Описание конструкции. Ненужный разведчик Разведывательные танки на базе pz.38(t)

Легкий танк Pz.38(t) Ausf.F. 1941 r.


Легкий танк, разработанный фирмой CKD для чехословацкой армии в 1938 г, в развитие конструкций танков TNH, LTP и LTH, поставлявшихся на экспорт, Получил армейское обозначение LT vz. 38. Серийное производство началось только в 1939 г., уже после немецкой оккупации, под индексом Pz.38(t). С 1939 по 1942 г. заводами ВММ (Bцhmisch – Mahrische – Maschinenfabrik) – такое название получила фирма CKD – было выпущено 1414 единиц.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Pz.38(t) А – танки полностью идентичные тем, что предназначались для чехословацкой армии. Двигатель Praga ЕРА мощностью 125 л.с. Вооружение: 37-мм пушка KwK А7 и два пулемета Бронирование 10 – 25 мм. Танк имел две антенны: штыревую и поручневую. закрепленную на левом борту корпуса. Радиостанция немецкого образца. Экипаж 4 чел. Изготовлено 150 единиц.

Pz.38(t) В – ликвидирована поручневая антенна, установлена фара Notek. Изготовлено 110 единиц.

Pz.38(t) С – чешская антенна заменена немецкой, введены другие мелкие изменения. Изготовлено 110 единиц

Pz.38(t) D – введен прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовая

броня была доведена до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть – без изменений. Изготовлено 105 единиц.

Pz.38(t) Е – вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни – 50 мм, борта корпуса и башни – 30 мм). Боевая масса 10,14 т. На левой надгусеничной полке смонтирован ящик ЗИП большого размера. Изготовлено 275 единиц.

Pz.38(t) F – идентичен по конструкции варианту Е. Введены кронштейны для крепления канистр с топливом. Изготовлено 250 единиц.

Pz.38(t) G – последняя серийная модификация От варианта Е отличалась цельным лобовым листом корпуса и отсутствием ящика ЗИП. Изготовлено 306 единиц.

Pz.38(t) S – экспортный вариант. По конструкции идентичен моделям А – С, за исключением 50-мм лобовой брони, Предназначался для Швеции, но поставлен не был Изготовлено 90 единиц.

Pz.Bef.38(t) – несколько десятков танков модификаций В – G были переоборудованы в командирские танки Panzerbefehlswagen 38(t). Курсовые пулеметы демонтированы (отверстие под шаровую установку заглушено круглой бронекрыш- кой), вместо пушки установлен деревянный макет. Командирские танки ротного звена оснащались радиостанциями Fu 5 и Fu 6, батальонного и полкового – Fu 5 и Fu 8. Первые оснащались штыревыми антеннами, вторые штыревыми и поручневыми.




Pz.38(t) Ausf.A 7-и танковой дивизии во Франции. Май 1940 г.


Aufklarungspanzer 38(t) – разведывательный танк. Изготавливался путем переделки линейных танков Pz.38(t), снятых с вооружения. Двигатель Praga АЕ мощностью 160 л.с. Корпус – клепаный, башня – сварная, многогранная, открытая сверху. Вооружение: пушка KwK 38 калибра 20 мм и пулемет MG 42. Боекомплект: 300 выстрелов и 1500 патронов. Изготовлено 70 единиц.

Танки LTvz.38 были формально приняты на вооружение, но в подразделения чехословацкой армии поступить не успели – 15 марта 1939 г. Чехию и Моравию оккупировали немецкие войска. Новым заказчиком этих боевых машин стал гитлеровский Вермахт. К августу 1939 г. танками Pz.38(t) укомплектовали 67-й танковый батальон 3-й легкой дивизии Вермахта, которая накануне Польской кампании входила в состав 15-го легкого корпуса 10-й полевой армии группы армий "Юг". Всего к началу Второй мировой войны фирма ВММ изготовила 78 Pz,38(t), 57 из них поступили в 67-й батальон.



Pz.38(t) Ausf.B из состава 9-й танковой дивизии Вермахта. Восточный фронт, лето 1941 г. Судя по отсутствию курсового пулемета это командирская машина



Рж.ЭВЦ) Ausf.G из состава 20-й танковой дивизии Вермахта. Восточный фронт, июль 1941 г.


После завершения боевых действий в Польше все легкие дивизии Вермахта переформировали в танковые. 3-я легкая дивизия стала В-й танковой, а 67-й танковый батальон развернули в 10-й танковый полк. Накануне Французской кампании (операций "Гелб") танки Pz,38(t) имелись в составе двух немецких танковых дивизий – 7-й и 8-й. По состоянию на 10 мая 1940 г в 7-й танковой дивизии насчитывалось 34 танка Pz.I , 68 Pz.II, 91 Pz,38(t). 24 Pz.IV и 8 Pz Bef,38(t) В 8-й танковой дивизии – 58

Pz.II, 116 Pz.38(t), 23 Pz.IV и 15 Pz Bef.38(t) За время Французской камлании потери 7- й и 8-й танковых дивизий в чехословацких боевых машинах составили 54 единицы, из них шесть танков были потеряны безвозвратно.

В апреле 1941 г. танки Pz.38(t) 8-й танковой дивизии приняли участие в операции "Марита" – нападении на Грецию и Югославию. Дивизия наступала с территории Австрии и Венгрии и действовала в основном в Хорватии, население которой встречало немцев как освободителей Окончание боев на Балканах, последовавшее 27 апреля после капитуляции Греции, 8-я танковая встретила в Сараево. За время операции дивизия потеряла семь танков.


Вверху – командирский танк Pz.Bef.38(t). Слева – танки Pz.38(t) Ausf.S словацкой армии во время тактических занятий





Красноармейцы осматривают подбитый танк Pz.38(t) Ausf.G. Июль 1941 г.


В операции "Барбаросса" принимали участие 17 немецких танковых дивизий. Шесть из них были вооружены чехословацкими танками: 6-я танковая – Pz.35(t), остальные – Pz.38(t). Pz.38(t) составляли 17% (660 единиц, включая командирские) танкового парка Германии того периода. Четыре танковых дивизии (7-я, 12-я, 19-я и 20-я) входили в состав 3-й танковой группы генерала Гота (группа армий "Центр"), 8-я танковая действовала в составе 4-й танковой группы генерала Гёпне- ра (группа армий "Север"). Общие же потери Вермахта в танках Pz.38(t) за 1941 г. составили 796 единиц.



Легкий танк Pz.38(t) Ausf.G съезжает с платформы немецкого бронепоезда. По ненадобности на таких машинах установка курсового пулемета изымалась



Красноармейцы осматривают захваченный немецкий танк Pz.38(t) Aus f. F. 1942 г.


В начале 1942 г. основная масса танков этого типа была объединена во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию. Она воевала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в ходе боев в районе г.Калач-на-Дону дивизия была разгромлена. В 1943- 1944 гг. оставшиеся е строю танки 38(t) использовались главным образом в полицейских и учебных целях.

С весны 1940-го до начала 1941 г. словацкая армия получила 37 танков Pz.38(t) Ausf.S. Все они вошли в состав так назы ваемой "быстрой группы", развернутой 8 июля 1941 г. в "быструю бригаду" – единственное моторизованное соединение словацкой армии, принявшее участие в операции "Барбаросса", Словацкая охранная дивизия, воевавшая против партизан на Украине, в апреле 1943 г. получила роту из пяти LT-38. Эти танки участия в боях не принимали, а использовались главным образом для охраны штаба дивизии.

Очередную партию из 58 машин словаки заказали в июне 1943 г. Однако немцы передали им только 37 танков разных модификаций, по-видимому из числа проходивших ремонт. Эти машины находились на территории Словакии и впервые пошли в бой только в августе 1944 г., когда началось Словацкое национальное восстание. Правда воевали они уже с немецкими войсками и почти все были уничтожены.



Разведывательный танк Aufklarungspanzer 38(t) во дворе завода ВММ в Праге



Легкие танки Pz.38(t) венгерской армии


Башня Pz.38(t) Ausf.G крупным планом



Трофейные Pz.38(t) после ремонта и замены пулеметов на отечественные активно использовались частями Красной Армии. На фото – эшелон с трофейными танками направляется на фронт. Август 1942 г.


В Румынию единственная крупная партия танков Pz.38(t) – 50 единиц – была поставлена в 1943 г. в рамках программы восполнения потерь, понесенных румынскими танковыми частями под Сталинградом.

Болгарская армия получила первые танки Pz.38(t) в период с сентября 1943 по февраль 1944 г., на который пришлись наиболее массовые поставки немецкой техники. Среди прочих боевых машин было получено и 10 Pz-38(t), которые принимали участие в противопартизанских операциях в Македонии. Следует отметить, что Pz.38(t) эксплуатировались в Болгарии и некоторое время после окончания Второй мировой войны.

В октябре 1941 г. в Венгрии была сформирована 1-я бронетанковая дивизия. Когда в 1942 г. дивизия отправилась на Восточный фронт в ее 30-м танковом полку наряду с 19 венгерскими танками "Толди" насчитывалось 89 танков Pz.38(t). В общей сложности Венгрия получила от Германии 111 боевых машин этого типа – 105 линейных танков и шесть командирских. Большинство из них ждал печальный конец – 1-я бронетанковая дивизия, попавшая под молот советского наступления под Сталинградом, была полностью уничтожена.

Aufklarungspanzer 38(t) поступили на вооружение нескольких танковых дивизий, в том числе – 2-й танковой, действовавшей на Западном фронте. Несколько таких машин стали трофеями союзных войск.

На базе Pz.38(t) строились самоходно- артиллерийские установки, командирские и разведывательные танки, тягачи для подвоза боеприпасов.



Легкий танк Pz.38(t) Ausf.G на НИБТПолигоне в Кубинке. 1946 г.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.38(t) AusF.G.

БОЕВАЯ МАССА, т: 9.7

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм- длина – 4610, ширина – 2135, высота – 2252, клиренс – 400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK А7 L/42 калибра 37 мм, 2 пулемета MG 37(t) калибра 7.92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ. 72 артвыстрела, 2700 патронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 50; борт – 30; корма – 12; крыша – 10; днище – 8; башня-15-50.

ДВИГАТЕЛЬ- Praga ЕРА. 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 125 л.с. (92 кВт) при 2000 об/мин., рабочий объем 7754 см³.

ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная коробка передач (5+1), дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; в каждой гусенице 93 трака шириной 293 мм, шаг трака 104 мм.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: 42.

ЗАПАС ХОДА, км: 230.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 28,7; ширина рва, м – 2,1; высота стенки, м – 0,8, глубина брода, м – 0,8.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.

Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.3 / 1.3 / 1.3 БР

4 человек Экипаж

Подвижность

9,7 тонн Масса

5 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

90 снарядов боезапас

10° / 25° УВН

одноплоскостной
вертикальный стабилизатор

5 500 снарядов боезапас

200 снарядов размер обоймы

769 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A - немецкое наименование чешского легкого танка LT vz.38, который был захвачен немцами ввесной 1939 года после оккупации Чехословакии. С 1939 по осень 1941 года, танк был одним из лучших легких танков в мире, т.к. сочетал в себе хорошие подвижность и манёвренность, высочайшую надёжность, хорошее противопульное бронирование и неплохое вооружение. Поэтому немцы, после испытаний машины, не только приняли на вооружение уже построенные танки LT vz.38, но и продолжили их выпуск постоянно модернизируя и улучшая их конструкцию, кроме того, после прекращения выпуска танков в 1942 году, на базе их шасси выпускалось множество другой техники, такой как САУ и ЗСУ .


Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A принимал участие в Польской, Французской и Балканской кампаниях Вермахта, где показал себя очень эффективной боевой машиной. Последней кампанией в которой танк принимал участие стала операция Барбаросса (нападение на СССР), где стало очевидным что машина уже не может эффективно вести боевые действия т.к. броня и вооружение танка уже сильно уступали новым советским средним и тяжелым танкам. Тем не менее танки Pz.Kpfw. 38(t) использовались в Вермахте до самого конца войны. Ausf. A - первая серийная модификация танков LT vz.38, это первые 150 машин выпущенные с мая по ноябрь 1939 года которые, первоначально, предназначались для Чехословацкой армии, но были захвачены немцами на заводе еще до поступления танков в войска.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

15 мм участок брони под маской орудия который пробивается даже крупнокалиберными пулемётами

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A обладает лучшей лобовой броней, чем большинство аналогичных легких танков на том же БРе . Почти вся лобовая броня танка имеет толщину 25-30 мм, что исключает её пробитие крупнокалиберными пулемётами, за исключением узкого участка брони под маской орудия, который имеет толщину всего 15 мм и может пробиваться крупнокалиберным пулемётом. Несмотря на хорошую лобовую бронезащиту, машина все равно уязвима для вражеских орудийных снарядов, а очень плотная компоновка внутри приводит к тому, что снаряд с хорошим заброневым действием может уничтожить танк с одного попадания. Борта и корма танка защищены хуже - 15 мм во всех проекциях, поэтому, при атаках с флангов и тыла, Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A уязвим для любого вооружения, кроме пулемётов ружейного калибра. На живучести танка негативно сказывается расположение боекомплекта, который размещен длинной пачкой вдоль правого борта и в башне. Не раз осколки снарядов противников, задевшие боекомплект машины, приведут к его взрыву.

Подвижность

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A имеет очень хорошую подвижность и манёвренность. Максимальная скорость в 47 км/ч делает танк одним из самых быстрых в своём классе и даёт преимущества перед более медленными легкими и средними танками. У танка также неплохая манёвренность, как с места, так и во время движения, что даёт возможность быстро и почти без потерь скорости менять направление движения на ходу. С места манёвренность чуть хуже, но все равно достаточная чтобы быстро разворачиваться на месте. Задний ход в 6 км/ч не такой быстрый, но, учитывая размеры танка, достаточный чтобы быстро сдать назад, за укрытие и спрятать машину от огня противников. Проходимость Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A на высоте, машина без труда и значительных потерь скорости преодолевает почти все рельефные ландшафты в игре. Единственным недостатком в проходимости танка является преодоление разрушаемых препятствий, таких как заборы, деревья и прочее, где машина очень сильно замедляется и теряет скорость разрушая собой объекты. Игроку стоит быть аккуратным при резких манёврах на скорости и на крутых склонах, т.к. при узкой базе машина довольно высокая и может перевернуться при неаккуратном манёвре.

Вооружение

Основное орудие

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A вооружен 37-мм орудием KwK 38(t) с боезапасом в 90 снарядов. Орудие обладает неплохим, для своего БРа, бронепробитием, но слабым заброневым действием снарядов, что приводит к тому что для уничтожения противника, в основном, нужно 2-3 снаряда. Выведение из строя вражеской техники с одного попадания редкость для этого орудия. На дальних дистанциях у пушки присутствует небольшой разброс снарядов, но всё равно точность стрельбы довольно хорошая. Орудие обладает хорошими углами вертикальной наводки (УВН) от -10 до 25 градусов.

Для танка доступно три вида снарядов:

  • Pzgr. 34(t) - бронебойный остроголовый снаряд (с бронебойным наконечником). Стандартный снаряд Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A имеет достаточное бронепробитие чтобы бороться со всеми встречающимися противниками, меньшее, однако, чем у Pzgr.(t) umg.. Заброневое действие у снаряда слабое.
  • PzGr. 40 - бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие, но практически не имеет заброневого действия. Малоэффективен при стрельбе по наклонной броне. На дальних дистанциях теряет своё бронепробитие и уступает обычным бронебойным снарядам. Рекомендуется для стрельбы по хорошо бронированным целям, а также для точечных ударов по экипажу и модулям противников на ближних дистанциях.
  • Pzgr.(t) umg. - бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Имеет лучшее бронепробитие чем у Pzgr. 34(t), но меньшее чем у PzGr. 40, при этом обладает таким же заброневым действием как и Pzgr. 34(t). Может эффективно бороться со всеми встречающимися противниками. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.

Пулемётное вооружение

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A вооружен 7,92-мм пулемётом vz.37 с боезапасом в 5500 патронов. Пулемёт находиться в башне и спарен с орудием. Может быть эффективен при стрельбе по не бронированным целям, таким как например ЗСУ на базе грузовиков и для стрельбы по членам экипажа вражеской техники не защищенными броней. Против бронированных противников пулемёт бесполезен.

Применение в бою

Расположение экипажа и модулей внутри Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A, благодаря своей хорошей подвижности, может одним из первых приехать на точки захвата. Неплохая лобовая броня и хорошая подвижность и манёвренность дают возможность использовать этот танк как в авангарде атак, так и для поддержки атакующих сил. Но несмотря на лучшую, чем у других легких танков, лобовую броню, машина всё равно очень уязвима для снарядов, особенно крупного калибра, поэтому игроку нужно быть осторожным чтобы лишний раз не подставлять свою машину под вражеский огонь. По этой причине Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A может неплохо себя зарекомендовать в атаках из засад или фланговых обходах противника. Малые размеры машины позволяют занимать неожиданные для противника позиции, а отличные скорость и манёвренность позволят быстро и не заметно заходить противникам во фланг или тыл. Единственные две тактики, которые не подойдут этому танку - это оборона точек и снайперская стрельба. Слабое бронирование, плотная компоновка и не так уж быстро вращающаяся башня делают Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A не самым лучшим выбором для обороны, а разброс снарядов при стрельбе на дальние дистанции и снижение бронепробития снарядов исключают возможность ведения эффективного огня на дальние дистанции.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошая лобовая броня
  • Отличная подвижность
  • Замечательная манёвренность
  • Неплохое бронепробитие
  • Превосходная проходимость
  • Хорошие УВНы

Недостатки:

  • Слабое заброневое действие снарядов
  • Слабое бронирование бортов и кормы
  • Плотная компоновка
  • Расположение боекомплекта

Историческая справка

Легкий танк LT vz.35 на замену которому пришел LT vz.38

В конце 30-х годов армия Чехословакии нуждалась в замене уже устаревшего по конструкции лёгкого танка LT vz.35. На объявленный конкурс откликнулись 2 компании - Škoda и Сeskomoravska-Kolben-Danek (ЧКД). После испытаний был принят на вооружение вариант танка ЧКД, в основном из-за безотказной надежности материально-технической части танка (после пробега в 7740 км, которые танк преодолел без единой серьёзной поломки, что для того времени было настоящим достижением) и получил обозначение LT vz.38. Первый заказ от министерства национальной обороны Чехословакии поступил ЧКД в апреле 1938-го года и составлял 150 машин, но ни одна машина так и не попала в армию из-за оккупации Чехословакии войсками Вермахта в марте 1939 года. Немецкая реквизиционная команда обнаружила первые танки LT vz.38 на заводах ЧКД. Их сразу же реквизировали как боевые трофеи и взяли на испытание. Немцам машина очень понравилась и танк был принят на вооружение под обозначением Pz.Kpfw 38(t), буква «t» в скобках указывала на то, что он был чешским (от немецкого tschechischen, означающее чешский). Более того, после того как все 150 машин предназначавшихся для Чехословацкой армии были построены, немцы делали последующие заказы ЧКД на эти танки.

В Вермахте Pz.38(t) оценили по достоинству, ведь по надежности и вооружению он превосходил немецкие танки Pz.Kpfw I и Pz.Kpfw II. Pz.38(t), на конец 30-х годов, был одним из лучших легких танков в мире, сочетал в себе такие положительные качества как высокая скорость и маневренность, хорошее вооружение, позволяющее справляться не только со всеми легкими танками других стран, но и с некоторыми моделями средних танков, а также отличался небывалой надежностью ходовой части. Но машина имела и некоторые конструктивные недостатки, например броня танка скреплялась заклепками, а не сваркой. В начале 40-х годов все танкостроительные фирмы мира отказались от клепаной брони и перешли на сварку, т.к. заклепки добавляли лишний вес танку, а при попадании вражеского снаряда по клёпаной броне, заклепки, отрываясь от взрывной волны, могли представлять большую угрозу экипажу, чем осколки вражеских снарядов.

Немецкий танкист на Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

Танк использовался немцами при захвате Польши, Франции и в Балканской кампании, где показал себя с хорошей стороны. Последней кампанией, где воевал танк, стала Восточная кампания против Советского Союза. В начальный период кампании (лето 1941-го года) Pz.Kpfw 38(t)был таким же эффективным как и ранее, но уже с появлением на арене боевых действий новейших советских танков Т-34 и КВ-1 показал свою полную небоеспособность против них - 37-мм пушка не могла справится с броней советских новинок, в то время как сам Pz.Kpfw 38(t) прошивался орудиями Т-34 и КВ-1 практически насквозь. В начале 42-го года от дальнейшего выпуска танка отказались т.к. противостоять Т-34 и КВ-1, которых на фронте становилось всё больше, он уже не мог. Но немцы так нуждались в пополнении все растущих потерь в бронетехнике, что не могли терять уже отлаженное под Pz.Kpfw 38(t) производство. В связи с этим, а также с учётом большой надежности шасси танка, на заводах ЧКД было разработано множество машин на базе Pz.Kpfw 38(t), таких как Marder III, Jagdpanzer 38(t), Aufklärungspanzer 38(t) и многое другое, таким образом шасси танка выпускалось до самого конца войны. Известно что по состоянию на октябрь 1944 года, в Вермахте всё еще числилось 229 единиц танков Pz.Kpfw. 38(t), после октября статистика учета перестала вестись, но, скорее всего, некоторые танки Pz.Kpfw. 38(t) принимали участие в боях вплоть до капитуляции нацистской Германии.

За период войны было выпущено 8 модификаций данного танка - A, B, C, D, E, F, S и G + командирские варианты. На столь долгий срок выпуска этих машин, возможно, сыграло роль еще то, что немцам остро не хватало своих бронетанковых войск и им была нужна любая возможность нарастить свой боевой потенциал, однако, так удачно подвернувшаяся им техника, пожалуй, была одной из лучшей на конец 30-х годов, а о её надёжности и говорить не приходилось.

Особенности модификации танка Pz.Kpfw 38(t) Ausf. A (номера шасси с 1 по 150):

  • Перископ кругового обзора командира танка не защищен бронекрышкой-колпаком и выступает из защитного стакана-цилиндра
  • По левому борту смонтирована "боевая" поручневая антенна
  • На кормовой плите корпуса машины поперек люка доступа к вентилятору размещено крепление инструмента - кирки и лопаты
  • В подвеске танка использованы узкие резиновые бандажи и пакеты из 14 листовых рессор
  • Светоотражатели размещены спереди по самым углам надгусеничных полок, а не на специальных креплениях, как на последующих модификациях
  • С июля 1939 года и до конца производства модификации (ноябрь 1939 года) слева над глушителем танка размещались приборы дымопуска по типу Pz. III / Pz. IV
  • В ходе производства между шаровой установкой башенного пулемета и пушкой введена пластина, препятствующая ориентации пулеметного ствола в ствол пушки
  • К концу производства на левом заднем углу подбашенного листа появился поручень для облегчения посадки экипажа
  • Практически в начале производства введена установка фары "Нотек" спереди на левой гусеничной полке и конвойного фонаря "Нотск" сзади на стойке с правой стороны.

Медиа

    Наступление группы танков Pz.Kpfw. 38(t)

    Немецкие танки Pz.Kpfw. 38(t) (слева) и Pz.Kpfw. III (справа) во время операции «Барбаросса»

    Pz.Kpfw. 38(t) (слева) и Pz.Kpfw. II (справа) преодолевают склон

    Подразделение вооруженное танками Pz.Kpfw. 38(t) в наступлении

    Группа танков с Pz.Kpfw. 38(t) (между деревьями) движущаяся через лесополосу

    Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

LT vz.38 - ТNHР -
Panzerkampfwagen 38(t) -
Pz.Kpfw.38(t).

Танк LТ-38 разработан в 1938 году концерном "ЧКД-Прага" под обозначением TNHP. Отличался простой, рациональной конструкцией. В его ходовой части с каждого борта использовались четыре опорных катка большого диаметра, сблокированных попарно на листовых рессорах. Ведущие колеса с трансмиссией располагались в передней части корпуса. Для облегчения ремонта трансмиссии в полевых условиях в передней части корпуса был сделан большой люк. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки и двух 7,92-мм пулеметов.

В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения. Первоначально танк поставлялся чехословацкой армии, а после оккупации Чехословакии Германией его производство продолжалось уже для нужд вермахта. До 1942 года вермахту было поставлено 1411 таких машин под маркой танк 38(t). Но особую известность танк получил в связи с тем, что его простое надежное шасси широко использовалось для создания самых разнообразных самоходно-артиллерийских установок, бронетранспортеров, ремонтно-эвакуационных машин и другой техники. Одних только так называемых "истребителей танков" типа "Хетцер" с начала 1944 года и до конца войны было выпущено 2500 единиц. После войны эти вооруженные 75-мм пушкой установки поставлялись армии Швейцарии под обозначением G13.

Лучшим чехословацким легким танком был LТ vz.38 или TNHP производства фирмы ЧКД. Это была последняя модель, полностью отработанная до оккупации страны фашистской Германией и в 1938 году заказанная чешской армией. Однако по условиям мюнхенского договора Чехословакия должна была ограничить производство вооружения, поэтому подготовка к серийному производству боевых машин LТ - TNHP была приостановлена.

Ко времени оккупации Чехии и Моравии 15 марта 1939 года со сборочной линии завода фирмы ЧКД сошли всего 3 предсерийных машины. После оккупации Чехословакии фашистской Германией производство легкого танка ТNНР было продолжено для нужд гитлеровской армии, в которой он получил обозначение Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A. Первые 9 серийных машин под обозначением 38(t) Ausf. А покинули стены завода BMM 22 мая 1939 года. Всего же до начала второй мировой войны было построено 98 танков этой модификации.

Рz.Kрfw.38(t) представлял собой легкий танк с экипажем из трех человек (Словакия) или четырех (Германия, Венгрия, Румыния). Толщина брони не превышала 10-25-мм. Рz.Kрfw.38(t) имел ходовую часть типа "Кристи", которая состояла из четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков большого диаметра (775-мм). Каждая пара опорных катков подвешивалась индивидуально на листовых рессорах. В передней части корпуса располагалось ведущее колесо с 19 зубьями, в задней - колесо натяжения с механизмом натяжения. В верхней части корпуса находились два маленьких поддерживающих катка.

В качестве силовой установки танки оснащались 6-цилиндровыми рядными карбюраторными двигателями типа "Прага" ЕРА мощностью 125 л. с. при 2200 об/мин. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A развивал по дороге максимальную скорость 48 км/ч и 20-25 км/ч при движении по бездорожью. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки "Шкода" А-7 и 7,92-мм пулемета ZВ 53 (vz. 37), которые размещались в башне, и второго такого же пулемета в лобовом листе корпуса. Башня танка не имела силового привода, перемещение орудия в вертикальной плоскости, а также поворот башни выполнялись вручную. Командир имел в своем распоряжении наблюдательную башенку с четырьмя смотровыми щелями, закрытыми пуленепробиваемым стеклом, и перископ.

Попасть внутрь машины можно было либо через люк в командирской башенке, либо через люк над местом механика-водителя с правой стороны корпуса. Некоторые исследователи (Чарльз К Климент и Хилари Л. Дойл) утверждают, что в аварийной ситуации танк можно было покинуть через люк в противопожарной перегородке, ведущий в силовое отделение, из которого можно было выйти наружу, подняв верхние защитные крышки.

Радиостанция размещалась слева в передней части корпуса. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A, как и LT vz. 38, имел штыревую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности до 5-9 км, и "боевую" поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса. Несколько позже немцы стали оснащать танки своими радиостанциями FuG 5 и FuG 2. Системы внутренней связи не было, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи разноцветных сигнальных огней.

И, наконец, немцы установили дополнительное бронирование пулемета в виде кольца, которое монтировалось вокруг его маски. В остальном танк не претерпел никаких изменений по сравнению с тремя предсерийными LT vz. 38.

По основным параметрам чешские танки LT vz. 35 и LT vz. 38, безусловно, превосходили ту технику, которой располагала гитлеровская армия в 1938-1939 годах (т.е. Pz.I и Pz.II). Таким образом, захват чехословацкой промышленности и материальной части чехословацких танковых частей способствовал значительному усилению фашистской армии. На основе чешского LT vz. 38 немцы построили ряд модификаций, а также использовали его шасси для производства самоходных артиллерийских установок.

Еще до захвата Чехословакии Германией были выпущены конструктивно близкие к модели LT vz. 38 танки LTP и LTH. Танк LTP имел боевой вес 7,5 т. Форма его башни приближалась к цилиндрической, а командирская наблюдательная башенка располагалась в ее правой части. Такие танки поставлялись Перу. Танк LTH был вооружен 24-мм пушкой и двумя пулеметами. Боевой вес LTH составлял 7,5 т. С незначительными изменениями танк TNHP начал производиться в Швеции под обозначением m/41. Производство Т-21 было организовано в Венгрии, где вместе с новым вооружением он стал называться "Туран" I (с 40-мм пушкой) и "Туран" II (с 75-мм пушкой). При этом его лобовая броня была увеличена до 60-мм.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

4600 мм

ширина

2120 мм

высота

2400 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1х37-мм пушка 2 х 7,92-мм пулемета

Боекомплект

72 снаряда 2400 патронов

Бронирование:
лоб корпуса
лоб башни
Тип двигателя

карбюраторный "Прага"

Максимальная мощность

125 л.с.

Максимальная скорость
Запас хода

250 км

Bapианты

  • TNHP Первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук)
  • LTP Экспортный вариант для Перу
  • LTH Экспортный вариант для Швейцарии
  • LT vz. 38 Обозначение в Чехословацкой армии (на вооружение принят не был)
  • Strv m/41 Производились по лицензии в Швеции
  • Sav m/43 Штурмовое орудие на базе LT vz. 38, производилось в Швеции
  • PzKpfw 38(t) A-D Танк производства Германии
  • PzKpfw 38(t) E-G Pz 38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной фронтальной брони
  • PzKpfw 38(t) Ausf S Производился для Швеции, но был конфискован Германией
  • SdKfz 138 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой
  • SdKfz 139 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой
  • SdKfz 138/1 Grille САУ со 150-мм немецкой пехотной пушкой; текже был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов
  • SdKfz 140 Flakpanzer 38(t) ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой
  • SdKfz 140/1 Разведывательный танк
  • SdKfz 141/1 Разведывательный танк с 20-мм орудием, взятым от бронемобиля SdKfz.222
  • Jagdpanzer 38(t) Hetzer Истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48
  • G-13 Швейцарское обозначение Hetzer"ов, проданных Чехословакией Швейцарии после войны.

Источники:

  • М.Б. Барятинский. Легкие танки Второй Мировой;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • LT vz.38 Pz.Kpfw. 38(t) Praga ;
  • PzKpfw 38(t) LT vz.38 ;
  • Thomas L. Jentz: Die deutsche Panzertruppe 1933-1942;
  • Chris Bishop, The Encyclopedia of Weapons of World War II.

1 июля 1938 года новую машину приняли на вооружение под армейским обозначением LT vz.38 в качестве стандартного легкого танка чехословацкой армии. Было заказано 150 танков, из которых первые 20 нужно было сдать к концу года, а остальные 130 - к концу мая 1939-го.

Выполнению этих планов сильно мешали экспортные поставки, отвлекавшие фирму ЧКД от выполнения заказа для чехословацкой армии. Речь здесь идет об изготовлении партий танков для Перу, Швейцарии и Литвы. Первые боевые машины для перуанской армии были готовы 8 августа 1938 года. После объявления мобилизации в сентябре 1938 года танки были реквизированы чехословацкой армией, но затем все-таки отправлены в Перу. Эта страна получила 24 машины LTP.

Первым в эту латиноамериканскую страну прибыл танк, названный "Лима". После сборки и регулировки узлов и агрегатов, проведенных под руководством чешского инженера Чевички, машина подверглась испытаниям на высоте 3725, а позднее - 4500 м над уровнем моря.

Свою службу в частях перуанской армии LTP начали с участия в... военном перевороте. В 1946 году Перу собиралась закупить еще 24 машины этого типа, поскольку, по мнению военных, они были лучше американских "стюартов". Готовых танков в Чехословакии в то время уже не нашлось, а вот поставки запчастей продолжались вплоть до 1950 года.

Поразительно, но последние, правда не подтвержденные, упоминания о службе LTP в перуанской армии относятся к 1988 году!
Контракт со Швейцарией на поставку танков LTH заключили 16 декабря 1937 года. С августа 1938 по апрель 1939 года ЧКД изготовила 24 машины, вооруженные, в отличие от чехословацкого прототипа, 20-мм пушками "Эрликон".
Такими же пушками предполагалось вооружить и 21 машину LTL для Литвы, изготовление которых планировалось начать в апреле 1939 года.

В результате всех этих экспортных усилий к 15 марта 1939 года - началу оккупации Чехии и Моравии немецкими войсками было выпущено только три танка LT vz.38 для чехословацкой армии. Первые девять машин нулевой серии покинули цеха завода БММ (немцы переименовали ЧКД в Богемско-Моравскую

машиностроительную фабрику) 22 мая 1939 года. Интерес, проявленный руководством панцерваффе к чехословацкой боевой машине, оказался не случайным.

При массе 9,7 т LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой "Шкода" А-7 с длиной ствола в 42 калибра и двумя 7,92-мм пулеметами vz.35. Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 патронов.

На танке использовался двигатель "Прага" ЕРА, шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 125 л.с. при 2200 об/мин. Это позволяло танку развивать скорость до 48 км/ч на шоссе и около 20 км/ч по пересеченной местности. Запас хода составлял 230 км. Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач (пять скоростей вперед и одна - назад) и многодисковым главным фрикционом сухого трения.

Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт - 0,57 кг/см2.

Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25, бортовой - 15, кормы - 12, крыши - 10, днища - 8 мм. Бронезащита башни колебалась в пределах 15-25 мм.

Таким образом, по своим тактико-техническим характеристикам легкий LT vz.38 не уступал, а частично даже превосходил немецкий средний танк Pz.III, выпускавшийся в то время в мизерных количествах. К явным недостаткам чехословацкой машины можно отнести устаревшую для конца 30-х годов технологию изготовления корпуса и башни - клепкой на каркасе из уголков. Экипаж танка состоял из трех человек, что не обеспечивало полного разделения труда.
Тем не менее, руководству фирмы БММ приказали срочно закончить первую партию из 150 машин, заказанных еще для чехословацкой армии. Эти танки получили обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A и отличались от LT vz.38 лишь наличием немецкой радиостанции. Экипаж был увеличен до четырех человек.


Ausf.B выпускался с января по май 1940 года. Всего собрали 110 машин, имевших в деталях незначительные отличия от предыдущего образца.
Следующая серия танков, получивших обозначение Ausf.C, также состояла из 110 машин. Она строилась с мая по август 1940 года. Эти танки отличались наличием германской радиоантенны и измененным расположением глушителя.
На 105 машинах модификации D был введен прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовую броню довели до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть остались без изменений.
С ноября 1940 по май 1941 года выпустили 275 танков модификации Е - вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни - 50 мм, борта корпуса и башни - 30 мм). Боевая масса достигала 9,87 т. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для инструментов большего размера. Водитель и наводчик получили более совершенные приборы наблюдения.

Следующая модель F, изготавливавшаяся с мая по октябрь 1941 года, от предыдущей практически не отличалась. Несколько раньше была выпущена и серия танков модификации S в количестве 90 штук. Предназначавшиеся для Швеции, эти танки должны были быть готовы к февралю 1940 года. К заказчику они так и не попали, поскольку были реквизированы вермахтом.

Не получив заказанных танков, Швеция, тем не менее, в конце 1940 года приобрела лицензию на их производство, а в 1941 - 1943 годах шведская фирма Scania-Vabis изготовила 220 единиц.

Чехословацкие лицензионные танки эксплуатировались в Швеции до 1957 года, после чего были выведены в резерв. В 1960-1963 годах шасси боевых машин послужило базой при изготовлении бронетранспортеров Pbv 301, которые, в свою очередь, находились на вооружении шведской армии до середины 70-х годов. Демонтированные танковые башни по сей день используются в качестве огневых точек в системе шведской береговой и аэродромной обороны.
Последней же серийной модификацией, выпущенной на БММ, стала Ausf.G. От варианта Е она отличалась отсутствием ящика ЗИП. Было изготовлено 324 машины. В июле 1942 года, после выпуска 1414 танков всех модификаций, производство Pz.38(t) прекратили.


Кроме того, БММ изготовила 21 танк LT-40 для словацкой армии, а также 15 танков TNH n.А. в 1942 году. Последний был предложен вермахту в качестве скоростного разведывательного; он имел 37-мм орудие и скорость 60 км/ч при броневой защите 35 мм. Боевая машина была испытана, но в серию так и не пошла. В дальнейшем БММ выпускала уже только самоходные орудия.

Помимо линейных танков, для германской армии выпускались также и командирские Pz.Bef.Wg.38(t), количество которых составляло 5 процентов от общего числа произведенных машин. Главные их отличия состояли в рамочной антенне над моторным отделением и в отсутствии лобового пулемета в корпусе.

Уцелевшие башни от подбитых и недостроенных танков использовались для вооружения дотов. Всего с 1941 по 1944 год было использовано 435 таких башен со штатным вооружением.
Боевое крещение танки Pz.38(t) получили во время польской кампании; в ней участвовали 59 машин 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии вермахта. К началу наступления на Францию они находились в строю уже двух немецких танковых дивизий: 7-й и 8-й (соответственно 106 и 123 единицы).

На 22 июня 1941 года в пяти немецких танковых дивизиях первой линии имелось 623 танка Pz.38(t). Почти все они к концу года были потеряны. В начале 1942 года оставшиеся машины этого типа объединили во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию. Она воевала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в ходе боев в районе г. Калач-на-Дону дивизия была разгромлена. В 1943-1944 годах оставшиеся в строю танки Pz.38(t) использовались, главным образом, в полицейских и учебных целях. Часть танков, снятых с вооружения панцерваффе, немцы передали своим союзникам - Венгрии, Болгарии, Румынии и Словакии.

LT vs.38 можно считать самым широко использовавшимся чехословацким танком, хотя и не в самой Чехословакии. Начавший производиться в 1938 году, LT-38 вырос на опыте разработки и производства танка LT-35, и стал самым удачным танком чехословацкой индустрии. LT-38 в различных вариантах экспортировался в различные страны и заслужил там прекрасную репутацию: Швеция (THN Sv), Иран/Персия (TNH), Перу (LTP), Швейцария (LTH-Pz39) и Латвия (LTL).


В 1938-39 годах Германия захватила Чехословакию, и в марте 1939 года 150 недостроенных LT-38 были конфискованы и переданы компании CKD в Праге для завершения сборки. Все они были включены в состав германской армии как PzKpfw 38(t) Ausf A - Sd.Kfz.140. После захвата Чехословакии танк LT-38 стал одним из самых важных танков, используемых германскими танковыми частями, и находился в производстве как танк до июня 1942 года. В ходе войны PzKpfw 38(t) экспортировался и использовался союзниками Германии: Румыния (50), Словакия (90), Болгария (10) и Венгрия (102). Также PzKpfw 38(t) использовался и войсками стран антигерманской коалиции. Один танк был захвачен английскими и французскими войсками в мае-июне 1940 года, другой экземпляр (№543 на башне) был захвачен позже, во время итальянской компании в 1943 году или в Нормандии в 1944 году, и был испытан в Англии. Некоторое количество PzKpfw 38(t) было захвачено Красной армией и было использовано в боевых действиях. Наконец в мае 1945 года PzKpfw 38(t) под обозначением LT-38/37 вернулся в Чехословакию и использовался в армии как тренировочный танк до начала 1950-х годов.

Статистика производства Panzerkampfwagen 38(t)Модель Период Количество
Ausf A 05-11/1939 150
Ausf B/C/D 01-11/1940 110/110/105
Ausf E/F 11/1940 - 10/1941 275/250
Ausf S 05-12/1941 90
Ausf G 10/1941 - 06/1942 321

Дополнительно было собрано 179 шасси Ausf G, но танки завершены не были.

Примерно 1400 PzKpfw 38(t) было выпущено в 8-ми вариантах (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G) в различных модификациях и с улучшенной бронезащитой. Все они были вооружены чешскими 37мм. орудиями Skoda A7 vz.38 (германская маркировка 37mm KwK 38(t) L/48 (L/47.8)). Корпус ранних PzKpfw 38(t) был клёпаным (прямое попадание снаряда часто срывало головки заклёпок, которые наносили ранения (в том числе и смертельные) экипажу), а поздние варианты были, в основном, сварные. Позже броня ранних моделей PzKpfw 38(t) были усилена, а некоторые, возможно, были перевооружены германским 37мм. орудием KwK 35/36 L/46.5. Несколько PzKpfw 38(t) было переоборудовано в огнемётные танки путём замены встроенного пулемёта на огнемёт, а горючее для него подавалось по шлангам из, находящегося сзади танка, прицепа с цистерной (200 литров). Также на базе PzKpfw 38(t) был разработан прототип плавающего танка AP-1, но он так и не был запущен в производство. В дальнейшем производились шасси PzKpfw 38(t) улучшенных версий Ausf H/K/L/M и использовались как основа для различных машин (таких как Marder III Ausf H/M, Bison/Grille Ausf H/K/M и Hetzer). Вдобавок, ранние модели, возвращавшиеся для ремонта, часто служили основой для различных переделок.

PzKpfw 38(t) производились под контролем Германии и массированно применялись в польской компании (3-я лёгкая дивизия), в Норвегии (31-ый армейский корпус), Франции (6-я, 7-я и 8-я танковые дивизии), на Балканах (8-я танковая дивизия) и в СССР (6-я, 7-я, 8-я, 12-я, 19-я и 20-я танковые дивизии). В ходе боёв в СССР, недостаток огневой мощи и бронезащиты сделал PzKpfw 38(t) неэффективным и, практически, бесполезным. С 1942 года ему отведены второстепенные роли: разведка и тренировка экипажей. В сентябре 1939 года в планах было разработать лёгкий разведывательный танк, и в начале 1942 года 15 PzKpfw 38(t) nA (neuer Art) были изготовлены BMM (CKD/Praga), но этот вариант не был принят в производство. В 1942 году обычная германская практика по адаптации шасси к различным машинам началась с Marder III и Flakpanzer 38(t). В 1942 и 1943 годах, после снятия башен, несколько PzKpfw 38(t) использовались как тренировочные машины для водителей танков. Эти тренировочные машины получили обозначение PzKpfw 38(t) Schulfahrwanne и использовались в тренировочных школах Вермахта и NSKK (полувоенная организация). 351 башня с PzKpfw 38(t) была использована в германских фортификациях в Норвегии (75), Дании (20), на западном Атлантическом побережье (9), в Юго-Западной Европе (150) и Восточной Европе/Восточном фронте (78).

Тактико-технические характеристики Panzerkampfwagen 38(t)

Ausf A Ausf G

Вес: 9400кг 9850кг
Экипаж: 4 человека 4 человека
Двигатель: Praga EPA/6 цилиндров/125л.с. Praga EPA/6 цилиндров/125л.с.
Скорость: Дорога: 42км/ч
Бездорожье: 15км/ч Дорога: 42км/ч
Бездорожье: 15км/ч
Запас хода: Дорога: 250км
Бездорожье: 160км Дорога: 250км
Бездорожье: 160км
Длина: 4,60м 4,61м
Ширина: 2,12м 2,14м
Высота: 2,40м 2,40м
Вооружение: 37мм KwK 38(t) L/47.8
2 х 7,92мм MG37(t) 37мм KwK 38(t) L/47.8
2 х 7,92мм MG37(t)
Боезапас: 37мм - 72 выстрела
7,92мм - 2400 выстрелов 37мм - 72 выстрела
7,92мм - 2400 выстрелов
Броня: 8-25мм 8-50мм

Одной из самых интересных модификаций был Aufklarungspanzer 38(t) - Sd.Kfz.141/1. Они использовались как разведывательные машины и имели башню "Hangelafette" (вооружённые машины имели 20мм. орудие KwK 38 L/55 и пулемёт MG42) или модифицированную надстройку с 75мм. орудием KwK 37 L/24 и пулемётом MG42. В 1943-44 годах было построено только 50-70 Aufklarungspanzer 38(t), вооружённых 20мм. орудием и всего 2, вооружённых 75мм. орудием, в 1944 году. Самым удачным редизайном PzKpfw 38(t) был Jagdpanzer 38 Hetzer (истребитель танков). Интересное предложение внёс Krupp: установить на шасси PzKpfw 38(t) башню от Panzer IV, но оказалось, что технически это неосуществимо. Германские конструкторы начали разработку собственного улучшенного варианта Panzerkampfwagen 38(t) шасси под обозначением Panzerkampfwagen 38(d), но проект достиг только стадии прототипа. Они использовались для нескольких различных машин, включая серию "Е" (Entwicklung).

15 октября 1943 года Адольф Гитлер согласился разрешить производство "Gepard", как временный промежуточный вариант до тех пор, пока не будет завершена разработка настоящего танка ПВО на шасси Panzer IV. Он был вооружён 20мм. орудием Flak 30 или 20мм. Flak 38 L/112.5 (с боезапасом 1020 снарядов), и собирался на модернизированном шасси Ausf L/M. Вооружение и бронезащита Gepard в боевых условиях оказалась неприемлемой, и с ноября 1943 года по февраль 1944 года компанией BMM (Praga/CKD) из заказа 150 штук была изготовлена только 141 машина. Первые 87 Gepard появились на фронте в январе 1944 года и составляли Flugabwehrzug (взводы ПВО) в составе танковых дивизий и дивизий танковых гренадеров (иногда и в дивизиях Waffen SS, например в 12-ой Waffen SS танковой дивизии "Hitlerjugend" в Норвегии в 1944 году). На первое декабря 1944 года в танковых частях находилось всего 9 Gepard.

Бронированные восстановительные машины на базе Hetzer (Bergepanzer 38(t) Hetzer) и на базе PzKpfw 38(t) (Bergepanzer 38(t)) имели низкую, открытую сверху, надстройку и экипаж - 4 человека. Внутри находился один пулемёт MG34 для местной обороны. С октября 1944 по май 1945 года компанией BMM (Praga/CKD) было изготовлено 170 таких машин. 64 из них базировались на шасси Hetzer, остальные - на шасси PzKpfw 38(t). На базе Bergepanzer 38(t) Hetzer собирались 150мм. самоходные гаубицы, 30 из которых было выпущено в 1944 году. На один из Bergepanzer 38(t) Hetzer в виде эксперимента установили 20мм. зенитное орудие Flak 38. В 1945 году прошли испытания модифицированного Bergepanzer 38(t) Hetzer, вооружённого 75мм. орудием K51 L/24 и имевшим обозначение Vollkettenaufklarer 38(t).

На шасси танка PzKpfw 38(t) выпускались следующие боевые машины:

Bison (Grille) Ausf H (Sd.Kfz.138/1) 150мм. sIG33/1 самоходная гаубица
Bison (Grille) Ausf K/M (Sd.Kfz.138/1) 150мм. sIG 33/2 самоходная гаубица
Bison (Grille) Ausf. H/M - 15cm s.IG. (Sd. Kfz. 138/1) - самоходная гаубица
Munitionspanzer 38(t) Ausf M - перевозчик боеприпасов
Schutzenpanzerwagen 38(t) Ausf M - пехотная бронемашина (проект)
Marder III (Sd. Kfz. 139) - 76.2мм Pak 36 (советская) самоходная установка
Marder III Ausf. H/K/M (Sd. Kfz. 138) - 75мм. Pak 40 самоходная установка
Befehlswagen 38(t) - командирский танк
Munitionsschlepper 38(t) - перевозчик боеприпасов
Panzerjager 38(t) / Jagdpanzer 38(t) Hetzer
PzKpfw 38(t) nA - лёгкий разведывательный танк
Morsertrager 38(t) Ausf M - перевозчик миномётных боеприпасов (прототип)
Flakpanzer 38(t) Gepard - (Sd. Kfz. 140) - танк ПВО
Bergepanzer 38(t) - лёгкая восстановительная машина
Leichter Raupenschlepper Praga T-3 - лёгкий тягач / пехотная бронемашина
Schwerer Raupenschlepper Praga T-9 - тяжёлый тягач / пехотная бронемашина
Aufklarungspanzer 38(t) - (Sd. Kfz. 140/1) разведывательная машина
Flammpanzer 38(t) - огнемётный танк

Официальное обозначение: LT vz.38
Альтернативное обозначение: Pz.38(t), TNH
Начало проектирования: 1935 г.
Дата постройки первого прототипа: 1936 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в различных вариантах до 1944 г., оставался на вооружении армии Перу до 1988 г.

Чаще всего история легкого танка LT vz.38 связывается с чехословацкой и немецкой армиями, но при этом большинство авторов вскользь упоминают о его экспортных модификациях, как о вторичном продукте. На самом деле, всё обстояло с точностью до наоборот.
В 1935 году под руководством конструктора Александра Сурина, эмигрировавшего из России и работавшего на фирме ČKD (Ceskoslovensko-Kolben-Danek) с начала 1920-х гг., началась проектирование легкого танка TNH, предназначенного для экспортных поставок. Чехословацкие специалисты создали достаточно интересную боевую машину, сильно отличавшуюся от танков серии P-II и S-II.

Вместо многоколёсной “тележечной” ходовой части, типичной для чехословацкого танкостроения того времени, были установлены 8 опорных катков. Передняя и задняя пары соединялись в общий балансирный блок с амортизацией на листовых рессорах. Несмотря на столь простую конструкцию подвески она неплохо держала полный вес танка (8500 кг) и позволяла сэкономить пару сотен килограмм. Ведущее колесо было литым, с зубчатыми венцами, направляющее колесо располагалось сзади. Трансмиссия была механической, с 5-скоростной коробкой передач Praga-Wilson (впоследствии ставшей стандартной для всех танков этого типа), дифференциалом, а также бортовыми фрикционами и передачами. Крутящий момент от двигателя к КПП передавался при помощи многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Система охлаждения была жидкостной и включала 50-литровый радиатор установленный позади двигателя.

Рисунки — М.Дмитриев

АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА

LT.vz.38 образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 9500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4619
Ширина, мм 2135
Высота, мм 2252
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка Skoda А7 (длина ствола 42 калибра) и два 7,92-мм пулемета vz.37
БОЕКОМПЛЕКТ 42 выстрела и 2400 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ прицелы TZF и MGZF (только на танках выпуска после 1939 г.)
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм
борт корпуса — 15 мм
корма корпуса — 15 мм
макса орудия — 25 мм
лоб башни — 25 мм
борт башни — 15 мм
корма башни — 15 мм
крыша — 8 мм
днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Praga EPA, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 123 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-ступенчатая КПП (5+1), главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка и 2 поддерживающих ролика на борт, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 42-48 км\ч по шоссе
15 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА 230 км по шоссе
160 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 29°
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG 37 (только на Pz.38(t))


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: