Какие перки ставить на вафлю е100. Бронетехника из тайных подвалов. Мы на обозрении у всех

Как уже говорилось выше, 4 октября 1944 года была принята так называемая «кризисная» программа производства танков, предполагавшая, помимо всего прочего, снятия с производства шасси Pz.IV. в результате, встал вопрос о том, чем заменить самоходные установки «Хуммель» и «На-схорн». Выход был найден в использовании для этого так называемых «ваффентра-геров» (Waffentrager) - специальных артиллерийских транспортеров или носителей .







Опытный образец Waffentrager фирмы Steyr-Daimler-Puch. Весна 1945 года

Разработка машин данного класса началась в Германии еще в конце 1942 года. Предполагалось спроектировать два варианта «ваффентрагеров»: первый, на котором планировалось установить 75-мм орудие L/70, 105-мм гаубицу FH 18 или 37-мм зенитку Flak 18, и второй, более тяжелый, для 88-мм орудия РаК 43, 150-мм гаубицы FH 43 или 128-мм пушки К 43.

Предполагалось, что для «ваффентрагеров» будет разработана единая ходовая часть специальной конструкции, в качестве силовой установки предполагалось использовать один из двигателей, находившихся в серийном производстве и обеспечивающим маршевую скорость машины не ниже 17 км/ч. Орудие должно было иметь горизонтальный обстрел в 360 градусов, а также легко сниматься с ходовой части силами экипажа и переставляться на обычный полевой лафет.

К созданию «ваффентрагеров» привлекались фирмы Krupp, Rheinmetall-Borsig и Steyr-Daimler-Puch. Но первые проекты, представленные на рассмотрение отдела испытаний артиллерийского вооружения (WaPruf 4) управления вооружений сухопутных войск в конце 1943 года, не получили одобрения - было ясно, что разработанные машины получаются слишком сложными и тяжелыми.

После пересмотра тактико-технических требований и уточнения ряда параметров «ваффентрагеров», с 7 по 15 февраля 1944 года прошло совещание представителей отделов испытаний танкового и артиллерийского вооружения, на котором рассматривались различные варианты этих машин, предложенные компаниями Krupp, Steyr и Rheinmetall.

Krupp представил три различных проекта «ваффентрагеров» (с 88-мм орудиями РаК 43), разработанных тремя конструкторскими бюро: группой Вельферта, группой Эгена и группой Бургера. Кроме того, на совещании рассматривался вопрос о «ваффен-трагере» для 105-мм гаубицы FH 18/40, проект которого также предложила компания Krupp. В этой установке предусматривалось использование шасси танка 38 (t) со съемной установкой гаубицы. Последняя имела небольшую высоту линии огня и монтировалась в поворотной броневой рубке, обеспечивающей круговой обстрел. В данном проекте также учитывался и возможный вариант использования 75-мм орудия KwK 42.


Второй опытный образец Waffentrager конструкции Ардельта с 88-мм пушкой РаК 43

24 февраля 1944 года в отделе испытаний артиллерийского вооружения (WaPruf 4) в Берлине заслушали результаты проведенного предварительного проектирования «ваффентрагеров» и их согласование с ранее выдвинутыми тактико-техническими требованиями.

Было решено в первую очередь использовать для вооружения этих машин 88-мм пушку РаК 43 L/71 с ее основными узлами. Предполагалось переконструировать стопор крепления ствола по-походному, механизм горизонтальной наводки и броневую защиту расчета. Кроме того, ставилась задача по возможности упростить и удешевить конструкцию «ваффентрагеров». Например, в проектах фирмы Krupp для транспортировки частей полевого лафета, подъемно-погрузочных и опорных приспособлений, а также большей части боекомплекта предусматривалось применение специального транспортера.

Наряду с этим, отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) настаивал на использовании при конструировании «ваффентрагеров» уже имеющихся в производстве и проверенных в эксплуатации узлов и агрегатов танков или тягачей. В первую очередь речь шла о ходовой части Jagdpanzer 38 и двигателя Praga мощностью 160 л. с. Также предполагалось изучить возможность использования для «ваффентрагеров» проходившего в тот момент испытания 8-цилиндрового дизельного двигателя Klockner-Humboldt-Deitz мощностью 140 л.с, а также коробки передач и механизма поворота с тяжелых тягачей компании Bussing-NAG.

В донесении от 4 мая 1944 года указывалось, что сборка первых образцов «ваффентрагеров» компаний Rheinmetall и Steyr-Daimler-Puch затягивается. Тем не менее, к концу лета машины удалось собрать.

«Ваффентрагер» фирмы Steyr оснащался новым 12-цилиндровым карбюраторным двигателем Steyr-Boxer, а также имел коробку перемены передач, элементы ходовой части и гусеницы от тягача RSO. Машина вооружалась 88-мм противотанковым орудием РАК 43 в шестигранной броневой рубке кругового вращения. При этом углы возвышения составляли от -8 до +45 градусов, возимый боекомплект - 15 выстрелов. Машина защищалась броней толщиной 10-20 мм, и развивала скорость до 35 км/ч по шоссе.

«Ваффентрагер» компании Rheinmetall конструктивно был похож на «штейеров-ский», но отличался от него использованием ходовой части самоходки Jagdpanzer 38 (t) и двигателя Praga.

Однако наиболее удачным образом «ваф-фентрагера» военные признали машину, спроектированную компанией Ardeltwerke в городе Эберсвальде. Ее разработкой руководил Г. Ардельт, хозяин фирмы. К сожалению, известно о нем немного.

Например, известный исследователь немецкой бронетехники В. Шпильбергер писал, что будучи на советско-германском фронте Ардельт был свидетелем того, как 70 новых 88-мм орудий РаК 43 были брошены и достались противнику из-за отсутствия артиллерийских тягачей. В конце 1943 года он сконструировал самодвижущееся орудие, установив двигатель на 75-мм пушку РаК 40. Эта система прошла испытание на полигоне сухопутных войск в Куммерсдорфе, но была признана неудачной.

В конце 1943 года отдел испытания артиллерийского вооружения (WaPruf 4) заключил с Ардельтом договор на проектирование и изготовление на Ardeltwerke «ваффентра-гера», который должен был легко подходить для установки 105-мм гаубицы, 75-мм пушки KwK42h88-mm РаК 43.


Второй опытный образец Waffentrager конструкции Ардельта с 88-мм пушкой РаК 43, вид слева

В начале 1944 года Ардельт предоставил на рассмотрение «комиссии по развитию танков» проект своей машины, вооруженной 88-мм пушкой РаК 43. Разработка получила одобрение, и 17 апреля 1944 года отдел испытаний артиллерийского вооружения попросил инженеров компании Крупп помочь фирме Ардельта в дальнейшей разработке «ваффентрагера» и изготовлении опытного образца. Поэтому в некоторых источниках эту машину называют «ваффентрагер Ардельт - Крупп».

Опытный образец машины, который иногда называют «Ваффентрагер Ардельт I», собрали быстро - в течение месяца. 30 мая 1944 года самоходку продемонстрировали военным на полигоне в Куммерсдорфе. Самоходка была довольно простой - она имела ходовую часть и двигатель от «Хетцера», а вооружение (88-мм пушка РаК 43) устанавливалась на тумбе в кормовой части машины. Орудие имело круговой обстрел и защищалось броневым щитом спереди и частично с боков.

Машина очень понравилась, и тут же было принято решение об изготовлении так называемой «нулевой» серии из 100 единиц для фронтовых испытаний, причем 82 из них должны были вооружаться 88-мм пушкой, а 12 предполагалось собрать в качестве транспортеров боеприпасов. Сборку должна была осуществлять компания Ardeltwerke, ряд деталей предполагалось поставлять с заводов других фирм. Параллельно с этим шло изготовление второго экземпляра «ваффентрагера», в конструкцию которого внесли ряд изменений. Летом 1944 года эта машина прошла успешные испытания пробегом и стрельбой на полигоне сухопутных войск в Хиллерслебене.

В августе 1944 года опытные образцы «ваффентрагеров» были продемонстрированы Гитлеру. Из всех них машина Ардельта была самой легкой и дешевой. Вместе с тем, этот образец соответствовал необходимым требованиям по мобильности и тактическому использованию, а также был очень простым по конструкции.


Общий вид серийного образца «ваффентрагера» Ардельта, прибывшего на испытания в подмосковную Кубинку. Весна 1946 года (ЦМВС)

Однако изготовление машин «нулевой» серии затягивалось. Так, 31 июля 1944 года отдел испытаний артиллерийского вооружения сообщил следующий график выпуска: 34 в августе, и по 33 в сентябре и октябре. Однако ничего сделано не было, и 6 октября сообщалось, что первые 20 «ваффентрагеров» будут собраны до конца месяца.

На совещании по вопросам изготовления этих самоходок, прошедшем в Берлине 12 декабря 1944 года, сообщалось, что первые 10 «ваффентрагеров» будут собраны до конца месяца, и еще 10 - до 15 января 1945 года. Кроме того, была практически завершена работа по изготовлению и доставке деталей для сборки остальных 80 машин.

Однако на 9 января 1945 года было собрано две машины, и еще 18 находились в полузаконченном виде и не были укомплектованы элементами ходовой части.

Сколько же всего было изготовлено «ваффентрагеров» Ардельта, автору неизвестно. Достоверно можно сказать лишь то, что 16 февраля 1945 года штаб группы армий «Висла» направил руководителю фирмы Ardelt в Эберсвальде следующее:

«По распоряжению генерала-инспектора танковых войск формируется рота истребителей танков «Эберсвальде», которая будет использоваться по распоряжению штаба группы армий «Висла». В состав роты включаются семь готовых «ваффентрагеров» с 8,8-см пушкой L/71. Оберлейтенант Ардельт назначается командиром этой роты. Орудийные расчеты будут направлены из группы армий «Висла». Рота истребителей танков «Эберсвальде» будет использоваться в районе Эберсвальде. Боевые задачи будут ставиться штабом группы армий «Висла».

Таким образом, можно говорить не менее чем о семи собранных серийных «ваффен-трагерах» Ардельта. Кроме того, известно, что один серийный образец машины ис-пытывался на полигоне в Хиллерслебене 27 апреля 1945 года. Как минимум две таких самоходки были захвачены весной 1945 года частями 3-й армии генерала А. Горбатова (1-й Белорусский фронт): одна в районе Вандиш-Бухгольц (юго-восточнее Берлина), другая в Бранденбурге, юго-западнее Берлина. Одна такая машина (возможно, из числа двух захваченных) летом 1945 года находилась на выставке трофейного вооружения и техники в парке культуры и отдыха имени Горького в Москве. На борту машины была надпись: «Из Берлина». Сам оберлейтенант Ардельт, по сведениям немецкого исследователя В. Шпильбергера, «погиб на одном из своих «ваффентрагеров», защищая свой родной город Эберсвальде».


Серийный образец «ваффентрагера» Ардельта, прибывший для испытаний в подмосковную Кубинку. Весна 1946 года. На правом борту корпуса видна надпись «Из Берлина» (ЦМВС)

Следует сказать, что в начале 1945 года управление вооружений сухопутных войск приняло решение о развертывании серийного изготовления «ваффентрагеров». Для организации производства создали рабочую группу под руководством оберинжене-ра Крахта из компании Auto-Union, в которую также вошли представители фирм Krupp и Ardelt. Объем производства устанавливался следующий: март - 5 машин, апрель - 15, май - 30, июнь - 50, июль - 80, август - 120, сентябрь - 170, октябрь - 250, ноябрь - 300, и начиная с декабря по 350 штук в месяц.

При этом помимо «ваффентрагеров» Ардельта с 88-мм орудием, предполагалось запустить в производство аналогичные машины, но с более мощными артсистемами. В конце 1944 года компания Krupp спроектировала несколько образцов, вооруженных 105 и 150-мм гаубицами, а также 128-мм противотанковой пушкой. В их конструкции использовались уже отработанные элементы «ваффентрагера» Ардельта, но с усиленной ходовой частью (по шесть опорных катков на борт). По схеме размещения вооружения (в корме машины за шитом) они также напоминали конструкцию Ардельта. В перспективе планировалось использовать в конструкции этих самоходок элементы от Jagdpanzer 38 D - элементы ходовой части и дизельный двигатель Tatra 103. Однако до конца войны завершить проектирование не удалось.

Таким образом, можно сказать, что «вафферн-трагеры» вполне могли заменить на поле боя самоходки на танковых шасси с орудиями калибра 88, 105, 128 и 150 мм. Причем машины с 88-мм противотанковыми пушками в последние месяцы войны уже находились в производстве.

Небезынтересно привести данные об устройстве «ваффентрагера» Ардельтаа также данные о его испытании в Советском Союзе, проведенные весной 1946 года.


Серийный образец «ваффентрагера» Ардельта, вид слева. НИБТ полигон, весна 1946 года. На щите и корпусе видны надписи с указанием толщин брони (ЦМВС)

Устройство машины

Корпус самоходки был довольно прост по конструкции и изготавливался из листов катаной брони толщиной 8- 20 мм, соединенной заклепками и сваркой. Он мог противостоять попаданиям простых (не бронебойных) пуль нормального калибра и мелких осколков. Вооружение состояло из 88-мм противотанковой пушки РаК 43, смонтированной на тумбовой установке в задней части корпуса. Тумба крепилась к специальной балке П-образного профиля, установленной поперек корпуса. Пушка имела штатные верхний станок, подъемные и поворотные механизмы, прицельные приспособления и спусковое устройство. Орудие имело круговой обстрел по горизонту. Спереди и частично с боков расчет прикрывался броневым щитом толщиной 5 мм. В походном положении ствол фиксировался при помоши специальной ножницеобразной опоры, закрепленной на переднем листе корпуса. Боеукладка размешалась в трех местах - в яшике, укрепленном на внутренней стороне щита (6 снарядов) и в двух ящиках (по 12 снарядов) в кормовой части корпуса.

Силовая установка состояла из карбюраторного четырехтактного шестицилиндрового двигателя Maybach HL-42, установленного в передней части корпуса справа по ходу (такие двигатели мощностью в 100 л. с. использовались на немецких бронетранспортерах Sd. Kfz. 250 и 251). Охлаждение двигателя - жидкостное, циркуляция охлаждающей жидкости производилась центробежным насосом. Система питания двигателя состояла из топливоподкачиваю-шего насоса, карбюратора «Солекс», впускного коллектора, воздухоочистителя и двух топливных баков емкостью по 60 л, расположенных справа и слева от тумбовой установки орудия.

Трансмиссия «ваффентрагера» включала промежуточный редуктор (гитара), главный фрикцион, коробку перемены передач, механизм поворота и бортовые передачи. Главный фрикцион - сухой, многодисковый, автомобильный. Коробка передач - автомобильная, четырехступенчатая, с механическим приводом переключения передач, четыре вперед и одна назад. Механизм поворота - двойной дифференциал, снабженный дополнительными остановочными тормозами с приводом от специальной педали.


«Ваффентрагер» Ардельта, захваченный частями Красной Армии в районе Вандиш-Бухгольц (юго-восточнее Берлина). Апрель 1945 года (АСКМ)

Поворот самоходки осуществлялся подтор-маживанием соответствующего тормозного барабана, при этом одна гусеница не могла быть полностью заторможена, в результате чего развернуть машину на месте было нельзя. Бортовая передача представляла собой одноступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями.

В ходовой части использовались цельнометаллические опорные катки, конструктивно похожие на катки самоходки «Хетцер», но без резиновых бандажей. Подвеска и гусеницы использовались «хетцеровские».

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме и состояло из генератора с реле-регулятором, одной аккумуляторной батареи (устанавливалась в специальном ящике за спинкой сиденья механика-водителя), электростартера и дорожной фары.

Экипаж машины состоял из четырех человек. Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева на автомобильном сиденье. Управление машиной осуществлял при помощи рычагов и трех педалей, усилия на которых составляли 20-25 и 15-20 кг соответственно. Контроль за работой агрегатов осуществлялся при помощи только трех приборов - тахометра, манометра масла и аэротермометра жидкости в системе охлаждения. Наблюдение за дорогой в походном положении механик-водитель осуществлял непосредственно из передней части корпуса, в боевом положении - через смотровую щель в откидном броневом щитке. Отопление, освещение и вентиляция места механика-водителя отсутствовали.

Наводчик располагался слева от пушки, у прицела и механизмов наведения, на специальном сиденье, которое вращалось вместе со станком орудия. Командир и заряжающий размещались на сиденьях в задней части машины. При стрельбе командир находился рядом с машиной и корректировал огонь. «Ваффентрагер» снабжался переговорным устройством между водителем и командиром.


Серийный вариант «ваффентрагера» Ардельта, оставленный на улице города Бранденбург. Май 1945 года (АСКМ)

Следует отметить, что стрельба с хода была невозможна из-за отсутствия ограждения для расчета. В то же время для стрельбы с места имелись отличные условия, так как из-за невысокой линии огня можно было заряжать орудие, даже находясь на земле.

Испытания машины

Весной 1946 года «ваффентрагер», до этого находившийся на выставке трофейной техники, доставили на полигон в подмосковной Кубинке. В наших документах он именовался «открытой немецкой самоходной установкой с 88-мм пушкой РаК 43». Из-за «недостаточной надежности самоходной установки, обусловленной конструктивной и технологической недоработкой, а также неудовлетворительным техническим состоянием» провести испытания в полном объеме не удалось. Всего машина прошла 200 километров, а из орудия было сделано 56 выстрелов. Причем из-за отсутствия штатного немецкого прицела стрельба производилась при помощи японского телескопического прицела, установленного на прицельное приспособление с помощью специально изготовленного кронштейна. Небезынтересно привести выводы, сделанные в отчете нашими испытателями. Судя по всему, они не знали к какому классу отнести эту машину - по массе она была легкой, а по вооружению соответствовала средним или тяжелым самоходкам:

«Немецкая самоходная артиллерийская установка с пушкой РаК-43 относится к классу открытых самоходных установок с круговым обстрелом. По весу (11,2 т) она может быть отнесена к легким самоходным установкам типа ЗСУ-37 и СУ-76; по мощности выстрела (52500 кгм) к тяжелым самоходным установкам типа ИСУ-152 и «Фердинанд» и уступает в этом отношении установкам СУ-100иИСУ-122.

При ее создании были использованы:
- 88-мм противотанковая пушка РаК-43, ранее устанавливавшаяся на САУ «Hornisse»;
- двигатель HL-42, главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота и бортовые передачи с немецких легких полугусеничных тягачей;
- гусеницы с танка «Прага» 38-Т.

Указанная унификация большинства основных агрегатов свидетельствует о стремлении к удешевлению и массовости производства нового образца самоходной установки.

Однако ряд слабых мест установки - система охлаждения двигателя, механизм переключения передач, отсутствие зашиты экипажа от пыли, грязи и атмосферных осадков, крепление крышек опорных катков - свидетельствуют о сжатых сроках проектирования, разработки и изготовления первой партии машин.

Принципиальная идея конструкции установки - открытое размещение артиллерийской системы с круговым обстрелом - целиком себя оправдала. Этим мероприятием удалось обеспечить хорошие условия работы расчета, по существу не отличающиеся от условий работы расчетов полевых артиллерийских систем».



Заряжание орудия «ваффентрагера» Ардельта при курсовом угле О градусов. Второй номер расчета берет выстрелы из ящика на броневом щите. Удобство работы первого номера достигалось за счет откидывания кормовой площадки, на которой стоит правая нога заряжающего. НИБТ полигон, весна 1946 года (АСКМ)

В ходе испытаний нашими специалистами была проведена оценка вооружения, динамических и эксплуатационных показателей и рабочих мест экипажа. В частности, отмечалось, что кучность боя орудия при стрельбе с места (на дистанции 1000 м) вполне удовлетворительна, вероятные отклонения по высоте и направлению не превышали 0,22 м. Скорострельность (при стрельбе с места по неподвижной цели) составляла 7,4 выстрела в минуту, что тоже считалось хорошим показателем. Отмечалось, что гидропневматический уравновешивающий механизм обеспечивает постоянные усилия на рукоятке маховика подъемного механизма при углах возвышения от -8 до +40 градусов. Вместе с тем, подъемный механизм обеспечивал невысокую скорость наведения по вертикали и создавал большие усилия на рукоятке маховика. Поворотный механизм, напротив, обеспечивал достаточную скорость наведения по горизонту и нормальные усилия на рукоятке маховика. А вынос цапф качающейся части орудия назад относительно центра тумбовой установки, уменьшал величину вылета ствола, способствовал уравновешиванию огневой платформы и увеличивал угол возвышения орудия.

По динамическим показателям отмечалась хорошая плавность хода машины, неудовлетворительная маневренность (вследствие применения в качестве механизма поворота двойного дифференциала) и малый запас хода (111 км по асфальтовому шоссе и 62 км по грунтовой дороге).

В оценке рабочих мест говорилось, что нахождение командира во время стрельбы вне машины обеспечивает ему удобство наблюдения. Наводчик размещался на сиденье слева от орудия, у механизмов наведения и прицела, пользоваться которыми ему было удобно. Заряжающий во время стрельбы мог быть справа или слева от орудия. Удобство его работы обеспечивалось откидыванием кормовой площадки. Во время движения заряжающий и командир находились на задних сиденьях огневой платформы, которые были очень неудобными - жесткими и недостаточных размеров.

Механик-водитель во время стрельбы выполнял роль подносчика боеприпасов. Отмечалось, что недостатком места водителя было значительное удаление педалей управления от сиденья, недостаточное количество контрольных приборов и высокая температура (до 70 градусов) из-за выбрасывания воздуха, нагретого двигателем, в отделение управления. Общим недостатком всех рабочих мест при движении являлось отсутствие защиты от дождя, снега, пыли и грязи. К достоинствам машины были отнесены:

«1. Мощная артиллерийская система, обеспечивающая бронебойному снаряду живую силу 52500 кгм при начальной скорости 1000 м/с.

2. Открытое размещение орудия, обеспечивающее хорошие условия работы расчета.

3. Удовлетворительная устойчивость установки, достигнутая применением дульного тормоза, большой длиной отката и удачным размещением центра тяжести.

4. Высокая маневренность огня, обеспеченная круговым обстрелом и унитарным выстрелом.

5. Быстрая переброска огня при любом секторе обстрела, достигаемая разворотом орудия при выключенном поворотном механизме.

6. Быстрый переход из походного положения в боевое.

7. Удачный стопор орудия по-походному, надежно и просто закрепляющий орудие.

8. Компактное размещение агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, достигнутое введением промежуточного редуктора между двигателем и главным фрикционом».

Однако количество недостатков превышало число достоинств. Среди основных в отчете по испытаниям назывались следующие:

«1. Удельная мощность - 9 л.с./т - недостаточна.

2. Незащищенность механика-водителя от взрывной волны при артобстреле и отсутствие ограждений для расчета исключают стрельбу с хода и коротких остановок.

3. Корректировка огня наводчиком через прицел и через люк броневого щитка невозможна вследствие закрывания пороховыми газами цели и трассера.

4. Отсутствие легкосъемного тента над огневой платформой и защитного колпака над отделением управления. В результате этого экипаж совершенно не защищен от пыли, грязи и атмосферных осадков.

5. Недоработка системы охлаждения двигателя, заключающаяся в следующем: отсутствует натяжное приспособление для ремня привода к вентилятору, образование встречных потоков воздуха, нагретого двигателем и выбрасываемого вентилятором через жалюзи в лобовом листе и наружного (особенно при встречном ветре), поступающего через жалюзи в моторное отделение.

6. Недостаточная надежность механизма переключения передач.

7. Ненадежное крепление крышек опорных катков подвески.

8. Значительное удаление педалей управления от сиденья механика-водителя.

9. Неудачная конструкция сидений огневой платформы.

10. Вылет впереди гусениц буксирных петель, в результате чего ограничена высота преодолеваемого вертикального препятствия.

11. Недостаточный возимый запас снарядов».


Схема компоновки «ваффентрагера» Ардельта: 1 - вентилятор и радиатор, 2 - двигатель, 3 - воздухоочиститель, 4 - промежуточный редуктор, 5 - главный фрикцион, 6 - блок подвески, 7 - направляющее колесо, 8 - боеукладка, 9 - топливные баки, 10 - аккумулятор, 11 - коробка перемены передач, 12- сиденье водителя, 13 - кулиса коробки перемены передач, 14- щиток приборов, 15 - двойной дифференциал, 16 - остановочный тормоз, 17- бортовая передача, 18- ведущее колесо, 19- ось тумбовой установки, 20 - сиденья расчета

В заключении отчета об испытаниях «ваффентрагера» Ардельта было сказано следующее:

«К особенностям конструкции САУ может быть в первую очередь отнесена ее специальная база. По результатам исследования конструкции можно предполагать, что при создании данного объекта была поставлена задача максимального использования агрегатов и узлов, производившихся немецким автомобиле и танкостроением и размещение их в специальном корпусе.

Наряду с этим, ряд конструктивных недостатков и недостаточная надежность, указывают на то, что разработка и создание машины не доведены до конца и, вероятно, проводились в сжатые сроки.

Также необходимо отметить компактное размещение агрегатов моторно-трансмис-сионного отделения. Этого удалось достигнуть введением промежуточного редуктора (гитары) между двигателем и коробкой передач, позволившим избегнуть их обычное со-осное расположение.

Обращает на себя внимание обеспечение свободного доступа к боекомплекту и орудию при заряжании за счет отсутствия бортов, кормы и крыши у огневой площадки, наличия откидной кормовой площадки и размещения боекомплекта в местах, удобных для доставания.

Наиболее характерной особенностью испытанной самоходной установки с точки зрения веса является то, что на долю установки вооружения и боекомплекта приходится до 30% от общего веса. По мощности выстрела испытанная САУ далеко выходит из класса легких (по весу) и равноценна средним и тяжелым самоходкам.


Размещение экипажа «ваффентрагера» Ардельта на марше. НИБТ полигон, весна 1946 года (АСКМ)

В то же время данная машина по удельной мощности выстрела (отношение мощности выстрела к боевому весу) значительно превосходит все известные до сих пор машины.

В целом, данная самоходная установка имеет ряд существенных недостатков вследствие конструктивной недоработки и поэтому не может быть использована как образец для создания отечественной установки данного типа. Практический интерес в данной САУ представляют следующие данные: схема компоновки машины в целом и идея сочетания мощного вооружения и легкой базы специального типа.

За основу для проектирования опытного образца отечественной САУ открытого типа (истребитель танков) должна быть взята пушка калибра 100 мм с начальной скоростью 1000 м/с, устанавливаемая на специальной базе, созданной из агрегатов танка Т-44 или Т-54».

Проходивший испытания образец «ваффентрагера» конструкции Ардельта сохранился до наших дней, и в настоящее время находится на экспозиции военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Добавление новой техники? - всегда интересно. Ребаланс текущей техники - хорошо. А возвращение машин выведенных из игры? А это.. эмм.. как минимум не каждый день случается (я бы сказал даже не каждый год).

Ну ладно ходить вокруг события. Waffenträger auf E 100 возвращается в игру! Это очень хайповый заголовок, но я сражу же немного осажу - он возвращается экслюзивно только для Китайского региона. Он изменит название (на самом деле не особо, в конце просто добавится бука "P"), а также станет премиумным. Цена дороже, чем у Beijing Opera - целых 30.000 голды!

Танк получил другое орудие, а также ухудшенную броню. А.. а все подробности касаемо танка давайте изложим прямо сейчас.

Бронирование

2000 хитпоинтов вполне нормальный показатель, как для ПТ-САУ 10 уровня. Лобовая броня корпуса раньше была толщиной в 200мм, теперь только 80мм. Борта также ослабли - со 120 до 50. Правильно ли это - сложно сказать, но имеет что имеем. Обзор 380 метров совсем не радует, но судя по всему это плата за классовую особенность и другие характеристики танка.


Мобильность

Мощность двигателя выросла с 840 до 1200 лошадей, что при массе в 100 тонн даёт 12 лошадиных сил на тонну. Максимальная скорость вперёд 40км/ч, что очень даже хорошо, а вот назад жалкие 12км/ч. Ходовая выдаёт 26 градусов в секунду, а башня (да, это ПТ-САУ с башней) почти 23 градуса. Наличие башни всегда шикарно сказывается на эффективности ПТ. И "Вафля" не исключение.

Орудие

Как было сказано в начале, танк получил другое орудие. Его параметры мы сейчас рассмотрим. Новая пушка имеет название 12.8 cm Kanone L/61 A и является барабанной.

Пробитие на ББ было изменено с 246 на 276мм, голдовое же пробитие составляет целых 352мм. Урон увеличен с 490 до 560 единиц. Урон в минуту (для многих танков это важный параметр) увеличен с 2311 до 2641 единиц. Для комфорта стрельбы скорость полёта снаряда была улучшена до 1200 метров в секунду.

В барабане 5 снарядов по 560 урона. Полная перезарядка его составляет почти 56 секунд, а между выстрелами этот показатель равен 2 секундам. Разброс составляет просто великолепные 0.27м, а сведение моментально, за 1.44 секунды. Танк никогда не блистал УВН и поэтому -5 вниз и +15 вверх вполне ожидаемы.

Итог

В последнее время на китайском кластере большая активность. Вводятся всё новые и новые премиумные машины дорогой стоимости. И если во всех случаях это были новые машины (или копии уже текущих), то Waffenträger auf E 100 (P) был в игре какое то время, а потом его вывели. Сейчас он снова вернется, но как экслюзив для Китая и в формате премиум машины.

Геймплей, а соответственно проблемы и преимущества машины, остаются прежними. Выезжая 1 на 1, ты уничтожаешь любого противника. Но против нескольких машин, или когда происходит перезарядка барабана, чувствуется безысходность. Мы просто халявный урон для команды противника.

И машина сама по себе такая, и это ничто не изменит, кроме совсем глобальной перебаотки "Вафли". Однако же, мне будет очень интересно взглянуть, что из ввода этой машины получится.

ТТХ машины в графическом виде перед вами.


Если хотите посмотреть как же выглядит Waffenträger auf E 100 (P) в HD, то загляните .

Не прошло и пару лет после ввода новой ветки немецких ПТ-САУ, как разработчики World of Tanks

Не прошло и пару лет после ввода новой ветки немецких ПТ-САУ, как разработчики World of Tanks осознали полную неисторичность топовой машины Waffenträger auf E 100 и объявили о её скором выводе из игры и замене на что-то более реалистичное. По мотивам этого события наш портал решил пробежаться по всей ветке «вафельных» ПТ, поговорить о таком классе техники как «ваффентрагер» в целом и рассказать о реальных проектах техники, которыми Варгейминг пренебрег в пользу «бумажных».

Концепция waffenträger-ов проста как тапки: минимум брони, большая пушка. «Повозка для вооружения», другими словами. Хоть «классические» «ваффентрагеры» начинаются в игре лишь с 8-го уровня, неудивительно, что остальная часть ветки состоит из слабо бронированных машин на относительно легкой ходовой.

Например (или Marder III) уже своим названием выдает свое происхождение. ПТ-шка была создана на базе ЛТ Pz Kpfw 38(t). В игре достаточно исторична: внешний вид соблюден и вооружение на месте.

«Мардер» в бою. Фото из Бундесархива



тоже как бы историчен, но все дело в том, что в реальности это было зенитное самоходное орудие, основной задачей которого была стрельба по воздушным целям. Правда танки тоже могли очень сильно пострадать от 88мм орудия.

А в WoT так нельзя



, практически брат-близнец «Хуммеля», своей пушкой 8.8 PaK 43/1 тоже наводил шороху на полях сражений Второй мировой. Брони, как и у предшественников по ветке, очень мало – 2-3 сантиметра противопульной защиты.


был венцом немецких самоходных противотанковых орудий периода Второй мировой. Такое звание ему позволяло носить 128мм орудие, ведь крупнее калибра на технику подобного класса на практике не ставили. Однако, на пушке достоинства «Упрямого Эмиля» и заканчивались. Куча недостатков (ненадежная, слишком легкая для огромной пушки ходовая, низкая мобильность) и постоянные поломки обеспечили машине известное прозвище отказ от серийного производства. Два построенных экземпляра, правда, в боевых действиях участие таки приняли.


Первый «настоящий» Waffenträger в WoT, является первым полностью неисторичным танком ветки на пути к топу. То, что ввели разработчики на 8-й уровень является вроде бы как одним из проектов заказанного в 1944 году Гитлером мощного самоходного орудия для Панцерваффе. Ни рисунков, ни чертежей этого агрегата в свободном доступе не имеется.

Зато есть в наличии чертежи , да еще и с двумя разными орудиями! Большинство ТТХ, скорее всего, придуманы в «КБ имени Серба», но хоть какая-то историчность соблюдена.



Ну и – аппарат во всех смыслах нелогичный, если не сказать по грубее. Полностью выпадающий из концепции легкого, дешевого самоходного орудия (сверхдорогая и сверхтяжелая база от Е 100, сверхдорогое и сверхогромное орудие никак сюда не вписываются) и полностью выпадающий из баланса игры. Проще было бы не вводить эту махину совсем, чем менять впоследствии на «более историчный вариант». Тем более, такие, очень даже историчные, варианты есть. И не один!

«Вафля Е 100», будем помнить...



Немцы начали разработки «повозок для орудий» еще в 1942 году, но не особо спешили, ибо имелись более приоритетные проекты. Как уже упоминалось, главными особенностями нового класса должны были стать дешевизна, легкость основы и эксплуатации. Для этого планировали разработать унифицированную ходовую особой конструкции, на которую должен был ставится какой-нибудь серийный двигатель, обеспечивавший скорость не ниже 17 км/ч.
Главной особенностью, кроме возможности ведения обстрела во все 360 градусов, должна была стать «мобильность» орудия: пушка должна была сниматься с ходовой части силами экипажа и переставляться вручную(!) полевой лафет (а теперь вспоминаем габариты орудия от «Вафли Е 100»). За разработки поначалу взялись фирмы Krupp, Steyr и Rheinmetall.

Krupp-Steyr предоставили к 1944 году вот такую машину:




Waffentrager 8.8cm KwK 43 L/71 , как уже понятно из названия, оснащался знаменитым орудием «ахт-ахт» (88мм), имел во лбу 20мм, а по бортам и в корме – 10мм брони. Планируемая максимальная скорость – 35 км\ч при двигателе мощностью в 120 лошадиных сил. Всего было построено 3 прототипа, что с ними случилось – неизвестно. Самое важное для игроков WoT то, что разработчики введут эту ПТ в игру! На момент написания статьи эту «вафлю» уже обкатывают на супертесте.

Rheinmetall практически одновременно с Krupp разродился проектом Rheinmetall-Borsig (8.8 cm L-71) . Нет, на фото «не тот самый Борщ», хоть и похож. Этот вариант в игре увидеть было бы куда логичнее, чет имеющийся:



Орудие и бронирование было таким же как на крупповском «ваффентрагере», ходовую взяли у Jagdpanzer 38 (t), т.е. «Хетцера», двигатель Praga (120 «лошадок») оттуда же. В серию прототип не пошел, так как всех переплюнул другой разработчик.
Сделал это никому неизвестный Гюнтер Ардельт. Его прототип обошел настоящих «монстров» немецкой промышленности, хотя Крупп потом все же принял участие в в доведении до ума машины получившей название Waffentrager 8.8cm PaK 43 L/71 (Ardelt) .

По большому счету от двух других вариантов ардельтовский «ваффентрагер» отличался не так уж и сильно. Орудие идентичное, ходовая от «Хетцера», слабый 100-сильный движок (правда Maybah). Но на испытаниях он показал себя с наилучшей стороны: исполнение было значительно технологичнее, ходовые качества получше, чем у «собратьев», размеры наиболее компактные. Да и дешевизна сыграла свою роль на фоне повального дефицита у немцев. На фоне этого даже закрыли глаза на невозможность перенести орудие на лафет в полевых условиях.

Waffentrager 8.8cm PaK 43 L/71 (Ardelt) «тогда» и «сейчас»




Было решено пустить «вафлю» Ардельта в серию. Планы были наполеоновские: хотели выйти на масштабы производства в несколько сотен в месяц. Но, как известно все нацистские хотелки обломались очень быстро. Всего не сумели построить даже десятка машин, одна из которых попала в музей в Кубинке где находится и по сей день.

На этом существовавшие в металле «ваффентрагеры» заканчиваются и остаются лишь «сверхбумажные» проекты. Какой из них заменит Waffenträger auf E 100 – одному Сербу известно, если конечно известно. Правда ходят слухи о такой «вундервафле» как Waffenträger Panther 15cm L/64 с длинноствольным 150мм орудием о которой известно ровным счетом ничего. Точнее только то, что разработчики смогли раздобыть чертежи этой самоходки, а значит проект был, а значит быть «историчности».

Здравствуйте, уважаемые танкисты. Сегодня мы закончим обзор линейки новых немецких ПТ, взглянув на одну из самых, если не самую, грозную машину в этой игре, которая может аннигилировать целого «Мауса» за один единственный барабан. Эта машинка как шквал, как штиормовой ветер сметающий все на своем пути. Вестник Апокалипсиса Мира Танков. Встречайте, Waffenträger auf E 100!

Чтобы получить доступ к Waffenträger auf E 100, вам нужно заработать на его предшественнике 205.000 опыта. Для его приобретения нужно будет потратить 6.100.000 серебра. Экипаж полностью идентичен экипажу нашего предшественника, что очень радует. Есть два способа переобучения экипажа:

  • За золото. Если у вас есть золото - не раздумывая, используйте этот метод, так как он сохранит весь опыт экипажа, который вы заработали на всех предыдущих машинах. Стоимость такой пересадки составит 6 * 200 = 1200 золота.
  • За серебро. Не рекомендуемый способ, так как отнимает некоторый процент опыта на экипаже. Но если у вас нет возможности потратить немного золота - так и быть. Стоимость такой пересадки составит 20.000 * 6 = 120.000 серебра.

Честно говоря, на таком буйволе, как Waffenträger auf E 100, камуфляж не очень то и сильно поможет. Но с эстетических побуждений можно и «накалякать» - лишним не будет. Цена нанесения камуфляжа для всех типов карт на 1 месяц составит 3 * 100 000 = 300 000.Тем более, что по-сравнению со стоимостью машины - сумма смешная.

Дерево исследований

Если вы выучили все модули на ПТ девятого уровня, то ничего исследовать на Waffenträger auf E 100 не нужно будет. Только приятные ощущения от нагиба рандома.

У нас на выбор есть два орудия, которые обладают кассетной системой заряжания - 128 мм и 150 мм. 128 мм орудие имеет лучший ДПМ и общий урон с барабана, лучшее пробитие, точность (лучшая в игре, которая позволяет уверенно стрелять на 600 метров) и превосходное сведение, а также более быстрая перезарядка между выстрелами. При этом оно обладает меньшей альфой. Единственное качество, которым 150 мм орудие позитивно отличается от 128 мм - это альфа. Мой личный выбор пал на 128, так как на нём не нужно использовать голду и оно, в общем, более комфортно. Так же отмечу, что на орудии 128 нет кумулятив, а только подкалиберные снаряды с огромным бронепробитием. Теперь проблем с экранами быть не должно. Панацеи нет - выбирайте то, что вам больше по душе.

Да, у нас есть башня, которая вращается на 360 градусов. Она обладает самым лучшим обзором в игре - 420 м. Такой обзор + «рога» + башня - отличный способ держать перманентный засвет на дальние дистанции. Минусы башни - громадные размеры, отсутствие брони, открытая рубка. Короче всё то, что поможет нам ловить полный урон от фугасов даже самых мелкокалиберных орудий. Да-да, нас пробъет Т-34 (советский) даже фугасом!

Рация имеет 720 м дальности - вполне достаточно для нормально игры.

Двигатель имеет целых 1200 л.с. Но и мы не «пушинка» с нашей массой в 100 тонн. В общем, имеем около 12 л.с. на тонну веса. Динамика вполне сносная для такого "Сарая". Хотя я машину сараем не считаю.

Ходовая часть у нас от Е100, значит, хорошо бронирована с фронтальной стороны, но без экранирования по бокам. Но так как большинство врагов будут целить нам в громадную башню, которая пробивается всеми орудиями безо всяких проблем, то рассчитывать, что кто-то будет стрелять вам в «лицо» корпуса - не стоит.

Прокачка

Все модули Waffenträger auf E 100 - уже исследованы. Но при условии того, что на предшественнике вы изучили все орудия. Если же нет - придётся открыть доступ к 150 мм орудию, которое на мой взгляд, да и просто с точки зрения математики существенно уступает.

Достоинства и недостатки машины

Плюсы

  • Самое мощное вооружение в игре
  • Кассетная система заряжания
  • Лучший обзор в игре
  • Большой запас здоровья
  • Полноценная башня
  • Самое точное орудие в игре (12,8 см)

Минусы

  • Очень долгая перезарядка
  • Отсутствия всякого бронирования башни
  • Частый вывод орудия из строя
  • Очень большие габариты
  • Не самая лучшая динамика

Балансный вес

Waffenträger auf E 100 попадает в бои 10, 11 и 12 уровня. В каждом из этих уровней он сеет страх, смерть и разрушения.

Прибыльность

Не может быть и речи о нормальной игре без ПА (если ваш скилл не находится на заоблачных высотах). Наличие «према» - обязательно. В целом нормальная игра с ПА (3 000 - 5 000 урона) будет идти в "+"

Тактика

Основная тактика на Waffenträger auf E 100 осталась прежней - классическая кустовая ПТ. Учитывая наше самое точное орудие в игре и лучший обзор - это оптимальный вариант. Тем более, очень долгая перезарядка будет создавать сильные неудобства в ближнем бою, но только в том случае, если у вас не будет прикрытия - за минуту вас просто разберут на части. Конечно, это не значит, что немец не подходит для игры в таком стиле, но всё же нужно использовать свои сильные стороны, а слабые - скрывать. Однако можно спокойно и неторопливо выезжать и получать дамаг, но уже на заверающих стадиях игры когда вы уверены что после дуели 1 на 1 по вам не начнут палить еще 3 - 4 машины. Размениваться ХП нужно, но с умом...

Дополнительное оборудование

Покупка приводов и стереотрубы - обязательна. Что касается третьего слота, то я пришел к выводу, что подбой будет самым оптимальным выбором. Поскольку бронирование нашей башни почти отсутствует, то пробивать нас чаще всего будут именно туда и именно фугасами. Чтобы хоть как-то предотвратить получение полного урона от такого снаряда, стоит установить именно это оборудование. Плюс к этому, мы защитим наш экипаж от контузии. По большому счету, ничего более полезного кроме просветленной оптики для нас в магазине просто нет.

  • «Усиленные приводы наводки» - 500.000 серебра
  • «Сверхтяжелый противоосколочный подбой» - 750.000 серебра
  • «Стереотруба» - 500.000 серебра
  • «Просветленная оптика» - 500.000 серебра

Снаряжение

  • Рем.комплект
  • Аптечка
  • Огнетушитель/Шоколад

Здесь не стоит ничего менять. Если позволяют средства - покупайте шоколадку.

Перки для экипажа

Командир

  1. Маскировка
  2. Шестое чувство
  3. Боевое братство/Ремонт

Наводчик

  1. Маскировка
  2. Плавный поворот башни
  3. Боевое братство/Ремонт

Механик-водитель

  1. Маскировка
  2. Король бездорожья
  3. Боевое братство/Ремонт

Радист

  1. Маскировка
  2. Радиоперехват
  3. Боевое братство/Ремонт

Заряжающий

  1. Маскировка
  2. Отчаянный
  3. Боевое братство/Ремонт

Заряжающий

  1. Маскировка
  2. Бесконтактная боеукладка
  3. Боевое братство/Ремонт

Полностью идентичные умения, как и нашего предшественника. Маскировка хоть и не даст такого прироста к незаметности, как нашим младшим братьям, но всё-таки остается обязательным умением - в любом случае показатель незаметности на средне-дальних дистанциях будет на порядок выше. Что касается третьего умения - выбор стоит между ремонтом и ББ, но я более склонен к «братству», так как оно является оптимальным вариантом. Будет много игр, в которых вам ни разу не выстрелят в «гуслю» (так как основной мишенью будет громадная башня), тогда, по большому счет, никакого толку с этого ремонта просто не будет.

Немецкие «секретные проекты танков» являются одной из наиболее благодатных тем для исторических споров, подтасовок фактов и откровенных фальсификаций. Что-то из этого делается в шутку, что-то по незнанию, а что-то и с умыслом. Попробуем разобраться, что же из сумрачных немецких творений «настоящее», а что нет.

Waffenträger auf E 100

Самая обсуждаемая и неоднозначная машина в немецком дереве игры World of Tanks. Является стопроцентной разработкой конструкторского бюро Кровавого Варгейминга (КБ КВГ). Первоначально на неё предполагалось установить спаренную зенитную установку калибра 128 мм, но позже, из-за отсутствия в игре многоствольности, самоходка получила зенитную пушку с механизмом заряжания. В скором времени планируется её замена на куда более правдоподобный проект, не так давно найденный в архивах. Причина замены, прежде всего, в том, что Waffenträger auf E 100 откровенно выбивается из общего ряда машин в линейке немецких ПТ-САУ.

G.W. Tiger (P)


Это вторая после Waffenträger auf E 100 самоходная установка, полностью разработанная в КБ КВГ и не имеющая никаких исторических прототипов. Появилась она в ходе «удлинения» ветки немецких артиллерийских САУ до 10 уровня. Концептуально G.W. Tiger (P) является логичным предшественником G.W. Tiger, известного также как Grille 17/21. В отличие от Waffenträger auf E 100, никаких планов по выведению этой САУ из игры или её замене нет, поскольку машина вполне гармонично вписывается в свою ветку. Кроме того, на текущий момент не найдено ни одного реально существовавшего проекта, которым можно было бы заменить в игре эту машину.

E 50 Ausf . M


Машина разработана в КБ КВГ и даже запатентована. Тем не менее, полной выдумкой она не является. E 50 Ausf.M представляет собой концептуальное видение того, как могло выглядеть дальнейшее развитие среднего танка E 50. Корпус и частично башня представляют собой развитие идей, заложенных в реальном Е 50. Согласно документам, его трансмиссию предполагалось установить сзади. В дальнейшем эту идею развили французы, использовавшие немецкие разработки при создании собственного среднего танка AMX M4 . Туда же, кстати говоря, перекочевал и переделанный двигатель от E 50.

Jagdpanzer E -100


В отличие от Waffenträger auf E 100, данная машина не является выдуманной разработчиками игры World of Tanks. Этот истребитель танков носил название Sturmgeschütz E-100. Впрочем, название это не должно никого смущать. Самоходная установка создавалась именно как сверхтяжёлый истребитель танков. Сохранился чертёж BZ 3364, а также отрывочные архивные сведения, которые легли в основу реконструкции Jagdpanzer E-100. Истории создания этой самоходной установки посвящён отдельный материал, «Сверхтяжёлые бумажные истребители танков» . Несмотря на то, что полноценных чертежей этой самоходной установки не сохранилось, её реконструкция максимально соответствует тому, что проектировалось фирмой Krupp летом 1944 года.

Jagdpanther II


Некоторые особо ретивые «специалисты» приписали авторство и этой самоходной установки КБ КВГ. На самом деле, авторами этого истребителя танков являются инженеры концерна Krupp. В ноябре 1944 года прорабатывался проект под названием Panzerjäger Panther mit 12,8 cm L/55 (Pak 80). Он подразумевал создание на базе Pz.Kpfw. Panther истребителя танков с кормовым расположением боевого отделения. Подобная компоновка позволяла установить в САУ гораздо более мощное орудие, а именно 12,8 cm Pak 80, которое ставилось в истребитель танков Jagdtiger. Поскольку переделка шасси в документах отдельно не оговаривалась, при создании игровой модели была использована ходовая часть Panther II.

VK 72.01(K )


Ещё одна машина, авторство которой приписывается не просто КБ КВГ, а непосредственно автору этого материала. Польщён, но вынужден признаться – авторами VK 72.01 также являются инженеры Krupp. Индекс VK 72.01 появился в начале 1942 года. Требования на эту боевую машину действительно изначально ограничивали боевую массу 72 тоннами. Но очень быстро масса выросла до 90 тонн, столько же весил в самом конце 1941 года VK 70.01. В качестве вооружения для нового сверхтяжёлого танка предполагалось использовать орудия калибром либо 105-мм, либо 149 мм. Весной 1942 года инженеры Krupp стали прорабатывать вариант VK 72.01 с расположением башни в кормовой части. Проект VK 72.01 менялся за несколько месяцев столько раз, что заявлять о представленном в игре варианте «такого не было» - это очень смелый поступок.

E-90 (Pz.Kpfw.Tiger III S)


А этот танк – плод богатой фантазии интернет-историков, появившийся в конце 2000-х годов. Согласно созданной ими теории, Pz.Kpfw. E-90, он же Tiger III S, является облегчённым вариантом E-100. Тут задумка натыкается на одну логическую проблему: заменой Tiger II должен был стать E-75, а более тяжёлый E-100 планировалось делать унифицированным с Tiger II по ряду элементов. Зачем немцам был ещё один тяжёлый танк, обычная человеческая логика объяснить не может. Тем не менее, творение пытливых умов умудрилось прорваться из интернета в некоторые печатные издания.

E-79 Schwarzwolf VK 66.01 (H)


За 10 лет до World of Tanks фирма ASCII Corporation выпустила на консоли Sony Playstation игру Panzer Front. Помимо настоящей техники, были там и придуманные образцы, включая E-79. Нередко разработчиков World of Tanks донимают вопросами «когда Е-79 появится в игре?». Идея интересная, но в игре и так достаточное количество придуманных танков, чтобы добавлять ещё один. Да и вопрос авторских прав никуда не делся.

E -100 Henschelturm / Adlerturm


Этот танк разработан в конструкторском бюро одной из китайских фирм, производящих пластиковые модели. Согласно придуманной там концепции, помимо штатной башни для E-100, была разработана башня фирмы Heschel. Интернет-историки развили тему: по их мнению, помимо Heschel, еще одну башню разработала Adlerwerke. Что те, что другие «инженеры» - никудышные специалисты по истории немецкой бронетанковой техники. Хотя бы потому, что фирма Henschel никогда танковые башни не разрабатывала. Их разрабатывала и выпускала фирма Krupp. Разумеется, и Adler к разработке башен никакого отношения не имела. На Adlerwerke занимались проработкой ходовой части. Одним словом, E-100 Henschelturm и Е-100 Adlerturm – продукты богатого воображения людей, совершенно не разбирающихся в матчасти.

Sturmgeschütz 40 T -34


Вот такой странный аппарат (на верхней фотографии) появился несколько десятков лет назад на страницах журналов и книг, посвящённых самоходке StuG III. На шасси трофейного Т-34 якобы была установлена рубка StuG 40 Ausf.F/8. Особо ретивые книгопечатники даже разработали цветную схему. На самом деле это не более чем фотомонтаж (исходная фотография - нижняя).

Flakpanzer T -34


Согласно ничем не подтверждённой информации, боевая группа Kienast в апреле 1945 года использовала трофейный Т-34, переделанный под установку 88-мм зенитной пушки Flak 18. В качестве доказательства приводится фотография такой машины. С завидным постоянством такой истребитель танков регулярно требуют от разработчиков World of Tanks, предлагая в качестве аргумента эту самую фотографию. Простой поиск довольно быстро показывает, что это не более чем фотомонтаж, базой для которого послужила фото с трофейным Т-34–85. На деле танк с установкой Flak 18 существовал, но базой для него служил Pz.Kpfw.IV. Такая машина была обнаружена американцами на одной из свалок немецкой техники в Чехии.

Jagdpanzer E -50


Разработчиком этой неординарной конструкции является французский чертёжник Hubert Cance. Таким, по мнению автора, должен был быть истребитель танков на базе E-50. Тем не менее, на базе E-50 никаких самоходных установок не разрабатывали, и даже сам E-50 дальше концепции не продвинулся. Обратите внимание, что Hubert Cance засунул всех членов экипажа в рубку. То же самое он, кстати, сделал и с САУ, известной как Jagdpanther II. На заводских чертежах Panzerjäger Panther mit 12,8 cm L/55 (Pak 80) места для механика-водителя и стрелка-радиста явно расположены в корпусе. А там, где их разместил Hubert Cance, находится система охлаждения.

15 cm Sturmgesch ü tz E -75


Вот такую жутковатую конструкцию Hubert Cance представил в журнале Truck & Tanks совсем недавно. Базируется она на слухах о якобы разработанной на базе тяжёлого танка E-75 самоходной установке, оснащённой 149-мм пушкой с длиной ствола 52 калибра. Информация об этой САУ встречается в литературе, но на деле это ошибка. Установка такой пушки действительно имела место, по крайней мере на бумаге, но датирована она началом 1942 года и базой для неё служил VK 70.01. Причём речь, судя по всему, идёт не о САУ, а о танке. Что же касается этой реконструкции, то её реалистичность вызывает огромные сомнения. Нагрузка на передние катки при такой компоновке была бы просто чудовищной.

Sturmgeschütz Maus


Этот проект имеет под собой реальную основу, однако его реализация за авторством Hubert Cance снова подкачала. Совершено непонятно, куда при такой компоновке девать двигатель, генератор и прочее. Кормовое расположение боевого отделения было бы куда более логичным.

Kampfwagenvernichter Ausf . F (E -100) Krokodil


Ещё одно творение Hubert Cance, опубликованное в 2007 году в журнале Batailles & Blindes. За основу была взята информация о разработке самоходной установки на базе E-100. Чертёжник подошёл к вопросу творчески и создал боевую машину, напоминающую истребитель танков Jagdpanther. О том, какой будет нагрузка на передние катки, он явно не задумывался. В реальности подобная конструкция просто нежизнеспособна, поскольку её передние катки будут постоянно выходить из строя, как и подвеска. Тем не менее, «Крокодил» обрёл популярность, и его тоже периодически просят добавить в World of Tanks.

Kampfwagenvernichter E -90


Развитие идеи Kampfwagenvernichter Ausf. F (E-100) Krokodil, подхваченной интернет-историками. Представляет собой переделку «Крокодила» на базе придуманного танка E-90. Имеет те же пороки, что и оригинал, но, ко всему прочему, даже его база не имеет с реальностью ничего общего.

Geschützwagen E-100


Напоследок стоит упомянуть самоходную установку, которая присутствует в World of Tanks и полностью придумана, но не в недрах КБ КВГ. В конце 2000-х Geschützwagen E-100 построил один стендовый моделист. Несмотря на то, что она была полностью придуманной, модель получилась очень убедительной. Во многом она похожа на Grille 17/21 и вполне логично находится сейчас на вершине ветви немецких артиллерийских САУ. Убирать или заменять её не планируется.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: