Что такое звезда полынь. «Имя сей звезде Полынь. Упоминания в Библии

…Мама, мама, а радиоактивная травка пахнет?

1. В центре города, на площади Свободы,--
Море голов. Море народа.
И обугленная маковка микрофона
Хрипит утомлённо.

Сегодня – время усиленной динамиками боли,
Накопившейся за годы тоскливого ожиданья.
Пять минут- для желающего любого,
Не с чёрного хода, не по талонам.

Каждому – пять минут свободы собраний и воли –
В уплату за несвободу страданья.
Пять минут – для рвущегося из сердца слова,
В микрофон, отзывающийся стоном.

2.
-- Я даю яблоко ребёнку,
Румяное – до неестественности,
А потом – коркой коросты ручонки…
Скажите, что можно есть нам?

У меня сын задыхается по ночам
От едкого запаха с комбината.
Я тоже получаю зарплату там,
Но такой ценой – не надо!

На новом кладбище нету места:
Стар и млад мрут, как мухи,
А по статистике – всё естественно,
Всё – по науке.

Лес – враждебен даже для волка,
Луг – немилостив к доброй Лысухе,
У ели, как у сосны, иголки,
А по радио сказали: слухи!

Ваши предложения!
-- Требуем помощи!
-- Спасение утопающих…
-- Есть мнение…
-- Товарищи, так уже было. Вспомните!..
-- Только взвешенный подход развеет опасения…

Деревянные слова – в костёр страстей!
Лживый аргумент – на копьё недоверия!
… В толпе легко не признать властей,
На оскал угроз вздыбившись зверем.

3.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живёт.
Тебе хвостик отгрызёт…

Мама, а нашим огуречикам нельзя расти на грядках потому, что за домом мышка живёт?
-- Нет, доченька, там радиация выше.
-- А если огуречики заберутся на забор, она их всё-равно достанет?
-- Да, милая, она всюду достанет…
-- А можно, я посажу огуречик под окошком?
-- Нет, их тоже проверять придётся… Спи, завтра спрошу в магазине привозных огурцов.
-- И молочка?
-- И молочка. Спи, лапушка! Завтра всё тебе будет: и огуречик, и молочко. Только кто его знает, лучше ли они домашних…

4.
-- Скажите, а как старики, несогласные на отселенье?
-- Господи! Дети хоть смогут вернуться в гнездо родовое?
-- Неужели наука не знает от этой напасти спасенья?
У нас даже собаки ночами по волчьи воют…

Собрание. И дети – рядом. Тормошат. Дёргают за рукава.
-- Мама, скажи, что у Мурки глаза светятся – её тоже отселять надо?
-- Папа говорил, что радиоприёмник фонит – оставим для безопасности?
Папа хмурится, мама ворчит. И как она неправа:
Детям тоже хочется – ясности!

Им нужна уверенность, что на новом месте будет речка,
Чтобы купаться – всласть!
Им необходима рябина, стройная, словно свечка,
Чтоб лазить за ягодами, одного опасаясь: упасть.

Для них важен лес, полный реальных тайн и привычных страхов –
У невидимой радиации – неуловимый вкус –
И сколько хочешь, колесо катай средь девчоночьих визгов и ахов.
… А кровь из носа – когда придётся подраться, а не просто так, без участия бурных чувств.

… У мамы – мешки под глазами,
У папы – ходуном желваки.
-- А почему мы должны делать сами?
Разве мы виноваты? – ещё один отпрыск вынырнул из-под руки.

5.
Многотысячный митинг уже не заходится в крике:
На всех ответственных позорных столбов не хватит.
И общая боль сотворяет из лиц – Лики,
Рождая скорбное слово: Братья!

………………………………………..
… И через века дошло:
«Третий ангел вострубил,
и упала с неба большая звезда,
горящая подобно светильнику,
и пала на третью часть рек и на источники вод.
Имя сей звезде – Полынь;
и третья часть вод сделалась полынью,
и многие из людей умерли от вод.
Потому что они стали горькими…»

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде – Полынь.

И третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки (Откр. 8.10-11).

26 апреля 2017 года исполнился 31 год с момента Чернобыльской трагедии, известной всему миру. От последствий которой, по свидетельству специалистов, погибнет около трех миллионов человек.

Архимандрит Сергий (Якушин) настоятель Чернобыльского Ильинского храма, а в то время механизатор – был свидетелем крупнейшей ядерной катастрофы в истории человечества. Он рассказывает, что ровно за 10 лет до Чернобыльской аварии, 26 апреля 1976 года, о ней предупредила сама Царица Небесная.

В небе появилось облако необычной формы. Под вечер многие местные жители видели, как к земле опустилось облако так, что на нем стали ясно и четко видны очертания фигуры Пресвятой Богородицы.

Был виден лик и одежды – все в ярких красках. В руках Она держала пучки сухой полыни, которую у нас называют чернобыльник. Матерь Божия уронила полынь над городом.

Спустя десять лет, это была суббота, выходной день, шла страстная неделя. В это время жители Чернобыля шли на свои огороды. Кто-то уже сажал картошку, на улице играли дети. Потом рыбаки, которые ночью ловили рыбу на Припяти, рассказывали, что сначала увидели зарево над Ильинской церковью. А потом уже вспышки над атомной станцией.

О том, что на станции ночью произошло два взрыва, нам сразу никто не сообщил. Чернобыль – городок небольшой. До Припяти, где стоит станция 19 километров.

Утром мы увидели, что по направлению к атомной станции идут колоны машин с военными, одетыми в костюмы химзащиты. На каждом был противогаз.

Припять эвакуировали на второй день, а нас из Чернобыля вывезли только 5 мая. При этом уверяли: Вы уезжаете, максимум на неделю, берите только самое необходимое.

Никто не хотел покидать родные дома. Надо было садить огороды. Люди не верили в эти миллирентгены. Жителей просили закрыть окна, выключить электрические приборы, перекрыть водопроводные краны. Люди садились в автобусы с документами и парой сумок. Все, что они собирали по крохам всю жизнь, осталось в брошенных домах.

В общей сложности родные места покинули больше 120 тысяч человек.

Свято-Ильинская церковь стала единственной действующей в зоне отчуждения. Рядом стояли брошенные частные дома, внутри которых через сгнивший пол пророс сорный лес. Мох ковром покрыл асфальт. А в храме – выбеленные стены, подстриженный газон, цветники и столы, где подкармливали оставшихся в зоне отчуждения стариков

Сколько не мерили уровень радиации, а в Ильинском храме он был самым низким! Если на улице 30 микрорентген, то в церкви – 8. Бог оберегал тех, кто пришел под его покров. Более того, у нас есть храм в 8 километрах от реактора. Там на улице 200 микрорентген, а внутри храма – 12, хотя в нем выбиты все окна.

Однажды дежурный наряд, патрулируя зону отчуждения, ехал по узкой проселочной дороге, которую с двух сторон плотно обступили деревья и кустарники.

Приближаясь к тому месту, где стоит храм, милиционеры еще издали отчетливо услышали звуки голосов. Сначала решили, что показалось. Людей здесь быть не могло.

Парни вышли из машины и замерли. На них вдруг нашел необъяснимый страх, объял священный ужас.

Здоровые мужики испугались как дети и, запрыгнув в свой джип, дали деру.

Весь батальон милиции, охраняющий Чернобыльскую зону, знал об этой невероятной истории. На этом месте, обожженном смертельным дыханием радиации, пребывает святость и благодать, поэтому там и служат Ангелы. Господь благоволил, чтобы люди узнали об этом. Помнили о трагедии и понимали опасность жизни без Бога.

И сказал Господь через пророка Иеремию:

– За то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их. Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью (Иер. 9.13-15).

Полина РЕХЛИЦКАЯ ,
«Репортер»

Накануне памятной даты, 32-й годовщины ликвидации аварии на ЧАЭС, в Никополе, у памятника Ликвидаторам, 25 апреля, в 20.30, состоялась акция «Зажги свечу памяти», на которой жители города зажгли множество свечей, помянули ушедших минутой молчания.
Присутствовали ликвидаторы аварии на ЧАЭС, их родственники и небезразличные граждане.
В далеком 1986 г. из-за взрыва был полностью разрушен четвертый энергоблок Чернобыльской атомной электростанции. Из-за этого в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Более 115 тыс. человек были эвакуированы, и более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии.
Кстати, кто верит в мистику и совпадения, то у этой трагедии были предсказатели. В частности, в Библии, в «Откровении Иоанна Богослова », сказано: «…и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде – полынь, и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки ». Так вот, дело в том, что «полынь» в переводе как раз и будет – «Чернобыль».
Французский астролог Нострадамус: «Лик сфинкса откроют на красной планете, что многие беды народам несла. Через 13 лет прибудет комета, и пять новых бедствий уносят людей ». «Лик сфинкса» открыл американский космический корабль «Викинг» на поверхности Марса в 1973 г., а спустя 13 лет, в 1986 г., к Земле приблизилась комета Галлея, спустя две недели после максимального сближения кометы с Землей произошла авария на 4-м блоке АЭС в Чернобыле.
Видимо, это и было одно из «пяти новых бедствий», которые, как предсказывал Нострадамус, унесут людей. Нострадамус также писал предсказание для 1986 г.: «Многие будут ждать пришествия ангелов с неба, но придут не ангелы, а черные тучи ».
Но самым удивительным является пророчество из фильма Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят по сценарию братьев Стругацких . Одна из причин возникновения «Зоны» по сценарию – авария в четвертом бункере. И это за шесть лет до реального взрыва в четвертом блоке ядерного реактора и возникновения 30-километровой зоны отчуждения . Чернобыль оказался не единственным пророчеством фильма. Тарковский сам организовывал сложнейшие панорамы замусоренных ландшафтов «Зоны». В одном из таких кадров сквозь воду можно увидеть оторванный листок календаря с датой «28 декабря». Этот день стал последним днем жизни режиссера, умершего 29 декабря 1986 г.
…Уж слишком явные совпадения. Жаль только, что трактовать их удалось только спустя годы после аварии. Может быть, по-другому повернулась бы история нашей страны, если бы вовремя сумели предотвратить надвигающуюся катастрофу.
В этом году в день памятной даты на мероприятии выступила вдова чернобыльца Галина Дробыш , которая произнесла благодарственные слова ликвидаторам и призвала городские власти не забывать о живых ликвидаторах и необходимой поддержке. – 32 года назад вы, будучи молодыми, имея на сборы всего полчаса, не задумываясь, над тем, что оно такое, этот атом, и насколько это опасно, вы своими молодыми жизнями и плечами защитили нашу страну и весь мир. Искренняя вам благодарность за ваши подвиг и героизм, за то, что вы не сбежали, не побоялись. Это сильно ударило по вашему здоровью и даже убило многих.
Выступили также руководитель организации «Союз Чернобыль», участник ликвидации аварии Николай Патейчук , заместитель городского головы Ольга Коник, секретарь городского совета Александр Саюк , помощница народного депутата Андрея Шипко Олеся Шулим , ликвидатор и депутат городского совета Владимир Плашихин .
Душевной постановкой, пробирающей до слез, собравшихся одарила театральная студия Дома детского и юношеского творчества «Дебют» под руководством Ирины Саллинен .
Во время мероприятия Ольга Коник наградила знаком почета «Чернобыль» ликвидаторов аварии на ЧАЭС, ликвидаторов и пострадавших от последствий аварии: Владимира Плашихина, Григория Волика, Виктора Катрука, Владимира Кучерявого, Николая Лагоду, Игоря Мазирова, Леонида Циммермана, Юрия Чердаклиева, Юрия Конончука. А Олеся Шулим вручила благодарственные грамоты от имени народного депутата Андрея Шипко Николаю Патейчуку, Евгению Кащуку, Леониду Циммерману .

Апрель 26th, 2016 admin

До конца ещё не осознан нами пророческий смысл слов Апокалипсиса из Откровения святого Иоанна Богослова: «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь» , и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки » (Откр. 8, 10-11). Слово «полынь» по-украински означает «чернобыль» — это травянистое растение чернобыльник, один из видов рода полынь. (Биологический словарь)

Скорбная дата в истории нашей страны — 26 апреля 1986 года в 1:23:47 произошла Чернобыльская техногенная катастрофа, во время проведения проектного испытания турбогенератора № 8 на энергоблоке № 4 произошёл взрыв, который полностью разрушил атомный реактор. Главный разработчик реактора А.П. Александров превосходно знал о недостатках реакторов РБМК ещё до катастрофы, он виновен в преступной халатности, и является виновником катастрофы на Чернобыльской АЭС. Разработчики реактора не предупредили персонал Чернобыльской АЭС о дефектах конструкции реактора РБМК, хотя знали о них, поэтому персонал не мог предотвратить возникновение аварийной ситуации.

Ровно в 1 час 23 минуты 40 секунд оператор реактора нажал кнопку остановки реактора. После этого реактор вместо того, чтобы остановиться, начал быстро наращивать мощность, превратился в подобие ядерной бомбы и в 1 час 23 минуты 47 секунд взорвался. Через 1-2 секунды последовал второй взрыв, и реактор разрушился. Здание энергоблока № 4, кровля машинного зала частично обрушились, констатировал директор станции Брюханов . В различных помещениях и на крыше возникло более 30 очагов пожара. Основные очаги пожара на крыше машинного зала к 2 часам 10 минутам и на крыше реакторного отделения к 2 часам 30 минутам были подавлены. К 5 часам 26 апреля пожар был ликвидирован.

После разотравления топлива разрушенного реактора примерно в 20 часов 26 апреля в разных частях центрального зала 4 энергоблока интенсивно вспыхнул большой пожар. К тушению пожара, возникшего вследствие тяжелой радиационной обстановки и значительной мощности горения, штатными средствами ликвидировать его было невозможно. Для ликвидации мощного возгорания и обеспечения подкритичности дезорганизованного топлива использовалась вертолётная техника.

В результате аварии на энергоблоке № 4 произошёл выброс в междуречье Припяти и Днепра , по различным оценкам, до14·1018 Бк, что составляет примерно 380 миллионов кюри радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, иода-131, цезия-134, цезия-137, стронция-90.

Непосредственно во время взрыва на энергоблоке № 4 погиб только один человек, ещё один скончался утром от полученных травм. 27 апреля 104 пострадавших эвакуированы в Московскую больницу № 6. Впоследствии, у 134 сотрудников ЧАЭС, членов пожарных и спасательных команд развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли в течение следующих нескольких месяцев.

Советские власти учредили 30-километровую ‘Запретную зону’ вокруг эпицентра взрыва.

Вот уже 30 лет продолжается списание станции и проходит первый этап возведения нового саркофага над аварийным энергоблоком № 4. Строительные работы по возведению саркофага планируется завершить полностью к 2018 году.

В Киеве и окрестностях все пили красное вино, как «универсальное средство от радиации». В первые дни после Чернобыльской катастрофы в Киеве было раскуплено со страшной скоростью всё красное вино, но потом завозили вино в неимоверных количествах целыми автомобилями-цистернами с молдавским красным вином.в Киев. Киевляне со всякими мыслимыми и немыслимыми посудинами тянулись автоцистернам, набирая красное вино литрами. Странная эйфория, замешанная на опьянении, постоянном чувстве опасности и страхе перед будущим напоминала «Пир во время чумы».

проживают 57 вдов чернобыльцев , только чуть более двадцати из них получили официальный государственный статус. Но милосердие не может быть избирательным, и дай бог сил всем людям, которые, столкнувшись с чужой бедой, воспримут её как свою и добьются торжества справедливости по закону.

26 апреля 2016 года МБУК « Евпаторийский центр культуры и досуга» с неоценимой помощью Рудник Татьяны Яковлевны провели траурный митинг-реквием, посвящённый 30-й годовщине Чернобыльской катастрофы.

В этом году был высажен 30-й саженец на аллею памяти «Чернобыльская весна». В сквере Памяти Героев Чернобыля руководство города и все его жители чествовали память всех Героев Чернобыля.

Среди травы стояли знаки, а деревья были обвиты лентами «Радиационная опасность», непосредственно за памятником стояли пожарные машины с личным составом, которые своим тревожным сигналом и открыли митинг.

Ноткой надежны в митинге тали два ангела в белом, около которых стояли композиционные фигуры — медсестра и пожарный, первые кто ринулись на помощь. Они выпускали белые шары с чёрными лентами в память о тех, кто ушёл от нас в прошлом году.

Ликвидировали последствия этой ужасной трагедии всей страной, в ликвидации участвовали более 600 000 человек разных национальностей, самоотверженно, не жалея жизни, защищали страну от распространения радиации, получая смертельную дозу облучения, они подписывали себе смертный приговор…

Сколько смертей и искалеченных судеб… Эту трагедию мы и наши потомки никогда не забудут!
, отдавшим свои жизни за наше спасение! Царство небесное бедному многострадальному народу, павшему ещё и от этой трагедии…

, ), и изображает тягость наказания, которое постигает всякого грешника: «говорит Господь Саваоф , Бог Израилев [об иудеях]; вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с жёлчью » (Иер. ). В другом месте пророк Иеремия говорит: «Помысли о моём страдании и бедствии моём, о полыни и жёлчи » (Плач. ) .

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.

Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

Оригинальный текст (греч.)

Καὶ ὁ τρίτος ἄγγελος ἐσάλπισε, καὶ ἔπεσεν ἐκ τοῦ οὐρανοῦ ἀστὴρ μέγας καιόμενος ὡς λαμπάς, καὶ ἔπεσεν ἐπὶ τὸ τρίτον τῶν ποταμῶν καὶ ἐπὶ τὰς πηγὰς τῶν ὑδάτων.

καὶ τὸ ὄνομα τοῦ ἀστέρος λέγεται ὁ Ἄψινθος . καὶ ἐγένετο τὸ τρίτον τῶν ὑδάτων εἰς ἄψινθον , καὶ πολλοὶ τῶν ἀνθρώπων ἀπέθανον ἐκ τῶν ὑδάτων, ὅτι ἐπικράνθησαν.

Интерпретации

Из текста «Откровения» видно, что событие со звездой надо отнести не к настоящему, а к будущему эсхатологическому времени . Некоторые комментаторы считали, что это «большая звезда» представляет собой важную фигуру в политической и/или церковной истории , тогда как другие толкователи Библии видят в отрывке прямое указание на небесное тело. «Dictionary of The Holy Bible » говорит, что «звезда по имени „Полынь“, вероятно, обозначает могущественного князя, или некую силу в воздухе, орудие провидения, в своём падении» .

Историческая

В иудейской литературной религиозной традиции «звезда» обычно символизирует человека, который обладает большой силой и влиянием на Израиль. Так, в книге пророка Исаии () «звезда» используется для описания царя Вавилона . В книге же Даниила () «звёзды» означают уже божьих людей. Позднее звёзды использовались для описания падения, которое означало наступление времени Страшного суда (Отк. , Мф. ).

Различные религиозные группы и деятели, в том числе Церковь адвентистов седьмого дня и теологи Мэтью Генри и Джон Гилл , высказывали предположение, что 8-ой стих «Откровения» - символическая отсылка к последним событиям в истории человечества. Говоря о «Полыни», некоторые историцистские толкователи Библии считают, что этот символ обозначает собой орды гуннов во главе со своим предводителем Аттилой , указывая на хронологическую корректность между принятыми ими сроками пророчества и временем вторжения гуннов в Европу . Другие указывают на Ария , императора Константина , Оригена или монаха Пелагия , отрицавшего доктрину первородного греха , как на «Полынь» .

Футурологическая

Существуют различные научные теоретические сценарии о воздействии астероида или столкновении кометы с Землёй. Теоретически вероятный сценарий выдвигает теорию химического изменения атмосферы из-за «теплового шока» в результате воздействия крупного астероида или кометы, через реакцию кислорода и азота в атмосфере и образования дождя из азотной кислоты . Такие кислотные дожди, как полагают некоторые, соответствуют библейскому описанию горечи на треть питьевых вод Земли, производимого от звезды «Полынь» .

Джерард Боу (Gerardus D. Bouw) в своей белой книге «Wormwood » выдвигает теорию, согласно которой, поскольку термин «полынь» относится к горькому на вкус или ядовитому растению, в частности к апсинтосу , то есть к полыни горькой, и в «Откровении» что звезда - вероятно, астероид или комета, носит именно это имя, более правдоподобным сценарием станет химический состав метеорита, который сделает питьевую воду горькой и ядовитой, так-как тот разделится ещё в атмосфере и способен будет попасть в глубокие источники воды и истоки рек.

Альтернативные

Ряд теологов считают термин «Полынь» чисто символическим представлением горестей, что будет наполнять землю в смутные времена («Великая скорбь »), отмечая, что горечь полыни стала общеупотребительной библейской метафорой для вещей, исполненных великой горечи . В малорусских диалектах русского языка эквивалентом слова «полынь» является слово «чорнобиль» (лит. русс. - чернобыль , чернобыльник ), которым назван печально известный город Чернобыль на реке Припять .

Согласно основанной на этом совпадении версии, Чернобыльскую катастрофу 1986 года и символизирует звезда Полынь. Радионуклиды чернобыльского выброса загрязнили поверхностные водные системы не только в районах рядом с реактором, но и в других регионах Европы. Начальное загрязнение воды изначально было вызвано прямым выпадением радионуклидов на поверхность рек и озер, и основную его часть составляли такие радионуклиды, как . В качестве доказательства правдоподобности приводится тот факт, что Чернобыльская авария произошла через две недели после максимального приближения к Земле кометы Галлея . Также существует мнение, что Нострадамус в своих катренах предсказал будущую трагедию.

Напишите отзыв о статье "Полынь (Библия)"

Примечания

  1. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия , статья « ».
  2. Полный церковно-славянский словарь (М ., 1900); (Репринт: Дьяченко Г. М. . - М ., 1993. - 1158 с. )
  3. Lewis, James R. , Oliver, Evelyn Dorothy (1996), «Angels A to Z », entry: "Wormwood", стр. 417, Visible Ink Press (англ.)
  4. . Old Dominion University (12 April 2007). Проверено 2 июня 2013. (англ.)
  5. Henry, Matthew, , Public domain, Library of Congress call no: BS490.H4, at (англ.)
  6. Rand, W. W. (1859), A Dictionary of the Holy Bible: for general use in the study of the scriptures; with engravings, maps, and tables , at (англ.)
  7. Gill, John, Exposition of the Entire Bible , at (англ.)
  8. Nichol, Francis D (1957), The Seventh-day Adventist Bible Commentary , Volume 7, Revelation, стр. 789, Review and Herald Publishing Association, Washington, D.C. (англ.)
  9. Апокалипсис или откровения святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбора текста. - М ., 1991.
  10. (англ.)
  11. (англ.)
  12. (англ.)
  13. Johnson, B. W. (1891), The People"s New Testament , at the (англ.)
  14. in the Geneva Study Bible (1599) at (англ.)
  15. [#chornobyl Gernot Katzer"s Spice Pages, Mugwort (Artemisia vulgaris L.) ], by Gernot Katzer, 4 July 2006. (англ.)

Отрывок, характеризующий Полынь (Библия)

Народ молчал и только все теснее и теснее нажимал друг на друга. Держать друг друга, дышать в этой зараженной духоте, не иметь силы пошевелиться и ждать чего то неизвестного, непонятного и страшного становилось невыносимо. Люди, стоявшие в передних рядах, видевшие и слышавшие все то, что происходило перед ними, все с испуганно широко раскрытыми глазами и разинутыми ртами, напрягая все свои силы, удерживали на своих спинах напор задних.
– Бей его!.. Пускай погибнет изменник и не срамит имя русского! – закричал Растопчин. – Руби! Я приказываю! – Услыхав не слова, но гневные звуки голоса Растопчина, толпа застонала и надвинулась, но опять остановилась.
– Граф!.. – проговорил среди опять наступившей минутной тишины робкий и вместе театральный голос Верещагина. – Граф, один бог над нами… – сказал Верещагин, подняв голову, и опять налилась кровью толстая жила на его тонкой шее, и краска быстро выступила и сбежала с его лица. Он не договорил того, что хотел сказать.
– Руби его! Я приказываю!.. – прокричал Растопчин, вдруг побледнев так же, как Верещагин.
– Сабли вон! – крикнул офицер драгунам, сам вынимая саблю.
Другая еще сильнейшая волна взмыла по народу, и, добежав до передних рядов, волна эта сдвинула переднии, шатая, поднесла к самым ступеням крыльца. Высокий малый, с окаменелым выражением лица и с остановившейся поднятой рукой, стоял рядом с Верещагиным.
– Руби! – прошептал почти офицер драгунам, и один из солдат вдруг с исказившимся злобой лицом ударил Верещагина тупым палашом по голове.
«А!» – коротко и удивленно вскрикнул Верещагин, испуганно оглядываясь и как будто не понимая, зачем это было с ним сделано. Такой же стон удивления и ужаса пробежал по толпе.
«О господи!» – послышалось чье то печальное восклицание.
Но вслед за восклицанием удивления, вырвавшимся У Верещагина, он жалобно вскрикнул от боли, и этот крик погубил его. Та натянутая до высшей степени преграда человеческого чувства, которая держала еще толпу, прорвалось мгновенно. Преступление было начато, необходимо было довершить его. Жалобный стон упрека был заглушен грозным и гневным ревом толпы. Как последний седьмой вал, разбивающий корабли, взмыла из задних рядов эта последняя неудержимая волна, донеслась до передних, сбила их и поглотила все. Ударивший драгун хотел повторить свой удар. Верещагин с криком ужаса, заслонясь руками, бросился к народу. Высокий малый, на которого он наткнулся, вцепился руками в тонкую шею Верещагина и с диким криком, с ним вместе, упал под ноги навалившегося ревущего народа.
Одни били и рвали Верещагина, другие высокого малого. И крики задавленных людей и тех, которые старались спасти высокого малого, только возбуждали ярость толпы. Долго драгуны не могли освободить окровавленного, до полусмерти избитого фабричного. И долго, несмотря на всю горячечную поспешность, с которою толпа старалась довершить раз начатое дело, те люди, которые били, душили и рвали Верещагина, не могли убить его; но толпа давила их со всех сторон, с ними в середине, как одна масса, колыхалась из стороны в сторону и не давала им возможности ни добить, ни бросить его.
«Топором то бей, что ли?.. задавили… Изменщик, Христа продал!.. жив… живущ… по делам вору мука. Запором то!.. Али жив?»
Только когда уже перестала бороться жертва и вскрики ее заменились равномерным протяжным хрипеньем, толпа стала торопливо перемещаться около лежащего, окровавленного трупа. Каждый подходил, взглядывал на то, что было сделано, и с ужасом, упреком и удивлением теснился назад.
«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.
Для человека, не одержимого страстью, благо это никогда не известно; но человек, совершающий преступление, всегда верно знает, в чем состоит это благо. И Растопчин теперь знал это.
Он не только в рассуждениях своих не упрекал себя в сделанном им поступке, но находил причины самодовольства в том, что он так удачно умел воспользоваться этим a propos [удобным случаем] – наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу.
«Верещагин был судим и приговорен к смертной казни, – думал Растопчин (хотя Верещагин сенатом был только приговорен к каторжной работе). – Он был предатель и изменник; я не мог оставить его безнаказанным, и потом je faisais d"une pierre deux coups [одним камнем делал два удара]; я для успокоения отдавал жертву народу и казнил злодея».
Приехав в свой загородный дом и занявшись домашними распоряжениями, граф совершенно успокоился.
Через полчаса граф ехал на быстрых лошадях через Сокольничье поле, уже не вспоминая о том, что было, и думая и соображая только о том, что будет. Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов. Граф Растопчин готовил в своем воображении те гневные в колкие упреки, которые он выскажет Кутузову за его обман. Он даст почувствовать этой старой придворной лисице, что ответственность за все несчастия, имеющие произойти от оставления столицы, от погибели России (как думал Растопчин), ляжет на одну его выжившую из ума старую голову. Обдумывая вперед то, что он скажет ему, Растопчин гневно поворачивался в коляске и сердито оглядывался по сторонам.
Сокольничье поле было пустынно. Только в конце его, у богадельни и желтого дома, виднелась кучки людей в белых одеждах и несколько одиноких, таких же людей, которые шли по полю, что то крича и размахивая руками.
Один вз них бежал наперерез коляске графа Растопчина. И сам граф Растопчин, и его кучер, и драгуны, все смотрели с смутным чувством ужаса и любопытства на этих выпущенных сумасшедших и в особенности на того, который подбегал к вим.
Шатаясь на своих длинных худых ногах, в развевающемся халате, сумасшедший этот стремительно бежал, не спуская глаз с Растопчина, крича ему что то хриплым голосом и делая знаки, чтобы он остановился. Обросшее неровными клочками бороды, сумрачное и торжественное лицо сумасшедшего было худо и желто. Черные агатовые зрачки его бегали низко и тревожно по шафранно желтым белкам.
– Стой! Остановись! Я говорю! – вскрикивал он пронзительно и опять что то, задыхаясь, кричал с внушительными интонациями в жестами.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: