Конспект урока на тему: В. Берестов. «Хитрые грибы» — Гипермаркет знаний. Презентация "В. Берестов «Хитрые грибы»"

В. Берестов «Хитрые грибы»

г. Нижнего Новгорода Кулькова Светлана Андреевна

Под кустами,

Под листами

Мы попрятались в траву,

Нас в лесу ищите сами

Мы не крикнем вам: «Ау!»

Раньше считалось, что грибы – это растения.

Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы, которое так и называется – грибы. Грибов на свете много, около ста тысяч видов. И все они очень и очень разные.

Подберёзовик, подосиновик, белый гриб,

мухомор, трутовик, выросший на стволе дерева, или плесень, покрывающая корочку хлеба, - всё это грибы.

(Из энциклопедии)

подберезовик

Белый гриб

подосиновик

Валентин Дмитриевич

Берестов

Берестов В.Д. - поэт, прозаик, переводчик,

двадцатого века, исследователь фольклора,

родился в городе Мещовске Калужской

области в семье учителя.

Стихи начал писать с детства. Во время

войны, в 1942г., в эвакуации в Ташкенте

Познакомился с К.И.Чуковским и А.А.Ахматовой, которые отнеслись к нему и к началу его творчества с большим интересом и заботливостью. Первый сборник стихов «Отплытие» вышел в 1967г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В этом же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов детям: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», взрослым – «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие.

В. Берестов

Хитрые грибы

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой.

Я не малое лукошко,

А корзинку взял с собой.

Я заглядывал под кочки,

Под берёзовые пни.

Ох и хитрые грибочки!

Где же спрятались они?

Зря искал их под осиной

И под елью зря искал.

Видно, я большой корзиной

Все грибы перепугал.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

В подготовке презентации использованы:

  • Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение 2 класс» - Москва, «Просвещение», 2012г.
  • Загадка:
  • Фотографии:
  • Фото грибов

    Портрет В.Д. Берестова

    Мальчик – грибник

    Фото осенней природы

Тема: В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

Целеполагание: - ознакомить детей с произведением В. Берестова;

Расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;

Учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

Отрабатывать навыки выразительного чтения;

Развивать память, речь, внимание;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

  1. Речевая разминка. (слайд 2)

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Отгадайте: (слайд 3)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

Где растут грибы?

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает?

Игра «Верите ли вы, что..?» (слайд 4)

Грибы – это растения?

Существует особое царство живой природы?

Грибов на свете около 1 млн?

Кроме съедобных и несъедобных есть другие виды грибов?

Плесень – это гриб?

Гриб состоит из тонких белых нитей?

Грибы растут на деревьях?

- Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?

В конце урока мы вернёмся к этой таблице.

III. Изучение нового материала

1) Вступительное слово учителя.

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками. Все это грибы. Сегодня мы узнаем и о других грибах.

2). Первичное чтение.(с.77)

3). Беседа после чтения.

Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?

Сколько видов грибов существует?

Какие грибы вам известны?

На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)

Какие несъедобные грибы вам известны?

А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу некоторым животным? (Мухомор. Животные им лечатся).

Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

4) Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах.

Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.

Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки.

Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!

Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.

Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.

IV. Физкультминутка (слайд 5)

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

Работа в группах. (Группы получают свою часть текста, распечатанный слайд. Дети извлекают необходимую информацию о грибах и готовятся рассказать об этом классу с презентацией.) Слайды (6 – 10)

V. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы». (слайд 11)

1. Подготовка к восприятию.

Ребята, а в какое время года собирают грибы?

Кто из вас любит собирать грибы?

А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)

А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ходил в лес собирать грибы.

2. Первичное чтение.

3. Беседа после чтения.

Понравилось ли вам стихотворение?

Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?

Почему же он не нашел ни одного грибка?

Работа над выразительным чтением стихотворения.

Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.

Прочтите вопросительное предложение.

Прочтите выразительно это предложение.

Давайте выразительно прочитаем стихотворение, постараемся голосом передать настроение автора.

Прочитайте выразительно, передавая настроение.

VI. Закрепление нового материала

Отгадайте загадку.

А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного. (слайд12)

Серенькие шляпки.

Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)

А этот красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

- А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (Масленок)

- Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

Собирай, не мешкай, это... (Сыроежк и)

- Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

VII. Итог урока. Рефлексия.

Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали? Вернёмся к игре «Верите ли вы, что…»

Кто из писателей поделился с вами впечатлениями о сборе грибов?

Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъедобных? (слайд 13 - 14)

Как правильно нужно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила?

Напишите на грибке (выданы детям) что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке и положите в корзинку (рисунок на доске) . Учитель зачитывает.

Домашнее задание: Разделить альбомный лист пополам, в левой части листа нарисовать три съедобных гриба, а в правой три несъедобных, подписать название.

Материал урока очень насыщенный – можно разделить на 2 урока.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В. Д. Берестов «Хитрые грибы»

Речевая разминка Прочитайте про себя. Прочитайте вполголоса. С ударением на слово «жёлтый». С ударением на слово, обозначающее жёлтый предмет. Жёлтое солнце на землю глядит, Жёлтый подсолнух за солнцем следит, Жёлтые груши на ветках висят, Жёлтые листья с деревьев летят.

Грибы И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят.

Игра «Верите ли вы, что..?» 1 . Грибы – это растения? 2. Существует особое царство живой природы? 3. Грибов на свете около 1 млн? 4. Кроме съедобных и несъедобных есть другие виды грибов? 5. Плесень – это гриб? 6. Гриб состоит из тонких белых нитей? 7. Грибы растут на деревьях? 8. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?

На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва, Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки ягоды, грибы- Дружно наклоняемся по команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть!

“ Как надо собирать грибы”: 1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть. 2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом. 3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые! 4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд. 5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать. Грибы ищут – по лесу рыщут. Не наклоняясь до земли, и грибка не поднимешь.

«Хитрые грибы» В. Д. Берестов

Подберезовик Мухомор Масленок Сыроежки

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

1 Грибы

1 Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые ты обычно видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

2 Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

3 Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

4 Грибы не только то, что растет в лесу под елкой, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. Твердые полосатые образования на стволах берез - это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи - грибы.

5 Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Размер их до 1 с половиной метра. А у грибов - малюток - всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом. Так они малы.

6 “Как надо собирать грибы”: (5 чел.)

1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.

2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

7 -Составить поговорки. Объяснить смысл поговорок.

>> Литература: В. Берестов. «Хитрые грибы»»

Урок 14


О ГРИБАХ. В. БЕРЕСТОВ «ХИТРЫЕ ГРИБЫ»

Цели: формировать умение учащихся выразительно читать; учить работать с научными статьями из справочной литературы.

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

2. Работа над стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» строится аналогично предыдущим занятиям.

«Хитрые грибы»

Увела меня дорожка
От крылечка в лес густой.
Я не малое лукошко,
А корзину взял с собой.

Я заглядывал за кочки,
Под березовые пни.
Ох и хитрые грибочки!
Где же спрятались они?

Зря искал их под осиной
И под елью зря искал.
Видно, я большой корзиной
Все грибы перепугал.

а) Беседа.

В какое время года собирают грибы? Как правильно собирать грибы, чтобы не повредить грибницу и не повлечь исчезновение грибов?

Ребята, грибы могут собирать только те, кто хорошо в них разбирается, кто может отличить съедобные грибы от несъедобных. Если вы затрудняетесь это делать, то лучше не заниматься сбором грибов.

Кому из вас приходилось собирать грибы? Расскажите.

б) –А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами.

Прочтите название стихотворения В. Берестова, которое мы будем читать.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет грибы «хитрыми»?

Физкультминутка


3. Работа над статьей «Грибы».

Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибов на свете очень много. И они очень и очень разные.

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками.

Все это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей - грибницы, или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырас­тают плодовые тела.

Но грибы не только то, что растет в лесу под елкой или на поляне, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева, тоже представитель грибного царства Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез - и это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие округлые пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи - грибы.

Около 100 тысяч грибов растет на нашей планете.

Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их до 1,5 метра. А у грибов - малюток - всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом, так они малы.

Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

Большинство грибов относятся к группе, которую называют шляпочные грибы.

1) Чтение статьи детьми про себя.

Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?
- Сколько видов грибов существует?
- Какие грибы вам известны?
- На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)
- Какие несъедобные грибы вам известны?
- А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу некоторым животным?


2) Беседа по содержанию.

– Понравилось вам это стихотворение? Чем?
– Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы «хитрыми»?
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?– К какому царству живой природы ученые отнести грибы?
– Назовите съедобные грибы.
– Назовите несъедобные грибы.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: выразительно читать стихотворение «Хитрые грибы», нарисовать любой гриб.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

«Грибы»

В. Берестов «Хитрые грибы»

Власова Антонина Михайловна

  • Если хмуримся с утра,
  • Нам поможет доброта.
  • Встаньте, дети, подтянитесь
  • И друг другу улыбнитесь!
  • Чтобы очень много знать, надо не лениться!
  • Чтоб пятёрки получать, надо потрудиться!

Жёлтое солнце на землю...

Жёлтый подсолнух за солнцем…

Жёлтые груши на ветках…

Жёлтые листья с деревьев…

(глядит).

(следит).

(висят).

(летят).

– Вставьте пропущенные в стихотворении слова

Речевая разминка

Висят

Следит

Летят

Глядит

Люблю природу русскую.

Прочитайте только буквы русского алфавита S Л Z E W L C R Грибы – это растения или нет? Продолжи фразу
  • УЗНАТЬ
  • Грибы – это...

    2. ПОЗНАКОМИТЬСЯ с новым видом текста, где содержится...... информация.

    3. РАССМОТРЕТЬ 2 вида текста, найти сходство и........

План работы

ОПРЕДЕЛИ порядок работы.

  • Сравнение текстов.
  • Что такое грибы?
План работы

ОПРЕДЕЛИ порядок работы.

  • Знакомство с новым видом текста.
  • Что такое грибы?
  • Сравнение текстов.
Работа по учебнику

– Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?

– Сколько видов грибов существует?

– О каких грибах говорится в статье?

– Как называется человек, который пишет научные тексты?

– Что такое энциклопедия?

Что такое энциклопедия Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке. Энциклопедия в переводе с французского – «свод знаний». Универсальные энциклопедии

Ядовитые грибы - обладают токсичностью, не исчезающей после обработки! Отравления - иногда заканчиваются смертельным исходом!

На территории России насчитывается свыше 100 видов съедобных грибов, однако в пищу употребляют чуть более 100 видов грибов.

грибы

На зарядку солнышко поднимает нас.

  • На зарядку солнышко поднимает нас.
  • Поднимаем руки мы по команде «раз»,
  • А над ними весело шелестит листва.
  • Опускаем руки мы по команде «два».
  • Соберем в корзинки ягоды, грибы
  • Дружно наклоняемся по команде «три».
  • На «четыре» и на «пять» будем дружно мы скакать.
  • Ну а по команде «шесть»
  • Всем за парты тихо сесть.

Физкультминутка

Серенькие шляпки. Рябенькие ножки. Под березою растут. Как их зовут?

Подберезовик

А этот красавец на беленькой ножке. Он в красненькой шляпке, на шляпке – горошки.

Мухомор

Средь молодых сосёнок, в блестящей темной шапочке, Растет грибок....

Масленок

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой,

Собирай, не мешкай, это...

Сыроежка

Валентин Дмитриевич Берестов

Берестов В.Д. - поэт, прозаик, переводчик,

исследователь фольклора, историк –

родился в городе Мещовске Калужской

области в семье учителя.

Стихи начал писать с детства. Во время

войны, в 1942г., в эвакуации в Ташкенте

познакомился с К.И. Чуковским и А.А. Ахматовой, которые отнеслись к нему и к началу его творчества с большим интересом. Первый сборник стихов «Отплытие» вышел в 1967г. и получил признание читателей, поэтов и критиков.

В этом же году выходит первая книга для детей «Про машину».

Затем последовали сборники стихов детям и взрослым.

В. Берестов

Хитрые грибы

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой.

Я не малое лукошко,

А корзинку взял с собой.

Я заглядывал под кочки,

Под берёзовые пни.

Ох и хитрые грибочки!

Где же спрятались они?

Зря искал их под осиной

И под елью зря искал.

Видно, я большой корзиной

Все грибы перепугал.

Словарная работа Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?
  • Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?
  • Тексты, в которых передаются чувства, настроение автора, называются художественными.
  • Какие строки из стихотворения показались вам смешными?
  • Где искал грибы автор? (найди в тексте и прочитай).
  • Чем автор перепугал грибы?
  • Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?
  • С какой интонацией надо читать это стихотворение?

Анализ стихотворения

Объясни
  • Надо раньше вставать чтобы грибов набрать.
  • Грибы ищут – по лесу рыщут.
  • Не наклоняясь до земли, и грибок не поднимешь.
1. Чтобы грибов набрать, надо раньше …
  • 1. Чтобы грибов набрать, надо раньше …
  • 2. Нашел гриб – не спеши вырывать его с корнем, лучше подрежь ….
  • 3. Нельзя расшвыривать лесную подстилку, ты разрушишь …
  • 4. Не собирай старые и червивые грибы – в них может быть …
  • 5. Не срывай грибы зря, ими питаются
  • многие...

Правила сбора грибов

грибницу

животные



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: