Пьеса по сказке принцесса на горошине. Принцесса на горошине. Песня Нимфы и Зеркальце и Эльфов «Горошина»

Государственное казенное образовательное учреждение Ленинградской области для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

«Назийский центр социально - трудовой адаптации и профориентации»

Сценарий сказки Ганса Христиана Андерсена

«Принцесса на горошине»

в 5 – 9 классах

Выполнила Французенко Т.Н.,

учитель русского языка и литературы


2012 – 2013 учебный год

Рассказчик: Давным-давно в одной стране,
Известной и тебе, и мне,
Жил Принц – наследник Короля,
Душой нисколько не кривя.
Пришла пора определиться
И, как положено, жениться,
И чтоб жена была блестящей
Принцессой. Только настоящей!

(Звучит музыка. Выходят Король, Королева и Принц)
Король: Мой сын, скажи, что это значит? Что тут за куча багажа?
Королева: Уж не надумал ли ты, мальчик, От нас сегодня убежать?
Принц: Что ты, папа, Папа?! (повторяют вместе Король и Королева) Наш прекрасный замок Замок! Ни на что я Что я?! Не сменю. Что ты! Просто я решил, Решил! Наконец я вырос Вырос! И теперь женюсь! Ужас!
(Королева падает в обморок. Король ее поддерживает. Звучит музыка)
Король: Ты родителей, наверно, Хочешь прямо в гроб вогнать?!
Королева: Говори же откровенно: Кто она?
Король: Да, кто она?
Принц: Я хотел сказать вам это, Все вы поняли не так. Я пойду искать ее по свету И уже собрал я свой рюкзак.
(Показывает рюкзак, надевает его на плечо)
Принц: Я найду себе такую, Чтоб была скромна, мила, И вдобавок, чтоб Принцессой Настоящею была. Король: Будь в дороге осторожен, Шли нам письма по пути. Королева: Пусть судьба тебе поможет Счастье в поисках найти.
Принц: Не волнуйтесь, ради Бога, Я ведь парень с головой, А любая дальняя дорога Все равно всегда ведет домой.

(Звучит музыка. Принц уходит. Королева машет платочком вслед Принцу, затем Король и Королева садятся в кресла. Королева плачет, Король ее утешает)

Рассказчик: О жене мечтал Принцессе,
Чтобы жизнь прожить с ней вместе.
Принц объехал целый свет –
Настоящей нигде нет!
Хоть встречал Принцесс немало,
Что-то в них не доставало,
Воротился Принц домой,
Утомился, чуть живой.

Принц: О Боже! Целый год прошел,
А настоящей не нашел,
Хоть и объехал целый свет…
Беда! Принцессы нет как нет…

(Король и Королева встают, обнимают Принца)
Принц: Одна груба, смеется слишком громко, Другая холодна, как экономка, А третья блещет красотой, Но все не той, не той, не той!
Рассказчик: И Королева-мать сказала…
Королева: Ты не грусти,
Принцесс немало.
Пошлет Господь тебе жену,
И встретишь лишь ее одну.

(Королева утешает Принца)
Рассказчик: И вот в дождливый вечер кто-то
Вдруг постучался к ним в ворота.
Король открыл дверь замка сам,
И не поверил он глазам!
Пред ним, промокшая до дрожи,
Стояла девушка пригожа.

Король: Кто вы, сударыня, такая?
Рассказчик: Спросил король, не понимая.
Король: Узнать мне очень интересно.

Рассказчик: И услыхал Король…
Принцесса: Принцесса.
Король: Ужасный ливень…словно осень…
Мы в гости вас любезно просим.
И отдохнуть, и обогреться,
И успокоить душу-сердце.

(Король проводит Принцессу к Королеве и Принцу, они знакомятся. Затем Король предлагает Принцессе присесть. Принц и Королева отходят в сторону)
Принц: (обращаясь к Королеве) Я как Принцессу увидал,
Так и покой свой потерял.
Но как узнать, мне интересно,
А настоящая ль Принцесса?

Королева: Тебе, сын мой, я помогу,
Легко проверить я смогу.
Положу-ка под перину
Ей горошину под спину.

(Вынимает и показывает горошину)
Коль она ее приметит, –
Чувственнее нет на свете.

Рассказчик: И пошла в опочивальню,
Теперь она зовётся спальня.
На матрас горох кладёт
И перин невпроворот.
Два десятка насчитала,
Накрывать постель устала.

(Выходят фрейлины, которые выносят перины, кладут их на стул. Королева достает горошину и кладет ее на импровизированную кровать (скамейку). Звучит музыка. Фрейлины, танцуя, накрывают постель)

Королева: (обращаясь к Принцессе) Проходите отдыхать
И спокойно почивать.

Рассказчик: Девушка легла в кровать,
Ей мешало что-то спать.

(Принцесса пытается уснуть. Все остальные поют колыбельную «Спи, моя радость, усни…)
Все поют: Спи, моя радость, усни! В доме погасли огни; Пчелки затихли в саду, Рыбки уснули в пруду. Месяц на небе блестит, Месяц в окошко глядит... Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни! Усни, усни…
(Затем фрейлины удаляются, Король и Королева присаживаются, Принц встает рядом с ними)
Рассказчик: Утром Королева-мать
Захотела разузнать…

(Королева встает и хочет что-то сказать)
Рассказчик:
За едою, между прочим!
(Королева снова присаживается. Выбегают фрейлины с подносом, на котором расставлены чашки)
Королева: (Подходит к Принцессе с чашкой в руке)
Как спалось Принцессе ночью?

Принцесса: Ах, всю ночь я не спала,
Глаз сомкнуть я не могла,
У меня ужасный вид,
Голова моя болит.
Принцесса: (поет) О Боже, как же тяжело
Быть настоящею Принцессой!
Все тело словно затекло,
Как будто я спала под прессом.
Или застиг вдруг камнепад,
И мне теперь не повернуться,
Или побил весенний град
Величиной с большое блюдце.

Королева: Проверяли не напрасно!
Ведь теперь всем стало ясно,
Что горошина одна
Девушку лишила сна.

Принц: Получила жуткий стресс
Лучшая из всех Принцесс!
Как нежна и как чувствительна!
Это просто восхитительно!

Рассказчик: Взглянув с улыбкою на мать,
Принц тут же захотел сказать…

Принц: (встает на колени) Вам руку-сердце предлагаю!
И в жены я вас взять желаю!

Принцесса: Вам, право, отказать не смею,
При взгляде вашем я робею.
Наверно, вы судьба моя,
Вот что могу ответить я.

Рассказчик: Ожидали с нетерпеньем
Всей родни благословенья,
И пошли тут под венец.
Вот и сказочке конец!

Все поют: Принцесса настоящая промокла под дождём,
Её, совсем озябшую, Король пустил в свой дом.
И чтоб проверить правильность её капризных слов,
Горошина подложена под сорок тюфяков.

Припев :
Горошина, горошина – какая ерунда,



Принцессу все поздравили, женился Принц на ней,
Горошину отправили давно уже в музей.
Зависит жизнь хорошая порой от пустяков:
Почувствовать горошину сквозь сорок тюфяков.

Припев :
Горошина, горошина какая ерунда,
Но всё же очень важною горошина была.
Горошина, горошина – причина многих бед,
Был в маленькой горошине большой, большой секрет.

Большой, большой секрет.
Горошина,
Горошина.
Большой, большой секрет.
Большой, большой секрет.
Большой, большой секрет.

Источники:

    Песня «Принцесса на горошине» (музыка С.Савенкова, слова Т. Тарасовой)
http://mp3sort.com/t.php?p=543588
    Песня «Спи, моя радость, усни…» (музыка Б. Флиса - В. А. Моцарта, слова С. Свириденко)

Сказку Андерсена «Принцесса на горошине» знают все. Жили-были король с королевой. И был у них единственный сын, который задумал жениться. Принц объехал весь свет, да так и не нашел себе невесты.Принцесс, конечно, он видел много, но как узнать, какая из них настоящая. И он вернулся домой ни с чем и загоревал. И вдруг однажды вечером (а на дворе лил дождь, сверкала молния), в ворота дворца постучали. У ворот стояла принцесса, которая просила впустить ее. Чтобы проверить, вправду ли она настоящая принцесса (а все принцессы, как известно, ужасные неженки), королева положила на голые доски горошину, а потом накрыла горошину двадцатью тюфяками, да еще двадцатью перинами из гагачьего пуха. В эту постель и уложили принцессу. Утром, когда гостья пожаловалась, что ей спалось, как на булыжниках, и оттого все тело у нее в синяках, король с королевой поняли, что она и вправду настоящая принцесса. А принц влюбился в нее.
Вот и вся сказка. Да, ее знают все. Но не все, может быть знают, что эта сказочная история, которая кажется собственной выдумкой Андерсена, на самом деле есть вольное переложение датской народной сказки. И слышал ее Андерсен, как знаменитое «Огниво», еще ребенком, «на посиделках и во время чистки хмеля».
«Принцесса на горошине» (вместе со сказкой «Огниво» и двумя другими) вошли в первый же выпуск андерсеновских «Сказок для детей», изданный в 1835 году. Однако Андерсен как сказочник не был признан сразу. До той поры он сочинял только романы и пьесы. И увидев его имя на «Сказках для детей», критики, которые в отличие от обыкновенных читателей, высказывают свое мнение в газетах и журналах,стали поговаривать, что Андерсен «впал в ребячество».
Не всем из них понравилась и «Принцесса на горошине».Один критик написал, что сказка, видите ли, «лишена соли». И полагал не только « неделикатным, но даже прямо непозволительным со стороны автора внушать детям...будто бы знатные особы всегда так ужасно чувствительны». Этот критик договорился до того, что советовал Андерсену, чтобы он «впредь не тратил время на писание сказок длк детей».
«А я,между тем, - рассказывал Андерсен, впоминая об этом недобром отзыве, - никак не мог преодолеть свое желанье продолжать писать их».
Пришло время, и Андерсен, автор пьес и романов, сам понял, что сказки – он так и говорил –«главный род моего творчества.» Сказки прославили его имя не только в родной Дании, но и во всем мире. И куда бы Андерсен не заехал (а он много путешествовал), он повсюду чувствовал свою славу сказочника.
Сбылось предсказанье безымянной гадалки, которое услышала его мать, когда отпускала четырнадцатилетнего сына из маленького Оденсе в большой Копенгаген. Андерсен вспоминал, что мать долго противилась его желанию уехать. Наконец, уступив его мольбе, «она послала за знахаркой и заставила ее погадать...на картах и кофейной гуще».
« Сын твой будет великим человеком! – сказала старуха. – Настанет день, и родной город его Оденсе зажжет в его честь иллюминацию».
Почти через пятьдесят лет, а точнее, 6 декабря 1869 года Андерсен прибыл в Оденсе, где он родился и где теперь его чествовали как великого человека. Город был в праздничном убранстве. Гремели оркестры. Люди пели его песни. «Я был бесконечно счастлив... – вспоминал Андерсен. _ Всюду встречал я приветливые взгляды, все желали сказать мне доброе слово, пожать руку». А вечером он читал детям свою сказку. «Предсказанье старой гадалки, говорившей, что в Оденсе будет зажжена в честь меня иллюминация, сбылось в самой прекрасной форме».
За свою жизнь Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок и сказочных историй, и сказка «Принцесса на горошине» сверкает среди них, как яркая звездочка.
Мечта принца о настоящей принцессе, ее появление в бурю, постель из легчайшего гагачьего пуха, вспыхнувшая любовь принца, и даже маленькая обыкновенная горошина - все в этой сказке дышит поэзией, которая пронизана тончайшей иронией. Помните самый конец сказки? «А горошину отправили в музей. Там она и до сих пор лежит, если только кто-нибудь не взял ее!» Словом,как всегда у Андерсена, слились поэтичное с ироническим, высокое и смешное, и сказка благодаря этому сделалась интересной всем возрастам.
В некоторых переводах на русский язык сказка называлась «Настоящая принцесса» - таким названием переводчики подчеркивали суть этой сказочной истории.
И хотя «Принцесса на горошине» едва ли не самая короткая сказка Андерсена и может вся уместиться на одной книжной странице, мне захотелось развернуть ее в пьесу для звучащего детского театра, потому что в этой сказке есть вполне уловимый драматургический сюжет. То есть сделать пьесу, которая бы сохранила весь строй и настроение андерсеновской сказки. Андерсен сказал бы об этом так: «Чужой сюжет вошел... в мою плоть и кровь, я пересоздал его в себе и тогда только выпустил его в свет». В пьесе стали действовать все персонажи сказки – король, королева, принц, принцесса – и новые лица. Чтобы они могли не только разговаривать, но и петь, поэтесса Новелла Матвеева сочинила тексты песен, а музыку к ним и ко всему спектаклю написал композитор Михаил Меерович.
В этом спектакле играют удивительные артисты. В ролях сказочника и короля - Ростислав Плятт, а в роли королевы – Мария Бабанова. Это одна из последних ролей Марии Ивановны Бабановой, и самая последняя ее роль, где она пела.
Владимир Глоцер

Сказку Андерсена «Принцесса на горошине» знают все. Жили-были король с королевой. И был у них единственный сын, который задумал жениться. Принц объехал весь свет, да так и не нашел себе невесты.Принцесс, конечно, он видел много, но как узнать, какая из них настоящая. И он вернулся домой ни с чем и загоревал. И вдруг однажды вечером (а на дворе лил дождь, сверкала молния), в ворота дворца постучали. У ворот стояла принцесса, которая просила впустить ее. Чтобы проверить, вправду ли она настоящая принцесса (а все принцессы, как известно, ужасные неженки), королева положила на голые доски горошину, а потом накрыла горошину двадцатью тюфяками, да еще двадцатью перинами из гагачьего пуха. В эту постель и уложили принцессу. Утром, когда гостья пожаловалась, что ей спалось, как на булыжниках, и оттого все тело у нее в синяках, король с королевой поняли, что она и вправду настоящая принцесса. А принц влюбился в нее.

Вот и вся сказка. Да, ее знают все. Но не все, может быть знают, что эта сказочная история, которая кажется собственной выдумкой Андерсена, на самом деле есть вольное переложение датской народной сказки. И слышал ее Андерсен, как знаменитое «Огниво», еще ребенком, «на посиделках и во время чистки хмеля».

«Принцесса на горошине» (вместе со сказкой «Огниво» и двумя другими) вошли в первый же выпуск андерсеновских «Сказок для детей», изданный в 1835 году. Однако Андерсен как сказочник не был признан сразу. До той поры он сочинял только романы и пьесы. И увидев его имя на «Сказках для детей», критики, которые в отличие от обыкновенных читателей, высказывают свое мнение в газетах и журналах,стали поговаривать, что Андерсен «впал в ребячество».

Не всем из них понравилась и «Принцесса на горошине».Один критик написал, что сказка, видите ли, «лишена соли». И полагал не только « неделикатным, но даже прямо непозволительным со стороны автора внушать детям…будто бы знатные особы всегда так ужасно чувствительны». Этот критик договорился до того, что советовал Андерсену, чтобы он «впредь не тратил время на писание сказок длк детей».

«А я,между тем, — рассказывал Андерсен, впоминая об этом недобром отзыве, — никак не мог преодолеть свое желанье продолжать писать их».

Пришло время, и Андерсен, автор пьес и романов, сам понял, что сказки – он так и говорил –«главный род моего творчества.» Сказки прославили его имя не только в родной Дании, но и во всем мире. И куда бы Андерсен не заехал (а он много путешествовал), он повсюду чувствовал свою славу сказочника.

Сбылось предсказанье безымянной гадалки, которое услышала его мать, когда отпускала четырнадцатилетнего сына из маленького Оденсе в большой Копенгаген. Андерсен вспоминал, что мать долго противилась его желанию уехать. Наконец, уступив его мольбе, «она послала за знахаркой и заставила ее погадать …на картах и кофейной гуще».

« Сын твой будет великим человеком! – сказала старуха. – Настанет день, и родной город его Оденсе зажжет в его честь иллюминацию».

Почти через пятьдесят лет, а точнее, 6 декабря 1869 года Андерсен прибыл в Оденсе, где он родился и где теперь его чествовали как великого человека. Город был в праздничном убранстве. Гремели оркестры. Люди пели его песни. «Я был бесконечно счастлив… – вспоминал Андерсен. _ Всюду встречал я приветливые взгляды, все желали сказать мне доброе слово, пожать руку». А вечером он читал детям свою сказку. «Предсказанье старой гадалки, говорившей, что в Оденсе будет зажжена в честь меня иллюминация, сбылось в самой прекрасной форме».

За свою жизнь Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок и сказочных историй, и сказка «Принцесса на горошине» сверкает среди них, как яркая звездочка.

Мечта принца о настоящей принцессе, ее появление в бурю, постель из легчайшего гагачьего пуха, вспыхнувшая любовь принца, и даже маленькая обыкновенная горошина — все в этой сказке дышит поэзией, которая пронизана тончайшей иронией. Помните самый конец сказки? «А горошину отправили в музей. Там она и до сих пор лежит, если только кто-нибудь не взял ее!» Словом,как всегда у Андерсена, слились поэтичное с ироническим, высокое и смешное, и сказка благодаря этому сделалась интересной всем возрастам.

В некоторых переводах на русский язык сказка называлась «Настоящая принцесса» — таким названием переводчики подчеркивали суть этой сказочной истории.

И хотя «Принцесса на горошине» едва ли не самая короткая сказка Андерсена и может вся уместиться на одной книжной странице, мне захотелось развернуть ее в пьесу для звучащего детского театра, потому что в этой сказке есть вполне уловимый драматургический сюжет. То есть сделать пьесу, которая бы сохранила весь строй и настроение андерсеновской сказки. Андерсен сказал бы об этом так: «Чужой сюжет вошел… в мою плоть и кровь, я пересоздал его в себе и тогда только выпустил его в свет». В пьесе стали действовать все персонажи сказки – король, королева, принц, принцесса – и новые лица. Чтобы они могли не только разговаривать, но и петь, поэтесса Новелла Матвеева сочинила тексты песен, а музыку к ним и ко всему спектаклю написал композитор Михаил Меерович.

В этом спектакле играют удивительные артисты. В ролях сказочника и короля — Ростислав Плятт, а в роли королевы – Мария Бабанова. Это одна из последних ролей Марии Ивановны Бабановой, и самая последняя ее роль, где она пела.

СЦЕНАРИЙ К СПЕКТАКЛЮ

«Принцесса на горошине».

Автор - Жили на свете король с королевой, у них не было детей, это их очень огорчало. Что они только не делали, ездили на богомолье, на целебные воды, обращались к великим знахарям - всё было напрасно. И вот, когда они совсем потеряли надежду, у них родился сын.(прогулка с грудным ребёнком). Мальчик рос избалованным и капризным, ни в чём ему не было отказа. Ни

родители, ни учителя не могли с ним справиться.

(урок, учитель, принц).

Принц - терпеть не могу писать, все пальцы в чернилах!

Учитель - Вы совершенно правы, ваше высочество. Это весьма неприятное

занятие, однако же, осмелюсь попросить Вас начертать вашей рукой ещё

четыре строчки.

Принц - ладно уж, диктуйте.

Учитель - я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как

мимолётное виденье, как гений чистой красоты.

Принц - я помню чудное мы..ма.. .мо..гнове ни...не..е.

Учитель - Сначала надо подумать, а потом писать, Ваше высочество!

Принц - если бы я слушался вас, я бы только и делал, что думал, думал и под

Учитель - хорошо, осмелюсь спросить Ваше высочество, сколько будет

семью восемь?

Принц - А.. .Э.. .не помню, что-то, это меня никогда не интересовало, а

Учитель - разумеется, интересовало, Ваше высочество.

Принц - вот удивительно! Всё, наш урок окончен!

Учитель - как угодно Вашему высочеству!

(покорно собирает книги).

Принц - право же, как хорошо быть принцем, а не простым школьником. Все

меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другим


учеником, если бы он отказался ответить вам, сколько будет семью восемь?

Учитель - поставил бы в угол!

Принц - ха ха ха (указывая на углы), в тот или в этот?

Учитель - это всё равно, ваше высочество.

Принц - я бы предпочёл этот - он как-то уютнее (становится в угол).

(входит король-отец).

Король - ну, как успехи у нашего сына?

(Учитель в недоумении пожимает плечами).

П ринц - не хочу учиться! Не хочу! Не хочу!

(король в гневе бегает по сцене).

Король - не хочет учиться,.. ..не хочешь учиться?! Может, хочешь жениться?

Принц - да, я хочу жениться! Но только на принцессе, на настоящей

принцессе!

Король - какие избалованные дети пошли, просто ужас! Ну да ладно,

мальчик-то совсем вырос. Может и вправду пора ему жениться. Идём.

(король и принц уходят) .

Учитель - король устроил большой смотр невест. Созвал всех королей близ

лежащих государств с дочерьми и племянницами.

(смотр невест, король, королева, принц, учитель).

Принц - слишком худая, слишком толстая, слишком маленькая, слишком

высокая, слишком светлая, слишком тёмная.

Учитель - всё, Ваше высочество, больше никого нет, по соседству не осталось

больше ни одной принцессы.

Королева - ах, какое горе! Но, сынок, если ты не выберешь себе невесту, боюсь, мы

никогда не увидим, как по дворцовой зале бегают маленькие хрустальные

башмачки.

Принц - мама, но ни одна не подходит, моя невеста должна быть

особенной.

Король - нельзя ли поточнее!?

Принц - можно, папа! Я просто хочу жениться по любви!

Королева - но, милый, где же нам найти такую, чтоб тебе понравилась, да и

ещё была бы настоящей принцессой!?

Принц - я сам найду. Вокруг много разных стран, возможно где-то там и

живёт моя прекрасная принцесса. Если вы с отцом меня любите, разрешите

мне отправиться в путешествие.

Королева - прекрасно, едем в экспедицию! В поисках жены для родного

сына я отправлюсь на все четыре стороны и даже дальше.

Король - ну и дела! Хорошо, экспедиция, так экспедиция!

(Экспедиция: Африка, Франция, Испания, Север. Выражается танцами народов мира).

Учитель - (докладывает королю) принц объехал весь свет, в принцессах недостатка

не было, но той, единственной, которая бы покорила его сердце, так и не нашлось.

(приезд).

Король - ну, сынок, где вы были, нашёл ли ту, которая станет твоей женой?

Принц - мы объехали почти весь свет, все девушки и красивы, и царственны, но той

самой, особенной, нет.

Король - принц очень переживает, он, действительно, хочет отыскать настоящую

принцессу, которая сразу бы очаровала его. Что же делать?!

Королева - пять долгих лет мы ждём, что придёт настоящая принцесса. Что ждёт

королевскую династию?

Учитель - там пришла девушка, она вся мокрая и жалкая, но очень

требовательная. (входит девуиска)

Король - вы случайно не принцесса?

Девушка - она самая. Вы, что сами не видите? Сегодня все принцессы на улице

носят промокшее платье. Может, хватит глупых вопросов?!

(поворачиваясь к учителю).

Проводите меня на кухню, я замёрзла и ужасно проголодалась.

(девушка и учитель уходят, за ними король).

Королева - хоть бы, она оказалась настоящей принцессой! (гадает на коф ейной гуще).


(входит король, в восторге потирает руки)

Король - она точно принцесса.

Королева - ты не ошибаешься?

Король - говорю тебе, дорогая. Только такие нахалки могут быть настоящими принцессами. Такой и ты была, милая.

Королева - что ж посмотрим, где же она сейчас?

Король - потребовала ванну, пришлось её пустить в принцессины апартаменты, она
кое-что позаимствовала из твоего гардероба. Я сообщил принцу, что наша гостья
красавица.

(входит принц).

Принц - мне нет дела до её красоты. Со всеми вашими невестами я только терял время, больше не хочу. А может она не настоящая принцесса.

Королева - а вот мы выясним для начала настоящая ли она принцесса, есть ли в ней то самое особенное.

Король - да как же это?

Королева - а ты разве не знал, что есть проверенное средство - мы проведём одно старинное испытание принцесс. Король - что? Какое такое испытание? Королева - это государственная тайна, но метод безотказный.

(np инцу). К тому же, что тебе терять?

Принц - ну ладно, ладно, давайте попробуем ваше средство, но обещать я ничего не могу.

Королева - а ну-ка, за дело!

(король, королева, учитель стечют матрацы).

Королева - фу, уморилась, довольно, постель застелена на славу.

Король - 20 матрацев, 20 перин.

Учитель - ой, моя спина, мои колени.

Королева - теперь проверенное многими принцессами испытание!

(достаёт горошину, показывает её королю и учителю, кладёт под первый матрац).

Эта несчастная сушёная горошина все решит раз и навсегда.

(входит девушка)

Девушка - ой, не слишком ли взбита постель?

Королева - не могли же мы особе вашей крови предложить один тощий матрац. Вы же настоящая принцесса.

Девушка - (в сторону ).если только отец меня не обманул!

Королева - прошу наверх. Как знать, может быть завтра, я назову вас доченькой, приятных снов!

Король - она сдаст экзамен? Очень хотелось бы, чтобы сдала.

Королева - да, да. А то наши мучения продолжатся.

(девушка остаётся одна, собирается провести ночь в кресле)

Девушка - я умру от морской болезни! Нет, я туда не полезу. А о каком экзамене они говорили, и что будет, если я его не сдам.

(утро, коропь и королева, девушка).

Королева - доброе утро, милочка, как вам спалось?

Девушка - не очень хорошо, да я всю ночь глаз не сомкнула!

Королева - ура, я так и знала, она почувствовала маленькую горошину через 20 матрацев и 20 перин. Лишь только принцесса может быть такой нежной! Девушка - да, да, вот вы сейчас сказали, и я сразу поняла, что когда я спала на перинах, какой-то камень впился в меня.

Королева - вы слышали! Впился какой-то камень! Камень! Маленькая горошина - камень!

Король - чудесно, замечательно! Она прошла испытание!

Девушка - это правда?!

(входит принц).

Принц - доброе утро, папа! Доброе утро, мама! Я уже слышал главную новость. А вы уверены, что испытание не было слишком простым? Вам лишь бы поскорее меня женить!

Король - поверь, сынок, испытание было таким сложным, что даже я, честно говоря, до сих пор не понял его.

Принц - но я всё равно уверен, что

(увидел девушку).

Девушка - послушайте, с меня довольно, мне всё равно, что вы тут двое ненормальных король и королева. Я не позволю себя обижать, устраивать какие-то экзамены, ваш сынок, наверное, очень избалованный

(увидела принца). Привет.

Принц - они хотели нам добра, а если я кажусь избалованным, то это потому что надеюсь найти девушку своей мечты. Настоящую, умеющую быть самой собой. Скажи, я сейчас сплю? Надо ущипнуть себя, но ведь тогда я проснусь и потеряю тебя навсегда?

Девушка - но я настоящая!

Принц - так ты выйдешь за меня замуж?

Девушка - ну я не знаю, всё это так неожиданно.

Королева - всё хорошо, что хорошо кончается! И всё благодаря маленькой

горошине.

Король -(шёпотом королеве). Скажи, жена, а что если бы она не прошла

испытание?

Королева - Мы бы её исследовали вновь и вновь, пока бы она не сдала экзамен,

уменьшая количество матрацев, и увеличивая размер овощей.

полюбила его. Зажили они счастливо, потом принц стал королем, а настоящая

принцесса королевой, но это уже другая сказка. А горошина и посейчас хранится в

королевском музее.

  1. Пролог
  2. Сборы в дорогу
  3. Путешествие (авторство Н. Матвеевой)
  4. Появление принцессы
  5. Воспоминания
  6. Пора испытаний
  7. Ночь
  8. Утро (авторство Н. Матвеевой)
  9. Менуэт (авторство Н. Матвеевой)

Расхождения с оригинальной сказкой

Из разговора короля и королевы («Воспоминания») выясняется, что королева в свое время попала в ту же ситуацию, в которую теперь попала гостья-принцесса, и выдержала аналогичное испытание - но она спала на горошине, а здесь король-отец, желая наконец женить сына, тайком подкладывает вдобавок к горошине еще и кирпич.

История создания

Премьера «Принцессы на горошине» прошла во 2-м отделении «Смотра» Агитбригады Ивасей 1977 года, вместе с «Князем Игорем». Спектакль оставался в репертуаре Агитбригады около 15 лет.

«Принцесса» открыла (а без открытий в те дни вообще не обходилось) своего рода новый жанр музыкально-теневого спектакля. На сцене стояли прозрачные (из простыней) экраны, подсвеченные сзади. Актёры играли за экранами, и зритель видел только тени. «Теневой» была и музыка: у каждого работающего за экраном актёра был «голос», исполнявшийся находящимся за кулисами, а чаще - сидящим тут же, на краю сцены певцом. Певцы сами себе и аккомпанировали - кто на гитаре, кто на флейте



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: