Охота на мамонта, методы и оружие. Жизнь в древнем мине: как наши предки охотились на мамонтов? Рассказ как древние люди охотились на мамонтов

Эпоха верхнего палеолита охватывает период от 40 до 12 тысяч лет тому назад. Это время, когда на территории Европы происходила резкая смена облика материальной культуры, которая нашла свое выражение в наборе форм каменных орудий и высоком уровне развития техники обработки кости. Именно на верхнепалеолитических стоянках древних охотников-собирателей археологи обнаруживают свидетельства активного использования костяного, рогового и бивневого сырья, из которого изготавливали самые разные предметы быта, украшения, фигурки людей и животных, оружие.

Около 25-12 тысяч лет назад в приледниковой зоне Русской равнины сформировалась самобытная яркая культура охотников на мамонтов. Один из ее центров находился на территории бассейна реки Десны – крупного правого притока реки Днепр. Более 15 лет археологи Кунсткамеры проводят в этом регионе раскопки верхнепалеолитических стоянок, имеющих возраст от 16 до 12 тысячи лет назад. Важнейший среди исследуемых памятников - стоянка Юдиново в Брянской области России.

Геннадий Хлопачев :

В настоящее время вопрос о том, охотились ли древние люди на мамонтов, является дискуссионным. Одни исследователи уверены, что многочисленные находки костей мамонтов на стоянках – это результат охоты на этих животных. Другие считают, что древние люди приносили кости и бивни с «мамонтовых кладбищ» – мест скопления туш павших мамонтов. Среди экспонатов Кунсткамеры имеется уникальная находка ребра мамонта с застрявшим в нем обломком кремневого наконечника со стоянки Костенки 1. Это важное свидетельство в пользу гипотезы существования в верхнем палеолите охоты на мамонтов. Впрочем, это не значит, что люди не могли использовать в качестве поделочного материала бивни павших животных.

Где обитали охотники на мамонтов

Cтоянки охотников на мамонтов различались по своему назначению и длительности функционирования. Некоторые были долговременными, некоторые предполагали только кратковременное пребывание на них или даже посещение. В одни места люди приходили охотиться или заниматься собирательством, в другие - добывать необходимое каменное сырье.

Юдиновскую верхнепалеолитическую стоянку в 1934 году открыл советский, белорусский археолог Константин Михайлович Поликарпович. Исследования стоянки имеют длительную историю, раскопки проводили несколько поколений советских и российских археологов. В 1984 году два открытых здесь жилища из костей мамонтов были музеефицированы, над ними возвели специальный павильон. Экспедиция МАЭ РАН проводит раскопки памятника с 2001 года.

Юдиновская стоянка находилась вдали от источников кремневого сырья - важнейшего материала для изготовления самых различных орудий труда: наконечников, скребков, резцов, проколок. Ближайшие к стоянке выходы кремня на поверхность археологи обнаружили благодаря проведенной аэрофотосъемке, сделанной с борта небольшого одномоторного самолета. Место Юдиновского поселения ученые связывают с находящимся поблизости древним бродом, служившим переправой для животных. Брод был открыт археологами в результате подводных исследований в том месте, откуда местные жители часто поднимали кости мамонтов. Оказалось, что здесь дно реки образовано слоем очень плотной глины. Древний человек знал об этом и приходил сюда охотиться.









Юдиновское поселение часто определяют как долговременную стоянку одной локальной группы первобытных охотников на мамонтов. Однако это не значит, что люди жили там непрерывно.

Геннадий Хлопачев , заведующий отделом археологии МАЭ РАН:

Древние охотники мигрировали, и эта стоянка многократно посещалась. В какой-то сезон года люди жили здесь долго, в какой-то могли останавливаться на короткое время. На Юдиновской стоянке открыто два культурных слоя, которые содержат свидетельства о многочисленных разновременных посещениях. Нижний культурный слой относится ко времени около 14,5 тысяч лет назад, верхний - 12,5–12 тысяч лет назад.

Культурный слой - это горизонт залегания культурных находок с различными антропогенными остатками. Нижний культурный слой Юдиновской стоянки залегает на глубине от 2 до 3 метров от современной дневной поверхности.

Как древние люди строили жилища из костей мамонтов

На территории Юдинова нашли пять жилищ аносовско-мезинского типа - это конструкции округлой формы из костей мамонтов. Подобные объекты ранее были обнаружены на стоянках Мезин и Аносовка 2. Жилищами их, правда, называют в известной мере условно, потому что до конца непонятно, как люди их использовали.


Эти конструкции имеют особенности. При их сооружении делали небольшое углубление, вокруг которого определенным образом вкапывали черепа мамонтов, помещая их альвеолами вниз и лобными частями в центр круга. Пространство между черепами заполняли другими костями – крупными трубчатыми, ребрами, лопатками, челюстями, позвонками. Скорее всего, кости скрепляли супесью. В диаметре такая конструкция могла иметь от 2 до 5 метров.

В «жилищах» часто обнаруживают разного рода поделки и украшения из бивня мамонта, многочисленные ракушки с отверстиями для подвешивания, часть из которых происходит с побережья Черного моря. Зачастую предметы находят внутри самой конструкции. Например, в альвеоле одного из черепов мамонта археологи нашли охру, между зубами другого вертикально установленного черепа - крупную орнаментированную пронизку из небольшого молочного бивня мамонтенка.

Геннадий Хлопачев , заведующий отделом археологии МАЭ РАН:

Положение находки исключает возможность того, что она могла оказаться между зубов черепа мамонта случайно. Ее положили специально. Значительная часть найденных на Юдиновской стоянке предметов искусства, орудий с богатым орнаментом происходит именно из раскопок таких конструкций. Возможно, люди использовали эти конструкции в качестве жилищ, а возможно они имели ритуальный характер, где приносили «дары».

Что мы знаем о хозяйстве охотников на мамонтов

Кроме жилищ, на территории Юдиновского поселения располагались хозяйственные ямы. Одни из них использовались для хранения мяса, другие - для утилизации отходов. Мясные ямы копали до вечной мерзлоты, внутрь укладывали мясо животных, а сверху придавливали лопатками и бивнями мамонтов. Археологи различают такие хранилища и ямы по особому набору костей, найденных в них. Это останки многих видов животных: мамонтов, волков, овцебыков, песцов и различных птиц.

Геннадий Хлопачев , заведующий отделом археологии МАЭ РАН:

Есть научное понятие «фаунистический мамонтовый комплекс»: это костные остатки мамонта и сосуществовавших одновременно с ним других животных позднего плейстоцена. Около 12-10 тысяч лет назад климат в восточной Европе изменился, ледниковый период закончился, наступило потепление, мамонты вымерли. Вместе с ними исчезла и культура охотников на мамонтов. Объектами охоты стали другие животные, и, как следствие, изменился тип хозяйства.

Найденные на Юдиновском поселении останки животных не просто рассказывают о том, на каких животных охотился древний человек, но позволяют с высокой точностью определить, в какие сезоны люди обитали на этой стоянке. Изучение костных остатков молодых особей животных, а также костей перелетных птиц позволяет с точностью до месяца, а порой до недели установить, когда они были добыты охотниками.

Оружие, орудия и изделия древнего человека

На Юдиновской стоянке найдено большое количество орудий труда и предметов вооружения. Мотыги, бивневые скребки, костяные ножи, молотки часто были украшены сложными геометрическими орнаментами. На Юдиновской стоянке был широко распространен орнамент, имитирующий шкуру змеи.


Считается, что уже в верхнем палеолите был изобретен лук. Для охоты использовались наконечники и дротики из бивня мамонта. Часто их оснащали кремневыми вкладышами: пластинками из кремня с затупленным краем. Вкладыши, последовательно размещенные на поверхности наконечника, существенно усиливали его поражающие возможности.

Геннадий Хлопачев , заведующий отделом археологии МАЭ РАН:

Использование вкладышей для изготовления орудий охоты стало революционным изобретением человека верхнего палеолита. Это позволило охотиться на таких крупных животных, как мамонты. В 2010 году на Юдиновском поселении была сделана уникальная находка бивневого наконечника, в котором сохранилось несколько кремневых вкладышей. На сегодняшний день с территории Европы присходит всего четыре подобных находки.

Кроме вооружения и предметов быта, на стоянках часто находят предметы, не имевшие утилитарного назначения. Это различные украшения: фибулы, подвески, диадемы, браслеты, ожерелья.

Для региона бассейна реки Десны неизвестны верхнепалеолитические погребения. За все время исследования Юдиновской стоянки был найден всего один фрагмент берцовой кости взрослого человека и три молочных зуба детей. Планируется, что эти останки могут быть использованы для выделения ДНК древнего человека, что позволит представить, как выглядили древние обитатели этого поселения.

Niramin - Июн 6th, 2016

Основным занятием первобытных людей было добывание себе пищи. Они кочевали вслед за крупными животными, собирали орехи, ягоды и разные корешки. А когда удавалось – отправлялись на охоту.

Доисторические люди были очень хорошими охотниками. Они научились загонять животных в ловушки. Ловушкой служили водянистые болота или глубокие канавы. Группа охотников шумом, криками и огнем гнала животное прямо в яму. Когда животное попадало в канаву, охотникам оставалось лишь добить его и праздновать добычу.

Мамонты – огромные животные, они были крупнее и тяжелее современных слонов. Бивни мамонтов могли достигнуть длины в 4 м и веса в 100 кг. Ученые считают, что мамонты использовали бивни как снегоочистители, чтобы вырыть из-под снега траву для пропитания.

Убийство одного мамонта могло прокормить охотников в течение двух месяцев. При чем ни одна часть туши животного не пропадала впустую. Мясо шло на пропитание, а то, что люди не могли съесть сразу – высушивалось и хранилось в запасниках. Из шкуры делали себе теплую одежду и сооружали шалаши. Кости использовались как орудия труда и оружие, а также в строительстве шалашей.

Процесс охоты на мамонта нередко изображался в примитивной наскальной живописи племен того времени. Бытует мнение, что люди изображали на рисунках тех животных, которым поклонялись или на которых охотились. Так живопись служила неким магическим ритуалом, словно изображение привлечет реальное животное во время охоты.

Охота первобытных людей на мамонтов — на картинках и фото далее:













Фото: Наскальный рисунок мамонта.

Фото: Хижина из костей мамонта в Палеонтологическом музее Киева.

Видео: 10,000 BC (1/10) Movie CLIP — The Mammoth Hunt (2008) HD

Видео: 10,000 BC (2/10) Movie CLIP — Killing the Mammoth (2008) HD

Секреты охоты на мамонтов

Подростки, прочитавшие книжки о жизни первобытных людей, уверены в том, что никаких секретов в этой охоте нет. Всё просто. Ощетинившись копьями, дикари окружают громадного мамонта и расправляются с ним. До недавнего времени в этом были убеждены и многие археологи. Однако новые открытия, а также анализ сделанных ранее находок заставляют переосмыслить привычные истины.

Так, археологи из Института первобытной и ранней истории при Кельнском университете изучили 46 стоянок и мест охоты неандертальцев в Германии, осмотрели тысячи костей животных, найденных здесь. Их вывод однозначен. Древние охотники были людьми очень расчетливыми. Они взвешивали все последствия своих действий, а потому не спешили бросаться на громадного зверя. Они намеренно выбирали добычу определенного вида, причем нападали на особей, весивших менее тонны. В списке их трофеев – дикие лошади, олени, степные бизоны. По крайней мере, так было 40-60 тысяч лет назад (это – возраст исследованных находок).

Но важен был не только выбор жертвы. Первобытные люди отнюдь не бродили бесцельно по лесам и долам в надежде на то, что им повезет. Нет, охота становилась для них чем-то вроде боевой операции, которую надо было тщательно подготовить. Следовало, например найти место в лесу или степи, где удалось бы нанести удар по врагу с наименьшими для себя потерями. Настоящей находкой для «полководцев ловитвы» были крутые берега рек. Здесь земля внезапно уходила из-под ног намеченной жертвы. Невидимые духи рек, казалось, были во всем готовы пособлять людям, пришедшим сюда. Можно было спрятаться близ водопоя и, выскочив из засады, прикончить зазевавшихся зверей. Или подождать неподалеку от брода. Здесь, вытянувшись в цепочку, животные одно за другим, осторожно прощупывая дно, перебираются на другой берег. Движутся медленно, с опаской. В эти минуты они очень уязвимы, что хорошо знали и кроманьонцы, и неандертальцы, собиравшие свой кровавый улов.

Охота на мамонта. Художник З. Буриан

Коварство и расчетливость древних охотников легко объяснимы их слабостью. Их противниками были животные, весившие подчас раз в десять больше, чем они. А сражаться приходилось в ближнем бою, оставаясь рядом со зверем, разъяренным от боли и страха. Ведь до изобретения лука первобытному человеку нужно было подобраться вплотную к добыче. Удары копьями наносили метров с пятнадцати, не дальше. Пикой же били зверя и вовсе метров с трех. Так что, если намечалась операция «Брод» или «Водопой», бойцам оставалось затаиться где-нибудь за кустами, поблизости от воды, чтобы одним прыжком сократить до предела расстояние, отделявшее от зверя. Выдержка и точность означали здесь жизнь. Торопливость и промах – смерть. Бросаться, как в штыковую атаку, с заостренной палкой на взрослого мамонта – это смерти подобно. А люди охотились, чтобы все-таки выжить.

Миф о храбрецах, что с копьем в руке преграждали дорогу древним слонам, родился сразу после Второй мировой войны. Возник он не на пустом месте. Весной 1948 года в местечке Леринген, в Нижней Саксонии, во время строительных работ был обнаружен скелет лесного слона, погибшего 90 тысяч лет назад. Между ребер животного лежало копье, уверял археолог-любитель Александр Розеншток, первым исследовавший находку. Это распавшееся на одиннадцать кусочков копье с тех пор считалось главным аргументом тех, кто живописал безумную храбрость первобытных людей. Но состоялась ли та памятная охота?

Недавнее исследование опровергло очевидные выводы. В ту отдаленную эпоху на месте, где были обнаружены останки слона, находился край озера. Оно соединялось протоками с другими окрестными озерами. Течение перекатывало попавшие в воду предметы, например то же копье, перенося их с одного места на другое. Похоже, с этим копьем даже не собирались охотиться. Им, судя по затупленному концу, рыли землю на берегу, а потом уронили в воду, и течение вынесло его в озеро, где оно уперлось в тушу животного, преградившую ему путь.

Если в тот день и состоялась охота, то ничего героического в ней не было. На берегу озера умирал старый слон. Вот его ноги подкосились, тело осело наземь. Из толпы людей, наблюдавших издали за последними судорогами зверя, решительно вышел молодой человек. Взял копье. Приблизился. Осмотрелся. Ударил. Ничего опасного. Слон даже не шевельнулся. Что есть силы вогнал в него копье. Помахал остальным. Можно разделывать добычу. Это тоже правдоподобный сценарий.

А что же с другими находками? Торральба в Испании, Грёберн и Ноймарк-Норд в Германии – здесь также находили скелеты мамонтов, сраженных людьми. Однако первое впечатление опять же было обманчивым. Заново исследовав кости животных, археологи обнаружили лишь характерные следы обработки их каменными орудиями – очевидно, следы разделки туш, но это никак не доказывает, что первобытные люди самолично сразили эту добычу. Ведь толщина шкуры взрослого мамонта, достигавшего примерно 4 метров в высоту, составляла от 2,5 до 4 сантиметров. Примитивным деревянным копьем можно было в лучшем случае нанести рваную рану животному, но не убить его – тем более что «право следующего удара» оставалось за разъяренным слоном.

Да и стоила ли игра свеч? На самом деле мамонт был не такой выгодной добычей. Большая часть его туши попросту бы протухла. «Неандертальцы были людьми умными. Они хотели получать максимум мяса с минимумом риска для себя», – отмечают в один голос археологи. Жили неандертальцы небольшими группами, которые насчитывали 5-7 человек. В теплое время года такому племени требовалось полмесяца, чтобы съесть 400 килограммов мяса. Если туша весила больше, остальное пришлось бы выкинуть.

Ну а что же анатомически современный человек, расселившийся в Европе 40 тысяч лет назад? Недаром он – «существо разумное» по определению. Может быть, он-то знал секреты охоты на мамонтов?

Археологи из Тюбингенского университета исследовали кости мамонтов, найденные в пещерах близ Ульма, где располагались стоянки людей культуры Граветт (к тому времени, когда она возникла, неандертальцы уже вымерли). Анализ находок дал однозначный результат. Во всех случаях были разделаны туши детенышей мамонтов в возрасте от двух недель до двух месяцев.

Сотрудники парижского Музея естествознания исследовали еще одну стоянку людей культуры Граветт, расположенную в местечке Миловиче в Чехии. Здесь выявлены останки 21 мамонта. В семнадцати случаях это – детеныши, а еще в четырех – молодые животные. Стоянка Миловиче располагалась на склоне небольшой долины, чье дно было сложено из лёсса. По весне, когда детеныши мамонтов появлялись на свет, мерзлый грунт оттаивал, и лёсс превращался в месиво, в котором молодые особи вязли. Сородичи не могли им помочь. Охотники ждали, когда стадо уйдет, а затем приканчивали жертву. Возможно, люди намеренно загоняли мамонтов в это «болото», пугая их факелами.

А как же все-таки с храбрецами? Неужели так и не находилось тех, кто с копьем наперевес отчаянно бросался на мамонта, не жалея живота своего? Наверное, были и такие смельчаки. Только герои – они на то и герои, чтобы умирать молодыми, например под ногами у разъяренного слона. Мы же, по всей вероятности, потомки тех благоразумных охотников, что из засады могли сутками ждать, пока одинокий детеныш мамонта не омертвеет в той ловушке, куда он угодил. Зато мы, их потомки, живы, а от героев остается обычно лишь память.

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Великие советские фильмы автора Соколова Людмила Анатольевна

Из книги 100 великих рекордов животных автора Бернацкий Анатолий

МАМОНТОВ Эта фамилия, так же как и Мамантов, к доисторическому животному не имеет никакого отношения. Мамонт – русское самобытное имя, в просторечии Мамант, исчезло, а фамилии, от него образованные, остались.А Мамонин, Мамонов, Мамошин – фамилии с совсем другим смыслом.

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Энциклопедия заядлого охотника. 500 секретов мужского удовольствия автора Лучков Геннадий Борисович

САМЫЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОХОТЫ Способы охоты у беспозвоночныхБорьба за существование - это прежде всего удовлетворение пищевых потребностей. И поэтому, чтобы решить эту насущную проблему, животные изобретают самые разные способы приманивания и ловли добычи. Способов

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

Урок охоты Некоторое время назад меня пригласили сопровождать компанию друзей, собиравшихся на ежегодную лосиную охоту. Мне обьяснили, что эта компания собирается вместе уже девятый год. Оказавшись на незнакомой территории, я не мог упустить шанса. Я отправился узнать

Из книги Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства автора Конвей Динна

Методика охоты Так же, как и в деле расстановки капканов, предварительная рекогносцировка местности - половина успеха, особенно если выходите охотиться на оленя. Оптимальный вариант - круглогодичное наблюдение за повадками, образом жизни и местной популяцией таких

Из книги автора

Из книги автора

Другие способы охоты К сожалению, многие виды охоты на волков оказались незаслуженно забытыми. Так, например, в России существовал псковский способ охоты, при котором 1–3 загонщика выгоняли волков на 1–5 стрелков, установленных на стрелковых номерах. Эта охота требовала

Из книги автора

Другие виды охоты Охота на зайцев нередко ведется коллективно. Эта охота наиболее рекомендуется новичкам, которые таким образом могут набраться опыта. Но порой охотники все же предпочитают работать в одиночестве, так как при этом они остаются наедине с природой.

Из книги автора

3.2 Особенности сексуальной охоты Мастерство женщины заключается в том, чтобы умело выдать свой гарпун за стрелу Амура. Мужчина охотится за женщиной, пока она его не поймает. Авторы не найдены. Наверное, их поймали… Рис. 20. Участок алгоритма врожденного полового

Из книги автора

Гончие Дикой охоты Дикая охота или Гонка смерти появляется по всей Европе во многих образах, и в каждом случае охотников сопровождает стая призрачных гончих. В германоскандинавской мифологии охотой предводительствует бог Один (у англо-саксов это Водан) или король Эрл.

Как люди охотились на самое огром­ное животное приледниковых пространств? Загон стад мамонта к обрыву можно было бы допу­стить при коллективных усилиях сотен охотников. Но население стоянки составляло не более 40, а то и всего 15-20 взрослых. Нелегко было бы животных, пасущихся на приречных лугах (а скушать мамонту надо было не менее полутоны корма в день), загнать на гору, к обрыву. Даже если стадо удалось бы сбросить вниз, перед незадачливыми охотниками встала бы проблема: как в короткий срок переработать 5-10 туш мамонта, каждая весом до 4 тонн? При загоне в болото добыча тонула бы и становилась недосягаемой. К тому же строение ноги мамонта по­зволяло ему передвигаться по топким местам успешней охотников. Картинки с мамонтами в ямах-западнях тоже оставим на совести художников, которые не имели опыта выкапывания котлованов в твердой как камень вечной мерзлоте с помощью костяной мотыги.

Видимо, охота на мамонта была сходна с охотой на слона. Вот как описывает её у пигмеев исследователь Африки Феликс Родригес де ла Фуэнте: «Вождь с удивительней осторожностью заползает под брюхо слона. Затем, схватив обеими руками копье с длинным наконечником, он изо всех сил вонзает его в грудь слона и молниеносно прыгает в сторону. В это время его товарищ вскакивает из зарослей и отвлекает раненое животное. Смертельно раненный зверь умирает в течение нескольких минут». Итак, смертельный удар мог наносить, выждав момент, сильный и опытный охотник-гарпунёр, вооруженный тяжелым копьем с длинным штыковым наконечником, сделанным из мамонтового бивня.

Гиганты ледникового периода были не только объектами охоты, но и объектами соби­рательства: многие поселения человека основывались вблизи «мамонтовых кладбищ» - есте­ственных скоплений погибших мамонтов и их костей. Накопление туш, приносимых полыми водами рек, происходило там, где по берегам было много оврагов и балок, превращавшихся вовремя половодий в заводи, речных меандров и озер-стариц. Все эти объекты становились есте­ственными ловушками для несомых течением тел. Особенно быстро «мамонтовые кладбища» стали расти и пополняться, достигая гигантских размеров в результате гибели целых стад при сверхполоводьях, около 16000 лет назад, когда с потеплением началась Эпоха Экстремальных Затоплений [«Потоп»]. Кость стала основным строительным материалом. При этом «истребле­нием» мамонта занимались не люди, а природа. Два «мамонтовых кладбища» были исследованы учеными на брянской земле - возле города Севск и возле села Новые Бобовичи (Новозыбков-ский район). Оба пункта, судя по находкам каменных изделий, посещал первобытный человек. Итак, мамонт давал людям жир и мясо, кости и бивни как сырье для поделок и как стро­ительный материал для жилищ. Мамонт давал даже топливо: его насыщенные жиром кости, просохшие на солнце в условиях сухого холодного климата, горели жарче дерева. На улице со­рокаградусный мороз, а в покрытом шкурами доме жара такая, что ходили голышом. Костный уголь долго сохранял тепло, словно печь-каменка. Жиром мамонта наполнялись светильники, сделанные из пористых суставов мамонтовых костей. Мамонтовые «кладбища» в сочетании с охотой на мамонта позволили людям вести относительно оседлый образ жизни, не совершая каждую осень и весну кочёвки на сотни и тысячи километров за стадами копытных.

Череп древней собаки с палеолитической стоянки Елисеевичи (Жирятинский район, Брянская область)

Охота на других животных. Первые друзья человека . Как правило, собирательством - ко­стей мамонта, грибов, ягод - занимались женщины. Мужчины же уходили за добычей на охоту. Кроме мамонта было немало других объектов охоты: бизоны, дикие лошади и быки, северные олени, а иной раз даже и опасный шерстистый носорог. Встречаются на палеолитических стоян­ках кости бобра и сурка, а также крупных птиц. Далеко не все животные, которых добывал чело­век, шли в пищу. Часто хищники добывались исключительно для получения шкурок, шедших на изготовление одежды. Это определяло и время охоты на волков, песцов, лисиц, росомах - осень и зима.

Носили в те времена вовсе не перекинутую через плечо шкуру, а сшитые из меха штаны, рубахи, куртки с капюшонами, шапки и плащи, порой украшенные нашитым мелким бисером, старательно вырезанным из мамонтового бивня. Одежда людей эпохи палеолита очень напоминала одежду современных народов севера - чукчей, эскимосов, алеутов. На ноги надевали зимой меховые унты, коротким летом - кожаные мокасины.

Волки не всегда становились добычей охотников. Некоторые привыкали жить возле чело­века и начинали помогать охотиться, зная, что часть добычи они получат за помощь. Так посте­пенно, в течение нескольких поколений, прибившиеся к охотникам и не испугавшиеся огня оча­гов волки стали первыми собаками. Черепа древних собак, внешне напоминавших, по мнению палеонтолога Михаила Саблина, кавказских овчарок и живших более 16000 лет назад, найдены на стоянке Елисеевичи (Жирятинский район). Это уникальная находка, имеющая всемирное значение. Брянский край - в числе древнейших регионов, где человек впервые приручил первое домашнее животное.

В Крыму сохранилось множество костей мамонта. В гроте храме Чокурча (на заглавном фото одно из охотничьих укрытий над водопоем) археологи определили кости более 30 разных особей мамонта, найдено и особое приспособление из каменных глыб для того, чтобы разбивать позвонки гигантских животных и извлекать из них костный мозг. Однако изображений охоты на мамонта в крымских пещерах не обнаружено. Зато найдены, например, в балке к востоку от Алушты, останки замороженного мамонта.
Древние люди в наших краях крупную дичь забивали камнями и дротиками с обрывов над водопоями. Такие места обнаружены у Качинских, Бельбекских ворот и в других подобных ущельях. Одно из самых интересных это гроты Шайтан-коба в долине реки Бадрак у с. Скалистое. Оттаявших из вечной мерзлоты мамонтов, в принципе, могли употреблять в пищу. Однако, в условиях изобилия крупной дичи это вызывает сомнения. Значит, охота!

Охотники каменного века не виноваты в вымирании мамонтов

Со времен знаменитого натуралиста Альфреда Уоллеса популярно мнение, что главной причиной исчезновения мамонтов стали охотившиеся на них люди. Однако уже довольно давно с этой гипотезой соперничает другая,связывающая исчезновение мамонтов с изменениями климата, из-за которых резко сократилась площадь тундростепей – биоценоза, составляющего кормовую базу мамонтов.

Исследование палеонтолога Павла Никольского и археолога Владимира Питулько, опубликованное в июне журналом Journal of Archaeological Science , дает дополнительные доводы в пользу второй из гипотез.

Ученые исследовали кости мамонтов, обнаруженные на Янской палеолитической стоянке в Якутии. Там найдены 1103 кости, принадлежавшие, по крайней мере, 31 мамонту. С помощью радиоуглеродного анализа установлено, что эти мамонты были убиты в течение двух тысяч лет: от 33500 до 31500 лет назад.

Предполагается, что основной целью охоты на мамонта была добыча костей и бивней для изготовления орудий в безлесной тундре. Мясо убитых животных съедали, но мамонты не были каждодневным объектом охоты. Их убивали изредка, когда возникала необходимость в материале для орудий. Такая неинтенсивная охота не могла быть основной причиной исчезновения вида.

Фрагменты оружия, застрявшие в костях мамонта. A,B — часть каменного наконечника, C,D — фрагмент костяного древка между двух осколков наконечника

Анализ повреждений на костях мамонта помогает исследователям узнать и приемы палеолитических охотников. В некоторых лопаточных и бедренных костях остались каменные наконечники и следы от ударов копья. Угол удара свидетельствует о том, что охотники подкрадывались к мамонту справа сзади, стараясь нанести удар в грудную клетку. В связи с этим можно предположить, что линии на теле мамонта, которые мы видим на знаменитых наскальных рисунках из французской пещеры Руффиньяк, не волосы, как можно было подумать, а направления ударов копьем.

В начале 2013 года те же авторы опубликовали в журналеStratum plus
статью, в которой оценивали численность мамонтов в Арктической Сибири при помощи по массового радиоуглеродного датирования находок. Они установили, что колебания поголовья мамонтов соответствуют изменениям климата. Расселение людей в арктические районы Сибири в конце плейстоцена существенным образом не отразилось на численности животных. Люди могли лишь стать фатальным фактором для мамонтов лишь тогда, когда по экологическим причинам их поголовье уже существенно сократилось.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: