Танки ссср великой отечественной войны: характеристики и фото. Лучшие советские танки Какие танки были во второй мировой войне

Победа над Третьим рейхом - это, безусловно, заслуга слаженной и четкой работы всех подразделений. Но львиная доля этой борьбы пришлась все же на танковые войска - конкуренцию им в этом плане может составить лишь авиация. Универсальные, работающие в условиях лютого мороза и адского пекла, именно танки взяли на себя основную часть боевых задач и действий.

Начало спровоцировало острую необходимость в создании и разработке новых танков, способных противостоять натиску противника. Именно в этот период появились без преувеличения легендарные немецкие Пантера и Тигр, советский Т-34, английский , американский Шерман - классические, совершенные для своего времени машины, по образу и подобию которых будут конструироваться все последующие модели.

Массовое производство танков началось в 1940 году и неуклонно росло в период войны. С 1942 года государства-участники боевых действий начинают массово отказываться от производства легких танков, отдавая предпочтение средним - они маневреннее и быстрее своих тяжеловесных собратьев, и значительно прочнее, чем быстрые, но уязвимые легкие танки.

Т-34

Одной из самых известных моделей среднего танка является, несомненно, Т-34.

В самом начале войны немцы, надеясь на блицкриг, бросали в бой новые и свежие войска; советская армия под таким натиском вынуждена была отступать. В начале зимы бои проходили уже в 80 километрах от Москвы. В условиях выпавшего снега у легких танков типа Т-60 и Т-40 С резко упала маневренность, а у тяжелых танков страдала трансмиссия. Вопрос о выпуске танков среднего веса встал как никогда остро - тянуть было уже некуда.

Так основным танком Великой Отечественной войны с 1941 года стал Т-34. Высокая проходимость, скорость и артиллерия, равной которой в тот период не было ни у кого, сделали его самым массовым, самым универсальным танком. Противоснарядная броня, надежно защищающая экипаж, дизельный двигатель, возможность скоростной стрельбы - именно на этих пунктах было сосредоточено внимание инженеров. Последующие изменения в устройстве танка проводились уже после того, как показатели вышеупомянутых характеристик были доведены до необходимого предела.

Танк - это боевая машина, в равной степени сочетающая артиллерию, броню и маневренность. Потеря или ослабевание хотя бы одной из характеристик ведет к уязвимости танка и, как следствие, проигрышу в бою. Коммерческий и военный успех Т-34 был обусловлен именно тем, что советским инженерам удалось достичь необходимого баланса в скоростных и боевых характеристиках. До сих пор Т-34 является ярчайшим символом Великой Отечественной войны, а память о нем хранят монументы и музейные экспонаты.

Однако и у этой модели были недостатки. Танк был недостаточно маневренный, а экипажу требовалось пройти обучение, чтобы управлять не самой простой в эксплуатации машиной - этот факт, тем не менее, нисколько не умаляет заслуг советских инженеров и танкистов.

Неизбежная модернизация

Активный захват территорий немцами был существенно омрачен появлением таких советских танков как Т-34 и КВ. Наличие у противника таких мощных машин требовало пересмотра и переоборудования собственной техники.

Модернизировав средние танки PZ-III и PZ-IV, немцы поставили их в массовое производство, а затем занялись конструкцией более надежных и выносливых тяжелых танков.

Так появились Тигр и Пантера - самые мощные танки Второй мировой войны, поражающие вражеские цели с расстояния до трех тысяч метров.

Свой главный промах Кремль совершил, когда перед Курской битвой не настоял на модернизации Т-34. Немецкие технологии, примененные в танках Пантера, Тигр и , опережали советские на добрых 2-3 года, которые в условиях безумной гонки вооружений 1940-1945 годы стали роковыми.

В середине 1943 года инженеры, учтя все предыдущие ошибки, выпустили обновленную версию Т-34.

В сражении под Прохоровкой с участием модернизированных моделей немецкие войска потеряли четверть своих машин.

Тигр и Пантера

Оба эти тяжеловеса создавались с одной-единственной целью - дать отпор советскому Т-34. Пантера была примерно на 13 тонн меньше, чем , что обеспечивало большую маневренность и большую проходимость - особенно через реки, где мосты могли попросту не выдержать массивные танки. Меньший размер играл роль и в экономии топлива - без дополнительной заправки Пантера могла проехать 250 километров (против 190 км у Тигра).

Снаряды Пантеры характеризовались большим пробитием и точностью стрельбы, а новая наклонная броня создавала вероятность рикошета снаряда противника - Тигр и в этих характеристиках ей уступал. Среди захваченных союзниками немецких танков популярностью пользовались именно - массивные и чересчур сложные в управлении Тигры выступали чаще в роли трофея, нежели боевого оружия.

Несмотря на такие явные преимущества Пантеры, не стоит забывать, что и Тигр для своего времени был более чем достойным танком, созданным в лучших традициях немецкой инженерной мысли - прочный и мощный, но, увы, из-за этого же неповоротливый и массивный. Пантера в этом смысле стала чем-то вроде глотка свежего воздуха, переосмыслением устаревших технологий.

Экипаж

Стремительный успех немецких войск в самом начале войны был в значительной степени обусловлен не только слаженной работой танковых частей между собой и другими подразделениями, но и рассадкой экипажа. Экипаж из 5 человек имел гораздо больше шансов на успех, чем, например, перегруженные одновременным выполнением нескольких задач английские и французские экипажи численностью в 2-3 человека.

Американские танки

Американское производство танков можно назвать, пожалуй, самым безболезненным, ведь строились они исходя из чужого опыта. С 1942 года начинается производство крайне успешного для своего времени , ставшего основным танком не только для американской армии, но и для войск союзников. Однако, поскольку в производстве танков американцы руководствовались чужими решениями, промахи также имели место - длительное производство и использование легких танков, выпуск в 1944 году новой модели Чаффи, в то время как остальные страны отдавали предпочтение более надежным средним и тяжелым танкам, как нельзя лучше это подтверждает.

Заслуги танкистов и инженеров Второй мировой войны бесспорны. И строительство танков, и управление ими - целое искусство, оттачиваемое методом проб и ошибок. Без танков победа вряд ли была бы возможной, а тот невероятный качественный скачок, который был совершен в области инженерии за какие-то пять лет, действительно заслуживает уважения.

Анализируя причины победы советского народа в Великой Отечественной войне, можно рассматривать множество факторов, доказывая ее закономерность и неотвратимость. Однако, помимо морального превосходства, массового героизма солдат и офицеров, подвига тружеников тыла, следует обратить внимание и на такую важную составляющую общего успеха, как техническое обеспечение войск. Главной ударной силой наземных войск во время Второй мировой были танки. СССР имел на вооружении непревзойденные образцы бронетехники уже в конце тридцатых годов. Такого технологического уровня еще долго не могла добиться ни одна страна в мире.

Первые танки

Основные идеи танкостроения формировались мучительно, поиск оптимальных схем компоновки, критериев достаточности защиты и соотношения маневренности с огневой мощью сопровождался многими ошибками и озарениями. Важно было найти лучшую подвеску опорных катков, правильное расположение ведущих, рассчитать коробку передач, выбрать подходящий калибр башенных орудий. Первые танки СССР были произведены за границей, точнее, во Франции, фирмой "Рено". Их переименовали в честь «борцов за свободу товарищей Ленина и Троцкого», а всего их было два. Опыта массового строительства танков в Советской России и быть не могло, а до революции этому вопросу не уделялось достаточного внимания. Справедливости ради следует вспомнить о том, что и в 20-е, и в 3-е годы между теоретиками стратегии все еще продолжались дискуссии о первоочередном значении конницы во время глубинных операций вторжения и при обороне, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Начинать следовало практически с нуля.

20-е годы

Обвинять довоенных сторонников конницы в безграмотности и ретроградном мышлении долгое время считалось делом беспроигрышным. К таковым, безусловно, относили Буденного и Ворошилова, а к «прогрессистам» столь же схематично причисляли пострадавших от Сталина Тухачевского, Блюхера, Уборевича и даже Якира. На деле же и у сторонников «конной» теории, безусловно, были свои, причем вполне весомые аргументы. В начале 30-х годов бронетанковая техника была, мягко говоря, несовершенной. Броня противопульная, иначе машину с места маломощный карбюраторный автомобильный мотор и сдвинуть не мог. Вооружение также в большинстве случаев находилось на уровне прославленной «тачанки-ростовчанки». Возникала логистическая проблема доставки горюче-смазочных материалов, машина - не лошадь, ее травой не покормишь. И все же уже в двадцатые годы появились первые танки СССР. Фото этих образцов сегодня не впечатляют, да и технические характеристики тоже. В большинстве случаев они копировали зарубежные аналоги и ничем особым не выделялись.

С чего-то нужно было начинать. Точкой отсчета можно считать Т-18, ставший первым серийно выпускавшимся советским танком. Его производили в 1928-1931 годах, построили 9 сотен экземпляров. Потомками этого «дедушки» советского танкостроения можно считать все танки СССР и России. Базой для его создания послужил все тот же Рено-17. Работа конструкторов осложнялась необходимость «изобретать велосипед», поскольку не все детали и узлы сохранились после Гражданской войны. Танк был легким, вооружение состояло из одного пулемета. Вплоть до конфликта на озере Хасан он оставался на службе, а главная ценность этой машины в том, что она положила начало советской танкостроительной школе.

Колесно-гусеничная концепция

Середина 30-х годов ознаменовалась расцветом колесно-гусеничной концепции. Суть ее сводилась вкратце к тому, что в грядущих наступательных операциях приоритетным фактором успеха будет скорость, а достигать ее смогут машины, двигающиеся по европейским шоссе подобно автомобилям. Но до хороших дорог еще нужно добраться, преодолев хроническое российское бездорожье. Гусеницы могли понадобиться и для того, чтобы пересечь укрепрайоны, траншеи и рвы. Недооценивать противника не следовало, он обязательно применил бы все известные способы защиты.

Так возникла идея о гибридной ходовой части, предусматривающей возможность начальный этап наступления проводить на гусеницах, затем их сбрасывать, а далее развивать успех, используя фактически колесные танки. СССР готовился к наступательной быстротечной войне на чужой территории, сопровождаемой незначительными потерями, при поддержке восставшего пролетариата освобождаемых стран.

Т-29

Первым олицетворением колесно-гусеничной концепции стал Т-29. Теоретически он вобрал в себя все самые передовые технические идеи своего времени, выйдя даже за их рамки. Калибр башенного орудия был немыслим для середины 30-х, он составлял целых 76 мм, имел несколько большие размеры, чем предшествующая модель Т-28, а при 30-мм толщине брони мог перемещаться достаточно прытко, не хуже, чем легкие танки СССР того времени. Машину подвела сложность производства и низкая надежность, она осталась опытно-экспериментальной, но роль ее преуменьшать не стоит.

Загадочная машина Гротте

Непосвященные в тонкости истории танков могут счесть название этого советского образца иностранным. В каком-то смысле это так.

Параллельно с Т-28 и Т-29 в СССР велись работы по осуществлению еще оного секретного проекта. Став коммунистом, немецкий конструктор Эдвард Гротте создавал в нашей стране свою машину, применяя необычные и даже революционные подходы. Некоторые его достижения в дальнейшем использовались советскими инженерами (сварные технологии, например), другие же его идеи не нашли продолжения (спиральные подвески катков и многоярусное размещение вооружений). Увы, танк немецкого инженера Гротте страдал излишней сложностью, был дорог в производстве и ненадежен.

Многобашенный СМК

Первые тяжелые танки СССР получили имя убитого вождя ленинградских большевиков, Сергея Мироновича Кирова. На основе уже апробированной конструкции Т-35 было создано средство прорыва эшелонированных укреплений противника. Масса машины составила 55 тонн, она была вооружена двумя орудиями (калибра 76 и 45 мм), размещенными в индивидуальных башнях. Первоначальная схема предполагала пятибашенное оснащение, но вес зашкаливал, и ее упростили. СМК - самые необычные танки СССР. Фото их дают представление о том, что маневренность этих машин оставляет желать лучшего. Силуэт их увековечен на аверсе медали «За отвагу». В Великой Отечественной этой артиллерийской батарее на гусеничном ходу повоевать практически не пришлось, но опыт Финской кампании выявил общую конструктивную концептуальную порочность многобашенной схемы.

Быстроходные

Все легкие танки СССР Второй мировой войны принято считать устаревшими, даже с учетом того, что их возраст в 1941 году измерялся периодом в несколько лет. Бронирование их было скромным, вооружение недостаточным, по крайней мере, так утверждали послевоенные историки. Серия БТ оказалась малопригодной для обороны страны, это действительно так. Однако это отнюдь не умаляет их технических достоинств. 45-мм пушки вполне было довольно для поражения любого немецкого танка начального периода боевых действий. Машины этой серии прекрасно показали себя в ходе наступательных операций на Халхин-Голе в очень тяжелых условиях. Именно на них были опробованы главные идеи, по которым строились все последующие танки СССР, в числе которых заднее расположение узла трансмиссии, наклонное бронирование и непременный дизельный двигатель. Скорость машин оправдывала название серии (БТ-2 - БТ-7), она достигала цифр 50 и более км/ч (на гусеницах), и превышала 70 км/ч на колесах.

Плавающие

При овладении обширными территориями перед вооруженными силами любой страны возникает проблема форсирования многочисленных водных преград. Обычно она решается путем высадки десанта и удержания им плацдарма в течение времени, необходимого для наведения понтонной переправы. Идеальным случаем можно считать захват мостов, но отступающий противник, что вполне логично, стремится перед отходом их разрушить. Непосредственно перед войной наши конструкторы создали плавающие танки. СССР Второй мировой войны, согласно официальной исторической версии, не ожидал, но готовил Красную Армию к преодолению многочисленных рек и прочих водоемов. Т-38 и Т-37 строились большими сериями (уже к 1938 году их было свыше тысячи), а в 1939 году к ним добавился еще и Т-40. Для обороны они годились мало, вооружение слабовато (7,62 или 12,7 мм пулемет), поэтому на начальном этапе войны почти все машины были потеряны. К слову, германский вермахт плавающих танков не имел вообще.

Основной танк Т-34

Самые знаменитые и массово производившиеся танки СССР 1941-1945 годов - «тридцатьчетверки». Лучшей машины конструкторам воюющих стран так и так не удалось создать. И дело не в сверхтолстой защите или уникальном калибре орудия. Главным достоинством этого танка стала потрясающая живучесть, подвижность, способность отражать удары снарядов, и технологичность производства. Всего этого удалось достичь благодаря правильной компоновке узлов. Силуэт конструкторы понизили, разместив ведущие катки сзади, и убрав карданный вал. Масса брони уменьшилась, улучшились ходовые качества. Модификация 1944 года получила литую башню шестигранной формы и пушку увеличенного до 85 мм калибра. Об этом танке сказано и написано много, он того заслуживает, несмотря даже на недостатки, без которых, впрочем, ни один образец техники не обходится.

Т-44

Дальнейшим развитием концепции «тридцатьчетверки» стал Т-44. Эта машина отличалась еще более совершенной компоновкой, в частности дизельный двигатель размещен в нем соосно ведущим каткам, перпендикулярно продольной линии бронекорпуса. Это решение позволило уменьшить длину (а также массу), улучшить условия обитаемости, перенести люк механика-водителя на горизонтальную плоскость перед башней и решить ряд других конструктивных проблем. 190 экземпляров Т-44 произвел ХТЗ до мая 1945 года. После появления современных танков Т-54 ходовые части «сорокчетверок» успели послужить тягачами, на них монтировалось различное вспомогательное оснащение. Примечательна и кинокарьера Т-44: для съемок художественных фильмов их часто «гримировали» под немецкие «Пантеры».

«Климы» - самые тяжелые танки - 1941

СССР готовился сокрушать укрепления врага на чужой территории. К концу 1938 года параллельно с упомянутым СМК на Кировском заводе начали проектировать уникальную однобашенную машину КВ. Уже через год первые экземпляры испытали во вполне боевых условиях в Карелии. Согласно установленному плану в 1940 году с конвейера сошли более двух сотен экземпляров, а в 1941 их предполагалось выпустить 1200 штук. Масса - 47,5 тонн, скорость - 34 км/ч, калибр башенной пушки - 76 мм. Такой машины не имела ни одна армия мира. Главное ее назначение - взлом эшелонированной обороны, оборудованной мощными противотанковыми средствами. На ее базе появились и другие танки ВОВ. СССР уже к началу боевых действий располагал продуманной и совершенной технологической цепочкой, позволявшей использовать удачную ходовую часть КВ в сочетании с различными типами башен и разнообразным артиллерийским вооружением (КВ-1 КВ-2, КВ-3 и т. д.). Столь маневренного тяжелого танка не смогла создать промышленность фашистской Германии. Впрочем, не удалось это и союзникам по антигитлеровской коалиции.

ИС - Сталин в металле

Для того чтобы назвать именем вождя танк, нужно было иметь смелость, но и при ее наличии не лишней оставалась и осторожность. Однако на Кировском заводе нашлись обладатели обоих достоинств. Без сомнения, это были самые мощные и неуязвимые танки СССР. Вторая мировая война своим чудовищным маятником уже качнулась на Запад, Советская Армия пошла в наступление, но враг был еще силен и пытался переломить ход боевых действий в свою пользу, выпуская на поля сражений все новых чудищ с вытянутыми хоботами дальнобойных орудий. В 1943 году закончились испытания ИС-1, представлявших собою глубоко модернизированную версию КВ. У этой машины калибр был относительно невелик, как у последней модели Т-34 (85 мм). ИС-2 стал дальнейшим развитием этого ряда (калибр 122 мм), а для ИС-3 придумали новую форму отражающей поверхности лобовой брони, прозванную «щучьим носом».

После войны были созданы многие выдающиеся танки, считающиеся и поныне лучшими в мире. Основу науки и практики производства бронетехники положили танки ВОВ. СССР стал ведущей танкостроительной державой. Традиция эта продолжается и в новой России.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Задачи исследования. 3

Введение 4

Глава I. Танки СССР, имевшие наибольшее значение в Великой Отечественной войне 5

Глава II. Танки Германии, имевшие НАИБОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ Во второй мировой войне 6

Глава III. Сравнение основных моделей средних танков СССР и Германии 7

Глава IV. Курская битва как критерий оценки эффективности применения танков 8

Литература 10

ПРИЛОЖЕНИЯ 11

Цель исследования : Сравнение количественных и тактико-технических характеристик советских и немецких танков во время Великой Отечественной войны.

Задачи исследования.

1.Подобрать и проанализировать литературные данные по изучаемой проблеме

2. Определить основные тактико-технические характеристики Советских танков Второй Мировой войны

3. Определить основные тактико-технические характеристики немецких танков Второй Мировой войны

4. Выявить преимущества и недостатки танков обеих воевавших сторон

Введение

В войнах Новейшей истории - ХХ века, техника играла большую роль.

Применение технических средств ведения войны позволяет оказывать не только физическое, но психологическое воздействие на противника, лишая его боевого духа. В ХХ веке новым вооружением, быстро завоевавшим популярность, стали танки. Они появились в 1915 году и широко используются и сейчас.

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы тактико-технических характеристик (ТТХ), говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят. Танки не предназначены для дуэлей с себе подобными в идеально одинаковых условиях! Они предназначены для боя, боя во взаимодействии с другими родами войск. Вокруг вопроса о лучшем танке Второй Мировой войны существует множество мифов. Проведем анализ данных литературы, посвященной танкам второй мировой войны и попытаемся сделать собственный вывод о преимуществах и недостатках танков противоборстовавших сторон.

Классификация танков

Лёгкий танк — танк, попадающий по одному из классификационных признаков (массе или вооружению) в соответствующую категорию боевых машин. При классификации по массе лёгким танком считается боевая машина не тяжелее условного граничного значения между категориями лёгких и средних танков. При классификации по вооружению в категорию лёгких машин попадают все танки, вооружённые автоматическими пушками (или пулемётами) калибром до 20 мм включительно (или неавтоматической до 50 мм), независимо от массы или бронирования.

Разные подходы к классификации танков приводили к тому, что в разных странах одни и те же машины считались принадлежащим к разным классам. Основным назначением лёгких танков считались разведка, обеспечение связи, непосредственная поддержка пехоты на поле боя, противопартизанская борьба.

К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника. К средним танкам относились Т-28, Т-34, Т-44, Т-111, Pz Kpfw III, Pz Kpfw IV и другие.

К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов. К тяжёлым танкам относились все модификации танка КВ, ИС-2, Pz Kpfw V «Пантера», Pz Kpfw VI «Тигр», Pz Kpfw VI Ausf B «Королевский тигр» и другие.

Глава I. Танки СССР, имевшие наибольшее значение в Великой Отечественной войне

T-28 — трёхбашенный советский средний танк 1930-х годов.

Первый в СССР средний танк, запущенный в массовое производство. Использовался в «Освободительном походе» на Западную Украину, Зимней войне и на начальном этапе Великой Отечественной войны. В качестве силовой установки был выбран авиационный двигатель М-5 мощностью 400 л. с.

19 декабря 1939 года совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и правительства было решено изготовить два образца Т-34, вооруженного 76-миллиметровой пушкой и защищенного броней толщиной в 45 миллиметров.

До начала войны на ХПЗ и Сталинградском тракторном заводе успели построить более тысячи танков. Забегая вперед, отметим, что Т-34 действительно был идеальным танком по сбалансированности характеристик, которые определяют качество боевой машины. В течение всей войны средние танки прошли бесчисленное количество модернизаций Это был непрерывный процесс — гонка танковых вооружений. Нововведения сразу же обкатывались, проверялись в боевых условиях, многие изменения производились в полевых условиях. И в этом процессе советские конструкторы шли на шаг впереди своих конкурентов (в первую очередь — немецких).

Глава II. Танки Германии, имевшие НАИБОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ Во второй мировой войне

Германия вступила во вторую мировую войну с танковым парком, насчитывающим около 3200 машин. Это были легкие танки Т-I и Т-II различных модификаций, а также средние танки Т-III и Т-IV (приложение 2). Немецкие танки создавались, как средство реализации концепции "молниеносной войны", поэтому они вооружались преимущественно малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами.

«Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было отныне потеряно и теперь перешло к противнику. Тем самым исчезли перспективы на быстрый и непрерывный успех. Об этой новой для нас обстановке я написал в своем докладе командованию группы армий, в котором я подробно обрисовал преимущество танка Т-34 по сравнению с нашим танком Т-IV, указав на необходимость изменения конструкции наших танков в будущем» .

Panzerkampfwagen (PzKpfw) III- немецкий средний танк, выпускался с 1938 по 1943 год. В советских документах именовался как Тип-3 или Т-3. Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны до их полного уничтожения в боях.

Много захваченных Т-3 с большим успехом использовались и в наших войсках, существовали даже целые батальоны состоящие целиком из танков этого типа. Большое количество этих машин немцы поставляли для своих союзников. К моменту вторжения в СССР данный танк был основным оружием Вермахта и легко расправлялся с устаревшими советскими Т-26, составлявшими тогда основу танковых войск. Танк много раз подвергался модернизации, но после «Курской битвы» все резервы по дальнейшей модернизации данного образца были исчерпаны и производство его было остановлено.

«Panzerkampfwagen IV» («PzKpfw IV», также «Pz. IV»; читается как «Панцеркампфваген IV»; в СССР был известен также как «T‑IV») — немецкий средний танк периода Второй мировой войны . Самый массовый танк Панцерваффе (всего выпущено 8686 машин), выпускался серийно в нескольких модификациях с 1937 по 1945 год. Постоянно усиливавшееся вооружение и бронирование танка в большинстве случаев позволяло PzKpfw IV эффективно противостоять машинам противника аналогичного класса.

Глава III. Сравнение основных моделей средних танков СССР и Германии

Сравним средние танки начала Второй мировой войны: Т-28 сPanzerkampfwagen (Pzkpfw) III.

1.Скорость. Максимумом для т-28 было 45 км/ч, а для с Pzkpfw III - 40 км/ч (так как Т-28 был в начале войны, то и Pzkpfw III берем ранних модификаций). По скорости преимущество - у Т-28 .

2. Вооружение. Т-28 использовал четыре 7,62 пулемета дт-29 и 76мм пушку КТ-28 или Л-10. У Pzkpfw III три пулемета MG-34 и одна 37мм пушка . Таким образом, Т-28 имел более серьезное вооружение.

3. Бронирование. У Pzkpfw III вся броня была всего 14.5 мм, тогда как Т-28 имел броню в два раза мощнее в лобовой части, и 20мм по бокам , следовательно, и по этому критерию Т-28 имеет преимущества.

4. Преодоление препятствия (таб.1).

Таблица 1

На основании проведенного анализа становится очевидным преимущество среднего танка Т-28 над аналогичным средним танком п-ва Германии в начале Второй Мировой войны.

Сравним средние танки, участвовавшие в Курской битве Т-34-76 и Panzerkampfwagen IV Ausf. J/H .

1. Скорость. Т-34 разгонялся до 54 км/ч, в то время как Panzerkampfwagen IV Ausf. J/H только до 40. Т-34 имеет явное преимущество.

2. Вооружение. Panzerkampfwagen IV вооружался орудием калибра 75мм KwK 40 и 2 7,92мм пулемёта MG-42. Т-34 получил 76,2 мм пушку Л-11 и 2 7,62мм пулемета ДТ . Таким образом, танки имеют одинаковое вооружение.

3. Бронирование. Для Panzerkampfwagen IV: Лоб корпуса, мм 80; Борт корпуса, мм 30; Корма корпуса, мм 20; Лоб башни, мм 50; Борт башни, мм 30; Корма башни, мм 30; Крыша башни, мм 18. Для T-34: Лоб корпуса (верх), мм. 45; Лоб корпуса (низ), мм 45; Борт корпуса (верх), мм 45 ;

Борт корпуса (низ), мм 45; Корма корпуса (верх), мм/град. 40; Корма корпуса (низ), мм/град. 42; Днище, мм 13—16;Крыша корпуса, мм 16—20.

Помимо незначительного преимущества в толщине брони, Т-34 имеет рациональные углы наклона, что обеспечивает ему явное превосходство над Pz-4

4. Преодоление препятствия (таб.2).

Таблица 2

Сравнение танков по возможностям преодоления препятствий

Таким образом, Т-34 имеет ряд преимуществ перед Panzerkampfwagen IV, главными из которых являются высокая надежность и рациональные углы наклона брони.

Вывод:

Т-34 стал идеальным танком для войны: он обладал, по моему мнению,двумя самыми важными качествами - простотой в эксплуатации и относительной дешевизной в изготовлении.

Глава IV. Курская битва как критерий оценки эффективности применения танков

Курская битва, 5 июля - 23 августа 1943. В оборонительных сражениях в июле советские войска Центрального и Воронежского фронтов (генералы армии К.К.Рокоссовский и Н.Ф.Ватутин) отразили крупное наступление немецких войск групп армий «Центр» и «Юг» (генерал-фельдмаршал Х.Г.Клюге и Э.Манштейн), предотвратили попытку противника окружить и уничтожить советские войска на Курской дуге, а в дальнейшем наши войска разгромили 30 дивизий противника и освободили Орел (5 августа), Белгород (5 августа) и Харьков (23 августа) .

Курская битва - самое массовое танковое сражение за всю историю человечества. С обеих сторон в нём приняло участие более 13 тысяч танков и самоходных орудий, советские историки, в том числе и академик А. М. Самсонов, говорят о более чем 500 тыс. убитых, раненых и пленных, 1500 танков и свыше 3700 самолётов . В Курской битве с советской стороны участвовали в основном средние и легкие танки, а положительные качества Т-34 проявились максимально. Что же послужило основой успеха советских войск? В планировании использования танков были характерные особенности. Отдельные танковые и механизированные корпуса использовали в качестве подвижных групп армий, а танковые армии - подвижной группы Воронежского фронта, что было новым в военном искусстве . Успех контрнаступления был обеспечен выбором времени перехода советских войск в наступление и организацией стратегического взаимодействия между группами фронтов, наступавшими на западном и юго-западном, а также на других направлениях . Это исключало возможность осуществить перегруппировку немецких войск на опасные для него направления. В более крупных масштабах использовались танковые и механизированные войска. Плотность танков по сравнению с контрнаступлением под Сталинградом повысилась и составляла 15 -- 20 танков и САУ на 1 км фронта . Танковые и механизированные корпуса стали основным средством развития успеха общевойсковых армий, а танковые армии однородного состава - эшелоном развития успеха фронта . Применение их для завершения прорыва заранее подготовленной позиционной обороны было вынужденной мерой, зачастую приводило к значительным потерям танков, к ослаблению танковых соединений и объединений, но в конкретных условиях себя оправдало. Возможно, конструктивное превосходство советской бронетанковой техники, героизм и мужество советских воинов в совокупности с новыми стратегическими подходами к ведению широкомасштабных боевых действий и было краеугольным камнем успеха Курской битвы и всей войны. Впервые под Курском широко применялись самоходно-артиллерийские полки. Они оказались эффективным средством поддержки наступления танков и пехоты .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа литературы, были определены основные тактико-технические характеристики танков Советской армии и Германии, участвовавшие во Второй мировой войне. На основании полученных данных был сделан вывод о техническом превосходстве советских средних танков над аналогичными немецкими моделями. Историческим подтверждением данного вывода служит результат крупнейшего танкового сражения - Курской битвы, которая завершилась победой Советских войск.

Литература

1. Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. Справочник / Под общ. Ред. О. А. Ржешевского; Сост. Е. К. Жигунов. - М. : Политиздат, 1990. - 464 с.: ил., карт.

2. Гудериан Г. , Воспоминания солдата: пер. с нем. / Г. Гудериан. - Смоленск.: Русич, 1999.-653 с.

3. История военного искусства: Учебник для высших военных учебных заведений/ Под общ. ред. И.Х.Баграмяна. - М.:Военное издательство минобороны СССР, 1970. - 308 с.

4. Мерников А.Г. Вооруженные силы СССР и Германии 1939-1945./А.Г.Мерников-Минск: Харвест, 2010.- 352 с.

5. СССР в Великой Отечественной войне, 1941-1945: Краткая хроника / И. Г. Викторов, А. П. Емельянов, Л. М. Еремеев и др. ; Под ред. С. М. Кляцкина, А. М. Синицина. - 2. изд. . - М.: Воениздат, 1970 . - 855 с.

6. Танк вчера, сегодня, завтра [электронный ресурс] /Энциклопедия танков.- 2010. Режим доступа http://de.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4239/Танк, свободный. (Дата обращения: 10.03.2016 г)

7. Курская битва [электронный ресурс] / Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Курская_битва#cite_ref-12, свободный. (Дата обращения: 10.03.2016 г)

8. Танк Т-34 — от Москвы до Берлина [электронный ресурс]. Режим доступа http://ussr-kruto.ru/2014/03/14/tank-t-34-ot-moskvy-do-berlina/, свободный. (Дата обращения: 10.03.2016 г).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Характеристики танка Т-34

Характеристики

Образца 1940 г

1944 (Т34-85)

Снаряженная масса (кг)

Экипаж (чел.)

Длина вместе с пушкой (мм)

Ширина (мм)

Высота (мм)

Клиренс (мм)

Удельное давление на грунт (кг/см 2 )

Приложение 2

Характеристики немецких танков

Танк был принят на вооружение Красной Армии в мае 1931 года. Он был разработан на базе колесно-гусеничной машины американского конструктора Кристи и явился первым в семействе БТ (Быстроходный Танк ), разработанным в Советском Союзе. Собранный методом клепки из броневых листов толщиной 13-мм корпус танка имел коробчатое сечение. В лобовом листе корпуса был смонтирован входной люк механика-водителя. Вооружение размещалось в цилиндрической клепаной башне. Танк обладал высокими скоростными качествами. Благодаря оригинальной конструкции ходовой части, он мог двигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу. На каждом борту имелось по четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра, причем задние опорные катки выполняли роль ведущих колес, а передние были управляемыми. Переход с одного вида движителя на другой занимал примерно 30 минут. Танк БТ-2, как и последующие танки семейства БТ, производился на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна.

Танк создан на основе французского танка FT-17 и его итальянского варианта «Фиат 3000» и принят на вооружение в 1928 г. Танк выпускался в трех модификациях: образца 1927 г, образца 1929 г и образца 1930 г. Основное отличие последней модификации заключалось в увеличении мощности двигателя и замене пулемета Федорова на Дегтярова. Всего было выпущено 959 маши. К началу войны РККА имело 160 танков и 450 бронекорпусов, превращенных в ДОТы. ТТХ танка – длина – 4,4 м; ширина – 1,8 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 5,3 т; бронирование – 8-16 мм; тип двигателя — рядный 4 цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения; мощность – 35-40 л.с; удельная мощность – 6,6 л.с./т; скорость передвижения по шоссе – 16 км/ч; запас хода – 100 км; основное вооружение — 37-мм пушка Гочкиса; боезапас – 104 выстрела; дополнительное вооружение – два 6,5-мм пулемета Федорова (боезапас – 1 800 патронов) или 7,62-мм пулемет ДТ-29 (боезапас – 2 016 патронов); экипаж – 2 человека.

Танк создан на основе английского танка «Виккерс Mk-E» и принят на вооружение в 1931 г. и выпускался в 8 модификациях: Т-26 образца 1931 г. (двухбашенная версия с пулемётным вооружением); Т-26 образца 1932 г. (двухбашенная версия с пушечно-пулемётным вооружением (37-мм пушка в одной из башен и пулемёт в другой); Т-26 образца 1933 г. (однобашенная версия с цилиндрической башней и 45-мм пушкой); Т-26 образца 1938 г. (однобашенная версия с конической башней и сварным корпусом); Т-26 образца 1939 г. (Т-26 образца 1938 г. с усиленным бронированием); Т-26РТ (двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1); Т-26ТУ (командирская версия с радиостанцией); Т-26A (с короткоствольной 76-мм танковой пушкой).

Всего было выпущено 11 218 машин. На базе танка выпускались огнеметные танки ОТ-26, ОТ-130, ОТ-133 и ОТ-134, САУ СУ-5, а также телетанк ТТ-26, бронетранспортеры и тягачи. ТТХ танка: длина – 4,6 м; ширина – 2,4 м; высота – 2–2,3 м; клиренс – 380 мм; масса – 8-10 т; бронирование – 6-15 мм; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения; мощность двигателя – 80-95 л.с; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 130-220км; основное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ или 37-мм пушка «Гочкис-ПС» или Б-3 или 45-мм пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДТ-29; боезапас – 6 489 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-1, переговорное устройство ТПУ-2 или ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2: с пулеметным вооружением

Быстроходный танк БТ-2 представлял собой однобашенный танк классической компоновки с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием. Он был разработан на основе американского лицензионного танка M-1940 Кристи. Выпускался серийно в 1932-1933 гг. в следующих модификациях: БТ-2 пушечно-пулемётный (37-мм пушка Б-3 и пулемёт ДТ); БТ-2 пушечный (37-мм пушка Б-30; БТ-2 пулемётный (пулемёт ДТ в шаровой установке и 2 спаренных пулемёта ДТ или ДА); БТ-2 пулемётный без шаровой установки (2 спаренных пулемёта ДТ (возможно также ДА). С пулеметным вооружением было выпущено 350 танков. Всего было выпущено 640 машин, из которых на 01.06.1941 г. на вооружении РККА имелось 580. На колёсном ходе танк мог передвигаться только по дорогам с твёрдым покрытием, по причине высокого удельного давления на грунт и наличия только одной пары ведущих колёс (катков). В то же время высокая удельная мощность позволяла танкам осуществлять прыжки на 15-20 метров. Переход с одного вида движения на другой занимал примерно 30 минут. ТТХ танка: длина – 5,5 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,1 м; клиренс – 350 мм; масса – 11 т; бронирование – 6-13 мм; тип двигателя — карбюраторный авиационный четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения «Либерти» (или его производимым в СССР аналогом М-5-400); мощность – 400 л. с; удельная мощность – 36,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – на гусеницах – 51 км/ч, на колесах – 72 км/ч; запас хода – 160 (200); основное вооружение — 37-мм пушка Б-3 (5-К), позже 45-мм пушка; боезапас – 92 выстрела; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ (боезапас – 2 709 патронов); экипаж – 3 человека.

Танк является улучшенным вариантом БТ-2 и производился в 1933-1934 гг. Всего было выпущено 1 884 машины, из которых к началу войны осталось на вооружении РККА – 500 единиц. На части танков устанавливалась радиостанция с поручневой антенной. ТТХ танка: длина – 5,6 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,2 м; клиренс – 350 мм; масса – 11,5 т; бронирование – 6-13 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5; мощность – 400 л.с; удельная мощность – 34,8 л.с/т; скорость передвижения – на гусеницах – 52 км/ч; на колесах – 72 км/ч; запас хода – 150 км (200); основное вооружение — 45-мм пушка 20-К обр. 1937 г.; боезапас – 115 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; средства связи – на командирских танках радиостанция 71-ТК-1; экипаж 3 человека.

Танк отличался от предшественников сварным корпусом, новым двигателем и большим запасом топлива. Он производился в 1935-1940 гг. в четырех модификациях: образец 1935 г. (базовый вариант); образец 1937 г. (с конической башней, выпущено 4 727 ед.); образец 1939 г. (БТ-7М) (с дизельным двигателем В-2, выпущено 705 ед.); БТ-7А (с 76-мм пушкой, выпущено 154 ед.). Всего было выпущено 5 328 машин. ТТХ танка: длина – 5,7 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,4 м; клиренс – 400 мм; масса – 13,9 т; бронирование – 6-22 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т; мощность – 400 л.с; удельная мощность – 28,8 л.с/т; скорость передвижения – на гусеницах – 52 км/ч; на колесах – 72 км/ч; запас хода – 375 км (460); основное вооружение — 45-мм пушка 20-К обр. 1934 г.; боезапас – 84 выстрела; дополнительное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ; средства связи — радиостанция 71-ТК-1, переговорное устройство ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

БТ-7А — одна из модификаций быстроходного танка БТ-7, отличающейся от прототипа башней увеличенного размера с 76-мм пушкой. Это достигалось путем приспособления башни Т-26-4. Всего было выпущено 154 танка. ТТХ танка: длина – 5,7 м; ширина – 2,3 мм; высота – 2,4 м; клиренс – 390 мм; запас хода – с дополнительными баками – 350 — 500 км; основное вооружение — 76-мм пушка КТ; боезапас – 50 выстрелов; дополнительное вооружение – три пулемета ДТ; боезапас – 3 339 патронов; экипаж 3 человека.

Танк был создан на базе Т-26 и принят на вооружение в 1941 г. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ танка: длина – 5,2 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,2 м; клиренс – 350 мм; масса – 13,8 т; бронирование – 12-45 мм; тип двигателя – четырёхтактным рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения В-4; мощность – 300 л.с; удельная мощность – 21,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км; запас хода – 344 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 150 выстрелов; дополнительное вооружении – два 7,62-мм пулемета ДТ; боезапас – 4 032 патрона; средства связи — радиостанция КРСТБ, внутреннее переговорное устройство ТПУ-3 на 3 абонента и светосигнальное устройство для внутренней односторонней связи от командира к механику-водителю; экипаж – 4 человека.

Танк был создан на основе плавающего танка Т-40 и принят на вооружение в 1941 г. Всего было выпущено 5 920 машин. Часть машин была оборудована дополнительными броневыми экранами толщиной до 10 мм. На базе танка была построена САУ реактивных снарядов БМ-8-24, а также САУ ОСУ-76. ТТХ танка: длина – 4,1 м; ширина – 2,4 м; высота – 1,8 м; клиренс – 300 мм; масса – 5,8 — 6,4 т; бронирование – 10 — 25 мм; тип двигателя — рядный 4-тактный 6-цилиндровый карбюраторный ГАЗ-202; мощность двигателя – 70 л.с; удельная мощность – 10,7-12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 410 км; основное вооружение — 20-мм пушка ТНШ; боезапас – 750 выстрелов; бронепробиваемость – 15 мм на дистанции 500 м при угле 90°; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 945 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-З на командирских танках; экипаж – 2 человека.

Танк был разработан на базе Т-60 и принят на вооружение в 1942 г. Известна модификация танка с усиленной ходовой частью под обозначением – Т-70М. Всего было выпущено 8 231 машину. На базе танка была построена САУ СУ-76 и ряд ЗСУ. ТТХ танка: длина – 4,3 м; ширина – 2,4 м; высота – 2 м; клиренс – 300 мм; масса – 9,2 — 9,8 т; бронирование – 10 — 50 мм; тип двигателя — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные ГАЗ-203; мощность двигателя — 140 л.с; удельная мощность – 15,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 410 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 90 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 945 патронов; средства связи — радиостанция 12-РТ или 9-Р (только на командирских танках), переговорное устройство ТПУ-2; экипаж – 2 человека.

Танк был создан на базе Т-70 и принят на вооружение в 1942 г. Всего было выпущено 85 машин. ТТХ танка: длина – 4,3 м; ширина – 2,4 м; масса – 11,6 т; клиренс – 300 мм; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные ГАЗ-203Ф; мощность двигателя – 170 л.с; удельная мощность – 14,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 320 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 100 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас — 1008 патронов; средства связи — радиостанция 12-РТ, переговорное устройство ТПУ-3; экипаж – 3 человека.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: