Михаил Ардов: фото, биография, личная жизнь и творчество писателя. Протоиерей Михаил Ардов vs диакон Андрей Кураев Ардов михаил викторович

Продолжаем приводить некоторые материалы клириков из "неправильного" Православия. Для пущего понимания того, почему они уклонились в раскол и о чем говорят. Реплика Михаила Викторовича Ардова (протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния Российской православной автономной церкви, РПАЦ) .
РПАЦ примечательна тем, что без помощи государства восстановила из руин и профессионально отреставрировала в России большое количество исторических храмом. Которые впоследствие у РПАЦ были цинично отобраны в пользу РПЦ МП. Как и другое имущество религиозного назначения, мощи и т.д.


Михаил Викторович Ардов (род. 21 октября 1937, Москва, СССР) — русский писатель, публицист и мемуарист; клирик неканонической Российской православной автономной церкви , протоиерей; настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ; до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях.
Сын писателя Виктора Ардова (настоящая фамилия Зигберман) и актрисы Нины Ольшевской, родной брат Бориса Ардова и единоутробный брат Алексея Баталова. В 1960 окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.
В 1964 году принял крещение. С 1967 года иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980, в Вербное воскресенье, был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя свт. Иннокентия, митрополита Московского. На Пасху 1980 года рукоположён в священника митрополитом Иоанном (Вендландом); служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.
Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московской Патриархата и перешёл в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). Вместе с Валентином (Русанцовым) ушёл в раскол, и с 1995 году являлся клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской православной свободной церкви (в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь).

Настоятель храма Новомучеников Российских на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: “Инициаторы «объединения» РПЦЗ с патриархией просто ждали, когда умрут три архиерея…” Беседовал Владимир Ойвин «Портал-Credo.Ru» 17.05.2017.

“Портал-Credo.Ru": Исполнилось 10 лет с момента поглощения Московским патриархатом значительной части Русской Зарубежной Церкви. Как Вы лично и Ваша Церковь воспринимаете это событие?

Протоиерей Михаил Ардов: Тот факт, что епископы нашей Российской Православной Автономной Церкви под водительством не кого-нибудь, а великого святителя епископа Григория (Граббе), отошли от Зарубежной Церкви, является замечательным событием. Поэтому когда говорят «осколки Зарубежной Церкви», то наша юрисдикция к ним не относится: РПАЦ - никакой не «осколок». Согласно завету святого Патриарха Тихона, наши епископы во главе со старшим по хиротонии, сформировали свою юрисдикцию на российской земле. И я знаю, что никто из наших сознательных священников, не говоря уже про архиереев, никогда об этом не пожалел . Это было правильное своевременное решение, потому что было ясно, куда идет Зарубежный Синод.

Моя теория такая. Инициаторы «объединения» РПЦЗ с патриархией просто ждали, когда умрут три архиерея, которые носили одно и то же имя, - Антоний Женевский, Антоний Лос-Анжелосский и Антоний Сан-Францисский. Они никогда бы не пошли на объединение. Но как только они умерли, немедленно выкинули на помойку Митрополита Виталия, который был не семи пядей во лбу и начал свое правление с того, что удалил владыку Григория (Граббе) на покой, а его сына по ложному обвинению убрал из Святой Земли. Дальше все пошло уже как по маслу.

Нашим архиереям, тем более - владыке Григорию (Граббе), это было ясно уже тогда. Зять владыки, мой покойный друг о. Владимир Шишков вспоминал такую сцену. В их доме в Нью-Джерси владыка Григорий сидел на своем обычном месте в кресле и вдруг произнес такую фразу: «Ну все, на Зарубежном Синоде я поставил крест».

- А что изменилось в церковной жизни за эти 10 лет?

Ну много чего… Мы прошли через преследования, в первую очередь. У нашего Митрополита Валентина отобрали отреставрированные храмы, поливали нас грязью, пытались судить, отбирали мощи. Но, тем не менее, мы существуем , и даст Бог, нас Господь еще потерпит.

- Значит, эпоха преследований уже позади?

Мне кажется, что, отобрав все, что только можно, в Суздале и в других местах, патриархия уже почти не обращает на нас внимания. У них другие проблемы: Украина, Исаакиевский собор и так далее.
Наша страна до сих пор живет по ленинскому закону, который все старинные здания, и церковные в том числе, объявляет собственностью государства.


Бесплатная газета Метро, выпускаемая шведским медиахолдингом, в Санкт-Петербурге дурит своих читателей. В ней появилась колонка протоиреея Михаила Ардова. На груди у Михаила висит огромный крест, однако вы ошибётесь, если причислите колумниста к Русской Православной Церкви. Метро умалчивает о том, что он протоиерей не РПЦ, а РПАЦ - это Российская православная автономная церковь, неканоническая. Однако Ардов считает неканонической структурой именно РПЦ.

Оригинал взят у kimura в Протоиереи десоветизации

В последнее время буквально в геометрической прогрессии стали ускоряться процессы десоветизации. Эти процессы выливаются в очернительные информационные компании, переименования улиц и др. объектов.
Одним из мощных направлений является переосмысления деятельности генерала Власова.

Кирил Александров защищает докторскую диссертацию на теме явления коллабарационизма http://arctus.livejournal.com/106374.html .
А Вести.фм уже в мягкой форме обеляет Власова в своих якобы научных передачах http://friend.livejournal.com/2274320.html?view=74182672#t74182672 .

Также есть конкретные попытки за включение в эту борьбу православного сообщества на стороне десоветизаторов. Наш народ обладает внутренней мудростью и в общем-то понимает, что те кто якобы пришли по советскую «душу» на самом деле облизывается в стиле гитлеровского решения русского вопроса.

Давайте тезисно его разберем. Итак, вначале Ардов выражает свое восхищение по поводу творчества М.А. Булгакова. Протоиерей отмечает «Дьяволиаду», это произведение в метафорической форме можно трактовать, как отождествление дьявольщины и раннего Советского союза. Недаром Ардов проводит параллель с Кафкой и его кафкианской бюрократией.

Далее автор переходит к самому знаменитому роману писателя «Мастер и Маргарита». Сразу делает оговорку о неприятия богохульства в диалоге Иешуа Га-Ноцри с Понтием Пилатом. И переходит к разъяснению остальной части романа. Суть трактовки романа Ардовым сводится к отождествлению нечистой силы с советской властью. И только угроза репрессий помешало Булгакову напрямую сделать источником дьявольщины Лубянку или Кремль пишет автор. Задаешься вопросом, вот откуда протоиерей обладает информацией о мотивах Булгакова, тем более таких сокровенных.

Затем Ардов сводит мотив деятельности литературных «чертей» в произведении к обиде Булгакова на окружающую бюрократию, читай советскую бюрократию. И это предполагаемое формирование мотивов писателем наводит протоиерея на мысль о том, что Булгаков надеялся на то, что роман будет опубликован. Любой писатель надеется на опубликование своих произведений, это мысль публициста оригинальной не является.

Тут ведь интересно, каким образом выходил роман, какую роль сыграла в его выходе в свет жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская, и кто была она сама. Более глубокое рассмотрение темы выхода произведения в свет, увлекло бы от темы поста. Интересно то, что конкретно имел в виду Ардов, когда называл свою заметку «Заведомо разрешенный шедевр», кем он был разрешен? Ответа Ардов не дает. Скажу лишь одно, что роман впервые опубликован в 1969 году в издательстве «Посев» Франкфурт-на-Майне. Издательство организовано Народно-трудовым союзом (НТС) в 1945 году в американской зоне оккупации Германии. При этом роман одновременно и антиправославный, и антикоммунистический, то есть, предельно антирусский.

Протоиерей Ардов интерпретирует роман, в духе не приемлю богохульства, но за часть отождествления нечистой силы с Советской системой, называет роман шедевром. Как одновременно в голове верующего человека может уживаться богохульство и шедевр, это вопрос открытый.

В одном из следующих номеров газеты вышел текст Ардова «Изолгавшееся перо», по поводу советской писательницы Мариэтты Шагинян. В тексте Ардов выражает свою негативную позицию в сторону писательницы, и это позиция обусловлена тем, что писательница была предана «делу Ленина-Сталина».

Центральной темой беседы был Сталин и репрессии, в беседе Шагинян защищала Сталина. Ардов «устами» своей знакомой сообщает откровенную ложь о 22 миллионах убитых. Эту ложь о миллионах убитых читают миллионы граждан, которые добираются на работу на метро. Причем эту ложь сообщает человек с православным саном, и люди могут воспринимать это, как официальную позицию Русской православной церкви (РПЦ).

Кто же такой протоирей Михаил Ардов? Родился в 1937 году в Москве. Отец Виктор Ефимович Зигберман, на литературном поприще взял псевдоним Ардов. Предками Зигберманов-Ардовых были с одной стороны сефардские евреи (общность, сформировавшаяся в Испании), а с другой немецкие. Поэтому сначала псевдоним был Сефардов, впоследствии три первых буквы растворились . Мать Нина Ольшевская, театральная советская актриса. Кстати знаменитый советский актер Алексей Баталов является родным братом по матери обсуждаемого Михаила Ардова.
В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ. Принял крещение в 1964 году, в 1967 иподиакон в Скоробященском храме на Ордынке. В 1980 году удостоился сана священника. В 1993 году вышел из РПЦ и вошел в РПЦЗ, стал клириком Суздальской епархии, которую возглавлял Валентин Русанцов. В 1995 году вместе Русанцовым вышел из РПЦЗ. Они создали Российскую православную свободную церковь, которая в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь. Данная церковь не является канонической.

Сам Ардов говорит о причинах своего воцерковления в эфире радио Свобода следующее:


http://www.svoboda.org/content/transcript/26842631.html

Для несведущих внутренняя эмиграция — это уклонение от участия в политической и общественной жизни государства как следствие внутреннего несогласия с господствующей идеологией; нежелание следовать задаваемым данным правилом; духовное отчуждение от государства; альтернатива реальной эмиграции. То есть побудителем к уходу в православия была не вера, а радикальное неприятие советской системы, что сподвигло убежать в иной мир.

Там же он выражает отношение к Сталину:

Ардов связывает безобразность современности с деятельностью Сталина, и в событиях на Украине виноват Сталин, во всем виноват Сталин, дотянулся проклятый. Коммунисты развалили Российскую империю, Ардов наверное запамятовал, что империя просуществовала до февральской революции 1917 года, и была переименована в республику. Мы видим, что Ардов не приемлет не только советское, но и русское. «Русского мира» для него нет, интересная постановка вопроса. А как же Пушкин: "Там русский дух , там Русью пахнет "! Просто протоиерей Ардов, поболее великого русского поэта о русскости знает. Нет для публициста и кризиса религиозной идентификации, который был обусловлен проектом «Модерн», именно это кризис вкупе с недееспособностью элиты привел к февралю. Замечу к февралю, а не к октябрю. Не было бы его, жили бы до сих пор в Российской империи. И «русский мир» Зигберман, мое личное мнение, непринимает за то, что он выбрал коммунизм.

Но продолжим цитирование:

Анализируя приведенную реплику, можно предположить, что уход из РПЦ обусловлен также отношением к Сталину. Именно Иосиф Виссарионович в 1943 году воссоздал институт патриаршества. Всвязи с этим Ардов заявляет, что РПЦ неканоническая структура. Тут сразу встает вопрос, а какая структура каноническая, при такой постановке вопроса можно не только до Петра I дойти. Далее Ардов-Зигберман сообщает интересную информацию по поводу взаимоотношений КГБ и партии в становлении Русской православной церкви. Дальнейшее раскрытие этой темы увела бы нас далеко за тематику поста. Тем не менее видно, что о конфликте «брахманов» и «кшатриев» в советской реальности протоиерей знает не понаслышке.

Итак, со страниц одной из самых массовых газет публицист, как бы выступающий от всего православного сообщества (никто не полезет разбираться, кто такой протоиерей Михаил Ардов), изливает русофобский яд на общество. И я бы на месте иерархов РПЦ задумался над этой коллизией, так как этот яд и по их душу.

Маленький мальчик родился и вырос в любви. Получил неплохое образование. Научился всему хорошему и не очень. И смог переработать знания в совершенно непредсказуемый результат. То, что получилось, не всем нравится. Он и не стремится быть гладким и предсказуемым. Его известность и неординарность взглядов говорят о могучей силе воле и несгибаемом характере.

Семья

Семья всегда оставляет глубокий след в жизни человека. Это своеобразный старт. От того, каким было начало, зависит дальнейшая траектория развития судьбы. Ардов Михаил Викторович родился в творческой семье. Его отец, Виктор Ефимович Зигберман, был писателем. В своё время вынужден был взять другую фамилию - Ардов. Мама - известная актриса Ольшевская Нина Антоновна. В семье было три сына, как в русской народной сказке. Кроме Михаила в семье подрастали родной брат Борис и сводный брат Алексей Баталов. Оба брата избрали стезю матери, стали актёрами.

Творческие порывы витали в воздухе и были усвоены маленьким Мишей вместе с материнским молоком. Но стать артистом он не захотел. Решил идти по стопам своего отца. И стал писателем-публицистом.

Детство и юность

Год для рождения был не самым удачным. Появился на свет в Ардов двадцать первого октября 1937 года. Семья не жила на одном месте с самого рождения малыша. Из Лаврушинского переулка в 1938 году они уехали на обменяв квартиру. Здесь он достиг совершеннолетия. Самостоятельную жизнь Михаил начинает по новому адресу. Шестидесятые годы он провёл в Голиковском переулке. Одно оставалось неизменным: Москва.

Детства проходило как у всех сверстников в тяжёлые военные и первые послевоенные годы. В последний военный 1944 год он идёт в первый класс в одну из школ Замоскворечья. Учится в этой школе три года. Затем родители переводят мальчика в школу № 12, которая располагалась в Старомонетном переулке в районе Якиманки. Вторая школа стала последней.

В 1954 году Ардов получает аттестат и поступает в МГБИ (Московский государственный библиотечный институт) имени Молотова. Проучился там он недолго, что-то пошло не так, пришлось бросить учёбу. На следующий год он становится студентом МГУ имени М.В. Ломоносова. Факультет журналистики стал для молодого человека именно тем, к чему лежала душа. В 1960 году он получает диплом и профессию литератора.

Профессиональный путь

Молодой специалист искал работу недолго, начав трудиться редактором на Всесоюзном радио. Работа увлекательная, но хотелось писать. В 1962 году Михаил Ардов становится профессиональным литератором и пишет самозабвенно и много. Итогом творческого пути является его членство в Комитете московских драматургов.

Духовное развитие

1964 год круто изменил взгляды писателя. Он принимает крещение в православную веру. К концу шестидесятых Михаил Ардов полностью отказывается от журналистики, перестаёт появляться в богемных компаниях. Через три года после крещения он был воцерковлен. С 1967 года служит иподиаконом в храме «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Поклониться иконе Божьей Матери приходит огромное количество верующих. Молодой диакон на Большой Ордынке привлекал своей неординарностью.

Два дня 1980 года стали поворотными в судьбе этого человека. За неделю до Пасхи в Вербное воскресенье Михаил Ардов в храме святого Иннокентия, что находится в Ярославле, был рукоположен в сан диакона. Через неделю после этого важного события, на Пасху, митрополит Иоанн (Вендланд) рукоположил его в сан иерея.

По благословению митрополита Михаил Ардов, протоиерей, отправляется служить в деревенские приходы. Небольшие деревеньки Ярославской епархии, затем Подмосковье Московской епархии. Незаметно пролетели тринадцать лет исправной службы священником в приходах Московского патриархата.

Разрыв

1993 год, лето. Происходит непредвиденное событие: священник Михаил Ардов разрывает юридические отношения с Московской епархией. Ему становится ближе зарубежное православие. Его назначают клириком Суздальской епархии РПЦЗ (Русская Православная Церковь за границей). Возглавлял епархию епископ Валентин (в миру Русанцев). Вместе со своим наставником Михаил уходит в раскол.

В 1995 году он стал клириком РПАЦ (Российская Православная Автономная Церковь). До 1998 года эта организация носила другое название: Российская православная свободная церковь. РПАЦ считается независимой от РПЦЗ как административно, так и канонически. Во стоял её организатор и Преосвященный Валентин.

Особенные взгляды

На многие вещи отец Михаил имеет свою точку зрения. Очень ярко это просматривается в отношении к Олимпийским играм и спорту вообще. Он считает, что истинному христианину недопустимо заниматься физкультурой, а спортом тем более. Объяснение этого он находит в Священном Писании: массовые зрелища христианин не должен посещать. Есть и другое доказательство: спорт - это забота о телесном, о плоти. Истинно верующий должен заботиться о духовном возвышении.

Михаил Ардов (протоиерей) отличается особыми взглядами и на Он считает, что РПЦ слишком тесно взаимодействует со светской властью. Объясняет отец Михаил это своеобразно. По его мнению, современная православная церковь образована в годы Великой Отечественной войны для объединения народа СССР против фашизма. Сталин создал две организации по одному образцу - КПСС и РПЦ. Когда партия одна не смогла противостоять войскам вермахта, потребовалась поддержка. Сложный 1943 год стал годом зарождения нового помощника КПСС - церкви. При этом он приводит доказательства своей точки зрения. Обе организации имеют схожие черты: церковные соборы - это партийные съезды; еретики - это враги народа. Есть мученики-герои и руководители: Патриарх - Генеральный секретарь.

Конфликт официальной и автономной церквей

Свои взгляды протоиерей Михаил Викторович Ардов не считает нужным скрывать. И открыто их выражает. Ещё в девяностые годы он через газету «Известия» выразил своё негативное отношение к восстановлению храма Христа Спасителя, которое инициировал мэр Москвы Отец Михаил публично пообещал никогда не переступать порог воскрешённого храма.

Начало двадцать первого века ознаменовалось открытой критикой в адрес РПЦ. В 2006 году деятельность возглавляемой им РПАЦ вызвала острую критику заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных связей протоиерея Встречи в прямом эфире стали ареной для дискуссий Михаила Ардова и диакона Андрея Кураева. И того, и другого Ардов считает «идеологами Московского патриарха». Сентябрьский эфир 2006 года одной из пятничных программ «Новое времечко» нашёл отклик в печатных средствах массовой информации и вызвал большой резонанс в обществе.

Литературные достижения

Все годы служения Богу не оставляет литературное поприще священник Михаил Ардов. Биография многих знаменитостей нашла отражение в его произведениях. Жизненный и творческий путь поэтессы Анны Ахматовой он представил во всём величии и многообразии. Не только Ахматова, но и другие гиганты-творцы интересовали публициста. Названия его книг красноречиво говорят о содержании: «Легендарная Ордынка. Портреты», «Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче».

Автору удалось доступно описать, заинтересовать читателя сюжетом. Прочитать и обсудить основные идеи таких книг, как «Мелочи архи.., прото… и просто иерейской жизни», «Прописные истины», стало необходимой потребностью мыслящей интеллигенции.

Итог сегодняшнего дня

Как будто всю жизнь стремился к этому Михаил Ардов. Биография сына творческих родителей, журналиста полна крутых поворотов. Сегодня он - настоятель храма во имя Царя Мученика Николая Второго и всех Новомучеников и Исповедников Российских, который расположен на Головинском кладбище в Москве. Является клириком (протоиереем) Российской Православной Автономной Церкви.

Он известен сначала как советский, а затем - как российский мемуарист и публицист. Его произведения читают не только верующие. Рассмотреть позицию оппонента, сформировать своё мнение, найти поддержку своим исканиям помогают неординарные публикации Ардова.

Клан Ардовых

Писатель-юморист, сценарист, карикатурист Виктор Ардов - жидовин

Виктор Ефимович Зигберман (писал под псевдонимом Виктор Ардов) родился в 1900 году в Воронеже, в Российской империи. В некоторых источниках настоящая фамилия Радова дана неправильно - Зильберман. Правильно - Зигберман. По национальности Виктор Ефимович Зигберман - жидовин. Отец - инженер-железнодорожник, выпускник Харьковского технологического института - жидовин Ефим Моисеевича Зигберман. В те годы - член хозяйственного правления Воронежской жидовской общины.

Город Воронеж находился за пределами «черты оседлости», но постепенно ловкие жиды и туда проникли, и весьма размножились, и укрепились. Например, знаменитый в Воронеже жидовин Владимир Александрович Гольдштейн оказался здесь уже около 1840 года. Сначала типографский рабочий, потом принял православие, был приписан к цеховым ремесленникам, в конце 1850 годов жид стал купцом 2-й гильдии, потом открыл «литографию и металлографию», и уже в мае 1859 года основал первую в городе частную типографию. Гольдштейн был издателем первой в губернии частной газеты «Воронежский листок», потом издавал «Воронежский справочный листок». С 1869 года жид этот стал издателем газеты «Воронежский телеграф» - наиболее крупной и респектабельной газеты в городе, издавалась до июня 1918 года. Он успешно зомбировал русское население губернии, особенно высшее сословие. В 1905 году погромы были, но в Воронёже они были небольшие. В Воронеже множились жиды-купцы, жиды-банкиры, жиды-врачи, жиды-инженеры, жиды-чиновники… Здесь жили предки детского писателя-жидовина Маршака и советского писателя-жидовина Бакланова… Когда появилась кадетская партия, жиды ринулись и туда. Членом кадетской партии стал и жидовин Ефим Зигберман…
(Краткая история Воронежской еврейской общины 19-20 века). http://base.ijc.ru/new/site.aspx?IID=47933&SECTIONID=47912&STID=248594

Вспоминает актриса, «телезвезда» Анна Ардова:
- У моего дедушки Виктора Ардова предками были с одной стороны немецкие евреи, с другой — сефардские. (Сефарды - это субэтническая общность жидов, сформировавшаяся в Испании). Кстати, настоящая фамилия моего деда — Зигберман. То есть я, по идее, должна была стать Анной Борисовной Зигберман. Звучит красиво. Но поскольку в советское время не очень-то приветствовалось быть евреем или носить еврейскую фамилию, то дед-писатель сначала решил стать Сефардовым, а потом первые три буквы сами собой отпали и получился Ардов…

(Международный еврейский журнал АЛЕФ).
http://www.alefmagazine.com/pub2159.html
http://base.ijc.ru/new/site.aspx?STID=245090&SECTIONID=244679&IID=779323

Из воспоминаний бывшего сотрудника журнала «Крокодил» Эрнста Эделя:

Кто вы, Виктор Ардов?

Нетрезвый А.Твардовский увидел Виктора Ардова в Доме литераторов: “Что-то не нравится мне ваша фамилия…” Ардов сходу выдал ответ: “Это потому, что она составляет середину вашей!” Наверное, автор “Теркина” имел в виду, что “Ардов” - псевдоним. Свою настоящую фамилию, еврейскую, Ардов, кажется, и сам забыл? Он вообще слыл идейным ассимилянтом, считая, будто еврейские имена и фамилии неприятны русскому уху. По этой логике все националы (нацмены) СССР должны бы стать Ивановыми и Петровыми? Я с этим не соглашался. Но писатели и прочие деятели-евреи, укрывшись русскими псевдонимами, пребывали как бы в вечном подполье, под кличками, вроде уголовников.
(Эрнст Эдель. Интеллигентские байки от Эделя. Архив, №10 (22), Октябрь 2002).
http://www.florida-rus.com/archive-text/10-02edel.htm

Может, Ардов и был «ассимилянтом», может, стеснялся фамилии Зигберман, может, поменял фамилию в интересах карьеры… Ардов на эту тему предпочитал помалкивать в тряпочку.

Воронеж хороший город, но Москва лучше. Жиды Зигберманы переселяются в начале войны в Москву. В 1918 Виктор Зигберман окончил Первую мужскую гимназию в Москве.

Его сын Михаил Ардов написал в своих воспоминаниях: «Ко времени революции, в свои семнадцать лет, Виктор Ардов был уже сложившимся человеком и вполне сознательно разделял программу кадетской партии. Мне вспоминается забавный эпизод, происходивший в начале шестидесятых годов. Некий художник, которого отец каким-то образом облагодетельствовал, пришел на Ордынку и выражал свою признательность такими словами:
— Спасибо тебе, Виктор, за то, что выручил меня… Ты — настоящий большевик-ленинец… с 1920 года. В 1947—1951 гг. депутат Верховного Совета РСФСР.
— Дурак ты! — отвечал ему Ардов. — Какой я тебе ленинец? Я всю жизнь был либералом! Я — сторонник буржуазной демократии…»
Конечно, тогда он отрыто так не говорил.

Михаил Ардов: «В девятнадцатом и двадцатом годах ему довелось служить в каких-то советских учреждениях, но у него возникло желание учиться в институте. Однако же было препятствие для поступления в советский вуз, а именно происхождение «из служащих» или даже «из мещан». В то время уже существовал рабфак, а в институты набирали главным образом «пролетариев» и «крестьян».
Но тут Ардову помогла протекция: на одной из его теток был женат историк-марксист, впоследствии академик В. П. Волгин…»

Это не так. Михаил Ардов привирает. Пролетарское и крестьянское происхождение тогда, конечно, значило при поступлении в институты. Но весьма значило и жидовское происхождение. Ведь большинство жидов, которые заполнили институты, также органы управления, не были пролетарского и крестьянского происхождения. Но, конечно, имело значение, если отец Виктора Ардова - Ефим Зигберман - был до октябрьского переворота собственник и богач, да ещё кадет.

В 1925 Виктор Ардов окончил экономический факультет московского Института народного хозяйства имени Плеханова. Но если верить словам сына Михаила, диплом не получил. Дело в том, что комитет комсомола потребовал, чтобы он, как сын богатых родственников, пожертвовал немного денег на общие нужды. Ардов отказался, тогда ему пригрозили, что не получит диплома об окончании.
— Можете подтереться моим дипломом! — сказал им Ардов и навсегда покинул здание института.

Диплом особо ему и не был нужен. Жидовин Виктор Ардов не собирался работать экономистом. Экономистом быть хорошо, но «русским писателем» - лучше.
Он, когда учился, уже подрабатывал актёром и конферансье в кабаре «Нерыдай». С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с сопроводительным текстом в журнале «Зрелища». В целях сокрытия своих жидовских корней уже выступал под фамилией Ардов. Потом стал сам иллюстрировать свои юмористические сборники. Регулярно печатался в юмористических журналах «Крокодил» и «Красный перец». Вместе с Л. В. Никулиным написал комедии «Склока» и «Статья 114-я уголовного кодекса» (1926), «Таракановщина» (1929). (Никулина многие жидовские биографы причисляют к жидам). Вместе с жидовином Массом сочинил комедию «Именинница», самостоятельно сочинил комедию «Мелкие козыри» (1937). Альтов часто писал юмористические монологи для эстрадных артистов (для жидовина Хенкина, Рины Зеленой, для жидовина, Райкина, для жидовина, Петкера и других). С 1927 года жидовин Ардов заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры. Название театра, конечно, неправильное, никакой легальной сатиры при комдиктатуре быть не могло и не было. Потому и жидовина Ардова нельзя причислять к сатирикам. Он был просто жидовин-юморист.

Насочинял этот жидовин Ардов (Зигберман) в СССР на русском языке — более сорока сборников юмористических рассказов, фельетонов, театральных скетчей, очерков, киносценариев к фильмам «Светлый путь» (1940) и «Счастливый рейс» (1949) и теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Посмертно была издана книга воспоминаний «Этюды к портретам» (1983) о Маяковском, Булгакове, Ахматовой, Зощенко, Ильфе, Петрове, Светлове, Олеше, Кольцове, Ильинском, Раневской и других. Переиздана книга этого жидовина под названием «Великие и смешные» была в 2005 году. И до сих пор нет ни одного исследования об отупляющем воздействии этого жидовина-зомбаря и подобных жидов-юмористов на сознание русского народа.

Виктор Ардов (Зигберман) умер в 1976. Гроб с его физическим телом закопан на Преображенском кладбище (Москва). Фотография могильного памятника дана на сайте «Еврейский мемориал».
http://jewish-memorial.narod.ru/Ardov.htm

Жены, дети, внуки.

Первой женой Ардова (Зигбермана) стала Ирина Константиновна Иванова. Второй женой стала в 1933 уже известная актриса Нина Антоновна Ольшевская. По национальности - полуполячка. Её, пятилетний сын Алексей Баталов (в будущем артист) стал пасынком Ардова. Немного позже родились и продолжатели рода Ардовых. В 1937 году родился будущий литератор-мемуарист и священник Михаил Викторович Ардов, а в 1940 году - актер и режиссер-мультипликатор Борис Викторович Ардов. Знаменитой станет и внучка Виктора Ардова - актриса Анна Борисовна Ардова. Немного известными станут и правнуки - актёры Антон Шаврин и Соня Ардова.

Актёр, режиссёр-мультиприкатор Борис Ардов -
сын Виктора Ардова (Зигбермана)

Борис Ардов родился в 1940 года в Москве. По национальности - жидовин по отцу. Отец - писатель и сценарист - жидовин Виктор Ардов (Зигберман). Мать - актриса МХАТа Нина Ольшевская, полуполячка.

B 1961 окончил Школу-студию MXAT. Работал актёром в театре «Современник». B 1972 окончил Высшие режиссёрские курсы. С 1974 по 1987 работал режиссёром и художником-постановщиком на студии «Мульттелефильм» ТО «Экран». C 1975 преподавал во ВГИКе. Был доцентом кафедры актёрского мастерства, кандидат искусствоведения. Возглавлял Ахматовский культурный центр в Москве (хотя Ахматова была и не жидовинка).

Умер в 2004 году в Москве. Его физическое тело закопано на Преображенском кладбище вместе с отцом. Фотография могильного памятника дана на сайте «Еврейский мемориал».
http://jewish-memorial.narod.ru/Ardov.htm

Жены и дети

Жидовин Борис Ардов был четыре раза женат, наплодил семь детей. Первая жена — Мира Ардова (урожденная Киселёва), артистка ТЮЗа (потом она жена актера Игоря Старыгина, потом она жена театрального режиссёра жидовина Льва Давыдовича Вайсмана). От первого брака двое детей — дизайнер Нина Ардова и актриса Анна Ардова.
Когда Борис Ардов был женат на Мире, он познакомился со студенткой Текстильного института Людмилой Дмитриевой, которая мечтала стать актрисой. Ардов стал готовить её в театральный вуз и параллельно стал спариваться с нею. А жена его в это время стала встречаться с актером театра и кино Игорем Старыгиным. Артистка Людмила Дмитриева потом призналась публично, что сделала несколько абортов от Ардова. Он впрыскивал своё семя в её тело, не задумываясь о последствиях. Когда она училась на третьем курсе МХАТа, она снова забеременела, но решила рожать. Родилась дочка Мария. Людмила Дмитриева знала, что Борис Ардов очень похотлив, у него много дамочек, любил совокупляться с разными дамочками… «А однажды вернулась домой и застала супруга, в компании сразу с несколькими дамами. Не сдержалась и закричала: «Проститутки, вон отсюда!» Впрочем, до поры до времени Боря уважал и любил меня. А потом долго не мог выбрать между мной и мультипликатором Ольгой, дочерью знаменитого оператора (жидовина) Эдуарда Розовского, снявшего «Белое солнце пустыни» и «Трех мушкетеров». Я рыдала, а свекровь успокаивала: «Не плачь, ты - оставайся, а он - пусть уходит». Развелась, когда Маше было 6 лет. С (жидовинкой) Розовской, которая сейчас живет в Америке, у него родилась дочка. После расставания Ардов женился в четвертый раз и завёл еще трёх дочерей. Его последней жены уже нет в живых, как и самого Бори, который скончался в 2004 году от цирроза печени. Обоих погубил алкоголь, их девочки остались сиротами и живут с бабушкой».
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/ludmila_dmitrieva/

Сочинитель книжек-воспоминаний и священник Михаил Ардов -
сын жидовина Виктора Ардова (Зигбермана)

Михаил Ардов. фото: Александр Астафьев (www.mk.ru)

Михаил Ардов родился в 1937 в Москве. По национальности - жидовин. Он сын писателя-юмориста жидовина Виктора Ардова (Зигбермана). Мать - актриса Ольга Ольшанская (по воспоминаниям Михаила Ардова - у неё польские корни). «Моя мать, Нина Антоновна Ольшевская, родилась во Владимире 31 июля/13 августа 1908 года. Её отец, Антон Александрович, был сыном главного лесничего Владимирской губернии. А женою этого моего прадеда была польская аристократка — урожденная графиня Понятовская».
http://modernlib.ru/books/ardov_mihail/vokrug_ordinki/read/

В 1960 окончил факультет журналистики МГУ. Но быть советским пропагандистом-журналистом не прельщало. А писать сатиру не дано, да и страшно, романы и повести сочинять тоже не решился, стать профессиональным юмористом, смешить гоев - тоже не решился, ибо будут сравнивать со знаменитым тогда отцом-юмористом… Послушно и совсем стандартно и в маске жить в СССР «сильно надоело». И вот в 1964 Михаил Ардов - сначала крестился. Потом с 1967 он уже иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980 был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя святого Иннокентия, митрополита Московского. На Пасху 1980 рукоположён в священника митрополитом Иоанном (Вендландом). Служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.

А летом 1993 жидовин Михаил Ардов вышел из юрисдикции Московской Патриархата и перешёл в Русскую Зарубежную Церковь. Стал клириком Суздальской епархии, которую тогда возглавлял Валентин Русанцов. Вместе с Русанцовым ушёл в раскол. С 1995 года Михаил Ардов - клирик административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской Православной Автономной Церкви. В 1998 эта церковь была переименована в Российскую православную автономную церковь.

И понятно, что он ушёл в иеромонахи не из высших соображений. О Вере, о Боге, о Высшем Смысле Жизни в его сочинениях и выступлениях ничего интересного. Ушёл в иеромонахи не только потому, что «сильно надоело». Некоторые биографы отметили, что «уйти в религию означало в те годы одну из форм протеста против советской власти и советской действительности». И он сам признался: «А потом, я не сразу эту причину понял: приход в церковь был внутренней эмиграцией. Мы выпадали из советской жизни. Мы изгои. Вот такие были две причины».
http://www.svoboda.org/content/transcript/26842631.html

И тем более с бородой и в рясе ходить было уже не опасно. Даже служить в Российской православной автономной церкви было уже не опасно.
Правильно отреагировал на новый облик Михаила Ардова поэт-жидовин Иосиф Бродский, когда они встретились в 1995 году в Нью-Йорке. Увидев старого приятеля в рясе, он сказал:
- Какой маскарад!
http://www.svoboda.org/content/transcript/26842631.html

Задолго до этого, ещё в середине 60-х, в Москве, отвечая на вопрос новообращённого Ардова, не думает ли и он креститься, Бродский сказал по-английски:
- I am Jew. (Я еврей).
http://sta-sta.ru/?p=15251

Жидовин Михаил Ардов, конечно, стал тупо тявкать на Русскую Православную Церковь.
«Московская патриархия, Русская Православная Церковь, в большой степени исполняет то, чем занимался в советские времена отдел пропаганды ЦК КПСС. К этому же надо отнести и желание ввести Закон Божий в общеобразовательных школах. Мне кажется, это решение не только не очень правильное, но, я бы сказал, и не очень умное. Потому что та трагедия, которая произошла в Российской империи, во многом предопределялась тем, что Петр I превратил Православную Церковь в духовное ведомство и придаток государства. И, кстати сказать, Закон Божий преподавался во всех учебных заведениях. Чем это кончилось в 17-ом году, мы знаем…».

Бедняга даже не понимал, что суть прежде всего в том, что Христианская Религия вошла в противоречие в Большой Наукой во всех странах. Закон Божий действительно преподавать уже поздно, но краткую историю основных религий преподавать, конечно, надо. Каждый русский школьник должен знать азы язычества, православия, ислама и буддизма. Да и про иудаизм, Тору и Талмуд немного знать должен. Русско-жидовский вопрос немного знать должен.

В 1990-е годы газета «Известия» напечатала его статью против строительства храма Христа Спасителя в Москве. Жидовин Ардов дал себе обет никогда не входить в этот храм. Да и не ходи. Хоть в синагогу ходи. Михаил Ардов публично выступил против Олимпийских игр и любых спортивных соревнований. Христианам нельзя даже заниматься физкультурой и спортом. Занятия физкультурой и спортом - это «попечение о плоти», а от этого нас предостерегал первоверховный апостол Павел (Послание римлянам 13:14). Он высказался против помещения в тюрьму девок, которые полуголые скакали в христианском храме…

22 сентября 2006 на Михаила Ардова «набросился» в прямом эфире программы Авторского телевидения (АТВ) «Новое времечко» Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин. Инцидент освещался в некоторых СМИ. Чаплин назвал священника Михаила Ардова "раскольником". Чаплин призвал священнослужителей и мирян отказываться от совместного участия в теле- и радиопрограммах с Михаилом Ардовым, клириком раскольнической группировки с центром в Суздале. Чаплин отметил, что в журналистской среде за РПАЦ закрепилось звание "секты педофилов". Секта эта знаменита скандалами со священниками-педерастами и священниками-педофилами.

Жидовин Михаил Ардов написал дюжину книжек на русском языке для русских гоев: «Мелочи архи…, прото… и просто иерейской жизни», «Возвращение на Ордынку. Воспоминания, публицистика», «Вокруг Ордынки», «Легендарная Ордынка. Портреты», «Монография о графомане. Воспоминания», «Заметки кладбищенского попа» и др. Но неудовлетворён.

Михаил Ардов: "У меня - судьба несчастливая... священнослужители меня считают писателем, а писатели - священнослужителем, притом как те, так и другие не выказывают мне ни малейшего уважения".
(Михаил Ардов. Монография о графомане. - М. 2004, с.528).

Русанцов объявил себя в 1995 главой Российской православной свободной церкви. Ему удалось, пользуясь поддержкой местных властей, захватить 19 храмов в городе Суздале, где находится центр этого раскола. 19 февраля 1997 года Архиерейским собором Русской Православной Церкви был извержен из сана. 15 марта 2001 года решением Архиерейского синода РПАЦ Русанцов возведён в сан митрополита, признан первоиерархом Российской православной автономной церкви. Он - митрополит суздальский и владимирский, умер в 2012. И перспектив у этой церкви никаких нет. И никаких перспектив у жидовина Михаила Ардова. Михаил Ардов мало кому известен как поп или религиозный проповедник «Российской свободной церкви». Он скучный и робкий поп.

И, конечно, поп-жидовин Михаил Ардов обходит упорно молчанием в своих книжках-воспоминаниях и выступлениях в СМИ важную тему о педерастах и педофилах в рясах… Он ни разу не высказался за введение в России закона о запрещении педерастии в России и повышении сроков наказания за педофилию. И, конечно, он ни разу не высказался на тему об опасности экспансии жидов в христианскую церковь… Ни слова не сказал в своих книжках-воспоминаниях о Первом Большом Прыжке жидов во власть, в кинематограф, на эстраду, в издательства, а потом в Телеящик… А ведь хорошо должен был знать, что советская эстрада была переполнена жидами, да и ныне жидов на эстраде навалом…

Ругает на радио «Свобода» Сталина, который «который сначала Донбасс присоединил к Полтавщине и Киеву, а потом еще два куска Польши и один кусок Австро-Венгрии. Такое государство существовать не может. Сталин, как сказал однажды Горбачев, заминировал всю страну! В Грузии кто придумал Абхазскую автономию? Кто разрезал Осетию на две части? Кто отдал Карабах азербайджанцам? То же самое он сделал в Средней Азии. Кто отдал яицких казаков в Казахстан? Я дважды был в Самарканде. Это чудный город, населенный таджиками, который принадлежит Узбекистану. Он заминировал всю страну. Не демократы развалили Союз, а коммунисты погубили Российскую империю. И это выражение "русский мир" - это новоизобретение. Никакого русского мира в России не было. Была Российская империя. Там и национальности не было. Там было только вероисповедание…»
http://www.svoboda.org/content/transcript/26842631.html

Жидовин Михаил Ардов скрывает, что сокращение Российской империи, развал Российской империи и тупое сшивание кусков в «советское одеяло» - в СССР начались при Ленине и Троцком, при диктатуре шести жидов-диктаторов, а не при Сталине. Сталин потом доделывал и переделывал ленинское дело. Жидовин Михаил Ардов не в состоянии рассматривать исторический процесс также и в национальном аспекте. Это поп-жидовин не видит или скрывает Большой Прыжок жидов во власть после 1917 года. Этот поп-жидовин не видит или не хочет видеть Второй Большой Прыжок жидов во власть после 1991 года. Не видит, что «демократы» , а если рассматривать события в национальном аспекте, то именно жиды с другими нацменами развалили страну. И даже ликвидировали графу национальность в паспортах и анкетах, чтобы облегчить себе Второй Большой Прыжок к власти. Эх, бедный поп, толоконный лоб… или хитрожопый поп…

Актриса Анна Ардова - внучка жидовина Виктора Ардова (Зигбермана)

Внучка жидовина Виктора Ардова - Анна Борисовна Ардова - родилась в Москве в 1969. Мать её Мика Ардова (Киселёва), работала в это время ТЮЗе, а отец-жидовин Борис Ардов был режиссером и художником-мультипликатором. Свое имя девочка получила в честь бабушкиной подруги, поэтессы Анны Ахматовой.
Мать Ани Ардовой развелась с ее отцом-жидовином. После она выходила замуж за известных мужчин из артистической среды. С Игорем Старыгиным Аня даже подружилась, а вот с режиссером Львом Давыдовичем общего языка найти не сумела.

Аня Ардова только с пятой попытки смогла поступить в ГИТИС. Окончила ГИТИС в 1995. С 1995 года — актриса Московского академического театра им. В. Маяковского.

В кино Анна начала сниматься с 1983 года. Снялась в нескольких фильмах.

Пять сезонов она играла в скетчкоме «Женская лига» на ТНТ (скетчком - это небольшая пьеса комедийного или острого содержания с двумя, реже — тремя персонажами). Получила некоторую известность. В 2009 Ардовой предложили главная роль в шоу «Одна за всех» на телеканале «Домашний». Биографы пишут, что проект стал одним из главных хитов канала. Адова получила премию «ТЭФИ» «За лучшую женскую роль в телесериале в 2010.

Начала сниматься в сериалах. В 2004 году играла в сериале "Только ты", а также ей досталась главная роль в фильме "Тайна голубой долины". В 2006 году ей предложили роль в телешоу "Женская лига". Сериал пользовался популярностью у нетребовательных зрителей, Анну стали узнавать на улицах. Она начала работу над новым проектом "Одна за всех".

Ее мужья и дети
Первый раз замуж Анна вышла, когда была ещё на втором курсе, за актера Даниила Спиваковского. Его фамилия на жидовской сайте 7:40 выделена синим цветом («Знай наших»!).
http://www.sem40.ru/index.php?newsid=216602

«Мой дед, Семен Давидович Спиваковский, был евреем, - признался сам Спиваковский в интервью»,
http://www.jewish.ru/culture/cinema/2009/09/news994278227.php

Для неё, внучки жидовина, нормально было выходить замуж за жида. Но брак продлился меньше года. Анна: «Мы поженились на втором курсе. Разошлись мы, не прожив вместе и год. Я не знаю, как мы друг друга не убили с нашими темпераментами».

Потом у неё был роман с грузином Георгием Шенгелия (сын известного режиссера). Но тоже скоро разошлись.
В 1996 году у актрисы вновь случился бурный роман. С журналистом Сергеем. «Отец Сони, журналист Сергей, бросил меня, когда я была на шестом месяце, — рассказала Ардова в интервью «Экспресс-газете». — Я во всем винила себя: «Каким же плохим человеком надо быть, чтобы бросили в глубокой беременности». Её вторым мужем стал артист Александр Шаврин. Познакомились они давно, дружили, но признался в любви он, когда она была беременная. От журналиста Сергея она родила дочку Соню. От Шаврина она в 2001 родила сына Антона. Соня тоже стала артисткой. С сыном Антоном Анна Ардова снималась в сериале «Женская лига»...

Актриса Соня Ардова -
правнучка жидовина Виктора Ардова (Зигбермана)

Софья Сергеевна Ардова - дочь Анны Ардовой, правнучка писателя-юмориста жидовина Виктора Ардова (Зигбермана) - родилась в 1996 в Москве.

Училась в Архитектурно-дизайнерской студии. Потом студентка Московской Театральной школы Олега Табакова.

В кино Софья Ардова с 2004 года сыграла около 10 ролей. Наиболее известные - главные роли в картинах: «Крыша», «Всё к лучшему».

Анна Ардова и ее сын Антон Шаврин, правнук жидовина Виктора Ардова (Зигбермана).

Антон Шаврин родился в 2000 году в семье актеров Анны Ардовой и Александра Шаврина. Снимается с мамой в скетчкомах "Женская лига" и "Одна за всех".

Сборник «Жидовский Телеящик» в более полном объемеи Основы Русского Космизма читать здесь:

http://forum.17marta.ru/index.php?board=81.0 (здесь цензура администратора))

http://17m.forum24.ru/

«Вставайте, людирусские!»

- Михаил Викторович, ваша неоднократно изданная книга воспоминаний «Легендарная Ордынка» посвящена людям поистине баснословным – Ахматова, Пастернак, Надежда Мандельштам , Бродский , Мария Петровых, Шостаковичи. А, в то же время, вот вы передо мной, - веселый, молодой, задорный человек, - как-то даже не верится…

По этому поводу у меня был смешной разговор. Когда я в 92-м году написал свою «Легендарную Ордынку», то, по совету приятеля, отдал ее в «Новый мир», позвонив тогдашнему главному редактору Залыгину . Я позвонил, представился, секретарша дала ему трубку, я говорю: «Сергей Павлович, у меня есть мемуары о таких-то лицах». Он помолчал и спросил: «А что, вы их всех знали?». Я говорю: «Да. Кого-то ближе, кого-то нет». Потом я отвез в середине недели рукопись, а через два или три дня, в выходной день он позвонил с дачи и сказал, что берет это в журнал, ему нравится, и говорил такие слова, что мне неудобно повторять.

-Ваши мемуары выстроены фрагментарно, в центре каждого эпизода лежит или афоризм , или анекдот. Так писали древние. Книга исчерпывающих фрагментов складывается так, что кажется – ничего нового вспомнить уже нельзя. Написанное столь ярко закрывает все остальное или что-то еще вспоминается по ходу?

Все время что-то такое вспоминается. Сейчас я как раз занят тем, что по заказу одного издательства перевожу эти тематические фрагменты в хронологически единое повествование применительно к своей жизни. Естественно, многое дополняется новыми деталями, сценками, рассказами о встреченных мною людях. Но, в принципе, как записала в записной книжке Ахматова, и я уже цитировал это и непременно процитирую опять, - человеческая память подобна прожектору. Она выхватывает из темноты какие-то детали, а вокруг остается абсолютный мрак. Поэтому, она говорит, непрерывность в мемуарах это фальшивое качество. Я тоже так считаю. Мемуары должны быть фрагментарны. Это я понял довольно рано, как только начал их писать.

- Чтение чужих воспоминаний, например, Анатолия Наймана , получивших скандальную известность, наводят на какие-то новые мысли?

Я уже несколько раз отвечал в печати по поводу его повести «Б. Б. и другие», касающейся семейства профессора Мейлаха и его сына, Михаила Борисовича, в свою очередь, профессора Страсбургского университета. Это и пасквиль, и чудовищная неблагодарность по отношению к людям, у которых он ел, пил, неделями жил на даче. Не хочу этого больше касаться. Бог ему судья. Прошлой зимой я был в Калифорнии по церковным делам и два дня жил в доме Аси Пекуровской , первой жены Довлатова . Туда пришел наш приятель Женя Боданский, человек повышенного чувства справедливости, который страшно осуждал Наймана за то, что в своих мемуарах тот никогда не пишет о своей первой жене Эре Коробовой , с которой они прожили довольно много лет. Мы сидели втроем в гостиной, и я на это говорю: «Понимаешь, у всех мемуары, а у Наймана – мимоэры». Боданский чуть не упал с дивана от смеха, а Ася спрашивает: «Простите, вы это прямо сейчас придумали?» Я говорю: «Нет, я два года готовился, чтобы здесь это сказать».

-Про Бродского вы все вспомнили?

Нет, как раз финалом новой мемуарной прозы, которую я пишу, беря частью старое, а частью дописывая новое, будет, я думаю, наша последняя встреча в феврале 95-го года, а потом смерть Бродского и его похороны.

-Был у вас какой-то момент, когда вы поняли, что гении, которые были вокруг, ушли, и все кончилось, сам состав времени стал иным?

Было, и на это обратил мое внимание . Это было в день похорон Анны Ахматовой . На гражданской панихиде в союзе писателей я, к счастью, не был, но и над могилой говорилось Бог знает что. Например, выступал Сергей Владимирович Михалков , который сказал фразу, имеющую в России особое звучание: «Настоящее искусство не имеет срока». Что такое «иметь срок» мы знаем. А потом выступил Арсений Александрович Тарковский , который единственный сказал человеческую фразу. Он сказал: «Пусть земля ей будет пухом». Потому что все остальное, что там говорилось, было абсолютно негоже. А потом самые близкие ей люди пошли на ее дачу в «Будку», там священник отслужил панихиду, это Лев Николаевич , ее сын, выхлопотал. Потом начались какие-то поминки, мы ели, выпивали. И тут, я помню, как ко мне подошел Арсений Александрович, а мы с ним тогда были довольно близки, у меня есть его письма, книжки, он знал, что я люблю его стихи, потом мы отдалились, когда моя жизнь пошла по другому руслу. И он подошел ко мне и буквально со слезами на глазах сказал фразу, которую я запомнил на всю жизнь. «Как же теперь жить будем, Миша?»

-Это ощущение конца было?

Да, он был старше нас всех и понимал, что с уходом Ахматовой перевернулась страница в истории русской литературы, и дальше все будет лишь мельчать. За шесть лет до этого ушел Пастернак , теперь Ахматова, кончился серебряный век, началось безвременье. Я это запомнил и несу.

-А общий писательский быт 40-50-х годов, которого вы были свидетелем?

Если честно сказать, я советских писателей не любил. Это, действительно, крапивное семя. Мне хотелось бы сделать то же, о чем сообщал Мандельштам в «Четвертой прозе» по поводу писателей, которые писали заведомо разрешенные вещи: «я хочу плевать в лицо, хочу бить их палкой по голове и всех посадить за стол в Дом Герцена, поставив перед каждым стакан полицейского чаю и дав каждому в руки анализ мочи Горнфельда ». ЦДЛ мне всегда был отвратителен. Большое количество советских письменников в одном месте меня угнетало.

-С другой стороны, вы неоднократно писали, что и актеры вам не нравятся?

Надо сказать, у меня был момент интереса к театру в начале 60-х, когда открылся «Современник», там играл мой младший брат Борис. Там, действительно, были веселые спектакли, ощущение воздуха. «Голый король» был хорош. Прекрасный спектакль был по пьесе Володина «Назначение». Кроме того, они открыли у себя в подвале кафе, где продавалась водка без наценки, что, пардон, тоже в юности нас очень привлекало. Что-то такое в тот момент было настоящее. Мы недавно встретились на телевидении с Галей Волчек и очень обрадовались друг другу. А сейчас пойти в театр для меня абсолютно невозможная вещь. И не только канонически. Ну, что актеры… Прежде всего, это женская профессия, даже если они мужчины. Потому что намазывать свое лицо, выходить и стараться всем понравиться – это абсолютно не мужское дело. То, что актеры не мужчины, я прочел на первой странице книги Эфроса . Такое же мнение высказывал Андрей Тарковский . Я не точно цитирую, но он говорил о них как о злых и развратных детях. Актеры по своей природе - инфантильны . И беда нашего общества, что чуть ли не главные учителя жизни на телевидении это актеры. Что могут сказать люди, чья профессия – говорить чужие слова? Как говорил классик, их место в буфете, а не на телевидении. Я видел вручение премии «Оскар» покойному Феллини . Вручали «Оскара» такие актеры как Марчелло Мастрояни и Софи Лорен. Ни тот, ни другая не произнесли ни единого слова. Только Софи Лорен спросила: можно я вас поцелую? На что Феллини сказал: да, я этого очень хочу. Все остальное время говорил Феллини . Представьте, если бы это вручала наша парочка, чего бы они там наговорили!

-Как вы жили, если трещина проходила внутри семьи. Папа – советский писатель-юморист, мама актриса МХАТа, братья - актеры?

Понимаете, на уровне семьи такие принципиальные вопросы не только не решались, но и не вставали. Мой брат, Алексей Баталов , исключительно одаренный человек, все его родственники были во МХАТе. Когда делали фильм обо мне на REN -TV , меня провоцировали, чтобы я говорил отрицательно об актерах, а потом подсовывали это ему. Сейчас делается фильм о нем, и снова меня спрашивают об отношении к театру и актерам, чтобы потом показать ему, и он отвечал. Но стравливаемся мы только телевидением. В обычной жизни мы это не обсуждаем. Это вынесено за скобки.

[ мама - О1908 году . Актриса МХАТа . появилась на экране лишь дважды – в фильмах "Человек остался один" (1930) и "Я вернусь" (1935). Алексей Баталов . Второй муж писатель В иктор Ефимович Ардов ]

-А что читаете?

Только нон-фикшн. Я ни строчки не прочел ни Пелевина, ни Сорокина, ни Ерофеева, который лже-Ерофеев. Мне это не интересно. Когда-то Льва Толстого в конце жизни спросили, почему он перестал писать романы . Он ответил совершенно гениально. Он сказал: с тех пор, как меня перестало интересовать, что господин такой-то влюбился в госпожу такую-то, я романов не пишу. Меня же это перестало интересовать до такой степени, что я их уже и не читаю. Честно скажу, что могу сейчас читать прозу только трех авторов, - Пушкина, Гоголя и Лермонтова. Я взял в Америку «Анну Каренину». Действительно, замечательный роман. Понимаю, насколько это хорошо сделано, своеобразно, какое мастерство. А читать не смог.

Да, но оттого, что все это специально сделано, сбито вместе, читать не могу. Вижу швы, вижу, как он подставляет одно к другому. Всюду, как говорил незабвенный Гриша Горин, стоят рояли в кустах. Более искусно замаскированные, но во всех кустах по роялю, которые вовремя вступают в игру. Мало того, друг, у которого я жил в Америке, больше всего в русской литературе любит «Хаджи-Мурата». У меня была масса времени. Я взял его и прочел не больше семи страниц. Мне даже было стыдно это сказать ему. Меня и так считают юродивым .

-Движение к религии в 60-е годы было в духе времени?

У меня это происходило совершенно индивидуально. Только потом, в начале 70-х я познакомился с о. Стефаном Красовицким , бывшим известным поэтом, и мы с ним сблизились. А тогда я вспоминаю, как Бродский рассказал мне, что однажды покойный Андрей Сергеев был поражен, прийдя в церковь на Ордынке, где я еще не прислуживал, но тогда был какой-то праздник, и вдруг из боковой двери алтаря я вышел в костюме со свечкой. Он был удивлен, и Бродский мне это передал с его слов. Это был период моего воцерковления.

-А сам Бродский удивлен не был?

Нет, он знал. Кстати, однажды, как сейчас помню, мы с ним шли по Климентовскому переулку, и я его спросил: «Иосиф, а вы не думаете креститься?» Он посмотрел на меня и сказал по-английски: «I am jew ». Я – еврей. Притом, что он посмеивался над иудаизмом, а Израиль часто называл «ближневосточное государство Жидостан».

-“Jew ” – это было внутреннее препятствие, трудно формулируемое?

У меня есть его письмо. Вообще-то мы с ним не переписывались, но где-то в 95-м году, летом, он написал мне из Америки спрашивая, что я думаю по следующему поводу. Я почти точно цитирую: как я полагаю, принадлежность к той или иной конфессии расширяет метафизические возможности человека или не расширяет? Я ему, естественно, ответил, что, на мой взгляд, - расширяет. Это было наше с ним последнее на эту тему рассуждение.

-А у него были сомнения?

Не то, чтобы сомнения. Его жена, Мария, практикующая, верующая католичка. Поэтому, так или иначе, в его жизнь вошла некая конфессия. Это одно. У него самого был большой интерес к христианству. Я по нем панихиды не служил, поскольку он был человек не крещеный. Но, естественно, насколько могу молиться канонически, желаю ему спасения. Господь Сам ведает, кого, как и почему спасать

Беседовал Игорь Шевелев

Протоиерей Михаил Викторович Ардов родился в 1937 году в Москве. В 1960-м окончил факультет журналистики МГУ. В 1980 году принял священный сан в Ярославской епархии Московского патриархата, впоследствии служил в Подмосковье. Летом 1993 года перешел в Русскую зарубежную церковь , став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Преосвященным Валентином (Русанцовым). В настоящее время является настоятелем храма на Головинском кладбище в Москве. Отец - Зильберман (Ардов - псевдоним) Виктор Ефимович родился 21 октября 1900 г. в Воронеже - активно занимается литературной деятельностью, будучи автором книг: "Мелочи архи.., прото... и просто иерейской жизни" (М., 1995), "Вокруг Ордынки" (СПб., 2000), "Легендарная Ордынка. Портреты" (М., 2001), "Шостакович" (журнал "Новый мир" за 2002 год). Умер 25 февраля 1976 года в Москве. Мать - Ольшевская Нина Антоновна, родилась в 1908 году, окончил а школу-студию Станиславского, а ктриса МХАТа . П оявилась на экране лишь дважды – в фильмах "Человек остался один" (1930) и "Я вернусь" (1935). Первый муж Владимир Баталов . Сын Алексей Баталов . Второй муж писатель В иктор Ефимович Зильберман (Ардов). Э.Г.Герштейн посвятила Н.А.Ольшевской специальную работу, включающую в себя и письма Ахматовой, и воспоминания Нины Антоновны (см. сб. «Воспоминания об Анне Ахматовой» – М. Советский писатель, 1991).

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: