Реформы советской политической системы 1985 1991. Основные этапы реализации реформы политической системы. Реформа политической системы

В реализации реформы политической системы в СССР и развитии политического кризиса можно выделить ряд этапов. Первый, с марта 1985 г. по январь 1987 г., проходил под лозунгом «больше социализма».

М.С.Горбачев в своей книге «Перестройка и новое мышление» он формулировал свою позицию следующим образом: «Разумеется, Советскую власть мы менять не собираемся, от ее принципиальных основ отступать не будем. Но изменения необходимы, причем такие, которые укрепляют социализм, делают его политически богаче и динамичнее» Горбачев М.С. «Перестройка и новое мышление» - М., 1992.- с.163.

Начались значительные изменения в руководстве КПСС. Ушли в отставку наиболее одиозные фигуры из окружения Л.И. Брежнева. Развернулась борьба с коррупцией, злоупотреблениями, сменялись дискредитировавшие себя партийные руководители на местах. За 1985-1986 гг. было заменено свыше 60% секретарей райкомов и обкомов. К руководству КПСС пришли представители новой номенклатурной элиты: Е.К. Лигачев, Б.Н. Ельцин, А.Н. Яковлев и др., понимающие необходимость проведения кардинальных политических и экономических преобразований. Началось переосмысление реального положения общества, переоценка исторического пути, пройденного страной, КПСС взяла на себя ответственность за деформации предыдущих этапов. Началась массовая реабилитация репрессированных деятелей партии и Советского государства, представителей интеллигенции, переосмысление их роли в истории страны. Вместе с тем политическая система общества оставалась неизменной, руководящая роль КПСС как единственной политической партии, авангарда всего народа, сомнению не подвергалась.

Уже в этот период начинаются разногласия среди самих сторонников перестройки. Руководящее ядро партии, сформировавшееся вокруг Горбачева, менее чем за два года, оказалось расколото на противостоящие друг другу группы. Необходимость перемен осознавали все, но понимали эти перемены по-разному.

Первый удар по авторитету М.С. Горбачева нанес секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин. В сентябре 1987 г. он неожиданно выступил на торжественном Пленуме ЦК КПСС, посвященном предстоящему празднованию 70-летия Октябрьской революции с резко критической речью. Б.Н. Ельцин говорил о медлительности в осуществлении перестройки, критиковал политику секретариата партии и возглавившего его Е.К. Лигачева, а так же заявил о возникновении в партии «культа личности» М.С. Горбачева. В заключение он заявил о своей отставке из Политбюро.

Выступление Ельцина показалось присутствующим крайне путанным и непонятным. Участники пленума единогласно его осудили. Б.Н. Ельцин был снят с поста секретаря Московского горкома. Но, как показало время, это выступление было важным политическим шагом. Видя, что экономика страны вступает в полосу потрясений, Б.Н. Ельцин обозначил свою особую позицию, отмежевавшись от М.С. Горбачева. Тем самым, один из представителей партийной номенклатуры превратился в лидера радикальных сторонников преобразований, приобрел ореол народного героя и борца с бюрократией.

Лидером другого направления в партии стал Е.К. Лигачев. Он занимал пост второго секретаря КПСС, отвечал за кадровую политику партии. Лигачев также говорил о необходимости перестройки, ратовал за борьбу с коррупцией, за наведение порядка, дисциплины, но при этом выступал за сохранение основных параметров социалистической экономики, за сохранение в руках КПСС рычагов управления страной. Даже противники Лигачева признавали его честность, высокую нравственность, убежденность, но объективно его позиция становилась все более и более консервативной. Е.К. Лигачев был одним из вдохновителей «антиалкогольной кампании», выступал в защиту социализма, против очернения исторического прошлого страны. По мере углубления преобразований он все более и более становился в оппозицию политике М.С. Горбачева.

Следующий этап, 1987-1988 гг., можно охарактеризовать как этап, проходящий под лозунгом «больше демократии», в котором классовое понятие демократии было заменено общечеловеческим (либеральным) пониманием. Так как в существовавшей системе управления ведущую роль играла КПСС, то и реформу начала она. В этот период происходят кардинальные изменения в политической системе общества. Так как в существовавшей системе управления ведущую роль играла КПСС, то и реформу начала она. В июне-июле 1988 г. прошла XIX Всесоюзная партийная конференция, определившая пути преобразований. (см. Приложение 4) Основным направлением провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов, обеспечение полновластия Советов всех уровней. Высшим органом власти в стране провозглашался съезд народных депутатов СССР (в республиках - республиканские съезды). Съезд избирал из своего состава постоянно действующий, двухпалатный Верховный Совет СССР и его председателя. Соответственно республиканские съезды избирали - Верховные Советы республик.

Конференция предложила проект нового закона о выборах, который был принят в декабре 1988 г. Выборы впервые в истории советского общества стали альтернативными (из нескольких кандидатур). Отменялись всякие разнарядки при выдвижении кандидатур в депутаты (ранее соблюдалось пропорциональное представительство всех классов). Вместе с тем решения конференции носили половинчатый характер, обеспечивали сохранение власти в руках КПСС (одна треть депутатов съезда избиралась от общественных организаций - КПСС, профсоюзов, комсомола и др.; предусматривалось совмещение постов Председателей Советов всех уровней и соответствующих партийных руководителей, при условии избрания их в эти советы).

Выборы в высшие органы власти открыли новый этап - этап размежевания в лагере перестройки (1989-1991 гг.). Выяснилось, что различные политические силы вкладывали в этот термин различное содержание, что вовсе не «все мы по одну сторону баррикад», как любил повторять М.С.Горбачев. В ходе выборной кампании широко обсуждались вопросы экономического и политического развития страны. На выборах потерпели поражение многие секретари областных и городских комитетов партии, работники партаппарата, в то же время были избраны рад деятелей, находившихся в оппозиции режиму, таких, как академик А.Д. Сахаров.

В апреле 1989 г. открылся I Съезд народных депутатов СССР. Съезд избрал Верховный Совет СССР. Его Председателем был избран М.С. Горбачев. На съезде начала складываться оппозиционная группа депутатов, так называемая «межрегиональная группа», куда вошли бывший секретарь Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцин, триумфально выигравший выборы в Москве, А.Д. Сахаров, Т.X. Гдлян, Г.X. Попов, А.А. Собчак, Н.И. Травкин, С.Н. Станкевич. Т.А. Заславская и др.

В марте 1989 г. прошли выборы в Верховные Советы республик и местные Советы. На этих выборах депутаты от общественных организации уже не избирались. В ходе выборов стали создаваться политические партии и течения, противостоящие КПСС. В большинстве регионов они одержали победу над партийными структурами. Московский Совет возглавил Г.X. Попов, Ленинградский - А.А. Собчак. В июне 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР избрал Верховный Совет республики. Его председателем стал Б.Н. Ельцин.

В марте 1990 г. III внеочередной Съезд народных депутатов СССР принял решение о переходе к президентской системе правления. Съезд избрал президентом страны М.С. Горбачева. Было принято решение об отмене Ст. 6 Конституции СССР, провозглашавшей руководящую и направляющую роль КПСС в политической системе советского общества. Тем самым окончательно завершилась передача власти из рук партийных органов в руки Советов. В октябре 1990 г. был принят закон СССР «Об общественных объединениях», признавший наличие в стране многопартийности История России. Учебное пособие. Издание РЭА им. Г.В. Плеханова - М., 2004.- с.194.

С отменой статьи 6 КПСС становилась просто одной из политических партий (правда, других партий пока не существовало, они еще находились в стадии образования). Это создавало проблемы для функционирования и деятельности всех других государственных структур и органов, ранее подчиненных КПСС и выполнявших ее директивы. Возникла необходимость пересмотра всей политической системы советского государства. Было немыслимым, чтобы партия безоговорочно отказалась от власти, которой распоряжалась 70 лет, поэтому резко усилилась оппозиция М.С. Горбачеву в рядах самой партии. М.С. Горбачев пытался проводить центристскую политику, отмежевываясь как от радикалов, так и от консерваторов. В апреле 1989 г. на Пленуме ЦК «добровольно» подали в отставку сразу 10 человек из состава ЦК, ушел на пенсию Е.К. Лигачев, из «брежневского» состава Политбюро к концу 1989 года оставалось лишь двое (М.С. Горбачев и Э.А. Шеварнадзе). Всего за 1985-1990 гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС.

Театром наиболее ожесточенных схваток стал XXVIII (и последний) съезд КПСС, состоявшийся в июле 1990 г. К тому времени авторитет партии резко упал, ее численность сократилась с 21 млн. чел. в 1985 г. до 15 млн. чел. к лету 1990 г. На этом съезде партия фактически раскололась. Из нее выделилась, так называемая, «демократическая платформа», образовавшая самостоятельную партию. С другой стороны, в июне 1990 г. была создана коммунистическая партия РСФСР, стоящая на ортодоксально-коммунистических позициях. В самый разгар дискуссий на съезде слово взял Б.Н. Ельцин, объявив о своем выходе из КПСС и предложив партии самораспуститься. Это выступление популярнейшего лидера нанесло фактически смертельный удар КПСС. Съезд не преодолел кризиса партии, его программный документ «К гуманному, демократическому социализму» носил половинчатый, расплывчатый характер, пытался примирить различные направления в партии. (см. Приложение 6)

Б.Н. Ельцин уже открыто переходит на антикоммунистические позиции, начинает борьбу за власть. Ему удалось сплотить в единую коалицию силы совершенно различной политической ориентации на платформе общей борьбы против КПСС. Политические убеждения самого Б.Н. Ельцина проследить достаточно сложно. Он говорил о необходимости кардинальных реформ, не уточняя, что имеет ввиду. Основным лозунгом его пропагандистской кампании была борьба против привилегий партийной и государственной номенклатуры, принесшие ему огромную популярность в народе. Сторонники Б.Н. Ельцина составляли весьма широкий спектр политических сил: от радикальных демократов (Г.Х. Попов, А.А. Собчак), радикальных националистов (В.П. Астафьев) до высокопоставленных представителей номенклатуры, видевших в Б.Н. Ельцине авторитарного лидера, способного навести порядок в стране, неважно с КПСС или без нее (Ю.В. Петров - бывший секретарь Свердловского обкома КПСС, О.И. Лобов - бывший председатель Свердловского облисполкома, Д.А. Волкогонов - бывший заместитель начальника Политуправления Советской Армии и др.), таким образом обостренная до предела политическая ситуация в стране достигает своего апогея.

Основные даты и события: 1985-.1991 гГ. - М. С. Горбачев во гла­ве КПСС и СССР; 1988 г. - принятие программы политической реформы; 1989 г. - выборы народных депутатов СССР; 1990 г. ­выборы народных депутатов союзных республик; 1990 г. - отме­на 6-й статьи Конституции СССР о руководящей и направляю­щей роли КПСС в" советском обществе, начало реальной много­партийности.

Исторические деятели: М. С. Горбачев; А Д. Сахаров; Б. Н. Ельцин. Основные термины и понятия: перестройка; гласность; де мокра­тизация.

План ответа: 1) М. С. Горбачев; 2) кадровая революция; 3) по­литическая реформа 1988 г.; 4) выборы народных депутатов СССР (1989) и РСФСР (1990); 5) возрождение много партий­ности; 6) межнациональные отношения и национальная поли­тика; 7) власть и церковь; 8) август,Овский политический кри­зис 1991 г.; 9) распад СССР: причины и последствия.

Материал к ответу: После смерти К. У. Черненко новым совет­ским лидером стал М. С. Горбачев - бывший первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС, а затем член Политбюро и секретарь ЦК по сельскому хозяйству. Как и его предшест­венники, Горбачев начал перемены со смены «команды». В ко­роткий срок на своих постах были заменены 70% руководите­лей обкомов КПСС, более половины министров союзного правительства. Значительно обновился состав ЦК КПСС: если в 1985-1987 гг. бьши заменены более половины членов Полит-

бюро и секретарей ЦК, то лишь на одном апрельском (1989) ПЛенуме ЦК из 460 членов и кандидатов в члены ЦК бьцIИ от­правлены в отставку сразу 110 человек. Учитывая роль партий­ного аппарата, Горбачев заменил почти 85% руководящих кадров ЦК КПСС - опоры системы управления. Вскоре на всех клю­чевых постах в партии и государстве бьЦlИ лишь назначенцы Горбачева. Однако дела по-прежнему двигались с большим тру­дом. Стало ясно, что нужна серьезная политическая реформа.

Перелом в политической ситуации наступил в 1987 году.

Позже Горбачев назвал это время первым серьезным кризисом «переctpoЙки». Выход из него бьш лишь один - демократизация общества. Январский (1987) ПЛенум ЦК принял решение о со­зыве (после 46-летнего перерыва) Всесоюзной партийной кон­ференции, в повестку дня которой бьшо решено включить вопрос о подготовке реформы политической системы. Летом 1987 г. про­шли выборы в местные органы власти. На них впервые бьшо раз­решено выдвигать по нескольку кандидатов на одно депутатское место. Бьш снят контроль за явкой избирателей. Резулылат заста­вил власти задуматься: почти в десять раз возросло число го­лосов против кандидатов, массовой стала неявка избирателей на участки, в 9 округах выборы вообще не состоялись. Летом 1988 г. прошла XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы. Главной ее идеей стала попытка соединить несовместимое: классичес­кую советскую политическую модель, предполагавшую едино­властие Советов, - с либеральной, опирающейся на разделение властей. Бьцю предложено: создать новый высший орган государ­ственной власти - Съезд народных депутатов; Верховный Совет превратить в постоянно действуюший «парламент»; обновить избирательное законодательство (предполагавшее, в частности, алылернативность, а также избрание депутатов не только по ок­ругам, но и от общественных организаций); создать Комитет конституционного надзора, обязанного следить за соблюдени­ем Конституции. Однако главным пунктом реформы стало пе­рераспределение властных полномочий от партийных струк­тур - к советским, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это был самый сильный удар по номенк­латуре за все годы ее существования. Именно это решение не только лишило Горбачева поддержки влиятельной части обще­ства, но и вынуждало ее захватить в личную собственность то, что прежде находилось в ее управлении.

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На 1 съезде Председателем Верховного Совета СССР был избран Горбачев. Через год вы-

боры прошли в союзных республиках, где «конкурс» составил 8 чел. на один депутатский мандат. Теперь инициатива рефор­мирования страны перешла к избранным в ходе открытых вы­боров предtтавителям народа. Вскоре они дополнили полити­ческую реформу новыми положениями. Главной среди них была идея построения правового государства, в котором было бы реально обеспечено равенство граждан перед законом. Введение этого положения потребовало отмены 6-й статьи Конституции страны об особой роли Коммунистической пар­тии. Горбачев согласился на предложение об учреждении по­ста президента и был избран первым (и, как оказалось, по­следним) президентом СССР.

Кризис коммунистической идеологии и социалистического реформирования привел к тому, что люди стали искать выход из сложившейся ситуации в иных идейных и политических направлениях. Первой ОППОЗИIIИОННОЙ партией в мае 1988 г. провозгласила себя группа В. И. Новодворской, принявшая на­звание «Демократический союз». Тогда же возникли народные фронты в республиках Прибалтики, ставшие первыми массо­выми независимыми организациями. Несмотря на то что все эти группы и объединения заявляли о (<поддержке перестрой­ки», они представляли самые различные направления полити­ческой мысли. Либеральное направление включало в себя пред­ставителей «Демсоюза», несколько организаций христианских демократов, конститyционных демократов, либеральных демо­кратов. Наиболее массовой политической организацией либе­рального толка, объединившей представителей различных ли­беральных течений, стала «Демократическая партия России» Н. И. Травкина, созданная в мае 1990 года. Социалисты и социал-демократы были объединены в «Социалистической партии», «Социал-демократической ассоциации» и «Социал-де­мократической партии России». Анархисты создали «Конфеде­рацию анархо-синдикалистов» и «Анархо-коммунистический реВОЛЮIIИОННЫЙ союз». Первые национальные партии стали формироваться в республиках Прибалтики и Закавказья. Од­нако при всем многообразии этих партий и движений основ­ная борьба развернулась между коммунистами и либералами. Причем в условиях нараставшего экономического и политиче­ского кризиса политический вес либералов (их называли «де­мократами,» увеличивался с каждым днем.

Начавшаяся демократизация не могла не отразиться на отно­шениях государства и церкви. В ходе выборов 1989 г. народны­ми депутатами СССР были избраны представители основных религиозных конфессий. Значительно ослаб, а после отмены 6-й

статьи конституции и вовсе бьЦI отменен партийно-государст­венный контроль за деятельностью церковных организаций. На­чалось возвращение верующим религиозных сооружений и свя­тынь. Кризис коммунистической идеологии привел к росту религиозных настроений в обществе. После смерти патриарха Московского и всея Руси Пимена новым предстоятелем Рус­ской Православной Церкви в июне 1990 г. бьЦI избран Алексий 11. Изменения, происшедшие в годы «перестройки», вновь сде­лали церковь одним из авторитетных и самостоятельных эле­ментов общественной системы.

Таким образом, попытки демократизации советской полити­ческой системы с отменой 6-й статьи Конституции СССР при­вели к кризису и началу распада союзных структур власти. При­чем новых образцов государственности предложено не бьЦIО.

Перестройка в СССР и реформа политической системы

Начало перестройки непосредственно связывают с приходом на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в 1985 г. Однако осознание необходимости реформ пришло к советскому руководству еще в начале 80?х гг., о чем свидетельствовала деятельность Ю.В. Андропова. Смерть Андропова привела к прекращению попыток произвести какие-либо изменения. И все же процесс перемен был неизбежен, будучи обусловлен всеобъемлющим кризисом системы.

Впрочем, с точки зрения советского политического руководства ситуация выглядела намного менее тревожной: да, оно понимало необходимость перемен, но полагало, что можно ограничиться проведением их только в экономической сфере. Собственно говоря, к 1985 г. багаж реформаторов мало обновился в сравнении с представлениями Ю.В. Андропова. Преобладала все та же идея наведения порядка и дисциплины на производстве, в результате чего будут исправлены накопившиеся недостатки и социализм сможет начать быстрое и поступательное движение вперед. Это движение стало все чаще именоваться «ускорением», которое и должно было привести к главной цели всей перестройки – обновлению социализма, приданию ему большей динамичности и способности выдержать конкуренцию со странами Запада.

А.Д. Сахаров на трибуне Съезда народных депутатов

Традиционным оказалось и направление, в котором двигались экономические преобразования, – они развивались в русле опыта реформы 1965 г. Была предпринята попытка повышения самостоятельности хозяйственных единиц, поиска оптимальной «модели хозрасчета». Высшим достижением этой линии стала аренда государственного предприятия его коллективом. Не был забыт и опыт осуществления нэпа: средством компенсации низкой эффективности слабо стимулирующих работника государственных форм производства была выдвинута кооперация, сравнительно безопасная с идеологической точки зрения – как общественная форма производственной деятельности, в то же время включающая личный материальный интерес. Не будучи основанными на здравом смысле и не дав особого хозяйственного эффекта, экономические реформы все же сыграли весьма существенную роль – они способствовали возникновению и развитию идеи применения рыночных методов в советской экономической системе. В целом же проводимая в 1985–1991 гг. экономическая политика продемонстрировала явную неспособность политического руководства выйти за рамки традиционных идеологических представлений и неготовность к последовательным и решительным шагам.

Но дело не только, и даже не столько в неспособности высших руководителей СССР. Возможно, правильнее говорить о том, что проведение экономических реформ натолкнулось на жесткое сопротивление всей политической системы. К 1987–1988 гг. это стало настолько очевидным, что советское руководство вынуждено было объявить о начале частичных изменений в этой сфере. Однако, естественно, это означало ослабление позиций государственного аппарата, всего слоя советской номенклатуры, не желавшего расставаться со своими привилегиями. Поэтому проведение реформ требовало сломить ее скрытую, но упорную оппозицию.

Стремясь найти поддержку, реформаторское крыло в руководстве решило опереться на массы. Именно этими целями объясняется знаменитая политика «гласности», сначала весьма ограниченной, разрешенной, но затем все более смелеющей и выходящей из-под идеологического контроля, ставшая основой фактической свободы слова в стране. Активная поддержка со стороны масс действительно позволила начать процесс демократизации политической системы. В качестве главного направления здесь было избрано повышение роли Советов, означавшее установление четкого разграничения функций между советскими и партийными органами, выражавшегося прежде всего в отказе партийных органов от выполнения хозяйственных функций. Высший орган Советской власти – Верховный Совет – был дополнен Съездом народных депутатов и превратился в постоянно действующий орган. Именно эти меры положили начало развалу политической системы СССР, поскольку именно партийная вертикаль обеспечивала реальное функционирование политической системы; советские органы были властью сугубо номинальной, а потому оказались не готовы к выполнению возложенных на них полномочий.

Наряду с развалом старой модели власти в стране начинается постепенное формирование первых элементов новой политической системы, основанной на многопартийности. Первые общественно-политические движения развивались в рамках самой КПСС, где начали появляться как отдельные оппозиционеры (подобные Б.Н. Ельцину), так и целые группы (скажем, «демократическая платформа»). Начали появляться и первые политические группы вне КПСС – Либерально-демократическая, Социал-демократическая партии, Межрегиональная депутатская группа на Съезде народных депутатов. Развитие гласности в направлении все большей критики как конкретных властей, так и системы в целом вызвало заметную политизацию общества и рост популярности радикальных движений. Напротив, все более отчетливым становится падение авторитета КПСС и рост антикоммунистических настроений в стране.

Наивысшего развития поляризация политических сил достигла в 1990–1991 гг., когда оппозиции удалось добиться отмены 6?й статьи Конституции СССР, закрепляющей руководящую роль КПСС в государственной системе, и внушительного представительства в ряде республиканских законодательных органов. В свою очередь, непоследовательность и готовность идти на уступки М.С. Горбачева вызывала недовольство им в самом коммунистическом движении, в котором все бо?льшую силу набирало консервативное направление. Политическое размежевание оставляло все меньше возможностей руководству для проведения сбалансированной политики, приходилось постоянно лавировать между правыми и левыми, не удовлетворяя в конечном счете ни тех, ни других.

Растущая политическая нестабильность весьма негативно сказывалась на социально-экономической обстановке в стране. Свертывание государственного производства спиртных напитков обрушило в значительной мере бюджет. Нелепые экономические реформы Горбачева резко обострили положение в народном хозяйстве, которое все меньше могло удовлетворять повседневные нужды населения, что привело к дефициту товаров и введению талонов на продукты. Все это усилило кризис доверия к власти. Частой формой проявления недовольства стали забастовки, во время которых выдвигались не только экономические, но и политические требования. Особую активность при этом проявили шахтерские коллективы. К концу 1990 г. политический кризис, слившись с социально-экономическим и идеологическим, поставил на повестку дня вопрос о выборе дальнейшего пути.

Этому способствовало ослабление позиций Советского Союза на внешнеполитической арене. Прежде всего кризис в СССР привел к отходу от него социалистических стран Восточной Европы. Отказ от «доктрины ограниченного суверенитета» уменьшил возможности контроля за ними, что привело к поражению тех сил, которые выступали за сохранение связей с СССР. В свою очередь, распад «восточного блока» резко усилил ориентацию вышедших из него государств на западные страны, вплоть до стремления войти в НАТО. С другой стороны, проводимая в стране линия на постепенную демилитаризацию (вплоть до почти панического бегства из Европы непобежденной Советской Армии и одностороннего разоружения), хотя и улучшила имидж СССР и особенно его руководителя в глазах западной общественности, имела и то последствие, что ослабила возможности влияния Советского Союза на международную обстановку в мире. И уж совсем провальным было стремление улучшить внутриэкономическую ситуацию в стране за счет получения кредитов и займов на Западе. Из-за этого пришлось идти на серьезные, подчас неоправданные уступки во внешней политике, что также подрывало престиж руководства в глазах общественности. Когда Горбачев ушел с поста, который «выдернули» из-под него Ельцин, Кравчук и Шушкевич в Беловежской Пуще, никто о его уходе не сожалел. Такого фиаско не терпел, пожалуй, ни один из руководителей страны.

Был ли М.С. Горбачев добросовестным, но слабым руководителем, или в его действиях присутствовал умысел? Видя в последующие годы его постоянное присутствие в «глобальной тусовке», невольно приходят мысли о наихудшем варианте.

Из книги Тайны исчезнувших цивилизаций автора Варакин Александр Сергеевич

Перестройка по-египетски Зачастую на полотнище истории размеренный ход и уклад жизни государств нарушают (и разрушают) яркие личности, в руках которых судьбы народов оказываются игрушкой. Рушатся государства, переносятся столицы, сменяются религии, переселяются целые

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Учебник по выживанию в новой стране автора Габриель Лара

Перестройка Слово приобрело самостоятельное политическое значение сразу же после апрельского (1985) Пленума Центрального Комитета КПСС, на котором с речью о «перестройке» выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев (р. 1931).Впоследствии это выражение

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Здоровье мужчины после сорока. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

Из книги автора

46. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Политическая система самостоятельна и обладает определенными возможностями и способностями. Американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд называют четыре главные способности:1) регулирующая способность касается управления

Из книги автора

51. ГОСУДАРСТВО КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Государство – особый политический институт, качественно отличающийся тем, что определяет правила, по которым протекает политическая жизнь, отвечает за соблюдение и изменение этих правил. Значение

Из книги автора

58. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ Вторым после государства ведущим институтом политической системы является политическая партия. Политическая партия – добровольная, негосударственная организация, создаваемая для

Из книги автора

Глава 1. Предыстория. Перестройка Сознания. Ускорение В ковбойско-техасские двери моего ресторана входили, врывались бритые мужчины в черных куртках. Двери вперед. Бритый затылок. Двери назад. Еще один. Мужчин было много. Из тех, кто назойливо навещал раньше, по одному.

Из книги автора

СССР в 1964–1985 гг. Ядро новой правящей элиты составили Л.И. Брежнев (первый, а с 1966 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС), А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров), М.А. Суслов (секретарь ЦК КПСС по идеологии). Под их руководством, при усилении идеологического давления, стала

Из книги автора

Раздел XIII. «Перестройка» и распад СССР «Перестройка» – это крупномасштабное общественное явление, затронувшее мировоззренческие, политические, экономические, социальные аспекты жизни крупнейшей мировой державы, изменившие существовавший после Второй мировой войны

Из книги автора

Гормональная перестройка Само понятие «мужской климакс» достаточно условно, потому что репродуктивная функция у мужчин не исчезает, а, как уже говорилось, лишь угасает. Причем происходит это настолько медленно, что многие мужчины, ведущие здоровый образ жизни, могут и не

Начало перестройки непосредственно связывают с приходом на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в 1985 г. Однако осознание необходимости реформ пришло к советскому руководству еще в начале 80-х гг., о чем свидетельствовала деятельность Ю.В.

Андропова. В то же время оно не приобрело пока должной устойчивости, поэтому смерть Андропова привела к прекращению попыток произвести какие-либо изменения во время недолгого пребывания у власти К.У. Черненко. И все же процесс перемен был неизбежен, будучи обусловлен всеобъемлющим кризисом системы. Впрочем, с точки зрения советского политического руководства ситуация выглядела намного менее тревожной: да, оно понимало необходимость перемен, но полагало, что можно ограничиться проведением их только в экономической сфере. Собственно говоря, к 1985 г. багаж реформаторов мало обновился в сравнении с представлениями Ю.В. Андропова. Преобладала все та же идея наведения порядка и дисциплины на производстве, в результате чего будут исправлены накопившиеся недостатки и социализм сможет начать быстрое и поступательное движение вперед. Это движение стало все чаще именоваться "ускорением", которое и должно было привести к главной цели всей "перестройки" - обновлению социализма, приданию ему большей динамичности и способности выдержать конкуренцию со странами Запада. Традиционным оказалось и направление, в котором двигались экономические преобразования - оно развивалось в русле опыта реформы 1965 г. - была предпринята попытка повышения самостоятельности хозяйственных единиц. Переходя от одной "модели хозрасчета" к другой, высшим достижением этой линии стала аренда государственного предприятия его коллективом. Не был забыт и опыт осуществления нэпа: средством компенсации низкой эффективности слабо стимулирующих работника государственных форм производства, была выдвинута кооперация, сравнительно безопасная с идеологической точки зрения как общественная форма производственной деятельности, и, в то же время, основанная на личном материальном интересе. Не дав какого-либо существенного хозяйственного эффекта, экономические реформы все же сыграли весьма существенную роль - они способствовали возникновению и развитию идеи возможности применения рыночных методов в советской экономической системе. В целом же проводимая в 1985 - 1991 гг. экономическая политика продемонстрировала явную неспособность политического руководства выйти за рамки традиционных представлений и неготовность к последовательным и решительным шагам. Но дело не только, и даже не столько в способностях высших руководителей СССР. Фактически, правильнее говорить о том, что проведение экономических реформ натолкнулось на жесткое сопротивление всей политической системы. К 1987 - 1988 гг. это стало настолько очевидным, что советское руководство вынуждено было объявить о начале частичных изменений в этой сфере. Однако, естественно, это означало ослабление позиций государственного аппарата, всего слоя советской номенклатуры, не желавшего расставаться со своими привилегиями. Поэтому проведение реформ требовало сломить ее скрытую, но упорную оппозицию. Стремясь найти поддержку, реформаторское крыло в руководстве решило опереться на массы. Именно этими целями объясняется знаменитая политика "гласности", сначала весьма ограниченной, разрешенной, но затем все более смелеющей и выходящей из под идеологического контроля, ставшая основой фактической "свободы слова" в стране. Активная поддержка со стороны масс действительно позволила начать процесс демократизации политической системы. В качестве главного направления здесь было избрано повышение роли Советов, означавшее установление четкого разграничения функций между советскими и партийными органами, выражавшегося, прежде всего, в отказе партийных органов от выполнения хозяйственных функций. Высший орган Советской власти - Верховный Совет - был дополнен Съездом народных депутатов и превратился в постоянно действующий орган. Именно эти меры положили начало развалу политической системы СССР, поскольку именно партийная вертикаль обеспечивала реальное функционирование политической системы; советские органы были властью сугубо номинальной, а потому оказались не готовы к выполнению возложенных на них полномочий. Наряду с развалом старой модели власти, в стране начинается постепенное формирование первых элементов новой политической системы, основанной на многопартийности. Первые общественно-политические движения развивались в рамках самой партии, где начинают появляться как отдельные оппозиционеры (подобные Б.Н. Ельцину), так и целые группы (скажем, "демократическая платформа"). Начинают появляться и первые политические внепартийные группы - либерально-демократическая, социал-демократическая партии, Межрегиональная депутатская группа на Съезде народных депутатов. Развитие гласности в направлении все большей критики как конкретных властей, так и системы в целом вызвало заметную политизацию общества и рост популярности радикальных движений. Напротив, все более отчетливым становится падение авторитета КПСС и увеличение антикоммунистических настроений в стране. Наивысшего развития поляризация политических сил достигла в 1990 - 1991 гг., когда оппозиции удалось добиться отмены 6-й статьи Конституции СССР, закрепляющей особую роль КПСС в государственной системе СССР, и внушительного представительства в ряде республиканских законодательных органов. В свою очередь, непоследовательность и готовность идти на уступки М.С. Горбачева вызывала недовольство им в самом коммунистическом движении, в котором все большую силу набирало консервативное направление. Политическое размежевание оставляло все меньше возможностей руководству для проведения сбалансированной политики, приходилось постоянно лавировать между правыми и левыми, не удовлетворяя, в конечном счете, ни тех, ни других. Растущая политическая нестабильность весьма негативно сказывалась на социально-экономической обстановке в стране. Фактическое прекращение экономических реформ резко обострило положение в народном хозяйстве, которое все меньше могло удовлетворять повседневные нужды населения. Все это усилило кризис доверия к власти. Частой формой проявления недовольства стали забастовки, во время которых выдвигались не только экономические, но и политические требования. Особую активность при этом проявили шахтерские коллективы. К концу 1990 г. политический кризис, слившись с социально-экономическим и идеологическим, поставил на повестку дня вопрос о выборе дальнейшего пути. Этому способствовало ослабление позиций Советского Союза на внешнеполитической арене. Прежде всего, кризис в СССР привел к отходу от него "социалистических стран" Восточной Европы. Отказ от "доктрины ограниченного суверенитета" уменьшил возможности контроля за ними, что привело к поражения тех сил, которые выступали за сохранение связей с СССР. В свою очередь, распад "восточного блока" резко усилил ориентацию вышедших из него государств на западные страны, вплоть до стремления войти в НАТО. С другой стороны, проводимая в стране линия на постепенную демилитаризацию, хотя и улучшила имидж СССР (а особенно его руководителя) в глазах западной общественности, имела и то последствие, что, ослабив опасения по поводу "военной угрозы" со стороны Советского Союза, ослабила его возможности влияния на международную обстановку в мире. К тому же стремление улучшить внутириэкономическую ситуацию в стране за счет получения кредитов на Западе привело к необходимости идти на серьезные, подчас неоправданные уступки во внешней политике, что также подрывало престиж руководства в глазах общественности. Таким образом, к началу 90-х гг. стала очевидной невозможность осуществления реформирования СССР в рамках задуманного умеренного варианта преобразований. Руководство, инициировав перемены, уже вскоре оказалось не в состоянии справиться с теми силами, которые были им же разбужены, оно проявило явное неумение вовремя реагировать на требования общественности, запаздывало с назревшими преобразованиями, оставаясь в кругу идей, никак не соответствовавших распространенным социальным ожиданиям.

Началом политики перестройки было кардинальное преобразование М. Горбачевым кадрового состава органов государственной власти.

«Кадровая революция»

Кадровая «чистка» коснулась преимущественно политических деятелей, которые препятствовали внедрению социальных и экономических реформ, а также не поддерживали Генерального Секретаря в инициировании дружеских переговоров с капиталистическим западом.

В период 1985 -1987 гг, было смещено с постов более 80% руководителей обкомов Коммунистической партии. Должностных мест в правительстве лишилась половина министров. Только на одном пленуме ЦК в 1989 году были отправлены в отставку 110 человек из 460 членов ЦК КПСС.

Под лозунгами борьбы со старым консерватизмом, были сняты с руководящих должностей секретарь ЦК Компартий Украины В. Щербицкий и Казахстана Д. Кунаев. Через короткое время все ключевые посты в партии и государстве занимали назначенцы М. Горбачева.

Но, несмотря на отсутствие сопротивления новых членов государственного аппарата, обновление общества и экономики продвигалось с большим трудом ставало понятным, что государству нужна более серьезная политическая реформа.

Политическая реформа 1988 года

После первого кризиса перестройки, который случился в 1987 году, Горбачев еще более твердо стал на путь полной демократизации государства. В январе 1987 года на Всесоюзной конференции (которая последний раз проводилась в 1941 году) было принято решение подготовки политической реформы в СССР.

Летом в Советском государстве прошли первые выборы в органы местного самоуправления, на которых впервые за все существование СССР было разрешено выдвигать несколько кандидатов, претендующих на одно депутатское место.

Политическая реформа нанесла сильнейший удар по партийной номенклатуре: правительственные структуры начали создаваться путем свободных выборов. Значительные полномочия предоставлялись членам местного самоуправления, в результате чего, в 1989 году была отменена 6 ст. Конституции СССР, которая закрепляла доминирующую роль партии в государственном руководстве.

В 1990 году М. Горбачев отменил должность Генерального Секретаря, учредив вместо нее президентство, что говорило о стремлении максимально приблизиться к демократическому устройству Европы.

Многопартийность

Кризис коммунистической идеологии привел к тому, что люди активно начали искать другие ориентиры, которые смогли бы ее заменить. В этот период вышли из тени опальные оппозиционеры, ранее гонимые преследованиями советской власти.

Первой оппозиционной группой стал «Демократический союз» В. Новодворской. В 1988 году активизировались народные фронты окраин Прибалтики и Украины, которые первыми провозгласили себя партиями. Социал демократы объединились вместе с социалистами в независимые партии и организации.

На волне гласности оживились и анархические движения «Революционный анархо коммунистический союз» и «Конфедерация анархистов». Националистические партии, которые призывали к выходу республик из СССР, начали формироваться в Закавказье.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: