Международное космическое право кратко. Xvi международное космическое право. Международное космическое право

Тема №9.

1. Понятие, источники и принципы МКП.

2. правовой режим космического пространства и небесных тел.

3. правовой режим космических объектов.

4. правовой режим космонавтов.

МКП - одна из новейших отраслей современного МП.

МКП представляет собой совокупность норм и принципов МП, регулирующих отношения государств по использованию и исследованию космического пространства и небесных тел.

источниками МКП преимущественно являются международные договоры. к основным МД в этой области можно отнести такие, как:

· договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела. (1967г. - договор по космосу).

· соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968г.

· конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972г.

· конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975г.

· соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, 1979г. (договор о Луне).

Принципы МКП:

· свобода использования космического пространства, Луны и других небесных тел без какой-либо дискриминации

· свобода исследования космического пространства, Луны и других небесных тел без какой-либо дискриминации

· запрет на распространение государственного суверенитета на космическое пространство, Луну и другие небесные тела

· запрет на частное присвоение космического пространства, Луны и других небесных тел

· правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел устанавливается и регулируется только МП

· частичная демилитаризация космического пространства (частичная демилитаризация - военная техника может использоваться в космическом пространстве, но только в мирных целях)

· полная демилитаризация космического пространства, Луны и других небесных тел (в космическом пространстве и на небесных телах запрещаются испытания каких-либо видов оружия).

за нарушение этих принципов государства несут международно-правовую ответственность.

КП и НТ являются территорией с м-п режимом. т.е. любое государство обладает правом использования и исследования этих объектов в мирных целях.

КП начинается на высоте 100-110 км над уровнем моря. там, где заканчивается воздушное пространство.

Небесные тела – это любые объекты естественного происхождения, находящиеся в КП.

Государства не могут распространять свой суверенитет на космическое пространство и небесные тела.

Государства имеют право размещать различные объекты на поверхности небесных тел. Эти объекты являются собственностью государств, но могут использоваться космонавтами в случае необходимости (космонавты любого гражданства).


Ни КП, ни НТ не могут находиться в какой-либо собственности. Не могут быть собственностью государства, ФЛ или ЮЛ.

Космические объекты (КО) - это объекты искусственного происхождения, которые запускаются в космическое пространство для его исследования.

·спутники

·космические корабли и их части

КО находятся в собственности тех государств, на территории которых они были зарегистрированы. Они используются только в мирных целях. Частной собственности на КО не существует.

Государства обязаны регистрировать все КО, которые запускаются в космос с его территории.

Общий реестр всех КО ведет ООН.

На КО, находящийся в космическом пространстве, распространяется юрисдикция того государства, в котором он был зарегистрирован.

Если КО находится в собственности нескольких государств, то на его борту действуют нормы МД.

Государство несет ответственность за техническим состоянием КО. если КО наносят ущерб каким-либо объектам в КП, или на поверхности Земли, то ответственность за этот ущерб несет то государство, которому принадлежит данный КО.

Космонавты - члены экипажей космических кораблей.

Космонавты - посланцы человечества в космосе.

Космонавты обладают иммунитетом. иммунитет сопряжен только с выполнением космонавтами их должностных обязанностей.

В космическом пространстве космонавты имеют право использовать объекты, принадлежащие любому государству, но только в мирных целях и не нанося этим объектам ущерба.

считается, что космонавты находятся к КП в экстремальной ситуации. Космонавты не несут ответственности в случае, если при посадке они нарушают воздушную границу иностранного государства.

В принципе существуют правила осуществления посадки космического объекта на территории Земли. МП предусматривает, что если они приземлились в другом государстве, это не является нарушением национального или международного права.

Международное космическое право - это совокупность международно-правовых принципов и норм, которые устанавливают режим космического пространства и небесных тел и регулируют отношения между государствами, международными организациями и коммерческими фирмами в связи с исследованиями и использованием космоса.

Зарождение международного космического права как отрасли международного публичного права связывается с началом практической деятельности государств в космическом пространстве в частности, с запуском в СССР 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли.

Космической деятельностью занимается сейчас ограниченное количество высокоразвитых государств, обладающих соответствующими возможностями. Именно они и являются основными субъектами международного космического права. Но в результате такой деятельности и в ее международно-правовом регулировании заинтересованы все государства мира, человечество в целом. Поэтому правовое регулирование космической деятельности с самого начала стало осуществляться путем заключения, главным образом, универсальных международных соглашений, открытых для участия всех государств. Основная роль в деле разработки таких договоров принадлежит ООН в лице Генеральной Ассамблеи, ее вспомогательного органа - Комитета по использованию космического пространства в более широких целях и его подкомитета по правовым вопросам.

Принято много международных нормативных актов по международному космическому праву, в том числе:

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967,

Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968,

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам 1972,

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1976г.,

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979,

Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1992,

Меморандум о сотрудничестве между Национальным космическим агентством Украины и Российским авиационно-космическим агентством в области развития глобальных навигационных спутниковых систем 2003 и другие.

В основе международного космического права лежат следующие принципы:

1. Свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел.

3. Сохранение суверенных прав государств на космические объекты, запускаемые ими.

4. Оказание помощи экипажа космического корабля в случае аварии, бедствия.

5. Международная ответственность государств за свою деятельность в космосе.

6. Содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства.

Субъект международного космического права - это участник, в том числе потенциальный, международно-правовых отношений по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космической технологии, носитель международных прав и обязанностей.

Объект международного космического права - это все то, по поводу чего субъекты международного космического права могут вступать в международные правоотношения, т.е. космическое пространство, Луну и другие небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, наземные компоненты космических систем, результаты практической космической деятельности, космическая деятельность, формы сотрудничества государств в космическом пространстве, ответственность за ущерб от правомерного космической деятельности и тому подобное.

Космос ~ синоним астрономического определения Вселенной. Различают ближний космос, включающий "околоземное" пространство, и дальний космос - мир звезд и галактик.

Космическое пространство - пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы. Иногда рассматривают не космическое пространство в целом, а те или иные его части, характеризующиеся различными свойствами, - околоземное космическое пространство, межпланетное пространство, межзвездное пространство и т.п. В международном космическом праве нет договорной нормы, которая бы устанавливала границу между воздушным пространством и космическим пространством. Господствующей является точка зрения, согласно которой такая черта должна быть установлена на высоте примерно 100-1000 км над поверхностью Земли.

Космонавт - это человек, который проводит испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полете.

Основным принципом, определяющим правовой режим космического пространства и небесных тел, заключается в том, что "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами ". Таким образом, космическое пространство является открытым и свободным для исследования и использования всеми государствами, на него не распространяется государственный суверенитет.

В то же время существенным для правоотношений государств по поводу Космоса является то, что открытость и свобода для исследования и использования космоса является не абсолютным, а имеют ограничения, закрепленные в международно-правовых актах, например, в Договоре о космосе 1967 года. В частности

1. Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

2. Государства-участники должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех государств-участников договора.

3. Государства-участники договора обязуются не выводить на орбиту Земли любых объектов с ядерным оружием или какими-то другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо другим способом.

В ст. III настоящего договора подчеркивается, что исследования и использования космического пространства осуществляются в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций. Государства-участники соглашения обязались "установить международный режим, в том числе соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны". При этом основные цели такого международного режима содержат:

Упорядоченное и безопасное овладения природными ресурсами Луны;

Рациональное регулирование этих ресурсов;

Расширение возможностей в деле использования этих ресурсов;

Справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, полученных от этих ресурсов.

Ответственность в международном космическом праве включает два аспекта:

1) международная ответственность государств за нарушение норм и принципов международного права;

2) материальная ответственность за ущерб, причиненный в результате осуществления космической деятельности.

Ответственность государств за космическую деятельность установлена ст. VI Договора 1967 о космосе, где указано, что государства-участники договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями и неправительственными юридическими лицами. Если космическая деятельность осуществляется международной организацией, ответственность за выполнение положений договора несут наряду с международной организацией также государства-участники договора, которые являются членами и организации.

В соответствии со ст. VII договора о космосе, международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на Земле, в воздухе и в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, несет государство, которое осуществляет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого осуществляется запуск.

Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому государству физическим или юридическим лицам.

Государства несут абсолютную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектами на поверхности Земли или воздушному судну в полете; за вред, причиненный одним космическим объектом другому ответственность государства наступает только при наличии вины. Освобождение от ответственности предусмотрено в случае грубой небрежности или умысла потерпевшего и установлен годовой срок претензионной давности.

Сумма компенсаций исчисляется в соответствии с международным правом и принципами справедливости так, чтобы обеспечить восстановление положения вещей, который существовал бы, если бы ущерб не было причинено.

Спорные ситуации регулируются специально создаваемыми ad hoc комиссиями в составе представителей государства-истца; запускающего космический объект, и совместно выбранного ими головы. Решение комиссии имеет обязательный характер, если об этом достигнута договоренность между сторонами. В других случаях оно является лишь рекомендацией. Эти положения касаются международных организаций, осуществляющих космическую деятельность, если такая организация заявляет, что она принимает на себя права и обязанности, предусмотренные конвенцией, и при условии, что большинство государств-членов организации являются участниками конвенции 1972 и Договора о космосе 1967 Ответственность несут солидарно как сама организация, так и держа вы-члены.

В наше время активная деятельность частного сектора в космическом пространстве требует пересмотра основных принципов и норм международного космического права и укрепления позиций национального космически-правового регулирования. Одной из характерных черт данной сферы является неоднородность субъектов космической деятельности. Субъектами национального космического права могут быть как национальные, так и иностранные физические и юридические лица, международные организации и государства.

Так, например, Закон Украины "О космической деятельности" от 15 ноября 1996 к субъектам космической деятельности относит предприятия, учреждения и организации, в том числе международные и иностранные, осуществляющие космическую деятельность. Физические лица, по данным Законом, не являются субъектами космической деятельности. А Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 "О космической деятельности" не содержит определения термина "субъекты космической деятельности", но, анализируя его, к таким субъектам можно отнести организации и граждан Российской Федерации; иностранных граждан и организации, осуществляющие космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации; международные организации и иностранные государства.

Поскольку государства и международные организации являются субъектами международного космического права, они могут непосредственно осуществлять деятельность по исследованию и использованию космического пространства. Физические и юридические лица не являются субъектами международного космического права и могут осуществлять космическую деятельность, регулируется международным космическим правом только от имени государства своей юрисдикции.

Украина как субъект международного космического права осуществляет свою космическую деятельность на условиях равноправия с другими государствами с учетом своих национальных интересов. Украина обеспечивает выполнение взятых на себя международных обязательств в сфере космической деятельности и несет ответственность за общепризнанными нормами международного права и положениями международных договоров Украины (ст. 17 Закона).

Космическая деятельность в Украине осуществляется на основе Общегосударственной (Национальной) космической программы Украины, которая разрабатывается на пять лет. ее создает Национальное космическое агентство Украины совместно с соответствующими центральными органами исполнительной власти и Национальной академией наук Украины исходя из цели и основных принципов космической деятельности в Украине. На основе Общегосударственной космической программы осуществляется:

определение потребностей в космической технике гражданского, оборонного и двойного назначения, а также заключение контрактов в соответствии с действующим законодательством на проведение научно-исследовательских работ и производство космической техники на текущий год, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины;

выделение средств из Государственного бюджета Украины для финансирования космической деятельности по государственным заказам; подготовка кадров за счет средств Госбюджета и принятия мер по социальной защите персонала объектов космической деятельности;

обеспечения поддержки и совершенствования объектов космической деятельности наземной инфраструктуры, а также необходимого уровня безопасности космической деятельности;

обеспечение международного сотрудничества в космической сфере, в том числе Украины в международных космических проектах.

Ключевые термины и понятия

Международное космическое право; космическое пространство; частично демилитаризованная зона; небесные тела; полная нейтрализация; геостационарная орбита; делимитация воздушного и космического пространства; космический объект; космонавт; космическая деятельность; запускающее государство; международная ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами; международное непосредственное телевизионное вещание; дистанционное зондирование Земли; ядерные источники энергии; неправительственные юридические лица; коммерческая космическая деятельность; международное частное космическое право; международная гарантия в отношении подвижного оборудования.

Становление международного космического права

Международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих права и обязанности субъектов международного права в области исследования и использования космического пространства и небесных тел.

Международное космическое право, по доктринальной оценке, прошло три этапа развития и в настоящее время находится на четвертом этапе.

Первый этап (1957–1967) начинается с разработки основ международного космического права. Пионерами в этой области были советский юрист Коровин (1934) и чешский юрист Мандль (1932).

Международные документы появились после запуска в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории человечества искусственного спутника Земли и учреждения в 1958 г. в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН Специального комитета по использованию космического пространства в мирных целях (резолюция 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г.). Первая сессия этого комитета оказалась бесплодной, ее бойкотировали СССР, Польша, Чехословакия, Индия и Египет. Причиной этого явилось неадекватное представительство в комитете социалистических и развивающихся стран (по три от каждой группы) и США с союзниками (12 стран). Эта несправедливость была устранена в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 г. (в состав комитета вошли 24 государства – 7 социалистических, 7 развивающихся и 10 капиталистических). Этот орган ГА ООН получил и новое название – Комитет по использованию и исследованию космического пространства в мирных целях (далее – Комитет ООН по космосу), и приобрел статус постоянного.

С этого времени Комитет проводит ежегодные сессии, а в 1962 г. он учредил Юридический и Научно-технический подкомитеты, которые также собираются ежегодно. С 1962 г. Комитет принимает решения на основе консенсуса. В его состав по данным на 2014 г. входят уже 76 государств.

В первых резолюциях, подготовленных с участием Комитета ООН по космосу, были сформулированы следующие принципы, регулирующие космическую деятельность:

  • – международное право, включая Устав ООН распространяется на космическое пространство и небесные тела;
  • – космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами;
  • – к государствам, производящим запуск аппаратов на орбиту или дальше, обращается просьба представлять Комитету ООН по космосу информацию для регистрации запусков;

Генеральному секретарю ООН предлагается вести общедоступную регистрацию информации, представляемой государствами, производящими запуск аппаратов;

  • – связь с помощью спутников должна стать доступной всем государствам на всемирной основе, исключающей дискриминацию;
  • – выраженное США и СССР намерение не размещать в космическом пространстве каких бы то ни было объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения и призыв ко всем государствам следовать этому намерению и воздерживаться от установки такого оружия на небесных телах или размещения такого оружия в космическом пространстве каким-либо другим образом.
  • 13 декабря 1963 г. Генеральная Ассамблея ООП приняла Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (резолюция 1962 (XVIII)). В ней нашли отражение положения предыдущих резолюций и ряд других принципов.

Текст данной Декларации, носящей рекомендательный характер, лег в основу юридически обязательного для государств – участников Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Договор был подписан 27 января 1967 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне и вступил в силу 10 октября того же года. По состоянию на 2014 г. участниками Договора являются 103 государства.

Принятие Договора по космосу завершило первый этап становления международного космического права. Оно стало новой отраслью международного права, отражающей специфические отраслевые принципы в данной области международных отношений:

  • – исследование и использование космоса осуществляются на благо и в интересах всех стран и являются достоянием всего человечества;
  • – космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами;
  • – космическое пространство и небесные тела свободны для научных исследований;
  • – космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению;
  • – космическое пространство и небесные тела исследуются и используются в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания мира и международной безопасности и развития международного сотрудничества;
  • – государства обязуются не выводить на орбиту объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения;
  • – Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях;
  • – космонавты считаются посланцами человечества в космос;
  • – государства несут международную ответственность за всю национальную космическую деятельность и ущерб, причиненный космическими объектами.

К этим принципам следует добавить запрещение испытаний ядерного оружия в космическом пространстве в соответствии с Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.

Второй этап (1968–1979) становления международного космического права характеризуется его бурным развитием. В этот период принимаются Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

Космическая деятельность приобретает экономический характер. Создаются международные организации, свидетельствующие о коммерциализации космической деятельности: Соглашение о Международной организации спутниковой электросвязи "Интелсат" 1971 г., Соглашение о создании международной системы и Организации космической связи "Интерспутник" 1971 г., которое было пересмотрено в 1997 г., Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи "Инмарсат" 1976 г., которая была пересмотрена в 1996 г., Европейское космическое агентство 1975 г.

В 1968 г. в Вене проводится первая всемирная Конференция ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС-1).

Космическая деятельность с самого начала была неотъемлемой частью развития вооружений. Ведутся работы по созданию ударных спутниковых систем и противоспутникового оружия. В 1977 г. заключается Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, в которой, в частности, содержится обязательство не прибегать к военному или к любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда. Понятие "средства воздействия на природную среду" относится к преднамеренному управлению природными процессами для изменения динамики, состава или структуры Земли или космического пространства.

На этом этапе завершается успешная нормотворческая деятельность Комитета ООН по космосу, поскольку из-за противоречий между различными группами государств не удается вырабатывать юридически обязательные акты.

Вместе с тем на третьем этапе (1980–1996) принимаются важные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, содержащие декларации рекомендательного характера, но имеющие большое морально-политическое значение. Одобрены Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (1982), Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (1986), Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (1992) и принята Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран (1996).

На третьем этапе продолжалась борьба за предотвращение военного использования космоса. В 1981 г. СССР внес в ООН проект Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода, а в 1983 г. – проект Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. Оба проекта были переданы Конференции по разоружению, но по существу не обсуждались.

В 1987 г. были приняты Руководящие принципы, касающиеся передачи чувствительных оборудования и технологий, относящихся к ракетам (РКРТ). Режим РКРТ в настоящее время объединяет более 30 государств, включая США и Россию. Режим РКРТ представляет собой джентльменское соглашение "об односторонней сдержанности" в деле передачи третьим странам баллистических ракет и их технологий.

В 1982 г. в Вене состоялась вторая Всемирная конференция ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях ЮНИСПЕЙС-П, основным итогом которой стало расширение Программы ООН по применению космической техники.

Возникновение международного космического права как самостоятельной тесно связано с началом практического исследования и освоения космического пространства. В течение нескольких дней после запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 1148 (XII) призвала к совместному изучению «системы инспекции, имеющей своей целью обеспечить, что запуск предметов в космическое пространство будет производится исключительно для мирных и научных целей». В 1958 году Генеральная Ассамблея ООН создает специальный Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) и поручает ему изучение «характера правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства». Данные резолюции, дополненные несколькими другими резолюциями Генеральной Ассамблеи, заложили основу международного права, регулирующего вопросы космической деятельности, и определили его общий характер и форму.

Ключевые принципы международного космического права изначально были задуманы и предложены публицистами в правовой доктрине. Анализ ранних представлений различных авторов, касающихся правового регулирования космической деятельности, обнаруживает их общую характерную особенность, а именно, что космическое пространство и небесные тела должны быть свободными для исследования и использования всеми государствами в соответствии с общими принципами международного права, включая Устав ООН, и не подлежат присвоению государствами. Таким образом, провозглашая свободу исследования и использования, в противовес созданию новых зон суверенитета, было заявлено, что космическое пространство должно служить интересам всего человечества.

Космическое пространство – уникальное и по сути новое поле деятельности человека. Природа и физические характеристики космического пространства таковы, что деятельность носит преимущественно международный характер. В то время как международные отношения регулируются международным правом, был сформирован ряд специфических норм и принципов, регулирующих деятельность государств в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела.

Развитие международного космического права.

Первостепенную роль в разработке международного космического права играла и продолжает играть ООН, в частности путем принятия резолюций Генеральной Ассамблеи. Не имеет существенного значения, обладают ли эти резолюции обязательным характером или являются простыми рекомендациями, открытыми для всестороннего обсуждения.

До первого запуска космического спутника аналогией наиболее близкой к космическому пространству было открытое моря – территория, принадлежащая всем, (res communis ). После запуска первых советских и американских спутников Генеральная Ассамблея ООН в рамках работы КОПУОС начала изучать правовые проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении космической деятельности. В резолюции 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 года Генеральная Ассамблея признала в качестве фундаментальной основы в деле освоения космоса ориентацию только на благо всего человечества и отметила важность учета интересов всех государств «независимо от уровня их экономического или научного развития» при проведении исследований и использовании космического пространства. Также подчеркивалась необходимость содействия международному сотрудничеству.

Следующее важное постановление Генеральной Ассамблеи – резолюция 1721, принятая единогласно в декабре 1961 года, явилась своего рода руководством по дальнейшему развитию международного космического права. В дополнение к вышеупомянутым принципам Генеральная Ассамблея утвердила новый руководящий принцип, согласно которому «космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами». Данные принципы были более подробно изложены в резолюции 1962, принятой единогласно и озаглавленной «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства». Были торжественно провозглашены следующие руководящие принципы международного космического права :

  1. Исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всего человечества.
  2. Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом.
  3. Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.
  4. Деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН.
  5. Государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, ответственность возлагается либо на государство, либо на международную организацию и на участвующие в ней государства. Деятельность национальных органов в космическом пространстве должна вестись под постоянным наблюдением соответствующего государства.
  6. При исследовании и использовании космического пространства государства осуществляют всю свою деятельность с должным учетом соответствующих интересов других государств. Если деятельность в космосе или планируемый эксперимент потенциально могут нанести ущерб другим государствам, то необходимо предварительно провести международные консультации.
  7. Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем, находящимся на нем, во время их нахождения в космическом пространстве.
  8. Каждое государство, которое осуществляет или обеспечивает запуск предмета в космическое пространство, несет международную ответственность за ущерб, причиненный иностранному государству таким предметом или его наземными составными частями в воздушном или космическом пространстве.
  9. Государства рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь. Космонавты, в случае вынужденного приземления на территории иностранного государства, незамедлительно возвращаются государству, в котором зарегистрирован их космический корабль.

Все последующие договоры, касающиеся международного космического права, включают большинство из принципов, закрепленных в данной Декларации.

Современное правовое положение.

КОПУОС и его два подкомитета – Научно-технический и Юридический, подготовили пять международных договоров, регулирующих деятельность в космическом пространстве. Все они были приняты на основе консенсуса.

Договор по космосу.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 19 декабря 1966 года, обычно называемый Договором по космосу, считается краеугольным камнем международного космического права. Договор содержит ряд основополагающих принципов, устанавливающих основные правовые рамки деятельности государств в космическом пространстве. Однако, рассматривая договор как правовую основу космической деятельности, многие авторитетные юристы по космическому праву отмечают отсутствие надлежащей точности и определенности при использовании терминов. Подобное отсутствие ясности правовых норм в некоторых случаях являлось результатом преднамеренного упущения. Несмотря на такую критику, Договор по космосу является самым важным источником международного космического права. Вся деятельность государств в области исследования и использования космического пространства подчиняется его широким параметрам. Следует также иметь в виду, что в соответствии с его названием, он является договором о принципах и считается правовой основой, на базе которой может осуществляться разработка более конкретных соглашений.

Соглашение о спасении и возвращении.

Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года, как говорит его название, предусматривает незамедлительное принятие всех мер по спасению космонавтов и оказанию им необходимой помощи в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Большинство государств сошлись во мнении, что с космонавтами, нуждающимися в помощи, следует обращаться с особой заботой и содействовать их скорейшему возвращению. С этой целью государства согласились рассматривать космонавтов как посланников человечества. Такое отношение к космонавтам отражает дух международного сотрудничества и взаимной помощи в непростом деле освоения космоса. Соглашением также предусматривается возвращение космических аппаратов или их составных частей по просьбе властей государства, осуществившего запуск.

Конвенция об ответственности.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектом от 29 марта 1972 года, была разработана на основе общих принципов, заложенных в статьях VI и VII Договора о космосе, в которых, соответственно, оговаривается международная ответственность государств за национальную деятельность в космическом пространстве и ответственность за ущерб, причиненный космическим аппаратом или его составной частью другому государству-участнику Договора, его физическому или юридическому лицу. Его основной целью является разработка эффективных международных правил и процедур для «безотлагательной выплаты полной и справедливой компенсации» жертвам ущерба, причиненного космическим объектом. Ответственность «запускающего государства» может быть либо абсолютной, либо требующая доказательства вины. Абсолютная ответственность возникает в случае ущерба, причиненного космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. В случае причинения ущерба космическим объектом в другом месте, требуется предоставить доказательства вины запустившего государства или лиц, за которых оно отвечает.

Конвенция о регистрации.

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, устанавливает обязательную систему регистрации космических объектов, выведенных на орбиту Земли и за ее пределы. Она основана на добровольной системе, сформулированной в резолюции 1721 ГА ООН, и дополняет подробным содержанием положения Договора по космосу, относящиеся к национальным реестрам (ст. V и VIII). Конвенция налагает на запускающее государство обязательство создать национальный реестр (ст. II) и указывает, какую конкретно информацию следует предоставлять в централизованный публичный реестр (статья IV). Данный публичный реестр ведется Управлением по вопросам космического пространства в рамках Департамента по политическим вопросам ООН. Конвенция о регистрации часто подвергается критике за слабость ее формулировок. Крайне важная информация, такая как дата и место запуска, изменения параметров орбиты после запуска, а также дата возвращения космического аппарата, должна сообщаться «в ближайший практически осуществимый срок» (статья IV). Это может занимать недели или месяцы. Государства не обязаны раскрывать истинную функцию спутника, а только его «общее назначение» (статья IV). До настоящего времени ни разу не сообщалось о произведенном с военной целью запуске космического аппарата. Наконец, маркировка космических объектов, которая могла бы оказать неоценимую помощь в установлении государства, несущего международную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом, является только добровольной (ст. V).

Соглашение о Луне.

Соглашение о деятельность государств на Луне и других небесных телах от 5 декабря 1979 года, вступившее в силу 11 июля 1984 года, является последним общим договором международного космического права. Договор о Луне представляет собой совокупность общих принципов и конкретных положений, определяющие допустимые виды деятельности на Луне и других небесных телах. В нем указывается, что его положения применяются не только к Луне, но также и другим небесным телам солнечной системы, «за исключением тех случаев, когда вступают в силу конкретные правовые нормы в отношении любого из этих небесных тел». Основные положения в значительной степени подтверждают основополагающие принципы Договора по космосу и расширяют его положения об информировании (ст. 5 и 9) и положения о защите окружающей среды (ст. 7). В нем предусматривается, что « используется… исключительно в мирных целях» (ст. 3.1), и «на Луне запрещается угроза силой или применение силы или любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий» (ст. 3.2).

Наиболее важным положением Соглашения является ст. 11, согласно которому Луна и ее природные ресурсы должны рассматриваться как . В данной статье содержится призыв к созданию международного режима для регулирования эксплуатации ресурсов, обнаруженных на Луне и других небесных телах, способного обеспечить рациональное использование ресурсов и справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов. Положения Соглашения имеют выраженную направленность на интернационализацию Луны и ее природных ресурсов сходную по смыслу с международным морским правом. Однако Соглашение о Луне и его будущие перспективы полны неопределенностей. Правовое содержание режима общего наследия человечества все еще является предметом обсуждения. Одни авторы считают это простым изложением позиции, в то время как другие признают в нем зарождающийся принцип международного права. Ратифицировать Соглашение о Луне ни США, ни Россия, похоже, не планируют.

Международная конвенция электросвязи.

В принятой 6 ноября 1982 года конвенции Международного союза электросвязи (МСЭ), регламентирующего вопросы международного использования радиочастотного спектра и геостационарной орбиты, нашли отражение основные принципы международного космического права. Одной из целей МЭС является обеспечение и расширение международного сотрудничества с целью усовершенствования и рационального использования всех видов электросвязи (ст. 4.1.а). Эффективное использование радиочастотного спектра достигается путем согласования и координации действий государства. Что касается геостационарной орбиты, предлагается ее использовать эффективно и экономично, обеспечивая справедливый доступ для всех государств-членов. В соответствии со статьей 33 геостационарная орбита признается в качестве ограниченного естественного ресурса и ее использование должно учитывать особые потребности развивающихся государств (ст. 33.2). Данное положение четко демонстрирует изменение философии МСЭ в отношении к вопросам регулирования использования таких ограниченных ресурсов.

Актуальные вопросы международного космического права.

Граница между воздушным и космическим пространством.

Договор по космосу устанавливает для космического пространства международно-правовой режим, совершенно отличный от режима воздушного пространства, находящегося под суверенитетом государства, над территорией которого оно расположено. Однако соглашения о том, где заканчивается режим воздушного пространства и начинается космического, не существует. Можно насчитать как минимум 35 теорий о том, где находится граница между воздушным и космическим пространством. Тем не менее ни одна из этих теорий не получила всеобщего признания среди юристов или государств. В правовом отношении наибольшее влияние имеют две школы мысли, возникшие на ранней стадии: функционалисты, которые в качестве решающего фактора рассматривают характер деятельности космического аппарата, а не физическое местоположение его деятельности, и пространственники, которые традиционно больше вниманию уделяют признанному территориальному суверенитету государств. В 1979 году Советский Союз представил рабочий документ КОПУОСу, в котором, среди прочего, указывалось, что пространство выше отметки 100 (110) км над уровнем моря следует считать космическим пространством. Несколько стран, включая США и Великобританию, выступали против этой инициативы, утверждая, что демаркационная линия не нужна и будет только препятствовать настоящей и будущей космической деятельности.

Вопрос об определении границы космического пространства становится еще более запутанным с учетом позиции нескольких экваториальных государств, заявивших, что геостационарная орбита из-за ее зависимого положения от земной гравитации должна находится под суверенитетом государств, над территорией которых она расположена. Данная позиция была решительно отвергнута. Если бы существовало международное соглашение, устанавливающее границу космического пространства, экваториальные государства, возможно, не стали бы выдвигать свои требования. Пока продолжается дискуссия о делимитации или ее необходимости, вопрос приобретает новое измерение с появлением космических челноков, которые свою миссию выполняют в качестве космических кораблей, но возвращаясь на Землю, планируют через воздушное пространство. Решение проблемы определения границы по-прежнему кажется труднодостижимым.

Защита космической среды.

В космосе отслеживается более пятнадцати тысяч космических объектов. Самыми очевидными рисками, связанными с растущим использованием космического пространства, являются перегруженность околоземного пространства, космический мусор, вредное воздействие, оказываемое на атмосферу и ионосферу ракетным топливом, и опасность радиоактивного загрязнения. Открытый характер космического пространства, а также существующие проблемы загрязнения земной поверхности свидетельствуют о необходимости разработки эффективных правовых мер защиты космической среды. Космическому экологическому праву придется иметь дело как с космическим мусором, так и с космическим загрязнением. Необходимо разработать нормы по удалению неактивных спутников и вообще по сокращению всего космического мусора. Сборка орбитальных станций в космическом пространстве еще сильнее увеличивает напряженность космического трафика. Будущая космическая деятельность должна подвергаться эффективным ограничениям по загрязнению, поскольку ее негативное воздействие может затрагивать весь земной шар.

Другая проблема, вызывающая озабоченность международного сообщества, связана с рисками, связанными с использованием ядерных источников энергии (ЯИЭ) в космическом пространстве. Особое внимание данному вопросу стало уделяться после распада над арктической территорией Канады в 1978 года советского спутника морского слежения «Космос-954». Этот инцидент привлек внимание к многолетней практике космических держав по запуску транспортных средств, перевозящих радиоактивные материалы, в космическое пространство без какого-либо международного контроля.

По разным оценкам от 25 до 100 спутников, оснащенных ЯИЭ, были размещены США, Россией и другими странами на земной орбите. Назрела необходимость разработки руководящих принципов для обеспечения безопасного использования ЯИЭ в космическом пространстве. Они могут содержать нормы предельно допустимой радиоактивности, стандарты защиты, предложения по сотрудничество государств, требования к наблюдению за космическими объектами и обмену информацией.

Коммерциализация космической деятельности.

Деятельность человека в космосе перешла от стадии научных исследований к коммерческой эксплуатации. В настоящее время во всех государствах ведется сокращение бюджетных расходов. Такая ситуация вместе с высокими затратами на будущую космическую деятельность потребует финансовой помощи со стороны государств и правительств. Показателен подход к коммерциализации спутниковых служб и коммерческая доступность вывода на орбиту. Существующие нормы международного космического права должны учитывать экономические и технические предпосылки, которые усиливают растущую коммерциализацию космической деятельности.

Можно с уверенностью ожидать, что роль частного предпринимательства в космической деятельности значительно возрастет как по общему объему, так и по отношению к государственной космической деятельности. Правовые основы такой коммерческой деятельности частных предприятий требуют дальнейшего уточнения.

Милитаризация космического пространства.

Возрастающую опасность милитаризации космического пространства нельзя недооценивать. Договор по космосу предусматривает лишь частичную его демилитаризацию. Появление новых технологий, таких как системы защиты от спутников, систем противоракетной обороны и стратегической обороной инициативы, требуют не только уточнения действующих норм, но и разработки новых альтернативных и возможно компромиссных правовых инструментов, направленных на ограничение и сокращение подобной активности.

Перспективы развития международного космического права.

Имело впечатляющее начало. Действующие соглашения о космическом праве и другие документы дают космической деятельности более четкие и безопасные правовые основы, чем те, которые можно найти в других видах деятельности, регулируемых международным правом. Как упоминалось выше, ряд проблем и препятствий, вероятно, могут затруднить достижение будущих международных договоренностей в области космического права и сделать их менее всеобъемлющими. Технологические, экономические и политические вопросы имеют и будут оказывать существенное влияние на будущее развитие международного космического права. Можно ожидать, что некоторые конкретные области космического права станут все более важными и потребуют уточнения действующих и создания новых правовых норм. Правовой вакуум, связанный с космическим пространством, постепенно заполняется, но в своем развитии международному космическому праву предстоит преодолеть еще немало препятствий.

Международное космическое право - одна из новых отраслей современного международного права , сформировавшаяся в процессе освоения государствами космического пространства и включающая нормы, которые регулируют международные правоотношения применительно к статусу космического пространства как особой, внеземной среды и к деятельности государств по исследованию и использованию этого пространства.

Исследование и использование космического пространства служит интересам не только того государства, которое осуществляет подобную деятельность, но и глобальным интересам всего человечества. Международное космическое право можно определить как совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, субъектами которых выступают государства, а также международные организации в связи с исследованием и использованием космоса.

Источниками международного космического права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Принципы Устава ООН действуют и в космическом праве.

Главным источником этой отрасли является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.

Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения космического права, являются: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. Страны, входящие в Содружество Независимых Государств, 30 декабря 1991 г. заключили Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, а позднее создали Межгосударственный совет по космосу.

Широко применяются двусторонние соглашения о сотрудничестве в космосе. Такие документы Российская Федерация имеет с США, КНР, Мексикой, Францией, Австралией, многими другими странами, а также с Европейским космическим агентством.

До заключения Договора 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычных норм. Норма, определяющая границу между воздушным и космическим пространством на уровне низших перигеев искусственных спутников Земли, до сих пор является правовым обычаем.

На формирование международного космического права большое влияние оказали резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, прежде всего Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. Можно также отметить резолюцию Генеральной Ассамблеи 1982 г. "Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания", а также резолюцию 1966 г. "Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран".

Существенное значение для реализации норм международного космического права имеет Закон РФ "О космической деятельности", принятый 20 августа 1993 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. Раздел VI Закона регламентирует вопросы международного сотрудничества.

Правовой режим космического пространства и небесных тел

Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространстве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим.

Государства - участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны. других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 111). Таким образом, сферой применения международного права становятся не только территории и пространства на Земле, но и внеземное - космическое - пространство. Это обусловлено интересами всех государств, всего человечества.

Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Это означает, что достоянием всего человечества являются и результаты деятельности, связанной с исследованием и использованием космоса. В соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах устанавливается, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества.

Содержание понятия "общее наследие человечества" в контексте содержания международных норм позволяет сделать вывод, согласно которому космос и небесные тела не могут рассматриваться в качестве "общей вещи " или "общей собственности " человечества. Они лишь находятся в его общем пользовании. Произвольное присвоение объектов, имеющих статус общего наследия человечества, недопустимо. Такие объекты должны использоваться на справедливой и рациональной основе. Концепция общего "наследия человечества призвана обеспечить равенство всех государств в использовании этих объектов.

Применительно к Луне и другим небесным телам общим наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы , как не добытые, так и добытые. Договор 1967 г. по космосу закрепил положение о том, что "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами" (ст. II). Идентичное положение зафиксировано в ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах. На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми участниками Соглашения о Луне без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться как национальное присвоение. В связи с этим сказано: "Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица ".

Вместе с тем государства-участники обязуются установить международный режим для урегулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда станет очевидно, что такая эксплуатация возможна. Целями данного режима, в частности, будут: упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны, рациональное их регулирование, "справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны".

Вопрос о границе между воздушным и космическим пространством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-правовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т. е. на высоте 100-110 км над уровнем океана. Надземное пространство на уровне и выше пределов минимально низких орбит спутников не подпадает под суверенитет государств, находящихся под этим пространством и считается открытым космосом.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Принцип свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел охватывает и научные исследования. Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации небесных тел.

Это означает, что государства - участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Отсюда следует, что космос является частично (в отношении оружия массового уничтожения) демилитаризованным.

Исключительно в мирных целях используются Луна и другие небесные тела: запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Следовательно, на Луне и других небесных телах установлен режим полной демилитаризации. Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. установлены дополнительные ограничения военной деятельности государств: на Луне запрещаются угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения; запрещается также использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, космических кораблей, их персонала или искусственных космических объектов. Допускается использование на Луне военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей.

Ограничение военной деятельности в космосе и на небесных телах предусмотрено и в других международных актах, в частности, в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Принципом международного космического права является содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства. В связи с этим участники Договора 1967 г. обязуются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах космической деятельности.

К принципам космического права относится и недопущение вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. Если государство - участник Договора имеет основание полагать, что запланированные им или его гражданами деятельность или эксперимент создадут потенциально вредные помехи деятельности других участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, то оно обязано провести необходимые международные консультации. Подобные консультации могут запросить любые другие участники Договора. Государства за свою деятельность в космическом пространстве несут международную ответственность, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами . Кроме того, государства ответственны за обеспечение того, чтобы их национальная деятельность проводилась в строгом соответствии с положениями Договора. Деятельность в космосе неправительственных юридических лиц должна осуществляться с разрешения соответствующего государства - участника Договора и под его постоянным наблюдением. В случае деятельности в космосе международной организации ответственность за выполнение Договора несут как сама организация, так и участвующие в ней государства.

Правовой режим космических объектов

Под космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеками запускаются в космос. К таким объектам относятся их составные части и средства доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли - транспортные средства, предназначенные для людей и грузов. Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производственных процессов , транспортировки грузов. Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправительственному юридическому лицу, международной межправительственной организации.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участников является обязательной. Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.

Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, так и на их составные части.

Международное космическое право содержит правила нахождения космических объектов на естественных небесных телах, в частности, на Луне. Государства могут осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны и ее недр. Персонал и указанные космические объекты могут свободно передвигаться на поверхности Луны и в ее недрах. Такие действия не должны, однако, создавать помех для деятельности на Луне других государств.

Государства могут также создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН об их месторасположении и целях размещения. Станции должны располагаться таким образом, чтобы не мешать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы Луны. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, станций, сооружений не создает права собственности на поверхность или недра Луны. Для того чтобы каждое, государство-участник могло убедиться в том, что другие государства-участники действуют в соответствии с Соглашением 1979 г. о Луне, все космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения на Луне являются открытыми для контроля.

Ряд норм международного космического права регулирует вопрос о возвращении космических объектов. Договор 1967 г. о космосе устанавливает правило, согласно которому, если такие объекты или их составные части по возвращении на Землю обнаружены за пределами государства - участника Договора, занесшего их в свой регистр, то они должны быть возвращены данному государству. Более детально этот вопрос решен в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Каждое государство, которое получает сведения или обнаруживает, что космический объект или его составные части при возвращении на Землю оказались на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, обязано информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство, на территории которого обнаружен космический объект, принимает меры для спасения этого объекта и его возвращения. Власти, осуществившие запуск, обязаны принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда и в том случае, если государство, обнаружившее космический объект на своей территории или в каком-либо другом месте, имеет основания считать этот объект опасным или вредным по своим характеристикам. Термин "власти, осуществившие запуск" относится как к ответственным за запуск государствам, так и к международным межправительственным организациям.

Государства и межправительственные организации, осуществляя запуски объектов в космос, обязаны предпринимать меры предосторожности с целью недопущения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения имущества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций. Тем не менее возможность причинения ущерба сохраняется. С целью регулирования этого вопроса принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Она устанавливает принцип абсолютной ответственности запускающего государства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объекту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

Претензия о компенсации за такой ущерб может быть предъявлена запускающему государству тем государством, которому причинен ущерб либо нанесен ущерб его физическим или юридическим лицам. Если запуск космического объекта производится двумя (или более) государствами совместно, то за причиненный ущерб они несут солидарную ответственность. В связи с этим запускающее государство, выплатившее компенсацию за ущерб, вправе предъявить регрессное требование к остальным участникам совместного запуска.

Таким образом, ответственность за деятельность в космосе является видом международной ответственности. Ее субъектами выступают государства. Именно государство несет ответственность за космическую деятельность не только государственных учреждений, но и физических и юридических лиц, находящихся под его юрисдикцией.

Основаниями ответственности являются:

  • во-первых, космическая деятельность государства, соответствующая международному праву, но причинившая вред другому государству. Это - ответственность за правомерную деятельность, которая привела к неблагоприятным последствиям на Земле;
  • во-вторых, космическая деятельность государства, причинившая вред вследствие нарушения международного права. Если государство посягает на основы международного правопорядка в космосе, наносит вред своей деятельностью другим государствам, то оно совершает международное правонарушение .

Для предъявления претензии о компенсации за ущерб используются дипломатические средства, но если дипломатические переговоры не приводят к урегулированию претензии, то по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензии, которая устанавливает обоснованность претензии о компенсации и в случае ее признания определяет сумму компенсации. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если стороны заранее об этом договорились. В ином случае Комиссия выносит определение, имеющее рекомендательный характер.

Космические экипажи

Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств - участников Соглашения о Луне и других небесных телах.

Если авария или бедствие, вынужденная или непреднамеренная посадка экипажа космического корабля привели к приземлению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.

Правовые формы сотрудничества государств в космосе

Согласно ст. IX Договора 1967 г., при исследовании и использовании космического пространства его участники должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи с должным учетом соответствующих интересов друг друга. В частности, это проявляется в обязанности не допускать потенциально вредных помех деятельности других государств, на равных основаниях рассматривать их просьбы о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов, оказывать возможную помощь космонавтам других государств и т. д. Международными договорами, как двусторонними, так и многосторонними, регламентируются такие конкретные формы сотрудничества, как изучение космического пространства, космическая метеорология, космическая связь, космические биология и медицина. По каждому из направлений сотрудничества создаются смешанные рабочие группы.

В ряде договоров предусматриваются проведение совместных экспериментов, создание станций оптических наблюдений искусственных спутников Земли, осуществление совместных пилотируемых полетов.

Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, подписанное государствами СНГ 30 декабря 1991 г., закрепило важные принципы сотрудничества: объединение усилий для эффективного исследования и использования космоса в интересах народного хозяйства и науки, а также обороноспособности и обеспечения коллективной безопасности государств - участников Содружества; подтверждение необходимости строгого соблюдения ранее принятых на себя СССР международных обязательств в области исследования и использования космического пространства; осуществление совместной деятельности в сфере космоса на основе межгосударственных программ, финансирование этих программ за счет долевых вкладов государств - участников Соглашения; координация усилий по решению международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства.

Согласно Закону РФ "О космической деятельности" Россия содействует развитию международного сотрудничества, а также поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники. Применительно к иностранным гражданам, осуществляющим космическую деятельность под юрисдикцией РФ, предусмотрено, что они пользуются правовым режимом, установленным для организаций и граждан РФ, в той мере, в какой такой режим предоставляется соответствующим государством организациям и гражданам РФ. Организации и граждане РФ, принимающие участие в осуществлении международных проектов, заключают договоры с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено этими договорами. Космическая деятельность, запрещенная международными договорами РФ, не допускается. /Наиболее широкое сотрудничество по вопросам космоса. осуществляется в международных организациях. ООН призвана рассматривать наиболее общие, преимущественно политические по своей значимости вопросы, связанные с исследованием и использованием космического пространства в мирных целях. Так, Генеральная Ассамблея ООН в 1986 г. сформулировала принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса.

Генеральная Ассамблея ООН определяет задачи по разработке правовых проблем космоса, одобряет проекты соглашений по космосу, разработанные Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях, решает ряд других вопросов.

Существенную роль в развитии международного сотрудничества по космосу играют многие специализированные учреждения ООН. Так, Международный союз электросвязи разрабатывает регламенты, распределяющие диапазоны радиочастот для космической связи; вопросами применения искусственных спутников в метеорологии занимается Всемирная метеорологическая организация.

Имеются также международные межправительственные организации, которые созданы специально для сотрудничества по вопросам космоса. К ним, в частности, относятся Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная организация космической связи "Интерспутник", Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ).

ИНМАРСАТ призвана обеспечить космический сегмент, необходимый для улучшения морской связи и содействия тем самым улучшению связи для оповещения о бедствиях и обеспечения охраны человеческой жизни на море.

"Интерспутник" координирует усилия государств-членов по проектированию, созданию, эксплуатации и развитию системы связи через искусственные спутники Земли.

Целями ИНТЕЛСАТ являются коммерческое проектирование, сооружение, эксплуатация и техническое обслуживание глобальной системы международной спутниковой связи

Литература

  • Василевская Э. Г. Правовой статус природных ресурсов Луны и планет. М.,1978.
  • Верещетин В. С. Международное космическое право и внутригосударственное право: проблемы взаимосвязи // Сов. государство и право. 1981. № 12.
  • Верещетин В. С. Международное сотрудничество в космосе: правовые вопросы. М., 1977.
  • Каменецкая Е. П. Космос и международные организации: международно-правовые- проблемы. М., 1980.
  • Колосов Ю. М ., Сташевский С. Г. Борьба за мирный космос: Правовые вопросы. М., 1984.
  • Международное космическое право / Отв. ред. А. С. Пирадов. М., 1985.
  • Постышев В. М. Концепция общего наследия человечества применительно к Луне и ее природным ресурсам // Сов. ежегодник международного права. 1987. М., 1988.
  • Правовые проблемы полетов человека в космос // Отв. ред. В. С. Верещетин. М., 1986.
  • Рудев А. И. Международно-правовой статус космических станций. М, 1982.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: