За чертой. Откуда взялась оседлость и что это значит. Еврейские корни

Черта оседлости — это граница территории, за пределами которой в Российской империи запрещалось проживать иудеям. В стране данные правила официально действовали с 1791 по 1917 год, хотя фактически закон перестал применяться в 1915-м. Исключения составляли только некоторые категории евреев, в которые в разное время могли входить лица с высшим образованием, купцы первой гильдии, рекруты, отслужившие в армии, караимы, ремесленники, которые были приписаны к конкретным ремесленным цехам, а также бухарские и горские евреи. Общая площадь территории составляла более 1 миллиона 200 тысяч квадратных километров.

Определение понятия

Черта оседлости — это понятие, которое еще называли чертой постоянной еврейской оседлости. Данный закон был сформирован во времена царствования императрицы Екатерины II. Она подписала соответствующий указ, который строго определял, где имеют право селиться и работать евреи.

Черта оседлости — это, по сути, территория, которая охватывала заранее оговоренные населенные пункты, относящиеся к городскому типу. Под ними понимались и местечки, так как в сельской местности проживать иудеям также запрещалось. В результате в нее вошли значительные территории современных Беларуси, Литвы, а также Царства Польского, Латгалии, Бессарабии, некоторые области современной Украины, которые в то время соответствовали южным губерниям Российской империи.

В результате считается, что черта оседлости — это одна из самых позорных страниц в отечественной истории до Октябрьской революции, когда фактически ущемлялись в правах граждане определенной национальности и вероисповедания.

История появления

Фактическое начало черте оседлости евреев в Российской империи положил указ Екатерины II. Он был подписан в декабре 1791 года. Это стала формальная реакция правительства на обращение еврейского купца из Витебска Цалки Файбишовича.

Согласно этому указу, иудеям разрешалось постоянно жить на территориях Белоруссии и Новороссии, в то время совсем недавно присоединенной к России. При этом им запрещалось записываться в купечество, например, в Москве. В частности, этого требовали купцы, которые опасались того, что конкуренция значительно вырастет.

Специалист по истории еврейства Генрих Слиозберг подчеркивал, что указ императрицы стал свидетельством того, что для евреев решено было не делать никакого исключения. Дело в том, что ограничения в праве свободного выбора места своего жительства и в праве на свободное передвижение существовали для всех. В некоторой степени это касалось даже дворян.

Фактически черта еврейской оседлости возникла после Второго раздела территории Речи Посполитой. В результате ее территории на востоке отошли к Российской империи вместе со всеми местными еврейскими жителями.

Когда в 1795 году произошел третий раздел Польши, в составе черты оседлости евреев вошли Гродненская и Виленская губернии, в которых проживало большое количество евреев.

Юридическое оформление

Хоть все началось с указа Екатерины II, формально данная ситуация была оформлена только в 1804 году, когда было принято "Положение об устройстве евреев". В нем подробно перечислялись все территории и губернии, в которых им дозволялось жить и торговать. До 1835 года к таким губерниям причислялись Кавказская и Астраханская.

В частности, данный документ четко определял, что значит черта оседлости. В нем строго предписывалось всем евреям записываться в одно из сословий. Они могли становиться фабрикантами, землевладельцами, купцами, ремесленниками или мещанами.

Примечательно, что данное "Положение" было основано на "Мнении" сенатора Гавриила Державина, который сформулировал причины продовольственного дефицита на территории Белоруссии, а также на существовавших польских законопроектах еще XVIII века.

Сам термин впервые был употреблен в новой редакции "Положения о евреях", которая увидела свет в 1835 году.

Причины

Считается, что было несколько факторов, которые привели к появлению черты оседлости евреев в царской России. Один из них заключается в нежелании конкурировать с ними русских купцов, так как они подозревали, что потерпят неминуемое поражение. Евреи всегда славились своим умением успешно торговать.

В результате основными причинам черты оседлости стали экономические аспекты и вероисповедание. Екатерина II считала их опасными противниками для действующей церкви, к тому же людьми, которые представляют непроизводительную нацию, она мечтала обратить их к полезному труду для общества и всего государства.

Более того, некоторые историки уверены, что Екатерина боялась, будто с евреями по стране распространятся масонские идеи и настроения Французской революции.

География

В результате в черту оседлости в царской России входили конкретные местечки, существовавшие в ряде губерний. Это Виленская, Бессарабская, Волынская, Витебская, Гродненская, Киевская, Екатеринославская, Минская, Ковенская, Подольская, Могилевская, Полтавская, Херсонская, Таврическая и Черниговская губернии.

К тому же в черту оседлости в Российской империи попадали все десять губерний Царства Польского. В разное время исключался Киев (тогда евреям разрешали селиться только в нескольких частях города), а также Ялта, Николаев и Севастополь.

Также евреи составляли более одного процента от местного населения в Рижском, Новгородском, Смоленском, Брянском, Харьковском, Валкском, Торопецком, Рославльском, Харьковском уездах, Курляндской губернии, во многих районах Сибири и в Ростовском округе Области Войска Донского.

Практика применения

Конечно, за годы существования такого закона о черте оседлости в России практика его применения менялась. Например, к концу XIX столетия в России было около пяти миллионов евреев, они были пятой по численности нацией в стране. При этом только около 200 тысяч из них могли проживать в городах, которые не попадали в черту оседлости.

Осложнен был даже временный выезд, к тому же им запрещалось проживать в сельской местности. В результате данных ограничений, а также при небольшом выборе специальностей, которыми они могли заниматься, в этих местах отмечалась сильная нищета и скученность. Еще в 1880-х годах большинство евреев жили гораздо хуже, чем даже самые бедные русские рабочие и крестьяне. При этом основная масса была фактически обречена на медленную смерть от голода.

До воцарения на престоле императора Александра II никто из них не мог постоянно жить за пределами черты оседлости в России. Евреи из-за этого сильно страдали.

Политика послаблений

Первые послабления были приняты в 1859 году. Правительство решило, что данный запрет не будет распространяться на купцов первой гильдии. Чтобы получить разрешения жить за пределами данной черты, следовало стать купцом первой гильдии в ее границах, как минимум, за два года до издания указа. Либо прожить пять лет в этом статусе после подписания документа.

Данное послабление при этом не распространялось на города, расположенные в 50 верстах от границ Бессарабской и западной губерний, а также на города в казачьих областях, в Финляндии и некоторых других населенных пунктах. Для проживания за пределами черты оседлости евреи-купцы первой гильдии имели право взять с собой одного приказчика, а также четырех домашних слуг.

При этом вступить в первую гильдию было непросто. Необходимо было выполнить два условия. Во-первых, получить промысловое свидетельство конкретного разряда - его стоимость вначале XX столетия составляла от 500 до 1500 тысяч рублей в год. Во-вторых, стать обладателем гильдейского свидетельства за 75 рублей в год. При этом фактическое получение согласие самой гильдии на вступление или занятие определенное коммерческой или промышленной деятельностью не требовалось.

Фактически вступление евреев в позволяло им снять с себя ограничения в проживании, заплатив достаточно высокий налог и выждав в течение пяти лет. Для большинства представителей этого народа это было нереально, так что послабления сказались на незначительной части еврейства.

Образованные люди

В дальнейшем постепенно вводить отмену черты оседлости начали для образованных евреев. В 1861 году запрет перестал распространяться на лица с высшим образованием, у которых были дипломы докторов хирургии и медицины, а также на всех с дипломами магистров, докторов или кандидатов по другим факультетам университетов.

С 1865 года в течение трех лет принимаются законы, которые окончательно снимают запрет с врачей, которые никакой ученой степени не имеют вовсе.

В 1872 году данный запрет официально был снят с евреев, которые сумели окончить Петербургский технологический институт.

К 1879 году право на свободу перемещения и выбор места жительства получили евреи, которые стали выпускниками высших учебных заведений, в том числе медицинских, а также дантистов, аптекарей, повивальных бабок, фельдшеров.

Вскоре данный запрет перестал распространяться на цеховых ремесленников, а также отставных нижних чинов, которые поступили на военную службу по рекрутскому набору. Ремесленникам выдавалось временное разрешение на проживание в конкретных населенных пунктах. В большинстве случаев они находились под пристальным надзором местной полиции.

Получение образования или приписка к ремесленному цеху для евреев были связаны с определенными трудностями. С 1880-х годов в университетах действовала процентная норма, которая разрешала принимать не более трех процентов евреев в столицах, не более 5 % в других городах и не более 10 % в самой черте. А ремесленные цеха практически везде были распущены. В черте оседлости они оставались только в Одессе.

Отечественный государственный деятель того времени граф Иван Толстой отмечал, что власти при сохранении данного закона всегда имели в виду, что евреи остаются опасным, преступным и практически неисправимым народом.

Во второй половине XIX столетия данное понятие фактически превратилось в синоним антисемитизма, утвержденного на государственном уровне. Он основывался на религиозной нетерпимости, в основном не распространяясь на крещеных евреев.

Последствия

Данная государственная политика, по сути, включала в себя ограничения при приеме в гимназии и университеты, запрет на занятие сельским хозяйством, отношение к евреям как к людям, ограниченным в правах, одобренные властями погромы.

Все это приводило к росту миграции представителей этой нации в США, последующей колонизации им Палестины и Аргентины. С другой стороны, провоцировало какую-то их часть к радикализации, участию в революционных партиях и организациях.

Политика запрета критиковалась многими деятелями культуры того времени. Например, писателем и публицистом Владимиром Короленко, который в повести "Братья Мендель" писал, что данная черта воспринималась окружающими уже как данность. Некоторые даже сравнивали ее с чертой оседлости зверей, то есть их ареалом, областью распространения, за пределы которой они, как правило, не выходили.

В результате с 1881 по 1914 год только в Америку из России уехали около полутора миллионов евреев.

Погромы

Фактически санкционированные властью еврейские погромы (по крайней мере, правоохранительные органы не вмешивались, когда представители радикальных политических организаций их устраивали), стали ярким последствием существовавшей черты оседлости вначале XX века.

Все началось в Кишиневе еще в апреле 1903 года. Со временем они стали предметом не только внешней, но и внутренней политики Российской империи. На переговорах с иностранными державами о просьбах выдать стране очередные заемные средства именно погромы становились одной из основных причин, по которой с данными кредитами возникали регулярные проблемы.

Уже в 1904 году американский президент Рузвельт выдвигал жесткие требования внести изменения в еврейский вопрос, а также строго соблюдать соглашение о навигации и торговле, заключенное между странами в 1832 году. Но в сознании Николая II, как отмечает большинство историков, жила сюрреалистическая схема. Он считал, что раз договор предполагает подчинение американцев на территории России отечественному законодательству, то к американским евреям режим черты оседлости становится применим. После продолжительных споров и пререканий Америка денонсировала соглашение 1832 года в 1911-м.

Именно погромы спровоцировали многих представителей еврейской молодежи массово примыкать к революционным организациям и движениям, которых в то время в стране было чрезвычайно много. Власть привыкла воспринимать евреев как трусливых и покорных граждан, поэтому оказалась не готова к такой самоотверженности и борьбе, подобному самопожертвованию, презрению к собственной смерти.

Призывы к ее отмене раздавались постоянно. Причем уравнять евреев в правах требовали не только представители самого еврейства, но и выдающиеся гуманисты того времени, высокопоставленные отечественные чиновники. Началось это еще вначале XIX столетия, когда о необходимости отмены черты оседлости говорил Сперанский. За ним с подобными инициативами выступали Витте, Строганов, Милюков, Столыпин, Лев Николаевич Толстой. На стыке XIX и XX веков пункт об отмене черты оседлости вошел в программы большинства политических партий, за исключением черносотенцев.

Отмена

Фактически черта оседлости прекратила свое существование в августе 1915 года. Именно тогда в Министерстве внутренних дел было принято решение разрешить проживание евреев в городах вне пресловутой черты в связи с чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Под запретом по-прежнему оставались столицы, а также местности, находившиеся в ведении министерств военного или императорского двора. К ним относились дворцовые пригороды Санкт-Петербурга, а также прифронтовая зона.

Отмена черты оседлости никак не повлияла на смягчение государственной политики в отношении этой нации. Более того, значительная часть евреев оказалась в прифронтовой зоне, правительством они стали рассматриваться как неблагонадежные элементы, считалось, что в других местностях они будут представлять меньшую опасность.

Окончательно связана отмена черты оседлости с русской революцией. Это было сделано Временным правительством после событий февраля 1917 года. При этом, по оценкам историков, с начала Первой мировой войны, из западных прифронтовых губерний были высланы от 250 до 350 тысяч евреев. Их переселили в Екатеринославскую, Полтавскую и Таврическую губернии. До 80 тысяч представителей этой нации были высланы из Царства Польского, большинство из них сразу бежали в Варшаву.

Вместе с самой чертой оседлости Временной правительство отменило запрет евреев на офицерскую службу в армии. Это также было вызвано условиями военного положения, в котором находилась страна.

Сегодня принято считать, что черта оседлости — это чуть ли не законодательная репрессивная мера, направленная против иудеев в Российской империи в период с XVIII века и вплоть до революции 1917 года. Якобы иудеи были выделены в отдельную касту людей «низшего сорта» и против них законодательно была закреплена запретительная мера по проживанию в ряде регионов империи. Чуть ли не резервации были созданы для них. Термин «черта оседлости» сегодня принято воспринимать, как синоним политики антисемитизма в царской России. Но это абсолютная неправда!

Начнём с того, что законодательное ограничение в праве передвижения и свободного избрания места жительства в XVIII веке существовало абсолютно для всех сословий, проживающих в России, включая дворян, вне зависимости от их вероисповедания. Таким образом обеспечивалась стабильность империи на всех её территориях. Наличие на них представителей всех сословий позволяло иметь относительную равнораспределённость людских ресурсов, что, в свою очередь, создавало устойчивый социально-экономический фундамент благополучия страны. Таким образом, скажем, купцы имели право записываться в гильдии лишь в пределах тех территориальных образований, жителями которых они являлись.

После раздела Речи Посполитой в конце XVIII века, к России были присоединены территории современной Белоруссии до линии Динабург-Пинск-Збруч, восточная часть Полесья, Подолье и Волынь. На тот момент население этих территорий включало в себя около 2 млн. иудеев. Россия вышла на первое место среди европейских государств по численности еврейского населения, проживающего на территории страны. В отличие от того социально-правового состояния, в котором иудейские кагалы находились при польском протекторате, в России евреи получили все права граждан империи, что было ознаменовано указом «о правах евреев» от 1786 года.

Начиная с этого периода последовали массовые нарушения новыми гражданами империи российского законодательства. Так иудеи, вопреки закону, начали переселяться в крупные города, особенно в Москву и Перербург, где стали записываться в местное купечество. Это вызвало широкое недовольство коренного одноимённого сословия, представители которого искали поддержку у властей и получали её.

Однако, еврейская элита, непонятным образом сочла правомерными свои претензии на права и привилегии, приближавшие её статус к статусу дворянства. Так в 1788 году витебский еврейский купец Цалко Файбишович подал прошение на имя Екатерины II в котором высказывал недовольство политикой местных властей. Как и многие другие представители еврейской элиты, он просил исключительных прав для еврейского населения, формально ставящих их выше остальных граждан империи. Такие прошения поступали ко двору всякий раз, когда в крупных городах пришлых иудеев местные власти принуждали к соблюдению закона.

Сложившаяся ситуация послужила поводом для того, чтобы 23 декабря 1791 года (3 января 1792) Екатериной II был издан указ, в котором декларировалось о том, что императрица не считает нужным делать исключение для евреев в ограничении права передвижения и свободного избрания места жительства, действующего для всех граждан страны. Указом также были определены территории, где дозволялось селиться и торговать евреям, в которые включались места их прежнего проживания в значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, а также дозволялось селиться на территории Новороссии, недавно присоединённой к империи. То есть, фактически данный указ расширял права исключительно евреев по отношению к остальным гражданам, позволяя им по желанию переселяться в южные губернии. Эти территории общей площадью 1,2 млн. км 2 и стали известны, как «черта оседлости». Таким образом, законодательное закрепление мест расселения евреев на территории Российской империи, стало вынужденной итоговой реакцией правительства на массовые нарушения действующего законодательства исключительно еврейским населением.

Расхожее мнение о том, что черта оседлости была отменена коммунистами после революции 1917 года, также не соответствует действительности. Фактически черта оседлости была отменена 19 августа 1915 года Министерством внутренних дел России, а формально — Временным правительством после февральской революции.

Черта оседлости, черта еврейской оседлости, черта постоянной еврейской оседлости /ивр. תְּחוּם הַמּוֹשָׁב, тхум ха-мошав / ─ граница территории в Российской империи, за пределами которой с 1791 по 1917 гг. запрещалось постоянно проживать евреям.

Это явление возникло вследствие указа Екатерины II от 23 октября 1791 г., после присоединения земель Речи Посполитой вместе с её еврейским населением, для которого определялась территория России, где евреям дозволялось селиться и торговать, эта территория охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа ( и местечки) значительной части Польши, Правобережной Украины, Литвы, Белоруссии, Бессарабии и Новороссии. Указом от 23 июня 1794 г. список территорий, включенных в черту оседлости был несколько расширен (в основном, за счет украинских земель) Евреям, проживавшим на этих землях, предписано записаться в мещанское и купеческое сословия, приписаться к и местечкам, что означало для них фактическое запрещение постоянно проживать в сельской местности.

Окончательное юридическое оформление черты оседлости зафиксировало «Положение об устройстве евреев» 1804 г., которое перечисляло те губернии и территории, где евреям дозволялось селиться и торговать. Официально в состав черты оседлости включены следующие губернии: Бессарабская, Виленская, Витебская (включая Себежский и Невельский уезды, Велижский уезд и три Инфляндских уезда), Волынская, Гродненская, Екатеринославская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилёвская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская, Черниговская (включая Суражский, Мглинский, Новозыбковский и Стародубский уезды).

Размеры черты оседлости в дальнейшем менялись незначительно, они то расширялись, то сужались в зависимости от господствовавших в то или иное время в высших правительственных кругах настроений и взглядов на евреев. Так, в 1827 г. впервые из черты оседлости частично исключался г. Киев (евреям дозволялось жить только в некоторых частях ); с 1833 г. им запретили селиться и владеть имуществом в области Войска Донского; в 1837 г., в соответствии с устным распоряжением Николая I, евреям запретили селиться в Ялте; по указу 1843 г. им запрещено проживать в пятидесятиверстной полосе вдоль границ Австрии и Пруссии.

Евреям разрешалось временное пребывание за пределами черты оседлости лишь с особого разрешения местной администрации. Для нескольких категорий евреев в 40 ─ 50-х гг. ХІХ в. были сделаны исключения. Постоянное проживание за пределами черты оседлости разрешено евреям из числа купцов І гильдии, почетных граждан, лиц «свободных профессий» (с высшим образованием), а также военнослужащим, государственным служащим и некоторым категориям ремесленников. Временное проживание за чертой оседлости разрешалось студентам и учащимся государственных учебных заведений. При этом правительство неоднократно проводило кампании по выселению евреев из Москвы и Петербурга. Для евреев, принявших крещение (выкрестов) все ограничения снимались.

Указом императора Николая І от 20 ноября 1829 г. предписано выселить всех евреев из городов Николаева и Севастополя. Таким образом, оба города исключались из состава черты оседлости (фактическое выселение евреев из Николаева затянулось до 1837 г.), что нанесло огромный вред экономическому развитию г. Николаева, в т.ч. и развитию судостроения.

Правительственным постановлением от 29 июня 1859 г., для оживления экономической жизни города, евреям-купцам вновь разрешено селиться в г. Николаеве. Б.А. Глазенап, который в 1860 г. назначен Николаевским , заботясь о развитии города, неоднократно обращался в правительственные инстанции с предложениями о снятии всех ограничений на проживание евреев в городе. Распоряжением императора от 1 июня 1861 г. разрешено проживание в городе евреям ─ ремесленникам-мещанам. Указом от 26 марта 1866 г. окончательно сняты ограничения на право постоянного проживания евреев все сословий в г. Николаеве. При этом ни один из упомянутых законодательных актов официально так и не включил г. Николаев в состав черты оседлости, что давало возможность местной администрации высылать отдельных евреев за пределы города.

В 1903 г. принят «Устав о паспортах», где в приложении 1 к ст. 68 указано, что г. Николаев изъят из числа местностей, где евреям «дозволяется постоянное жительство». В документе указано: «Николаев, в отношении местностей, в которых вообще евреям жительство дозволено, занимает особое положение и не принадлежит к числу местностей черты еврейской оседлости. Ввиду этого, сенатом признано, что еврей с выбытием из купечества г. Николаева, как имеющий право и обязанность избрать род жизни, может быть причислен лишь к обществу в черте постоянной еврейской оседлости, но не к Николаеву, который к числу мест этой черты не относится». Пользуясь этим положением и другими правительственными постановлениями, местные власти в период с 1907 по 1911 гг. предпринимали неоднократные попытки по выселению евреев из горда, а также ужесточали порядок получения разрешения на временное посещения Николаева для евреев.

Полная ликвидация черты оседлости и отмена всех законодательных ограничений по отношению к евреям в России произошли после Февральской революции 1917 г. 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло постановление, которым отменялись все «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности».


от 15 мая 2003 года

Тема этой рассылки - черта оседлости. Поэтому неизбежно я коснусь некоторых еврейских вопросов, но не собираюсь пытаться раскрыть всю тему. До Первой мировой войны в России появилось как минимум восемь систематических обозрений действующих законоуложений правительства о евреях. Среди них - работы М. Мыша (1904, 1910), И. Гессена (1904), И. Фриде (1909), Л. Роговина (1913), Г. Ветлугина (1913), Я. Гимпельсона и Л. Брамсона (1914). Это тысячестраничные сборники, содержащие подборку государственных законов, разъяснения к ним Сената, запросы и жалобы в Сенат в связи с выполнением или невыполнением законов на местах. Моя рассылка маленькая, так что это - краткий общий обзор.

Как я писала в предыдущей рассылке, во времена Петра государственность и православие фактически слились, в каковом состоянии и пребывали до Февральской революции. И поэтому все иноверцы по сути своей считались людьми сомнительными, в этом нет ничего странного для таких условий. И все ограничения, накладываемые на иноверцев, в таких условиях были неизбежными - отказ от них был бы уже революцией, изменением основ государства. Кроме того, тут возник еще один фактор, так что не обойтись мне от аналогий. А если вам нужно подробное изложение фактов, читайте вышеуказанные монографии.

Черта оседлости появилась вследствие раздела Речи Посполитой. Сначала евреи были фактически равны по правам всем другим гражданам Российской империи. Надо сказать, что Российская империя была в то время очень четко структуризованной страной, там все знали свое место и не обладали никакими демократическими свободами. Большая часть населения - крестьяне, все крепостные, государственные или помещичьи. Священнослужители пока не были освобождены от телесных наказаний. Дворяне служили государю, причем там, где велят, а не по свободному волеизъявлению. О возможности свободного перемещения мещан и купцов можно судить по рассылке о паспортах - они тоже не так уж и вольны. Казаков вообще безостановочно переселяли с места на место.
Так вот, у России появились новые земли, причем с населением. Зачем государства захватывают новые земли? Чтобы богатеть. Чтобы получать с присоединенных территорий налоги и увеличивать свой государственный доход.
В 1772 Россией, Австрией и Пруссией был осуществлен первый раздел Речи Посполитой. К Российской империи были присоединены Латвия и восточные белорусские земли. По этому разделу на территории России оказалось около 200 тысяч евреев. Безусловно, на этой территории жили не только евреи, латыши и белорусы тоже там наличествовали, но евреи были для России самым необычным приобретением. За ними было сохранено право на публичное отправление веры и владение собственностью. Сенатским указом 1776 было узаконено существование кагала.
Манифест о присоединении сохранял за евреями прежние права, которые они имели в Польше. Впервые были твёрдо установлены налоги. Было введено разделение народа на группы по социальному положению: мещане (имеющие капитал до 500 рублей) и купцы, чьё имущество превышало эту цифру. Как правило, евреи оказывались мещанами, и только небольшое количество попало в купеческое сословие (Указ 1780).
Согласно сенатскому указу 1785 евреям разрешалось жить в деревнях, брать на откуп производство и продажу спиртных напитков. Признавалось право евреев, записавшихся в купечество избирать и быть избранными членами магистрата, ратуш и городских судов. Религиозные дела были оставлены в ведении еврейских судов.

Присоединение к государству большой группы людей, привыкшим к другим законам и правилам, имеющим другую культуру, всегда и неизбежно сопровождается проблемами. Даже объединение ГДР и ФРГ породило огромные проблемы, а там жили люди одной национальности, говорящие на одном языке, и проблем вероисповедания там тоже не возникло, различалась только культура. А здесь различалось все.
На самом деле эта история - трагифарс, можете сердиться, сколько хотите, но судьба евреев в России имеет и комический аспект. Представьте себе, что США, захватив Ирак, не стало создавать там самостоятельное государство, а присоединило его к США. И масса иракцев, отличающихся по языку, верованиям, обычаям и нравам отправилась через океан, поскольку теперь это единая страна. Представляете, как бы весь мир смеялся над американцами, и какие бы сложности они от этого претерпевали. Но Ирак отделен от США океаном, просто так туда не отправишься, а тут новое, иноверческое население, говорящее на другом языке и привыкшее к большей свободе передвижения, к самоуправлению и самостийности, чем коренное российское население, оказалось непосредственно на территории России и стало нарушать установившее равновесие. Даже поглощая казаков, Российская империя не имела таких сложностей (см. рассылку про казаков).

Екатерина II решила ограничить мобильность евреев. Указом 1791 евреям кроме обычных мест проживания было разрешено селиться в Белоруссии, Екатеринославском наместничестве и Таврической области. В указе было специально отмечено, что евреи не имеют права "записываться в купечество во внутренние российские города и порты". Запрещалось проживание евреев в центральных российских губерниях. Исключения делались для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, винокуров, пивоваров, и "вообще мастеров и ремесленников", лиц окончивших ВУЗы, приказчиков евреев-купцов 1-й гильдии.
Второй раздел Речи Посполитой был осуществлен в 1793 году. По этому разделу к России были присоединены правобережная Украина и центральная часть Белоруссии. В результате третьего раздела к России отошла западная часть Белоруссии. Соответственно, указом 1794 была узаконена расширенная черта оседлости евреев.
В 1795 к днепровскому бассейну присоединился, по третьему разделу Польши, бассейн Немана - Литовский край (Виленская и Гродненская губернии). Этим закончилось формирование черты оседлости на исходе XVIII века.
Как написано в энциклопедиях, она включала 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина), Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь), Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова). То есть это не была какая-то узкая полоска непригодной для жилья земли, это была большая территория, где евреи уже жили (вместе с белорусами, украинцами, латышами и молдаванами), то есть их не сгоняли с места. Это не резервация, не гетто. Это целая страна, причем большая, больше, чем, например, сейчас отдельно Литва или Беларусь, или Молдова. Это, между прочим, первое еврейское государство после долгого перерыва с библейских времен , где, поначалу, действовали не все Российские законы, была учтена культурная специфика.
Кстати, Российская империя вообще отличалась тем, что законы в разных частях территории были разными.

В 1804 Александр I утвердил Положение о евреях. Евреям запрещалось владеть питейными заведениями и постоялыми дворами в сельской местности. (Дело вовсе не в том, спаивали они народ или нет, думаю, вряд ли, наш народ сам кого угодно споит. Вопросами реализации алкоголя государство занималось постоянно, то вводило откупа, то государственную монополию, то как-то меняло правила. И каждое изменение правил кому-то наносило ущерб, а кому-то было выгодно). Это же Положение разрешало евреям обучаться в русских школах и университетах (но большая часть евреев не знала русского языка), открывать собственные школы (впрочем, преподавание в них должно было вестись только на русском или немецком языках), была отменена двойная подать с фабрикантов, ремесленников и земледельцев. На выборные должности могли избираться только владеющие русским, немецким или польским языками (по-моему, в этом нет дискриминации, на каком-то всем понятном языке они должны же были говорить). Евреям-земледельцам разрешалось проживать ещё в 2-х губерниях: Астраханской и Кавказской. Все выезжавшие за пределы черты оседлости, а также учащиеся и студенты были обязаны носить европейскую одежду (по сравнению с тем, как Петр I боярам бороды брил, даже гуманно).
Нельзя забывать о том, что русский был государственным языком, дискриминировался не только еврейский язык, но и украинский и белорусский, например.
То есть первоначальная идея состояла в том, что постепенно евреи должны стать такими же гражданами Российской Империи как все - выучить язык, начать одеваться по-европейски. Поскольку государственной религией России было православие, перейдя в православие, еврей избавлялся от всех ограничений, критерием была именно религия, а не национальность.
На Венском Конгрессе (1815) к России была присоединена часть Польши, принадлежавшая до того Пруссии, под названием Царства Польского с некоторой автономией, но под управлением русского царя. Там тоже было много евреев, пользовавшихся широким самоуправлением. Царство Польское имело свою конституцию, свой парламент-сейм, свое войско, свою монетную единицу (злотый), таможенные границы с Россией. До 1868 запрещено было селиться в пределах "черты оседлости" евреям из Царства Польского и наоборот, тем не менее, разговор о Польше тему черты оседлости затрагивает. Вы посмотрите на это именно с юмористической точки зрения - мало было России проблем с евреями в черте оседлости, они получили еще евреев и в Польше. В это же время, напоминаю, еще были проблемы с финнами, у которых тоже был особый статус, язык и культура, ну и теперь еще и с поляками, конечно. Финны и поляки, правда, не стремились в массовом порядке переселиться в центральную часть России и, а евреи не хотели ассимилироваться и, одновременно, не хотели тихо жить на одном месте и платить налоги.
Ограничения постепенно усугублялись.

С 1827 евреев стали брать в армию, до этого они были избавлены от воинской повинности, она заменялась для них денежным налогом. Квота для евреев была выше, чем для русских, но при этом четверть русского состава армии находилась на положении военнопоселенцев, то есть в армии были сто процентов детей этих солдат. Эта ужасная история (и про евреев, и про военнопоселенцев) описана в первой рассылке про армию, и я понимаю, что замена налога службой в армии - это ужасно, но посмотрите на это объективно. Все остальные подданные российской империи служили в армии (впрочем, у финнов тоже было особое положение). То есть, никто не хочет ухудшения своей судьбы и сужения возможностей, но трудно же предположить, что захваченному населению будет создаваться привилегированное положение. Ну, подумайте, опять дурацкий пример про США и Ирак. Допустим, США присоединили к себе Ирак. И выпустили закон, по которому любому иракцу зарплата должна платиться не менее двадцати долларов в день, а коренным американцам - не менее пятнадцати. Такого даже представить невозможно, тем не менее, когда пишут об ужасном положении евреев в Российской империи, упускают из виду, что их всего-то навсего, в большинстве случаев, пытались уравнять в правах со всем остальным населением. Поскольку для них это было ухудшением положения, реагировали они довольно бурно.
В пределах "черты оседлости" евреям запрещалось жить в селах, а также в Киеве (с 1827), Николаеве (в 1829-1866), Севастополе (с 1829) и Ялте (с 1837).
В "Положении о евреях" Николая I (1835) были представлены все действующие законы о евреях и добавлены новые. Введена норма для участия их в земском и городском самоуправлении. Как правило, все введенные тогда и позже нормы и квоты обосновывались тем, что доля евреев в населении России невысока, значит, невелика должна быть и их доля в самых разнообразных видах деятельности, практикуемой на территории России. В этом есть определенная административная логика. Это логично для государства, которое считает своим долгом прямо регламентировать все на его территории происходящее.
В 1843 опять выселяли евреев из Киева.
Указом 1844 были введены коренные изменения в системе еврейского образования. Были открыты, наряду с хедерами казённые еврейские училища и раввинские семинарии. Чтобы содержать эти учебные заведения, был введен специальный налог на свечи. Состоятельные семьи стали посылать своих детей в гимназии. В этом же году были упразднены кагалы и введено общее для страны управление. Участие представителей евреев в органах управления было ограниченным.
В 1851 Николай I подписал указ о разделении всего еврейского населения на 5 разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые и неоседлые мещане. Большинство евреев попало в разряд неоседлых мещан. Вы можете представить себе неоседлых мещан среди русского населения? Не было такого, все они были зарегистрированы, переписаны и жили на одном месте. А для евреев отделение оседлых от неоседлых оказалось настолько затруднительным, что вскоре указ был отменён.

Поменялся император.
По указу Александра II 1856 требования к рекрутам евреям были уравнены с требованиями для других национальностей, были упразднены школы кантонистов, все кантонисты моложе 20 лет были возвращены родителям. Послабления были сделаны и в политике ограничения районов проживания, разрешённых евреям. Последующими постановлениями разрешался приём на госслужбу имеющих учёные степени, разрешалось проживание купцов 1-ой гильдии вне черты оседлости, допускалась служба евреев в гвардии, производство в унтер-офицеры на общих основаниях, награждение орденами предписывалось осуществлять также, как и для солдат-мусульман.
В 1859-1865 были устранены запреты на проживание в столице отставных солдат евреев, разрешено имеющим научные степени свободно избирать род занятий, разрешено селиться за чертой оседлости купцам 2-й и 3-й гильдий, имеющим высшее образование, лицам, прошедшим воинскую службу на основе рекрутского устава, и их потомкам и членам их семей, фармацевтам, акушерам и дантистам. Были сняты ограничения на продвижение по служебной лестнице. С получением чина действительного статского советника разрешалось на общих основаниях присваивать потомственное дворянство. Временно проживать могли студенты, ученики ремесленников, купцы низших гильдий.
С 1864 начинают издаваться законы, вводящие ограничения, но по-настоящему волна ограничений началась в 1881 - после убийства Александра II и воцарения Александра III . Еще в 1880 МВД распространило циркуляр, запрещавший выселять из внутренних губерний незаконно поселившихся там евреев, все развивалось в сторону дальнейшей либерализации, а теперь началась реакция. Вообще надо отметить, чтогосударственная политика у нас все время колебалась - от либерализации к ужесточению режима и потом обратно и ужесточение и либерализация мер по отношению к евреям шла в русле общих изменений политики. Нельзя историю евреев в России рассматривать в отрыве от контекста.

Инициатором антиеврейских мер был "Центральный комитет для рассмотрения еврейского вопроса". В решениях комитета говорилось, что нужно вернуться к традиционной русской политике, согласно которой евреи считаются инородцами.
1881-1884 - первая волна еврейских погромов. Они захватили Елизаветград с окрестностями, Киев с окрестностями, Жмеринку, Белую Церковь, Одессу, Ромны, Смелу, Волочиск, Александровск, Переяславль, Борисполь, Нежин, Лубны, Борзн, Варшаву и др.
В 1882, после погрома в Балте, в Петербурге собрался съезд представителей еврейских общин России. Правительство предложило им обсудить вопрос, каким образом "разредить еврейское население в черте его оседлости, имея в виду, что во внутренние губернии России евреи допущены не будут". Иными словами, власти предложили евреям новую альтернативу ассимиляции - эмиграцию. Много евреев уехало в Аргентину, это тоже ужасная история, можете написать потомку уехавших евреев, он вам расскажет - [email protected] . Только пишите по-английски, по-испански или на идиш - русского он так и не знает.
В 1882 были введены через комитет министров "Временные правила", касавшиеся прав еврейского населения России. Позже они менялись и дополнялись.
Положения были обязательны для 15 губерний черты оседлости, исключая Царство Польское. Евреям запрещалось: вновь селиться в сельской местности, приобретать недвижимое имущество вне местечек и городов в черте оседлости, арендовать земельные угодья, торговать в воскресенье и христианские праздники. Фактически черта оседлости сократилась без изменения границ - за счет внутренних ограничений, мобильность еврейского населения была вновь уменьшена. Часто положения толковались произвольно в сторону ужесточения, с чем боролся Сенат. Местечки переименовывали в деревни, чтобы сократить переливание туда еврейского населения. В одной Херсонской губернии переименовали в деревни шестьдесят три местечка.
В сети есть много свидетельство того, что жить в черте оседлости было ужасно. Плотность населения была так велика, что мобильность была одним из способов выживания. Но, честно говоря, я не понимаю, почему. Позже приведены данные 1897 о количестве евреев и их расселении, их было около пяти миллионов. Территория черты оседлости была, как я уже говорила, очень велика. В Москве живет сейчас, допустим, 12 миллионов человек на очень малой для такого количества людей территории, мы, фактически, друг у друга на голове сидим, но никто не считает, что жить тут невыносимо, иначе бы уехали. Дело, значит, не в плотности населения. А в чем? Я не знаю. В культуре, наверное. Наверное, евреи просто не оседлые по сути своей. Вот посели цыганский табор на одном месте и не разреши переезжать с места на место, они же с ума сойдут. У евреев, конечно, другая культура, но, наверное, не предполагает оседлости. И как они в Израиле живут, не понимаю. Площадь Израиля меньше площади черты оседлости. Но это все мои измышления, не считайте их попыткой высказать истину.
Кроме того, я от всей души согласна, что этот период - с 1881 до февральской революции - был ужасным периодом в истории российских евреев, они почему-то всех ужасно раздражали и с ними активно боролись разнообразными способами.
В 1882 военный министр распорядился, чтобы в русской армии было не более 5% евреев-врачей и фельдшеров от общего медицинского персонала.
В 1886 была введена процентная норма для приема евреев в ВУЗы. В пределах черты оседлости процентная норма составляла для мужских гимназий и университетов в размере 10% от всех учеников, в остальной части России - 5%, в столицах - 3%. Тут, кстати, административная логика нарушена - в пределах черты оседлости евреи составляли значительно больший процент населения, чем 10. Это уже антисемитизм. Данные циркуляры были также выпущены в обход Госсовета через комитет министров "впредь до пересмотра всех законов о евреях", причем предполагалось, что права евреев будут не сокращены, а расширены.
В 1886 же из Киева выслали 2000 семейств, многие поселились на реке Днепр, на плотах и баржах, воспользовавшись тем, что временные правила не предусмотрели запрета на такой вид проживания.
В 1887 евреям, жившим в деревнях, запретили переезжать из одной деревни в другую. В этом же году из черты оседлости были исключены Таганрог и Ростов-на-Дону.
В 1889 министр юстиции Н.Манасеин провел в качестве временной меры постановление, приостанавливающее принятие в число присяжных поверенных "лиц нехристианских вероисповеданий: до издания особого закона". В секретной части постановления подчеркивалось, что министерство юстиции не будет выдавать разрешение на зачисление в присяжные поверенные ни одному еврею, пока не будет установлена соответствующая процентная норма по всей стране. На мусульман эта мера не распространялась.
В 1890 была проведена новая ограниченная земская реформа, которая лишила евреев права участвовать в органах местного самоуправления. Новое Городское Уложение 1892 совершенно устранило евреев от участия в выборах в органы городского самоуправления, как в черте, так и за ее пределами.
В конце 80-х - нач. 90-х гг. власти начали проводить чистку внутренних губерний от евреев. Полиция активно проводила облавы в Петербурге, Москве и других запрещенных для жительства евреев городах. Ловили не только незаконно поселившихся (многие фиктивно записывались подмастерьями к ремесленникам, лакеями к лицам с высшим образованием и пр.), но и всех нарушивших законодательство о пребывании ремесленников во внутренних губерниях. Впрочем, в этом опять-таки есть административная логика - законы издаются для того, чтобы их соблюдали, и не только то, что проводились эти меры в антисемитское время, привело к действиям жестоким и негуманным. Вот сейчас, например, начинают людей выселять, если они долго не платят за квартиру, а не делают они этого, потому что у них денег нет. Конечно, это ужасно и не гуманно. Но за квартиру-то платить тоже надо, то есть законная причина их выселять есть. Законы - вообще вещь ужасная и негуманная.
Но вернемся к евреям.
Право на постоянное жительство в Москве, дарованное николаевским солдатам, отслужившим 25 лет в армии, было в 1891 отнято, тогда вообще из Москвы произошло массовое выселение евреев. Их тогда проживало там 25-30 тысяч, в том числе большое количество незаконно поселившихся. 28 марта 1891 в первый день праздника Песах был опубликован указ, отменяющий для Москвы и Московской губернии прежние привилегии для евреев-ремесленников. Указ запретил евреям-ремесленникам, винокурам, пивоварам и вообще мастерам и ремесленникам вновь поселяться в Москве и Московской губернии, а находившиеся там должны были вернуться в черту оседлости. Сначала по этапу отправили в черту нелегально поселившихся. Жившим на законных основаниях предписали покинуть Москву в месячный срок. Тех, кто не успевал выехать, отправляли по этапу. У многих не оказалось денег на проезд, и благотворительный еврейский комитет покупал им билеты до ближайшей станции в черте оседлости.
К 1897 году в мире было 7,5 миллионов евреев. На территории Российской Империи проживало приблизительно 5,25 млн. евреев, из коих 3,837 млн. жили в Европейской России. На Кавказе, в Сибири и Центральной Азии проживало 105 тыс. евреев. Евреи составляли свыше 50% городского населения Литвы и Белоруссии. В городах Украины проживало: русских - 35,5%, евреев - 30%, украинцев - 27%.
43,6% евреев составляли мелкие ремесленники, 14,4% - портные и швеи, 6,6% - плотники, 3,1% - слесари, остальные занимались торговлей и другими формами обслуживания или не имели определённых занятий. Русским языком в той или иной степени владели 24,6% евреев.
В 1903-1906 прошла вторая волна погромов. Погром начался в Кишинёве, перекинулся на многие еврейские местечки. Наибольшего размаха достиг одесский погром.
После подавления революции 1905-07 законодательство, касающееся евреев, продолжало ужесточаться, урезалась процентная норма для евреев в разнообразных учебных заведениях (исключая консерваторию, в которой было достаточно вакантных мест). Выпускники еврейских средних школ были лишены права поступления в государственные ВУЗы.
В 1912 Сенат запретил евреям занимать должности помощника присяжного поверенного, на которых они оказались после введённого ранее запрета на должности присяжного поверенного. Было приказано изгнать евреев со всех мест вне черты оседлости, поселившихся там незаконно. Это коснулось даже участников обороны Порт-Артура. Принцип "крещеный еврей становится христианином" был отброшен. То есть вот теперь уже антисемитизм проявился и на государственном уровне, не только на местах, и относился к национальности, а не к вероисповеданию. Закон 1912 содержал запрет на производство в офицерское звание детей и внуков обращенных. Некоторые члены Думы высказывались за запрещение хоронить новообращённых на христианских кладбищах.
С началом 1-ой мировой войны районы, заселённые евреями, оказались в зоне военных действий. Началось поголовное выселение из прифронтовых районов. В результате правительство вынужденно было временно упразднить черту оседлости, чтобы найти пристанище выселяемым из западных губерний евреям. Отменили обязательный для евреев годичный паспорт и разрешили получать бессрочный. Евреям все еще запрещалось селиться в столицах, в сельской местности, в областях Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, а также на курортах, где отдыхала царская семья. Евреям участникам войны и их детям разрешили поступать в высшие и средние учебные заведения сверх процентной нормы. Было частично разрешено принимать евреев в адвокаты.
Третья волна погромов в черте оседлости была самой долгой - с 1915 по 1921. На них нисколько не повлиял тот факт, что после отречения Николая 2-го Временным правительством были отменены все ограничения российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности. История черты оседлости на этом закончилась.
По идее, надо бы придумать какую то мораль. Считайте, что это история о том, что невозможно изменить культуру мерами административного воздействия. Может быть, если бы не было черты оседлости, евреи расселились бы по всей России, ассимилировались, и не было бы никакого еврейского вопроса. Схема, сработавшая с финнами и поляками, с евреями не сработала. А если бы сработала, еврейское государство, возможно, находилось бы не там, где сейчас, и называлось бы не Израиль.

Черта оседлости

До Первой мировой войны в России появилось как минимум восемь систематических обозрений действующих законоуложений правительства о евреях. Среди них - работы М. Мыша (1904, 1910), И. Гессена (1904), И. Фриде (1909), Л. Роговина (1913), Г. Ветлугина (1913), Я. Гимпельсона и Л. Брамсона (1914). Это тысячестраничные сборники, содержащие подборку государственных законов, разъяснения к ним Сената, запросы и жалобы в Сенат в связи с выполнением или невыполнением законов на местах.
Во времена Петра государственность и православие фактически слились, в каковом состоянии и пребывали до Февральской революции. И поэтому все иноверцы по сути своей считались людьми сомнительными, в этом нет ничего странного для таких условий. И все ограничения, накладываемые на иноверцев, в таких условиях были неизбежными - отказ от них был бы уже революцией, изменением основ государства.

Черта оседлости появилась вследствие раздела Речи Посполитой. Сначала евреи были фактически равны по правам всем другим гражданам Российской империи. Надо сказать, что Российская империя была в то время очень четко структуризованной страной, там все знали свое место и не обладали никакими демократическими свободами. Большая часть населения - крестьяне, все крепостные, государственные или помещичьи. Священнослужители пока не были освобождены от телесных наказаний. Дворяне служили государю, причем там, где велят, а не по свободному волеизъявлению. О возможности свободного перемещения мещан и купцов можно судить по рассылке о паспортах - они тоже не так уж и вольны. Казаков вообще безостановочно переселяли с места на место.
Так вот, у России появились новые земли, причем с населением. Зачем государства захватывают новые земли? Чтобы богатеть. Чтобы получать с присоединенных территорий налоги и увеличивать свой государственный доход.
В 1772 Россией, Австрией и Пруссией был осуществлен первый раздел Речи Посполитой. К Российской империи были присоединены Латвия и восточные белорусские земли. По этому разделу на территории России оказалось около 200 тысяч евреев. Безусловно, на этой территории жили не только евреи, латыши и белорусы тоже там наличествовали, но евреи были для России самым необычным приобретением. За ними было сохранено право на публичное отправление веры и владение собственностью. Сенатским указом 1776 было узаконено существование кагала.
Манифест о присоединении сохранял за евреями прежние права, которые они имели в Польше. Впервые были твёрдо установлены налоги. Было введено разделение народа на группы по социальному положению: мещане (имеющие капитал до 500 рублей) и купцы, чьё имущество превышало эту цифру. Как правило, евреи оказывались мещанами, и только небольшое количество попало в купеческое сословие (Указ 1780).
Согласно сенатскому указу 1785 евреям разрешалось жить в деревнях, брать на откуп производство и продажу спиртных напитков. Признавалось право евреев, записавшихся в купечество избирать и быть избранными членами магистрата, ратуш и городских судов. Религиозные дела были оставлены в ведении еврейских судов.

Новое, иноверческое население, говорящее на другом языке и привыкшее к большей свободе передвижения, к самоуправлению и самостийности, чем коренное российское население, оказалось непосредственно на территории России и стало нарушать установившее равновесие. Даже поглощая казаков, Российская империя не имела таких сложностей.

Екатерина II решила ограничить мобильность евреев. Указом 1791 евреям кроме обычных мест проживания было разрешено селиться в Белоруссии, Екатеринославском наместничестве и Таврической области. В указе было специально отмечено, что евреи не имеют права "записываться в купечество во внутренние российские города и порты". Запрещалось проживание евреев в центральных российских губерниях. Исключения делались для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, винокуров, пивоваров, и "вообще мастеров и ремесленников", лиц окончивших ВУЗы, приказчиков евреев-купцов 1-й гильдии.
Второй раздел Речи Посполитой был осуществлен в 1793 году. По этому разделу к России были присоединены правобережная Украина и центральная часть Белоруссии. В результате третьего раздела к России отошла западная часть Белоруссии. Соответственно, указом 1794 была узаконена расширенная черта оседлости евреев.
В 1795 к днепровскому бассейну присоединился, по третьему разделу Польши, бассейн Немана - Литовский край (Виленская и Гродненская губернии). Этим закончилось формирование черты оседлости на исходе XVIII века.
Как написано в энциклопедиях, она включала 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина), Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь), Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова). То есть это не была какая-то узкая полоска непригодной для жилья земли, это была большая территория, где евреи уже жили (вместе с белорусами, украинцами, латышами и молдаванами), то есть их не сгоняли с места. Это не резервация, не гетто. Это целая страна, причем большая, больше, чем, например, сейчас отдельно Литва или Беларусь, или Молдова. Это, между прочим, первое еврейское государство после долгого перерыва с библейских времен, где, поначалу, действовали не все Российские законы, была учтена культурная специфика.
Кстати, Российская империя вообще отличалась тем, что законы в разных частях территории были разными.

В 1804 Александр I утвердил Положение о евреях. Евреям запрещалось владеть питейными заведениями и постоялыми дворами в сельской местности. Это же Положение разрешало евреям обучаться в русских школах и университетах (но большая часть евреев не знала русского языка), открывать собственные школы, была отменена двойная подать с фабрикантов, ремесленников и земледельцев. На выборные должности могли избираться только владеющие русским, немецким или польским языками (по-моему, в этом нет дискриминации, на каком-то всем понятном языке они должны же были говорить). Евреям-земледельцам разрешалось проживать ещё в 2-х губерниях: Астраханской и Кавказской. Все выезжавшие за пределы черты оседлости, а также учащиеся и студенты были обязаны носить европейскую одежду
То есть первоначальная идея состояла в том, что постепенно евреи должны стать такими же гражданами Российской Империи как все - выучить язык, начать одеваться по-европейски. Поскольку государственной религией России было православие, перейдя в православие, еврей избавлялся от всех ограничений, критерием была именно религия, а не национальность.
На Венском Конгрессе (1815) к России была присоединена часть Польши, принадлежавшая до того Пруссии, под названием Царства Польского с некоторой автономией, но под управлением русского царя. Там тоже было много евреев, пользовавшихся широким самоуправлением. Царство Польское имело свою конституцию, свой парламент-сейм, свое войско, свою монетную единицу (злотый), таможенные границы с Россией. До 1868 запрещено было селиться в пределах "черты оседлости" евреям из Царства Польского и наоборот. В это же время, напоминаю, еще были проблемы с финнами, у которых тоже был особый статус, язык и культура, ну и теперь еще и с поляками, конечно. Финны и поляки, правда, не стремились в массовом порядке переселиться в центральную часть России, а евреи не хотели ассимилироваться и одновременно, не хотели тихо жить на одном месте и платить налоги.

С 1827 евреев стали брать в армию, до этого они были избавлены от воинской повинности, она заменялась для них денежным налогом. Квота для евреев была выше, чем для русских, но при этом четверть русского состава армии находилась на положении военнопоселенцев, Все остальные подданные российской империи служили в армии, когда пишут об ужасном положении евреев в Российской империи, упускают из виду, что их всего-то навсего, в большинстве случаев, пытались уравнять в правах со всем остальным населением. Поскольку для них это было ухудшением положения, реагировали они довольно бурно.
В пределах "черты оседлости" евреям запрещалось жить в селах, а также в Киеве (с 1827), Николаеве (в 1829-1866), Севастополе (с 1829) и Ялте (с 1837).
В "Положении о евреях" Николая I (1835) были представлены все действующие законы о евреях и добавлены новые. Введена норма для участия их в земском и городском самоуправлении. Как правило, все введенные тогда и позже нормы и квоты обосновывались тем, что доля евреев в населении России невысока, значит, невелика должна быть и их доля в самых разнообразных видах деятельности, практикуемой на территории России. В этом есть определенная административная логика. Это логично для государства, которое считает своим долгом прямо регламентировать все на его территории происходящее.
В 1843 опять выселяли евреев из Киева.
Указом 1844 были введены коренные изменения в системе еврейского образования. Были открыты, наряду с хедерами казённые еврейские училища и раввинские семинарии. Чтобы содержать эти учебные заведения, был введен специальный налог на свечи. Состоятельные семьи стали посылать своих детей в гимназии. В этом же году были упразднены кагалы и введено общее для страны управление. Участие представителей евреев в органах управления было ограниченным.
В 1851 Николай I подписал указ о разделении всего еврейского населения на 5 разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые и неоседлые мещане. Большинство евреев попало в разряд неоседлых мещан. Вы можете представить себе неоседлых мещан среди русского населения? Не было такого, все они были зарегистрированы, переписаны и жили на одном месте. А для евреев отделение оседлых от неоседлых оказалось настолько затруднительным, что вскоре указ был отменён.

Поменялся император.
По указу Александра II 1856 требования к рекрутам евреям были уравнены с требованиями для других национальностей, были упразднены школы кантонистов, все кантонисты моложе 20 лет были возвращены родителям. Послабления были сделаны и в политике ограничения районов проживания, разрешённых евреям. Последующими постановлениями разрешался приём на госслужбу имеющих учёные степени, разрешалось проживание купцов 1-ой гильдии вне черты оседлости, допускалась служба евреев в гвардии, производство в унтер-офицеры на общих основаниях, награждение орденами предписывалось осуществлять также, как и для солдат-мусульман.
В 1859-1865 были устранены запреты на проживание в столице отставных солдат евреев, разрешено имеющим научные степени свободно избирать род занятий, разрешено селиться за чертой оседлости купцам 2-й и 3-й гильдий, имеющим высшее образование, лицам, прошедшим воинскую службу на основе рекрутского устава, и их потомкам и членам их семей, фармацевтам, акушерам и дантистам. Были сняты ограничения на продвижение по служебной лестнице. С получением чина действительного статского советника разрешалось на общих основаниях присваивать потомственное дворянство. Временно проживать могли студенты, ученики ремесленников, купцы низших гильдий.
С 1864 начинают издаваться законы, вводящие ограничения, но по-настоящему волна ограничений началась в 1881 - после убийства Александра II и воцарения Александра III . Еще в 1880 МВД распространило циркуляр, запрещавший выселять из внутренних губерний незаконно поселившихся там евреев, все развивалось в сторону дальнейшей либерализации, а теперь началась реакция. Вообще надо отметить, чтогосударственная политика у нас все время колебалась - от либерализации к ужесточению режима и потом обратно и ужесточение и либерализация мер по отношению к евреям шла в русле общих изменений политики. Нельзя историю евреев в России рассматривать в отрыве от контекста.

В 1882, после погрома в Балте, в Петербурге собрался съезд представителей еврейских общин России. Правительство предложило им обсудить вопрос, каким образом "разредить еврейское население в черте его оседлости, имея в виду, что во внутренние губернии России евреи допущены не будут". Иными словами, власти предложили евреям новую альтернативу ассимиляции - эмиграцию. Много евреев уехало в Аргентину
В 1882 были введены через комитет министров "Временные правила", касавшиеся прав еврейского населения России. Позже они менялись и дополнялись.
Положения были обязательны для 15 губерний черты оседлости, исключая Царство Польское. Евреям запрещалось: вновь селиться в сельской местности, приобретать недвижимое имущество вне местечек и городов в черте оседлости, арендовать земельные угодья, торговать в воскресенье и христианские праздники. Фактически черта оседлости сократилась без изменения границ - за счет внутренних ограничений, мобильность еврейского населения была вновь уменьшена. Часто положения толковались произвольно в сторону ужесточения, с чем боролся Сенат. Местечки переименовывали в деревни, чтобы сократить переливание туда еврейского населения. В одной Херсонской губернии переименовали в деревни шестьдесят три местечка.
В сети есть много свидетельство того, что жить в черте оседлости было ужасно. Плотность населения была так велика, что мобильность была одним из способов выживания. Но, честно говоря, я не понимаю, почему. Позже приведены данные 1897 о количестве евреев и их расселении, их было около пяти миллионов. Территория черты оседлости была, как я уже говорила, очень велика. В Москве живет сейчас, допустим, 12 миллионов человек на очень малой для такого количества людей территории, мы, фактически, друг у друга на голове сидим, но никто не считает, что жить тут невыносимо, иначе бы уехали. Дело, значит, не в плотности населения. А в чем? Я не знаю. В культуре, наверное. Наверное, евреи просто не оседлые по сути своей. Вот посели цыганский табор на одном месте и не разреши переезжать с места на место, они же с ума сойдут. У евреев, конечно, другая культура, но, наверное, не предполагает оседлости. И как они в Израиле живут, не понимаю. Площадь Израиля меньше площади черты оседлости. Но это все мои измышления, не считайте их попыткой высказать истину.
Кроме того, я от всей души согласна, что этот период - с 1881 до февральской революции - был ужасным периодом в истории российских евреев, они почему-то всех ужасно раздражали и с ними активно боролись разнообразными способами.
В 1882 военный министр распорядился, чтобы в русской армии было не более 5% евреев-врачей и фельдшеров от общего медицинского персонала.
В 1886 была введена процентная норма для приема евреев в ВУЗы. В пределах черты оседлости процентная норма составляла для мужских гимназий и университетов в размере 10% от всех учеников, в остальной части России - 5%, в столицах - 3%. Тут, кстати, административная логика нарушена - в пределах черты оседлости евреи составляли значительно больший процент населения, чем 10. Это уже антисемитизм. Данные циркуляры были также выпущены в обход Госсовета через комитет министров "впредь до пересмотра всех законов о евреях", причем предполагалось, что права евреев будут не сокращены, а расширены.
В 1886 же из Киева выслали 2000 семейств, многие поселились на реке Днепр, на плотах и баржах, воспользовавшись тем, что временные правила не предусмотрели запрета на такой вид проживания.
В 1887 евреям, жившим в деревнях, запретили переезжать из одной деревни в другую. В этом же году из черты оседлости были исключены Таганрог и Ростов-на-Дону.
В 1889 министр юстиции Н.Манасеин провел в качестве временной меры постановление, приостанавливающее принятие в число присяжных поверенных "лиц нехристианских вероисповеданий: до издания особого закона". В секретной части постановления подчеркивалось, что министерство юстиции не будет выдавать разрешение на зачисление в присяжные поверенные ни одному еврею, пока не будет установлена соответствующая процентная норма по всей стране. На мусульман эта мера не распространялась.
В 1890 была проведена новая ограниченная земская реформа, которая лишила евреев права участвовать в органах местного самоуправления. Новое Городское Уложение 1892 совершенно устранило евреев от участия в выборах в органы городского самоуправления, как в черте, так и за ее пределами.
В конце 80-х - нач. 90-х гг. власти начали проводить чистку внутренних губерний от евреев. Полиция активно проводила облавы в Петербурге, Москве и других запрещенных для жительства евреев городах. Ловили не только незаконно поселившихся (многие фиктивно записывались подмастерьями к ремесленникам, лакеями к лицам с высшим образованием и пр.), но и всех нарушивших законодательство о пребывании ремесленников во внутренних губерниях. Впрочем, в этом опять-таки есть административная логика - законы издаются для того, чтобы их соблюдали, и не только то, что проводились эти меры в антисемитское время, привело к действиям жестоким и негуманным. Вот сейчас, например, начинают людей выселять, если они долго не платят за квартиру, а не делают они этого, потому что у них денег нет. Конечно, это ужасно и не гуманно. Но за квартиру-то платить тоже надо, то есть законная причина их выселять есть. Законы - вообще вещь ужасная и негуманная.
Но вернемся к евреям.
Право на постоянное жительство в Москве, дарованное николаевским солдатам, отслужившим 25 лет в армии, было в 1891 отнято, тогда вообще из Москвы произошло массовое выселение евреев. Их тогда проживало там 25-30 тысяч, в том числе большое количество незаконно поселившихся. 28 марта 1891 в первый день праздника Песах был опубликован указ, отменяющий для Москвы и Московской губернии прежние привилегии для евреев-ремесленников. Указ запретил евреям-ремесленникам, винокурам, пивоварам и вообще мастерам и ремесленникам вновь поселяться в Москве и Московской губернии, а находившиеся там должны были вернуться в черту оседлости. Сначала по этапу отправили в черту нелегально поселившихся. Жившим на законных основаниях предписали покинуть Москву в месячный срок. Тех, кто не успевал выехать, отправляли по этапу. У многих не оказалось денег на проезд, и благотворительный еврейский комитет покупал им билеты до ближайшей станции в черте оседлости.
К 1897 году в мире было 7,5 миллионов евреев. На территории Российской Империи проживало приблизительно 5,25 млн. евреев, из коих 3,837 млн. жили в Европейской России. На Кавказе, в Сибири и Центральной Азии проживало 105 тыс. евреев. Евреи составляли свыше 50% городского населения Литвы и Белоруссии. В городах Украины проживало: русских - 35,5%, евреев - 30%, украинцев - 27%.
43,6% евреев составляли мелкие ремесленники, 14,4% - портные и швеи, 6,6% - плотники, 3,1% - слесари, остальные занимались торговлей и другими формами обслуживания или не имели определённых занятий. Русским языком в той или иной степени владели 24,6% евреев.
В 1903-1906 прошла вторая волна погромов. Погром начался в Кишинёве, перекинулся на многие еврейские местечки. Наибольшего размаха достиг одесский погром.
После подавления революции 1905-07 законодательство, касающееся евреев, продолжало ужесточаться, урезалась процентная норма для евреев в разнообразных учебных заведениях (исключая консерваторию, в которой было достаточно вакантных мест). Выпускники еврейских средних школ были лишены права поступления в государственные ВУЗы.
В 1912 Сенат запретил евреям занимать должности помощника присяжного поверенного, на которых они оказались после введённого ранее запрета на должности присяжного поверенного. Было приказано изгнать евреев со всех мест вне черты оседлости, поселившихся там незаконно. Это коснулось даже участников обороны Порт-Артура. Принцип "крещеный еврей становится христианином" был отброшен. То есть вот теперь уже антисемитизм проявился и на государственном уровне, не только на местах, и относился к национальности, а не к вероисповеданию. Закон 1912 содержал запрет на производство в офицерское звание детей и внуков обращенных. Некоторые члены Думы высказывались за запрещение хоронить новообращённых на христианских кладбищах.
С началом 1-ой мировой войны районы, заселённые евреями, оказались в зоне военных действий. Началось поголовное выселение из прифронтовых районов. В результате правительство вынужденно было временно упразднить черту оседлости, чтобы найти пристанище выселяемым из западных губерний евреям. Отменили обязательный для евреев годичный паспорт и разрешили получать бессрочный. Евреям все еще запрещалось селиться в столицах, в сельской местности, в областях Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, а также на курортах, где отдыхала царская семья. Евреям участникам войны и их детям разрешили поступать в высшие и средние учебные заведения сверх процентной нормы. Было частично разрешено принимать евреев в адвокаты.
Третья волна погромов в черте оседлости была самой долгой - с 1915 по 1921. На них нисколько не повлиял тот факт, что после отречения Николая 2-го Временным правительством были отменены все ограничения российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности. История черты оседлости на этом закончилась.
По идее, надо бы придумать какую то мораль. Считайте, что это история о том, что невозможно изменить культуру мерами административного воздействия. Может быть, если бы не было черты оседлости, евреи расселились бы по всей России, ассимилировались, и не было бы никакого еврейского вопроса. Схема, сработавшая с финнами и поляками, с евреями не сработала. А если бы сработала, еврейское государство, возможно, находилось бы не там, где сейчас, и называлось бы не Израиль.
Людмила Бирюкова



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: