Почему у большинства животных детеныши появляются весной. Как зимуют животные

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Животный мир леса весной. (в2-х частях) 2 часть. «В ожидании весны » Для детей старшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель ГБДОУ Детский сад №32 пос. Металлострой Колпинского р-на г. Санкт – Петербурга Морозова Татьяна Валентиновна.

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, забота о потомстве; Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; Воспитывать интерес к жизни животных. Задачи: Закрепить знания детей о весне, весенних приметах, диких животных, закрепить названия диких животных, и их детёнышей. знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны Расширять словарный запас детей.

Весело аукнула из лесу весна. Ей медведь откликнулся, Проурчав от сна. Подскакали зайки к ней, Подлетел к ней грач, Покатился ежик вслед, Как колючий мяч. Всполошилась белочка, Глянув из дупла, – Дождалась, пушистая, Света и тепла!.. Улыбнулся радостно Весь прозрачный лес. И мороз за елками, Заворчав, исчез. (Л. Аграчева)

Весной звери линяют. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться. Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь».

– Расскажи мне, белочка, почему Шубка стала серою, не пойму? – Поменяла шубку я для того, Чтобы легче прятаться.– От кого? – От лесного ястреба и хорька Спрячет шубка зимняя. И пока Поношу я серую до весны И сменю на рыжую, в цвет сосны, Не найти им рыжую на коре! Вновь надену прежнюю в октябре

У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа - белка не живет с семьей, он живет отдельно. Много времени мама - белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки - мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда. Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

Неужели в самом деле Птицы с юга прилетели, Воробьи дерутся в луже, Зайцу белый мех не нужен: Заяц по лесу гуляет, В серой шубке щеголяет! Снова солнце светит ярко, Скоро станет очень жарко!

Мама - зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три - четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама - зайчиха. У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня. Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху - лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает. Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами. Весной появляются у зверей детеныши. Почти все малыши – зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.

Норка лисоньки в земле, Спит хитрющая в тепле. Рядом с ней лисята, Два забавных брата. Только солнышко взойдет, На охоту их ведет Рыжая плутовка. В ловле есть сноровка. Н. Шконда

Лисы весной. Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята - темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы - лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу. К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама - лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают - прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу. Лисы весной линяют. Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую.

Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами? Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают. Папа – лис, лисица – мама, Дом – нора у них, не яма. Там темно и тесновато, Но зато всегда лисята В безопасности резвятся, Деткам некого боятся. Если страшно детворе, Быстро спрячутся в норе.

Волки весной. Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.


Цель : Ход урока
1. Погружение в тему.
- О каком времени года это стихотворение? Почему?
Растаял снег среди полей,
Сбегает под гору ручей,
И пробивается трава.
В лесу фиалки распустились,
И яркой зеленью оделись
Кусточки все и дерева.
- Назовите признаки наступления весны в неживой природе.
(повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)
- Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)
- Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?
- Что вы знаете об этом?
- Хотите узнать еще больше?
- Давайте посвятим этому наш урок.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какую цель поставим перед собой на данный урок?
2.Словарь.
- Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?
(линька)
- Что такое линька? (предположительные ответы детей)
Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.
- Какие это животные? (заяц, белка, песец)
- Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)
3. Животные, которые впадают в спячку.
– Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем.
(разыгрывается детьми сценка)
Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!
Медведь:
Без забот и без тревоги
Спал я в тепленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.
Девочка:
Вдруг проснулся косолапый.
Слышит – каплет.
Медведь:
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Девочка: Заспешил медведь наружу
Медведь: Заливает! Не до сна!
Девочка: вылез он и видит:
Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!
- Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)
- Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук )
- Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)
Учитель : Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.
4. Растительный и животный мир весной.
- Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)
- Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)
Разные животные питаются по-разному.
- Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений?
(это растительноядные - слово на доске)
- Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями?
(это хищники или плотоядные – слово на доске) Хищников еще называют зверями.
-Как называются животные, которые поедают и растительную и животную пищу?
(это всеядные - слово на доске)
Работа по группам.
Каждой группе даются картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь и т.д.
Задания.
1) Распределить данных животных по группам: растительноядные, хищники, всеядные.
(проверка работы)
2) Составить различные пищевые цепочки. (невозможно)
- Почему невозможно составить пищевые цепочки? (нет звена – растения)
- Добавьте необходимое звено и составьте цепочки питания.
(проверка работы)
5. Рождение нового потомства.
- Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)
- Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, А главное появляется много корма)
Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и тоже время.
- У какой группы животных детеныши появляются раньше?
(у растительноядных)
- Почему? (неограниченное количество пищи, пища появляется очень рано)
Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.
- Назовите самое маленькое по размерам животное из тех, с которыми вы работали в группе (мышь).
Учитель: Мыши – полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну- лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.
Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 – 2 месяца. За сезон рождается на 10- 15 детенышей меньше, чем у полевок.
- Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.
(дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)
Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!
Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.
Б.: А родился ты тоже с иголками?
Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.
Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.
З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!
Б.: Как это? Почему?
З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.
Е.: И тебе не хотелось есть?
З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.
Б.: А как же на следующие дни?
З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.
- Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных?
- Каким рождается ежонок?
-Почему бельчонку не холодно в дупле?
- Почему зайчонок не знает своей мамы?
Учитель: Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.
А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные – хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4- 6.
Воспитанием детенышей занимается волк и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей. Волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь (рассказ сопровождается показом картины « Волки весной»).
Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше)
- Какое животное самое крупное в нашем крае? (медведь)
- Послушайте, как воспитывает свое потомство...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Методические рекомендации

... материал усваивается прочнее без переутомления и увеличения учебного времени. Методические рекомендации по использованию дидактических ... игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи...

  • Методические рекомендации по использованию икт на уроках информатики, математики и физики

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики, математики и... достижения следующих дидактических целей: Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала ; Развитие навыков...

  • Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии»

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии» 5-6 классы Методические рекомендации по использованию комплекта печатных...

  • Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски smart board в процессе преподавания информатики Щепакина Т. Е

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски SMART ... работы в классе. Для дидактического обеспечения выполнения данного задания учитель... слайдов (содержащих только иллюстративный материал , либо иллюстрации, дополненные...

  • Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом пмпк для детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) и выделяемых сфер анализа психического развития,

    Методические рекомендации

    Международной классификации функционирования 8.1 Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом ПМПК... Бессонова. - М., Аркти, 2000. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковой строй...

    • показать изменения в жизни животных с приходом весны,
    • проследить связи живой и неживой природы,
    • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее обитателям.

    Ход урока

    1. Погружение в тему.

    О каком времени года это стихотворение? Почему?

    Растаял снег среди полей,
    Сбегает под гору ручей,
    И пробивается трава.
    В лесу фиалки распустились,
    И яркой зеленью оделись
    Кусточки все и дерева.

    Назовите признаки наступления весны в неживой природе.

    (повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)

    Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)

    Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?

    Что вы знаете об этом?

    Хотите узнать еще больше?

    Давайте посвятим этому наш урок.

    Сформулируйте тему нашего урока.

    Какую цель поставим перед собой на данный урок?

    2.Словарь.

    Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?

    Что такое линька? (предположительные ответы детей)

    Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.

    Какие это животные? (заяц, белка, песец)

    Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)

    3. Животные, которые впадают в спячку.

    – Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем.

    (разыгрывается детьми сценка)

    Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

    Без забот и без тревоги
    Спал я в тепленькой берлоге.
    Спал всю зиму до весны
    И, конечно, видел сны.

    Вдруг проснулся косолапый.
    Слышит – каплет.

    Вот беда!
    В темноте пошарил лапой
    И вскочил – кругом вода!

    Девочка: Заспешил медведь наружу

    Медведь: Заливает! Не до сна!

    Девочка: вылез он и видит:

    Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!

    Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)

    Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук )

    Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)

    Учитель: Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.

    4. Растительный и животный мир весной.

    Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)

    Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)

    Разные животные питаются по-разному.

    Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений?

    (это растительноядные - слово на доске)

    Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями?

    (это хищники или плотоядные – слово на доске) Хищников еще называют зверями.

    Как называются животные, которые поедают и растительную и животную пищу?

    (это всеядные - слово на доске)

    Работа по группам.

    Каждой группе даются картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь и т.д.

    1) Распределить данных животных по группам: растительноядные, хищники, всеядные.

    (проверка работы)

    2) Составить различные пищевые цепочки. (невозможно)

    Почему невозможно составить пищевые цепочки? (нет звена – растения)

    Добавьте необходимое звено и составьте цепочки питания.

    (проверка работы)

    5. Рождение нового потомства.

    Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)

    Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, А главное появляется много корма)

    Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и тоже время.

    У какой группы животных детеныши появляются раньше?

    (у растительноядных)

    Почему? (неограниченное количество пищи, пища появляется очень рано)

    Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.

    Назовите самое маленькое по размерам животное из тех, с которыми вы работали в группе (мышь).

    Учитель: Мыши – полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну- лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.

    Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 – 2 месяца. За сезон рождается на 10- 15 детенышей меньше, чем у полевок.

    Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.

    (дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)

    Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!

    Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.

    Б.: А родился ты тоже с иголками?

    Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

    Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

    З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!

    Б.: Как это? Почему?

    З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

    Е.: И тебе не хотелось есть?

    З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.

    Б.: А как же на следующие дни?

    З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

    Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных?

    Каким рождается ежонок?

    Почему бельчонку не холодно в дупле?

    Почему зайчонок не знает своей мамы?

    Учитель: Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.

    А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные – хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4- 6.

    Воспитанием детенышей занимается волк и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей. Волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь (рассказ сопровождается показом картины « Волки весной»).

    Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше)

    Какое животное самое крупное в нашем крае? (медведь)

    Послушайте, как воспитывает свое потомство медведь.

    (рассказ ученика в сопровождении фотографии медведя либо картины)

    Медведь дольше всех воспитывает своих детенышей. Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, медвежата весом всего500 г. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест. Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи. Таким образом, медведи воспитывают своих детей 1,5 – 2 года.

    Помимо родителей, воспитанием малышей у некоторых животных занимаются еще и прошлогодние дети-няньки. В медвежьей семье такую няньку называют пестуном, у волков – переярок (молодой волк).

    Все звери выкармливают своих детенышей молоком, поэтому их еще называют млекопитающие.

    Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться)

    Зачем они это делают? (готовят детенышей к взрослой жизни)

    Учитель: В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю.

    6. Лес весной.

    Учитель: Весной лес наполняется волшебными звуками: птичьи перепевы, журчание ручьев, жужжание, кваканье – все это прекрасная музыка. Но иногда к этой музыке добавляет человек «свою» - громкий крик, включенный на всю мощь магнитофон или транзистор. Этот шум отрицательно влияет на обитателей леса. Так, от включенного громко магнитофона или от сильного крика не могут подняться в воздух шмели, пчелы. Птицы и звери от такого развлечения навсегда покинут свои гнезда и норы. Это особенно плохо весной. Почему? Оказывается, и растения отрицательно реагируют на сильный шум – они замедляют свой рост.

    Так как же нам нужно вести себя весной в лесу? (слушать природу, наблюдать, наслаждаться красотой, но не шуметь)

    Послушайте историю об одном ежике.

    (чтение стихотворения ученицей)

    А ежик ночью убежал.
    Его никто не обижал.
    Он тосковал уже с утра,
    Он тосковал еще вчера.
    Чего он, глупый, тосковал?
    К нему никто не приставал,
    Его мы так любили,
    И гладили, и мыли,
    Но он свернулся и дрожал,
    А после взял и убежал.
    В траве сновали паучки,
    Тихонько тренькали сверчки.
    С родной природой в мире
    Еж был в своей квартире.

    Почему убежал ежик?

    Почему нельзя брать ежей из леса? (Для ежа – лес родной дом. Еж поедает вредителей леса, ядовитых насекомых. В неволе, в уголках природы ежи более подвержены разным болезням и потом становятся их переносчиками.)

    Представьте себе, что вы нашли в лесу детеныша. Он показался вам бедным, покинутым и взяли его домой. Через год он подрос, вам надоело его содержать, и вы решили его выпустить на волю.

    Что ждет его в лесу? (Он погибнет, так как не обучен ни добывать пищу, ни спасаться от врагов.)

    Какие вы допустили ошибки, взяв его, домой? (нельзя брать детенышей, а если уж забрали, то кормите до конца жизни или отдайте в зоопарк)

    Вывод: Природа наш дом, и многое зависит от человека, чтобы в этом доме был порядок.

    Чтоб могли леса цвести
    И сады, и реки,
    Все живое береги
    Ты на этом свете.
    Ты природу полюби,
    Каждую травинку!
    С птицами дружи,
    Береги былинку.
    Не носи домой ежа,
    Бабочку не трогай,
    Школьник, помни всегда:
    Их не так уж много!

    7. Итог урока.

    Какую цель мы ставили в начале урока?

    Справились ли с оставленной целью?

    Что нового вы узнали о жизни животных весной?

    Задайте друг другу вопросы по этой теме.

    Почему у животных весной происходит линька?

    Почему детеныши рождаются весной?

    Почему у растительноядных животных детенышей больше, чем у хищников? И т.д.

    Татьяна Сладкова
    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: Дикие животные весной.

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

    Тема : Дикие животные весной .

    Цель : Дать представление об изменениях в жизни диких животных весной .

    Задачи :

    Закрепить знания о признаках весны ;

    Расширить словарный запас за счёт существительных-названий

    детёнышей животных , профессий людей (егерь) ;

    Учить отвечать на вопросы полными ответами;

    Развивать логическое мышление через отгадывание загадок;

    Развивать слуховое и зрительное внимание, память;

    Заложить основы экологического воспитания;

    Оборудование : презентация к уроку, презентация физкультминутки «Танцуем с животными » , природоохранные знаки, корзина с угощением для зверушек, разрезные картинки.

    Ход занятия.

    I. Эмоциональный настрой.

    Учитель : Я хочу подарить вам свою улыбку! Улыбнёмся друг другу. А теперь повернитесь к гостям и поделитесь с ними своей улыбой.

    II. Введение в тему занятия .

    Учитель :

    Мне очень нужна ваша помощь. Когда я шла в школу, то на улице заметила следы! Но вот я никак не пойму, кто же их оставил? Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

    Кто прошел так тихо-тихо

    Ну, конечно, не слониха,

    И, конечно, бегемот

    Тихо так пройти не мог.

    И никто из вас не слышал,

    Как листок из почки вышел,

    И услышать не могли вы,

    Как зеленые травинки,

    Сняв зеленые ботинки,

    Тихо вышли из земли.

    И подснежник тихо вышел.

    И повсюду тишина.

    Это значит, это значит :

    Тише всех пришла (Весна ) .

    III. Беседа о весне .

    Так вот, кто следы оставил! Расскажите, какие следы весна оставляет на улице ?

    Без чего не может наступить весна ? (без солнышка)

    Но ведь зимой тоже светит солнышко.

    Расскажите, какое солнышко вы любите?

    IV. Упражнение на релаксацию.

    Учитель : А сейчас закройте глазки, поднимите головки к солнышку, подставьте солнышку свои ладошки.

    Наше солнышко взошло,

    Стало здесь нам всем тепло.

    Солнышко греет нам щёчки, носик, подбородок, ладошки. Вы чувствуете? А пока мы отдыхали, нам пришло письмо.

    Как вы думаете, от кого?

    А хотите узнать? Помогите открыть конверт. (Дети помогают учителю открыть конверт. В конверте приглашение в гости от зверей).

    Учитель : Мы сегодня отправимся с вами в весенний лес.

    Как вы думаете, на чём лучше всего путешествовать по лесу?

    Дети предлагают разные варианты, а учитель старается выбрать самый приемлемый способ. Например, ребёнок предлагает отправиться в путешествие на поезде, учитель с учениками приходят к выводу, что колёса громко стучат, они распугают всех животных . На самолёте мы тоже ничего не увидим, так как он быстро летит. И так далее. В конце концов дети приходят к выводу, что лучше всего путешествовать по лесу пешком.

    IV. Физкультминутка «По дорожке к лесу» (Дети выполняют движения за учителем)

    Перепрыгиваем через ручеёк

    Ходьба по камешкам

    Пролезание под веточками

    V. Повторение правил поведения в лесу.

    На экране появляется картинка леса.

    Учитель : Ребята, а лес нас не хочет пускать к себе. Он боится, что мы потревожим его жителей. А давайте-ка расскажем ему о том, как надо вести себя в лесу.

    Сделайте шаг вперёд (на полу картинки с природоохранительными знаками. Дети берут по одной картинке и объясняют, почему надо ходить в лесу по дорожкам, почему нельзя подходить близко к гнёздам и т. д.)

    А теперь посмотрим на экран, впустит нас лес? (Открывается картинка лесной поляны, звучат голоса птиц)

    Как дышится в лесу (легко, там чистый воздух)

    Чем пахнет в лесу? (травой, грибами, цветами)

    А кто нас встретит в лесу? Давайте подумаем, какие животные будут нас встречать ?

    1. Хвост пушистый, мех золотистый,

    В лесу живет, кур в деревне крадёт. (лиса)

    2. Чьи это следы на экране? (заячьи)

    4. А чьи это запасы (на экране шишки, грибы, жёлуди)

    5. Работа в группах

    Соберите разрезные картинки (медведь, ёж, барсук)

    (На экране все животные , о которых загадывались загадки и составлялись картинки)

    А как вы думаете, чем занимаются звери в лесу весной ?

    VII. Показ презентации «Дикие животные весной »

    Слайд 1. Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу.

    Слайд 2. Ест всё, что ему попадётся : прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений.

    Слайд 3. Из животной пищи ест насекомых , раков, птиц и их яйца, муравьёв (при этом разрушает муравейники, мелких зверьков. А также очень любит рыбу.

    Слайд 4. В конце зимы, в самую лютую стужу у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молочко посасывают

    Так и лежат до весны .

    Слайд 5. А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм.

    Учитель : А какие ещё животные просыпаются весной ?

    Слайд 6. Рано весной просыпаются ежи . За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками.

    Слайд 7. Они поедают также дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей.

    Слайд 8. Весной ежиха выводят потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком.

    Учитель : Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?

    Теперь мы с вами поговорим о белке.

    Слайд 9. Целыми днями перепрыгивает она с ветки на ветку. А кто знает, чем питается белка?

    Слайд 10. Поздней весной белка выводит потомство. А как называются детки белочки? А какая окраска у белочки?

    Знаете ли вы ещё зверя, который меняет свою окраску?

    Слайд 11. Да, заяц-беляк меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.

    Слайд 12. Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих : всех зайчат общими считают.

    Слайд 13. Весной рождаются детёныши и у лисы. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство.

    А как называются детки у лисы?

    Слайд 14. И у волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Как и все звери она вскармливает их молоком. Когда молодые звери подрастают, родители учат их охотиться и скрываться от врагов.

    Все звери весной линяют . Свою теплую зимнюю шубу они меняют на лёгкую летнюю.

    VIII. Закрепление.

    1. Игра «Правда-неправда»

    (Учитель произносит предложения, а дети, если согласны с ним, то хлопают в ладошки. Если не согласны, то топают ногами)

    - Весной животные линяют .

    Зайчата рождаются слепыми и голыми.

    У белки и зайца меняется окраска шерсти.

    Многие животные весной выводят потомство .

    Ежи весной впадают в спячку .

    - Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, ящерицы, змеи, лягушки.

    2. Угадай, чей домик?

    А чьи это дома? (На экране нора, берлога, дупло, куст)

    IX. Экологическая работа.

    А какое у вас мнение насчёт того, как мы должны обращаться с животными ?

    В лесу есть люди, которые заботятся о лесе и следят за порядком. Их называют егерями. ЕГЕРЬ – это человек в охотничьем хозяйстве России. Он и сам охотник, а также помогает другим охотникам-любителям. Но главная его работа – это охрана леса и его обитателей. Он следит за тем, чтобы люди соблюдают правила поведения в лесу, а также закон об охоте. Весной у него особенно много работы. Он следит за тем, чтобы люди не охотились на животных , так как охота весной запрещена . Ведь у многих животных появляется в это время потомство. Если убьют родителей, то погибнут и их детёныши. Да и шерсть в это время у них некрасивая, так как они линяют.

    Учитель : Ребята, егерь прислал нам вот эту корзину.

    Как вы думаете, это для кого угощение?

    (Учитель показывает детям большую корзинку, в которой лежат молоко, кора дерева, грибы, орехи, мёд, мясо и др. Дети садятся вместе с учителем на ковёр, разбирают корзину и предлагают, какому зверю что отдать)

    Кого встречали в лесу?

    Как их назвать одним словом? (звери)

    Чем отличаются звери от других животных ? (4 ноги, тело покрыто шерстью)

    Подготовленные заранее дети читают стихи об охране животных .

    А теперь давайте тихо уйдём из леса так, чтобы не потревожить животных . А корзинку оставим зверюшкам. (Дети тихо на цыпочках покидают группу)



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: