Германские торпедные катера. Торпедные катера времён Великой Отечественной войны. Путь ссср по созданию глиссеров

Торпедные катера – быстрые малогабаритные и быстрые судна, чьё основное вооружение являются самодвижущиеся боевые снаряды – .

Прародителями лодок с торпедами на борту стали русские минные судна «Чесма» и «Синоп». Боевой опыт в военных конфликтах с 1878 по 1905 года выявил ряд недостатков. Стремление исправить минусы лодок привело к двум направлениям развития судов:

  1. Размеры и водоизмещение были увеличены. Это было сделано для того, чтобы оснастить катера более мощными торпедами, усилить артиллерию, увеличить мореходность.
  2. Корабли были малогабаритными, их конструкция легче, поэтому маневренность и скорость стали преимуществом и главными характеристиками.

Первое направление родил такие типы судов, как . Второе направление привело к появлению первых торпедных лодок.

Минный катер “Чамса”

Первые торпедные катера

Одними из первых торпедных катеров были созданны англичанами. Их называли катерами «40-фунтовый» и «55-фунтовый» Они очень удачно и активно участвовали в боевых действиях в 1917 году.

Первые модели обладали рядом характеристик:

  • Маленькое вымещение воды – от 17 до 300 тонн;
  • Маленькое количество торпед на борту – от 2 до 4;
  • Высокая скорость от 30 до 50 узлов;
  • Легкое вспомогательное оружие – автомат от 12 до 40 – мм;
  • Незащищенная конструкция.

Торпедные катера Второй мировой войны

На начало войны катера такого класса не имели большой популярности среди стран-участниц. Но в военные годы их количество увеличилось в 7-10 раз. Советский союз же развивал строительство легких судов, и к началу боевых действий на вооружении у флота стояло примерно 270 лодок торпедного типа.

Малые корабли использовались совместно с авиацией и другой техникой. Помимо главной задачи – нападения на корабли, лодки имели функции разведчиков и дозорных, охраняли конвои у берегов, устанавливали мины, атаковали субмарины в прибрежных зонах. Также использовались в роли транспортного средства для перевозки боеприпасов, выброса десанта и играли роль тральщиков донных мин.

Вот основные представители торпедных лодок в войне:

  1. Катера Англии МТВ, скорость которых составляла 37 узлов. Оснащались такие катера двумя однотрубными устройствами для торпед, двумя пулеметами и четырьмя глубинными минами.
  2. Немецкие боты, водоизмещение которых составляло 115 тысяч килограммов, длина почти 35 метров и скорость хода – 40 узлов. Вооружение лодки Германии состояло из двух устройств для торпедных снарядов и двух автоматических зенитных пушек.
  3. Итальянские катера MAS конструкторской организации «Бальетто» развивали скорость хода до 43-45 узлов. Они были снабжены двумя торпедными установками 450-мм калибра, одной пулеметной установкой на 13 калибров и шестью бомбами.
  4. Двадцатиметровый торпедный катер типа Г-5, созданный в СССР обладал рядом характеристик: Вытеснение воды составляло около 17 тысяч килограммов; Развивал ход до 50 узлов; Он был оснащен двумя торпедами и двумя мелкокалиберными пулеметами.
  5. Катера торпедного класса модели РТ 103, состоящие на службе у ВМС США, вытеснял около 50 тонн воды, длина составляли 24 метра и развивали скорость хода в 45 узлов. Их вооружение состояло из четырех торпедных установки, одного 12,7-мм пулемета и 40-мм зенитных автоматических установки.
  6. Японские пятнадцатиметровые торпедные катера модели «Мицубиши» имели маленькое водное вытеснение до пятнадцати тонн. Лодка типа Т-14 была оснащена бензиновым двигателем, который развивал скорость 33 узла. В вооружении были одна пушка 25 калибра или пулемет, два торпедных снаряда и бомбометы.

СССР 1935 год – катер г 6

Минный катер MAS 1936 год

Корабли торпедного класса обладали несколькими преимуществами перед другими боевыми суднами:

  • Небольшие габариты;
  • Высокие скоростные способности;
  • Высокая маневренность;
  • Маленький экипаж;
  • Небольшая потребность в снабжении;
  • Катера могли быстро атаковать врага и также молниеносно скрыться.

Шнелльботы и их характеристики

Шнелльботы – немецкие торпедные судна времен Второй мировой войны. Его корпус был скомбинирован из дерева и стали. Это было продиктовано желанием увеличить быстроходность, водоизмещение и уменьшить финансовые и временные ресурсы на ремонт. Рубка была сделана из легкого сплава, имела коническую форму и была защищена броневой сталью.

Катер имел семь отсеков:

  1. – располагалась каюта на 6 человек;
  2. – радиопост, каюта командира и два топливных бака;
  3. – находятся дизели;
  4. – топливные цистерны;
  5. – динамо-машины;
  6. – пост рулевого управления, кубрик, склад боеприпасов;
  7. – топливные цистерны и рулевое устройство.

Силовая установка к 1944 году была усовершенствована до дизеля модели МВ-518. В результате чего скорость увеличилась до 43 узлов.

Главным оружием были торпеды. Как правило, устанавливались парогазовые G7a. Вторым эффективным оружием катеров были мины. Это были донные снаряды типов ТМА, ТМВ, ТМС, LMA, 1МВ или якорные ЕМС, UMB, EMF, LMF.

Лодка снабжалась дополнительным артиллерийским вооружением, включающим в себя:

  • Одну кормовую пушку MGC/30;
  • Две переносные пулеметные установки MG 34;
  • В конце 1942 года некоторые катера снабжались пулеметами «Бофорс».

Катера Германии были оснащены сложным техническим оборудованием для обнаружения противника. Радар FuMO-71 представлял собой антенну малой мощности. Система позволяла обнаруживать цели только на близких расстояниях: от 2 до 6 км. Радар FuMO-72 с вращающейся антенной, которая помещалась на рубке.

Станция «Метокс», которая могла фиксировать вражеское радарное облучение. С 1944 года катера были оснащены системой «Наксос».

Мини шнелльботы

Мини катера типа LS были предназначены для размещения на крейсерах и больших кораблях. Лодка имела следующие характеристики. Водоизмещение всего 13 тонн, а длина – 12,5 метра. Команда экипажа состояла из семи человек. В катере была установлены два дизельных двигателя Даимлер Бенц MB 507, которые разгоняли катер до 25-30 узлов. Лодки вооружили двумя торпедными установками и одной пушкой 2-х см калибра.

Катера типа KM были на 3 метра больше, чем LS. Лодка вымещала 18 тонн воды. На борту было установлено два бензиновых двигателя BMW. Плавательный аппарат имел скорость 30 узлов. Из вооружения на лодке стояло два устройства для стрельбы и хранения торпедных снарядов или четыре мины и один пулемет.

Суда послевоенного времени

После войны многие страны отказались от создания торпедных катеров. И перешли на создание более современных ракетных судов. Строительством продолжали заниматься Израиль, Германия, Китай, СССР и другие. Катера в послевоенное время поменяли предназначение и стали патрулировать прибрежные зоны и бороться с вражескими субмаринами.

Советский союз представил торпедный катер проекта 206 с водоизмещением в 268 тонн, длиной 38,6 метров. Его скорость составляла 42 узла. Вооружение состояла из четырех 533-мм торпедных аппарата и двух спаренных установок АК-230.

Некоторые страны начали производство катеров смешанного типа, применяя и ракеты, и торпеды:

  1. Израиль производил катер «Дабур»
  2. Китай разработал комбинированный катер «Хэгу»
  3. Норвегия построила «Хёук»
  4. В Германии это был «Альбатрос»
  5. Швеция имела на вооружении «Нордчепинг»
  6. У Аргентины был катер «Интрепида».

Торпедные катера СССР

Советские катера торпедного класса – это военные корабли, используемые в годы ВОВ. Эти легкие, маневренные были незаменимыми машинами в боевых условиях, с их помощью высаживали десантные войска, транспортировали оружие, производили траление и постановку мин.

Торпедные катера модели Г-5, серийное производство которого осуществлялось с 1933 по 1944 годы. Всего было выпущено 321 судно. Водоизмещение составляло от 15 до 20 тонн. Длина такой лодки была 19 метров. На борту устанавливали два двигателя ГАМ-34Б по 850 лошадиных сил, позволяющие развивать скорость до 58 узлов. Экипаж – 6 человек.

Из оружия на борту были установлен 7-62-мм пулемет ДА и два 533-мм кормовых желобковых торпедных аппарата.

Вооружение состояло:

  • Два парных пулемета
  • Два трубных торпедных устройства
  • Шесть бомб М-1

Катера модели Д3 1 и 2 серий были глиссирующими суднами. Габариты и масса вымещенной воды практически не отличались. Длина -21,6 м у каждой серии, водоизмещение – 31 и 32 тонны соответственно.

Лодка 1 серии имела три бензиновых двигателя Гам-34ВС и развивала скорость в 32 узла. В экипаж входило 9 человек.

Катер серии 2 имел более мощную силовую установку. В ее состав входило три бензиновых мотора «Паккард» мощностью 3600 лошадиных сил. Экипаж состоял из 11 человек.

Вооружение практически не отличалось:

  • Два двенадцатимиллиметровых пулемета ДШК;
  • Два устройства для запуска торпед 533-мм калибра модели БС-7;
  • Восемь глубинных бомб БМ-1.

На Д3 2 серии дополнительно была установлена пушка «»Эрликон».

Лодка «Комсомолец» – усовершенствованный торпедный катер во всех отношениях. Его корпус изготавливался из дюралюминия. Катер состоял из пяти отсеков. Длина составляла 18,7 метра. На катере устанавливали два бензиновых двигателя «Паккард». Судно развивало скорость хода до 48 узлов.

Торпедный катер - это малый боевой корабль, предназначенный для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника. Широко применялся во время Второй мировой войны. К началу войны торпедные катера в основных флотах западных морских держав были представлены слабо, но с началом войны строительство катеров резко возросло. К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. В ходе войны было построено более 30 торпедных катеров, и 166 получено от союзников.

Проект первого глиссирующего советского торпедного катера разработал в 1927 г. коллектив Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) под руководством А.Н. Туполева, впоследствии выдающегося авиаконструктора. Первый опытный катер "АНТ-3" ("Первенец"), построенный в Москве, испытывался в Севастополе. Катер имел водоизмещение 8,91 т, мощность двух бензиновых моторов 1200 л. с., скорость хода 54 узла. Длина наибольшая: 17,33 м, ширина 3,33 м, осадка 0,9 м, Вооружение: 450-мм торпеда, 2 пулемета, 2 мины.

Сравнивая "Первенец" с одним из трофейных СМВ, выяснили, что английский катер уступал нашему и в скорости и в маневренности. 16 июля 1927 года опытный катер зачислили в состав военно-морских сил на Черном море. "Принимая во внимание, что данный глиссер является опытной конструкцией, - указывалось в приемном акте, - комиссия считает, что ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью и глиссер независимо от некоторых недочетов военно-морского характера подлежит приему в состав Морских Сил РККА... " Работы над усовершенствованием торпедных катеров в ЦАГИ продолжались, и в сентябре 1928 года был спущен на воду серийный катер "АНТ-4" ("Туполев"). До 1932 года наш флот получил десятки таких катеров, названных "Ш-4". На Балтике, Черном море и Дальнем Востоке вскоре появились первые соединения торпедных катеров.

Но "Ш-4" был еще далек от идеала. И в 1928 году флот заказал ЦАГИ еще один торпедный катер, названный в институте "Г-5". Это был новый по тем временам корабль - в его кормовой части находились желобные аппараты для мощных 533-миллиметровых торпед, а на ходовых испытаниях он развил невиданную скорость - 58 узлов с полным боезапасом и 65,3 узла без нагрузки. Военные моряки сочли его лучшим из существующих торпедных катеров как по вооружению, так и по техническим свойствам.

Торпедный катер типа "Г-5"

Головной катер нового типа "ГАНТ-5" или "Г5" (глиссирующий № 5) прошел испытания в декабре 1933 года. Этот катер с металлическим корпусом был лучшим в мире, как по вооружению, так и по техническим свойствам. Он был рекомендован к серийному производству и к началу Великой Отечественной войны стал основным типом торпедных катеров Советского ВМФ. Серийный "Г-5", 1935 г. выпуска, имел водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м. Вооружение: две 533-мм торпеды, 2 пулемета, 4 мины. Выпускался на протяжении 10 лет до 1944 года в различных модификациях. Всего построено более 200 единиц.

"Г-5" прошёл огневое крещение в Испании и в Великой Отечественной войне. На всех морях они не только выходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными лодками, высаживали десанты, осуществляли охрану кораблей и конвоев, тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины. Особенно трудные, а порой - необычные задания выполняли в годы Великой Отечественной войны черноморские катерники. Им приходилось конвоировать... поезда, идущие вдоль Кавказского побережья. Они стреляли торпедами по... береговым укреплениям Новороссийска. И, наконец, обстреливали ракетами фашистские корабли и... аэродромы.

Однако, низкая мореходность катеров, особенно типа "Ш-4", ни для кого не была секретом. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Выпуск торпед гарантировался при волнении не свыше 1 балла, а просто находиться в море катера могли при волнении не свыше 3 баллов. Из-за низкой мореходности "Ш-4" и "Г-5" лишь в очень редких случаях обеспечивали проектную дальность хода, зависевшую не столько от запаса топлива, сколько от погоды.

Этот и ряд других недостатков во многом были обязаны "авиационному" происхождению катеров. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у "Ш-4" и "Г-5" была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же врем создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

Это оказалось очень большим минусом во время боевых действий: десантников приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов - размещать их больше было негде. Из-за отсутствия плоской палубы "Ш-4" и "Г-5", несмотря на сравнительно большие запасы плавучести, практически не могли перевозить серьезный груз. Накануне Великой Отечественной войны были разработаны торпедные катера "Д-3" и "СМ-3" - торпедные катера дальнего действия. "Д-3" имел деревянный корпус, по его проекту был выпущен торпедный катер "СМ-3" со стальным корпусом.

Торпедный катер "Д-3"

Катера типа "Д-3" производились в СССР на двух заводах: в Ленинграде и Сосновке Кировской области. К началу войны Северный флот располагал всего двумя катерами этого типа. В августе 1941 с завода в Ленинграде было получено еще пять катеров. Все они были сведены в отдельный отряд, который и действовал до 1943 года, пока не стали поступать на флот другие "Д-3", а также по ленд-лизу катера союзников. Катера "Д-3" выгодно отличались от своих предшественников торпедных катеров "Г-5", хотя по боевым возможностям они удачно дополняли друг друга.

"Д-3" обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта "Г-5". Торпедные катера этого типа имели полное водоизмещение 32,1 т, наибольшую длину 21,6 м (длина между перпендикулярами - 21,0 м), наибольшую ширину по палубе 3,9 и по скуле - 3,7 м. Конструктивная осадка составляла 0,8 м. Корпус "Д-3" изготовлялся из дерева. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли развивать катерам ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. - до 37 узлов, "паккарды" мощностью по 1200 л. с. - 48 узлов. Дальность плавания полным ходом достигала 320-350 миль, восьмиузловым ходом - 550 миль.

На опытных катерах и серийных "Д-3" впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со "стопа", в то время как катера типа "Г-5" при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов - в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Выстрел торпедами производился с мостика катера воспламенением гальванического запального патрона. Залп дублировался торпедистом с помощью двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате. "Д-3" вооружались двумя 533-мм торпедами образца 1939 г.; масса каждой составляла 1800 кг (заряд тротила - 320 кг), дальность хода при скорости 51 узел - 21 кабельтов (около 4 тыс. м). Стрелковое вооружение "Д-3" состояло из двух пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Правда, в годы войны на катера устанавливали и 20-мм автоматическую пушку «эрликон», и спаренный пулемет «Кольт-браунинг» калибра 12,7 мм, и некоторые другие типы пулеметов. Корпус катера имел толщину 40 мм. При этом днище было трехслойным, а борт и палуба - двухслойными. На наружный слой шла лиственница, а на внутренний - сосна. Обшивка крепилась медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр.

Корпус "Д-3" разделялся на пять водонепроницаемых отсеков четырьмя переборками. В первом отсеке 10-3 шп. располагался форпик, во втором (3-7 шп.) - четырехместный кубрик. Камбуз и выгородка для котла - между 7-м и 9-м шпангоутами, радиокаюта - между 9-м и 11-м. На катерах типа "Д-3" устанавливалось, улучшенное навигационное оборудование по сравнению с тем, что было на "Г-5". Палуба "Д-3" позволяла брать на борт десантную группу, к тому же по ней можно было передвигаться во время похода, что было невозможно на "Г-5". Условия обитаемости экипажа, состоявшего из 8-10 человек, давали возможность катеру подолгу оперировать вдали от основного места базирования. Был предусмотрен и обогрев жизненно важных отсеков "Д-3".

Торпедный катер типа "Комсомолец"

"Д-3" и "СМ-3" были не единственными торпедными катерами, разрабатывавшимися в нашей стране накануне войны. В те же годы группа конструкторов проектировала малый торпедный катер типа "Комсомолец", который, почти не отличаясь от "Г-5" по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение. Строились эти катера на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили наименования: "Тюменский рабочий", "Тюменский комсомолец", "Тюменский пионер".

Торпедный катер типа "Комсомолец", 1944 г. выпуска имел дюралюминиевый корпус. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков (шпация 20-25 см). По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля. Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили. Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого - 10 м. Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов, трубные, а не желобные. Максимальная мореходность торпедоносца составляла 4 балла. Водоизмещение полное 23 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 2400 л. с., скорость хода 48 узлов. Длина наибольшая 18,7 м., ширина 3,4 м., среднее углубление 1 м. Бронирование: 7-мм противопульная броня на рубке. Вооружение: два трубных торпедных аппарата, четыре 12,7-мм пулемета, шесть больших глубинных бомб, дымовая аппаратура. В отличие от остальных катеров отечественной постройки на "Комсомольцах" была бронированная (из листа толщиной 7 мм) рубка. Экипаж насчитывал 7 человек.

Свои высокие боевые качества эти торпедоносцы в наибольшей степени проявили весной 1945 года, когда части Красной Армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров. Пытаясь хоть как-то оттянуть свой неизбежный конец и как можно дольше сохранить порты для эвакуации отступающих войск, фашисты предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти срочные меры в какой-то степени обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ была переброшена четверка "Комсомольцев", вошедшая в состав 3-го дивизиона торпедных катеров.

Это были последние дни Великой Отечественной войны, последние победные атаки торпедных катеров. Окончится война, и символом отваги - потомкам в пример, врагам в назидание - навечно застынут на постаментах овеянные боевой славой "Комсомольцы".


Limbourg brothers. Très Riches Heures du Duc de Berry. Delights and labours of the months. 15th century.

The «Très Riches Heures du Duc de Berry» is an illuminated manuscript created for John, Duke of Berry mostly in the first quarter of the 15th century by the Limbourg brothers. Although not finished before the death of both the customer and the artists. So later it was also worked on probably by Barthélemy d"Eyck. The manuscript was brought to its present state by Jean Colombe in 1485-1489. The most famous part of it is known as «Delights and labours of the months». It consists of 12 miniatures depicting months of the year and the corresponding everyday activities, most of them with castles in the background.

Письмо Н. В. Гоголю 15 июля 1847 г.

Белинский В.Г. / Н. В. Гоголь в русской критике: Сб. ст. - М.: Гос. издат. худож. лит. - 1953. - С. 243-252.

Вы только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного человека : этот эпитет слишком слаб и нежен для выражения того состояния, в какое привело меня чтение Вашей книги. Но Вы вовсе не правы, приписавши это Вашим, действительно не совсем лестным отзывам о почитателях Вашего таланта. Нет, тут была причина более важная. Оскорблённое чувство самолюбия ещё можно перенести, и у меня достало бы ума промолчать об этом предмете, если б всё дело заключалось только в нём; но нельзя перенести оскорблённого чувства истины, человеческого достоинства; нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель. Да, я любил Вас со всею страстью, с какою человек, кровно связанный со своею страною, может любить её надежду, честь, славу, одного из великих вождей её на пути сознания, развития, прогресса. И Вы имели основательную причину хоть на минуту выйти из спокойного состояния духа, потерявши право на такую любовь. Говорю это не потому, чтобы я считал любовь мою наградою великого таланта, а потому, что, в этом отношении, представляю не одно, а множество лиц, из которых ни Вы, ни я не видали самого большего числа и которые, в свою очередь, тоже никогда не видали Вас. Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которое возбудила Ваша книга во всех благородных сердцах, ни о том вопле дикой радости, который издали, при появлении её, все враги Ваши — и литературные (Чичиковы, Ноздрёвы, Городничие и т. п.), и нелитературные, которых имена Вам известны.

Upper Paleolithic by Zdenek Burian

Zdenek Burian: Reconstruction of Upper Paleolithic daily life

Cro-Magnons, early modern humans or Homo sapiens sapiens (50 000 - 10 000 years before present). Reconstruction of Upper Paleolithic daily life by Zdenek Burian, an influential 20th century palaeo-artist, painter and book illustrator from Czechoslovakia. The images represent an artistic rendition of the ideas used to circulate in the middle of 20th century: what was it like for European early modern humans or Cro-Magnons to live during the last Ice Ages (from about 40 000 to 12 000 years before present). Some of the concepts are put in doubt today, some are still retaining their value.

Годы решений

Освальд Шпенглер: Годы решений / Пер. с нем. В. В. Афанасьева; Общая редакция А.В. Михайловского.- М.: СКИМЕНЪ, 2006.- 240с.- (Серия «В поисках утраченного»)

Введение Едва ли кто-то так же страстно, как я, ждал свершения национального переворота этого года (1933). Уже с первых дней я ненавидел грязную революцию 1918 года как измену неполноценной части нашего народа по отношению к другой его части - сильной, нерастраченной, воскресшей в 1914 году, которая могла и хотела иметь будущее. Все, что я написал после этого о политике, было направлено против сил, окопавшихся с помощью наших врагов на вершине нашей нищеты и несчастий для того, чтобы лишить нас будущего. Каждая строка должна была способствовать их падению, и я надеюсь, что так оно и произошло. Что-то должно было наступить в какой-либо форме для того, чтобы освободить глубочайшие инстинкты нашей крови от этого давления, если уж нам выпало участвовать в грядущих решениях мировой истории, а не быть лишь ее жертвами. Большая игра мировой политики еще не завершена. Самые высокие ставки еще не сделаны. Для любого живущего народа речь идет о его величии или уничтожении. Но события этого года дают нам надежду на то, что этот вопрос для нас еще не решен, что мы когда-нибудь вновь - как во времена Бисмарка - станем субъектом, а не только объектом истории. Мы живем в титанические десятилетия. Титанические - значит страшные и несчастные. Величие и счастье не пара, и у нас нет выбора. Никто из ныне живущих где-либо в этом мире не станет счастливым, но многие смогут по собственной воле пройти путь своей жизни в величии или ничтожестве. Однако тот, кто ищет только комфорта, не заслуживает права присутствовать при этом. Часто тот, кто действует, видит недалеко. Он движется без осознания подлинной цели.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР - Грузия, Азербейджан и Армения) заключают настоящий Союзный договор об объединении в одно союзное государство - «Союз Советских Социалистических Республик» - на следующих основаниях. 1.

О русском крестьянстве

Горький, М.: Берлин, Издательство И.П.Ладыжникова, 1922

Люди, которых я привык уважать, спрашивают: что я думаю о России? Мне очень тяжело все, что я думаю о моей стране, точнee говоря, о русском народe, о крестьянстве, большинстве его. Для меня было бы легче не отвечать на вопрос, но - я слишком много пережил и знаю для того, чтоб иметь право на молчание. Однако прошу понять, что я никого не осуждаю, не оправдываю, - я просто рассказываю, в какие формы сложилась масса моих впечатлений. Мнение не есть осуждениe, и если мои мнения окажутся ошибочными, - это меня не огорчит. В сущности своей всякий народ - стихия анархическая; народ хочет как можно больше есть и возможно меньше работать, хочет иметь все права и не иметь никаких обязанностей. Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической естественности анархизма. Это особенно плотно приложимо к массе русского крестьянства, испытавшего болee грубый и длительный гнет рабства, чем другие народы Европы. Русский крестьянин сотни лет мечтает о каком-то государстве без права влияния на волю личности, на свободу ее действий, - о государстве без власти над человеком. В несбыточной надежде достичь равенства всех при неограниченной свободe каждого народ русский пытался организовать такое государство в форме казачества, Запорожской Сечи. Еще до сего дня в темной душе русского сектанта не умерло представление о каком-то сказочном «Опоньском царстве», оно существует гдe-то «на краю земли», и в нем люди живут безмятежно, не зная «антихристовой суеты», города, мучительно истязуемого судорогами творчества культуры.

Обращение к абхазскому народу

Дорогие соотечественники! Братство абхазов и грузин восходит к незапамятным временам. Наше общее колхское происхождение, генетическое родство между нашими народами и языками, общность истории, общность культуры обязывает нас сегодня серьезно призадуматься над дальнейшими судьбами наших народов. Мы всегда жили на одной земле, деля друг с другом и горе, и радость. У нас в течение столетий было общее царство, мы молились в одном храме и сражались с общими врагами на одном поле битвы. Представители древнейших абхазских фамилий и сегодня не отличают друг от друга абхазов и грузин. Абхазские князя Шервашидзе называли себя не только абхазскими, но и грузинскими князями, грузинский язык наравне с абхазским являлся родным языком для них, как и для абхазских писателей того времени. Нас связывали между собой культура "Вепхисткаосани" и древнейшие грузинские храмы, украшенные грузинскими надписями, те, что и сегодня стоят в Абхазии, покоряя зрителя своей красотой. Нас соединил мост царицы Тамар на реке Беслети близ Сухуми, и нине хранящий старинную грузинскую надпись, Бедиа и Мокви, Лихны, Амбра, Бичвинта и многие другие памятники - свидетели нашего братства, нашого единения. Абхаз в сознании грузина всегда бил символом возвышенного, рыцарского благородства. Об этом свидетельствуют поэма Акакия Церетели "Наставник" и многие другие шедевры грузинской литературы. Мы гордимся тем, что именно грузинский писатель Константинэ Гамсахурдиа прославил на весь мир абхазскую культуру и быт, доблесть и силу духа абхазского народа в своем романе "Похищение луны".

Upper Paleolithic reconstructions

Reconstructions of Upper Paleolithic daily life

From 50 000 to 10 000 years before present. Last Ice Age. Realm of Cro-Magnons and other early Homo sapiens sapiens: anatomically and more or less behaviorally modern humans. Consciousness, speech, art positively exist. It is very much debatable if Homo species other than Homo sapiens sapiens ever possessed them. Major world population is early Homo sapiens sapiens, but also some other species of Homo, more characteristic for previous epochs, Neanderthals and possibly even some subspecies of Homo erectus, coexisted for much of the period. Humans begin to populate Australia and Americas. First decisive evidence of spears used as projectile weapons. Invention of a tool to throw them faster and farther: spear-thrower. Bow seems to be invented only near the transition from the Upper Paleolithic to the Mesolithic. Control of fire, fire making including, is widespread. Pleistocene megafauna: iconic mammoths and woolly rhinoceros. Many of mammals common enough today exist in much larger forms: giant beavers, giant polar bears, giant kangaroos, giant deers, giant condors. Some in "cave" forms, like cave bears, cave lions, cave hyenas.

Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»

Дарвин, Ч. 1839

Кругосветное путешествие Чарльза Дарвина на корабле «Бигль» в 1831-1836 годах под командованием капитана Роберта Фицроя. Главной целью экспедиции была детальная картографическая съёмка восточных и западных берегов Южной Америки. И основная часть времени пятилетнего плавания «Бигля» была потрачена именно на эти исследования - c 28 февраля 1832 до 7 сентября 1835 года. Следующая задача заключалась в создании системы хронометрических измерений в последовательном ряде точек вокруг земного шара для точного определения меридианов этих точек. Для этого и было необходимо совершить кругосветное путешествие. Так можно было экспериментально подтвердить правильность хронометрического определения долготы: удостовериться, что определение по хронометру долготы любой исходной точки совпадает с такими же определениями долготы этой точки, которое проводилось по возвращению к ней после пересечения земного шара.

The Effects of a Global Thermonuclear War

4th edition: escalation in 1988 By Wm. Robert Johnston. Last updated 18 August 2003. Introduction The following is an approximate description of the effects of a global nuclear war. For the purposes of illustration it is assumed that a war resulted in mid-1988 from military conflict between the Warsaw Pact and NATO. This is in some ways a worst-case scenario (total numbers of strategic warheads deployed by the superpowers peaked about this time; the scenario implies a greater level of military readiness; and impact on global climate and crop yields are greatest for a war in August). Some details, such as the time of attack, the events leading to war, and the winds affecting fallout patterns, are only meant to be illustrative. This applies also to the global geopolitical aftermath, which represents the author"s efforts at intelligent speculation. There is much public misconception concerning the physical effects of nuclear war--some of it motivated by politics. Certainly the predictions described here are uncertain: for example, casualty figures in the U.S. are accurate perhaps to within 30% for the first few days, but the number of survivors in the U.S. after one year could differ from these figures by as much as a factor of four. Nonetheless, there is no reasonable basis for expecting results radically different from this description--for example, there is no scientific basis for expecting the extinction of the human species. Note that the most severe predictions concerning nuclear winter have now been evaluated and discounted by most of the scientific community. Sources supplying the basis for this description include the U.S.

Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года

Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила диктатуру пролетариата и создала Советское государство - государство нового типа, основное орудие защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма. Начался всемирно-исторический поворот человечества от капитализма к социализму. Одержав победу в гражданской войне, отразив империалистическую интервенцию, Советская власть осуществила глубочайшие социально-экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой. Объединение советских республик в Союз ССР преумножило силы и возможности народов страны в строительстве социализма. Утвердились общественная собственность на средства производства, подлинная демократия для трудящихся масс. Впервые в истории человечества было создано социалистическое общество. Ярким проявлением силы социализма стал немеркнущий подвиг советского народа, его Вооруженных Сил, одержавших историческую победу в Великой Отечественной войне. Эта победа укрепила авторитет и международные позиции СССР, открыла новые благоприятные возможности для роста сил социализма, национального освобождения, демократии и мира во всем мире. Продолжая свою созидательную деятельность, трудящиеся Советского Союза обеспечили быстрое и всестороннее развитие страны, совершенствование социалистического строя. Упрочились союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, дружба наций и народностей СССР.

Cueva de las Manos

Cueva de las Manos. Some time between 11 000 and 7 500 BC.

The Cueva de las Manos in Patagonia (Argentina), a cave or a series of caves, is best known for its assemblage of cave art executed between 11 000 and 7 500 BC. The name of «Cueva de las Manos» stands for «Cave of Hands» in Spanish. It comes from its most famous images - numerous paintings of hands, left ones predominantly. The images of hands are negative painted or stencilled. There are also depictions of animals, such as guanacos (Lama guanicoe), rheas, still commonly found in the region, geometric shapes, zigzag patterns, representations of the sun and hunting scenes like naturalistic portrayals of a variety of hunting techniques, including the use of bolas.

Малые боевые корабли и катера являлись одной из наиболее многочисленных и разнообразных составляющих военных флотов стран, участвующих в войне. В нее входили суда, как строго целевого назначения, так и многофункциональные, как мелкие по размеру, так и достигающие 100 м. в длину. Одни корабли и катера действовали в прибрежных водах или реках, другие в морях с запасом хода более 1 000 миль. Некоторые катера к месту действия доставлялись автомобильным и железнодорожным транспортом, а иные на палубах крупных кораблей. Ряд судов строились по специальным военным проектам, под другие приспосабливались гражданские конструкторские разработки. Превалирующее количество кораблей и катеров имели деревянные корпуса, но многие оснащались стальными и даже дюралевыми. Также применялось бронирование палубы, бортов, рубки и башен. Разнообразными были и силовые установки судов – от автомобильных до авиационных двигателей, что обеспечивало и разную скорость хода – от 7-10 до 45-50 узлов час. Вооружение кораблей и катеров всецело зависело от их функционального назначения.

К основным видам судов этой категории относятся: торпедные и сторожевые катера, катерные тральщики, бронекатера, противолодочные и артиллерийские катера. Их совокупность определялась понятием «москитный флот», вышедшим с Первой Мировой войны и предназначавшегося для боевых действий одновременно большими группами. Операции с участием «москитного флота», в частности, десантные, применялись Великобританией, Германией, Италией и СССР. Краткое описание типов малых боевых кораблей и катеров выглядит следующим образом.

Самыми многочисленными судами среди малых боевых кораблей были торпедные катера — быстроходные маломерные боевые корабли, основным оружием которых является торпеда. К началу войны все еще господствовало представление о крупных артиллерийских кораблях как основе флота. Торпедные катера в основных флотах морских держав были представлены слабо. Несмотря на очень высокую скорость (около 50 узлов) и сравнительную дешевизну изготовления, реданные катера, преобладавшие в довоенное время, имели очень низкую мореходность и не могли действовать при волнении более 3-4 баллов. Размещение торпед в кормовых желобах не обеспечивало достаточной точности их наведения. Фактически катер мог попасть торпедой в достаточно крупный надводный корабль с расстояния не более полумили. Поэтому торпедные катера считались оружием слабых государств, предназначенным лишь для защиты прибрежных вод и закрытых акваторий. Например, к началу войны в составе британского флота числились 54 торпедных катера, германский флот имел 20 судов. С началом войны строительство катеров резко возросло.

Ориентировочное количество основных видов торпедных катеров собственной постройки использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)

Страна Всего Потери Страна Всего Потери
Болгария 7 1 США 782 69
Великобритания 315 49 Турция 8
Германия 249 112 Таиланд 12
Греция 2 2 Финляндия 37 11
Италия 136 100 Швеция 19 2
Нидерланды 46 23 Югославия 8 2
СССР 447 117 Япония 394 52

Часть стран, не располагающая судостроительными мощностями или технологиями заказывала катера для своих флотов на крупных верфях Великобритании («British Power Вoats», «Vosper», «Thornycroft»), Германии («F.Lurssen»), Италии (SVAN), США («Elco», «Higgins»). Так Великобритания продала Греции 2 катера, Ирландии — 6, Польше – 1, Румынии – 3, Таиланду — 17, «Филиппинам – 5, Финляндии и Швеции – по 4, Югославии – 2. Германия продала Испании 6 катеров, Китаю – 1, Югославии – 8. Италия продала Турции – 3 катера, Швеции — 4, Финляндии – 11. США – продали Нидерландам – 13 катеров.

Кроме того, Великобритания и США передавали суда своим союзникам по договорам ленд-лиза. Подобные передачи судов осуществляла Италия и Германия. Так Великобритания передала Канаде 4 катера, Нидерландам – 11, Норвегии – 28, Польше – 7, Франции – 8. США передали Великобритании – 104 катера, СССР – 198, Югославии – 8. Германия передала Болгарии 4 катера, Испании – 4, Румынии – 6. Италия передала Германии – 7 катеров, Испании — 3, Финляндии – 4.

Воюющие стороны успешно использовали трофейные суда: сдавшиеся в плен; захваченные, как в полной исправности, так и восстановленные впоследствии; недостроенные; поднятые после затопления экипажами. Так Великобритания использовала 2 катера, Германия — 47, Италия – 6, CCCР – 16, Финляндия – 4, Япония – 39.

Особенности в строении и оснащении торпедных катеров ведущих стран-строителей, можно охарактеризовать таким образом.

В Германии главное внимание было уделено мореходности, дальности хода и эффективности оружия торпедных катеров. Их строили сравнительно больших размеров и высокой дальности хода, с возможностью ночных дальних рейдов и торпедных атак с большой дистанции. Катера получили обозначение «Schnellboote» (S type ) и выпускались 10-ю сериями, включая прототип и экспериментальные образцы. Первый катер нового типа «S-1» был построен в 1930 году, а массовое производство началось в 1940 г. и продолжалось до конца войны (последний катер «S-709»). Каждая последующая серия, как правило, была более совершенной по сравнению с предыдущей. Большой радиус действия при хорошей мореходности позволял использовать катера практически в качестве миноносцев. Их функциями были нападения на большие корабли, проникновение в гавани и базы и нанесение ударов по находящимся там силам, проведение атак на торговые суда, следовавших морскими трассами и рейды на распложенные вдоль побережья объекты. Наряду с этими задачами торпедные катера могли использоваться для ведения оборонительных действий — атака подводных лодок и сопровождение прибрежных конвоев, ведение разведки и операции по разминированию вражеских минных полей. За время войны они потопили 109 транспортов противника общей вместимостью 233 тыс. брт., а также 11 эсминцев, норвежский миноносец, подводную лодку, 5 тральщиков, 22 вооруженных траулера, 12 десантных кораблей, 12 вспомогательных судов и 35 различных катеров. Сильная сторона этих катеров, обеспечивающая высокую мореходность, оказалась и одной из причин их гибели. Килевая форма корпуса и значительная осадка не позволяли проходить минные поля, что не представляло опасности для малых или реданных катеров.

Торпедные катера Великобритании военного времени постройки имели увеличенный тоннаж и прочную обшивку корпуса, однако из-за отсуттвия необходимых двигателей, скорость их хода оставалась низкой. Кроме того катера имели ненадежные рулевые устройства и гребные винты со слишком тонкими лопастями. Эффективность торпедных атак составляла 24%. При этом, за все время войны каждый катер в среднем принимал участие в 2-х боевых операциях.

Италия пыталась строить свои катера по образцах германского «Schnellboote» первых серий. Однако катера получились мало скоростными и слабо вооруженными. Дооворужение их глубинными бомбами превратило в охотников, которые лишь внешним видом напоминали немецкие. Кроме полноценных торпедных катеров, в Италии фирмой «Baglietto» было построено около 200 вспомогательных, маломерных катеров, не показавших ощутимых результатов их применения.

В США к началу войны торпедное катеростроение находилось на уровне экспериментальных разработок. На базе 70-футового катера английской фирмы «British Power Вoats», фирма «ELCO» осуществляя постоянную их доработку, произвела выпуск судов тремя сериями в общем количестве 385 единиц. В дальнейшем к их выпуску подключились фирмы «Higgins Industries» и «Huckins». Катера отличались маневренностью, автономностью и выдерживали 6-бальный шторм. В тоже время бугельная конструкция торпедных аппаратов была непригодной для использования в Заполярье, а гребные винты быстро изнашивались. Для Великобритании и СССР в США строились 72-футовые катера по проекту английской фирмы «Vosper», однако по своим характеристикам они существенно уступали прототипу.

Основу торпедных катеров СССР составляли два типа довоенной разработки: «Г-5» — для прибрежного действия и «Д-3» — для средних расстояний. Глиссирующий катер «Г-5», строившийся, как правило, с дюралевым корпусом, обладал высокой скоростью и маневренностью. Однако плохая мореходность и живучесть, малый радиус действия нивелировали его лучшие качества Так, катер мог произвести торпедный залп при волнении до 2 балов, а держаться в море до 3 балов. При скорости свыше 30 узлов огонь пулеметов был бесполезным, а пуск торпед происходил на скорости не менее 17 узлов. Коррозия «сжирала» дюралюминий буквально на глазах, поэтому катера приходилось сразу по возвращении с задания поднимать на стенку. Несмотря на это, катера строились до средины 1944 г. В отличие от «Г-5», реданный катер «Д-3» имел прочную конструкцию деревянного корпуса. Его вооружали торпедными аппаратами бортового сбрасывания, позволявшими произвести торпедный залп даже в случае потери катером хода. На палубе можно было разметить взвод десантников. Катера обладали достаточной живучестью, маневренностью и выдерживали шторм до 6 балов. В конце войны, в развитие катера «Г-5» началось строительство катеров типа «Комсомолец» с улучшенной мореходностью. Он выдерживал шторм в 4 бала, имел подобие киля, бронированную рубку и трубчатые торпедные аппараты. Вместе с тем, живучесть катера оставляла желать лучшего.

Торпедные катера типа «В» являлись основой москитного флота Японии. Они обладали низкой скоростью и слабым вооружением. По техническим характеристикам американские катера превосходили их более чем в два раза. В результате эффективность их действий на войне была крайне низкой. Например, в боях за Филиппины японским катерам удалось потопить один-единственный небольшой транспортный корабль.

Боевые действия «москитного флота» показали высокую эффективность универсальных, многоцелевых катеров . Однако специальное их строительство осуществляли лишь Великобритания и Германия. Остальные страны постоянно модернизируя и перевооружая имеющиеся суда (тральщики, торпедные и сторожевые катера), приближали их к универсальности. Многоцелевые катера имели деревянный корпус и использовались в зависимости от поставленной задачи и ситуации как артиллерийские, торпедные, спасательные суда, минные заградители, охотники или тральщики.

Великобритания по специальным проектам построила 587 катеров, из которых погибло 79. Еще 170 катеров было построено по лицензиям другими странами. Германия выпустила 610 катеров на базе технической документации рыболовного сейнера, из которых 199 погибло. Катер получил обозначение «KFK» (Kriegsfischkutter - «военный рыболовный катер») и выгодно отличался от других судов по критерию «стоимость/эффективность». Он строился как различными предприятиями Германии, так и в других странах, в т.ч. в нейтральной Швеции.

Артиллерийские катера предназначались для борьбы с катерами противника и поддержки десанта. Разновидностями артиллерийских катеров являлись бронекатера и катера вооруженные реактивными пусковыми установками (минометные).

Появление специальных артиллерийских катеров в Великобритании было связано с необходимостью борьбы с германским «москитным» флотом. Всего за годы войны было построено 289 суден. Другие страны для этих целей использовали сторожевые катера или патрульные корабли.

Бронекатера в войне использовала Венгрия, СССР и Румыния. К началу войны Венгрия имела 11 речных бронекатеров, 10 из которых было построено в период Первой Мировой войны. СССР использовал 279 речных бронекатеров, основу которых составляли катера проекта 1124 и 1125. Они вооружались башнями от танка Т-34 со штатными 76-мм пушками. В СССР также строились морские бронекатера с мощным артиллерийским вооружением и средней дальностью хода. Несмотря на малую скорость, недостаточный угол возвышения танковых орудий, отсутствие приборов управления огнем, они имели повышенную живучесть и обеспечивали надежную защиту экипажа.

На вооружении Румынии состояло 5 речных бронекатеров, два из которых времен Первой Мировой войны использовались в качестве тральщиков, два – перестроены из чехословацких минных заградителей, один – трофейный советский проекта 1124.

Во второй половине войны в Германии, Великобритании, СССР и США на катера устанавливали реактивные пусковые установки в качестве дополнительного вооружения. Кроме того, в СССР было построено 43 специальные минометные катера. Наибольшее применение эти катера получили в войне с Японией при высадке десантов.

Сторожевые катера занимают заметное место среди малых боевых кораблей. Они представляли собой маломерные боевые корабли, как правило, с артиллерийским вооружением и предназначены для несение дозорной (патрульной) службы в прибрежной зоне, борьбы с катерами противника. Сторожевые катера строили многие страны, имеющие выход к морям или располагавшие крупными реками. Вместе с тем, некоторые страны (Германия, Италия, США) для этих целей использовали другие типы судов.

Ориентировочное количество основных видов сторожевых катеров собственной постройки использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)

Страна Всего Потери Страна Всего Потери
Болгария 4 США 30
Великобритания 494 56 Румыния 4 1
Иран 3 Турция 13 2
Испания 19 Финляндия 20 5
Литва 4 1 Эстония 10
СССР 238 38 Япония 165 15

Страны, занимающие ведущие места в области судостроения, активно продавали сторожевые катера заказчикам. Так, в период войны Великобритания поставила Франции 42 катера, Греции – 23, Турции – 16, Колумбии – 4. Италия продала Албании – 4 катера, а Канада – Кубе – 3. США по договорам ленд-лиза передали Венесуэле – 3 катера, Доминиканской Республике – 10, Колумбии – 2, Кубе – 7, Парагваю – 6. В СССР использовалось 15 трофейных сторожевых катеров, в Финляндии — 1.

Характеризуя особенности строения наиболее массовых выпусков катеров в разрезе стран-производителей следует отметить следующее. Британский катер типа «HDML» строился на многих верфях и в зависимости от предполагаемого места службы получал соответствующее оснащение. Он обладал надежными двигателями, хорошей мореходностью и маневренностью. Массовое строительство советских катеров базировалось на приспособлении разработок разъездных и служебных катеров. Они оснащались маломощными, в основном, автомобильными двигателями и соответственно имели низкую скорость и в отличие от британских катеров не имели артиллерийского вооружения. Японские катера строились на базе торпедных, имели мощные двигатели, как минимум – малокалиберные пушки, бомбометы. К концу войны многие были оснащены торпедными аппаратами и нередко переклассифицировались в торпедные катера.

Противолодочные катера строились Великобританией и Италией. Великобритания построила 40 катеров, из которых погибло 17, Италия – 138, погибло – 94. Обе страны строили катера в корпусах торпедных катеров, с мощными двигателями и достаточным запасом глубинных бомб. Кроме того, итальянские катера дополнительно оснащались торпедными аппаратами. В СССР противолодочные катера классифицировались как малые охотники, в США, Франции и Японии – как охотники.

Катера-тральщики (катерные тральщики) массово использовались во всех крупных флотах и предназначались для поиска и уничтожения мин и проводки кораблей через минно-опасные районы в гаванях, на рейдах, реках и озёрах. Тральщики оборудовались различными вариантами тралов (контактные, акустические, электромагнитные и др.), имели малую осадку и корпус из дерева для малого магнитного сопротивления, оснащались оборонным вооружением. Водоизмещение катера, как правило, не превышало 150 т., а длина – 50 м.

Ориентировочное количество основных видов катерных тральщиков собственной постройки использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)

Большинство стран не строили катерные тральщики, а при необходимости оснащали тралами имеющиеся вспомогательные суда или боевые катера, также покупали катера-тральщики.

На снимке: захваченный немцами советский торпедный катер ТК-47 в порту Либавы.

Задолго до начала второй мировой войны руководство советского Военно-морского флота придавало большое значение развитию лёгких сил флота, особенно торпедных катеров. Поэтому к началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров типа Ш-4, Г-5 и Д-3. Затем, уже в ходе войны отечественной промышленностью было построено ещё не менее 154 торпедных катеров, в том числе 76 катеров типа Г-5, 47 катеров типа Д-3 второй серии, 31 катер типа «Комсомолец» проекта 123бис. Кроме того, 166 (по другим данным даже 205) торпедных катеров типа «Хиггинс» и «Воспер» было получено от союзников по программе ленд-лиза. То есть, недостатка в торпедных катерах советский флот практически не испытывал.

Правда, неожиданно высокой оказалась нагрузка на катерников – ведь, кроме своей основной задачи по поиску и атакам кораблей на коммуникациях противника, торпедным катерам во время войны пришлось выполнять дополнительные боевые задачи. Такие, как, например, разведка и дозор, высадка и эвакуация разведывательно-диверсионных групп, охрана прибрежных конвоев, минные постановки, борьба с подводными лодками в прибрежных водах и многое-многое другое.

Не удивительно, что такое интенсивное использование торпедных катеров, причем, часто в несвойственном им виде, приводило к ощутимым потерям. Так, только за первые шесть месяцев войны, погибло почти 40 торпедных катеров, а всего за годы Великой Отечественной войны, по официальным данным, было потеряно 139 советских торпедных катеров.

Список торпедных катеров Военно-морского флота СССР, погибших в годы Великой Отечественной войны:

ТК-27 (типа Г-5) командир лейтенант Сафронов.
27 июня 1941 года совместно с тремя другими торпедными катерами обеспечивал эвакуацию командования и штаба Либавской военно-морской базы в Виндаву. На переходе катера были атакованы четырьмя немецкими торпедными катерами S-31, S-35, S-59 и S-60 из 3-й флотилии торпедных катеров. После боя ТК-27 оторвался от группы и следовал самостоятельно. Вскоре он был атакован бомбардировщиками противника и от полученных повреждений затонул.
По другим данным, утром при выходе из гавани Лиепаи он был обстрелян и потоплен двумя немецкими истребителями Bf-109. Личный состав был снят катером ТК-37.

ТК-47 (до 25.05.1940 – ТК-163) (типа Г-5) командир главстаршина (старшина первой статьи) Ф. Зюзин.
27 июня 1941 года совместно с тремя другими торпедными катерами обеспечивал эвакуацию командования и штаба Либавской военно-морской базы в Виндаву. На переходе отряд был атакован четырьмя немецкими торпедными катерами S-31, S-35, S-59 и S-60 из 3-й флотилии торпедных катеров. В завязавшемся бою ТК-47, прикрывая отход остальных катеров, получил тяжелые повреждения и израсходовал горючее. Двое суток катер дрейфовал в открытом море и после новых повреждений полученных в результате пулеметного обстрела вражеского истребителя был оставлен экипажем. Соорудив из бензобаков катера плоты, пять моряков и три офицера штаба базы направились к берегу. Утром 1 июля они пристали к берегу в районе Вентспилса, были взяты в плен айзсаргами и переданы немцам.
Оставленный катер был захвачен немцами, которые передали его финнам. В финском флоте катер назывался «Viima».

ТК-12 (типа Г-5) командир старший лейтенант М. В. Злочевский.
3 июля 1941 года подорвался на плавающей мине и затонул западнее Балаклавы (Черное море). Весь экипаж погиб.

ТК-123 (типа Г-5)
18 июля 1941 года при дневной атаке конвоя противника в Ирбенском проливе был подожжен артиллерийским огнем немецких тральщиков и затонул.

ТК-71 (до 25.05.1940 – ТК-123) (типа Г-5) командир лейтенант Н. С. Скрипов.
22 июля 1941 года сопровождал буксир «Лачплесис» от острова Эзель в Палдиски. В Рижском заливе к югу от острова Абрука был атакован немецкими торпедными катерами S-28 и S-29 из 3-й флотилии торпедных катеров. Загорелся, взорвался и погиб со всем личным составом.

У-1 (до апреля 1941 - ТК-134)

У-2 (до апреля 1941 - ТК-144) (типа Ш-4)
13 августа 1941 года на переходе Очаков - Николаев (Черное море) был обстрелян береговой артиллерией противника, получил серьезные повреждения и был затоплен личным составом.

ТК-103 (типа Г-5)
28 августа 1941 года, во время перехода Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт, в районе острова Прангли погиб под обстрелом советских кораблей (лидера «Минск», эсминцев «Скорый» и «Славный»), принявших ночью группу своих торпедных катеров за катера противника.
По другим данным, подорвался на мине и затонул в районе мыса Юминда (Финский залив).

ТК-34 (до 7.09.1941 - ТК-93) (типа Г-5) командир лейтенант В. И. Белугин.

ТК-74 (до 7.09.1941 - ТК-17) (типа Г-5) командир лейтенант И. С. Иванов.
17 сентября 1941 года при отходе советских войск был затоплен экипажем в бухте Кейгусте острова Эзель в связи с тем, что не успел закончить ремонт повреждений, полученных 7 сентября от авиации противника.

У-4 (типа Ш-4)
18 сентября 1941 года в порту Свободный от близких разрывов авиабомб получил серьезные повреждения и затонул.

ТК-91 (до 7.09.1941 - ТК-94) (типа Г-5) командир лейтенант Аристов.
20 сентября 1941 года в 14 часов 10 минут в районе острова Соммерс в Финском заливе был подожжен немецким гидросамолетом Ar-95 из SAGr.125, взорвался и затонул.

ТК-12 (типа Д-3) командир старший лейтенант А. Г. Свердлов.
23 сентября 1941 года около 15 часов 40 минут во время атаки конвоя в Финском заливе был потоплен артиллерийским огнем немецких сторожевых кораблей V-305, V-308 и V-313 в районе банки Орренгрунд (в районе Суурсаари).

ТК-24 (до 7.09.1941 - ТК-83) (типа Г-5) командир лейтенант М. П. Кременский.
27 сентября 1941 года во время атаки немецких крейсеров «Leipzig», «Emden», миноносцев Т-7, Т-8 и Т-11 в бухте Лыу (остров Эзель) затонул от попадания снаряда. Экипаж снят другими катерами.

ТК-114 (до 7.09.1941 - ТК-184) (типа Г-5)
1 октября 1941 года вечером в 20 часов 50 минут во время перехода был ослеплен прожектором с финского острова Ранкки и сел на камни возле Рейпон севернее острова Гогланд в Финском заливе. На следующий день был обстрелян немецким разведывательным самолетом и в 9 часов 25 минут взорвался. Личный состав снят катером ТК-53.

ТК-151 (до 7.09.1941 - ТК-154) (типа Г-5) командир старший лейтенант И. В. Ткаченко.
3 октября 1941 года по неизвестным причинам погиб на переходе от острова Даго к Ханко (Финский залив). Весь экипаж пропал без вести.
По одним данным, 3 октября 1941 года он был потоплен авиацией противника на выходе из Ирбенского пролива, по другим данным 5 октября 1941 года был потоплен вражескими миноносцами при отходе от острова Сырве.

ТК-21 (до 7.09.1941 - ТК-24) (типа Г-5)
8 октября 1941 года при стоянке в гавани острова Соммерс в Финском заливе подвергся налету бомбардировочной авиации противника, получил большие повреждения и затонул.

ТК-52 (типа Д-3) командир старший лейтенант А. Т. Колбасов.
14 октября 1941 года на переходе Гогланд - Ханко (Финский залив) в составе отряда в шторм, оторвался от остальных катеров в районе банки Каллбедари. 18 октября западнее острова Борстё (западнее Ханко), катер и 6 членов экипажа были захвачены финнами. В финском флоте получил название «Vasama» и использовался в качестве сторожевого катера.

ТК-64 (до 7.09.1941 - ТК-121) (типа Г-5)
16 октября 1941 года при переходе мыс Колгания - Кронштадт (Финский залив) в пургу стал на якорь у мыса Сейвисте, был снесен ветром и выброшен на камни у острова Бьорке (в районе Койвисто). Получил повреждения и был оставлен экипажем. В ноябре 1941 года был обнаружен финнами, отремонтирован и введён в состав ВМС Финляндии под названием «Viima».

ТК-141 (до 7.09.1941 - ТК-144) (типа Г-5)
16 октября 1941 года при переходе мыс Колгания - Кронштадт (Финский залив) в пургу стал на якорь у мыса Сейвисте, был снесен ветром и выброшен на камни у острова Бьорке (в районе Койвисто). Получил повреждения и был оставлен экипажем. В ноябре 1941 года был обнаружен финнами, отремонтирован и введён в состав ВМС Финляндии под названием «Vihuri».

ТК-131 (до 7.09.1941 - ТК-134) (типа Г-5)
17 октября 1941 года в период 13.45-15.00 на переходе юго-западнее Гогланда (Финский залив) был атакован и потоплен пулеметным огнем двумя финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30.

ТК-13 (до 7.09.1941 - ТК-11) (типа Г-5)
22 октября 1941 года затонул в районе острова Лавенсаари в Финском заливе в результате аварии.
По другим данным, был потоплен авиацией противника.

ТК-74 (до 1937 – ТК-23) (типа Г-5)
26 октября 1941 года при стоянке в Новороссийске (Черное море) на катере произошел пожар, взорвались бензиновые цистерны и он затонул.
По другим данным, сгорел при переходе из Севастополя в Новороссийск.

ТК-72 (типа Д-3)

ТК-88 (типа Д-3)
1 ноября 1941 года в период 9.25-10.15 при следовании в составе звена к Ханко в 5 км восточнее острова Сескар (Финский залив) был атакован пятью финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30, от пулеметно-пушечного огня взорвался и затонул со всем экипажем.

ТК-102 (типа Д-3)
1 ноября 1941 года в период 9.25-10.15 при следовании в составе звена к Ханко в 5 км восточнее острова Сескар (Финский залив) был атакован пятью финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30, от пулеметно-пушечного огня взорвался и затонул со всем экипажем.

ТК-72 (типа Г-5) командир П. Я. Коновалов.
1 ноября 1941 года подорвался на мине и затонул в Черном море.

ТК-71 (типа Г-5) командир Л. М. Золотарь.
12 ноября 1941 года при бомбардировке Геленджика (Черное море) был поврежден и затонул. Позже был поднят, отремонтирован и введен в строй.

ТК-142 (до 11.08.1941 – ТК-145) (типа Г-5)
12 ноября 1941 года при бомбардировке Геленджика (Черное море) был поврежден взрывом бомбы и затонул.

ТК-21 (до 13.11.1940 – ТК-181) (типа Г-5) командир Романов.
17 ноября 1941 года в 23 часа при переходе из Севастополя в Геленджик вместе с ТК-11 столкнулся с ним в районе мыса Сарыч возле Ялты (Черное море) и затонул. Личный состав был спасен.

ТК-12 (типа Д-3)
11 декабря 1941 года при эвакуации гарнизона с острова Гогланд был раздавлен льдом в районе острова Лавенсаари (Финский залив).

ТК-42 (типа Д-3)
11 декабря 1941 года при эвакуации гарнизона с острова Гогланд был раздавлен льдом и затонул в районе острова Лавенсаари (Финский залив). Экипаж спасен канонерской лодкой «Волга».

ТК-92 командир старший лейтенант Б. Г. Коломиец.
26 декабря 1941 года во время высадки десанта в районе Эльтигена (Керченский пролив) был выброшен волной на берег, и позднее расстрелян береговой артиллерией противника. Погибли 2 члена экипажа.
По другим данным, после Керченской операции катер был доставлен в ремонтную базу с огромными повреждениями (имел 272 пулевых и осколочных пробоин), но был полностью восстановлен и снова вошел в строй.

ТК-85 (до 13.11.1940 – ТК-142) (типа Г-5) командир лейтенант Жуланов.
27 (28) декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) в результате попадания мины противника получил пробоину и затонул в районе судоремонтного завода. Из состава экипажа погибли 3 человека.

ТК-105 (до 13.11.1940 – ТК-62) (типа Г-5) командир лейтенант И. Н. Васенко.
27 (28) декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) был выброшен штормом на берег и 29 декабря 1941 года уничтожен минометно-артиллерийским огнем противника. Погибли 3 члена экипажа.
По другим данным, был подожжен минометно-артиллерийским огнем противника и выбросился на берег.

ТК-24 (типа Г-5) командир лейтенант А. Ф. Крылов.
29 декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) был подожжен минометно-артиллерийским огнем противника и выброшен штормом на берег. Погибли 3 члена экипажа.

Продолжение следует…



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: