Кто такой алхимик? Наука алхимия, происхождение термина, история алхимии

Язык тайных символов всегда скрывал алхимию от любопытства непосвященных. Нам до сих пор не ясна ее подлинная суть: для одних это изготовление золота, для других – нахождение эликсира бессмертия, для третьих – трансформация человека.

Королевское искусство

Алхимия – мать химии. Именно в алхимических лабораториях впервые были получены серная, азотная и соляная кислоты, селитра и порох, «царская водка» и многие лекарственные вещества.
Средневековые алхимики ставили перед собой вполне конкретные задачи. Один из родоначальников европейской алхимии Роджер Бэкон (XIII век) пишет следующее:

«Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

Превращая простые металлы в благородные, алхимик бросает вызов самой природе.

Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».

Курфюрст Саксонский Август Сильный (1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает.

Алхимиков в Европе было много, но адептами – тех, кому открылся секрет философского камня – становились единицы.

На языке символов

Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика - это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны.
Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

«Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания.
Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Философский камень

Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия».
Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.

Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.

Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев, якобы встречавших Фламеля через многие годы после его официальной смерти. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф – Фламеля в ней не оказалось.
Впрочем, философский камень не следует рассматривать исключительно как материальную субстанцию. Для многих адептов поиск «Великого Магистерия» был сродни обретению истины, которая могла бы решить наивысшую задачу герметизма – избавление человечества от первородного греха.

Алхимия - это наука?

Церковь считала алхимию источником суеверия и мракобесия. Для поэта Данте Алигьери алхимия - «наука вполне жульническая и ни на что более не годная». Даже Авицена негативно смотрел на герметические таинства, утверждая, что «алхимики могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет – тогда он становится похожим на серебро, или, окрашивая его в желтый цвет – и тогда он становится похожим на золото».

Еще в IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что из меди при соединении с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Часто алхимический опыт считался успешным, когда простой металл всего лишь приобрел окраску благородного.
Впрочем, существуют косвенные свидетельства того, что в своих лабораториях алхимикам удавалось произвести на свет золото, по своим качествам ничем не уступающее природному металлу.

В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись «Золотой потомок свинцового родителя», на другой – «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа».
Конечно, свидетельство знатного лица никак не может гарантировать того, что при выплавке медали не было использовано настоящее золото. Однако есть и другие аргументы.

В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.

Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) появилось 8,5 тонн золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет.
Принесшее из глубины веков свои тайны, алхимическое искусство по-прежнему их ревностно хранит, вероятно, навсегда лишив потомков возможности проникнуть в секреты Великого Делания.

Понятия «алхимия», «философский камень» всегда привлекали людей, как нечто загадочное и запретное. Окруженные тайной, овеянные преданиями и домыслами, они до сих пор будоражат пытливые умы. Так что такое алхимия, и чем занимаются алхимики?

Значение понятия

Точное происхождение понятия «алхимия» (лат. аlchymia от араб. al-kimia) не известно. Принято считать, что в арабский язык оно пришло из греческого. Там существовали схожие слова, означавшие «эссенция», «сплав», «литье», «смешивание». В Грецию понятие попало из Египта, где «keme» означало «черный», «черная земля» и имело отношение к знаниям, связанным с землей и металлами.

То есть, основным объектом изучения алхимии с древних времен были металлы и их преобразование.

История возникновения и развития

История алхимии начинается в глубокой древности. В науку эта область знаний превратилась в период поздней античности. Большой вклад внесли александрийские ученые (Египет III-IV вв.), разработав систему металлопланетной символики. Каждому металлу соответствовало небесное тело (золото – Солнце, серебро – Луна, ртуть – Меркурий и т. д.).

Последователями античных ученых стали арабские алхимики, принесшие эти знания в Европу после завоевания Пиренеев в VIII в.

Что изучала алхимия

Наибольшее распространение алхимия получила в Европе в средние века. Многие считают, что алхимия – прообраз современной химии. Однако она включала в себя и философские знания о природе и человеческой душе.

Основной целью ученых был поиск путей для совершения качественных изменений внутри объектов, их перехода на иной уровень. Это относилось и к одушевленным, и к неодушевленным предметам. Помочь в таких преобразованиях должен был философский камень, или жизненный эликсир. Ученые упорно искали это вещество как средство превращать металлы в золото и серебро, исцелять болезни и омолаживать организм.

Роль алхимии

Открытия алхимиков оказали огромное влияние на развитие естественных наук. Это получение сплавов, солей, кислот и щелочей, красок. Были разработаны многие методы лабораторных работ. Велик и вклад алхимиков в развитие фармакологии, медицины (Авиценна, Парацельс). То есть, алхимия оказалась очень полезной наукой.

оккультная наука, уходящая своими корнями в X–XI вв. По одной из этимологических дешифровок «алхимия» происходит от Chymeia - наливание, настаивание, - указывая на древнюю практику восточных врачевателей-фармацевтов. По другому мнению, корень Khem или Khame подразумевает чернозем и Черную страну, т. е. Древний Египет («Та Кемет»). Изучение земных недр: в латинском языке humus - земля - третья версия этимологии слова. Древнегреческий словарный арсенал вызывает следующие фонетические ассоциации: хюмос - сок, хюма - литье, поток, река, химевсис - смешение. Древнекитайское ким - золото - указывает на дальневосточное происхождение, а приставка «ал» - на арабское. Александрийский философ Зосима считал, что «алхимия» происходит от библейского Хама. Практической стороной алхимии является разработка рецептов по изготовлению из неблагородных металлов благородных, главным образом золота из свинца. Философский смысл заключается в создании «химической модели космического процесса». Этический аспект алхимии подразумевает сложный путь духовного совершенствования человека. Исторически алхимия представляла собой стиль жизни, способ коммуникации, так называемую «элитарную субкультуру». Алхимический язык характеризуется крайним символизмом. Рецепт получения философского камня, изложенный английским алхимиком Джоржем Рипли в «Книге двенадцати врат», гласил: «Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно раздели, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови». В качестве алхимических трактатов дешифруются многие всемирно известные произведения литературы - ряд сказок, библейская Песнь песней, шекспировский «Гамлет», творчество А. С. Пушкина, Э. По, А. Дюма-отца и др. Наибольшую известность среди алхимических трактатов получила «Химическая свадьба Христиана Розенкрейцера». По определению философа Р. Бэкона, «алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы… Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения». Английский мыслитель не ограничивал функции алхимии златоделанием, полагая ее наукой о природе вообще, квинтэссенцией которой являются знания о трансмутации. Альберт Великий сближал алхимию с искусством врачевания: «Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя ее произведено от греческого archymo. С помощью алхимии включенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются…» Алхимию определяли как эзотерическую часть естественной философии, цель которой - доводить несовершенный первоматериал до совершенства. Андрей Либавий, напротив, видел задачу алхимии в извлечении чистой субстанции, характеризуя ее как «искусство извлекать совершенные магистерии и чистые эссенции из смешанных тел». Уже в Средние века многие ученые критиковали алхимические эксперименты как бесперспективные. Одним из них был Авиценна: «Алхимики утверждают, что они будто бы могут осуществить подлинные превращения веществ… Я считаю это невозможным, ибо нет путей для превращения одного металла в другой». «Темными» классифицировал алхимические трактаты Георгий Агриколла. Данте помещал двух алхимиков в десятом рву восьмого круга «Ада». Согласно ему, алхимия не более чем мошенничество. У С. Бранта алхимики - почтенные жители страны Глупландии. Среди современных исследователей варьируются точки зрения об алхимии как заблуждении, предхимии и сверххимии. В основе алхимии лежало учение о первичной материи (ее символизировала ртуть) как средоточении всех свойств («космическая симпатия»). Теория общей природы веществ служила обоснованием веры в трансмутацию - превращение металлов. Алхимия оперирует в рамках символизма пяти первоэлементов (земли, огня, воды, воздуха, эфира) в сочетании с тремя качественными принципами (сера - мужское, постоянное начало; Меркурий - женское, летучее начало; соль - посредник - медиум). Высшей стадией алхимического пути является получение философского камня - символа духовной субстанции. Социально-политическая проекция теории трансмутации неблагородного металла (свинца) в благородный (золото) способствовала развитию демократической идеологии в Европе. Алхимический процесс включал 12 операций, каждая из которых имела свое символическое выражение: 1) кальцинация - обжиг (Овен); 2) коагуляция - затвердение жидких веществ (Телец); 3) фиксация - превращение летучих веществ в нелетучие (Близнецы); 4) растворение - прием разделения веществ (Рак); 5) варка - воздействие медленного огня (Лев); 6) дистилляция - очистка жидкой материи от загрязняющих примесей, обычно в ванночке Марии Иудейской (Дева); 7) сублимация - возгонка сухого вещества в закрытом сосуде при воздействии острого пламени (Весы); 8) секарация - отделение взвесей от жидкостей, фильтрация, сцеживание (Скорпион); 9) размягчение - обращение твердого вещества в воскообразное (Стрелец); 10) ферментация - медленное разложение священным воздухом, в чем заключается сакральный смысл, одухотворение всего процесса (Козерог); 11) умножение - увеличение навески философского камня (Водолей); 12) бросание - соприкосновение философского камня с трансмутируемыми металлами (Рыбы). В алхимической традиции выделялись два пути: 1) влажный, или женский - построенный на привлечении кислот, долгий, требующий больших затрат; 2) сухой, или мужской - основанный на привлечении огня, который менее дорогостоящ, но более опасен. Алхимия являлась частью эзотерических доктрин Египта, Китая, Тибета, Индии, Палестины, Аравии, Греции и др. К видным алхимикам в Европе относили Аполлония Тианского, Раймонда Луллия, Роджера Бэкона, Арюмда из Виллановы, Жана де Мена, Николая Фламеля, Джоржа Рипли, Базиля Валентина, Бернарда Тревизана, Парацельса, Джона Ди, Сен-Жермена и др. Источ.: Рабинович В. Л. Образ в зеркале алхимии. М., 1981; Он же. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Морозов Н. А. В поисках философского камня. СПб., 1909; Жеребцов А. Тайны алхимиков и секретных обществ. М., 1999; Великое делание: теория и символы алхимии. Киев, 1995; Теория и символы алхимиков. М., 1995; Лу Куань Юй. Даосская йога: алхимия и бессмертие. СПб., 1993; Алхимии золотые сны. М., 1995.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Если обратиться к этимологии данного слова, то оно пришло из арабского ’al-khīmiyā’, которое туда попало из давнегреческого χυμεία — «флюид», или χυμενσιζ — «литьё». Или, может, оно от древнего названия Египта - Хем. Изначальное значение слова "алхимия" - скорее всего, «египетское искусство».

Упоминания об алхимии встречается в древних рукописях Китая и Индии. Уже из данного ясно, что алхимия - это знание, пришедшее из давнего прошлого, из периода осевого времени цивилизации, времени зарождения основных религий и философских знаний человечества.

Возрожденное утраченное

Расцвет алхимии связан с эпохой крестовых походов Средневековья, когда таинственно-метафизические знания, почти утраченные и дошедшие в виде рецептов или практических рекомендаций, подверглись экспериментальной проверке.

История Средневековья наполнена сведениями об ученых, изучавших, как сделать в алхимии золото, и получивших милости королей. И о тех, которые не добились успеха, а некоторые исчезли вместе с лабораториями.

Тогда знания начали возрождаться и оформляться как наука алхимия. История подарила нам имена великих алхимиков Парацельса, Александра Калиостро, Марии-еврейки, Николаса Фламеля, Жоржа Риплея и других. Тогда же появились и цели учения, объяснявшего, что такое алхимия.

Исторические истоки

Практические знания алхимии появляются в мифические времена Небесных императоров Китая, первочеловека Паньгу и Владык, принесших на землю Огонь. Философ Древнего Китая Лао Дзы и Братство Кузнецов дают представление об умении уже тогда добиваться изменений и трансмутации металлов.

В Древней Индии алхимия - это наука о человеке, его внутреннем изменении и мистическом состоянии. Не металлам, как в Китае, а способам и методам развития человека посвящены древнеиндийские алхимические трактаты.

Египетская алхимия имела широкие познания о металлах и камнях, которые и сегодня поражают. Знания египтян воплотились в тайне постройки пирамид и особенностях мумификации. С изысканиями философского камня бессмертия связан миф об Озирисе - боге возрождения и смерти. Согласно мифу, тело человека, умирая, продолжает жить, переходя в другое состояние, бессмертная душа вечно живет в одном теле (вот и причина развития науки мумификации). Считается, что алхимию открыл полубог Гермес Трисмегист, именно поэтому эти знания называют еще герметическими.

Многовековые знания Египта перенимают арабы. У них алхимия - это наука без таинственности. Идеи Аристотеля о взаимопревращении металлов алхимик Аюб Аль Рухави воплотил в трактат о свойствах металлов, на удивление точных. Алхимик Гебер (Джабир ибн Хайан) вводит ртутно-серную теорию происхождения металлов, ставшую основой на многие столетия науки алхимия. На бумаге впервые расшифрованы знания и запечатлены объяснения свойств металлов и возможность их изменений.

Европейская алхимия

Крестовые походы европейцев принесли с собой и арабские знания об алхимии. Наука или магия, но она приобрела множество восторженных приверженцев и благодаря зашифрованным рукописям обросла кучей мошенников и шарлатанов. Долгие годы и правления разных королей попадали под влияние мистического очарования алхимии.

С легкой руки одного из самых преданных поклонников этой науки императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) Прага и сегодня - столица алхимии. По его велению астрологи, алхимики и астрономы поселились на Золотой улочке Праги.

Прародитель Парацельс

С работами этого алхимика, жившего в период 1493-1541 годов, связывают основы знаний, что такое наука алхимия. Им были разработаны задачи европейской науки, сводившиеся к следующим:

  • поиск и изготовление эликсира (философского камня);
  • рождение гомункулуса;
  • поиск алкагеста - растворителя любых веществ;
  • восстановление из пепла живых существ (палигенез);
  • изобретение магической субстанции - мирового духа;
  • поиск способов квинтэссенции;
  • поиск aurum potabile - совершенного лекарства.

Философия алхимии

Философские принципы алхимиков сложны, запутанны и символичны. Вкратце они следующие:

  • Макрокосмос или Вселенная - это продукт Единого Абсолюта или Божественного Сущего. «Все является Одним, а Один является всем».
  • Все существует в единстве противоположностей, дуальности. Все явления, понятия, свойства рассматриваются с противоположных сторон (мужчина/женщина, дух/тело, вода/огонь).
  • Все состоит из алхимических субстанций: Душа, Дух, Тело (Три Королевства).
  • Разделение, очищение и синтез - три этапа алхимического практики и духовной части алхимии.
  • Все живое состоит из главных элементов: Огня, Воды, Воздуха, Земли.
  • К этим элементам прилагается пятый - Философский Меркурий, квинтэссенция четырех элементов.
  • Эволюция, развитие всего идет к предначертанному состоянию абсолютного совершенства.

Таким образом, практическая алхимия действительно искала способ превращения всего в совершенство - в золото. Духовные практики алхимии искали путь, как получить из «нечистых» элементов (обычных людей) духовное золото - мудрость. И с учетом философии, алхимия - это наука о трансмутациях и превращениях.

Направления движения мысли

Первое, что приходит на ум, при рассуждении о том, что такое алхимия, это изыскания способа изготовить золото из неблагородных металлов. Именно это занимало умы средневековых ученых. Золото приобретало все большую власть, и условия требовали поиска способов быстрого обогащения.

Другое направление, которое приобрела алхимия, - это поиск и обретение бессмертия. Множество легенд дошло до наших дней об алхимиках, которые нашли способ жить вечно в физическом теле, а рецепты продления молодости и жизни продолжают находить своих последователей и сегодня.

Третья цель, о которой редко встретишь информацию в философских трактатах, это достижение гармонии и счастья.

Современная метафизическая литература переполнена информацией, в разной мере популяризирующей и иногда подменяющей понятия такой науки, как алхимия. Наука или магия, магические ритуалы и рецепты излечения от всех болезней, достижение физического бессмертия и мгновенного обогащения - что из всего правда, а где вымысел?

Главные принципы алхимии

В основе знаний лежит три принципа или закона алхимии.

Первый принцип: материя, как основа всего, едина. Она принимает множество форм и может видоизменяться и перетекать из одной в другую. Но все сущее есть Великая Первоматерия, единая и неделимая.

Из этого закона следует следующий, гласящий что все, что есть в макромире, есть и в микромире. Что есть в великом, есть и в малом. И понять процессы, происходящие в большом, можно, изучив их в малом.

Третий - материя состоит из трех составных элементов (это субстанции, а не химические элементы):

  • Сера. Мужское начало. Бессмертный дух, который без остатка исчезает при обжиге материи.
  • Ртуть. Женское начало. Душа, что связывает тело и дух. Самая главная их трех субстанций.
  • Соль. Материальное тело, та часть, что остается после обжига.

Эти элементы составляют суть природных тел и выступают неразделимой триадой. От их соотношений зависят степени совершенства. Более совершенны те, где больше Серы. Где много Соли, там много тяжелого, в применении к человеку земного, телесного.

Церковь и алхимия

Позиция церкви в отношении этой «темной науки» понятна. И хотя достоверно известно, что папа Иоанн XXII был увлечен алхимией, именно он издал в 1317 году буллу «Против алхимиков». Тайной, как сделать в алхимии золото, интересовались такие церковники, как Фома Аквинский, папа Бенедикт II, Альберт Великий и многие другие. Католическая церковь наложила проклятие на занятия этой наукой. Ее запретили во Франции, Венеции, Англии. Количество ученых, подвергшихся гонениям и смерти, несчетно.

Церковь и скептицизм, нараставший в ученой среде из-за нашествия мошенников, сделали свое дело. К концу XVI века алхимия как наука вошла в период заката, длившегося три столетия.

Лишь в XVIII веке к ее истокам обратили свой взор и стали адептами науки такие выдающиеся умы, как Исаак Ньютон, Г. Лейбниц, Р. Бойль и другие.

Алхимия как донаучная химия

В ученом сообществе по-разному относятся к статусу и роли работ алхимиков. Действительно, критерии научности не подходят к алхимическим опытам и изысканиям. Они проводились без точных измерений, основывались на домыслах. Таинственность, мистика и колдовство окутывали деятельность алхимика, что вполне соответствовало средневековой культуре общества.

И хотя чаще гипотезы и теории алхимиков не подтверждались экспериментально, невозможно отнять у нее право на первые описания свойств веществ и металлов. А многие их идеи успешно были реализованы в стеклоделии, металлургии и изготовлении лекарственных препаратов.

Алхимия: наука или магия?

И сегодня не утихают споры и обсуждения в данном вопросе. Мистицизм и тайна, окутавшие знаменитых алхимиков древности, легенды и рецепты волшебных снадобий подпитывают интерес современников.

Человеку свойственно верить в чудо и надеяться на магическое решение своих проблем. Тяга людей к мгновенному обогащению также неистребима. Поэтому сторонники алхимии есть и всегда будут. И самоотверженно будут продолжать искать каждый свой философский камень.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: