Тире между подлежащим и сказуемым 8. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится. Тире между подлежащим и сказуемым ставится

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на месте отсутствующей связки.

Тире между подлежащим и сказуемым СТАВИТСЯ :

Тире ставится Примеры
При отсутствии связки в составном именном сказуемом, если: а) оба главных члена предложения выражены существительным в И. п. Слово - полководец человечьей силы (В. Маяковский).

Любовь и дружба - взаимное эхо: они дают столько, сколько берут (А. Герцен).

б) один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой - инфинитивом или оба - инфинитивом (кроме инфинитива, в состав подлежащего и сказуемого могут входить другие слова) Дар поэта - ласкать и карябать, роковая на нём печать (С. Есенин).

В камни стрелять - стрелы терять (М. Горький).

Выгонять перед вечером и пригонять

на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев).

в) подлежащее и сказуемое выражены числительными в И. п.; один главный член выражен числительным или числительным с существительным, а другой - существительным в И. п. Трижды три - девять.

Четыре - чётное число.

Удельный вес сосны - ноль целых шесть десятых тонны на метр кубический.

г) в состав сказуемого входят слова это, вот, значит Язык - это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой).

Тире между подлежащим и сказуемым НЕ СТАВИТСЯ :

Тире не ставится Примеры
Если:

а) перед именной частью сказуемого стоит вводное слово, наречие, союз или частица (лишь, только, ведь, разве)

Грач, конечно, птица умная… (К. Паустовский).

Ртуть тоже металл.

Март только начало весны.

б) в состав сказуемого входят сравнительные союзы как, будто, словно, точно, что, все равно как (что) Пруд как блестящая сталь (А. Фет). Недочитанная книга все равно что неоконченный путь (Пословица).
в) перед именной частью сказуемого стоит отрицание не, кроме тех случаев, когда оба главных члена предложения (или один из них) выражены инфинитивом Конный пешему не попутчик (Пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (Пословица).

Основной мотив моей жизни - не прожить даром жизнь… (К. Циолковский).

г) между подлежащим и сказуемым стоит дополнение, обстоятельство Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы (М. Лермонтов).
д) сказуемое выражено прилагательным (полным, кратким, в сравнительной или превосходной степени) День солнечный.

Девушка умна и красива.

Погода к осени дождливей, а люди к старости болтливей (И. Крылов).

е) подлежащее или сказуемое выражено местоимением; Она девочка хитрая. Книга моя.
ж) именная часть сказуемого, выраженная существительным, обозначает признак определённого лица (нет интонации «разрыва») Моя мать учительница.

Его старший брат хороший товарищ. Наша приятельница пожилая женщина.

з) сказуемое предшествует подлежащему Славное место эта долина! (М. Леомонтов)

Тире в неполном предложении

В неполных предложениях тире обычно ставится при пропуске сказуемого или других членов предложения, если они восстанавливаются из текста самого предложения, чаще всего сложного: В течение нескольких секунд пастушонок и Мете­лица смотрели прямо в глаза друг другу: Метелица - с делан­ным равнодушием, пастушонок - со страхом, сочувствием и жалостью . (А. Фадеев) Севернее города немцы вышли на Вол­гу, южнее - подходили к ней . (К. Симонов)

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010. - 237 с.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

Обучающие

  1. знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  2. научиться правильно ставить его.

Развивающие

  1. развить у обучающихся умение применять полученные знания;
  2. обогатить словарный запас обучающихся.

Воспитывающие

  1. формировать интерес к предмету;
  2. способствовать приобретению навыков общения.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Слайд № 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Слайд № 2

  1. фронтальный опрос
  1. Назовите главные члены предложения.
  2. Что такое подлежащее?
  3. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  4. Какой член предложения называется сказуемым?
  5. На какие виды делятся сказуемые?
  1. работа у доски по карточкам (Приложение 1)

Задание:

  1. Краткость достоинство прозы.

Слайд № 3

III. Объяснение нового материала.

Слайд № 4

  1. беседа

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
  2. работа с учебником (с. 57, упр. 114 );
  3. запись опорных схем в тетрадь.

Слайд № 5-6

Ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п. - сущ. И.п.

Слово - полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. - числ. И.п.

Девятью сорок - триста шестьдесят.

Сущ. И.п. - числ. И.п.

Числ. И.п. - сущ. И.п.

Глубина там с лодки - шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. - н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. - сущ. И.п.

Дело художника - рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. - н. ф. глаг.

Учить - ум точить (пословица). В камни стрелять - стрелы терять (Горький).

Это

Задумчивость - это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться - это дело юношей (Тургенев).

Вот

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (Пушкин).

Значит

Быть поэтом - значит петь раздолье (Есенин).

Слайд № 7-8

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте... (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. - не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Сущ. прилаг.

Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. есть сущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

Слайд № 9

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.
  2. Ум без книги как птица без крыльев.
  3. Старость не радость.
  4. Человек вот правда жизни.
  5. Люди как реки.
  6. Великое дело новость.
  7. Пятью пять двадцать пять.
  8. Погода несносная дорога скверная.
  9. Татьяна не дитя.
  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.
  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
  13. Сердце не камень.
  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила .

2. Работа с учебником (с. 59, упр. 120 – устно )

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память - одно из важнейших свойств бытия.

Слайд № 10

4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).

Вариант 1

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Но объяснение не оправдание.
  2. Твои речи будто острый нож.
  3. Преодолеть препятствие вот наша задача.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

Слайд № 11

§22, упр. 115

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Сияют переливаются купола собора.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Краткость достоинство прозы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени. Слайд 2

    Вспомним изученное: Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Какой член предложения называется сказуемым? На какие виды делятся сказуемые?

    ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Двадцать третье ноября.

    Цели урока: познакомиться с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; развить умение применять полученные знания; обогатить словарный запас.

    Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. И.п. - сущ. И.п. Слово - полководец человечьей силы (Маяковский). Числ. И.п. - числ. И.п. Девятью сорок - триста шестьдесят. Сущ. И.п. - числ. И.п. Числ. И.п. - сущ. И.п. Глубина там с лодки - шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка (Тургенев). Сущ. И.п. - н. ф. глаг. Н. ф. глаг. - сущ. И.п. Дело художника - рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Чехов).

    Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Н. ф. глаг. - н. ф. глаг. Учить - ум точить (пословица). В камни стрелять - стрелы терять (Горький). _____ - это Задумчивость - это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться - это дело юношей (Тургенев). _____ - вот Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (Пушкин). _____ - значит Быть поэтом - значит петь раздолье (Есенин).

    Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Личное мест. сущ. Вы умный человек, поймёте... (Чехов). Сущ. И.п. не сущ. И.п. Но: Н. ф. глаг. - не н. ф. глаг. Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

    Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. прилаг. Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). Сущ. есть сущ. Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

    Запомни! Ставим тире Не ставим тире Сущ. И.п. - сущ. И.п. Н. ф. глаг. - сущ. И.п. Личное мест. сущ. Числ. И.п. - числ. И.п. Н. ф. глаг. - н. ф. глаг. Сущ. И.п. не сущ. И.п. Сущ. И.п. - числ. И.п. _____ - это Сущ. вводн. слово, союзы сущ. Числ. И.п. - сущ. И.п. _____ - вот Сущ. прилаг. Сущ. И.п. - н. ф. глаг. _____ - значит Сущ. есть сущ.

    Проверь себя! Номер предложения +/- Номер предложения +/- 1. - 6. - 2. + 7. + 3. + 8. + 4. - 9. + 5. - 10. +

    Домашнее задание: §22, упр. 115


    Конспект урока по русскому языку в 8 классе: «Тире между подлежащим и сказуемым»

    Цель урока:

    углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.

    Тип урока: урок-практикум.

    Оборудование: проектор,

    ПК,

    интерактивная доска.

    Ход урока по русскому языку в 8 классе:

    I . Орг.момент

    У: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

    II . Вступительное слово учителя

    У: Сегодня мы проводим урок-практикум.

    Вы будете выполнять задания в рабочих листах, которые лежат на партах (подпишите их, пожалуйста) и самостоятельно контролировать свои знания и умения по теме урока, то есть оценивать самих себя. Результаты работы фиксируйте в «Оценочном листе». Будьте объективны.

    Задание 1. Терминологический диктант

    Вспомним основные лингвистические термины, изучаемые нами в разделе «Синтаксис и пунктуация». Цель: Знание терминов необходимо для успешного усвоения материала. Первое задание - терминологический диктант.

    В рабочих листах под цифрой 1 есть место для записи терминов.

    1. Раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. (Синтаксис)

    2. 1. Совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи. 2. Собрание правил их расстановки. (Пунктуация)

    3. Слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность (Предложение)

    4. Единство подлежащего и сказуемого (Основа предложения)

    5. Элементы письменности , выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста , предложений, словосочетаний, слов (Знаки препинания)

    Проверим, как вы справились с терминологическим диктантом.

    ……, прочитай все термины, которые ты записала.

    Вывод: Итак, мы повторили основные лингвистические термины, которые необходимы при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».

    III . Актуализация знаний о предложении

    1. У: Прежде, чем перейти к теме урока, вспомним, что такое предложение и каковы его признаки как синтаксической единицы?

    Дайте определение данному понятию.

    О: Предложение - слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность.

    Предложение имеет следующие признаки:

    1) имеет грамматическую основу;

    2) выражает законченную мысль;

    3) характеризуется смысловой законченностью;

    4) является единицей общения.

    2. Формулирование темы и цели урока

    1) Продолжаем работу.

    Задание 2

    После выполнения второго задания, сформулируем тему сегодняшнего урока.

    Докажите, что перед вами предложения, расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку (подчеркните грамматическую основу предложения). Цель: Определить, в чем особенность данных предложений.

    Слово — это духовная жизнь народа. (А. Вознесенский)

    Учиться - всегда пригодится. (Пословица)

    Язык - всем знаниям и всей природе друг. (Г. Державин)

    О: Да, перед нами предложения, так как они имеют грамматическую основу - НАЗВАТЬ, характеризуются интонационной законченностью - в конце точка, предложения повествовательные.

    По структуре это простые предложения.

    У: В чем их особенность?

    О: Вывод: Во всех предложениях между подлежащим и сказуемым ставится тире.

    У: Мы знаем, что важнейшим признаком предложения является наличие предикативной (грамматической) основы.

    Догадались ли вы, выполняя задание, какова же тема урока?

    О: Я предполагаю, тире между подлежащим и сказуемым .

    Запишите тему в рабочих листах.

    У: А теперь сформулируем цель урока:

    О: Вспомнить и закрепить правило постановки тире между главными членами предложения.

    (Углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым).

    Прежде чем сформулировать правило, скажите, чем отличается ТИРЕ от ДЕФИСА?

    О: ТИРЕ - пунктуационный знак, дефис - орфографический .

    А теперь обратимся к истории пунктуационного знака тире. Предоставляю слово знатоку русского языка .
    О: Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.

    К концу XVIII века появился ещё один знак препинания - тире

    Тире восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак:

    Чёрная полоса чернил,

    Молчанка,

    Длинная черта,

    Горизонтальная черта,

    Знак пресечения

    Этот знак впервые стал применять Н.Карамзин

    У: Напомню вам, что Николай Михайлович Карамзин - выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, создатель многотомного сочинения «Истории государства российского», автор рассказа «Бедная Лиза».
    Итак, тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

    Тире выполняет много функций, мы сегодня говорим о тире, которое разделяет подлежащее и сказуемое .

    IV . Выполнение заданий по теме

    1) Задание 3

    У: Перейдем к третьему заданию. Внимательно прочитайте предложения.

    Подчеркните грамматические основы всех предложений; укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым и его отсутствие. Расставьте недостающие знаки препинания, где это необходимо. Цель: После выполнения задания сформулировать правило.

    1.Книга - лучший друг человека.

    (сущ. - сущ.)

    2. Ученого учить - только портить.

    (Inf - Inf )

    3. Перечитывать страницы любимых книг - огромное наслаждение.

    (Inf -сущ.)

    4. Пятью пять - двадцать пять.

    (числ. - числ.)

    5. Книга - это мост в мир знаний.

    (сущ. - это сущ.)

    1. Книги как лучшие друзья.

    (сущ. как сущ.)

    2.Они верные и умные помощники.

    (мест. сущ.)

    3. Книга мала, а ума придала..

    (сущ. прил.)

    4.Образование, безусловно, опора в жизни.

    (сущ., вводное слово, сущ.)

    5. Бедность не пряник, а к себе манит.

    (сущ. НЕ сущ.)

    ПРОВЕРКА

    1. Назовите предложение 4 (1 ст.)

    предлож. 4 (второй ст.)

    предлож. 3 (первый столбик)

    предлож.1 (второй ст.)

    предлож.2 (перв.ст.)

    предлож. 2 (втор.ст.)

    У: Вывод: Итак, каким правилом мы руководствуемся при постановке тире между главными членами предложения?
    О: Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные без вспомогательной части.

    У: В каких случаях постановка тире недопустима?

    О: Тире обычно не ставится, если в составе сказуемого есть отрицательная частица, если в составе сказуемого есть сравнительные частица как, будто, словно; если подлежащее выражено местоимением; если сказуемое выражено прилагательным, если между подлежащим и сказуемым есть вв.слова.

    Мы повторили пунктуационное правило «Употребление тире между подлежащим и сказуемым». Закрепить данное правило нам помогут практические упражнения и алгоритм, который представлен в карточках-информаторах.

    2) Работа с алгоритмом

    Задание 4 Игра «Третье лишнее»

    Поиграем. Внимательно прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания, найдите третье лишнее, объясните почему.
    1. Доброе слово сказать — посошок в руку дать.
    2. Красное дерево редко, красное слово метко.

    3. Правдивое слово - сила.

    Проверка - 1 человек

    3) У: Мы продолжаем подготовку к основному государственному экзамену.

    Переходим к пятому заданию «Элементы анализа текста»

    Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль?

    1) Книга - животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. 2) Книга - это жизнь, пр..красная, удивительная, стремительная и бе..покойная. 3)Видеть эту красоту - долг каждого из нас. 4) Наша задача - научится понимать художестве(н/нн)ые произведения, ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего. (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

    Тема - книга, дающая знания человеку.

    Основная мысль - научиться понимать художественную литературу.

    А теперь расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

    ПРОВЕРКА

    У: Выполните тест, который построен в формате ОГЭ.

    Тест

    1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «животворный»:

    1. помогающий

    2. возрождающий

    3. полезный

    4. целебный

    2. Выпишите грамматическую основу из предложения № 4

    задача - научиться понимать

    3. Укажите номера предложений, в которых обособленные определения выражены причастными оборотами

    ___________________

    4. Укажите номера предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены им.сущ.

    ___________________

    5. Укажите № предложения, где подлежащее выражено глаг., а сказуемое - сущ.

    ___________________

    Взаимопроверка.

    Поднимите руки, кто получил 5, 4.

    У: Сегодня на уроке мы получили новые сведения о пунктуационном знаке - тире, выполняя задания, закрепили изученное ранее правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, оценивая себя, старались быть объективными.

    Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» посвящен особенностям русской пунктуации. Учитель подробно расскажет о случаях постановки тире и о случаях, когда между подлежащим и сказуемым этот знак препинания ставить не следует.

    Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения

    Урок: Тире между подлежащим и сказуемым

    Тире - это знак препинания.

    В русской пунктуации употребляется для обозначения пауз между словами (частями предложения); для подчёркивания интонации (вызываемой эмоциональностью высказывания) в речи; между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки; для выделения прямой речи, вводных слов; для отделения сочинительного союза при подчёркнутом противопоставлении.

    Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

    1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

    2. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().

    В каких предложениях нужно поставить тире?

    1. Живописный народ индийцы (И. Гончаров).

    2. Офицер этот не чета вам (К. Федин).

    3. Одиночество в творчестве тяжёлая штука (А. Чехов).

    4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Л. Мартынов).

    5. Удивительное дело сон (И. Тургенев).

    6. Конечно, то большое искусство ждать (Л. Соболев).

    7. Двадцать лет хорошая вещь (К. Симонов).

    8. Это очень несносно переезжать (И. Гончаров).

    9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (А. Чехов).

    10. Это дом Зверкова (А. Чехов).

    11. Без тебя я звезда без света. Без тебя я творец без мира (В. Брюсов).

    12. Пробуждать на борьбу сердца это лучший удел певца (Кондырев).

    13. Дело писателя противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника рождать радость (К. Паустовский).

    14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (К. Паустовский).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: