Комплекс упражнений для укрепления спины ребенка. Как укрепить ребенку мышцы спины. Значение детской гимнастики для спинных мышц

Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают исправить осанку, но при этом очень валено понимать причины, которые ведут к ее искривлению.

Факторы риска

Проблемы развития

Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).

Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.

Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а "свисающие плечи" - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.

Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя . Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.

К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.

Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя . Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).

Гиподинамия...

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной "стрелялки". Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.


Распознать вовремя

Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.

По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)

При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.

Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки - на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет - 1 - 1,5 мин, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7- 11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз.

Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.

В последнее время появился новый метод исследования - топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.

Формируем осанку

Поскольку одно из основных условий хорошей осанки - правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств .

Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.

Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждает нарушения осанки, а также помогает их преодолеть.

Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При "свисающих" плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.

При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.

Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение "Дровосек", дети "рубят дрова", выполняя повороты верхней части тела. Упражнение "Прыжок лягушки" помогает исправить поясничный лордоз.

Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультурой для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.

В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины - в конце концов это станет привычкой.

Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой серьезные проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны "общественной" детской жизни. Поэтому важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 - 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)

  1. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, - вдох; вернуться в и.п. - выдох.
  2. Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться и и.п. - вдох.
  3. Исходное положение - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх - выдох; вернуться в и.п. - вдох.
  4. Исходное положение - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
  5. Исходное положение - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
  6. Исходное положение - лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить - вдох.
  7. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
  8. Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
  9. Исходное положение - лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
  10. Исходное положение - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох, вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
  11. Исходное положение - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.

Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:

  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Олег Малахов
профессор, заведующий отделением детской ортопедии Центрального института травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Михаил Цыкунов
профессор, заведующий кафедрой реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Светлана Федорова
врач-реабилитолог, сотрудник кафедры реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова

Забота о здоровье спины должна начинаться уже в детстве. Поэтому с детками даже с малого возраста полезно проводить небольшие физкультурные минутки. Они послужат профилактикой различных заболеваний связанных с позвоночным отделом.

Польза физических упражнений

Правильность формирования позвоночника будет во многом зависеть от натренированности мышц спины. Чем сильнее они будут, тем лучше позвоночный столб будет поддерживаться в правильном естественном положении. И тем самым ниже риски появления сколиоза или других заболеваний спины.

На пользу пойдет все, что укрепляет мышцы и помогает создать надежный поддерживающий корсет. К примеру, лечебная физкультура, занятия спортом, массаж и гимнастика. Если правильно подготовить малыша к физическим нагрузкам и регулярно проводить профилактическую гимнастику, то ему вряд ли понадобятся дополнительные упражнения для исправления осанки в будущем и его спина будет здоровой на протяжении всей жизни.

Формирование позвоночного отдела у грудничков

Первый год жизни ребенка является периодом формирования позвоночника. У новорожденного, только что родившегося крохи он совершенно прямой. Именно поэтому он способен только лежать в кроватке. Далее по мере роста у малыша постепенно появляются изгибы в позвоночнике. Которые являются необходимой амортизацией для ходьбы, прыжков и бега. Родителям важно проследить за их правильным формированием, помочь малышу развить двигательную активность и избежать следующих ошибок:

  • Не присаживать ребенка ранее, чем он самостоятельно будет стремиться это делать;
  • Впервые ставя малыша на пол ножками, обязательно придерживать его по бокам, в области подмышек, а не держать за руки.
  • Сажать ребенка в слинг, сумку-кенгуру и ходунки не ранее чем он научится хорошо сидеть самостоятельно. То есть примерно с 8-9 месяцев. Время нахождения в висящем положении не должно превышать часа, с небольшими перерывами.
  • При присаживании крохи, не стоит полностью располагать его на подушках без поддержки. Потому что при такой позе позвоночник принимает форму колеса, а мышцы в свою очередь расслабляются.

Стоит всячески поощрять ползание и стимулировать его. Ведь этот способ идеально подходит для самостоятельного укрепления и тренировки малышом своих мышц.

Гимнастика для грудничков на мяче


Этот комплекс упражнений рассчитан для детей от 6-9 месяцев. Если нет никаких физических противопоказаний, то возможно начать гимнастику и раньше с 3-4 месяцев, но предварительно обязательно проконсультировавшись у педиатра.

  • Для начала подготовьте фитбол, накрыв его пеленкой или простынкой. Положите малыша животиком на мяч, и аккуратно придерживая с двух сторон за корпус, сделайте движения вперед-назад.
  • Из такого же положения сделайте прокаты малыша на мячике вправо и влево.
  • По мере взросления ребенка, усложните это упражнение. Для этого нужно придерживать его не за корпус, а за ножки. Задерживаясь в каждом положении на 1-2 секунды.
  • Переложите малыша спиной на мячик и выполните те же вращательные упражнения, что и на животе.
  • Уложите кроху сначала на правый бок и придерживая его за левую ручку и ножку, прокатите вперед и назад. Затем проделайте то же самое на левом боку.
  • Поставьте грудничка ногами на фитбол и сделайте пружинистые движения, для того чтобы малыш постарался сделать свои первые прыжки.

Постепенно ребенок сам научится держать равновесие, выгибаясь и балансируя при выполнении упражнений. Тем самым будут укрепляться его мышцы.

Время выполнения подобной гимнастики в день:

  1. Для детей до 6 месяцев-10 до 20 минут;
  2. От 6 до 12 месяцев — 30 минут;
  3. От 1 года до 3 лет по 30-40 минут.

Укрепляем спину дошколят

В промежутке от трех и до шестилетнего возраста у детей только начинает формироваться правильная осанка. Именно поэтому важно не упустить момент ее становления. И периодически проводить профилактику в виде лечебной физической физкультуры или спортивных занятий. К примеру, отлично подойдут такие секции как танцы, гимнастика или плавание. Занятия в бассейне – самая подходящая тренировка даже для позвоночника, который уже начал подвергаться деформации.

А так же стоит для здоровья спины сына или дочки, стоит соблюдать некоторые моменты:

  • Не допускать сгорбленной спины, когда ребенок полностью в расслабленной позе;
  • Отдыхать нужно только с ровной спиной лежа или сидя.
  • Здоровый сон школьника во многом зависит от хорошо подобранного ортопедического матраса.

Подробное выполнение полезных упражнений для детей 3-6 лет, для укрепления спины смотрите в прилагаемых видео:

Памятка по выполнению упражнений


Упражнения для школьников

По статистике каждый школьник проводит в сидячем положении от 4 до 7 часов в день. И сидя за партой, его поза не всегда правильная, особенно когда родители не могут это проконтролировать. Кроме того ученики начальных классов нередко носят на себе тяжелые рюкзаки. Именно поэтому дети школьного возраста больше остальных подвержены неправильному формированию мышечного корсета.

Как правило, уже в школьном возрасте у детей развиваться неправильный изгиб позвоночника. Помимо этого, доказано, что дети с неправильно сформировавшейся осанкой, чаще остальных страдают простудными заболеваниями, бронхитом, гастритом и запорами. Но, если вовремя предпринять соответствующие меры, то есть возможность избежать подобных проблем. Для этого нужно включить в ежедневное расписание школьника регулярные упражнения для укрепления мышц спины и живота.

Простой и эффективный комплекс упражнений для формирования правильной осанки у детей школьного возраста смотрите в видео:

Когда момент формирования мышечного корсета упущен, и осанка ребенка сформировалась не совсем правильно, рекомендуется проводить специальные упражнения. Они направлены на выпрямление позвоночника и укрепление мышечного корсета:

Частота выполнения упражнений

Начинать укрепляющую и лечебную гимнастику лучше с 3 раз в неделю. Затем постепенно вводить тренировки на ежедневной основе. Так же не следует торопиться с нагрузкой. Перед каждым упражнением рекомендуется проводить гимнастику, чтобы размять мышцы. Для ознакомления предложите на выбор малышу несколько вариантов упражнений и выберите только те, которые ему нравятся и не доставляют неприятных ощущений.

Важно! Упражнения проводятся не ранее чем через 1 час после еды или за час до еды.

В настоящий момент есть очень много способов для укрепления мышц спины и всего детского организма в целом. К ним относятся, прежде всего, занятия плаванием, гимнастикой, танцами и фитбол. Так же будут полезны любые спортивные секции, где есть предварительная разминка и растяжка. Но самым надежным и простым способом все же являются профилактические упражнения для укрепления спины, которые легко выполнять в домашних условиях в любом возрасте. Более того правильно подобранные упражнения даже помогают справиться даже с достаточно серьезными детскими заболеваниями – тонусом мышц и дистонией и асимметрией мышечного тонуса.

Детей до года называют грудничками. Именно в этом возрасте происходит становление всех опорно-двигательных функций организма. Врожденные первичные рефлексы угасают, появляются другие, более постоянные и осмысленные. Массаж и гимнастика грудничка, как ничто другое, помогут малышу правильно и вовремя сформироваться. А также улучшить настроение, поддержать контакт с матерью и укрепить здоровье.

Для разных стадий развития и конкретных целей возможны различные варианты гимнастики, в том числе лечебной, их проводит опытный специалист. Но есть упражнения, годные для домашнего проведения и любого возраста.

Динамическая гимнастика для грудничков - комплекс подвижных упражнений с подбрасыванием, раскачиванием, перекручиванием и подвешиванием малютки. Во время занятий, положение тела новорожденного быстро изменяется в пространстве, много упражнений, где грудничок находится вниз головой.

Определенного мнения насчет динамической гимнастики для грудничков не существует. Часть родителей и медиков считают ее полезной для грудного младенца, часть - опасной. Единственное, в чем мнения совпадают - раньше полутора-двух месяцев от роду начинать делать динамическую гимнастику нельзя.

Массаж и гимнастика верхних конечностей грудничка

Перед выполнением упражнения нужно уложить малыша на спину ногами к себе. Здесь поможет хватательный рефлекс, особенно сильно развитый в первые месяцы жизни. Ребенку дают схватить большой палец левой руки и делают прием правой, и наоборот. После выполняют 6-8 массажных поглаживаний в направлении от кисти к подмышке и плечу.

Приподнимание

Положение ребенка – на спине ногами к себе. Снова пригодится хватательный рефлекс. В этот раз грудничку дают схватить оба больших пальца одновременно. Когда он достаточно крепко будет держаться за пальцы, начинают слегка тянуть малыша на себя. При этом его кисти следует придерживать остальными пальцами. Повторяют движения 7-8 раз, в течение 60 секунд.

В раннем возрасте это упражнение поможет укрепить мышцы шеи, так как грудничок в таком положении старается держать головку. В более позднем возрасте, следует поднимать его все выше, вместе с мышцами шеи будут тренироваться плечевой пояс и спина.

Приподнимать ребенка нужно, только если он радуется такому движению. Если же выражение лица стало озабоченным, плаксивым, необходимо приподнимать малыша ниже. Каждое упражнение должно приносить только положительные эмоции.

Массаж и гимнастика нижних конечностей грудничка

Выполняется упражнение все в таком же положении, лежа на спине, ногами к себе. Правую ножку держит правая рука, левую соответственно левая рука. Массажными движениями поглаживают ножки в направлении от ступни к бедру малыша по задней и внешней поверхности ножки, заканчивая в паховой складке. При этом, не задевают колени и область передней поверхности голени. Требуется 6 – 8 повторений. Каждое движение желательно поощрять словами «умничка», «молодец» и любыми другими.

Упражнение на выполнение рефлекса

Грудничка выкладывают на животик, так, чтобы была опора на руки. Ноги в это время должны быть разведены в стороны. Повинуясь врожденному защитному рефлексу, ребенок приподнимает и поворачивает голову. В старшем возрасте малыш уже самостоятельно будет держать в таком положении головку, а еще позже самостоятельно опираться на локти, затем на кисти рук.

Это упражнение можно проводить каждый раз перед кормлением в течение 5 секунд – 20 минут, в зависимости от настроения и развития грудничка. Таким образом, укрепляются мышцы воротниковой зоны.

Массаж спины грудничков

Для выполнения упражнения ребенок укладывается на животик, рука расположены под грудью. Массаж проводят, поглаживая спину грудничка тыльной стороной кисти руки, в направлении от поясницы до шеи и в обратную сторону. Повторяют такое движение 4 – 5 раз.

Малышу младше 2 месяцев массаж делают одной рукой, а другая в это время мягко фиксирует положение тела ребенка. Детям старше 2 месяцев поглаживания проводят обеими руками, так как положение на животе становится более стабильным.

Гимнастика спины

Грудника кладут на бок, мягко фиксируют положение его тела за ноги с помощью одной руки. После двумя любыми пальцами проводят по позвоночнику вдоль от крестца до шеи, затем в обратном направлении. Спина ребенка должна рефлекторно выпрямиться, срабатывает таланов рефлекс кожи спины. Аналогичные движения повторяют на другом боку. Результатом этого приема массажа является развитие и укрепление мышц, участвующих в разгибании позвоночника.

Массаж области живота

Для выполнения массажа живота грудничок выкладывается на спину, ногами к себе или чуть боком.

Сначала 5 – 6 раз поглаживают, немного надавливая на живот, по кругу, по часовой стрелке. Правое подреберье является областью проекции печени, следует избегать массажа этой части живота.

Затем применяют технику массажа встречного типа. Левую руку кладут тыльной стороной на живот ребенка на правый нижний квадрат, а правую руку на верхний левый квадрат. Со слабым нажимом двигают кисти навстречу друг другу. Повторяют 5- 6 раз, не меняя положение рук при начале движения. Таким образом, повторяется перистальтическое движение в кишечнике. Особенно ценно такое упражнение при запорах, вздутиях живота, иногда уменьшает боль, связанную с неправильным пищеварением.

Косые мышцы пресса малыша укрепляют следующей техникой массажа. Движениями, охватывающими живот ребенка, по бокам поглаживают ладонями в направлении от поясницы к области выше пупка. Если сказать проще проводят сзади по косой линии вперед и вверх. Требуется 5 – 6 повторений.

В самом конце повторяют 2 – 3 раза массаж по часовой стрелке.

В некоторых случаях живот мягко массируют отдельно и более продолжительно при коликах, запоре. Нередко это помогает избежать клизмы, слабительных.

Гимнастика для укрепления мышц пресса

Поза грудничка при выполнении упражнения – на спине, ногами к себе. Руки заводят под спину, и поддерживают головку, делают упор ступням ребенка в свой живот. Во время проведения упражнения плавно поднимают руки малыша до почти вертикального положения и так же мягко опускают обратно. Необходимо постоянно следить за наличием опоры и все движения делать очень медленно. Это гимнастическое упражнение поможет грудничку подготовиться к сидению.

Массаж ступней

Согласно акупунктуре именно на ступне расположены точки воздействия на все органы и системы в теле человека. Нежная кожа грудничка делает это воздействие еще эффективнее.

Ребенок лежит на спине, ногами к себе. Невысоко подняв его ножку, ладонью левой руки под голенью мягко фиксируют положение ноги. А другая рука располагается следующим образом: средний и указательный палец находятся на тыльной стороне ступни, а большой расположен на подошве. Сами массажные движения предоставлены большому пальцу. Им рисуют цифру 8 на ступне, поглаживают от основания пальцев к пятке. Повторяют движения 5 -6 раз на каждой ноге. Для еще большего положительного воздействия энергично массируют сами пальчики на ноге ребенка.

Упражнение на рефлексы ступни

Ребенок по-прежнему лежит на спине, ногами к себе. Выполнение упражнения заключается в быстром надавливании на подошву в области пальцев, в результате пальцы грудничка рефлекторно согнутся. После быстро нажимают на внешний край ступни, после чего пальцы рефлекторно разогнуться. Делают 3 – 4 повтора. Эти рефлексы наиболее ярко выражены в первые месяцы жизни, а позже несколько угасают.

Рефлекторное ползание

Грудничок выкладывается на живот в позе лягушки. А именно, ступни соединены, колени согнуты и разведены. Тело ребенка очень хрупкое и несформированное и при выполнении этого упражнения необходимо следить за безопасностью: не травмировать ребенка и обеспечить безопасное пространство для ползания. Пальцы рук заводят под тыльную сторону подошвы, не дотрагиваясь до самой ступни. Затем большими пальцами нужно дотронуться одновременно до обеих подошв. Сработает рефлекс ползания, малыш резко выпрямит ножки и продвинется вперед. Руки при этом должны находиться прямо на поверхности стола, в противном случае ребенок не сможет сдвинуться с места. Рефлекторное движение повторяют 3 – 4 раза.

Массаж области груди

Положение ребенка – на спине. Начинается процесс массажа с поглаживания пальцами одновременно обеих рук. Правая рука движется по часовой стрелке от нижней части грудины через подмышки и возвращение в исходное положение. Левая рука делает все то же самое в зеркальном отображении. Метод массажа – поглаживание, осуществляется по кругу. Затем осторожно следует обхватить грудную клетку и не сильно, но резко и быстро надавить на нее. Такое движение вызывает активацию дыхательного центра. Упражнение повторяют целиком 5 – 6 раз.

Ходьба

Еще одно увлекательное для грудничка упражнение на вызывание рефлекторной ходьбы. При выполнении упражнения ребенок находится практически на руках, держать его нужно осторожно за подмышки. Положение вертикальное, лицом от себя. Ножки должны касаться твердой опоры, легкий наклон вперед активирует рефлекс ходьбы. Дети часто предпочитают это упражнение всем остальным, можно выполнять его отдельно от общей гимнастики. При ходьбе ступня должна полностью опираться на поверхность, но стоять ребенку самому нельзя, если он еще не встает самостоятельно. Грудная клетка не должна быть сдавлена руками взрослого.

Расслабление рук

Комплекс гимнастики подходит к концу и ребенок уже устал. Для расслабления мышц рук нужно осторожно легко их встряхнуть. Берут кисти рук, как при проведении массажа и несильно раздвинув в стороны, несильно встряхивают. Если тонус ребенка все еще высокий, нужно подождать пока грудничок будет готов к такому упражнению. В этом случае можно просто погладить ручки. Полезным в любом возрасте считается массаж пальчиков рук и ладошки.

Раскачивание грудничка в позе эмбриона

Для этого упражнения нужно придать телу ребенка эмбриональное положение. Из положения -лежа на спине, взрослый берет в руку ступни и кисти грудничка. Ступни должны быть соединены, а колени разъединены. Одной рукой продолжают держать конечности, а другой прижимают голову малыша к груди. Получившийся эмбрион раскачивают в различных направлениях. Каждое направление повторяют 2 – 3 раза. Раскачивания помогают развиваться вестибулярному аппарату и нервной системе в правильном направлении. Для достижения большего эффекта упражнение повторяют 3 – 4 раза в день.

Гимнастика на мяче

Для упражнения нужен специальный большой мяч. Грудничка кладут на мяч животом, ноги при этом должны быть, как можно шире раздвинуты. Затем мяч покачивают в различных направлениях. Не стоит сильно раскачивать мяч, ребенок может упасть с него. А для развития вестибулярного аппарата достаточно небольшой амплитуды.

Позже, когда ребенок будет учиться ползать, с помощью мяча можно научить его переносить вес тела на руки. Для этого ребенок лежит животом вниз на мяче, а руками упирается в твердую поверхность. Длительность такого упражнения зависит от самочувствия ребенка.

Гимнастические упражнения с грудничками проводят примерно в течение 15 минут. Но все дети разные, и если ребенок устает раньше окончания комплекса, нет никакой необходимости его мучить и продолжать. Оставшуюся часть комплекса гимнастики можно всегда доделать позже, когда малыш, как следует, отдохнет и наберется сил.

Самое главное сохранить у ребенка положительный настрой во время выполнения всех упражнений. Это только придаст ему еще большее желание заниматься впоследствии. Движения должны быть плавными, неспешными, ласковыми. А отношение взрослого - приветливым и добрым. В таком случае от занятий будет больше пользы.

Видео: Гимнастика для грудничков

Лечебная гимнастика для грудничков

(удалено)

Динамическая гимнастика для грудничков (видео)

Статья взята с сайта: http://massageonline.ru/?p=882

АВГ 25 2011

http://massageonline.ru/?p=882

Для того чтобы решить вопрос, есть ли у вашего малыша достаточная сила в мышцах и может ли он приобрести двигательные умения, нужные в его возрасте. Попробуйте протестировать мышцы спины.

К основным мышцам спины относятся:

Трапециевидная мышца, которая начинается от затылочной области и занимает верхнюю часть спины и действует на смещение лопаток и разгибание головы.

Широчайшая мышца, которая занимает нижнюю часть спины и боковую часть груди, сокращаясь, она опускает поднятую руку или подтягивает туловище к конечностям.

Мышца, выпрямляющая позвоночник, которая располагается вдоль позвоночного столба и выполняет функцию по своему названию.

Проводится тестирование с 6 месячного возраста. Лежащего на животе ребенка приподнять над поверхностью стола или пола, удерживая его руками за талию. Малыш должен удержаться навису, выпрямляя спину до позиции ласточки.

Теперь приступайте к тренировкам, в процессе которых, вы можете периодически возвращаться к предложенному тесту, оценивая результаты ваших занятий с ребенком.

Упражнения для мышц спины грудничка

=== Для укрепления мышц спины начните тренировать ребенка в момент, когда он находится у вас на руках. Для этого носите малыша в течение дня спиной к себе, удерживайте его рукой в области таза и ног. Попробуйте вместе с ним наклониться слегка вперед и выпрямиться.

При этом стремитесь, чтобы он научился удерживать верхнюю половину туловища в вертикальном положении самостоятельно. Повторите упражнение 3-5раз, не забывайте вначале подстраховать ребенка.

Полезны для мышц спины упражнения на гимнастическом мяче. Положите ребенка на мяч на живот ногами к себе. Удерживайте его в начале в подмышечной области. Проведите прокатывающие движения по направлению от себя, затем к себе. Нужно достичь умения ребенка прогнуться в спине в виде лодочки. В этом положении необходимо задержаться до 8-10 сек. Повторите упражнение 3-5 раз.

Затем, смените направление движения из стороны в сторону, далее по кругу по часовой и против часовой стрелки. Эти движения делаем так же 3-5 раз.

Если предыдущее упражнение у ребенка стало хорошо получаться, усложните его. Для этого попробуйте удерживать малыша не в подмышечной области, а в области бедер. Проведите прокатывающие движения по направлению от себя и задержитесь для того, чтобы ребенок попробовал самостоятельно удержать навису верхнюю половину туловища до 3-5 сек. Вернитесь в исходное положение для отдыха ребенка. Повторите упражнение 3-5 раз.

Массаж спины

Массаж спины необходим для укрепления мышц. Это особенно важно, т.к. малыш в этом возрастном интервале учится сидеть самостоятельно. Нужно, чтобы он быстро научился держать ровно спинку, чтобы нагрузка на позвоночный столб правильно распределялась и помогала формироваться физиологическим изгибам позвоночника.

Положите малыша на живот ногами к себе.

Первый прием поглаживание. Проводится вдоль позвоночника кистями рук в направлении вверх и вниз. Повторите прием 3-5 раз.

Затем поглаживание проводится подушечками пальцев от позвоночника по ходу ребер в бок.

Следующий прием растирание. Подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями пройдите около позвоночника по обе стороны снизу вверх.

Повторите прием 2-3 раза.

При этом область самого позвоночника массировать не рекомендуется. Далее смените направление растирающих движений. Теперь ваши пальцы должны двигаться от позвоночника в бок, по ходу межреберных промежутков.

Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Следующий прием разминание. Разминаются мышцы боковой поверхности туловища по направлению снизу вверх. При этом ваши руки захватывают и слегка оттягивают мышц. Затем совершают S-образные разнонаправленные движения, медленно продвигаясь вдоль туловища. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Завершите массаж спины, повторив прием поглаживания.

By Доктор Гореликова http://massageonline.ru/?cat=6, Tags: ,http://massageonline.ru/?tag=massag

Для этого существует специальный тест для мускулатуры спины – к ней относятся:

  • трапециевидная мышца, берущая начала от затылочной области и располагающаяся в верхней части спины. Она отвечает за разгибание головы и смещение лопаток;
  • широчайшая мышца, расположенная в нижней части спины и захватывающая боковую часть груди. В действии она приближает туловище к конечностям, а также отвечает за опускание поднятой руки;
  • мышца, которая выпрямляет позвоночник. Она расположена вдоль линии позвоночного столба.

Правила подготовки к занятиям

К тестированию можно приступать после достижения крохой шестимесячного возраста . Грудничка для этого нужно положить на живот, а затем приподнять малыша, удерживая руками в области талии. В норме он должен удерживаться навесу, при этом выравнивая спину до так называемой «ласточки». Это упражнение помогает определить, необходимо ли укрепление мышц спины у детей.

После того, как уровень развития мускулатуры и мышечная сила определены, можно приступать к тренировкам. К приведенному тесту также необходимо будет периодически возвращаться, чтобы проанализировать результат тренировок, отмечать результаты и достижения.

Комплексы для тренировки

Существуют специальные упражнения для спины для детей грудного возраста:

  1. Укреплять спину крохи нужно в те моменты, когда он пребывает на руках у взрослого. С этой целью нужно носить малыша спиной к себе, поддерживая рукой под попку. Также можно удерживая его в данном положении немного наклониться вперед и выпрямиться. Этот способ помогает ребенку научиться самостоятельно удерживать верхнюю часть туловища вертикально. Упражнение необходимо периодически повторять в течение дня. Обязательно нужно подстраховывать грудничка и четко контролировать положение его тела.
  2. хорошо помогает в развитии мускулатуры. Как укрепить спину ребенку с его помощью? Необходимо положить малыша на мяч на живот, при этом его ноги должны быть направлены к взрослому. В начале тренировок его необходимо удерживать в области подмышек. Проводите прокатывающие движения, направляя кроху то от себя, то к себе. Таким способом кроху, независимо от возраста, учится выгибать спину в виде лодочки. Не нагружайте, особенно на начальном этапе тренировки, ребенка сильно, достаточно повторить это упражнение три-четыре раза. После этого можно сменить направление движения, поворачивая малыша по кругу (по или против направления движения часовой стрелки).
  3. Когда предыдущие упражнения крохе начнут легко даваться, попробуйте несколько усложнить задачу. С этой целью поддерживайте малыша уже не в области подмышечных впадин, а за бедра. Так кроха будет самостоятельно удерживать спину навесу сначала в течение нескольких секунд, затем время будет постоянно увеличиваться.

Массаж и его роль в физическом развитии малыша первого года жизни

Помимо , существует укрепляющий для детей. Он также является необходимым, так как дети в шесть месяцев учатся самостоятельно сидеть. Поэтому важно, чтобы грудничок к этому возрасту старался ровно держать спину. Это поможет правильно распределить нагрузку на скелет, станет хорошей профилактикой различных искривлений любого сегмента позвоночного столба.

Техника массажа для ребенка первого года жизни

Как укрепить мышцы спины малыша с помощью массажа? Для начала следует положить кроху на живот. Ноги его при этом должны направляться к взрослому.

Массаж осуществляется в несколько приемов:

  1. Поглаживание. Кистями рук проведите вдоль позвоночника по направлению вверх и вниз. После этого поглаживайте подушечками пальцев по направлению ребер от позвоночника в бок.
  2. Растирание. По спирали подушечками пальцев разотрите область около позвоночника, двигаясь при этом снизу вверх, затем по ходу роста ребер.
  3. Разминание. Разминать нужно мышцы на боковых сторонах туловища, направляя движения снизу вверх. При этом руками следует захватывать и слегка оттягивать мышцы. И в завершение массажа нужно расслабить мышцы малыша путем поглаживания.

Независимо от того, какой уровень физического развития будет обнаружен у ребенка на начальном этапе тренировок, регулярные занятия родителей (или профессионального инструктора по и массажу у детей) помогут догнать «успешных» сверстников . При обнаружении значительного отставания до начала занятий желательно проконсультировать малыша у опытного ортопеда-травматолога, а сами занятия начинать с квалифицированным инструктором.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: