Чем отличается ядерное оружие США от российского? Пистолет у виска. Как США размещали ядерное оружие у границ России США готовятся к ядерной войне с Россией

Развитие американских ядерных сил определяется проводимой США военной политикой, которая базируется на концепции «возможности возможностей». Эта концепция исходит из того, что в ХХI веке по отношению к США будет существовать множество разных угроз и конфликтов, неопределенных по времени, интенсивности и направленности. Поэтому США будут концентрировать свое внимание в военной области на том, как необходимо воевать, а не на том, кто и когда будет противником. Соответственно, перед вооруженными силами США ставится задача – располагать мощью, способной не только противостоять широкому спектру военных угроз и военных средств, которыми может обладать любой потенциальный противник, но и гарантировать достижение победы в любых военных конфликтах. Исходя из этой цели, США осуществляют меры по долгосрочному поддержанию своих ядерных сил в боеготовом состоянии и их совершенствованию. США являются единственной ядерной державой, имеющей ядерные боеприпасы на чужой территории.

В настоящее время ядерные вооружения имеются в двух видах вооруженных сил США – Военно-воздушных (ВВС) и в Военно-морских силах (ВМС).

На вооружении ВВС состоят межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) Минитмен-3 с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН), тяжелые бомбардировщики (ТБ) В-52Н и B-2А с крылатыми ракетами воздушного базирования большой дальности (КРВБ) и ядерными бомбами свободного падения, а также самолеты тактической авиации F-15Е и F-16С, -D с ядерными бомбами.

На вооружении ВМС находятся подводные лодки системы «Трайдент-2» с баллистическими ракетами (БРПЛ) «Трайдент–2 D5», оснащенными РГЧ ИН, и крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) большой дальности.

Для оснащения этих носителей в ядерном арсенале США имеются ядерные боеприпасы (ЯБП), произведенные в 1970-1980 годах прошлого века и обновленные (обновляемые) в процессе переборки в конце 1990-х – начале 2000-х годов:

– четыре типа боеголовок разделяющихся головных частей: для МБР – Мк-12А (с ядерным зарядом W78) и Мк-21 (с ядерным зарядом W87), для БРПЛ – Мк-4 (с ядерным зарядом W76) и её модернизированный вариант Мк-4А (с ядерным зарядом W76-1) и Мк-5 (с ядерным зарядом W88);
– два типа боевых частей стратегических крылатых ракет воздушного базирования – AGM-86B и AGM-129 с ядерным зарядом W80-1 и один тип нестратегических крылатых ракет «Томахок» морского базирования с ЯЗ W80-0 (КР наземного базирования BGM-109G ликвидированы по Договору РСМД, их ЯЗ W84 находятся на консервации);
– два типа стратегических авиационных бомб – В61 (модификации -7, -11) и В83 (модификации -1,-0) и один тип тактических авиабомб – В61 (модификации -3, -4, -10).

Находившиеся в активном арсенале боеголовки Мк-12 с ЯЗ W62 в середине августа 2010 г. были полностью утилизированы.

Все эти ЯБП относятся к первому и второму поколению, за исключением авиабомбы В61-11, которую некоторые эксперты из-за ее повышенной способности проникать в грунт рассматривают в качестве ЯБП третьего поколения.

Современный ядерный арсенал США по состоянию готовности к применению входящих в него ЯБП подразделяется на категории:

Первая категория – ЯБП, установленные на оперативно развернутых носителях (баллистических ракетах и бомбардировщиках либо находящиеся на объектах хранения оружия авиабаз, на которых базируются бомбардировщики). Такие ЯБП называются «оперативно-развёрнутыми».

Вторая категория – ЯБП, находящиеся в режиме «оперативного хранения». Они содержатся в готовности к установке на носители и, при необходимости, могут быть установлены (возвращены) на ракеты и самолёты. По американской терминологии эти ЯБП отнесены к «оперативному резерву» и предназначаются для «оперативного доразвертывания». По существу они могут рассматриваться как «возвратный потенциал».

Четвертая категория – резервные ЯБП, выведенные в режим «длительного хранения». Они хранятся (в основном на военных складах) в собранном виде, но не содержат компонентов с ограниченными сроками службы – из них удалены узлы, содержащие тритий, и нейтронные генераторы. Поэтому перевод этих ЯБП в состав «активного арсенала» возможен, но требует существенных затрат времени. Они предназначаются для замены ЯБП активного арсенала (сходных, подобных типов) в том случае, если в них внезапно обнаружатся массовые отказы (дефекты), это своего рода «страховочный запас».

В состав ядерного арсенала США не включаются снятые с вооружения, но еще не демонтированные ЯБП (их хранение и утилизация осуществляется на заводе «Пантекс»), а также компоненты демонтированных ЯБП (первичные ядерные инициаторы, элементы второго каскада термоядерных зарядов и др.).

Анализ открыто публикуемых данных о типах ядерных зарядов ЯБП, входящих в состав современного ядерного арсенала США, показывает, что ЯЗ B61, В83, W80, W87 классифицируются специалистами США как бинарные термоядерные заряды (TN), ЯЗ W76 – как бинарные заряды с газовым (термоядерным) усилением (BF), а W88 – как бинарный стандартный термоядерный заряд (TS). При этом ЯЗ авиационных бомб и крылатых ракет относятся к зарядам переменной мощности (V), а ЯЗ боеголовок баллистических ракет могут быть классифицированы как совокупность однотипных ЯЗ, имеющих различную мощность (DV).

В американских научно-технических источниках приводятся следующие возможные способы изменения мощности:

– дозирование дейтерий-тритиевой смеси при подаче ее в первичный узел;
– изменение времени выдачи (по отношению к временному процессу обжатия делящегося материала) и длительности импульса нейтронов от внешнего источника (нейтронного генератора);
– механическое перекрытие рентгеновского излучения от первичного узла в отсек вторичного узла (фактически, исключение вторичного узла из процесса ядерного взрыва).

В зарядах всех типов авиационных бомб (B61, B83), крылатых ракет (W80, W84) и некоторых боеголовок (с зарядами W87, W76-1) используются ВВ, обладающие низкой чувствительностью и устойчивостью к высоким температурам. В ЯЗ других типов (W76, W78 и W88) по причине, связанной с необходимостью обеспечения малой массы и габаритов их ЯЗ при сохранении достаточно высокой мощности, продолжают использоваться ВВ, обладающее более высокой скоростью детонации и энергией взрыва.

В настоящее время в ЯБП США применяется достаточно большое количество систем, приборов и устройств различных типов, обеспечивающих их безопасность и исключающих несанкционированное применение в процессе автономной эксплуатации и в составе носителя (комплекса) при возникновении разного рода аварийных ситуаций, которые могут произойти с самолетами, подводными лодками, баллистическими и крылатыми ракетами, авиабомбами, оснащенными ЯБП, а также с автономными ЯБП в процессе их хранения, обслуживания и транспортировки.

К их числу относятся механические устройства обеспечения безопасности и взведения (MSAD), кодоблокировочные устройства (PAL).

С начала 1960-х годов в США были разработаны и широко использовались несколько модификаций системы PAL, имеющие буквенные обозначения А, B, C, D, F, которые имеют различные функциональные возможности и конструктивное исполнение.

Для ввода кодов в PAL, установленных внутри ЯБП, используются специальные электронные пульты. Корпуса PAL имеют повышенную защищенность от механических воздействий и располагаются в ЯБП таким образом, чтобы затруднить к ним доступ.

В некоторых ЯБП, например, с ядерными зарядами W80 дополнительно к КБУ устанавливается кодовая система переключения, которая позволяет осуществлять взведение и (или) переключение мощности ЯЗ по команде с борта самолета в полете.

В ядерных авиационных бомбах применяются системы самолетного мониторинга и контроля (AMAC), включающие оборудование, установленное в самолете (за исключением бомбардировщика В-1), способное осуществлять мониторинг и контроль систем и узлов, обеспечивающих безопасность, предохранение и подрыв ЯБП. С помощью систем AMAC команда на срабатывание КБУ (PAL), начиная с модификации PAL B, может быть подана с борта самолета непосредственно перед сбросом бомбы.

В ЯБП США, входящих в состав современного ядерного арсенала, используются системы, обеспечивающие вывод их из строя (СВС) в случае угрозы захвата. Первые варианты СВС представляли собой устройства, которые были способны вывести отдельные внутренние узлы ЯБП из строя по команде извне или в результате непосредственных действий лиц из обслуживающего ЯБП персонала, имеющих соответствующие полномочия и находящихся вблизи ЯБП в момент, когда становится ясно, что злоумышленники (террористы) могут получить несанкционированный доступ к нему или осуществить его захват.

В последующем были разработаны СВС, автоматически срабатывающие при попытке несанкционированных действий c ЯБП, в первую очередь, при проникновении внутрь него или проникновения внутрь специального “чувствительного“ контейнера, в котором находится ЯБП, оснащенный СВС.

Известны конкретные реализации СВС, позволяющие обеспечивать частичный вывод ЯБП из строя по команде извне, частичный вывод из строя с помощью взрывного разрушения и ряд других.

Для обеспечения безопасности и защищенности от несанкционированных действий существующего ядерного арсенала США используется ряд мер, обеспечивающих детонационную безопасность (Detonator Safing – DS), применение жаропрочных оболочек pit (Fire Resistant Pit – FRP), низкочувствительных высокоэнергетических ВВ (Insensitive High Explosive – IHE), обеспечивающих повышенную ядерную взрывобезопасность (Enhanced Nuclear Detonator Safety – ENDS), применение командных систем вывода из строя (Command Disable System – CDS), устройств предохранения от несанкционированного применения (Permissive Action Link – PAL). Тем не менее, общий уровень безопасности и защищенности ядерного арсенала от подобных действий, как полагают некоторые американские эксперты, еще не в полной мере соответствует современным техническим возможностям семь из восьми типов ядерных зарядов существующего арсенала США не обеспечены в полной мере всем вышеуказанным набором мер безопасности и защиты.

В отсутствии ядерных испытаний важнейшей задачей считается обеспечение контроля и выработка мер по обеспечению надежности и безопасности ЯБП, находящихся в эксплуатации длительное время, которое превышает первоначально определенные гарантийные сроки. В США эта задача решается с помощью программы сопровождения ядерного арсенала (Stockpile Stewardship Program – SSP), действующей с 1994 г. Составной частью этой программы является программа продления срока службы (Life Extension Program – LEP), в рамках которой требующие замены ядерные компоненты ЯБП воспроизводятся таким образом, чтобы как можно ближе соответствовать первоначальным техническим характеристикам и спецификациям, а неядерные компоненты подвергаются модернизации и заменяют те компоненты ЯБП, у которых закончились гарантийные сроки службы.

Проверка ЯБП на наличие признаков фактического или предполагаемого старения выполняется в рамках компании расширенного надзора (Enhanced Surveillance Campaign – ESC), которая является одной из пяти компаний, входящих в число инженерных компаний (Engineering Campaign). В рамках этой компании ведется регулярное наблюдение за ЯБП арсенала путем тщательного ежегодного обследования 11 ЯБП каждого типа в поисках коррозии и других признаков старения. Из одиннадцати ЯБП одного типа, отобранных из состава арсенала для исследования их старения, один полностью разбирают для проведения разрушающего контроля, а остальные 10 подвергаются неразрушающему контролю и возвращаются в арсенал. Используя данные, полученные в результате регулярного наблюдения с помощью программы SSP, выявляются проблемы с ЯБП, которые устраняются в рамках программ LEP. При этом основной задачей является – «увеличить продолжительность существования в арсенале ЯБП или компонентов ЯБП как минимум на 20 лет с конечной целью на 30 лет» в дополнение к первоначальному предполагаемому сроку службы. Эти сроки определяются на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований по вопросам надежности сложных технических систем и процессов старения материалов и различных типов узлов и приборов, а также обобщения данных, полученных в процессе реализации программы SSP для основных узлов ЯБП путем определения так называемой функции отказов, характеризующей всю совокупность дефектов, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации ЯБП.

Возможные сроки службы ядерных зарядов определяются в первую очередь сроками службы плутониевых инициаторов (pit-ов). В США для решения вопроса относительно возможных сроков жизни произведенных ранее pit-ов, находящихся на хранении или эксплуатирующихся в составе ЯБП, входящих в современный арсенал, разработана и используется методология проведения исследований по оценке изменения во времени свойств Pu-239, характеризующих процесс его старения. Методология основана на комплексном анализе данных, полученных в процессе натурных испытаний, и исследовании свойств Pu-239, входящего в состав pit-ов, подвергавшихся проверке в рамках программы SSP, а также данных, полученных в результате экспериментов по ускоренному старению, и компьютерного моделирования процессов, происходящих при его старении.

По результатам проведенных исследований были разработаны модели процесса старения плутония, которые позволяют считать, что ЯЗ сохраняют свою работоспособность в течение 45-60 лет с момента производства используемого в них плутония.

Работы, проводимые в рамках SSP, позволяют США еще достаточно длительное время сохранять в составе своего ядерного арсенала рассмотренные выше типы ЯБП, разработанные более 20 лет назад, большинство из которых впоследствии подверглись модернизации, и обеспечивать без проведения ядерных испытаний достаточно высокий уровень их надежности и безопасности.

ТАСС-ДОСЬЕ /Владислав Сорокин/. 18 августа 2016 г. европейское интернет-издание Euractiv сообщило, что США начали вывозить в Румынию базировавшееся в Турции ядерное оружие.

В министерстве обороны США отказались от комментариев, МИД Румынии категорически опроверг эту информацию, а турецкая сторона на нее никак не отреагировала.

В настоящее время ядерные авиабомбы США размещены на территории четырех стран ЕС - Германии, Италии, Бельгии и Нидерландах, а также Турции.

История

Американское ядерное оружие (ЯО) было размещено в Европе с середины 1950-х гг. Его возможное применение в виде авиабомб и боеприпасов для артиллерийских систем и ракет малой дальности (тактическое ядерное оружие) рассматривалось руководством НАТО и США как ассиметричный ответ на случай масштабного конфликта со странами организации Варшавского договора, обладавшими преимуществом в обычных вооружениях. В 1954 г. была принята соответствующая Стратегическая концепция НАТО "Щит и меч".

В результате, тактическое ЯО было размещено в государствах-членах альянса, находившихся на пути вероятного наступления советских войск: Германии, Нидерландов и Бельгии. В Турции южный фланг НАТО прикрывали ракеты средней дальности (их размещение спровоцировало Карибский кризис 1962 г.), а возможное движение Советской Армии и ее союзников через Балканы должны были сдерживать ядерные силы, расположенные в Греции и Италии.

Все эти страны получили возможность участвовать в планировании применения ЯО, а их военнослужащие и авиация стали привлекаться к тренировкам по нанесению ядерных ударов. Программа получила название Nuclear sharing - "совместные ядерные миссии стран-членов НАТО" (другой вариант перевода - "разделение ядерной ответственности").

По оценкам экспертов, наибольшая численность американского тактического ЯО в Европе была достигнута к началу 1970-х гг. В 1971 г. количество зарядов, развернутых на континенте, составило порядка 7300. В 1983 г. в ответ на постановку на боевое дежурство советского ракетного комплекса средней дальности "Пионер" США начали развертывать свои ракеты средней дальности Pershing-2 и крылатые ракеты Tomahawk с ядерными боезарядами в Великобритании, Италии, Бельгии, Нидерландах и ФРГ.

С конца 1980-х гг. количество тактического ЯО в Европе сокращалось: к 1991 г. был выполнен советско-американский договор о ликвидации ракет средней и малой дальности 1987 г. В 2000 г., согласно директиве президента США Клинтона, в Европе и Турции оставалось 480 ядерных авиабомб США, при этом 300 из них предназначались для использования американскими ВВС, а 180 - для ВВС стран размещения. В 2001 г. администрация Джорджа Буша-младшего начала вывод тактического ЯО из Великобритании и Греции, в 2004 г. был сокращен арсенал в ФРГ (с базы в Рамштайне были выведены 130 ядерных боезарядов).

Количество бомб и места их размещения

Напрямую США "не подтверждают и не опровергают" наличие своего тактического ЯО за рубежом, при этом в официальных документах упоминается хранение "особых вооружений" на безопасных объектах в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах и Турции.

На сегодняшний день эксперты (в том числе, из Федерации американских ученых, FAS) оценивают число ядерных атомных бомб США в Европе и Турции в 150-200. Это бомбы типа В-61 общей мощностью 18 мегатонн. Они размещены на шести авиабазах: в Германии (Бюхель, более 20 штук), Италии (Авиано и Геди, 70-110 штук), Бельгии (Кляйне Брогель, 10-20 штук), Нидерландах (Волкель, 10-20 штук) и Турции (Инджирлик, 50-90 штук).

Бомбы находятся в подземных хранилищах (всего - более 80). Для их доставки к объектам поражения может быть использовано около 400 самолетов: истребители-бомбардировщики F-15E, многоцелевые истребители F-16 и истребители-бомбардировщики Tornado GR4 из состава ВВС США, Великобритании, Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии и Турции. Предусмотрено три степени готовности эскадрилий к выполнению боевых задач в ядерном оснащении (до 35, 160 и 350 суток). С 2000 г. НАТО потратила на поддержание инфраструктуры хранения бомб на этих базах более $80 млн.

Модернизация

В сентябре 2015 г. стало известно, что США разместят на авиабазе Бюхель в ФРГ свои новые бомбы типа B61-12. Эта модификация - первая ядерная авиабомба, которая имеет системы наведения с повышенной точностью попадания, ее серийное производство начнется в 2020 г.

По мнению руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова, повышенная точность и вариативная мощность модернизированных авиабомб могут повысить вероятность того, что руководство НАТО решится на ограниченную ядерную войну.

Критика

Развертывание тактического ЯО США в регионе сопровождалось протестами местного населения и пацифистских организаций еще во время "холодной войны".

Сейчас ядерные эксперты в США (в частности, директор программы по нераспространению в Восточной Азии Монтерейского университета Джеффри Льюис) подвергают сомнению целесообразность сохранения тактического ЯО в Бельгии - из-за угрозы терроризма и несоблюдения требований безопасности - и в Турции - из-за нестабильной политической ситуации после попытки военного переворота 15 июля 2016 г.

Официальные лица России неоднократно заявляли, что размещение тактического ядерного оружия США в Европе и Турции является нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Доктрина Дональда Трампа

Возможно, раньше вы думали, что ядерный арсенал Америки с ее тысячами термоядерных боеголовок, которые могут уничтожить все население Земли, может убедить любого противника не использовать свое против США.

Вы ошибались.

Пентагон выразил недовольство тем, что американское ядерное оружие нецелесообразно мощное. Оно старое, ненадежное и обладает таким разрушительным потенциалом, что, возможно, даже президент Трамп не захотел бы его применять, если бы противник использовал ядерные бомбы меньшего размера на гипотетическом поле боя.

Американские военные эксперты и разработчики вооружения решили заняться созданием чего-то более подходящего для ведения боевых действий, чтобы у президента было больше возможностей в случае чего. По их плану, это станет еще более убедительным сдерживающим фактором для противников. Но может оказаться, что такие новые бомбы могут увеличить вероятность применения ядерного оружия в вооруженном конфликте, которое приведет к катастрофическим последствиям.

То, что Трамп был бы обеими руками за усовершенствование американского ядерного арсенала, никого бы не удивило, учитывая его склонность хвастать непревзойденной военной мощью своей страны. Он пришел в полный восторг, когда в апреле 2017 года один из его генералов приказал впервые сбросить на Афганистан самую мощную неядерную бомбу из имеющихся.

Согласно существующей ядерной доктрине, по замыслу администрации Обамы США должны были прибегать к ядерному оружию только «в крайнем случае» для защиты жизненно важных интересов страны или ее союзников. Тогда была запрещено использовать его как политический инструмент, чтоб приструнить более слабые государства.

Однако Трампу, который уже угрожал обрушить на Северную Корею «огонь и ярость, каких мир еще не видывал», такой подход кажется слишком суровым. Он и его советники, похоже, хотят, чтобы ядерное оружие можно было использовать в конфликтах любой степени серьезности большой силы и размахивать им, как дубинкой апокалипсиса, чтобы припугнуть тех, кто не слушается.

Для того чтобы арсенал США стал более совершенным, требуются два вида изменений в ядерной политике. Изменение существующей доктрины для устранения ограничений, касающихся развертывания такого оружия в военное время, и разрешение на разработку и изготовление новых поколений ядерного оружия в том числе и для тактических ударов.

Все это будет прописано в новом Обзоре состава и количества ядерного оружия (nuclear posture review, NPR), который будет сформирован к концу текущего года или в начале следующего.

До этого момента его точное содержание будет оставаться неизвестным, но даже после этого американцы получат доступ к крайне урезанной версии документа, большая часть которого является секретной. Тем не менее, некоторые общие положения Обзора уже понятны из заявлений президента и генералов.

И еще один очевидный факт. Обзор снимет ограничения на использование оружия массового уничтожения любого рода независимо от его уровня разрушительности, что сделает самый мощный ядерный арсенал планеты еще более грозным.

Изменим взгляд на ядерное оружие

Стратегическое руководство в новом Обзоре, вероятно, будет иметь далеко идущие последствия. Как сказал бывший директор Совета национальной безопасности США по контролю над вооружениями и нераспространению Джон Вольфсталь в недавнем выпуске «Контроля над вооружениями», этот документ повлияет на «образ Америки, президента и ядерного потенциала в глазах союзников и противников». Что еще более важно, обзор устанавливает вектор для решений, которые определяют управление, поддержание и модернизацию ядерного арсенала и влияют на то, как Конгресс рассматривает и финансирует ядерные силы».

Имея это в виду, рассмотрим рекомендации, изложенные в Обзоре времен правительства Обамы. Он появился, когда Белый дом стремился восстановить престиж Америки в мире после международного осуждения действия президента Буша в Ираке и всего через шесть месяцев после того, как Барак Обама получил Нобелевскую премию за его намерение запретить применение ядерного оружия. Нераспространение было в приоритете.

По итогу было ограничено применение ядерного оружия практически при любых обстоятельствах на любом поле боя, какое только можно представить. Основной целью Обзора было сократить «роль ядерного оружия США в национальной безопасности США».

Как отмечалось в документе, Америка лишь единожды рассматривала возможность применения ядерного оружия против советских танковых формирований, например, в крупном европейском конфликте. Предполагалось, что в такой ситуации СССР будет обладать преимуществом в традиционных видах вооружения.

В военно-политической обстановке 2010 года, конечно, мало что осталось от тех времен, как и от Советского Союза. Вашингтон, как отмечено в Обзоре, теперь является безусловным лидером в традиционном понимании обороны. «Соответственно, Соединенные Штаты будут продолжать укреплять традиционные возможности и сокращать роль ядерного оружия в сдерживании неядерных нападений».

Ядерная стратегия, направленная исключительно на сдерживание первого удара по США или их союзникам, вряд ли требует огромного запаса оружия. В результате такой подход открыл возможности для дальнейшего сокращения объема ядерного арсенала и привел в 2010 году к подписанию нового договора с Россией, который предписывал значительно сократить количество ядерных боеголовок и систем доставки для обеих стран.

Каждая сторона должна была ограничиться 1550 боеголовками и 700 системами доставки, включая межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводного пуска и тяжелые бомбардировщики.

Однако такой подход никогда не устраивал представителей оборонного ведомства и консервативных научно-исследовательских институтов. Критики такого рода часто указывали на возможные изменения в российской военной доктрине, которые предполагали бы большую вероятность применения ядерного оружия в крупномасштабной войне с НАТО, если бы ее положение России в войне начало ухудшаться.

Такое «стратегическое сдерживание» - фраза, которая для России и Запад имеет разное значение, может привести к использованию маломощных «тактических» ядерных боеприпасов против опорных пунктов противника, если бы российские силы в Европе оказались на грани поражения.

В какой степени такая версия соответствует российской реальности, никто на самом деле не знает. Тем не менее, нечто подобное часто ассоциируется на Западе теми, кто считает, что ядерная стратегия Обамы безнадежно устарела и дает Москве повод для увеличения значимости ядерного оружия в своей доктрине.

Такие жалобы часто озвучивались в «Семи оборонных приоритетах новой администрации» - в докладе Научного совета минобороны США (декабрь 2016), который является финансируемой Пентагоном консультативной группой, регулярно предоставляющей отчеты министру обороны. «Мы по-прежнему не уверены, что, если мы будем снижать значение ядерного оружия для нашего государства, другие страны поступят так же».

Согласно докладу, российская стратегия предполагает применение маломощных тактических ядерных ударов для сдерживания нападения НАТО. В то время как многие западные аналитики сомневаются в корректности таких заявлений, Научный совет Пентагона настаивает, чтобы Соединенные Штаты должны разработать подобное оружие и быть готовыми к их использованию.

Как говорится в докладе, Вашингтону нужно «более гибкая система ядерных видов вооружения, которая могла бы при необходимости производить быстрый и точный ядерный удар по ограниченной зоне поражения, если существующие неядерные и ядерные варианты вооружения окажутся неэффективными».

Такой подход теперь вдохновляет администрацию Трампа на новые свершения в этой области, что хорошо заметно в некоторых записях президента в Твиттере. «Соединенные Штаты должны укрепить и расширить свой ядерный потенциал, чтобы весь мир снова вспомнил об объеме наших вооружений», - написал Дональд Трамп 22 декабря 2016 года.

Хотя он и не написал конкретно (потому что это была короткая запись в Твиттере), но такая его мысль – точное отражения мнения Научного совета и советников Трампа.

Заняв должность главнокомандующего, Трамп подписал президентский меморандум, в котором поручил министру обороны провести обзор ситуации с ядерным вооружением и убедиться, что «средства ядерного сдерживания США современны, надежны, готовы к применению и могут отвечать на вызовы 21 века и быть убедительными в глазах союзников ».

Детали Обзора, который появится в эпоху Трампа, пока неизвестны. Тем не менее, он, безусловно, сведет на нет все достижения Обамы и возведет ядерное оружие на пьедестал.

Расширение арсенала

Трамповский Обзор будет продвигать создание новых систем ядерного оружия, которые станут главными игроками с расширенным набором вариантов удара. В частности, считается, что администрация выступает за приобретение «маломощных тактических ядерных боеприпасов» и еще большего количества систем доставки, включая крылатые ракеты воздушного и наземного базирования. Обоснованием этому, конечно же, станет тезис, что боеприпасы такого рода необходимы для соответствия российским достижениям в этой области.

По информации внутренних источников, рассматривается также разработка таких тактических боеприпасов, которые могли бы, например, уничтожить крупный порт или военную базу, а не сразу целый город, как это было в Хиросиме. Как сказал один анонимный правительственный чиновник в «Политико»: «Наличие этой возможности критически важно».

Другой политик добавил, что «при составлении Обзора необходимо опросить военных на тему того, что им нужно для сдерживания врагов» и будет ли текущее оружие «полезным во всех сценариях, которые мы предполагаем».
Надо иметь в виду, что при администрации Обамы уже были согласованы планы и первоначальные многомиллионные проектные работы по «модернизации» ядерного арсенала Америки на многие десятилетия вперед. С этой точки зрения, ядерная эра Трампа уже шла полным ходом в момент его инаугурации.

И, конечно же, Соединенные Штаты уже обладают несколькими типами ядерного оружия, включая «гравитационную бомбу» B61 и ракетную боеголовку W80, мощность которых может регулироваться в меньшую сторону до нескольких килотонн.

Типичной системой доставки станет оружие, применяемое вне зоны ПВО - современная крылатая ракета большой дальности, которую сможет нести бомбардировщик B-2, его старший брат B-52 или разрабатываемый B-21.

Мир, готовый к ядерной зиме

Публикация нового Обзора, несомненно, вызовет споры о том, действительно ли стране с ядерным арсеналом, которого хватит для уничтожения нескольких планет размером с Землю, нужны новые ядерных боеприпасы, и не приведет ли это к очередной глобальной гонке вооружений.

В ноябре 2017 года Бюджетное управление Конгресса опубликовало отчет, показывающий, что стоимость замены всех трех ветвей американской ядерной триады в течение 30 лет составит не менее 1,2 миллиарда долларов, не считая инфляции и дополнительных расходов, которые могут увеличить эту цифру до 1,7 миллиарда долларов и выше.

Проблема оправданности всех этих новых видов оружия и их космической стоимости сегодня крайне актуальна. Точно ясно одно: любое решение о закупке такого оружия будет означать в долгосрочной перспективе сокращение бюджета в других отраслях - здравоохранение, образование, инфраструктура или борьба с опиоидной эпидемией.

И все же вопросы стоимости и адекватности являются самой легкой частью новой ядерной головоломки. В основе его лежит сама идея «применимости». Когда Обама настаивал на том, что ядерное оружие ни в каком случае не может применяться на поле битвы, он говорил не только об Америке, но и о всех странах. «Чтобы положить конец образу мышления времен холодной войны, - заявил он в Праге в апреле 2009 года, - мы уменьшим роль ядерного оружия в нашей стратегии национальной безопасности и призываем других к тому же».

Если же Белый дом Трампа поддерживает доктрину, которая сотрет отличия между ядерным оружием и традиционным, превратив их в равнозначные инструменты принуждения и войны, это сделает эскалацию до полного термоядерного истребления планеты наиболее вероятной за последние несколько десятилетий.
Например, нет сомнений в том, что такая позиция побудила другие страны, обладающие ядерным оружием, включая Россию, Китай, Индию, Израиль, Пакистан и Северную Корею, задуматься о его применении в будущих конфликтах. Это может даже подтолкнуть страны, у которых сейчас нет ядерного оружия, рассмотреть возможность его производства.

Взгляд Обамы на ядерное оружие в корне отличался от взглядов времен холодной войны, когда возможность термоядерного холокоста между двумя сверхдержавами планеты была повседневной реальностью, и миллионы людей выходили на антиядерные демонстрации.

Когда угроза Армагеддона исчезла, страх перед ядерным оружием постепенно испарился, а протесты закончились. К сожалению, само ядерное оружие и компании, которые его создали, живут и здравствуют. Теперь, когда мирный период постъядерной эры подходит к концу, зона, идея применения ядерного оружия, которое во времена холодной войны едва ли допускали даже в уме, может перестать быть чем-то особенным.

Или, по крайней мере, так будет, если еще раз граждане этой планеты не выйдут на улицы, чтобы протестовать против будущего, в котором города будут лежать в тлеющих руинах, а миллионы людей - умирать от голода и лучевой болезни.

С каждый годом смонтированные здесь системы все больше напоминают музейные экспонаты. Наверху заключаются все новые международные договоры, по которым эти колодцы закрывают один за другим. Но каждый день очередные экипажи ВВС США спускаются в бетонные подземелья в ожидании того, чего случиться категорически не должно…

Еще один день службы Очередная вахта несет чемоданы с секретной документацией, пристегнутые стальными тросами к комбинезонам. Люди спустятся в бункер на 24-часовое дежурство, взяв под контроль баллистические ракеты, спрятанные под лугами Монтаны. Если придет роковой приказ, эти молодые офицеры ВВС без колебаний приведут в действие свое апокалиптическое оружие.

Джо Паппалардо

Неприметное ранчо метрах в пятнадцати от ухабистой двухполосной дороги к юго-востоку от Грейт-Фоллс, штат Монтана. Примитивная одноэтажная постройка, оградка из цепи, поставленный на отшибе гараж и баскетбольный щит прямо над подъездной дорожкой.

Впрочем, если вглядеться повнимательнее, можно отметить кое-какие забавные детали — над постройками возвышается красно-белая решетчатая вышка микроволновой радиорелейки, вот вертолетная посадочная площадка на лужайке перед домом плюс еще одна коническая антенна дециметрового диапазона, торчащая на лужайке, подобно белому грибку. Можно подумать, что здесь обосновалась какая-нибудь университетская сельскохозяйственная лаборатория или, скажем, метеостанция — смущает лишь красный транспарант на ограде, уведомляющий, что каждый, кто попытается самовольно проникнуть на территорию, будет встречен огнем на поражение.

Внутри здания служба охраны щепетильно обследует каждого входящего. Малейшее подозрение — и в  помещении сразу же возникнут охранники с карабинами М4 и наручниками. Массивная входная дверь сдвигается вертикально вверх  - так  ее не заблокируют даже зимние снежные заносы.

После КПП интерьер становится таким же, как в обычной казарме. В центре что-то вроде кают-компании — телевизор, диваны с креслами и несколько длинных столов для общих трапез. Дальше из зала выходы в каюты с двухъярусными кроватями. На стенах развешены стандартные казенные плакаты о глупых болтунах и вездесущих шпионах.


Ракетная база ВВС США Малмстром держит под контролем 15 пусковых установок и 150 шахт. Все ее хозяйство раскинулось на территории в 35000 км 2 . Бункеры с пультами управления были закопаны так глубоко и раскиданы так далеко друг от друга, чтобы пережить ядерную атаку со стороны Советского Союза и сохранить возможность ответного ядерного удара. Чтобы вывести такую систему из строя, боеголовки должны попасть без промаха в каждую стартовую позицию.

Одна из бронедверей в жилой зоне ведет в небольшую боковую комнатку. Здесь сидит диспетчер, отвечающий за безопасность (Flight Security Controller, FSC), - унтер-офицер, командир охраны пусковой установки. Трехметровый сундук рядом с ним забит карабинами М4 и М9. В этом арсенале есть и еще одна дверь, в которую ни диспетчер, ни охранники не должны входить ни в коем случае, если только этого не потребует авральная ситуация. За этой дверью  - лифт, который без остановок уходит сразу на шесть этажей под землю.

Спокойным голосом FSC сообщает по телефону шифры для вызова лифта. Лифт не поднимется, пока из него не выйдут все пассажиры и не будет заперта входная дверь в комнате охраны. Стальную дверь лифта открывают вручную примерно так же, как скручивают жалюзи, которыми в маленьких магазинчиках защищают на ночь витрины и двери. За ней видна маленькая кабинка с металлическими стенами.

Для того чтобы спуститься на 22 м под землю, нам потребуется меньше минуты, но там, на дне норы, перед нами раскроется совершенно другой мир. Лифтовая дверь встроена в плавно изгибающуюся черную стену круглого зала. Вдоль стены, нарушая ее монотонность, установлены толстые колонны амортизаторов, которые должны поглощать ударную волну, если где-то поблизости взорвется ядерная боеголовка.

За стенами зала что-то прогрохотало и лязгнуло именно так, как должны лязгать подъемные ворота старинного замка, после чего плавно откинулся наружу массивный люк, за металлическую рукоятку которого держится 26-летний капитан ВВС Чад Дитерле. По периметру этой противоударной заглушки, которая составляет в толщину добрые полтора метра, нанесены трафаретные буквы INDIA. 24-часовая вахта, которую несет Дитерле, командир центра управления запуском (Launch Control Center, LCC) India, сейчас как раз подошла к середине, а сама эта пусковая позиция была организована здесь, на базе ВВС Мальмстром, еще когда родители этого бравого капитана ВВС ходили в школу.


Круглосуточно ведется охрана шахт и пульта управления пусками, расположенного на глубине 22 м под землей. «Ракетные мартышки», как они сами себя называют, проводят тренировку в учебной шахте — такой же, в каких стоят настоящие ракеты. Они заменяют кабели, ведущие к гироскопам и бортовым компьютерам. Эти компьютеры спрятаны в громоздкие боксы, защищающие электронику от радиации.

LCC India связан кабелями с полусотней других шахт, разбросанных в 10-километровом радиусе. В каждой шахте стоит по одной 18-метровой межконтинентальной баллистической ракете (ICBM) Minuteman III.

Командование ВВС отказывается сообщать количество боеголовок на каждой ракете, однако известно, что их не более трех. Каждая из головок может уничтожить все живое в радиусе десятка километров.

Получив соответствующий приказ, Дитерле со своими подручными уже через полчаса может отправить это оружие в любую точку земного шара. Затаившись в тишине под землей, он превращает неприметное ранчо, затерянное на просторах Монтаны, в одну из самых стратегически важных точек планеты.

Мало, но эффективно

Американский ядерный арсенал — это примерно 2200 стратегических боеголовок, которые можно доставить с помощью 94 бомбардировщиков, 14 подводных лодок и 450 баллистических ракет, — остается и до сих пор базисом всей национальной системы безопасности. Барак Обама не устает заявлять о своем стремлении к миру, полностью свободному от ядерного оружия, однако это не противоречит тому, что его администрация в отношении ядерной политики однозначно постулирует: «Покуда в мире имеются запасы ядерного оружия, Соединенные Штаты будут поддерживать свои ядерные силы в состоянии полной и эффективной боеготовности».


С тех пор как завершилась холодная война, общее количество ядерных боеголовок в мире радикально снизилось. Правда, теперь такие государства, как Китай, Иран или Северная Корея, развертывают свои ядерные программы и конструируют собственные баллистические ракеты дальнего радиуса действия. Поэтому, невзирая на высокопарную риторику и даже искренние добрые намерения, Америке не пристало пока еще расставаться со своим ядерным боезапасом, равно как и с самолетами, подлодками и ракетами, которые могли бы доставить его к цели.

Ракетная компонента американской ядерной триады существует уже 50 лет, однако год за годом она оказывается в центре внимания напряженных дискуссий между Москвой и Вашингтоном. В прошлом году администрация Обамы подписала с Россией новый договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений - СНВ-III. В результате ядерные арсеналы двух этих стран должны в течение семилетнего срока ограничиться количествами менее 1550  боеголовок стратегического назначения. От 450  стоящих на боевом дежурстве американских ракет останется всего 30. Чтобы не лишиться поддержки со стороны «ястребов» и просто скептически настроенных сенаторов, Белый дом предложил добавить $85 млрд на модернизацию остающихся ядерных сил в течение ближайших десяти лет (эта сумма должна пройти одобрение на ближайшем заседании Конгресса). «Я буду голосовать за ратификацию этого договора… поскольку наш президент явно намерен добиться, чтобы оставшееся оружие было действительно эффективным», — говорит сенатор от Теннесси Ламар Александер.


Шахта межконтинентальной баллистической ракеты. Свою страшную натуру эти шахты прячут за совершенно неприметной внешностью. Какой-нибудь дальнобойщик проедет мимо по шоссе и даже не оглянется. Он никогда не узнает, что в этих шахтах 30-метровой глубины прячется ядерное оружие, поддерживаемое в состоянии непрерывной боевой готовности.

Ядерно-ракетный зонтик

Так почему же стратегические ракетные войска, символ закончившейся холодной войны, остаются в центре оборонительной стратегии, политики и дипломатии XXI века? Если взять три вида средств доставки (самолеты, подлодки и баллистические ракеты), то из них межконтинентальные баллистические ракеты остаются средством самой оперативной реакции на агрессию со стороны противника, да и  вообще самым оперативным оружием, позволяющим нанести превентивный удар. Подлодки хороши тем, что они практически невидимы, ядерные бомбардировщики способны наносить прецизионные точечные удары, но только межконтинентальные ракеты всегда готовы к нанесению неотразимого ядерного удара в любую точку земного шара, причем могут это сделать за считанные минуты.

Американский ядерно-ракетный зонтик развернут сейчас надо всем миром. «Как представители военно-воздушных сил, мы убеждены, что Америка обязана держать на прицеле и под угрозой любой вражеский объект, где бы он ни находился, какая бы серьезная защита его ни прикрывала, как бы глубоко он ни был спрятан», — так выразился генерал-лейтенант Франк Клотц, который только в январе покинул пост главы Стратегического ударного командования (Global Strike Command), структуры, управляющей ядерными бомбардировщиками и баллистическими ракетами.

Стартовые позиции стратегических ракет представляют собой серьезное достижение в инженерном плане. Все эти шахты были построены в начале 1960-х, и с тех самых пор 99% времени они пребывали в полной боевой готовности. Что еще более интересно, Пентагон строил эти стартовые позиции в расчете всего на несколько десятилетий. Когда ракеты Minuteman III будут сняты с вооружения, все шахты и пусковые установки на базе Малмстром будут законсервированы и погребены на срок в 70 лет.


Итак, Военно-воздушные силы распоряжаются самым мощным оружием в мире, причем оборудование для управления этим оружием было создано еще в космическую эпоху, а  вовсе не в  XXI  веке информационных технологий. И тем не менее эти старые пусковые системы справляются со своей задачей гораздо лучше, чем можно было бы подумать. «Построить такую систему, которая выдержит испытание временем и будет все так же блестяще действовать, — говорит Клотц, — это истинный триумф инженерного гения. Эти ребята в 1960-х продумали все до мелочей, щедро заложив несколько избыточных уровней надежности».

Тысячи преданных своему делу офицеров на трех базах ВВС — Малмстром, базе им.  Ф.Е.  Уоррена в Вайоминге и Мино в Северной Дакоте — не жалеют сил, чтобы шахтные пусковые установки пребывали в постоянной боевой готовности.

Модель Minuteman III была расставлена по шахтам в 1970-х, а дата ее списания была назначена на 2020 год, однако в прошлом году администрация Обамы продлила срок службы этой серии еще на одно десятилетие. В ответ на это требование руководство ВВС составило график реорганизации имеющихся ракетных баз. На это должна пойти ощутимая толика из тех миллиардов долларов, которые недавно были обещаны Белым домом.

Норма — совершенство

Вернемся к Центру управления запуском India, спрятанном под неприметным ранчо. Со времен правления Кеннеди внутри мало что изменилось. Конечно, бумажные принтеры телетайпов уступили место цифровым экранам, а установленные наверху серверы обеспечивают подземной команде и выход в интернет, и даже прямое телевещание, когда ситуация спокойна. Однако здешняя электроника — здоровенные блоки, вставленные в широкие металлические стойки и утыканные множеством сияющих лампочек и подсвеченных кнопок — напоминает декорации из первых версий телесериала «Звездный путь». Кое-что и в самом деле буквально просится в антикварную лавку. Дитерле со смущенной улыбкой вытаскивает из консоли девятидюймовый флоппи-диск — элемент древней, но все еще исправно действующей Стратегической системы автоматического командования и управления.


Тысячи офицеров на базах ВВС США поддерживают шахтные пусковые установки в боевой готовности. С 2000 года Пентагон потратил более $7 млрд на модернизацию этого рода войск. Все работы были нацелены на то, чтобы модель Minuteman III благополучно дослужила до даты списания, которая была назначена на 2020 год, однако в прошлом году администрация Обамы продлила срок службы этой серии еще на десять лет.

Сами ракеты и установленное на уровне земли оборудование еще можно как-то модернизировать, а вот с подземными шахтами и самими пусковыми центрами все гораздо сложнее. А   ведь время их не щадит. Очень трудно бороться с коррозией. Любые подвижки грунта могут разорвать подземные линии связи.

Центр управления запуском India — это один из 15 центров, на которых дежурят ракетчики военно-воздушной базы Малмстром. «Возьмите обычный дом, который уже отстоял свои 40  лет, - говорит полковник Джефф Франкхаузер, командир группы техобслуживания базы, — и закопайте его под землю. А потом подумайте, как вы там будете все ремонтировать. Вот такая же ситуация и у нас».

Эта ракетная база включает в себя 150 ядерных баллистических ракет, разбросанных по стартовым позициям на территории в 35 000  км2 среди гор, холмов и равнин штата Монтана. Благодаря большому расстоянию между шахтами СССР не мог одним массированным ракетным ударом вывести из строя все стартовые позиции и командные пункты, что гарантировало Америке возможность ответного удара.

Эта элегантная доктрина взаимного сдерживания подразумевала обязательное существование развитой инфраструктуры. В частности, все эти шахты и командные пункты связаны между собой сотнями тысяч километров подземных кабелей. Жгуты толщиной с кулак сплетены из сотен изолированных медных проводков и проложены в оболочках, внутри которых поддерживается повышенное давление. Если давление воздуха в трубе падает, команда эксплуатационщиков делает вывод, что где-то в защитной оболочке образовалась трещина.

Раскинувшаяся по окружающим просторам система связи — предмет постоянной заботы для персонала базы Малмстром. Каждый день сотни людей — 30 команд на пультах управления, 135  рабочих-эксплуатационщиков и 206 бойцов охраны — выходят на службу, поддерживая в порядке все это хозяйство. До некоторых командных пунктов три часа езды от базы. В них тоскуют обиженные судьбой герои, которых на базе называют «дальники» (Farsiders). Ежедневно по окрестным дорогам шныряют джипы, грузовики и громоздкие самоходные агрегаты для извлечения из-под земли ракет, а суммарная протяженность дорог на этой базе составляет 40 000 км, причем 6000 из них  - грунтовки, облагороженные гравийной отсыпкой.


Шахты строились на небольших участках, выкупленных у прежних владельцев. Можно беспрепятственно слоняться вдоль ограды, но стоит только зайти за нее, и служба охраны может открыть огонь на поражение.

Здесь царствует лозунг: «Наша норма — это совершенство», — а для того чтобы никто никогда не забывал об этом жестком принципе, за персоналом присматривает целая армия контролеров. Любая ошибка может повлечь за собой отстранение от дежурства до тех пор, пока нарушитель не сдаст повторно экзамен на квалификацию. Такой придирчивый контроль относится ко всем службам ракетной базы.

Повар получит строгое взыскание от офицера за то, что использовал для салата просроченный соус или не почистил вовремя вытяжку над плитой. И это правильно - пищевое отравление может подорвать боеготовность пускового взвода с таким же успехом, как это сделала бы команда вражеских спецназовцев. Осторожность до параноидальных пределов — это базовый принцип для всех, кто служит на этой базе. «На первый взгляд может показаться, что мы перестраховываемся, — говорит полковник Мохаммед Хан (до самого конца 2010  года он служил на базе Малмстром командиром 341-го ракетного дивизиона), — но посмотрите на это дело серьезно, здесь же у нас настоящие ядерные боеголовки».

Будни бункера

Чтобы запустить ядерную баллистическую ракету, одного поворота ключа недостаточно. Если в пусковой центр India поступает соответствующая команда, Дитерле со своим заместителем, капитаном Тедом Дживлером, должны сверить присланную из Белого дома шифровку с тем шифром, который хранится в стальных сейфах центра.

Потом каждый из них возьмется за свой треугольный переключатель, устремив взгляд на электронные часы, тикающие между блоками электронной аппаратуры. В заданный момент они должны повернуть рубильники из положения «готов» в положение «пуск». В тот же момент двое ракетчиков на другой пусковой повернут свои переключатели  - и лишь после этого баллистическая ракета вырвется на свободу.


Каждая шахта годится лишь для одного запуска. В первые же секунды в ней выгорят или расплавятся электронные блоки, лестницы, кабели связи, датчики безопасности и водоотливные насосы. Над холмами Монтаны поднимется колечко дыма, до смешного точно повторяющее очертания шахтного жерла. Опираясь на столб реактивных газов, ракета за считанные минуты вырвется в открытый космос. Еще полчаса, и боеголовки начнут падать на заданные им цели.

Ударная мощь оружия, доверенного этим ракетчикам, и вся мера возложенной на них ответственности наглядно подчеркиваются суровой обстановкой в бункере. В дальнем углу лежит простой матрац, отгороженный черной занавеской, чтобы свет не бил в глаза. «Не велико удовольствие просыпаться в этом закутке», — говорит Дитерле.

А нам пора возвращаться в мир, который ракетчики называют «настоящим». Дитерле тянет за рукоятку черной противоударной заглушки, пока она не начинает плавно проворачиваться. Он сдержанно улыбается на прощанье, и дверь за нами захлопывается с тяжелым стуком. Мы едем вверх, а там, внизу, остается Дитерле и такие же, как он,  - в напряженном вечном ожидании.

В опубликованной в апреле 2010 года новой ядерной доктрине США декларируется, что «основное предназначение ядерного оружия США заключается в сдерживании ядерного нападения на США, их союзников и партнеров. Это предназначение будет оставаться таковым, пока существует ядерное оружие ». Соединенные Штаты «будут рассматривать возможность применения ядерного оружия только в чрезвычайных обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов США, их союзников и партнеров ».

Вместе с тем, Соединенные Штаты «сегодня не готовы одобрить универсальную политику, признающую, что сдерживание ядерного нападения является единственной функцией ядерного оружия ». В отношении государств, обладающих ядерным оружием, и неядерных государств, не выполняющих, по оценке Вашингтона, своих обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), «сохраняется небольшой набор дополнительных непредвиденных обстоятельств, в которых ядерное оружие еще может играть роль сдерживания атаки обычным или химическим и биологическим оружием против США, их союзников и партнеров ».

При этом не раскрыто, что же подразумевается под вышеупомянутыми непредвиденными обстоятельствами. Это следует расценивать как серьезную неопределенность ядерной политики США, которая не может не влиять на оборонную политику других ведущих государств мира.

Для выполнения возлагаемых на ядерные силы задач Соединенные Штаты располагают стратегическими наступательными силами (СНС) и нестратегическим ядерным оружием (НЯО). Согласно данным государственного департамента США, опубликованным 3 мая 2010 г., ядерный арсенал Соединенных Штатов по состоянию на 30 сентября 2009 г. насчитывал 5.113 ядерных боезарядов. Помимо этого несколько тысяч устаревших ядерных боезарядов, выведенных из запасов, ожидали демонтирования или уничтожения.

1. Стратегические наступательные силы

СНС США представляют собой ядерную триаду, включающую наземный, морской и авиационный компоненты. Каждый компонент триады имеет свои преимущества, поэтому в новой ядерной доктрине США признано, что «сохранение всех трех компонентов триады наилучшим способом обеспечит стратегическую стабильность с приемлемыми финансовыми затратами и одновременно подстрахует в случае проблем с техническим состоянием и уязвимостью имеющихся сил».

1.1. Наземный компонент

Наземный компонент СНС США составляют стратегические ракетные комплексы, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР). Силы МБР имеют значительные преимущества над другими компонентами СНС благодаря высокозащищенной системе контроля и управления ими, исчисляемой несколькими минутами боевой готовности и относительно низкими затратами на боевую и оперативную подготовку. Они могут эффективно применяться в упреждающем и ответно-встречном ударах для поражения стационарных объектов, включая высокозащищенные.

По экспертным оценкам, на конец 2010 года в составе сил МБР на трех ракетных базах находилось 550 шахтных пусковых установок (ШПУ), из них для МБР «Минитмэн-3» – 50, для МБР «Минитмэн-3M» – 300, для МБР «Минитмэн-3S» – 150 и для МБР «МХ» – 50 (все ШПУ имеют защищенность по ударной волне 70–140 кг/см 2):

В настоящее время силы МБР подчинены созданному в августе 2009 г. Командованию глобальных ударов ВВС США (Air Force Global Strike Command, AFGSC).

Все МБР «Минитмэн» – трёхступенчатые твердотопливные ракеты. На каждой из них установлено от одного до трех ядерных боезарядов.

МБР «Минитмэн-3» начала развертываться с 1970 г. Оснащалась ядерными боеголовками Mk-12 (боезаряд W62 мощностью 170 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 13 000 км.

МБР «Минитмэн-3M» начала развертываться с 1979 г. Оснащена ядерными боеголовками Mk-12A (боезаряд W78 мощностью 335 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 13 000 км.

МБР «Минитмэн-3S» начала развертываться с 2006 г. Оснащается одной ядерной боеголовкой Mk-21 (боезаряд W87 мощностью 300 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 13 000 км.

МБР «МХ» – трехступенчатая твердотопливная ракета. Начала развертываться с 1986 г. Оснащалась десятью ядерными боеголовками Mk-21. Максимальная дальность стрельбы – до 9 000 км.

По экспертным оценкам, на момент вступления в силу Договор СНВ-3 (Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений) 5 февраля 2011 г. в наземном компоненте СНС США насчитывалось около 450 развернутых МБР примерно c 560 боезарядами .

1.2. Морской компонент

Морской компонент СНС США составляют атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами межконтинентальной дальности. Их устоявшееся название – ПЛАРБ (подводные лодки атомные с баллистическими ракетами) и БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок). ПЛАРБ, оснащенные БРПЛ, являются наиболее живучим компонентом СНС США. по оценкам на сегодняшний день, в ближайшей и среднесрочной перспективе не будет реальной угрозы живучести американских ПЛАРБ ».

По экспертным оценкам, на конец 2010 г. в составе морского компонента СЯС США находилось 14 ПЛАРБ класса «Огайо» , из которых 6 ПЛАРБ базировались на Атлантическом побережье (военно-морская база Кингсбей, шт. Джорджия) и 8 ПЛАРБ – на Тихоокеанском побережье (военно-морская база Китсан, шт. Вашингтон). Каждая ПЛАРБ оснащена 24 БРПЛ класса «Трайдент-2».

БРПЛ «Трайдент-2» (Д-5) – трехступенчатая твердотопливная ракета. Начала развертываться с 1990 г. Оснащается либо ядерными боеголовками Mk-4 и их модификацией Mk-4A (боезаряд W76 мощностью 100 кт), либо ядерными боеголовками Mk-5 (боезаряд W88 мощностью 475 кт). Штатная комплектация – 8 боеголовок, фактическая – 4 боеголовки. Максимальная дальность стрельбы – свыше 7 400 км.

По экспертным оценкам, на момент вступления в силу Договора СНВ-3 в морском компоненте СНС США насчитывалось до 240 развернутых БРПЛ приблизительно с 1000 боезарядов .

1.3. Авиационный компонент

Авиационный компонент СНС США составляют стратегические, или тяжелые, бомбардировщики, способные решать ядерные задачи. Их преимуществом по сравнению с МБР и БРПЛ, согласно новой ядерной доктрине США, является то, что они «могут быть демонстративно развернуты в регионах для предупреждения потенциальных противников в кризисных ситуациях об укреплении ядерного сдерживания и для подтверждения союзникам и партнерам американских обязательств по обеспечению их безопасности ».

Все стратегические бомбардировщики имеют статус «двойного предназначения»: они могут наносить удары с применением как ядерного, так и обычного оружия. По экспертной оценке, на конец 2010 г. в составе авиационного компонента СНС США на пяти авиационных базах на континентальной части США находилось примерно 230 бомбардировщиков трех типов – В-52Н, В-1В и В-2А (из них более 50 единиц в складском резерве).

В настоящее время стратегические авиационные силы, как и силы МБР, подчинены Командованию глобальных ударов ВВС США (AFGSC).

Стратегический бомбардировщик В-52Н – турбовинтовой дозвуковой самолет. Начал развертываться с 1961 г. В настоящее время для его ядерного оснащения предназначены только крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) большой дальности AGM-86В и AGM-129А. Максимальная дальность полета – до 16.000 км.

Стратегический бомбардировщик В-1В – реактивный сверхзвуковой самолет. Начал развертываться с 1985 г. В настоящее время предназначается для выполнения неядерных задач, однако пока не выведен из-под засчета стратегических носителей ядерного оружия по Договору СНВ-3, поскольку не завершены соответствующие процедуры, предусмотренные этим Договором. Максимальная дальность полета – до 11.000 км (с одной дозаправкой топливом в полете).

– реактивный дозвуковой самолет. Начал развертываться с 1994 г. В настоящее время для его ядерного оснащения предназначены только авиабомбы В61 (модификации 7 и 11) переменной мощности (от 0,3 до 345 кт) и В83 (мощностью несколько мегатонн). Максимальная дальность полета – до 11.000 км.

КРВБ AGM-86В – дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования. Начала развертываться с 1981 г. Оснащается боевой частью W80-1 переменной мощности (от 3 до 200 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 2.600 км.

КРВБ AGM-129А – дозвуковая крылатая ракета. Начала развертываться с 1991 г. Оснащается той же боевой частью, что и ракета AGM-86В. Максимальная дальность стрельбы – до 4.400 км.

По экспертным оценкам, на момент вступления в силу Договора СНВ-3 в авиационном компоненте СНС США насчитывалось около 200 развернутых бомбардировщиков, за которыми засчитывалось такое же количество ядерных боезарядов (по правилам Договора СНВ-3 за каждым развернутым стратегическим бомбардировщиком условно засчитывается один боезаряд, поскольку в повседневной деятельности все они не имеют на борту ядерного оружия).

1.4. Боевое управление стратегическими наступательными силами

Система боевого управления (СБУ) СНС США представляет собой совокупность основной и резервной систем, включающих основные и запасные стационарные и мобильные (воздушные и наземные) органы управления, комплексы средств связи и автоматизированной обработки данных. СБУ обеспечивает автоматизированный сбор, обработку и передачу данных об обстановке, разработку приказов, планов и расчетов, доведение их до исполнителей и контроль выполнения.

Основная система боевого управления предназначена для своевременного реагирования СНС на тактическое предупреждение о начале ракетно-ядерного удара по США. Ее главными органами являются стационарные основной и запасной командные центры Комитета начальников штабов вооруженных сил США, командный и запасной командный центры Объединенного стратегического командования вооруженных сил США, командные пункты воздушных армий, ракетных и авиационных крыльев.

Считается, что при любых вариантах развязывания ядерной войны боевые расчеты этих пунктов управления смогут организовать проведение мероприятий по повышению боевой готовности СНС и передать приказ на начало их боевого применения.

Резервная система боевого управления и связи в чрезвычайной обстановке объединяет ряд систем, основными из которых являются резервные системы управления вооруженными силами США с помощью воздушных и наземных мобильных командных пунктов.

1.5. Перспективы развития стратегических наступательных сил

Современная программа развития СНС США не предусматривает в обозримый период строительства новых МБР, ПЛАРБ и стратегических бомбардировщиков. Вместе с тем, сокращая общий резерв стратегических ядерных вооружений при реализации Договора СНВ-3, «Соединенные Штаты будут сохранять способность «дозагрузить» некоторое количество ядерных зарядов в качестве технической подстраховки против любых проблем в будущем с системами доставки и боезарядами, а также на случай существенного ухудшения в обстановке безопасности ». Тем самым формируется так называемый «возвратный потенциал» путем «демирвирования» МБР и уменьшения количества боезарядов в два раза на БРПЛ.

Как следует из доклада министра обороны США Роберта Гейтса, представленного в мае 2010 г. американскому Конгрессу, после выполнения условий Договора СНВ-3 (февраль 2018 г.) в боевом составе СНС США будет насчитываться 420 МБР «Минитмэн-3», 14 ПЛАРБ типа «Огайо» с 240 БРПЛ типа «Трайдент-2» и до 60 бомбардировщиков В-52Н и В-2А .

Многолетнее, стоимостью в 7 млрд. долларов, совершенствование МБР «Минитмэн-3» по программе «Продление жизненного цикла Минитмэн-3» с целью сохранения этих ракет в боевом составе до 2030 г. почти закончено.

Как отмечено в новой ядерной доктрине США, «хотя нет необходимости принимать в ближайшие несколько лет решение о любой последующей МБР, сегодня надо начать поисковые исследования по этому вопросу. В связи с этим в 2011–2012 гг. министерство обороны начнет исследования по анализу альтернатив. В процессе этого исследования будет рассмотрен набор различных вариантов разработки МБР с целью определения эффективного по стоимости подхода, который поддержит дальнейшее сокращение ядерного оружия США и одновременно обеспечит стабильное сдерживание ».

В 2008 г. началось производство модифицированной версии БРПЛ Trident-2 D-5 LE (Life Extension). В целом до 2012 г. будет закуплено 108 этих ракет на сумму более 4 млрд. долларов. ПЛАРБ класса «Огайо» будут оснащены модифицированными БРПЛ на весь оставшийся срок их службы, который продлен с 30 до 44 лет. Первая в серии ПЛАРБ «Огайо», как планируется, будет выведена из состава флота в 2027 г.

Поскольку для проектирования, постройки, испытания и развертывания новых ПЛАРБ требуется много времени, с 2012 года ВМС США приступят к поисковым исследованиям по замене имеющихся ПЛАРБ. В зависимости от результатов исследования, как отмечено в новой ядерной доктрине США, может быть рассмотрена целесообразность сокращения в перспективе количества ПЛАРБ с 14 до 12 единиц.

Что касается авиационного компонента СНС США, то американские ВВС изучают возможности создания стратегических бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие, которые с 2018 г. должны придти на замену нынешним бомбардировщикам . Кроме того, как провозглашено в новой ядерной доктрине США, «военно-воздушные силы проведут оценку альтернатив с целью обоснования решений в бюджете на 2012 год по вопросу, следует ли (а если да, то как) заменить имеющиеся крылатые ракеты воздушного базирования большой дальности, срок службы которых истекает в конце следующего десятилетия ».

В области развития ядерного боевого оснащения основные усилия в США в ближайшие годы будут направлены на совершенствование существующих ядерных боезарядов . Начатая в 2005 г. министерством энергетики в рамках проекта RRW (Reliable Replacement Warhead) разработка высоконадежной ядерной боеголовки сейчас приостановлена.

В рамках реализации стратегии быстрого неядерного глобального удара (non-nuclear prompt global strike) США продолжают отработку технологий управляемых боеголовок и головных частей в неядерном оснащении для МБР и БРПЛ . Эти работы ведутся под руководством аппарата министра обороны (Управлением перспективных исследований), что позволяет исключить дублирование исследований, проводимых видами вооруженных сил, более эффективно расходовать денежные средства и в конечном итоге ускорить создание высокоточного боевого оснащения для стратегических баллистических ракет.

Начиная с 2009 года проведен ряд демонстрационных пусков прототипов создаваемых средств доставки межконтинентальной дальности, но пока весомых достижений не достигнуто. По экспертным оценкам, создание и развертывание высокоточных МБР и БРПЛ с неядерным оснащением вряд ли можно ожидать ранее 2020 года.

2. Нестратегическое ядерное оружие

После окончания холодной войны Соединенные Штаты значительно сократили свой арсенал НЯО (нестратегического ядерного оружия). Как подчеркнуто в новой ядерной доктрине США, сегодня Соединенные Штаты сохраняют «только ограниченное количество ядерного оружия передового базирования в Европе, а также небольшое количество на складах в США в готовности для глобального развертывания в поддержку расширенного сдерживания в интересах союзников и партнеров ».

По состоянию на январь 2011 г. США располагали примерно 500 боеготовыми нестратегическими ядерными боезарядами . Среди них 400 авиабомб свободного падения В61 нескольких модификаций с переменной мощностью (от 0,3 до 345 кт) и 100 боевых частей W80-О переменной мощности (от 3 до 200 кт) для крылатых ракет морского базирования (КРМБ) большой дальности (до 2.600 км) «Томахок» (TLAM/N), принятых на вооружение в 1984 г.

Примерно половина из указанных выше авиабомб развернута на шести американских авиабазах в пяти странах НАТО: Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции. Кроме того, порядка 800 единиц нестратегических ядерных боезарядов, включая 190 боевых частей W80-О, находятся в неактивном состоянии в резерве .

В качестве носителей ядерных авиабомб могут использоваться сертифицированные для выполнения ядерных задач американские истребители-бомбардировщики F-15 и F-16, а также самолеты союзников США по НАТО. Среди последних бельгийские и голландские самолеты F-16 и германские и итальянские самолеты «Торнадо».

Ядерные КРМБ «Томахок» предназначены для вооружения многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) и некоторых типов надводных кораблей. На начало 2011 г. на вооружении ВМС США имелось 320 ракет этого типа. Все они хранятся в арсеналах военно-морских баз на континентальной части США в 24–36 часовой готовности к погрузке на АПЛ и надводные корабли, а также транспорты спецбоеприпасов, включая транспортные самолеты.

Что касается перспектив американского НЯО, то в новой ядерной доктрине США сделан вывод о необходимости принятия следующих мер :

— на вооружении ВВС необходимо сохранить истребитель-бомбардировщик «двойного предназначения» (то есть способный применять как обычное, так и ядерное оружие) после замены существующих самолетов F-15 и F-16 на общевидовой ударный самолет F-35;

— продолжить выполнение в полном объеме программы продления жизненного цикла (Life Extension Program) ядерной бомбы В61, чтобы обеспечить ее совместимость с самолетом F-35 и повысить ее эксплуатационную безопасность, защищенность от несанкционированного доступа и контроль применения с целью повышения доверия к ней;

— снять с вооружения ядерную КРМБ «Томахок» (эта система признана избыточной в ядерном арсенале США, к тому же она не развертывалась с 1992 г.).

3. Ядерные сокращения в будущем

В новой ядерной доктрине США констатируется, что президент Соединенных Штатов дал указание провести обзор возможных будущих сокращений американского стратегического ядерного оружия ниже уровней, установленных Договором СНВ-3. Подчеркивается, что на масштабы и темпы последующих сокращений ядерных арсеналов США будут оказывать влияние несколько факторов .

Во-первых , «любые будущие сокращения должны укреплять сдерживание потенциальных региональных противников, стратегическую стабильность в отношениях с Россией и Китаем и подтверждать американские гарантии в области безопасности перед союзниками и партнерами».

Во-вторых , «выполнение программы «Поддержание готовности ядерного арсенала» и рекомендованное Конгрессом США финансирование ядерной инфраструктуры (на это предусмотрено выделить свыше 80 млрд. долл. – В.Е.) позволят США отказаться от практики содержания в резерве большого количества неразвернутых ядерных боезарядов на случай технических или геополитических неожиданностей и существенно сократить за счет этого ядерный арсенал».

В-третьих , «ядерные силы России будут оставаться существенным фактором, определяющим, насколько и как быстро США готовы и дальше сокращать свои ядерные силы».

С учетом вышесказанного, администрация США будет добиваться обсуждения с Россией вопросов дальнейших сокращений ядерных арсеналов и повышения транспарентности. Как утверждается, «этого можно было бы достичь через официальные соглашения и/или через параллельные добровольные меры. Последующие сокращения должны быть большими по масштабу, чем это предусмотрено предыдущими двусторонними соглашениями, распространяться на все ядерное оружие обоих государств, а не только на развернутое стратегическое ядерное оружие».

Оценивая эти намерения Вашингтона, следует отметить, что они практически не учитывают озабоченностей Москвы, вызванных :

— развертыванием американской системы глобальной ПРО, способной в перспективе ослабить потенциал сдерживания стратегических ядерных сил России;

— громадным превосходством США и их союзников в обычных вооруженных силах, которое может еще больше увеличиться с принятием на вооружение разрабатываемых американских систем высокоточного оружия большой дальности;

— нежеланием США поддержать проект договора о запрете размещения в космосе любых видов оружия, внесенный Россией и Китаем на рассмотрение Конференции по разоружению в Женеве в 2008 году.

Без нахождения взаимоприемлемых решений по этим проблемам Вашингтон вряд ли сможет склонить Москву к новым переговорам о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов .

/В.И.Есин, к.в.н., ведущий научный сотрудник Центра проблем военно-промышленной политики Института США и Канады Российской академии наук, www.rusus.ru /



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: