Качание маятника. Техника уклонения от пуль «Маятник» — мифы и правда. Упражнение «Большой маятник»

кл слова: Мискин, рукопашный бой, русский стиль, спас, анализ, история, рассказ

Вывод напрашивается сам - если спас и является системой пластунов (кстати, действительно предтечи советской (и нынешней) войсковой разведки), то как минимум эта система прошла обработку и обкатку армией. Иными словами, ни о какой передаче традиции внутри семьи не может быть и речи - т.е. мы возвращаемся вновь к версиям об армейском происхождении спаса.

Что же получаем в итоге? Сергей Черный, двоюродный дедушка Леонида Петровича, у которого, собственно, Леонид Петрович и учился, наиболее вероятно был опытным профессионалом-военным, прошедшим горнило Великой Отечественной войны, а спас вероятнее всего - одна из армейских систем ряда спецподразделений (например, войсковой разведки или контрразведки СМЕРШ).

Какие есть тому еще подтверждения, помимо моих собственных рассуждений, которые могут быть и ошибочными? Например, схожесть подготовки войсковых разведчиков из книги Булочко, ряда моментов из подготовки партизан (книга "Спутник партизана", М. - 1942г.), а также инструкций по проведению занятий по рукопашному бою времен ВОВ с подготовкой в спасе. Или, например, схожесть с некоторыми другими армейскими системами. > Теперь давайте рассмотрим эти другие системы. Например, возьмем красочное описание практики СМЕРШа из не менее красочного романа Богомолова "В августе 44-го, или Момент истины". Да, речь пойдет о том самом "качании маятника", вокруг которого уже сломано столько копий. Например, о стрельбе "по-македонски" - т.е. стрельбе из 2-х пистолетов одновременно, причем в движении. В спасе существует целый раздел, посвященный стрельбе из пистолета и из 2-х пистолетов - причем всё происходит как раз в движении или на противника, или уходя с траектории его выстрелов в сторону, за укрытие. Только называется это всё не "стрельба по-македонски" или "качание маятника" - а совершенно по-другому. Хотя на само слово "гойдок" советую обратить пристальное внимание - выражение "качать маятник" с русского на украинский можно перевести как "хитати маятник", а можно и как "гойдати маятник" (но к этому мы также вернемся позже).

Скепсис критиков относительно "качания маятника" заключается опять же в не совсем верном понимании условий, в которых данная техника могла быть реализована. Конечно, если на открытой местности, да на большом расстоянии от противника шмальнуть перед собой веером из пистолета-пулемета - никакой "маятник" никогда не поможет. Такая техника могла быть реализована в условиях, когда противник не ожидает самого нападения - или он не успел выхватить оружие, или ему уже "сбили целик" путем отвлечения внимания разными способами. Огромное, решающее значение играет и расстояние - свыше 5-ти метров от противника на открытом пространстве проблема применения "маятника" становится очень и очень проблематичной. И вообще, когда говорят "качать маятник", создается впечатление, что его можно качать, как метроном, сколь угодно долго. Это, конечно же, полная чушь! "Маятник" реально выполнить, уклонившись от одного, максимум двух выстрелов противника - и то крайне быстро меняя траекторию своего движения: а за это время нужно или успеть уйти за укрытие, или самому успеть застрелить противника. Т.е. всё происходит буквально в доли секунды - раз, два и готово. Фантазёров, воображающих, что можно ходить под пулями, будто заговорённый, сколь угодно долго, попрошу не беспокоить.

А чтобы не быть излишне голословным, советую обратиться к книгам А.Потапова "Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШа" и С.Иванова-Катанского "Шаг-маятник" - там проиллюстрированы многие варианты поведения в данной ситуации. Одни из вариантов "качания маятника" рассчитаны на выхватывание оружие и поражение противника, уклонившись от его выстрела. Другие рассчитаны на уклонение от выстрела противника и подход к нему вплотную для его обезоруживания или поражения в упор. Сразу подчеркну - все эти варианты указанных авторов являются абсолютно рабочими и реальными, но не исчерпывающими. Например, мною за много лет были собраны и другие варианты "качания маятника", с которыми меня ознакомили или бывшие военные, или дети (внуки) бывших военных и передававшиеся в их семье военные навыки. Правда, со ссылкой или на дедушку войскового разведчика времен ВОВ, или на прохождение службы в спецподразделениях.

И сразу подчеркну - в указанных книгах гойдка нет, хотя отдаленно похожие варианты имеются. Самым же интересным является факт, что под описание "качания маятника вразножку", когда Таманцев именно "приплясывал" в "маятнике", ни один из вариантов в книгах Потапова и Иванова-Катанского не подходит! Зато когда на моих глазах Леонид Петрович с 2-мя муляжами пистолетов стал двигаться в гойдке - я понял, как именно "приплясывал" тот самый "волкодав" Таманцев. По крайней мере, под описание Богомолова подходит полностью! И вообще, параллелей со спасом очень и очень много - хотя автор романа "Момент истины" не описал, например, работу с ножом или безоружную технику, имеющую место быть в спасе.

Рассмотрим теперь еще одну систему, вокруг которой также нагромождено немало мифов - питерский скобарь. Хотя сам руководитель данного направления, Андрей Вадимович Грунтовский, всячески открещивается от этого названия, предпочитая называть свое направление просто русским кулачным боем. Название скобарь было растиражировано журналистами и дано с легкой руки этнографа Мехнецова, усмотревшего в пластике движений Андрея Грунтовского и его учеников многие элементы скобаря, народного наигрыша и танца под него ряда северо-западных районов России. Сам Андрей Вадимович неоднократно указывал, что данной технике его обучил отец - Вадим Иосифович Грунтовский, который, в свою очередь, обучался данной технике в ШАР (школе армейской разведки) в 1953г. в учебном центре в г.Бровары под Киевом. Среди тем курсанты проходили рукопашный бой, основанный на ударной технике, ножевой бой, приемы обезоруживания, способы перемещений и стрельбу из огнестрельного оружия. По воспоминаниям Вадима Иосифовича, инструкторы только лишь приемы борьбы и обезоруживания при помощи болевых на руки называли "джиу-джицу", всё остальное называя только рукопашным боем, тем самым подчеркивая его отличие от джиу-джицу. Кстати, "маятник", или "скок" - один из терминов, употреблявшихся в этой школе. Возможно, подчеркивая название "джиу-джицу", инструкторы хотели подчеркнуть именно полицейский характер данных приемов. Тогда как остальная техника была направлена на гарантированное уничтожение противника, даже превосходящего количественно - т.е. налицо армейский характер системы (стояла задача УНИЧТОЖИТЬ - а не АРЕСТОВАТЬ). Причем понимаю, что данный факт вызовет у части украинской аудитории откровенное негодование - но этой технике обучали служащих спецподразделений, задачей которых была борьба, выражаясь лексикой того времени, с "бандеровскими бандформированиями", т.е. с отрядами ОУН-УПА. Это не очень приглядная страница истории - но из песни слов не выкинешь. Хотя данных об участии именно Вадима Иосифовича в подобных операциях у меня нет - он просто не успел в них участвовать, т.к. осенью 1953г. учебный центр был закрыт и расформирован.

По характеру обучения, рисунку тренировок и самой технике и манере движения техника школы армейской разведки и спаса не идентичны - но очень близки. Иными словами, это родственные - хотя и не аналогичные системы. Имел честь в этом убедиться сам, познакомившись на практике и со скобарем.

В своих поисках корней спаса я также несколько раз натыкался на какие-то слухи о неких других учебных центрах армейских систем рукопашного боя, помимо учебки в Броварах. Сущей находкой для меня стала встреча с Ш-овым Владимиром Ивановичем в том же 2005г. (полностью фамилию этого человека не называю в силу ряда обстоятельств морального характера - но лично засвидетельствовать его реальное существование могут несколько человек из числа тех, кто со мной занимался спасом). Владимир Иванович прожил трудную жизнь, в начале 70-х служил в спецподразделении, находившемся в подчинении ГРУ Минобороны СССР. Задача, которую выполняло его подразделение, состояла в скрытном приближении к объектам противника и установке на них радиомаяков - для последующей пеленгации их и уничтожения или путем высадки десанта (сфера деятельности ДШБ - десантно-штурмовых батальонов), или нанесения по ним ракетно-бомбового удара. Поэтому на первый план выходила именно маскировка и скрытное приближение к вражеским объектам. Вступление в рукопашный бой было равнозначно провалу операции. По этой же причине отсутствовала и техника снятия часовых - исчезновение часового или обнаружение его трупа сигнализировало противнику о нахождении в его зоне ответственности вражеской РДГ (разведывательно-диверсионной группы). Но тем не менее интересную версию армейского рукопашного боя им также преподавали - основной задачей, раз уж член группы обнаружен и вступил в рукопашный бой, было нанести противнику удар, прежде всего лишающий его возможности кричать - чтобы не поднял тревогу. Идеально было, если этим же ударом противник уничтожался. На первый план поэтому выходил нож. Если же данное условие не соблюдалось, удар наносился невооруженной рукой в уязвимые зоны, лишающие противника возможности кричать - а уже затем он добивался. При этом операция была провалена, но сохранялась возможность уйти от преследования и сохранить численный состав группы. Очень многие техники данной системы совпадают со спасом - мои знакомые также имели возможность в этом убедиться, что также могут засвидетельствовать.

Со спасом и скобарем эту технику роднит сходная пластика движений, сходная структура и сходная методика тренировок. И хотя гойдок Владимир Иванович не продемонстрировал, многие его движения напоминают гойдок очень и очень сильно. При этом Владимир Иванович подчеркивал, что им дали "неполную" версию - хотя их инструкторы "более полной" версии обучали другое подразделение, специализацией которого было+ как раз уничтожение РДГ противника!

Совпадений со спасом - просто множество. Например, то же место для тренировок называлось "полигоном", а сухожилия, например, и там, и там назывались "жижки". Применялись сходные имитаторы оружия и сходные условия тренировок. Более того, даже ряд историй, запомнившихся Владимиру Ивановичу и услышанному им от своих инструкторов, были чуть ли не полным аналогом спасу! Например, Леонид Петрович рассказывал о происхождении танца гопак - мол, казаки, умевшие ездить на коне, приходя в села на постой и участвуя в вечерницах, чтобы хоть как-то показать свое молодечество перед сельскими хлопцами, в танце часто выполняли движения, применявшиеся в конном бою - спешивание с коня, запрыгивание на него и толкание коня противника. Почти аналогичную историю рассказал Владимир Иванович - при этом отмечу, что данная история нигде еще не была опубликована (во избежание т.н. вторичного эффекта фольклора).

Качание маятника наверное стало известным в народе с легкой руки Богомолова "В августе 44го". С более детальным описанием того что же оно из себя представляет столкнулся лишь недавно пролистав книгу А. Потапова "Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШ". Собственно суть этого качания маятника, довольно подробно там описанного, можно выразить цитатой из самой книги: "Работа в «маятнике» - это своеобразная тактико-акробатическая комбинация, в которой, как в мгновенной шахматной игре, учитываются и задействуются все факторы, которые могут сыграть на пользу: и левостороннее тактическое правило, инертность противника в поводке оружия за целью, свою натренированность в скорости исчезновения в нижнем уровне с последующим перемещением в неожиданную для противника сторону, применение отвлекающих моментов, использование укрытий."

Левостороннее тактическое правило это собственно смещение влево от себя наружу (за спину) от противника как на фото, что усложняет его прицеливание в отличии от аналогичного смещения внутрь противника. Кстати делать этот шаг нужно вперед под углом 45 градусов, а никак не в сторону и не назад. Шаг вперед увеличивает угол смещения руки для перенацеливания давая таким образом дополнительные доли секунды. Собственно об этом принципе говорит и Gabe Suarez, один из наиболее востребованных инструкторов в Штатах, в своем видео Advanced close-range gunfighting. Причем по его словам он почерпнул это от одного из знатоков Пекити-Тирсиа, то бишь это ихний женский треугольник получается.

Само же качание маятника по описанию манеры передвижений и фотам позиций собственно вызывало у меня настойчивые ассоциации со стилем пенчак силата Харимау, который также характеризуется кувырками, внезапной сменой направлений перемещений, а также уровней перемещений с верхнего в нижний и наоборот. В общем надо подумать как пистолет мог бы лечь на все это хозяйство.

О том что качание маятника все-таки вещь рабочая уже писалось , где собственно можно посмотреть нечто подобное в действии у абсолютно неподготовленного человека мотивированного страхом смерти.

Метательные ножи

Ием современных веяний всегда является упрощение и деградация, что явно видно на примере Муай Тай. Современный его вариант практикуемый на ринге суть полное убожество по арсеналу приемов мало чем отличающееся от кикбоксинга. Древний же Муай Тай (Муай Боран) гораздо более интересен - помимо ударного арсенала он включал броски и заломы и сильно напоминает определенные стили Пенчак Силата. В этом я еще больше убедился просмотрев ряд семинаров полковника Амнат Пооксрисук (имена у них однако!). То как он использует треугольник очень схоже с его употреблением в Силате и Кали. Также прослеживаются некие другие общие принципы. В результате дополнительного просмотра роликов на эту тему, обнаружил один со страницами какой-то книги в которой приведена сидячая отработка приемов в Муай Тай так же как это практикуется в ряде стилей силата, таких как Силек Туо и Чиманде - кто видел тот знает:). Кстати сей полковник являлся наставником Тони Джаа снявшегося в фильме Онг-Бак и Том Юм Гоонг, с которых в мире и начался интерес к традиционному Муай Тай. По его уверению традиционные принципы и приемы скрыты в танце (Кхон), который по иронии выполняется на ринге собственно перед его примитивной версией.

Просмотрел ряд материалов по физической подготовке в этой разновидности борьбы распространенной на севере Индии и в Пакистане. По форме Кушти - обычная вольная борьба, а вот методика развития силы очень напоминает таковую в Пахлаване, иранском единоборстве. Такие же вращения булавами, гантелями и прочими тяжестями. Сама борьба проводится в земляной яме которую ежедневно заново роют тоже с целью подготовки. Особенно впечатлили занятия на столбе, фактически столб это как гимнастический снаряд получается на котором помимо акробатических упражнений они выполняют еще и йогические асаны. Тоже самое кстати он вытворяют и на веревке. В общем очень самобытные традиционные методы подготовки, женщины определенной профессии могли бы позавидовать.

Почему то многие практикующие при ударах произносят пыщщщ, не знаю то ли они какую-то энергию выпускают таким образом, но у меня это всегда вызывало смех. Пошло это от Дэн Иносанто, так что по этому пыщщ можно сразу опознать его учеников. Вот например дочка Иносанто Диана постоянно пщикает вместе со своим мужем Рон Балики.

На Гаваях оказывается тоже своя борьба имеется под названием Луа. У них порадовало интересное оружие - небольшой кол на веревке. Веревка привязывается к руке чтоб кол не потерялся ну и используется также как саронг в силате для различных удушений плюс завалов тела прям на этот кол, плюс можно отдельно колом работать как короткой палкой или ножом.

Передавай БАБУШКА ПРИЕХАЛА. В ПОМОЩИ НЕ НУЖДАЕМСЯ.

Владимир Богомолов «Момент истины»

Уже на данном блоге, наверное рассмотрены мною все вариации — но вспомнил что все-же упущено описание самого главного способа «Маятника Таманцева» описанного в книге Владимира Богомолова «Момент Истины» — с которого собственно все и началось… (Кстати вроде и читал как-то эту книжку в детстве, так средненько довольно таки — растянуто и мало что понятно. Больше всего запомнились похождения фашиста-разведчика. С пистолетом-трубой в рукаве. Как он на мотоцикле ездил, с девушкой помощницей насколько помню. А потом там путанница такая, что сразу и не разберешь. Или это вообще была какая то другая книжка про контрразведчиков — совершенно на самом деле незапоминающиеся произведения. Скучные — не в пример, например Конан Дойль про Шерлока Холмса, или даже Агата Кристи — а здесь все таки совершенно не удалась книжка, не запоминающаяся совершенно.)

Но и между тем, выдержки из книги Владимира Богомолова «Момент Истины» про легендарный «Маятник Таманцева» — что же так заинтересовало людей в этой книге, какие-такие сверхъестественные возможности ее главного героя.

…. Он очнулся, заслышав на поляне голоса Алехина и Таманцева, и оглянулся. Таманцев подходил к костру быстрой упругой походкой так легко и бодро, словно весь день отсыпался где-то неподалеку и, только что проснувшись, поспешал к ужину. Андрей подумал, что Таманцев сейчас или после ужина будет еще обязательно не менее получаса тренироваться в силовом задержании, в «качании маятника», в различных прыжках, финтах и перебежках, будет до третьего пота вырабатывать суплес, и Андрей с особой силой ощутил свою неполноценность….

….. – Тут есть еще весьма существенный моральный аспект, о котором одни просто не знают, а другие обычно забывают… А следовало бы знать и помнить… В случае войсковой операции каждого из этих тысяч привлекаемых необходимо предупредить: это тебе не на передовой; даже если в тебя будут стрелять, даже если тебя будут убивать, ты должен взять их живыми!.. А ведь такое предупреждение фактически является приказом. Можно ли это требовать от армейских военнослужащих или даже от пограничников из частей по охране тыла фронта? – оборачиваясь к сидевшим за столом, спросил Егоров. – Я лично считаю, что нет, нельзя… Требовать это можно только от умеющих качать маятник, от чистильщиков! Это их привилегия, их удел…

…. Опередивший его Таманцев с двумя наганами в поднятых на уровень плеч руках уже пританцовывал у них на виду – «качал маятник», стремительно смещаясь от кустов влево….

…. В некоторой растерянности он помедлил, и за эти секунды я успел оказаться от него со стороны солнца и, таким образом, задействовал подсветку. Для острастки, для давления на психику я немедля «пощекотал ему уши»: произвел по одиночному выстрелу из обоих наганов так, что пули прошли впритирку с его головой, – это впечатляет.

Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно «качал маятник»: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, – нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге. Для дальнейшего психологического воздействия я держал его на мушке и фиксировал взглядом, всем своим видом показывая, что вот-вот выстрелю. ….

…. Он выстрелил в меня двумя пулями, не попал, добавил погодя секунды еще одну и снова – мимо. Чему-чему, а как «качать маятник», я мог бы поучить и его, и тех, кто готовил его в Германии, к тому же Пашины выстрелы сбоку, несомненно, действовали ему на нервы, а подсветка значительно снижала меткость.

Тем не менее он был опытный, находчивый парш, сразу понявший, что я опаснее других и что в первую очередь надо разделаться со мной. И я перед тем оценил его правильно: он действовал толково, уверенно, стрелял в отличие от «лейтенанта» умело, не торопясь, и если бы не подсветка и не моя сноровка в «качании маятника», он бы, возможно, меня уже свалил. ….

… Все, что в эти минуты делал Таманцев, он проделывал за три с лишним года войны несчетное число раз. Каждое его движение и в «качании маятника», и в силовом задержании было отработано не только боевой практикой, но и постоянными тренировками – с момента появления из кустов он, без преувеличения, действовал с четкостью и быстротой автомата. Блинов и старшина-радист – оба они старались и теперь бросились выполнять его приказание – по сравнению с ним двигались, естественно, медленнее и своей неискусностью и, как ему казалось, неповоротливостью раздражали его. …

Качание маятника – это не только движение, оно толкуется шире, чем можно здесь понять со слов Таманцева. Его следует определить как «наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании». Оно включает в себя и мгновенное выхватывание оружия, и умение с первых же секунд задействовать фактор отвлечения, фактор нервозности, а если возможно, и подсветку, и моментальную безошибочную реакцию на любые действия противника, и упреждающее стремительное передвижение под выстрелами, и непрестанные обманные движения («финт-игра»), и снайперскую меткость попадания в конечности при стрельбе по-македонски («отключение конечностей»), и непрерывный психологический прессинг до завершения силового задержания. «Качанием маятника» достигается захват живьем сильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника. Судя по описанию, Таманцев «качает маятник» в наиболее трудном и эффективном исполнении – «вразножку».

Вот собственно и вся информация с первоисточника, на которой и стали строить свои «маятники» любители боевых искусств. Такой вот «Маятник Таманцева» на самом деле.

И еще выдержка про стрельбу «по-македонски»

– Толк будет! Как говорил товарищ Христос: ищите и обрящете!.. Ты пойми… – Таманцев неожиданно обнял Андрея и быстро доверительно зашептал: – Я обучу тебя стрельбе по-македонски, силовому задержанию… Поднаберешься опыта, оперативная хватка появится – да тебе же цены не будет!.. Мы с Пашей сделаем из тебя настоящего чистильщика!.. Волкодава!.. Да ты любого парша голыми руками брать сможешь!..

То, что москвичи знали Таманцева в лицо, Андрея не удивило. Он слышал, что весной Таманцев ездил в Москву и показывал там свое искусство в стрельбе по-македонски большой группе офицеров и генералов. Стрелял он так, что начальник Главного управления наградил его именным оружием – присланным вслед пистолетом с дарственной гравировкой.

В феврале – мае 1943 года – старший преподаватель Берлинской разведшколы абвера. Вел семинары: «Основы маскировки и конспирации в советской прифронтовой полосе», «Переход линии фронта при возвращении» и «Поведение на допросах в органах НКВД», обучал курсантов стрельбе по-македонски. На занятиях появлялся только в темных очках и парике, с усами и бородой.

47 — Стрельба по-македонски – стрельба на ходу из двух пистолетов (или револьверов) по движущейся цели.

(тоже довольно загадочная вещь интересно посмотреть может быть они как-то связаны между собой «маятник» и «стрельба по-македонски» (и почему «по македонски»?). Но самое интересное в книге указано еще одно довольно загадочное упражнение Таманцево, которое в силу стереотипов совершено прошло мимо внимания целых поколений боевых искусств и называется оно — суплес. И его наверное стоит рассмотреть поподробнее.)

И отклики из читательской почты, Владимира Богомолова — это в далеком 1974 — 1976 люди размышляли (Комменты значит такие — почтой отсылали). Интересно любители боевых искусств сразу отметили новую технику — и вот напрямую написали писателю чтобы разузнать. (Даже особо и не обратили внимание что это произведение — не более чем художественный вымысел.) Так вот интересовались боевыми искусствами. И это ведь еще не все отзывы, и не все заинтересованные люди написали. Их ведь было значительно больше — если спорят как выполнять и по сей день…

С. Васильев (г. Обнинск)

Узнал из Вашей книги, что во время войны «оперативников-розыскников» обучали «Русскому стилю». Из книги вычитал о суплесе, «качании маятника», силовом задержании, а также о различных прыжках, финтах и перебежках, чем занимался во время отдыха Таманцев. Я хотел бы узнать об этом больше… Сейчас почти все интересуются восточными единоборствами, а мне хотелось бы заняться истинным «Русским стилем» рукопашного боя.

Мы не должны терять свои традиции.

Г. Пичугин, учащийся школы МВД (г. Ташкент)

Стою дневальным, 3 часа ночи, читаю Вашу книгу еще раз. В ней много для меня непонятного. Вы описываете жизнь ст. л-та Таманцева, фигура - ничего не скажешь, а вот вопрос: он что, за все время ни разу не любил девушку, не пил спиртного? И второй вопрос - «стрельба по-македонски» ведется с двух пистолетов одновременно или поочередно?.. Я теперь всегда буду брать пример с Таманцева. Очень хочется, чтобы в нашей школе преподавали «стрельбу по-македонски», «качание маятника». Тогда ни один преступник не уйдет от погони.

Л. Матвеев, студент МЭИ (г. Москва)

Пишу по поручению всей секции самбо института. Ребята молодые, хорошие, романтики и очень смелые дружинники… Описание «качания маятника» вызвало бурные споры, поскольку точное знание приемов защиты от пистолета заинтересовало каждого. Мы хотим этому научиться.

М. Пантюхов (г. Заринск)

Меня восхищает умение Таманцева «качать маятник». В книге хоть и сказано, но этого мало. Очень прошу Вас рассказать поподробнее об этом; как «при качании маятника» у Таманцева совмещались тело, ноги, таз, голова, где находились руки и какие движения они в это время выполняли?

И интерпретация «Маятника Таманцева» в фильме «В августе 44-го» так вот поняли идею «маятника» создатели данного фильма.

И соответственно скачать книгу Владимира Богомолова «Момент Истины» — можно по ссылке с Облака Майл Ру . (форматы ТХТ и PDF)

Задали мне недавно вопрос, что я знаю о "маятнике". Пусть и здесь ответ будет.
Шоб було;)

О «маятниках»
О «маятнике» я кое-что знаю, но знать и владеть это разные вещи. К тому же знаком я более с восточной техникой уклонения от метательного оружия с последующим сближением и обезоруживанием, которая в принципе схожа с «маятником», но основана на несколько иных принципах. Хотя внешне, ИМХО, разница несущественная.
Расскажу немного об уклонении и «маятнике» - одном и другом.
Сразу предупрежу , что с людьми отлично владевшими "маятником" я не встречался и сам "качать маятник" не умею. Но я:
1) встречался с людьми которые могли "уклоняться" (подробнее дальше)
2) слушал рассказы профи о "маятнике" и уклонении
3) видел видео и читал книги
Поэтому мнение, здесь приведенное, в основном ИМХО , но хочетсянадеятся, что довольно обоснованное.

Я знаю о следующих «маятниках» .
Первый – это координационно-двигательное упражнение в стрельбе. Выглядит оно примерно так: выстрел – движение – выстрел – движение – выстрел и т.д.. Или так: выстрел – два шага вправо – выстрел – два шага влево – выстрел – два шага вправо – выстрел – etc. пока патроны не закончатся.
Видел это упражнение в тире, кроме того, на видео «Русского стиля» (Кадочников), там его демонстрировал Оспищев С.В.
Есть еще другой вариант:
Начиная со стандартных 25 м вы бегом бежите на противника, хаотическими зигзагами смещаясь влево-вправо. Стойка низкая, пистолет удерживается двумя руками, огонь ведется как на бегу, так и на угловых моментах траектории. Хитрость в том, что на "углах" вы принимаете жесткую упорную стойку с заранее отработанной структурой, из которой производите один-два достаточно точных выстрела. На бегу же вы просто стреляете в направлении противника, чтобы не дать ему нормально целиться.

Более «популярно» известен другой «маятник» - некий прием, доступный профи, с помощью которого можно с легкостью уклониться от выстрела (выстрелов) на небольшом расстоянии.

Пойдем поступенно.
«Маятник» первый – учебный (описание выше).
Какая в нем нужда в бою я не знаю, могу только предположить, а в тире этот «маятник» подавали именно как учебное упражнение на координацию и движение с оружием.
ИМХО, но указанный «маятник» именно учебное упражнение с элементами «маятника» боевого.

«Маятник» второй – боевой .
Одно время был очень популярен. Его даже упоминали в дешевых книжках-боевиках, когда главгерой приближался к противнику, а тот стрелял в него с десяти-пяти-трех метров и никак не мог попасть:)

Предистория.
В книжке у П.А. Гордикова указывается, что «маятник» был разработан еще до революции русскими офицерами. Я так полагаю, что Гордиков имеет в виду В.С. Ощепкова .
1929 год
Василий Сергеевич каждый раз начинал работу с впечатляющей демонстрации своего искусства в исполнении приемов самозащиты и обезоруживания. Это была его давно и надежно апробированная тренерская манера. На этот раз он вышел на сцену зала Центрального Дома Красной Армии во время специально устроенного по этому случаю спортивного вечера. … Потребовалось совсем немного времени для того, чтобы убедиться, что выступает отличный мастер и блестящий демонстратор. На него нападало одновременно по нескольку «противников», нападали с голыми руками, рубили шашкой, кололи штыком, били палкой, наносили режущие удары кинжалом, стреляли в упор из пистолета. И все это не «демонстрационно», а всерьез: боевой штык, остро отточенные нож и шашка и даже пистолет заряжался гильзой, из которой удалялись пуля и порох, но капсюль сохранялся.
Проверяющий становился позади Ощепкова и мог точно сказать, успел ли демонстратор отбить оружие раньше выстрела «нападающего», так как в этом случае ясно видел легкую вспышку капсюля в стволе отведенного в сторону оружия, которое уже не заслоняла фигура Ощепкова.

Из фрагмента сложно сделать точный вывод, но ИМХО, тут Ощепков, видимо, демонстрировал все-таки технику уклонения, скорее всего таи-сабаки, а не «маятник», в современном понимании.
Есть сведения – неподтвержденные документально, но очень похожие на правду – что НКВД и впоследствии СМЕРШ на основании разработок царских офицеров (может быть и Ощепкова) создали и применяли «маятник» уже более-менее технологично и широко.
Вот как описывает «маятник» В. Богомолов в книге «Момент истины» («В августе 44-го») – о действиях контрразведки времен ВМВ:
Качание маятника – это не только движение, оно толкуется шире, чем можно здесь понять со слов Таманцева. Его следует определить как "наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании". Оно включает в себя и мгновенное выхватывание оружия, и умение с первых же секунд задействовать фактор отвлечения, фактор нервозности, а если возможно, и подсветку, и моментальную безошибочную реакцию на любые действия противника, и упреждающее стремительное передвижение под выстрелами, и непрестанные обманные движения ("финт-игра"), и снайперскую меткость попадания в конечности при стрельбе по-македонски ("отключение конечностей"), и непрерывный психологический прессинг до завершения силового задержания. "Качанием маятника" достигается захват живьем сильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника. Судя по описанию, Таманцев "качает маятник" в наиболее трудном и эффективном исполнении – "вразножку".
А вот что говорит о «маятнике» один из современных практиков Ю.Г. Маслак :
Маятник - понятие достаточно широкое. В целом, как правильно формулирует Богомолов, это "наиболее оптимальное поведение во время скоротечного огневого контакта", включающее в себя скоростное извлечение оружия. приведение его в боевую готовность, скоростную стрельбу "по секторам", перемещения на поле боя, задействование "подсветки" и т.д.
В современной России этой бедой по серьезному занимаются двое - Потапов и Ваш покорный слуга. Разница в школах следующая - Потапов жестко держится методик СМЕРШа времен ВОВ, немного забывая о реалиях нонешнего времени. В чем это выражается? В потаповской школе предусматривается активная работа корпусом - наклоны и т.п., в то время как я это не практикую. Почему? По одной простой причине: уже энное количество лет обязательным предметом снаряжения оперативника, спецназовца да и вообще любого военнослужащего в боевой обстановке является бронежилет! Активная же работа корпусом в бронежилете представляется мне, мягко говоря, нереальной;)
И практика это подтверждает!
Кстати, в фильме "Август 1944-го", снятого по этой книге, Таманцев работает как раз по моей школе, а никак не по школе СМЕРШа тех лет! Мелочь, а приятно...

В последнее время тему «маятника» не поднимают так как раньше, когда в каждом втором дешевом боевичке (книге) автор описывал, как главгерой «качая маятник» приближался к противнику и с легкостью его обезоруживал:)
ИМХО, «маятник» не забыт, просто занимаются им те, которым это действительно нужно (и у кого хватает на это времени и денег). По отзывам, для того чтобы реально «качать маятник» уклоняясь от пуль, необходимо постоянно заниматься в течение достаточно длительного времени. Кстати, у Ю. Маслака в учебном курсе (курсах) «маятник» дается на высшем (третьем) уровне стрелковой подготовки, а стоимость этого уровня составляет 3 000$ 8-o

А теперь немного о технологии.
Примечание :
1. названия приемов условные - чтобы было понятно без демонстрации, кроме того, в разных школах одни и те же приемы называются по-разному
2. напомню, что говорю я больше о восточном уклонении и сближении с последующим обезоруживанием. Насколько оно схоже с «маятником» Маслака или Потопова мне неведомо. ИМХО, физика и психология должна быть одинаковой, а значит сходство большим.

Прежде чем перейти к возможной технологии "маятника", поговорим немного об "уклонении ", имея в виду уклонение от метательного снаряда. Техника уклонения от летящего снаряда начала разрабатываться чуть ли не тогда же, когда появились более-менее технологичные снаряды: стрелы, дротики, копья и т.д. Как и во многом другом, наибольших успехов в таких техниках добились на Востоке, хотя умельцы попадались и на Западе.
Техника уклонения складывалась из нескольких приемов, большинство которых существует и в рукопашном бое.
Это, например, "слив " - когда снаряд проходит впритирку с телом или даже "скатываясь" по телу. В рукопашке это мягкий блок в стиле айкидо, когда удар не отбивают или останавливают, а отводят в сторону или пропускают вскользь по телу.
Также есть "отбивка " - когда снаряд отбивают рукой, ногой или подручным предметом. В рукопашке это жесткие блоки из карате.
Еще один прием "захват " - уклонение телом с ловлей снаряда рукой (или зажимание снаряда в коленном сгибе, локтевом, подмышкой и т.п.). В рукопашке такие захваты также присутствуют, часто переходя в броски и болевые приемы.
"Захват" был очень популярен у многих бойцов, поскольку он позволял продемонстрировать личное мастерство и скорость реакции. А в некоторых восточных школах "захват" даже входил в экзаменационную программу. Я говорю, конечно же, о ловле стрел голыми руками.
После возникновения арбалета "захваты" по большей части ушли из широкого потребления (на Западе), поскольку скорость болта много выше скорости стрелы и поймать его было не так просто.
В основе большинства указанных приемов лежит, думаю, многим известный, принцип "таи-сабаки" - уход с линии атаки в результате разворота на 90 градусов:
- головы,
- "треугольника" - талия-плечи
- или всего тела.

С уменьшением снаряда и увеличением его скорости уклоняться было все сложнее и сложнее. К примеру, от копья, дротика и стрелы уклониться легче, чем от камня из пращи или от арбалетного болта.
Здесь на помощь бойцам приходила боевая акробатика : уходы, прыжки, кувырки и т.п.
Между прочим, не зря акробатика это то, чему учат в первую очередь в любой школе или секции боевых искусств. Если вы пришли заниматься БИ, а вас не учат акробатике, то бегите оттуда со всех ног - ничему хорошему вас там не научат.
Так. Ну, мы подбираемся ближе к современному оружию и собственно к технике уклонения, которая, между прочим, не претерпела существенных изменений, к ней только добавилось пара нюансов, связанных со свойствами огнестрельного оружия. К примеру, мне говорили, что уходить от автомата нужно вниз и вправо (боковой кувырок или низкий прыжок в сторону), в том числе потому, что при выстреле отдача поднимает ствол вверх и вправо (от уклоняющегося это будет влево). Еще мне рассказывали, как нужно уклоняться от пистолета, там вроде как есть разница с уклонением от автомата, но грешен - забыл, в чем она заключается:(

Собственно технология уклонения , точнее, что для этого нужно.
В первую очередь внимание и "чувство удара" (в данном случае чувство выстрела) - т.е. знание о моменте удара/выстрела на грани интуиции. Иногда это еще называют "предугадыванием". Внимание необходимо для того, чтобы примечать движения глаз и мельчайших мышц противника - все это может подсказать не только момент выстрела, но и его направление.

Во-вторых, тренировка «раскачки» , т.е. постоянного переноса веса тела и смены уровней и направлений движения. Вообще, для того чтобы хорошо овладеть маятником, нужно тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться.
***
Основа "маятника" (кстати, противоречащая названию) - это неритмичные движения тела, обманывающие противника-стрелка и заставляющие его стрелять в то место, где вы были секунду (долю секунды) назад или - как кажется стрелку - будете в следующую секунду (долю секунды). Повторюсь для закрепления - маятник часов движется ритмично, а основа "маятника" в БИ это именно неритмичные обманывающие движения.

Обман стрелка связан с несовершенством человеческого зрения и психологией .
Например, человек воспринимает бо льшую опасность явственней, чем меньшую. Т.е. если человек встает прямо, широко расставив ноги, раскрыв руки в широком захвате (раскинув руки как для объятия), то для противника он выглядит опаснее, чем человек, скажем в обычной правосторонней стойке с прижатыми к телу локтями и пригнутой головой. Для стрелка также человек "анфас" выглядит более привлекательной целью, чем человек в "профиль", так как последний меньше (но здесь есть один минус для современного воина. Как правило, редко какой бронежилет (из массовых) предусматривает защиту с боков)

Еще одно свойство зрения - человеческие глаза лучше видят то, что расположено вверху и справа. Этим свойством зрения, между прочим, давным давно пользуются рекламщики - самое выгодное (и как правило заполненное наиболее важной информацией) место (блок) в уважающей себя рекламе - как раз сверху справа.
Соответственно менее выгодное - незаметное - внизу слева.
Здесь нужно сделать небольшую ремарку и добавить еще один секрет зрения - при опускании взгляда вниз (угол примерно 45 градусов от поверхности) фокус зрения несколько размывается, но становится лучше видно то, что находиться по бокам поля зрения (улучшается боковое зрение). Т.е. видно почти 180 градусов и видно лучше, чем когда линия взгляда направлена прямо. Об этом способе "видения" стоит помнить, когда вас окружили противники.
Между делом: последнее время пересматриваю фильмы с Брюсом Ли и заметил, что когда Брюс попадает в кольцо противников, то опускает взгляд вниз ;)

Из любопытного.
Также не стоит забывать о "слепом пятне" - место на дне глазного яблока, где находится "узел" нервных окончаний.

Точной информации не помню, а книжки под рукой нет, но примерно: при взгляде на стену с расстояния в 10 метров, область слепого пятна на стене примерно с метр диаметром.
Где находится "невидимое" пятно? Если ту же стену разделить на четыре равные части, перечеркнув горизонтальной и вертикальной линиями, то "невидимое" пятно будет находиться примерно в районе правого нижнего участка стены.
Почему мы не замечаем слепого пятна?
Во-первых, потому что наши глаза привыкли большую часть информации додумывать, дописывать. Аналогия: это, знаете, как дома при отключении электричества - "знаю, что здесь стоит стул" и память услужливо "рисует" образ стула.
Во-вторых, когда человек смотрит, казалось бы, "в одну точку", зрачок на самом деле не неподвижен, а постоянно совершает огромное количество микродвижений, незаметных при внешнем наблюдении без специальных приборов. И эти микродвижения покрывают в т.ч. зону слепого пятна.
В-третьих, т.к. глаза у нас два и в силу своего расположения видят они немного по разному (положите на стол 5 копеек, закройте левый глаз и расположите ручку/карандаш/палец между глазом и монетой так, чтобы правый глаз не видел монету, потом закройте правый глаз, а левый откройте), то также зона слепого пятна перекрывается.
Но зона слепого пятна покрывается не всегда и не всегда полностью.
Конечно, на расстоянии работы «маятника» - средняя реальная дистанция скоротечного боевого контакта составляет 5 метров – «слепое пятно» вряд ли сыграет существенную роль. Так что запомните данную информацию просто для сведения.

Еще одна причина обмана - инерция и зашоренность мышления .
«Заинструктированный до слез» солдатик, к примеру, обычно мыслит планом: пункт 1, 2, 3 и т.д.
Человек двинулся вправо и ствол повернулся вправо, а человек оказывается лишь обозначил движение вправо, а сам ушел влево. Ствол доворачивается влево, а человек уже ушел вправо. И т.д.
Т.е. стрелок заранее (помните, что счет здесь идет на доли секунды!) для себя определяет точку, где - по его мнению - должен появиться противник и наводит туда ствол. Когда противник меняет направление движения, то стрелку необходимо некоторое время для корректировки плана, отмены запланированной задачи: "повернуть руку с пистолетом так, чтобы ствол смотрел в точку А" и для постановки новой задачи. Вот в эту разницу во времени должен уложиться человек, уклоняющийся от выстрела или "качающий маятник".
Т.е. основную роль при освоении "маятника" играет все же не физическая подготовка, а знание физиологии, психологии мышления и поведенческой психологии. ИМХО, главное понять принцип, а «физика» уже нарабатывается и нарабатывается упражнениями.
***
А вот достаточно детальное описание "маятника" (учебного?) в израильской трактовке
"К приемам преимущественно одноручной стрельбы относится и пресловутый " маятник ". Это система передвижений под огнем, основанная на некоторой инерционности процесса выстрела. Боец меняет скорость и направление движения раньше, чем противник успевает выжать спусковой крючок.
В упрощенном виде техника "качания маятника" выглядит следующим образом:
Вы находитесь лицом к противнику, оружие в вытянутой и опущенной несколько вниз правой руке. Резко бросаете тело вправо - вперед. Правая нога согнута в колене. левая нога полностью выпрямлена. Перемещаете корпус влево, левая нога согнута в колене, правая полностью выпрямлена. "Указываете" оружием на противника и производите выстрел. Далее подтягиваете правую ногу, поворачиваетесь к противнику правым боком. Ступни на ширине плеч параллельно друг другу, вы находитесь в устойчивой статичной позиции. Производите выстрел с использованием прицельных приспособлений. Производите аналогичный ложный выпад влево и процесс повторяется - бросок вправо, полуприцельный "сбивающий" выстрел, занимаете устойчивую позицию вполоборота к противнику, выстрел с тщательным прицеливанием, ложный выпад вправо и т.д. При этом вы продвигаетесь вперед зигзагообразно.
Вы достигните успеха только если будете выполнять этот прием в очень быстром темпе (что достигается его предварительной отработкой до полного автоматизма) и в "рваном" ритме, избегая однообразных движений. Для выхода из под огня противника вы можете применять и перекаты в разнообразных направлениях. При перекате резко меняется уровень и направление движения тела, что затрудняет противнику ведение огня. В перекат входят из стойки или чаще из положения "с колена".
При перекатах, прыжках, падениях и т. п. важно придать оружию такое положение, которое исключает возможность поражения самого бойца при случайном выстреле. Обычно пистолет прижимается к правой стороне головы стволом вертикально вверх. Менее рекомендуется положение, когда оружие прижимается к левой ключице с направлением ствола влево - вверх под углом 45 градусов. Излишне напоминать о необходимости вынимать палец из спусковой скобы. Проще всего выполнить перекат влево, Вы падаете на основание ладони левой руки (пальцы должны быть направлены вправо - назад) и перекатываетесь влево через предплечье, локоть, левое плечо, спину. При этом не забывайте прижимать подбородок к груди, иначе вы можете сильно удариться затылком. Далее, используя кинетическую энергию движения, вы выходите в положение "с колена" или в стойку. Можно применять этот прием при возникновении необходимости устранения задержки в стрельбе под огнем противника."

По поводу «почитать-посмотреть».
Иванова-Катанского («Шаг-маятник») советовать не могу, поскольку положительных отзывов ни об авторе, ни о книге не встречал – решайте сами. А вот Ю. Маслак и А. Потапов, думаю, вполне подойдут.
Еще я однажды видел видеофильм с демонстрацией «маятника» (насколько помню, демонстрировал Иванов-Катанский).
Из художественного: В. Богомолов «Момент истины» («В августе 44-го») и одноименный фильм. Низкого пошиба боевички брать ИМХО не стоит;)
Ссылки .

Что демонстрируют в движении стрелки практической стрельбы, идет в разрез с точки зрения применения в реальной боевой обстановке. Мысли вслух самбиста и системщика.

«Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно „качал маятник“: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, - нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге.» В.О. Богомолов. «В августе 44-го».

А мнение самбиста будет такое. То, что демонстрируют в движении стрелки практической стрельбы, идет в разрез с точки зрения применения в реальной боевой обстановке.

Объяснять этот тезис я буду с системной точки зрения, то есть рассматривать все возможные отношения предмета исследования с внесистемным окружением, и все внутрисистемные отношения элементов системы между собой. Модель таких отношений и будет является тем, что называется системой боевой подготовки. Внутрисистемные элементы боевой подготовки, это ее дисциплины - физическая, стрелковая, психическая. Физическая в свою очередь состоит из общефизической и специальной, включающей в себя ударную и борцовскую технику. Стрелковая подготовка тоже включает в себя несколько техник в зависимости от применяемого оружия. Внешней системный анализ определяет цель и назначение системы. Очевидно что боевая подготовка направлена с одной стороны на нанесение противнику физического ущерба с различной степенью тяжести - от уничтожения до пленения, с минимальными травмами, с абсолютным приоритетом сохранения жизни бойца и окружающих. Таким образом выполняется первый этап системного анализа - классификация объектов, связей и отношений, их наименования и определения. Потом строится собственно модель отношений. Полезные отношения участвуют в развитии системы. Вредные, именуемые противоречиями, тормозят развитие или вообще уничтожают ее. После этого собственно и делается анализ, вывод о предмете изучения.

Приступим.

Боевая подготовка существует с тех пор, как человеческие особи начали собираться в организованные управляемые группы с целью добычи пропитания, ограбления менее организованных или слабых сородичей или наоборот защиты от более сильных. С развитием научно-технического прогресса и появления новых орудий, боевая подготовка стала делиться на дисциплины, так появились борьба и бокс, фехтование, управление лошадью или танком.

Со временем, регулярные занятия и отработка приемов выделились в отдельную систему, которая получила название - спорт. В отличие от боевой у нее совершенно другие цели - физическая культура, здоровье, зрелищность, стремление к совершенству, бизнес. Соответственно другие внешние и внутренние связи и отношения. Так как спорт вышел из утилитарной практики и превратился в объект массовой культуры, он утерял часть своих прикладных качеств и оброс другими, придающими зрелищность и эстетику.

Например, поединки в единоборствах разбивают и проводят тренировки и соревнования по весовым категориям спортсменов. Надо ли говорить, что в жизни не приходится выбирать весовую категорию напавшего на тебя противника. Аналогичный пример можно привести из любого вида спорта. Например, стойка Вивера из стрелковой подготовки, нужна как стойка киба-дачи каратэ в уличной драке. Поэтому из спортивной подготовки можно брать только элементы прикладного назначения и дополнять их той спецификой, которой нет в спорте, но может встретиться в жизни.

Вернемся к основной теме - перемещения во время стрельбы. В эпиграфе я дал литературное описание «маятника» из произведения В.Богомолова. Обратите внимание на уточнение - «нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге». Вспомните знаменитое выражение Мохаммеда Али - «порхать как бабочка, жалить как пчела». Маятник - это умение бойца перемещаться в пространстве во время поединка, а не умение поражать цель из оружия. В первую очередь он вырабатывается в подвижных видах спорта, там где требуется сохранить равновесие в неожиданных ситуациях - в боксе, борьбе и даже в футболе. Если начать заниматься наработкой навыков «маятника» сразу с пистолетом на огневой позиции, то ничего не получится. Лучший вид единоборств, который приводит организм бойца к состоянию маятника, по моему мнению, это самбо, дополненный ударной техникой из бокса и удушающей из дзюдо. Почему именно эти виды и почему я не говорю о «боевом самбо», я не буду объяснять, это долго и не по профилю статьи.

В самбо, в отличие от восточных единоборств, не принято «отдыхать» во время тренировки. Даже во время перерыва между сериями бросков, слушая наставления тренера, нельзя садиться и даже просто неподвижно стоять, тело должно быть в постоянном движении.

Спортсмен как бы постоянно подтанцовывает, собственно и групповые энергичные танцы это эмоциональное развитие элементов боевой подготовки.
Если начать движение из статической стойки, в ответ на внешнюю угрозу, потребуется потеря энергии на разгон, преодоление инерции тела, утрата времени. В состоянии маятника, вырабатывается рефлекс - реакция организма на внешнюю обстановку, которая может и не быть угрозой, но сигнал на изменение стойки уже пройдет. Опытный вратарь по замаху клюшки соперника может определить в какой угол ворот полетит шайба, и только еще более опытный определит что сейчас будет замах и уже начнет перемещение в нужную сторону. Борьба и бокс это соперничество двух комплексов рефлексов. Мозг не успевает обрабатывать изменяющуюся ситуацию, но по едва заметному замаху или даже по напряжению определенной группы мышц соперника, тело тренированного спортсмена уже начинает свою контригру по уклонению от удара или приема, а у высших мастеров по проведению встречного удара или приема. Развитие такой тактики великолепно поставлено в самбо, борьбе и боксе. Совершенно аналогично организм подготовленного бойца должен работать и при огневом контакте с использованием холодного или огнестрельного оружия. Герой романа Богомолова Таманцев в совершенстве владеет этим искусством. За счет маятника он уклоняется от выстрелов из пистолета, рефлекторно определяя момент и направление выстрела.

«Ствол браунинга опять следовал за моими движениями - справа налево и обратно, и я чувствовал, знал, что в ближайшую секунду снова раздастся выстрел.»

Помимо совершенной физической подготовки в маятнике важную роль играет и аналитическая составляющая. Опытный боец или спортсмен постоянно в творческом поиске. Мысленно он отрабатывает различные приемы, которые могут встретиться в той или иной ситуации. Например, двигаясь по улице, он оценивает встречающихся ему мужчин и, возможно, женщин на предмет неожиданной атаки с их стороны и выбора контрмер со своей. Здесь нужно правильно оценить вес, комплекцию, опорную ногу, левша он или правша и даже психический портрет возможного противника.

Уклонение от опасности, смертельный удар, бросок, а бросок тоже может быть смертельным, выстрел из оружия, укол или порез ножом, - это всё апофеоз схватки, которой могут предшествовать самые различные ситуации.

Нужно четко уяснить, что в основе боевой подготовки маятник - рефлекторное владение телом на различные жизненные ситуации, финалом которых должна быть физическая нейтрализация противника вплоть физического уничтожения любым оружием от кулака или пули до фарфоровой тарелки (по Пикулю), а не просто умение стрелять по македонски.

Может ли введение приемов и методов практической стрельбы в боевую подготовку дать что-то полезное для развития бойца? Бесспорным достоинством практической стрельбы является ее техника скоростного поражения целей, высокая культура обращения с оружием и превосходная система обеспечения безопасности при проведении стрельб. Очевидно, что все эти полезные качества можно использовать, а вот навыки по перемещению, разворотам, обращению с оружием, которые могут прочно закрепиться у бойца на уровне рефлекторного исполнения, могут привести к непоправимым последствиям.

Как уже говорилось, в практической стрельбе мишени не стреляют в спортсмена. Он полностью сосредоточен на скоростном поражении целей. А что первично в огневом контакте, который отрабатывается в боевой подготовке? Это уход с линии встречного огня. Нужно определить опасность, ее вид и направление, выполнить уклоняющий маневр одновременно обнажая оружие и поражая противника. Выполнение уклоняющего или блокирующего маневра - одно из главных условий в боевой подготовке, но это снижает скорострельность, которая является главной в спортивной стрельбе, то есть имеем системное противоречие.

«Слева захлопали выстрелы из „ТТ“, и, кинув туда взгляд, я увидел, что „лейтенант“, оборачиваясь, стреляет в Малыша, а тот, как я его учил, на бегу уклоняется, не очень ловко, но в целом грамотно.»

Давайте посмотрим на то, что вызывает когнитивный диссонанс у самбиста, когда он видит перемещение спортсменов-практиков во время стрельбы. Сперва немного борцовской физики - тело падает если проекция центра тяжести выходит за площадь опоры организма. Задача спортсмена поддерживать оптимальное сочетание большей площади опоры при минимальных энергетических затратах с максимумом подвижности. «Не скрещивай ноги!» - это был первый совет, который я получил. когда впервые вышел на ковер и последний который дал сам уходя с ковра через двадцать лет, уронив при этом соперника весом 140 кг при собственном 72. Все перемещения в маятнике только приставным шагом! На соревнованиях по практической стрельбе нередко можно наблюдать такую картину.

На гладких спортивных площадках это может и помогает вести прицельный скоростной огонь по мишеням не заботясь о том, что у тебя под ногами. Но жизнь подсовывает туда сучки и камушки в неподходящий момент, это ее специфика. Уронить соперника со скрещенными ногами может даже ребенок. Самбист при этом не пострадает, так как страховка при падении это первое что он изучает на ковре, а вот неопытный спортсмен может и шею сломать, так как обе руки держатся за пистолет и как действовать в этом случае IPSC не объясняет.

Приведу еще пример. Переход в партер, или занятие позиции для стрельбы лежа. Рекомендуется два подхода - опускаясь на колени или с упора на свободную руку, в продолжение чего следует подброс филейной части с распрямлением ног.

Теперь сравним его с советским подходом. Боец принимает положение лежа делая шаг вперед и немного в сторону. Такое движение энергетически менее затратно, чем подброс тела в воздух, а смещение корпуса в сторону уменьшает вероятность попадания противником, то есть, одновременно выполняется уклоняющий маневр.

Давайте вспомним о рефлексах. Допустим, у бойца возникла угроза сбоку слева. Переходя в партер с шагом правой ногой, у него остается возможность для поворота в сторону угрозы. Задача в боевой подготовке - выработать рефлекторный навык опускания на землю с шагом ногой противоположной направлению угрозы с одновременным доворотом корпуса в ее сторону.

Разумеется скрещением ног или переходом в партер, дело не ограничивается. Ошибки с точки зрения маятника делают стрелки-практики при прямых перемещениях, поворотах, разворотах, смене магазинов. Расположение кобуры и манипуляции с оружием при извлечении из нее и даже простое удержание оружия не всегда оптимальны для боевого маневренного поединка. Есть вопросы к оружию и мишеням. Например, качающаяся мишень легко прочитывается на фазе максимального отклонения, когда ее скорость минимальна, а вот внезапно появляющихся мишеней, я что-то не видел.

Системность боевой подготовки заключается в том, что изучаемые дисциплины должны дополнять друг друга. Противоречия здесь недопустимы, потому что их результатом будет потеря самого ценного что есть у человека.

В.О.Богомолов, «В августе 44-го».
В.Жуковский, С.Ковалев, И.Петров, Пистолет в ближнем бою. Анатомия стрельбы. Психология стрельбы.
В.С.Пикуль, «Честь имею».
В.П.Волков, «Курс замозащиты без оружия САМБО». Только для сотрудников НКВД.
А.А. Харлампиев, Борьба САМБО.
А.А. Харлампиев, Тактика борьбы Самбо.
Е.Чумаков, «Тактика борца самбиста».
Маятник практической стрельбы. Статья в журнале «КАЛАШНИКОВ»



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: