Кажется, вся. Непостоянный месяц. Солнце, снег и дождь вперемежку. С ка­ждым днем все меньше снега. Зато куда ни ступишь, куда ни по­смотришь везде вода. Кажется, вся Животные и птицы

В зимние оттепели от столкновения воздушных волн наземного тепла и высотного холода грозы и радуги изредка наблюдаются даже в декабре, январе и феврале, но чаще в марте. Мартовские грозы не такая уж редкость, а грозовых метелей, пожалуй, раньше не бывало.

…Солнечные дни, лунные ночи… Красная весна! Только шалый ветер возмущает воздух весны. Это самое лучшее время уженья рыбы в прорубях, до ледохода. Плотва, окуни и даже щуки берут на удочки на мелких местах у берегов. Только не надо забывать о предосторожностях на тающем, иглистом льду.

ДЕНЬ ПТИЦ

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

И. Никитин

Лес без птиц и птицы без леса - не жильцы. Таков закон природы.

«Сорок сороков пичуг из Заморья пробираются на матушку-Русь», - говорили в старину в День птиц. Исстари существует благородная традиция выставлять скворечни, дуплянки и другие птичьи домики, сажать кустарник, выпускать из клеток на свободу наших пернатых друзей, защитников урожая полей, садов, огородов и лесов.

Ученые насчитали 274 вида птиц в Подмосковье и в средней полосе. Из них 20 - залетные, 15 - северяне, зимующие, 44 - пролетные, 52 - оседлые и т. д. Сотни тысяч птичьих домиков готовят друзья природы.

Да и как же не привлекать в леса и сады наших крылатых друзей, как не охранять их? Ведь они истребляют майских и июньских жуков, хрущей, непарных шелкопрядов, которые губят садовые питомники, новолесья, молодые дубравы и сосняки. Очень старательно, как лакомство, клюют хрущей, непарных шелкопрядов грачи, скворцы, сойки, кукушки и совы.

Главный истребитель непарного шелкопряда - кукушки. Хорошо бы поселить их в зеленые зоны городов, лесопарки, в колхозные сады.

До 74 километров облетает за день скворец. Пара скворцов с детьми до вылета их из скворечни, по наблюдениям натуралистов, съедает более 8 тысяч майских жуков и разных личинок. Одна семья скворцов в день приносит в свое жилище 800 личинок, а в месяц - 24 тысячи насекомых. Семья синицы большак съедает в день до 3600 гусениц. Горихвостка за день поедает 7500 гусениц, от зари до зари 469 раз прилетает она к гнезду.

Кому придет в голову осудить таких зерноклевов, как красавец щегол? Ведь эта птица-«агроном» клюет семена сорняков. А зимний соловей, первый звонок весны, - овсянка! Сколько она приносит пользы, расклевывая несметное число вредных насекомых, а также семян сорняков! Крылатые санитары воздуха - стрижи, мухоловы - охраняют здоровье людей, истребляя мух и комаров.

Уже в конце марта прилетают стаи грачей, а позже первые скворцы и жаворонки. Встретим же пернатых друзей широким русским гостеприимством и радушием!

ВЕСНА ИДЕТ…

На крыльях вьюги вдруг влетела в Москву поздняя гостья - белая зима и начала усыпать пушистой порошей улицы, дворы.

А поутру всходит и улыбается, как бы ободряет яркое весеннее солнце.

Нежными пуховиками засеребрились белые барашки лесной козьей ивы - бредины и садовой красной вербы. Целыми вениками на рынках продают ивовые букеты. А рядом - мимоза.

Песни овсянок, синиц, корольков, поползней, стук дятлов - «барабанщиков» - приметы лесной весны. Вслед за клестами первой клушей на гнездо садится черная ворониха. Елка в снегу, а наседка на яйцах почти на самой маковке, под заслоном хвойных лапников.

Утром на дворе москвичей встречает первый голос весны - громкое чириканье вездесущих воробьев и нежное воркование голубей.

В хвойном бору сумрак теней. А в березах - светлынь от бересты. Она белее снега. Во все времена года пригожи милые березы. Особенно красивы они в хрустальных кружевах инея.

Озаренный холодными лучами солнца, белоколонный зал березняка светлеет от розовеющих стволов. Недаром нашим предкам береста была бумагой, как папирус в древнем Египте, как пергамент в древнем Иране. Советским археологам при раскопках Великого Новгорода впервые в истории науки удалось обнаружить письменные акты XI-XIV веков на бересте. Тонким инструментом был начертан четкий шрифт на древнеславянском языке.

Сгнивает дотла древесина берез, а береста остается нетленной в сырой земле: недаром из нее гонят деготь, делающий непромокаемыми сапоги охотников и рыболовов.

Загляденье, как сияет сейчас березовая роща. Русская красавица - белая береза словно светится в сугробах. Идет весна!

Замер лес в морозном безмолвии.

Снег и вода - примета весны.

От берега оторвались и тронулись в дальний путь льдины.

АПРЕЛЬ

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…

А. Майков

Солнце, снег и дождь вперемежку. Непостоянен обманщик-апрель: на дню семь погод. Смену солнечных дней вьюгами и заморозками в народе исстари называют «апрельскими затеями». Умолкает на ночь говор ручьев. Блестит тонкая пленка льда, а под ней - талая земля. Морозная ночь в лунном свете. Синеватые тени неодетых деревьев ложатся на хрупкие сугробы. Только в начале апреля и увидишь такие особенные ночи - мягкие, сияющие, полные шорохов пробуждающейся природы.

Снег снегом, мороз морозом, а солнце красное свое берет. Рушатся серебряные дороги к прорубям.

Редеет снег на взгорьях. Почернели косогоры и кручи. Зашевелились ожившие муравейники, вылетели на свет бабочки. На лесных проталинах проснулись ящерицы и сейчас же вылезли на пень погреться на солнце.

Сбрасывают колпачки с белых барашков ивы-бредины. Ольхи покрылись красно-коричневыми сережками Надуваются, разбухают почки осин. Первенцы весны - ранние медоносы готовятся к цвету.

Под соснами у зайчих сосунки, зайчата-настовики. Это последние новости природы.

Подлинно настоящий водолей - апрель. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снега первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед. Летят птицы.

На высоких деревьях хлопочут у гнезд грачи. Старательные птицы заботливо оправляют на березах лохматые грачевники. Прилетели утки, трясогузки, кроншнепы и вальдшнепы. В парках уже выставлены скворечни, дуплянки, синичники.

Пришел конец и лесной тишине. За километры слышно, будто сухостойник с треском валится. Это черный дятел - желна крепким клювом барабанит дробную трель на сушине. Ток, как на барабане.

На полянах пробиваются первые усики травинок, но бесцветно еще буреют косогоры. На разливах трубят по зорям журавли, их голоса напоминают охотничий рог, зовут спортсменов с удочками и ружьями.

Апрель - первый месяц вешнего тепла. Месяц первого вылета пчел на подснежники и ивы. Месяц последнего снега и саней, вскрытия рек и половодья. По народным приметам: «Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывал апрель».

Класс: 2

Цели: систематизация и расширение знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе; знакомство с раннецветущими растениями и воспитание бережного отношения к ним.

Оборудование: учебник и тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, автор А. Плешаков; проектор, экран.

1. Организация класса.

2. Сообщение темы урока. Введение в тему.

Учитель: Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна.)

Назовите по порядку весенние месяцы.

Сегодня они пришли к нам в гости. Встречайте.

(Выходят заранее подготовленные дети и рассказывают о весенних месяцах)

Слайд 3.

Март. Первый весенний месяц. Но весна неторопливо разворачивает своё шествие. «Февраль силён метелью, а март – капелью», - гласит народная мудрость. И поэтому этот месяц называют в народе капельником, а день со звонкими капелями – солнечником.

В марте появляются первые проталины, отсюда и другое его название – протальник, февралю – бокогрею младший брат.

1 марта праздновали встречу весны. Собиралась весна давно, с января – просинца, с февраля – бокогрея, так приди же, приди…Дети пели:

Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март –
Солнцу рад?
Апрель, апрель –
Откроет дверь.
Май, май –
Сколько хочешь гуляй!
Ау, ау, аукаем…

Мало того, бывало, лето «вызывали»:

Лето, лето, вылазь из подклета,
А ты, зима, иди туда –
С сугробами высокими,
С сосульками морозными,
С санями, с подсанками!

Дети окликали весну, забравшись куда ни есть повыше – на изгороди, кровли сараев, погребов.

Весна – красна!
Что принесла?
Тёплое солнышко,
Красное летечко…

Март – проба голосов птиц – зимовщиков: овсянок, пищух, поползней. Сейчас и ворону влечёт на веснянки, обласкало бы теплом, горбится, шею тянет и хрипит, нежно прикаркивает. Войдёт в раж серая, глаза закатит и клювом водит, кокетничает, невесть что воображает про себя…

Капель, мокрые дороги. В деревне с крыш капель – ручейками, в лесу – росинками. С ветки на ветку пробрызнет, с иголки на иголку капнет и застынет в тени сосулькой.

Слайд 4.

Апрель – водолей. Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Смену солнечных дней вьюгами и заморозками в народе исстари называют апрельскими затеями.

К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега – поэтому апрель называют снегогоном. Заиграли талой водой овражки, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, трогаются весенние воды. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода. Отсюда ещё одно название апрелю – водолей. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зе6лёных трав, листвы и цветов. Начинается сокодвижение у берёз, пробуждающихся в апреле. Отсюда ещё одно название апреля – березень.

7 апреля: «Весна зиму поборола» - вестью благой одаряли устные календари. Весело, в играх, в хороводах, проходили народные гулянья третьей встречи весны.

Широко, особенно по городам, соблюдался обычай «отпущенья птиц на волю». Покупали пташек дети и взрослые и тут же на рынке растворяли клетки.

Синички – сестрички, тётки – чечётки,
Красногрудые снегирюшки,
Щеголятки – молодцы,
Воры – воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Апрель – первый месяц весеннего тепла, первый вылет пчёл на подснежники и ивы.

Слайд 5.

Май – цветень. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Время звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист, как в лесах веточка, так песенка. Прибывают последние пернатые странники на места гнездовий.

Жёлтой глазурью облитая калужница, синие пролески, розовый дурман волчьего лыка, лиловые колокольцы сон – травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черёмух и рябин, - всё это дало ещё одно название маю – травень-цветень.

Звонок, весел май, но и неустойчив. Крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается. Ай-ай, месяц май – и тёпел, да холоден. Бывает май – под кустом рай, а то май – коню сена дай, а сам на печь полезай.

3. Изменения в неживой природе.

Слайды 6 – 9.

Учитель.

Спасибо, месяцы, за ваш интересный рассказ. По своим наблюдениям расскажите, как изменилась погода с приходом весны? Почему стало теплее? Что в связи с этим происходит в неживой природе? Что такое ледоход? Когда река грозит половодьем? Какие правила безопасного поведения вы знаете во время таяния льда на прудах, реках? Как изменились осадки с наступлением весны? Как изменилась почва?

4. Изменения в живой природе. Растения.

Учитель. Оттаявщая почва даёт сигнал представителям царства растений. Как называют растения, которые зацветают первыми? (Первоцветы)

Ранней весной первыми зацветают деревья: ива, ольха, орешник, верба и другие. Им нужно отцвести до появления листьев, т. к. растения эти ветроопыляемые.

Затем начинают цвести первоцветы. В наших лесах к ним относятся мать–и- мачеха, первоцвет, ветреница, медуница, хохлатка, печёночница благородная, гусиный лук и другие. Некоторые из них нуждаются в охране. Заглянем на лесные полянки и полюбуемся первыми весенними цветами, а ребята расскажут о них.

(Сообщения детей о первоцветах).

Слайд 10.

Мать-и-мачеха. У неё два лица – весеннее и летнее. Весеннее лицо – жёлтые соцветия на коротких стебельках. Она показывает их миру очень рано, в середине апреля, жёлтые огоньки. Словно предупреждают, как жёлтый сигнал светофора: подождите немного, и загорится зелёный свет – зазеленеют луга, парки, леса, сады…Листья – её второе лицо, летнее. Появляются они в конце мая – начале июня, когда цветение заканчивается. Листья крупные и необычные: сверху они зелёные, гладкие, жёсткие, а снизу беловатые, покрытые мягким войлоком волосков и как будто тёплые. За эту особенность цветок получил своё имя: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать».

Слайд 11.

Медуница. Мать-и-мачеху можно назвать самым смелым весенним цветком. Но медуница почти так же отважна: она зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя цветки у неё некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие. А если попадётся целая полянка, поросшая медуницей, то просто в глазах зарябит. Эта пестрота нужна для того, чтобы издалека привлекать насекомых-опылителей. Самые желанные гости – шмели.

Пока медуница часто встречается в наших лесах. Но она уже взята под охрану! Собирать её в Московской области запрещено.

Слайд 12.

Хохлатка. Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу – под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в тугую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост – шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчёлы – собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки. Очень нежна хохлатка. Если сорвать её, скорее всего даже до дома не донесёшь – растение увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу.

Слайд 13.

Ветреница. Когда цветёт хохлатка, ветреницы почти не видно. Но проходит немного времени – и лес преображается. Теперь под ногами уже незаметна серая прошлогодняя листва: жёлто-зелёный ковёр ветреницы скрывает её. Рассмотрите ветреницу. Растение состоит как бы из трёх этажей. Первый этаж не видно: он подземный. Это корневище. От него отрастает вверх стебелёк, на котором, образуя второй этаж, сидят три сильно изрезанных листа, тоже распластанных горизонтально. Выше опять стебелёк, а на нём третий этаж – один или два цветка. Они жёлтые, как у лютика. Вот почему ветреницу этого вида называют лютиковой. Название растения происходит от латинского «анемос», что означает ветер.

Слайд 14.

Гусиный лук. Новую весну спешит встретить и маленький гусиный лук. Откуда только сила берётся в его маленьком худеньком тельце? Откуда берётся смелость?

Слайд 15.

Первоцвет. Золотые ключи весны… Золотые ключики… Так называют первоцвет в народе. Цветки первоцвета и вправду похожи на связку ключей, и не каких-нибудь, а сделанных из чистого золота. И сложили люди легенду о том, что именно первоцвет открывает желанную дверь в доброе и щедрое лето, к долгому-долгому теплу.

Слайд 16.

Пролеска. В лесу ещё лежат сугробы, а по лесным опушкам и перелескам снег почти растаял. Из-под снега показалась сухая прошлогодняя трава. И в этой траве загорелись маленькие ярко-голубые звёздочки. Это зацвели подснежники-пролески. Наклонись к цветкам, осторожно разбери вокруг них сухую траву и увидишь зелёные листья. А назвали пролеску так за то, что поселилась она на лесных опушках и в небольших светлых лесках – перелесках, где весной снег тает прежде всего.

Закрепление.

С. 37 №4 в тетради.

Животные и птицы.

Зимующие птицы почувствовали приближение весны. Звонко запели синицы, весело зачирикали воробьи. Возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. Встречайте!

(Сообщения детей о перелётных птицах).

Слайд 17.

Грач . В народе говорят: «Увидел грача – весну встречай».И действительно, грачи появляются в наших краях одними из первых, в марте, когда кругом лежит снег. Ростом грач примерно с ворону, но весь чёрный, с красивым металлическим блеском. Основание клюва у взрослых грачей беловатое. Селятся грачи колониями по нескольку десятков птиц на опушках лесов или в городских парках. Питаются грачи в основном насекомыми и их личинками, но весной поедают и семена зерновых и овощей, осенью ест кукурузу и подсолнечник, кабачки и тыквы, клубни картофеля. Но пользы птица приносит больше, уничтожая огромное количество насекомых-вредителей.

Слайд 18.

Скворец . О скворцах говорят: на крыльях весну принесли. И действительно, вот в конце марта – начале апреля скворцы появились, и смотришь: ручьи побежали, зацвела мать-и-мачеха, вылетели первые бабочки… Самцы скворцов прилетают первыми, находят подходящие скворечники и начинают петь, чтобы привлечь самок и предупредить соседей – место занято. Скворцы – певцы-пародисты. Они запоминают и умеют копировать голоса многих птиц: дрозда, иволги, зяблика, галки и многих других. Говорят, они и по кошачьи умеют «разговаривать».

Слайд 19.

Жаворонок. Рано весной, едва зачернеют в полях первые проталины, появляются у нас жаворонки. Прилетают они одновременно со скворцами и даже,бывает, чуть раньше. Только скворцы летят молча, а жаворонки поют на лету. Обычного жаворонка называют полевым. Поля, а также пастбища и луга – вот его дом. С первых дней весны и до середины лета слышны здесь его песни. Иван Сергеевич Соколов-Микитов говорил: «Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробуждающейся земли похожа эта радостная песня».

Слайд 20.

Зяблик. В первых числах апреля вслед за скворцами и жаворонками прилетает к нам из тёплых стран зяблик. Это одна из многочисленных птиц наших лесов и парков. Хорошо заметный отличительный признак зяблика – белые полоски на крыльях. Самец разноцветный: лоб чёрный, затылок серовато-синий, спина коричневая, надхвостье зелёное, грудь красно-бурая. Самка окрашена скромнее – в сероватые тона. Полоски на крыльях тоже есть, но не такие яркие.

Слайд21.

Певчий дрозд . Приди, кум! Приди, кум! Чай пить! Чай пить! С сахаром... Такими словами обычно передают песню дрозда. Действительно, что-то похожее в ней услышать можно. Но никакими словами не выразить красоту этой песни. Писатель Соколов-Микитов назвал её «лучшей музыкой весны в пробуждающемся от зимней спячки лесу». Не случайно дрозда ещё зовут лесным соловьём. Прилетают к нам певчие дрозды в середине апреля. Ростом он примерно со скворца, спинка тёмная, грудь светлая, покрыта коричневыми крапинками.

Слайд 22.

Соловей . Птица-невидимка. Спроси любого своего знакомого, слышал ли он песню соловья. Наверняка получишь ответ: да, слышал. А спроси, видел ли певца? Вряд ли. Хотя соловей не редкая, и не заморская птица. Он селится обычно рядом с людьми – в садах и парках. Не видим мы его потому, что среди бела дня не обращаем внимания на маленькую, чуть крупнее воробья, серо-бурую птичку, которая пропорхнёт где-нибудь в кустах и быстро исчезнет. Самые первые соловьиные трели раздаются у нас примерно 10 мая, через несколько дней после возвращения птиц из тёплых краёв. В это время деревья уже одеты молодой листвой. В народе говорят: соловей прилетает тогда, когда сможет напиться росы или дождевой воды с берёзового листа.

Слайды 23 – 27.

Учитель. Это лишь малая часть птиц, прилетающих к нам весной. Узнаёте? (Кукушка, утка, цапля, ласточка, трясогузка). Все птицы весной заняты строительством гнёзд, а затем высиживанием птенцов. Поэтому весной в лесу необходимо вести себя тихо, осторожно.

Слайд 28.

Говоря о приходе весны, нельзя не вспомнить о бабочках. Когда ещё лежит снег и реки закованы в лёд, а деревья ещё дремлют – появляются бабочки-крапивницы . Те самые крапивницы, которые известны всем и которых ребята часто называют шоколадницами. Действительно, рисунок у них на крыльях шоколадных тонов. Мы соскучились по бабочкам и не можем равнодушно пройти мимо, увидев в парке или на лесной опушке это порхающее чудо. Улыбнёмся, задышим веселее и зашагаем легче: весна пришла, новая весна!

Слайд 29.

Примерно в то же время начинает летать бабочка-лимонница . Она действительно лимонного цвета да по одной аккуратной оранжевой точке имеет на каждом крыле. У этой бабочки есть и другое название – крушинница. (Гусеницы её кормятся листьями одного из наших кустарников – крушины).

Слайд 30 – 31.

Рано весной появляются траурница и дневной павлиний глаз . Обе бабочки очень красивы и своё название получили за рисунок на крыльях. У траурницы крылья тёмно-шоколадного цвета, почти чёрные, бархатистые, а по краям беловатая кайма. У дневного павлиньего глаза четыре сиреневых пятна на крыльях по одному на каждом. И вправду похожи на павлиньи глаза, те самые, что у него на перьях.

Слайд 32.

Очень красив адмирал . Украшена бабочка красными полосками, напоминающими ленты адмиральского мундира. Эти бабочки не попали пока в Красную книгу. Они ещё встречаются, хотя в последние годы и их стало меньше. Поэтому бабочек надо беречь!

Слайды 33 - 36.

Кроме бабочек просыпаются другие многочисленные насекомые. Все они вам знакомы: шмели, пчёлы, божьи коровки и т. д.

Закрепление .

В тетради №5 с. 38.

Народные приметы.

  • Чайки прилетели – лёд пойдёт, а журавль тепло принесёт.
  • Стаи грачей кричат, взлетают и садятся в гнёзда перед переменой погоды.
  • Ласточки прилетели – будет гром скоро, опускаются на лету и задевают землю крыльями – к тихой погоде. Если в середине марта тепло – к тёплому лету.
  • Если у берёзы много берёзового сока – к дождливому лету.

Итог.

Наше путешествие в гости к весне заканчивается. Но весна в самом разгаре, поэтому вы продолжаете наблюдать за всем, что происходит в природе. Прочитайте стихи о весне. Выполните рис. «Красота весны».

Презентация (в архиве с аудиофайлами).

Наталья Сердюкова
Урок окружающего мира «Апрель-водолей»

МОУ «Новоилимская общеобразовательная средняя школа имени Н. И. Черных»

Урок окружающего мира

«Апрель – водолей »

(1 класс)

Составила :

Учитель начальных классов

Сердюкова Н. Ф.

Педагогическая цель : привести в систему знания детей об изменениях в природе весной.

Тип урока : решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные) :

Обучающийся научится : объяснять изменения в природе весной; получит возможность научиться : соблюдать правила экологического поведения в природной среде, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Универсальные учебные действия (метапредметные ) :

Личностные : У обучающегося будут сформированы : положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования : представления о ценности и уникальности природного мира , природоохране, здоровьесберегающем поведении

Регулятивные : Обучающийся научится : принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий; получит возможность научиться : осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; в сотрудничестве с учителем и товарищами находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные : Обучающийся научится : осуществлять поиск нужной информации в учебнике и пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться : ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные : Обучающийся научится : договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться : формулировать своё мнение и позицию; строить понятные для окружающих высказывания .

Формы и методы обучения : фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы :

Оливер Клэр. Детская энциклопедия Земли.

М.:Эксмо, 2010.

Сороцкая, О. Н. Учебно – наглядное пособие. –М.: Просвещение,1990.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки с изображением животных, растений, насекомых, птиц; экземпляры коллекции насекомых; звукозапись - журчание ручья, голоса птиц.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать –

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

(проверка готовности к уроку )

II. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите, перед вами две картины. Скажите, какое время года на них изображено?

В чём сходство (различие) картин?

(И. Левитан «Март» , А. Комаров «Наводнение» )

Как вы думаете, почему на второй картине художник изобразил очень много воды?

Когда в природе такое случается?

Загадка :

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся.

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?. (Апрель )

Что же происходит в природе с приходом весны?

(личные наблюдения детей)

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Ученик читает стихотворение :

Что весной творится!

Прилетают птицы!

Тает снег, и тает лёд!

И на речках – ледоход!

Появляется трава,

Оживает поле,

Ливень льёт, как из ведра!

Гром гремит : «Весна! Ура!

Погремлю – ка вволю я!»

Что значит «ливень льёт, как из ведра» ?

2. Учитель :

В апреле бывает разное : солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен апрель . Зато куда ни глянь, ни посмотри – везде…

(детям предлагается послушать, представить, почувствовать то, что они услышат)

Звучит звукозапись шума ручья

Что вы слышали? Видели? Чувствовали?

3. В народе апрель называют по – разному :

«березень» - древнерусское название месяца. В апреле у берёз начинается сокодвижение.

Как вы понимаете слово – сокодвижение?

(При затруднении обращаемся к «Толковому словарю» )

«водолей» - льёт воду

Поясните, в каком значении употреблено выражение «льёт воду» ?

Как вы думаете, почему в апреле так много воды ?

Где воды бывает особенно много?

4. «Путешествие» на реку.

Я предлагаю вам заглянуть на реку и посмотреть, что же там происходит?

(сюжетная картина «На реке» ; ответы детей)

Ученица читает стихотворение :

Лёд идёт, лёд идёт!

Вереницей длиной

Третьи сутки напролёт

Проплывают льдины…

Как называется природное явление, когда лёд идёт* по реке?

(поясняем смысл выражения «лёд идёт*)

Чтение отрывка учеником :

Шли первые дни апреля . Однажды утром неожиданно для всех на реке начался ледоход. Лёд тронулся. Сердито толкая друг друга, как – то неторопливо и нехотя плыли по реке льдины. Самые ленивые теснились у берега, трещали, ломались, будто ворчали : «Куда все спешат, ещё успеем, успеем…» Через три дня река очистилась ото льда.

Что значит «река очистилась ото льда» ?

Куда же подевался лёд?

Продолжите предложение :

Когда лёд растает, воды…

Работа по картине А. Комарова «Новоднение» . Рассказ об изменениях в жизни животных.

Рассматривание репродукции картины

Обмен впечатлениями об увиденном

Какое время года изобразил художник на картине? Как вы догадались?

Как называют природное явление, когда река выходит из берегов*?

(при затруднении обращаемся к «Толковому словарю» ; поскольку дети только учатся работать со справочной литературой, делаю пометки в словаре и прошу зачитать)

«Половодье» * - весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда.

«наводнение» * - затопление суши водой, выступившей из берегов.

«паводок» * - поднятие уровня воды в реках в результате ливня или таянии снега.

Учитель :

Весна приносит животным не только радость, но и неприятности, и даже настоящую беду. Весеннее солнышко растопило снег, растаял лёд. Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка. Вот и герой картины – заяц забрался на ветку старого дерева. Ему страшно. Прижавшись спиной к стволу дерева, он внимательно смотрит на прибывающую воду. Очень жаль зверька, попавшего в беду. Если через несколько дней паводок не спадёт, зайцу грозит смерть.

Как вы думаете, зачем художник нарисовал эту картину?

О чём он хотел нам рассказать?

А может ли человек помочь животным?

(ответы детей, вспоминаем стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» )

Как же чувствуют себя другие звери в это непростое для них время?

5. Работа в группах. (Детям предлагается разделиться на две группы и выбрать животного, о котором они будут рассказывать. На партах лежат заготовленные заранее опорные слова, картинки, которые можно использовать для описание животного, образа его жизни, влияние неживой природы на изменения в жизни.)

1 группа : рассказ о лисе. Защита.

Дополнение : В семье лисицы пополнение. Ранней весной в норе родились слепые маленькие лисята. Они ещё совсем беспомощные и слабые, но уже через месяц, когда они немного подрастут и окрепнут, мама – лиса начнёт выводить их из норы. Она уходит за добычей и оставляет малышей одних.

2 группа : рассказ о медведе. Защита.

Дополнение : Ещё в феврале у медведицы родились медвежата. Их может быть двое. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло и уютно. И мама рядом, Как только пригреет весеннее солнышко, и побегут ручьи, вся медвежья семья выходит из своего убежища. Мама – медведица воспитывает малышей, приучает их к воде и обучает первым навыкам охоты.

Оценка работы групп.

Учитель :

Голодно животным весной. Лиса вынуждена выйти на охоту, чтобы прокормить себя и своё потомство. Лёгкая добыча – мыши.

Что же лиса делает? (ответы детей)

(мышкует*, толкование слова)

А где же взять еды медведю? (ответы детей)

Он разоряет муравейник. Достаёт лапой муравьёв и их личинок и слизывает языком. Личинки- богатая пища, поэтому медведь быстро утоляет голод.

6. ФИЗМИНУТКА.

7. Игра «Исключи лишнего» . Рассказ об изменениях в жизни растений.

На партах каждой группы лежат картинки с изображением :

Ландыш, одуванчик, стрекоза, подснежник

Медуница, божья коровка, калужница, подснежник

(Дети, советуясь, убирают лишний предмет и обосновывают свой ответ)

Как одним словом можно назвать оставшиеся предметы?

РАСТЕНИЯ

Учитель :

В народе говорят : «Апрель воду подбирает , цветы раскрывает»

8. Работа в группах. (Детям предлагается выбрать растение, о котором они будут рассказывать. На партах лежат заготовленные заранее опорные слова, картинки, которые можно использовать для рассказа)

1 группа : рассказ о подснежнике. Защита.

2 группа : рассказ о мать – и – мачехе. Защита.

Оценка работы группы.

Как вы думаете, для чего природа дарит людям цветы?

(повторяем правила экологического поведения)

9. Рассказ о жизни насекомых.

Учитель : Когда на обогретом солнышком пригорке распускаются первоцветы, вот тут – то и начинается работа? Для кого?

Загадка :

Домовитая хозяйка

Пролетая над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (Пчела)

Что значит выражение «домовитая хозяйка» *, «похлопочет» *?

Рассказ учеников о жужелице, крапивнице.

(детям предлагается рассмотреть насекомых из коллекции)

В невысокой траве весной легко найти жужелицу – крупного жука «металлической» блестящей окраски. Лучше всего искать его вечером, так как этот жук любит охотиться, когда стемнеет. Да, да, охотиться! Жужелица – хищник, но её можно не бояться, потому что ест она только гусениц и слизняков.

Бабочка – крапивница зимовала под крышей старого сарая. Только пригрело весеннее солнышко, она покинула своё жилище.

Игра «Аукцион» .

Назвать как можно больше насекомых, которых можно встретить весной.

Учитель : Много насекомых - это пиршество для… Кого?

10. Рассказ о жизни птиц. Рассказ ученика из личных наблюдений. (часть проекта)

Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов. Среди деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места. Потом началось выселение воробьёв. Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, сухую траву, перья, пух, солому и даже тряпочки.

Какие птицы уже прилетели?

Как люди встречают птиц?

Почему человек должен помогать им?

(демонстрация фотографий акции «Скворечник» )

IV. Рефлексия. Итог урока .

прочитай текст какова его тема и главная мысль что затрудняет понимания содержания
это текст
Нередко люди (лгать). (Приносить) ли ложь пользу (Оказывается) ничего кроме вреда ложь не (приносить). Правда всегда (становиться) известной. (Прослыть) лгунишкой и люди не (быть) верит даже правдивым словам
это задание %2
напиши текст раскрывая скобки и употребляя нужные формы лица и числа глаголов. Выдели их личные окончания почему нужно сначала выяснить какого спряжения глаголов

основная мысль этого описания?
Грач и ласточка

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них
сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над
путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой
дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него
плащ.

Сказал - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем
крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но
ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного
путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ
в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему
плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за
облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного
полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он
приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и
привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и
добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

эти слова,выпиши их группами,выдели корень. Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. - Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Сказка зимняя рядом,лишь вокруг посмотри:разноцветные гирляндой-на ветвях снегири.А за чащей лесною,у стогов на лугу,солнце рыжей лисою дремлет в синем снегу.И в деревне,под вечер,если грянет мороз,дым из труб русских печек,словно роща берёз.Небо взглядом окинешь и на звездном холсте ты не звёзды увидишь-чудеса в решете!

Выпиши строки,в которых выражена основная мысль.
использовал ли автор в своём стихотворении сравнения?понаблюдай,как (какими языковыми средствами)они выражены?
1)знание какой народной приметы позволило поэту использовать одно из сравнений выпиши его укажи использованные части речи.
2) спиши все сравнения укажи использованные части речи
пожалки помогите

Здравствуйте, здравствуйте! По улице идет весна! Всем людям улыбается она! Весна спешит, она не ждет!

Спешит весна, идет весна!

Она прекрасна и чиста!

Махнет рукой и чудом обернется,

Река ломает лед, вот-вот проснется.

Проснется лес, кустарники, трава -

Все возрождает вновь красавица-Весна!

Взмахнет рукой, - и птицы прилетят.

И запоют, засвищут все подряд.

Кукушка скажет всем «ку-ку»,

Прожить вам сколько на веку.

Медведь спросонья улыбнется

Букашка малая проснется,

Зеленый шум, весенний гам -

Спешит Весна на встречу к нам!

Исполняется песня «Весна, весна, идет весна...» Появляется Весна.

Я - Весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду - в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Ведущий В природе бывает три весны. Первая весна - весна света - март. Появляется «месяц» Март (в сопровождении Весны)

Я - Март - утро года. В старину март называли протальником. В этом месяце

плодилась домашняя скотина, начинали нестись куры. Погода переменчивая и студеная. Мартовская вода предохраняет лицо от веснушек. Про меня народ сложил пословицы. Март зиму кончает, весну начинает. Март и снегом сеет, и солнцем греет. В марте курица из лужицы напьется. Как в марте зима не злится, а весне покорится. В марте начинали возвращаться из теплых стран перелетные птицы. А знаете ли вы перелетных птиц? Отгадайте загадки!

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь,

Ищет червей Ну, конечно же...

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья.

Его и песня, и полет вошли в стихотворенья, (жаворонок)

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает, (кукушка)

Прилетел в резной дворец

Серый в крапинку певец.

(скворец)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Молодцы, ребята!

Исполняется песня «Не прошла зима, снег еще лежит...»

Труден и долог путь птиц в родные края.

А кто из вас знает, как люди готовятся к встрече пернатых друзей? (строят домики для

скворцов)

Чтецы (по одному четверостишию)

Весна идет с капелями, ручьи журчат,

«Встречайте, прилетели мы!» - скворцы кричат.

Один присел на тополе, такой смешной.

В ладони мы захлопали: «А ну-ка, спой!»

Он посмотрел обиженно: «У вас-то дом,

А мы себе и хижины здесь не найдем!»

Кричим ему уверенно: «Дружок-скворец,

Мы подарить намерены тебе дворец.

Его вчера повесили мы в школьный сад,

Тебе в нем будет весело, ты будешь рад.

Будь, скворушка, хозяином - твой дом не плох!»

Гостей своих встречаем мы всегда тепло!

(И. Иванов)

Вторая весна - весна воды - апрель

Появляется «месяц» Апрель (в сопровождении Весны).

Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик-апрель: на дню семь погод. К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега - поэтому апрель называют снегогоном. Заиграли талой водой овражки, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, трогаются весенние воды. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь - везде вода. Отсюда еще одно имя апрелю - водолей. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зеленых трав, листвы и цветов.

Долго шла весна тайком от ветров и стужи,

А сегодня прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро, быть теплу!» - эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба...

А знаете ли вы к какие растения первыми радуют нас своей яркой зеленью и ароматными цветками? Отгадайте мои загадки!

Никто другой в стране лесной

Не может, как она, весной

В три цвета нарядиться:

Лиловый, красный, голубой

Цветет в дубраве.. .(медуница).

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает... (подснежник)

Почки - серебрёные, цветки - золочёные,

А кожа на ветке - красной расцветки.. .(верба)

В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня

В зеленом кафтане. Богач невелик, а орешками наделит.. .(орешник)

Одеться не успела, а сережки надела.

Платье надевала - серьги потеряла.

Падали на ножки красные сережки.

А теперь она стоит - ветра нет, а лист дрожит?

Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие.. .(тополь)

Цветки - пчелам и шмелям,

Плоды - сойкам и дроздам,

А кудрявой ветке -

Место у беседки...(рябина)

По весне в лесу высоком - на опушках и в глуши -

Всех я вкусным, сладким соком угощаю от души.. .(береза)

Правильно, молодцы! В апреле начинается сокодвижение у берез. Отсюда еще одно название апреля - березень.

В весенний день мальчишка злой

Пронзит ножом кору березы,-

И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачною рекой.

(Ф. Соллогуб)

Видели, как весной плачут березы? Как стекают по белым стволам прозрачные сладкие слезы, а иногда бегут ручейком и даже речкой, если чья-то жестокая рука тяжело ранит ствол дерева.. .И тогда березы погибают... Кто из вас знает, как помочь раненому дереву? (ответы детей)

Очень важно помочь дереву быстрее залечить нанесенную рану. Как только соберете нужное количество сока, замажьте отверстие. Полезно сделать это воском, пластилином, замазкой.

Исполняется танец-хоровод «Березки».

И, наконец, третья весна - весна зеленой травы - май.

Появляется «месяц» Май (в сопровождении Весны)

Славяне называли меня травень. Ненастный май всегда обеспечивал урожай хлебов. Месяц назван так по имени древнеиталийской богини Майи. Народ сложил про меня такие пословицы. Май холодный - год хлебородный. В мае два холода: когда черемуха цветет, и когда дуб распускается. В мае даже ветер поет. Март - с водой, апрель - с травой, а май - с цветами. Представьте себе на мгновение цветущий луг, полянку в лесу. Какие цветы там можно увидеть - отгадайте!

Звенит - никто не слышит, лишь ветер их колышет.. .(колокольчики)

Словно глазки на межи - глазки девочки-малютки -

Кротко смотрят незабудки, и среди колосьев ржи,

Где кружатся мотыльки, да кузнечики играют,

Взгляд приветливый бросают голубые... (васильки)

Горел в траве росистой фонарик золотистый.

Потом померк, потух и превратился в пух.

(одуванчик)

Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички, (ромашки)

Молодцы, правильно отгадали загадки. А кто из вас может сказать, что будет, если все мы будем рвать эти цветы, делать из них огромные букеты, веночки, топтать их ногами? (ответы детей) Правильно, давайте сохраним удивительную красоту природы нашей земли!

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

(И. Суриков)

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном,

Только здесь ветра шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ведь другой на свете нету!

Исполняется танец «Цветы» Март, апрель, май выходят вместе.

Ударил гром 12 раз и замер в стороне,

Природа отдала приказ салютовать весне.

Приказ: черемухе цвести, крапиве быть не злой,

Дождю дорожки подмести серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч

и веселее греть.

Исполняется песенка о весне (по выбору учителя).

Спасибо, тебе, Весна! Мы рады встрече с тобой, твоему солнцу, голубому небу, цветам и пенью птиц.

Спасибо, вам, люди добрые, люди славные! За ласку вашу, за веселье широкое. Пусть все идет своим чередом. Желаю вам доброго здоровья, большого успеха в делах ваших. Многие вам лета!

Славься, Весна, славься, красна,

Цари и здравствуй - твой черед.

Пусть вся земля ликует и цветет!

Исполняется танец «Кадриль».

Чтецы (трое)

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Человек природе - друг!

Только всегда ли человек относится к природе, как друг, как вы считаете, ребята? (ответы детей) А давайте вместе с вами попробуем составить правила поведения в природе.

(по рисункам-плакатам подготовленные дети формулируют правила).

Чтец (или трое)

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем Солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Исполнители всех ролей поочередно, по фразе:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

(Л. Дайнеко)

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным простором,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю,

Берегите! (хором)

(М. Дудин)

Исполняется «Родная песенка» (Льется солнышко веселое...)

Всем спасибо за внимание,

За задор, веселый смех!

За улыбки, понимание -

Это наш большой успех!

Вот настал момент прощания -

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До, свидания!

До счастливых новых встреч!»



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: