Корнелиус вандербильт биография. История успеха корнелиуса вандербильта. Биография Корнелиуса Вандербильта

Обозреватель сайт изучил историю американца Корнелиуса Вандербильта, построившего транспортную империю и ставшего одним из первых в мире мультимиллионеров. Как и многие предприниматели 19 века, Вандербильт начинал с нуля - не имея ни связей, ни денег, ни образования.

Ранние годы Корнелиуса Вандербильта

В любом случае Вандербильт, которого не поддерживало правительство США, выглядел для обывателей предпочтительней Коллинза. Корнелиус снизил цены, строил огромные пароходы, вовремя платил команде и предоставлял услуги всем желающим, а вдобавок его корабли не тонули.

Коллинз же в 1856 году потерял два корабля. К тому же, чтобы не потеряться на фоне конкурента, он потратил баснословную сумму на свой гигантский пароход. Вот только у Вандербильта были связи и четкие требования к судну, а Коллинзу построили пароход плохого качества. Он выдержал несколько путешествий и был продан, а его владелец потерял $900 тысяч.

После этого Вандербильт стал выглядеть предпочтительнее даже для правительства. Коллинз потерял государственное субсидирование и обанкротился еще до конца 1850-х годов. Кунарду повезло больше, и его компания существует до сегодняшнего дня. Вандербильт свой бизнес в этом направлении продал в 1861 году за $3 млн.

Стоит рассказать, что в 1850-е годы Вандербильт стал причиной важного кулинарного открытия. В 1853 году он ужинал в ресторане одного из фешенебельных отелей Moon"s Lake Lodge. Едва прикоснувшись к заказанному фирменному блюду - это был жареный картофель, - гость приказал вернуть его на кухню: картофель для него был порезан слишком толсто. Есть сведения , что Корнелиус забраковал блюдо трижды.

Шеф-поваром в ресторане был знаменитый впоследствии Джордж Крам. Со злости или шутки ради он нарезал картофель очень тонко, пожарил и приказал подавать. Крам рисковал, ведь Вандербильт не славился добротой, но предпринимателю и его друзьям блюдо понравилось . После этого в меню ресторана появилось новое фирменное блюдо «Чипсы Саратога». Постепенно чипсы стали известны во всем мире.

Империя Вандербильта в гражданскую войну. Железнодорожный король

В 1861 году началась гражданская война в США. Вандербильт тогда пытался продать северянам свой самый крупный корабль «Вандербильт». В правительстве оценили стоимость сделки и отказали предпринимателю, и тогда он стал сдавать его в аренду военным.

Все изменил броненосец конфедератов «Вирджиния», успешно прорвавший блокаду. В такой ситуации Линкольну пришлось обратиться к Вандербильту за помощью. Предприниматель согласился предоставить свой крупнейший корабль и даже не стал брать с правительства денег, похоже, посчитав, что помощь может окупиться в будущем. «Вандербильт» был переоборудован и снаряжен тараном.

«Вандербильт» в период Гражданской войны

Кроме того, на корабль была тщательно подобрана команда. Уничтожить «Вирджинию» флагману флота Вандербильта все же не довелось, но в войне он поучаствовал. В частности за пиратствующим кораблем конфедератов «Алабама».

В 1864 году Вандербильт, которому в тот год исполнялось 70 лет, продал весь свой флот и заработал на этом $40 млн. По общему мнению, в то время этот шаг восприняли, как старческий каприз богача.

Следующим шагом Вандербильта стало вхождение в железнодорожный бизнес. У него уже были какие-то владения в этой области, но их предпринимателю было недостаточно. Первым делом Вандербильт собрался приобрести Harlem Railroad.

История этой покупки тесно связана с именем старого противника Вандербильта - Дэниэла Дрю. Тот стал видным брокером и ввел термин «разводненный капитал». Используя свои возможности, Дрю занимался биржевыми спекуляциями и играл на понижение акций. Так случилось, что и он, и Вандербильт владели акциями Harlem Railroad. Руководство собиралось увеличить протяжность линий, и Вандербильт их в этом поддерживал.

У Дрю было другое мнение, и он, используя связи в городском совете Нью-Йорка, с помощью взятки смог заблокировать строительство. Следующим его шагом стала игра на понижение акций. Идея оказалась прибыльной, но было препятствие в лице Вандербильта, который ставил на рост Harlem Railroad, недолюбливал Дрю и терял деньги.

Ответным шагом предпринимателя стала докупка акций до $5 млн, а также более щедрое предложению городскому совету Нью-Йорка. Стараниями Вандербильта стоимость акций с $90 увеличилась до $285. Дрю потерял $1,5 млн, а Вандербильт получил желаемое и мог продолжать успешно работать. В 1865 году Harlem Railroad окончательно оказалась в руках Вандербильта. Затем он добавил к ней еще и Hudson River Railroad.

Налаживая бизнес, Вандербильт столкнулся не только со старыми врагами, но и с не до конца честными партнерами. Среди них значилась знаменитая New-York Central Railroad. Одна из линий Вандербильта в Олбани соединялась с ней, что делало их стратегическими партнерами.

Central Railroad в зимнее время использовала услуги одной из линий Вандербильта для доставки пассажиров в Нью-Йорк. Летом руководство Central Railroad это прельщало меньше, а потому пассажиры компании добирались до Нью-Йорка на ее же пароходах в обход линии Вандербильта.

Эта бизнес-модель не понравилась предпринимателю, и он быстро нашел выход из сложной ситуации. Он стал высаживать пассажиров за несколько миль до Олбани, при этом от станции Central Railroad их отделял Гудзон. Клиенты были в ужасе, а бывшие партнеры Вандербильта начали переговоры. По другой версии, Вандербильт зимой отказался принимать пассажиров и грузы Central Railroad, фактически отрезав ее от подконтрольных себе регионов.

Все закончилось тем, что Корнелиус купил контрольный пакет и получил линию длиной в 400 миль под свой контроль. Объединив ее с остальными своими дорогами, Вандербильт стал одним из крупнейших игроков в отрасли. В это же время предприниматель ввязался в одну из самых жестких бизнес-войн в его карьере.

Теперь его интересовала линия Erie Railroad, и в битве за нее предприниматель вновь столкнулся с Даниэлем Дрю. Он гораздо раньше приобрел акции этой компании на $500 тысяч, а в 1857 году вошел в число ее директоров и стал казначеем. Дрю усвоил опыт последнего поражения и в этот раз не стал бороться против Вандербильта один на один, найдя сильных сторонников в лице Джея Гулда и Джима Фиска.

Вандербильт, принявшись за поглощение Erie, не ожидал противостояния, но ответил привычным методом: благодаря быстрому приобретению акций он заполучил третью часть компании и место в совете. Чтобы спровоцировать держателей избавляться от акций, Вандербильт нанимал людей, которые нападали на поезда и наносили Erie убытки. Оппоненты не отступали, и Гулд приобрел списанные пушки для охраны поездов. Так бизнес война стала походить на настоящую.

Кроме манер Вандербильта, общество потешалось над его вкусами. В частности, вызывал смех его особняк на Статен-Айленде, который представлял собой безвкусно оформленный дворец с бронзовой статуей самого Вандербильта. Скульптор изобразил заказчика античным богом на троне.

Американскому высшему обществу и представителям европейских аристократических семей поведение Вандербильта казалось бестактным, но тот не считался с их мнением и позволял
себе разного рода выходки - от матросских ругательств в обществе дам, до аренды целого театра в Лондоне, чтобы развлечься с друзьями и семьей. Манеры Вандербильта копировали такие же разбогатевшие бизнесмены, вышедшие из бедноты. При этом сам Корнелиус нуворишей не любил и все же стремился стать частью высшего общества.

Он родился в 18 веке. Сколотил самое большое состояние в 19 веке. Занимался речным и морским флотом, был крупнейшим железнодорожным магнатом, и до сих пор присуствует в современной жизни Нью-Йорка, каждый день напоминая о себе пассажирам, приезжающим на Гранд-Централ на 42-стрит, основанный Вандеобильтом в позопрошлом веке.

Корнелиус Вандербильт родился в фермерской семье на Стэйтен-Айленде. Отец его занимался лодочными перевозками. В 11 лет Корнелиус, бросив школу, стал помогать отцу. В 16 он начал работать сам. Для начала юный Вандербильт попросил у матери $100 и она дала ему их с условием, что он вспашет и засеет восемь акров семейной земли. Сын справился с задачей и на полученные деньги купил лодку. На ней он возил грузы и пассажиров между Стэйтен-Айлендом и Манхэттеном. Причем цену за свои услуги Корнелиус установил значительно более низкую, чем у остальных лодочников на переправе. Демпинговые цены станут его коньком на протяжении всей жизни и практически всегда будут приносить Вандербильту успех.

Прошел всего год, и Корнелиус не только вернул матери долг, но и заработал свою первую тысячу долларов. Время играло ему на руку, а он ловко ловил момент. Англо-американская война 1812 года принесла молодому предпринимателю новые возможности. Ему было всего 18, но он смог заработать авторитет в бизнес-кругах Нью-Йорка и получить правительственный контракт на поставки товаров в военные форты, расположенные недалеко от города. На заработанные деньги Корнелиус построил средних размеров шхуну и два небольших корабля. С тех пор его нарекли Командором – прозвищем, которое он с гордостью носил всю жизнь.

Через 5 лет Вандербильт женился на Софии Джонсон, а его капитал составлял $9000. Пришло время перемен… и Командор вышел из бизнеса. Несмотря на то, что Корнелиус рано бросил школу, он никогда не упускал шанса получить новые знания, особенно если это можно было сделать бесплатно. Продав свой флот, Командор нанимается капитаном небольшого корабля с зарплатой в $1000 в год к Томасу Гиббонсу. Эта работа дает ему возможность разобраться в устройстве пароходов и служит толчком для новой идеи – создание нового современного парохода. Вандербильту удается убедить Гиббонса построить паровое судно. В этом проекте они уже становятся компаньонами.

Вандербильт никогда не жалел о том, что ушел из школы в 11 лет, он любил повторять: «Если бы я продолжил учиться, у меня не осталось бы времени ни на что другое».

Корабль готов и отправляется в рейс вверх по Гудзону. И, как обычно, Корнелиус устанавливает демпинговые цены за проезд на своем пароходе, запрашивая вчетверо меньше, чем его конкуренты. А конкуренты были серьезные- легальные монополисты на рынке пароходных перевозок – Роберт Ливингстон и изобретатель колесного парохода Роберт Фултон. Демпинговые цены Вандербильта огорчили их настолько, что монополисты подали на него в суд. Однако удача опять оказалась на стороне Командора – в 1824 году Верховный Суд США признал монополию Ливингстона и Фултона на транспортные операции в водах Гудзона неконституционной.

Поселившись в Нью-Брунсвике (штат Нью-Джерси), Вандербильты приобрели таверну на берегу реки и превратили ее в место отдыха пассажиров проходящих пароходов. Заведение назвали Bellonа Hall, и оно стало любимым местом остановки путешественников. А хозяйничала в Bellonа Hall жена Вандербильта София Джонсон, которая оказалась весьма предприимчивой и талантливой бизнес-леди.

К 1829 году семья Вандербильтов имела уже $30 тыс. Командор снова решает заняться собственным бизнесом и вернуться в Нью-Йорк. На этот раз он основывает пароходную компанию и налаживает сообщение между Нью-Йорком и городом Пикскилл. За проезд на своих кораблях он устанавливает цену всего лишь 12,5 центов, благодаря чему полностью вытесняет с рынка местного пароходного короля Дэниела Дрю. Спустя три десятилетия Дрю отомстит Корнелиусу, отобрав у Вандербильта Эрийскую железную дорогу.

Но пока все удается Командору и он вступает в соревнование с Гудзоновской речной ассоциацией, перевозившей пассажиров из Нью-Йорка в город Олбани. Пароходы Вандербильта были не просто комфортабельными, они поражали своей роскошью и размерами – Корнелиус строил настоящие «плавающие дворцы». И тем не менее, политика демпинга оставалась неизменной. Ведя борьбу за первенство на Гудзоне, Вандербильт поначалу просит за билет $1 (при цене речной ассоциации – $3). Чуть позже делает проезд вообще бесплатным, но компенсирует это поднятием цен на услуги, к примеру, повысив цены на еду на борту своих судов в 2 раза. Ход неожиданный, но верный – пассажиры предпочли Вандербильта. Ассоциация была в панике. История кончилась тем, что ассоциация заплатила новоявленному конкуренту за перенос его бизнеса в другое место.

В 1840 году Вандербильту принадлежало более 100 судов, ходивших по реке Гудзон, а его капитал составлял более полумиллиона долларов.
Но деньги не дали ему пропуск в аристократическое общество Нью-Йорка. Несмотря на внушительный капитал и неизменный успех в делах, для высшего света Вандербильт так остался неотесанным мужланом. Отвергнутый нью-йоркским обществом, Вандербильт возвращается в родной Стэйтен-Айленд и строит здесь для своей семьи шикарный особняк. Через 10 лет он вновь приедет в Манхэттэн и возведет на Вашингтон-плейс, самом модном в те годы месте, четырёхэтажный городской дом.

1851 год приносит Вандербильту новые возможности. В это время толпы старателей устремляются из Нью-Йорка в Калифорнию за золотом. Большинство золотоискателей перевозило Тихоокеанское почтовое пароходство, имевшее монополию на панамском направлении. Вандербильт не мог упустить такого случая. Он открыл новый путь - через Никарагуа, что сокращало путешествие на 500 миль и экономило два дня пути. Не будучи старателем, Вандербильт получал от «золотой лихорадки» доход в 1 млн долларов в год. К середине 50-х годов он стал крупнейшим судовладельцем Америки.

В 1853 году, имея 11 миллионов в банке, Вандербильт решил отдохнуть. Он построил 80-метровую яхту «Северная звезда» стоимостью полмиллиона долларов. Это была первая частная яхта такого класса - с обитой бархатом мебелью, с десятью салонами и столовой, отделанной мрамором. Со всей семьей и в компании друзей он совершил круиз вокруг Европы. Когда яхта проходила мимо маленькой фермы на Стэйтен-Айленде, Корнелиус приказал дать военный салют в честь своей 86-летней матери. Возвратившись из путешествия, Вандербильт обнаружил, что агенты, которым он поручил управлять перевозками через Никарагуа, ведут двойную игру и пытаются взять предприятие в свои руки. Взбешенный Вандербильт написал короткое письмо:

«Джентльмены, вы попытались меня надуть. Я не буду преследовать вас по суду, потому что это слишком долгое дело. Я вас просто раздавлю. –Искренне ваш, К. Вандербильт.»

Как сказал, так и сделал – создал альтернативный маршрут через Панаму и опять очень сильно снизил цены. Соперники капитулировали через год. Более того, через год все остальные компании-конкуренты, не выдержав войну цен, согласились выплачивать по 40 тысяч ежемесячно за отказ от никарагуанского маршрута.

Дом Вандербильтов на 5-авеню.

Но, несмотря на бесспорные успехи в делах и один из самых крупных в Америке капиталов, светское общество остается закрытым для Вандербильта. Причем, скорей не из-за снобизма хозяек салонов, а из-за характера самого Корнелиуса. Он не желал менять свои «матросских» привычек, думать о хороших манерах и учиться вести себя в свете. Он не устает бравировать своим плебейским происхождением, светской неотесанностью и невежеством. «Всю свою жизнь я сходил с ума по деньгам, изобретая новые способы делать их. У меня не оставалось времени на образование и воспитание»,- откровенничал он в газетах.

Вандербильт кичился заработанным капиталом, но никогда не слыл транжирой, скорей наоборот. Однако он был эксцентричной натурой и мог запросто снять на вечер лондонский оперный театр для друзей и знакомых, отменив запланированный спектакль и заплатив неустойку.

Когда Корнелиусу исполнилось 70 лет, его жена София умерла. Через год он женился на своей кузине, Франсес Амстронг Крауфорд, которая была на 43 года моложе.

Приблизительно в это же время Вандербильт совершает еще один кардинальный поворот в своем бизнесе. Распродав накануне 70-летия принадлежавший ему флот - в ту пору крупнейший частный флот в мире, - Командор решает заняться железнодорожным бизнесом. Но на этот раз, поменяв стратегию, он скупает и совершенствует то, что было создано до него.

Американские железные дороги 19 века представляли собой множество коротких разъединенных путей, принадлежащих сотням компаний. Командор начинает скупать акции и объединять в единое целое короткие железнодорожные линии около Нью-Йорка в Нью-Йоркскую Центральную железную дорогу. Затем, приобретя контрольный пакет, присоединяет к ней Гарлемскую железную дорогу. Берет в свои руки железную дорогу вдоль реки Гудзон. По совету старшего сына Уильяма, Вандербильт расширяет железнодорожную сеть до Чикаго, покупает дорогу Лейк Шор и Мичиганскую Южную дорогу. Наконец, взяв под контроль Канадскую Южную и Мичиганскую Центральную дороги, Вандербильт становится владельцем самой большой транспортной сети США. А окончание строительства Гранд-Централа на 42-стрит в Нью-Йорке в 1871 году становится завершающим аккордом в этом грандиозном железнодорожном проекте.

Grand Central, New York, 1880.

Говорят, что всю жизнь Командор обладал огромной физической силой и кипучей внутренней энергией, твердым и непреклонным характером. Он умело справлялся с конкурентами, порой безжалостно шантажировал, подкупал и угрожал. Пожалуй, он не всегда был безупречен, но, по большому счету, вел честную и прямую игру и в результате всегда оставался в выигрыше.
Корнелиус Вандербильт умер 4 января 1877 года в своем доме на Вашингтон-плейс, оставив после себя 100 млн долларов. 95% всего состояния он завещал своему старшему сыну Уильяму Генри Вандербильту и его четырем сыновьям – своим внукам, потому что считал, что именно они способны успешно продолжить дело его жизни. Остальные 9 его детей и жена получили достаточные суммы для безбедного существования, которые, впрочем, не шли ни в какое сравнение с тем, что досталось Уильяму.

Уильям Вандербильт, заработавший репутацию бизнес-гения еще при жизни отца, успешно управлял доставшимся наследством, вдвое увеличив капитал, накопленный Корнелиусом. Но постоянные стрессы и споры из-за наследства с братьями подорвали здоровье Вандербильта-сына – Уильям пережил отца всего на восемь лет.

В дальнейшем, во главе железнодорожной империи стал внук Командора - Корнелиус Вандербильт-младший. А после его смерти в возрасте 55 лет, семейный бизнес возглавил Уильям Киссам Вандербильт, тоже внук Командора. Он стал неплохим продолжателем дела, хотя и не был настолько гениален в бизнесе, как его отец и дед.

Кроме руководства компанией он остался в истории, тем что организовал The Vanderbilt Cup, первые Американские автомобильные гонки, которые проводились ежегодно с 1904 по 1910 год.

Е го дочь – Консуэла Вандербильт, вышла замуж за Спенсора Черчилля, 9-го герцога Мальборо, брата Уильяма Черчилля.

Тем самым, она, наконец, утвердив семью Вандербильтов в высшем обществе. Хотя, нужно признать, что к этому времени, многочисленная семья Вондербиьтов уже заняла достойное место в элите не только Америки, но и Европы.

В 1954 году контроль над компанией Вандербильтов перешел к Роберту Ральфу Янгу и его компании Alleghany Corporation. Так закончилась эпоха легендарной династии Вандербильтов.

Вандербильты всегда были известны как щедрые меценаты. Корнелиус Вандербильт пожертвовал 1 млн долларов университету, носящему его имя (считается самым щедрым пожертвованием в истории Америки). Его сын Уильям основал нью-йоркскую Метрополитен Оперу. Внук Корнелиус Вандербильт-младший был акционером журнала «Vogue», принимал активное участие во многих благотворительных общественных организациях. Все представители династии Вандербильтов строили для своих семей великолепные дома. Городские дома Вандербильтов, к сожалению, не сохранились, но за пределами Нью-Йорка многие из усадеб стали музеями и открыты для посещения.

Text by Tatyana Borodina

Historical photos from internet resource

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта .

Привет читатель! Что ты слышал о Корнелиусе Вандербильте? Что это за человек, что он изобрел и как он разбогател, давайте разберемся.

Биография Корнелиуса Вандербильта

Мало кто знает этого человека, и я вам поведаю. Это один из самых успешных и богатейших предпринимателей Соединенных Штатов в 19 столетии.

В то время Корнелиус вместе с женой смогли накопить 30 тысяч долларов, которые он вложил в открытие своего дела. Он открыл пароходный маршрут от Нью – Йорка до Филадельфии. И сделал на этот рейс до того низкие цены, что все конкуренты были вынуждены заплатить ему очень много денег, чтобы он им не мешал. Затем он перенесся на реку Гудзон, где случилась похожая ситуация, проезд был 3 доллара, затем 1 доллар, затем 10 центов, затем вообще бесплатным! И конкуренты заплатили ему 100 тысяч долларов, чтоб он снял свой маршрут. Мало того они еще платили ему по 5 тысяч долларов в год, чтобы он не появлялся на их маршруте 10 лет. Затем Корнелиус Вандербильт перенес свои суда в другое место. Таким образом он смог заработать несколько миллионов долларов.

  • Корни на воде
  • Сухопутный магнат
  • Проруха

Американский магнат Корнелиус Вандербильт был алчный. Он страстно хотел миллион, и он его получил. Начав с десяти долларов, заработал состояние, скупил полмира, изменил до неузнаваемости его вторую половину, но так и остался недоволен. Почему?

История успеха, Биография Корнелиуса Вандербильта

Корнелиус Вандербильт хоть и значится основоположником рода, но вовсе не был первым в своём роду. Его родители помнили и чтили предков, знали их имена и происхождение. Он отличился, разбогатев, это правда. Но его род был известен задолго до начала XIX века. Спекуляции на транспорте в молодости осваивал ещё его отец-Вандербильт, пока не приобрёл ставшую впоследствии родовой ферму на Статен-Айленде. Так что сынулька Корнелиус у него родился 27 мая 1794 года на фамильной ферме, четвёртым ребёнком его жены Фебы Вандербильт. Сами же они были, считай, не местные - предки отца прибыли из Нидерландов. Впрочем, в Америке тех лет местных было совсем немного, и оказаться в их числе означало, что дело плохо. Корнелиус-папа был из рода таких же переселенцев, как все вокруг, был он небогатым фермером, спокойно себе пахал и сеял, как получается, о богатстве мечтая лишь во сне. Папа и правда видел сны, в которых он подъезжал раз за разом к борту большого судна, но никак не связывал эти видения с будущим своей семьи - никак! В молодости он частенько топтал причал, поскольку подрабатывал лодочником в нью-йоркском порту, наблюдать корабли у причала он привык и не удивлялся снам.

Корнелиус Вандербильт-младший тоже спал и видел порт, как раз он-то связывал с портом свои надежды, поскольку убраться с родительской фермы для него представлялось несомненным благом. Он был человеком решительным с пелёнок. Возможно, на него повлияли россказни отца о весёлой и разнообразной лодочной жизни (папа-то считал, что рассказывает о тяготах, перенесённых в молодости). Когда в 11 лет Корнелиус бросил школу, наотрез отказавшись получать знания, и потянулся к причалу, взявшись изучать карту приливов в районе Нью-Йорка, отец удивился - мало, что ли, он рассказал сыну о бедах на воде? Но сын, очевидно, всё понял наоборот - жизнь моряка весела и непринуждённа, на свежем воздухе, работа с людьми - красота! Надо идти к морю. Но как отвертеться от подёнщины на семейных пашнях? Помогать родителям было его святой обязанностью, никто не ленился, пахали как проклятые, причём возлагали на его крепнущие плечи всё новые обязанности, приучая к труду. В итоге пять лет он провёл в раздумьях, как бы эдак ему сделать ноги в порт. Накануне 16-летия он объявил матери, что собирается уйти из дома и стать моряком. Напрасно мать пыталась призвать его к здравомыслию, указывая на школьные двери, мол, а как же грамота, сынок? Корни и слышать не хотел ничего о книжках. Он потом часто хвастался тем, что учёба - последнее, что его в жизни занимало: «Всю свою жизнь я сходил с ума по деньгам. Изобретение всё новых способов делать деньги просто не оставляло мне времени на образование ». И это убеждение делает его похожим на поздних звёзд бизнеса вроде Генри Форда. Школа - место для дураков, которым нечем заняться, считали они. Учись у жизни. Жизнь научит.

Жизнь научила Корнелиуса очень рано. За пять лет до начала самостоятельной жизни он предпринял первый бизнес-проект, обеспечивший ему славу и изменивший, пожалуй, всю его судьбу. Поскольку оставаться в школе после подобного демарша ему уже не представлялось возможным. Дело в том, что один из его учителей, человек, не отличавшийся никакими добродетелями, кроме грамотности, но очень гордившийся золотой медалью, полученной при окончании учебного заведения, имел несчастье пристраститься к спиртным напиткам, скрывал этот факт, но дал маху, открывшись Корни. Будущий магнат не преминул воспользоваться случаем - обнаружив явные признаки похмелья у преподавателя (сходными признаками страдал один из родственников его отца), предложил тому заранее принесённую из дому ёмкость с маисовым напитком неопределённой крепости - конечно же, за деньги. Кажется, это была обычная брага. Замечательно было то, что стоимость «эликсира свежести», как называл его новоявленный бутлегер, была вдвое ниже, чем у самого дешёвого спиртного напитка в любом питейном заведении округа. С тех пор и повелось - на большой переменке, когда ученики и учителя разбегались по домам обедать, Корни традиционно шел в учительскую - похмелять преподавателя, измученного нарзаном. Когда же несчастный, скрепя сердце, попытался вырваться из кабальной зависимости - завязал! я завязал! - ученик применил неожиданный по силе отдачи приём.


Он огорошил учителя обещанием немедленно открыть сокровенное в дирекции, если страдалец не уважит его молчание суммой в десять долларов. Учитель согласился немедля. Он не хотел с позором покидать классы. Конечно, тайное не могло навсегда остаться таковым. Своевременно разразился жуткий скандал, учителя привлекли по всей строгости, ученик же ушёл сам. Он-то как раз считал, что школа дала ему всё, что только он мог от неё получить. «Если бы я тратил время на учёбу , - говаривал он позже, - я бы вообще ничего не успел заработать ». И он потом даже кичился безграмотностью. Газетчики же эту его особенность осмеивали, утверждая, что он делает ошибки даже в собственной подписи.

Корни на воде

Начинать карьеру морского волка с десятью долларами за душой представлялось легкомысленным предприятием. Подростка могли вовлечь в любую авантюру, считала его мать Феба. Понятно, что выбор сына никто в семье не одобрил. Но мать лучше всех остальных знала характер своего четвёртого ребёнка. Она сообразила, что лучше самой ему помочь, чем потом расхлёбывать последствия его неудачных попыток самоутвердиться в жизни. Феба порылась в чулке, подшитом к одному из ящичков комода, и дала ему сто долларов - с возвратом! - вообще-то довольно много для тех лет, чтобы он мог начать своё дело, не ввязываясь в чужие игры. Корнелиус же, юный, но хваткий, как осьминог, сумел распорядиться этой немалой по тем временам суммой вполне рационально. Он купил парусную лодку. Это примерно как если бы сегодня малыш купил раздолбанные «жигули» и занялся извозом. С этого плавсредства, по легенде, носящего имя «Быстроходный», но довольно-таки жалкого, началась его карьера судовладельца. Интересно вспомнить, что из сотен лодочников, на тот момент бороздивших воды близ нью-йоркского порта, никто, кроме него, не выбился в люди.

Быстроходности в его корабле было примерно как в бабушкином корыте, но оно плавало не благодаря, а вопреки всем своим недостаткам, о которых его, конечно, не предупредили продавцы. Как и в современном автобизнесе, покупка основательно подержанного корыта означала to buy a pig in a poke (свинья, а по-русски - кот в мешке). Для начала «Быстроходный» у него попытался по-тихому затонуть ночью у причала. Но тут, очевидно, не обошлось без вмешательства чёрных лодочников. Корнелиус без особых умственных усилий вычислил врага. Он понимал, что на тот момент не обладает достаточными мощностями, чтобы расправиться с завистниками, но со временем нашёл способ показать старым врагам их место у парадного. Таковы были правила игры - все против всех и каждый сам за себя. А разве сейчас не так? Стоит вспомнить атмосферу тех лет, царящую на рынке перевозок. Никакого централизованного такси в водах Нью-Йорка не существовало, а перебраться с одного берега на другой можно было лишь наняв частного перевозчика, который, подобно маршруткам наших дней, ожидал, когда набьётся побольше пассажиров, после чего, перекрестясь, отчаливал. Безопасность клиентов оставалась на милость случая и на их собственное усмотрение. В утлую лодку могли не садиться, конечно, если не торопились. Конкуренция на этом рынке была чудовищной - судёнышек, готовых отправиться в плавание, было довольно много, поэтому единственным преимуществом перевозчика была цена, которую он просил за свои услуги. Корнелиус Вандербильт стал просить вдвое меньше своих конкурентов. Казалось - дурак, да? Но он выиграл, а не проиграл. Места в его лодке стали пользоваться ажиотажным спросом. Пассажиры готовы были сидеть друг у друга на коленях, лишь бы уехать подешевле, ведь перемещение туда-сюда по воде многие из них делали по три раза в день, неимоверно тратясь на дорогу. К концу года он отдал матери те самые сто долларов, а кроме того, положил в семейную кассу тысячу долларов - чтоб знали!

Понятно, что портовая жизнь в стиле демпинга, которую он избрал с первых же дней, вовсе не была простой и безопасной. Но тут сказался характер самого Корнелиуса. Дело в том, что этот человек был решительным и довольно жёстким. Роста в нём было почти два метра, и он прекрасно держал удар и любил хорошую драку - с выбитыми зубами и откушенными ушами. На память от молодых лет ему остались шрамы, которые трудно было выдавать за травмы при игре в поло.

И у него были очень крепкие позвоночник и лобная кость, которые ему неоднократно пытались проломить конкуренты. Сбивая цену на перевозки, он ставил других участников бизнеса в столь неловкое положение, что на долгое время посеял в этом кругу атмосферу, близкую к военной. Тем не менее довольно скоро он заработал достаточно, чтобы начать расширять свою поляну. Он накупил ещё лодок, нанял персонал - на работу нанимал людей агрессивных, драчливых, всегда готовых к бою, - и вскоре в его владении находилась уже целая флотилия из мелких судов. Через шесть лет он скопил десять тысяч долларов. Словом, весьма быстро Корнелиус подмял под себя бизнес, постепенно вытеснив всех, кто был послабее духом и черепушкой. Он был не только силён физически. Он был умён и очень смел, этот выходец из голландских крестьян. Известно, что во время англо-американской войны 1812-1815 годов, времени начала своей морской жизни, он не опускал парусов. Несмотря на блокаду англичанами нью-йоркской гавани, продолжал перевозить но морю продукты для солдат. Конечно, не бесплатно. В сущности, это была спекуляция - побочный бизнес. С самых первых шагов на воде кроме перевозки пассажиров молодой предприниматель покупал товары, пользовавшиеся спросом в Нью-Йорке, перевозил через реку и перепродавал. Кто мог тогда подумать, что именно это - начало той логистической цепочки, которую он выстроит через пятьдесят лет на пустом месте! Любопытно, что этот самостоятельный человек, решивший создать инфраструктуру там, где до него действовали лишь одиночки, не ждал, что за него это сделает правительство Америки. Он всё делал сам.

К началу пароходной эры он был не готов, косился на эти громоздкие сооружения, ухмылялся, называя их дымящие трубы «воскресной сигарой дядюшки Эдди», но всего через несколько лет он продал все свои парусные плавсредства, чтобы устроиться капитаном на пароход, которым владел Томас Гиббонс, плантатор из Джорджии. Он несколько лет проплавал у Гиббонса в речном пароходстве, перевозя пассажиров и грузы из Нью-Йорка в Нью-Джерси, а «хозяин», кажется, и не догадывался, что делает на мостике этот двухметровый голландец, ругающийся матом не хуже любого лодочника. Корнелиус присматривался к пароходному делу. Через несколько лет Вандербильт знал всё о пароходах. Он подбил Гиббонса на постройку второго парохода, сделавшись совладельцем. Он впрягся в пароходный бизнес со всей страстью, ему отпущенной. Почуяв прибыль, он вложил в это дело все свои накопления. Он организовал пассажирские перевозки, дешёвые, в своём стиле, и начал набирать обороты.

И если бы не случай, вмешавшийся в его дела, он бы вскоре стал самым богатым владельцем пароходов в США. Но, согласно действующему законодательству, правительство выдало монополию на пароходные перевозки в регионе Нью-Йорка Роберту Фултону, изобретателю колёсного парохода, и Роберту Ливингстону, перевозчику. Вандербильт оказался как бы не у дел и даже вне закона. Тем не менее он ещё долго висел на хвосте у основных перевозчиков, портя им настроение. Как обычно, он снизил цены на проезд, собирал пассажиров, увозя тех из-под носа у конкурентов. Полиция гонялась за ним по всему региону. И всякий раз он умудрялся избежать ответственности. Ходили легенды, что на его судне были потайные помещения, позволявшие ему своевременно «исчезнуть» с палубы. Но было понятно, что в таких условиях много не заработаешь. За десятилетие сотрудничества с Гиббонсом он помог тому в семь раз нарастить капитализацию компании, а сам скопил около тридцати тысяч, если сложить их заработок вместе с женой, времени даром не терявшей - она содержала гостиницу для путешественников, желающих переночевать на суше.

К тому моменту её муж снискал себе прозвище Коммодор, как на флоте США называли старших офицеров. Жена его уважала и побаивалась его крутого нрава, хотя и сама она была довольно не простой девушкой. Её звали София. Некогда она была соседкой молодого Вандербильта по родительской ферме - хорошая девушка. Она родила Коммодору тринадцать детей, только четверо из которых оказались мальчиками.

Нрав у него и правда был крут. Известна его телеграмма партнёрам, посмевшим поднять на него хвост, пока он впервые за сорок лет отправился с женой и детьми отдохнуть на собственном судне «Северная звезда». Пока семья плавала, партнёры что-то там против него смухлевали, рассовав по карманам принадлежавшее Вандербильту добро. «Господа! Вы посмели обмануть меня. Я не буду подавать на вас в суд, так как судейская машина очень медленна. Я уничтожу вас. С глубоким уважением, Корнелиус Вандербильт ». И уничтожил. А украденное обернул в тройном размере.

Яхта, построенная Корнелиусом на собственные деньги, стоила отдельного разговора. Вообще-то всё, что он создавал по собственному вкусу, отличалось некоторой пафосной избыточностью. Да он и обедать-то не садился, если в обеденной зале не насчитывалось меньше пятнадцати мраморных изваяний. Яхта «Северная звезда» состояла из 80 метров длины и полумиллиона долларов. Это было видно прямо снаружи. Видимо, это и был тот самый корабль, что являлся во снах Вандербильту-папе. Она была первой частной яхтой подобного класса - огромина! Внутри имелись десять салонов и столовых комнат, позолоченная мебель, обшитая бархатом и парчой, мраморные детали интерьеров - словом, это была очень дорогая, очуменно роскошная яхта, при взгляде на которую всякий видел, что её хозяин настроился отдохнуть. Вообще-то Корнелиус не отдыхал никогда. Не мог он себе этого позволить, заранее предвидя, что отдых обернётся ему большим геморроем. Так оно и вышло тогда. Большой никарагуанский геморрой (при непосредственном участии его партнёров) ждал Корнелиуса по возвращении из плавания по Европам. Первый и последний круиз (он зарёкся после этого плавания пить шампанское!) обошёлся ему без малого потерей панамского маршрута.

Деньги, нажитые пятнадцатью годами непрерывных манипуляций на рынке водных перевозок, он вложил, организовав новый пароходный маршрут Нью-Йорк - Филадельфия. Не сказать, что до него по этому маршруту никто не плавал, но, как обычно, он до такой степени снизил цены, что конкуренты подавились ругательствами, когда однажды утром на их судах не оказалось ни одного пассажира, а пароход Коммодора отчаливал, населённый сверх всякой меры. Довольные пассажиры издевательски свистели с палубы - так они выражали своё злорадство. Им удалось избежать плавания в дорогих каютах.

Можно сказать, что Коммодор сам придумал и многократно опробовал способ конкуренции, безотказный, как бутылка в драке. Демпинг как стратегия! Помните учителя-бухарика? Корни ещё тогда догадался, что цену на свои услуги надо не ломить, а, наоборот, понижать - так разбогатеешь. И он победил. В результате довольно быстро конкуренты прибегали к нему с предложением выкупить его деловую активность за хорошую сумму, лишь бы он убрался восвояси, не мешал местным предпринимателям держать бизнес. В тот раз конкуренты заплатили ему сто тысяч, лишь бы он убрал свой пароход с дороги. С каждым разом механизм давления на конкурента становился у него всё изощрённее. Начав плавать по реке Гудзон, он сбросил цену втрое, вступив в борьбу против тамошнего речного пароходства, но не остановился на достигнутом, оставив от трёх долларов за проезд десять центов, некоторое время так подержал, после чего и вовсе сделал проезд бесплатным. О, это была потрясающая по хитрости игра. Бесплатно?! Все понимали, что дармовой проезд бывает лишь на кладбище, естественно, не так всё просто. Билет на самом деле был бесплатным, но еда и напитки на пароходе, включая воду, стоили как золотые. Любая услуга обходилась в разы дороже обычного. А куда денешься с борта? Уже одним этим он отчасти окупал убытки. Конкуренты же просто плакали от бессилия, видя такое хамское с его стороны жульничанье.

На попытки что-то выяснить окольными путями они слышали только отборный мат - матерился капитан, матерились матросы, матерились стюарды, и сам Вандербильт никогда не лез в карман за словарём. О том, в какую сумму он оценивает избавление от своего участия в бизнесе, он тоже сообщил, перемежая английскую речь парагвайскими идиомами (у него в молодости был товарищ родом из колоний). Сто пятьдесят тысяч долларов тут стали решением вопроса плюс ежегодная абонентская плата за участие в бизнесе. Конкуренты, плача, согласились. Разжившись таким образом дополнительными средствами, заработанными на голых пальцах, растопыренных в новоанглийском стиле, Коммодор переехал со своими пароходами в Бостон, и ещё в Вашингтон и Гавану, где тоже дал всем дрозда. В итоге у него собралась неплохая колода игроков рынка, которые просто платили ему за то, чтобы он никуда не плавал. Странно, что конкуренты не догадывались его просто убить.

Сухопутный магнат

Перед самой гражданской войной он совершил и вовсе невероятное, прыгнув выше собственной головы. Дело в том, что на тот момент самому магнату было уже больше шестидесяти лет. Для больших маневров старт не самый своевременный. Всё-таки с возрастом любой человек накапливает некоторую неповоротливость. Но только не Коммодор. Однажды, проезжая по железной дороге, он оценил её самостоятельную ценность - дешёвый, общедоступный способ передвижения, забрав который в руки получаешь беспроигрышный бизнес на века. Трансконтинентальная железная дорога как раз тогда строилась, понравилась ему чрезвычайно, он прямо-таки удивился - почему она до сих пор не его собственная? Сверкание морских и речных просторов, до сих пор остававшихся его любимой поляной деятельности, вдруг померкло в его глазах. Всю поездку по железной дороге он так и просидел у окна, время от времени полоща дёсны вискарём, в тягостных раздумьях о будущем своих перевозок - море теряло актуальность прямо на глазах. Кто хочет подвергать себя опасности морского путешествия, а свои грузы риску форс-мажорных обстоятельств, если давно придуман безрисковый способ передвижения. Сойдя с паровоза, он не стал тянуть резину, продал весь свой флот, состоявший на тот момент из сотни судов, и всей душой, без остатка, вложился в железные дороги. И он не проиграл, став к концу войны самым богатым человеком Америки с состоянием в 65 миллионов долларов (75 миллиардов на сегодняшний день).

Сделавшись железнодорожным магнатом, по отношению к конкурентам он повёл себя как настоящий крокодил. Он показал им такую кузькину мать, что её до сих пор преподают в учебниках бизнесовых академий. Конечно, он и прежде был тот ещё прохиндей, все это знали, но после войны Корнелиус отчасти стал другим человеком, пережив личную драму бездонной глубины. Вот тут он очерствел окончательно.

Он потерял сына - своё лучшее дитя, на которое делал ставку в жизненной игре. Он был уверен, что именно Джордж Вашингтон (так звали сына) унаследует его аппетит к деньгам и тоже примется делать деньги, как только Корнелиус отойдёт от дел. Так же, как он, весело, с матерком, жадно и беспроигрышно… Но мечте не удалось сбыться. Его сын умер от брюшного тифа во время войны. Предотвратить это было невозможно, повлиять тоже никак нельзя. Это событие подточило жизненные силы титана. Теперь, вспоминая о сыне, он каждый раз хватался за флягу, потому что весь его интеллект восставал против неотвратимости некоторых вещей в жизни. Смерть была данностью, выкупить которую оказалось нельзя. Он не мог осознать, что существуют на свете условия, которые нельзя перешибить деньгой. Внезапно он понял, что деньги, тот самый актив, на который он ставил все, полностью теряют смысл, если их некому заплатить. Всю жизнь у Корнелиуса было ощущение, что он властелин мира, соорудивший вселенную по своему пониманию. Смерть наследника доказала ему, что хозяин в этом мире не он.

Надо было что-то решать. Вандербильт посмотрел вокруг и заметил своего второго сына, на которого он до того и внимания не обращал - Уильям, увалень и тугодум, делавший слишком длинную паузу после любого вопроса, даже самого немудрящего, лишённый всех качеств Джорджа, включая физическое сходство с отцом, - вот кто должен был теперь возглавить бизнес. В душе Корнелиус был уверен, что из Уильяма ничего не получится. Забегая вперёд, стоит отметить, что он очень сильно ошибся - именно Уильям сумел удвоить состояние отца, сделав это в рекордные сроки, если учесть, что он сам-то пережил папашу всего на восемь лет. И отец совершенно напрасно сомневался в своём Уильяме, призадуматься стоило, внимательно присмотревшись к его манипуляциям с фамильной фермой, на которой продолжала благоденствовать мать Вандербильта Феба. Старушка не торопилась умирать. А делами там заправлял Уильям - очень хорошими делами, равномерно прибыльными.

Смирившись с кандидатурой Уильяма на наследование своей империи, он повёл сына на военный совет. Вернее, отправил его к очередным конкурентам, чтобы выбить из них, как водится, отступные за неучастие в бизнесе, на этот раз речь шла о железных дорогах. Уильям переговоры проиграл, наслушавшись от конкурентов нелестных эпитетов в адрес папаши - старого маразматика, место которому на свалке истории. Но не тут-то было. Конечно, на тот момент отцу и правда было уже за семьдесят. Но старость обломала зубы о его твёрдый череп, так и не добравшись до мозга - старичок был свеж рассудком, на зависть молодёжи. Он придумал способ одним ударом свалить конкурентов и не просто вымозжить у них отступные, а вообще забрать их бизнес с потрохами.

Он перекрыл принадлежавший ему мост Олбани, тогда это было единственное железнодорожное сообщение с Нью-Йорком. Он просто закрыл всем пассажирам и товарам путь в Нью-Йорк. Террорист! И тысячи тонн грузов зависли в воздухе на неопределённое время. Жестоко, но до чего действенно. Продержавшись пару дней, вздрогнула биржа - акции конкурентов стали стремительно падать. Пользуясь случаем, он скупил их все, внезапно став владельцем компании «Нью-Йорк Централ». За несколько дней он прожевал и проглотил крупнейшую в США железнодорожную компанию. Без сомнения, это был самый удачливый в истории продавец распальцовки. Слияние и поглощение стали его девизом. Он один умел вот так сломать шею конкурентам, пользуясь лишь своим собственным весом. В самые короткие сроки он захватил почти половину всего железнодорожного сообщения Америки, причём управлялся со своим добром без участия государства. Государство от этого только выиграло. Железные дороги, а ничто другое, послужили поводом к развитию промышленности, которая росла нереальными темпами. Дороги принадлежали ему. Он стал их королём. Чтобы современники его получше запомнили, он построил в Нью-Йорке свою персональную столицу - Grand Central Terminal. Несомненно, это был самый масштабный проект столетия. Пирамида Хеопса! С той разницей, что пирамида была никому не нужна, кроме самого Хеопса, а вокзал стал служить населению и украшать город.

Это было крупнейшее на тот момент здание города, на строительстве которого убивалось несколько тысяч рабочих, счастливых самой возможностью трудиться и получать зарплату. Чудо архитектуры, он и сегодня поражает осмысленностью планировки. Это самый известный в Нью-Йорке вокзал, с рекордным количеством платформ и путей. Во времена Вандербильта вокзал соединял в себе три железнодорожных направления, два из которых принадлежали ему. Ньюйоркцы и сегодня им гордятся, всем его показывают, обязательно останавливаются у каждого артефакта с вопросом: а вы в курсе? Знаете ли вы, что часы, стоящие посреди главного холла, ценны не тем, что указывают время пассажирам, а своими циферблатами, сделанными из опала? А заказывал их лично Корнелиус одному часовому мастеру. Вы в курсе, сколько стоят эти часы? О-о-о! Конечно, они не продаются! На современные деньги это не меньше 20 миллионов долларов… И, переждав уважительные междометия, они непременно продолжают: а знаете, почему стены в вокзале украшены лепниной из дубовых веточек? Это лучшая память о короле железных дорог, потратившем шесть с половиной миллионов долларов на постройку этого здания. «Великий дуб растёт из маленького жёлудя », - говорил Корнелиус, считая эту фразу девизом своего рода. Увы, приходится признать, что потомки «Великого дуба» продемонстрировали умение некоторых дубов втянуться обратно в жёлудь.

Проруха

Прокололся он, когда, не удовлетворившись сорока процентами в железнодорожном бизнесе Америки, решил расширяться в сторону Чикаго. Дорогами там владела корпорация Erie, чьи акции он пустился целенаправленно скупать. Он собрался прикупить Erie за неделю, но вышло не по его. Два молодых управленца, Гулд и Фиск, с которыми он столкнулся в деле, оказались гениями бизнеса на пустом месте. Планы Вандербильта по поглощению Erie они раскусили где-то через пару дней.

И они придумали приём, поражающий непредсказуемостью. Они просто включили печатный станок, удачно стоявший в подвале корпорации, и напечатали ещё сотню акций, которую утром следующего дня и выставили на бирже. Вандербильт скупил всё предложенное и лёг спать довольный - наелся. Уверенный, что на этот раз уже всё. Но станок в подвале опять работал всю ночь, и наутро люди Вандера обнаружили новую пачку акций, предлагаемых к покупке. Так продолжалось день за днём, и точно не известно, сколько средств потратил магнат до того момента, пока запах свежей типографской краски, идущий от ценных бумаг, ударивший ему в нос за завтраком, не навёл его на открытие - он покупает не компанию, а воздух! С каждой новой акцией, выпускаемой на рынок, обесценивается всё, прежде им купленное! Это был удар. С равным успехом он мог покупать салфетки - до тех пор, пока не иссякнут все его капиталы. Разменяв на акции Erie восьмой миллион, он понял, что просто подарил эти деньги двум канальям. Прозрение было ужасным.

Мудрый говорит: деньги - только инструмент, как, к примеру, пила, или топор, или нож. Они не должны быть целью жизни человека, а если становятся - горе! Инструментом-ножом можно порезать хлеб, можно вырезать по дереву, а можно и убить человека. С деньгами то же самое. Лишь в добрых руках они - благословение.

Чудовищно разбогатевший ещё в середине столетия, Вандербильт всю жизнь открыто заявлял, что ничего, кроме денег, его не интересует. Возможно, именно так и было на самом деле. Однако свой вклад в культуру он внёс, основав в том же 1873 году университет своего имени. Не помогло. Вандербильта и всю его родню в светском обществе продолжали считать шайкой неотёсанных нуворишей, не умеющих сидеть за столом. На самом деле это так и было - не умел и не собирался учиться. Проведя первую половину своей жизни на судах, Корнелиус вёл себя… как матрос. И если он не молчал, то жёнам и дочерям приличных людей становилось не по себе. Учиться этикету не входило в его планы, поэтому Корнелиус вычеркнул светское общество из своей жизни раз и навсегда, однако же ничуть не осуждая своих дочерей за стремление избавиться от корабельных замашек своего отца. Дочери набоба все как одна стремились выйти замуж за приличных молодых людей из Старого Света. К слову, им это прекрасно удавалось. Потому что уж что-то, а гордость и предубеждение легко покупаются за деньги. «Ну-ну, посмотрим-посмотрим », - произносил он всякий раз, проглотив порцию какого-то беспородного вискаря, в сортах которого не разбирался и не хотел, так и полоскал вискарём дёсны до самой смерти, - «ну-ну, сэр, как бишь тебя, беспортошная команда », - глядя на портрет очередного аристократа, возникшего на горизонте его девушек на выданье. И так он выдал их всех. Вот почему среди 120 потомков рода Вандербильт, приехавших на встречу поколений семьи Вандербильт в 1973 году, попадались и герцогини, и графы, и бароны.

Остаётся добавить лишь, что состояние Вандербильта, удвоенное его наследником Уильямом, в третьем поколении было почти полностью рассеяно - внуки и правнуки «Великого дуба» не умножили его богатств, они умели только тратить, в отличие от своего прадедушки, всю жизнь алкавшего новых богатств. Не удивительно. Замечено, что почти все нажитые непосильным трудом крупные состояния растрачиваются уже в третьем поколении, поскольку именно третье поколение бывает полностью оторвано от жизни и ничего не помнит о том, откуда, из каких нечистот извлекаются деньги. Растущие в холе и неге, принцы и принцессы - внуки богачей - в отличие даже от своих отцов, наблюдавших усилия дедов по добыче денег, поставлены в условия тепличного детства и юности, всё им достаётся легче лёгкого. Но разве не о лёгкой жизни для потомства грезили родители и деды? На всём готовеньком, лишённые первобытных инстинктов, они пропадают, спиваясь и проматывая наследство, в лучшем случае успевают умереть до того, как промотают всё, до последнего цента. Увы, таковы правила этой игры. Богатство, полученное даром, не ценится.

И всё возвращается на круги своя - опять заботы о том, как заработать на хлеб насущный, занимают потомков некогда заметного рода. Кстати, не так уж сильно разнится, если присмотреться, жизнь богача и жизнь нищего. Богатство и бедность в равной степени служат причиной для забот и недовольства собой. Бедный проводит жизнь в суете и тягостных раздумьях о заработке. Богатый с той же силой заботится о сохранении и приумножении своего добра, суетясь безмерно. И тот и этот крайне недовольны жизнью - нет счастья, покуда суета. Конечно, недовольство, вечная нехватка чего-то - мощнейший стимул движения. Но со стороны это выглядит как хомяк в колесе: бежит, очень спешит и всё время недоволен - не видно финиша. Но человек-то, хозяин грызуна, знает, что хомяк никогда не добежит до конца, он просто однажды упадёт, и в своём колесе - маленький дохлый хомяк. Потому что недовольство встроено в хомяка как опция, он жив, лишь пока стремится вперёд. Нет недовольства - нет и самого хомяка. Так просто. И награды не будет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

КОРНЕЛИУС ВАНДЕРБИЛЬТ

Эта фамилия давно знакома советским читателям по классическому творению Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»: заокеанской соперницей Эллочки-Людоедки по нарядам была дочь американского миллиардера Вандербильта. Этот Вандербильт, из-за дочери которого Алисы так страдала Эллочка, был внуком Корнелиуса Вандербильта – знаменитого Коммодора.

Корнелиус Вандербильт тоже был миллиардером, но какому миллиардеру воздвигают памятник на вокзале, хотя и на таком прекрасном, как Гранд Централ? Между тем, это место для памятника Вандербильту вполне оправдано.

Фамилия Вандербильт когда-то писалась раздельно: Ван Дер Бильт, что говорит о голландских корнях семейства (по-голландски «из Дер Бильта).

Корнелиус Вандербильт родился 27 мая 1794 года на острове Статен Айленд (теперь это район Нью-Йорка) в фермерской семье. Отец Корнелиуса, помимо основной работы фермера, еще и подрабатывал лодочником, и сын, бросив школу в 11 лет, ему помогал.

В 16 лет Корнелиус решил начать собственное дело. Существует версия, согласно которой его мать одолжила ему сто долларов на покупку судна за обязательство вскопать и засадить их каменистый участок. Он купил маленькое двухмачтовое суденышко и стал перевозить желающих попасть из Статен Айленда в Манхэттен. По другой, более достоверной версии, это суденышко принадлежало отцу, который забирал у сына половину дохода. Так или иначе, но бизнес новоявленного бизнесмена процветал: «Корнель-Лодочник» заслужил уважение пассажиров за надежность и безотказность, соглашаясь перевозить их в самую неблагоприятную, даже штормовую погоду за очень низкую цену. Все это позволяло ему обходить конкурентов, и за год он скопил тысячу долларов – огромную по тем временам сумму.

В 1812 году началась война между Соединенными Штатами и Англией, англичане блокировали нью-йоркскую гавань, и армейские властизаключили с надежным перевозчиком Корнелиусом Вандербильтом контракт на снабжение американских прибрежных гарнизонов продуктами и другими товарами. Дополнительный доход предприимчивый бизнесмен получал, ухитряясь в условиях блокады поставлять жителям Нижнего Манхэттена продуктыс ферм, расположенных вдоль Гудзона.

В 1813 году Корнелиус женился. Его женой стала София Джонсон – его двоюродная сестра, ставшая ему верной помощницей и советчицей. За их долгую совместную жизнь у них родилось 13 детей.

Молодожены поселились в пансионате в Манхэттене. Вандербильт продолжал свой бизнес и даже расширил его, приобретя шхуну «Шарлотта». Помимо перевозок, он занялся торговлей и к 22 годам владел несколькими судами и капиталом в 9 тысяч долларов.

В 1817 году в жизни Корнелиуса происходит существенная перемена благодаря его знакомству с Томасом Гиббонсом.

Юрист и политик из Джорджии Томас Гиббонс обзавелся собственностью в Нью-Джерси и приобрел маленький пароходик, на котором занялся перевозками по реке Раритон.Затем он купил пароход побольше – «Беллона» – икапитаном на это суднопригласил Вандербильта, который принял предложение. Казалось бы, удивительное решение: уйти из собственного бизнеса в наемные работники, но Вандербильт предвидел, что парусный, а тем более гребной флот не выдержит конкуренции с пароходами, и получше ознакомиться с новой техникой было для него первостепенной задачей. Впрочем, кое-что из своего бизнеса он оставил за собой.

Десять лет капитан Вандербильт возил пассажиров и товары по Раритону. Досконально овладев пароходным бизнесом, он решил выйти на морской простор и попытался организовать пассажирские рейсы между Нью-Джерси и Нью-Йорком. Но здесь он столкнулся с непреодолимой преградой: монополией на курсирование пароходов по Гудзону и Нью-Йоркскому заливу, которую когда-то получили Роберт Фултон и Роберт Ливингстон. Оба они уже к этому времени умерли, но монополия, которой теперь владел губернаторНью-Джерси Аарон Огден, все еще действовала.

Преграда не остановила Вандербильта: он стал «пиратствовать», перевозя пассажиров по демпинговой цене за билеты,но с солидной накруткой на закуски и напитки, что позволяло ему не быть в убытке. Полиция охотилась за «летучим голландцем», Вандербильту приходилось скрываться или откупаться, и его хозяин ТомасГиббонс подал на Огдена в суд, требуя отмены монополии. Процесс «Гиббонс против Огдена» стал, по современному выражению, очень резонансным, и в 1824 году Верховный Суд США решил дело в пользу Гиббонса, признав пароходную монополию антиконституционной.

Томас Гиббонс умер в 1826 году, и Вандербильт три года продолжал работать у его сына – наследника дела отца, пока, наконец, в 1829 году не стал полностью независимым. Начал он с того, что приобрел вовладение паром между Нью-Йорком и Нью-Джерси, который раньше принадлежал Гиббонсу. Постепенно он расширял зону своей деятельности, запуская всё новые маршруты из Нью-Йорка. Так, он стал возить пассажиров из Нью-Йорка в Филадельфию, причем сухопутную часть маршрута по Нью-Джерси пассажиров везли в дилижансе. При этом он настолько снизил стоимость проезда, что конкуренты стали ему платить за уход с этого маршрута.

Такую же практику выбивания «отступного» из конкурентов Вандербильт применил, обратив свою деятельность на судоходство по Гудзону. На своем шикарном лайнере «К. Вандербильт» он стал возить пассажиров из Нью-Йорка в Олбани сначала за три доллара, потом за доллар, потом за 10 центов и, наконец, совсем бесплатно. Спасаясь от разорения, конкуренты заплатили ему сто тысяч долларов и согласились выплачивать по пять тысяч долларов ежегодно за его десятилетнее отсутствие на Гудзоне. Согласившись уйти с Гудзона, Вандербильт перебросил суда в другие районы, в частности, стал плавать в Бостон, Вашингтон, Гавану.

К середине 40-х годов Корнелиус Вандербильт был владельцем более ста судов, и к нему накрепко приклеилось прозвище «Коммодор» (звание «коммодор» в морском флоте США приблизительно соответствовало званию «капитан 1-го ранга»). В его бизнесе было занято больше людей, чем в любом другом бизнесе страны, а его капитал составлял несколько миллионов долларов.

В 1848 году в Калифорнии обнаружили золото, и «золотая лихорадка», охватившая страну, не обошла и Вандербильта. Тысячи золотоискателей ринулись с восточного побережья страны в Калифорнию, и Коммодор взялся за их перевозку. Морской маршрут вокруг мыса Горн был самый простой, но и самый длинный, поэтому большинство предпочитало добираться через Панаму, пересекая перешеек сухопутным транспортом, например, на мулах. Вандербильт организовал более короткий и удобный маршрут: на своих пароходах он вёз золотоискателей от Нью-Йорка до восточного побережья Никарагуа, затем они плыли по реке Сан-Хуан и через озеро Никарагуа, от западного берега которого до Тихого океана было всего 12 миль. И опять он применил свою излюбленную тактику выбивания конкурентов: путешествие по его маршруту было намного дешевле, чем поездка через Панаму, к тому же он лишил соперников государственных субсидий, взявшись перевозить почту бесплатно. Он было собрался построить канал, чтобы сделать путешествие полностью водным, но не смог собрать достаточно средств, да это оказалось и не актуальным: конкуренты обязались выплачивать ему ежегодно крупную сумму за его отказ от транспортного бизнеса в Калифорнию.

Однако полностью от транспортного бизнеса Вандербильт не собирался отказываться: он решил заняться трансатлантическими перевозками. И здесь он применил свою тактику борьбы с конкурентами: снизил цены на билеты, не страховал путешествие через океан, уповая на надежность своих судов. Однако бизнес шел неважно, Вандербильт едва покрывал расходы. Тогда он применил другой способ завоевать предпочтение потенциальных пассажиров: они получат отличный сервис и – самое главное – сокращенную длительность плавания. За 600 тысяч долларов он построил огромный пароход «Вандербильт» – самое крупное и самое быстроходное судно, бороздившее в то время Атлантику.

Когда в 1861 году в стране разразилась Гражданская война, и северные штаты, объединившиеся в Союз, противостояли Конфедерации отколовшихся южных штатов,Вандербильт предложил Союзному правительству включить в состав военно-морского флота страны его «Вандербильт». Сначала морской министр отказался принять такой дорогой подарок, но когда броненосец конфедератов «Вирджиния» заблокировал порты северян в акватории Хэмптон-Роудс между штатами Вирджиния и Мэриленд, президент Линкольн обратился к Вандербильту за помощью. Тот установил на носу своего корабля стальной заостренный таран, укомплектовал экипаж боевыми умелыми моряками во главе с опытным капитаном, и конфедераты, не рискнув вступить в бой с огромным «рогатым» кораблем, сняли блокаду. После этого Вандербильт занялся охотой за пиратскими кораблями южан, грабившими торговые суда северян. Конгресс США оценил помощь Коммодора, наградив его, по представлению президента Линкольна, золотой медалью – высшей в то время наградой штатских лиц.

В 1868 году умерла жена Вандербильта София. Через год 75-летний Коммодор женился на своей дальней родственнице со странным именем Франк Армстронг Крофорд (говорили, что родители, ожидая мальчика, так назвали ее до рождения). Ей было 30 лет, она была высокой, красивой, величественной женщиной, преданной конфедераткой. Она почитала своего мужа, и Вандербильт глубоко уважал ее убеждения. Вообще, у Вандербильта было много близких ему людей среди южан-конфедератов. Один из них говорил: «Чтобы выразить свое отношение к происходившему, он потратил миллион, послав корабль против южан, а теперь, когда война кончилась, он тратит деньги, чтобы показать, что северяне протягивают южанам оливковую ветвь мира». Доказательством этого служит миллион долларов, потраченный Вандербильтом на основание университета в городе Нашвилл, штат Теннеси. Университет носит его имя и является одним из наиболее престижных высших учебных заведений США.

Однажды – это случилось 8 ноября 1833 года – в Нью-Джерси произошла железнодорожная катастрофа: из-за поломки колесной оси вагон сошел с рельсов и опрокинулся. Среди пассажиров вагона оказался Вандербильт, который в результате крушения сломал ногу и поклялся, что больше никогда не воспользуется таким ненадежным транспортом. Через тридцать лет Корнелиус Вандербильт стал «железнодорожным королем».

К семидесяти годам жизни, в которой он чуть ли не с самого началазанимался перевозкой людей по воде,он почуствовал, что в судоходном бизнесе достиг потолка. И Коммодор, уже очень пожилой, но полный сил и энергии, распродал все свои суда и ринулся в новое для себя дело.

Вандербильт начал с того, что на вырученные деньги приобрел железную дорогу « New York and Harlem Railroad », проходившую по 4-й (ныне Парковой) авеню. Затем он стал владельцем железных дорог « Hudson River Railroad» и « New York Central Railroad », объединив через несколько лет обе эти дороги в одну из самых первых крупнейших корпораций Америки. Постепенно под его контролем оказались почти все железные дороги от Нью-Йорка до Чикаго: так возникла новая «империя» Вандербильта – железнодорожная.

В 1871 году по инициативе Вандербильта на 42-й улице Манхэттена было построено Гранд Централ Депо, которое служило конечным нью-йоркским узлом железных дорог «империи». В 1913 году, уже после смерти Вандербильта, на месте Гранд Централ Депо был возведен Гранд Централ Терминал, или просто Гранд Централ – по широко распространенному мнению, самая красивая железнодорожная станция в мире.

Корнелиус Вандербильт умер 4 января 1877 года в своем скромном доме наплощади Вашингтона в Нью-Йорке. Газета« New York Times » в опубликованном на следующий день некрологе писала: «Все т о, что он покупал , он покупал, чтобы сохранить, укрепить и сделать более продуктивным... Это требовало умения , терпения и таких психических качеств , которые мы называем предусмотрительностью».

Его похоронили на кладбище Моравиан на его родном острове Статен Айленд. Позже его сын Уильям построил на том же кладбище семейный мавзолей, где прах Коммодора покоится и поныне.

Скульптор Эрнст Плассман изваял статую Вандербильта еще при его жизни, и в 1869 году она была установлена на фронтоне здания товарного депо железной дороги « Hudson River Railroad» в нише бронзового барельефа, изображавшего этапы жизни Коммодора. Громоздкое пальто с барашковымиотворотами и манжетами, в которое обрядил Вандербильта скульптор, вызывало недоумение и насмешки: говорили, что магнат «похож на сибирского кучера».

В 1929 году статуя была установлена на нынешнее место у южного фасада Гранд Централ Терминала на уровне виадука Парковой авеню. Современная точка зрения на одеяние Коммодора изменилось: считается, что одежда подчеркивает практичность менеджера, ведущего свой бизнес не только за столом. Жест его левой руки предполагает, что он находится в середине какого-то действия, возможно, делает еще какую-то грандиозную покупку, доступную только ему – легендарному Вандербильту.




Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: