Галерея Таро. Tarocchi del Mantegna. Расклад на человека - Пигмалион-подмастерье

22:02

Тароччи Мантеньи

Фиалки волн и гиацинты пены

В европейской эзотерической традиции стало общим местом возводить Таро к системе, выделенной из еврейской Каббалы. Это мнение пришло к нам из традиции ордена Золотой Зари и ее адепта Уэйта, создателя Универсальной колоды.
Противоречит этому находка колоды Мантеньи. Она датирована 1465 годом и создавалась в то же время, что и Золотое таро Висконти-Сфорца. Свое имя колода получила по ошибке, будучи приписанной художнику и граверу падуанской школы Андреа Мантенье (1431 – 1506), тогда как стиль колоды тяготеет к школе Феррары.
В колоде пятьдесят листов, и они представляют собой пять категорий: архетипы социальной иерархии, девять муз и Аполлона, свободные искусства, главнейшие добродетели и небесные сферы.
Первая категория включает в себя следующие карты: бедняк, слуга, мастер, купец, сквайр, рыцарь, герцог, король, император, папесса.


23:30

Расклад об исходе повествования

Фиалки волн и гиацинты пены

Этим постом я открою серию рассказов о раскладах, сделанных тем или иным людям по разным случаям.
Заказчик пишет историю и хотел знать, какую развязку предпочесть: где один из героев умирает или где он остается жить.
Для разрешения дилеммы я взял таро Уэйта и положил, что на каждый вариант развития сюжета выну одну карту. На гибель героя выпало Колесо Фортуны. На его выживание - пятерка жезлов.
Старший Аркан сам по себе является сильным знаком, но здесь и значение карт сыграли роль. Сюжет уже создан, мир, в которым живет герой, начал существовать в соответствии со своими законами, и Колесо указывает, что оно нашло свою колею и знает, куда должен привести следующий оборот. Пятерка жезлов указывает на ссору. Легко устроить так, чтобы герой выжил, но ему будет противиться ткань повествования.
Так завершился расклад.


21:18

Там, где тароччи раздают бесплатно

Фиалки волн и гиацинты пены

Хотите бесплатную колоду таро? Это вполне реально.
Посмотрите на досуге итальянский сайт tarocchigratuiti.it. Если вы читаете по-итальянски или на любом близкородственном языке, вам будет интересно. Но самая главная ценность сайта - прекрасная графическая колода тароччи в старинном стиле, которую можно скачать в формате PDF и распечатать, причем - даже в двух сторон. Листы колоды и рубашки можно скачать


21:50

Расклад на любовь - перед Днем всех влюбленных

Фиалки волн и гиацинты пены

Наверное, любой, кто занимался теми или иными гадательными практиками, думал: почему они все время спрашивают об этом? о любви?
Человек всегда обращается к гаданию, когда он мучительно не уверен в чем-либо, а рациональные средства развеять сомнения исчерпаны. Будет ли успешен мой бизнес? Ответ мне даст маркетологическое исследование. Прочно ли мое положение на службе? Помогут выяснить сплетники, которые водятся в любом коллективе. Будет ли у меня все хорошо со здоровьем? На этот вопрос точнее всего ответит мой лечащий врач. Лишь когда мне необходимо тайно выведать, какие чувства, может быть, сам того не осознавая, испытывает ко мне другой человек, я не отыщу рациональным способом хоть сколько-нибудь точный ответ.
Обратиться к гаданию в такой ситуации - верный шаг. О нет, я говорю так не оттого, что и я - гадатель. Наоборот: я - гадатель, потому что я отвечаю на этот вопрос именно так. Обращение к системам символов - дорога к своему подсознательному. Если ответ на вопрос о любви существует, он прячется там.


00:04

Толкование таро и карта-идентификатор

Фиалки волн и гиацинты пены

Толкование Таро включает несколько понятий карты-идентификатора. Многие расклады включают карту кверента, или вопрошающего - это и есть карта-идентификатор в ее первом значении. Она указывает на роль человека в ситуации, на то, в каком амплуа предстает он сейчас. И есть второе значение, в котором та или иная карта является идентификатором не в рамках одного расклада. Об этом значении я хочу рассказать больше.
Порой человек, общаясь с Таро некоторое время, понимают, что имеют особую связь с одним из арканов, чаще всего - старшим. Это не означает, что человек непременно должен обладать чертами, которые близки к основным символам аркана и их трактовкам. Зачастую все бывает ровно наоборот. Связь с арканом нельзя вычислить, ее можно только ощутить, и ее смысл - в том, чтобы постигать скрытое в себе, опираясь на толкование Таро. Следует используя несхожесть сложившегося образа своей личности и содержания карты, чтобы взглянуть на себя другими глазами, но нужно знать, на что обращать внимание. Так, есть карты, чье значение имеет сильную связь с женственностью или мужественностью: Император и Императрица, Умеренность и Звезда и т.д. Ошибочно думать, будто этот оттенок смысла имеет решающее значение при выборе карты. Например, Ваш пол и гендер - женский, но вы чувствуете притяжение Императора. Это не означает, что нужно подозревать в себе транссексуальные стремления, ни один символ не сводится к сексуальности. Также, если Ваш биологический пол женский, а социальный пол - мужской, и вы чувствуете родство с картой Умеренность, это не означает, что вы ошиблись в самоопределении. Остерегайтесь бытовых и буквальных трактовок. каждый новый жизненный этап приносит новую глубину понимания своей карты.
Знание своей карты-идентификатора влияет на толкование Таро, но лишь в том случае, если Вы делаете расклад себе - карта может даже полностью утрачивать свое главное значение и обозначать только Вас, Вас в сложившейся ситуации. И будьте внимательны, встречая символы своей карты в реальном мире.


20:54

Погадать на Таро?

Фиалки волн и гиацинты пены

Задайте мне вопрос и назовите способ, которым хотели бы получить ответ.
Первый - гадать на Таро. Если Вам нужен быстрый и короткий ответ, я достану для Вас одну карту и расскажу, о чем она сообщает. Эта услуга стоит $1. Развернутый расклад Таро с развернутым ответом будет стоить от $10. Вы можете заказать любой расклад, любую колоду на Ваш выбор.
Есть второй способ - гадать на рунах. Мой набор рун был сделан одиннадцать лет назад из орешника, покрашен и освящен согласно старой традиции. Я использую редко употребимый способ вопрошания, в котором задействованы не три руны, а весь футарк. В отличие от гадания на Таро, в гадании на рунах есть ограничения - возможно, я попрошу подождать благоприятного времени для расклада. Стоимость одного вопроса - $40.
Напишите мне или отправьте письмо на мою электронную почту , чтобы узнать условия оплаты.


20:34

Примечание

Фиалки волн и гиацинты пены

Я часто рассказываю здесь о толковании таро и о раскладах таро на конкретных примерах. Ни один из них не взят из моей коммерческой практики. Это либо случаи, когда я сам выступаю и в качестве вопрошающего, и в качестве толкователя, либо случаи, когда я делаю расклад для своих ближайших друзей, которые дали разрешение на использование полученной во время сеанса информации.


21:29

Расклад о здоровье

Фиалки волн и гиацинты пены


23:57

Таро Мантеньи: Значение иерархии

Фиалки волн и гиацинты пены

Таро Мантеньи, которое современному гадателю известно более всего в "Серебряном" издании Lo Scarabeo, имеет немало поклонников, но доступных широкому русскоязычному читателю толкований у него нет. Опираясь на зарубежные источники и иcторические свидетельства, я надеюсь восполнить этот пробел.
Колода представляет собой иерархию, где на низшей ступени находится карта №1 - Бедняк, а на высшей - №50, Первопричина или Божественный Свет. Таким образом, если бы колодой Мантеньи кто-нибудь захотел сыграть в известную и очень простую игру, именуемую в народе "пьяница", это было бы очень легко сделать: всякая карта с большим номером побивала бы карту с меньшим номером. Современная традиция чаще рассматривает 21 аркан классического таро как жизненный путь Героя, Дурака, явленного нулевой картой; хронологическую последовательность событий, а не иерархию. Однако известно, что в карточной игре, которая называется Французское таро, карты, известные нам как старшие арканы, исполняют роль козырей, ранжированных от младшего (Маг, которого в этой традиции называют "Малый", "Малой", "Мелкий") к старшему (Мир). Иерархия - первый ключ к таро Мантеньи.
Второй ключ - символика Ренессанса и, шире - всего европейского христианства. О ней я буду говорить подробнее, когда расскажу о каждой карте, пока же прибавлю пару слов о первой и пятидесятой картах.
Бедняк Мантеньи не похож на Дурака классических колод, особенно - Уэйта-Смитт. Он стар, немощен, пассивен. И все же эта воплощенная безысходность превратилась в того Дурака, которого мы знаем и любим: молодого беспечного путешественника, в руках которого все возможности. Предполагаю, что разгадка - в азартной игре, которой служили колоды прежде. Особую роль играют "концы" - первая и последняя карты колоды, причем у первой возможностей больше. Это логично: для того, чтобы игровая система была сбалансированной, она должна замыкаться в логическое кольцо. как фигуры игры "камень, ножницы, бумага". Кроме того, для христианской мысли бедняк и бог - фигуры как бесконечно далекие друг от друга, так и таинственно близкие: ведь и Христос был нищим.
В следующий раз я расскажу о Бедняке так много, как это возможно.


21:45

Расклад Таро на будущее Крыма

Фиалки волн и гиацинты пены

Сегодня меня попросили выполнить, возможно, самую трудную задачу из тех, с какими мне до этого момента приходилось сталкиваться - разложить Таро на прошлое, настоящее и будущее ситуации в Крыму. Поскольку я осознавал чрезвычайную важность и неординарность задачи, я выбрал Таро Висконти - колоду, состоящую из одних только старших арканов. В качестве расклада я использовал Астрономический квадрат.


20:31

Таро Мантеньи - Бедняк

Фиалки волн и гиацинты пены

Первая карта таро Мантеньи - Бедняк - напоминает Дурака классических колод, и в то же время имеет множество отличий. в обоих случаях мы видим кое-как одетого человека с посохом и нападающую на него маленькую собачку. Однако Дурак - свободный путешественник, а Бедняк никуда не стремится; вероятно, ему просто некуда идти. Дурак молод, на лице Бедняка - печать прожитых лет. Очевидно, эта карта лишена позитивных аспектов. Бедняк всем своим видом демонстрирует никчемность и покорность судьбе. Но рассмотрим карту внимательнее.

Лицо бедняка
По морщинам мы видим, что это человек в возрасте, однако он больше похож на большого младенца, чем на старика. Это старость без почтенности, итоги жизни без опыта. Бедняк говорит нам, что не всякий человек в возрасте достоин безусловного уважения. У него потухший взгляд, он не борется, не пытается изменить судьбу, он покорился и ждет. когда закончится его бессмысленное существование. Даже укусы собаки не в состоянии вывести его из апатии.

Посох
Длинная палка - обязательный атрибут Дурака, беспечного путешественника. Но Бедняку он служит, кажется, только для того, чтобы не упасть. Бедняк чудовищно не самостоятелен, он даже не может сам держаться на ногах. В классическом толковании посохи - масть, отражающие категорию воли. Именно ее Бедняк лишен. Он опирается на посох, словно стараясь загнать его в землю. Можно интерпретировать немного иначе: Бедняк склонен опираться на чужую волю, не имея своей; ему нужна опора, вождь, "железная рука".

Животные
У ног Бедняка - собака и тощий поросенок. Оба животных издревле были рядом с европейцем, но в иудео-христианской традиции предстают животными нечистыми. Бедняк - это грязь и бесполезность. Его собака злая, но маленькая и беззубая; поросенок, кажется, вот-вот умрет от истощения, к тому же его одолевают кровососущие насекомые: он вынужден чесать бок задним копытцем. Из такой собаки плохой защитник. Из такого поросенка получится никудышный обед. Бедняк - это голод и беззащитность.

Пейзаж
Позади бедняка - разрушающаяся стена и голые деревья. Учитывая, что герой едва одет, либо он вынужден ходить голым и босым зимой, либо сейчас лето, но его деревья засохли. Разваливающаяся кладка и голые ветви указывает на усилия, которые не принесли плодов, на труд, результатами которого невозможно воспользоваться. Мотив разрушения роднит эту карту с классическим арканом "Башня".

Земля
Анализируя первую часть колоды, я спрашивал себя, почему в ней нет карты, обозначающей крестьянина. В средневековой Европе подавляющее большинство жителей занимались крестьянским трудом, и удивительно, что ни одна карта не называется "крестьянин". Очевидно, Бедняк - это и есть крестьянин. Он не профессиональный нищий: нищему необходимо странствовать, а наш герой неподвижен. Пожалуй, это единственный светлый аспект Бедняка - крестьянский труд. Не приносящий дохода, калечащий, но необходимый для поддержания жизни.


22:12

Таро Мантеньи - Слуга

Фиалки волн и гиацинты пены

Слуга стоит ступенью выше Бедняка в таро Мантеньи, но в чем-то положение героя этой карты еще плачевнее. Слуга - молодой человек, прилично одетый, но одежда принадлежит его господину. Вокруг него ничего нет, ни единого предмета. Взгляд Слуги сосредоточен на предмете, который он бережно несет в руках. Этот вид посуды похож на марроканский таджин - тяжелое керамическое блюдо с крышкой, в котором запекают мясо. Очевидно, он изображен прислуживающим за столом.
Слуга - человек-невидимка; он полезен, но у него нет ничего своего, его словно не существует. Символично, что ему не нашлось места в классических колодах.

Возможности трактовки карты ограничены, деталей совсем немного. Из имеющегося можно сделать вывод, что слуга - это "нулевая координата", точка отсчета, отсутствие собственных интересов. Однако это "ноль", лишенный легкости и свободы. Слуга - это долг, обязанность, тягостный, бесславный, механический труд. Более того, это труд без зримых плодов - офис или сфера услуг.
Единственный светлый аспект Слуги, который я в силах разглядеть - его молодость. У Слуги есть шанс выйти из своего жалкого состояния, но ему для этого потребуется приложить огромные усилия.


22:01

Таро Мантеньи - Ремесленник

Фиалки волн и гиацинты пены

Третья карта колоды имеет много общего с Магом классических таро, и это неслучайно. Совпадают поза (с Магом Висконти) и атрибутика. Стол, на котором у Мага лежат символы четырех мастей младших арканов, у Ремесленника занят инструментами, похожими на ювелирные. Однако сходство не только внешнее: ремесленники в Средние века жили замкнутыми сообществами, и невхожие в Цеха люди читали их не чуждыми колдовству. Изначально, еще с дописьменной эпохи, в Европе близкими к нечистой силе считали кузнецов. На Балканах вплоть до последнего времени в умении накладывать "чары засухи" подозревали черепичников: их работа требовала ясной сухой погоды, поэтому, когда долго не было дождя, крестьяне знали, кого винить. Наконец, масоны - самые известные цеховые маги, самый раскрученный орден из всех тайных орденов.

Подмастерье
Несмотря на то, что мастер сам ее очень молод, у него за плечами стоит подросток и наблюдает. Ремесленник больше других карт таро Мантеньи ассоциируется со связью времен, поколений, преемственностью. В его образе читаются и символы наставничества, учительства, которые в классическом таро ассоциируются с Иерофантом. Это заодно и отношения в паре, любовной или дружеской, где один старше и опытнее. Подмастерье стоит за левым плечом мастера. За левое плечо обычно помещают духа-искусителя, поэтому Ремесленнику, или старшему в паре, несмотря на свои знания и опыт, стоит опасаться своего младшего товарища.

Интерьер
Достаточно подробно для таро Мантеньи на этой карте выписан фон. Мы видим печь (скорее не печь, а прообраз промышленного горна), которая подойдет для обжига эмали, плавления драгоценных металлов. Над печью - зарешеченное окно. Это многозначные образы. В первую очередь они напоминают о двух высших стихиях - огне и воздухе. Огонь также говорит о вдохновении, окно - о свободе. Правда, эта свобода еще не заслужена, она ограничена решеткой: свобода и могущество достигаются после упорного труда.

Грустное лицо мастера
Выражение лица Ремесленника поражает. Кажется, он готов расплакаться над своей работой. Если труд и доставляет ему радость, то явно не ее одну. Во время работы порой появляется желание все бросить, отказаться, отступить перед трудностями. Ката запечатлела этот момент. Однако мастер прилежен. Его тонкие капризные губы плотно сомкнуты - он может показать, но не рассказать. Вероятно, в речах он совсем не так искусен, или все ж призван хранить свои цеховые тайны. Его молчание - также и способ избавляться от тех учеников, которые недостаточно любопытны или недостаточно способны, чтобы постичь ремесло без лишних объяснений. Вспоминаются стихи Николая Гумилева:
Я помню древнюю молитву мастеров:
Храни нас, Господи, от тех учеников,
Которые хотят, чтоб наш убогий гений
Кощунственно искал всё новых откровений.

Как можно видеть, отличий от Мага - множество, но и о связи этих образов не стоит забывать. Тяга к внешнему эффекту, которую приписывают Магу, можно перенести и на ремесленника, ведь он создает в первую очередь грубые вещественно-материальные ценности. Мага классического таро уличают в излишней самоуверенности: и о Ремесленниках есть немало легенд, в которых их обводят вокруг пальца, пользуюсь самоуверенностью, а затем бесплатно пользуются плодами их труда. Маг, как считается, умеет обращаться с деньгами, и это качество также вполне можно перенести на Ремесленника. Также Магу приписывают формулу: "Знать, желать, сметь, молчать". Это лозунг и Ремесленника тоже.


00:03

Расклад на человека - Ангел в ловушке

Фиалки волн и гиацинты пены


20:45

Таро Мантеньи - Купец

Фиалки волн и гиацинты пены

Купец познакомил меня с неизвестной мне прежде закономерностью колоды. Первая карта - Бедняк - показывает человека, окруженного множеством предметов, но все эти предметы бесполезны. Здание за его спиной разваливается, животные у его ног выглядят жалкими. Стоящая на ступень выше карта - Слуга - показывает человека на фоне пустоты. Но у него есть работа, есть шансы подняться выше. Ремесленник вновь окружен вещами. Это уже не бесполезный хлам, но это предметы связывают, отягощают его.
Купец, как и Ремесленник, оказывается один среди пустоты. Все, чем владеет, он в любой момент может обратить в деньги, положить в кошелек и унести с собой на край света. Купец - это свобода, независимость, мобильность, путешествия. Это воплощенное "надо жить умеючи", средневековый Купец - определенно идеал жизни современного жителя мегаполиса. Он постоянно в движении, заводит новые знакомства, извлекает пользу из каждого шага.

Скорбь Купца
Озадачивает выражение лица почтенного коммерсанта. Что его расстроило или озаботило? Причин может быть множество - от дурных известий о его кораблях до дурных известий о намерении правительства ввести новые налоги. Нам должно быть очевидно одно: значение этой карты не имеет ничего общего с наслаждением достатком. Богатые тоже плачут. от многих денег - многие печали. А еще скорбь Купца рассказывает нам о жадности. Есть люди, которые не могут радоваться имеющемуся. Персонаж карты стоит в роскошной одежде, держит в руках слиток серебра и - недоволен. Внутри него - черная дыра. Если он завладеет лесом, он оставит на его месте мертвую пустыню. Купец олицетворяет неразумную, жадную власть, которая ценит только прибыль. Купец очень остро нуждается в самоограничении.

Сандалии Купца
Обратим внимание на его обувь. Глядя современными глазами, мы бы подумали, что Купец наел на ноги носки со сланцами-шлепанцами. На самом деле на нем - сапоги из тонкой кожи, а то, что с виду похоже на босоножки, на самом деле - съемные деревянные колодки-паттерны. Они были нужны для того, чтобы приподнимать ногу пешехода над ужасно грязной мостовой, и потому их вытачивали высокими, до 50 сантиметров в высоту, хоть в это и трудно поверить. Однако паттерны Купца совсем плоские. Это говорит нам о его беззащитности. Условия, в которых он живет, несмотря на опасности профессии, близки к тепличным. Есть много бедствий, к которым он попросту не подготовлен. Также он не в состоянии "подняться над ситуацией", побыть беспристрастным наблюдателем, показать, что он выше чего-либо. Ему пока не прыгнуть выше головы.


23:42

Расклад на человека - Пигмалион-подмастерье

Фиалки волн и гиацинты пены

Я продолжаю исследовать с помощью разных колод таро и расклада "Аура" текущую ситуацию одного и того же человека. В первый раз я использовал , теперь же решил попробовать новую для себя колоду Средневекового таро, которую заполучил благодаря проекту "Энциклопедия Таро" от Ло Скарабео и Ашетт. Я тяготею к старинным колодам, равно как и к стилизованным под старинные, поэтому воспользовался предоставленной периодическим изданием возможностью. Колода сразу показалась мне очень перспективной благодаря своей открытости, сюжетности. Но, если это будет любопытно, ее анализ я представлю позднее. Пока же расскажу, к каким любопытным выводам привел меня второй расклад.

Колода представляет собой (предположительно) компиллят копий и фрагментов произведений искусства средних веков и раннего возрождения и современных стилизаций. Я говорю "предположительно" - потому что не для всех изображений могу назвать источник.
Средневековая живопись тесно связана с текстами. Книжная миниатюра, сакральные изображения и светские картины - все расшифровывается, все - иллюстрация. Но существует любопытная закономерность: если старинные тексты зачастую жестко разделены границами жанров, так, что всегда можно сказать, где низкое, а где высокое, то изобразительное искусство куда более однородно. Одними и теми же красками, с одинаковым уровнем мастерства изображаются и святые, и правители, и лавочники. Именно такое стилевое единство мы видим в Средневековом таро. Каждая карта становится зашифрованным текстом, который не дает нам подсказок своим стилем. Нужно знать, что изображено, чтобы прочитать все значения карты.

Рассмотрим пятерку жезлов . Традиционное значение карты - соперничество, ссора. Средневековое таро дает полностью альтернативное толкование - переход. Но что мы видим на листе? Это иллюстрация к легенде о святом Христофоре.

Прочитать его историю в нескольких изложениях можно . Искренне рекомендую. это очень интересно Замечу, что легенда о святом Христофоре влечет за собой огромное количество смысловых пластов, которые могут влиять на толкование карты из этой колоды. Христофор, по самым распространенным версиям сюжета, был собакоглавцем - это сообщает нам не только о переходе, но и о двойственности человеческой природы, о сильном влиянии первобытного подсознания, тотема. Жезл в руках Христофора зацветает и превращается в дерево, когда святой с младенцем на плечах достигает берега реки. Это говорит о переходе от трудностей к процветанию и отсылает к весенним мистериям. Наконец, в нашем сознании рядом со святым Христофором достойное место может занять Христофор, перенесший европейскую цивилизацию на своих плечах через Атлантику в Новый Свет - и вот, рассматриваемая карта уже может обещать вопрошаюему свое маленькое открытие Америки.

Так, лист за литом. можно просмотреть всю колоду. Некоторые изображения будут казаться запутанными, некоторые - простыми, одни будут порождать возвышенные ассоциации, другие - говорить о чем-то бытовом или даже непристойном, но в любом случае это будет лишь видимость. Требуется огромная эрудиция, чтобы разобраться хотя бы в части заключенных в рисунках значений. Для меня представляют затруднения такие листы, как тройка, шестерка и девятка кубков. Следует признать, что сфера чувственности в изображении этой колоды трудна для моего понимания. Именно поэтому я полагаю. что буду возвращаться теме Средневекового таро, и не раз.


21:31

Таро Мантеньи - Дворянин

Фиалки волн и гиацинты пены

Карта Дворянин рассказывает о представителе младшего, нетитулованного дворянства, бывшие младшие дружинники племенных князей. Таковы английские представители джентри - эсквайры. К этой же категории относились на Руси "дети боярские".
Грань между безземельным дворянином и слугой тонка. положение обоих колеблется от скромного до крайне незавидного. И все же разница есть: это перспективы. Перед Zintilomo лежит весь мир. Хотя, скорее всего, он закончит жизнь таким же бедным, каким родился, теоретически он может получить титул, оставить детям богатство и даже породниться с коронованной особой. Быть Zintilomo - то же самое, что быть выпускником школы. В настоящем все очень неприглядно, но будущее рисует картины славы, богатства и могущества.

Лица и жесты
Молодые люди на карте кажутся грустными, их головы покорно склонены. Это напоминает нам о том, что настоящее их вовсе не сладко. Вместе с тем, лицо дворянина с соколом исполнено достоинства и внутренней силы: он в любой момент готов встряхнуться и показать, на что способен.
Обратите внимание на жест, каким юноша заложил большой палец за пояс. Мы скоро увидим этот знак снова: на карте Император. В этом совпадении можно прочитать намек на будущую славную судьбу Дворянина. Zintilomo - это молодость, блестящие перспективы, взлет, ожидание прекрасного будущего.

Сокол и собаки
Представители животного мира традиционно символизируют на картах таро низменные инстинкты, животную природу человека, бессознательное. Этот символ говорит нам, что юности. которую олицетворяет карта, свойственны импульсивные поступки, продиктованные неотрефлексированными желаниями.
Обратите внимание, что карта Zintilomo содержит светлую и темную сторону. Юноша на первом плане хорош собой, спокоен и изящен. У него на руке сидит сокол или иная хищная птица, изготовившаяся для охоты. Примечательно, что на соколе нет клобучка - кожаного чехла, который закрывает птице глаза. Обычно перевозят соколов в клобучках, чтобы они не волновались и не пытались улететь. Его отсутствие символизирует самоконтроль, доверие себе.И где-то там я встречу Бельтайн. Живая традиция всюду!

March 11th, 2012 , 02:40 pm

Герметические корни карт Таро

Автор статьи Адам Маклин - историк алхимических учений, исследователь герметических текстов и гравюрного искусства, которое использовалось для иллюстрации книг на эту тематику. Впервые статья была опубликована в “Герметическом журнале” в 1983 г. Кстати, вот в этой книге можно найти примеры алхимических гравюр из коллекции Маклина.

Перевод: le_mare

В качестве мудрости западной эзотерической традиции практически повсеместно принято, что изображения карт Таро отражают систему, корнями уходящую в еврейскую Каббалу. По всей видимости, эта точка зрения происходит из французского оккультного возрождения середины XIX века, в частности, её пропагандировал Элифас Леви, а позднее, через Весткотта, Мазерса и Уэйта она вошла в учение Герметического ордена Золотой Зари, от которого и происходит наша оккультная традиция. Другие эзотерики пытались даже связать изображения Таро с египетской иконографией, предполагая, что евреи могли получить эту эзотерическую систему во время их пребывания в Египте. Отчасти такая ассоциация карт Таро с иудейской эзотерикой вызвана тем фактом, что в современной колоде Таро 22 карты Старших Арканов, а это соответствует числу букв еврейского алфавита, и именно это число составляет сердце системы Каббалы.
Однако перед тем как вернуться к общепринятому взгляду, я бы хотел задержаться на значении ранней колоды Таро, ныне, к сожалению, забытой - Tarocchi of Mantegna. Это одна из самых ранних известных колод Таро или Тароччи, датируемая 1465 г., то есть примерно в одно в время с колодой Висконти-Сфорца, которая признана первой из известных колод (некоторые авторы считают, что Tarocchi of Mantegna может быть даже более ранним, чем Таро Висконти-Сфорца).
О Tarocchi of Mantegna известно мало, а то, что известно, полностью противоречит его названию. Большинство учёных соглашаются с тем, что это Тароччи ошибочно приписывалось Андреа Мантенье (1431-1506), художнику и автору гравюр из падуанской школы, скорее оно происходит из школы Феррары. Это не колода “Тароччи” в полном смысле этого слова, и это не карты, а набор гравюр. Кеннет Кларк, известный историк Ренессанса, приписывает их Парразио Микели, мастеру школы Феррары. Это набор из 50 изящных гравюр, разделённых на пять декад, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1 Архетипы социальных статусов человека;
2 Девять Муз и Аполлон;
3 Свободные искусства;
4 Главные христианские добродетели;
5 Небесные Сферы.

Символизм этих карт, или, возможно, стоит назвать их “символическими фигурами”, происходит из герметической традиции, которая, как сейчас признано, лежит в основе итальянского Ренессанса середины XV века. Именно в это время были основаны Платоновские академии Медичи, и Фечино и другие учёные начали переводить такие тексты как Герметика (лат. Corpus Hermeticum) и труды Платона, привезённые ко двору Флоренции из Константинополя Гемистусом Плетоном (ок. 1355 - 1450), греческим учёным, возможно, посвящённым “Платоновской” Школы Тайн Востока. Эта реконструкция герметического и неоплатонического эзотеризма отражена в таких идеях, как Музы, гуманитарные науки, главные христианские добродетели и Небесные Сферы, и я считаю, что Tarocchi of Mantegna нужно рассматривать как “книгу символов” этого герметического течения. Таким образом тот факт, что изображения корреспондируют с позднейшими колодами Таро, должен представлять большой интерес как для изучающих Таро, так и для тех, кто увлечён герметизмом.

Первая десятка показывает последовательность, отражающую состояние или положение человека, от низкого нищего до Папы. А именно:
1 Нищий 6 Рыцарь
2 Слуга 7 Герцог
3 Мастеровой или ремесленник 8 Король
4 Торговец 9 Император
5 Дворянин или землевладелец 10 Папа

Эта последовательность отражает как социальный статус человека, так и стадии внутреннего развития, от изначального состояния “нищего” до полностью духовного аспекта “Папы”.
Интересно, что это укладывается в диаграмму Древа Сфирот, но с таким же успехом может быть символически привязано к пифагорейскому тетрактису, или пирамиде.

Вторая десятка состоит из изображений девяти муз и Аполлона. Каждая из муз заведует определёнными искусствами и их инструментами.

Каллиопа прекрасноголосая эпическая поэзия
ораторское искусство
труба
стило
Урания небесная астрология небесный глобус и компас
Терпсихора любящая танец лирическая поэзия и танец лира или цитра
Эрато возбуждающая желание эротическая и любовная поэзия бубен
Полигимния “многие гимны” героические гимны и мимическое искусство лира или переносной орган
Талия цветущая комедия и лёгкая поэзия скрипка
маска комедии
Мельпомена поющая трагедия горн
маска трагедии
Эвтерпа увеселяющая музыка и лирическая поэзия двойная флейта
Клио прославляющая история свиток
Аполлон

Эта группа представляет архетипические источники творческого вдохновения души, и эти музы работают в сфере воображения. Душа может обращаться к этим десяти разным внутренним духовным ресурсам в поисках вдохновения и трансформации.

Третью группу составляют “семь свободных искусств”, плюс Поэзия, Философия и Теология, чтобы округлить число до десяти. Гуманитарные науки являются основой схоластики и включают Тривиум Грамматики, Риторики и Диалектики, которые тренируют разум в пользовании языком, и Квадривиум Геометрии, Арифметики, Музыки и Астрологии- основную часть средневековой науки. Каждая из наук держит свой символ.

Грамматика - напильник и ваза
Логика - дракон под вуалью
Риторика - меч
Геометрия - круг, квадрат, треугольник
Арифметика - монеты или фишки
Музыка - флейта
Поэзия - флейта и ваза
Философия - стрела и щит (фигура Афины)
Астрология - звёздная сфера и указка (фигура ангела)
Теология - небесная сфера и Земля (фигура андрогина)

Эта группа представляет архетипы, стоящие за человеческим мышлением.

Четвёртая десятка состоит из семи главных христианских добродетелей, представленных в виде женских фигур, и трёх духов (или гениев) жизни (или Солнца), времени и космоса, изображённых в виде ангелов-мужчин, каждая/ый - со своим символом. Также рядом с фигурами добродетелей имеются изображения животных.

Илиако солнечный диск
Хронико

дракон-уроборос

Космико небесный глобус
Умеренность две вазы собака, кошка, хорёк или горностай
Благоразумие зеркало дракон
Сила скипетр лев
Справедливость мец и весы журавль
Благотворительность кошелёк с предложением милостыни пеликан
Надежда молитвенно сложенные руки феникс
Вера кубок и облатка собака

Тут представлен труд высшей души человека в виде его плодов - добродетелей. Когда честолюбивая душа стремится к внутреннему совершенству, достигая осознания духовных гениев, стоящих за силой Жизни (Солнца), Времени и Пространства, тогда из семян сознания, посеянных в такой душе, произрастают добродетели, выражающиеся во внешних действиях человека.

Последняя десятка представляет небесные сферы - семь планет и три высшие сферы. Каждая из них обладает собственным символом.

Луна лунный диск
Меркурий флейта, Кадуцей с двумя свитыми драконами петух
Венера морская раковина утки
Солнце солнечный диск скорпион, крабы
Марс меч собаки (охотящиеся)
Юпитер стрела (молния) орёл
Сатурн коса уроборос
Восьмая сфера звёздный диск
Движущая сила (Prima Mobile) пустая сфера
Первопричина Космос

Эти фигуры представляют высшие духовные принципы, работающие как планетарные силы, стоящие за всеми аспектами мира.

Первая десятка Состояния человека Архетипические силы во внешнем мире человека, выраженные через социальные формы
Вторая десятка Музы Архетипические силы человеческого воображения, выражаемые через творчество
Третья десятка Свободные Искусства Архетипические силы человеческого мышления, выражающие себя в паттернах мышления
Четвёртая десятка Христианские добродетели Архетипические паттерны в сознании человечества, выражающие себя во внутреннем развитии и духовном возрождении души
Пятая десятка Космические сферы Архетипические паттерны в космическом порядке, выражающие себя в аспектах Вселенной

Итак, у нас есть космические сферы пятой десятки, представляющие Макрокосм, и первая десятка, как бы его отражение в Микрокосме, а между этими двумя крайними точками находятся Музы, Свободные Искусства и христианские добродетели, каналы, через которые душа переживает архетипические силы, лежащие за ее ощущениями, мыслями и волей, и таким образом развивает интеллектуальные и духовные дары. Этот порядок отражает идеал Ренессанса, пропагандируемый в неоплатоновских академиях, вдохновлявший художников, писателей и музыкантов и вызвавший к жизни великие произведения творческого духа, изменившие внешние ограничительные формы Средневековья и давшие новый импульс свободе духовного поиска человечества.
Таким образом должно быть очевидно, что эти карты и их символизм возникли из неоплатонического и герметического течения, но их не следует рассматривать, как ограниченные символикой только этого периода или набора идей. Потому что этот очень ранний набор гравюр, Tarocchi of Mantegna, предоставил архетипические формы для некоторых более поздних и знакомых колод Таро через отражение этой герметической системы идей. Мы отметим некоторые очевидные параллели.

Mantegna Современное Таро Mantegna Современное Таро
1. НИЩИЙ ДУРАК 36. СИЛА СИЛА
3. МАСТЕРОВОЙ МАГ 37. СПРАВЕДЛИВОСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
8. КОРОЛЬ ИЕРОФАНТ 43. ВЕНЕРА ЛЮБОВНИКИ
9. ИМПЕРАТОР ИМПЕРАТОР 44. СОЛНЦЕ СОЛНЦЕ
10. ПАПА (прим. Папа здесь - женщина) ВЕЛИКАЯ ЖРИЦА 45. МАРС КОЛЕСНИЦА
27. ПОЭЗИЯ ЗВЕЗДА 34. УМЕРЕННОСТЬ УМЕРЕННОСТЬ

Так может ли быть, что современные карты Таро берут своё начало в герметических идеях, лежащих в основе Ренессанса, а не в Каббале? Я считаю, что эта точка зрения требует внимания, хотя это может поколебать давно устоявшиеся идеи оккультизма двадцатого века.

Случайно, рассматривая гравюры Дюрера, наткнулся на то, что он копировал карты из какой-то колоды «Tarocchi di Mantegna». Мне стало интересно и я стал искать, что из себя она представляла.
Вот перевод этой статьи http://www.wopc.co.uk/italy/mantegna.html про колоду.
Так называемое «Tarocchi di Mantegna»/«Тарокки Мантеньи» представляет собой набор из 50 выгравированных на меди эмблематических изображений (1465 г.), которые, вероятно, являлись социальной игрой, или же назидательной и образовательной серией. Не известно в точности, были ли они созданы Андреа Мантеньей (1431-1503 гг.), однако, элементы набора упоминаются Джорджио Вазари, писавшем в своих «Жизнеописаниях» о Мантенье, который создал медные оттиски «trionfi» - иное наименование Триумфов таро («козырных карт»).


В данном наборе нет мастей, а изображения пронумерованы последовательно от 1 до 50, будучи разделенными на следующие группы: Общество, Аполлон и Девять Муз, Искусства и Науки, Семь Добродетелей и Солнце, Время и Мир, Планеты и Сферы. (Вот тут ошибка автора статьи, более верное разделение на пять групп: Люди и их Жизнь, Аполлон и Музы, Искусства и Науки, Гении и Достоинства, Космогоническая Группа, по 10 в каждой группе). Существует ряд копий и версий различных авторов. Ни один из известных экземпляров не был издан в виде колоды игровых карт, они были напечатаны на тонкой бумаге как черно-белые эскизы. Однако, в более поздних образовательных и дидактических книгах появляются копии в технике ксилографии этих гравюр на меди.

В спорах и рассуждениях о происхождении, назначении и смысле серии «Тарокки Мантеньи» были увековечены некоторые неверные представления из более ранней литературы. Вероятно, они демонстрировали гуманистическое (неоязыческое) мировоззрение или космологию тех дней; внешняя модель и иерархическая структура начинается с дурака, через ремесленников восходит к аристократии, королю и папе, а далее поднимается к музам, добродетелям и планетам, завершаясь Космическими Началами. Каждая фигура наделена именем и номером. В некоторых отношениях они напоминают нам Hofämterspiel («Игра с придворными должностями», другой набор карт 15 века – я о них расскажу в отдельном посте). Различие заключается в том, что Tarocchi отображает видение мирового порядка согласно гуманистическому взгляду, ибо аристократия и церковь здесь поставлены ниже искусств, наук, добродетелей, планет и сфер, а Hofämterspiel иллюстрирует структуру феодального общества.
Карточные игры, берущие в качестве основы Пороки и Добродетели, или Социальную тематику, разумеется, появлялись время от времени в течение веков. Возможно, триумфы таро (козырные карты) были просто альтернативной или сокращенной версией этих изображений, которые было распознаны наиболее образованными людьми и добавлены в колоды карт с целью создания новой игры.
Перевод © Арафель для Teurgia.Org, 2014 г.
Я немного исправил небольшие неточности.
Рассмотрим эти карты разделённые на группы. Проиллюстрировал раскрашенным наиболее удачным вариантом карт с сайта http://www.corax.com/tarot/ , там же подробно о каждой карте.
I группа. Люди и их Жизнь - соединяет десять уровней общественного положения, начиная с Нищего и заканчивая Папой.
1. Misero (Нищий)
2. Fameio (Слуга)
3. Artixan (Ремесленник)
4. Merchadante (Торговец)
5. Zintilomo (Дворянин)
6. Chavalier (Рыцарь)
7. Doxe (Дож)
8. Re (Король)
9. Imperator (Император)
10. Papa (Папа)


II группа. Аполлон и Музы - включает девять традиционных муз с Аполлоном, который управляет ими.
11. Caliope (Каллиопа)
12. Urania (Урания)
13. Terpsicore (Терпсихора)
14. Erato (Эрато)
15. Polimnia (Полигимния)
16. Talia (Талия)
17. Melpomene (Мельпомена)
18. Euterpe (Евтерпа)
19. Clio (Клио)
20. Apollo (Аполлон)


III группа. Искусства и Науки - представлены аллегориями предметов средневекового изучения.
21. Grammatica (Грамматика)
22. Loica (Логика)
23. Rhetorica (Риторика)
24. Geometria (Геометрия)
25. Aritmetricha (Арифметика)
26. Musicha (Музыка)
27. Poesia (Поэзия)
28. Philosofia (Философия)
29. Astrologia (Астрология)
30. Theologia (Теология)


IV группа. Гении и Достоинства - показывают три универсальных принципа: свет, время, и место.
31. Iliaco (Гений Солнца)
32. Chronico (Гений Времени)
33. Cosmico (Гений Мира)
34. Temperancia (Умеренность)
35. Prudencia (Благоразумие)
36. Forteza (Сила духа)
37. Iusticia (Справедливость)
38. Charita (Милосердие)
39. Speranza (Надежда)
40. Fede (Вера)


V группа. Космогоническая Группа - начинается с семи главных планет и оканчивается божественной сферой.
41. Luna (Луна)
42. Mercurio (Меркурий)
43. Venus (Венера)
44. Sol (Солнце)
45. Marte (Марс)
46. Jupiter (Юпитер)
47. Saturno (Сатурн)
48. Octava Spera (Восьмая Сфера)
49. Primo Mobile (Перводвигатель)
50. Prima Causa (Первопричина)


Интересно, что в период 1496-1506 Альбрехт Дюрер создал несколько карт тарокки, опираясь на «Тарокки Мантеньи».
Вот они:

















Кроме этих карт, никакого таро Дюрер больше не создавал. Поэтому, вызывает недоумение колода издательства Lo scarabeo «Таро Дюрера», к которой сам Дюрер не имел никакого отношения.
В современной интерпретации издаются две колоды «Тарокки Мантеньи». Обе они с очень неудачным колоритом. Одна у издательства Lo Scarabeo под названием «Таро Мантеньи», а другая отечественного производства издательства ИП Москвичев А. Г. Причём русская колода называется на коробке «Тароччи Мантеньи». Это очень частая ошибка и в интернете тоже в статьях о таро. Дело в том, что слово «Tarocchi» - итальянское, а в итальянском языке буква «с» читается как русская «к» если между ней и «i» стоит буква «h», которая в итальянском вообще не читается никогда. Если же после «с» сразу идёт «i», то вот уже тогда она читается как русская «ч». Например GUCCI/ГУЧЧИ.
Изучив вопрос, я пришёл к выводу что Тарокки Мантеньи скорее всего одна из систем козырей для полной колоды, которую впоследствии упростили. Вероятнее всего, что существовало несколько таких систем, как например, колода Minchiate Fiorentine, где козырей 40 штук, о которых подробно тут



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: