Андалусия- мусульманская испания. Арабское господство в испании

Сыграли ее географическое расположение, запасы природных ископаемых и плодородные земли. Занимая южную оконечность Иберийского полуострова, Андалусия располагается между Средиземным морем и Атлантическим океаном и, наряду с Марокко, лежит на пути из Европы в Африку. История этого края неразрывно связана с историей европейской цивилизации и Средиземноморского региона. По мнению ряда исследователей, по территории сегодняшней Андалусии , пролег путь первых людей, пересекших Гибралтарский пролив и ступивших на европейский континент. Со времен неолита на землях Андалусии сохранилось несколько мегалитов, в том числе исполинский дольмен Менга, расположенный вблизи города Антекера. Среди находок археологов – следы городов Лос-Мильярес и Эль-Аргар, существовавших в бронзовом веке.

Легенда также гласит, что в Башне Комарес Христофор Колумб убедил Фердинанда II дать разрешение на поиски пути в Индию, а Королева Изабелла Кастильская предложила свои драгоценности для финансирования экспедиции.

Как рассказывает легенда, греко-латинский бог Геркулес отделил Европу от Африки Гибралтарским проливом, создав Средиземное море. Таким образом Геркулес, сын Зевса, превратился в символ до такой степени, что сегодня его изображение вместе с двумя мифическими колоннами имеется на гербе зелено-белого андалузского флага.

Греки и карфагеняне пришли позднее. В III веке до н.э. Рим присоединил эти земли Бетики к своей империи. В течение семи веков эта провинция поставляла металлы, растительное масло, пшеницу и вино .

Взамен она получила язык и надёжную инфраструктуру. Кроме того, в Андалузии родились Траян и Адриан, двое из просвещённых императоров, властивших империей.

Закат Римской империи привёл к тому, что в 411 году н.э. вандалы с другого берега Рейна поселились в долине Гвадалквивира. Но их присутствие продолжалось недолго.

В ходе Реконкисты христиане использовали это название по отношению к югу полуострова, позже название закрепилось за последней захваченной территорией. Хотя большинством учёных отстаивается версия происхождения названия от слова «вандал» (Вандалусия), топоним «Аль-Андалус» впервые появился в мусульманской нумизматике после захвата полуострова.

Аль-Андалус отождествлялся с Испанией (Hispania), на многочисленных найденных в Андалусии монетах использовались оба термина как равнозначные.

В 711 году начинается вторжение ислама, и новый этап расцвета наступает на этих землях. В течение восьми веков арабская цивилизация превращает Аль-Андалуа в самую процветающую, развитую и изысканную область Запада. Кордовский Халифат источает богатство и знания. Всё это наследие всё ещё сохраняется в восьми андалузских провинциях .

Политическое разложение этой культуры вдохновило христианских королей на завершение Реконкисты. В 1212 году христианские войска одержали победу под Навас-де-Толоса к северу от Хаэна .

500 гг. до н.э. – греков вытесняют с полуострова карфагеняне.

В 264-201 гг. до н.э. заканчивается кровопролитная война между Римом и Карфагеном за господство на Иберийском полуострове. В этой войне побеждает Рим.

В 1-ом веке нашей эры на территории Андалусии начинает строиться и процветать римская провинция Бетика со столицей Кордуба (Кордова в современном мире).

Очень быстро происходит строительство акведуков, театров, храмов, превращая Бетику в один из самых процветающих регионов, а Кордубу в самый богатый город Иберийского полуострова. Христианская религия в этот момент времени становится государственной.

В 400-475 гг. н.э. германские племена изгоняют с земель Андалусии вестготов, являющихся союзниками Римской империи, которая постепенно приходит в упадок.

Вестготы не повлияли на развитие местной культуры , оставив после себя только арку в виде замка, проект которой в дальнейшем использовали в своих сооружениях мавры, вытеснившие вестготов на север .

В 711 году идет раскол среди аристократов, который спровоцировал появление мусульманских войск, выступавших в поддержку одной из партий. В армии преобладали берберы, но верхушку занимали мавры, поэтому их язык был доминирующим.

Очень скоро мавры получают власть почти над всем Иберийским полуостровом, кроме Страны Басков и некоторых северо-западных частей. Всю завоёванную территорию мавры называют Аль-Андалусом.

Габсбургов погубил инцест, проще говоря, кровосмешение. Многочисленные браки между родственниками, в конце концов, привели к вырождению самой могучей фамилии в Европе.

Последним стал Карл II Одержимый, отличавшийся благодаря генетическим изменениям редким уродством и болезненностью. С уходом Габсбургов закончился Золотой век испанской культуры .

В 756 году н.э. Кордову делает своей столицей наследник Омейской династии, взошедший на престол под именем Абдерраман 1. Новый правитель всячески поддерживает развитие культуры и ведет политику религиозной терпимости.

929 год – провозглашается независимый халифат Аль-Андалус. В этот период государством правит Аберраман III. На данном временном отрезке Кордова представляет собой самый развитый город во всей Западной Европе в сферах культуры , образования и религии.

В 1031 году властный правитель халифата Альмансор погибает. А ему на смену приходит слабый Ишама II, который не смог воспрепятствовать разделению халифата на несколько княжеств под названием таифас.

В 1085 году происходит религиозный раскол, потому что некоторые княжества добровольно принимают христианства, остальные же, напротив, обращаются за помощью к одной из религиозных сект берберов.

После прихода к власти альморавидов, христианам становится невыносимо жить на этой территории.

С 1091 по 1147 годы альморавидов изгоняют с Иберийского полуострова более терпимые к различным религиям, но такие же воинственные альмоады. Альмоады пытаются объединить все берберские государства в один халифат.

В 1236 году происходит захват Кордовы христианами, а в последующие 12 лет мусульмане теряют свои владения в Севилье, Марбелье и Малаге . Большая часть городов всего средиземноморского побережья входит в состав государства Гранада , являющегося еще очень долгое время оплотом мавров.

Наполеон запретил Франции покупать хлопок у англичан. В планах Наполеона было использовать Андалусию для выращивания хлопка, необходимого французским текстильщикам.

В 1469 году официальным браком сочетаются два сильнейших правителя: Фернандо – правитель Арагона и Исабель, являющаяся королевой Кастилии.

Объединенные земли становятся королевством под названием Испания, а супружеская чет продолжает вести войну, захватывая мусульманские города для присоединения к новому государству.

В 1492 году происходит падение Гранады . Христофор Колумб параллельно этим событиям со своей экспедицией открывает Америку.

В этот же момент с территории Андалусии изгоняются иудея, что ведет к упадку экономики, потому что многие специалисты в сельском хозяйстве и экономике покидают страну.

В период с 1500 по 1600 годы испанские короли Карлос 1 и Филипп II вкладывают большие средства, полученные от колоний, на завоевание новых территорий и продолжают гонения мусульман.

На юном побережье Коста дель Соль строятся новые христианские храмы в стиле той эпохи. Это был период золотого века государства Испания, но процветала в этот момент только Севилья , получившая возможность торговать с Новым Светом.

В 1600-м году закат испанского государства, который произошел по причине растраты средств, приобретенных благодаря захвату американских колоний.

В 1609 году идет изгнание мавров, не желающих принимать христианство.

Королевство Испания, государство на юго-западе Европы, занимающее 85% территории Пиренейского п-ова. Испания вместе с Балеарскими и Канарскими островами занимает площадь 504 750 кв. км. Два прибрежных города в Северной Африке, Сеута и Мелилья, также входят в состав Испании.

Происхождение населения Испании связано с неоднократными нашествиями разных народов.
Этнические и расовые различия Испании не препятствовали многочисленным смешанным бракам. В результате многие представители второго поколения мусульман оказались людьми смешанных кровей. После восстановления христианства в Испании были приняты указы против иудеев (1492) и против мусульман (1502). Этим группам населения приходилось выбирать между принятием христианства и изгнанием. Тысячи людей были ассимилированы испанским этносом.

Во внешнем облике испанцев и их культуре сильно выражены афро-семитские и арабские черты, что дало повод для крылатой фразы «Африка начинается на Пиренеях».

В 2004 в Испании проживало 40,28 млн. человек.

Официальный язык Испании – испанский, часто называемый кастильским.

Государственная религия Испании – римско-католическая. Большинство испанцев католики. Имеется небольшое количество протестантов, cвыше 500 тыс. мусульман и ок. 15 тыс. иудеев.

Религия в жизни общества

Католицизм имеет статус государственной религии и 30% школьников обучаются в католических школах. По закону 1966 года были введены свобода вероисповедания и право религиозных меньшинств публично отправлять культовые обряды и содержать конфессиональные организации. Ранее небольшим протестантским и еврейским общинам было запрещено иметь собственные школы, готовить духовенство, совершать богослужения в армии и издавать газеты. В настоящее время отношение многих испанцев к религии носит довольно формальный характер. В Андалусии быстрыми темпами возрождается мусульманство.

Архитектура и изобразительное искусство

Арабы принесли в испанское искусство развитую культуру орнамента и оставили ряд великолепных памятников архитектуры в мавританском стиле, среди них мечеть в Кордове (8 в.) и дворец Альгамбра в Гранаде (13–15 вв.).

История

Название «Испания» – финикийского происхождения. Римляне использовали его во множественном числе (Хиспаниа) для обозначения всего Пиренейского п-ова.

Христианство проникло в Испанию через Андалусию во 2 в. н.э., и к 3 в. в главных городах уже существовали христианские общины.

Арабское господство и начало Реконкисты.

Победа арабов в битве на р.Гуадалете в Южной Испании 19 июля 711 и гибель последнего короля вестготов Родериха два года спустя в битве у Сегоюэлы предрешили судьбу вестготского королевства. Арабы стали называть захваченные ими земли Аль-Андалус. До 756 они управлялись губернатором, который формально подчинялся дамасскому халифу. В том же году Абдаррахман I основал независимый эмират, а в 929 Абдаррахман III присвоил себе титул халифа. Этот халифат с центром в Кордове просуществовал до начала 11 в. После 1031 Кордовский халифат распался на множество мелких государств (эмиратов).

К тому времени, когда Абд аль-Рахман достиг Испании, арабы уже закрепились на Пиренейском полуострове. Их пребывание и жизнь там вписали одну из самых славных глав в истории ислама.
После того, как Шарль Мартель установил заслон походам на Францию, мусульмане решили сосредоточить всё внимание на южной области Испании - Андалусии, которую они называли Аль-Андалус и построили там цивилизацию, значительно превосходившую те, что когда-либо знала Испания. Властвуя мудро и справедливо, они проявляли высокую терпимость к христианам и евреям, что побудило впоследствии многих из них принять Ислам. Кроме того мусульмане развивали и совершенствовали торговлю и сельское хозяйство, покровительствовали искусствам, вносили значительный вклад в развитие науки и создали в Кордобе наилучшую на то время инфраструктуру в Европе.

К десятому столетию Кордоба могла похвастать населением в 500000 человек (тогда как, например, в Париже в то время насчитывалось около 38000 жителей). Согласно летописи тех дней, в городе к тому времени было построено 700 мечетей, около 60000 дворцов и 70 библиотек, в одной из которых по имеющимся сообщениям находилось 500000 манускриптов. В Кордобе было более 900 публичных бань, впервые в Европе появились уличные фонари. В пяти милях за городом размещалась резиденция халифа Мадинат аль-Захра. Строительство этого комплекса из мрамора, гипса, слоновой кости и оникса, заняло сорок лет. В те времена - до разрушения в 11-м веке - его считали одним из чудес света. Его реконструкция и восстановление, начатые в первых годах двадцатого столетия, всё ещё продолжатся.
Тем не менее, к 11-му веку слабое сопротивление христиан начало расти и войска под предводительством Альфонсо Шестого вновь заняли Толедо. Это было началом исторического периода, называемого христианами Реконкистой. Оно отчётливо обозначило главную проблему, что омрачала ту благородную и грациозную эпоху: неспособность многочисленных правителей Исламской Испании сохранять и поддерживать единство. Когда множественные христианские королевства начали представлять серьезную угрозу, ослабленные междоусобицами мусульманские правители были вынуждены обратиться за помощью к Альмоваридам, североафриканской берберской династии. Альмовариды сокрушили восставших христиан, однако в конечном итоге сами захватили власть. В 1147г. Альмовариды в свою очередь были разгромлены Альмохадами - еще одним союзом берберских племен.
Несмотря на то, что подобные внутренние распри и междоусобная вражда никоим образом не были необычными по тем временам - христианские королевства также непрестанно воевали между собой - они, тем не менее, ослабляли силу мусульман в то самое время, когда христиане начали создавать сильные союзы и альянсы, формировать могущественные армии и готовиться к походам и кампаниям, которые в более поздние времена положили конец Арабскому правлению в Европе.

Тем не менее, арабы не собирались с лёгкостью сдаваться; Аль-Андалус была также и их родиной. Постепенно, однако, они вынуждены были отступать - вначале из Северной Испании, затем из её центральной части. К тринадцатому столетию их когда-то обширные и протяженные владения уменьшились до размеров нескольких разбросанных глубоко в горах Андалусии княжеств, которые, однако, не только боролись за выживание, но и процветали.

Одновременно удивительным и впечатляющим было то, что именно за последние два века своего правления арабы и создали то великолепное королевство, которое больше всего их прославило - Гранаду. Кажется, будто во время своего медленного отступления на юг они вдруг осознали, как писал Вашингтон Ирвин, себя народом без страны, и приступили к строительству величественного памятника - Альхамбры, цитадели, возвышающейся над Гранадой, которую писатель-современник оценил как "великое чудо цивилизованного мира".

Постройка Альхамбры началась в 1238г. Мухаммадом ибн аль-Ахмаром, который во время осады Гранады королем Арагона Фердинандом явился в его шатёр и смиренно пообещал стать в обмен на мир и безопасность его народа вассалом короля.

То решение было необходимым, хоть и трудным, особенно, когда Фердинанд потребовал от него согласно заключённому договору предоставить войска в помощь христианам против мусульман при осаде Севильи в 1248г. Верный своему слову, Ибн аль-Ахмар исполнил просьбу короля Арагона, и Севилья пала перед христианами. Но, вернувшись в Гранаду, где ликующие толпы людей приветствовали его как победителя, он раскрыл бурю, бушевавшую в его душе, коротким и горестным возгласом: "Нет победителя, кроме Бога".

Вначале выстраиваемая как крепость, Альхамбра в правление преемников Ибн аль-Ахмара постепенно разрасталась в выдающийся комплекс изысканных восхитительных зданий, укромных внутренних дворов, прозрачных бассейнов и скрытых от глаз садов. Позднее, после смерти Ибн аль-Ахмара, и сама Гранада также перестраивалась и реконструировалась, и стала, как писал один из арабов, посетивших ее: "подобна серебряной вазе, наполненной изумрудами".

Тем временем христианские короли выжидали. Беспрестанно и непреклонно наступая, они захватили Толедо, Кордобу и Севилью. Уцелела лишь Гранада. В 1482г. произошла очередная мелкая ссора между её правителями, которая привела к расколу мусульманского союза на две враждебные группировки. Этим воспользовались два сильных христианских монарха: Фердинанд и Изабелла заключили брачный союз и объединили свои королевства. В итоге спустя десять лет Гранада пала. Второго января 1492г. - в год, когда они снарядили экспедицию Колумба в Америку, - Фердинанд и Изабелла подняли флаг христианской Испании над Альхамброй и Боабдиль, последний мусульманский правитель в горести отправился в изгнание, сопровождаемый разгневанной престарелой матерью: "Оплакивай, подобно женщине, город, который ты не сумел защитить как мужчина!".

Причины падения.

В известной мере единство халифата всегда было иллюзорным. Огромные расстояния и трудности сообщения усугублялись расовыми и племенными конфликтами. Между политически господствовавшим арабским меньшинством и берберами, составлявшими большинство мусульманского населения, сложились крайне враждебные отношения. Этот антагонизм еще больше обострился из-за того, что лучшие земли доставались арабам. Положение усугублялось наличием прослоек мулади и мосарабов – местного населения, в той или иной степени испытавшего мусульманское влияние.

Мусульмане фактически не смогли установить господства на севере Пиренейского п-ова. В 718 отряд воинов-христиан под началом вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга.

Постепенно продвигаясь к р.Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия (territorium castelle – в переводе «земля зáмков»); уместно заметить, что еще в конце 8 в. мусульманские летописцы называли ее Аль-Кила (зáмки). На ранних этапах Реконкисты возникли христианские политические образования двух типов, различавшиеся по географическому положению. Ядром западного типа было королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в 10 в. стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоёванные у мусульман.

В 1137 Каталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в 13 в. значительно расширилось к югу (до Мурсии), присоединив также Балеарские о-ва.

Однако эти крупные достижения были не столько результатом рвения крестоносцев, сколько следствием слабости и разобщенности правителей тайф (эмиратов на территории Кордовского халифата). В ходе Реконкисты случалось, что христиане объединялись с мусульманскими правителями или, получив от последних большую мзду (parias), нанимались защищать их от крестоносцев.

Завершение Реконкисты

Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории были почти полностью очищены от мусульман, центральные и южные районы, кроме самого города Валенсия, населяли в основном мудехары (мусульмане, которым было разрешено остаться). Зато в Андалусии после крупного мусульманского восстания в 1264 политика кастильцев полностью изменилась, и почти все мусульмане были выселены.

Описывая судьбу Ислама в Испании, Ирвинг пришёл к заключению, что мусульмане были стремительно изгнаны из Испании. Никогда прежде изгнание народа не было столь масштабным. При переселении в Северную Африку и в другие земли многие мусульмане несли с собой остатки испанской эры и, таким образом, сумели внести значительный вклад в материальную и культурную жизнь приемных земель.
Большая часть переселения, однако, наступила позже. Вначале большинство мусульман оставались в Испании: им, отрезанным от своих первоначальных корней временем и расстоянием, просто некуда было идти. Кроме того, вплоть до наступления эпохи Инквизиции условия жизни в Испании не были тяжёлыми. Христиане позволяли мусульманам работать, служить в армии, владеть землей и даже исповедовать их религию. Все эти уступки были обусловлены важностью присутствия мусульман для продолжавшегося в то время процветания экономики Испании. Но затем, во времена Инквизиции, у мусульман были отобраны все права, жизнь их стала невыносимо трудной, и многие из них начали покидать эту землю. В конце концов, в начале 17-го века оставшиеся в Испании мусульмане были изгнаны.

Кордова.

«Вдруг вступаешь в лес мраморных колонн, глаза разбегаются в бесчисленных рядах их,
теряющихся в призрачной дали; редкие маленькие окна едва пропускают свет, так что полусумрак, царствующий здесь, еще более увеличивает необыкновенность впечатления».

Русский путешественник В.П. Боткин

Уже почти 500 лет не существует страны аль-Андалус, название которой переняла историческая область на юге Испании - современная Андалусия. Однако духовное и материальное наследие аль-Андалуса живёт и сегодня, особенно в арабском мире.

При исследовании истории государства аль-Андалус учёных особенно привлекает период его наивысшего расцвета - IX-XI века. В это время страна была единой и могучей, управлялась независимыми эмирами, а потом халифами, которые блеском и роскошью двора затмевали правителей Багдада. Центром страны в 717 году стал город Кордова, располагавшийся в излучине реки Гвадалквивир, пересекающей Андалусскую равнину с северо-востока на юго-запад, близ южных склонов Сьерра-Морены.

Всё лучшее, что в течение веков было связано с историей и расцветом Кордовы, сосредоточено в её знаменитой мечети. Мечеть была заложена в 785 году эмиром Абд ар-Рахманом I на месте вестготской церкви Святого Висенте, которую эмир за большие деньги выкупил у христианского населения Кордовы. Мечеть обнесли стенами, которые кажутся бесконечными, так как строители не выделяли их над городскими строениями, а применили своеобразный способ их возведения. В зависимости от рельефа местности высота стен колебалась от 8 до 20 метров: там, где рельеф понижается к Гвадалквивиру, стены словно вырастают до своей предельной высоты. Прежде вдоль них шла колоннада, защищавшая пешеходов от дождя и солнца.

Через ворота колокольни можно пройти во внутренний двор мечети - Апельсиновый, в котором расположены 5 фонтанов для омовения.

Кордовская мечеть знаменита не столько своей более чем 1000-летней историей, сколько разноцветными мраморными колоннами, хотя многие из них были уничтожены. Колонны поддерживают двойные, расписанные двумя цветами арки, и это производит чарующее, ни с чем несравнимое впечатление. Высота колонн - чуть больше трех метров, но она искусственно увеличена сложнейшей системой подковообразных двухъярусных арок, расцвеченных красновато-коричневыми и белыми полосами. Длинные, расходящиеся во все стороны коридоры колонн и бесконечное повторение арок производят впечатление безграничного пространства, которое как будто поглощает находящегося в нем человека. Многие исследователи сравнивали внутреннее пространство кордовской мечети с пальмовым лесом: эмир Абд ар-Рахман I очень любил пальму и даже посвятил этому дереву стихотворение.

Мечеть в Кордове не раз расширялась и обновлялась. При Абд ар-Рахмане II в мечети было добавлено 7 поперечных нефов.

Кордовский халиф Абд ар-Рахман III построил новый минарет, который арабские историки считали прототипом знаменитой севильской Хиральды. Но самой прекрасной частью мечети был пышно декорированный михраб, перед которым при Хакеме II было воздвигнуто купольное помещение. Этот правитель для украшения михраба специально выписал из Византии искусных мастеров.

Когда в Испании была завершена Реконкиста, новые властители переделали мечеть в христианский храм. Еще в XIII веке там были заложены пролеты, соединявшие внутренние помещения мечети с Апельсиновым двором. Вскоре новые богатые кордовские семьи вдоль внутренних стен бывшей мечети, не меняя её общей планировки, стали строить собственные капеллы.

Существенные изменения произошли в XVI веке, когда в центре мечети была сооружена церковь. Население Кордовы было против этого строительства, по поводу возведения церкви разгорелись нешуточные страсти. И тогда после долгих споров архиепископ Кордовы обратился к императору Карлу V, который и дал разрешение на строительство церкви внутри мечети. Однако, при посещении Кордовы в 1526 году, император уже сожалел о своём согласии, якобы сказав следующее: «Вы построили то, что можно было построить, где угодно; и разрушили то, что было единственным в мире!». Стены церкви оказались выше кровли мечети.

После XIII века в судьбе Кордовы мало что менялось, славой города стало величие его исторического прошлого и культуры, а также красота архитектурных памятников стиля «мудехар», чарующая всех до сегодняшнего времени.

Современная Испания

Сегодня Ислам в Испании является второй по числу последователей религией после христианства. Он был признан официальной религией в 1967, когда вышел закон о свободе вероисповедания.

По разным данным сегодня в Испании проживают около 1,5 млн. мусульман, преимущественно выходцы из Марокко, Алжира, Пакистана и Сенегала. В книге, изданной Арабским Домом при министерстве иммиграции, говорится, что крупнейшая мусульманская община на территории Испании – 300 тыс. человек – проживает в провинции Каталония. Провинция Андалусия, что на юге страны, стала домом для 120 тысяч мусульман, за ней следует Мадрид, в котором проживают 80 тысяч.

Испании около 450 мечетей и молельных залов, из них лишь 13 крупных мечетей и исламских центров. По словам члена парламента Мохамед Эль-Шаеб, испанские мусульмане нуждаются в большем количестве больших мечетей.

Однако строительство больших мечетей во многих районах Испании практически невозможно. Так, в Севилье мусульмане уже многие годы безуспешно борются за разрешение на сооружение своей джума-мечети.

ЛИТЕРАТУРА
Надежда Ионина
Онлайн Энциклопедия Кругосвет
Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании, тт. 1–2. М., 1951
Майский И.М. Испания 1808–1917. М., 1957
Современная Испания. М., 1983
Испания. М., 1993

  • 3078 просмотров

ИБН АЛЬ-КУТЫЙЯ

ИСТОРИЯ ЗАВОЕВАНИЯ АНДАЛУСИИ

Во имя Аллаха, милостивого, милосердного, да благословит и охранит Аллах господина нашего Мухаммада, со всем родом его и сподвижниками.

Рассказывают, что у готов последним царем в Андалусии был Гитица , который скончался, оставив троих сыновей. Старшего из них звали Оломонд, среднего - Ромуло, а младшего - Артабас. Когда Гитица умер, сыновья были еще малыми детьми, и царством правила их мать. Столицей государства готов был город Толедо.

Однако Родерик, военачальник покойного правителя, восстал против царицы и вместе с верными ему людьми захватил столицу, изгнав оттуда сыновой Гитицы.

Когда же у берегов появились арабы и Тарик ибн Зияд - военачальник халифа из рода Омайядов, аль-Валида ибн Абд аль-Малика,- ступил на землю Андалусии, Родерик послал гонцов к сыновьям Гитицы, которые к тому времени возмужали и стали доблестными рыцарями, и в своих посланиях призывал их встать на защиту царства готов, дабы ударить по врагу всем вместе, одним кулаком. Сыновья Гитицы откликнулись на этот призыв, собрали войска и явились к Родерику, но, не доверившись ему, со своими войсками остановились в Секунде, недалеко от Кордовы.

Родерик вышел к ним навстречу, а затем они все вместе выступили на сражение с Тариком. Но когда войска арабов и готов встали друг против друга, изготовившись для боя, Оломонд и его братья сговорились предать Родерика. Они тайно послали ночью гонца к Тарику, сообщив ему, что Родерик был одним из псов царя Гитицы, их отца, и послушно служил ему, но потом захватил власть и овладел троном отца. Они предлагали Тарику заключить с ними мир, обещали утром перейти со своими войсками на его сторону при условии, что он вернет им отцовские земли в Андалусии, все имения его, которых было около трех тысяч. Потом эти имения стали называться “королевскими” владениями.

Тарик принял их условие, и утром сыновья Гитицы со своими войсками перешли на сторону арабов, и это было причиной завоевания Андалусии. Явившись к Тарику, сыновья Гитицы спросили его: “Ты сам по себе эмир или над тобой есть еще эмир?” Тарик ответил: “Надо мною - эмир, а над ним - еще эмир”. Затем Тарик разрешил им встретиться с правителем Магриба Мусой ибн Нусайром, которому был подвластен, а Муса в то время находился в Ифрикийи , что неподалеку от страны берберов.

Оломонд просил Тарика подтвердить грамотой их договоренность, чтобы в ней содержались те условия, на которых они заключили мир с Тариком. Полководец apaбов сделал то, что они просили, и они направились к Мусе. Они нашли его, когда он собирался уже переправляться в Андалусию, и вручили ему грамоту от Тарика, где было записано, что они согласны повиноваться apабам на таких-то условиях. Но Муса отправил их к халифу аль-Валиду ибн Абд аль-Малику в Дамаск. Там они встретились с халифом, и тот подтвердил грамоту Тарика и велел составить подобную грамоту для каждого из сыновей Гитицы, и в ней было записано, что им даруется право не вставать, когда кто-нибудь входит к ним или выходит от них, и это было сделано из почтения к их царскому сану.

Потом они вернулись в Андалусию и жили там, окруженные почетом и уважением. Оломонд скончался, оставив дочь, это и есть Сара аль-Кутыйя Готская, и е двух сыновей, бывших в год смерти отца малыми Один из них стал потом епископом Севильи, а второй, имя которому Аббас , скончался в Галисии.

Но младший, Артабас, вознамерился расширить владения, решив захватить имения своих братьев, и слуилось это в начале правления халифа Хишама ибн Абд аль-Малика. Оломонд всегда предпочитал Севилью, где у него была тысяча селений; расположенных на западе Андалусии. Артабас постоянно жил в Кордове, и у него тоже была тысяча селений, только в центре Андалусии. К потомкам Артабаса принадлежит комес Абу Саид... Что же касается Ромуло, то он был также владельцем тысячи селений на востоке Андалусии и постоянно жил в Толедо. Из его потомков можно назвать Хафса ибн аль-Барра, кади местных мусульман-неарабов .

Когда Артабас начал притеснять братьев, Сара, дочь Оломонда, приказала построить в Севилье корабль и, когда он был готов, взяла с собой малолетних братьев и отплыла на этом корабле в Сирию. Высадившись в Аскалоне, Сара держала дальше путь по пустыне и, прибыв в Дамаск, припала к вратам халифа Хишама ибн Абд аль-Малика, напомнила ему о себе и о договоре, который ее отец заключил с халифом аль-Валидом, и пожаловалась Хишаму на своего дядю Артабаса, прося восстановить справедливость.

Халиф Хишам допустил Сару до себя, и, войдя к нему, она увидела Абд ар-Рахмана ибн Муавию , будущего эмира Андалусии, который был тогда еще юношей. Абд ар-Рахман запомнил это, и, когда позже Сара приезжала в Кордову, он принимал ее у себя в присутствии своих детей, чтобы почтить ее и показать свое расположение.

Халиф приказал составить для Сары грамоту и отправил ее к Ханзале ибн Сафвану, эмиру Ифрикийи, наказав проследить за исполнением договора, заключенного аль-Валидом.

Халиф Хишам выдал Сару замуж за Ису ибн аль-Музахима, и они вместе отбыли в Андалусию, где им вернули их владения. Этот Иса ибн аль-Музахим положил начало роду Ибн аль-Кутыйя. Иса умер в тот год, когда эмиром Андалусии стал Абд ар-Рахман ибн Муавия, а руки Сары стали добиваться Хамза ибн Муламис аль-Мазхаджи и Умайр ибн Сайд. Эмир Абд ар-Рахман решил их спор в пользу Умайра, и потомки их были самыми знатными людьми в Севилье...

А теперь вернемся к тем временам, когда встретились на поле боя Тарик с Родериком, и было это в долине около города Сидона, и Аллах обратил в бегство Родерика и его войско. И бежал, отягощенный своим оружием, Родерик, спасаясь от мусульман, и бросился в протекавшую поблизости глубокую реку, и больше никто его не видел, и тело его не было найдено.

А вот что еще рассказывают о причинах поражения Родерика. Говорят, что у царей готов в Толедо был замок, где хранился деревянный ларец, и в нем лежали четыре Евангелия. И готы так почитали этот замок, что никогда не отпирали его врата. И если кто-нибудь из правителей готов умирал, то на стене замка писали его имя.

Когда же власть захватил Родерик, то стал носить царский венец, чем вызвал недовольство своих подданных, а потом решил открыть двери того замка и достать ларец с Евангелиями. Он так и сделал, хотя приближенные предостерегали его. И, открыв двери замка, Родерик вошел вовнутрь и увидел на стенах изображения всадников, видом похожих на арабов, вооруженных луками и копьями, и на голове каждого была чалма. А под изображениями была начертана такая надпись: “Если будет открыт этот замок и перед глазами людей предстанут эти изображения, то придут в Андалусию воины, подобные тем, что нарисованы здесь, и захватят страну”.

Тарик вступил на землю Андалусии в девяносто втором году, в месяце рамадане . А случилось это, как рассказывают предания, вот по какой причине: некий купец из Андалусии по имени Юлиан вел торговлю с магрибинской стороной и часто ездил в город Танжер, жители которого были христианами. Родерик давал ему нередко поручения, и Юлиан привозил ему от берберов чистокровных коней и охотничьих соколов. А потом жена Юлиана скончалась, оставив на руках его дочь, которая отличалась удивительной красотой. Как раз в это время Родерик приказал Юлиану отправиться на берберский берег и доставить ему разные товары, но купец стал отказываться, говоря, что у него умерла жена и ему не на кого оставить дочь. Тогда Родерик повелел Юлиану оставить дочь в царском дворце, и купец повиновался.

Однажды царь увидел девушку, и она понравилась ему. Ночью он проник к пей и обесчестил, а когда отец вернулся, девушка обо всем рассказала ему, и тогда Юлиан отправился к царю и сказал ему: “Я видел на том стороне таких коней и соколов, какие тебе и не снились, но оставил их, потому что у меня не хватило денег. Родерик, дав ему в достатке денег, велел купцу вернуться па магрибинский берег и купить тех коней и соколов. По Юлиан отправился к Тарику ибн Зияду и стал склонять его к тому, чтобы напасть на Андалусию, описывая красоту и плодородие ее земель, говоря о слабости ее жителей, мирных нравом и не отличающихся доблестью. Тарик тут же написал Мусе ибн Нусайру, испрашивая разрешения на поход, и Муса приказал ему переправиться на андалусский берег и напасть на Родерика.

Тарик собрал свои войска и, сев на корабль, отправился в путь, чтобы высадиться на андалусский берег. И тут его одолел сон, и ему приснился пророк Мухаммад - да благословит и да приветствует его Аллах! - а вокруг него стояли его сподвижники из мухаджиров и ансаров, и у каждого на поясе висел острый меч, а за плечами - арабский лук. Пророк подошел к Тарику и сказал ему: “Вперед! Выполняй свое дело!” И всякий раз, когда Тарик закрывал глаза, побежденный дремотой, ему грезился тот же сон. Когда же мусульмане прибыли к андалусскому берегу, Тарик обрадовался и поздравил своих спутников.

Арабское господство в Испании

Завоевателей, которые прибыли из Африки и вызвали падение вестготского господства, называли обычно арабами, и это название применяется до сих пор. Тем не менее необходимо дать несколько более точное определение этого понятия для уяснения хода последующих событий.

К началу VIII в. арабы уже завоевали всю северо-западную Африку, принадлежавшую ранее византийской империи. Здесь арабы застали коренное население - берберов, народ иного происхождения, у которого, так же как и у арабов, существовала племенная организация. Берберы, собственно, и известны под именем мавров. Они отличались от арабов большим фанатизмом, так как ими управлял особый класс священнослужителей («святых»), которых они почитали больше вождей племен - шейхов.

Берберы неохотно приняли арабское господство. Мусульманские войска, вторгшиеся в 711 г. под командованием Тарика в Испанию, как раз и состояли в большинстве своем из берберов. Муса же привел с собой больше арабов, и при этом выходцев из различных враждующих между собой племенных объединений - кайситов и кальбитов. В Испании этих завоевателей стали именовать либо маврами (хотя в узком смысле это название относится только к выходцам из Африки, а не к арабам), либо арабами, что, в свою очередь, не совсем верно, так как к этой этнической группе не относятся берберы. Укрепление арабского господства в Испании.

Спустя год после битвы у Сегоюэлы, ознаменовавшей конец вестготской монархии в Испании, Муса продолжил свой поход, направившись через Гвадалахару к Сарагосе, иногда преодолевая сопротивление вестготских вождей, но порой получая от них помощь. Так, например, граф Фортуний Тараконский, подобно многим другим магнатам, которые более всего были озабочены сохранением своего имущества и своей власти, покорился арабам и отрекся от христианской религии, получив за это некоторые привилегии. Впрочем, так поступали не все знатные люди. Некоторые из них энергично сопротивлялась захватчикам, отстаивая свои права и владения. Народ, которому нечего было терять, вел себя иным образом. До 713 г. война велась сравнительно гуманно. При взятии Мериды Муса оставил на свободе жителей города и сохранил их имущество. Победители конфисковали лишь то, что принадлежало убитым, эмигрантам и церкви. Однако кампания 714 г. была жестокой, так как арабы предавались всякого рода излишествам. Тем не менее они оставили христианам их церкви.

Закончив поход против территории, лежащих по течению Эбро, Муса и Тарик совместно начали завоевание территории, названной впоследствии Старой Кастилией, и Кантабрии, продвигаясь с востока на запад и с севера на юг. В этом походе арабы встретили сильное сопротивление. Хотя некоторые графы и покорились (причем посредниками при заключении мирных договоров выступали епископы), другие продолжали доблестно сражаться, Муса будто бы дал следующую характеристику испанцам: «Они как львы обороняют свои крепости и подобно орлам кидаются в сечу на боевых конях. Они не упускают ни малейшей возможности, если она для них благоприятна, и, будучи разбиты и рассеяны, они скрываются под защиту неприступных теснин и лесов, чтобы затем еще с большей отвагой ринуться в бой». Таким образом, Муса говорит о том, что жителям полуострова свойственны два способа ведения войны - борьба с врагом в укрепленных поселениях или партизанские действия, подобные тем, что они вели в свое время против римлян. Для закрепления своих завоеваний арабы создавали в Амайе, Асторге и других пунктах военные колонии. В провинции Вальядолид, в крепости Бару, они встретили упорное сопротивление и вынуждены были на некоторое время задержаться здесь. Из этой местности Муса направился к территориям асгуров. Совершив нападение на селение Луко, арабы захватили его и овладели также расположенным неподалеку Хихоном. Астуры и готы укрылись в неприступных горах Пикос де Эуропа и, спустя некоторое время, покинув свое убежище, нанесли арабам жестокий удар. Как раз в тот момент, когда Муса собирался проникнуть в Галисию, он получил категорическое предписание халифа прибыть ко двору и дать отчет о своем поведении в связи с жалобами на действия этого полководца, которые поступили в Дамаск. Мусе пришлось повиноваться, и он вместе с Тариком отправился в Севилью, чтобы сесть там на корабль (714 г.). Во главе арабских войск остался Абд-аль-Азиз, сын Мусы, который предпринял ряд экспедиций в Португалию и в южную и юго-восточную части Андалусии, захватив Малагу и Гранаду. Вступив на территорию Мурсии, он встретил энергичное сопротивление графа Теодемира, столицей которого была Ориуэла. К выгоде обеих сторон, арабы были немногочисленны, а Теодемир боялся оказаться изолированным (хотя другие графы и оборонялись в различных пунктах, но между ними не было согласия), было заключено соглашение о капитуляции, в результате которого была признана независимость Теодемира и подвластных ему подданных на территории Ориуэлы, Валентенты, Аликанте, Мулы, Бегастро, Анайи и Лорки, причем испанцам было разрешено исповедовать свою религию и сохранить свои храмы. Арабы гарантировали неприкосновенность имущества христиан и обязали их только платить небольшую подать в деньгах и в натуре.

Абд-аль-Азиз был убит, не завершив покорения Испании. Роскошная жизнь, которую он вел вопреки суровым предписаниям своей религии, и то обстоятельство, что он женился на вдове Родериха, Эгилоне, подорвали его престиж у арабских воинов. Дело, начатое им, завершил новый правитель - Аль-хурр. Аль-хурр считал, что завоевание полуострова уже закончено и что сопротивление испанцев преодолено в ходе семилетних боев (712-718 гг.). Поэтому он перешел Пиренеи и вторгся в Галлию. Однако Аль-хурр заблуждался. Именно в это время против арабских завоевателей началась новая и при этом не оборонительная, а наступательная война.

Поскольку Испания была завоевана африканскими войсками, ее считали зависимой от африканских владений халифата. Правитель (эмир) Испании назначался африканским наместником, в свою очередь подчинявшимся халифу, резиденция которого находилась в Дамаске, в Сирии. Эта зависимость не помешала Испании стать ареной многочисленных гражданских войн между завоевателями. Не раз Испания вела себя так, как будто бы она была действительно независимой страной.

Арабы в своих завоеваниях вовсе не стремились к обращению покоренных народов в ислам. На поведение арабов, конечно, оказывали влияние такие факторы, как фанатизм того или иного халифа или полководца, командовавшего войсками, но, как правило, они предоставляли народам завоеванных стран право: либо принять ислам, либо платить подушную подать (сверх поземельного налога). Поскольку в соответствии с установленным порядком вновь обращенные платили меньше налогов государству, чем упорствующие приверженцы старой веры, арабы, предпочитая земные выгоды интересам религиозным, считали, что никоим образом не следует силой приобщать к исламу покоренные народы; ведь подобные действия лишали их добавочных податей. Этот мотив наряду с чисто военными соображениями (не всегда легко было успешно вести войны) неоднократно заставлял арабов заключать договоры, подобные соглашению с Теодемиром. При этом они относились с уважением не только к религиозным верованиям, но и ко всему жизненному укладу и обычаям покоренных народов. Таким образом, завоевание, как пишет один испанский историк, «не было делом религиозной пропаганды, а представляло собой более или менее систематический грабеж».

Административная и социальная организация завоеванных территорий. Основная масса испано-римского и вестготского населения продолжала жить в условиях почти полной гражданской независимости под владычеством мусульман, будучи управляема своими графами, судьями, епископами и пользуясь своими церквами. Эмиры довольствовались установлением для покоренных христиан двух разновидностей законных налогов: 1) личным или подушным налогом (величина его варьировала в зависимости от имущественного состояния плательщика, причем он не вносился женщинами, детьми, монахами, калеками, нищими и рабами) и 2) поземельным налогом, который обязаны были вносить как мусульмане, так и христиане (первые, однако, только с имений, ранее принадлежавших христианам или евреям). Иногда (как о том можно судить, например, по ставкам личного налога, фиксированным в соглашении о капитуляции Коимбры) с христиан брали личный налог в двойном размере. Этот налог назывался харадж и уплачивался в известной части натурой. Церкви и монастыри также платили налоги. В отношении недвижимой собственности, по-видимому, существовало следующее правило: Муса оставил 1/5 часть завоеванных земель и домов для государства, что составило особый общественный фонд - хумс. Обработку государственных земель он предоставил молодым работникам из числа местного населения (крепостным), которые должны были отдавать 1/3 урожая халифу или его наместнику - эмиру. В этот фонд входили главным образом церковные имущества и имущества, которые принадлежали вестготскому государству, бежавшим магнатам, а также земли владельцев, оказавших сопротивление арабам. Что касается частных лиц, воинов и нобилей, которые капитулировали или подчинились завоевателям, то арабы признали за ними (как в Мериде, так и в Коимбре) право собственности на все их имущество или известную часть его, с обязательством платить поземельный налог (джизья - подать, аналогичная хараджу) с пахотных земель и с земель, засаженных плодовыми деревьями. Так же поступили арабы по отношению к ряду монастырей (судя по соглашению о капитуляции Коимбры). Кроме того, местные владельцы могли свободно продавать свою собственность. В вестготскую эпоху они в этом отношении были стеснены не утратившими силу римскими законами о куриалах. Наконец, 3/4 конфискованных земель распределялись между полководцами и солдатами, т. е. между племенами, которые входили в состав войска. Согласно одной арабской версии, Муса провел это распределение полностью, однако другие арабские источники свидетельствуют, что завершил его не Муса, а Самах, сын Малика, по распоряжению халифа. Самах отдал остатки еще не распределенных государственных земель в ленное владение воинам, которых он привел с собой. При этих разделах северные округа (Галисия, Леон, Астурия и др.) были переданы берберам (а в армии завоевателей их было больше, чем арабов), а южные (Андалусия) - арабам. Те вестготские крепостные, которые остались на месте, продолжали обрабатывать землю с обязательством (как земледельцы хумса) уплаты 1/3 или 1/5 части урожая племени или вождю, владевшим этими землями. Следовательно, положение земледельцев значительно улучшилось; земли были разделены теперь между многими, и цепи, которые приковывали крепостных к латифундиям, были разорваны. Наконец, сирийские арабы, прибывшие в Испанию позже, получили в некоторых округах не непосредственную собственность на землю, но право получать 1/3 доходов с земель хумса, на которых сидели христиане. Таким образом, между сирийцами и местным населением в округах, заселенных ими, создались отношения, аналогичные тем, которые имели место между вестготскими консортами и галло-римлянами, когда племена Атаульфа получили в свое владение земли в Галлии.

Положение рабов также улучшилось, с одной стороны, потому, что мусульмане обращались с ними более мягко, чем испано-римляне и вестготы, а с другой - еще и потому, что достаточно было любому рабу-христианину перейти в ислам, чтобы стать свободным. Из этой группы бывших рабов и землевладельцев, которые также переходили в ислам, чтобы освободиться от уплаты подушной подати и сохранить свои земли, образовалась группа христиан-ренегатов (renegados), которые приобрели впоследствии большое значение в Испании.

Все эти преимущества арабской системы управления в известной мере обесценивались в глазах побежденных, поскольку массы христиан были подчинены иноверцам. Подчинение это было особенно тяжелым для церкви, которая зависела от халифа, присвоившего себе право назначать и низлагать епископов и созывать соборы. Кроме того, с течением времени договоры, заключенные с покоренным населением (как это имело место в Мериде), нарушались, а налоги, которые должны были вносить побежденные, увеличивались. Все это служило причиной беспрестанных волнений. Выиграли от арабского завоевания евреи, поскольку они получили известные привилегии, а стеснительные законы вестготской эпохи были отменены завоевателями. Евреи получили возможность занимать административные должности в испанских городах.

После завоеваний Аль-хурра изолированные районы, сохранившие независимость до известной поры, не причиняли особых забот завоевателям. Арабы направились в Галлию, где различные эмиры одерживали победу за победой, пока один из них, Абдаррахман, не был разбит франкским полководцем Карлом Мартеллом неподалеку от города Пуатье (732 г.). Это поражение не прекратило арабских набегов на Галлию, где они сохранили в течение некоторого времени ряд поселений в Септимании (в том числе Нарбонну). Восстания берберских племен в Африке, начавшиеся в 738 г., отвлекли силы мусульман в другую сторону, и спустя некоторое время волна арабских завоеваний начала откатываться назад.

Больше всего забот причиняли мусульманам внутренние раздоры и, в первую очередь, скрытое соперничество между арабами и берберами. После поражения эмира Абдаррахмана при Пуатье, а возможно, и несколько ранее, в самой Испании произошло восстание берберов под руководством шейха Османа-ибн-Абу-Нисы или Мунусы (который, как полагают, был правителем Овьедо), вступившего в союз с герцогом Аквитанским Эудесом, на сестре которого он женился. Вскоре после этого, в 738 г., как мы уже говорили, африканские берберы подняли восстание, вызванное увеличением налогового бремени. Им удалось разбить не только арабские войска в Африке, но и армию, направленную халифом и состоящую главным образом из сирийских арабов. Все берберы Галисии, Мериды, Корни, Талаверы и других мест выступили против арабов. Арабский эмир Абд-аль-Малик, управлявший тогда Испанией, оказался в столь затруднительном положении, что вынужден был призвать на помощь остатки сирийской армии, разбитой в Африке и укрывшейся в Сеуте. Эти сирийцы, среди которых имелся крупный полководец по имени Бальдж, неоднократно просили Абд-аль-Малика предоставить им корабли для переправы в Испанию, чтобы спастись от африканских берберов. Однако эмир не внимал их просьбам, опасаясь, что, как только сирийцы окажутся в Испании, они захватят власть в свои руки. Под давлением обстоятельств он вынужден был все же призвать их на помощь. Сирийцы переправились в Испанию, разбили берберов и подвергли их жестоким наказаниям, но когда война была окончена и эмир не выполнил данных им обещаний, они, в свою очередь, подняли восстание, свергли Абд-аль-Малика и выбрали эмиром Бальджа. За этим последовала кровопролитная война между сирийцами и арабами-кельбитами, сторонниками Абд-аль-Малика. Бок о бок с Бальджем сражались рабы-христиане, обрабатывавшие арабские земли. Несмотря на ряд побед, одержанных сирийцами, война продолжалась бы в течение долгого времени, если бы влиятельные представители обеих сторон не выступили с посредничеством. Эмир Африки содействовал примирению и послал нового правителя, Абу-аль-Хатара, по происхождению кельбита, из сирийских арабов, который умиротворил Испанию, объявив амнистию и отправив в Африку наиболее беспокойных шейхов. Он предоставил сирийцам государственные земли, с которых обрабатывавшие ее крепостные стали платить новым держателям этих земель 1/3 урожая. Таким образом, сирийскими арабами были заселены различные округа Андалусии и Мурсии.

Вскоре война возобновилась - на этот раз между кайситами или мааддитами и йеменцами или кельбитами. Война вспыхнула из-за несправедливого обращения со стороны нового правителя - кельбита с арабами другой партии и длилась одиннадцать лет. Власть фактически была в руках двух кайситских вождей-победителей - Самаила и Юсуфа. Следует отметить, что в это смутное время шейхи избирали эмиров (как это было, например, с Юсуфом), совершенно не считаясь с халифом и африканским эмиром.

Халифами, верховными руководителями мусульманского государства, в течение продолжительного периода были представители знатного рода Омейядов, однако, так же как и в Испании, на Востоке не прекращалась борьба между честолюбивыми шейхами и соперничающими племенами. Омейяды в конце концов были свергнуты с престола представителями другой семьи - Аббасидами.

Смена династий вызвала в арабских владениях всеобщие смуты. Это произошло в то время, когда Юсуф был эмиром Испании. В Африке часть провинций объявила себя независимыми, другая же часть отказалась признать Аббасидов. При подобных обстоятельствах юноша из семьи Омейядов по имени Абдаррахман бежал из Сирии, где почти все его родичи были умерщвлены во время переворота, и укрылся сначала в Египте, а затем в берберской Африке, пытаясь создать здесь независимое царство. Его попытки оказались безуспешными, и он обратил свои взоры на Испанию. При поддержке бывших клиентов дома Омейядов он высадился на полуострове и выступил против Юсуфа. Сперва война шла с переменным успехом, но в конце концов Абдаррахман одержал решительную победу над Юсуфом и полководцем Самаилом и стал эмиром, независимым от аббасидского халифа. С этого времени начинается новая эпоха в истории арабской Испании (756 г.).

Христианские центры сопротивления. Выше отмечалось, что мусульмане встретили значительное сопротивление в некоторых областях Испании; однако после кампаний Мусы, Абд-аль-Азиза и Аль-хурра они заключили договоры со всеми графами и вождями, которые стремились сохранить свою политическую независимость. Согласно сообщениям древнейших летописцев, вестготские элементы оказывали непрерывное сопротивление только в одной области - в Астурии. В Астурии укрылись некоторые магнаты южной и центральной Испании, часть епископов и остатки войск, потерпевших поражение в Мериде, в Кастилии и в других местах. Под защитой гор, рассчитывая на помощь местных жителей, они намерены были решительно сопротивляться завоевателям. Сообщение о гибели Родериха в Сегоюэле заставило их подумать о необходимости избрать преемника, который должен был руководить их военными операциями. Магнаты и епископы избрали королем Пелагия.

В первое время Пелагий не мог добиться успеха, так как войско его было немногочисленно. С приближением войск Мусы (во время кампании 714 г.) Пелагий удалился в предгорья Пикос де Эуропа (близ Кангас де Онис), где оборонялся от арабов. Возможно, он платил мусульманам (назначившим в Хихон берберского правителя Мунусу) дань. Спустя некоторое время, когда эмиром стал Абд-аль-Азиз, благожелательно относившийся к христианам, Пелагий, как полагают, посетил Кордову, желая с ним заключить договор. Однако, когда правителем стал воинственный Аль-хурр, мирным отношениям (впрочем, трудно сказать, действительно ли они имели место) настал конец. Пелагий и его сторонники начали военные действия и, не чувствуя себя в безопасности в Кангасе, отступили в горы. Там, в долине Ковадонги, им удалось разгромить (718 г.) высланный против них отряд под командой Алькамы. Алькама погиб в этом сражении.

Победа при Ковадонге имела большое значение, хотя она решила судьбу лишь небольшой территории. По-видимому, насколько можно заключить на основании сообщений различных летописцев, Мунуса после разгрома у Ковадонги решил эвакуировать восточную часть Астурии. Вскоре он потерпел поражение и был убит на поле Олальес. Однако кордовские эмиры продолжали посылать военные экспедиции против Пелагия, который, видимо, успешно отбивал эти нападения.

Неизвестно, существовал ли в Испании другой центр сопротивления, помимо указанного. Королевство Теодемира в Мурсии и другие маленькие королевства и графства, хотя и были независимы, тем не менее фактически подчинялись арабам или поддерживали с ними добрососедские отношения. Полагают, что только через несколько лет после сражения при Ковадонге, в 724 г., на севере Арагона и на границах баскской области (которая также была в большей своей части независимой) возник новый христианский центр сопротивления, во главе которого стоял некто Гарси-Хименес (возможно, граф). Он разбил арабов и овладел городом Айнсой (в 70 км к северо-востоку от Уэски). Территория, которую заняли Гарси-Хименес и его преемники, называлась Собрарбе. Она включала почти весь нынешний район Больтаньи в Пиренеях. В то же время на территории Наварры существовал другой независимый центр, находившийся в более или менее тесной связи с центром в Собрарбе. В древних документах указывается, что первым вождем или суверенным государем этой земли был некий граф по имени Иньиго Ариста. Имеющиеся сведения о происхождении этих государств настолько сбивчивы и противоречивы, что нельзя ничего определенно утверждать об их ранней истории.

Как уже отмечалось, вокруг Пелагия сгруппировались представители вестготской знати и епископы, в том числе беглецы из Арагона и Наварры, покинувшие свои диоцезы после занятия их арабами. Вполне естественно, что после победы при Ковадонге к Пелагию присоединились новые приверженцы; графы наиболее близких областей, граничивших с Галисией и Кантабрией, использовали создавшееся положение, чтобы освободиться от вынужденного подчинения мусульманам и вступить в соглашение с новым королем. Очевидно, не только Пелагий, преследовавший свои собственные интересы, но и нобили стремились сбросить мусульманское иго, добиваясь овладения конфискованными землями или, по крайней мере, частью их. Астурийский двор продолжал традиции толедско-го. Здесь, как и там, продолжается борьба между знатью и королем - знать борется за участие в выборах короля, за сохранение всегда желанной независимости, а король - за право передачи престола по наследству и за укрепление своего единодержавия. Можно сказать, что в течение всего VIII столетия история Астурии сводится именно к этому. Борьба против завоевателей не имела успеха. Непосредственный преемник Пелагия (Пелагий умер в Кангас де Онис в 737 г.), его сын Фавила, ничего не предпринял для расширения границ королевства. Король Альфонс I, герцог Кантабрии и зять Пелагия, вступивший на престол после Фавилы, воспользовавшись гражданскими войнами берберов и арабов, бушевавшими (738-742 гг.) на территории, занятой мусульманами, совершил ряд набегов на Галисию, Кантабрию и Леон, овладев такими важными пунктами, как город Луго, и разграбив другие города. Он все же не смог прочно закрепиться на завоеванной территории. Однако мусульмане отступили за Дуэро, установив новую военную границу - Коимбра, Корня, Талавера, Толедо, Гвадалахара, Памплона. Что касается Памплоны, то арабы заняли ее только на короткое время. Христиане постоянно владели полосой земли, более близкой к морю (Астурия, Сантандер, часть провинции Бургоса, Леона и Паленсии). Между этой границей и прежней линией находилась «ничейная» территория, принадлежность которой постоянно оспаривали христиане и мусульмане. Непрерывные победы королей, правивших после Альфонса, мало-помалу расширили королевство, однако до XI в. еще нельзя говорить, что христиане ведут наступление на арабов. Граница независимых христианских владений, которая не всегда была постоянной, не переходила за линию Гвадаррамы в самые благоприятные моменты, остальная же часть полуострова, в том числе большая часть территории Арагона, оставалась в полном подчинении мусульман. Альфонс I умер после описанных выше походов, и его деятельность способствовала восстановлению старого социального порядка на севере. Было предпринято заселение новоприобретенных земель, восстановлены церкви и монастыри. Альфонс I умер в 756 г., в год, когда Абдаррахман создал независимый эмират.

Независимый эмират и Кордовский халифат. В результате побед Абдаррахмана над Юсуфом и кайситами арабская Испания не была еще умиротворена. В течение долгого времени кайситы, берберы и шейхи различных племен оспаривали или не признавали власть нового независимого эмира. Тридцать два года правления Абдаррахмана были заполнены постоянными войнами. После многих превратностей Абдаррахман добился победы. Он не только разгромил своих внутренних врагов, но даже сражался против басков и сделал своим данником графа Серданьского (Серданья - территория в Восточных Пиренеях, к северу от Каталонии). В результате одного из заговоров, организованных против эмира, в Испанию вторгся франкский король Карл Великий , создавший мощную державу в Европе. Вследствие ряда случайностей заговор не удался, и Карлу Великому , присутствия которого в его королевстве требовали другие дела, пришлось возвратиться со своими войсками, хотя он завоевал несколько городов на севере Испании и достиг Сарагосы. Арьергард франкского войска был полностью уничтожен в ущелье Ронсеваль (Ронсевальес) непокоренными басками; в этой битве погиб знаменитый франкский воин, граф бретонский Роланд, о смерти которого была создана знаменитая легенда, послужившая основой для эпической поэмы «Песнь о Роланде». Однако Карл Великий не забыл про Испанию. Христиане впоследствии искали союза с ним, и в конечном счете Карл Великий овладел частью северо-восточных областей Испании - ядром будущей Каталонии.

Жестоко подавляя возмущения, обуздывая многочисленных противников, Абдаррахман укрепил свою власть и отвоевал города, захваченные франками. Однако умиротворить страну окончательно ему не удалось. Арабские и берберские шейхи ненавидели Абдаррахмана, и поэтому ему пришлось окружить себя войсками, состоявшими из рабов и наемных солдат африканского происхождения.

Преемник Абдаррахмана, его сын Хишам I (788-796 гг.), был чрезвычайно набожным, милосердным и скромным государем. Хишам сперва вел войны с некоторыми непокорными правителями, а затем с христианами Астурии и Галисии и с басками и франками в Септимании. В 793 г. он нанес поражение графу Тулузскому. Но более всего занимали Хишама религиозные дела. Он усиленно покровительствовал теологам - факихам. Партия фанатиков приобрела при нем большое значение. В ее рядах появилось много умелых, честолюбивых и смелых деятелей. Преобладание фанатиков стало особенно заметно в правление преемника Хишама, аль-Хакама или Хакама I (796-822 гг.). Новый эмир хотя и был верующим, но не соблюдал некоторых мусульманских обычаев (пил вино и проводил досуги в охотничьих забавах) и, самое главное, ограничил участие факихов в делах управления. Религиозная партия, стремлениям которой был нанесен чувствительный удар, принялась вести демагогическую агитацию, возбуждая народ против эмира и устраивая различные заговоры. Дело дошло до того, что в эмира, когда он проезжал по улицам, бросали камни. Хакам I дважды подвергал наказаниям мятежников в Кордове, однако это не помогло. В 814 г. фанатики вновь восстали, осадив эмира в его собственном дворце. Войскам эмира удалось справиться с восстанием, причем много кордовцев было перебито. Хакам простил остальных участников восстания, но изгнал их из Испании. В результате страну покинули две большие группы кордовцев (преимущественно ренегаты). 15 000 семейств переселились в Египет и до 8000 ушли в Фец, в северо-западную Африку.

Одержав победу над религиозной партией в Кордове, эмир занялся устранением другой, не менее серьезной опасности. Город Толедо, хотя номинально и был подчинен эмирам, фактически пользовался подлинной автономией. Его население состояло главным образом из вестготов и испано-римлян, большинство которых были ренегатами (отступниками от христианства). Арабов и берберов в городе было немного. Толедцы не забывали о том, что их город был столицей независимой Испании. Они гордились этим и упорно отстаивали свою независимость, признанную, возможно, договорами, аналогичными соглашению, которое было заключено с Меридой. Хакам решил покончить с этим. Чтобы заручиться доверием толедцев, он послал к ним в качестве правителя ренегата. Этот правитель созвал к себе во дворец наиболее знатных и богатых горожан и перебил их. Город, лишенный таким образом своих самых влиятельных граждан, остался в подчинении у эмира, но через семь лет снова провозгласил свою независимость (829 г.). Преемнику Хакама Абдаррахману II (829 г.) пришлось воевать с Толедо в течение восьми лет. В 837 г. он овладел городом благодаря начавшимся в Толедо разногласиям между христианами и ренегатами. В других частях мусульманского королевства также происходили волнения. В Мериде христиане, установившие контакт с франкским королем Людовиком Благочестивым , подымали непрерывные восстания, а в Мурсии в течение семи лет велась гражданская война между кельбитами и кайситами. Увеличение дани Абдаррахманом II (возможно, это было нарушением договоров, ранее заключенных с крупными городами) было, видимо, одной из причин этих постоянных восстаний.

В это время у берегов Испании появились корабли североевропейского народа - норманнов. Норманны, нападая на прибрежные районы, грабили и разоряли города и селения. Впервые они появились в Испании в конце VIII в., выступая в войне против мавров в качестве вспомогательных войск Альфонса Целомудренного. Теперь пиратские набеги, которые совершались на крупных парусных и весельных кораблях (а такие флотилии перевозили отряды в несколько тысяч человек), были предприняты на берега Галисии; оттуда норманны были отогнаны, но затем вновь появились у Лиссабона (844 г.), у Кадиса и Севильи. Войскам эмира удалось разбить норманнов и заставить уйти их из Андалусии. Однако в течение некоторого времени они еще оставались на острове Кристина, в устье Гвадианы, откуда совершали частые набеги на земли Сидонии. Чтобы воспрепятствовать новым атакам, эмир приказал построить военные суда и верфи на Гвадалквивире. В 858 или 859 г. норманны (которых арабы называли мадху) напали на город Алхесирас, предав его разграблению. После этого они продолжали свои набеги по всему левантийскому побережью, вплоть до Роны. На обратном пути на них напала мусульманская эскадра, захватившая в плен два норманских судна. В 966 г. норманны вновь опустошили сельские местности вокруг Лиссабона. Мусульмане, однако, реорганизовали свой флот по примеру норманнов, и в 971 г. последние, не принимая боя, отступили при приближении неприятельской эскадры. С тех пор норманны больше не совершали набегов на южную часть полуострова.

Едва утратил свою остроту религиозный вопрос, как в Кордове возникло другое движение, еще более опасное для трона эмиров. Мусульманские подданные испанского происхождения, которые в Толедо и других пунктах стремились добиться независимости, возобновили свои действия в этом направлении еще с большей энергией и достигли значительных успехов. Толедцы, получив поддержку Леонского королевства, добились от эмира в 873 г. согласия на заключение договора; была признана политическая независимость горожан, избравших республиканскую форму правления. Единственной связью Толедо с мусульманским государством оставалась уплата ежегодной дани. В Арагонской области (которую арабы называли Верхней границей) род Бену-Кази, ренегатов вестготского происхождения, создал королевство, независимое от кордовского эмира. В это королевство входили такие значительные города, как Сарагоса, Тудела и Уэска. Один из вождей этого государства стал называть себя «третьим королем Испании». На некоторое время (862 г.) эмиру удалось отвоевать Туделу и Сарагосу, но вскоре он вновь утратил эти города. Его войска были разбиты Бену-Кази, находившимся в союзе с королем Леона.

Необходимо, впрочем, отметить, что Бену-Кази, отстаивая независимость своих владений, не вели целеустремленной политики. Прежде всего они заботились о собственных интересах, а поэтому не раз выступали в союзе с эмиром против христианских государей Испании и Франции.

В Эстремадуре возникло другое независимое государство под управлением ренегата ибн-Мервана, поднявшего восстание среди ренегатов Мериды и соседних областей. Ибн-Мерван проповедовал новую религию, смесь ислама с христианством, и разжигал рознь между коренными обитателями страны и пришельцами.

Он вступил в союз с королем Леона, обложил данью только арабов и берберов и в конце концов добился признания своей независимости эмиром, который уступил ему укрепленный пункт Бадахос.

Этот успех, естественно, пробудил мятежные чувства ренегатов и христиан важного района Андалусии - Рений, в горной области Ронды, центром которого была Арчидона. Этот район населяли главным образом коренные жители, которых мы будем именовать испанцами, хотя, разумеется, о национальном единстве в то время не могло быть и речи. Большинство населения этих мест исповедовало ислам. Тем не менее они ненавидели завоевателей, особенно арабов. Потомственные мусульмане презирали ренегатов и относились к ним подозрительно. Поэтому неудивительно, что ренегаты при первой возможности следовали примеру Бену-Кази и толедских и меридских ренегатов. Восстание в горной области Ронды было одним из наиболее значительных. Возглавлял его человек с выдающимися военными и политическими дарованиями - Омар-ибн-Хафсун.

Омар-ибн-Хафсун происходил из знатной вестготской семьи и в молодости пережил немало злоключений благодаря своему неуживчивому характеру. Он был высокомерен, драчлив и обнаруживал авантюристические наклонности. Зная об умонастроениях ренегатов горной области, готовых поддержать любое выступление против арабов, он поднял восстание (в 880 или 881 г.), в котором участвовало большое число ренегатов. Плацдармом, на котором твердо укрепился ибн-Хафсун, была труднодоступная гористая местность Бобастро, неподалеку от Антекеры. Первая попытка восстания не удалась, но он возобновил ее в 884 г. и достиг полного успеха. Укрепившись в замке Бобастро, он объединил вокруг себя всех христиан и ренегатов области, слепо повиновавшихся ему, и организовал страну как независимое королевство. До 886 г. войска эмира не нападали на него. Затем началась война, которая длилась свыше 30 лет, причем ход ее был почти всегда благоприятным для Омара. Омар стал господином почти всей Андалусии, и прежде всего территорий Малаги, Гранады, Хаэна и части кордовской округи. Неоднократно Омар подступал к стенам самой Кордовы. Эмиры Мунзир (886-888 гг.) и Абдаллах (888-912 гг.), преемники Абдаррахмана II, не раз вынуждены были заключать договоры с Омаром, признавая его независимость. Однако в последние годы царствования Абдаллаха новое королевство начало приходить в упадок.

Серьезной ошибкой Омара было отсутствие определенного плана борьбы: он и не помышлял о согласовании своих действий с военными операциями других испанских центров, находившихся на севере. Между тем координация военных усилий северных и южных областей неминуемо должна была бы вызвать крах мусульманского эмирата. На первый взгляд Омар представляется вождем испанской партии, патриотические стремления которой должны были совпадать со стремлениями испанцев на севере страны. Однако фактически дело обстояло не так. Омар не раз изменял свои планы. Сперва он желал обеспечить независимость своих владений и не интересовался судьбой других испанских центров, затем вознамерился стать эмиром Испании. Он пытался договориться с арабским правителем Африки, который вновь подчинился багдадским халифам, но в конце концов отказался от планов объединения под одним стягом мусульман и христиан, недовольных порядками кордовского эмирата, и принял христианство. Патриотическая борьба приняла тогда иной, чисто религиозный характер, и в результате почти все мусульмане, которые прежде поддерживали Омара, покинули его. Все это предопределило поражение Омара, а затем и уничтожение его королевства.

Омар не был единственным вождем, боровшимся за дело ренегатов. Постоянная вражда между ренегатами и арабской аристократией разгорелась с новой силой в двух больших городах - Эльвире (близ Гранады) и Севилье, особенно в последней. В Севилье ренегаты сосредоточили в своих руках все ремесленное производство и торговлю, и благодаря этому город занял первостепенное полож

Название Андалусия происходит от арабского Аль Андалус. Именно так мусульмане называли весь Иберийский полуостров при вторжении армии арабского халифата в 711 году, во времена изгнании с его территории древнегерманского племени вестготов в битве при Гвадалете (Batalla de Guadalete). Вестготы считаются одним из далёких предков современных испанцев, которые в V веке нашей эры, проникли на территорию Пиренейского полуострова.

На протяжении многих веков Андалусия развивалась и зависела от арабской цивилизации. Арабы привезли с собой множество новшеств - водокачки, ветряные мельницы, бумагу, мир запахов и вкусов, незнакомых европейцам.

В тот период времени Арабский халифат достиг вершины могущества, подчинив также и север Африки, откуда арабские войска и вступили в Испанию. С первых же лет арабского владычества началась борьба за освобождение Испании, получившая название реконкисты. Она закончилась лишь в конце XV столетия.

Эпоха Кордовского Эмирата, основанного в 756 году эмиром Абд ар-Рахманом I, последним правителем из разгромленной династии Омеядов, была для развития Андалусии наиболее удачной. Кордовские эмиры и халифы были учеными и меценатами, поощряли науки и искусства. Кордова считалась в те времена самым просвещенным городом Европы. После правления Абд ар-Рахмана I, сменились 8 эмиров, а затем Абд ар-Рахман III провозгласил себя халифом - "наместником Бога на земле". В 1031 году из-за внутренних распрей Халифат распался и наступила эпоха раскола на мелкие княжества - тайфас.

В 1085 году, король объединённого королевства Леона и Кастилии - Альфонсо VI Храбрый - завоёвывает Толедо. Это была первая крупная победа христиан и конец мирного сосуществования религий и культур. С XI века Аль Андалус, опасаясь натиска с севера, входит в империю мусульманского религиозного братства альморавидов, а с XII века - альмохадов. Но продвижение христиан остановить не удаётся, и в XIII веке последним оплотом арабов остается Гранадский эмират. В 1492 году Реконкиста завершается сдачей Гранады Католическим королям Фердинанду и Изабелле. Последний андалузский эмир Боабдил расплакался, глядя на свою утраченную столицу, и вошёл в историю благодаря жёстоким словам своей матери - Айши: "Оплакивай теперь как женщина то, что не смог защитить как мужчина"...

В XVI веке через территорию Андалусии, благодаря её географическому положению, шла активная торговля с Новым Светом.

В начале XVII века Андалусия пережила упадок, что привело к восстанию в 1641 году андалузской знати против правительства герцога Оливареса.

В XVIII веке, несмотря на реформы бурбонских королей, Андалусия, как и Испания в целом, потеряли свою политическую и экономическую значимость.

Потеря испанских колоний в XIX веке сильно ухудшила положение Андалусии - из самых богатых регионов Испании, она превратилась в один из самых бедных.

В XX веке Андалусии был присвоен статус автономного сообщества Испании.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: