Ракетные поезда россии выходят с запасного пути. Ядерные поезда-призраки снова в россии. почему нервничает нато? Оружие скальпель

Новый боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин » готовится к финальной стадии испытаний. После их успешного завершения БЖРК поступит в Российскую Армию и встанет на боевое дежурство. Обнаружить такой поезд с ракетой на широких российских просторах вероятному врагу будет практически невозможно. В его основе — большой опыт разработок аналогичных комплексов и новейшие технологические решения.

Новость об успешном испытании БЖРК «Баргузин» несколько поспешила быть обнародованной. Первоисточником являлся сайт передачи Андрея Караулова «Момент истины», и каких-либо подтверждений не было, хотя новость разошлась по многим сайтам. Затем «Интерфакс» связался сМинистерством обороны по своим каналам, и выяснилось, что, хотя испытания запланированы на нынешний год, пока пусков не было. Однако до конца года остается еще два месяца.

«Необходимо на новом изделии подтвердить реализуемость «минометного» старта изделия и его последующего увода в сторону от ракетного поезда, в котором находятся люди и технологическое оборудование, после чего будет запускаться маршевый двигатель МБР».

Хотя журналисты немного и поспешили, разработка идёт полным ходом, так что обсудить «Баргузин» можно и сейчас.

Стоит кратко вспомнить его предшественника - БЖРК 15П961 «Молодец »:

Хорошее видео, но в конце - подтасовка: комплексы, оказывается, «прослужили около 20 лет и по окончании гарантийного срока эксплуатации их расформировали ». Принятие на вооружение первого ракетного полка с РТ-23УТТХ - октябрь 1987 года, и почему же не производили новые поезда, а дожидались конца гарантии? Да и после гарантии можно было провести профилактику/модернизацию, как это делали с ракетами.

Увы, из 12 ракетных поездов два были переделаны в музейные экспонаты (находятся в Техническом музее «АвтоВАЗа» и в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга ), а остальные были уничтожены, несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году.

Уж очень не нравился Вашингтону «Молодец» (по классификации НАТО - «Скальпель»): стратегические ракеты с ядерными боеголовками катаются по железной дороге, и попробуй найди. А если и найдёшь - то попробуй помешать запуску. В 1991 году поставили эксперимент: неподалёку от «Молодца» сложили кучу из противотанковых мин, вывезенных некогда из Германии , высотой около 20 метров и подорвали. Мощность взрыва составила около килотонны, в результате возникла воронка диаметром 80 метров и глубиной 10 метров - а сразу после взрыва ракета была запущена в штатном порядке.

Впрочем, некорректно сводить причины только лишь к желанию ублажить Вашингтон. Да, трудно отслеживаемые БЖРК вызывали желание уничтожить их «договорным способом» - у самих США уже тогда специалистам были понятны проблемы с современными МБР, да и вообще с военными разработками. Скажем, аналог «Молодца» Пентагон так и не сумел разработать (проекты «Peacekeeper Rail Garrison» и «Midgetman»), между тем как у китайцев что-то потихоньку получается.

Но дело также и в том, что ракеты 15Ж61, которые использовал «Молодец», выпускались на Павлоградском механическом заводе (ПО «Южмаш»), который после уничтожения СССР остался на территории Украины , где и деградирует до сих пор. Понятно, что надеяться на надёжность украинских поставщиков было бы крайне наивно и до майдана .

Надеяться на надёжность украинских поставщиков высокотехнологичной продукции крайне наивно.

Кроме того, «Молодец» имел свои недостатки - например, всё же был заметен, так как из-за веса ракет состав тянуло сразу три тепловоза, а вагоны с пусковыми установками имели дополнительные оси, так что с обычным рефрижераторным составом его спутать было сложно. Устарело, естественно, и навигационное оборудование.

Поэтому было принято решение не пытаться восстановить проект «Молодец», а сразу разработать современный вариант - «Баргузин».

Сообщалось, что по плану в 2016 году было лишь создание документации, но, как вы уже знаете, уже вскоре начнутся испытания системы запуска. Всё логично: специфика была отработана ещё на «Молодце»: механизм отвода электрических проводов, миномётный взлёт, отвод выхлопа ракеты в сторону при старте.

При этом новый ракетный поезд становится нераспознаваемым: в нём используются ракеты РС-24 «Ярс» . Хотя они имеют лишь 4 боеголовки, а на 15Ж61 их был десяток, сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, а вдвое больше. Конечно, всё равно получается 24 против 30.

Однако не надо забывать, что «Ярсы» - это более современная разработка, и вероятность преодоления ПРО гораздо выше. При этом вес ракет практически вдвое меньше, и вес вагона получается сравнимым с обычным. Поэтому снаружи маскировка идеальная, а сам состав может тянуть двойной локомотив. Обновлена и система навигации: уже не надо задавать заранее координаты целей, всё можно оперативно поменять.

За сутки такой передвижной комплекс может преодолевать до 1000 км, курсируя по любым железнодорожным веткам страны, неотличимый от обычного состава с вагонами-рефрижераторами вплоть до «часа Х». Время «автономки» - месяц.

Почему же США так настаивали на уничтожении «Молодцев» и теперь очень недовольны «Баргузином»? Всё дело в концепции войны: если Россия всегда играет от обороны (хотя, конечно, нельзя забывать, что в некоторых случаях обороной может быть и превентивный ядерный удар), то военная доктрина США - всегда атакующая. И если с ядерным оружием у Пентагона дела всё хуже и хуже, да и его использование не будет одобрено другими значимыми странами, не говоря уж об ответной ядерной атаке, то концепция «Быстрого глобального удара» (Prompt Global Strike, PGS) предусматривает массированный глобальный удар неядерными силами.

Военная доктрина США - всегда атакующая.

Происходит «разоружение»: неядерными, но мощными взрывами уничтожаются известные военные и гражданские цели, после чего результат отличается от использования ядерного оружия разве что отсутствием радиоактивности. Подчеркнём именно глобальный характер такого нападения - будут уничтожаться и промышленные центры, а не только военные объекты. Наглядный пример из прошлого: бомбардировки Дрездена США и Великобританией. Военного смысла они не имели, функция чисто устрашительная (как и применения атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки впоследствии).

И вот против такой атакующей стратегии «ракетные поезда» - очень хорошее «противоядие», поскольку их не получится уничтожить точным ударом, и в ответ на агрессию «Ярсы» взлетят - и, соответственно, прилетят. До 2020 года должно быть принято на вооружение 5 полков БЖРК «Баргузин» - это, соответственно, 120 боеголовок.

Впрочем, надо отметить, что, разумеется, БЖРК тут не является неким чудо-оружием: если вдруг Вашингтон коллективно сойдёт с ума и санкционирует такой залп по России, то его массовость будет очевидна - и, соответственно, в ответ можно сразу запускать ракеты с ядерными боеголовками, и не только с поездов. Т.е. получаем тотальную ядерную войну, в которой начинать с неядерных зарядов как-то странно, вероятность уничтожения противника для США меньше при гарантированности своей. Поэтому «быстрый глобальный удар» против России всё равно не работает, но может быть применён к стране поменьше. А вдруг в таких странах тоже научатся делать ракетные поезда? Плохой пример подаёт Россия, никакой жизни агрессору.

Российский БЖРК / Фото: artyushenkooleg.ru

В России готовится к финальному этапу испытаний новое ядерное оружие - боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) , создаваемый на основе его предшественника, (SS-24 Scalpel), который стоял на боевом дежурстве с 1987 по 2005 год и был снят с вооружения по договоренности с США от 1993 года. Что вынудило Россию снова вернуться к созданию этого оружия?

Когда в очередной раз в 2012 году американцы подтвердили развертывание своих объектов ПРО в Европе, президент России Владимир Путин довольно жестко сформулировал на это ответную позицию России. Он официально заявил, что создание американской ПРО фактически «обнуляет наш ракетно-ядерный потенциал», и объявил, что нашим ответом будет «развитие ударных ракетно-ядерных комплексов».


Одним из таких комплексов стал БЖРК «Баргузин», что особенно не понравилось американским военным, вызвав их серьезное беспокойство, так как его принятие на вооружение делает практически бесполезным наличие ПРО США как таковой.

Предшественник «Баргрузина» «Молодец»

БЖРК до 2005 года уже стоял на вооружении РВСН. Головным его разработчиком в СССР было КБ «Южное» (Украина). Единственным производителем ракет – Павлоградский механический завод. Испытания БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО – SS-24 Scalpel) в железнодорожном варианте начались в феврале 1985 года и завершились к 1987 году. БЖРК выглядели как обычные железнодорожные составы из рефрижераторных, почтово-багажных и даже пассажирских вагонов.

Внутри каждого состава находилось три пусковые установки с твердотопливными ракетами «Молодец», а также вся система их обеспечения с командным пунктом и боевыми расчетами. Первый БЖРК был поставлен на боевое дежурство в 1987 году в Костроме. В 1988 году было развернуто уже пять полков (всего 15 пусковых установок), а к 1991 году – три ракетные дивизии: под Костромой, Пермью и Красноярском – каждая состояла из четырех ракетных полков (всего 12 составов БЖРК).

Каждый состав состоял из нескольких вагонов. Один вагон – командный пункт, три других – с открывающейся крышей – пусковые установки с ракетами. Причем запустить ракеты можно было как с запланированных стоянок, так и с любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальным устройством в стороны отводилась контактная подвеска электропроводов, пусковой контейнер ставился в вертикальное положение, и ракета стартовала.



Комплексы стояли на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных укрытиях. В радиусе 1500 километров от мест их базирования вместе с железнодорожниками были проведены работы по укреплению полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, насыпи завалены более плотной щебенкой.

Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было под силу лишь профессионалам (пусковые модули с ракетой имели по восемь колесных пар, остальные вагоны обеспечения – по четыре). За сутки состав мог пройти порядка 1200 километров. Время его боевого патрулирования составляло 21 день (благодаря запасам на борту он мог автономно работать до 28 суток).

БЖРК придавалось большое значение, даже офицеры, служившие на этих поездах, имели звания выше, чем их коллеги на аналогичных должностях шахтных комплексов.

Советский БЖРК шок для Вашингтона

Ракетчики рассказывают то ли легенду, то ли быль о том, что к созданию БЖРК наших конструкторов якобы подтолкнули сами же американцы. Говорят, однажды наша разведка получила информацию, что в США работают над созданием железнодорожного комплекса, который сможет передвигаться по подземным туннелям и в случае необходимости появляться из-под земли в определенных точках, чтобы неожиданно для противника пустить стратегическую ракету.

К докладу разведчиков даже прилагались фотографии этого поезда. Видимо, эти данные произвели сильное впечатление на советское руководство, так как было сразу же решено создавать нечто подобное. Но наши инженеры подошли к этому вопросу более творчески. Они решили: зачем загонять поезда под землю? Можно пустить их по обычным железным дорогам, замаскировав под товарные составы. Это будет проще, дешевле и эффективнее.

Позже, правда, выяснилось, что американцы провели специальные исследования, которые показали, что в их условиях БЖРК будут недостаточно эффективны. Нам же они просто подсунули дезинформацию, чтобы в очередной раз тряхнуть советский бюджет, вынудив нас, как им тогда казалось, к бесполезным тратам, а фото сделали с небольшого натурного макета.

Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» / Изображение: 42.tut.by

Но к моменту, когда все это выяснилось, отрабатывать назад советским инженерам было уже поздно. Они, причем не только в чертежах, уже создали новое ядерное оружие с ракетой индивидуального наведения, дальностью десять тысяч километров с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и серьезным комплексом средств преодоления ПРО.

В Вашингтоне такая новость вызвала настоящий шок. Еще бы! Как определишь, какой из «товарняков» уничтожать в случае ядерного удара? Если же палить по всем сразу – никаких ядерных боеголовок не хватит. Поэтому, чтобы отслеживать перемещение этих поездов, которые с легкостью ускользали из поля зрения систем слежения, американцам приходилось чуть ли не постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов, что обходилось им весьма дорого. Особенно если учесть, что разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования.

Поэтому, как только в начале 90-х политическая ситуация позволила, США тут же постарались избавиться от этой головной боли. Поначалу они добились от российских властей, чтобы БЖРК не катались по стране, а стояли на приколе. Это позволило им постоянно держать над Россией вместо 16– 18 спутников-шпионов всего три-четыре. А потом уговорили наших политиков окончательно уничтожить БЖРК. Те согласились официально под предлогом якобы «истечения гарантийных сроков их эксплуатации».

Как резали «Скальпели»

Последний боевой состав был отправлен на переплавку в 2005 году. Очевидцы рассказывали, что, когда в ночных сумерках по рельсам застучали колеса вагонов и ядерный «поезд-призрак» с ракетами «Скальпель» отправился в последний путь, не выдержали даже самые крепкие мужики: слезы катились из глаз и седых конструкторов, и офицеров-ракетчиков. Они прощались с уникальным оружием, по многим боевым характеристикам превосходящим все, что имелось и даже планировалось принять в ближайшее время на вооружение.

Все понимали, что это уникальное оружие в середине 90-х стало заложником политических договоренностей руководства страны с Вашингтоном. Причем небескорыстных. Видимо, поэтому каждый новый этап уничтожения БЖРК странным образом совпадал с очередным траншем кредита Международного валютного фонда.

Отказ от БЖРК имел и ряд объективных причин. В частности, когда в 1991 году Москва и Киев «разбежались», это сразу же больно ударило по российской ядерной мощи. Почти все наши ядерные ракеты во времена СССР делались на Украине под руководством академиков Янгеля и Уткина. Из 20 типов, стоящих тогда на вооружении, 12 было спроектировано в Днепропетровске, в КБ «Южное», и выпущено там же, на заводе «Южмаш». БЖРК тоже делали в украинском Павлограде.

Но каждый раз договариваться с разработчиками из Незалежной о продлении их сроков службы или модернизации становилось все трудней. В результате всех этих обстоятельств нашим генералам приходилось с кислой миной рапортовать руководству страны, как «в соответствии с плановым сокращением РВСН снят с боевого дежурства еще один БЖРК».

Но что делать: политики пообещали – военные вынуждены выполнять. При этом они прекрасно понимали: если резать и снимать по старости с боевого дежурства ракеты такими же темпами, как в конце 90-х, то всего через пять лет, вместо имеющихся 150 «Воевод» у нас не останется ни одной из этих тяжелых ракет. И тогда никакие легкие «Тополя» погоды уже не сделают – а на тот момент их вообще было всего порядка 40 штук. Для американской ПРО это пустяки.

По этой причине, как только Ельцин освободил кремлевский кабинет, ряд людей из военного руководства страны по требованию ракетчиков стали доказывать новому президенту необходимость создания ядерного комплекса, аналогичного БЖРК. И когда стало окончательно ясно, что от планов создания своей ПРО США отказываться не собираются ни при каких условиях, работы по созданию этого комплекса реально начались.

И вот теперь уже в самое ближайшее время Штаты снова получат свою прежнюю головную боль, теперь в виде БЖРК нового поколения под названием «Баргузин». Причем, как говорят ракетчики, это будут суперсовременные ракеты, в которых все недостатки, имеющиеся у «Скальпеля», устранены.

«Баргузин» главный козырь против ПРО США

Главный из недостатков, который отмечали противники БЖРК, – это ускоренный износ железнодорожных путей, по которым он передвигался. Их приходилось часто ремонтировать, по поводу чего у военных с железнодорожниками возникали вечные споры. Причиной тому были тяжелые ракеты – весом в 105 тонн. Они не умещались в одном вагоне – их требовалось размещать в двух, усиливая на них колесные пары.

Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна в случае, если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.

Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжелых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более легкими ракетами , которые используются в комплексах , а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.

Правда, РС-24 имеют всего четыре боеголовки, а на старых ракетах их был десяток. Но тут надо учитывать, что сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, как было раньше, а уже вдвое больше. Это, конечно, все равно – 24 против 30. Но не следует забывать, что «Ярсы» – практически самая современная разработка и вероятность преодоления ПРО у них гораздо выше, чем у их предшественников. Обновлена и система навигации: теперь не надо задавать заранее координаты целей, все можно будет менять оперативно.

За сутки такой передвижной комплекс может преодолевать до 1000 километров, курсируя по любым железнодорожным веткам страны, неотличимый от обычного состава с вагонами-рефрижераторами. Время «автономки» – месяц. Нет никаких сомнений, что новая группировка БЖРК станет куда более эффективным ответом на ПРО США, нежели даже развертывание у границ Европы наших оперативно-тактических ракет , которых так боятся на Западе.

Также не вызывает сомнений и то, что американцам идея с БЖРК явно не понравится (хотя теоретически их создание не нарушит последних российско-американских договоренностей). БЖРК в свое время составляли в РВСН основу группировки ответного удара, поскольку обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара. США боялись его ничуть не меньше легендарной «Сатаны», так как БЖРК был реальным фактором неминуемого возмездия.

До 2020 года запланировано принятие на вооружение пяти полков БЖРК «Баргузин» – это соответственно 120 боеголовок. Судя по всему, БЖРК станет самым сильным аргументом, фактически нашим главным козырем в споре с американцами относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРО.

БЖРК на маршруте патрулирования / Фото: Пресс-служба РВСН

В 2020 году вооруженные силы России получат новое поколение поездов с пусковыми установками баллистических ракет. Боевой ракетный железнодорожный комплекс «Баргузин» вооружат шестью ракетами РС-24 «Ярс» против трех МБР «Скальпель» у предшественника, БЖРК «Молодец».

Засечь поезд будет невозможно - помимо современных средств маскировки, его оснастят системами радиоэлектронной борьбы и другими устройствами, повышающими скрытность. Дивизионный комплект БЖРК будет состоять из пяти поездов, каждый из которых приравняют к полку.

Бывший начальник Главного штаба РВСН Виктор Есин / Фото: Пресс-служба РВСН


"Создание "Баргузина" является российским ответом на развертывание американцами глобальной системы ПРО", - считает бывший начальник Главного штаба РВСН Виктор Есин.

Ранее командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев говорил о принятии «Баргузина» на вооружение в 2019 году, однако сроки работ по созданию поезда сдвинуты на год из-за сложной финансовой ситуации. Эскизный проект БЖРК создан, ведется разработка конструкторской документации. В 2017 году Владимиру Путину представят подробный доклад по теме и план развертывания ракетных поездов.

БЖРК «Баргузин» вооружат шестью ракетами РС-24 «Ярс» против трех МБР «Скальпель» у предшественника, БЖРК «Молодец» / Изображение: oko-planet.su


"Новые БЖРК будут значительно превосходить своего предшественника «Молодец» по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам. Это позволит данному комплексу на долгие годы, как минимум до 2040 года, находиться в боевом составе РВСН. Таким образом, войска возвращаются к трехвидовой группировке, содержащей комплексы шахтного, подвижного и железнодорожного базирования", - рассказал С. Каракаев.

Сергей Каракаев / Фото: Пресс-служба РВСН


Из 12 советских ракетных поездов 10 были уничтожены в соответствии с договором СНВ-2, два переданы в музеи. На смену им пришли подвижные грунтовые комплексы ракет "Тополь-М", значительно проигрывающие поездам в мобильности и неуязвимости. При этом восстановить систему БЖРК несложно: сохранились уникальные технические решения и конструкторские наработки, наземная инфраструктура - в том числе скальные тоннели, где поезд не найдет ни одна разведка и не достанет ядерный удар.


Неуловимый "Молодец"

Согласно легенде, идею использовать для запуска баллистических ракет поезда Советскому Союзу подбросили американцы. После того как в США создание железнодорожных ракетных комплексов сочли проектом дорогим, трудновыполнимым и нецелесообразным, ЦРУ предложило дезинформировать советскую разведку: дескать, в Америке такие поезда создаются - и пусть русские вбухивают миллиарды в утопию.

Операция была проведена, но результат ее оказался неожиданным - Советский Союз создал ракетные поезда "Молодец", немедленно ставшие головной болью Пентагона. Для слежения за ними на орбиту вывели группировку спутников, а в конце 80-х - когда БЖРК уже вышли на маршруты, - из Владивостока в Швецию по железной дороге под видом коммерческого груза был отправлен контейнер со следящей аппаратурой. Советские контрразведчики контейнер быстро "вычислили" и сняли с поезда. Американский генерал Колин Пауэлл как-то признался создателю БЖРК академику Алексею Уткину: "Искать ваши ракетные поезда - все равно что иголку в стоге сена".


Фото: vk.com

Действительно, вышедшие на боевое дежурство БЖРК мгновенно пропадали среди тысяч составов, колесящих по разветвленной железнодорожной сети Советского Союза. Внешне "Молодец" был замаскирован под обычный смешанный состав: пассажирские вагоны, почтовые, серебристые рефрижераторы.

Правда, у некоторых вагонов было не четыре пары колес, а по восемь - но со спутника их не пересчитаешь. В движение БЖРК приводился тремя тепловозами. Чтобы это не бросалось в глаза, в конце 80-х большие грузовые поезда стали водить трехсекционные локомотивы. К 1994 году на вооружении находилось 12 БЖРК с тремя ракетами в каждом.

Складная ракета

В ходе создания "Молодца" пришлось решить массу сложных проблем. Длина вагона с пусковой установкой не должна превышать 24 метра - иначе он не впишется в железнодорожную инфраструктуру. Таких коротких баллистических ракет в СССР не делали. Самая компактная МБР весит свыше 100 тонн. Как сделать, чтобы состав с тремя пусковыми установками не раздавил железнодорожные пути? Как спасти поезд от адского пламени стартующей ракеты? Над рельсами контактная сеть - как ее обойти? И это далеко не все возникшие перед конструкторами вопросы.

Созданием БЖРК занимались знаменитые братья-академики Алексей и Владимир Уткины. Первый делал поезд, второй - ракету для него. МБР впервые в СССР сделали твердотопливной, с разделяющейся головной частью. РТ-23 (по классификации НАТО SS-24 Scalpel) состояла из трех ступеней и забрасывала на 11 тысяч километров 10 термоядерных боеголовок мощностью по 500 килотонн. Чтобы "Скальпель" уместился в железнодорожном вагоне, сопла и обтекатель сделали выдвижными.


Выдвижные сопла ракеты / Фото: vk.com


Пока Владимир Уткин придумывал складную ракету, его брат Алексей колдовал над раздвижным поездом. В КБ специального машиностроения спроектировали пусковую установку грузоподъемностью 135 тонн на четырех двухосных тележках. Часть ее тяжести передавалась на соседние вагоны. Замаскирован вагон был под рефрижератор с фальшивыми сдвижными дверями на боках. На самом деле открывалась крыша, а из-под днища выходили мощные гидравлические домкраты, упиравшиеся в бетонные плиты по бокам железнодорожного полотна. БЖРК оснастили уникальными выдвижными устройствами, отводившим в сторону контактный провод. Вдобавок участок, на котором происходил пуск, обесточивался.

Старт ракеты был минометным: пороховой заряд выбрасывал "Скальпель" из пускового контейнера на высоту 20 метров, корректирующий заряд отводил сопла в сторону от поезда, включался двигатель первой ступени и с характерным для твердотопливных ракет дымным следом SS-24 уходила в небо. Невидимый и неуязвимый К 1991 году были развернуты три ракетные дивизии с 12 БЖРК: в Красноярском крае, Костромской и Пермской областях. В радиусе 1500 километров от мест дислокации соединений было модернизировано железнодорожное полотно: деревянные шпалы заменили на железобетонные, уложили тяжелые рельсы, насыпи укрепили более плотной щебенкой.

Вне боевого дежурства БЖРК находились в укрытии. Затем выдвигались в определенную точку железнодорожной сети и делились натрое. Локомотивы отводили пусковые установки к местам старта - обычно они располагались вокруг точки треугольником. В составе каждого поезда была цистерна с топливом (также замаскированная под рефрижератор) и система трубопроводов, позволявшая заправлять локомотивы на ходу. Были там и спальные вагоны для расчета, запасы воды и продуктов. Автономность ракетного поезда составляла 28 суток.

Отработав пуск ракет в одной точке, состав отправлялся на следующую - их в Советском Союзе было более 200. За сутки БЖРК мог пройти свыше тысячи километров. Из соображений секретности маршруты прокладывали мимо крупных станций, а если миновать их было никак нельзя, ракетные поезда проходили их без остановок и на рассвете, когда людей поменьше. Железнодорожники называли БЖРК «поезд номер ноль».

Поскольку ракетный поезд планировался как оружие ответного удара, в 1991 были проведены эксперименты "Сияние" - на воздействие электромагнитного излучения, - и "Сдвиг". Последний имитировал ядерный взрыв килотонной мощности. На полигоне в Плесецке в 650 метрах от БЖРК взорвали 100 тысяч противотанковых мин, вывезенных со складов в восточной Германии и уложенных 20-метровой пирамидой. На месте взрыва образовалась воронка диаметров 80 метров, уровень звукового давления в обитаемых отсеках БЖРК достиг болевого порога (150 децибел). Одна из пусковых установок показала снятие с готовности, но после перезагрузки бортового вычислительного комплекса запустила ракету.

Мировое сообщество в шоке: ах-ох, такая и сякая Россия зачем-то восстанавливает свои боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). Беспросветный тоталитаризм и зажим свободы.

Подумаешь, НАТО всего-то немножечко продвинулась на Восток – это только на пользу демократии. Подумаешь, США вышла из договора по ПРО и строит «оборонительные площадки» для антиракет в Польше и Румынии – они исключительно против ракет северокорейцев и иранцев, несущих угрозу «Свободному Миру». Алё, Россия, тебе никто и ничто не угрожает, прекрати вооружаться!

– Зачем Россия вооружается, когда во всём мире так хорошо и прекрасно? Не лучше ли вместе с западными странами строить дивный новый мир, где нет места оружию массового уничтожения?

– У России много атомных субмарин. Зачем ей ещё и какой-то «атомный поезд»? У этих русских тяга вооружаться до зубов в генах. Они хотят войны. У них всё плохо, и поэтому им хочется утащить весь Запад с собой в могилу!

– «Атомный поезд»? Это бесчеловечно! Россия не думает о своих пассажирах на железнодорожном транспорте! Это значит, что теперь любой российский пассажирский поезд становится законной целью. Русские ещё бы атомные бомбы к пассажирским воздушным и морским лайнерам прицепили…

– Это блеф. Российская экономика лежит в руинах. Русские сейчас понастроят «атомных поездов» на последние деньги, а чем потом питаться будут? Сырым ураном? Несчастные ублюдки…

– Россия подаёт сигнал: не лезьте к ней и её союзникам. Зачем Запад полез разрушать Украину? Хотите новую войну, как в Корее? Надеюсь, наши военные и политики всё правильно поймут.

Что же так обеспокоило обитателей сытого демократического свинарника?

Существует не то чтобы легенда, а неподтверждённая из авторитетных источников информация, что тему БЖРК Советскому Союзу подбросили США. Некогда в Америке разрабатывался железнодорожный комплекс для скрытой перевозки и пуска баллистических ракет, да только проект светозарные джедаи не вытянули, ухлопав на него миллиарды денег. Во всяком случае, ни одного БЖРК в вооружённых силах США нет и не предвидится.

Впрочем, как утверждают оружейные историки, американцы в данном вопросе не пионеры. Впервые на железнодорожную платформу безуспешно попытались взгромоздить и запустить баллистическую ракету ФАУ-2 сумрачные тевтонские гении III Рейха.

В 50-е годы в СССР тему железнодорожных стартовых столов для баллистических ракет разрабатывали такие прославленные конструкторы, как Лавочкин, Королёв, Янгель, но их работы на тот момент не увенчались успехом.

Вот и решили «американские партнёры» подложить советским товарищам хорошенькую свинью в красивой упаковке «Америка строит «атомный поезд», а вам слабо, красные?».

Правда это, или нет, но только научная и конструкторская мысль СССР с задачей справилась благодаря конструкторскому коллективу под руководством академика Алексея Уткина. Проблема была решена благодаря появлению твердотопливных ракет. НИОКР по проекту «Молодец» начались в середине 60-х, но родился БЖРК «Молодец» и встал на боевое дежурство только в 1987 году. И немедленно превратился в головную боль, занозу в заднице, в «ужас, летящий на крыльях ночи» для Пентагона.

Судите сами. Каждому «Молодцу» досталось по кладенцу из трёх баллистических ракет «Скальпель» РТ-23 УТТХ. Каждая ракета имела дальность 10 тыс. км и несла в себе «гостинец» из 10 разделяющихся боеголовок индивидуального наведения с ядерным зарядом в 430 килотонн в тротиловом эквиваленте. Целых 900 хиросим для супостата. Всего к началу 90-х было построено 12 БЖРК и неизвестное количество фальшивых «молодцов».

Внешне состав «атомного поезда» ничем не отличался от тысяч других составов, колесящих вдоль и поперёк по развитой сети железных дорог СССР. Типичный набор вагонов «Молодца» выглядел как грузо-пассажирский поезд: почтовые, пассажирские вагоны и рефрижераторы. Правда, у вагонов, несущих в себе ракеты, вместо четырёх колёсных пар было восемь, а сам состав тянули три магистральных тепловоза, но число колёс со спутника не видать, да и большегрузные составы в СССР возили трехсекционные локомотивы – пойти, разберись, где какой поезд проехал.

А если ещё добавить сюда многочисленные скальные тоннели и укрытия, созданные специально для БЖРК, в которых их никакой чёрт не найдёт, да ещё неизвестное количество поездов-«пустышек», созданных для отвлечения внимания слишком любопытных…

В терминах советских железнодорожников БЖРК назывались «поезд номер ноль».

Как признавались сами американцы, отследить советские БЖРК для их и натовской военной разведки было задачей непосильной. Даже несмотря на то, что только ради обнаружения и наблюдения за «молодцами» Пентагоном была запущена на орбиту целая спутниковая группировка.

В конце 80-х, когда «молодцы» вовсю сновали по широким просторам нашей страны, американская разведка затеяла операцию по техническому обнаружению наших БЖРК. Под видом коммерческого груза во Владивосток был доставлен стандартный грузовой контейнер, нашпигованный шпионской аппаратурой, следовавший транзитом в Швецию. Хитрый контейнер был вовремя распознан советской контрразведкой и, по некоторым данным, благополучно достиг пункта назначения. Вот только ничего интересного в Пентагоне для себя с этой «большой прогулки» не поимели. Ибо нефиг.

О надёжности «Молодца» свидетельствуют проведенные в 1991 году испытания «Сияние» (эксперимент на устойчивость к ЭМИ) и «Сдвиг» – имитация близкого взрыва килотонной мощности. На полигоне в Плесецке в 650 метрах от БЖРК из 100 тыс. противотанковых мин, вывезенных из ГДР была выложена и взорвана 20 метровая пирамида. Чудовищной силы взрыв вырвал в земле воронку 80 метров в диаметре, уровень звукового давления в жилых отсеках БЖРК достиг болевого порога 150 дБ. Одна из пусковых установок из трёх показала отмену готовности, но после перезагрузки бортового вычислителя запустила ракету в штатном режиме.

В 1993 году по договору о СНВ-2 все БЖРК подлежали уничтожению. Причём уничтожение «молодцов» и запрет на разработку аналогичных комплексов было непременным условием американской стороны при подписании договора. До 2007 года 10 поездов были уничтожены, а 2 стали музейными экспонатами. Надо сказать, что «наши американские партнёры» даже не скрывали своей радости по этому поводу.

Интересно, что летом 1993 года в тупике Киевского вокзала Москвы стоял состав, в сцепке которого имелся один «хитрый» вагон БЖРК (возможно, списанный), набитый прохладительными напитками польского производства, которые предприимчивый сторож продавал всем желающим оптом и в розницу.

С приходом во власть США неоконов, Америку, после терактов 11 сентября, захлестнула паранойя, перешедшая в новую экспансию и гонку вооружений.

В ответ на развёртывание американцами глобальной системы ПРО, руководство России в 2013 году приняло решение воссоздать БЖРК с учётом современных научно-технических достижений. На смену «Молодцу» в 2020 году должен прийти «Баргузин». Ограничение было снято подписанием договора СНВ-3 с Обамой, наивно считавшим, что воскресить «Молодца» Россия будет неспособна. Ведь ракеты «Скальпель» делала Украина.

Как уточняет командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев, «Баргузин» поначалу планировали ввести в строй в 2019 году, но в связи с ухудшением финансовой обстановки график был смещён на год. В данный момент новый БЖРК находится на стадии технической документации. В 2017 году Владимир Путин заслушает доклад по теме и рассмотрит график выпуска «баргузинов» военпромом.

Согласно организационно-штатной структуре, каждый «ракетный поезд» будет приравнен к полку, пять поездов составят дивизию.

Если железнодорожная часть «Баргузина» находится на стадии проекта, то с ракетной частью всё давно в полном порядке. По всем параметрам «Баргузин» превзойдёт своего старшего брата «Молодца». Новый БЖРК получит не три, а шесть новейших МБР РC-24 «Ярс» («Ярс-М») с миномётным стартом и дальностью полёта 11 тыс. км. Правда, БЧ «Ярс» содержит только четыре боеголовки по 250 килотонн, но и этого достаточно, чтобы в случае необходимости испепелить какой-нибудь Род-Айленд.

Судя по поступающей информации, «Баргузин», помимо б0льшего ракетного вооружения, будет оснащён новейшими средствами маскировки и системой РЭБ. Учитывая, что ракеты «Ярс» в два раза легче «скальпелей», вагонам с пусковыми установками ракет внутри более не понадобятся восемь колёсных пар. Мало того, вместо сцепки из трёх магистральных тепловозов «Баргузину» понадобится только один. Вот что значит новые технологии. Сюда же можно добавить, что в сутки «Баргузин» способен удалиться от станции отправления на 2500 км, так что ищи ветра в поле. Автономность комплекса составляет 30 суток, время реакции на команду Генштаба о запуске ракет – 3 минуты.

Зачем России понадобились БЖРК, может спросить иной пытливый читатель. Ведь есть МБР шахтного базирования, мобильные комплексы «Тополь-М», атомные субмарины, наконец. Проблема в том, что дислокация ракетных шахт противнику хорошо известна, как и маршруты мобильных ракетных комплексов. Обнаружение российских подводных ракетоносцев представляет для них серьёзную проблему, даже несмотря на разрекламированную океанскую систему акустического обнаружения SOSUS, но атомных субмарин у России мало. Гораздо меньше, чем их было в СССР. Поэтому БЖРК с их летучестью и неуловимостью вносят в натовские планы серьёзный фактор непредсказуемости. И хотя информация о «баргузинах» поступает уже довольно давно, «партнёры» всерьёз обеспокоились после сообщения об удачном испытании ракеты для «Баргузина», запущенной с космодрома «Плесецк».

И это хорошо. Поскольку фактор непредсказуемости заставляет усомниться в собственных силах и, как следствие, приводит к отрезвлению и желанию договариваться.

Российский ядерный поезд, как страшный ребус для Пентагона

Что общего у складного пластикового туристического стаканчика и межконтинентальной баллистической ракеты, несущей 10 ядерных боеголовок, способных в мгновение ока стереть с лица земли любой город мира? В начале 90-х годов эта загадка поставила в тупик не одну делегацию американских военных, которым удалось посетить необозначенную ни на одной карте железнодорожную станцию «Василёк» под Костромой. Сегодня этот ребус готово снова предложить коллегам из США, анонсировав начало работ над Боевым Железнодорожным Ракетным Комплексом (БЖРК).

Хорошо забытое старое

БЖРК – рудимент холодной войны. Пугало, заставившее не одно поколение американских военных жить в беспокойстве от ощущения того, что СССР всегда будет иметь возможность нанести ответно-встречный ядерный удар по Америке. Секретный объект «Василёк» и ещё несколько объектов под Пермью и с такими же невинными названиями скрывали базу единственных в мире боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Обычные железнодорожные составы – те же рефрижераторы, пассажирские вагоны, гражданская раскраска. Только опытный глаз «железнодорожника» сразу бы отметил, что в отличие от обычных вагонов, на БЖРК стоит не четыре, а восемь пар колёс . В пассажирских вагонах нет привычных окон. Все они заменены имитаторами, защищёнными изнутри броневым листом. Внутри, как и в обычных пассажирских поездах, купе для офицеров и прапорщиков, плацкартные места для солдат. Есть медпункт, столовая и помещения психологической разгрузки. Состав состоит из локомотива, нескольких пассажирских и товарных вагонов. С одним существенным нюансом – вместо гражданских грузов – 3 баллистические ракеты SS-24 «Скальпель» .

«Скальпель» весит более 100 тонн. Имеет твёрдотопливный двигатель и «режет» на дальность в 11 тысяч километров. Несёт на себе 10 полумегатонных ядерных блоков индивидуального наведения. На каждой из ракет установлена система преодоления ПРО и высокоточная система наведения. Собственно, из-за её точности ракете на Западе и присвоили имя «Скальпель» , так как она предназначалась для хирургического вскрытия хорошо защищённых объектов противника: подземных бункеров, командных пунктов и шахтных установок стратегических ракетных комплексов.

По договору 1993 года СНВ-2 Россия сняла с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ и уничтожила их до 2003 года. Для утилизации «ракетных поездов» на ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003-2007 годов были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

Сегодня, на фоне обострения российско-американских отношений, Москва готова снова достать свой «козырь», способный серьёзно осложнить жизнь Вашингтона – возродить программу создания боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Два десятка лет назад это оружие признали неэффективным и списали в утиль. Новые БЖРК, как уверяют в командовании , будут не только современными, но и сверхэффективными.

«Создание ракетного поезда – боевого железнодорожного ракетного комплекса, БЖРК – вскоре возобновится», – заявил заместитель командующего Ракетными войсками стратегического назначения по работе с личным составом Андрей Филатов в эфире радиостанции «Эхо Москвы». «В советское время такие поезда, несущие ракеты «Молодец», делали на Украине. Материализации этой идеи произойдут – надо ожидать, в ближайшее время. В советское время очень много зависело от этого комплекса, и на Западе вызывало плохо скрываемое раздражение, что такой вид оружия есть у Советского Союза», – добавил Филатов.

Ранее о возобновлении проекта и новых ракетных поездах, которые могут появиться к 2019 году, сообщали источники в оборонно-промышленном комплексе.

Противоядие от дезинформации

В начале 70-х годов наша разведка добыла американские планы создания БЖРК и его фотографии. Для военных и политического руководства страны это был шок: перемещающийся по стране поезд практически невозможно было отследить, а значит, навести на него свою ракету. Получалось, что США создают стратегическую систему, против которой у СССР нет противоядия. Если не можем перехватить, то хотя бы создадим аналогичную угрозу, рассудили в и поставили такую задачу перед конструктором Владимиром Уткиным , возглавлявшим КБ «Южное» в Днепропетровске. Уткину понадобилось всего 3 года, чтобы показать военным свой проект ракетного поезда. Но тут выяснилось, что сами-то американцы ничего подобного не создают. Они лишь подбросили техническую дезинформацию, сфотографировав макет «ракетного поезда» на фоне природы. США сначала собирались делать , но быстро передумали . Железнодорожная сеть страны недостаточно разветвлённая, что сковывало передвижение ракетного состава, а значительная её часть находится в частной собственности, что делало проход подобного состава коммерчески невыгодным.

Была идея сделать этот поезд подземным . Проложить под землёй кольцевую магистраль и по ней гонять состав: платить никому не надо, да и найти эту дорогу со спутника было бы невозможно. От практической реализации этого проекта удержало только то обстоятельство, что для запуска с подземки нужно было сделать в определённых местах люки. А они, как нетрудно предположить, имели чёткие координаты, что делает существование подземного ракетоносца бессмысленным. Если русские ракеты не поразят сам состав, то наглухо закупорить ракетные отдушины им точно не составит труда.

Теория и практика

В теории, советские ракетные поезда в угрожаемый период должны были рассредоточиваться по стране, сливаясь с обычными товарными и пассажирскими составами. Отличить одни от других из космоса невозможно. Значит, БЖРК мог безболезненно уйти из-под «разоружающего удара» американских баллистических ракет, и нанести свой ракетный залп с любой точки маршрута. Но это в теории. С момента заступления на боевое дежурство в 1985 году, БЖРК покидали территорию своих баз всего 18 раз. Прошли всего 400 тысяч километров.

Ветераны РВСН вспоминают, что главными «врагами» БЖРК оказались не американцы, настоявшие на их утилизации в рамках договора СНВ-2, а собственное железнодорожное начальство. С надписью на бортах «Для перевозки лёгких грузов», после первого же прохождения по области, буквально в узел «завязал» железнодорожные пути. Не выдержавшее вандализма военных железнодорожное руководство тут же обратилось с петицией – дескать, война войной, но кто за ремонт дороги платить будет?

Желающих платить не нашлось, и составы с ракетами по стране гонять не стали, а подготовку офицеров-машинистов ракетовозов стали проводить на гражданских составах, следующих по предполагаемым маршрутам движения БЖРК. Это оказалось не только гуманней по отношению к железнодорожникам, но и значительно дешевле и безопасней. Военнослужащие получили необходимые навыки управления железнодорожным составом и визуального представления о маршруте следования. Что собственно и требовалось, ведь ракеты с могут быть запущенны с любой точки маршрута следования.

Невозможность использовать всю территорию страны для боевого патрулирования, так же стало не единственной проблемой эксплуатации БЖРК. Прошли 400 тыс. км. При этом, при декларируемой возможности произвести пуск ракет из любой точки маршрута, ракетному поезду всё-таки была нужна точная топопривязка . Для этого по всему маршруту боевого патрулирования военные строили специальные «отстойники». Куда в час «Икс» прибывал поезд. Привязывался к точке и мог произвести залп ракет. Надо понимать, что это были далеко «не буранные полустанки», а хорошо охраняемые «стратегические объекты» с предательски выдающей их назначение инфраструктурой. Кроме того, к моменту подписания СНВ-2 прекратил своё существование . КБ «Южное», где создавались ракеты, оказалось на Украине, как и Павлогорадский завод, где делали «рентные вагоны».

«Продлевать ресурс любого типа вооружения до бесконечности невозможно, – высказал своё мнение телеканалу ЗВЕЗДА бывший начальник штаба РВСН Виктор Есин . – Это касается и БЖРК, особенно с учётом того, что этот уникальный комплекс создавался на Украине. Ведь сегодня уже нет и тех предприятий, которые были задействованы в его разработке и производстве. Это всё равно, что модернизировать пулю, когда у вас уже нет ружья. На Павлоградском заводе, где раньше делали пусковые установки для , теперь производят троллейбусы…»

Достанем всех

В России будет создан Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс «Баргузин»

В России на новом технологическом уровне будет воссоздан боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), получивший название «Баргузин» , сообщил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Сергей Каракаев . «Создание новейшего БЖРК планируется в соответствии с поручениями . Разрабатывается он исключительно предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса, воплощая в себе самые передовые достижения нашего боевого ракетостроения», – сообщил командующий РВСН.

Разработка БЖРК «Баргузин» осуществляется Московским институтом теплотехники. «В настоящее время промышленность занимается проектированием комплекса и созданием материальной части для проведения испытаний», – добавил Каракаев. По словам командующего, «новейший комплекс воплотит в себе положительный опыт создания и эксплуатации своего предшественника – БЖРК с ракетой «Молодец» (РТ-23 УТТХ, по классификации – SS-24 «Скальпель»)».

«Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики. Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полёта ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН», – сказал С. Каракаев.

БЖРК – Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: