«Я и мое имя». Конспект игрового занятия в средней группе. Я и моё имя

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Моё имя»

Задачи:

1.Дать представление о том, что всё окружающее имеет имя.

2.Вызвать интерес к своему имени, к людям и их именам.

3.Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «Я».

Материалы: листы бумаги с заданием (на каждого ребёнка), карандаши, цветная бумага, клей, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Ход занятия

1. Приветствие:

Здравствуйте дети. Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключено тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам... Меня зовут Татьяна Тимофеевна (психолог передаёт мягкое сердечко самому близкому ребёнку, который называет своё имя и передаёт сердечко другому). Психолог громко, чётко и эмоционально повторяет имя каждого ребёнка.

2. Мимическая гимнастика

Для начала разогреем и расслабим все мышцы лица. Сядем поудобнее: ноги твёрдо стоят на полу, спинка прямая. Начинаем гимнастику. Вдох – выдох, вдох – выдох, ещё раз вдох – выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «У». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «Ы» Замечательно! Вдох – выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады увидеть друг друга.

3. Работа по теме

1. Беседа

1. Дети сидят в кругу. Психолог подзывает к себе кого – нибудь из детей:

Настя, подойди ко мне.

Почему ты подошла ко мне? Как ты узнала, что я зову именно тебя?

У остальных ребят тоже есть имя?

2. Предлагается детям передавать сердечко и называть своё имя.

3. Посмотрите вокруг, принесите мне книгу.

Как вы узнали, что мне нужна книга?

4. Так психолог просит каждого ребёнка что – нибудь принести. И задаёт тот же вопрос:

Как ты узнал, что мне нужно?

В то же время удивляясь:

Этот предмет имеет имя? И этот предмет имеет имя?

2. Тебе нравится твоё имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по – другому? Как?

При затруднениях в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте, имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Ваня- Иван, Настя – Анастасия.

3.Назови своё имя и фамилию . Обведи буквы по пунктирным линиям и увидишь, как пишется твоё имя и фамилия.

___________________________ ________________________________

4. Назови букву, с которой начинается твоё имя . Впиши эту букву в квадратик. А букву, на которую начинается твоя фамилия, впиши в кружочек.

4. Физминутка:

Игра « Зайцы и волк».

Выбирается водящий – «волк». Он садится на стул в отдалении от остальных ребят, поворачивается спиной к «зайцам». Дети «зайцы» становятся за линию, обозначенную верёвкой, оттуда идут к «волку», произнося слова:

Волк – волчище,

Серый хвостище,

Зубастая пасть.

Тебе нас не поймать!

«Зайцы» подходят к «волку», все вместе дотрагиваются до его спины и бегут за линию. «Волк» вскакивает со стула и гонится за «зайцами», стараясь поймать кого – нибудь из них. Пойманный ребёнок становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

5. Задание на мелкую моторику:

Выполнение аппликации «Ромашка». В центр цветка вписать своё имя, на лепестках – ласкательные производные от имени или семейные прозвища. Внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребёнку, когда сердится. Божью коровку приклеить на лепесток с обращением, которое ребёнку нравится больше всего.

6. Упражнение на релаксацию

Дети садятся или ложатся в удобной для них позе. Психолог говорит: «Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза, послушайте, что происходит вокруг вас. Произнесите своё имя. А теперь назовите себя ласково. А теперь так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».

7. Ритуал прощания

Встали все мы в круг, каждый в круге друг!

Руку другу протяну, ссоры с другом не начну!

Я твой друг и ты мой друг!

Все мы встали в дружный круг!

Я дружок и ты дружок!

А теперь, пожалуйста, на прощание каждый что – то доброе и хорошее своему соседу!


  • Ознакомление с окружающим

  • Развитие речи

Я и мое имя

Цель : Дать представление о важности права на имя. Знакомить детей с правом на имя. Формировать индивидуальность. Пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах). Развивать творческую активность, слуховое внимание. Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим

Ход занятия

(Воспитатель вместе с детьми образуют круг.)

Воспитатель : Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)

Воспитатель : Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? (Дети: Имя.)

Воспитатель : Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как в древности давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Надежда, Любовь.

Воспитатель. А вы знаете, что означают ваши имена? Я вам сейчас расскажу, а вы запоминайте:


  • Александра – «защитница»

  • Николай – «победитель народов»

  • Дарья – «победительница»

  • Елизавета – «клятва божья»

  • Дмитрий – «относящийся к Деметре»

  • Татьяна – «устроительница»

  • Мария – «любимая, желанная»

  • Ольга – «святая»

  • Иван – «дар Бога»

  • Ксения – «гостья»

  • Валентин – «здоровый»

  • Таисия – «мудрая»

  • Артём – «здоровый»

  • Ярослав – «сильный»
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами еще раз познакомились, услышали ваши имена и узнали какой значение вкладывали наши предки в имена.

Пять лет назад у ваших родителей родились детки – мальчики и девочки. Кто это? Вы! Мамы и папы дали вам имена. А вам нравятся ваши имена? Вы хотели, чтобы вас звали другим именем? Каким?

(Один ребенок стоит спиной к остальным. По очереди дети называют его по имени используя уменьшительно-ласкательную форму. Ребенок должен угадать, кто его позвал.)

Воспитатель. У каждого из нас есть свое имя. Кого-то зовут Александр, кого-то Мария, кого-то Екатерина. Все эти имена очень красивые. И даются они человеку не просто так. Ведь эти имена – не только имена твоих друзей или папы с мамой. Так когда-то, очень давно, звали святых. Святые - это особенные люди. Они жили праведной жизнью. Всех-всех любили и прощали – даже тех, кто их обижал. Но сами никого и никогда не обижали. Всегда помогали бедным. Молились Господу о себе и о людях, которые жили рядом с ними, чтобы все у всех было хорошо. Особенно молятся святые о тех людях, которые носят их имя. Например, святой Николай особенно молится о мальчиках по имени Коля. А святая великомученица Татьяна – о девочках Танях. (показ иллюстрации из журнала «Шишкин лес» № 11, 2006, стр. 5).

У каждого из нас есть свой святой – свой небесный покровитель, молитвенник перед Господом. Дети, а как вы думаете, есть ли праздники имен? Правильно, их называют именинами, или Днями Ангела мальчиков и девочек. В эти дни вспоминают святых.

Например, 13 декабря – день памяти святого апостола Андрея Первозванного – это День Ангела всех Андрюшек, а 6 февраля – день памяти святой блаженной Ксении Петербургской – это День Ангела всех-всех Оксан.

Ребята, а вы знаете, когда у вас День Ангела – твоего небесного покровителя? Если нет, спросите об этом у своих пап или мам.

Физминутка

Воспитатель. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они? (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно. Если ребенка позвали «Коля», а другого «Таня». Что можно сказать про этих детей? (Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.)

Воспитатель : Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Воспитатель : Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени? (Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.)

Воспитатель : Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

Воспитатель : Ребята, как вы знаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей– это право на имя?

Воспитатель : Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и.о.ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

Воспитатель : Сегодня на занятии мы узнали о новом праве детей. Что это за право?

Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя.

Воспитатель : Что вам понравилось сегодня на занятии? А что было трудно?

Конспект занятия во 2 классе коррекционной школы.
Тема: Я и мое имя
Цель: воспитание уважение к своему имени, к себе, другим.
Задачи:
Знакомство учащихся со значением имени.
Проведение упражнений на развитие мышления, речи, коммуникативных способностей.
Оборудование: листы бумаги А4, цветные карандаши, клубочек, ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Возьмемся за руки, друзья!
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра и скажем: «Здравствуй, солнце!»
Беседа.
Посмотрите вокруг, какие яркие краски дарит нам природа. Такой же разноцветный мир, в котором мы живем. И вот для того, чтобы нам хорошо в нем жилось, нам надо многое знать и понимать. Наше первое занятие посвящено каждому из вас. О чём мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
И у мамы есть, и у папы есть
И у дочки есть, и у внучки есть.
И у лошадки есть, и у собачки есть.
Чтобы его узнать, надо вслух назвать. (Имя)
Мы поговорим о вашем имени и постараемся узнать друг о друге что-то новое, интересное. У русских людей, кроме имени, есть еще и отчество.
С чего начинается мир? Да, с нас же самих и начинается: давайте расскажем ему о себе.
Мое имя обозначает... (воспитатель рассказывает о своем имени).
А вы знаете, что обозначает ваше имя?Дети по очереди рассказывают о своем имени. Если не знают, воспитатель помогает.(необходимо до занятия узнать, что обозначают имена детей).
Ребята, вам нравится, когда вас называют Колька, Машка? А Коленька, Машенька? Почему? Как вас называет мама? Дети отвечают по очереди. Можно предложить детям придумать себе имя: «Как бы вы хотели, чтобы вас называли?» (ласково, полным именем)
Игра –конкурс «Кто знает больше имен»
Сейчас мы разделимся на две команды и проведём конкурс. Называть можно не только свои имена, но и имена своих родных, знакомых, друзей. Победит та команда, которая вспомнит и назовёт больше имён. (Дети выполняют задание.)
Сегодня мы говорили про ваши имена, вы слышали много вариантов вашего имени, эти знания пригодятся вам. Сейчас мы оформим личную визитную карточку. Здесь должны быть красиво написаны имя, фамилия и что-нибудь важное о вас.
Ребята заполняют свои визитки.(шаблоны заготовлены зарание)
Упражнение "Клубочек".
"А теперь узнаем о тех, кто рядом с нами".
У ведущего в руках клубочек, нить обвита вокруг пальца. Он задает одному из участников какой-либо вопрос (Что ты любишь? Чего ты боишься? С кем дружишь? и т.д.) и кидает ему клубок. Тот ловит его, обматывает нитку вокруг своего пальца и отвечает на вопрос. Затем задает вопрос следующему участнику, кидает ему клубок. В конце клубок возвращается ведущему.
Все видят нити, связывающие детей друг с другом, определяют, на что похожа ниточная фигура. Теперь вся группа - единое целое. Это нити дружбы.
А интересно вам узнать о себе от других?
А сейчас я вам предлагаю написать красиво свое имя.
Дети пишут свое имя красной краской на альбомом листе. Если ребенок затрудняется, ведущий пишет его имя на листке, ребенок копирует.
Листы вывешиваются на доску.
Воспитатель обращает внимание детей, что здесь имена детей всего класса.
"Полюбуемся нашими именами. В каждом человеке есть что-то интересное. - Кто узнал что-то новое о себе? О своих друзьях?"
Упражнение на релаксацию. Сидя на полу, дети под классическую музыку представляют себя волшебниками (сказочными персонажами), вспоминая и повторяя все положительные слова, сказанные им окружающими.
" Наше занятие подходит к концу. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу".
У каждого человека есть имя, данное ему при рождении. Так и нужно его называть. А все вместе мы одно целое «Мы».

Тема: «Мое имя».

Цель : познакомить детей со значением имени для человека.

Задачи :

Развивать интерес к словам и их значению;

Воспитывать уважение к себе и окружающим.

Ход урока:

Учитель читает слова, записанные на доске:

Как вы понимаете эти слова?

Для чего человеку имя? Почему имя нужно беречь? Об этом мы и поговорим сегодня.

Имя – одно из первых слов, с которым знакомится ребенок с самого раннего возраста. Человек проносит его через всю жизнь: от рождения до смерти, оно определяет характер человека и даже его судьбу. Имена и фамилии – своего рода живая история. Они доносят до нас множество забытых, незаписанных слов и многие утраченные живой речью формы. Вот почему так важно знать значение и смысл имен.

Как вы думаете, всегда ли были у людей имена?

Как появились первые имена?

Первые имена давались людям по их внешнему виду, заслугам, качествам характера, происшествиям.

Давайте попробуем определить какими могли быть эти имена и есть ли такие имена сейчас. (Работа в группах).

В древней Руси широко встречались такие имена:

Неждан, Ждан, Большой, Первый, Буян, Рябой, Волк, Краснозора, Властимир.

Объясните, что обозначает имя? (Работа в группах).

Все имена, как мы выяснили, имели значение. Вы получили свои имена в первые дни после рождения, всегда ли так было? Подумайте, когда человек получал имя в древности?

Действительно, в древности на Руси имя давали ребенку не сразу. Имя нужно было заслужить, дорасти.

Знакомясь, мы очень редко говорим прямо: «Я такой-то», «Моё имя такое-то». Это необъяснимым образом звучит как-то неловко, и чаще мы представляемся как бы иносказательно: «Меня зовут»... Почему так?

Древние люди считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи (подобно тому, как использовали для этого остриженные волосы, клочки одежды, выкопанные куски Земли со следами на ней и даже сор, выметенный из избы). Поэтому в древности настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные звали его по имени рода или по прозвищу, как правило носившему охранительный характер: Некрас, Неждан, Нежелан. Подобные имена-прозвища должны были «разочаровать» болезни и смерть, заставить их искать «более достойную» поживу в других местах. Так поступали не только славяне. Например, красивое турецкое имя Йылмаз означает «то, что не нужно даже и собаке»...

Язычни,к ни под каким видом не должен был говорить: «Я - такой-то», ведь он не мог быть до конца твёрдо уверен, что его новый знакомый заслуживает полного доверия, что он вообще человек, а не злой дух. На первых порах он отвечал уклончиво: «Меня называют...» А ещё лучше, если даже и это произносил не он сам, а кто-то другой. Всем известно, что по правилам хорошего тона до сих пор считается предпочтительным, чтобы двоих незнакомых людей представлял друг другу кто-нибудь третий. Вот из какой дали времён пришёл этот обычай. С приходом православия имена стали давать при крещении, но и они держались в секрете от посторонних.

А тому, кто любит фантастику, возможно, попадалась книга Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья». Там, в насыщенном магией мире, тоже существует нечто подобное: назвать кому-либо своё имя - значит проявить максимальное доверие, буквально отдать ему в руки свою душу и жизнь. И это не плод богатого воображения автора!

Человек проносит имя через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени.

Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе славу, доброе имя – называют именитыми, знатными. Многих людей уже нет, а их имена живут. Такие великие художники, как Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, остались в истории только по именам.

А каких великих людей знаете вы? (Короткие выступления детей, подготовленные дома).

Определите имена людей по портрету, по произведению, по фамилии. (подборка материала учителем).

Учитывая важность и ценность имени для человека, в разных концах земли в древности, имя нередко было залогом правоты, доказательством честности и порядочности. Имя могло быть оставлено в залог или дано, как награда за особые заслуги, имени могли лишить за серьёзные преступления.

Именами уважаемых людей называют города, улицы, парки, корабли, звезды, …

Ордена: Андрея Первозванного, Георгия Победоносца, Александра Невского.

Во все времена, давая ребенку имя, родители не редко оказываются перед выбором, так как имя определяет судьбу человека и очень хорошо мы видим это на примере сказочного героя (Звучит песенка Капитана Врунгеля).

Кто этот герой? Определило ли имя его судьбу и судьбу его корабля?

А вот взгляд С.Я.Маршака на эту тему:

Если только ты умен,

Не давай ребятам

Столь затейливых имен,

Как протон и атом

Удружить хотела мать

Дочке белокурой.

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее зовет

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девочка сердита.

Для другой искал отец

Имя по хитрее.

И назвал он, наконец

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинен газетой.

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим,

Век придется вековать

Злополучным детям.

Как же нужно относиться к выбору имени?

А как нужно относиться к своему имени и к именам других?

А теперь пришло время представить тот материал, который вы нашли о своем имени и именах своих родных.

Итог классного часа.

Важное ли значение у имени?


Цели занятия:

  • Дать представление о важности права на имя, закрепленное документом “Свидетельство о рождении”.
  • Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи занятия:

  • Знакомить детей с правом на имя.
  • Знакомить с происхождением и значением имени.
  • Познакомить с понятиями “отчество”, “тезка”, “однофамилец”.
  • Формировать индивидуальность.
  • Пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах).
  • Развивать творческую активность, слуховое внимание.
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
  • Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
  • Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Оборудование: мяч, иллюстрации с именными иконами, свидетельство о рождении, диск с записью отрывка из мультфильма “Алиса в Зазеркалье”, Поделки “Мое имя самое красивое”

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми образуют круг. Приветствие по кругу

Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко: “Доброе утро!”.

Давайте все возьмемся за руки и передадим частичку своего тепла и доброго настроения друг другу.

У всех хорошее настроение?

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи между собой (Ответы детей)

Воспитатель: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

Воспитатель: Правильно имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. А давайте поиграем с вами в игру, где каждый назовет свое имя. Проводится игра “Дин-дон” (с мячом).

Дин-дон, дин-дон,
По улице ходил слон.
Ну, а наша детвора
Начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай-
Имена называй.
Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып.
Как зовут котенка? Кис-кис-кис.
Как зовут щеночка? Гав-гав-гав.
Ну а как ребенка?

(Дети передают мяч по кругу и называют свои имена).

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами еще раз познакомились, услышали ваши имена. Что же такое имена? Имена - это слова, но особые. Придуманы они были очень давно. Они имеют свои значения. Если мы обратимся к словарю, то узнаем значение нашего имени. Например, мое имя “Наталья” означает “родная”, а имя “Александр” в переводе с древнего языка означает “сильный, смелый, мужественный”.

Воспитатель. А вы знаете, что означают ваши имена?

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же имя наше значит?
Я вам сейчас расскажу, а вы запоминайте:

Данил – “Бог мой судья”.

Александр - мужественный защитник.

Лиза - “почитающая бога”.

Федор - “Дарованный богом”.

Ангелина - “Вестница, ангел”.

Полина - “Солнечная”.

Алексей - “Защитник”.

У каждого из нас есть свое имя. Все имена очень красивые. И даются они человеку не просто так. Ведь эти имена – не только имена твоих друзей или близких. Так когда-то, очень давно, звали святых. Святые - это особенные люди. Они жили праведной жизнью. Всех-всех любили и прощали – даже тех, кто их обижал. Но сами никого и никогда не обижали. Всегда помогали бедным. Молились Господу о себе и о людях, которые жили рядом с ними, чтобы все у всех было хорошо. Особенно молятся святые о тех людях, которые носят их имя. Например, святой Николай особенно молится о мальчиках по имени Коля. А святая великомученица Татьяна – о девочках Танях (показ иллюстрации с именными иконами). У каждого из нас есть свой святой – свой небесный покровитель. И у каждого есть праздник имени, который называется именинами, или Днем Ангела мальчиков и девочек.

Воспитатель. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Ответы детей)

Я предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки “Алиса в стране Зазеркалье”.

– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?

– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.

– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: “Эй, ты! ” или “Эй”, или ещё как-нибудь.

Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Дети: по имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. Отчество присваивается по имени отца. Моего папу зовут Алексей, поэтому я Наталия Алексеевна. Вы знаете, как зовут вашего папу? Подумайте и назовите своё отчество. (Дети называют отчество) .

Воспитатель: Ребята, а будет ли нам приятно, если нас будут называть не по имени, а придумают прозвища или будут дразнить как-нибудь? Нет, конечно? Итак, каждый человек на земле имеет ПРАВО НА ИМЯ. И у каждого из вас есть документ, подтверждающий это право – это “Свидетельство о рождении” (рассмотреть свидетельство о рождении). Однако, мы с вами засиделись. Давайте, разыграем игру “Узнай меня”? Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: “Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас! ”. Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.

Воспитатель: Молодцы, немного размялись, а теперь послушайте стихотворение:

Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.

Воспитатель: Как вы думаете о каком имени шла речь?

Дети: Маша.

Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Назови ласковые родственные имена”.

(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.

Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля и т. д.) .

Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, и Саша мальчик. Таких людей называют “тёзками”. А как вы думаете, как можно отличить людей с одинаковыми именами?

Дети: По фамилии.

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

А теперь давайте поиграем в игру “Что лишнее? ”. Будьте внимательны.

  • Алеша, Иванов, Рома, Ваня.
  • Юля, Олег, Вова, Андрей.
  • Сережа, Руслан, Жучка, Данил.
  • Маша, Таня, Мурка, Марина.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.

Воспитатель: Кто такие тезки?

Дети: Люди с одинаковыми именами.

Воспитатель: Кто такие однофамильцы?

Дети: Люди с одинаковыми фамилиями.

Воспитатель: Как называется праздник имени?

Дети: Именины или День Ангела.

Воспитатель: Какой документ подтверждает ваше право на имя?

Дети: Свидетельство о рождении.

Воспитатель: Молодцы, вы очень дружные ребята. На воздушных шариках я написала ваши имена. Мы выпустим эти шары на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад “Колосок” в нём живут такие дружные ребята, с такими прекрасными именами.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: