Мечи крестоносцев. Меч – как символ Средневековья. Как устроен меч

27 ноября 1095 года Папа Урбан II произносит на Клермонском соборе столь зажигательную проповедь, что вся рыцарская Европа объединяется в едином порыве - отвоевать Гроб Господень у проклятых сарацин. Так начался Первый крестовый поход, который, помимо всего прочего, оказал существенное влияние на развитие оружия и техники того времени. А вот чем настоящие крестоносцы предпочитали разить врага.

Романский меч

Этот тип европейского меча был очень распространен в период позднего Средневековья. В Западной Европе им владели исключительно представители рыцарского сословия - ибо дорого и, честно говоря, не слишком-то функционально. «Романские» мечи использовались, скорее, в качестве вспомогательного оружия, однако являлись важнейшим отличительным признаком рыцарского статуса владельца.

Копье

Кавалерийское копье стало главным оружием конницы. В конце XII века рыцари догадались прижимать копье к туловищу, что придавало захвату большую жесткость и обеспечивало невероятную силу удара. Столкновения с западной конницей для сарацинов были сродни грому господню.


Боевой топор

А вот для ближнего боя рыцарь-крестоносец предпочитал использовать старый добрый боевой топор. Норманнский топор пробивал почти все типы лат, одним удачным ударом можно было выбить соперника из седла, а пешего легко вооруженного воина и вовсе развалить на две половинки. Уже после первого крестового похода западные воины несколько изменили лезвия норманнских топоров, заимствовав более функциональную форму у восточных народов.

Моргенштерн

Благодаря простоте конструкции это убийственное по силе оружие было весьма распространено среди простолюдинов, но и рыцари пользовались им с удовольствием. Крестоносцы же предпочитали использовать кавалерийский вариант «утренней звезды», с укороченной рукоятью.

Арбалет

Для защиты от вражеской пехоты рыцари выставляли перед конным строем линию лучников, которые давали несколько залпов и строились так, чтобы пропустить атакующую конницу. Всадники-крестоносцы использовали арбалеты: они превосходили луки в дальности и точности стрельбы, и могли похвастать большей пробивной силой.

Оружие и доспехи крестоносцев

Дата: 19.02.2013

Византийская армия была боеспособной, но все же отставала от армий Европы с точки зрения военных технологий.
Всего за четверть века до Четвертого Крестового похода нельзя было себе даже представить, чтобы разношерстное сборище со всех концов Европы, насчитывавшее, судя по всему, не более 20 ООО человек, разгромило могущественную Византийскую империю. Однако очень многое изменилось в последние десятилетия XII века - Византия ослабела, а ее западные конкуренты усилились. Им все же пришлось столкнуться с сильным сопротивлением, но состояние византийской армии к 1202 году делало завоевание Константинополя вполне реальным.За десятилетия, предшествовавшие Четвертому Крестовому походу, произошли существенные изменения в оружии и защитном вооружении. Самым важным было широкое распространение такого вида вооружения, как арбалет. Хотя арбалеты и не были новинкой, постоянные технические улучшения привели к тому, что они стали способны легко пробивать кольчугу и даже отдельные виды пластинчатых доспехов. Это очень мощное оружие, хотя и с относительно невысоким темпом стрельбы, оказалось наиболее эффективным при ведении осад.

Распространение арбалета привело к изменениям в защитном вооружении европейских армий. Поскольку арбалетные болты имели достаточно инерции, чтобы остаться смертельно опасными даже после того, как они отскакивали от доспехов, европейские оружейники начали усиливать и закрывать броней ранее плохо защищенные участки тела, в том числе лицо. Бойцы, имевшие более низкий социальный статус, усиливали свою защиту с помощью больших щитов и более широких кольчуг-хауберков. Византийцы были удивлены количеством брони, которую носили крестоносцы, причем не только рыцари, но и другие воины, включая и большую часть пехотинцев.Лишь в одной области военной технологии обе стороны бьии примерно равны: в осадном вооружении. Мангонель с фиксированным противовесом, или тре-бушет, широко использовался в большей части Европы, а также и в Византийской империи с середины XII века, а возможно, и намного раньше. Во время осад Константинополя византийские камне-метные машины оказались более эффективными, но, скорее всего, потому, что они устанавливались на башнях.

Пока многие венецианцы неожиданно не приняли крест в 1203 году, большую часть крестоносцев Четвертого Крестового похода составляли французы и фламандцы. Главной движущей силой обеих этих групп были религиозные чувства, однако и элементы нового рыцарского кодекса также играли немаловажную роль. Тем не менее, главной особенностью этого периода стал процесс профессионализации армии, причем в наибольшей степени он затронул Францию. В результате на службе оказалось много высококвалифицированных (но в то же время прославившихся своей жестокостью) наемников, главным образом из Наварры, Фландрии, Геннегау, Брабанта и других частей Священной Римской империи . Большинство арбалетчиков, судя по всему, являлось профессионалами. Многие виды используемого пехотой оружия были значительно проще в использовании и не требовали серьезной подготовки, причем наиболее эффективно они применялись отрядами наемников, в которых поддерживалась высокая дисциплина.

Военная ситуация во Фландрии была несколько иной. Быстрое экономическое развитие, урбанизация и попытки церкви запретить турниры привели к тому, что у фламандской армии оставалось все меньше возможностей использовать свои навыки внутри страны. Таким образом Крестовые походы давали ей столь важную альтернативу, как и наемникам из Франции, Англии и Германии. Ситуация напоминала ту, что складывалась в соседних Брабанте, Намюре и Льеже, находившихся на землях Священной Римской империи. Брабантцы, например, входили в число наиболее эффективных и уважаемых наемников конца XII века, особенно таких, как пехота во время осадной войны. Другие области населенной в основном немцами Священной Римской империи в военном отношении походили на те территории, которые в настоящее время входят в состав Бельгии и Нидерландов.

Кроме венецианских войск, наиболее крупным итальянским контингентом, принявшим участие в Четвертом Крестовом походе, были, вероятно, войска маркиза Монферратского. Они могли представлять собой лишь одну разновидность смешанных вооруженных сил, существовавших в Италии в те годы. Помимо основных различий (в военном отношении) меяеду Северной, Центральной и Южной Италией, существовали также различия между городскими и сельскими контингентами, жителями равнин и горцами.Значение вклада венецианских армии и флота в Четвертый Крестовый поход невозможно преувеличить.

Венецианское военное искусство XIII века развивалось так же, как и у их генуэзских конкурентов, и основывалось на сухопутных и морских силах. Обе морские республики полагались на свое умение эффективно использовать «технологию дерева и веревки». В частности, эта особенность являлась результатом того, что к военной службе привлекались и более низкие социальные слои венецианского общества.Без венецианского морского флота крестоносцы Четвертого Крестового похода, возможно, не смогли бы завоевать Константинополь. Гребцы на галерах, как и другие моряки, были свободными людьми, а не рабами. Труд на скамьях галерных гребцов не считался унизительным, поскольку гребцы выбирались по жребию, и это был их вклад в защиту родного города.

После катастрофического поражения от турок-сульджуков в сражении при Манцикерте в 1071 году Византия сумела быстро восстановить свою военную мощь при императорах Комнинах (1081-1185) (причем потерпев еще одно тяжелое поражение в сражении Мириокефале в 1176 году и вновь от сельджуков). Однако после смерти императора Мануила в 1180 году империя вступила в период затяжного кризиса. В организационном отношении военная система Комнинов была более гибкой, чем при их предшественниках, но ее главные слабости заключались в системе управления и финансирования, а также в низкой лояльности личного состава. Кроме того, к концу XII века Византийская империя серьезно нуждалась в людских ресурсах. Децентрализация власти означала, что императору приходилось постоянно бороться с региональными правителями за контроль над вооруженными силами. Византийская армия 1203 года была закалена в боях с джуками, валахами, булгарами и кипчаками. Незадолго до этого ей удалось отбить вторжение норманнов из Сицилийского королевства и Южной Италии, и она явно была в состоянии противостоять значительно менее сильной крестоносной армии. По-видимому, самой большой проблемой Византийской империи был упадок морального духа ее населения, в связи с чем в Европе широко распространилось представление о византийских греках, как воинах, которым не достает стойкости.

Тем не менее византийская армия все еще была известна строгой дисциплиной среди офицеров и солдат, щедрым жалованием и эффективной системой распределения вооружения, доспехов и лошадей в начале кампании. Однако качество высшего командования напрямую зависело от личности императора. Хуже всего было то, что император Исаак II Ангел, судя по всему, назначал людей на высшие военные посты, исходя из политических предпочтений, а не на основании компетентности кандидатов.Структурно византийская армия все еще состояла из местных контингентов, набиравшихся в соответствующих \ регионах, а также «национальных» \ формирований иностранных \ наемников и элитных дворцовых или гвардейских полков. Конница делилась на тяжеловооруженных воинов, предназначенных для ведения ближнего боя, вооруженных в традиционном ближневосточном, а не западноевропейском стиле легковооруженных конных лучников. Самым известным элитным дворцовым формированием являлась Варяжская гвардия. Первоначально она формировалась из наемников-викингов, но ко времени Четвертого Крестового похода в основном состояла из англосаксов, а также фризов, германцев и др.

Из-за тяжелой экономической ситуации, в которой находилась Византия в начале XIII века, количество западноевропейских наемников резко сократилось. Большинство выходцев из Западной Европы, сражавшихся в рядах византийских войск и защищавших Константинополь во время Четвертого Крестового похода, было, скорее всего, жителями торговых колоний и членами корабельных экипажей. Самой крупной группой, поддерживавшей действующего императора, были коммерческие конкуренты венецианцев.Ко времени Четвертого Крестового похода главную роль в византийской армии играли тюркские наемники, их число входили многочисленные выходцы из полукочевых тюркских народов Западных степей. Другой контингент тюркских наемников происходил из Анатолии, однако численность таких войск, как полагают исследователи, сильно сократилась после поражения византийцев при Мириокефале в 1176 году.

  • Строение меча

    В эпоху средневековья меч был не просто одним из самых популярных оружий, но помимо всего этого исполнял также и ритуальные функции. Например, при посвящении в рыцари юного воина легко стукали по плечу плоской стороной меча. А сам меч рыцаря обязательно благословлялся священником. Но и как оружие средневековый меч был весьма эффективен, неспроста же в течение веков были разработаны самые различные формы мечей.

    Все-таки если смотреть с военной точки зрения, то меч в битвах играл второстепенную роль, главным оружием средневековья было копье или пика. Зато общественная роль меча была очень велика – на клинки многих мечей наносились священные надписи и религиозная символика, которая призвана была напоминать носителю меча о высокой миссии служения Богу, защите христианской церкви от язычников, неверных, еретиков. Рукоять меча порой даже становилась ковчегом для реликвий и мощей. Да и сама форма средневекового меча неизменно напоминает главный символ христианства – крест.

    Посвящение в рыцари, Акколада.

    Строение меча

    В зависимости от своего строения были разные типы мечей, которые предназначались для разных техник боя. Среди них можно выделить мечи для колющих ударов и мечи для ударов рубящих. При изготовлении мечей особое внимание уделялось следующим параметрам:

    • Профиль клинка – он изменялся из века в век в зависимости от господствующей техники боя в ту или иную эпоху.
    • Форма сечения клинка – она зависит от применения в бою данного вида меча.
    • Дистально сужение – оно влияет на распределение массы по мечу.
    • Центр тяжести – точка равновесия меча.

    Сам же меч, грубо говоря, можно поделить на две части: клинок (тут все понятно) и эфес – сюда входит рукоять меча, гарда (крестовина) и навершие (противовес).

    Вот так подробное строение средневекового меча выглядит наглядно на картинке.

    Вес средневекового меча

    Сколько весил средневековый меч? Часто господствует миф, будто средневековые мечи были невероятно тяжелыми, и нужно было обладать недюжинной силой, чтобы ими фехтовать. В действительности же вес меча средневекового рыцаря был вполне приемлемым, в среднем он составлял от 1,1 до 1,6 кг. Большие, длинные так званые «мечи-бастрарды» весили до 2 кг (в действительности ими пользовалась лишь незначительная часть воинов), и лишь самые тяжелые двуручные мечи которые владели настоящие «Гераклы Средневековья» имели вес до 3 кг.

    Фото средневековых мечей.

    Типология меча

    Еще в 1958 году эксперт по холодному оружию Эварт Оукшот предложил систематику средневековых мечей, которая остается основной и по сей день. Эта систематика основана на двух факторах:

    • Форма клинка: его длина, ширина, острие, общий профиль.
    • Пропорции меча.

    На основе этих моментов Оукшот выделил 13 главных типов средневековых мечей, начиная от мечей викингов, заканчивая мечами позднего средневековья. Также им были описаны 35 разных типов наверший и 12 типов крестовин мечей.

    Что интересно в период между 1275 и 1350 годами произошло значительно изменение формы мечей, связано оно с появлением новых защитных доспехов, против которых мечи старого образца были не эффективны. Таким образом, владея типологией мечей, археологи могут легко датировать тот или иной старинный меч средневекового рыцаря по его форме.

    Теперь рассмотрим некоторые самые популярные мечи эпох средневековья.

    Это пожалуй самый популярный из средневековых мечей, часто воин с одноручным мечом, второй рукой держал щит. Активно применялся еще древними германцами, затем викингами, затем рыцарями, в эпоху позднего средневековья трансформировавшись в рапиры и палаши.

    Длинный меч распространился уже в эпоху позднего средневековья, впоследствии благодаря нему расцвело пышным цветом искусство фехтования.

    Подобный мечем пользовались лишь настоящие богатыри, учитывая тот факт, что вес средневекового двуручного меча доходил до 3 кг. Тем не менее, мощные рубящие удары таким мечем, были вполне сокрушительными и для прочных рыцарских доспехов.

    Рыцарский меч, видео

    И в завершение тематическое видео про рыцарский меч.


  • До XII века пехотинцы использовали круглый щит, который встречался и позже. Популярностью своей круглый щит обязан надежности и простоте в изготовлении. Дальнейшее развитие щита шло в сторону приспособления его для конного боя. В результате щит приобрел вытянутую форму, нижней частью защищая уязвимые ноги всадника. В дальнейшем щит стал укорачиваться и облегчаться, при этом приобрел выпуклую форму, хорошо держащую удар. В таком варианте щит мог с равным успехом использоваться как конными, так и пешими воинами.


    А) Реконструкция большого шлема, обнаруженного в замке Аранаэс, около 1300 г.
    В) Большой шлем, обнаруженный в Аранаэсе, действительное состояние.
    С) Норвежский шлем-котелок (шапель-де-фер), XIII век.
    D) Шлем-котелок, XIV-XV вв.
    Е) Датский шлем-котелок, первая половина XV века.

    Наиболее типичный для Скандинавии меч в тот период представлял собой оружие для одной руки. Меч практически не изменился с XI века, имел прямой клинок, головку эфеса круглой, овальной, дисковой или миндалевидной формы и прямое перекрестье. Правда, клинок со временем стали делать остроконечным, благодаря чему мечом стало можно не только рубить, но и колоть. Но остроконечные мечи полностью не вытеснили мечи с клинками прежней формы, вообще нет свидетельств того, что в Скандинавии практиковали колющие удары.

    Скандинавские шлемы того периода - остроконечные или конические шлемы «норманского» типа. Часть шлемов оснащалась назальной пластиной. Встречались также шлемы с округлой чашкой. Есть вероятность того, что в 1140-е гг. еще встречался старый тип шлема с личиной (типа «Гьермундбю»).

    На протяжении XIII в. шлемы конных воинов следовали за европейской тенденцией, многие шлемы импортировались из Германии. Первой особенностью скандинавских шлемов стало забрало, крепившееся к простым шлемам. Со временем шлем с забралом развился в большой шлем, который встречался как в континентальной Европе, так и в Скандинавии, хотя в носили его только конные воины. Среди скандинавских пехотинцев в XIII в. популярность получил открытый шлем-котелок или «шапель-де-фер», который был дешев в производстве и обеспечивал надежную защиту головы и лица. В XIV в. в Скандинавии появился характерный только для данного региона тип шлема.

    Наиболее распространенным типом доспехов была кольчуга. Традиционная вязка колец, когда одно кольцо соединяется с пятью соседними. При этом пять колец делаются цельными, а шестое - разъемным, концы его соединяются заклепкой. Кольчуги эпохи викингов были короткими, едва закрывали верхнюю часть бедра, а некоторые были еще короче, тогда как рукава доходили только до локтя. С распространением конницы встал вопрос о защите ног. Кольчуги удлинились, достигнув середины бедра, а рукава достигли запястий. Для защиты кистей рук стали использовать кольчужные рукавицы. Позднее появились кольчужные чулки, подвешиваемые к поясному ремню, или закрепляемые шнуровкой вокруг ноги. Появился также кольчужный подшлемник или капюшон, который заменил собой бармицу на шлемах. Поначалу чаще встречались капюшоны, позднее кольчужные подшлемники стали отдельной деталью. Кольчугу притягивали к корпусу и конечностям с помощью кожаных ремней, поскольку сама по себе кольчуга делалась свободной, что часто мешало движениям.

    Последней деталью доспехов был стеганый гамбезон. Гамбезон изобрели еще римляне, хотя на протяжении средневековья этот тип доспехов претерпел заметное развитие. Основное назначение гамбезона - смягчать тупые удары и частично защищать от рубящих и колющих ударов. Стеганая ткань отлично защищает от тупых ударов. Поддетый под кольчугу гамбезон защищает владельца не только от ударов, но и от зимнего холода, а также от раскаленных на солнце доспехов. Иногда гамбезоны сами по себе без металлических доспехов.


    1. Датский рыцарь

    В конце XII века Дания и в меньшем масштабе другие скандинавские королевства стали более активно перенимать западноевропейскую культуру. В том числе в Скандинавии распространение получили европейские образцы оружия и доспехов. В первую очередь новинки получала аристократия. Этот рыцарь изображен в высоком цельнокованом шлеме, популярном в Германии. Кольчужный капюшон длинной кольчуги расшнурован. Боевые перчатки выглядят несколько старомодно - у них отсутствуют пальцы, и вообще они больше походят на удлиненный рукав. Длинные полы кольчуги в соответствии с германскими тенденциями. Под кольчугу поддет толстый стеганый гамбезон, ноги защищены кольчужными шоссами, надетыми поверх шерстяных чулок.

    2. Датский сержант

    Форма шлема с уплощенной чашкой пользовалась большой популярностью. Здесь изображен шлем, составленный из двух половин. Кольчужный подшлемник сброшен за спину, открывая стеганую подкладку. В расстегнутом вороте виден стеганый гамбезон, поддетый под кольчугу. Мешковатые штаны надеты вместо более привычных для Европы чулок. Штаны были обычны для скандинавских простолюдинов. Наконечник копья имеет два крылышка. Такое копье больше подходит для боя в пешем строю.

    3. Пленный эстонский воин

    По-видимому, это крестьянин-ополченец, нежели представитель эстонской аристократии. Его основное оружие - массивный топор, который скорее похож на хозяйственный инструмент, и простой нож в украшенных кожаных ножнах. Наконечник копья характерен для Балтийского региона, тогда как бронзовый штандарт был характерен для пруссов и литовцев, но не для эстонцев.

    Меч — орудие убийства с налетом романтики. В руках бесстрашных воинов безмолвный свидетель страшных сражений и смены эпох. Меч олицетворял смелость, бесстрашие, силу и благородство. Его клинка боялись враги. Мечом храбрые воины посвящались в рыцари и короновались венценосные особы.

    Полуторные мечи или мечи с рукояткой в полторы руки существовали с эпохи Возрождения (13 век) и до позднего средневековья (16 век). В 17-м веке мечи сменяются рапирами. Но мечи не забыты и блеск клинка до сих пор будоражит умы писателей и кинематографистов.

    Типы мечей

    Longsword — длинный меч

    Рукоять у таких мечей на три ладони. При хвате обеими руками за эфес меча, оставалось несколько сантиметров ещё на одну ладонь. Это делало возможным сложные манёвры фехтования и удары с использованием мечей.

    Бастард или «незаконнорожденный» меч (bastard sword) — классический пример среди полуторных мечей. Рукоять у «бастардов» была меньше, чем на две, но больше, чем на одну ладонь (около 15 см). Этот меч — не longsword: ни два, ни полтора — не для одной руки и не для двух, за что и получил такое обидное прозвище. Использовался бастард, как оружие самозащиты, и прекрасно подходил для каждодневного ношения.

    Надо сказать, что сражались этим полуторным мечом не используя щита.

    Появление первых экземпляров полуторных мечей датируется концом 13 века. Полуторные мечи были разных размеров и вариаций, но их объединяло одно имя — мечи войны. Этот клинок был моден, как атрибут к седлу лошади. Полуторные мечи всегда держали при себе в поездках и походах, чтобы в случае чего защитить себя от неожиданной атаки врага.

    Боевым или тяжёлым полуторным мечом в сражениях наносили сильные, не дающих право на жизнь, удары.

    Бастард, имел узкий прямой клинок и был незаменим для колющих ударов. Самым известным представителем среди узких полуторных мечей — клинок английского война и принца, участвовавшего в войне 14 века. После смерти принца, меч помещают над его могилой, где он и находится до 17 века.

    Английский историк Эварт Оукшотт изучал древние боевые мечи Франции и классифицировал их. Им отмечались постепенные изменения характеристик полуторных мечей, в том числе менялась и длина клинка.

    В Англии в начале 14 века появляется «большой боевой» полуторный меч, который носят не в седле, а на поясе.

    Характеристики

    Длина полуторного меча от 110 до 140 см., (весом 1200 г. и до 2500 г.) Из них, примерно метр меча — часть клинка. Клинки полуторным мечам ковали разных форм и размеров, но все они были эффективны при нанесении различных сокрушительных ударов. Существовали основные характеристики клинка, по которым они отличались между собой.

    В средневековье клинки полуторных мечей тонкие и прямые. Ссылаясь на типологию Оукшотта: постепенно клинки вытягиваются и утолщаются в поперечном сечении, но утончаются на конце мечей. Также видоизменяются и рукояти.

    Поперечное сечение клинка разделяется на двояковыпуклые и алмазообразные. В последнем варианте центральная вертикальная линия клинка обеспечивала твёрдость. А особенности ковки мечей добавляют варианты в сечения клинка.

    Высокой популярностью пользовались полуторные мечи, чьи клинки имели долы. Дол — это такая полость, идущая от крестовины вдоль клинка. Заблуждение, что долы делали, как кровосток или для легкого изъятия меча из раны. На самом деле отсутствия металла в середине по центру клинка делало мечи легче и маневренней. Долы бывали широкими — почти во всю ширину клинка, до более многочисленных и тонких. Длина долл также различалась: во всю длину или на треть от общей длины полуторного меча.

    Крестовина была удлинена и имела дужки для защиты руки.

    Важным показателем качественно выкованного полуторного меча был его точный баланс, распределённый в нужном месте. Полуторные мечи на Руси были сбалансированы в точке поверх рукояти. Брак меча обязательно выявлялся во время сражения. Стоило кузнецам ошибиться и сместить центр тяжести полуторного меча наверх, меч, при наличии смертоносного удара, делался неудобным. Меч вибрировал от удара о мечи противника или доспехи. И это оружие не помогало, а мешало солдату. Хорошее оружие было продолжением руки война. Мастера кузнечного дела умело выковывали мечи, правильно распределяя определенные зоны. Эти зоны — узлы лезвия, при правильном расположении гарантировали качественный полуторный меч.

    Щит и полуторный меч

    Определенные системы борьбы и разнообразные стили делали бой с мечом сродни искусству, а не хаотичным и варварским. Различные учителя обучали техникам ведения боя с полуторным мечом. И не было эффективней оружия в руках опытного воина. С этим мечом не нужен был щит.

    А все благодаря доспехам, принимавшим удар на себя. До них одевалась кольчуга, но она была не способна защитить война от удара холодного оружия. Легкие пластинчатые доспехи и латы в массовом количестве стали выковывать мастера кузнечного ремесла. Есть заблуждение, что железные доспехи были очень тяжелые и в них было невозможно двигаться. Отчасти это верно, но только для турнирной экипировки, имевшей вес около 50 кг. Военные доспехи весили меньше в два раза, в них можно было активно двигаться.

    Не один клинок полуторного меча использовался для атаки, но и гарда в качестве крюка, способная сбить с ног и навершие.

    Обладая искусством фехтования солдат получал необходимую базу и мог браться за другие виды оружия: копьё, древко и так далее.

    Несмотря на кажущуюся легкость полуторных мечей, для сражений с ним требовалась сила, выносливость и ловкость. Рыцари, для которых война была буднями, а мечи их верными спутниками, ни дня не проводили без тренировок и оружия. Регулярные занятия не давали им потерять свои воинственные качества и погибнуть во время боя, который шёл без остановок, интенсивно.

    Школы и техники полуторного меча

    Наиболее популярными становятся немецкие и итальянские школы. Было переведено, несмотря на трудности, самое раннее руководство немецкой школы по фехтованию (1389 г)

    В этих руководствах мечи изображались удерживаемыми двумя руками за эфес. Большую часть руководства занимал раздел с одноручным мечом, показывались методы и плюсы одноручного держания меча. Изображалась, как неотъемлемая часть схватки в доспехах, техника половины меча.

    Отсутствие щита породило новые фехтовальные приёмы. Были такие инструкции по фехтованию — «фехтбухи», с руководствами от известных мастеров этого дела. Отличные иллюстрации и учебник, считающийся классическим, оставил нам в наследии не только боец, но и прекрасный художник и математик Альберт Дюрер.

    Но школы фехтования и военная наука не одно и то же. Знания из фехтбухов применимы для рыцарских турниров и для судебных поединков. На войне солдат должен был уметь держать строй, меч и побеждать, стоящих напротив, врагов. Но трактатов на эту тему нет.

    Простые горожане также умели держать оружие и полуторный меч в том числе. В те времена без оружия — никуда, однако меч не каждый мог себе позволить. Железо и бронза, которые шли на хороший клинок были редки и стоили дорого.

    Особой техникой фехтования полуторным мечом было фехтование без какой-либо защиты в виде доспехов и кольчуги. Голова и верхняя часть туловища были ничем не защищены от удара клинка, если не считать обычную одежду.

    Увеличенная защита у солдат способствовала изменению техники фехтования. И мечами старались нанести колющие, а не рубящие удары. Применялась техника «полумеча».

    Особенный приём

    Существовало много разных приёмов. Во время поединка они применялись и, благодаря этим приемам, выжило немало бойцов.

    Но есть приём, вызывающий удивление: прием половины меча. Когда воин одной или даже двумя руками брался за клинок меча, направляя его на противника и стараясь просунуть под доспехи. Другая рука лежала на рукоятке меча, придавая необходимую силу и скорость. Как бойцы не ранили руку об острие меча? Дело в том, что мечи затачивали в конце клинка. Поэтому техника полумеча пользовалась успехом. Правда, в перчатках можно держать и заточенное лезвие меча, но, главное, крепко держать, и ни в коем случае не дать лезвию клинка «гулять» в ладони.

    Позже, в 17-м веке, итальянские мастера фехтовального искусства сосредоточивают все внимание на рапире и отказываются от полуторного меча. А в 1612 году издаётся немецкое руководство с техникой фехтования полуторным мечом. Это было последнее руководство по приемам ведения боя, где использовали такие мечи. Однако, в Италии, несмотря на возросшую популярность рапиры, продолжают фехтовать на спадоне (полуторный меч).

    Бастард на Руси

    Западная Европа оказывала большое влияние на некоторые народы средневековой Руси. Запад влиял на географию, культуру, военную науку и оружие.

    Как факт, в Белоруссии и Западной Украине есть рыцарские замки тех времён. А несколько лет назад, по телевидению, сообщили о находке в Могилёвской области рыцарского оружия образца Западной Европы, датируемых 16 веком. Мало было находок полуторных мечей в Москве и по Северной Руси. Так как там военное дело было направлено на сражения с татарами, а значит вместо тяжелой пехоты и мечей нужно было другое оружие — сабли.

    А вот земли Руси западные и юго-западные — рыцарская территория. Большое разнообразие оружия и полуторных мечей, русского и европейского образца нашли там на раскопках.

    Полуторный или двуручный

    Типы мечей отличаются друг от друга по своей массе; разная длина эфеса, клинка. Если мечом с длинным лезвием и рукоятью, легко манипулировать одной рукой, то значит это представитель полуторных мечей. А если одной руки недостаточно, чтобы удержать полуторный меч, то скорее всего это представитель двуручных мечей. Примерно, на отметке общей длины в 140 см, наступает предел для полуторного меча. Больше этой длины сложно удержать полуторный меч одной рукой.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: