Дошкольное учреждение для детей с овз. Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

Духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация-это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Проведение совместных праздников , где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.


Вопрос 31. Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

1. Законодательную и нормативную базу современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями составляют:

Закон РФ "Об образованы? ";

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" - введение новых государственных принципов российского образования, новая типология образовательных учреждений, изменения некоторых организационно-правовых аспектов специального образования. Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства РФ от 01-07.95 № 677.

Постановления Правительства РФ> инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования.

2. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях "Начальная школа - детский сад" следующих видов:

компенсирующего - обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии;

комбинированного - группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида;

общеразвивающего - в условиях интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение интегрированного обучения в детских садах общеразвивающего вида в современных условиях не представляется возможным из-за отсутствия крайне важно й для этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др.
Размещено на реф.рф
Специалисты считают, что модели интеграции сегодня бывают реализованы в обще развивающих группах детских садов комбинированного вида и в центрах развития ребенка, где легче создать соответствующие условия. Вместе с тем, существуют:

группы кратковременного пребывания - для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях;

образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа - для детей, нуждающихся в длительном лечении; I учреждения дополнительного образования - центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др.

Наиболее приемлемая организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному! обучению, - образовательное учреждение "Начальная школа ~\ детский сад".

Основная его цель - осуществление образовательного процесса путем обеспечения:

преемственности между дошкольным и начальным образованием;

оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья; физического и психического развития детей. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются" в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного (как отмечает Ю.В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях осуществляется в соответствии с действующими коррекционно-развивающими программами для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возраста. По возрасту- две возрастные группы:

‣‣‣ до 3 лет;

‣‣‣ старше 3 лет.

По видам нарушений:

‣‣‣ с тяжелыми нарушениями речи - до 6 и 10 чел. (ᴛ.ᴇ. для первой группы - до 6 чел., для второй - до 10 чел.);

‣‣‣ для часто болеющих - до 10 и 15 чел.;

‣‣‣ со сложными (комплексными) дефектами - до 5 чел. для обеих возрастных групп;

‣‣‣ с иными отклонениями в развитии - до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.

5. Группы кратковременного пребывания предназначены для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в основном в домашних условиях.

В этих группах осуществляется:

‣‣‣ психолого-педагогическая помощь детям;

‣‣‣ консультативно-методическая поддержка родителœей;

‣‣‣ социальная адаптация детей;

‣‣‣ формирование предпосылок учебной деятельности.

Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии родителœей в удобное для них время. Продолжительность занятий - 5 часов в неделю.

6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центры:

‣‣‣ диагностики и консультирования;

‣‣‣ психолого-медико-социального сопровождения;

‣‣‣ психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.

Обслуживают разные возрастные категории - от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети:

‣‣‣ с высокой степенью педагогической запущенности;

‣‣‣ с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

‣‣‣ подвергшиеся насилию;

‣‣‣ вынужденные покинуть семью;

‣‣‣ из семей беженцев, вынужденных переселœенцев. Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам:

‣‣‣ диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;

‣‣‣ образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, с состоянием соматического и психического здоровья;

‣‣‣ организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

‣‣‣ психокоррекционная и психопрофилатическая работа;

‣‣‣ проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

7. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа: санаторные школы-интернаты;

санаторно-лесные школы;

санаторные детские дома для детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителœей.

Предназначены для детей, которые нуждаются в длительном лечении.

8. Дошкольные отделœения (группы) при специальных (коррекцийных) школах и школах-интернатах создаются для детей с выраженными отклонениями в развяжи.

Образовательные программы в этих отделœениях, как отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на года, в течение которых у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности в крайне важно й коррекционно-развивающей среде.

9. Постоянно действующие психолого-медико-педагогаческие комиссии (ПМПК) осуществляют комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения, а также решают вопросы перевода и направления ребенка в то или иное учреждение (группу).

Вопрос 31. Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 31. Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями" 2017, 2018.

Система государственного специального образования включает в себя дошкольные образовательные учреждения специального назначения:

Ясли-сады;

Детские сады;

Дошкольные детские дома;

Дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

Комплектование учреждений происходит по принципу ведущего отклонения в развитии. Созданы дошкольные учреждения (группы) для детей:

С нарушением слуха (глухих, слабослышащих);

С нарушением зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

С нарушением речи (для детей с заиканием, с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

С нарушениями интеллекта;

С нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Наполняемость групп в специальных дошкольных учреждениях меньшая по сравнению с массовыми детскими садами (до 15 воспитанников).

В штат специальных дошкольных образовательных учреждений вводятся специалисты – логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, дополнительные медицинские работники.

Образовательный процесс в специальных дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания разработанными и утвержденными Министерством образования РФ для каждой категории детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями .

Занятия в специализированных ДОУ перераспределены между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводят не воспитатели, а учителя-дефетологи.

В компенсирующих учреждениях организованы специальные виды занятий, такие, как развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья посещение специального дошкольного образовательного учреждения бесплатно (письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»).

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

В соответствии с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК .

Большинство детей с ОВЗ воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до трех лет и старше трех лет) детей:

с тяжелыми нарушениями речи – 6-10 человек;

с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – до 12 человек;

глухие – до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабослышащие – до 6-8 человек;

слепые - до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабовидящие, дети с амблиопией, косоглазием – 6-10 человек;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6-8 человек;

с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) – до 6-10 человек;

с задержкой психического развития – 6-10 человек;

с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет – до 8 человек;

с туберкулезной интоксикацией – 10-15 человек;

со сложными (комплексными) дефектами – до 5 человек для обеих возрастных групп.

Для детей с ОВЗ, которые по разным причинам не могут посещать ДОУ в обычном режиме, в садах организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ. Общая продолжительность занятий составляет пять часов в неделю (инструктивное письмо Министерства Образования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).

Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей с ОВЗ – образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, типовое положение утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867. Это различные центры: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Данные учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент учреждений составляют дети:

С высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;

С нарушениями эмоционально-волевой сферы;

Подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;

Вынужденные покинуть семью, в т.ч. по причине несовершеннолетия матери;

Из семей беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Основными направлениями деятельности данных учреждений являются:

Диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;

Образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;

Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, существуют различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения оказывают помощь семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении. В соответствии с типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с ОВЗ до 5-6-летнего возраста не посещали дошкольное образовательное учреждение. Для подготовки к обучению в школе предусмотрен ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Министерства Образования России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе», благоприятные условия для подготовки к школьному обучению могут быть созданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ или для детей 5-6 лет на базе общеобразовательных учреждений («Школа дошкольника»). Для проведения занятий могут комплектоваться группы ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, посещающих занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Отбор детей с ОВЗ во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК, но чаще ребенка направляют специалисты из образовательного учреждения, которое посещает ребенок или из лечебно-профилактического учреждения (поликлиника, детская больница, сурдологический центр и др.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения .


Похожая информация.


Специализированное дошкольное образование закладывалось в начале XX в. и получило свое основное развитие в 1970-е гг. Именно в это время были заложены основные принципы специального дошкольного образования: организация специализированных учреждений в зависимости от вида отклонения, введение специальных занятий и специализированного персонала в штат педагогов, небольшая наполняемость групп детей, бесплатность специального дошкольного образования в отличие от общеобразовательных учреждений.

На сегодняшний день это широкая система образовательных учреждений, готовая предложить свою квалифицированную педагогическую, медицинскую, социальную помощь детям с нарушениями развития и их родителям. В основном это детские сады компенсирующего вида или компенсирующие группы детских садов комбинированного типа, а также центры развития ребенка. За рубежом широко принято интегрирование детей с нарушениями развития в детские учреждения общеобразовательного типа. В нашей стране такие инновации приживаются с трудом из-за недостаточного специального кадрового и материально-технического обеспечения. Целесообразной такая интеграция считается только применительно к аномальным детям с уровнем развития, близким к нормальному. Также в нашей стране существуют различные образовательные учреждения для детей, которым требуется психолого-педагогическая и социально-медицинская помощи, оздоровительные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, дошкольные группы при специальных школах и школах-интернатах. Все эти учреждения имеют необходимый штат квалифицированного персонала, обладают современными методиками и приемами коррекционно-развивающего обучения, оснащены необходимым оборудованием.

Если сравнивать состояние специального образования советских времен и настоящего времени, можно отметить закрытость и изолированность системы специального образования в связи с существовавшей в советское время установкой на снижение показателей неблагополучия.

Дети с выявленными нарушениями распределялись в зависимости от вида нарушения в закрытые специализированные учреждения. Обучению и воспитанию подвергались только дети с определенными категориями нарушений, такими как нарушения слуха, зрения, и дети с некоторыми видами нарушения интеллекта. Все остальные – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с тяжелыми нарушениями интеллекта, скомбинированными нарушениями – обучению не подлежали, воспитывались в семьях и оказание им государственной помощи носило медицинский характер.

23. Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии.

Организация специальных видов занятий, таких, как развитие восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как правило, не выделяются структурно в сетке занятий.

Бесплатность.

Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образовании» и в 1995 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, и изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специального образования. Появились новые возможности для функционирования широкой сети образовательных учреждений, в которых дети дошкольного возраста со специальными потребностями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.

Прежде всего это дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ).

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются вдетских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:

Тяжелыми нарушениями речи -до 6 и 10 человек; - с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - до 12 человек; - глухих - до 6 человек для обеих возрастных групп; - слабослышащих - до 6 и 8 человек; - слепых - до 6 человек для обеих возрастных групп; - слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием - до 6 и 10 человек; - с нарушениями опорно-двигательного аппарата - до 6 и 8 человек; - с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 и 10 человек; - с задержкой психического развития - до 6 и 10 челок - с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет - до 8 человек; - с туберкулезной интоксикацией -до 10 и 15 человек; - часто болеющих - до 10 и 15 человек; - со сложными (комплексными) дефектами - до 5 человек для обеих возрастных групп; - с иными отклонениями в развитии -до 10 и 15 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания . В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2–3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю. (Основание: инструктивное письмо Минобразования России от 29.06.99 № 129/23–16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».)

Указанные детские сады и группы подпадают под современное определение, использующееся в нормативных документах «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников, с отклонениями в развитии».

В условиях российского дошкольного образования внедряется интегрированное обучение, для осуществления которого детские сады общеразвивающего вида должны иметь массу условий - специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы. Специалисты, распространяющие идеи интеграции, полагают, что в настоящее время такие условия легче создать:

а) в общеризвивающих группах детских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы;

б) в центрах развития ребенка, где осуществление коррекционной работы со всеми воспитанниками ДОУ изначально должно быть заложено в устав.

Дошкольники с отклонениями в развитии могут посещать общеобразовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основы функционирования таких учреждений заложены в соответствующем Типовом положении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1204.

Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей.

Известно, что для каждого ребенка период перехода к школьному обучению является кризисным. Ребенок сталкивается не только с новым видом деятельности - с учебной деятельностью, но и должен привыкнуть и к новому коллективу детей и взрослых, и к новому режиму, и к новой обстановке. Для детей со специальный потребностями, испытывающими трудности в обучении, общении, социальной адаптации переживание такого кризиса особо тяжело. Эти дети особо нуждаются в щадящем подходе при переход и детского сада в школу. Поэтому образовательное учреждение «начальная школа - детский сад» может рассматриваться как наиболее комфортная организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Ребенок имеет возможность начинать школьную жизнь в знакомой, привычной обстановке вместе с большинством тех детей, которые посещали одну дошкольную группу. Кроме того, учителя начальных классов, как вило, хорошо знакомы с воспитанниками подготовительных к школе групп и имеют возможность осуществлять индивидуально - дифференцированный подход к каждому «проблемному» первокласснику практически с первых дней школьного обучения.

Введение……………………………………………………………………………………………...2

1. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями…………………..…3

2. Образовательные учреждения для детей дошкольного возраста…………………...……7

Заключение………………………………………………………………………………...……….10

Список литературы……………………………………..………………………………….......…..11

Введение

В современных условиях преобразования и модернизации нашего общества особенно остро встает проблема роли семьи и школы в осуществлении своевременной психологической, медицинской и педагогической обоснованной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Задача обеспечения эффективности дощкольного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно актуальна.

Если сравнивать состояние специального образования советских времен и настоящего времени, можно отметить закрытость и изолированность системы специального образования в связи с существовавшей в советское время установкой на снижение показателей неблагополучия.

На сегодняшний день это широкая система образовательных учреждений, готовая предложить свою квалифицированную педагогическую, медицинскую, социальную помощь детям с нарушениями развития и их родителям. В основном это детские сады компенсирующего вида или компенсирующие группы детских садов комбинированного типа, а также центры развития ребенка. За рубежом широко принято интегрирование детей с нарушениями развития в детские учреждения общеобразовательного типа. В нашей стране такие инновации приживаются с трудом из-за недостаточного специального кадрового и материально-технического обеспечения. Целесообразной такая интеграция считается только применительно к аномальным детям с уровнем развития, близким к нормальному. Также в нашей стране существуют различные образовательные учреждения для детей, которым требуется психолого-педагогическая и социально-медицинская помощи, оздоровительные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, дошкольные группы при специальных школах и школах-интернатах. Все эти учреждения имеют необходимый штат квалифицированного персонала, обладают современными методиками и приемами коррекционно-развивающего обучения, оснащены необходимым оборудованием.



Дети с выявленными нарушениями распределялись в зависимости от вида нарушения в закрытые специализированные учреждения. Обучению и воспитанию подвергались только дети с определенными категориями нарушений, такими как нарушения слуха, зрения, и дети с некоторыми видами нарушения интеллекта. Все остальные - дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с тяжелыми нарушениями интеллекта, с комбинированными нарушениями - обучению не подлежали, воспитывались в семьях и оказание им государственной помощи носило медицинский характер.

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями


Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-ЗО-х гг.
К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:
ясли-сады;
детские сады;
дошкольные детские дома;
дошкольные группы
при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время. Были заложены следующие организационные принцип построения специального дошкольного образования.
Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в
развитии.
Таким образом создавались дошкольные учреждения
(группы) для детей:
с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);
с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с
косоглазием и амблиопией);
с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитие речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);
с нарушениями интеллекта (умственно отсталых);
с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп (до 15 воспитанников).
Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких
специалистов-дефекотологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги,
тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских
работников.
Образовательный процесс в специализированных дошкольных
учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексным программами обучения и воспитания, разработанными
для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениям в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.
Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элементарны математических представлений, конструированию, по
развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных
учреждений проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.

Организации специальных видов занятий, таких, как развитие
слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие
зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные
направления работы имеются и в обычных детских садах, где они
включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как правило не выделяются структурно в сетке занятий.
Бесплатность. Известно, что родители вносят некоторую плату за пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с отклонениям в развитии сделано исключение - с их родителей не
взимается никакой платы (см. письмо Министерства просвещения
СССР от 04.06.74 I 58-М «0 содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»). Указанное право по сей день регламентируется этим документом.
Вся работа в специальных дошкольных учреждениях была подчинена единой цели - помочь семьям в воспитании «проблемных» детей, максимально реализован их потенциальные возможности.
Характерным признаком советской системы образования были довольно строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в дошкольные учреждения. Во-первых, такие дети не принимались в массовые детские сады. Если же у воспитанника массового дошкольного учреждения отклонения в развитии выявлялись позже, в ходе обучения, то вопрос о его выводе из состава этого учреждения и переводе в специализированное учреждение или группу решался достаточно жестко. В результате специалисты, в том числе и зарубежные наблюдатели, оценивающие советское образование, отмечали чрезвычайную закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии, искусственную отчужденность воспитанников от нормально развивающихся сверстников и от общества в целом.
Во-вторых, был установлен достаточно обширный перечень диагнозов, которые исключали возможность получения общественного дошкольного образования. Так, в специальные дошкольные учреждения не принимали детей с комбинированными, комплексными отклонениями в развитии. Например, в дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха не подлежали приему слепоглухие, умственно отсталые дети. В то же время в учреждения для детей с нарушениями зрения и с нарушениями интеллекта не принимали глухих и слабослышащих. Помощь таким детям осуществлялась в единичных учреждениях образования и далеко не в каждом регионе России. Кроме того, не подлежали приему дети, страдающие эпилепсией, шизофренией, психопатоподобным поведением, дети с умственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, вынуждены были обходиться в отношении их образования своими силами и зачастую ограничивались медицинскими мероприятиями.
Отметим также, что определить ребенка в ясли-сад можно было только с 2-летнего возраста, а в детский сад - с 3 лет. Дети раннего возраста являлись объектом внимания здравоохранения и практически не имели психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, созданная сеть специализированных дошкольных учреждений внесла огромный положительный вклад в организацию системы всеобщего дошкольного образования, однако оказалась недостаточно гибкой в отношении большой группы детей со специальными потребностями, не подпадающими под нормы отбора и комплектования этих учреждений.
Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образовании» и в 1995 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, произвели изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специального образования.
Утвержденные в последующие годы соответствующие типовые положения для каждого как уже существующего, так и нового типа образовательных учреждений открыли новые возможности для функционирования широкой сети образовательных учреждений, в которых дети дошкольного возраста со специальными потребностями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.
Прежде всего это дошкольные образовательные учреждения (далее-ДОУ).
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, пока родители находятся на работе, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия, необходимые для полноценного развития таких детей.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 0 1.07.95 З 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.
Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:
с тяжелыми нарушениями речи - до 6 и 10 человек; с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - до 12 человек;
глухих - до 6 человек для обеих возрастных групп;
слабослышащих - до 6 и 8 человек;
слепых - до 6 человек для обеих возрастных групп;
слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием - до 6 и 10 человек;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата - до 6 и 8 человек;
с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 и 10 человек;
с задержкой психического развития - до 6 и 10 человек;
с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет - до 8 человек;
с туберкулезной интоксикацией - до 10 и 15 человек;
часто болеющих-до 10 и 15 человек;
со сложными (комплексными) дефектами - до 5 человек для обеих возрастных групп;
с иными отклонениями в развитии -до 10 и 15 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю. (Основание: инструктивное письмо Минобразования России от 29.06.99 № 129/23-16 «0б организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».)
Указанные детские сады и группы подпадают под современное определение, использующееся в нормативных документах - «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников, с отклонениями в развитии».
Многие изменения в сфере отечественного образования происходят под влиянием зарубежного опыта. Так, в развитых странах по отношению к детям со специальными потребностями широко применяются разные модели интеграции в среду нормально развивающихся детей. В условиях российского дошкольного образования интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления детские сады общеразвивающего вида должны иметь массу условий - специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми. Наиболее реальным применение интегрированного обучения сейчас видится по отношению к детям, которые, несмотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизического развития и психологическую готовность к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками. Специалисты, распространяющие идеи интеграции, полагают, что в настоящее время такие условия легче создать: а) в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы; б) в центрах развития ребенка, где осуществление коррекционной работы со всеми воспитанниками ДОУ изначально должно быть заложено в устав.
Дошкольники с отклонениями в развитии могут посещать образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основы функционирования таких учреждений заложены в соответствующем Типовом положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1204.
Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей (см. схему 1).

Известно, что для каждого ребенка период перехода к школьному обучению является кризисным. Ребенок сталкивается не только с новым видом деятельности - с учебной деятельностью, но и должен привыкнуть и к новому коллективу детей и взрослых, и к новому режиму, и к новой обстановке. Для детей со специальными потребностями, испытывающими трудности в обучении, общении, социальной адаптации переживание такого кризиса особо тяжело. Эти дети особо нуждаются в щадящем подходе при переходе из детского сада в школу. Поэтому образовательное учреждение «начальная школа - детский сад» может рассматриваться как наиболее комфортная организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Ребенок имеет возможность начинать школьную жизнь в знакомой, привычной обстановке, вместе с большинством тех детей, которые посещали одну дошкольную группу. Кроме того, учителя начальных классов, как правило, хорошо знакомы с воспитанниками подготовительных к школе групп и имеют возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому «проблемному» первокласснику практически с первых дней школьного обучения.

Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей со специальными потребностями, - образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи, типовое положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.

Речь идет о различных центрах: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и др. Эти учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент этих учреждений специфичен - это дети:
с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;
с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
вынужденные покинуть семью, в том числе по причине несовершеннолетия матери;
из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и др.
Очевидно, что среди перечисленных групп детей встречается немало детей с отклонениями в психическом или физическом развитии. С ними работают педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, медицинский персонал.

Основные направления деятельности таких учреждений по отношению к детям дошкольного возраста:
диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;
образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;
организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения создаются в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении. В соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.
Нередки случаи, когда дети с отклонениями в развитии до 5- 6-летнего возраста не воспитывались в дошкольном учреждении. Для подготовки таких детей к обучению в школе предусматривается ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Минобразования России от 22.07.97 1 990/14-15 «0 подготовке детей к школе» благоприятные условия для подготовки детей к школе могут быть созданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ, а для детей 5-6 лет - на базе общеобразовательных учреждений (школ). Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.
Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК. Но обычно они приходят сюда уже с направлением из лечебно-профилактического учреждения (поликлиники, детской больницы, сурдологичского центра и пр.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

Заключение.

Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. В России создана достаточно широкая дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно – двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью.

В России практика обучения детей с ОВЗ вместе с нормально развивающимися сверстниками началась более 15 лет назад. Первым успешным примером можно считать обучение детей с нарушениями слуха в системе общего образования по методике Э.И. Леонгард. Тогда же в образовательных учреждениях общего типа были открыты специальные (коррекционные) классы для детей с особыми образовательными потребностями, что позволило решить вопросы как получения образования детьми с ОВЗ, так и сохранения и укрепления института семьи и интеграции ребенка в общество.

В настоящее время существуют различные определения понятия интеграция, которые раскрывают его в полной мере. В широком смысле, (лат. интегратио – восстановление, восполнение, целый) данное понятие означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Таким образом интеграция в общество человека с ограниченными возможностями здоровья, на данный момент, означает процесс и результат предоставления ему всех прав и реальных возможнос­тей участвовать во всех видах социаль­ной жизни общества наравне и вместе с остальными членами общества в усло­виях, компенсирующих ему отстава­ние в развитии и ограничения возмож­ностей жизнедеятельности. Следовательно, интегрированное обучение создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка, которые реализуются в зависимости от структуры дефекта, психофизических, психологических особенностей лечения в условиях определенных моделей интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей (постоянная полная, пос­тоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная и эпизодическая).

Список литературы:

1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой.

2. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. - М, 1989.

3. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М., 1992.

4. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: