Ноев ковчег какие животные. Как Ной мог поместить в свой ковчег все виды живых существ, которых насчитываются миллионы? Мифы других народов также говорят о нём…

Слова (всех) позднейшая вставка

Только 7 пар чистых и 7 пар нечистых

Джонатан Сарфати

Перевод: Ирина Мальчева, под редакцией Алексея Калько

Многие скептики утверждают, что Библии нельзя доверять, потому что Ковчег не мог вместить все разнообразные виды животных. Это подтолкнуло многих христиан отказаться от веры во Всемирный потоп, описанный в книге Бытие, или верить в то, что это было локальное наводнение, которое затронуло относительно небольшое количество животных. Однако обычно они даже не проводят никаких подсчётов. С другой стороны, этот вопрос был детально рассмотрен в классической креационистской книге «Потоп из книги Бытие» (The Genesis Flood),1 опубликованной ещё в 1961 году. Более подробный и дополненный технический анализ этого и многих других вопросов представлен в книге Джона Вудмораппа «Ноев Ковчег: обоснование осуществимости» (Noah’s Ark: a Feasibility Study). Данная статья основана на материалах этих двух книг, а также на некоторых собственных расчётах. Мы поставили перед собой два вопроса:
Сколько разновидностей животных Ною нужно было взять на Ковчег?
Был ли Ковчег достаточно велик, чтобы вместить всех животных?

Библия описывает Ноев Ковчег как огромное, устойчивое, обладающее хорошими мореходными качествами судно – 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту.

Сколько разновидностей животных Ною нужно было взять на Ковчег?

На этот вопрос отвечают следующие стихи Библии:

Бытие 6:19–20

Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

Бытие 7:2,3

и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли.

В этих стихах слово «скот» переведено с древнееврейского behemah, и относится ко всем позвоночным в целом. Слово, переведённое как «пресмыкающиеся», в древнееврейском оригинале звучит как remes, и оно имеет несколько значений в Писании, но здесь, скорее всего, относится к рептилиям.2 Ною не нужно было брать морских созданий,3 потому что Потоп не обязательно привёл бы к их вымиранию. Однако, бурные потоки вод могли привести к массовому вымиранию, о чём говорит летопись окаменелостей, и многие существа, населявшие океан, вероятно, вымерли из-за Потопа.

Средний размер животных в Ковчеге был примерно с небольшую крысу, согласно приведённым Вудмораппом современным расчётам, тогда как лишь около 11% животных были гораздо больше овцы.

Как бы то ни было, если мудрый Бог решил не сохранять каких-то жителей океана, это не касалось Ноя. Также Ною не нужно было брать в Ковчег растения – многие из них могли выжить в форме семян, другие – на плавающих матах из растительности. Многие насекомые и другие беспозвоночные были достаточно малы, чтобы также выжить на этих матах. Потоп уничтожил всех наземных животных, которые дышали через ноздри, кроме тех, которые находились в Ноевом Ковчеге (Бытие 7:22). Насекомые дышат не через ноздри, а через крошечные отверстия в их внешнем хитиновом покрытии.

Чистые животные: Библейские комментаторы разошлись во мнениях – написано ли на древнееврейском «семь» или «семь пар» каждого рода чистых животных. Вудморапп выбирает второй вариант, чтобы, насколько возможно, дать фору скептикам Библии. Но преобладающее большинство животных не были чистыми и были представлены только двумя представителями. Термина «чистые животные» не существовало до закона Моисея. Но, исходя из того, что Моисей был составителем книги Бытие, следуя принципу «Писание толкует Писание», определение из закона Моисея может быть применено к ситуации Ковчега. Фактически в 11-й главе книги Левит и 14-й главе книги Второзаконие перечислено очень немного «чистых» животных.

Что такое «род»? Бог создал определённое количество родо́в животных с большой способностью к изменчивости в определённых пределах.4 Потомки каждого из этих разных сотворённых родо́в, за исключением человека, сегодня чаще всего представлены более, чем одним видом (согласно современной классификации). В большинстве случаев виды, произошедшие от одного сотворённого рода, могут быть объединены в группы, которые современные таксономисты (биологи, классифицирующие живых существ) называют родом (genus).

Одно из распространённых определений вида – «группа организмов, которые могут скрещиваться и давать плодовитое потомство, и не могут спариваться с другими видами». Тем не менее, большинство так называемых видов не проверяли на предмет того, с кем они могут скрещиваться, а с кем – нет (очевидно, это относится в том числе ко всем вымершим видам). На самом же деле, известны не только гибриды между так называемыми видами, но и много примеров транс-родового скрещивания, то есть «сотворённый род» может в некоторых случаях быть на уровне семейства (согласно современной классификации). Отметим, что отождествление понятия «сотворённый род» с современным таксономическим родом также согласуется с Писанием, ведь когда Библия говорила о рода́х, израильтяне должны были легко различать их без необходимости проверять возможность гибридизации.

Например, лошади, зебры и ослы, по всей видимости, произошли от одного сотворённого рода лошадиных (некоторого лошадеподобного существа), раз они могут скрещиваться, хоть их потомки уже не способны к воспроизведению (стерильны). Собаки, волки, койоты и шакалы, похоже, произошли от псового (собакоподобного) сотворённого рода. Все виды крупного рогатого скота (а они все являются чистыми) – потомки тура (первобытного быка, Aurochs), поэтому на борту должно было быть максимум 7 (или 14) особей крупного рогатого скота. Сами туры могли быть потомками сотворённого рода, в который также входят бизоны и буйволы. Известно, что львы и тигры могут производить гибридное потомство, которое называют тигонами или лиграми, поэтому, скорее всего, они произошли от одного сотворённого рода.

На Ковчеге, скорее всего, был высушенный, спрессованный и концентрированный корм. Вероятно, Ной кормил скот в основном зерном, и дополнительно сеном для обеспечения волокнами. Вудморапп подсчитал, что объём кормов должен был составлять 15% от общего объёма Ковчега. Питьевая вода могла занимать 9,4% от общего объёма.

Вудморапп насчитал около 8 000 родов, включая вымершие, соответственно около 16 000 особей животных должно было присутствовать на борту Ковчега. Относительно вымерших видов – у палеонтологов есть тенденция присваивать новое название рода каждой новой находке, но это не обосновано. Поэтому количество вымерших родо́в, вероятно, слишком преувеличено. К примеру, рассмотрим группу самых крупных динозавров – зауроподов – гигантских травоядных ящеров, к которым относятся, например, брахиозавр, диплодок, апатозавр и др. Обычно указывают 87 родов зауроподов, но только 12 из них «точно установлены» и ещё 12 считаются «относительно установленными».5

Один из самых распространённых вопросов: «Как могли все эти огромные динозавры уместиться в Ковчеге?» Во-первых, из 668 предполагаемых родо́в динозавров лишь 106 весили больше 10 тонн (взрослые особи). Во-вторых, как выше уже было сказано, количество родо́в динозавров, скорее всего, сильно преувеличено. Но Вудморапп намеренно берёт эти цифры, давая фору скептикам. В-третьих, нигде в Библии не сказано, что животные должны были быть взяты на Ковчег взрослыми. Самые крупные животные, возможно, были взяты молодыми особями. Средний размер животных в Ковчеге был примерно с небольшую крысу, согласно приведённым Вудмораппом современным расчётам, тогда как лишь около 11% животных были гораздо больше овцы.

Другой часто поднимаемый атеистами и теистическими эволюционистами вопрос – «как болезнетворные микроорганизмы выжили во время Потопа?» Это важный вопрос – он предполагает, что микробы были такими же специализированными и заразными, какими они являются сейчас, поэтому все животные, находившиеся в Ковчеге, должны были быть заражены всеми существующими инфекционными болезнями на Земле. Но бактерии, вероятно, были более стойкими и лишь недавно потеряли способность выживать в разных переносчиках или вне их. На самом деле, даже сегодня многие бактерии могут выживать в насекомых-переносчиках, в трупах, в замороженном или обезвоженном состоянии, или жить в носителе, не вызывая заболевания. В конце концов, потеря сопротивляемости к инфекциям согласуется с общей деградацией живых существ с момента Грехопадения.6

Был ли Ковчег достаточно велик, чтобы вместить всех животных?

Ковчег имел размеры 300*50*30 локтей (Бытие 6:15), что составляет примерно 140*23*13,5 метров, то есть его объём был равен – 43 500 м3. Чтобы лучше себе это представить, это равно объёму 522 стандартных американских железнодорожных товарных вагонов, каждый из которых может вместить 240 овец.

Если животных держали в клетках примерного размера 50*50*30 см (объёмом 75 000 см3), то 16 000 особей могли занять всего 1200 м3 или 14,4 вагона. Даже если бы на борту был миллион видов насекомых, это не являлось проблемой, потому что они не занимают много места. Если каждая пара содержалась в клетке со стороной 10 см или 1000 см3, все виды насекомых занимали бы объём, равный 1000 м3, или ещё 12 вагонов. Это значит, что оставалось место для пяти поездов из 99 вагонов каждый для еды, семьи Ноя и дополнительная «территория» для животных. Кроме того, насекомые не входят в категории behemah или remes, о которых говорится в Бытие 6:19–20, поэтому, вполне вероятно, что Ной и не брал их с собой в Ковчег.

Подсчёт общего объёма достаточно справедлив, т.к. он показывает, что размеры Ковчега были достаточными для размещения всех животных, и ещё оставалось более чем достаточно места для хранения еды, свободного пространства и т.д. Возможно, чтобы эффективнее заполнить пространство Ковчега, клетки ставились друг на друга, а сверху или рядом с ними хранился корм (чтобы минимизировать количество корма, которое пришлось бы переносить людям), при этом всё равно оставляя достаточно много промежутков для вентиляции. Мы говорим об экстренной ситуации, а не о роскошном размещении. И хотя на Ковчеге оставалось и так достаточно много места, чтобы животные могли двигаться, скептики преувеличивают потребность животных в движении.

Если даже допустить, что нельзя было ставить одну клетку на другую для экономии места на полу, проблем всё равно бы не возникло. Исходя из рекомендованных стандартов размещения животных, Вудморапп показывает, что всем им вместе взятым потребовалось бы меньше половины площади пола трёх палуб Ковчега. Такая расстановка клеток позволила бы расположить максимальное количество корма и воды сверху на клетках – рядом с животными.

Требования к пище.

В Ковчеге, скорее всего, был высушенный, спрессованный и концентрированный корм. Вероятно, Ной кормил скот в основном зерном, и дополнительно сеном для обеспечения волокнами. Вудморапп подсчитал, что объём кормов должен был составлять 15% от общего объёма Ковчега. Питьевая вода могла занимать 9,4% от общего объёма. Этот объем мог быть ещё меньше, если они собирали дождевую воду, которая по трубам попадала в питьевые корыта.

Возможно, в Ковчеге были наклонные полы или клетки с отверстиями в полу: туда падал навоз, и смывался (воды было предостаточно!) либо его уничтожали вермикомпостированием (компостирование с помощью червей), при этом земляные черви могли служить дополнительным источником пищи.

Требования по уборке отходов

Вряд ли люди должны были чистить клетки каждое утро. Возможно, в Ковчеге были наклонные полы или клетки с отверстиями в полу: туда падал навоз, и смывался (воды было предостаточно!) либо его уничтожали вермикомпостированием (компостирование с помощью червей), при этом земляные черви могли служить дополнительным источником пищи. Очень толстая подстилка может служить иногда в течение года без замены. Абсорбирующие материалы (например, опилки, мягкая древесная стружка и в особенности торф) могли уменьшать влажность, а значит и неприятные запахи.

Итак, Ковчег вполне удовлетворял требованиям к пространству, пище и отходам, даже если животные имели нормальные циклы сна и бодрствования. Но спячка могла ещё больше снизить эти потребности. Да, Библия нигде не упоминает о спячке, но и не исключает её. Некоторые креационисты считают, что Бог создал инстинкт впадения в спячку именно для животных на Ковчеге, но мы не можем утверждать это категорически.

Некоторые скептики утверждают, что взятие на борт кормов исключает возможность спячки, но это не так. Впадающие в спячку животные, несмотря на популярный стереотип, спят не всю зиму, поэтому им всё равно иногда требовалась бы пища.

Эта статья показала, что Библии можно доверять в таких практических вопросах, как Ноев Ковчег. Многие христиане считают, что Библия заслуживает доверия только в вопросах веры и морали, но не науки. Но нам нужно помнить, что Сам Христос говорил Никодиму (Иоанна 3:12): «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?»

Если бы Писание ошибалось в областях, доступных проверке человеческим опытом, таких, как география, история и естественные науки, разве мы могли бы доверять ему в таких вопросах, как сущность Бога или жизнь после смерти, которые недоступны для практической проверки? Поэтому христиане должны следовать этим словам апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15), когда скептики утверждают, что Библия противоречит известным «научным фактам».

Христиане смогут исполнять это повеление и эффективно отвечать на аргументы скептиков, направленные против Ковчега, если они прочитают книгу Джона Вудмораппа «Ноев ковчег: обоснование осуществимости». Эта замечательная книга является наиболее полным анализом из когда-либо опубликованных о сборе животных на Ковчег, обеспечении ухода за ними и кормления и о последующем рассеянии. Например, некоторые скептики утверждают, что после Потопа почва была бы слишком солёной для растений. Вудморапп показывает, что соль может легко вымываться дождевой водой.

Вудморапп посвятил семь лет этому научному и систематическому опровержению практически всех аргументов о нереальности Ковчега и предполагаемых трудностях библейского описания, и других связанных вопросов. Ничего подобного прежде не было написано – это мощная защита истории о Ковчеге в книге Бытие.

«Она не только содержит факты и детали, которые покажутся увлекательными детям, но и будет полезной как прекрасный источник информации для проектов по изучению Библии и уроков о Ковчеге и Потопе. Любому, кто ищет ответы на различные вопросы о Ковчеге, особенно заданные скептиками, можно посоветовать прочитать книгу "Ноев ковчег"».

Ссылки и примечания
1.C. Whitcomb, и H.M. Morris, The Genesis Flood, Филлипсберг, Нью-Джерси, США, Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1961 г. Назад к тексту
2.J. Jones, ‘How many animals on the Ark?’ Creation Research Society Quarterly 10(2):16–18, 1973 г. Назад к тексту
3.Некоторым атеистам-скептикам пора продемонстрировать свою непредвзятость и прочесть Библию по-настоящему. Тогда бы они перестали острить о китах, шлёпающих вверх по трапу и аквариумах на Ковчеге. Назад к тексту
4.Одно из распространённых заблуждений эволюционистов заключается в том, что изменчивость внутри рода якобы доказывает эволюцию «от молекул к человеку». Приводимые ими примеры, например, берёзовая пяденица или обретение бактериями устойчивости к антибиотикам, действительно являются примерами естественного отбора. Но это не эволюция. Эволюция требует создания новой информации, тогда как естественный отбор сортирует и может удалять информацию путём утраты генетического разнообразия. Естественный отбор может объяснять изменчивость, но не может объяснить происхождение пядениц или бактерий. В случае с пяденицами, естественный отбор просто изменил относительное количество бабочек с чёрным и светлым пятнистым окрасом. Обе формы уже существовали в популяции, поэтому ничего нового не было создано. [После публикации этой статьи выяснилось, что фотографии бабочек были инсценированы, что ещё больше подрывает это «доказательство» – см. Goodbye, peppered moths: A classic evolutionary story comes unstuck] То же относится и к породам собак. Выбирая очень больших или наоборот, очень маленьких особей, были выведены породы немецкого дога и чихуахуа. Но эти породы утратили информацию, отвечающую за определённые размеры, содержавшуюся в их генах. См. Dogs breeding dogs? Creation 18(2):20–23. [См. Также What is Evolution?] Назад к тексту
5.S. McIntosh, Sauropoda, в Wieshampel, D.B. и др., The Dinosauria, University of California Press, Беркли, Калифорния, стр. 345, 1992 г. Назад к тексту
6.Wieland, ‘Diseases on the Ark’, Journal of Creation (прежнее название Creation Ex Nihilo Technical Journal) 8(1):16–18, 1994 г. Вирусы часто становятся более заразными из-за случайных мутаций, приводящих к изменениям в их белковых оболочках. В результате антителам становится сложнее идентифицировать их, но при этом не увеличивается объём информации, то есть не происходит настоящей эволюции. Назад к тексту
7.Reason and Revelation

Эрудированный читатель сразу же мысленно возразит: "Ковчег строил не Моисей, а Ной", и будет, безусловно, прав. Этих двух библейских персонажей часто путают. Итак, для начала нужно разобраться, кто есть кто. Но обо всем по порядку.

Причины путаницы

Прежде всего стоит заметить, что она возникает из-за недостаточного знакомства с Библией, ведь именно эта книга является источником достоверной информации про этих людей. Но большинство предпочитает чтению просмотр художественных фильмов на библейскую тематику, но им зачастую присущи много неточностей или вымысла. Многие режиссеры искажают историю, создавая сюжеты, в которых обьединяют таких персонажей, чьи жизненные пути никогда не пересекались во времени. К примеру, в одном из них Ной, плывя на ковчеге, встретил Лота (жившего на примерно 500 лет позже потопа), который перемещался по воде на катамаране! Поэтому неудивительно, что возникают вопросы типа "Сколько животных взял Моисей на свой ковчег?" и подобные.

Естественно, есть много скептиков, ставящих под сомнение и факт и чудеса времен Моисея, например, то, что воды Красного моря разошлись и позволили пройти по сухому дну целому народу. Это их мнение, на которое они имеют право. Конечно, есть множество аргументов и фактов, доказывающих обратное, но сейчас не об этом. Цель данной статьи — обобщить ту информацию, которая находится в первоисточнике, а право верить или нет оставить за читателем.

Что известно про Моисея?

Первое упоминание о нем находится в книге Исход, где рассказывается про его рождение и жизнь до 80-летнего возраста. Его отцом был Амрам, а матерью Иохаведа, оба были потомками Левия, правнука Авраама. Согласно библейской хронологии, Моисей родился в 1593 году до н.э. в Египте в то время, когда его народ — евреи — были в рабстве. Более того, над жизнью новорожденного Моисея сразу нависла угроза: незадолго до его появления на свет был отдан приказ убивать всех младенцев мужского пола. Но мать положила его в корзину для папируса и поставила ее на берегу Нила, где ребенка нашла дочь фараона, усыновившая мальчика. Поэтому ему и дали имя Моисей, что в переводе означает "вынутый из воды".

Он воспитывался при дворе фараона, получил высокое образование, и перед ним открывалась замечательная карьера, но он знал о своем происхождении и очень стремился помочь своему порабощенному народу. Когда ему было 40 лет, он оставил Египет и ушел жить в местность Мадииам. Спустя еще 40 лет он получил задание от Бога вернуться в Египет и вывести еврейский народ из плена и привести их в землю, где раньше жили их предки. Этому предшествовали 10 казней на египтян, а апогеем стал переход через Красное море, которое стало могилой для фараона и его армии.

Дальше следовали изнурительные 40 лет хождения по Но порог Моисею переступить не удалось, он умер в возрасте 120 лет. Если в двух словах отвечать на вопрос, что сделал Моисей, кто такой этот человек и какую роль сыграл он в то следует упомянуть, что это был выдающийся вождь, военачальник, судья, пророк и писатель шести книг Библии. Но к потопу он прямого отношения не имел, поэтому вопрос о том, сколько животных взял Моисей на свой ковчег, не имеет смысла.

Коротко про Ноя

Он родился примерно на 1000 лет раньше Моисея. Его отец был современником Адама, первого человека. Из-за сильного морального упадка Бог решил уничтожить злых людей водой и дал задание своему верному служителю Ною и его семье построить судно, позже известное как Ноев ковчег. Животные, а также люди могли бы спастись, если бы зашли туда. Но, к сожалению, это сделала только семья Ноя.

"Каждой твари по паре"

Те, кто спрашивают о том, сколько животных взял Моисей на свой ковчег, интересуются тем, сколько вообще могло поместится таковых на одном судне. Согласно повествованию из (глава 7), надо было взять по семеро из каждого рода (сейчас зоологи называют их видами) так называемых чистых животных и по двое из нечистых (отсюда и выражение "каждой твари по паре").

Что говорят цифры?

Значит ли это, что на ковчеге должны было поместиться все существующие виды животных? Это звучит неправдоподобно. Полагают, что сотни тысяч видов современных животных можно свести к относительно небольшому числу «родов», таких как «род» овец или «род» собак. Поэтому некоторые ученые подсчитали, что если бы в ковчеге находились только 10 «родов» пресмыкающихся, 43 «рода» млекопитающих и 74 «рода» птиц, то они смогли бы произвести всю популяцию живого мира, существующую на сегодняшний день. Обитателей морей и океанов спасать от воды не было надобности.

Теперь подсчеты: 10+43+74=127 видов животных приблизительно могло попасть на ковчег. Животные были как чистые, так и нечистые, но неизвестно, сколько было тех, а сколько других. Поэтому число особей могло колебаться от 254 (127*2) до 889 (127*7). Даже если бы их количество действительно было в пределах 9 сотен, то они неплохо бы поместились на судне, длина которого составляла 133 метра, ширина 22 метра, а высота 13 метров.

Исходя из всего этого, если отвечать на вопрос, сколько животных взял Моисей на свой ковчег, то ответ один: нисколько, потому что этим занимался Ной, именно он должен был разместить несколько сотен особей на своем судне.

Для скептиков все вышеупомянутое звучит как сказка. Тем не менее даже многие уважаемые археологи и историки признают, что в какой-то период вся земля внезапно покрылась водой, а на не прекращаются поиски ковчега.

Представляем вашему вниманию подборку из десяти интересных фактов о Ноевом ковчеге, Всемирном потопе и параллелях этой истории книги Бытия с событиями Нового Завета:

1. Наиболее полным образом история Всемирного потопа изложена в книге Бытия

Там сказано, что потоп явился возмездием Господа за нравственное падение человечества, которому Бог дал ему второй шанс, посредством спасения благочестивого Ноя и его семейства. Предварительно, Господь сократил дни жизни людей до 120 лет (первые люди жили почти по тысяче).

Ною было указано построить Ковчег и взять на него по паре всех нечистых животных и по семь от каждого вида чистых животных.

К началу работ по постройке ковчега Ною было 500 лет и у него уже было три сына. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Время от объявления потопа Богом до окончания постройки ковчега, согласно богословским толкованием Быт.6:3 составляло 120 лет.

Перед потопом Ной пытался проповедовать другим людям покаяние, но они не прислушались к нему. В итоге, всё человечество кроме ноя и его семьи погибло, а Ной, проведя в плавании продолжительное время, спасся и сразу же принёс Богу благодарственную жертву.

2. Размеры и материалы

В Книге Бытия Бог не просто дает наставления о постройке Ковчега, но и дает точные указания относительно его размеров и конструкционных материалов.

Ковчег был собран из дерева “гофер” – “смолистого дерева”. По мнению современных толкователей, под ними имелись в виду все хвойные деревья,хорошо сопротивляющиеся гниению: ель, сосна. кипарис, кедр, лиственница и прочие.

Исчисления в Библии даются в локтях. Эта мера длины различна в системах счисления разных стран, евреи периода Второго храма определяли её в 48 сантиметров. Таким образом, можно вычислить примерные размеры Ковчега.

По Библии Ковчег был 300 локтей в длину, 50 – в ширину и 30 – в высоту. В пересчете в метрическую систему, примерно 144 метра в длину, 24 – в ширину и 8,5 – в высоту.

Студенты физического факультета университета Лестера (Великобритания) провели подсчеты и вычислили, что корабль таких размеров мог выдержать вес 70 000 животных.

При этом, ковчег имел вполне современную систему корабельной непотопляемости (живучести) с переборками и палубами: “отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи… устрой в нём нижнее, второе и третье [жильё]”.

3. Сколько ковчег находился в плавании?

150 дней или пять месяцев (либо 190, если 40 дней дождей считались отдельно). Первые сорок дней длились дожди, а в остальное время вода продолжала подниматься. На 150-й день ковчег оказался на “Араратских горах”.

Если же добавить ещё неделю ожидания до начала дождей и время до полного высыхания суши (133 дня), то всего Ной с семьёй и животными провели в ковчеге 290 дней (либо 330-ть), т.е. чуть меньше года.

4. Данные археологов

Археологи при раскопках занимаются стратиграфитей – т.е. описанием найденных ими, так называемых “культурных слоёв” почвы.

При раскопках множества древних городов, таких как Ур, Киш, Ниневия, Шуррупак и Эриду в Месопотамии, а также в других местах был обнаружен огромный (до 3 метров в толщину) промежуток между более современными культурными слоями и допотопными, состоящий из ила, гины и песка, что свидетельствует о глобальной катастрофе с участием воды.

5. Данные геологии

Геологи в качестве гипотезы произошедшего предлагают сдвиг литосферных плит и, как следствие, подъём вод мирового океана, что подтверждается и библейским текстом, где говорится не только про дождь. но и “источники великой бездны”.

Это подтверждается находками в виде древних морских организмов высоко в горах или наоборот, горных и равнинных животных на материковых шельфах.

Уголь и нефть также подтверждают теорию потопа, т.к. современные данные свидетельствуют о почти мгновенной консервации в древности огромного количества лесных массивов, которые и стали вышеприведёнными полезными ископаемыми, что могло произойти лишь при глобальной катастрофе. Кроме того, в угольных залежах также находят множество окаменелостей древних морских животных.

Наконец, окаменелости животных, которые во множестве находят по всему миру, говорят о почти мгновенном их попадании в безвоздушные почвенные карманы, где бактерии не могли своевременно переработать останки…

6. Свидетельства историков

Древние историки, такие как Берос Вавилонский (350-280 гг. до Р. Хр.), Николай Дамаскин (64 г. до Р. Хр. – начало 1 века по Р. Хр.), Иосиф Флавий (37-101 гг. по Р. Хр.). а также Ассирийская клинописная библиотека, полностью или частично подтверждают библейское сказание о потопе.

7. Мифы других народов также говорят о нём…

Всемирный потоп и Ноев Ковчег упоминается не только в канонических книгах Библии, но и в поздних апокрифах. Например, в Книге Еноха. Встречается сюжет о потопе и в других книгах, в еврейской Аггаде и в Мидраше Танхума.

Шумерский миф о Зиусудре и легенда о Нухе из Корана тоже перекликаются с библейским повествованием, как и предания племён в Индии, Африке, Австралии, Северной и Южной Америках и Европе:

В Индии сказания о потопе относятся к 6 веку до Р. Хр. и содержатся в религиозном труде Сатапатха Брахмана. Индийский Ной - Ману, предупрежденный о потопе, строит корабль, на котором ему удается спастись. Сразу по окончании катастрофы Ману совершает жертвоприношение богам за свое спасение.

О потопе рассказывает и племя бхилы, живущее в джунглях Центральной Индии, в их повествовании фигурирует Рама (Ной), спасшийся от потопа.

По преданию аборигенов Австралии много веков назад на землю обрушился потоп, в котором погибли все люди, кроме нескольких человек

Легенды о потопе распространены у племени бапеди в Южной Африке, и у ряда племен Восточной Африки. В их легендах некий Тумбайнот - африканский Ной, славился своим благочестием. Поэтому, когда боги решили уничтожить грешный мир потопом, они заранее сообщили ему о своем намерении. Они также повелели ему построить корабль, на котором должен был спастись он, его семья, а также представители всего животного мира. Долго бушевал потоп. Несколько раз Тумбайнот выпускал то голубя, то ястреба узнать о его конце. Когда вода спала, он увидел радугу, обозначающую окончание Божьего гнева.

Индейские племена каинганг, курруайя, паумари, абедери, катауши (Бразилия), арауканы (Чили), мурато (Эквадор), маку и аккаваи (Гвиана), инки (Перу), чиригуано (Боливия) рассказывают о потопе предания, практически тождественные Библейскому.

В мексиканской провинции Мичоакан также сохранилась легенда о потопе. По словам туземцев, в начале потопа некий человек по имени Теуни с женой и детьми сели на большое судно, взяв с собою животных и семена различных растений в достаточном количестве, чтобы вновь снабдить ими землю после потопа. Когда вода спала, человек выпустил ястреба, птица улетела… наконец он выпустил колибри, и птичка вернулась с зеленой веткой в клюве.

Племена монтанье, чироки, пима, делавары, солто, тинне, папаго, акагчемеи, луисеньо, кри, манданы также рассказывают о потопе, в котором спасся один человек, приплыв на лодке к горе на западе. У манданов существовал ежегодный праздник с особым ритуалом в память о прекращении потопа. Совершение церемонии приурочивалось к тому времени, когда полностью распускаются листья ивы на речных берегах, потому что «ветка, принесенная птицей, была ивовая».

Сказания о потопе записаны в «Младшей Эдде», эпическом памятнике древних ирландцев, поэтом Снорри Стурлусоном. В ходе катастрофы спасся лишь Бергельмир со своей женой и детьми, сев в ковчег. Похожие предания сохранились у жителей Уэлса, Фрисландии и Скандинавии.

8. Где ковчег теперь?

В Библии написано: “И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских” (Быт. 8:4).

В настоящее время одним из основных мест, где, по мнению искателей, покоится ковчег, является Араратская аномалия. Аномалия представляет собой объект неизвестной природы, выступающий из снега на северо-западном склоне горы Арарат, в 2200 метрах от вершины. Учёные, имеющие доступ к снимкам, объясняют образование естественными причинами. Исследования на месте затруднены, потому что местность, находится в районе армяно-турецкой границы, является закрытой военной зоной.

Другим потенциальным местом нахождения ковчега является Тендюрек, местность примерно в 30 километрах южнее Арарата. В 1957 г. в американском журнале «Лайф» были опубликованы фотографии, сделанные в этом районе с самолёта. Капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар, просматривая аэроснимки, обнаружил интересные образования, по форме напоминавшие судно, и послал их в журнал. Статья попалась на глаза Рону Уайетту, американскому врачу-анестезиологу, который решил заняться исследованием данного феномена. После нескольких экспедиций он пришёл к выводу, что данное образование - не что иное, как Ноев Ковчег. Как и в случае с Араратской аномалией, профессиональные археологи не воспринимают эти утверждения серьёзно.

В Библейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в статье “Арарат” написано, что ничто не указывает на то, что ковчег Ноя пристал именно к современной горе Арарат и указывается, что “Арарат – название местности на севере Ассирии (4Цар 19:37; Ис 37:38), предположительно речь идет об Урарту, упоминаемом в клинописных текстах, – древней стране у озера Ван”.

Современные исследователи также склоняются к той версии, что в Библии имеется в виду Урарту. Советский востоковед Илья Шифман писал, что огласовка “Арарат” впервые была засвидетельствована в Септуагинте, переводе Ветхого Завета на на греческий язык III-II века до нашей эры. В Кумранских свитках встречается написание “wrrt”, предполагающее огласовку “Урарат”.

9. У армян есть свой кусочек ковчега, принесённый ангелом

По преданию, один из святых отцов Армянской Церкви Акоп Мцбнеци ещё в IV веке предпринимал попытки подняться на Арарат, но всякий раз засыпал по пути и просыпался у подножия горы. После очередной попытки к Акопу явился ангел и сказал прекратить поиски ковчега, взамен чего пообещал принести фрагмент реликвии. Частица Ноева Ковчега, данная святому Акопу до сих пор находится в Эчмиадзинском соборе.

10. Радуга – как символ завета

После потопа Бог обещал более никогда не уничтожать через него людской род и благословил Ноя, его потомков и всё, что на земле. В знак своего обещания Бог подарил людям такое атмосферное явление, как радугу – символ своего Завета с людьми.

“И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею” (Быт. 9:12-13).

Андрей Сегеда

Вконтакте

Вопрос: Вопросы о Ноевом ковчеге: Сколько времени заняло сооружение ковчега? Как долго Ной находился в ковчеге?

Ответ: Сколько времени Ной сооружал ковчег? Библия конкретно не сообщает, сколько времени понадобилось Ною на постройку ковчега. Когда он впервые упоминается в Бытие 5:32, его возраст составлял 500 лет. Когда он вошел в ковчег, ему было уже 600 лет. Время, которое потребовалось на сооружение ковчега, будет зависеть от периода между Бытие 5:32 и моментом, когда Бог повелел Ною построить ковчег (Бытие 6:14-21). Максимальный возможный вариант – 100 лет.

Как долго Ной находился в ковчеге? Ной вошел в ковчег на 600-й год своей жизни, 17-й день 2-го месяца (Бытие 7:11-13). Покинул он ковчег на 27-й день 2-го месяца следующего года (Бытие 8:14-15). Поэтому, беря за основу лунный календарь из 360 дней, Ной находился в ковчеге в течение приблизительно 370 дней.

Сколько животных каждого вида Ной взял в ковчег? По семь пар каждого вида чистых животных и по паре каждого вида других животных (Бытие 6:19-20; 7:2-3). Под “чистыми” Библия подразумевает животных, которые были пригодны для принесения в жертву. Именно поэтому были взяты по семь пар чистых животных – чтобы некоторые из них могли быть принесены в жертву после окончания потопа, не подвергая опасности существование этих видов.

Сколько людей находилось в Ноевом ковчеге? Согласно 6-8 главам книги Бытие, в ковчеге были Ной, его жена, три их сына (Сим, Хам и Иафет), а также их жены – всего восемь человек.

Кем была жена Ноя? Имя или личность жены Ноя в Библии нигде конкретно не упоминаются. Существует предание, что это была Наама (Бытие 4:22). Хотя это возможно, но Библия этого не подтверждает.

Сколько зверей взял Ной в свой ковчег? и получил лучший ответ

Ответ от & L I D I A ~ V E L I K S A R ~[гуру]
Бог заранее предупредил Ноя о грозящей катастрофе и научил его построить судно - ковчег. При этом он дал точные указания об устройстве судна, его материале и размерах. В Ноевом ковчеге было три яруса. Нижний занимали звери и пресмыкающиеся, средний ярус - люди, а верхний - птицы. Ной ввел на ковчег по одной паре всех наземных животных ("всякой твари по паре"), а также семь пар ритуально "чистых" животных и по одной паре "нечистых". Из людей спаслись сам Ной с женою и трое его сыновей с женами (всего 8 человек). Целый год - от начала потопа - продолжалось плавание Ноева ковчега. В пути Ной по-отечески заботился о животных: кормил из своих рук необходимой для каждого пищей и в установленные сроки, не зная покоя и отдыха ни днем, ни ночью.
Согласно выводов отдельных специалистов, перед Ноем не стояло проблемы размещения в ковчеге всех «экземпляров» животных и птиц. Исходя из того, что Ной взял с собой «каждой твари по паре» , специалисты провели некоторые расчёты. В частности, подсчитано, что в древней Месопотамии (местности, где проживал Ной – автор) , существовало около 575 видов птиц и зверей в размерах от полевой мыши до овцы, и 290 видов в «параметрах» от овцы до верблюда. И если предположить, что половина ковчега была заполнена кормом, то на другой половине животные, взятые Ноем, могли занимать место в 4800 куб. дм. Если же принять 365 куб. дм. за среднюю величину для одного животного, то каждый экземпляр имел достаточно места!
Действительно, если предположить, что Ной взял с собой животных только из своей местности, то они могли свободно уместиться в ковчеге.

Ответ от Игорь Викторович [гуру]
А коалу (или двух) он вместе с эвкалиптом перевозил?


Ответ от Евгения Прокофьева [активный]
На самом деле у него была лаборатория, где хранились ДНК всех животных, а потом он их просто клонировал))


Ответ от Zl13 [гуру]
Каждой паре по паре и ещё по 3 для жертвы Богу после потопа.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: