Каким должно быть жертвенное животное на курбан. Жертвоприношение в исламе: курбан и другие виды. Виды животных, разрешенных приносить в жертву

Дорогие братья и сестры, напоминаем вам, что 24-26 сентября 2015 года многие мусульмане мира (в том числе, мусульмане России и стран СНГ) будут праздновать один из двух основных мусульманских праздников — Ид аль-Адха (Курбан-Байрам). Ниже мы, с дозволения Аллаха, приведем распространенные вопросы и ответы на них, связанные с этим праздником.

Приближается мусульманский праздник Курбан-байрам Что означает само слово «курбан»?

Слово «курбан» означает «приближаться», «быть ближе». Как религиозный термин оно означает принесение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаху.

На какой день в этом году выпадает праздник Курбан-байрам?

В этом году праздник жертвоприношения выпадает на 24 сентября (четверг) и продолжается три дня (оканчивается с заходом солнца в субботу 26 сентября).

Какова история этого праздника?

История обряда (жертвоприношения) начинается еще со времен Пророка Ибрагима (мир ему). Всевышний Аллах для того, чтобы испытать Пророка Ибрагима (мир ему) и показать всем мусульманам пример покорности, повелел ему принести в жертву его сына Исмаила (мир ему). Когда Пророк Ибрагим (мир ему) был уже готов принести в жертву сына, Всевышний Аллах, испытав его покорность, послал ему барана для жертвоприношения и сохранил жизнь Исмаила (мир ему).

Сегодня, совершая жертвоприношение мы делаем это в знак памяти о том, какую огромную жертву готов был принести наш господин, пророк Ибрагим (мир ему). Мы также делаем это в знак благодарности за то, что Аллах сохранил жизнь Исмаилу (мир ему).

В каких аятах и хадисах говорится об этом празднике и жертвоприношении?

Всевышний Аллах сказал в Коране:

«Установил Аллах Каабу, Запретный Дом, опорой для людей (для исполнения ими своих обязанностей перед Аллахом) (и чтобы в нём люди пребывали в безопасности), и (также опорой Он установил) запретный месяц (когда не дозволялось сражаться), ведомое (к Запретной мечети) (жертвенное животное), и украшенных (жертвенных животных), чтобы вы знали, что Аллах знаёт (всё), что в небесах и (всё) что на земле, и что (только) Аллах о всякой вещи знающ» (Коран, 5, 97).

«Ни мясо, ни кровь их (жертвенных животных) не доходят до Аллаха, Его достигает лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» (Сура Хадж, 37).

Айша (радыйалху анха) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«В первый день праздника Жертвоприношения нет перед Аллахом – Велик он и Славен – более любимого дела, чем пролитие крови (жертвенного животного). В Судный день она (жертва) явится со своими рогами, копытами и шкурой. Кровь жертвенного животного, еще не пролившаяся на землю, уже обретет благоволение (рида) Аллаха и будет принята Им. Так приносите же жертву с удовлетворенной душой!» (Ибн Маджа, Адахи, 3; Тирмизи, Адахи, 1/1493).

Расскажите о посте перед праздником.

Первые десять дней месяца зуль-хиджа считаются очень благословенными днями. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Самые любимые дни для совершения поклонения перед Аллахом — первые десять дней месяца зуль-хиджа, каждый день поста равен году, а ночь, проведенная в поклонении, равна Ляйлятуль-Кадр (т.е ночи предопределения)». (Тирмизи)

Поэтому, в эти дни желательно совершать поклонение и держать пост. Особенно хотелось бы отметить пост в день Арафа (9 число месяца зуль-хиджа, который в этом году выпадает на 23 октября).

В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк (мир ему и благословение): «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».

Каково решение (хукм) о принесения животного в жертву?

Согласно ханафитскому мазхабу совершение жертвоприношения является ваджибом (обязательным). Доказательством этому служат слова Всевышнего:

«Молись Господу твоему [совершая праздничную молитву] и принеси в жертву [животное]» (Аль Бакара, 108:2).

И изречение Пророка (мир ему и благословение): «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы».

Кто обязан совершать жертвоприношение?

Чтобы жертвоприношение стало обязательным для человека, он должен быть совершеннолетним здоровым мусульманином, не путником, обладающим ко дню праздника имуществом, необходимым для выплаты закята (нисабом, который равен 85 г. золота — примерно, 170 тыс. рублей).

Каких животных разрешается приносить в жертву, а каких нет?

К жертвенным животным относятся:

1. Овцы и козы;
2. Коровы, быки и буйволы;
3. Верблюды.

Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот — двухлетнего, а верблюды — пятилетнего.

Эти животные должны быть полностью здоровыми и не иметь никаких изъянов, таких как:

1. слепоты на один или оба глаза;
2. слабости и истощения;
3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (половины и более).
4. если оба или один из рогов сломан;
5. хромоты;
6. явной болезни;

Я приобрел барана на Курбан, но оказалось что он кастрирован, могу ли я его принести в жертву?

Кастрированное животное принести в жертву можно. Абу Рафи’ рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов» . Ахмад 6/8.

Когда нужно совершать обряд жертвоприношения?

Жертвоприношение нужно совершать после праздничной молитвы. Но если человек, по каким, либо причинам не смог это сделать в первый день, он может совершить обряд во второй день, а также в третий до наступления магриб намаза.

Могут ли несколько человек совершить жертвоприношение вместе?

Каждый человек может принести в жертву одного барана или одну козу. Жертву в виде одной коровы или верблюда может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек. Причем все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение.

Сообщается со слов Джабира, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Корова приносится в жертву за семерых и верблюд за семерых». Абу Дауд 2808, ан-Насаи 4121.

Как нужно совершать жертвоприношение?

Перед совершением жертвоприношения нужно сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным, это макрух. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда закалываете животное, делайте это хорошо, хорошо заточите свой ножи и закалывайте животное не мучая его» . Муслим

Жертвенное животное кладут привязанным на бок, повернув головой в сторону кыблы, а затем желательно произнести следующий аят, как дуа:

«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-л-а،ламин ля шарика лях»

(Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей»).

«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Аллаху, уа Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа лилляхил-хамд».

После этого произносятся слова: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» и закалывается животное. Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после полного умерщвления животного.

Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?

Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху. Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути пророков (Ибрагима и Исмаила, мир им). Поэтому здесь важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного нельзя.

Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?

Желательно (сунна) сделать это самому. Но если вы собственноручно не в состоянии забить животное, то вы можете уполномочить кого-либо сделать это от вашего имени. Но даже в этом случае вам желательно присутствовать непосредственно во время обряда.

Когда Пророк (мир ему и благословение) совершал жертвоприношение за свою дочь Фатиму (да будет доволен ей Аллах), он попросил ее лично присутствовать во время обряда, сказав при этом, что с первой каплей крови жертвенного животного простятся все ее предыдущие грехи. (хадис привел ибн Хиббан).

Но если человек не имеет возможности присутствовать на церемонии, он может совершить намерение, передать стоимость жертвенного животного и попросить, чтобы от его имени принесли его в жертву.

Что нужно делать с мясом? Необходимо ли его раздать полностью?

Мясо жертвенного животного желательно (мустахаб) разделить на три части. Одну часть оставить себе (на нужды семьи), вторую часть оставить в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим. Однако, можно полностью раздать мясо животного.

Если человек не делал курбан в течение нескольких лет, хотя имел возможность?

Как поступить со шкурой животного?

Шкуру животного можно оставить на собственные нужды или отдать в качестве садака. Категорически запрещено продавать шкуру и использовать деньги для себя, но можно отдать эти деньги в качестве садака.

Можно ли раздавать мясо курбана немусульманам?

Согласно мнению ученых-ханафитов, немусульманам можно отдавать любую форму благоворительности (садака, курбан), кроме закята. Так что мясо жертвенного животного можно дать и немусульманам.

Как надо проводить Курбан-байрам?

Мужчинам (здоровым, совершеннолетним, не путникам) следует в этот день посетить праздничную молитву.

Также в Курбан-байрам желательно приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей или самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы вы почувствовали, что это праздник.

При написании использовались материалы сайта azan.kz, umma.ru, askimam.org.

1 . Что такое жертвоприношение (Удхия)?

Удхия, мн. число «адахи», языковое значение: “Жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца (ад-Духа)”. См. “аль-Мисбах аль-мунир” 359.

В определении факихов слово «удхия» означает: животное, закалываемое с целью приближения к Аллагьу в определенное время. Название пришло от первого дня времени, кода начинают жертвоприношение – «ад-духа» (когда солнце чуть приподнялось).

Основой того, что жертвоприношение установлено Шариатом, являются Коран, сунна и единогласное подтверждение всех ученых исламской уммы. Всевышний Аллагь в Коране говорит: «Жертвенных верблюдов (также крупный рогатый и мелкий рогатый скот) Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллагьа» . Также Всевышний в Коране говорит: «Посему, совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» .

Аиша, да будет доволен ею Аллагь, рассказывает, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения - это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного обряда]. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны» .

[«Тухфат-уль Мухтадж»]

2. Принести в жертву животное в дни Курбан-байрама – это обязанность или желательное действие (фард или сунна)?

Закалывание животного на Курбан является «суннату муаккад» (настоятельно рекомендуемая к исполнению сунна) по отношению ко всем людям, помимо Пророка, мир ему и благословение, для него это являлось обязанностью, ссылаясь на его слова: «Мне повелели закалывать жертву, а для вас это является сунной» . В другом риваяте говорится: «Меня обязали совершать жертвоприношение, а на вас нет такой обязанности» . Также передается, что «Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллагь, не закалывали жертву на Курбан, боясь того, что люди подумают, что это является обязанностью» .

Жертвоприношение на Курбан не является обязательным, кроме того случая, когда человек взял на себя его совершение, т.е., дал обет (сделал назру) на закалывание животного на Курбан.

[«Мугн-иль мухтадж»]

3. Для кого жертвоприношение является сунной?

Жертвоприношение является сунной для свободного (от рабства), совершеннолетнего, разумного мусульманина, который в состоянии совершить жертвоприношение, имея на это средства, сверх тех средств, которые должны идти на обеспечение семьи и самого себя на этот день, будь он в сафаре, на хадже в местности Мина или жителем пустыни – кочевником. Доводом этому приводится то, что «Пророк, мир ему и благословение, во время хаджа в местности Мина принес в жертву корову от своих жен» .

4 . Какие действия являются желательными для намеревающегося сделать жертвоприношение?

Для того, кто намеревается принести в дни Курбана животное в жертву, суннатом является – если, конечно, он в это время не совершает Хадж — не удалять ни волосы, ни ногти со своего тела в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, пока он не заколет жертвенное животное. Совершение этого является макрухом (нежелательным). Доводом для этого являются слова Пророка, мир ему и благословение: «Когда наступит месяц Зуль-Хиджа, пусть тот, кто желает совершить Жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву!» . Тут под словом «волос» подразумеваются все волосы на теле человека, а также части его тела, кроме тех, которые обязательно или желательно удалять, например, обрезание совершеннолетнему (обязательное) или несовершеннолетнему (желательное) и отрубание руки вору. Если человек хочет принести в жертву нескольких животных, то нежелательность данных действий спадает с него с принесением в жертву первого животного, но все-таки будет лучше, если он воздержится от этих действий, пока не принесет в жертву всех животных.

Также желательно, заколоть свою жертву именно в день праздника Ид аль-Адха (10 Зуль-хиджа), не откладывая на последующие три дня (Аям ат-ташрик).

[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]

5. Дозволяется ли поручить закалывание жертвенного животного другому?

Поручение закалывания жертвенного животного другому разрешается и подтверждением этому приводится хадис, что Пророк, мир ему и благословение, привел сто верблюдов, из них собственноручно заколол 63 верблюда, а потом отдал нож к Али, да будет доволен им Аллагь, и остальных принес в жертву он .

Наилучшим является поручить закалывание жертвенного животного мусульманину, разбирающемуся в вопросах жертвоприношения. Нежелательно поручать его детям и слепому человеку. Также не подобает поручать жертвоприношение женщине, у которой идет менструальный цикл или послеродовые выделения.

[«Мугн-иль мухтадж»]

6. Получает ли вознаграждение вся семья, если один из членов семьи совершит жертвоприношение?

Если в семье находится несколько человек, то для каждого из них жертвоприношение является суннат аль-кифаят (суннат, который совершением одного человека спадает с других, как и фард аль-кифаят), если с одного члена семьи заколоть жертвенного барана, то вознаграждение получит вся семья. ‘Ата ибн Ясар рассказывал: «Однажды Абу Айуба спросили: «Как совершалось жертвоприношение во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Он ответил: «Во времена Посланника Аллагьа, мир ему и благословение, человек приносил в жертву овцу за себя и членов своей семьи, и они ели ее мясо и раздавали некоторое его количество другим, пока не стали люди тем самым хвастаться, и не произошло то, что вы видите» ”.

Но это не означает, что остальные члены семьи получат вознаграждение, которое получил тот, с кого принесли в жертву это животное.

[«Мугн-иль мухтадж»]

7. Какие животные могут быть использованы в качестве праздничного жертвоприношения?

Для праздничного жертвоприношения пригодны только восемь парных животных, а это: верблюд-верблюдица, бык-корова, баран-овца, козел-коза. Что касается иных видов животных, то они не приемлемы для Удхия.

Всевышний Аллагь в Коране говорит: «Для каждой общины Мы установили обряды, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» . Ни от Пророка, мир ему и благословение, ни от его сподвижников не передали, что они приносили в жертву других животных, кроме перечисленных.

[«Мугн-иль мухтадж»]

8. Должно ли животное достигать определенного возраста?

Что касается верблюдов, то им должно быть от 5 лет, крупнорогатому скоту (коровам и быкам) и козам (козлам) от 2 лет, а баранам и овцам от 1 года.

[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]

9. Сколько человек может совместно приносить в жертву одно животное?

Верблюда и корову (и быка) можно принести в жертву с семерых, ссылаясь на тот хадис, что передал Муслим от Джабира, да будет доволен им Аллагь, где сказано: «Мы вышли вместе с Посланником Аллагьа, мир ему и благословение, на совершение хаджа и он повелел нам, чтобы мы совместно поучаствовали всемером в закалывании одного верблюда, а также коровы, каждый из семи человек в одном верблюде» .

С данного хадиса можно понять, что они не были членами одной семьи, что объясняет дозволенность совместного жертвоприношения не только членами одной семьи, но также в нем может участвовать и любой посторонний человек.

Не рассматриваются намерения членов коллективного жертвоприношения, одинаковое у них намерение или разное, в том смысле, что один может намереваться на праздничное жертвоприношение, а другой на жертвоприношение, которым выплачивается штраф хаджа или же один может намереваться на получение мяса, а другие на праздничное жертвоприношение.

Примечание: верблюд и крупный рогатый скот не обособлены именно праздничным жертвоприношением, т.е., если у одного человека семь штрафов, связанных с хаджем, с каждого из которых он должен принести в жертву одного барана, то он может со всех принести в жертву одного верблюда или корову (быка).

А одного барана (овца, козел, коза) можно принести в жертву только с одного человека. Если же зарезать его за самого себя со своей семьи, или сделать намерение на участие постореннего человека в воздаянии (жертвоприношения), то это разрешается. Доводом тому приводится, что Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, принес в жертву двух баранов и сказал: «О, Аллагь, прими от Мухаммада и членов семьи Мухаммада, и от общины Мухаммада» .

[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]

10. Какое животное является наилучшим для праздничного Жертвоприношения?

Наилучшим для жертвоприношения животным является, верблюд (верблюдица), так как мяса в нем больше, чем в других, пригодных для жертвоприношения, животных. Ведь сутью этого обряда является возможность помочь как можно большим беднякам.

После верблюда идет крупный рогатый скот, так как мяса верблюда больше, чем мяса крупного рогатого скота, а также опираясь на хадис Пророка, где говорится: «Человек, который в пятницу совершает такое же полное омовение (гъусль), какое следует совершать после большого осквернения, а затем отправляется на молитву в мечеть в первый час, подобен принесшему в жертву верблюда. Отправляющийся на молитву позднее, подобен принесшему в жертву корову. Отправляющийся еще позднее подобен, принесшему в жертву рогатого барана» .

После крупного рогатого скота идут овцы (и бараны), а потом козы (и козлы), так как мясо овец приятнее.

Принести в жертву семь голов мелкого рогатого скота (бараны, овцы, козы) лучше, чем один верблюд или одна корова (бык), по той причине, что мясо мелкого рогатого скота приятнее, чем у крупных и кровь на жертвоприношение проливается больше. Также, принести в жертву одного барана (овца, коза, козел) лучше, чем входить в число семерых, за которых режут верблюда или крупный рогатый скот, так как он отдельно проливает жертвенную кровь и мясо тоже приятнее.

[«Мугн-иль мухтадж»]

11. Если баран, то какого цвета?

Самый предпочтительный цвет для жертвенного барана – это белый (чисто белый, без смешивания других цветов, белоснежный), потом желтоватого цвета, а потом цвета пыли (не чисто белый), потом красноватого цвета, потом пестрый, а после черный. Имам Ахмад передает хадис, где говорится: «Поистине, кровь барана пыльного цвета (нечисто белого) любимее для Аллагьа, чем кровь двух черных» .

[«Мугн-иль мухтадж»]

12. Каким условиям должно отвечать жертвенное животное?

Условием действительного Удхия является отсутствие дефектов, из-за которых у жертвенного животного может уменьшиться мясо или же оно может испортиться. Если у животного есть очевидный в настоящее время недостаток или отсутствует большой кусок мяса, например, на бедре, или есть недостаток, который даст последствия только в будущем, например, слепота, которая приведет к тому, что животное будет плохо пастись и похудеет, то такое животное не пригодно к жертвоприношению.

А если человек сделает назру (даст обет) принести определенное животное в жертву, которое непригодно для этого, например, человек сделал назру принести в жертву Удхия животное с недостатком или не достигшее нужных лет или же он скажет «Я делаю это животное жертвой удхия (курбаном)», то он обязан зарезать его в дни удхия, но оно не будет у него засчитано действительным жертвоприношением, даже если он вынужден зарезать его в дни праздника, и если даже израсходует его мясо куда положено. Если же он сделает назру на определенное, пригодное для жертвоприношения животное и после этого оно получит недостаток, который делает его непригодным для удхия, то он должен принести его в жертву, и это будет считаться действительным жертвоприношением.

Примечание: беременное животное не пригодно для жертвоприношения, так как беременность приводит животное к похуданию и к потере качества мяса.

[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]

13. Какие дефекты делают жертвенное животное непригодным или же нежелательным для Жертвоприношения?

Для жертвоприношения не пригодны животные со следующими недостатками:

Стоит отметить, что все четыре вышеперечисленных дефекта (истощенность, хромота, слепота, болезнь) допустимы в малом количестве, так как это не влияет на мясо животного.

Пригодно безрогое животное или с поломанными рогами, если это не нанесло ущерб мясу животного. Но рогатое животное является предпочтительным, ссылаясь на хадис: «Лучшая жертва – это рогатый баран» . Также пригодно животное, у которого отсутствуют некоторые зубы, но не разрешается резать животное, у которого отсутствуют большинство или все зубы, так как это влияет на состояние животного. Если отсутствие небольшого количества зубов также плохо влияет на него, то такое животное тоже является непригодным.

Также, пригодно животное, у которого ухо порвано, рассечено или проколото так, что от уха не отделилось ничего, даже малая его часть.

[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж», «Хашият Ширвани»]

14 . Когда наступает время праздничного жертвоприношения?

Время праздничного жертвоприношения наступает после того, как взошло солнце первого праздничного дня (10 Зуль-хиджа) и прошло время, достаточное для совершения двухракаатного намаза и чтения двух коротких проповедей (хутба).

Если человек совершит жертвоприношение до этого времени, то оно у него не засчитывается, ссылаясь на хадис Пророка, мир ему и благословение: «Первое, с чего мы начинаем этот наш день — молитва. Затем, возвращаемся и режем (скот). Кто сделает именно так - поступит по нашему Суннату. Ну, а кто зарежет до этого, то оно - (просто) мясо, которое он поднёс своей семье, и оно не является жертвой ни в чём» .

Предпочтительное время начинается тогда, когда, после восхода первого праздничного дня (10 Зуль-хиджа), солнце поднимется на высоту копья и пройдет время, достаточное для совершения двухракаатного намаза и чтения двух коротких проповедей (хутба).

И продолжается оно до захода солнца последнего дня из «Аям ат-ташрик» (11, 12, 13 зуль-хиджа), так как Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, сказал: «Вся местность горы Арафа пригодна для стояния и все Аям ат-ташрики тоже пригодны для жертвоприношения» .

Нежелательно резать жертву ночью.

[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]

15. Как сделать намерение на Удхия?

Одним из условий жертвоприношения является намерение. Сделать намерение нужно вместе с началом закалывания животного. Делается оно следующим образом: «Я намерился совершить желательное (сунна) жертвоприношение от себя (или от сделавшего меня вакилем), во имя Аллаха» . В случае, когда сделали назру (обязали себя), намерение будет таким: «Я намерился совершить обязательное (назру) жертвоприношение, во имя Аллаха».

[«Мугн-иль мухтадж»]

16. Как делать намерение, когда уполномочил кого-то?

Если человек сделает кого-то вакилем, чтоб он зарезал с него Удхия, то тот (за кого закалывают животное) обязан сделать намерение, когда он будет передавать к нему (к вакилю) жертвенное животное, или когда вакиль будет закалывать животное.

В том случае, если дали полномочия и в намерении, тогда достаточно намерение, сделанное им (вакилем) во время закалывания.

[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]

17. Как поступить с мясом жертвенного животного?

Что касается мяса жертвенного животного, которого человек обязал себя (сделал назру) заколоть на Удхия, то он обязан раздать его беднякам и нуждающимся (факирам и мискинам) полностью, ему не разрешается оставлять себе что-либо из этого.

А что касается желательного жертвоприношения, то можно покушать часть его мяса, если жертва была принесена именно с едока, это даже является желательным, следуя словам Всевышнего: « …Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!» , также ссылаясь на хадис Пророка, мир ему и благословение, что Он, мир ему и благословение, ел от печени своего жертвенного животного , но это не является обязательным. А если жертва была заколота с другого человека, то другой человек не может покушать с него без разрешения хозяина. Если же она была заколота с покойного, то другой человек вовсе не может употребить это мясо, так как нет возможности взять разрешение у покойного, и мясо нужно израсходовать полностью, куда положено. Если человек покушает мясо жертвенного животного в том случае, когда оно ему запретно (как случай с покойным), то он должен его возместить.

Также, мясом жертвы Удхия можно угостить состоятельных людей, если они являются мусульманами, но нельзя им его отдать или продать, кроме как отправить им его в виде подарка. И в этом случае они тоже имеют право только употребить его, не более (нельзя продать или отдать его другому человеку).

Желательно, чтобы мясо, которое человек оставляет себе на употребление, не превышало треть от жертвенного животного.

Достоверным является то, что человек от суннат-жертвенного животного обязан отдать кусок мяса куда положено (мискины и факиры), а остальное может оставить себе на употребление. При этом необходимо, чтобы мясо было в сыром виде (не жареным, не вареным и т.д.), чтобы тот, кто его получит, мог сделать с ним все, что пожелает (продать, отдать, пожарить, сварить и т.д.).

Недостаточно приготовить это мясо и позвать бедных и нуждающихся на трапезу, так как они должны иметь право поступить с этим мясом так, как они пожелают, а не только поесть его. Также, человек не выполнит обязанность Удхия, если он отдаст беднякам внутренности своего жертвенного животного. Обязанность выполнится, когда он отдаст чистое сырое мясо, в не вареном и не сушеном виде. Также недостаточно, если человек отдаст слишком маленький кусок мяса.

Наилучшим из того, что человек может сделать с мясом своего жертвенного животного – полностью раздать его беднякам и нуждающимся (факирам и мискинам), кроме маленьких кусочков, которые он оставит на употребление, чтобы получить баракат (благодать) от мяса Удхия.

[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]

18. Можно ли оставить мясо Удхия про запас?

Дозволяется оставить мясо Удхия про запас, после того, как отдали кусок мяса в положенное место, и при этом желательно, чтобы оно также не превышало трети всего мяса.

[«Мугн-иль мухтадж»]

19. Что делать со шкурой жертвенного животного?

Шкуру жертвенного животного желательно отдать на садака, также как и мясо, если это желательное Удхия, а если обязательное, то, как мы указывали выше, обязательно раздать его полностью.

[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]

20. Дозволено ли продать какую-либо часть жертвенного животного?

Харамом является продавать шкуру или какую-либо другую часть жертвенного животного, или отдавать как плату тому, кто зарезал животное. Доводом этому приводятся слова Пророка, мир ему и благословение: «Кто продаст шкуру своего жертвенного животного, тот не совершил жертвоприношение» . А рога животного подобны его шкуре, т.е., хукм (решение) для них одинаковое.

[«Тухфат-уль мухтадж»]

21. Можно ли совершить жертвоприношение с другого человека или за ребенка, который все еще находится в утробе матери?

[«Мугн-иль мухтадж»]

22. Разрешается ли опекуну маленького ребенка или душевнобольного совершить с них жертвоприношение?

Опекуну разрешается совершить жертвоприношение со своего маленького ребенка, который еще не является мумайизом или душевнобольного, если он совершает его со своего имущества. Но опекуну не разрешается совершать за них жертвоприношение с их же имущества.

[«Мугн-иль мухтадж»]

23. Можно ли совершить жертвоприношение с покойного?

Не засчитывается жертва, принесенная с умершего человека, опираясь на слова Всевышнего: «Человек получит только то, к чему он стремился» . Считается она в том случае, если он завещал это (сделал васият) и в этом случае исполнитель его завещания должен раздать жертвенное животное полностью, как положено.

[«Мугн-иль мухтадж»]

24. Перечислите желательные действия во время закалывания животного?

— Милосердие и жалость к животному.

Абу Умама рассказывал: «Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, сказал: «Кто проявит милосердие во время жертвоприношения, к тому Свое милосердие проявит Аллагь в День воскрешения» .

— Не тащить его сурово к месту закалывания.

— Не валить на землю жестоким образом.

В хадисе говорится:

«Когда вы закалываете животное, то делайте это красиво, аккуратно…» (Муслим 1955)

Завязать ноги, кроме правой задней ноги, её оставляют свободной.

Точить нож в недоступном для животного месте, т.е., не перед животным.

Ибн ‘Аббас рассказывал: «Однажды Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на морду овцы, тогда как она смотрела на него. Пророк, мир ему и благословение, спросил этого человека: «Почему ты не наточил свой нож до того, как повалить ее на землю?! Неужели ты хочешь умертвить ее дважды?!» .

Имам Ахмад говорил: «Животных следует вести к месту закалывания мягко и пряча от них нож, доставая его только непосредственно во время закалывания». См. “Джами’уль-’улюми уаль-хикам” 157

— Не закалывать животное перед другим животным, особенно детеныша перед его матерью или мать перед детенышем.

Имам ан-Навави сказал: «Не следует закалывать одно животное в присутствии другого». См. “Шарх Сахих Муслим” 13/93.

— Провести ножом по месту закалывания, чуть надавив, двигая его вперёд и назад.

— Перерезать обе шейные (яремные) вены.

— Отложить сдирание кожи до полного остывания туши.

В это время человеку подобает признавать и благодарить Аллаха за его огромное благо, за то, что сделал для нас это животное дозволенным и подчинил его нам, ведь Он мог бы его сделать запретным и направить его против нас.

— Также, является желательным человеку самому закалывать свою жертву.

В хадисе говорится:

«Пророк, мир ему и благословение, привел сто верблюдов, из них собственноручно заколол 63 верблюда, а потом отдал нож к Али, да будет доволен им Аллагь, и остальных принес в жертву он» .

Женщине же является желательным уполномочить человека, чтобы он заколол с нее жертву. Если человек по каким-то обстоятельствам сам не в состоянии заколоть жертву, то ему желательно присутствовать при совершении жертвоприношения уполномоченным им человеком, в том числе и женщине. Доводом этому является хадис, переданный Хакимом, что Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, сказал своей дочери Фатима, да будет доволен ею Аллагь: «Совершай жертвоприношение и присутствуй при его закалывании, поистине, оно с первой же каплей крови смоет все твои предыдущие грехи» .

Произнести такбир трижды следующим образом:

«Аллагьу Акбар, Аллагьу Акбар, Аллагьу Акбар ва лиЛлаhиль хlамд».

Смысл: «Аллах велик и вся хвала Ему».

В хадисе от Анаса ибн Малика говорится:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принес в жертву двух белых баранов с черными пятнами, которых он зарезал их своими руками, то произнес: «Бисми-Лляхи Аллаху Акбар», и поставил ногу на их бока» (Аль-Бухари, 5558; Муслим, 1966)

— Потом желательно произнести «БисмиЛлаh».

Даже в нашем мазхабе его оставление является нежелательным, а в трёх остальных мазхабах намеренное оставление «бисмиЛлях» является харамом и мясо животного, заколотого без его произношения, не дозволяется. Учитывая слова имамов других мазхабов, нам не подобает оставлять это без внимания.

«Инна салати ва нусуки ва махIйайя ва мамати лиЛла h и раббиль гIаламин ля шарика ля h у ва бизалика умирту ва ана миналь-муслимин»

Смысл: « Мои молитвы, богослужение, моя жизнь и смерть находятся во власти Аллаха, Господа миров. Нет Ему соучастника, мне было велено признать Единственность Аллаха, и я являюсь мусульманином».

«Алла h умма салли гIала саййидина МухIаммадин ва гIала али саййидина МухIаммадин ва саллим»

Затем такбир, как и в предыдущий раз, трижды.

Но произнесение краткой формы: «БисмиЛля h и Алла h у акбар» будет считаться исполнением сунны, как об этом пишется в книге «Бажжури» 418/2

Затем, повернуть и жертвенное животное в сторону киблы, и прочитать: «Алла h умма h аза минка ва иляйка фатакаббаль минни» («Сунануль кубра ли Байхаки» 286/9)

Имам ан-Навави сказал: «Сошлись ученые на том, что животное перед закланием следует положить на левый бок, поскольку это облегчает закалывание, ибо закалывающий, таким образом, берет нож в правую руку, а голову животного в левую». См. “Шарх Сахих Муслим” 13/122.

Самым предпочтительным является раздать все мясо, кроме малого его количества, оставленного себе и своей семье. Лучше всего оставить печень, следуя за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ибо Он ел от жертвы курбана печень.

В хадисе говорится:

«Пророк, мир ему и благословения, в Ид уль-фитр (ураза байрам) не выходил, пока не съест что-нибудь, а в день Ид уль-Адха (курбан байрам) не ел ничего, пока не возвращался (с намаза), а при возвращении ел печень» («Сунануль кубра лиль Байхаки» 283/3)

Сунной является не оставлять себе больше 1/3 жертвенного мяса, чтоб можно было его раздать как милостыню беднякам и как подарок состоятельным людям.

И также сунной является, чтоб его садака (милостыня) не оказалась меньше 1/3 части.

[«Шархуль мафруз» с. 577 ]

Хвала Аллаху — Господу миров!

«Аль-Хадж», аят 36
«Аль-Кавсар», аят 2
Ат-Тирмизи, №1493; Хаким, 4\222
Ат-Тирмизи, №15020
Дарукутни, 4\282
Этот асар передает Аль-Байхаки, 9\264,265
Бухари, №294
Муслим, №5041
Ибн Маджах № 3147; ат-Тирмизи №1541
аль-Хадж, аят 34
Муслим, №2932
Муслим №2932
Бухари №881, Муслим №1921
Ахмад 2\417, Хаким 4\227
Ат-Тирмизи №1497
Хаким, 4\228
Бухари №951, Муслим №5046
Аль-Байхаки, 5\239; Ибн Хибан №3854
«Аль-Хадж», аят 28
Аль-Байхаки, 10\7
Хаким, 2\390
Мумайиз (المميّز) – это ребёнок, не достигший совершеннолетия. Он назван мумайизом (различающим), потому что в состоянии уже различать, понимать речь и отвечать на вопросы. Некоторые ученые сказали, что момент становление ребёнка мумайизом зависит не от возраста, а от приобретения им соответствующих качеств.
«Ан-Наджм», аят 39
Бухари 381
Ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/140/1 и “аль-Аусат” 1/31.
Муслим, №2941, Абу Давуд, №1905
Хаким, 4\222

Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаху.

Курбан в Исламе является одним из видов поклонений, совершаемых имуществом. Это выражение благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные Им блага. Жертвоприношение стало ваджибом (обязательным) во втором году по хиджре. Его обязательность обоснована аятами Священного Корана, сунной Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) и иджмой (единодушным мнением исламских богословов). Курбан является сунной Пророка Ибрахима (мир ему!). Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«Курбан - это сунна нашего отца Ибрахима (мир ему!) (Абу Дауд). Виды обязательного (ваджиб) Курбана

Курбан Исмаила

Курбан Исмаила - это жертвоприношение, совершаемое во время праздника Курбан-байрам и являющееся обязательным для людей, владеющих имуществом в размере нисаба (т.е. для людей, для которых выплата закята - фард).

Назир Курбан

Это жертвоприношение, которое было обещано Аллаху. Слово «назир» означает «обещание», «обет». Этот Курбан является (фардом). Для того чтобы Назир Курбан был совершен правильно, необходимо выполнить следующие условия:

1. Животное для Назир Курбана должно относиться к одному из видов животных, предназначенных для ваджиб Курбанов.

2. Назир Курбан не должен совпадать с ваджиб Курбаном.

З. Назир Курбан не должен противоречить воле Всевышнего.

4. Назир Курбан не может быть сделан из чужого имущества, так как обещать можно лишь свое имущество.

5. Назир Курбан не должен превосходить возможности человека, не быть непосильным для него.

Мясо Назир Курбана не могут, есть ни принесший жертву, ни его семья (дети, внуки, отец, мать, дедушки и бабушки). Все мясо обязательно раздается бедным. Если хозяин съест хоть немного этого мяса, то он должен раздать садака (подаяние) бедным, равное стоимости съеденного мяса.

Курбан Благодарения (Хадий)

Этот Курбан является обязательным (ваджиб) для тех, кто совершает Хадж Киран и Хадж Таматту.

Курбан Искупления (Джаза Курбан)

Это ваджиб Курбан, который приносится за совершение некоторых недозволенных действий во время хаджа.

Виды дополнительного (нафиль) Курбан

Акыка Курбан

Курбан, совершаемый при рождении ребенка. Волосы на голове новорожденного называются «акика». В знак благодарности Всевышнему за его чудный подарок приносится жертва, которую называют «Акика». Курбан Акика - сунна Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) принес в жертву барана за своего внука Хусейна.

Это жертвоприношение можно совершать от дня рождения ребенка и до его совершеннолетия. Но лучше сделать это на 7 - 14 или 25 день жизни ребенка. Наиболее благоприятным является 7-ой день. В тот же день состригаются волосы на головке ребенка, и раздается милостыня, равная весу волос ребенка, выраженному в серебре. Это (нафиль) Курбан то есть дополнительное благодеяние и заступничества. Например: Заступничество Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) в Судный день

Курбан тех, кто совершил Хадж Ифрад

Жертвоприношение не является ваджибом для тех, кто совершил Хадж Ифрад. По своему усмотрению, можно совершить дополнительный (нафиль) Курбан.

Курбаны, совершенные вне праздника

Шукур Курбан

Это Курбаны сделанные в любое время, по любому поводу как выражение благодарности Всевышнему Аллаху нафиль Курбан.

Доказательство необходимости Курбана.

«... совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар» 2 аят). Согласно общепризнанному мнению, слово «намаз» в этом аяте означает «праздничный намаз», а слово «закалывать» означает «Курбан» в праздничные дни.

«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До него доходит лишь ваша богобоязненность... » (Сура «Аль-Хадж 37)

Ценность Курбана

В Коране говорится: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Апь-Каусар», 2)

Несомненно, ценность поступков (действий) измеряется намерением. Если Курбан принесен ради Всевышнего, то можно рассчитывать на вознаграждение. Например, Пророк Ибрахим (мир ему!) молился так:

«Я искренне обратил свой лик к Тому, кто сотворил небеса и землю, и я не принадлежу к многобожникам!» (Сура «Аль-Ан"ам», 79). В другом аяте говорится: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое поклонение, моя жизнь и моя смерть посвящены Ал лаху» (Сура «Аль-Ан"ам, 162-163)

Следовательно, каждый самостоятельный мусульманин должен очень серьезно относиться к Курбану. Только искренние верующие выполняют Курбан, суть которого - приблизиться к Всевышнему Аллаху. Можно добавить, что доказательство имана состоит в выполнении религиозных обязанностей.

Статус Курбана

Курбан является ваджибом.

Длякого Курбан обязятелен?

Для того чтобы Курбан стал обязательным, необходимо соблюдение следующих условий. Человек должен:

Быть мусульманином.

Быть дееспособным.

Быть совершеннолетним.

Быть свободным.

Быть мукимом, то есть не находиться в путешествии.

Обладать средствами для выплаты Закят

Условия Курбана

Условия Курбана - это при ношение в жертву одного из разрешенных животных. Не зарезав животное, передавать его или сумму денег, равную его стоимости, нуждающимся - не является совершением Курбана. Названные действия могут расцениваться как садака.

Нисаб Курбана

Нисаб - это количество (размер) имущества, обладание которым делает обязательным поклонение, связанное с имуществом.

Нисаб Курбана - это обладание имуществом, превышающим 20 мискалей (т.е. 80,18 г) золота (или это количество в денежном или вещевом выражении), за вычетом основных потребностей человека (в которые входят его жилье, необходимая домашняя утварь, ездовые животные, одежда, годовой расход на себя и на тех, кого он обязан обеспечивать) и его долгов. То есть, обладающий нисабом Курбана считается обеспеченным человеком, и ему Курбан обязателен. Он обязан ежегодно совершать жертвоприношение в дни Курбана.

Условия выполнения Курбана

Курбан совершается в определенное время

Время жертвоприношения - первый, второй и третий дни Курбан-байрама.

Приносить Курбан ночью - макрух (порицаемое), так как из-за темноты возможно допущение ошибок в обряде жертвоприношения. Передается, что Бера бин Азит (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил: «Первое, что мы должны совершить в это день - это прочитать намаз, а потом вернуться и принести наши курбаны». (Бухари,Муслим)

Жертвенное животное должно быть здоровым

Надо обращать особое внимание на состояние здоровья и отсутствие физических дефектов у животных, которые предназначены для Курбана. Мы можем разделить дефекты жертвенных животных на две группы: допустимые и недопустимые.

Допустимые недостатки

Слабое зрением, косоглазие;

Хромота на одну ногу при способности передвигаться на остальных ногах;

Врожденное отсутствие рогов или их части;

Продырявленные, клейменые или купированные концы ушей;

Отсутствие нескольких зубов;

Удаление незначительной части хвоста или уха;

Врожденное укорочение ушей;

Животное кастрировано перекручиванием яичек.

Но наилучший вариант - это принести в жертву животное, у которого отсутствуют подобные недостатки.

Недопустимые недостатки

Слепота на один или оба глаза;

Хромота, не позволяющая животному самостоятельно дойти до места забоя;

Оба или одно ухо отрезано полностью до основания;

Отсутствует большинство зубов;

Сломаны рога или один рог до основания;

Хвост купирован до половины и более;

Отсутствие (отпадение) сосков на вымени;

Крайнее истощение и слабость животного;

Врожденное отсутствие уха или хвоста;

Буйность, препятствующая присоединению к стаду;

Животное, питающееся нечистотами.

С точки зрения шариата, совершенно очевидно, что животные с такими характеристиками не должны приноситься в жертву. Курбан также не полагается из животных, имеющих большое количество допустимых недостатков.

Какие животные входят в категорию Курбана?

Курбан может быть из трех видов животных:

1. Овцы и козы;

2. Коровы, быки и буйволы;

З. Верблюды.

Из остальных животных курбан невозможен. Из названных трех видов животных можно приносить в жертву и самцов, и самок. Предпочтительным считается приношение в жертву барана и козла. Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот - двухлетнего, а верблюды - пятилетнего. Но если ягненок в шестимесячном возрасте наберет вес годовалого, то разрешается его жертвоприношение. А крупнорогатый скот и верблюд могут быть принесены в жертву как одним человеком, так и от имени семи человек одновременно. Примечание: компаньоны должны объединиться с намерением принести жертву ради Аллаха. Если кто-то из них ставит целью лишь купить мясо, то ни у одного из них Курбан не будет действительным.

Как совершается обряд жертвоприношения?

В нашей религии жертвенное животное забивается следующим образом:

1. Животное доставляется до места жертвоприношения без насилия.

2. Животное, не мучая, укладывают на левый бок, головой в сторону Кыблы.

3. Три ноги связываются (мелкого рогатого скота), а правая задняя оставляется свободной, а затем совершается намерение (ният) Всевышнему от имени просящегося.

4. Присутствующие люди вместе вслух произносят Такбир: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляллаху валлаху Акбар, Аллаху Акбар ва лилляхиль хамд» - повторяется 3 раза.

5. После этого читаются части аятов из суры Аль-Ан"ам (162 -163), как ду"а Курбана:

«А"узу билляхи мина-шшайтани-рраджим. Бисми-лляхи-ррахмани-ррахим. Куль инна салати ва нусуки ва махъяйа ва мамати лилляхи Раббиль "алямин. Ля шарика ляху … ,»

«Скажи: "Воистину, моя молитва, мое поклонение [Аллаху], жизнь моя и смерть - во власти Аллаха, Господа [обитателей] миров, наряду с которым нет [иного] божества»

6. После этой ду"а, произносится «Бисмилляхи Аллаху Акбар» и перерезают ножом горло животного.

После этого совершается ду"а прося у Аллаха милости и милосердия исполнения желаемого на земле и на небесах в другой жизни.

Дополнительно можно совершить (нафиль) после жертвоприношения 2-х ракаатный намаз, прося у Всевышнего исполнения желаемого. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) в связи с этим сообщает радостную весть: «Каждый, кто приносит жертву, после того, как выпустит нож из рук, пусть прочтет 2-х ракаатный намаз. Кто прочитает этот 2-х ракаатный намаз, тому Аллах даст то, что он пожелает».

Как распределяется (раздается) Курбан?

Мясо Курбана

Желательно (мустахаб) разделить его на три части:

Одна часть раздается соседям и родным.

Вторая часть отдается бедным и нищим.

Третья часть оставляется своей семье.

Таким образом, мясо Курбана должным образом находит свое место. Потому что Всевышний Аллах велит: « ... Ешьте от них (жертвенных животных), и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (Сура «Аль-Хадж», 36), «Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!» (Сура «Аль-Хадж», 28).

Запрещенные для еды части дозволенных животных

Существует 7 частей (органов) из разрешенных животных, которые употреблять в пищу харам (запрещено):

1. Выпущенная кровь животных;

2. Половой орган самца;

З. Половые органы самки;

4. Желчный пузырь;

5. Загустевшая в мясе кровь;

6. Мочевой пузырь;

7. Яички самцов.

(последнее, по некоторым мнениям, макрух).

Мудрость Курбана

1. Способствует приближению к Всевышнему и достижению его Довольства.

2. Аллах не нуждается в Курбане, как и в других видах поклонения, но Всевышний велением жертвоприношения испытывает своих рабов, измеряет степень близости к себе.

З. А также курбан способствует напоминанию о том, что Исмаил (мир ему!) был спасен от приношения в жертву.

4. Ежегодное приношение в жертву тысячи животных - это символическое выражение готовности жертвовать всем своим имуществом ради поклонения и подчинения велениям Всевышнего.

5. Канон жертвоприношения в Исламе является также большим уделом и милостью для бедных и неимущих

Польза Курбана

1. Истинно Курбан сделан обязательным, чтобы отдать дань благодарности за годовое мирское благо, и, тем самым, отдается обязательный долг Всевышнему.

2. Прегрешения отпускаются, и зарабатывается саваб.

З. Курбан станет для хозяина в Судный день опорой, который проведет его через мост Сырат и будет причиной его спасения.

4. Помощь бедным и нуждающимся и способствует удовлетворению их скромных нужд.

Курбаны, не употребляемые самим хозяином, обязательные для раздачи.

Есть некоторые курбаны, которые не могут употреблять забившие их люди и их родственники. Так как это мясо надо полностью раздать бедным. Это ниже-перечисленные курбаны:

а) Назир (обещанный) курбан;

б) Курбан, завещанный человеком при жизни, и который наследники принесли в жертву после его смерти из одной трети части его имущества.

в) Курбан, не забитый по какой-либо причине в праздничные дни, который обязательно надо отдать как садака.

Приносится ли жертва для умершего?

Можно сделать Курбан с намерением передать саваб (вознаграждение) за него умершему родственнику или любимому человеку.

Такбиры Ташрик

Праздник Курбан начинается 10-го числа месяца 3уль-Хиджа по лунному календарю и продолжается 4 дня. К четырем праздничным дням прибавляется день "Арафа (9-ый день месяца 3уль-Хиджа). Эти 5 дней называются «Аййам Ташрик» (Дни Ташрика). В эти дни после фард намазов произносятся такбиры. Эти такбиры называются еще «Такбиры Ташрика».

Такбиры Ташрика начинают произносить с утреннего намаза в день "Ара фа и заканчивают предвечерним намазом в 4-ый день праздника - 2З-им по счету. Эти такбиры ваджиб и провозглашаются громко.

Слова Такбира: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляллаху уаллаху Акбар, Аллаху Акбар Ва лилляхиль хамд».

Действия, которые чтимо (мустахаб) совершать в праздничную ночь и дни

1. Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, читают пропущенные намазы. Читают Коран и просят прощения. Ведь ду"а, совершаемые в праздничную ночь, принимаются.

2. В праздничное утро встать пораньше, принять омовение.

З. Надеть чистую или новую одежду.

4. Использовать хорошие благовония.

5. Если это, возможно, идти на намаз пешком.

6. Улыбаться и быть радостным.

7. Раздавать больше садака бедным и нищим.

8. По дороге на праздничный намаз произносить такбиры.

9. Если человек собирается совершить Курбан, то желательно воздерживаться от пищи, пока он не сможет попробовать мясо своего Курбана.

10. Есть мясо Курбана, так как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!)

11. Быть щедрым по отношению к своей семье.

День праздника и его намаз

Праздник стал обязательным во 2-ом году хиджры. Во времена переселения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) в Медину, у жителей Медины было два праздничных дня. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) спросил: «Что это за дни?» Мединцы ответили: «Мы танцуем и веселимся в эти дни еще со времен джахилии (невежества)». На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Взамен этих дней Всевышний Аллах Вам дал два лучших дня: "Ид-уль-фитр (завершения поста Рамадан) и "Ид-уль-Адха (Курбан-байрам)». (Абу Дауд).

В Коране сказано: «Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар» 2). По наиболее авторитетному толкованию, слово «намаз» - это намаз Курбан-байрама. Достоверно известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сам лично проводил праздничные намазы.

По мазхабу имама Абу Ханифы , намаз Курбан - байрама - ваджиб.

Как совершается праздничный намаз?

Обязательный праздничный коллективный (с джамаатом) намаз состоит из 2-х ракаатов. В первом ракаате читается «субханака», после чего имам произносит вслух, а джамаат - про себя, такбир - «Аллаху Акбар» три раза. В-первых двух такбирах руки подни­мают и опускают вдоль туловища. После третьего такбира руки, не опуская, складывают. Имам читает Аль-Фатиху, аяты (или суру) из Корана. Потом совершают руку" и сажда. Поднимаются на второй ракаат. Имам читает Аль-Фатиху и аяты (или суру) из Корана. Потом, как и в первом ракаате, делается три такбира. Во всех трех такбирах руки поднимаются и опускаются вдоль туловища. С четвертым такбиром совершается руку", а затем сажда. Затем, сидя читаются ат-Тахийат, Аллахуммасалли, Аллахуммабарик, Раббана, затем дается салям. После этого имам всходит на минбар и читает хутбу. Делается ду"а, и намаз завершается.

Праздничные намазы относятся к важным коллективным намазам, как и пятничные.

Хутба читается после намаза, так как является сунной, а в пятничном намазе хутба является условием пятничного намаза и читается до него.

  • Значение жертвоприношения (курбан );
  • Для кого обязательно жертвоприношение (курбан );
  • Как и когда выполняется жертвоприношение (курбан );
  • Что делать с мясом и шкурой жертвенного животного;
  • Жертвоприношение по обету (н азр - курбан );
  • Жертвоприношение (курбан ) от имени умершего;
  • Разрешенные и запрещенные для жертвоприношения животные;
  • Разрешенное и запрещенное мясо;
  • Обряды, связанные с рождением ребенка;
  • Виды клятв и их исполнение.

ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (КУРБАН )

Жертвоприношение в дни праздника Курбан-байрам – это поклонение (ибада ), совершаемое имуществом, которое относится к необходимому (ваджиб ). Откровение о жертвоприношении (курбан ) было ниспослано во втором году хиджры.

Жертвоприношение (к урбан ) совершается ради Всевышнего Аллаха в знак благодарности за Его дары и служит причиной приближения к Его милости. В одном из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказано: «Самые худшие из скупых людей - это те, которые не совершают заклания жертвенного животного, хотя должны были бы это сделать».

Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в праздник Курбан-байрам совершал заклание двух животных – одного от себя, а второго – от имени своей общины (умм а ). Мусульмане, имеющие соответствующий достаток и желающие заслужить ещё больше благостей Создателя, также могут принести в жертву 2-х и более животных.

Обряд жертвоприношения регулирует социальные отношения в обществе, напоминает благосостоятельным людям о том, что они несут некие обязательства как перед Всевышним, так и перед обществом. Если человек обладает какими-нибудь возможностями, то их необходимо использовать в благих целях, а не ради своего собственного обогащения. Всевышний Аллах велит обеспеченным людям заботиться о бедняках и неимущих, об их пропитании, о поддержании хороших отношений со всеми людьми.

В Священном Коране говорится:

«И служите Богу и не уподобляйте никого Ему, и будьте добры с родителями и близкими родственниками, и сиротами, и нуждающимися, и с соседом из вашей родни, и с чужаком-соседом, и со спутником в дороге, и со странником, и с теми, кем владеют ваши десницы. Воистину, Господь не любит гордых и хвастливых» .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто сыт в то время, когда его сосед голоден, не из нас» .

Обряд жертвоприношения стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства и дружбы между ними, поскольку в праздничные дни верующие стремятся к совершению благих и добрых дел не только в отношении к своим близким, но и ко всем людям, торопятся раздать милостыню, а также преподнести мясо жертвенного животного в качестве подарка. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства и щедрости.

В масштабе всего человечества этот праздник открывает великий путь к миру, согласию и единению людей всего земного шара. Курбан-байрам учит солидарности, взаимоуважению, бескорыстию и добру. Не трудно понять предназначение жертвоприношения, в котором заключены Справедливость, Всезнание и Мудрость Господа, направленного на обеспечение голодающего, бедствующего населения во всем мире, которые также как и все остальные люди имеют право на полноценное существование. Состоятельный человек может принести радость и довольство многим людям, а самое главное – обрести довольство Всевышнего и духовное удовлетворение, которое не каждый богатый человек сможет испытать даже на протяжении всей своей жизни.

Таким образом, обряд жертвоприношения не только способствует духовному очищению самого верующего, но и обеспечивает пропитание бедной части населения земли хотя бы на некоторое время.

ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН )

В Священном Коране говорится:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха» .

Жертвоприношение (курбан ) является необходимым (ваджиб ) для:

  1. мусульманина;
  2. разумного;
  3. совершеннолетнего;
  4. свободного от рабства;
  5. не находящегося в путешествии;
  6. владеющего имуществом в размере нисаба (не обязательно владеть нисабом год).

Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

КАК И КОГДА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Жертвоприношение можно совершать в первые три дня праздника Курбан-байрам, но лучше это делать в первый день. Жертвоприношение совершают после праздничного намаза. В местности, где праздничный намаз не совершают, жертвоприношение можно делать с наступлением рассвета. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Сегодня (т.е. в праздник) наше первое дело – это чтение (праздничного) намаза, а потом – совершение жертвоприношение (курбан ) . Кто так сделает, тот выполнит нашу с унну. Если кто-то сделает жертвоприношение (курбан ) раньше этого (намаза), то это будет считаться простым мясом, отданным своей семье» .

После вечернего намаза (аль -магриб ) третьего дня праздника совершать жертвоприношение (курбан ) нельзя.

Тот, кто умеет и имеет возможность, совершает жертвоприношение своими руками. Тот, кто не умеет или не имеет возможности, может поручить другому совершить жертвоприношение.

При заклании животное категорически нельзя мучить. Порицаемо тащить животное волоком на место закалывания за ноги, начинать поиски ножа или точить нож после того, как животное уже связано, а также резать одно животное на виду у другого. Отношение ко всем созданиям Аллаха должно быть чутким и внимательным.

Перед закланием необходимо сформировать намерение: «О Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву». Во время заклания желательно, чтобы животное лежало на левом боку головой в направлении Кыблы.

Со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!») надо быстро острым ножом перерезать животному пищевод, дыхательные пути и основные вены.

и следующий аят Священного Корана:

قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Воистину, моя молитва, мое поклонение (Аллаху), жизнь моя и смерть – во власти Аллаха, Господа (обитателей) миров, наряду с которым нет (иного) божества …»

Во время жертвоприношения недостаточно сказать «Бисмиллях» , надо обязательно сказать «Бисмиллях, Аллаху Акбар» . Если режущий сознательно не сказал этого, мясо животного становится запретным, если же не сказал по забывчивости, то это прощается.

До полного наступления смерти нежелательно отделять голову или начинать снимать шкуру животного.

ЧТО ДЕЛАТЬ С МЯСОМ И ШКУРОЙ ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО

Мясо жертвенного животного можно раздать или оставить себе. Лучше (мандуб ) разделить его на три части: одну раздать беднякам и неимущим, другую – родственникам и друзьям, а третью оставить себе. Допускается отдать мясо жертвенного животного (к урбан ) не мусульманам в качестве подарка.

Мясо и шкуру жертвенного животного (курбан ) порицаемо (макрух ) продавать или расплачиваться с мясником. Разрешается использовать шкуру самому, отдать бедняку или в благотворительную организацию.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО ОБЕТУ (НАЗР - КУРБАН )

Обет совершить жертвоприношение (н азр урбан ) делает его необходимым (ваджиб ). Жертвоприношение по обету (н азр урбан ) бывает 2-х видов:

  1. Обет (н азр ), не связанный с какими-либо условиями. Например, сказав: «Я сделаю жертвоприношение во имя Аллаха», человек волен сделать это жертвоприношение в любое время.
  2. Обет (н азр ), связанный с каким-либо условием. Например, сказав: «Если выздоровеет больной, то я принесу жертву во имя Аллаха», человек должен совершить жертвоприношение, когда больной выздоровеет. Можно сделать жертвоприношение и раньше, не дожидаясь исполнения желаемого.

Мясо животного, принесенного в жертву по обету (назр ), нельзя употреблять в пищу тому, кто дал обет, а также его жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Кроме того, мясо жертвенного животного, принесенного по обету (назр ), нельзя есть тем, кто обладает нисабом.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН ) ОТ ИМЕНИ УМЕРШЕГО

Жертвоприношение за умершего совершают в праздник Курбан-байрам. Мясо жертвенного животного совершивший жертвоприношение за умершего может раздать или оставить себе. А мясо животного, принесенного в жертву по завещанию, раздают только бедным.

РАЗРЕШЁННЫЕ И ЗАПРЕЩЁННЫЕ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

Приносить в жертву можно только следующих животных: овцу, козу, корову, буйвола и верблюда. Козе или овце должно быть не менее года, корове или буйволу – не меньше двух лет, верблюду – не меньше пяти лет. Также можно принести в жертву крупную 6-ти месячную овцу, если по размеру она подобна годовалой. Для козы достижение годовалого возраста – строгое условие.

Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать в собственном стойле. Если несколько одинаковых животных до заклания содержатся вместе, то лучше отметить свое животное особым знаком.

Одну овцу или одну козу может принести в жертву один человек. Одну корову, буйвола или верблюда могут принести в жертву от одного до семи человек (семей). Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

Не приносятся в жертву птицы (петух, курица, утка и т.п.), а также дикие парнокопытные животные (например, дикие буйвол, коза и т.д.).

Допустимо, если животное обладает незначительными недостатками, например, у него надломан рог, повреждено несколько зубов или оно хромает. Однако, существуют определенные недостатки, которые делают животное непригодным к жертвоприношению:

– если животное слепое на один или оба глаза;

– если один или оба рога животного сломаны до основания;

– если у животного не достает более половины уха или более половины хвоста;

– если хромое животное не в состоянии встать на ноги;

– врожденное отсутствие уха или хвоста;

большая часть зубов повреждена так, что животное не может принимать пищу;

– если животное больное;

– если животное очень ослаблено;

– поврежденные соски;

– если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола – два соска.

РАЗРЕШЁННОЕ И ЗАПРЕЩЁННОЕ МЯСО

Согласно канонам Ислама мусульманам разрешено (халяль ) употреблять в пищу мясо домашних животных и домашних птиц, таких как мясо коровы, буйвола, верблюда, лошади, барана, козы, курицы, журавля, страуса, голубя, зайца, гуся. Также разрешено употреблять в пищу саранчу и любую рыбу. Однако необходимо отметить мнение великого имама Абу Ханифы, который оговаривал незначительную порицаемость употребления конины.

Для того, чтобы мясо вышеперечисленных животных и птиц стало разрешенным (халяль ) необходимо соблюдение обряда убоя. Этот обряд заключается в перерезании шейных артерий, пищевода и дыхательных путей с упоминанием имени Всевышнего («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ). Человек, совершающий данный обряд, должен быть мусульманином или человеком из числа людей Писания (христиан или иудеев) и находится в здравом уме.

Мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной, является строго запрещенным для употребления в пищу. К ним относятся львы, тигры, волки, шакалы, гиены, гепарды, лисы, соболи, медведи, собаки, ящерицы и т.д. Употребление в пищу мяса диких травоядных животных (газелей, оленей, диких коров, зайцев и т.д.) разрешено при соблюдении упомянутого обряда убоя.

В случае охоты с огнестрельным оружием упоминать имя Всевышнего Аллаха («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ) необходимо во время выстрела. Если животное было только ранено, то охотник должен завершить обряд убоя, воспользовавшись ножом.

Мясо осла, мула, кошки, белки, слона, хищных птиц (орел, сокол, ворона, черный гриф, ястриб, коршун), летучих мышей также нельзя употреблять в пищу.

Не употребляют в пищу мясо животных и насекомых, вызывающих брезгливость, например, мышей, лягушек, змей, мух, жуков, бабочек, скорпионов. Также несъедобным считается мясо морских животных, не относящихся к рыбам, таких как осьминогов, моллюсков, крабов и т.п. Не употребляют в пищу рептилий, которые живут на суше и в море, например, черепах и крокодилов.

Вопрос:

Как правильно закалывать животное согласно сунне Пророка (мир ему)? Какие нужно читать дуа, что нужно произносить? Не могли бы вы рассказать об этом?

Ответ:

По мазхабу имама Абу Ханифы подготовка животного к курбану производится до наступления праздника. Это является показателем готовности выполнения повеления Всевышнего Аллаха и проявлением желания заколоть животное.

По возможности в качестве курбана нужно выбрать самое крупное и здоровое животное, не имеющая каких-либо недостатков и изъянов. Обстригать подготовленное животное нежелательно. Однако если это приносит пользу животному, к примеру, весной и летом, когда на животном много шерсти, и до наступления праздника жертвоприношения еще много времени, стрижка шерсти разрешается.

Если человек сам не может совершить обряд жертвоприношения, то можно попросить об этом другого мусульманина. Поручать это дело другим обладателям писания - макрух.

Животное необходимо привести к месту заклания аккуратно, не причиняя ему боли и страданий. После этого животное следует положить на левый бок, по направлению к кибле.

Пророк (мир ему) сказал: «Когда вы закалываете животное, то делайте это красиво, аккуратно» . (Муслим)

Пророк (мир ему) увидел, как один человек тащил животное, держа за уши и сказал ему: «Отпусти уши и веди животное, держа за переднюю часть шеи» .

Перед жертвоприношением обязательно нужно вознамериться и произнести «Бисмилляхи Аллаху Акбар», а также прочитать следующую дуа:

«Аллахума минкэ уа лэкэ салати мусуки вэ махйайе уа мемати лилляхи Раббил-Алемине лэ шерике ляху уэ бизаликэ умирту уэ энэ мин’эль-муслимин».

«О Аллах, это всё от Тебя и ради Тебя. Воистину, моя молитва, мое служение, мое жертвоприношение, моя смерть и моя жизнь - для Аллаха, Господа миров, кроме Которого нет достойных поклонению. Мне велено это, и я из мусульман».

Данное дуа читается до или после слов «Бисмилляхи Аллаху Акбар». Читать все одновременно считается макрухом.

Если человек, режущий курбан, намеренно не произнесет «Бисмиллях», то, по мнению Ханафитского мазхаба мясо этого животного нельзя употреблять в пищу. Если же человек не произнесет «Бисмиллях» по забывчивости, то в этом не будет ничего предосудительного.

Перед тем, как приступить к закланию животного, необходимо заранее хорошо наточить нож и постараться, чтобы животное не видело этого.

Пророк (мир ему) увидев, как один человек уложив животное, и, поставив ногу на его шею, точил нож, сказал: «Почему ты не приготовил нож заблаговременно, ты хочешь, чтобы оно приняло не одну, а несколько смертей?»

По мазхабу Абу Ханифы время жертвоприношения наступает с рассветом праздничного дня и завершается во второй день ташрика, когда до наступления вечера (магриба) останется немного времени.

Желательно закалывать животное быстро. Необходимо вместе с горлом перерезать две сонные артерии. Чтобы не причинять животному страданий, не следует приступать к снятию шкуры до тех пор, пока животное полностью не испустит дух.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: