Гафт валентин жены и дети. Жена Гафта Ольга Остроумова. Валентин Иосифович Гафт: биография, личная жизнь, творчество. А был ли сын

Валентин Иосифович родился в Москве, в украинской семье. Папа занимался в основном прокурорской деятельностью, а мама — домашним хозяйством. От театральной среды семья была далеко.

Едва будущему актеру исполнилось шесть, началась война. Сначала на фронт ушел отец, а потом и двоюродный брат маленького Вали. Актер рассказывает, что отцовские проводы не запомнил, а вот отпуская на войну брата, рыдал так, что самому становилось стыдно.

Мальчишке казалось, что вся война пройдет у него во дворе: с одной стороны забора будут немцы, с другой — наши, а он из окна сможет наблюдать, как советская армия побеждает. Но все оказалось куда страшней. Голод, бомбежка, непередаваемое и незабываемое ощущение, оставшееся от подвальных укрытий, куда совсем крошечного и сонного Валю, закутанного в одеяло, ночью на руках несла мама.

В самом конце войны отец получил ранение и был доставлен в один из московских госпиталей. Будущий актер с мамой немедленно отправились к нему. Тот лежал полностью перебинтованный, не видно было даже лица. А на тумбочке стояла еда и даже абрикосовый сок, который пил маленький Валя. И казалось ему, что не было никакой войны, и не его отец получил ранение и теперь лежит перед ним весь в бинтах.

Когда 9 мая 1945 года пришло известие о победе, Гафт играл во дворе. Актер рассказывает, что был страшно горд тем, что наши победили. Мама с этого дня стала ходить на Белорусский вокзал: а вдруг встретит кого-то из родных? Она была из многодетной семьи — всего 13 братьев и сестер. Живым с войны вернулся только один.

Путь

Поэт (1956)

Дальше было послевоенное время, которое Гафт встретил подростком. Он считал настоящими звездами ребят, которые пели блатные песни под гитару во дворе, играл в шахматы с пациентами психбольницы, находящейся неподалеку. А однажды решил стать музыкантом и попросил маму купить ему пианино.

В магазине немецких трофеев был большой выбор, но мама непременно хотела пианино с подсвечниками, а такого не оказалось, и Гафт музыкантом не стал. Зато стал артистом, правда, мысли попробовать себя в этой профессии ему пришли не сразу.

Мальчишкой он частенько бывал в кино и даже имел любимых актеров, которыми восхищался и фамилиями которых называл себя незнакомым людям — если требовалось назвать фамилию. А вот спектакль он впервые увидел в четвертом классе и не сразу понял, что действие на сцене происходит не по-настоящему.

Зато потом влюбился в эту профессию и решил попробовать в ней себя. Для начала — в школьной самодеятельности. Именно там Гафт впервые услышал комплименты своему таланту. В интервью артист шутит: нахватал, дескать, двоек в десятом классе, вот и решил поступать туда, где аттестат особой роли не играет.

Но программу готовил тщательно. Он уже прошел первый тур в школу-студию МХАТ, когда в обычном московском парке встретил Сергея Столярова, знаменитого артиста и своего кумира. Набравшись смелости, Гафт предложил прослушать басню, которая «не получается», и уже было начал читать. Актер остановил его и пригласил к себе. Дома он внимательно разобрал с новоиспеченным воспитанником басню. Впоследствии Гафт назовет Столярова своим первым учителем и отметит, что наставления актера ему сильно помогли.

Дебют


Интервенция (1968)

В кино он впервые попал уже на втором курсе школы-студии. Михаил Ромм пригласил юного Гафта в «Убийство на улице Данте». Здесь его ждала вторая встреча с кумирами. На этот раз ими были Плятт и Штраух. По словам Валентина Иосифовича, на него напала оторопь при виде великих, и он чуть не сорвал съемки.

Еще двадцать лет, каждый раз переступая порог «Мосфильма», Гафт будет чувствовать ту же юношескую неуверенность, с которой он столкнулся здесь, на своих первых съемках.

Получив диплом, он поступил в труппу театра имени Моссовета, но долго там почему-то не продержался. Сразу после ухода его нашел Эраст Гарин и предложил заменить запившего актера в Театре сатиры. Но и там перепутавший партнерш и заваливший декорацию молодой актер надолго не остался. Потом был театр На Малой Бронной, но лишь «Современник» стал для Гафта настоящим домом.

Рассказывая в одном из своих интервью о провальном дебюте в театре Сатиры он упомянул о том, что его позор видела будущая первая жена — манекенщица и просто красавица Алена Изоргина. Он с восхищением рассказывает, как мужчины сворачивали шеи на улицах, но признается, что сам был слишком молод, чтобы не увлекаться другими женщинами. В конце концов жена не выдержала любвеобильности Гафта. Они попрощались.

Любовь


Разрешите взлёт! (1971)

Высокий, красивый и спортивный мужчина, он был знаменитым сердцеедом, правда, только в первой молодости. Недавно вдруг выяснилось, что у Валентина Иосифовича есть сын, и живет он в Бразилии. С мамой Вадика актер встречался совсем недолго и не знал, что та забеременела. Поэтому общаться с сыном стал, когда тому уже было за сорок.

В судьбе еще одного его ребенка — дочки от второго брака Оленьки, произошла настоящая трагедия.

«Какая богатая баба, вот поживу-то хорошо!» — как признается Гафт, делая предложение своей второй супруге Инне Елисеевой, думал он именно так. Она нигде не работала, была балованной дочерью известных и обеспеченных родителей.

Во втором браке родилась Оленька. В детстве девочка увлекалась балетом, мечтала стать драматической актрисой. Но приемная комиссия театрального, куда девушка поступала, не нашла в ней особого таланта, а Валентин Иосифович не настоял. Отказ совпал с несчастной любовью, плюс давление со стороны матери… Девушка покончила жизнь самоубийством, а через несколько месяцев не стало и ее мамы.

Еще один брак, который приписывают Гафту, был гражданским. Актер рассказывает, что жил с женщиной по имени Алла, которая была виолончелисткой. Покорила она его не только талантливой игрой, но и тем, что умела здорово готовить. Вот только сильно ревновала красивого и знаменитого мужчину.

Валентину Иосифовичу постоянно приходилось убеждать возлюбленную, что он ей не изменяет, но она находила повод для ревности даже в его работе. То устроила скандал из-за совместной с Лией Ахеджаковой работы в театре, то отвесила звонкую пощечину, увидев постельную сцену с Ириной Алферовой в фильме «Ночные забавы». Это было последней каплей, после которой Гафт к Алле уже не вернулся.

Оля


Семнадцать мгновений весны (1973)

На Ольгу Остроумову он впервые обратил внимание еще на совместной съемочной площадке. Но играя в «Гараже», они даже не пообщались. Актер признается: уже тогда отметил прозрачную красоту этой женщины, но видел, что она замужем, что счастлива и не похожа на тех дам, что заводят интрижки. Он выбросил очаровательную актрису из головы.

Но прошло несколько лет, и Гафт увидел по телевизору ее интервью, из которого понял: она одинока. Захотел встретиться с ней и попросил организаторов частной вечеринки, на которой должен был выступить, чтобы те позвали и Остроумову.

Он ухаживал за Ольгой долго, а предложил пожениться через несколько лет после той встречи. Сотрудницу ЗАГСа и гостей позвали в больницу, где Гафт реабилитировался после операции. Свадьба пошла ему на пользу.

Позднее он скажет, что Ольга его будто переродила — он стал совершенно другим человеком, с новым отношением к жизни. Она отгородила его от бытовых проблем, дав возможность больше заниматься творчеством. А еще подарила новую большую семью. Как к родным, он стал относиться к ее дочери и сыну, а также к внукам, которых они подарили этой восхитительной творческой паре.

Сегодня, 2 сентября 2015 года, свой 80-й День рождения отмечает Валентин Гафт. Наверное, трудно перечислить все фильмы и замечательные роли, за которые зритель его помнит. Каждая роль Валентина Гафта была неповторима, благодаря его игре, и уже вряд ли кто-либо взялся бы за воплощение этих образов. Хотя сейчас Гафту уже не нужно так много играть - публика будет хлопать даже при одном его выходе на сцену.

РАННИЕ ГОДЫ И ДОРОГА К ТЕАТРУ

Своё довоенное детство Валентин Гаф т провел в Москве. В те годы ничто не предвещало его будущей актёрской карьеры. Отец, Иосиф Романович, был адвокатом. А мать, Гита Давыдовна, всегда учила сына быть организованным и соблюдать порядок во всем, ведь жила тогда семья в маленькой комнате в коммунальной квартире на улице Матросская тишина.

21 июня 1941 года - день, когда началась война, семья должна была переезжать в Город Прилуки, в Украину, но из-за сильной загруженности отца они решили сменить билеты на день позже. И это стало роковым решением в их жизни. 22 июня по радио Молотов сообщил о начале войны. Отец и двоюродный брат Валентина Гафта отправились на войну. По окончанию войны Иосиф Романович вернулся майором.

Валентин Гафт в молодости

А впервые с театром Валентин познакомился только в четвертом классе, когда его повели в детский театр смотреть пьесу Сергея Михалкова «Особое задание». И, хоть Валентин Гаф т и был сильно впечатлен тем, что происходило на сцене, но желания стать актёром у него тогда еще не возникало. Первые мысли о выборе актёрской карьеры появились, когда он впервые сам вышел на школьную сцену. Кстати, поскольку школа была только для мальчиков, Валентину довелось играть немало женских ролей.

И всё-таки профессия актёра была далеко не тем, чего ждали от него окружающие. Поэтому он решил тайно подать документы сразу в два вуза — в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. Позже Гафт рассказывал, что перед экзаменами ему посчастливилось встретить актёра Сергея Столярова. И тут Валентин не побоялся, попросил кумира публики, чтоб тот его предварительно прослушал и дал несколько советов. Актёр, хоть и был удивлен такой просьбой, но решил помочь. И, хоть в Щуке Гафт смог пройти лишь один тур, зато в МХАТ поступил с первой попытки.

Родители его неоднозначно отреагировали на это. Как вспоминает сам Валентин Гафт , его отец тогда говорил: «Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист». Тогда он и не предполагал, что первая роль в кино у Валентина Гафта будет в фильме именно с Козаковым. Тогда все мечтали попасть на экран. И первая удача в этой сфере Гафту улыбнулась на последних курсах института, правда это были эпизодические роли, почти без слов в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Поэт».


Первое появление на экране в фильме «Убийство на улице Данте»

ДОЛГИЕ ПОИСКИ «СВОЕЙ» СЦЕНЫ

Но после окончания института Гафта не хотели брать ни в один театр. В поиске работы помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. Благодаря ему Валентина Гафта взяли в театр Моссовета. Правда, там актёр долго не задержался: во время первых же гастролей он покинул труппу, так как ему не нравились предлагаемые роли. Через какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры, но оттуда его выгнали после первого же дебюта. Тогда еще никто не знал, что спустя несколько лет на сцене этого театра Валентин Гафт исполнит одну из своих лучших театральный ролей — графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро».


Валентин Гафт — актёр театра «Современник»

В этот период места работы Валентина Гафта сменяются одно за другим. Сначала он работает в театре на Малой Бронной, потом у А.А. Гончарова в маленьком театре на Спартаковской улице, а в 1964 году Гафт попадает к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. И, хоть в последнем актёр тоже задержался недолго, но именно здесь он получил опыт, который лёг в основу его последующей карьеры, ведь в театре много играли классических постановок, которые помогли Гафту найти свой талант.

Спустя пять лет Олег Ефремов приглашает его на работу в «Современник». И именно этот театр стал для него родным и остается таким по сегодняшний день. Среди лучших, сыгранных на этой сцене ролей, Глумов «Балалайкин и К», Джордж «Кто боится Вирджинии Вульф?», Горелов «Спешите делать добро» и Рахлин «Кот домашний средней пушистости».


Сцена из спектакля «Балалайкин и К»

И НАКОНЕЦ-ТО КИНО

В кинематографе карьера Валентина Гафта тоже не очень ладилась. Долгое время он играл лишь в эпизодах. И даже, когда к концу 60-х актёр стал всё больше появляться на экране, интересных и запоминающихся ролей ему всё равно не доставалось. Как говорил об этом сам Гафт: «Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня».

В 70-е годы удача начала улыбаться Валентину Гафту , и он сыграл свои первые яркие роли в кино: Брассет в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» и Стюарт в политической драме «Ночь на 14 параллели». И уже тогда начала вырабатываться его кинематографическая манера интеллектуальной игры, с глубокой прорисовкой образа.


Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!»

Но истинная популярность пришла Гафту после знакомства с Эльдаром Рязановым. Именно у него он сыграл свои классические роли. Первой их совместной работой стал в 1979 году фильм «Гараж», где Валентин Гафт исполнил роль председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина. Его игра прекрасно изображала ироничного персонажа в духе времени.

За этим последовала еще не одна роль в фильмах Рязанова: отец-командир в трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово…», Одиноков в картине «Забытая мелодия для флейты», вожак бомжей по кличке «Президент» в трагикомедии «Небеса обетованные». Каждая из этих ролей была абсолютно непохожей на предыдущую, и именно у Рязанова Гафт смог показать, что он способен играть абсолютно разных героев. В каждом из этих фильмов актёр создал неповторимый и запоминающийся на долгое время образ.


Кадр из фильма «Гараж»

После этого к Валентину Гафту пришла популярность. В 80-е ему повезло сыграть немало интересных ролей. Среди них роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон в детективе Александра Муратова «Гонки по вертикали» и роль в детективном сериале «Визит к минотавру». Также известными стали роли Валентина Гафта в таких картинах: «Чародеи», «По главной улице с оркестром», «Визит дамы» и «Анкор, еще Анкор!». А в 1994 году Гафт сыграл Воланда в экранизации «Мастер и Маргарита» режиссера Юрия Кары, но фильм так и не вышел на широкие экраны.


Кадр из фильма «Мастер и Маргарита

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ВАЛЕНТИНА ГАФТА

Но Валентин Гафт богат не только своим актёрским талантом. Однажды, неожиданно для самого себя, он начал сочинять эпиграммы. И тогда Олег Ефремов предложил ему сочинить несколько таких эпиграмм об известных актёрах. Они были ироничными и порой очень едкими, но целью их было не оскорбление коллег, а просто веселый взгляд на их работу. Многие из них часто цитировались. Вот некоторые из них.

Джигарханяну:

Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

Ирине Алферовой:

Не будет у тебя успеха,

Ведь ты, красавица, не Пьеха.

В постели делай свой успех -

На сцене это делать - грех!

И средь интимнейших утех

Ирина лучше б.... й всех.

Кончай хождение по мукам,

Сыграй с искусством ты разлуку.

Михаилу Боярскому:

Зачем ты, так орешь,

Словно ограбленный еврей?

Ты Д"Артаньяна не тревожь,

Он дворянин, а не плебей.

Кстати, уже на том этапе Валентину Гафту стали приписывать некоторые, написанные либо сказанные не им строки. После этого с эпиграммами Валентин Гафт быстро покончил, но решил всё же усовершенствовать свои поэтические способности. Так на сегодняшний день есть даже несколько сборников лирических стихотворений Валентина Гафта . Помимо поэзии, существуют и другие книги Гафта, посвященные театру и его жизни.

ТРИ ЖЕНЫ ВАЛЕНТИНА ГАФТА

Личная жизнь Валентина Гафта бала куда более насыщенной, чем можно себе сейчас представить, ведь в молодости он считался достаточно интересным мужчиной. В брак актёр вступал три раза, и избранницами его были очень привлекательные женщины. Первой женой Валентина Гафта стала манекенщица Елена Изоргина. Второй — балерина Инна Елисеева. И хоть у пары родилась дочь Ольга, в 80-х они всё же развелись.

С этим браком связана одна из самых больших трагедий в жизни актёра. После их развода дочь взяла фамилию матери и осталась с ней жить, но тем не менее с отцом сохранила тёплые отношения. А вот чем Ольга становилась старше, тем сильнее портились её отношения с матерью. В сентябре 2002 года девушка неожиданно покончила с собой, обвинив в предсмертной записке свою мать. Инна Елисеева, впрочем, не на много пережила Ольгу, скончавшись 31 января 2003 года от рака желудка.

Валентин Гафт с дочерью

Зато со своей третей женой, актрисой Ольгой Остроумовой, он счастлив и по сей день. Но отношения их складывались не так уж просто. Они впервые познакомились на съемках фильма «Гараж», и, хоть Ольга сразу понравилась Валентину Гафту , на тот момент она была замужем, и Валентин Иосифович решил даже не пытаться. «Мне было так плохо, — рассказывал актер. — Я понял, что мне надоело врать, надоело слышать вранье от других, мне надоели противоречия, в которых я запутался. И вдруг на экране появилась Оля — я просто впился в изображение, не мог оторвать глаз от её дивного лица». Но вскоре Ольга Михайловна рассталась с мужем, и тогда путь к их счастью был открыт.

Валентин Гафт и Ольга Остроумова

В фильмографии Валентина Гафта на сегодняшний день насчитывается более ста ролей, многие из которых стали классикой. Но, несмотря на это, он всегда считал себя в первую очередь театральным актёром. Более 40 лет он верен своему храму, театру «Современник», на сцене которого он сыграл неисчислимое множество замечательных ролей. В свои 80 лет Валентин Гафт всё еще активно работает. Скоро актёр планирует поставить свою собственную пьесу, в которую вложил все, что хотел бы передать последующим поколениям. Как говорит сам актёр: «Я думаю, что каждое поколение живёт для следующего. Жизнь даёт человеку счастье и вознаграждает его за то, что он при всех трудностях жизни остаётся человеком».

Личная жизнь Валентина Гафта была интересна и многообразна, но счастье он обрел только в своем последнем, четвертом по счету браке с актрисой Ольгой Остроумовой. Она нравилась ему давно, еще со времен, когда они снимались в фильме «Гараж», но Валентину Иосифовичу даже мысль в голову не приходила, чтобы с ней познакомиться ближе - он знал, что актриса замужем и верна своему мужу. Да и он был женат на своей третьей супруге Алле. Судьба свела Гафта с Ольгой Остроумовой, когда она тяжело переживала развод с мужем, да и он к тому времени успел разойтись. Они начали встречаться, а свадьбу сыграли только через несколько лет, и до сих Валентин Иосифович счастлив со своей супругой.

На фото — Валентин Гафт и Ольга Остроумова

Предыдущие браки в личной жизни Валентина Гафта были не такими длительными и удачными. Его первой женой стала манекенщица Алена - девушка невероятной красоты, работавшая в знаменитом Доме моделей на Кузнецком мосту. Но их семейная жизнь не сложилась - у Гафта в то время были и другие женщины, Алена тоже не стремилась хранить верность, и они разошлись. Второй брак в биографии актера был с Инной Елисеевой. Это была эффектная женщина, но с очень тяжелым характером. Вторая жена Валентина Гафта была из обеспеченной семьи, она нигде не работала, однако у Гафта не сложились отношения не только с женой, но и с ее родителями, и чувствовал он себя в их доме неуютно. Несмотря на то, что Инна родила ему дочь Ольгу, Валентин Иосифович снова разошелся.

Он до сих пор не может простить себе того, что потерял связь с дочерью и не принимал участия в ее судьбе. Спустя двадцать девять лет Ольга покончила с собой после очередной ссоры с матерью, и это горе подкосило здоровье актера, а выстоять ему помогла жена - Ольга Остроумова. А в те годы, после разрыва с Инной, Валентин Гафт долго не мог устроить свою личную жизнь, пока не познакомился с виолончелисткой Аллой. Они жили в гражданском браке, и все у них складывалось прекрасно, но Алла была безумно ревнива, и, несмотря на то, что Гафт постоянно убеждал ее в своей верности, она постоянно устраивала ему сцены ревности, и после одной из них, которую Алла устроила прилюдно, отвесив актеру пощечину в присутствии многочисленных коллег и знакомых, он порвал с ней окончательно.

На фото — в кругу семьи

Был в биографии актера, еще до встречи с третьей женой, кратковременный роман с одной, как он говорит, благороднейшей женщиной, в результате которого она родила сына Вадима, но узнал об этом Валентин Иосифович только через сорок шесть лет, и эта новость, буквально, потрясла его. Женщина сообщила Гафту, что их сын, с которым она уже много лет жила в Бразилии, попал в сложную ситуацию - его сильно избили и покалечили, и Валентин Иосифович сделал все, что мог, чтобы помочь Вадиму выздороветь.

Категории Метки:

До войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина. Жили Гафты более чем скромно, в коммунальной квартире, как все. У них была одна комната, и все были счастливы. Родители Валентина не имели ни какого отношения к театру. Отец, Иосиф Романович (1907-1969), по профессии был адвокат. Он был удивительно скромным, но сильным и гордым человеком. От матери, Гиты Давыдовны (1908-1993), Валентин научился организованности, она привила ему любовь к порядку.

Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки. Однако по каким то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны… Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну, закончив ее майором.

Самое первое впечатление о театре возникло у него в четвертом классе во время просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова "Особое задание". Он верил всему, что происходило на сцене. Но по его собственному признанию, желания стать актером тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, и он стал участвовать в школьной самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские роли, потому что в школе тогда учились одни мальчики.

МХАТ

Но даже играя в школьных спектаклях, Валентин стеснялся признаться кому то, что он хочет стать артистом. Поэтому поступать он решил втайне от всех. Попытать счастья Валентин решил сразу и в Щукинском училище и в Школе-студии МХАТ. За два дня до экзаменов Гафт случайно встретил на улице кумира всех кинозрителей Сергея Столярова и попросил "прослушать" его. Столяров удивился, но отказывать не стал. Уроки знаменитого актёра не пропали даром. Правда в училище он прошел лишь первый тур. Зато в МХАТ Валентин поступил с первой попытки, сдав экзамен на "отлично". Когда его приняли, он был потрясен, не верилось в происходящее.

Как и все студенты МХАТА, Валентин Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды (это было в 1956 году) его пригласили зайти в съемочную группу фильма "Убийство на улице Данте", где на одну из главных ролей был утвержден Михаил Козаков, и дали почти бессловесную роль. Так состоялся дебют Валентина Гафта в кино. В том же году он промелькнул в эпизодической роли в романтической драме "Поэт".

Родители своеобразно реагировали на артистическую деятельность сына. Когда он учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: "Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист". Мать, увидев его в спектакле "Женитьба Фигаро", сказала: "Валя, ну какой же ты худой!".

Лучшие дня

Театр

По окончании в 1957 году Школы-студии МХАТ, Гафт долго не мог устроиться на работу, его не брали ни в один театр. Помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. С его лёгкой руки Гафт оказался в театре имени Моссовета. Однако уже через год он покинул театр во время гастролей - ему не понравились те роли, которые предлагали играть.

Спустя какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры. Дебют не удался, его выгнали, однако через несколько лет на этой же сцене Валентин Гафт сыграл одну из лучших своих ролей - графа Альмавиву в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро", которого впоследствии много лет играл Александр Ширвиндт.

Некоторое время Гафт работал в театре на Малой Бронной. Затем новый переход - к А.А.Гончарову, возглавлявшему тогда маленький театр на Спартаковской улице.

В 1964 году, после работы в театре Гончарова, Гафт пришел к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. Это особая страница, поскольку стала едва ли не самой важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда остались театральной классикой. У Эфроса Гафт проработал сравнительно недолго и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в фундамент его мастерства.

В "Современник" он пришел по приглашению Олега Ефремова в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра Галины Волчек. С эти театром связана ныне вся жизнь Гафта, и он считает его своим родным домом.

Среди его лучших ролей: Глумов ("Балалайкин и К"), Лопатин ("Из записок Лопатина"), Горелов ("Спешите делать добро"), Джордж ("Кто боится Вирджинии Вульф?"), Рахлин ("Кот домашний средней пушистости").

Трудная дорога в кино

В кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. И хотя к концу 60-х он все чаще появлялся на киноэкране, ярких, запоминающихся ролей практически не было.

Сам Валентин Гафт объясняет это так: "Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня".

Лишь в 70-е годы стали появляться первые заметные роли, как, например, Стюарт в политической драме "Ночь на 14 параллели" (1971), Лопатин в телепостановке спектакля "Из записок Лопахина" (1975), Брассет в комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!".

Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся интеллектуализмом, тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой пластического рисунка, тонким юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств и внутренних переживаний, это касалось даже небольших или иронических киноролей: Крамин ("На всю оставшуюся жизнь" - 1975), Знаменский ("Повесть о неизвестном актёре" - 1976), попутчик ("Почти смешная история" - 1977), Жорж ("Циркачонок" - 1979).

Сотрудничество с Рязановым

Однако настоящая популярность пришла к Гафту лишь после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Роли, сыгранные Гафтом в фильмах этого выдающегося кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера.

В 1979 году он сыграл председателя гаражно -строительного кооператива Сидоркина в комедии "Гараж". Персонаж скорее гротесковый, балаганно -иронический, благодаря художественному чутью Гафта был сыгран так, что позволил перевести весь фильм в нужное режиссеру реалистическое русло.

В 1980 году Гафт снялся в трагикомедии Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово…". Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальства, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне - таким предстал зрителям герой Гафта Покровский.

Совершенно другим оказался Одиноков - герой Гафта из картины Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты" (1987). Актером удивительно сочно был создан образ бюрократа и служаки из Министерства свободного времени. С огромным чувством юмора была исполнена им песня бюрократа, сокращенного с работы.

Наконец в трагикомедии Рязянова "Небеса обетованные" (1991) Гафту удалось создать цельный чистый характер вожака бомжей по кличке "Президент", для которого ясно, что в жизни подло, а что благородно. Его герой - подлинно интеллигентный и образованный человек, нежный к друзьям и нетерпимый к чинушам.

Популярность

Немало интересных ролей было сыграно в 80-е годы и у других режиссеров. Так в детективном фильме Александра Муратова "Гонки по вертикали" (1982) он предстал в роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон. Психологическая дуэль следователя (А.Мягков) и обаятельного вора держит в напряжении в течение всего фильма.

Не менее интересная роль досталась Гафту в другом детективном сериале "Визит к минотавру" (1987). Опять психологическая дуэль, на этот раз между следователем в исполнении Сергея Шакурова и Иконниковым, подозреваемым в краже. Персонаж Гафта, в прошлом музыкант, который так и не стал первой скрипкой, не смирившись со второй ролью, переключился на разведение змей.

Также заметные роли были сыграны Гафтом в музыкальной комедии "Чародеи" (1982), трагикомедии "По главной улице с оркестром" (1986), боевике "Воры в законе" (1988), "Визит дамы" (1989), "Ночные забавы" (1991), "Анкор, еще Анкор!" (1992).

В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме "Мастер и Маргарита", который так и не вышел на экраны.

Актёр широкого творческого диапазона, Валентин Гафт отличается свободой и естественностью сценического и экранного поведения, внутренней нервностью. При узнаваемости голоса и выразительно резких черт лица он в совершенстве владеет самыми разными жанрами в профессии. Как указывается в театральной энциклопедии, "для Гафта характерно острое и точное воплощение образа современного интеллектуала, сочетание аналитичности и темперамента, глубина выявления драматического конфликта, тяготение к крупным проблемам и характерам".

Мастер эпиграмм

Параллельно с актерским взлетом к Гафту пришла еще одна известность. Он прославился как автор острых, порой ядовитых эпиграмм. По предложению Олега Ефремова Гафт вдруг совершенно неожиданно как для себя самого, так и для других стал сочинять эпиграммы. Это была ирония над собой, над другими. Он никого не хотел обидеть, обличить или поссорить. Просто хотел таким образом сказать какую-то свою правду.

Среди них были ироничные, как, например Джигарханяну:

Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

или Олегу Ефремову:

Олег! Не век - полвека прожито!

Ты посмотри на рожу-то!

А были и очень острые, как, например Ирине Алферовой:

Не будет у тебя успеха,

Ведь ты, красавица, не Пьеха.

В постели делай свой успех -

На сцене это делать - грех!

И средь интимнейших утех

Ирина лучше б.... й всех.

Кончай хождение по мукам,

Сыграй с искусством ты разлуку.

или Михаилу Боярскому:

Зачем ты, так орешь,

Словно ограбленный еврей?

Ты Д"Артаньяна не тревожь,

Он дворянин, а не плебей.

Сейчас Валентин Гафт говорит, что больше не пишет эпиграммы - это его увлечение закончилось. Однако стихи он пишет по-прежнему. Он выпустил несколько сборников лирических стихотворений.

Личная жизнь

Гафт был женат четыре раза. Первой женой Валентина Иосифовича была манекенщица Елена Изоргина.

Неудачным был брак с балериной Инной Елисеевой. У них родилась дочь Ольга. Но в начале 80-х Гафт и Елисеева развелись.

В настоящее время Валентин Гафт женат на актрисе Ольге Остроумовой. С Остроумовой он нашел настоящее счастье, хотя отношения у актеров наладились не сразу. Ольга Михайловна понравилась Валентину Иосифовичу давно, еще во время съемок фильма "Гараж". Однако она была замужем, и он не стал за ней ухаживать…

Однажды Гафт увидел ее по телевизору. "Мне было так плохо, рассказывает актер. - Я понял, что мне надоело врать, надоело слышать вранье от других, мне надоели противоречия, в которых я запутался. И вдруг на экране появилась Оля - я просто впился в изображение, не мог оторвать глаз от ее дивного лица".

Ольга Михайловна тогда как раз рассталась с мужем, и ей требовалась поддержка. Они встретились на каком-то мероприятии, и с этого момента Гафт стал за ней ухаживать.

Несмотря на немалый возраст обоих, Гафт и Остроумова по-детски счастливы.

Трагическая смерть дочери

После развода Валентина Гафа с Инной Елисеевой, его дочь Ольга осталась жить с матерью, взяв ее фамилию. Но на протяжении всей жизни Ольга поддерживала теплые отношения с отцом. По окончании Московского хореографического училища Ольга танцевала в труппе Кремлевского балета, а не так давно поступила в Российскую академию театрального искусства.

Но внезапно произошла трагедия... "С Инной у дочери отношения с детства не сложились, - рассказывает в интервью газете "Жизнь" консьержка в бывшем доме Валентина Иосифовича. - Да и кто ее мог вынести? Характер жуткий, хотя и писаная красавица". Инна Сергеевна, не отличавшаяся никогда ангельским нравом, с возрастом все чаще стала срывать злость на Ольге. Причиной была завись к красоте и молодости дочери. Унижения чередовались с побоями… Бедная девушка не выдержала и в сентябре 2002 году покончила с собой, обвинив в предсмертной записке мать. Инна Елисеева не на много пережила дочь. 31 января 2003 года она умерла от рака желудка.

После несчастья Валентин Гафт замкнулся в себе. Целый год он отказывался от любых интервью…

Фильмография:

1956 Убийство на улице Данте

1958 Олеко Дундич

1960 Русский сувенир

1961 Подводная лодка

1965 Мы, русский народ

1967 Первый курьер

1968 Интервенция

1968 Калиф-Аист

1968 Новенькая

1969 Жди меня, Анна

1969 Мститель (К/а "Семейное счастье")

1970 Дорога на Рюбецаль

1970 О любви

1970 Обыкновенная история

1970 Человек с другой стороны

1971 Ночь на 14-й параллели

1971 Разрешите взлет!

1973 Всего несколько слов в честь господина де Мольера

1973 Семнадцать мгновений весны - сериал

1973 Цемент

1974 Домби и сын

1974 Жребий

1974 Записки Пиквикского клуба

1974 Иван да Марья - текст песен, актер

1974 Москва, любовь моя

1974 Сергеев ищет Сергеева

1974 Чудо с косичками

1975 Здравствуйте, я ваша тетя!

1975 Из записок Лопахина

1975 На всю оставшуюся жизнь...

1975 Ольга Сергеевна

1976 Бешеное золото

1976 Дневной поезд

1976 Повесть о неизвестном актере

1977 Девочка, хочешь сниматься в кино?

1977 Почти смешная история

1977 Схватка в пурге

1978 Игроки

1978 Кентавры

1978 Короли и капуста

1979 Мужчины и женщины

1979 Сегодня и завтра

1979 Утренний обход

1979 Циркачонок

1980 История кавалера де Грие и Манон Леско

1980 О бедном гусаре замолвите слово

1980 Тайна Эдвина Друда

1980 Три года

1980 Черная курица, или Подземные жители

1982 Гонки по вертикали

1982 Если враг не сдается...

1982 Похождения графа Невзорова- читает текст

1982 Спешите делать добро

1982 Суббота и воскресенье

1982 Таможня

1982 Чародеи

1983 Ромео и Джульетта

1984 Восемь дней надежды

1985 Контракт века

1985 Про кота...

1986 Год теленка

1986 Мой нежно любимый детектив

1986 По главной улице с оркестром

1986 Путешествие мсье Перришона

1987 Большевики

1987 Визит к минотавру

1987 Время летать

1987 Жизнь Клима Самгина

1987 Забытая мелодия для флейты

1988 Аэлита, не приставай к мужчинам

1988 Воры в законе

1988 Дорогое удовольствие

1989 Визит дамы

1989 Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным

1990 Самоубийца

1990 Футболист

1991 Затерянный в Сибири

1991 Небеса обетованные

1991 Ночные забавы

1991 Террористка

1992 Анкор, еще Анкор!

1992 Кто боится Вирджинии Вульф?

1993 Хочу в Америку

1994 Мастер и Маргарита

1994 Я свободен, я ничей

1996 Карьера Артуро Уи

1997 Сирота казанская

1999 Небо в алмазах

1999 Тайна Нардо, или сон белой собаки

2000 Дом для богатых

2000 Нежный возраст

2000 Старые клячи

2001 Часы без стрелок

2002 По ту сторону волков

2006 Мастер и Маргарита - сериал

Детские годы Валентина Гафта

Советский актер театра и кино Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве. Его детские годы прошли на улице Матросская Тишина, на которой располагались самые разные по духу учреждения. Напротив дома семьи Гафтов располагалась психиатрическая лечебница, немного левее — студенческое общежитие и рынок, правее — тюрьма. Как говорил сам Гафт: «Весь мир в миниатюре». Отец Иосиф Рувимович (1907-1969) был адвокатом в Юридической консультации на Ленинградском проспекте. Участник Великой Отечественной войны он был гордым и волевым человеком. Мама, Гита Давыдовна (1908-1993), была домохозяйкой. Именно она привила сыну любовь к порядку и организованность.

Валентин Гафт в молодости

Роковой день 21 июня 1941 года навсегда остался в памяти Вали. Ведь именно в тот день он с родителями должен был отправиться на Украину, в город Прилуки. Повинуясь стечению обстоятельств, родители поменяли билеты на 22 июня. На следующий день маленький Валя вместе со всей страной услышал выступление Молотова по радио. Началась Великая Отечественная Война. Проводы отца, а следом и двоюродного брата запомнились Валентину на всю жизнь.

Начало театральной карьеры Валентина Гафта

Первый раз Гафт посетил детский театр в четвертом классе. Шла пьеса Сергея Михалкова «Особое задание». Первое время он думал, что все происходящее на сцене, это реальность. Желание самому попробовать себя в роли актера пришло немного позже. В школьной самодеятельности ему приходилось играть женщин и девушек, потому что в школе учились одни мальчишки.

Театр увлек Гафта еще в школе

В связи с тем, что театром Валентин Гафт увлекся еще будучи школьником, после выпускных экзаменов он направился в Школу-студию МХАТ. Поступить с первого раза ему помог Сергей Дмитриевич Столяров. Дело происходило так. За несколько дней до экзамена, Валентин Иосифович направлялся через парк «Сокольники» домой.

Внезапно на своем пути он увидел степенно вышагивающего человека. Гафт сразу узнал в нем своего любимого актера — Столярова. Не решаясь упустить такой шанс, он решил попросить совета у известного человека. Осмелившись, он подошел к Столярову и сказал: «Извините меня, пожалуйста, но я поступаю в Школу-студию МХАТ и очень волнуюсь. Не могли бы вы меня послушать?»

Валентин Гафт в молодости был привлекательным мужчиной

В первую минуту знаменитый актер оторопел, но потом взял себя в руки и сказал: «Послушать я вас могу. Но только не здесь». «Где же», — осмелился Гафт. «У меня дома. Приходите ко мне завтра, предварительно позвонив», — и Столяров написал на клочке бумаги номер своего домашнего телефона. Советы Сергея Дмитриевича не прошли даром. МХАТ принял его с первой попытки. На курсе вместе с ним учились Олег Табаков, Евгений Урбанский, Игорь Кваша, Майя Менглет, Михаил Козаков.

Дебют в кино состоялся в бессловесной роли в фильме «Убийство на улице Данте». Почти в это же время Гафт играл в эпизодической роли в романтической драме «Поэт». Реакция родителей на артистическую деятельность сына была своеобразная. Во время учебы в школе-студии МХАТ отец не раз спрашивал его: «Ну, какой ты артист? Вот, Миша Козаков, — у него и бабочка есть и костюм, а ты что? Вот каким должен быть артист!»

Реакция Гиты Давыдовны была поистине материнской. Увидев его в спектакле «Женитьба Фигаро», она сказала: «Валя, ну какой же ты худой!».

Валентин Гафт — великолепный разноплановый актер

Работа в театре

В 1957 году Валентин окончил Школу-студию МХАТ. Его долго не брали на работу. Знаменитый чтец Дмитрий Журавлев не смог остаться равнодушным к судьбе молодого артиста и помог ему устроиться в театр имени Моссовета. Гафт проработал там около года и ушел из-за того, что роли, которые предлагали играть, ему не нравились.

Гафт трепетно относится к профессии актера
Некоторое время спустя Эраст Гарин предложил работу в Театре сатиры. И здесь Валентин Гафт не смог долго продержаться, его выгнали, но на этом общая история Театра сатиры и Гафта не закончилась. Несколько лет спустя, он сыграл на этой сцене одну из своих лучших ролей — графа Альмавива в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Эту роль впоследствии играл Александр Ширвиндт.

Несколько лет Гафт посвятил работе в театре на Малой Бронной, потом новый виток и переход к А. А. Гончарову в театр на улице Спартаковской.
1964 год стал новой страницей в жизни Валентина Гафта. В этот год он пришел в театр имени Ленинского Комсомола к Анатолию Васильевичу Эфросу. Здесь актер впервые по-настоящему раскрылся, появились интересные творческие работы, лучшие спектакли этого театра стали театральной классикой.

Валентин Гафт много лет служит в театре «Современник»

В 1969 году Олег Ефремов приглашает его в театр «Современник». Он стал его родным домом. Многими ролями он обязан режиссеру театра Галина Волчек. Здесь он сыграл свои лучшие роли: Лопатин в «Из записок Лопатина», Глумов из «Балалайкин и К», Горелов из «Спешите делать добро», Джордж из «Кто боится Вирджинии Вулф?».

Нелегкая дорога в кино

Кино долгие годы не принимало Гафта, ему предлагали лишь эпизодические или маловыразительные роли. До конца 60-х у его не было ярких, запоминающихся ролей на киноэкране. Валентин Гафт осознавал это и говорил, что кино его не баловало. В большей степени он объяснял это своей нерусской внешностью. На тот момент советский киногерой имел немного другой образ.

Валентин Гафт в роли Брассета (к/ф «Здравствуйте, я ваша тетя»)
Прошли годы и у Валентина Гафта стали появляться первые серьезные роли. В 70-х годах это была роль Стюарта в политической драме «Ночь на 14 апреля». В 1975 году он отметился в роли Лопатина в телепостановке спектакля «Из записок Лопатина». Незабываемая роль Брассета в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя».

Сотрудничество с Рязановым

Валентин Гафт. Романс полковника Покровского из т/ф «О бедном гусаре замолвите слово»

Настоящее признание Валентин Гафт получил после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Все роли, сыгранные под руководством этого знаменитого режиссера были лучшими в биографии актера.

Председатель гаражно-строительного кооператива Сидоркин, отец-командир, бюрократ и служака из Министерства свободного времени, вожак бомжей по кличке «Президент» — все эти роли были сыграны одним человеком — Валентином Иосифовичем Гафтом.

Личная жизнь

За свою жизнь Гафт был женат несколько раз. В браке с Инной Елисеевой у него родилась дочь Ольга, но в начале 80-х супруги разошлись. В настоящее время Гафт находится в браке с актрисой Ольгой Остроумовой. Впервые актеры увидели друг друга на съемках фильма «Гараж», но оформить отношения смогли только в 1993 году. На момент встречи оба были несвободны.

Валентин Гафт с женой Ольгой Остроумовой

Особое место в жизни актера всегда занимали дети. После развода с Инной Елисеевой, его дочь Ольга сменила фамилию и осталась жить с матерью, сохранив теплые отношения с отцом. Никто из окружающих не мог предупредить трагедии, которая оборвала жизнь Ольги. Несчастная девушка решила покончить с собой, обвинив в случившемся родную мать. Инна Елисеева прожила больше, чем дочь лишь на несколько месяцев и 31 января 2003 года скончалась от рака желудка. Эти несчастья способствовали тому, что Валентин Гафт стал замкнутым и целый год отказывался давать интервью.

Валентин Гафт в фильме «Мастер и Маргарита»
Пережить трагедию помогла поддержка Ольги Остроумовой и ее сына Миши, которого Гафт воспитывает с десятилетнего возраста.

Валентин Гафт сейчас

Валентин Иосифович продолжает служить в театре, записывает аудиоспектакли, и пишет остроумные эпиграммы. Подтолкнул его к сочинительству Олег Ефремов. Изначально Гафт хотел иронизировать над собой, но порой получалось задеть других людей.

Эпиграммы Гафта все чаще встречаются в интернете. Среди них бывают и ироничные такие, как, например, посвященная Армену Джигарханяну:

Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.
Валентин Гафт. Эпиграммы



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: