесь автор большое внимание уделяет описанию окружающей природы. Так тонко чувствовать и описывать её может только человек, который безгранично любит природу. И красота природы не могла не очаровать Тургенева, нисколько не усомнившегося в её величии.

Также в романе «Война и Мир» Л.Н. Толстой глазами Андрея Болконского описывает необыкновенную красоту сгнившего дуба. Мы видим, как точно чувствует герой природу, всё, что его окружает. Как сильно повлиял дуб на героя. Князь Андрей как бы говорит себе, что жизнь в 31 год еще не кончена!

И прав писатель Солохуин в том, что проблема эта очень важна, что человек зависит от природы, от окружающего его мира. Ведь жизнь человека без природы немыслима.

Нет сомнения, что Земля была и есть дающей планетой. Все, что нужно людям, чтобы выжить и процветать, было обеспечено природой: пища, вода, медицина, материалы для жилья и даже природные циклы. Тем не менее мы настолько отключили себя от естественного мира, что легко и часто забываем о том, что природа остается такой же дающей, как и всегда, даже когда она постепенно исчезает.

Рост технологий и промышленности, возможно, частично отдалил нас от мира природы, но это не изменило нашу зависимость от нее. Большая часть того, что мы используем и потребляем ежедневно, остается продуктом множества взаимодействий, которые подвергаются опасности из-за нашей деятельности. Помимо таких физических товаров, природный мир предоставляет менее ощутимые, но столь же важные подарки в плане красоты, искусства и духовности.

Здесь представлена выборочная подборка факторов влияния природы на человека:

Пресная вода

Нет никакого другого вещества, которое людям требуется больше, чем : без воды мы можем выжить лишь несколько адских дней. Однако многие источники питьевой воды в мире сталкиваются с загрязнением и чрезмерным использованием. Почвы, микроорганизмы и корни растений играют определенную роль в фильтрации и рециркуляции загрязняющих веществ, и их стоимость намного дешевле, чем строительство установок фильтрации воды. Согласно исследованиям, чем большее биоразнообразие , тем быстрее и эффективнее очищается .

Опыление

Представьте, что вы пытаетесь опылять каждый яблоневый цвет в саду: это то, что природа делает за нас. Насекомые, птицы и даже некоторые млекопитающие опыляют многие растения в мире, в том числе большую часть человеческого сельского хозяйства. Около 80% растений на планете нуждаются в опылителях.

Распространение семян

Так же как и опыление, многие из мировых растений требуют от других видов перемещения своих семян с родительского растения на новые места. Семена распространяются самыми разными животных: птицами, летучими мышами, грызунами, слонами, тапирами, и даже рыбой. Распространение семян особенно важно для тропических лесов, где большинство растений зависит от перемещения животных.

Борьба с вредителями

Недавнее исследование показало, что летучие мыши экономят миллиарды долларов в год в сельском хозяйстве, просто делая то же, что и обычно: они едят насекомых, многие из которых потенциально вредны для выращиваемых культур.

Здоровье почв

Земля под нашими ногами имеет большее значение, чем мы часто признаем. Здоровая плодородная почва обеспечивает оптимальные условия для растений, участвуя в ряде естественных циклов: от утилизации питательных веществ до очистки воды. Хотя почва является возобновляемой, она также чувствительна к чрезмерному использованию и деградации, часто из-за промышленного сельского хозяйства, загрязнения и удобрений. Естественная растительность и качество почвы смягчают чрезмерную эрозию, которая может иметь драматические последствия потери земель.

Медицина

Природа - наш самый большой кабинет для медикаментов: на сегодняшний день она предоставила человечеству множество жизненно важных лекарств от хинина, аспирина и морфина до многочисленных лекарств в борьбе с раком и ВИЧ.

Рыболовство

Человечество обращалось к рекам и морям за продуктами питания в течение как минимум 40 000 лет, но, вероятно, даже больше. Сегодня, в условиях глобального краха рыбного промысла, более миллиарда человек зависят от рыб как основного источника белка. , и экосистемы морских водорослей обеспечивают питомники для мирового рыболовства, в то время как открытый океан используется для миграции и охоты.

Биоразнообразие и изобилие дикой природы

Аргумент в пользу сохранения дикой природы в мире часто исходит из эстетической точки зрения. Многие защитники природы боролись за сохранение животных просто потому, что им нравится определенный вид. Это часто объясняется тем, что более широко известные животные - тигры, слоны, носороги - получают гораздо больше внимания, чем менее популярная (хотя и находящаяся под угрозой исчезновения) дикая природа, например, дымчатая летучая мышь.

Но помимо того, что мир стал менее одиноким, менее скучным и более красивым местом - замечательные причины сами по себе - многие из услуг, предоставляемых биоразнообразием, схожи с теми, которые предоставляются всей природой. Биоразнообразие производит продукты питания, волокна, древесные продукты; очищает воду, контролирует сельскохозяйственных вредителей и опыляет; обеспечивает отдых, например, наблюдение за птицами, садоводство, дайвинг и экотуризм.

Регулирование климата

Природный мир помогает регулировать климат Земли. Экосистемы, такие как , торфяники и мангры, содержат значительное количество углерода, в то время как океан захватывает углерод через фитопланктон. Хотя регулирование парниковых газов является обязательным требованием в эпоху , новые исследования показывают, что мировые экосистемы также могут играть роль в погоде. Недавнее исследование показало, что тропический лес выступал в качестве своего собственного «биореактора», производя облака и осадки благодаря обилию растительных материалов.

Экономика

Природа лежит в основе всей глобальной экономики. Без плодородных почв, чистой питьевой воды, здоровых лесов и стабильного климата, мировая экономика столкнется с катастрофой. Подвергая опасности нашу окружающую среду, мы ставим под угрозу экономику. Согласно исследованиям, опубликованным в журнале Science, глобальная ценность общих экосистемных услуг может составлять от 40 до 60 триллионов долларов в год.

Здоровье

Любители природы давно заметили, что проведение времени в зеленом пространстве, например, в парке, дает пользу для психического и физического здоровья. Занятия в парке, а не в тренажерном зале, обеспечивают психическое здоровье и дают большее чувство благополучия. Было доказано, что ходьба в течение 20 минут в зеленом пространстве помогает детям с СДВГ улучшить свою концентрацию, наравне с медикаментами, а иногда даже лучше. Люди, которые живут в более естественных условиях, имеют лучшее общее состояние здоровья, даже если учитывать экономические различия.

Искусство

Представьте себе поэзию без цветов, живопись без пейзажей или фильмы без декораций. Нет никаких сомнений в том, что мир природы предоставил мировому искусству некоторые из своих величайших предметов. То, что мы теряем в природе, мы также теряем в искусстве.

Духовность

Экономические измерения полезны; но, как и в большинстве случаев в мире, экономика просто неспособна завоевать истинную ценность. Наука также является полезным измерением важности природы, но она не способна измерить практическое и эстетическое значение для каждого человека.

Сдача Единого государственного экзамена - это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь. Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные. А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем - ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Проблема первая

Аргументы ("Проблема человека и природы") могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы - все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

Аргументы

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров - человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова - это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Вторая проблема

Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.

Аргументы

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Третья проблема

Аргументы («Роль природы в жизни человека» - тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.

Аргументы

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Четвертая проблема

Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.

Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор - о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Пятая проблема

Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.

Аргументы

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой - доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

1. Проблема любви к природе.

2. Влияние природы на человека.

3. Проблема постижения прекрасного в природе.

4. Гармоничные отношения с природой.

5. Проблема восприятия окружающего мира.

АРГУМЕНТЫ:

1) Природу нужно любить, нужно замечать её красоту. Как замечает её любимая героиня Л.Н.Толстого в романе-эпопее «Война и мир» Наташа Ростова. Имение Отрадное. Ночь. Луна. Юная девушка не может скрыть свои чувства восхищения, восторга перед красотой лунной ночи. Ночь кажется ей волшебной, ей хочется полететь. Наташа чувствует себя бесконечно счастливой и свободной. Она находится в полной гармонии с окружающим миром.

2) В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» природа оказывает огромное влияние на князя Андрея Болконского. Особенно в эпизоде, где описывается поездка князя в Отрадное по делам. Перед нами разочарованный в жизни человек, до сих пор испытывающий чувство вины после смерти жены, решивший тихо и спокойно доживать свою жизнь.

Он решил, что любовь, счастье, интересные дела – всё в прошлом. По дороге в Отрадное весной он встречает старый дуб, который одиноко и уродливо с голыми кривыми ветками, болячками стоял посреди зелени, солнца, весны. Ему показалось, что дуб, как и он, не верит в счастье, а просто хочет спокойно дожить свой век. На обратном пути в начале июня Болконский не сразу узнаёт этот дуб. Преображённый красавец, раскинувшись шатром сочной зелени, стоял перед ним. Чувство радости охватило героя. «Нет, жизнь не кончена в 31 год», - подумал молодой князь. Мы видим, как много общего между человеком и природой.

3) В романе-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» мы видим, что жители города не замечают природу. Вечером они не гуляют, а сидят перед «телевизионными стенами», днём пролетают на высокоскоростных автомобилях. Кларисса, которая любит дождь и шуршанье осенних листьев, кажется всем странной. Люди перестали замечать природу. Их жизнь стала материальной и прагматичной, а ими легко манипулирует кучка людей. В конце романа город погибает.

4) Герой рассказа А.П.Платонова «Юшка» очень часто уходит в поле, лес. Здесь он чувствует себя счастливым и свободным. Здесь он забывает обиды, наносимые ему односельчанами, которые считают его «ненужным» на этой земле. Он трепетно относится к природе: разговаривает с травой, поднимает с тропинки упавших бабочек и стрекоз. Общение с природой придаёт ему душевные силы.

5) В книге В.П.Астафьева «Царь-рыба», в одноимённой главе, главный герой Утробин не замечает красоты природы. Он относится к ней потребительски, занимаясь браконьерством, как и его отец, и дед. Встреча с царь-рыбой помогла ему осознать, что нет права у человека так безжалостно относиться к природе, частью которой он сам является.

Все знают, что человек и природа связаны друг с другом неразрывно, и мы наблюдаем ее каждый день. Это и дуновение ветра, и закаты и восходы, и созревание почек на деревьях. Под ее влиянием складывалось общество, развивались личности, формировалось искусство. Но и мы оказываем на окружающий мир ответное влияние, но чаще всего отрицательное. Проблема экологии была, есть и будет актуальной всегда. Так, многие писатели затрагивали ее в своих произведениях. В этой подборке перечислены самые яркие и сильные аргументы из мировой литературы, которые затрагивают проблематику взаимного влияния природы и человека. Они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. Астафьев Виктор Петрович, “Царь-рыба”. Это одно из самых известных произведений великого советского писателя Виктора Астафьева. Главная тема повести — единство и противостояние человека и природы. Писатель указывает на то, что на каждом из нас лежит ответственность за то, что он совершил и что происходит в окружающем мире, неважно — хорошее или плохое. Также в произведении затронута и проблема масштабного браконьерства, когда охотник, не обращая внимания на запреты, убивает и тем самым стирает с лица земли целые виды животных. Так, столкнув своего героя Игнатьича и матушку-природу в лице Царь-рыбы, автор показывает, что собственноручное уничтожение нашей среды обитания грозит гибелью нашей цивилизации.
  2. Тургенев Иван Сергеевич, “Отцы и дети”. Пренебрежительное отношение к природе рассматривается и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, отъявленный нигилист, заявляет прямо: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Он не наслаждается окружающей средой, не находит в ней ничего таинственного и прекрасного, всякое ее проявление для него пустяки. По его мнению, “природа должна приносить пользу, в этом ее назначение”. Он полагает, что нужно забирать то, что она дает – вот незыблемое право каждого из нас. В качестве примера можно вспомнить эпизод, когда Базаров будучи в плохом настроении, пошел в лес и ломал ветки и все остальное, что попадалось ему на пути. Пренебрегая миром вокруг себя, герой попал в ловушку собственного невежества. Будучи медиком, он так и не сделал великих открытий, природа не дала ему ключей от своих потайных замков. Он погиб от своей же неосмотрительности, став жертвой болезни, вакцины от которой он так и не изобрел.
  3. Васильев Борис Львович, “Не стреляйте в белых лебедей”. В своем произведении автор призывает людей бережнее относиться к природе, противопоставляя двух братьев. Лесник заповедника по фамилии Бурьянов, несмотря на свою ответственную работу, воспринимает окружающий мир не иначе, как к ресурс потребления. Он с легкостью и совершенно без зазрения совести срубал деревья в заповеднике для того, чтобы построить себе дом, а его сын Вова и вовсе был готов замучить щенка, которого он нашел, до смерти. К счастью, Васильев противопоставляет ему Егора Полушкина, его двоюродного брата, который со всей добротой души бережет естественную среду обитания, и хорошо, что есть все-таки такие люди, которые заботятся о природе и стремятся сохранить ее.

Гуманизм и любовь к окружающему миру

  1. Эрнест Хемингуэй, “Старик и море”. В своей философской повести “Старик и море”, которая была основана на подлинном событии, великий американский писатель и журналист затронул многие темы, одна из которых — проблема взаимоотношения человека и природы. Автор в своем произведении показывает рыбака, который служит примером того, как нужно относиться к окружающей среде. Море кормит рыбаков, но и добровольно уступает только тем, кто понимает стихию, ее язык и жизнь. Также Сантьяго понимает и ответственность, которую несет охотник перед ореолом своего обитания, чувствует вину за то, что вымогает пищу у моря. Его тяготит мысль о том, что человек убивает своих собратьев для того, чтобы пропитаться. Так можно понять основную мысль повести: каждый из нас должен понимать свою неразрывную связь с природой, чувствовать вину перед ней, и пока мы несем ответственность за нее, руководствуемся разумом, то Земля терпит наше существование и готова делиться своими богатствами.
  2. Носов Евгений Иванович, “Тридцать зерен”. Еще одним произведением, подтверждающим, что гуманное отношение к другим живым существам и природе — это одна из основных добродетелей людей, является книга “Тридцать зерен” Евгения Носова. Здесь показывается гармония между человеком и животным, маленькой синичкой. Автор наглядно демонстрирует то, что все живые существа — братья по происхождению, и нам необходимо жить в дружбе. Синичка поначалу боялась идти на контакт, но поняла, что перед ней — не тот, кто поймает и запрет в клетке, а тот, кто защитит и поможет.
  3. Некрасов Николай Алексеевич, “Дедушка Мазай и зайцы”. Это стихотворение знакомо каждому человеку с детства. Оно учит помогать братьям нашим меньшим, бережно относится к природе. Главный герой — Дед Мазай — охотник, а это значит, что зайцы должны быть для него, прежде всего, добычей, пропитанием, но его любовь к месту, где он живет, оказывается выше, чем возможность получить легкий трофей. Он не только спасает их, но и предупреждает, чтобы не попадались ему во время охоты. Не это ли высокое чувство любви к матушке-природе?
  4. Антуан де Сент-Экзюпери, “Маленький принц”. Главная мысль произведения звучит голосом главного героя: “Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету”. Человек — не царь, не король, и он не может управлять природой, но может позаботиться о ней, помочь, следовать ее законам. Если бы каждый житель нашей планеты следовал этим правилам, то наша Земля была бы в полной безопасности. Из этого следует, что нам необходимо заботиться о ней, бережнее к ней относится, ведь все живое имеет душу. Мы приручили Землю и должны быть за нее ответственны.
  5. Проблема экологии

  • Распутин Валентин “Прощание с Матерой”. Сильное влияние человека на природу показал в своей повести “Прощание с Матерой” Валентин Распутин. На Матере люди жили в гармонии с окружающей средой, берегли остров и хранили его, но власти нуждались в постройке гидроэлектростанции, и решили затопить остров. Так, под воду ушел целый животный мир, о котором никто не позаботился, лишь жители острова почувствовали вину за “предательство” родного края. Так человечество разрушает целые экосистемы из-за того, что нуждается в электричестве и других ресурсах, необходимых для современной жизни. Оно с трепетом и пиететом относится к своим условиям, но совершенно забывает о том, что целые виды растений и животных гибнут и уничтожаются навсегда из-за того, что кому-то понадобилось больше комфорта. Сегодня та местность перестала быть индустриальным центром, заводы не работают, а вымирающим деревням не нужно столько энергии. Значит, те жертвы и вовсе были напрасными.
  • Айтматов Чингиз, “Плаха”. Разрушая окружающую среду, мы разрушаем и свою жизнь, свое прошлое, настоящее и будущее — такая проблема поднимается в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, где олицетворением природы выступает семья волков, которая обречена на смерть. Гармония жизни в лесу была нарушена человеком, который пришел и рушит все на своем пути. Люди устроили охоту на сайгаков, а причиной такого варварства послужило то, что возникло затруднение с планом мясосдачи. Таким образом, охотник бездумно разрушает экологию, забывая о том, что он сам — часть системы, и это, в конце концов, скажется на нем самом.
  • Астафьев Виктор, «Людочка». В данном произведении описывается следствие наплевательского отношения властей к экологии целого региона. Люди в загрязненном, пропахшем отходами городе озверели и бросаются друг на друга. Они утратили естественность, гармонию в душе, теперь ими правят условности и первобытные инстинкты. Главная героиня становится жертвой группового изнасилования на берегу помойной реки, где текут гнилые воды – такие же прогнившие, как нравы горожан. Никто не помог и даже не посочувствовал Люде, это равнодушие довело девушку до самоубийства. Она повесилась на голом кривом дереве, которое тоже погибает от безразличия. Отравленная, безысходная атмосфера грязи и ядовитых испарений отражается на тех, кто сделал ее такой.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: