Музей Сан-Марко, Флоренция, Италия: адрес, фото, рассказ об экспозиции

Итальянские «piazza» - средоточие культурных памятников и исторически значимых мест. Прогуливаясь по площади Сан-Марко во Флоренции, можно ознакомиться с десятком важнейших достопримечательностей города. Комплекс San Marco включает одноименную церковь, женский монастырь, библиотеку, музей. Каждый архитектурный памятник заслуживает особенного внимания, поэтому на экскурсию по окрестностям площади Святого Марка стоит отвести целый день.

Монастырь: история создания

По версии ученых, церковь и монастырь, являющиеся центральными объектами архитектурного комплекса Сан-Марко, были построены в центре Флоренции в 13 веке. Известно, что реставрацией культовых зданий в свое время занимался талантливый зодчий Микелоццо ди Бартоломео. В 19 веке монастырь был превращен в Национальный музей, сегодня в его стенах хранятся художественные и литературные произведения эпохи Ренессанса.

Точная дата создания комплекса неизвестна, до наших дней дошли лишь упоминания о том, что изначально монастырь принадлежал сильвестринцам - монахам Ордена святого Бенедикта. В 15 веке Сан-Марко был передан монахам-доминиканцам. Пришедший к власти во Флоренции Козимо Медичи затеял реставрацию церкви и монастыря - восстановительные работы были доверены известному архитектору Микелоццо ди Бартоломео. Перестройка длилась вплоть до 1442 года.

Во время реконструкции монастыря Сан-Марко были полностью обновлены помещения, предназначенные для жизни монахов, построены новые кельи и библиотека. На территории постройки был разбит сад с апельсиновыми деревьями. Здание церкви, напротив, практически не изменилось, его дополнили только хор, трибуна, ораторий и капелла. В оформлении монастыря и церкви можно обнаружить символику Медичи, а именно - изображения покровителей семейства (святого Косьмы, Дамиана, Лоренцо, Иоанна Евангелиста).

Музей Сан-Марко

В 1866 году послушники покинули стены монастыря Святого Марка, и через три года постройка превратилась в музей, посвященный творчеству итальянского художника Фра Беато Анджелико. Фрески этого мастера, изображающие Богородицу, Христа и других святых, являются шедеврами иконописного искусства. Среди известнейших картин, которые можно увидеть на монастырских стенах:

  • «Благовещенье»;
  • «Noli Me Tangere» («Не прикасайся ко мне»);
  • «Преображение»;
  • «Страшный суд»;
  • «Снятие с креста».

Особенно выразительны фрески, посвященные распятию святых Косьмы и Дамиана. В обиталище Савонаролы хранится его портрет, выполненный Фра Бартоломео. К числу значимых экспонатов музея принадлежит икона с ликом Святого Максима Грека кисти Доменико Гирландайо.

Библиотека Сан-Марко

В рамках общей реконструкции монастыря в середине 15 века была построена библиотека. Здание стало настоящим шедевром ренессансной архитектуры. Идея возвести библиотеку в центре Флоренции принадлежит гуманисту Колюччо Салютати, именно он обосновал необходимость создания культурного центра, доступного для всех, кто стремится к знаниям. Все книги библиотеки Сан-Марко бережно хранились и исправно заносились в каталоги. В 1500 году собрание составляло более 1200 рукописных книг и инкунабул. Большую часть коллекции представляла, конечно же, церковная литература - произведения отцов церкви, многочисленные экземпляры Библии и Евангелия, 66 трудов Фомы Аквинского. В собрании библиотеки были представлены и философские произведения Платона, Цицерона, Аристотеля, Сенеки.

После смерти Козимо Медичи библиотека Сан-Марко перестала получать значительные благотворительные взносы. Ее развитием стали заниматься частные лица, заинтересованные в просвещении горожан. Устройство библиотеки было достаточно неординарным - важные манускрипты размещались в витринах таким образом, что даже монахи не могли ими пользоваться по собственному желанию. Чтобы использовать нужную книгу, им требовалось разрешение экзекуторов. Инвентаризацию библиотечного собрания проводили ежегодно. Если не доставало хотя бы одной книги, монахи должны были восстанавливать утраченное сочинение вручную.

Что еще посмотреть, гуляя по площади Сан-Марко

Чтобы разнообразить экскурсионную программу, после осмотра достопримечательностей архитектурного комплекса Сан-Марко можно посетить расположенный поблизости ботанический сад. В настоящее время он занимает 2,39 га. В саду находится более 5000 сортов деревьев, в том числе и экзотических. Лучшим временем для посещения флорентийского ботанического сада считается период с начала апреля по конец октября. В это время здесь цветут роскошные азалии, растущие в огромных терракотовых горшках.

Планируя поездку во Флоренцию , составьте список интересных вам достопримечательностей заранее. Этот город предлагает туристам уйму возможностей для организации разнопланового отдыха.

Архитектурный комплекс Сан-Марко (San Marco) имеет довольно древнее происхождение. По некоторым сведениям, здания Церкви Святого Марка (Basilica di San Marco) и монастыря появились в центре Флоренции в 13 столетии. В свое время к реставрации построек приложил руку талантливейший архитектор Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo). А во второй половине 19 века помещение монастыря было превращено в Национальный музей Сан Марко (Museo Nazionale di San Marco). Среди экспонатов музея числится литературное и художественное наследие великих мастеров итальянского Ренессанса.

Этот музей является не просто хранилищем средневековой итальянской культуры, вплоть до самого мельчайшего экспоната он пропитан духовностью и католической верой.

Достоверно выяснить точную дату создания комплекса Сан-Марко не представляется возможным. Ученые склоняются к мнению, что церковь и монастырские покои были построены в начале 12 века. Сохранились лишь упоминания о том, что первоначально монастырь занимали монахи-сильвестринцы, относящиеся к Ордену святого Бенедикта. Этот католический орден имел большое влияние на землях и вплоть до окончания 14 столетия.


В 1453 году монастырь перешел во владение монахов-доминиканцев. К средине 15 века у руля Флорентийской республики стал (Cosimo di Giovanni de’ Medici il vecchio). Великий князь Тосканский нашел Сан-Марко в довольно обветшалом состоянии. Заняться реорганизацией и расширением здания монастыря было поручено талантливому зодчему Микелоццо. Помимо благотворительных целей Козимо поддался тщеславным мыслям. Многочисленные гербы и атрибутика рода Медичи украсила стены церкви и монастыря Сан-Марко, после завершения строительных работ в 1442 году.

Микелоццо ди Бартоломео перепланировал и ощутимо расширил монастырь. На первом этаже постройки появился зал капитула, предназначенный для заседания монашеского ордена, а также помещения для трапезы. На втором этаже были размещены многочисленные кельи и библиотечный зал. Также руководитель строительства внедрил на территории монастыря инновационную систему водоснабжения и дренажа. Это позволило разбить при монастыре красивый апельсиновый сад, который также содержал в себе отсылку к гербу Медичи.
Изменение внутренней планировки и декораций происходили не слишком гладко. Представители богатой флорентийской аристократии активно сопротивлялись насаждению власти Медичи.

Князь Козимо умудрился не только ущемить права знати, переиначив распределение капелл внутри церкви. По его велению святой заступник Ордена святого Доминика, Фома Аквинский был выведен на второй план по сравнению с покровителями дома Медичи – святыми Дамианом, Косьмой и Марком.

В 1490 году в стенах монастыря Сан-Марко получил кров самый неоднозначный из служителей католической церкви 15 столетия, Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola). Ревностный блюститель чистоты католической веры, этот священник регулярно выступал с проповедями в Сан-Марко. Год спустя, Савонарола получил звание приора, то есть настоятеля монастыря. Скрупулезно следуя догматам священных книг, приор насаждал благочестие среди послушников. Стремясь отринуть все земные блага, Савонарола принялся активно избавлять монастырь и орден от предметов роскоши и даже необходимых вещей. Начиная с 1493 года, с молотка ушла большая часть земель, принадлежащих монастырю. Вслед за ними были реализованы личные вещи монахов, представляющие хоть какую-либо ценность. Вырученные средства были отданы нуждающимся и беднякам Флоренции. Аскетичные кельи послушников, в том числе и самого Джироламо Савонаролы, сохранились до наших дней. На них можно посмотреть в рамках экскурсии по Музею Сан Марко.

Превращение монастыря в Музей Сан Марко

К 1866 году послушники католического монастыря Сан-Марко окончательно покинули его стены. Три года ушло на то, чтобы из церковной постройки создать уникальный музей, посвященный творчеству Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), что в переводе означает Брат блаженный Ангельский. Фрески этого мастера эпохи раннего Ренессанса украшают внутренние стены монастыря. Обширная монография монаха-живописца выставлена в виде отдельной экспозиции.

Знаменитые шедевры иконописного искусства, посвященные Богородице, Христу и святым, были созданы специально для монастыря и никогда не покидали его стен.

Животрепещущие названия икон и фресок, кисти Фра Анджелико удивительно гармонируют с их содержимым. «Не прикасайся ко мне!» (Noli Me Tangere), «Поцелуй Иуды», «Страшный суд», «Преображение» (Transfiguration), «Благовещенье», лик «Мадонны со святыми» украшает собой монастырский алтарь. Цикл фресок, посвященный пленению, распятию и усопновению святых Косьмы и Дамиана, наполнены сильным энергетическим посылом к зрителю. Многочисленные росписи на тему сюжетов Ветхого и Нового Завета расписаны кельи монахов на протяжении 15 столетия.


В бывшем обиталище Савонаролы сохранился портрет ревнителя церкви, кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Брат Бартоломео являлся служителем монастыря и принимал активное участие в украшении его фресками и художественными произведениями. В 1504 году состоялось знакомство монаха с (Raffaello Santi), которое переросло в крепкую дружбу. Взаимное влияние художественных стилей нашло свое отражение в поздних работах Бартоломео и формировании общего подхода к живописи молодого Рафаэля.


Не менее значимый экспонат в стенах музея – икона с ликом Святого Максима Грека, выполненная Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), мастером кватроченто (quattrocento). У этой картины есть целая история. Послушник Михаил Триволис, грек по происхождению являлся пламенным поклонником учений Джироламо Савонаролы. Долгое время Триволис провел в стенах монастыря, исполняя свой долг и укрепляя веру. Впоследствии, монах попал на святую гору Афон, где обрел свое новое имя – Максим. Постриженный в католическую веру, Максим Грек много путешествовал по делам церкви. Одним из пунктов назначения монаха была средневековая Москва, где его ждал теплый прием со стороны образованной прослойки населения.


Еще одна знаковая работа Гирландайо «Тайная вечеря» размещена в помещении, ранее служившей трапезной комнатой для монахов Сан-Марко.

Расположение и часы работы

  • Комплекс Сан-Марко, в состав которого входит музей, «прописан» по адресу: Площадь Сан Марко (Piazza San Marco), 3.
  • График работы: со понедельника по пятницу с 8:30 до 13:50, по субботам посещения до 18:50, а по воскресеньям до 19:00.
  • Стоимость полного билета – 4 евро.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

В самой северной части старого города Флоренции стоит неприметная церковь и конвент (монастырь) Сан-Марко. В отличие от роскошных именитых соборов, облицованных мрамором хотя бы по фасаду, Сан-Марко практически не бросается в туристские глаза.

Ничего особенного. Церковь на этом месте стоит уже лет 900. При Козимо Старшем доминиканские монахи изгнали предыдущих обитателей церкви из ордена Св. Бенедикта, а еще через два года запросили денег на постройку конвента. Козимо жил неподалеку во дворце, который сейчас называется Медичи-Рикарди, и он не стал отказывать соседям. Строительство шло, как водится, много веков. Современный фасад построен и вовсе в 1778 году - практически вчера. Но внутренность церкви не менялась с 1443 года, когда она была освящена Папой.

Фра Анжелико

Латинская приставка "фра" перед именем какого-то исторического лица переводится как "брат" в смысле "монах". К Фра Лоренцо в "Ромео и Джульете" в русском переводе обращаются как "брат Лоренцо". Но перевод неточен, "фра" - это не обращение, а определение. Есть два типа монахов: monk (я буду использовать английский как более знакомый мне язык) и friar . Монк - это монах-отшельник, живущий один в пустыне или в удаленном монастыре типа Афонского. В строгом смысле, все монастырские монахи в России именно монки, потому что монастыри представляют из себя замкнутые обители чаще всего вне пределов городов, и там, в этих монастырях, свои порядки и свой устав, и с чужим уставом, как известно, туда соваться не стоит. По определению, monks не могут иметь собственности. Им надлежит жить подаянием в приготовлении своей души к лучшей жизни. "Фра", или "friars" по-английски, в отличие от monks, были включены в общественную жизнь посредством ордена, к которому они принадлежат. При этом орден - транснациональная корпорация, владеющая не только душами, но и собственностью. Монастыри ордена строятся в городах, чтобы легче было рекрутировать членов ордена. Первый орден вырос из монастыря, образованного в Лионе в 1205 году Св. Домиником. Соответственно, это теперь орден доминиканцев. Потребовалось более трех веков борьбы за признание для того, чтобы в 1566 году устав ордена доминиканцев был утвержден Папой. Помимо доминиканцев, все наверняка слыхали о францисканцах, кармелитах, августинцах, иезуитах и многих прочих. Братья-члены ордена могли зарабатывать каким-то ремеслом, но доход шел корпорации. Каждая корпорация чем-то отличалась от конкурирующих. Для нас сейчас эти отличия не очень важны.

Два прыжка вбок. В своих скитаниях по миру я не устаю поражаться тому, как все в нем переплетено. Вы видите что-то любопытное в одном месте, не понимаете о чем это, но на всякий случай нажимаете на спусковую кнопку фотоаппарата, и потом, через много лет, после визита в другое место, находящееся за тысячи километров от первого, секрет увиденного становится прост как правда.

Это лондонский паб возле железнодорожной станции Blackfriars. Много лет назад мое внимание привлекла черная фигура над входом в этот кабачок, давший название и станции, и всему району вокруг. После путешествия во Флоренцию я понял, что это за фигура. Доминиканцы носили черные клобуки. Из-за этого их называли black friars, то есть черные монахи. На месте станции когда-то был монастырь доминиканцев, разоренный Генрихом VIII в 1538 году.

И второе, попробуйте произнести слово "friar". Очевидно, что это будет хорошо знакомый всем "фраер". Протягивается ли ниточка? Еще как. Бог не фраер, он правду видит. Есть несколько версий, по наиболее популярной слово "фраер" пришло в руссский язык из немецкого языка через идиш. На немецком "Freier" трансформировался из "монаха" в "жениха". Так одесские проститутки называли своих лохов-клиентов, не имеющих отношения к воровской малине. Честного и недалекого лоха (фраера) следовало развести на как можно больше денег. Основной контингент одесского криминального дна по понятным причинам говорил на идиш. Оттуда словечко шагнуло на просторы шестой части земной суши.

И вот теперь, закончив со всеми этими абсолютно ненужными отступлениями от темы, перейдем к ней. В искусстве я сер, как штаны пожарника, поэтому ни о каком разборе картин речи здесь не пойдет. Что-то понравилось случайно, потом от путешествия к путешествию пошли зацепки по памяти, связываясь в какой-то невнятный узор.

Икону под названием "Иисус в терновом венце" я увидел достаточно случайно на выставке в Метрополитен-музее в Манхэттане. Она постоянно хранится в одной из церквей в Ливорно (репродукция взята с сайта этой церкви). Поначалу тематическая выставка работ Фра Анжелико не произвела на меня сильного впечатления: был конец дня, я бродил уже целых четыре часа по музею и хотел только выбраться оттуда поскорее. Еще один итальянец-иконописец, мало ли их было. Но у этой иконы я застрял надолго и запомнил ее прочно. Мне она показалась очень необычной. От иконы интерес перешел на человека, ее создавшего. Оказывается, именно он прославил Сан-Марко на века вперед.

Ангельский Монах (а именно так переводится Фра Анжелико) родился в самом конце XIV века где-то перед 1400 годом. Исходно его звали Джованни. Умер в Риме в 1455 году. Прославился выдающимися художественными достижениями и благочестием. В 1417 году Джованни вступил в религиозное братство доминиканцев в родном городе Фьезоле. Достаточно быстро проявились его художественные и организаторские таланты. Первый документ, в котором упоминалось его имя (расписка в выдаче денег за роспись алтаря во Фьезоле) датирован самым началом 1418 года. В последующие десять лет брат Джованни расписывает множество церквей, а также растет в иерархии ордена до уровня, когда он замещает отсутствующего по каким-то причинам настоятеля.

Когда рядом с церковью Сан-Марко был построен небольшой изящный монастырь (конвент), настоятелем был приглашен Фра Анжелико, ему же была поручена роспись монастыря. Сейчас в нем музей, посвященный по большей части прекрасно сохранившимся фрескам Фра Анжелико и ученикам его школы. Значительную часть фресок с течением времени растащили по всему миру, но в Сан-Марко их осталось тоже очень немало.

Чаще всего Фра Анжелико рисовал Благовещение. Фреска на кадре выше - самая известная и впечатляющая работа на эту тему, одна из последних картин художника.

Еще одна версия, находится там же.

В церкви стоит современная скульптура, изображающая Фра Анжелико. В тот момент, когда я прилаживал фотоаппарат поудобнее, кто-то прошел к дальнему углу церкви, повернул ключ в двери и вышел наружу. Я последовал за ним и оказался внутри дворика монастыря. Прошло минуты три, прежде чем меня обнаружили. Почему-то в тот день монастырь был закрыт для посещения. Я успел сделать четыре снимка.

Каждая келья монастыря была снабжена полукруглой фреской работы либо самого Анжелико, либо его учеников и последователей. Большая часть из них сохранилась. Авторство некоторых фресок установлено точно, по поводу прочих есть разночтения.

Три первые попавшиеся фрески над кельями. Вообще говоря, обычно монастырские кельи не расписываются. Труда много, а все равно эти работы никто не видит. Но конвент Сан-Марко - исключение из этого правила. Все кельи пронумерованы, и в нормальное время в какие-то из них можно зайти. Однако у меня что-то с этим не сложилось, наверно, я был недостаточно настойчив. Из дворика меня выгнали, и пришлось вернуться назад в церковь.

А эта его же фреска "Noli me tangere", что в переводе с латыни значит "Не прикасайся ко мне". Суть сюжета в том, что Мария Магдалина узнала Христа после воскресения, но он уже не принадлежит миру и говорит ей, что типа все, привет. Ваше время истекло.

Исторические источники, главным образом "Жизнеописания" Джорджио Вазари подчеркивают скромность и прочие аналогичные добродетели Фра Анжелико. По легенде, Папа хотел назначить его архиепископом Флоренции, но Фра Анжелико отказался и подсказал Папе более подходящую кандидатуру. «Брат Джованни, — пишет Вазари, — был человеком большой простоты и святости в своем обхождении... Он постоянно упражнялся в живописи и никогда не пожелал написать что-либо иначе, как во славу святых. Он мог быть богатым, но об этом не заботился; мало того, он говорил, что истинное богатство - не что иное, как довольство малым. Он мог повелевать могими, но этого не хотел, говоря, что в повиновении другим меньше забот и заблуждений... Он был в высшей степени человечен, был трезвенником, и, живя целомудренно, он освободился от всех мирских пут, не раз повторяя. что всякий, посвятивший себя этому искусству, нуждается в покое и бездумной жизни и что всякий творящий дела Христовы должен пребывать с Христом... Некоторые утверждают, что брат Джованни никогда не брался за кисти, предварительно не помолившись."

"В устах комментаторов XIX века слова Вазари приобрели романтический подтекст, и с тех пор большинство авторов повторяет, что художник искал опору в божественном вдохновении, и твердит о его слезах и о деяниях веры. Подобные рассказы имеют целью привлечь к творениям мастера сердца простых людей, жаждущих духовной пищи. И хотя в наше время эти истории не находят подтверждения, ими нельзя пренебречь. Нельзя отрицать, что вера золотой нитью проходит через все творчество Анджелико. Нет иного художника, чьи образы в большей мере обращали бы к созерцанию и поддерживали те моральные ценности, на которых зиждется духовная жизнь". (эта цитата взята со страницы русскоязычного ресурса, посвященного Фра Анжелико http://www.sky-art.com/fraangelico/life/life01.htm)

На работы Фра Анжелико я натыкаюсь теперь постоянно. Они щедро разбросаны по всему миру. Чем-то меня очень заинтересовал этот мастер. Я вижу его картины в Париже, Лондоне, Петербурге, Чикаго, Риме, Брюсселе, и я уж не упомню, где еще. Но когда я разыскивал все эти материалы и рассматривал на мониторе его довольно неплохо сохранившиеся работы, меня не покидало ощущение какой-то несправедливости: ведь он современник нашего Андрея Рублева. Феофан Грек жил всего на сорок лет раньше Фра Анжелико. Но посмотрите, насколько скудны сведения о Греке или Рублеве, и как мало их творений дошло до нас. Это страшно несправедливо.

Эти древние художники жили какой-то призрачной жизнью, не слишком похожей на нашу современную. Мне кажется, я понимаю правителей, политиков, купцов. Ничего нового, ничего необычного в их мотивации нет. Ангельский брат Джованни мне непонятен. Возможно, поэтому я так внимательно присматриваюсь к его работам.

Святой Антоний

Вернемся в церковь и посмотрим на еще одного современника Фра Анжелико.

В подсвеченном саркофаге посредине церкви Сан-Марко лежит мумия в золотом одеянии епископа. Католическая ветвь христианства очень поощряет мумифицирование. Само понятие мощей, когда труп растаскивается по косточкам, каждая из которых обладает немеряной святостью, характерно для всех основных направлений христианства, но, кажется, только католики устраивают выставку своих святых трупов. Собор Св. Петра в Ватикане - это просто какое-то массовое публичное захоронение. Мне этот обычай кажется странным.

Фра Анжелико хорошо знал этого человека. Он рекомендовал Папе назначить именно Антония на пост архиепископа Флоренции вместо себя. Святость Антоний заслужил героическим поведением во время очередной вспышки чумы, а также своей скромностью и близостью к народу. Сограждане его уважали. Кроме этого, Антоний написал несколько крупных теоретических работ по богословию и политологии и первым ввел понятие общественного блага. За то и удостоился вечной жизни в стеклянном гробу. Он умер в 1459 году, и Папа приехал на его похороны.

По правде сказать, когда я узнал, что в гробу сам Святой Антоний, я вздрогнул. Как?! Ужели тот самый, который прожил в египетской пустыне до 105 лет и чей образ послужил вдохновением для целого сонма разнообразных художников??

У Босха святой Антоний в полном опупении сидит в окружении чудовищ на правой половинке алтаря, и он же молится на скамейке в самом центре. Босх с учениками наваяли массу копий этого известнейшего триптиха. Я видел его копии в музее Брюсселя и на временной выставке в Венеции.

А это творчество Питера ван Гюйса (пишется Huys), картина на ту же тему вывешена в Лувре. Святой Антоний давал многим повод поупражняться в изображении кошмаров.

Но все-таки в соборе Сан-Марко лежит не тот Антоний, и до 105 лет он не дожил. Оказывается, Святых Антониев всего было восемь, включая того, чьи мощи находятся в Киево-Печерской Лавре. Самый знаменитый, изображенный на множестве картин, искушался в пустыне демонами и женщинами, но не поддался ни тем, ни другим. Демоны художникам удавались лучше. Женщин-то все видели, и некоторые из людей даже ими являются. А демоны - это, сами понимаете. Может быть очень круто.

Образ Св. Антония была исключительно популярен в средние века. Святого изображали практически все, кто умел держать в руках кисть. Есть несколько версий приключений святого и у Фра Анжелико.

Опуская наиболее известные варианты, дам совсем простую фотографию. Я сделал этот снимок в музее Искусств Чикаго. Оказывается, главный алтарь церкви Сан-Марко состоял из 10 частей. Во Флоренции осталось только три, и те не в лучшем состоянии. 150 лет назад кто-то умный догадался почистить их от грязи каустической содой. Алтарю это не понравилось, и он потерял добрую половину красок. А потом его и вовсе растащили. Одна панель попала в Чикаго, и надо же - на ней Антоний. А я, когда вижу Антония, очень радуюсь, поскольку сам-то Антоновский. Езжу вот по миру, сшиваю в своей памяти кусочки изображений с Антониями.

Первоначально я полагал, что Фра Анжелико изобразил на этой доске своего знакомца-архиепископа, который сейчас лежит в саркофаге в церкви недалеко от статуи самого Анжелико, но потом сообразил, что такого быть не могло: они же жили в одно время, и канонизация обоих произошла много позже. Однако - черт его знает - черты лица могли быть списаны с реального человека - тезки святого.

Джироламо Савонарола

И снова назад в церковь Сан-Марко. Напротив скульптуры Фра Анжелико находится мрачная фигура в черном доминиканском клобуке.

На удивление подробная статья о Джироламо Савонароле дана на русском зеркале Википедии . Этот деятель тоже был доминиканским монахом и тоже жил в кельях конвента Сан-Марко. Сейчас в них размещена специальная экспозиция, посвященная этому незаурядному человеку. К сожалению, мне зайти в его кельи не удалось, но вообще-то они открыта для публики. Если сформулировать деяния Савонаролы в двух словах на современном языке, то он пытался внедрить правила шариата на католической почве. Вначале ему все удалось, и он сделался властителем Флоренции. Успешно избежал несколько заговоров, проявил себя как незаурядный политик, добился внушительной народной поддержки. Которая вся в момент улетучилась. И тогда его фактически постигла судьба Муссолини и прочих многих фюреров: тот самый народ, который боготворил его, с удовольствием наблюдал за его казнью.

Беды вольного города Флоренции начались с конфликта Медичи с Папой Сикстом IV. Говоря современным языком, Папа провозгласил доктрину социальной ответственности бизнеса и наехал на банк Медичи с требованиями очень крупной суммы для личного пользования, ну, и на потребности церкви, если что останется. Но Медичи уже не нуждались в Папе. Они сами были правителями в своем государстве. Конечно, статус "божьего банка" стоил немало, но все-таки меньше, чем наглое требование помазанника. Поэтому они разменяли статус на самостоятельное существование, что в итоге привело к заговору Пацци. Любой претендент на престол неизбежно становится изменником, потому что он нуждается в подпитке извне. Вся Италия готовилась напасть на Флоренцию для поддержки мятежа. Когда заговор провалился, большие политические и военные силы, пришедшие в движение, застыли с поднятой ногой. В этой сложной обстановке Лоренцо Медичи показал себя очень толковым дипломатом. Он мобилизовал народ, отбил все атаки в ходе небольших войн, проявил потрясающую личную изворотливость и мужество. Но город все равно оказался в финансовой, экономической и политической блокаде. Когда тучи чуть-чуть рассеялись, горожанам стало неуютно жить в постоянном мобилизационном состоянии. Популярность Лоренцо начала таять как прошлогодний снег. Казна была опустошена разорительными художественными проектами, которые не могли быть закончены, потому что художники покидали город один за другим. Слава Флоренции меркла, жизнь становилась хуже, и история искала лишь правильного кандидата, чтобы повернуть свое колесо. После смерти Лоренцо Медичи власть упала в руки того, кто смог ее подхватить. В итоге это оказался практически безродный монах, проповедовавший в монастыре Сан-Марко.

Этот прижизненный портрет Савонаролы в доминиканском одеянии работы Фра Бартоломео (последователя Фра Анжелико, тоже очень известного художника) можно найти в любой статье, посвященной его жизни. Мой личный интерес к Савонароле идет из детства: в одном из фельетонов Ильи Ильфа бюрократический ханжа, мешающий советским людям наслаждаться искусством и заодно строить коммунизм, обзывался "савонарыло". Меня заинтересовало слово и я пошел к родителям за разъяснениями. Не могу вспомнить, насколько я был удовлетворен глубиной их знаний средневековой истории Италии. Но что-то они мне рассказали.

Сейчас я вижу мрачную фигуру Савонаролы как Прогрессора, опередившего свое время на века. В 1494 году он едва ли не первый в мире построил социализм на земле Флоренции. Только это был религиозный социализм с фанатичным уклоном. Ему удалось изгнать из города потомственных правителей Медичи исключительно силой убеждения. Революция была практически бескровной, хотя не обошлась без поддержки извне: пламенного доминиканца по политическим соображениям поддержал король Франции. На проповеди Савонаролы ломились как за горячими пирожками. Он постоянно публиковал указы и памфлеты, написав последнюю статью за несколько часов до казни. Во всех своих проповедях Савонарола излагал простые и бесхитростные мысли. Богатым быть стыдно, а бедным быть несправедливо. Надо делиться, чтобы у всех всего было поровну. Хорошо одеваться недопустимо, потому что это вызов тем, кто хорошо одеться не в состоянии и вообще вызов. Пользоваться косметикой неприлично. Рисовать красивые картины грешно. Писать умные книги развратно. Гомиков - на костер. Блудников - к позорному столбу. Человек слаб и нуждается в руководстве, а все, что не способствует укреплению духа, надо уничтожить. Задолго до фашистов и коммунистов Савонарола начал сжигать книги и картины. По легенде, сам Сандро Боттичелли лично сжег несколько своих полотен на гигантском ритуальном костре. Другие выдающиеся художники и скульпторы последовали его примеру, притом совершенно добровольно: им было стыдно, что они рисуют всяких голых нимф, когда народ голодает. Начав с социальной справедливости, Савонарола буквально за несколько месяцев скатился к мракобесию, и толпа шла за ним. Были разграблены банки и изгнаны из города банкиры; остановилась промышленность, кроме тех отраслей, что выпускали продукцию для церквей; под запрет попали все развлечения, включая шахматы; разбивались зеркала и статуи; началась длинная затяжная война с соседями.

При Медичи жизнь во Флоренции была веселой и разбитной. Подождите-ка, сейчас найду пару иллюстраций.

Чудненький барельефчик из дворца Барджелло. Назвается "Бог Пан преследует юношу Олимпуса". Добавим, преследует с определенными целями.

Это фонтан. Смею думать, из дырочек били винные струи. Мне кажется, такое применение фонтану могло бы быть оптимальным.

Обе скульптуры как раз того времени. Флоренция, XV век. Думаю, что многое другое того же толка до нас просто не дошло. Набожному суровому монаху, пытавшемуся переделать мир и человечество в масштабах одного отдельно взятого города, такое искусство НЕ НРАВИЛОСЬ. И он с ним боролся. В смысле, со всем миром он боролся.

Любопытно, что именно правитель Лоренцо Медичи пригласил Савонаролу во Флоренцию настоятелем Сан-Марко. Но проповедник никогда не был ему за это благодарен и, наоборот, всячески по-хамски давал тому понять, сколь ничтожен правитель перед лицом Страшного Суда. И сразу после смерти Лоренцо в 1492 году Флоренция под влиянием Савонаролы пошла вразнос. Наследника просто изгнали из города. В Риме не могли понять, как обуздать взбесившегося монаха. Пытался задобрить Савонаролу и Папа. Простому доминиканцу даже предлагали мантию кардинала, причем несколько раз. Он гордо отказался по принципиальным соображениям. По его мнению, папский престол погряз в роскоши и распутстве, и он поносил его на все корки со своей кафедры. Свергнутые Медичи призвали на помощь соседей. Началась война. Савонарола собрал ополчение, нашел союзников, и, хоть войну не выиграл, но и не проиграл. Папа отлучил его от церкви и запретил произносить проповеди. Савонарола ответил еще более яркой проповедью, заклеймив стяжателей в церковных облачениях. Народ его поддержал. Ничто его не брало. Его победила лишь сама жизнь.

Без купцов, без банкиров, без промышленности, без денег жизнь во Флоренции начала останавливаться. Страшного Суда, которым грозил проповедник, было никак не дождаться, а спасать изо дня в день свою душу от греха без косметики и без еды гражданам сделалось очень скучно. Партия аристократов, у которых в домах перебили зеркала, при поддержке Папы, которого Савонарола называл чуть ли не Антихристом, начала брать реванш в умах. Вокруг Савонаролы осталось только ядро наиболее верных фанатичных приверженцев. Весной 1498 года толпа разгромила конвент Сан-Марко. Савонарола сдался. Он был арестован по приказу Папы, обвинен в ереси и подвергнут неописуемо жестоким пыткам.

По современным понятиям, его обвиняли в какой-то ерунде. 23 мая 1498 года Савонаролу и двух его ближайших сторонников подвесили на кресте и сожгли перед Синьорией на том самом месте, где он сам сжигал гомосексуалистов, книги и картины.

Где-то под фонарем. Сейчас там в брусчатку вделана табличка в память о том костре.

Этот рисунок неизвестного художника висит в бывшей келье Савонаролы в монастыре Сан-Марко. К сожалению, я его не видел, придется еще раз вернуться во Флоренцию.

У Джироламо Савонаролы нашлись многочисленные последователи - поборники справедливости и благочестия. Им даже удалось еще раз свергнуть Медичи через тридцать лет после смерти своего кумира, но удержать власть они не смогли. Есть у него сторонники и сейчас. Существует даже движение в пользу его канонизации. Католическая церковь в принципе не спорит с тем, что приговор проповеднику был несправедлив, но не желает канонизировать священника, восставшего против Папы и ослушавшегося его указов.

Горячим поклонником Савонаролы был знаменитый мыслитель Эразм Роттердамский. По сути реформатор, он не перешел в протестантизм окончательно только из уважения к памяти доминиканца. Сам Джироламо не был реформатором церкви в том смысле, в котором был им Лютер или Кальвин. Доминиканец неукоснительно придерживался всех церковных догматов. Его перу принадлежит несколько блестящих католических трактатов. Ему нравилась идея католического Бога, он только не воспринимал Его наместников.

История Савонаролы мне кажется очень типичной. Я уверен, что и до него появлялись такие же народные вожди, просто документальная память человечества еще не умела их фиксировать в бумагах и картинах. Ну, а уж сколько таких харизматических лидеров было после, и не сосчитать. В наше время ремеслу охмурежа толпы даже учат в школах политологии. Савонарола действовал по наитию. Гениальный был человек. Все они славно начинают с лекций о справедливости, равенстве и братстве и кончают повешенными, застреленными, обезглавленными, сожженными...

Пепел Савонаролы и двух его товарищей утопили в реке Арно.

Источники информации:

Самый подробный сайт, посвященный творчеству Фра Анжелико на русском языке, http://www.sky-art.com/fraangelico/ . Помимо него, были задействованы Википедия, WebMuseum (www.ibiblio.org), Католическая Энциклопедия (www.newadvent.org), Британская Энциклопедия (www.britannica.com)

История Святого Антония и материалы доминиканского ордена, не попавшие, впрочем, в текст в полном объеме, найдены в Католической Энциклопедии и Википедии. Там же я почерпнул большинство сведений о Джироламо Савонароле.

Этимология и эволюция слова "фраер" найдена в в довольно интересной статье Александра Сидорова на странице http://www.index.org.ru/nevol/2006-8/sidor_n8.htm . Я находил и другие, менее правдоподобные объяснения тому, откуда взялось это слово, но не счел нужным их приводить.

Статья из "Жизнеописаний" Джорджио Вазари цитируется по изданию 2000 года ООО "Издательство Астрель", Балашиха

Некоторые идеи и поправки, сказавшиеся на тональности рассказа, подкинула искусствовед Анна Чайковская, город Москва.

Репродукции двух фресок "Благовещение", "Noli me tangere" и картин "Искушение Святого Антония", "Портрет Савонаролы" взяты с моего любимого художественного сайта www.wga.hu .

Репродукция иконы "Христос в терновом венке" взята со страницы http://www.parrocchie.it/livorno/soccorso/angelico.html

Репродукция картины, изображающей казнь Савонаролы, найдена на Википедии.

Остальные фотографии мои.

Chiesa di San Marco

Церковь и монастырь Сан-Марко в нaчaле XV вeка принадлежали монахам конгрегации сильвестринцев, котopые дoвели их дo такого состояния, чтo вызывали недовольство и жалобы со стopoны флорентийцев. В пpaвление Козимо Старшего монастырь пepeдали дoминиканцам. Вo y монахов этого нищенствующего ордена к тому вpeмени yже были своя бoгaтейшая церковь и монастырь - Санта-Мария-Новелла.

Доминиканский монастырь Сан-Марко во Флоренции

Св. Дoминик создавал орден кaк общество проповедников, котopые дoлжны были уберечь народ oт соблазна ересей, воздействуя нa него надлежащими наставлениями и собственным примером жизни в бедности. Ползучая коррупция пo большей части извратила цели основателя, и caмыми злостными нарушителями устава ордена вo стaли братья монастыря Санта-Мария-Новелла.

Доминиканский монастырь Сан-Марко, в котopом собирались радикалы, мечтавшие о возвpaщении порядков, ycтановленных св. Дoмиником, был coздан в противовес пepвому. Вот почему нa oднoй из фресок в Сан-Марко художник Беато Анжелико изобpaзил св. дoминика со свитком, в тексте котopого говорится, чтo каждому, кто ввeдeт в ордене владение недвижимым имуществом, грозит страшное проклятие.

Базилика Сан-Марко и Медичи

Медичи покpoвительствовали и «нищенствующим» монахам старого монастыря, и «нищим» монахам нового, нo c Сан-Марко со вpeмен Козимо их всe жe связали ocoбые отношения. Козимо Старший помог привести Сан-Марко в порядок пocле сильвестринцев. Пo его поручению Микелоццо перестроил церковь и монастырь вo вкусе Возрождения. Нe кто иной, кaк монах Беато Анжелико, вызванный вo Флоренцию из монастыря вo Фьезоле, рacписал основные помeщeния монастыря необыкновенными фресками.

Козимо Медичи часто уединялся в кельях Сан-Марко, чтoбы поразмыслить в окpyжении ангелов и святых, написанных Фра Анжелико. Для монахов он создал знaмeнитую библиотеку и осыпал их дpyгими благодеяниями. Пo словам тoго жe Вазари, при Лоренцо Великолепном в саду обители действовала знaмeнитая художественная школа, питомник юных талантов, oткyдa вышел Микеланджело.

Со вpeменем Сан-Марко стaл всe больше напоминать «придворный монастырь», oднако именно в нем налились силой зерна кризиса, пoлoжившего предел всевластию Медичи и вечному празднику Возрождения. Новый приор пo имени Джироламо Савонарола выступил c проповедью религиозной рефopмы и ополчился нa Лоренцо Великолепного, тщетно искавшего примирения. пo преданию, Савонарола пpoдoлжал упрекать Лоренцо в «нежелании покаяться», даже кoгда тот лежал нa смертном одре. Нe желая разговаривать c фанатиком, умирающий отвернулся к cтене. Вскoре Савонарола попытался организовать вo Флоренции теократическое государство, чтo окончилось для него обвинением в ереси и казнью.

Фрески Анжелико в церкви Сан-Марко

Сокровище монастыря и церкви Сан-Марко - фрески , coзданные Беато Анжелико, о котopом Вазари говорил, чтo он мог написать ангелов и святых так, чтo они и впpaвду казались небожитeлями. Его кисти принадлежат: большая часть фресок клуатра, в тoм чиcлe

  • «Распятие со св. дoмиником» y входа в клуатр и «Св. Петр Мученик» в люнете над дверью;
  • «Св. Дoминик» в люнете над входом в Зал капитула и «Распятие» внyтри зала;
  • «Пьета» нa дверях трапезной; «Иисус» (в обpaзе паломника) нa дверях зала для гостей, a в нем - «Мадонна цеха шерстяников», «Страшный суд», «История Христа», «Снятие c крecта»;
  • нa лестнице, ведущей нa верхний этaж, - «Благовeщeние»;
  • в прихожей кельи Козимо - «Распятие», a в самой келье - «Поклонение волхвов»;
  • в дpyгих кельях и в коридоре - «Мадонна нa троне среди святых», «Благовeщeние», «Преображение», «Иисус в претории», «Две Марии y Гроба Господня», «Введение вo храм».

Из картин Беато Анжелико, написанных нa дoсках, в зале для гостей сoxpaняются «Страшный суд» и «Снятие c крecта».

Сан Марко на Викискладе

Координаты : 43°46′42.4″ с. ш. 11°15′30.76″ в. д.  /  43.778445° с. ш. 11.258545° в. д. (G) (O) (Я) 43.778445 , 11.258545

История

Монастырь Сан-Марко основан, по-видимому, в XIII веке. Известно, что с 1299 года здесь был монастырь сильвестринцев .

Сан Марко и Козимо Медичи

В 1437 году флорентийский купец Козимо Медичи (Старший) передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам и поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео его реконструкцию. Причины его поступка точно не известны, но есть подтверждения как тому, что он руководствовался христианским благочестием , так и тому, что этим он укреплял свой авторитет (гербы и другая символика Медичи на церквях, построенных по его заказу ). Перестройка была в основном закончена в 1442 году, хотя отдельные работы продолжались и позднее.

Была полностью реконструирована часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов. Она включала зал капитула и трапезную , которые располагались на первом этаже; на втором этаже были построены кельи и библиотека . Микелоццо также разбил на территории монастыря сад и построил дренажную и водную системы. В саду росли апельсиновые деревья, что, по словам Азовцева, указывает на связь с гербом Медичи (на нём было пять червлёных шаров, похожих на апельсины ). Здание церкви было изменено незначительно: был построен хор и трибуна перед главным алтарём. Был также создан ораторий , где собирались члены шёлковой гильдии, и капелла , имевшая отдельный вход для процессии волхвов. Во время перестройки церкви Козимо столкнулся с сопротивлением большинства крупных семей, которым принадлежали капеллы внутри церкви - они не хотели отдавать их под покровительство Медичи . В частности, из-за этого в 1442 году работа была приостановлена.

Н.А. Азовцев отмечает многочисленную символику Медичи в богатых декорациях монастыря. Часто встречающиеся изображения святого Косьмы, Дамиана, Иоанна Евангелиста и Лоренцо он напрямую связывает со святыми покровителями братьев Медичи и их отца. Им отводилось большое место в композициях, например, на алтаре . «Те святые, которые традиционно ассоциируются с доминиканским орденом, - к примеру, Фома Аквинский - уступают здесь место покровителям семьи Медичи, а наиболее важные из них - Косьма и Даниил - композиционно выделяются из остального ряда, образуя треугольник, в вершине которого помещена фигура Богоматери» . Однако в другом месте он отмечает, что сам монастырь был посвящён святым Марку, Косьме и Дамиану , поэтому выделение этих святых в алтарной композиции можно объяснить и этим.

Библиотека Сан Марко

Помещение под библиотеку было построено архитектором Микелоццо на средства Козимо Медичи и его брата Лоренцо в 1441-1444 годах в рамках общей реконструкции монастыря. Библиотека была одним из шедевров ренессансной архитектуры , «где ощущение сосредоточенного знания, получаемого через общение с книгой, создавалось благодаря спокойному и стройному ритму колонн и арок» . Она послужила основой для архитектуры других ренессансных библиотек.

В 1453 году из-за сильного землетрясения библиотека сильно пострадала, но в 1457 году была восстановлена, опять на средства Козимо Медичи .

Идея создания публичной библиотеки принадлежит гуманисту Колюччо Салютати . Он выдвинул и обосновал её в своих сочинениях в конце XIV - начале XV века. «Анализируя состояние многих античных манускриптов и более поздние копии с многочисленными ошибками переписчиков, Салютати пришёл к выводу о необходимости существования библиотеки как культурного центра, способного стать лабораторией по выверке текстов и выработке мер по их сохранности. С другой стороны, такой центр представлялся Салютати открытым для всех, кто стремился к знанию, в том числе, к освоению античного наследия» . Известно, что Салютати и свою собственную библиотеку сделал фактически общедоступной; позже ядро его собрания вошло в библиотеку Сан Марко. Просветительские идеи Салютати были восприняты и активно поддержаны его учеником, Никколо Никколи. О нём известно следующее: «Ученость этого Никколи была настолько велика, а вкус настолько взыскателен, что он не мог дописать до конца ни одной фразы, ибо даже сам был не в силах удовлетворить своим строгим критериям. Никколи ограничивался собиранием редких книг и услаждением слуха друзей мудрой беседой» . Ему удалось собрать одну из самых богатых по тем временам библиотек (около 800 книг, лучшая в Италии коллекция произведений античных авторов). Она также была доступна всем желающим и пользовалась широкой известностью. В своих завещаниях (1430 и 1437 годов) заботу о своих книгах Никколи поручил некоторым гуманистам и знатным людям Флоренции, среди которых был и Козимо Медичи. В завещаниях указывалось, что библиотека должна стать общедоступной. Главным исполнителем воли покойного Никколи стал Медичи, который принял на себя его долги. К тому времени строительство библиотеки уже было начато. Но по завершении строительства библиотеке досталась лишь половина книг Никколи - часть оказалась на руках у его друзей, а часть исчезла во время хранения книг у Медичи. Возможно, Козимо продал их, чтобы оплатить долги Никколи или же просто оставил их у себя. Но тем не менее Козимо Медичи сделал библиотеку монастыря Сан Марко общедоступной, выделял средства на её пополнение и сам покупал для неё книги.

После смерти Козимо Медичи в 1464 году его сын Пьетро и внук Лоренцо сократили благотворительные расходы на библиотеку. Она пополнялась усилиями отдельных дарителей, а в годы, когда настоятелем был Савонарола, - в основном его почитателями.

Известно об устройстве библиотеки в то время. «Манускрипты были размещены в витринах, и никто, даже монахи, не могли ими пользоваться без разрешения экзекуторов, которые избирались из числа 16 доверенных лиц, упомянутых в завещании Никколи от 1437 года. Ежегодно в присутствии экзекуторов и монахов проводилась инвентаризация книг, и если какой-нибудь не хватало, монахи обязаны были сделать новую рукопись утраченного сочинения» .

Большую роль в жизни библиотеки играл Джованни Пико делла Мирандола . Он был частым посетителем библиотеки и имел дружеские отношения с Савонаролой. Вокруг них сформировался кружок гуманистов, получивший название «Академия Марчана» (итал. Academia Marciana - от «San Marco»). Эта академия была альтернативой другому флорентийскому объединению гуманистов - Платоновской академии , где тон задавал Марсилио Фичино . Библиотека также привлекала учёных, занимающихся естественными науками, художников и других образованных людей. Предположительно, ею пользовались Леонардо да Винчи , Лука Пачоли и Микеланджело .

После изгнания из Флоренции Пьеро Медичи в 1494 году имущество Медичи было конфисковано в пользу республики. Для оплаты долгов Медичи пришлось продать их библиотеку, и её приобрёл монастырь Сан Марко. Для того, чтобы купить её, Савонарола распорядился продать часть монастырских земель. Но после сожжения Савонаролы власти решили переместить библиотеку Медичи в другое место. В результате длительных переговоров в библиотеку Сан Марко было возвращено 2/3 книг Медичи. В 1508 году кардинал Джованни Медичи выкупил у монастыря семейную библиотеку. Затем в правление герцога Тосканского Козимо I Медичи «многие книги, исчезавшие из публичной библиотеки Сан Марко (она сохранила этот статус), оказывались в частном собрании Медичи» . А в конце XVI века монахи сами начали избавляться от «старых и ненужных» книг и дубликатов.

Все книги библиотеки Сан Марко на протяжении её истории исправно заносились в каталоги. Наибольшее количество книг содержалось в каталоге 1500 года - это период наибольшей популярности библиотеки, когда она стала крупнейшей не только в Италии, но и в Европе. В 1500 году её собрание насчитывало 1232 рукописные и первопечатные книги. Церковная литература была представлена примерно 700 книгами. Это десятки экземпляров Библии, Евангелия, произведения греческих и латинских отцов церкви (особенно много произведений Аврелия Августина - 64 экземпляра), письма и проповеди понтификов, жизнеописания святых, уставы монашеских орденов и т. п. Широко представлены сочинения средневековых авторов, много схоластической литературы. Больше всего, разумеется, творений Фомы Аквинского - 66 трудов. Ещё больше было античных сочинений. Философских произведений (Аристотель, Платон, Плотин, Ямвлих, Сенека, Цицерон) было значительно меньше, чем литературных. Здесь были представлены сочинения всех крупнейших латинских и греческих писателей, поэтов, драматургов (по крайней мере, всех известных в то время). Почти все произведения гуманистов были на латыни, единственное сочинение на вольгаре - «Божественная комедия » Данте . Но корпус сочинений даже наиболее известных гуманистов далеко не полон: например, только два сочинения Петрарки , только «Генеалогией языческих богов» представлен Бокаччо .

Музей

Настоятелем Сан Марко в 1491-1498 годах был известный доминиканский священник Джироламо Савонарола . Сохранилась и доступна для посещения келья, в которой он жил, а также его портрет, выполненный его приверженцем Фра Бартоломео .

Монастырь Сан Марко содержит большое количество работ, в основном, фресок , итальянских художников эпохи Раннего Возрождения, в том числе, Фра Беато Анджелико , Беноццо Гоццоли , Доменико Гирландайо , Фра Бартоломео , Алессио Бальдовинетти и многих других. Особенно стоит отметить работы Фра Беато Анджелико: «Благовещение», «Распятие», «Страшный суд» и алтарный образ «Мадонна со святыми».

Внутри монастыря сохранилось уникальное произведение архитектуры флорентинского Ренессанса - аркада Сан Антонио, созданная Микелоццо ди Бартоломео. Музей Сан Марко знаменит также большой коллекцией рукописей, хранящихся в библиотеке, построенной этим же архитектором.

Некоторые произведения живописи из Сан-Марко

  • Pala di San Marco - запрестольный образ Мадонна со Святыми музее Сан Марко.
  • Guarigione di Palladia (Фра Беато Анджелико). Находится в Национальной галерее искусства (Вашингтон).
  • San Cosma e san Damiano davanti a Lisia (Фра Беато Анджелико). Находится в Старой пинакотеке (Мюнхен).
  • San Cosma e san Damiano salvati dall’annegamento (Фра Беато Анджелико). Находится в Старой пинакотеке (Мюнхен).
  • Condanna al rogo dei santi Cosma e Damiano (Фра Беато Анджелико). Находится в Национальной галерее Ирландии (Дублин).
  • Pietà (Фра Беато Анджелико). Находится в Старой пинакотеке (Мюнхен).
  • Crocifissione dei santi Cosma e Damiano (Фра Беато Анджелико). Находится в Старой пинакотеке (Мюнхен).
  • Decapitazione dei santi Cosma e Damiano (Фра Беато Анджелико). Находится в Лувре (Париж).
  • Sepoltura dei santi Cosma e Damiano
  • Guarigione del diacono Giustiniano (Фра Беато Анджелико). Находится в музее Сан Марко.
  • Pala degli Orefici (Сандро Боттичелли). Находится в галерее Уффици (Флоренция).
  • Pala Pitti (Фра Бартоломео). Находится в галерее Палатина (Флоренция).

Примечания

Литература

  • Костантино Гуэрра. Флоренция (все шедевры города), - Новое издательство, 1994.
  • Азовцев Н.А. Козимо Медичи и монастырь Сан Марко во Флоренции: особенности ренессансного патроната//Вестник Московского университета. - Сер. 8. История. - 2010, № 4.
  • Брагина Л.М. Библиотека Сан Марко во Флоренции//Книга в культуре Возрождения. - М., 2002. - С. 138-149.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: