Т–80 оказался полной катастрофой. Т–80 оказался полной катастрофой Танк т 80 история создания

Сороковые и пятидесятые годы прошлого века был настоящим «звездным часом» для турбинных силовых установок. Турбинный двигатель одержал легкую победу над поршневым в авиастроении и танкостроители также стали изготавливать первые чертежи танков с подобными силовыми установками. И это не удивительно: этот двигатель имеет гораздо более высокие характеристики, по сравнению с традиционным дизельным или бензиновым двигателем; имея тот же вес газотурбинный двигатель намного мощнее, а это увеличивает скорость танка и позволяет установить на него более мощное вооружение.

Советский Союз — первая страна в мире, наладившая серийный выпуск танка, на котором стоял газотурбинный двигатель (ГТД). Хотя надо сказать, что на это ушло несколько десятков лет. Чертежи танков с газотурбинными двигателями стали появляться в конце 40-х годов, а боевой танк Т 80 приняли на вооружение в 1976 году. Но задача оказалась не из легких. Первые турбины были несовершенны и плохо подходили для использования в виде танковых двигателей.

В Харькове, в 1963 году была создана модификация танка Т-64, на которую был установлен газотурбинный двигатель, но в серию этот танк не пошел. Несмотря на все преимущества ГТД, существовали и проблемы, которые так и не удалось решить в 60-х. Основной трудностью использования газотурбинной силовой установки была очистка воздуха от пыли. Если турбина самолета сталкивается с этой проблемой только во время посадки и взлета, то танковый двигатель работает в совершенно других условиях и танковая колонна часто идет в сплошном облаке пыли. Также ГТД имел более высокий расход топлива, чем традиционные двигатели. В 50-70 годах прошлого столетия были созданы многочисленные чертежи танков с ГТД, но большинство из них остались на стадии проекта.

В 1969 году на Кировском заводе начали разработку нового танка, на который был установлен газотурбинный двигатель. Танк разрабатывался на базе Т-64, однако после первых испытаний стало понятно, что чертежи танка требует существенных изменений. В первую очередь это относилось к ходовой части машины. На отработку всех изменений ушло семь лет и в 1976 году на вооружение был принят основной танк Т 80. Этот танк более 20 лет был на вооружении армии СССР, теперь это основной боевой танк вооруженных сил России. Эта машина прошла через множество конфликтов и войн, была задействована во время КТО в Чечне .

Боевой танк Т-80. Описание

Как и любой другой советский танк, основной танк Т 80 имел классическую схему компоновки, внутри его размещался экипаж из трех человек. Масса машины составляла 42 тонны, лобовые части танка были выполнены из многослойной брони. Это позволило повысить защищенность танка без увеличения толщины брони и добавления лишнего веса. Двигатель танка имел специальную систему очистки воздуха от пыли, которая позволяла удерживать 97% пылевых частиц. Использование ГПД позволило серьезно повысить технические характеристики нового танка, серьезно возросла скорость и маневренность машины. Одной из положительных особенностей машин с ГТД является их «неразборчивость» в отношении топлива, для заправки Т-80 можно использовать бензин, авиационный керосин, дизель и другие виды топлива. Расход топлива сравнительно небольшой. Хорошо продумано внутреннее устройство танка и условия для экипажа – вождение танка весьма легкое и удобное.

Танк вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой (дальность стрельбы до 5 км), в боекомплект входят 40 снарядов (у поздних модификаций 38 и 45 снарядов), как подкалиберных , так и кумулятивных и осколочно-фугасных. Поздние модификации машины получили возможность стрелять ракетами «Кобра» и «Рефлекс» (дальность стрельбы 4 и 5 км). Также в комплект вооружения входит зенитный пулемет и ПКТ (7,62 мм).

Советский основной танк Т 80 имел следующие модификации: Т-80У, Т-80Б (Т-80БВ), Т-80УД и Т-80У-М1 «Барс», хотя последний – это полностью русский танк, созданный в России после распада СССР. Ниже приведена таблица, с описанием всех основных характеристик Т-80 и его модификаций.

ТТХ основных модификаций танка Т-80

Модификация Т-80 Т-80Б (Т-80БВ) Т-80У Т-80УД
Завод-разработчик Кировский з-д Харьковский з-д
Принят на вооружение 1976 1978 1985 1987
Масса 42 42,5 46 46
Габариты
Длина, мм 6780 6982 7012 7020
Ширина, мм 3525 3582 3603 3755
Высота, мм 2300 2219 2215 2215
Клиренс, мм 451 529
Наличие и тип защиты
Динамическая Нет «Контакт-1» «Контакт-5» «Контакт-5»
Активная Нет «Штора»
Броня литая и катанная, комбинированная
Вооружение
Пушка 2А46-1 2А46-1 2А46-1/4 2А46-1
Дальность стрельбы, м 0-5000
40 38 45 45
Экипаж 3
Силовая установка
Тип двигателя Газотурбинный Дизельный
Мощность, л.с. 1000 1100 1250 1000
70 60
Скорость по пересеченной местности 40-45
Удельная мощность л.с/т 23,8 25,8 21,74 21,7
Запас топлива, л 1840
Расход топлива л/км 3,7
Тип подвески Торсионная

Модификации Т-80У и Т-80УД – это наиболее совершенными версиями этого танка. Т-80У был создан в 1985 году, в Ленинграде, а Т-80УД – в 1987 году в Харькове. А Т-80У-М1 «Барс» уже создали в России, после распада СССР. Эти машины получили наиболее совершенную систему управления огнем, была улучшена их защита (путем увеличения толщины брони и установки динамической защиты). При этом вес машины увечился незначительно. Т-80УД отличается более мощным двигателем (дизель 1000 л.с.), новой башней с более совершенной броней и улучшенной системой управления огнем. Был увеличен боекомплект.

На всех модификациях танка Т-80 используется автоматическая система управления работой двигателя, что существенно снижает расход топлива. Был улучшен обзор для экипажа.

Т-80У-М1 «Барс»

Хотелось бы отдельно рассказать о последней модификации этой очень интересной машины – о знаменитом русском «летающем» танке Т-80У-М1 «Барс», который был создан в начале 90-х годов в России.

Создатели русского «Барса» ставили своей целью улучшить защиту танка, увеличить его маневренность и обеспечить его более легкой и совершенной системой вооружения. Также была значительно улучшены системы прицеливания и обзор членов экипажа. Весит танк 47 тонн. Схема компоновки – классическая. Танк может стрелять управляемыми ракетами, дальность стрельбы до 5 км. Боекомплект состоит из разных типов снарядов.

На русском «Барс» установлена все та же надежная и проверенная 125-мм пушка 2А46М (дальность стрельбы до 5 км), боекомплект – 45 выстрелов. Была повышена жесткость ствола и это улучшило меткость стрельбы. Система управления огнем, которая установлена на танке учитывает множество характеристик: дальность до цели, ее скорость, скорость самого танка, силу ветра, температуру заряда. Все это значительно улучшает меткость стрельбы и позволяет отправлять снаряд точно в цель. Система управления позволяет стрелять и командиру танка. Т-80У-М1 дает прекрасный обзор для всех членов экипажа. На танк можно установить ночной прицел или тепловизор. Увеличена толщина брони, при незначительном увеличении массы танка.

Защита танка также соответствует лучшим мировым аналогам. Она состоит:

  • комбинированная многослойная броня верхней передней части корпуса и башни;
  • встроенная динамическая защита (ВДЗ);
  • комплекс активной защиты «Арена»;
  • КОЭП «Штора-1».

Установка комплекса активной защиты в несколько раз увеличивает живучесть танка, даже без увеличения толщины брони и сохранения веса танка. Особенно при участии в локальных конфликтах, когда основным средством поражения являются ручные гранатометы. Опыт использования «Барса» во время КТО в Чечне подтвердил это. Можно смело заявить, что Т-80У-М1 – это один из наиболее защищенных танков современной России. Встроенная защита обеспечивает лучшую защиту от снарядов.

На этот танк установлен двигатель с максимальной мощностью 1250 л.с. Его удельная мощность 27,2 л.с./т, что является рекордом. Недаром «Барс» называют «летающим танком», он отличается прекрасной скоростью и маневренностью. Ниже дано описание танка Т-80У-М1. Система управления двигателем позволяет существенно снизить расход топлива.

В автомат заряжания Т-80У-М1 входит 28 выстрела из боекомплекта и это обеспечивает быстрый темп стрельбы.
Ниже приведена таблица с описанием параметров танка.

Модификация Т-80У-М1 «Барс»
Принят на вооружение 1976
Вес 47
Габариты
Длина, мм 7010
Ширина, мм 3603
Высота, мм 2202
Клиренс, мм 450
Наличие и тип защиты
Динамическая Есть
Активная Есть
Вооружение
Пушка 2А46-1
Дальность стрельбы, м 0-5000
Боекомплект, количество снарядов 40
Силовая установка
Тип двигателя Газотурбинный
Мощность, л.с. 1250
Максимальная скорость по шоссе 70
Удельная мощность л.с/т 23,8
Запас топлива, л 1840
Расход топлива л/км 3,7

При этом русский «Барс» легкий в управлении, устройство боевого отделения чрезвычайно продумано и удобно. Для этого танка русскими специалистами была разработана уникальная система кондиционирования, что делает вождение машины легким и удобным. Можно заявить, что танк русский танк Т-80У-М1 – лучший из всех модификаций этой машины.

Видео о танке Т-80

Т-80У-М1 «Барс»

Танк Т-80 состоит на вооружении России и еще десятка стран. Танк принимал участие во многих войнах и конфликтах, в том числе в Чечне и Кавказе. Сколько еще лет будет на службе в России этот танк, не может сказать никто.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Танк Т-80 представляет собой яркий пример того, как тяжелобронированная техника может скрывать серьезные недостатки. В свое время российское военное командование считало Т-80 высококлассной машиной, однако эти танки понесли большие потери в боях с оснащенными легким оружием боевиками во время первой чеченской войны. После этого он так и не сумел восстановить свою репутацию.

Так не должно было случиться. Танк Т-80 стал последним основным боевым танком, спроектированным в Советском Союзе. Это был первый советский танк, оснащенный газотурбинным двигателем, и в результате он получил возможность передвигаться по дорогам с максимальной скоростью 70 километров в час, а также обладал большой удельной мощностью на единицу веса, которая составляла 25,8 лошадиной силы на тонну.

Благодаря этому стандартный танк Т-80Б стал одним из самых быстрых и маневренных из числа выпускавшихся в 1980-х годах.

Боевое мастерство чеченских повстанцев и неудачная российская тактика в большей степени являются причиной потерь танков Т-80, чем их конструкция. Тем не менее, у него имелись существенные недостатки. В конечном итоге Т-80 оказался слишком дорогим, и кроме того, он потреблял слишком много горючего. Российские военные через некоторое время сделали выбор в пользу более экономичного танка Т-72.

Т-80 стал дальнейшим развитием своего предшественника — танка Т-64. Будучи самой современной моделью конца 1960-х и начала 1970-х годов, танк Т-64 отличался от простых по своей конструкции машин, которым отдавали предпочтение Советы, таких как Т-54/55 и Т-62.

Контекст

Россия принимает на вооружение танк Т-90М

The National Interest 04.02.2018 The National Interest 24.11.2017

Какой танк лучше: китайский «Тип 99», М1 «Абрамс» или Т-90

The National Interest 25.01.2018 Например, Т-64 был первым советским танком, в котором вместо заряжающего появился автомат заряжания, и в результате экипаж сократился с четырех до трех человек. Второе новшество Т-64, создавшее определенную тенденцию, состояло в использовании композиционной брони, в которой применялись слои керамики и стали, и в результате защищенность танка была повышена в сравнении с использованием одних только стальных листов.

Кроме того, Т-64 был оснащен легкими стальными опорными катками небольшого диаметра, в то время как на Т-55 и Т-62 применялись большие обрезиненные катки.

Первая запущенная в серийное производство модель Т-64А выпускалась со 125-мм пушкой 2А46 «Рапира», которая стала настолько популярной, что ее начали устанавливать на все последующие российские танки — вплоть до Т-90. Примечательно то, что в итоге вес Т-64А составил всего 37 тонн, что довольно мало для танка такого размера.

Но какими бы замечательными ни были эти новшества, следует признать, что у Т-64 был капризный двигатель 5ТДФ и необычная подвеска, которые часто ломались. По этой причине Советская Армия специально направляла такие танки в те части, которые дислоцировались недалеко от харьковского завода, где они изготавливались.

Но и это еще не все. Ходили слухи, что новая автоматическая система заряжания отрывает руки зазевавшимся танкистам, которые располагались слишком близко от нее. Это вполне вероятно, если учитывать крошечное внутреннее пространство танка Т-64.

Решая проблемы Т-64А, Советы стали задумываться о создании нового танка с мотором, оснащенным газовой турбиной. Газотурбинные двигатели обладают высокой приемистостью и имеют хорошее соотношение мощность/вес. Они легко заводятся в холодную погоду без предварительного разогрева, что важно в условиях суровых русских зим. И кроме того, они легкие.

Если говорить о недостатках, то газотурбинные двигатели потребляют много топлива и более чувствительны к грязи и пыли, что является результатом повышенного забора воздуха в сравнении с обычными дизельными двигателями.

Первоначальная базовая модель танка Т-80 была принята на вооружение только в 1976 году — значительно позднее, чем планировалось. Советская танковая промышленность была занята исправлением недостатков танков Т-64, а к производству Т-72 готовилась, потому что это был более дешевый запасной вариант. В то же время, Советы наращивали производство танков Т-55 и Т-62 для своих арабских союзников, потерявших сотни бронированных машин в ходе войны Судного дня в 1973 году.

Первые модели Т-80 также имели свои проблемы. В ноябре 1975 года бывший тогда министром обороны Андрей Гречко запретил дальнейшее производство этих танков из-за слишком большого расхода топлива и незначительного увеличение огневой мощи в сравнении с Т-64А. И только спустя пять месяцев преемник Гречко Дмитрий Устинов разрешил начать серийное производство этого нового танка.

Строительство первой модели Т-80 продолжалось всего два года, поскольку его превзошел по своим характеристикам танк Т-64Б, у которого была новая система управления огнем, позволявшая вести стрельбу из основного орудия ракетами 9М112 «Кобра». Еще более важным моментом было то, что Т-80 стоил почти в три с половиной раза дороже, чем Т-64А.

На смену базовой модели в 1978 году пришел танк Т-80Б. Он считался наиболее современным и высококлассным танком на Востоке, и поэтому большая часть Т-80Б направлялась в места самого высокого риска — в Группу советских войск в Германии.

За высокую скорость его прозвали «танком Ла-Манша». В советских военных играх было принято считать, что Т-80Б смогут достичь берегов Атлантического океана за пять дней — при условии, что у них не закончится топливо.

Новый советский танк многое позаимствовал у Т-64. В дополнение к подкалиберным, кумулятивным и противопехотным осколочным снарядам его 125-мм гладкоствольное орудие 2А46М-1 могло производить пуски тех же самых ракет 9К112 «Кобра».

Поскольку противотанковые управляемые ракеты были значительно дороже, чем обычные танковые снаряды, в боекомплект этого танка входило всего четыре ракеты, но 38 снарядов. Ракеты были предназначены для того, чтобы сбивать ударные вертолеты и поражать машины с установленными на них системами ПТУРС за пределами дальности стрельбы обычными снарядами танка Т-80Б.

Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм пулемет НСВТ «Утес» на командирской башенке составляли комплекс противопехотного вооружения этого танка.

Т-80 уже мог похвастаться современной композиционной броней, но еще большую бронезащиту ему обеспечивал комплекс динамической защиты (КДЗ) «Контакт-1». Оснащенные горизонтальными слоями такой брони танки Т-80 (аналогичная конфигурация КДЗ была у последних моделей Т-72А) получили название Т-80БВ.

В 1987 году вместо Т-80Б стали производиться Т-80У, хотя по общему количеству они не превзошли своих предшественников.

На танке Т-80У была установлена система динамической защиты «Контакт-5». Она представляла собой усовершенствованный вариант КДЗ «Контакт-1», которая состояла из навесных контейнеров со взрывчаткой, тогда как система «Контакт-5» имела набор направленных наружу пластин заводского изготовления для отклонения атакующего боеприпаса. Система «Контакт-1» эффективна только против кумулятивных снарядов, тогда как система «Контакт-5» также защищает от кинетических бронебойных снарядов с отделяющимся поддоном.

Внутри Т-80У вместо системы управления огнем 1А33, которой оснащались модели Т-80Б, была установлена более современная система 1А45. Инженеры заменили ракеты «Кобра» на управляемые по лазерному лучу ракеты 9К119 «Рефлекс». Это более надежное оружие, обладающее большей дальностью и большей силой поражения. В танке Т-80 разместили на семь 125-мм снарядов больше, чем в Т-80Б.

Однако танк Т-80У производился недолго. Его новая силовая установка ГТД-1250 по-прежнему потребляла слишком много топлива и была сложна в обслуживании. Вместо нее стали производить дизельную модель Т-80УД. Это был последний вариант танка Т-80 советского производства. Это также была первая модель, которую удалось увидеть в действии за пределами полигона… если под «действием» понимать обстрел из танкового орудия российского парламента в октябре 1993 года во время конституционного кризиса.

В декабре 1994 года началась война против сепаратистов в Чечне, где впервые применили Т-80… и это стало для него катастрофой эпического масштаба.

Когда повстанцы в Чечне провозгласили независимость, российский президент Борис Ельцин приказал войскам вернуть эту бывшую советскую республику в состав России с помощью силы. В созданную группировку вошли Т-80Б и Т-80 БВ. Экипажи не готовились воевать на танках Т-80. Они не знали о его прожорливости и иногда полностью сжигали запас топлива на холостом ходу.

Наступление российских вооруженных сил на чеченскую столицу город Грозный было больше похоже на кровавую бойню для наступающих. В период с 31 декабря 1994 года до вечера следующего дня около тысячи солдат погибли, а 200 единиц техники было уничтожено. Самые современные российские танки Т-80Б и Т-80БВ в составе российской наступающей группировки понесли ужасные потери.

Хотя Т-80 хорошо защищены от прямых лобовых попаданий, многие танки были уничтожены в результате катастрофических взрывов, а их башни отлетали после многочисленных выстрелов чеченских боевиков из гранатометов РПГ-7В и РПГ-18.

Оказалось, что автомат заряжания Т-80 «Корзина» имела роковой изъян в конструкции. В системе автоматического заряжания готовые снаряды хранились в вертикальном положении, и их только частично защищали опорные катки. Направленный выше опорных катков в бок танка выстрел из РПГ часто вызывал детонацию боекомплекта и приводил к срыву башни.

В этом отношении Т-72А и Т-72Б наказывались аналогичным образом, однако они имели несколько большую вероятность выживания в случае бокового попадания, потому что их система автоматического заряжания использовала горизонтальное расположение боеприпасов, которые находились ниже ободьев опорных катков.

Второй существенный недостаток Т-80, как и у предыдущих российских танков, был связан с минимальными углами вертикального возвышения и склонения орудия. Из танка нельзя было выстрелить по повстанцам, которые вели огонь с верхних этажей зданий или из подвалов.

Справедливости ради надо сказать, что причиной больших потерь стала слабая выучка экипажей, недостаток натренированности и катастрофическая тактика. Россия так торопилась начать боевые действия, что танки Т-80БВ вошли в Грозный, не заполнив взрывчаткой контейнеры динамической защиты, что сделало эту защиту бесполезной. Говорили даже о том, что некоторые солдаты продавали взрывчатку для того, чтобы заработать дополнительные деньги к своему скудному денежному содержанию.

Российская армия к тому времени напрочь забыла тяжелые уроки боев в городских условиях времен Второй мировой войны. Во время холодной войны только подразделения спецназа и берлинский гарнизон проходили подготовку к ведению таких боев. Не ожидая значительного сопротивления, российские войска вошли в Грозный, и при этом солдаты находились в БМП и БТРах. Их командиры терялись на улицах, потому что у них не было соответствующих карт.

Поскольку российские военнослужащие не очень хотели выходить из своих машин и зачищать здания комнату за комнатой, их чеченские противники, знавшие недостатки российской бронетехники по службе в Советской Армии, получили возможность превращать танки и бронемашины в крематории.

Российскому командованию легко сваливать вину за чеченскую катастрофу на недоработки конструкции Т-80, скрывая просчеты оперативного планирования и недостатки тактики. Но в конечном итоге, именно недостаток денег стал причиной того, что более дешевые Т-72 заменили собой Т-80, став главной машиной для российского экспорта и для военных действий после чеченской войны.

Когда распался Советский Союз, Россия потеряла производивший Т-80УД завод в Харькове, который стал собственностью Украины. Завод в Омске, где делали Т-80У, оказался банкротом, тогда как ленинградский ЛКЗ уже не выпускал более раннюю модель Т-80БВ.

Для России больше не имело смысла держать на вооружении три типа танков: Т-72 (А и Б), Т-80 (БВ, У и УД) и Т-90 (модернизированный вариант Т-72БУ). Финансовые затраты и проблемы обеспечения запчастями были слишком велики. Все эти модели имели одно 125-миллиметровое орудие 2А46М и одинаковые по своим характеристикам ракеты, запускаемые через ствол орудия. Но у всех у них были разные двигатели, системы управления огнем и шасси.

Если говорить упрощенно, то эти танки имели одинаковые возможности, но очень разные запчасти вместо того, чтобы иметь одинаковые запасные части и разные возможности. Поскольку Т-80У был намного дороже, чем Т-72Б, было вполне логично, что выбор испытывавшей финансовые проблемы России пал на Т-72.

Однако Москва продолжала экспериментировать с Т-80. Специалисты поставили на него активную систему защиты, в которой использовался работающий в миллиметровом диапазоне радар для слежения за подлетающими ракетами и применения контрмер. В результате в 1997 году появился Т-80УМ-1 «Барс». Однако в производство он не был запущен — вероятно, из-за бюджетных ограничений.

Россия не использовала Т-80 во второй чеченской войне в 1999-2000 годах и не применяла их в ходе непродолжительного конфликта с Грузией в 2008 году (насколько нам известно). Пока танки Т-80 не участвовали в войне на Украине.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Основной боевой танк Т-80 выполнен по классической компоновочной схеме. В передней части корпуса, строго по продольной оси, расположено отделение управления. Боевое отделение, где установлено основное и вспомогательное вооружение и оборудованы места командира (справа от пушки) и наводчика (слева от пушки), расположено в средней части корпуса во вращающейся башне. Кормовую часть танка занимает моторно-трансмиссионное отделение, где изолировано от двух первых отделений установлены газотурбинный двигатель с обслуживающими его системами и агрегаты трансмиссии. Благодаря использованию компактных узлов и агрегатов, а также очень плотной их компоновке удалось обеспечить низкий силуэт машины и оптимальную массу.

Серьезно проработан вопрос защищенности экипажа и внутреннего оборудования танка от поражения противотанковыми средствами и оружием массового поражения.

Бронирование корпуса и башни дифференцировано по толщине и составу в соответствии с вероятностными законами обстрела машины по направлениям и мощности применяемых противотанковых средств. С учетом этих же законов броневым деталям приданы наиболее рациональные углы наклона. Для повышения стойкости против кумулятивных боеприпасов лобовые части корпуса и башни защищены композитной броней, включающей, кроме стали, неметаллы.

Набор неметаллических элементов способствует "излому" кумулятивной струи и потере ее энергии. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными щитками, представляющими собой сплошные (по всей длине борта) экраны, изготовленные из армированной резины с броневыми плитами (передняя половина длины экрана). Такая преграда вызывает преждевременный подрыв кумулятивного боеприпаса и значительную потерю энергии струи до достижения основной брони борта танка.

Для обеспечения защиты от высокоточных средств, поражающих танк, как правило, из верхней полусферы в зону моторно-трансмиссионного отделения (все они в основном с тепловыми головками самонаведения), направляющую решетку выпускного коллектора выполнили коробчатой формы. Это позволило несколько удалить место выхода горячих газов от кормового броневого листа и фактически "обмануть" самонаводящиеся средства. Кроме того, имеющийся на машине комплект оборудования подводного вождения танка (ОПВТ) разместили на корме башни, прикрыв таким образом значительную часть крыши МТО.

Внутренние стенки боевого отделения и отделения управления покрыли слоем подбоя из полимерного материала. Он выполняет двойную защитную функцию. При попадании в танк кинетических и бронебойно-фугасных противотанковых боеприпасов он препятствует разлету внутри корпуса мелких броневых осколков, образующихся на внутренней поверхности брони. Кроме того, благодаря специально подобранному химическому составу, этот подбой существенно ослабляет воздействие на экипаж гамма-излучения. Дня этих же целей служат специальная плита и вставка в сиденье механика-водителя (защита его от излучения при преодолении зараженных участков местности).

Предусмотрена и защита от нейтронных средств поражения. Как известно, наиболее эффективно эти частицы с нулевым зарядом задерживаются водородосодержащими материалами. Поэтому подбой, о котором говорилось выше, выполнен именно из такого материала. Топливные баки системы питания двигателя расположены снаружи и внутри машины таким образом, чтобы окружить экипаж практически сплошным антинейтронным поясом.

Также для защиты от оружия массового поражения (ядерного, химического и бактериологического и для тушения возникающих в машине пожаров предназначена установленная в танке специальная полуавтоматическая система коллективной защиты (СКЗ). Она включает: прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), аппаратуру коммутации ЗЭЦ-11–2, фильтровентиляционную установку (ФВУ), подпоромер, механизм остановки двигателя (МОД), закрывающиеся уплотнения с исполнительными механизмами и постоянные уплотнения корпуса и башни.


Передний броневой лист корпуса Т-80 с перископами механика-водителя Перископы и люк механика-водителя


Передние перископы наводчика Боковой перископ наводчика


Установка прицелов наводчика Командирская башенка с пулеметом на Т-80 и Т-80Б


Кормовая часть башни Кормовая часть башни и люк наводчика


Бортовые резиновые экраны с внутренними стальными пластинами Бортовые резиновые экраны с внешними стальными пластинами


Направляющая решетка выхлопного устройства ГТД Узел навески "коробки" выхлопного устройства


Навеска ОПВТна Т-80
Навеска ОПВТ на Т-80У (вариант)

Работает система в двух режимах: автоматическом и ручном - по командам с пульта управления (в исключительных случаях для тушения пожаров по команде с пульта ПИ-5).

В автоматическом режиме (основном) при обнаружении за бортом танка радиоактивного или химического заражения воздуха (с помощью прибора ПРХР в режиме постоянного контроля воздуха) с датчиков системы поступает команда на исполнительные механизмы закрывающихся уплотнений и включается фильтровентиляционная установка, создающая в обитаемых отделениях избыточное давление очищенного воздуха. В это же время срабатывает звуковая и световая сигнализация, оповещая экипаж о характере заражения местности. Эффективность и надежность функционирования системы доказаны в ходе специальных испытаний с моделированием ситуаций по зараженности воздуха, близких к реально возможным.


Заборник проб воздуха, из комплекта ПРХР
Заборник воздуха ФВУ

Противопожарное оборудование связано с СКЗ через аппаратуру коммутации ЗЭЦ-11–2 и может работать автоматически или от кнопок на пультах у механика-водителя и командира. В автоматическом режиме оборудование срабатывает по сигналу, поступающему с термодатчиков аппаратуры ЗЭЦ-11–2. При этом выключается нагнетатель и закрываются клапаны ФВУ и срабатывает МОД. В результате прекращается доступ воздуха в МТО. Затем подрывается пиропатрон одного из трех баллонов с огнегасящим составом и через распылитель осуществляется заполнение им соответствующего (месту возникновения пожара) отделения танка. После тушения пожара нагнетатель ФВУ автоматически включается с открыванием клапанов, что способствует быстрому удалению продуктов сгорания и огнегасящего состава из обитаемых отделений танка. При этом снимается электрический сигнал с МОД что дает возможность осуществить запуск двигателя.

Перечисленные конструктивные решения служат для защиты экипажа и внутреннего оборудования танка в случае попадания в него различных противотанковых средств. Для того чтобы снизить вероятность их попадания, на Т-80 установили термодымовую аппаратуру. Таким образом повысили маскировочные свойства машины, что в сочетании с ее низким силуэтом и высокими динамическими качествами значительно затрудняет противнику возможность точного прицеливания.



Установка зенитного 12,7 мм пулемета НС ВТ на Т-80 и Т-80Б Гнездо спаренного 7,62 мм пулемета Привод дистанционного управления зенитным пулеметом на Т-80У
Привод и звеньесборник зенитного пулемета

СИСТЕМА ВООРУЖЕНИЯ

В качестве основного вооружения использовали хорошо зарекомендовавшую себя на Т-64А стабилизированную в двух плоскостях гладкоствольную пушку Д-81 (2А46) калибра 125 мм с автоматом заряжания. Дальность прямого выстрела из нее подкалиберным снарядом (начальная скорость 1800 м/с) составляла 2100 м. С пушкой спарен танковый пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, также используемый на предыдущих машинах. Зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм установили на турели командирской башенки. Оптический стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2–49 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали позволял наводчику быстро и с высокой точностью определять дальность до цели в пределах 1000–4000 м. Для определения меньших дальностей в поле зрения прицела имелась дальномерная шкала. Данные замера автоматически вводились в прицел (прицельная марка поднималась или опускалась). Также автоматически вводились поправки на скорость движения танка (механизм АД) и тип применяемого снаряда (механизм баллистик). В одном блоке с прицелом выполнили пульт управления наведением оружия с кнопками определения дальности и стрельбы. Ночные прицелы командира и наводчика Т-80 были заимствованы с Т-64А.



ГТД-1000 с агрегатами систем силовой установки, вид слева
ГТД-1000, вид спереди на входное устройство Бак-стеллаж Два независимых вала с центробежными компрессорами и их турбинами
Проточная часть ГТД-1000, продольный разрез
Камера сгорания, турбины компрессоров и РСА ГТД-1000

В целом, башня первых образцов танка Т-80 в значительной степени была аналогична устанавливаемой на Т-64А (включая и приборы прицеливания и наблюдения, а также комплекс управления огнем). Различие было только в емкости механизированной боеукладки автомата заряжания. Здесь удалось разместить только 28 выстрелов вместо 30 у Т-64.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА И ЕЕ СИСТЕМЫ

Силовая установка Т-80 состоит из газотурбинного двигателя ГТД-1000Т (мощностью 736 кВт (1000 л.с.)), с обслуживающими его системами, и набора специального оборудования. Двигатель выполнен по трехвальной схеме с двумя независимыми турбокомпрессорами и свободной силовой турбиной. В машине он расположен продольно (силовой турбиной назад) и крепится в трех точках. В отличие от всех предыдущих танков передняя точка крепления двигателя у Т-80 расположена не на днище, а на верхнем броневом листе корпуса. Две другие опоры аналогичны опорам на Т-64А - в бугелях в местах соединения с коробками передач.

Системы, обслуживающие двигатель (топливная, смазки, воздухоочистки, воздушная), выполнены в одном с ним блоке (за исключением топливных и масляных емкостей и некоторых насосов) и конструктивно сильно отличаются от тех, которые применялись в танках с дизельными двигателями. Так, топливная система этого танка кроме традиционных функций (хранение, транспортировка, очистка топлива и подача его в камеру сгорания) еще осуществляет управление панелью запуска двигателя, предохраняет его от работы на режимах, превышающих предельные по температуре газа и оборотам турбокомпрессоров и силовой турбины, обеспечивает работу гидромеханизма привода регулируемого соплового аппарата, периодически удаляет топливо из проточной части двигателя.



Усиление на передней части крыши МТО под крепление двигателя
Навеска "коробов" ОПВТ на Т-80 Навеска "коробов" ОПВТ на Т-80У (вариант)

Всего в топливной системе (в наружной и внутренней группах) 13 баков. На правой и левой надгусеничных полках расположены 5 баков (2 - на правой и 3 - на левой). Внутри машины баки установлены практически по всему периметру корпуса, опоясывая боевое отделение. В передней части установлены передний левый и передний правый баки и бак-стеллаж. В баке-стеллаже уложены боеприпасы (вариант так называемой мокрой боеукладки). Далее, по часовой стрелке, располагаются средний правый (в боевом отделении), правый, кормовой и расходный баки (в моторно-трансмиссионном отделении) и левый средний (в боевом отделении). Таким образом максимально эффективно использован



Опорный каток
Объект 172М
Объект 167


Танк Т-80 ГТД-1000


Выстрел по мишени Преодоление водной преграды вброд


Основной боевой танк Т-80


Опорный каток и балансир, вид из-под днища корпуса Поддерживающие катки и ограничители хода балансиров


Ведущее колесо "звездочка"


Звенья гусеницы
"Ограничитель", предохраняющий от попадания посторонних предметов в зазор между гусеницей и корпусом

практически весь забронированный объем танка (за исключением необходимого для боевой работы экипажа) и обеспечена высокая степень защищенности от поражающего воздействия нейтронного оружия.

Система управления работой двигателя также существенно отличается от систем известных дизельных двигателей. Она состоит из механического привода подачи топлива и гидросервопривода регулируемого соплового аппарата (РСА). Управление подачей топлива может осуществляться педалью или рукояткой сектора ручной подачи. Однако пользуются этими приводами ограничено, как правило, лишь для установки определенного режима подачи топлива. Управление же разгоном и торможением двигателя осуществляют с помощью РСА. Он представляет собой поворотные лопатки в проточной части двигателя перед рабочим колесом свободной турбины. За счет поворота лопаток РСА обеспечиваются торможение машины двигателем, регулирование частот вращения свободной турбины (через редуктор соединена с трансмиссией) во время движения танка, а также предотвращение разноса ротора турбины в момент переключения передач.

Благодаря отсутствию жесткой связи между трансмиссией и валом двигателя (имеется только газовая связь между ротором свободной турбины и второй турбины) остановка рабочего колеса свободной турбины (вследствие высокого сопротивления движению танка) не приводит к остановке двигателя.



Направляющее колесо "Головка" привода механизма натяжения гусеницы
Навеска на танк приспособления для самоокапывания

Одним из наиболее важных элементов силовой установки Т-80 является система воздухоочистки. Это объясняется тем, что газовая турбина на режиме максимальной мощности потребляет много воздуха (до 4 кг/с), скорость его потока очень высока. Естественно, что двигатель весьма чувствителен к наличию пыли в поступающем в него воздухе. Поэтому в танке Т-80 установлена система воздухоочистки высокой эффективности. В ее конструкции реализовано компромиссное решение: достигнута высокая эффективность очистки воздуха от механических частиц при минимальном сопротивлении на впуске. В состав системы входят: воздухозаборные жалюзи крыши моторно-трансмиссионного отделения с защитной сеткой, блок воздухоочистителя и масляных радиаторов; вентилятор обдува агрегатов; два вентилятора отсоса пыли и охлаждения масла; два воздуховода выброса охлаждающего воздуха и пыли; люк моторной перегородки; воздушные фильтры соплового аппарата турбины высокого давления и наддува полостей опор. Блок воздухоочистителя (одноступенчатый инерционного типа) и радиаторов установлен поперечно в моторно-трансмиссионном отделении и крепится к передней опоре моноблока. Все вентиляторы имеют привод от двигателя и установлены на передней коробке приводов. Работает система воздухоочистки в двух режимах: движение по суше и движение с ОПВТ. В первом случае воздух забирается из атмосферы над жалюзи воздухоочистителя и, пройдя через циклоны, поступает в проточную часть двигателя. При установке ОПВТ на впускные жалюзи крепят специальные кожухи, воздухопитающую трубу и газоотводящую трубу. Вместо крышки корпуса воздухоочистителя устанавливают сетку. В этом режиме поток воздуха забирается через воздухопитающую трубу и поступает сначала под левый кожух и, через соединительный патрубок, под правый, а далее - в блок воздухоочистителя, аналогично работе при движении по суше. В этом случае несколько возрастает сопротивление на впуске воздуха. Для компенсации этих потерь используется заряд из системы выбора охлаждающего воздуха и пыли, поступающий в МТО (воздуховоды выброса при этом закрыты) и забираемый вновь в воздухоочиститель и далее в проточную часть двигателя.

Для обеспечения нормального функционирования двигателя и обслуживающих его систем в различных условиях эксплуатации в состав силовой установки Т-80 включено специальное оборудование. К нему относятся: системы сдува пыли и вибрационной очистки; устройство для распыливания топлива сжатым воздухом и продувки форсунок, термическая дымовая аппаратура.

Система сдува пыли предназначена для удаления отложений пыли из межлопаточных каналов рабочих колес компрессоров двигателя при эксплуатации в условиях высокой запыленности воздуха. Для этой цели используется сжатый воздух из воздушных баллонов. Система работает в двух режимах - автоматическом и ручном. Для очистки корпуса и лопаток соплового аппарата турбины компрессора высокого давления от стеклоподобных отложений, расплавленной в камере сгорания лессовой пыли, используется система вибрационной очистки.

Устройство распыливания топлива и продувки форсунок предназначено для улучшения распыливания дизельного топлива и дизреактивных смесей (обеспечения многотопливности и облегчения пуска) при запуске двигателя, а также для продувки форсунок после его остановки. Термическая дымовая аппаратура обеспечивает постановку маскирующих дымовых завес при ведении боевых действий. Поскольку в качестве дымообразующего вещества используется топливо из системы питания двигателя, аппаратура может действовать многократно.



Навеска бревна для самовытаскивания Узлы для навески минного трала

В ходе длительных испытаний по всей совокупности дорожно-грунтовых и климатических условий, а также в период войсковой эксплуатации, на длительных маршах и во время учений и тактических занятий были доказаны высокая эффективность и надежность газотурбинной силовой установки, выявлены резервы ее дальнейшего совершенствования, которые реализовали на последующих моделях Т-80.

ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Трансмиссия танка Т-80 двухблочная механическая, с гидравлической сервосистемой управления. В ее состав входят две бортовые планетарные коробки передач, конструктивно объединенные в один блок с бортовыми редукторами. Коробки передач похожи на стоявшие на Т-64, однако отличаются от них числом передач (4 вместо 7). Такому сокращению способствовала благоприятная моментная характеристика двигателя, существенно расширившая диапазон применения каждой передачи. Благодаря этому удалось при сохранении приемлемых габаритов коробок значительно усилить их элементы, что, в свою очередь, способствовало повышению надежности и долговечности агрегатов. Прямолинейное движение танка обеспечивается синхронной работой обоих блоков, а поворот осуществляется за счет включения в коробке отстающего борта пониженной на одну ступень передачи. Поэтому поворот с минимальным расчетным радиусом, равным ширине колеи танка, возможен, как у Т-64, только на 1-й или задней передаче. Однако в зависимости от положения рычага управления обеспечиваются: повороты машины со свободным радиусом (в начале хода рычага), зависящим от дорожно-грунтовых условий, так как в этот момент в коробке отстающего борта передача просто выключается; плавные повороты (при дальнейшем перемещении рычага) за счет пробуксовки фрикционов включения и плавного уменьшения радиуса поворота от величины свободного; повороты с расчетным радиусом на передаче (при полностью выжатом рычаге).

Механизма сцепления в традиционном понимании в трансмиссии танка Т-80 нет. Его роль выполняет упоминавшийся выше РСА. При переключении передач педаль РСА перемещают до упора. В этом случае лопатки соплового аппарат поворачиваются на 70–80° от положения, соответствующего максимальной тяговой мощности турбины, что приводит фактически к ее остановке (положение нулевой мощности). Причем переместить рычаг избирателя можно только при выжатой педали РСА, поскольку в исходном положении она механически и электрически блокирует гидросервопривод переключения передач. Таким образом обеспечена гарантированная защита ротора турбины от разноса. Кстати, отсутствие такого механизма в двигателе ГТД-ЗТ объекта 167-Т привело к разрушению лопаток турбины во время испытаний.



Задний буксировочный крюк Замок буксировочного крюка

Приводы управления коробками передач того же типа, что и на Т-64. Задающими элементами их являются расположенные в отделении управления рычаг переключения передач, два рычага управления поворотом и педаль тормоза, исполнительными же устройствами являются гидросервоприводы. Механик-водитель, воздействуя на любой задающий элемент управления, прилагает усилия, необходимые для поворота маленького золотника в механизмах распределения. Для этого требуются столь малые усилия, что на некоторых органах управления (например, в приводе управления поворотом) пришлось установить догружатели.

Для обеспечения безударного и плавного включения передач в системе гидроуправления имеется специальная коробка плавности. Благодаря ее наличию процессы снятия давления масла в бустерах фрикционов обеих коробок (при выключении передачи) и его нарастания регулируются по времени автоматически.

Торможение машины осуществляется в момент нажатия педали, которая через механический привод воздействует на золотник управления гидроусилителя, поршень последнего, перемещаясь под давлением, включает остановочные тормоза коробок передач. Стояночный же тормоз (горный) имеет механический сервопривод.

Гусеничный движитель танка Т-80 (применительно к одному борту) состоит из мелкозвенчатой гусеницы с резинометаллическим шарниром и обрезиненной беговой дорожки, шести сдвоенных опорных катков с наружной амортизацией в виде резиновых массивов, пяти обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса со съемными венцами и направляющего колеса с механизмом натяжения.

Как уже отмечалось, повышение динамических характеристик танка за счет установки более мощного, чем у Т-64 и Т-72, двигателя привело к необходимости совершенствования ходовой части. Однако ее конструкция, подобная Т-72, была слишком тяжела, подобная Т-64 - просто не выдержала бы нагрузок. Конструкторы нашли компромиссный вариант. Опорные катки сделали несколько меньшего диаметра, чем у Т-72, а беговую дорожку гусеницы (внутреннюю поверхность траков) покрыли резиновыми башмаками.

Гусеница машины мелкозвенчатая цевочного зацепления (передача усилия от ведущего колеса осуществляется через скобы, закрепленные на концах пальцев) состоит из 80 траков с резинометаллическим шарниром. Каждый трак состоит из двух штампованных звеньев, в проушины которых запрессованы два пальца, а на верхнюю часть привулканизированы резиновые подушки. Соединяются между собой траки в средней части гребнями и башмаками, которые скрепляются болтами. По краям на пальцы соседних траков одеваются скобы (так называемые бинокли). Гусеничные ленты симметричны и могут быть надеты со стороны любого борта.

Ведущее колесо состоит из сваренной из двух частей ступицы, двух съемных зубчатых венцов и ограничительного диска. Зубчатые венцы имеют по 12 зубьев, рабочие участки профилей которых усилены износостойкими наплавками. По мере износа зубьев ведущие колеса меняют местами или заменяют на них зубчатые венцы. Опорный каток Т-80 двухскатный, со съемными дисками, выполнен из алюминиевого сплава. Наружная поверхность дисков навулканизирована массивной резиновой шиной. Поддерживающие катки односкатные, также снабженные резиновой шиной.

Направляющее колесо машины состоит из двух сваренных между собой литых дисков с окнами для выхода грязи и снега и ребрами жесткости. В расточках осей направляющих колес размещены редуктор и датчик электроспидометра (на правом) и редуктор с тахогенератором для обеспечения роботы механизма АД (на левом). Механизм натяжения гусеницы одночервячный с глобоидным зацеплением, непосредственно воспринимает усилия, действующие на направляющее колесо.

Подвеска машины индивидуальная. В качестве упругих элементов используются длинные, во всю ширину корпуса танка, торсионы, обеспечивающие большой динамический ход опорных катков. На 1, 2 и 6-м узлах подвески установлены мощные гидравлические телескопические амортизаторы двухстороннего действия. В целом ходовая часть Т-80 удовлетворяет требованиям маршевых условий и обеспечивает высокую проходимость по слабонесущим и сыпучим грунтам в условиях боя. Конструкция танка получилась достаточно легкая ("ажурная") и надежная, имеющая резерв для увеличения массы танка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

На машине имеется несколько комплектов специального оборудования предназначенных для повышения автономности машины в условиях боевых действий. К ним относятся ОПВТ (о ней говорилось выше), оборудование для самоокапывания и оборудование для самовытаскивания. Оборудование для самоокапывания представляет собой отвал с четырьмя распорками и направляющими, который установлен на нижнем переднем броневом листе корпуса танка. С его помощью машина может самостоятельно, без привлечения специальных инженерных средств, отрыть для себя укрытие в течение короткого времени.

Комплект средств для самовытаскивания еще более прост. Это бревно, два троса с петлями и скобы с болтами и гайками. Используя этот нехитрый набор, экипаж танка в состоянии без привлечения эвакосредств обеспечить самостоятельный выход машины в случае застревания ее одной или двумя гусеницами на грунте со слабыми сцепными качествами.

Кроме этого, на Т-80 имеются специальные приспособления для установки противоминного трала КМТ-6, с помощью которого можно проделывать колейные проходы в минно-взрывньх заграждениях.



Т-80УД на улицах Москвы, август 1991 г. (фото Д. Гринюка)

Т-80 – это основной боевой танк советского производства. Он является первым в мире танком, который оснастили единой силовой газотурбинной установкой. Состоял на вооружении Советской Армии с 1976 года. Первые серийные образцы, которые были созданы на основе Т-64 в СКБ-2, были выпущены в Кировском заводе в Ленинграде. Имеются в составе Вооруженных сил таких государств, как Южная Корея, Украина, Россия и других. Модификация Т-80У изготовлялась на заводе «Омсктрансмаш», а Т-80УД на харьковском заводе имени Малышева. В свою очередь, у Т-80УД также имеются модификации – украинские БМ «Оплот» и Т-84.

1. Фотографии

2. Видео

3. История

Дебютный «кировский» газотурбинный танк нового поколения, получивший обозначение «объект 219 сп 1», был произведен в 1969 году и внешне был похож на опытный газотурбинный танк Т-64Т, изготовленный в Харькове. Машину оборудовали разработанным в НПО им. В.Я. Климова, двигателем ГТД-1000Т. Разработка с обозначением «объект 219 сп 1» отличалась от прототипа-предшественника значительными изменениями ходовой части. В частности, были разработаны поддерживающие и опорные катки, новые направляющие и ведущие колеса, гидравлические амортизаторы, гусеницы с беговыми обрезиненными дорожками и торсионные валы с усовершенствованными характеристиками. Также видоизменилась форма башни. С Т-64А этот танк объединяли боеприпасы, пушка, механизм заряжения (не такой, который имеется на Т-72 и его модификациях), бронезащита, а также отдельные системы и узлы.

4. Тактико-технические характеристики

4.1 Размеры

  • Длина корпуса, мм: Т-80 – 6780; 6982; Т-80У – 7012; Т-80УД — 7020
  • Длина с пушкой вперёд, мм: Т-80 – 9656; Т-80Б (Т-80БВ) – 9651; Т-80У – 9556; Т-80УД — 9664
  • Ширина корпуса, мм: Т-80 – 3525; Т-80Б (Т-80БВ) – 3582; Т-80У – 3603; Т-80УД — 3755
  • Высота по крышу башни, мм: Т-80 – 2300; Т-80Б (Т-80БВ) – 2219; Т-80У, Т-80УД — 2215
  • Клиренс, мм: Т-80, Т-80Б (Т-80БВ), Т-80У – 451; Т-80УД – 529.

4.2 Бронирование

  • Тип брони: противоснарядная, литая и катаная комбинированная и стальная
  • Динамическая защита: Т-80У, Т-80УД – Контакт-5
  • Активная защита: Т-80УД — «Штора».

4.3 Вооружение

  • Марка пушки: Т-80 — 2А46-1; Т-80Б (Т-80БВ) – 2А46-2/2А46М-1; Т-80У – 2А46М-1/2А46М-4; Т-80УД – 2А46М-1
  • Тип пушки: гладкоствольная пушка
  • Калибр пушки: 125 мм
  • Длина ствола, калибров: 48
  • Боекомплект пушки: Т-80 – 40; Т-80Б (Т-80БВ) – 38; Т-80У, Т-80УД — 45
  • Углы ВН, град.: −5…+14°
  • Дальность стрельбы, км: ПТУР: 5,0, БОПС: 3,7
  • Прицелы: ночной перископический ТПН-3-49, оптический прицел-дальномер ТПД-2-49
  • Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ, 1 × 12,7-мм НСВТ
  • Управляемое вооружение: Т-80Б (Т-80БВ) — 9К112-1 «Кобра» / 9К119 «Рефлекс»; Т-80У — 9К119 «Рефлекс» / 9К119М «Рефлекс-М»; Т-80УД — 9К119 «Рефлекс».

4.4 Подвижность

  • Марка и тип двигателя: Т-80 — ГТД-1000Т (газотурбинный); Т-80Б (Т-80БВ) — ГТД-1000ТФ (газотурбинный); Т-80У — ГТД-1000ТФ/ГТД-1250 (газотурбинный); Т-80УД – 6ТД (дизельный)
  • Мощность двигателя, л. с.: Т-80, Т-80УД: 1000; Т-80Б (Т-80БВ): 1100; Т-80У – 1100/1250
  • Скорость по шоссе, км/ч: Т-80, Т-80Б (Т-80БВ), Т-80У – 70; Т-80УД — 60
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: Т-80 – 50; Т-80У — 60
  • Запас хода по шоссе, км: Т-80, Т-80Б (Т-80БВ) – 500; Т-80У – 450; Т-80УД — 560
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 250
  • Удельная мощность, л. с./т: Т-80 — 23,8; Т-80Б (Т-80БВ) — 25,8 (25,17); Т-80У — 21,74/27,2; Т-80УД — 21,7
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: Т-80 — 0,83; Т-80Б (Т-80БВ) — 0,865; Т-80У — 0,93; Т- 80УД — 0,924
  • Преодолеваемый подъём, град.: 32°
  • Преодолеваемая стенка, м: 1,0
  • Преодолеваемый ров, м: 2,85
  • Преодолеваемый брод, м: 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой; 5,0 с ОПВТ).

4.5 Остальные параметры

  • Боевая масса, т: Т-80 – 42; Т-80Б (Т-80БВ) — 42,5 (43,7); Т-80У, Т-80УД – 46
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 3.

5. Модификации

  • 219 сп 1 — модификация Т-64А с внедренным газотурбинным двигателем ГТД-1000Т
  • 219 сп 2 — предсерийный образец с новой ходовой частью
  • 219 сп 2 — основной боевой танк Т-80.
  • 219А — опытный основной танк Т-80А. Разработка проводилась одновременно с «Объектом 478». Впоследствии был дополнен навесной динамической защитой.
  • 219АС — основной боевой танк Т-80У. Оборудован пушкой 2А46М-1; системой запуска дымовых гранат 902Б «Туча»; ППО 3ЭЦ13 «Иней»; комбинированной броней с динамической встроенной защитой; комплексом управления оружием 1А45 «Иртыш» (электронный БВ, ПРНК ТПН-4С, лазерный прицел-дальномер 1Г46, ночной комбинированный прицел ТПН-4 «Буран-ПА», стабилизатор 2Э42) и КУВ 9К119 «Рефлекс». Впоследствии использовались двигатели КУВ 9К119М «Инвар» и ГТД-1250
  • 630А — основной танк Т-80УК. Командирский вариант Т-80У. Оборудован тепловизором «Агава-2»; радиостанциями Р-163К и Р-163У, системой «Штора-1», навигационной системой ТНА-4, усовершенствованным датчиком параметров атмосферы, автономной энергоустановкой АБ-1-П28, системой дистанционного подрыва ОФ-снарядов
  • Т-80УЕ — вариант Т-80УМ, предназначенный для Греции; оборудован усовершенствованными органами управления и гидрообъемной передачей
  • 219АМ-1 — основной танк Т-80УА. Усовершенствованный вариант Т-80У.
  • 219АС-М — основной танк Т-80УМ. Усовершенствованный вариант Т-80У, оборудован: радиопоглощающим покрытием, радиостанцией Р-163-50У, тепловизором «Агава-2»
  • 219АС-М1 — основной танк Т-80УМ1 «Барс». Вариант Т-80УМ, оборудованный двигателем ГТД-1250Г, пушкой 2А46М-4, комплексом активной защиты «Арена-Э», ТВН-5, Р-163УП, «Штора-1», Р-163-50У, системой кондиционирования воздуха, «Велиж»
  • 640 — основной опытный боевой танк Т-80УМ2
  • 291 – оборудован силовой вспомогательной установкой ГТА-18, противопожарным оборудованием ППО «ИНЕЙ», ночным прибором механика водителя ТВН-5 «Манго», тепловизионным прицелом «Агава-2», пушкой 2А46М-4 калибра 125-мм, КУО 1А45М (ИУС 1В558, СТВ-2Э42М, ПДПН-1Г46М) и новый отвал для самоокапывания, включённый в схему защиты. Также использовано радиопоглощающее покрытие РПЗ-86М. Сначала на танк был установлен тепловизионный прицел «Прогресс-2» (Т01-П05), а впоследствии Т01-К05 «Буран-М». Механизм заряжания был приспособлен для размещения снарядов БПС длиной 750 мм
  • 219Р — основной боевой танк Т-80Б. Оборудован пушкой 2А46-2, системой запуска дымовых гранат 902А «Туча», КУВ 9К112-1 «Кобра» и СУО 1А33 (в нее входят БВ 1В517, стабилизатор 2Э26М, комплект датчиков, блок разрешения выстрела 1Г43, лазерный прицел-дальномер 1Г42). Усилилось бронирование башни. Впоследствии оборудовался двигателем ГТД-1000ТФ, башней, унифицированной с Т-64Б и пушкой 2А46М-1
  • 219РВ - основной боевой танк Т-80БВ. Т-80Б, оборудованный динамической навесной защитой «Контакт»
  • 219АС-1 — основной танк Т-80УЕ-1. Усовершенствованный Т-80БВ. Оборудован модернизированной СУО 1А45-1 и башней от списанных Т-80УД. Кроме этого, установлено еще несколько обновлений
  • 219М — усовершенствованный Т-80БВ
  • 219РД — опытная модификация Т-80Б, оборудованная дизельным двигателем А-53-2 (2В-16-2)
  • 219Е — опытная модификация Т-80Б, оборудованная комплексом электро-оптической активной защиты от высокоточного оружия «Штора-1»
  • 630 — основной танк Т-80БК. Командирский вариант Т-80Б, оборудованный дополнительной установкой радио- и навигационной аппаратуры
  • 644 — опытная модификация Т-80, оборудованная дизельным двигателем В-46-6
  • 478 — опытный основной танк. Шасси Т-80, башня «Объекта 476», дизельный двигатель 6ТД
  • 478М - проект основного танка. Усовершенствованный «Объект 478». Оборудован дизельным двигателем 12ЧН и комплексом активной защиты «Шатер»
  • 478Б — основной танк Т-80УД «Берёза». Оборудован зенитной пулемётной установкой с дистанционным управлением; дизельный двигатель 6ТД и навесной ДЗ. Затем – встроенной ДЗ.
  • 478БК - опытная модификация Т-80УД, оборудованная сварной башней.
  • 478Д — опытный основной танк на основе Т-80УД, оборудованный системой управления ракетным вооружением «Айнет»
  • 478ДУ — украинский опытный основной танк на основе объекта 478Д с усовершенствованной ходовой частью. Разработан в Украине.
  • 478ДУ1 — вариант Т-80УД на экспорт. Разработан в Украине
  • 478ДУ2 — основной танк Т-84. Модернизированный Т-80УД, оборудованный новой ДЗ и системой «Штора-1». Разработан в Украине
  • Т-84-120 «Ятаган» — вариант Т-84 на экспорт в Турцию, оборудован двигателем 6ТД-2, пушкой калибра 120 мм, встроенной ДЗ «Нож» и сварной башней с АЗ в кормовой нише. Разработан в Украине
  • 478ДУ9 — основной танк Т-84У. Модернизированный Т-84. Разработан в Украине
  • 478ДУ10 — основной танк БМ «Оплот». Модернизированный Т-84У. Разработан в Украине
  • 478ДУ3 — модернизированный Т-80УД. Разработан в Украине
  • 478ДУ4 — модернизированный Т-80УД, оборудованный улучшенной коробкой переключения передач Разработан в Украине
  • 478ДУ5 — модернизированный Т-80УД, оборудованный кондиционером. Разработан в Украине
  • 478ДУ6 - модернизированный Т-80УД. Разработан в Украине
  • 478ДУ7 - модернизированный Т-80УД. Разработан в Украине
  • 478ДУ8 - модернизированный Т-80УД. Разработан в Украине.

6. Машины на базе танка

  • Ладога — транспортное средство с высокой степенью защиты
  • БРЭМ-80У — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
  • Мста-С — самоходная артустановка
  • Пион — самоходная артустановка
  • С-300В — ЗРК
  • СПМ — пожарная спецмашина
  • ПТС-4 — плавающий транспортёр

7. На вооружении

  • СССР – поступили на вооружение к государствам, образовавшимся после 1991 года
  • Россия – Армия России по состоянию на 2013 год распоряжается 4000 Т-80У и Т-80БВ. 3000 машин находится на хранении. Отказаться от танков планируется к 2015 году
  • Береговые войска Военно-Морского Флота РФ – по состоянию на 2013 год 160 танков Т-72, Т-55М и Т-80
  • Ангола – неопределенное количество Т-80
  • Белоруссия — 69 Т-80Б
  • Великобритания — некоторое количество Т-80У, приобретенное неоткрытым образом для стратегических исследований
  • Египет — 20 Т-80У и 14 Т-80УК
  • Йемен — 66 Т-80
  • Кипр — 82 Т-80У
  • Республика Корея — 80 Т-80У
  • Пакистан — 320 Т-80УД
  • США — 4 Т-80УД, 1 Т-80У
  • Узбекистан — неопределенное количество Т-80БВ
  • Украина — 165 Т-80 на хранении.

8. Боевое применение

  • 4 октября 1993 года шесть танков Т-80УД 12-го гвардейского танкового полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии расстреляли Белый Дом
  • В ходе первой чеченской войны штурмовали Грозный. Во время второй чеченской войны не использовались
  • В январе 2015 года Т-80Б применялись в вооруженном конфликте между войсками правительства и повстанцами-шиитами в Йемене
  • Миссия ОБСЕ в том же месяце обнаружила 10 танков Т-80 на востоке Украины, находящихся на территории, которая контролируется повстанцами.

Танки Т-80 — основные боевые машины, производившиеся серийно ещё в СССР, начиная с 1978 года. Эксплуатация осуществлялась вплоть до 1998 года. Эта боевая единица была первой в своём роде оснащённой системой динамической защиты от снарядов, а также силовой установкой на основе газовой турбины.

Производились также лёгкие танки Т-80 в период с 1942 по 1943 год. Выпущено было лишь 70 образцов. Впоследствии на заводе его «штамповка» была заменена производством артиллерийских комплексов СУ-76М. Легкие танки Т-80 более не выпускались.

История создания

История танка берёт начало в далёком 1964-м, когда на совещании ЦК КПСС было решено разработать новую боевую машину, взяв за основу Т-64. Инновационный танк задумывался как носитель газотурбинного двигателя, который способствовал бы запасу хода в 450 километров при 1000 лошадиных сил и сроке гарантийной работы в 500 часов.

Причина принятия такого решения обусловлена моральным устареванием Т-64. Руководство делало ставку на как на средство повышения эксплуатационных характеристик боевой единицы. Особенностью указанного механизма являлось отсутствие необходимости прогрева перед началом работы, что значительно сокращало время приведения расчёта танка в боеготовность. Особенно в условиях суровой зимы.

Первые испытания

Примерно с 1968 по 1974 год опытные танки Т-80 (тогда ещё носившие скромные экспериментальные названия типа «Объект-219») проходили ряд испытаний. Некоторые показывали неудовлетворительные результаты в работе нового типа двигателя, какие-то вовсе выходили из строя.

После ряда доработок снова проводились тестирования техники - то в условиях высокой запылённости, то при манёврах на заснеженной целине.

Танки Т-80 с дизельным двигателем были отмечены высокими показателями манёвренности при взаимодействии с Машина с лёгкостью выдвигалась на передние позиции с целью атаковать противника, развивая скорость от 20 до 30 км/ч.

На разном типе местности эти танки показывали средние показатели скорости от 20 до 40 км/ч, при этом масляный расход стремился к нулю, а затраты топлива составляли от 435 до 840 литров.

Танк Т-80. Характеристики и модернизация

В 1976 году «Объект-219» был принят на вооружение под маркировкой Т-80. Так появились первые танки с газотурбинным двигателем. Для сравнения: американский танк «Абрамс» был поставлен на поток только в 1980 году.

Танк Т-80 (фото ниже) имел корпус из сварных бронепластин, во многом схожих по конструкции с предшественниками — Т-72 и Т-64А.

Башня полностью отлита из бронестали, имеет сложную конфигурацию и оснащена дальномером. Калибр пушки - 125 мм, орудие оснащено кожухом у основания ствола, зарядный механизм и система досыла снаряда во многом аналогичны Т-64А. Также на башне располагались зенитный пулемёт «Утёс» и пехотный ПКТ.

Стальная катаная и литая, а также комбинированная. Вес танка Т-80 равнялся 42 тоннам. Длина (вместе с пушкой) - примерно 9656 мм, корпуса — 6780 мм, ширина — 3525 мм, высота (от самой нижней точки до верхушки башни) — 3525 мм.

Т-80БВ и другие модернизации

Технический прогресс не стоял на месте. В 1978 году появилась усовершенствованная версия — Т-80Б. Отличалась наличием управляемого оружейного комплекса «Кобра», тактической системой пуска дымовых шашек «Туча» и усиленным бронированием как корпуса, так и башни.

Параллельно разрабатывалась модель Т-80БК на Омском заводе.

В 1985 году на вооружение поступает модель Т-80БВ. Отличается от предшественника наличием на башне и корпусе динамической защиты.

Последней и наиболее удачной модификацией стала модель Т-80У, разработанная в том же 1985-м. Принципы конструкции достались от предшествующих моделей «восьмидесятки». Масса возросла до 46 тонн.

Система управления ведением огня получила ряд усовершенствований, таких как ночной и дневной комплекс прицеливания наводчика и командирский вычислительно-прицельный механизм.

Нововведения позволили вести борьбу не только с бронированными целями, но и с низколетящими вертолётами благодаря комплексной системе управления наведением ракет «Рефлекс». Выстреливаемый снаряд наводится по указателю лазерным лучом на расстоянии от 100 до 5000 метров.

ТТХ новинок

Танки Т-80 по праву считались одними из самых передовых достижений отечественной конструкторской мысли. Для сравнения следует рассмотреть их тактико-технические характеристики.

Т-80БВ обладал массой 43,7 тонны, в то время как Т-80У был тяжелее и весил целых 46.

Длина первого вместе с пушкой составляла 9651 мм, когда усовершенствованная модель была короче — 9556 мм.

Что касается самого корпуса, здесь наоборот. У Т-80Б длина - 6982 мм, ширина - 3582 мм, а Т-80У имел характеристики 7012 мм и 3603 мм соответственно.

Разница в высоте практически незаметна невооружённым глазом. Цифры указывают на разницу лишь в документации — 2219 против 2215 мм.

Прекращение производства

Танк Т-80 (фото ниже) имел ряд модификаций, предназначенных для экспорта в разные страны мира. Таковых - бессчётное множество. К примеру, модель «восьмидесятки» на дизельном двигателе, производимая в Харькове под маркировкой Т-80УД, легла в основу боевой техники Украины: «Оплот», БМ «Оплот» и Т-84.

Производство «восьмидесятки» было прекращено в 1998 году. Причины, к сожалению, неизвестны. Тем не менее боевая машина до сих пор состоит на вооружении армии Российской Федерации.

«Армата»

5 мая 2016 года на параде на Красной площади широкой публике был представлен танк нового поколения Т-14 на платформе «Армата».

Разрабатывался в рамках проекта «Боевые системы будущего», а также для участия в «сетецентрической войне». Под этим термином подразумевается военная доктрина, провозглашённая странами НАТО, представляющая собой координирование действий наступательных или оборонительных сил, объединённых в единую информационную сеть.

Т-14 стал первым в России стелс-танком. Корпус машины сконструирован из особого материала, который затрудняет распознавание техники основными известными радарными волнами и значительно сокращает расстояние, необходимое для захвата цели системами наведения ракет типа «Джавелин» или «Бримстоун».

Особенность танка в том, что экипаж полностью располагается в корпусе. Башня остаётся необитаемой, что способствует также защите членов расчёта в условиях боевых действий.

Комплекс «Армата» оборудован системой «Афганит», позволяющей перехватывать снаряды. Встроенная система формирования дымометаллических завес позволяет «ослепить» радиоуправляемые дроны и мины за счёт искажения сигнала упомянутыми частицами. Это, в свою очередь, не вредит сопровождающей боевую машину пехоте и технике.

Т-14 оснащён динамической бронёй, принцип которой основан на выстреливании бронепластины навстречу летящему снаряду. Считается, что данный способ бронирования также способен отражать выстрелы из противотанкового гранатомёта.

Технический прогресс не стоит на месте, каждый день в тайных лабораториях разрабатываются новые виды вооружения. Известно, что «Армата» поставлена на поточное производство вплоть до 2020 года. И прерывать «штамповку» инновационной техники не планируют даже в условиях кризиса.

Но какой будет новинка, способная превзойти Т-14, неужели футуристические шагающие танки? Время покажет.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: