План экзаменационной работы егэ по обществознанию. Категории сдающих ЕГЭ по обществознанию

Вы уже начали готовиться к ЕГЭ 2017 года по обществознанию? Тогда Вам не избежать опыта Ваших предшественников! Предлагаем ознакомиться с заданиями ЕГЭ 2016 года — решениями и ответами. Как всегда, в нашем распоряжении — реальные задания письменной части 2, и их разбор экспертом Коцарь Евгением Сергеевичем.

Задания ЕГЭ 2016 по обществознанию

Итак, обратимся к одной из работ выпускницы 2016 года, воспользовавшейся услугой эксперта ЕГЭ по обществознанию Коцарь Евгения Сергеевича .

Получив по итогам экзамена 8 июня 2016 года сканированную работу в личном кабинете участника ЕГЭ, а также баллы, выставленные за задания ЕГЭ 2016 по обществознанию, выпускник обратился к нам Цель — узнать возможные шансы при подаче апелляции о несогласии с выставленными баллами:

«Здравствуйте. Я из Московской области. Завтра я иду на апелляцию по обществознанию. Прошу вашей консультации по работе».

Стоит отметить, что для объективности анализа эксперту нужны будут Ваши сканы разбалловка, и максимально точный текст заданий, тогда он сможет максимально точно все оценить и посоветовать.

Посмотрим на записанные выпускником ответы на бланках ЕГЭ, а затем приступим к анализу выполненной работы!

Обратим при этом Ваше внимание на стиль выполнения заданий и работу выпускника с бланками ЕГЭ ответов номер 2. Очень чисто выполненная ЧИТАЕМАЯ работа.

Анализ заданий ЕГЭ 2016 по обществознанию и ответов к ним

Теперь посмотрим, какие баллы в итоге были выставлены при проверке работы.

Проанализируем работу и качество экспертной проверки ее региональной комиссией. Отметим при этом, что наиболее объективный анализ осложнен отсутствием у нас обществоведческого текста, к которому даются Естественно, что нас интересуют те задания, за которые не был получен максимально возможный при проверке балл (здесь 22, 23, 24, 25, и

  1. Выпишите два показателя макроэкономической нестабильности. Предположите, почему, по мнению авторов, безработица является противоречивым явлением.

Возможно, придрались к Вашему (а не уровень инфляции… в принципе, это ошибка, ибо спрашивают про показатель, а инфляция – это просто явление).

«Советую если что упирать на волнении, описку, говорите, что именно уровень инфляции логично и имели ввиду! Но вряд ли балл дадут».

При этом другой выпускник вот за этот ответ получил 1 балл.

В объяснении никакого противоречия у Вас, на мой взгляд нет, балл не дадут. Противоречивое явление, например, «… так как с одной стороны, лишает людей средств к существованию, а, с другой, вынуждает совершенствоваться специалиста, чтобы выиграть конкуренцию на рынке труда»!

«Могут отнять и 1 балл из-за ИНФЛЯЦИИ! Тут нужно узнать, конечно, что именно не зачли».

  1. Приведите три примера связи безработицы со структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, использую знания курса обществознания.

Здесь Вам точно зачли 1-й ответ, он наиболее аргументирован и логично звучит. Остальные 2 тоже логичны. Скорее всего, не зачли 2-й ответ. Все-таки просили привести пример взаимосвязи, а не просто дать теоретическую причину.

«Можно апеллировать, так как формально ответ верный. Вам могут сказать, что конкретики не хватает».

Например, опять же, вот за такой ответ с конкретными примерами ставили 2/3.

  1. Какие две категории находятся в наиболее сложном положении на рынке труда. Почему они находятся в таком положении? Как государственная политика может защитить права данных категорий?

Думается, Вам не зачли последний тезис, «… работодатель обязан принять выпускника…». На рынке государство не предоставляет рабочие места, тем более «гарантированно»! Как Вы себе представляете это? Издать закон о том, что в первую очередь брать на работу выпускников без опыта работы??? В условиях рынка государство не диктует работодателю кого брать, а кого нет, это нарушит естественную конкуренцию на рынке труда!!!

«Скажут примерно следующее. Можно аргументировать тем, что это разумное предложение, речь идет о целевом направлении обучения. Но, формально Вы не правы, конечно».

  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания, и одно, раскрывающее смысл понятия наблюдение.

Вам зачли, согласно критериям проверки этого задания в этом году, только первое определение. И то, я бы сказал, что это а не научное

Могут и снять балл!

  1. Назовите и проиллюстрируйте примерами три обязанности налогоплательщика, в соответствии с Конституцией РФ.

Вы не приводите НИ ОДНОГО ПРИМЕРА. Только обязанности. Это бесспорный 0.

28. Вам поручено подготовить презентацию по теме «Характеристика формы государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Очень странно, что Вам дают только 1 балл. Все три основных вида различий государств (форм) Вы отразили, дали их виды.

Вот, например, за план, гораздо хуже этого, выпускник другого региона получил максимальные 3 балла (!!!).

«Пусть объясняют, за что нет Вашего максимума!!!»

Забегая вперед, скажем, что именно здесь выпускник и получил на апелляции о несогласии с выставленными баллами 1 балл

  1. ЭССЕ. «Тоталитаризм — режим, при котором мораль входит в компетенцию власти» (А.Н. Круглов).

Давайте посмотрим на Ваше эссе через «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ»

Основания для более высокого балла:

  1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов (нет).
    2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования (да).
    3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни (нет).
    4. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта (нет).
    5. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы (да).

Основания для более низкого балла:

  1. Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности (нет).
    2. Содержится много «информационного шума» - положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении (нет).
    3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием (нет).

«Мне кажется, что 1 балл за К2 (теория) Вам недодали, но, по опыту, за эссе очень редко ставят максимум 5. Хотя, уровень всего эссе хорош, снимать, в принципе, не за что, фактических ошибок нет. Можно и здесь пытаться апеллировать!».

Результат апелляции

Каким оказался итог данной апелляции?

«Здравствуйте. Апелляция была удовлетворена, мне добавили один балл за 28 задание (план). За остальные задания отказались поднимать, и когда мы довольно долго спорили об эссе, намекнули, что могут и снять за 25. В итоге разошлись мирно и балл все же добавили, ничего снимать не стали».

И в завершении, напомним Вам, что успешный опыт подготовки к ЕГЭ 2017 года по обществознанию Вы можете получить из от по обществознанию как и уроки по ВСЕМ темам экзамена.

Удачи Вам, держите с нами связь также и в нашей группе

Помимо основных дисциплин, школьники могут сдавать дополнительные, которые выбирают самостоятельно, и результаты по которым будут необходимы им для дальнейшего поступления. Обществознание относится к одному из таких предметов.

В 2018 году экзамен по обществознанию структурно не изменится, блок с тестовой частью по-прежнему будет исключен.

Количество попыток для пересдачи увеличено до 3. Подобный вариант подойдет тем учащимся, которые не набрали проходного количества баллов или не устраивают результаты экзаменов. Подобное изменение обусловлено тем, что есть необходимость создать более приемлемую психологическую атмосферу.

Важным изменением в проекте будет и то, что теперь школьники будут больше говорить на экзамене, а не писать. Подобное новшество коснется гуманитарных дисциплин, в частности обществознания. Время для прохождения испытания по обществознанию составит 235 минут .

Очень важные изменения ждут учащихся и в отношении нарушений во время сдачи ЕГЭ. Если у экзаменующегося найдут вещи, которые не разрешаются на экзамене, то он получает возможность пересдачи только на следующий год.

Что касается нарушений со стороны преподавателей, то здесь будет выписан штраф в размере от 20 до 40 тысяч рублей .

В целом, обществознание достаточно популярный предмет у выпускников, поскольку именно он необходим в ряде престижных ВУЗов.

Структура заданий ЕГЭ 2019 года по обществознанию

Структура ЕГЭ по обществознанию 2019 года будет представлена двумя типами тематических заданий. Типы различаются сложностью и видом ответов. Общая характеристика структуры задания приведена ниже:

  1. В первую категорию включены вопросы, на которые требуются ответы состоящие из одного слова.
  2. Вторая включает в себя вопросы, на которые необходимо дать развернутый ответ.
  3. Последним заданием является эссе на одну из предложенных тем.

Эссе в ЕГЭ по обществознанию 2019 года

Самым сложным заданием в ЕГЭ по обществознанию считается эссе. За правильное выполнение этого задания ученик может получить от трех до пяти баллов . Самое важно при выполнении этого задания правильно структурировать содержание текста, а также постараться избегать типичных ошибок.

Важно при написании этого задания раскрыть смысл выбранного высказывания. Если смысл не раскрыт или раскрыт не верно, то ответ уже оценивается в ноль баллов .

Очень важно привести верные аргументы в подтверждение своих доводов. Если учащийся подтвердил свои аргументы фактическими примерами, то он обязательно получит хороший балл, за выполнение задания.

Для того чтобы справиться с подобным заданием необходимо помнить о плане эссе :

  1. Приводится выбранная цитата.
  2. Определяется проблема, озвученная автором, и обосновывается ее актуальность.
  3. Раскрывается смысл цитаты.
  4. Озвучивается собственная точка зрения.
  5. Приводятся аргументы теоретического характера.
  6. Теоретические доводы подтверждаются практическими примерами.
  7. Составляется вывод.

Если строго придерживаться подобного плана, то все требования, предъявляемые к написанию эссе, будут выполнены и оценка за сочинение будет высокой.

Категории сдающих ЕГЭ по обществознанию

Некоторые граждане не могут сдавать ЕГЭ. Это оговорено Рособрнадзором. До испытания допускаются следующие лица:

  1. Те, кто сдавал ЕГЭ в предыдущие годы, однако не получил нужного итога.
  2. Учащиеся, желающие улучшить свои результаты.
  3. Школьники, не прошедшие испытание или заработавшие негативную оценку по ряду дисциплин.

Как стать участником ЕГЭ 2019 года?

Чтобы попасть на ЕГЭ, понадобиться сделать заявку по месту организации испытания. В заявке прописывается список дисциплин, по которым будет проходить экзамен. Такие документы возможно предоставить в приемную школы, в муниципальный орган того образования, где будет проходить ЕГЭ, в приемные комиссии ВУЗов.

Срок предоставления заявки, для детей, которые хотят сдать ЕГЭ в досрочном порядке – до 1 февраля , а для тех школьников, кто хочет сдать экзамен позже– до 1 декабря .

Досрочная сдача ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

По обществознанию необходим тем школьникам, которые не могут пройти испытание своевременно. Причины бывают различные, начиная от призыва в армию, олимпиадой и закачивая обычным переездом.

В такой ситуации экзамен сдается досрочно и несомненное преимущество состоит в том, что учащийся не пропустит установленные сроки, сможет сдать ЕГЭ и затем сдать документы в ВУЗ. Недостатки у досрочного ЕГЭ тоже имеются. Очень сложно подготовиться к сдаче экзамена без отрыва от учебы. Естественно, что спешная подготовка не принесет хороших результатов.

Дополнительная информация о ЕГЭ 2019 года

На ЕГЭ по обществознанию разрешено принести гелевую или капиллярную черную ручку, паспорт. Приказом Минобрнауки РФ обозначен список предметов и пособий, которыми разрешено пользоваться на ЕГЭ. По обществознанию не допускается пользоваться справочной литературой, пособиями, сборниками.

Согласно этому приказу, на обществознание нельзя приносить сотовые телефоны, планшеты, иные электронно-вычислительные приборы. Запрещается использовать методические и справочные пособия, не разрешенные на экзамене.

Если учащийся принесет на ЕГЭ что-нибудь подобное или совершит действия, которые могут быть квалифицированы, как попытка списать, то его с экзамена удалят и внесут об этом пометку на бланк ответов ЕГЭ. Пересдача учащемуся будет разрешена только через год .

Проходной балл по обществознанию в 2017 году был 42 балла , в 2018 году его изменять не планируется. Для подсчета используется шкала перевода баллов.

Если на экзамене будут нарушены правила сдачи со стороны организаторов, к примеру, предоставлено меньше времени, то экзаменующийся вправе подать апелляционную жалобу. Жалоба по этой причине должна быть подана в этот же день, после выхода из аудитории.

Также подобное право возникает тогда, когда экзаменующийся не согласен с общей суммой заработанных им баллов. В таких случаях опротестование подается в течение двух рабочих дней с момента ознакомления с итогами ЕГЭ. Оспорить итоги можно и тогда, если случился технический сбой при проверке ЕГЭ.

В том случае, если никаких нарушений со стороны заявителя не было, организаторы дают возможность учащемуся пересдать экзамен. Если таковые нарушения были, то учащемуся будет отказано по жалобе.

После того как итоги будут подсчитаны и проверены, выпускник получает свидетельство установленного образца, в котором указаны результаты по всем предметам, за исключением тех, по которым не было набрано достаточное количество баллов.

Этот сертификат необходим при предоставлении документов в ВУЗы и действует 4 года.

Как подготовиться к ЕГЭ 2019 года по обществознанию

Для хорошей сдачи ЕГЭ, конечно же, необходимо готовиться. Спецификация подготовки может быть различной. Можно пройти пробные онлайн тесты по предмету. Также, при подготовке прекрасно поможет демоверсия ФИПИ ЕГЭ по обществознанию 2019 года . А кто-то будет пользоваться обычными учебниками.

К таким пособиям можно отнести следующие:

Если учащийся использует для подготовки к ЕГЭ по обществознанию онлайн тесты, то он вполне может пройти их с помощью компьютера и интернета. Преимущество такой подготовки состоит в том, что нет необходимости посещать какие-либо дополнительные занятия или лекции, достаточно зайти на официальный сайт и сдать экзамен онлайн. Недостатки у такой подготовки тоже есть, учащийся не будет знать теории, а только единичные ответы, что вряд ли позволит ему написать эссе.

Также для подготовки можно использовать такую услугу, как демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2019 года . Это материалы предыдущих экзаменов, выложенные на сайте ФИПИ.

Очень хорошим способом подготовки считается использование демонстрационных материалов. Кодификатор КИМов по таким материалам использован тот же, который применялся для составления основных заданий по ЕГЭ. Использование подобных материалов поможет ученикам ознакомиться с процедурой прохождения ЕГЭ, основными правилами, а также сформировать список тем, которые нуждаются в дополнительной подготовке.

Как детям, так и их родителям очень важно помнить о том, что нет нужды бояться сдавать ЕГЭ. Чтобы избежать лишних психологических нагрузок и травм, самому подростку необходимо правильно поставить цели и соблюдать здоровый образ питания и сна, а родителям постараться создать тот комфортный микроклимат, который так необходим подростку в стрессовой ситуации, которой, по сути является ЕГЭ.

Статистика сдачи ЕГЭ по обществознанию за прошлые годы

Доля участников, не получивших минимальный балл, в 2018 году сократилась в сравнении с предыдущим годом на 3,8% и составила 13,8%. Число учеников, получивших максимальный балл до 142 человек, в 2016 году их было всего 59.

Расписание экзаменов

Досрочный этап сдачи егэ по обществознанию в 2019 году – уточняется.

Основной этап сдачи егэ по обществознанию в 2019 году – уточняется.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) субъект деятельности;

2) цель деятельности;

3) структура деятельности;

4) средства деятельности;

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны; 5) законодательный орган; 6) правовой обычай.

Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

5. Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

6. В стране Н развито фабричное производство. Какие другие признаки свидетельствуют о том, что страна развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми указаны эти отличительные признаки.

1) внедряются компьютерные технологии;

2) формируется класс промышленных рабочих;

3) религия оказывает значительное влияние на развитие общества;

4) существует разделение труда;

5) ускоренными темпами развивается сельское хозяйство;

6) происходит концентрация производства.

7. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К факторам производства относится организационно-правовая форма предприятия.

2) Доходом от капитала является рента.

3) Предпринимательская способность является одним из факторов производства.

4) Значение труда как фактора производства в современных условиях снижается.

5) Капитал как фактор производства включает машины и оборудование.

8. Установите соответствие между формами коммерческих предприятий и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

9. Гражданин А. является владельцем дачи. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что ещё, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам? Выберите нужные позиции из приведенного ниже списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) налог на наследство;

2) акцизный налог;

3) личный подоходный налог;

4) таможенная пошлина;

5) налог на прибыль;

10. На графике отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: линия предложения S переместилась в новое положение - S 1 (Р - цена товара, Q - количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) расширение сети парикмахерских;

2) новые модные веяния в стилях причесок;

3) снижение налогов с предприятий малого бизнеса;

4) использование новых средств по уходу за волосами;

5) изменение ставки подоходного налога.

11. Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Разновидностью этноса является народность.

2) Появление наций предшествовало возникновению государства.

3) В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.

4) Различают этническое и гражданское понимание нации.

5) Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.

12. Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: "Почему снижается воспитательный потенциал семьи?" Результаты опроса представлены в гистограмме.

Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

2) Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.

3) Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

4) Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

5) При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи.

13. Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) Демократический политический режим предполагает гарантии прав и свобод человека.

3) Конституции существуют только в странах с демократическим устройством.

4) Утверждение парламентаризма началось в новое время.

5) Характерной чертой тоталитаризма является сращивание государства и правящей партии.

14. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

15. В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является парламентской республикой? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Парламент является постоянно действующим органом.

2) Парламент может отправить правительство в отставку.

3) Правительство несет ответственность перед президентом.

4) Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.

5) Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.

6) Главной функцией правительства является разработка и принятие законов.

16. В соответствии с Конституцией РФ судьи независимы и подчиняются только

2) федеральному закону

3) Президенту

4) Правительству

5) Конституции РФ

6) Генеральному прокурору

17. Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

18. Кто является участником уголовного судопроизводства со стороны защиты? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) следователь; 4) потерпевший;

2) прокурор; 5) подозреваемый;

3) адвокат; 6) орган дознания.

19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Социализация - это процесс освоения человеком культурных ценностей и социальных норм. (Б) К сожалению, традиционные институты социализации снижают своё значение в современном обществе. (В) Современные школьники, по данным социологов, все больше времени отдают виртуальному общению в социальных сетях. (Г) Исследования показывают, что растет число тех, кто испытывает затруднения в налаживании реальных контактов. (Д) Усилия, направленные на повышение роли семьи и школы как институтов социализации, несомненно, сыграют свою положительную роль.

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений;

3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

"Любое общество представляет собой совокупность элементов. Ими могут выступать отдельные индивиды, ______ (А) и общности. Определенный порядок связей между элементами общества получил название социальной ________ (Б). Она характеризуется неравенством позиций, которые занимают ее элементы. Это неравенство выражается в понятии _______ (В). Комбинация признаков, определяющих социальный статус в социальной иерархии, получила название индекса социальной позиции. К нему в первую очередь относятся: доход, престиж, _______ (Г), образование. Каждый из этих показателей можно измерить. Так, доход выражается количеством ________ (Д), получаемых индивидом или семьей в определенный промежуток времени. Престиж общественной __________ (Е) зависит от того или иного статуса".

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) благо; 2) профессия; 3) стратификация; 4) оценка; 5) деньги; 6) дифференциация; 7) власть; 8) структура; 9) группа.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А Б В Г Д Е

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 24.

Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, и др.

Государство - это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как форма правления не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.

Главой такого государства является монарх, его деятельность не ограничена определенным сроком, т.е. он исполняет свои обязанности пожизненно <...>

Республика - это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства - президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.

(М.И. Абдулаев)

21. Укажите четыре фактора, влияющих на складывание формы государства.

23. В статье 1 Конституции РФ устанавливается, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Соотнесите эти характеристики российского государственного строя с тремя, указанными в тексте, элементами формы государства как системы (сначала приведите элемент, затем дайте его характеристику).

24. Сторонники монархий утверждают, что такие государства более устойчивы и лучше обеспечивают преемственность власти. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, приведите три аргумента в пользу республиканского строя.

25. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие "потребитель"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя, и второе предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя.

26. Назовите любые три разновидности социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них примером.

27. В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме "Правовая культура". Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Итоги ЕГЭ по обществознанию

Общие показатели ЕГЭ по обществознанию ЕГЭ Всего сдавали экзамен по обществознанию 9292 человек (52%) Средний тестовый балл 54, 3 Общероссийский результат 53, 3 Не преодолели «барьер» 11, 6%

Динамика распределения тестовых баллов по диапазонам, 2014 и 2015 гг. (%) 0 -9 10 -19 20 -29 30 -39 40 -49 50 -59 60 -69 70 -79 80 -89 90 -99 1000. 05. 010. 015. 0 20. 025. 0 30. 035.

Качество выполнения заданий, 2015 и 2016 гг. (в % от МВБ) Первая част ь Вт орая част ь010 203040 506070 60. 4 41. 765. 4 41.

Распределение % от МВБ: Свердловская область и РФ B 1 B 2 B 3 B 4 B 5 B 6 B 7 B 8 B 9 B 10 B 11 B 12 B 13 B 14 B 15 B 16 B 17 B 18 B 19 B 2001020304 0 5060708090 65 83 70 74 71 55 61 4 6 67 50 68 79 60 39 61 66 45 60 39 51 СО РФ

Распределение % от МВБ в зависимости от уровня сложности заданий

Распределение % от МВБ, 2015 и

Распределение % от МВБ по вопросам разного уровня сложности B 1 B 2 B 3 B 4 B 5 B 6 B 7 B 8 B 9 B 10 B 11 B 12 B 13 B 14 B 15 B 16 B 17 B 18 B 19 B 200. 010. 020. 030. 040. 050. 060. 070. 080. 090. 0 Базовый уровень Повышенный уровень

Распределение % от МВБ по типам заданий, 2015 -2016 гг.

Распределение вопросов по модулям в КИМ-2016 4 —

Распределение % от МВБ по модулям Философия Экономика Социология Политология Право

Распределение % от МВБ по модулям, 2015 и 2016 гг. Философия Экономика Социология Политология Право

В итоге: Работая над первой частью, выпускники Свердловской области «заработали» в среднем 20 первичных баллов из 35 возможных. Колебания составляют диапазон от 19, 0 до 23, 4 баллов по различным вариантам.

Распределение % от МВБ по заданиям

Распределение % от МВБ по заданиям, 2015 -2016 гг.

Распределение % от МВБ: Свердловская область и РФ 010203040 506070809010 0 89 58 34 40 20 28 34 21 78 21 36 СО РФ

В итоге: Работая над второй частью, выпускники Свердловской области «заработали» в среднем 10 первичных баллов из 27 возможных. Колебания составляют диапазон от 8, 8 до 11, 3 баллов по различным вариантам.

Распределение % от МВБ: СО в целом и варианат-419 B 1 B 2 B 3 B 4 B 5 B 6 B 7 B 8 B 9 B 10 B 11 B 12 B 13 B 14 B 15 B 16 B 17 B 18 B 19 B 20010203040 506070809010 0 В-419 В целом

В 2 — найти обобщающее понятие «Политология» (+) В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание. Президент страны, депутат парламента, политическая элита, губернатор области, лидер партии. политическая элита

В 5 — установить соответствие «Философия» (+) ПРИМЕРЫ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ А) познание мира Б) общение В) достижение определённого положения в обществе Г) отдых и сон Д) осознание человеком смысла своего существования 1) духовные 2) социальные 3) биологические

В 7 — поливариантный вопрос «Экономика» (+) Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах 1) Предпринимательские способности приводят в действие другие факторы производства в целях получения прибыли. 2) Доход собственника капитала – процент. 3) Собственник земельных ресурсов получает доход, который называется зарплата. 4) К трудовым ресурсам относят всё население страны. 5) Факторы производства обеспечивают создание жизненных благ.

ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ А) утверждение военной доктрины РФ Б) обеспечение исполнения федерального бюджета В) осуществление мер по обеспечению обороны страны Г) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти Д) осуществление управления федеральной собственностью 1) Правительство РФ 2) Президент РФ 3) Конституционный Суд РФВ 14 — установить соответствие «Политология» (+)

В 3 — исключить понятия «Правоведение» (—) Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к юридическим основаниям прекращения трудового договора. 1) соглашение сторон; 2) истечение срока; 3) желание работника; 4) ежегодный отпуск; 5) призыв работника в армию; 6) рождение ребёнка.

В 10 — график спроса/предложения «Экономика» (—) На рисунке отражено изменение предложения стационарных компьютеров на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S 1. (P – цена; Q – количество.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? 1241) увеличение количества продавцов компьютерной техники 2) уменьшение стоимости комплектующих для сборки компьютера 3) появление предпочтений у молодёжи пользоваться ноутбуками и планшетами 4) введение налоговых льгот для производителей стационарных компьютеров 5) ожидания дальнейшего уменьшения покупок стационарных компьютеров

В 11 — поливариантный вопрос «Социология» (—) Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах, целях страны. 2) Конфликты порождены различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д. 3) Предметом конфликта являются стороны, участвующие в конфликте. 4) Социальный конфликт – это спор, столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами. 5) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.

В 18 — поливариантный вопрос «Правоведение» (—) На уроке обществознания учащиеся выявляли особенности административного права. Какие черты этой отрасли российского права они могли выявить? 1) Эта отрасль права регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. 2) К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят штраф, пожизненное лишение свободы. 3) В отличие от других отраслей, имеет один источник права, в котором обозначены все виды преступлений как наиболее опасных противоправных проступков людей. 4) В правоотношениях, регулируемых этой отраслью права, воля одной из сторон главенствует над волей другой стороны. 5) К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят конфискацию (изъятие) орудия совершения или предмета правонарушения. 6) Пример нормы данной отрасли права: гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим в себя фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

В 20 — вставить слова по контексту «Философия» (—) «Наука как вид _(А) включает в себя особую _(Б) по приращению существующего и получению нового знания. Результатом становится _(В) научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Существует две модели развития знания. Согласно _(Г) наука представляет собой особый вид социальной памяти человечества. Согласно _(Д) наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений. Термин «наука» употребляется также для обозначения совокупности _(Е), изучающих различные объекты действительности» . Список терминов: 5964831)стратификация 2)мобильность 3)отрасль 4)эволюционная модель 5)духовное производство 6)система 7)уровень научного знания 8)революционная модель 9)деятельность

Задания 21 -24 (текст) 24. Автор полагает, что «семья является для ребёнка микромоделью общества» . Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения этого мнения. 3 балла – 10%

Задания 25 (работа с понятием) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о подсистемах политической системы, и одно предложение, раскрывающее сущность любой подсистемы политической системы. . 3 балла – 3%

Задания 26 (конкретизация) Назовите любых трёх участников рассмотрения дела в гражданском судопроизводстве и проиллюстрируйте примером возможные процессуальные действия каждого из них. . 3 балла – 14%

Задания 27 (конкретизация) Основу экономики в стране Z составляют микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Всё больше трудоспособного населения находит работу в сфере услуг. Какой тип общества складывается в стране Z? Назовите любые три признака, соответствующих этому типу общества, не упомянутых в тексте задания. . . 3 балла – 9%

Задания 28 (план) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Предпринимательская деятельность» . Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. . 3 балла – 1%

Изменения в ИГА 2017: 1. Исключено задание 19 («оценить суждения»); 2. добавлено задание 17 («выбор верных суждений»); 3. изменена нумерация задний. ВАЖНО!? ? ? Новость на портале ЕГЭ от 15 сентября: «Ученики выпускных классов в этом году напишут всероссийские контрольные работы по пяти предметам, которые не являются обязательными на ЕГЭ»



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: