Средний немецкий танк Тигр Panzerkampfwagen IV. История и подробное описание. Михаил Барятинский - Средний танк Panzer IV Танк пз 4 все модификации

Характерные особенности башни танка Pz.IV Ausf.J.

Приведённые данные производства Pz.IV, к сожалению, нельзя считать абсолютно точными. В разных источниках данные о количестве выпущенных машин различаются, и иногда заметно. Так, например, И. П. Шмелёв в своей книге "Бронетанковая техника третьего рейха" приводит следующие цифры: Pz.IV с KwK 37 - 1125, а с KwK 40 - 7394. Достаточно посмотреть на таблицу, чтобы увидеть расхождения. В первом случае незначительное - на 8 единиц, а во втором существенное - на 169! Более того, если суммировать данные выпуска по модификациям, то получится число 8714 танков, опять-таки не совпадающее с итогом таблицы, хотя погрешность в данном случае составляет всего 18 машин.

Pz.IV в значительно больших количествах, чем другие немецкие танки, поставлялся на экспорт. Судя по немецкой статистике, к союзникам Германии, а также в Турцию и Испанию поступило в 1942–1944 годах 490 боевых машин.

Первой Pz.IV получила наиболее верная союзница гитлеровской Германии - Венгрия. В мае 1942 года туда прибыли 22 танка Ausf.F1, в сентябре - 10 F2. Наиболее крупная партия была доставлена осенью 1944 - весной 1945-го; по разным данным, от 42 до 72 машин модификации Н и J. Расхождение получилось потому, что в некоторых источниках подвергается сомнению факт поставки танков в 1945 году.

В октябре 1942-го первые 11 Pz.IV Ausf.G поступили в Румынию. В дальнейшем, в 1943–1944 годах, румыны получили ещё 131 танк этого типа. Они использовались в боевых действиях как против Красной Армии, так и против вермахта, после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции.

Партия из 97 танков Ausf.G и Н в период с сентября 1943 по февраль 1944 года была отправлена в Болгарию. С сентября 1944-го они принимали активное участие в боях с немецкими войсками, являясь главной ударной силой единственной болгарской танковой бригады. В 1950 году в болгарской армии ещё числилось 11 боевых машин этого типа.

В 1943 году несколько танков Ausf.F1 и G получила Хорватия; в 1944-м 14 Ausf.J - Финляндия, где их использовали до начала 60-х годов. При этом штатные пулемёты MG 34 с танков были сняты, а вместо них установлены советские ДТ.

ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ Panzer IV

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Компоновка танка - классическая, с передним расположением трансмиссии.

Отделение управления находилось в передней части боевой машины. В нём размещались главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления, контрольные приборы, курсовой пулемёт (за исключением модификаций В и С), радиостанция и рабочие места двух членов экипажа - механика-водителя и стрелка-радиста.

Боевое отделение располагалось в средней части танка. Здесь находились (в башне) пушка и пулемёт, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. Боекомплект размещался частично в башне, частично в корпусе.

В моторном отделении, в кормовой части танка, находились двигатель и все его системы, а также вспомогательный двигатель механизма поворота башни.

КОРПУС танка сваривался из катаных броневых листов с поверхностной цементацией, в основном расположенных под прямыми углами по отношению друг к другу.

В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста, которые закрывались прямоугольными крышками, откидывающимися на петлях. У модификации А крышки - двустворчатые, у остальных - одностворчатые. В каждой крышке был предусмотрен лючок для запуска сигнальных ракет (за исключением вариантов Н и J).

Pz.IV Ausf.F1. Хорошо видны крышки люков (механика-водителя и пулемётчика) с круглыми лючками для запуска сигнальных ракет. Приваренный к борту корпуса перед укладкой запасных катков полуцилиндр закрывает вытяжное отверстие системы охлаждения тормозов.

В лобовом листе корпуса слева находился смотровой прибор механика-водителя, который включал в себя стеклоблок триплекс, закрываемый массивной броневой сдвижной или откидной заслонкой Sehklappe 30 или 50 (в зависимости от толщины лобовой брони), и бинокулярный перископический прибор наблюдения KFF 2 (у Ausf.A - KFF 1). Последний при отсутствии в нём надобности сдвигался вправо, и механик-водитель мог вести наблюдение через стеклоблок. У модификаций В, С, D, Н и J перископический прибор отсутствовал.

По бортам отделения управления, слева от механика-водителя и справа от стрелка-радиста, имелись смотровые приборы триплекс, закрываемые откидными бронекрышками.

Между кормовой частью корпуса и боевым отделением находилась перегородка. В крыше моторного отделения имелись два люка, закрытых откидными крышками. Начиная с Ausf.F1 крышки оборудовались жалюзи. В обратном скосе левого борта было окно воздухопритока к радиатору, а в обратном скосе правого борта - окно воздухооттока от вентиляторов.

Компоновка танка Pz.IV:

1 - башня; 2 - командирская башенка; 3 - ящик для снаряжения; 4 - вращающийся полик боевого отделения; 5 - вентиляторы; 6 - двигатель; 7 - шкив привода вентиляторов; 8 - выхлопной коллектор; 9 - глушитель двигателя поворота башни; 10 - глушитель; 11 - направляющее колесо; 12 - тележка подвески; 13 - карданный вал; 14 - коробка передач; 15 - кулиса переключения передач; 16 - ведущее колесо.

Схема бронирования среднего танка Pz.IV.

БАШНЯ - сварная, шестигранная, установлена на шариковой опоре на подбашенном листе корпуса. В её передней части в маске располагались пушка, спаренный пулемёт и прицел. Слева и справа от маски имелись лючки для наблюдения со стёклами триплекс. Лючки закрывались наружными броневыми заслонками изнутри башни. Начиная с модификации G, лючок справа от пушки отсутствовал.

Башня приводилась во вращение электромеханическим поворотным механизмом с максимальной скоростью 14 град/с. Полный оборот башни осуществлялся за 26 с. Маховики ручного привода башни располагались у рабочих мест наводчика и заряжающего.

Кормовая часть башни модификации Ausf.E.

В задней части крыши башни находилась командирская башенка с пятью смотровыми щелями со стёклами триплекс. Снаружи смотровые щели закрывались раздвижными броневыми заслонками, а люк в крыше башенки, предназначенный для входа и выхода командира танка, - двустворчатой крышкой (позже - одностворчатой). В башенке имелось устройство циферблатно-часового типа для определения места цели. Второе такое же устройство было в распоряжении наводчика и, получив приказ, он мог быстро развернуть башню на цель.

У места механика-водителя размещался индикатор положения башни с двумя лампочками (кроме танков Ausf.J), благодаря которому он знал, в каком положении находятся башня и пушка (это особенно важно при движении по лесистой местности и населённым пунктам).

Для посадки и высадки членов экипажа в бортах башни имелись люки с одностворчатыми и двустворчатыми (начиная с варианта F1) крышками. В крышках люков и бортах башни устанавливались смотровые приборы. Кормовой лист башни был оборудован двумя лючками для стрельбы из личного оружия. На части машин модификаций Н и J в связи с установкой экранов смотровые приборы и лючки отсутствовали.

Гитлер в окружении высших офицеров вермахта и СС осматривает один из первых танков Ausf.F2, Берлин, 4 апреля 1942 года.

ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение танков модификаций А - F1 - пушка 7,5-cm KwK 37 калибра 75 мм фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола пушки - 24 калибра (1765,3 мм). Масса пушки - 490 кг. Вертикальная наводка - в пределах от -10° до +20°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В её боекомплект входили выстрелы с дымовыми (масса 6,21 кг, начальная скорость 455 м/с), осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с), бронебойными (6,8 кг, 385 м/с) и кумулятивными (4,44 кг, 450…485 м/с) снарядами.

Во Вторую мировую войну немецкая армия вошла с достаточно странной ситуацией в системе танкового вооружения. Средний танк Pz.Kpfw.III , который создавался как основной, на деле в это время оказался самым малочисленным в вермахте. Что же касается другого среднего танка, Pz.Kpfw.IV, то он проектировался как машина поддержки , но при этом в войсках таких машин оказалось почти в четыре раза больше, чем Pz.Kpfw.III. Уравнять численность танков этих двух типов в армии немецкая промышленность смогла только в самом конце 1939 года. К этому времени в серию пошла уже новая версия танка поддержки - Pz.Kpfw.IV Ausf.D, причём она в некотором смысле стала возвращением к исходной концепции.

Возвращение курсового пулемёта

Весна 1938 года оказалась решающей для дальнейшей судьбы Pz.Kpfw.IV. Дело в том, что 6-й отдел Управления вооружений всерьёз задумался над тем, чтобы убрать детище концерна Krupp из производственной программы. Вместо Pz.Kpfw.IV предполагалось создать танк поддержки на базе Pz.Kpfw.III, унифицировав, таким образом, по основным узлам и агрегатам оба средних танка.

С одной стороны, идея была здравая. Однако следует учесть, что Pz.Kpfw.III в то время переживал далеко не лучшие времена. А производство Pz.Kpfw.IV не без проблем, но всё же шло, да и в определённую заказчиками весовую категорию конструкторы Krupp попали с первого раза.

Таким образом, когда 2 мая 1938 года Эрих Вольфёрт, ведущий инженер Krupp, выступил с резкой критикой идеи объединения двух танков на одной платформе, победа оказалась на его стороне. 6-й отдел Управления вооружений был вынужден уступить, ибо за Вольфёртом оказался не только промышленный гигант, но и здравый смысл.

Урок, впрочем, не пошёл на пользу, и с идеей единого шасси для танков двух типов 6-й отдел Управления вооружений продолжал тягаться всю войну. Порыв этот, одним из инициаторов которого являлся Генрих Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp), с завидным постоянство превращался в забег по граблям, причём каждый раз должных выводов из произошедшего ранее не делалось.

Pz.Kpfw.IV Ausf.D в исходной конфигурации. В металле машина выглядела несколько иначе

Требования к танку поддержки, между тем, продолжали расти. Ещё в начале января 1938 года начались обсуждения характеристик четвёртой модификации танка, получившей обозначение 4.Serie/B.W.

Одним из первых пунктов в повестке стало возвращение на место курсового пулемёта. Кто-то наверху, наконец, понял, что из пистолетного порта особо даже не постреляешь, не говоря уже о том, чтобы куда-то попасть. Было решено использовать установку Kugelblende 30, разработанную для Z.W.38 (будущего Pz.Kpfw.III Ausf.E). Она имела гораздо более удачную защиту, чем шаровая установка Pz.Kpfw.IV Ausf.A. В связи с возвращением курсового пулемёта лобовой лист подбашенной коробки вновь получил характерную ступеньку.


Схема, наглядно демонстрирующая внутреннее устройство танка

10 марта 1938 года состоялось совещание в Берлине, где сотрудники концерна Krupp и 6-го отдела Управления вооружений обсудили возможность усиления бронирования танка. Толщина бортовой брони корпуса, подбашенной коробки и башни, составлявшая 14,5 мм, была признана недостаточной. Требовалось увеличить её до 20 мм, чтобы на дальних дистанциях танк не поражался огнём 20-мм автоматических пушек. Кроме того, толщину днища военные просили увеличить с 8 до 10 мм.

Ответ на новые требования пришел 12 апреля. Согласно подсчётам инженеров, увеличение толщины брони увеличивало боевую массу танка на 1256 кг, почти до 20 тонн. За этим потянулись изменения и по отдельным элементам корпуса. Иную форму получили лючки в районе поддерживающих катков, изменились воздухозаборники моторного отделения. В конце апреля были разработаны траки с увеличенными зубьями, а количество ограничителей хода подвески было увеличено до пяти на борт (по одному у трёх передних тележек и два у задней).


Серийный Pz.Kpfw.IV Ausf.D, весна 1940 года

Определённые изменения были внесены и в конструкцию башни. В первую очередь, переделке подверглась бронировка орудийной системы. Дело в том, что использовавшаяся ранее конструкция оказалась весьма уязвимой к вражескому огню. Пуля или осколок снаряда, попадая в зазор между элементами бронировки, вполне могли заклинить орудие в вертикальной плоскости. В конце мая 1938 года началась разработка новой защиты для пушки. Новая бронировка системы находилась с внешней стороны башни и гораздо лучше справлялась со своей задачей. Толщина бронировки была увеличена до 35 мм.

Кроме того, были заменены смотровые приборы на бортовых люках и бортах башни.


Навеска большого количества запасных траков была очень частым явлением

Когда 4 июля 1938 года с концерном Krupp, наконец, был подписан контракт на изготовление танков модификации 4.Serie/B.W., машина довольно сильно преобразилась. Согласно контракту, заводы Grusonwerk, одного из подразделений Krupp, должны были изготовить 200 танков этой серии. В октябре контракт был расширен. Войска СС заказали 48 танков, которые получили обозначение 5.Serie/B.W.. Фактически они ничем не отличались от 4.Serie/B.W. К слову, в итоге эти машины в части СС так и не попали, поскольку вместо них было решено заказать штурмовые САУ StuG III.

Танки 4-й и 5-й серий получили обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Машинам присваивались серийные номера в диапазоне 80501–80748.

На опыте двух первых кампаний

Серийное производство Pz.Kpfw.IV Ausf.D началось в октябре 1939 года. В отличие от Pz.Kpfw.III, выпуск которых производители форсировали, особых рывков в производстве танков поддержки не было. До конца 1939 года было собрано 45 танков, в дальнейшем объёмы в среднем составляли 20–25 машин в месяц. Всего к 1 мая 1940 года было изготовлено 129 машин этой модификации.


Сорванные башни были достаточно обыденным явлением и для Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Франция, май 1940 года

Между тем, ещё в марте 1939 года было решено, что в дальнейшем вермахт продолжит заказывать эти танки, причём машины 6-й серии (6.Serie/B.W.) будут впредь обозначаться как Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Новый контракт на изготовление 223 танков этого типа был подписан в июле 1939 года. В целом этот танк должен был повторять предшественника, но уже в мае начали появляться некоторые изменения.

Для начала, смотровой прибор механика-водителя, не менявшийся с Pz.Kpfw.IV Ausf.B, было решено поменять на Fahrersehklappe 30. Этот прибор отличался тем, что вместо массивных деталей, ходящих вверх-вниз, в нём использовалась «ресничка» толщиной 30 мм. Она гораздо надёжнее прикрывала смотровую щель, прикрытую стеклоблоком, да и её конструкция оказалась куда проще.

Исчез и довольно большой вентиляционный люк с крыши башни, вместо него появился вентилятор. На место перископического прибора переместился лючок для сигнальных флажков. Изменилась и форма командирской башенки.


Pz.Kpfw.IV Ausf.D выпуска апреля 1940 года, имеющий экранировку подбашенной коробки, а заодно – и дополнительную броню лобового листа корпуса

То, что Ausf.E в запланированном виде точно не пойдёт в серию, да и Ausf.D ждут определённые изменения, стало понятно после польской кампании сентября 1939 года. Дело в том, что польские войска массово использовали против немецких танков 37-мм противотанковые пушки Armata przeciwpancerna 37 mm wz. 36 Bofors . Даже несмотря на то что польские снаряды оказались не самого лучшего качества, они уверенно пробивали немецкие машины во всех проекциях. Не особо помогло здесь и усиление лобовой детали до 30 мм.

Осенью 1939 года стали проводиться исследования по выявлению возможности дополнительно нагрузить Pz.Kpfw.IV бронёй ещё на полторы тонны и довести его боевую массу до 21,4 тонн. Испытания показали, что танк вполне спокойно переносит такое увеличение массы.

18 декабря 1939 года 6-й отдел Управления вооружений скорректировал задание по 4.Serie/B.W. и 5.Serie/B.W. Последние 68 танков должны были получить корпуса с усиленными до 50 мм лобовыми листами. Но к старту кампании во Франции, начавшейся 10 мая 1940 года, Pz.Kpfw.IV Ausf.D всё ещё продолжал выпускаться с лобовым листом толщиной 30 мм.


Pz.Kpfw.IV Ausf.E из состава 20-й танковой дивизии, лето 1941 года

Первые же бои показали, что такая неспешность крайне опрометчива. Конечно, 37-мм короткоствольные пушки, которые ставились на ряд французских танков, включая FCM 36 и Renault R 35, лобовую броню толщиной 30 мм пробить не могли. Но совсем не они оказались главными противниками немецких танков. С противотанковой артиллерией у французов дела обстояли неплохо, и для неё броня толщиной 30 мм отнюдь не была чем-то запредельным. Ещё хуже для немцев было то, что целый ряд французских танков имел в качестве главного вооружения пушки калибром 47 мм.

Потери Pz.Kpfw.IV во Франции оказались ещё более высокими, чем в сентябре 1939 года в Польше. Из 279 Pz.Kpfw.IV, имевшихся в частях на 10 мая 1939 года, 97, то есть более трети, оказались безвозвратно потеряны. Бои мая-июня 1940 года также показали, что 75-мм короткоствольная пушка почти бессильна против танков с противоснарядной бронёй.

Стало понятно, что проблему надо решать, и решать оперативно. Ещё 15 мая концерн Krupp отрапортовал о том, что изготовлена и испытана экранировка для корпуса и подбашенной коробки. Лоб подбашенной коробки получил дополнительные листы толщиной 30 мм, благодаря чему общая их толщина выросла до 60 мм. Борта были усилены экранами толщиной 20 мм. Позже в дополнение к этим экранам было изготовлено усиление для лобового листа корпуса, при этом для дополнительного усиления сверху и снизу появились уголки.

Тем не менее до конца французской кампании ни одного комплекта экранировки войска так и не получили. Поставки начались лишь 25 июня, когда они уже были, в общем-то, не особо и нужны. С июля 1940 года танки стали штатно оснащаться экранами. Тогда же толщина лобового листа корпуса, башни и бронировки орудийной маски увеличилась до 50 мм.


Как можно заметить, далеко не все Pz.Kpfw.IV Ausf.E получили экраны

Ещё одна серьёзная метаморфоза с Pz.Kpfw.IV Ausf.D случилась в августе 1940 года. Согласно принятому 3 июня того же года решению, последние 68 танков 4.Serie/B.W. и 5.Serie/B.W. были изготовлены с башнями и подбашенными коробками 6.Serie/B.W. Последние такие машины были поставлены в войска в октябре 1940 года, после чего в серию пошли танки модификации Pz.Kpfw.IV Ausf.E.

Машины этой серии получили серийные номера 80801–81006. Отличить их от последних 68 Pz.Kpfw.IV Ausf.D можно лишь при условии, что известен серийный номер машины. Дополнительную путаницу в происходящее вносит тот факт, что далеко не все Pz.Kpfw.IV Ausf.E, не говоря уже об Ausf.D, получили экраны на лобовую часть подбашенной коробки.


Pz.Kpfw.IV Ausf.D с дополнительным бронированием Vorpanzer, 1942 год

В начале 1941 года некоторые танковые части пытались самостоятельно делать экранировку, но сверху пришёл приказ эту деятельность прекратить. Тем не менее, на свет появилась ещё одна модификация, известная также как Vorpanzer. Отличалась она тем, что на передней части башни крепились довольно массивные экраны. Ставили их на танки модификаций Ausf.D, E и F. Судя по всему, использовались Vorpanzer исключительно танковой дивизией «Великая Германия» (Großdeutschland). Считается, что дивизия использовала их только на учениях, но существуют и фронтовые фотографии, которые подобные утверждения опровергают.

Для переправ и иных целей

В полном объёме заказы по танкам Pz.Kpfw.IV 4-й, 5-й и 6-й серий не были выполнены. Некоторые из общего числа заказанных Pz.Kpfw.IV Ausf.D пошли на другие цели. 16 шасси выпуска марта-апреля 1940 года пошли на изготовление мостовых танков Brückenleger IV b. Эти машины были включены в состав инженерных батальонов, приданных танковым дивизиям. Они использовались в составе частей, сражавшихся в ходе кампании мая-июня 1940 года во Франции.


Brückenleger IV b, весной 1940 года была выпущена серия из 16 таких машин

Между тем, летом 1940 года Krupp изготовил и 16 комплектов подбашенных коробок и башен. Позже три мостовых танка с номерами 80685, 80686 и 80687 были переделаны в обычные Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Согласно отчёту за май 1941 года, из 29 выпущенных Pz.Kpfw.IV 13 относились к 4.Serie/B.W. Таким образом, 247 машин модификации Ausf.D всё же отправились в войска как обычные танки. Последняя, 248-я машина с серийным номером 80625 использовалась как тестовое шасси.


Brückenleger IV c из состава 39-го танкового инженерного батальона, 1941 год

Немного иная ситуация сложилась с Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Вместо 223 танков, которые планировалось построить изначально, в том или ином виде было выпущено 206 машин, из них 200 - как обычные танки. В январе 1941 года 4 шасси 6.Serie/B.W. было отправлено на Magirus, где из них построили мостоукладчики Brückenleger IV c. Как и машины предыдущих серий, направились они в 39-й танковый инженерный батальон, приданный 3-й танковой дивизии. В таком виде они участвовали в боях на Восточном фронте летом 1941 года.


Так выглядели Pz.Kpfw.IV Ausf.E 81005 и 81006 с новой ходовой частью

Судьба последних двух танков 6-й серии, номера 81005 и 81006, оказалась ещё более интересной. 14 декабря 1940 года 6-й отдел Управления вооружений дал добро концерну Krupp на разработку новой ходовой части. Главным её отличием стало то, что диаметр опорных катков вырос до 700 мм, а чтобы все они смогли поместиться, их пришлось разместить в шахматном порядке. Ширина траков при этом выросла до 422 мм. В течение 1941–42 годов эти машины активно испытывались, а затем танк 81005 оказался в учебном центре Вюнсдорф. Также как минимум один танк был переделан в подвозчик боеприпасов для тяжёлой самоходной мортиры Gerät 040 («Карл»).


Tauchpanzer IV из состава 18-й танковой дивизии

Наконец, часть серийных танков была переделана в весьма специфичные спецмашины. В августе-июле 1940 года 48 Pz.Kpfw.IV Ausf.D были переоборудованы в Tauchpanzer IV, танк для преодоления рек по дну. На танк устанавливались крепления для специальных герметичных чехлов, а также ставились крышки на воздухозаборники. Кроме того, использовался специальный шланг с поплавком, через который шла подача воздуха в машину. Аналогично было переделано некоторое количество Pz.Kpfw.IV Ausf.E выпуска января-марта 1940 года. Подобные машины использовались в июне 1941 года в составе 18-й танковой дивизии.

Машина поддержки Блицкрига

В апреле 1941 года начался выпуск 7.Serie/B.W., он же Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Этот танк был создан с учётом опыта кампаний первых двух лет войны. Но основным танком поддержки немецкой армии он стал только осенью 1941 года. Из 441 Pz.Kpfw.IV, которые к 22 июня 1941 года сконцентрировались на границе с СССР, они составляли меньшинство. Основой же были Pz.Kpfw.IV Ausf.D и Ausf.E.

К тому времени танки этих модификаций несколько видоизменились. 14 февраля 1941 года в Триполи прибыли первые немецкие танки, а 16 числа был сформирован Африканский корпус. В связи с этим ещё в начале февраля был разработан «тропический» набор для системы вентиляции.

С марта на танки стали ставить забашенный ящик для личных вещей. Поскольку он изначально разрабатывался для Африканского корпуса, его прозвали «ящик Роммеля». Ставился он далеко не на все танки. На многие танки ящики на башнях не устанавливались вовсе, а вместо них аналог размещался на борту корпуса. А в некоторых подразделениях разработали собственный «Ящик Роммеля», по форме отличающийся от штатного.

И это было лишь начало всевозможных переделок, которые внедрялись на уровне танковых дивизий, а иногда - даже на уровне батальонов. Сам по себе «обвес», который получили Pz.Kpfw.IV только за 1941 год, - это тема для отдельного большого материала.

Pz.Kpfw.IV, попавшие в Африку, оказались, образно выражаясь, в тепличных условиях. В феврале 1941 года туда было отправлено 20 танков, 3 из которых оказались потерянными в пути, ещё 20 штук прибыло в апреле. Единственным по-настоящему опасным противником для них были «Матильды», что в первую очередь о было связано с толстой бронёй этих английских танков. 2-фунтовые (40-мм) пушки, стоявшие на английских машинах, могли пробивать экранированный лоб Pz.Kpfw.IV только в упор, и подобные случаи были редкостью.


Итог встречи Pz.Kpfw.IV с КВ-2, лето 1941 года

Совсем иные условия оказались на Восточном фронте. В ходе боёв в конце июня 1941 года безвозвратно потеряно было всего 15 Pz.Kpfw.IV. Во многом это связано с тем, что противниками их были Т-26 и БТ, выступавшие совсем в другой весовой категории. Внесла свою лепту и обстановка полной неразберихи первых недель Великой Отечественной войны. Впрочем, уже в июле 109 танков, то есть четверть от изначального количества, оказалась списана в металлолом. За август к ним прибавилось ещё 68 машин. Всего же за 1941 год немцы потеряли на Восточном фронте 348 Pz.Kpfw.IV, то есть больше 3/4 от первоначального их числа.

Винить в таких значительных потерях немецкие танкисты вполне справедливо могли и 6-й отдел Управления вооружений, весьма легкомысленно подошедший к вопросу усиления бронирования. Фактически установленная на танки экранировка соответствовала опыту кампании сентября 1939 года. При этом был обойдён вниманием тот факт, что уже у французов имелись 47-мм танковые и противотанковые пушки. И сделано это было совершенно напрасно: даже 47-мм танковая пушка SA 35 с длиной ствола 32 калибра, как показали испытания в СССР, без проблем пробивала 50 мм броню немецких танков на дистанции 400 метров.

Ещё более удручающе для немцев выглядели характеристики 47-мм противотанковой пушки Canon de 47 Mle.1937, у которой длина ствола составляла 50 калибров. На дистанции в километр она пробивала броню толщиной 57 мм. Немцы вполне обоснованно могли предположить, что французы не единственные, кто обладает более мощной противотанковой артиллерией и танковыми орудиями, чем поляки.


Трофейный Pz.Kpfw.IV Ausf.E из состава 20-й танковой дивизии, НИИБТ Полигон, август 1941 года

В конечном счёте, за просчёты военного руководства в оценке вооружения противника вермахту пришлось платить танками и их экипажами. Пока основными противниками Pz.Kpfw.IV были Т-26 и БТ, всё складывалось для немецких танкистов относительно неплохо. В дальнейшем же всё чаще им пришлось сталкиваться с Т-34 и КВ-1, вооружёнными 76-мм пушками. К тому же часть танков оказалась лишь с частично утолщенным бронированием, что заметно уменьшало шансы уцелеть даже под огнем 45-мм танковых и противотанковых пушек.

Определенную лепту внесли и тяжёлые танки КВ-2. Попадание его 152-мм снаряда в немецкий танк превращало тот в груду металлолома. Впрочем, и пробитие другими снарядами не несло ничего хорошего. Случаи подрыва боекомплекта были для Pz.Kpfw.IV довольно частым явлением. Стоит отметить, что против Т-34 и КВ-1 немецкие танки были почти бессильны. Штатные бронебойные снаряды почти не имели эффекта против новых советских танков, а разработанные и имевшиеся на вооружении ещё в апреле 1941 года кумулятивные снаряды 7.5 cm Gr.Patr.38 Kw.K. Гитлер разрешил применять только в феврале 1942-го.


Эта же машина спереди. Видны попадания и расколотый экран в районе смотрового прибора механика-водителя

Уже в августе 1941 года трофейный Pz.Kpfw.IV Ausf.E из состава 20-й танковой дивизии был доставлен на полигон Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники (НИИБТ Полигон) в Кубинку. Машина была довольно сильно повреждена: имелись несколько попаданий в лобовую часть корпуса, а также частично сбитой оказалась экранировка в районе смотрового прибора механика-водителя. Сотрудниками Полигона была составлена краткая характеристика, согласно которой боевую массу танка, обозначенного как «Средний танк Т-IV выпуска 1939–40 гг.», оценили в 24 тонны, а максимальную скорость - в 50 км/ч. После предварительных расчётов были сделаны следующие выводы:

.«Броневая защита танка T-IV поражается артиллерией всех калибров.

Башня танка, смотровые люки, шаровая установка пулемёта радиста поражаются крупнокалиберным стрелковым вооружением».

Трофейные Pz.Kpfw.IV с конца 1941 года стали достаточно частым явлением. Тем не менее, приведением в работоспособное состояние захваченного ещё летом 1941 года танка или попытками заполучить ходовой трофей НИИБТ Полигон не занимался.

Во многом это связано с тем, что особого интереса к танку советские военные не проявили. Похоже, что он рассматривался ими как дополнение к Pz.Kpfw.III, при том что боевая масса и двигатель двух средних танков были схожими. Примерно по тем же причинам не состоялось восстановление до ходового состояния и StuG III Ausf.B . Более важной задачей считалось изучение ходовых характеристик трофейных Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.38(t), а тратить время на второстепенные машины посчитали бессмысленным занятием.


В отличие от StuG III, лобовая броня трофейного Pz.Kpfw.IV Ausf.E 45-мм снаряду оказалась вполне по зубам

В сентябре 1942 года состоялись испытания, в ходе которых по трофейному танку вёлся огонь из различного оружия. Первым делом его обстреляли из пулемёта ДШК. Выяснилось, что борт башни ДШК не пробивает даже с дистанции 50 метров, зато на дистанции 100 метров удалось пробить борт и корму корпуса.

Гораздо интереснее оказались испытания обстрелом из 45-мм пушки, установленной в танке Т-70. На дистанции 50 метров был пробит лобовой лист корпуса толщиной 50 мм. Стоит отметить, что трофейную САУ StuG III эта же пушка не пробила. Борта толщиной 40 мм (20+20 мм) были пробиты на дистанции 400 метров.

Окончательным приговором немецкому танку оказался обстрел из 76-мм пушки Ф-34, установленной в среднем танке Т-34. Лобовой лист был пробит на дистанции в 500 метров (входной диаметр сквозной пробоины - 90 мм, выходной - 100 мм). Следующий выстрел, сделанный с дистанции 800 метров, расколол лист на две части. При стрельбе с дистанции 800 метров в борт корпуса снаряд пробил 40-мм броню с правой стороны, взорвался внутри и вышел с левой стороны. При стрельбе фугасным снарядом в борт первым попаданием сорвало боковой башенный люк, вторым снарядом сорвало командирскую башенку, а попадание в борт моторного отделения (толщина 20 мм) привело к появлению пролома размером 130×350 мм. Обстрел с больших дистанций было решено не производить - и так всё было понятно.

Помимо обстрела, специалистами НИИ-48 было проведено изучение конструкции корпуса и башни.


Один из Pz.Kpfw.IV Ausf.D, перевооружённых пушкой 7.5 cm KwK 40 и получивших бортовые экраны

В июле 1942 года немногие оставшиеся в строю танки модификаций Ausf.D и Ausf.E были модернизированы. Вместо штатной пушки в них установили длинноствольное орудие 7.5 cm KwK 40. Кроме того, с мая 1943 года стали устанавливаться бортовые экраны на корпус и башню. К тому времени эти машины были выведены из первой линии и переданы учебным частям, включая учреждения NSKK (Национал-социалистического механизированного корпуса).

Такие танки имелись и в составе танковых частей, дислоцировавшихся во Франции. Один из них (Pz.Kpfw.IV Ausf.D, серийный номер 80732, выпущен в июле 1940 года) был захвачен англичанами летом 1944 года. Ныне он находится в экспозиции танкового музея в Бовингтоне .

Попытки усилить защищенность танка привели к появлению в конце 1942 г. модификации "Ausfuhrung G". Конструкторы знали, что лимит массы, которую способна выдержать ходовая часть, уже выбран, поэтому пришлось пойти на компромиссное решение - демонтировать 20-мм бортовые экраны, ставившиеся на все "четверки", начиная с модели "Е", одновременно увеличив базовую броню корпуса до 30-мм, а за счет сэкономленной массы установить в лобовой части накладные экраны толщиной 30-мм.

Еще одной мерой по повышению защищенности танка стала установка на борта корпуса и башню съемных противо-кумулятивных экранов ("schurzen") толщиной 5-мм, навеска экранов увеличивала массу машины примерно на 500 кг. Кроме того, однокамерный дульный тормоз пушки заменили более эффективным двухкамерным. Внешний облик машины претерпел также ряд других изменений: вместо кормовой дымопусковой установки по углам башни стали монтироваться строенные блоки дымовых гранатометов, были ликвидированы отверстия для пуска сигнальных ракет в люках механика-водителя и стрелка.

К концу серийного выпуска танков PzKpfw IV "Ausfuhrung G " их штатным основным оружием стало 75-мм орудие с длиной ствола 48 калибров, люк командирской башенки стал одностворчатым. Танки PzKpfw IV Ausf.G поздних выпусков внешне практически идентичны ранним машинам модификации Ausf.Н. С мая 1942 г. по июнь 1943 г. было изготовлено 1687 танков модели Ausf.G, впечатляющая цифра, если учитывать, что за пять лет, с конца 1937 г. по лето 1942 г. построили 1300 PzKpfw IV всех модификаций (Ausf.A-F2), №№ шасси - 82701-84400.

В 1944 г. был изготовлен танк PzKpfw IV Ausf.G с гидростатическим приводом ведущих колес . Конструкцию привода разработали специалисты фирмы "Цанрадфабрик "в Аугсбурге. Основной двигатель "Майбах" приводил в действие две масляных помпы, которые, в свою очередь, активизировали два гидромотора, соединенных выходными валами с ведущими колесами. Вся силовая установка размещалась в кормовой части корпуса, соответственно и ведущие колеса имели заднее, а не обычное для PzKpfw IV переднее, расположение. Управление скоростью движения танка осуществлял механик-водитель, контролируя давление масла, создаваемое помпами.

После войны экспериментальная машина попала в США и испытывалась специалистами фирмы "Виккерс" из Детройта, эта фирма в то время занималось работами в области гидростатических приводов. Испытания пришлось прервать из-за отказов материальной части и нехватки запасных частей. В настоящее время танк PzKpfw IV Ausf.G с гидростатическим приводами ведущих колес экспонируется в танковом музее армии США, Абердин, шт. Мэриленд.

Танк PzKpfw IV Ausf.H (Sd.Kfz. 161/2)

Установка длинноствольной 75-мм пушки оказалась довольно противоречивой мерой. Пушка привела к чрезмерной перегрузке передней части танка, передние рессоры находились под постоянным давлением, танк приобрел тенденцию к раскачке даже при движении по ровной поверхности. От неприятного эффекта удалось избавиться на модификации "Ausfuhrung Н", запущенной в производство в марте 1943 г.

На танках этой модели была до 80-мм усилена интегральная броня лобовой части корпуса, надстройки и башни. Танк PzKpfw IV Ausf.H весил 26 т и даже несмотря на применение новой трансмиссии SSG-77, его характеристики оказались ниже, чем у "четверок" предшествующих моделей, так скорость движения по пересеченной местности снизилась не менее, чем на 15 км, возросло удельное давление на грунт, упали разгонные характеристики машины. На экспериментальном танке PzKpfw IV Ausf.H испытывалась гидростатическая трансмиссия, однако в серийное производство танки с такой трансмиссией не пошли.

В процессе производства на танки модели Ausf.H внедрялось множество мелких доработок, в частности стали ставить полностью стальные ролики без обрезинки, менялась форма ведущих колес и ленивцев, на командирской башенке появилась турель под зенитный пулемет MG-34 ("Fligerbeschussgerat 42" - установка зенитного пулемета), были ликвидированы башенные амбразуры для стрельбы из пистолетов и отверстие в крыше башни для пуска сигнальных ракет.

Танки Ausf.H стали первыми "четверками", на которых стала применяться циммеритная антимагнитная обмазка; циммеритом должны были покрываться только вертикальные поверхности танка, однако на практике обмазка наносилась на все поверхности, до которых мог дотянуться стоящий на земле пехотинец, с другой стороны - встречались и танки, на которых циммеритом покрывался только лоб корпуса и надстройки. Циммерит наносили как на заводах, так и в полевых условиях.

Танки модификации Ausf.H стали самыми массовыми среди всех моделей PzKpfw IV, их построено 3774 экземпляра, выпуск прекратился летом 1944 г. Заводские №№ шасси - 84401-89600, часть из этих шасси послужило базой для постройки штурмовых орудий.

Танк PzKpfw IV Ausf.J (Sd.Kfz.161/2)

Последней, запущенной в серию, моделью стала модификация "Ausfuhrung J". Машины этого варианта начали поступать на вооружение в июне 1944 г. С конструктивной точки зрения PzKpfw IV Ausf.J представлял собой шаг назад.

Вместо электропривода разворота башни установили ручной, но стало возможным разместить дополнительный топливный бак емкостью 200 л. Увеличение за счет размещения дополнительного топлива запаса хода по шоссе с 220 км до 300 км (по бездорожью - со 130 км до 180 км) представлялось чрезвычайно важным решением, поскольку панцердивизии все чаще выполняли роль "пожарных команд", которые перебрасывали с одного участка Восточного фронта на другой.

Попыткой несколько снизить массу танка стал монтаж сварных проволочных противокумулятивных экранов такие экраны получили название "экраны Тома", по фамилии генерала Тома). Такие экраны ставили только на борта корпуса, а на башнях оставались прежние экраны из листовой стали. На танках позднего выпуска вместо четырех роликов ставилось три, выпускались и машины, имеющие стальные опорные катки без обрезинки.

Практически все доработки были направлены на снижение трудоемкости изготовления танков, в их числе: ликвидация на танке всех амбразур для стрельбы из пистолетов и лишних смотровых щелей (остались лишь у механика-водителя, в командирской башенки и в лобовом бронелисте башни), установка упрощенных буксировочных петель, замена глушителя систему выхлопа двумя простыми патрубками. Очередной попыткой улучшить защищенность машина стало увеличение брони крыши башни на 18-мм и кормы на 26-мм.

Выпуск танков PzKpfw IV Ausf.J прекратился в марте 1945 г., всего построено 1758 машин.

К 1944 г. стало ясно, что конструкция танка исчерпала все резервы для модернизации, революционная попытка повышения боевой эффективности PzKpfw IV за счет установки башни от танка "Пантера", вооруженной 75-мм орудием с длиной ствола 70 калибров, успехом не увенчалась - ходовая часть оказалась слишком перегружена. Прежде чем заняться установкой башни "Пантеры", конструкторы попробовали втиснуть пушку от "Пантеры" в башню танка PzKpfw IV. Установка деревянного макета орудия показала полную невозможность работы членов экипажа в башне из-за тесноты, создаваемой казенной частью пушки. Как следствие этой неудачи и родилась идея смонтировать на корпусе Pz.IV всю башню от "Пантеры".

Из-за постоянной модернизации танков в ходе заводского ремонта не представляется возможным с точностью установить, сколько всего было построено танков той или иной модификации. Очень часто встречались разнообразные гибридные варианты, к примеру на корпуса модели Ausf.D ставились башни от Ausf.G.



Танк Т-4 (Pz.4) разрабатывался в рамках требований к оружию 18-тонного класса, условно пред - назначенной для командиров танковых ба - тальонов BW (Bataillonsfuhrerwagen). Са - мый массовый танк Вермахта и един - ственный немецкий танк , который находился в серийном производстве всю Вторую мировую войну .(см. фото )

Танк Т-4 Pz .4 - самое массовое оружие немецкой армии Второй мировой войны

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Pz .4 A - установочная партия. Боевая масса 17,3 т. Двигатель Maybach HL 108 TR мощностью 250 л.е., пятискоростная ко - робка передач. Габариты 5920x2830x2680 мм. Вооружение: 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола 24 калибра и два пулемета MG 34. Толщина брони 8 - 20 мм. Изго - товлено 35 единиц оружия .

Pz .4 B - прямая лобовая плита корпуса. Курсовой пулемет изъят. Введены новая командирская башенка и перископический прибор наблюдения. Двигатель Maybach HL 120 TR мощностью 300 л.е., шестиско- ростная коробка передач. Толщина лобо - вой брони башни и корпуса - 30 мм. Из - готовлено 42 (или 45) единиц.

Pz .4 C - специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни, броневой кожух спа - ренного пулемета. Начиная с 40-й маши - ны серии установлен двигатель Maybach HL 120 TRM . Изготовлено 140 единиц.

Pz .4 D - лобовая часть корпуса как у Pz . lVA , включая курсовой пулемет. Изме - нена маска пушки. Толщина бортовой брони корпуса и башни доведена до 20 мм. В 1940 - 1941 годах лобовая броня корпуса и башни усилена 20-мм броневы - ми листами. Изготовлено 229 единиц.

Pz .4 E - лобовая броня корпуса 30-мм плюс дополнительный 30-мм броневой лист. Лобовая броня башни - 30-мм, мас - ка пушки - 35... 37 мм. Установлены но - вые командирская башенка с усиленным бронированием и шаровая установка кур - сового пулемета Kugelblende 30, упрощен - ные ведущее и направляющее колеса, ба - шенный ящик для снаряжения и др. Бое - вая масса 21 т. Изготовлено 223 единицы.

Pz .4 F (F 1 ) - последняя модификация с короткоствольной пушкой. Прямая лобо - вая плита корпуса с курсовым пулеметом. Командирская башенка новой конструк - ции. Одностворчатые люки в бортах баш - ни заменены двухстворчатыми. Лобовая броня толщиной 50 мм. Гусеница шириной 400 мм. Изготовлено 462 единицы.

PZ .4 F 2 - 75-мм пушка KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и грушевидным дуль - ным тормозом. Новая маск-установка пушки и новый прицел TZF 5 f . Боевая мас - са 23,6 т. Изготовлено 175 единиц.

Pz .4 G (Sd . Kfz . 161/1) - двухкамерный дульный тормоз пушки. Танки поздних выпусков вооружались 75-мм пушкой KwK 40 с длиной ствола 48 калибров, они ос - нащались дополнительной броневой пли - той в лобовой части корпуса толщиной 30 мм, 1450-кг "восточными гусеницами" и

бортовыми экранами. Изготовлено 1687 единиц.

Pz . 4Н (Sd . Kfz . 161/2) - 75-мм пушка KwK 40 с длиной ствола 48 калибров. 80- мм лобовая броня. Антенна радиостанции перенесена с борта корпуса на его корму. Установлены противокумулятивные 5-мм экраны. Командирская башенка нового типа с зенитной установкой пулемета MG 34. Вертикальный кормовой лист корпуса. Шестискоростная коробка передач ZF SSG 77. Изготовлено 3960 (или 3935) единиц.

Pz . lVJ (Sd . Kfz . 161/2) - технологически и конструктивно упрощенный вариант Pz . lVH . Ручной привод поворота башни. Поддерживающие катки без резиновых бандажей. Увеличенная емкость топлив - ных баков. Изготовлено 1758 единиц.

Первые танки Pz . 4 поступили в Вермахт в январе 1938 г. Общий заказ на боевые машины этого типа включал 709 единиц танкового оружия .

План же на 1938 г. предусматривал пос - тавку 116 танков, и фирма Krupp почти вы - полнила его, передав войскам 113 машин. Первыми "боевыми" операциями с участи - ем Pz . IV стали аншлюсе Австрии и захват Судетской области Чехословакии в 1938 г. В марте 1939-го они прошли по улицам Праги.

Накануне вторжения в Польшу 1 сентяб - ря 1939 г. в Вермахте насчитывалось 211 танков Pz . 4 модификаций А, В и С. По действовавшему тогда штату в танковой дивизии должны были состоять 24 танка Pz . IV , по 12 машин в каждом полку. Одна - ко до полного штата были укомплектованы лишь 1-й и 2-й танковые полки 1-й танко - вой дивизии (1. Panzer Division ). Полный штат имел и Учебный танковый батальон (Panzer Lehr Abteilung ), приданный 3-й тан - ковой дивизии. В остальных соединениях числилось лишь по нескольку Pz . IV , кото - рые по вооружению и броневой защите превосходили все типы противостоящих им польских танков. Тем не менее, за вре - мя польского похода немцы потеряли 76 танков этого типа, из них 19 безвозвратно.

К началу Французской кампании Пан - церваффе располагали уже 290 Pz . IV и 20 мостоукладчиками на их базе. Как и Pz . lll они были сконцентрированы в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов. В 7-й танковой дивизии генерала Роммеля, например, насчитывалось 36 Pz . IV . В ходе боев французам и англича - нам удалось подбить 97 танков Pz . IV . Без - возвратные же потери немцев составили всего 30 боевых машин этого типа.

В 1940 г. удельный вес танков Pz . IV в танковых соединениях Вермахта несколько возрос. С одной стороны, благодаря росту производства, а с другой - из-за умень - шения количества танков в дивизии до 258 единиц. Во время скоротечной операции на Балканах весной 1941 г. Pz . IV , участво - вавшие в боях с югославскими, гречески - ми и английскими войсками, потерь не по - несли

Т АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz . lVFI

БОЕВАЯ МАССА, т; 22,3, ЭКИПАЖ, чел.; 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ мм: длина - 5920 ширина - 2880, высота - 2680, клиренс - 400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 37 калибра 75 мм и 2 пулемета MG 34 ка - либра 7,92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 80 - 87 артвыстрелов и 2700 патронов. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ* телескопический прицел TZF 5Ь. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 50; борт - 20+20; корма - 20; крыша -11; днище - 10; башня - 30 - 50.

ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 120 TRM , 12-цилиндровый карбюраторный, V -образный, жидкостного охлаждения; рабочий объем 11 867 см 3 ; мощность 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ- трехдисковый главный фрикцион сухого трения, шестискоростная синхронизированная коробка передач ZF SSG 76, планетарный механизм поворота, бортовые передачи. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь обрезиненных опорных катков малого ди - аметра на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, подве - шенные на четвертьэллиптических листовых рессорах; ведущее ко - лесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (за - цепление цевочное); четыре обрезиненных поддерживающих катка; в каждой гусенице 99 траков шириной 400 мм. СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: 42. ЗАПАС ХОДА, км: 200.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град - 30; шири - на рва, м - 2,3; высота стенки, м - 0,6; глубина брода, м - 1. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.

К началу операции "Барбаросса" Вер - махт располагал 439 танками Pz . IV , к концу 1941 г. 348 из них были потеряны безвозв - ратно. Pz . IV , вооруженные короткостволь - ными пушками, не могли эффективно бо - роться с советскими средними и тяжелы - ми танками. Лишь с появлением длинноствольной модификации положение выровнялось. К середине 1943 г. Pz . IV стал основным немецким танком на Вос - точном фронте. В штат немецкой танковой дивизии входил танковый полк двухба- тальонного состава. В первом батальоне две роты вооружались Pz . IV , во втором, только одна рота. В целом, дивизия рас - полагала 51 танком Pz . IV боевых батальо - нах. В операции "Цитадель" они составля - ли почти 60% танков, принимавших учас - тие в боевых действиях.

В Северной Африке, вплоть до капиту - ляции германских войск, Pz . IV успешно противостояли всем типам танков союз - ников. Наибольшего успеха эти танки достигали в борьбе с британскими крей - серскими танками А.9 и А. 10 - подвиж - ными, но легкобронированными. Первые машины модификации F 2 доставили в

Северную Африку летом 1942 г. В конце июля Африканский корпус Роммеля рас - полагал всего 13 танками Pz . IV , из кото - рых 9 были F 2. В английских документах того периода они именовались Panzer IV Special .

Несмотря на поражение под Эль-Ала- мейном, немцы приступили к реоргани - зации своих сил в Африке. 9 декабря 1942 г. в Тунисе была сформирована 5-я танковая армия, в которую в числе про - чих вошла переброшенная из Франции

10-я танковая дивизия, имевшая на во - оружении танки Pz . IV Ausf . G . Эти танки участвовали в разгроме американских войск у Кассерина 14 февраля 1943 г Однако это была последняя удачная опе - рация немцев на Африканском континен - те - уже 23 февраля они были вынужде - ны перейти к обороне, их силы быстро таяли. На 1 мая 1943 г. в немецких войс - ках в Тунисе имелось только 58 танков - из них 17 Pz . IV .

В 1944 г. организация немецкой танко - вой дивизии претерпела существенные изменения. Первый батальон танкового полка получил танки Pz . V "Пантера", вто - рой был укомплектован Pz . IV . На самом же деле "пантеры" поступили на воору - жение не всех танковых дивизий Вермах - та. В ряде соединений оба батальона имели только Pz . IV .

Летом 1944 г. немецкие войска терпе - ли поражение за поражением, как на За - паде, так и на Востоке. Соответствую - щими были и потери: только за два ме - сяца - август и сентябрь - было подбито 1139 танков Pz . IV . Тем не ме - нее, число их в войсках продолжало ос - таваться значительным. В ноябре 1944 г. Pz . IV составляли 40% немецких танков на Восточном фронте, 52% - на Запад - ном и 57% - в Италии.

Последними крупными операциями немецкой армии с участием Pz . IV сталиконтрнаступление в Арденнах в декабре 1944 г. и контрудар 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в январе - марте 1945-го, закончившиеся прова - лом. Только в течение января 1945 г. было подбито 287 Pz . IV , из них восста - новлено и возвращено в строй 53 ма - шины.

Pz . IV принимали участие в боевых действиях до последних дней войны, в том числе в уличных боях в Берлине. На территории Чехословакии бои с участи - ем танков этого типа продолжались вплоть до 12 мая 1945 г.

ные потери танков Pz . IV составили 7636 единиц.

Pz . IV в значительно больших количест - вах, чем другие немецкие танки, постав - лялся на экспорт. Судя по немецкой ста - тистике, союзникам Германии, а также в Турцию и Испании поступило в 1942 - 1944 гг. 490 боевых машин. Помимо Гер - мании Pz . IV состояли на вооружении в Венгрии (74, по другим данным - 104 шт.), Румынии (142), Болгарии (97), Фин - ляндии (14) и Хорватии.

На базе Pz . IV выпускались самоходно- артиллерийские установки, командирс - кие танки, машины передовых артилле - рийских наблюдателей, эвакуационные тягачи и мостовые танки.

После капитуляции Германии крупная партия из 165 Pz . IV была передана Че - хословакии. Пройдя ремонт, они состоя - ли на вооружении чехословацкой армии вплоть до начала 1950-х годов. Кроме Чехословакии в послевоенные годы Pz . IV эксплуатировались в армиях Испании, Турции, Франции, Финляндии, Болгарии и Сирии.

Решение о разработке среднего танка (который также называют танком артиллерийской поддержки) имеющего короткоствольную пушку приняли в январе 34-го года. В следующем году компании Крупп-Грузон, MAN и Рейнметалл-Борзиг представили для испытаний свои прототипы. Армейцам понравился крупповский проект. Машины модификации А были выпущены в 37-м году, модификации В (так называемые установочные партии) – в 1938-м. В течение следующего года построили 134 танка модификации С.

Боевая масса танков 18,4 – 19 тонн, толщина брони до 30 миллиметров, максимальная скорость по шоссе - 40 км/ч, запас хода - 200 километров. В башне устанавливалась пушка калибра 75 мм длиной L/24 (24 калибра) и спаренный с ней пулемет. Еще один размещался справа в лобовом листе корпуса в шаровой установке. По конструкции и компоновке танк в основном повторял средний Pz Kpfw III.

Pz.Kpfw.IV Ausf.B или Ausf.C на учениях. Ноябрь 1943 года

Немецкие средние танки PzKpfw IV Ausf H на учениях по отработке взаимодействия экипажей. Германия, июнь 1944 г.

По состоянию на 1 сентября 1939 года вермахт имел 211 танков Pz Kpfw IV. Танк во время польской кампании показал себя отлично, и его наряду со средним танком Pz Kpfw III утвердили как основной. Его массовое производство развернулось в октябре того же года. Уже в 40-м году было выпущено 278 шт. модификаций D и Е.

В танковых дивизиях Германии к моменту французского вторжения на Западном театре имелось около 280 танков Pz Kpfw IV. Эксплуатация в боевых условиях показала, что броневая защита недостаточная. В результате толщина листов лобовой части была доведена до 60 мм, бортов - до 40 мм, башни - до 50 мм. В результате, боевой вес модификаций Е и F которые выпускались в 40-41 годах увеличился до 22 тонн. Для сохранения удельного давления в приемлемых рамках, была незначительно увеличена ширина гусениц - до 400 миллиметров с 380.

Немецкие «четверки» проигрывали огневые поединки с танками KB и Т-34 советского производства из-за неадекватных характеристик вооружения. Начиная с весны 42-го года на Pz Kpfw IV начали устанавливать 75-миллиметровые длинноствольные пушки (L/43). Начальная скорость подкалиберного снаряда составляла 920 метров в секунду. Так появилась Sd Kfz 161/1 (модификация F2), которая по вооружению превосходила даже Т-34-76. Модификация G выпускалась в 1942-1943 гг., Н – с 43-го и J – с июня 44-го (все модификации кодировались как Sd Kfz 161/2). Последние две модификации оказались самыми совершенными. Толщину лобовых броневых листов увеличили до 80 миллиметров. Мощность пушки увеличилась: длина ствола составляла 48 калибров. Вес увеличился до 25 тыс. кг. Ausf J на одной заправке могли двигаться по шоссе на расстояние до 320 километров. На всех танках с 1943 года стали обязательными 5-миллиметровые экраны, которые защищали борта и башню сзади и сбоку от пуль противотанковых ружей и кумулятивных снарядов.

Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Югославия, 1941 год

Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Финляндия, 1941 год

Сварной корпус танка по конструкции был прост, хотя и не отличался рациональным наклоном бронелистов. Большое количество люков облегчало доступ к разным механизмам и агрегатам, но при этом снижало прочность корпуса. Перегородки разделяли внутреннее пространство на три отсека. Отделение управления занимало передний отсек, в котором размещались коробки передач: бортовые и общая. В этом же отсеке размещались водитель и радист, оба имели собственные приборы наблюдения. Башня многогранной формы и средний отсек отводились под боевое отделение. Основное вооружение, боеукладка и остальные члены экипажа: заряжающий, наводчик и командир располагались в нем. Вентилирование улучшали люки выполнение по бокам башни, однако они снижали снарядостойкость танка.

В командирской башенке имелось пять смотровых приборов с броневыми заслонками. Также смотровые щели имелись в боковых люках башни и по обе стороны маски пушки. Наводчик имел телескопический прицел. Башня вращалась вручную или при помощи электромотора, вертикальная наводка пушки осуществлялась только вручную. В боекомплект входили дымовые и осколочно-фугасные гранаты, кумулятивные, подкалиберные и бронебойные снаряды.

В моторном отделении (кормовая часть корпуса) размещался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель с водяным охлаждением. В ходовую часть входили восемь обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, которые были сблокированных по два. Листовые рессоры являлись упругими элементами подвески.

Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Франция, июль 1942 года

Pz.Kpfw.IV Ausf.H с бортовыми экранами и циммеритовым покрытием. СССР, июль 1944 года

Средний танк Pz Kpfw IV себя зарекомендовал как легкоуправляемая и надежная машина. Однако ее проходимость, особенно у перетяжеленных танков последних выпусков, была довольно плохой. По броневой защите и вооружению он превосходил все подобные производимые в западных странах, кроме некоторых модификаций английских «Комет» и американских М4.

Технические характеристики среднего танка Pz Kpfw IV (Ausf D/Ausf F2/Ausf J):
Год выпуска – 1939 г./1942 г./ 1944 г.;
Боевая масса – 20000 кг/23000 кг/25000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Длина по корпусу – 5920 мм/5930 мм/ 5930 мм;
Длина с пушкой вперед – 5920 мм/6630 мм/7020 мм;
Ширина – 2840 мм/2840 мм/2880 мм;
Высота – 2680 мм;
БРОНИРОВАНИЕ:
Толщина броневых листов (угол наклона к вертикали):
Лобовая часть корпуса – 30 мм (12 град.)/50 мм (12 град.)/80 мм (15 град.);
Борта корпуса – 20 мм/30 мм/30 мм;
Лобовая часть башни – 30 мм (10 град.)/50 мм (11 град)/50 мм (10 град);
Днище и крыша корпуса – 10 и 12 мм/10 и 12 мм/10 и 16 мм;
ВООРУЖЕНИЕ:
Марка пушки – KwK37/KwK40/KwK40;
Калибр – 75 мм
Длина ствола – 24 клб./43 клб./48 клб.;
Боекомплект – 80 выстрелов/87 выстрелов/87 выстрелов;
Число пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2700 патронов/3000 патронов/3150 патронов
ПОДВИЖНОСТЬ:
Тип и марка двигателя - «Майбах» HL120TRM;
Мощность двигателя – 300 л. с./300 л. с./272 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 40 км/ч/40 км/ч/38 км/ч;
Запас топлива – 470 л/470 л/680 л;
Запас хода по шоссе – 200 км/200 км/320 км;
Среднее давление на грунт – 0,75 кг/см2/0,84 кг/см2;0,89 кг/см2.


В засаде


Немецкие пехотинцы у танка PzKpfw IV. Район Вязьмы. Октябрь 1941 года



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: