Смысл и значение буддийских чёток. Как правильно перебирать и крутить четки при медитации

Буддийские четки - ожерелье с нанизанными на него зернами, используемые для счета молитв. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен (сакральность этого числа уходит своими истоками в древнеиндийскую магическую практику). Довольно часто встречаются четки с 54 и 27 зернами (1/2 и 1/4 от 108, т.е. укороченный вариант). Четки с 18 зернами в честь 18 архатов - учеников Будды, 21 зерно - в честь 21 формы богини Тары, 32 зерна - для отсчета 32 достоинств или признаков Будды. Четки с 108 зернами имеют разделители, располагающиеся на нити после 18, 21, 27 и 54 зерна, - обычно это бусина более крупного размера, чем остальные.

Четки с красной нитью и кисточкой предназначены для практики тантры.

Четки имеют особые названия и содержат скрытый эзотерический смысл, раскрывающийся только посвященным в Учение. Четки могут быть сделаны из драгоценных камней - лазурита, коралла, опала; дерева - красного, черного, желтого сандала и плодовых косточек;

Четки используются последователями практически всех религиозных систем для отсчитывания количества прочитанных молитв и мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Однако, в буддизме четки играют еще и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды.

Буддийские четки (на санскрите: мала; на тибетском: пренба) изготовляются из дерева, кости, камня или металла. При этом материал часто выбирается в связи с теми или иными его энергетическим или мистическим влиянием на человека или окружение.

Так, например, четки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают четки из красного коралла и темно-синего лазурита.

Четки из сандалового дерева, горного хрусталя в жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.

Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг.

Четки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.

Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют четки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.

Монахи-воины нередко носят железные четки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.

Встречаются также четки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.

Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны ("Алмазной" или Тайной Колесницы) четки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких четок идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие четки - большая редкость, то чаще встречаются просто костяные четки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.

Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются четки и с другим количеством бусин. В любом случае - число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:

а) желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
б) по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
в) к объектам внутренним и объектам внешним (2);
г) три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).

Отсюда - канонические числа буддизма:

6х3 = 18;
- 18x2 = 36;
- 36х3 = 108.

Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта - наиболее распространенная. Четки делятся дополнительной большей бусиной (109-ой), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы. Из цилиндрической бусины выходит "хвост" из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, черный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, таб.: генен), красный цвет - начальные монашеские обеты, послух (санскр.: шраманера-, тиб.: гецул), желтый - полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг). "Хвост" может быть двойной - в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая - Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности - шаматхи и Прозрения - випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины - символизирует их единство-недвойственность.

Четки, используемые адептами Ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие четки играют еще и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.

В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские четки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, часто выполняются в форме черепов, что символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные - 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают еще и три главных омрачения-"яда" сознания: страсть, злобу и неведенье.

Основание четок (в районе "хвоста" или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра - как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало - практики системы Дзогчен; пурбу - посвященные в практики йидама Ваджракилайи и т. д.

Нанизываются ваджраянские четки на шнур, сплетенный из 5-ти разноцветных нитей: белого, синего, желтого, красного и зеленого цветов. Эти нити символизируют пять аспектов Просветления, выраженных фигурами пяти Просветленных-Татхагат: Вайрочаной, Акшобхьей, Ратнасамбхавой, Амитабхой и Амогхасиддхой. Во время плетения шнура читаются слоги-биджи и производится специальная визуализация этих Татхагат. Таким образом шнур как бы заряжается их энергией. Пять нитей могут быть связанны и с практикой-мандалом того или иного йидама - в этом случае, соответственно, меняются мантры и визуализации. Иногда шнур состоит из 9-ти нитей - в этом случае они символизируют йидама Ваджрадхару и восемь главных бодхисаттв.

Кроме центрального "хвоста" ваджраянские четки имеют еще два - после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих "хвостов" продевается через пять мелких бусин или дисков. Два "хвоста" символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины - десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять - к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный "хвост".

После изготовления четки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие четки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти четки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если четки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои четки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

Четки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто четки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.

С ила священных мантр безгранична. Их повторяют множество раз в надежде защититься от всего дурного, восстановить здоровье, постичь глубинный смысл мироздания, погрузившись в самого себя. Это универсальный инструмент, который позволяет раскрыть духовный потенциал и направить собственную энергию в правильное русло. Каждое слово, каждый звук в мантрах несёт глубочайшее сакральное значение, ведь с их помощью человек взывает к Богам. Регулярная джапа может стать благословением для тех, кто находится на перепутье, ищет верную дорогу к собственной личности, стремится познать свой внутренний мир и очиститься от накопленного там хлама. А основным инструментом для правильного и служат чётки – мала. Это является сутью четок .

Четки как основа джапы. Суть четок

История мала насчитывает несколько тысячелетий. Чётки служат обязательным атрибутом многих практиков йоги, ведь это не просто символ какой-то одной духовной традиции. Западные люди обычно представляют их как своеобразные бусы, собранные воедино прочной нитью. Формально именно так и есть – мала представляет собой 108 бусин, нанизанных на нить. Оба конца этой нити скрепляются воедино 109 бусиной, из которой иногда оставляют своеобразный хвост. Однако то лишь внешняя суть чёток – такой аксессуар выступает в роли хранителя энергии, предмета, в котором накоплена истинная через мантры. Нить служит символом внутреннего стержня, а бусины олицетворяют зримую составляющую миров.

Чётки используются при чтении мантр для отсчёта количества повторений. Проводить расчёты в уме в принципе невозможно – это помешает сосредоточить своё сознание на выбранной мантре, а значит, результат такой медитации будет нулевым. При этом обойтись полностью без счёта тоже не получится – количество повторений является важной составляющей духовного просвещения. Так, начальным уровнем практики считается 108 тысяч повторений мантры – только тогда она усваивается на подсознании и постепенно входит в ум. Это число является своеобразной точкой отсчёта, целью, которую стремится достичь практик.

На некоторых чётках присутствуют также специальные счётчики, позволяющие фиксировать десятки и сотни повторений мантры. Это позволяет медитирующему не отвлекаться от погружения в себя и при этом не сбиваться со счёта.

Для чего нужны четки?

С момента рождения сознание человека загружается бесчисленным количеством информации, которая поступает извне. Реалии современной жизни таковы, что большая часть этих знаний лишь засоряет мозг – телевидение, масс-медиа и пресса приносит мало доброго и светлого в нашу жизнь, да и общение не всегда идет на пользу, ведь все люди устроены по-разному. Сознание, перегруженное информацией, нуждается в очищении посредством медитации, и .

Чем глубже практик погружается в медитативное состояние, тем больше ненужной информации, спрятанной в потаённых уголках души, ему открывается. Чтобы разобраться в огромном количестве ненужного хлама, потребуется максимум усердия и терпения, поэтому отсчитывание мантр является непременным спутником медитации. Малы помогают настроиться на нужную волну, не отвлекаться от практики и подходить к молитве более осознанно. Впрочем, отсчитывание мантр – хоть и основное, но далеко не единственное предназначение чёток:

  • Концентрация и внимание. Использование мал во время медитации требует полного отвлечения от внешней суеты и погружение в собственное подсознание, где и происходит осмысление. Поэтому перебирание бусин позволяет концентрироваться на произносимых мантрах, не обращая внимание на происходящее извне.
  • Контроль над телом и сознанием. Во время медитации иногда руки непроизвольно тянутся теребить окружающие предметы, особенно у тех, кто только начинает своё знакомство с буддийскими традициями. Чётки помогают избежать этого, ведь, если руки заняты делом, то и ум не отвлекается на посторонние предметы.
  • Осязание. На кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, тесно связанных с мозгом. Размеренное и монотонное перебирание бусин позволяет снять стресс и успокоиться, расслабиться и восстановить гармонию нервной системы.
  • Накопление энергии. Каждый раз, перебирая чётки, практик делится позитивной энергией с природным материалом, из которого они выполнены. Чётки способны накапливать этот поток и при следующей медитации делиться теплом и зарядом энергии со своим обладателям.
  • Лечебные функции. Поскольку малы являются своеобразным аккумулятором энергии, прикоснувшись к ним, можно получить поддержку в самые смутные часы своей жизни – при телесных или душевных недугах, череде неудач и упадке сил.
  • Отсчитывание ритма. Некоторые мантры требуют особого ритма при произнесении, и чётки помогают его наладить.

Буддийские чётки были и остаются настоящей реликвией для истинных приверженцев Учения. Неспроста принадлежащие великим Учителям малы замуровывали в ступы или фундаменты храмов, размещали на алтаре – в них сокрыта великая сила, неописуемый поток положительной энергии, света и благости. Перебирая бусину за бусиной, практики приближаются к священной цели – найти своё истинное предназначение, очистить душу и разум от ненужного мусора, стать ещё на ступень выше на пути саморазвития и приблизиться к просветлению.

Виды четок

Разновидностей сакрального аксессуара для отсчитывания мантр безчисленное множество. Заглянув в лавку, можно растеряться от обилия цветов и материалов, из которых изготовлены чётки. Однако ошибочно полагать, что внешние различия – единственное, чем отличаются эти типы. При выборе малы имеет значение даже узелок, которым скреплены концы нити. Продетые через нулевую бусину хвосты могут означать статус обладателя чёток – начиная с тех, кто только знакомится с практикой, и заканчивая посвящёнными монахами и наставниками.

Буддийские чётки. «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Буддийские четки - ожерелье с нанизанными на него зернами, используемые для счета молитв. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен (сакральность этого числа уходит своими истоками в древнеиндийскую магическую практику).

Четки с красной нитью и кисточкой предназначены для практики Тантры.

Четки имеют особые названия и содержат скрытый эзотерический смысл, раскрывающийся только посвященным в Учение. Четки могут быть сделаны из драгоценных камней - лазурита, коралла, опала; дерева - красного, черного, желтого сандала и плодовых косточек; из костей человека, слона или верблюда, а также из стекла.

Белые четки посвящались божеству милосердия и сострадания Авалокитешваре, красные - идаму Хаягриве, Падмасамбхаве, желтые - Гуру Цзонхаве.

Навершие (начало четок) состоит из зерен трех размеров (большие, средние, малые), которые символизируют Тело, Речь и Ум Буд­ды. При счете мантры нельзя перешагивать через них, нужно начинать отсчет в обратную сторону.

Хранить четки необходимо в чистом месте. Тантрические четки хранятся вдали от глаз, используются только при практике божества-идама.

Дзогчен Кенпо Чога Ринпоче, последователь дзогченской традиции тибетского буддизма, родился в Восточном Тибете в 1966 году, прошел курс обучения в университете Дзогчен Шри Сингха - одном из наиболее прославленных монастырских учебных заведений Тибета. В настоящее время проживает в Непале, в монастыре Каньинг Шедраб Линг, много путешествует, известен благодаря своей живой и непосредственной манере передачи буддийского учения.

По материалам журнала “Путь к себе”. Беседа с Ламой Кенпо Чога Ринпоче. Вела корреспондент Лидия Богданова.

Четки из хороших рук

Лидия Богданова: Кенпола, как известно, в традиции тибетс­кого буддизма активно используются различные ритуальные при­надлежности. В чем их предназначение?

Лама Кенпо: Я могу задать ответный вопрос: зачем, с вашей точки зрения, человеку нужна одежда? Или уж, если на то пошло, само тело? Человек не может представить себя без физического тела. У нас есть глаза, значит, мы должны видеть, есть уши, значит, мы должны слышать. Нам даны руки, значит, будет то, к чему мы будем прикасаться и чувствовать прикосновение. Так все устроено. Отсюда можно сделать вывод: поскольку нам необходимо учение, нам нужны такие вещи, относящиеся к учению. Это как ручка и бумага. Необходимо и то и другое. Если не будет бумаги, будем писать ручкой по воздуху (смеется). Аналогичную роль в буддийской традиции играют ритуальные принадлежности. Мне сложно ответить на наш вопрос по-другому. Додумайте то, что я сказал, сами. Проще говоря, ритуальные принадлежности связаны с задачами и целями буддизма, его символикой, и используются для выполнения различных духовных практик.

Л.Б.: Нужно ли рассматривать ритуальные принадлежности как святыню? Как с ними следует обращаться?

Лама Кенпо: Какое место в вашей жизни занимает духовная практика? Представьте, что фотография вашего любимого ребенка лежит на полу и ее топчут ногами, что вы при этом будете чувствовать?

Л.Б.: Мне будет очень неприятно.

Лама Кенпо: Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Если для вас что-то имеет большое значение, то и отношение будет соответствующим. К примеру, фотографию своего ребенка вы, наверное, будете хранить в подобающем месте, а газетную вырезку с фотографией незнакомого человека можно и выбросить. По крупному счету не существует никаких особых законов или предписаний, где хранить тот или иной предмет. Такого рода решение может зависеть только от вас. Если у вас есть вера в учение, если вы искренне ему преданы, то обязательно будете стремиться к тому, чтобы изображения лам и божеств, священные тексты и четки хранились в «чистом» месте (например, на алтаре или в том месте, которое вы сами считаете «чистым»), а также к тому, чтобы на них не наступали и не задевали.

Конкретный характер четок зависит от целей и особенностей выполняемой практики . Существует деление четок по цветам. Например, белые четки (сандал, хрусталь) применяются в практиках мирных божеств, а также для очищения, избавления от болезней и для устранения препятствий.
Для накопления заслуг используются желтые четки (например, янтарные) также как и для выполнения практики Дцамбалы (божества, помогающие увеличить благосостояние).
Во время посвящений применяются четки красного цвета (коралл, сандал). Они считаются «тайными», и их значение, как правило, непосвященным полностью не раскрывается.
Зеленые четки (например, из жадеита) предназначены для призыва Защитников дхармы, а также для выполнения практик гневных божеств.
В практиках гневных божеств применяются также черные четки (сандал, коралл) и с шипами (из рудракши).
Что касается непосредственно материалов, то они опять же определяются задачами конкретной практики. Например, хрустальные и золотые четки очень благоприятны для практики подношений, но лишь в том случае, если человек не привязан к вещам. Четки из семян дерева бодхи используются для принятия обетов бодхисаттв, развития в себе бодхичитты, сострадания. Коралловые четки - при выполнении практик увеличения ак­тивности (практики таких божеств, как Курукулла и Ченрезик). Многим нравятся четки, сделанные из кости яка. Я думаю, что это вызвано лишь тем, что люди считают кость ценным материалом.

Л.Б.: А что Вы скажете о количестве косточек на четках? Должно ли их быть какое-то определенное число?

Лама Кенпо: Традиционно косточек должно быть 100, потому что многие мантры (например, мантры устранения препятствий) читаются по сто раз. Но поскольку мы можем ошибаться, захваты­вая по две косточки вместо одной, то добавили еще 8 (смеется). На самом деле число 108 связано с астрологией, традицией, пришедшей на Тибет из Китая. Вообще число 8 имеет большое значение в традиции тибетского буддизма (Восьмеричный путь, восемь бодхисаттв, восемь благих эмблем). Бывают четки и других разме­ров, например, для чтения мантры Авалокитешвары (ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ) хорошо иметь четки из 6 косточек, для выполнения практики богини Сингхамукхи - из 14 косточек. Что касается маленьких четок, используемых при выполнении простираний, то здесь количество косточек может быть любым, лишь бы это было удобно для вас.

Л.Б: Как следует носить четки?

Лама Кенпо: Здесь нет каких-то особых правил. Обычно практики носят их под одеждой. Но если ваши четки богато разукрашены и вы хотите показать их другим, то можете носить поверх платья или на запястье (смеется).

Л.Б.: А зачем четки освящают?

Лама Кенпо: Вам, наверное, известно о существовании хороших и плохих энергий. Все явления и предметы имеют свои вибрации. Определенные волны исходят и от человеческой мысли. Большинство людей знают это на собственном опыте. Бывает, встречаешь незнакомого человека, и возникает приятное ощущение. Это может быть вызвано тем, что вы почувствовали радостный настрой его ума. Или, если мы будем носить одежду дурного человека, то вполне вероятно заболеем. Все это связано с тонкими энергиями. Почему четки благословляются ламами? Если лама достиг высокой ступени развития и находится в состоянии пробужденности, то, прикасаясь к четкам, дуя на них, он передает им свою благую энергию. При этом имеет значение начитывание им благоприятных мантр (я хочу здесь выделить слово «благоприятных», потому что не всем известно, что бывают и дурные мантры, используемые, например, для убийства человека). В то же время, если плохой че­ловек дотронется до четок или вы положите их в неудачное место, то энергия благословения уйдет. Правда, если мастер, проводивший освящение, достиг состояния изначальной мудрости, то его благословение никогда не покинет четки.

Л.Б.: А как следует приобретать четки? Можно ли принимать их в подарок?

Лама Кенпо: Это зависит от вас. Главное, чтобы они пришли к вам из хороших рук.

Лама Кенпо Чога Ринпоче. Четки из хороших рук.

[Интервью с Ламой Кенпо Чога Ринпоче / Вела Л. Богданова] //Путь к себе. - 2006. - № 6. - С.10 -11.

Четки используются последователями практически всех религиозных систем для отсчитывания количества прочитанных молитв и мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Однако, в буддизме четки играют еще и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды.

Буддийские четки (на санскрите: мала; на тибетском: пренва) изготовляются из дерева, кости, камня или металла. При этом материал часто выбирается в связи с теми или иными его энергетическим или мистическим влиянием на человека или окружение.

Так, например, четки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают четки из красного коралла и темно-синего лазурита.

Четки из сандалового дерева, горного хрусталя в жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.

Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг.

Четки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.

Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют четки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.

В прошлом монахи-воины нередко носили металлические (бронзовые, железные или серебряные) четки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.

Встречаются также четки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.

Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны ("Алмазной" или Тайной Колесницы) четки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких четок идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие четки - большая редкость, то чаще встречаются просто костяные четки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.

Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются четки и с другим количеством бусин. В любом случае - число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:

А) желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
б) по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
в) к объектам внутренним и объектам внешним (2);
г) три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).

Отсюда - канонические числа буддизма:
- 6х3 = 18;
- 18x2 = 36;
- 36х3 = 108.

Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта - наиболее распространенная. Четки делятся дополнительной большей бусиной (109-ой), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы. Из цилиндрической бусины выходит "хвост" из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, черный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, таб.: генен ), красный цвет - начальные монашеские обеты, послух (санскр.: шраманера, тиб.: гецул ), желтый - полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг ). "Хвост" может быть двойной - в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая - Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности - шаматхи и Прозрения - випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины - символизирует их единство-недвойственность.

Четки, используемые адептами Ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие четки играют еще и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.

В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские четки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, часто выполняются в форме черепов, что символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные - 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают еще и три главных омрачения-"яда" сознания: страсть, злобу и неведенье.

Основание четок (в районе "хвоста" или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра - как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало - практики системы Дзогчен; пурбу - посвященные в практики йидама Ваджракилайи и т. д.

Нанизываются ваджраянские четки на шнур, сплетенный из 5-ти разноцветных нитей: белого, синего, желтого, красного и зеленого цветов. Эти нити символизируют пять аспектов Просветления, выраженных фигурами пяти Просветленных-Татхагат: Вайрочаной, Акшобхьей, Ратнасамбхавой, Амитабхой и Амогхасиддхой. Во время плетения шнура читаются слоги-биджи и производится специальная визуализация этих Татхагат. Таким образом шнур как бы заряжается их энергией. Пять нитей могут быть связанны и с практикой-мандалом того или иного йидама - в этом случае, соответственно, меняются мантры и визуализации. Иногда шнур состоит из 9-ти нитей - в этом случае они символизируют йидама Ваджрадхару и восемь главных бодхисаттв.

Кроме центрального "хвоста" ваджраянские четки имеют еще два - после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих "хвостов" продевается через пять мелких бусин или дисков. Два "хвоста" символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины - десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять - к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный "хвост".

После изготовления четки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие четки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти четки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если четки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои четки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

Четки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто четки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.

Дополнение с сайта сангхи Чокьи Ньима Ринпоче (http://rangjungyeshe.ru/):

Гуру Ринпоче сказал:
«Лучшим видом малы считается мала изготовленная из драгоценностей (ринчен).
Посредственный тип малы изготовляется из семян дерева или плодов, а низший из дерева, земли, камня или лекарства.»
Мала сделанная из раковин, земли, дерева, семян дерева или плода используется для выполнения мирных садхан.
Мала, сделанная из семян бодхи, завершает все дхармы.
Мала из дерева бодхи осуществляет умиротворяющую активность
Мала из тутового дерева осуществляет подчиняющую активность.
Мала из красного дерева используется для гневных практик.
Малы из бивней слона будут осуществлять любую заботящуюся активность.
Бусины малы сделанные из камня хороши для увеличивающих практик.
Бусины сделанные из лекарства хороши для гневных практик.
Белый цвет малы связан с восточным направлением(?),что в свою очередь обладает успокаивающим действием.
Жёлтый цвет малы на пример сделанный из семян prunus, золота, семян абрикоса – повышает энергию, используют для приумножения богатства, успехов и сознания.
Держим на среднем пальце на уровне пупка сидя лицом на юг.
Янтарная мала очень хороша для лечения глаз.

Мала может быть красного цвета , на пример из коралла или красного сандала – красный это цвет контроля над другими. Держим на уровне гениталий на безымянном пальце сидя лицом на запад.

Чёрная, металлическая,бирюзовая – используются когда надо применить разрушающую активность (я думаю, что разговор в большей степени идёт о железной мале). Сидим лицом на север, малу держим на мизинце в правой руке кисть лежит на колене.
Есть вариант,что стальная мала увеличивает добродетель.

Костяная мала - очень мощная и требует от практикующего высокого уровня способностей.
Синяя мала связанна с пространством.
Лучше всего использовать малы из драгоценных камней. Они используются при выполнении любых кармических активностей, производимых Вами.

Мала из семян рудракши – распространена среди индуисских садху. Такая мала считается опасной, потому что она обладает огромной силой и практикующий, который ей пользуется должен иметь высокие способности. Для сравнения – пользоваться такой малой всё равно – что объезжать дикого жеребца… Для того что бы по достоинству оценить качества дикой лошади надо быть хорошим наездником.

Голова малы или ступа – состоит из трёх бусин. Символ союза трёх Кай.
Самая маленькая, верхняя-считается источником звука. Она синего цвета - символ неизменного ума абсолютной истины.
Две завершающие (размер по возрастающей к нижней бусине) – представляют собой два типа энергии –мужскую и женскую,т.о. это символ союза мужского и женского принципа. Они очень важны в мале, без них мала не будет работать.
Есть ещё вариант трактовки бусин-ступы - Средняя бусина – красного цвета – так же символ ваджарной речи.
Последняя бусина – белого цвета, она считается сокровенной, т.к.символизирует ваджарное тело.
Нитей в мале должно быть –три, пять или девять. Три нити символизируют – три Каи, пять нитей символизируют – пять Будд, девять нитей – девять колесниц.

Для Практики Белой Тары и Белого Махакалы нужна мала из Жемчуга.
Для практики Зелёной Тары – Жадеит.
Для практики Будды Медицины – Ляпис Лазурит или Бирюза.
Для практики Амитабхи – красная Яшма.
Для практики Шакьямуни – Янтарь.
Практика гуру Ринпоче в форме Падмасамбхавы – косточки животных или бисер в ыорме черепов.
Практика Ваджрасаттвы и Ченрезига – Горный хрусталь.

При начитывании мантр используют правую руку, но в практиках с визуализацией – только левую.
При начитывании мантр важно правильное положение пальцев. Большинство мантр начитывают левой рукой, держа мала между большим и указательным пальцем, перебирая бусины «внутрь ладони». Большой палец собирает бусины внутрь, а другое направление – рассеивает энергию. Дойдя до «головы мала», направление меняют, чтобы не рассеивать энергию.

1). Мирные мантры читают на уровне сердца.
2). Мантры умножения силы, ума и богатства – чётки перебирают на уровне пупка через средний палец. Это мантры Манжушри, Дзамбалы, Амитаюса и др.
3). Гневные мантры подчиняющей активности – через безымянный палец на уровне полового центра. Это мантры – Гаруды, Хаягривы, Гуру Драгпо и др.
4). Устрашающие мантры – через мизинец на уровне левого колена. Это мантры Ваджракилаи, Ваджракумары, Львиноголовой Дакини. Тут же – можно перебирать правой рукой через безымянный палец на уровне правого колена.

Или еще вот так:
Из книги «Объяснения Стадии Заpождения в соответствии с Пpактикой Садханы называемой «Стержень Недуальной Ясности», Гьлтрула Ринпоче:

Далее, в тексте обсуждается подсчет мантр при помощи малы. Дpугая цитата втоpого Будды, Падмасамбхавы, говоpит: "Лучший вид малы, использующийся для увеличения количества повторений, является мала, сделанная из некотоpых видов драгоценностей (Тиб. ринпоче). Посpедственный тип малы делается из семян деpева или плодов, и низший тип малы делается из деpева, земли, камня или лекарства."

Мала, сделанная из морских раковин, земли, деpева или семян деpева или плодов используется для выполнения миpных садхан и миpных действий.
Мала, сделанная из золота – для выполнения обширных действий.
Мала из кpасного коpалла – является лучшей для выполнения сильных садхан.
Стальная или биpюзовая мала – хоpоша для гневной активности.
Мала, сделанная из камня "зи" или дpугих дpагоценных камней, может использоваться пpи выполнении любых каpмических активностей, пpоизводимых вами.
Мала, сделанная из косточек абpикоса , будет выполнять обширную активность.
Мала, сделанная из "лот тон" (крошечных, круглых черных семян плодов) выполняет сильную активность.
Мала, сделанная из бусинок pакши , пpименяется пpи гневных пpактиках.
Мала, сделанная из семян бодхи , исполняет все дхаpмы.
Мала из дpевесины деpева бодхи , исполняет мирные кармы.
Мала из бусинок mulberry исполняет силные кармы.
Малы из дpевесины mahogany используется в гневных практиках.
Малы, сделанные из костей слон а, особенно его бивней, будут выполнять всякую заботящуюся активность.

Бусины сделанные из камня – хоpоши для обшиpных пpактик. Бусины сделанные из лекарства – хоpоши для гневных пpактик. Малы со множествном pазличных типов дpагоценностей хоpоши для любых пpактик. Тем не менее, я советую, чтобы вы не пытались делать малы с большим количеством pазных бусинок на них, потому что, если вы не знаете, какие комбинации являются эффективными, вы можете получить неположительный pезультат.

Далее, текст упоминает pазличные виды пользы, котоpая извлекается из использования pазличных типов мал.
Железная или стальная малы умножают добродетель, котоpая накапливается с каждым повтоpением обычным способом. Медная мала умножает каждое повтоpение в четыpе pаза. Мала pакша умножает каждое повтоение в 20 миллионов, и жемчужная мала умножает в 100 миллионов раз. Серебрянная мала умножает в 100000, а рубиновая мала в 100 миллионов раз. Мала из семян бодхи проявляет безграничные блага для любых форм практики, будь то мирная, обширная, сильная или гневная.
Вы должны все знать о значении малы и о лучшем способе их связывания. Нитей в вашей мале может быть использовано три, пять или девять, и никакое другое число. Тpи нитки символизиpуют тpи кайи, пять нитей символизиpуют пять Будд, и девять нитей символизиpуют девять колесниц.

Главная гуpу-бусина может состоять из трех бусин, символизиpуя тpи ваджpных состояния существа, тpи кайи. Самая маленькая бусина наверху должна быть синей, возможно из лазуpита. Голубой цвет символизиpует неизменный ум абсолютной истины. Сpедняя бусина должна быть кpасной, что символизиpует ваджpную pечь, и сокровенная бусина должна быть белой, что символизиpует ваджpное тело.

Ваша мала должна быть благословлена ламой, и вы должны постоянно благословлять вашу малу сами насыщая ее энергией. Вы должны вложить энеpгию в вашу малу пеpед тем как подсчитывать мантры, для получения pеальной пользы.
Вы должны очистить ваш pот и pуки, и затем вашу малу, пеpед тем ка ее испоьзовать. Вы можете также пропитать ее сандаловым маслом.
Затем заpождайте себя как божество, взяв малу в левую pуку и установив гуру-бусину вертикально в центре. Повтоpяйте мантpу, котоpая тpансфоpмиpует все дхаpмы в осознавание их истинной пpиpоды: "ОМ СВАБАВА ШУДДО САРВА ДХАРМА СВАБАВА ШУДДО ХАМ". Эта мантpа очищает и тpансфоpмиpует нечистое воспpиятие в осознавание пустотности.

Из пустоты, гуру-бусинка пpоявляется как центpальное божество в мандале, и дpугие бусинки пpоявляются как его свита. Эта часть пpактики является медитацией на самаясаттву. Далее, пpизывайте джнянасаттву. Приглашайте существо изначальной мудpости пpийти, привлекаясь они растворяются в самаясаттва, так как это происходит в садхане. Пpигласите существ мудpости пpийти из своих чистых стpан в пpостpанство пеpед вами. Затем они pаствоpяются в вашей мале и остаются там. Таким обpазом, каждая часть вашей малы является полной мандалой. Это включает центpальное божество, свиту, лотосовое сиденье, украшения, атрибуты руки, цвета и пpочее. Ваша благословленная мала таким образом, умножает каждый слог мантры, которую вы затем повторяете в 100000 раз, к тому же это создает хорошую карму. Поэтому очень важно делать именно так.

Ваша мала пpедставляет не только фоpму божества, но и pечь божества также. Напpимеp, если вы повтоpяете Стослоговую мантpу, гуру-бусинка пpедставляет слог "OM", а дpугие бусинки пpедставляют остальные слоги.

Гуpу Падмасамбхава сказал: "Всякий pаз, когда вы повтоpяете миpные мантpы, используйте кончик вашего большого пальца, чтобы вpащать малу. Когда повтоpяете обшиpные мантpы, используйте средний палец. Используйте безымянный и большой палец, когда повтоpяете сильные мантpы, и используйте мезинец, когда повтоpяете гневные мантpы." Используйте только вашу левую pуку для подсчета мантp. Пpавая pука используется очень pедко; напpимеp, в некотоpых гневных пpактиках. Некотоpые книги учат использовать обе pуки, но не используйте только пpавую pуку.
Какой бы вид практики вы ни делали, миpная ли она, гневная, сильная или обшиpная, всегда осознавайте, что большой палец является ваджpным кpючком, который цепляет духовные силы, божеств и дpугие благословения. Также, очень легко передвигать бусины именно большим пальцем.

Текст детально не объясняет, но существуют некоторые обшиpные учения о том, как пеpемещать бусинки малы, когда выполняются опpеделенные пpактики. В некотоpых гневных пpактиках вы деpгаете бусинки обеими pуками, и т.д.
Следующие учения, котоpые объясняют как заботиться о вашей мале когда вы не используете ее, пришли прямо из уст Гуpу Падмасамбхавы. Если ваша мала неоднокpатно благословлена великими ламами, вашим собственным учителем и вами самими в ходе пpактики на божество, она должна сопровождать вас подобно тени. Вы сохpаняете коpенную самаю ваджpной малы никогда не позволяя ей отрываться от вашего тела..

Много разных рекомендаций относится к пpавильному уходу и использованию малы, но только немногие упомянуты здесь. Никогда не позволяйте ей остывать от тепла вашего тела. Никогда не показывайте вашу секpетную ваджpную малу дpугим людям. Никогда не отдавайте вашу малу в pуки дpугих людей. Ни куда ее не отправляйте и не поpучайте заботу о ней дpугим. И никогда не отдавайте вашу малу в pуки тем, кто нарушил свои обеты, или тем чьи духовные взгляды pезко отличаются от ваших собственных.
Деpжите в руках вашу малу, только когда делаете повтоpения мантpы. Не игpайте и не теребите ее попусту. Не гадайте на ней и не используйте как счеты.

Сохpаняйте вашу малу скpытой и имейте к ней почтительное отношение. Не старайтесь, чтобы все обращали на нее внимание. Никогда не ложите ее в низких местах, и конечно не на землю. Не нанизывайте бусины на вашу малу, если в этом нет смысла и не пользуйтесь ею как украшением. Если вы придерживаетесь этих слов в отношении к вашей мале, вы достигните всего, чего желаете

На протяжении нескольких тысячелетий четки являются одним из обязательных атрибутов в буддизме и ряде иных индокитайских религий. Их можно сравнить с христианским крестом. Беря свое начало в Северной Индии, четки попали на Ближний Восток, а после того, как о них стало известно в Европе, они получили дальнейшее распространение по всему миру. Однако только буддизм вкладывает в четки особенный смысл. Для буддиста это не только предмет религиозной атрибутики – настоящие буддийские четки 108 бусин названы так по числу бусинок, соответствующих количеству мантр, которые буддист произносит во время медитации.

Какое предназначение имеют четки 108 бусин для мантр

Четки существуют на протяжении тысячелетий, являются религиозным атрибутом различных практикующих йогов. Их нельзя отнести к какой-то конкретной духовной традиции. Для европейцев и иных людей Запада четки являются своеобразными бусами, нанизанными на прочную нить. В принципе это действительно так. Джапа-мала – это 108 бусин, надетых на нить, оба конца которой соединены еще одной – 109 бусиной. Буддисты считают, что четки хранят энергию, приходящую через практики медитации и пение мантр. Нить символизирует внутренний стержень, бусины – видимую составляющую мира.

С самого рождения в мозг человека поступает извне огромное количество информации. Причем большая ее часть не несет никакой полезности. Средства массовой информации редко выдают хорошие и добрые новости, общение с другими людьми тоже не всегда идет нам на пользу. Засоренному ненужными данными сознанию человека требуется очищение. И с этой задачей как нельзя лучше может справиться медитация с использованием буддийских четок 108 бусин.

Более глубокое погружение в состояние медитативного транса позволяет извлечь из тайников подсознания большее количество ненужной информации. Но эта работа требует максимального терпения и усердия, именно поэтому во время медитации так важно отсчитывать произносимые мантры. При помощи четок 108 бусин практик легче может настроиться на нужную волну, не отвлекаться на посторонние явления, осознаннее подходить к молитве. Однако, помощь в отсчитывании мантр – хоть и основное, но вовсе не единственное предназначение четок:

    Концентрация и внимание. Во время медитации необходимо полностью погрузиться в собственное подсознание, не отвлекаясь на происходящее вовне. А перебирание 108 бусин четок позволяет намного проще сконцентрировать внимание на пении мантр.

    Контроль над телом и сознанием. Человек, только начинающий свой путь в буддийскую религию, медитируя, непроизвольно хочет трогать окружающие его предметы. При помощи четок легко избежать этого соблазна, поскольку пальцы изначально заняты бусинами.

    Осязание. Кончики наших пальцев содержат огромное количество нервных окончаний, которые практически напрямую связаны с мозгом. Размеренно и монотонно перебирая бусины, можно снимать стресс, успокаиваться, расслабляться и восстанавливать баланс нервной системы.

    Накопление энергии. Всякий раз, перебирая 108 бусин буддийских четок во время медитации, практик передает им свою позитивную энергию. Природные материалы, из которых сделаны джапа-малы, накапливают полученную энергию и при последующих медитациях возвращают ее своему обладателю.

    Лечебные функции. Являясь своеобразными аккумуляторами энергии, четки способны делиться ею в тяжелые моменты жизни их владельца – во время телесных или душевных недугов, при упадке сил или полосе неудач.

    Отсчитывание ритма. Для пропевания некоторых мантр необходим особый ритм, отсчитывать который проще при помощи бусин.

Истинные приверженцы буддийского Учения чтут четки как настоящую реликвию. Недаром малы великих Учителей замуровывали в фундаменты храмов или размещали на алтарях – ведь они являются хранителями огромного потока позитивной энергии, света и благости. Перебирание 108 бусин четок приближает практиков к священной цели – нахождению своего предназначения, очищению души и разума от ненужных вещей, восхождению на следующую ступень саморазвития, приближению к просветлению.

Что означают 108 бусин в буддийских четках? В действительности вопрос о количестве бусин в буддийских четках неоднозначен и напрямую зависит от религиозного ответвления, которому следует практик. Традиционные буддийский четки состоят либо из 108 бусин, либо из кратного им числа бусин – 54, 36, 27, 9. Для буддистов 108 является сакральным числом, состоящим из умноженных между собой 12 и 9. Легенда гласит, что это число свидетельствует о многомерности мира, и сам Будда назвал его священным.

Существуют различные объяснения того, что буддийские четки состоят из 108 бусин (в действительности есть еще одна – 109-я бусина, однако она считается бусиной Бога или «нулевой» и скрепляет четки). Основная версия гласит, что число 108 образуется путем перемножения 9 (планет) на 12 (домов). На Западе 12 домам соответствуют 12 знаков зодиака. По другим версиям буддийской религии:

    у Бога есть 108 главных Имен;

    буддисты насчитывают 108 греховных желаний – танха – отягощающих карму;

    108 раз ударяют в колокола на буддийских храмах, так же как и в японском храме Зэн в канун Нового года;

    сборник высказываний Будды состоит из 108 томов;

    108 цилиндров окружают ступу Бодхнатх в Катманду;

    количество наиболее чтимых индийских храмов – 108;

    в хатха-йоге насчитывается 108 ключевых лечебных асан;

    сердечная чакра формируются 108 энергетическими каналами.

9 месяцев продолжается беременность – от зачатия до рождения. Число 12 состоит из 5 и 7, где семерке соответствуют 7 цветов радуги, 7 основных нот, 7 дней недели, 7 звезд в созвездии Большой Медведицы, а пятерка – число основных первоэлементов в ведической школе – огонь, вода, воздух, земля и эфир.

Согласно еще одной версии, человеку свойственны 108 чувств, по 36 из которых отнесены к прошлому, настоящему и будущему. В санскритском алфавите насчитывается 54 буквы в двух интерпретациях – Шива и Шакти (мужской и женской). Толковать значение числа 108 можно бесконечно долго, поскольку природа способна привести огромное множество примеров, олицетворяющих значимость этой цифры и ее составных частей.

В других течениях четки содержат иное количество бусин, здесь все зависит от того, какие числовые значения характерны этим школам.

Четки 108 бусин из дерева и других материалов

Для изготовления буддийских четок подойдут практически любые природные материалы – камень, кость, металл, дерево. Бусинами могут служить крупные семена лотоса или рудракши. Тибетская традиция Ваджраяны считает наиболее значимыми четки, сделанные из лобных костей 108 человеческих черепов. Для изготовления мал годятся только те черепа, которые принадлежали умершим естественной смертью людям, погребенным по тибетской традиции, – отданные на растерзание грифам.

Четки можно делать только из тех природных материалов, которые обладают способностью накапливать энергию. Будучи аккумуляторами жизненной силы, бусины могут быть изготовлены из огромного количества веществ:

    Лучшим материалом, способствующим достижению просветления и очищению сознания, считается кварц (горный хрусталь).

    Для того чтобы переосмыслить жизненный путь и научиться наслаждаться настоящим, следует использовать бусины из натуральной кости.

    Нефритовые четки помогут достичь умиротворения и поселят любовь в душе.

    Для очищения чакр отлично подойдут четки из жемчуга – им отдают предпочтение женщины, так как в этом материале содержится запас женской энергетики.

    Достичь гармонии баланса во всех жизненных сферах помогут четки, изготовленные из агата. В зависимости от его цвета можно добиваться различных целей. Так, для привлечения успеха лучше всего использовать черный агат, для саморазвития – белый, для исцеления от недугов – красный, для долголетия – синий, для достижения спокойствия – зеленый.

    Бусины из красного сандала позволят стать более активным, обрести душевную теплоту, помогут направить энергетические потоки в нужное русло.

    Белый сандал является олицетворением спокойствия и непредвзятости мышления.

    Пробудить «второе дыхание», увеличить заряд бодрости, повысить уровень энергии способны четки, сделанные из плодов рудракши.

    Для борьбы со злыми духами используют можжевеловые бусины.

    Исцелить больного помогут четки, изготовленные из дерева «ним».

    Бусины, сделанные из семян бодхи, напомнят о важном этапе на пути становления Будды.

    Подчинить чужую волю с благими намерениями помогут малы из тутового дерева.

    Слоновья бивни привлекают любовь и заботу.

    Для повышения энергии, приумножения успеха в различных сферах жизни используют четки желтого цвета, например, из золота или абрикосовых косточек. Железными четками в основном пользовались монахи-воины.

    Дубовые малы помогают защититься от негативного воздействия и притянуть в свою жизнь положительные вибрации.

    Для укрепления веры и более глубокого погружения в религию отлично подойдут четки из тулси (священного базилика).

И хотя изготовить четки можно практически из любого материала, подаренного природой, стоит учесть, что не все природные материалы одинаково способны накапливать энергию. Бусины из дерева способны дарить тепло и спокойствие, однако являются не очень хорошими проводниками энергии. Наиболее подходящими для изготовления четок являются камни или минералы. Лучше всего сохраняет положительные энергетические вибрации, помогает исцелиться и достигнуть умиротворения горный хрусталь, поэтому он является оптимальным материалом для изготовления четок.

Как сделать четки 108 бусин: пошаговая инструкция

Самое главное в изготовление четок даже не материал, из которого вы собираетесь их делать, а настроение, с которым приступаете к их созданию.

Итак, для того, чтобы сделать четки потребуются:

  • гуру-бусина;

    шелковая нить;

    кисточка, одна или две;

    бусина разделитель с тремя отверстиями;

После того как вы приготовили необходимые материалы, можно начать создавать ритуальный атрибут.

    Сначала 107 бусин одинакового размера необходимо нанизать на нить. В идеале нить должна быть шелковой, однако если таковой под рукой не оказалось, можно взять любую другую. Критерий один – она должна быть плотной и предварительно обработанной мылом или воском.

    Через отверстия бусины-разделителя продеваются оба конца нити, на которую нанизаны основные бусины.

    Затем концы шнура вставляют в гуру-бусину.

    Конструкция скрепляется обычными узлами. Между 107 бусинами оставляется интервал, чтобы их можно было спокойно перебирать.

    Кисточка также закрепляется при помощи простого узла.

    На концы нити надевают от одной до трех бусин того же размера, что и в четках.

    Бусинки скрепляются узлами, которые можно для прочности смазать клеем.

Таким образом, сам по себе процесс изготовления четок 108 бусин достаточно прост. Как сами бусинки, так и другие материалы для создания четок, можно купить в специализированном магазине, а можно сделать самостоятельно.

Выбирая четки в магазине, прислушивайтесь к своим собственным ощущениям. Понять, что это ваши малы, можно потому, что они буквально притягивают ваш взгляд, а руки тянуться дотронуться и ощутить материал бусинок. Такие четки усилят эффективность медитаций, помогут в усвоении мантр, облегчат погружение в себя и будут способствовать процессу очищения души.

На выбор четок также влияет характер практик. Важно, чтобы материал, примененный для изготовления бусин, должным образом воспринимал акустические вибрации произносимой молитвы и подходил восхваляемому Божеству. Выбрать подходящие малы новичку поможет его духовный наставник, а опытным практикам не составит большого труда определить «свое» во всем многообразии вариантов.

Как использовать четки 108 бусин

Однако мало просто купить или самому сделать четки. Для того чтобы концентрироваться и погружаться в себя во время медитации, их надо правильно использовать. Простое перебирание бусинок не годится. Практик по большей части начинает перебирать малы с центральной бусины, ведя их на себя по часовой стрелке. Затем четки переворачиваются и снова бусины перебираются на себя, но уже в обратном направлении. Во время медитации нельзя пропускать 109 бусину, в противном случае повторение мантр не повлечет за собой должного результата, поскольку круг сансары должен быть символически разорван.

Также, используя четки в своих практиках, нельзя забывать про следующие запреты:

    нельзя перебирать малы левой (нечистой) рукой;

    нельзя прикасаться четками к левой руке;

    нельзя использовать правую руку, если она осквернена (рука должна быть чистой);

    нельзя трогать четки указательным пальцем;

    нельзя прикасаться четками к полу и другим нечистым местам,

    нельзя, читая мантру, махать мешочком;

Считается, что если во время пения мантр вы перебираете четки большим и средним пальцами, то звук имени божества лучше проникает в ваше сердце и душу.

    для того чтобы отомстить, нужно использовать большой и указательный пальцы (гуна невежества);

    используя большой и безымянный пальцы, можно избавиться от неприятностей;

    для исполнения желаний пользуются большим пальцем и мизинцем;

Средний палец связан с сердцем, поэтому мантры следует повторять с его использованием.

Наставник или опытный практик может с одного взгляда определить эмоции человека, перебирающего четки. Оттягивание мал на себя во время медитации свидетельствует о недостаточном очищении внутреннего мира от демонических начал, в то время как перебирание четок «от себя» заявляет о силе альтруизма и света. Поэтому, приступая к медитативным практикам, важно изначально учиться перебирать четки правильно, отделяя бусины друг от друга.

Так как четки являются накопителями энергии, нельзя передавать их другим людям. Исключение составляют более развитые в энергетическом плане опытные практики, которые способны сберечь и преумножить энергию мал.

Купить четки из проверенных натуральных материалов можно в нашем интернет-магазин «Ведьмино счастье», который по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России.

В нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье» вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Кроме того, в нашем магазине представлены различные эзотерические товары. Вы можете приобрести все необходимое для проведения магических ритуалов: гадания на картах Таро, рунических практик, шаманизма, викки, друидкрафта, северной традиции, церемониальной магии, а также многое другое.

У вас есть возможность приобрести любую заинтересовавшую вас продукцию, заказав ее на сайте, работающем круглосуточно. Любой ваш заказ будет выполнен в кратчайшие сроки. Жители и гости столицы могут посетить не только наш сайт, но и магазин, находящийся по адресу: ул. Маросейка, 4. Также наши магазины есть в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Таганроге, Самаре, Оренбурге, Волгограде и Шымкенте (Казахстанн).

Посетите уголок истинной магии!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: