Грузинские иконы божьей матери. Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская

Этот легендарный образ повидал многое за историю своего существования. В Православном мире он почитается с глубоким уважением и благоговением. И причиной тому послужили многочисленные случаи исцеления, свершившиеся в разное время и в разных местах.

История появления чудотворного лика

Достоверно не известно, кто является автором иконы и когда она была написана. Её первоначальным местонахождением была Грузия. В 1622 году грузинские земли завоевали персы, во времена правления шаха Аббаса. Именно тогда святой образ переправили в Персию, где местные жители хорошо наладили торговлю христианскими святынями.

Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская»

  • Спустя 3 года одному славянскому приказчику, приехавшему в Персию по купеческим делам, предложили купить образ Богоматери. Стефан Лазарев не мог отказаться от такого приобретения. Он выкупил икону в серебряно-золотом окладе, хоть цена и была довольно высока. Тем временем ярославскому купцу Григорию Лыткину, у которого служил Лазарев, приснилось странное сновидение. Голос во сне приказал купцу доставить образ Богородицы в Красногорский монастырь на реке Пинеге, неподалёку от Архангельска. Купец не воспринял серьёзно этот сон и вскоре забыл о нём. И лишь по прибытии приказчика домой, Лыткин вспомнил наставление свыше и тут же отправился в путь к Архангельску.

Купец передал священный образ инокам монашеской обители. Кроме того, он на свои средства построил там церковь и купил всю церковную утварь с книгами.

  • Впоследствии икона Девы Марии начала являть чудеса исцеления. Монах Питирим, давно не видящий и потерявший слух, горячо молился перед ликом Царицы Небесной об исцелении от своих недугов. И по окончании чтения молитвы к нему вернулось зрение, и способность слышать. Молва о чудотворной иконе быстро разнеслась по округе. Митрополит Новгородский Никон, ознакомившись со всеми фактами исцеления, назначил празднование дня Грузинской иконы Богоматери на 22 августа.

Крестные ходы с древней иконой шли до сибирских лесов. А в 1698 году вышло постановление приносить святыню в Архангельск для освящения города и его жителей каждый год.

В 1654 году икону решили отреставрировать. Она была переправлена в Москву. В это время город страдал от эпидемии моровой язвы. После того как икону привезли, к ней стали приходить верующие горожане на паломничество и получали исцеление от страшной болезни.

Важно! С иконы Богородицы сделали многочисленные списки, проявившие себя, как чудотворные.

В революционные годы религиозных гонений Красногорский монастырь перестал действовать, а след иконы затерялся. В 1946 году о ней снова заговорили. По словам священнослужителя, из Архангельска с образом совершили крестный ход.

Некоторые источники содержат упоминания о том, что грузинская икона Божьей Матери хранилась в Третьяковской галерее до конца пятидесятых годов. Однако ревизионная проверка 1964 года не выявила образ среди экспонатов галереи. Возможно, власть СССР продала его зарубежным коллекционерам или икону украли.

Описание иконы

Грузинская икона Пресвятой Богородицы близка по иконографии с другими образами Девы Марии в Грузии периода 10-16 веков, в особенности из Кахетии. Она принадлежит к типу Одигитрия, что означает «Путеводительница». Икона излучает нежность и светлое чувство любви.

Грузинская икона Божией Матери

Иисус восседает на левой руке Марии. Богоматерь склоняется к Младенцу, а Он тянется к Ней и возносит правую руку, благословляя Богородицу. Из-под одежды ребёнка видны босые ноги, одна из которых повёрнута к зрителю стопой. В левой руке Иисус держит свиток, который символизирует благую весть для человечества.

Где находится святой образ

Подлинник иконы не дошёл до нашего времени. Сегодня в Третьяковской галерее есть точная копия, соответствующая по размеру оригинальному изображению. Список выполнен в 1707 году изографом Кириллом Улановым.

Три других копии, оказавшиеся чудотворными, также пребывают в Москве:

  • в Храме Троицы Живоначальной;
  • в Храме Воскресения Христова (Сокольники);
  • в Храме Святителя Мартина Исповедника.

Четвёртый и очень почитаемый список образа Богоматери хранится в Раифском Богородицком мужском монастыре. Его заказал митрополит Лаврентий. По монашеским преданиям, копия иконы избавляла от душевных расстройств и увечий конечностей, возвращала зрение ещё на пути к обители.

Важно! Многие нашли утешение и получили помощь после молитвы у этого чудотворного образа, даже когда официальная медицина не давала никаких шансов на выздоровление. Это ещё раз доказывает, что благодать Божия безгранична и только искренняя вера способна помочь в тяжёлых жизненных ситуациях.

В чем помогает икона

Грузинская Божия Матерь оказывает содействие в борьбе с самыми страшными болезнями.

Императорская семья не раз приходила молиться перед иконой. С подачи жены императора Анны Иоанновны, ризу иконы щедро украсили жемчугом и инкрустировали драгоценными камнями. В 1900 году 12 апреля на молитву к иконе прибыли царь Николай Александрович и его супруга Александра Фёдоровна.

К образу Царицы Небесной приходят люди, испытывающие телесные страдания. Иконе приписывают особую силу в исцелении зрительных болезней, желудочных и ушных заболеваний, злокачественных образований и бесплодия у женщин.

Важно! Тот факт, что списки образа долгое время хранятся в храмах России и к ним уже в наше время продолжают ехать паломники из разных регионов, говорит о глубоком почтении и уважении к святыне.

Чудотворная икона Божией Матери Грузинская

Грузия приняла христианство в качестве государственной религии одной из первых в мире наряду с . Поэтому религиозная культура в стране развита очень сильно. Большинство родителей воспитывает своих детей, прививая им веру в Иисуса Христа и святых.

К иконам грузины относятся почтительно. И у простого крестьянина, и у богатого дельца в доме есть « », где обязательно стоит икона Грузинской Богородицы. Среди православного населения почитаются архангелы и , святой , святая Варвара, святой Георгий Победоносец и др., образы которых также ставятся в «красном углу » («углу ангела»).

Грузинская православная церковь, как и другие церкви, не возбраняет дарить иконы на различные праздники и торжественные события — день рождения, . Главным условием является то, что икона должна быть освящена, тогда пред ней можно молиться. Дарить икону нужно с благими намерениями и чистым сердцем.

Икона Грузинской Божией Матери

Икона первоначально находилась в Грузии. В 1622 г. персы напали на государство и среди прочих трофеев вывезли святыню. Спустя три года на одном из персидских базаров приказчик ярославского купца Григория Лыткина купил ее. В это же время самому купцу явилось видение о том, что некую икону нужно передать в храм под Архангельском.

Через четыре года, когда приказчик вернулся с иконой в Ярославль, Лыткин, увидев святой лик, вспомнил сон и направил образ в указанное место. Икона оказалась чудотворной. После водворения в храме она побывала во многих городах, где являла чудеса и исцеляла больных. До наших дней ее оригинал не сохранился, но дошли списки, некоторые из которых являются чудотворными.

Грузинская Божия Матерь изображена по типу Одигитрии — Богородица держит младенца Иисуса на левой руке, правой указывая в его сторону. Сам Богомладенец держит в левой руке свиток, правой творит благословение. Изображение Иисуса показывает его правую ногу, повернутую обнаженной стопой наружу. Изображения святых занимают часть углубления — ковчега, вырезанного на лицевой стороне иконы.

Грузинская Божия Матерь помогает излечиться от болезней, зачать и родить ребенка, сохранить мир в семье. Празднование иконы совершается 4 сентября.

Варвара родилась в начале 4 века в семье знатного финикийского купца. Против воли отца она уверовала в христианское вероучение и приняла за это мученическую смерть. Вместе с сострадавшей ей жительницей Иулианией Варвара была обезглавлена собственным родителем, которого потом настигло возмездие (его убило ударом молнии ).

В 6 веке мощи великомученицы перенесли в Константинополь, а в 12 — уже в Киев. В настоящее время реликвия хранится во Владимирском соборе г. Киева.

Верующие молятся святой Варваре об избавлении от скорой кончины и тяжких болезней, о том, чтобы не окончить жизненный путь без причащения и исповеди. В православной и католической церкви день памяти великомученицы установлен 4 декабря.

Георгий Победоносец

Житие Святого Георгия описано многими летописцами в различных вариациях. Каноническим источником утверждается, что Георгий принял мученическую смерть во времена Великого гонения при императоре Диоклетиане. Самое распространенное изображение святого — сидящим на коне и поражающим змея (дракона ) копьем. Многие исследователи трактуют это как иносказание — змей олицетворяет язычество, а всадник — христианскую религию.

Георгий Победоносец наряду с Грузинской Божией Матерью — самый почитаемый святой в Грузии. Местные жители верят, что он состоит в родстве с равноапостольной Ниной, благодаря которой государство приняло христианство. В 335 г. грузинский царь Мириан возвел первый храм в честь Святого Георгия. Сооружение построили на месте захоронения святой Нины. Начиная с 9 века началось массовое строительство церквей в честь великомученик.

В православии день памяти установлен 23 апреля. Также памятными являются следующие даты:

  • 10 ноября — колесование Святого Георгия;
  • 3 ноября — освящение Лиддского храма Георгия Победоносца, построенного в 4 в.;
  • 26 ноября (Юрьев день) — освящение церкви Георгия Великомученика, построенной в 1051 г. в Киеве.

Гробница святого находится в городе Лод (Израиль ). Части мощей хранятся римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро, храме-реликварии Сент-Шапель (Париж ), монастыре Ксенофонта (Греция, святая гора Афон ).

Братья и сестры! Сегодня день Грузинской иконы Божией Матери. Предлагаем вам прочесть историю иконы и посмотреть фото снимок самой иконы. Так же приводится молитва пред Грузинской иконой Божией Матери.

История иконы

В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Многие христианские святыни были похищены и многие проданы русским купцам, бывшим в Персии. Так, Грузинская икона Божией Матери попала к некоему купцу Стефану, который благоговейно хранил ее. В то время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа так оттого, что построена на гористом и мрачном месте, издревле называвшемся Черная гора; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся пред ней избегали смертоносной язвы. Множество списков с иконы свидетельствуют о ее глубоком почитании. В 1658 году, по благословению Патриарха Никона, было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери. Служба была составлена в 1698 году смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.

Грузинская икона Божьей Матери

Молитва пред иконой Божией Матери

Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша, подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни уврачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодевей, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.

Чудотворная икона Божией Матери «Грузинская»… Наверное, нет никого, кто, бывая в Раифе, не поклонился бы этому образу. Перед ним возносятся теплые молитвы паломников из разных уголков России и других стран мира. И для всех людей, приходящих с верою и любовью, открывает свое сердце Пречистая Владычица!

В 2017 году исполняется 25 лет со дня возвращения святыни в Раифский Богородицкий мужской монастырь.

В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

В это время ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону, и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские пределы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование.

В 1650 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю).

После 1661 года, когда началось основное строительство Раифского монастыря , Казанский митрополит Лаврентий пожелал дать на благословение устрояемой пустыни Раифской Грузинскую икону Божией Матери. Он отправил одного из лучших иконописцев в селение Черную Гору, находящуюся в 16 верстах от города Холмогор Архангельской губернии для снятия точного списка с чудотворной иконы. Выбор его был не случаен. До назначения в Казань он служил на севере - в Важском монастыре, неподалеку от Черногорской области (Архангельской области). В то время именно там находилась эта чудотворная икона. Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России, например, в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие. Крестные ходы с ней доходили до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что «Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою». В 1698 году было постановлено: каждый год этот образ приносить в город Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Федором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Божией Матери.

По принесению в Казань списка иконы митрополит Лаврентий в сопровождении начальников и бесчисленного множества народа лично препроводил икону во вновь отстроенный Раифский монастырь. Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу чудотворной.

Доска, на которой написана святая икона, имеет в вышину 9 и в ширину 7 вершков. Икона темного цвета. На обороте, по углам, на серебряном окладе, который покрывает всю доску, изображены Евангелисты, а в середине имеется надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Грузинския» снизу: «1720 г. июля 24 дня построен сей образ по благословению великого господина, Преосвященнейшего Тихона, митрополита Казанского». Надпись относится к украшению иконы при митрополите Тихоне. Венцы на Спасителе и Божией Матери, равно как и короны, осыпаны драгоценными камнями. Всего же с жемчугом и прочими украшениями риза по оценке ювелиров того времени стоила более 10 тыс. Рублей. При иконе имелся серебряный ковчег весом 7 фунтов 90 золотников. В 1876 г. вся риза вновь перенизана в Казанском Богородицком монастыре под наблюдением игуменьи Анфиньи.

При закрытии Раифской обители во времена безбожной советской власти, икону спасли учёные Казанского университета. Найдя её среди мусора на полу разорённого храма и передав в храм святых Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в городе Казани, где она находилась всё время до возрождения монастыря.

Возвращение иконы состоялось на первом богослужении во временном храме вновь возрождаемой обители — 14 августа 1992 года в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (по преданию, в этот же день были освящены первые храмы обители при ее основании). Его возглавил епископ Казанский и Марийский Анастасий, собралось множество духовенства. Преосвященный предполагал торжественно с крестным ходом перенести икону из Казани и надлежащим образом к этому подготовиться. Поэтому он не думал привозить ее в Раифский монастырь на первую Божественную литургию. Но перед самой поездкой решил взять святыню в монастырь. Икона была помещена вверху иконостаса и, во избежание кражи, ее накрепко прикрутили толстой проволокой так, что быстро снять ее оттуда было нелегко. Но когда епископ Анастасий сам поднялся по приставной лестнице наверх иконостаса, икона к общему изумлению свободно и легко пошла к нему в руки.

Сразу после первой Литургии в Раифском монастыре был отслужен молебен перед Грузинской иконой Божией Матери. Так устроилось что, и возрождение сей обители, было ознаменовано возвращением чудотворного образа. Богородица не захотела ни на один день оставлять свою обитель и явилась туда вновь.

Молитва может исцелять самые разнообразные недуги, такие как болезни желудка, глазные и зубные заболевания, помогает при душевных расстройствах, а также может даровать женщинам, страдающим от бесплодия, долгожданное потомство.

Грузинский образ Богородицы обрел свое наименование из-за того, что персидский шах Аббас совместно с прочими святынями христианского народа в период набегов безбожных агарян в 17 столетии на территорию православной Грузии вывез из границ земли Иверской в Персию образ.
В будущем некий благочестивый русский купец выкупил священную икону у безбожников и передал откровению Господнему в Красногорский монастырь для мужчин, который был территориально размещен в пределах Двинской области. Сразу после приезда, от образа начали осуществляться всевозможные дива и с позволения Святейшего Патриарха Филарета образ принялись с крестным ходом обнашивать по городам и скитам Святой Руси.

Многократно чудодейственный образ Богородицы посещал святой город Москву. Неисчислимость всевозможный див и чудесных исцелений подтолкнули благочестивых жителей Москвы к тому, чтобы сделать с образа точные копии (или как их ещё именуют «списки»), 3 из которых также позднее прославились чудотворениями. Первый из созданных тогда списков был расположен на территории Алексеевского монастыря для женщин на точке нахождения первого собора Христа Спасителя. Последующая судьба данного образа неизвестна. Второй же из чудодейственных списков расположили в соборе Живоначальной Троицы в Никитниках, который закрыл свои двери в тридцатых годах двадцатого столетия. Третья копия была перевезена в собор Покрова Богородицы, который находится близ Воронцового поля. Всевозможные чудеса от данного образа снискали ей праведное поклонение не только среди простого люда, но и в обществе высочайших персон.

Государыня Императрица Анна Иоанновна призывала образ в Санкт-Петербург, где он по Высочайшему повелению был декорирован дорогим окладом, инкрустированным драгоценными камнями. Этот образ сыскал поклонение у Государя Императора Александра I, который, наведываясь в Москву, многократно читал молитвенные стихи пред ней, и, как-то раз услыхав о том, что образ ограбили, распорядился назначить для охраны священной иконы солдата-ветерана.

В период религиозных преследований, которые пришлись на начало двадцатого века, собор Покрова Богородицы на Воронцовом поле был разбит, с образа сняли все драгоценные камни, а саму икону перевезли в собор священных первоверховных апостолов Петра и Павла что на Яузе. После того, как в первой четверти двадцатого столетия соборы и обители монахов начали возвращать обратно Русской Православной Церкви, священный образ 1.09.1991 года по благотворению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II патетичным крестным ходом перенесли в собор священнослужителя Мартина Исповедника на Большой Алексеевской (в настоящее время Большой Коммунистической) улице в одноименную пристройку Грузинского образа Богородицы.

Пресвятая Богоматерь посредством чудодейственного образа Грузинского помогает верованием и любовью, всем тем, кто приходит к ней и просит Ее благословенной помощи, особенно женщинам, которые не могут исцелиться от бесплодия. Множество семей, которым доктора заявляли о несбыточности их мечты о том, чтобы завести детей, трудились во славу Господню в реставрации и благоустройства собора святого Мартина Исповедника, уже располагают потомством, а некоторые имеют даже несколько детей.

Множество и иных див и чудотворных излечений случились от чудодейственного образа Богородицы, непрерывно просящая о людях пред Сыном Своим и Богом нашим, что вдохновляет нас снова и снова направляться к Ней со своими мольбами: Пресвятая Матерь Божия, спаси нас!




Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: